Картотека (старшая группа) на тему: Картотека трудовых поручений. Общий, совместный и коллективный труд


Приведено с некоторыми сокращениями

На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит От индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.
Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотреть особенности форм организации труда с точки зрения объединения детей в труде. Когда происходит объединение их в коллектив? Что служит средством для этого объединения? Какие задачи наиболее успешно решаются при том или ином объединении детей? Для выяснения этого вопроса перейдем к рассмотрению различных случаев объединения участников в процессе труда, обратившись к конкретным примерам.
Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить печенье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его и вырезает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.
Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы.
Это наиболее простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту задачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять товарищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.
Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» к коллективному труду.
По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам.
Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п.
Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Формы и виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. что позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе, и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду.

Объединяет эти виды труда общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, -- единая. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд -- общий и совместный.

Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поэтому в рамках данной работы рассмотрим подробно организацию совместного труда в старшей группе детского сада.

Организация совместного труда

В условиях совместной деятельности каждый из детей выполняет только одну операцию, входящую в общий процесс труда. Так, во время уборки территории один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит с участка. Здесь налицо и взаимосвязь между участниками, взаимозависимость.

Однако дети дошкольного возраста очень часто принимают свое задание как отдельное, не осознают свою зависимость от других детей.

Поэтому важно, чтобы воспитатель представил работу каждого ребенка как часть общего задания, помог детям осознать, что они все вместе отвечают за результат.

В процессе совместной деятельности бывают в работе тормозы. Причиной этого может быть прежде всего то, что дети работают в разном темпе. Дети по-разному могут реагировать на вынужденную остановку: либо пассивно ждать (в ряде случаев переключаясь на другую деятельность), либо активно воздействовать, входя в разнообразные контакты с участниками: выполнять работу за отстающего, воздействовать на него, советуя, помогая, предъявляя претензии, и пр.

Часто, не учитывая причин задержки, дети могут быть несправедливыми к товарищам, а претензии их необоснованными. Это может привести к ссорам, спорам, обидам друг на друга. Воспитатель в связи с этим должен пристально наблюдать за деятельностью детей: регулируя возникающие ситуации, он помогает детям осознавать причины затруднений, находить правильные решения, способствуя тем самым формированию положительных взаимоотношений между ними.

Рассмотрим, какими приемами пользуется воспитатель для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками.

Перерывы в совместной деятельности детей могут возникать из-за того, что дети, распределяя задание между собой, не учли трудоемкости операций. И это обнаружилось только в ходе работы, в момент остановки в деятельности кого-либо из участников.

Воспитатель, разъясняя детям причину остановки, дает совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника оказалось примерно, одинаковым. Он обосновывает правильность такого распределения с точки зрения проявления положительных взаимоотношений: «Товарищи всегда распределяют работу поровну, нужно быть справедливым, видя затруднения своих друзей».

Если же задание у кого-либо оказалось менее трудоемким, воспитатель помогает ребенку найти дополнительное дело, опять-таки мотивируя с позиции общего дела: «Неинтересно и неправильно стоять в стороне и ждать, когда другие работают. Общее задание нужно выполнять вместе, помогая друг другу».

Педагог советует ребенку, чем он может заняться, увеличивая тем самым объем его работы (например, ребенок не только переносит вымытые растения, но и протирает подоконники).

В организации трудовой деятельности детей старших групп детского сада часто используется такой прием воздействия на детей, как соревнование на скорость выполнения работы. Это не всегда верно, так как в этих условиях у дошкольников часто появляется отрицательное отношение к товарищам по звену, из-за которых им приходится проигрывать. Они отказываются работать с медлительными детьми, проявляют нетерпение, раздражительность, обижают их. Все это не способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми группы.

Но соревнование может возникать по инициативе самих детей, поэтому необходимо постоянно разъяснять им, что работу следует выполнять хорошо и только при этом условии можно соревноваться.

Срывы в совместной деятельности могут быть связаны и с тем, если кто-либо из детей выполняет свою работу не вполне качественно и это приводит к остановке в деятельности следующего участника.

При обнаружении недостатков ребенок может предъявлять претензии своему товарищу, заставляет переделывать работу. Педагог должен разъяснять детям, как следует поступать в подобных случаях, формулировав правило: «Прежде чем передавать работу другому, надо проверить ее качество. Сделаешь плохо -- товарища подведешь».

Надо заметить, что дети не всегда могут самостоятельно увидеть недостатки в работе товарища. Воспитатель должен показать в процессе выполнения задания, как это сделать.

Воспитатель учит детей разным способам воздействия на товарищей, и эти способы постепенно усваиваются детьми:

если товарищ не проверил качество работы, надо посоветовать это сделать;

если работа выполнена небрежно, потребовать исправления недостатков.

если он затрудняется в выполнении задания, помочь ему.

Эти способы воздействия на товарищей вполне доступны детям старшего дошкольного возраста.

Таким образом, с целью осуществления регуляции совместной деятельности детей воспитатель использует следующие методические приемы:

Объяснение необходимости работать качественно (с точки зрения не только результата, но и отношения к товарищам -- не подводить их);

Сообщение детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполненной работы и способа воздействия на него;

Разъяснение детям моральных правил, обосновывающих положительные образцы поведения в отношениях друг с другом.

Организация коллективного труда в старшей группе

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др., обусловленные конкретными условиями детского сада, наличием участков, цветников, огородов и пр.

Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Целесообразно делить детей на несколько работающих групп (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух--четырех.

В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа:

распределение предстоящей работы между участниками,

процесс выполнения задания детьми,

обсуждение результатов трудовой деятельности.

На первом этапе воспитатель:

разъясняет пользу и необходимость труда;

перечисляет детям весь объем предстоящего труда и представляет его как одно общее задание для всех детей. В содержание общей работы должны включаться те виды труда, навыками которого дети владеют в достаточной мере.

выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев;

обсуждает с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставит перед ними вопрос и о том, сумеют ли они выполнить всю работу за отведенное время (например, до полдника), какие дела следует выполнить в первую очередь.

поначалу распределяет работу между звеньями, обучая при этом детей распределять работу между собой, учитывать равные права и обязанность за выполнение любого дела в условиях коллектива: когда следует уступить, почему надо сдерживать свои желания, как согласовывать их с желаниями других детей, как разрешать возникающие недоразумения и споры.

привлекает детей к обсуждению вопросов распределения труда: спрашивает, кому из детей следует поручить то или иное дело, предлагает вспомнить, кто какое дело выполнял в прошлый раз и как надо организовать работу теперь, чтобы было справедливо.

В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда.

Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда. Оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения.

Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу.

Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда товарищам трудно».

Воспитателю важно не только пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом.

В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде.

По окончании работы воспитатель проводит с детьми обсуждение ее результатов. Задача здесь состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он предлагает вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша комната (огород, цветник, участок и пр.)».

Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, убрали песочный дворик, подмели участок, собрали урожай и т. д.).

Воспитатель с удовлетворением замечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит примеры настойчивости детей, старательности, взаимопомощи, вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.

При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает особенно такие поступки, в которых выражено стремление помочь товарищам, например: «Шура выполнил свою работу и не пошел играть. Увидел, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, подошел и помог ей».

Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к отдельным недостаткам. Однако, указывая на недостатки, воспитателю следует быть особенно осторожным, делать замечания мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь, работать лучше. Все обсуждение занимает не более 3--4 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение при организации трудовой деятельности детей.

Список использованной литературы

коллективный труд дошкольный

Воспитание дошкольника в труде // Под ред. В. Г. Нечаевой. - Изд-во «Просвещение». - М., 1974.

Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.

Наталья Ткаченко
Коллективная трудовая деятельность дошкольников

Методическая разработка : Коллективная трудовая деятельность дошкольников в детском саду .

Разработала воспитатель : Ткаченко Н. И.

Введение

1. Коллективный труд детей .

2. Организация работы.

3. Выполнение задания.

4. Обсуждение результатов трудовой деятельности .

5. Оценки, итоги.

Труд становится великим воспитателем,

Когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества,

развивает пытливость и любознательность,

рождает новую красоту в окружающем мире,

побуждает первое гражданское чувство - чувство

созидателя материальных благ,

без которых невозможна жизнь человека.

В. А. Сухомлинский

Труд в детском саду является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых , в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности . Основные виды труда в детском саду - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд , труд в природе , ручной труд . Формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей . Каждый из названных форм организаций имеет свои особенности и разное соотношение на разных ступенях дошкольного детства . Вот об организации коллективного труда детей старшего дошкольного возраста я хочу изложить в своей контрольной. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе . Здесь формируются умения принимать общую цель труда , договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд . Так воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда : труд общий и труд совместный .

Цель : Участие детей в организованном труде коллектива сверстников ; формирование положительного отношения к труду и его результатам .

Задачи : Образовательные :

Закреплять и расширять знания детей о трудовых процессах : уход за растениями в уголке природы и на участке, мытье игрушек, дежурство.

Формировать привычку к здоровому образу жизни.

Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе коллективного труда .

Формировать умение планировать свою деятельность , взаимодействовать в коллективе , распределять между собой обязанности.

Развивающие : - Развивать умение детей ставить перед собой цель и элементарно планировать процесс работы.

Формировать навыки самостоятельности, сотрудничества и инициативности .

Развивать у детей наблюдательность и любознательность.

Воспитывающие : - Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда , желание прийти на помощь.

Воспитывать трудолюбие , ответственность за порученное дело, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников .

выполняет он сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка) . Итак, основной формой организации работы в уголке природы для воспитанников старшего дошкольного возраста являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года. Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы» , куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, - такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, воспитатель замечает, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает. Большая часть наблюдений и работы в уголке природы ведётся утром, до завтрака, или после дневного сна. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям . У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения , научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека , направленным на удовлетворение потребностей растений. Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный . Поэтому типу может быть организован труд в огороде , в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации. При организации коллективного труда воспитатель осуществляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок работы, но тогда вся деятельность по распределению , которая побуждает детей вступать в общение, уступать друг другу, договариваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность . Следует отметить, что с точки зрения получения результата совершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять, но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи формирования начал коллективизма , и потому его методы направлены на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает несколько задач : - учитывает трудоемкость разных работ , с тем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания; - организует труд детей так , чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда , выполняемых группой; - продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым - умелый и т. д; - учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям : так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником. - помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей , воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания. Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение : что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией . В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля : воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда . Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя. В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде : «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу». Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству : «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо» . К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как) . Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций , заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь. По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда . Обращаясь к детям, он задает им вопросы : «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.) . Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Например : «Вика выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Диане. Она увидела, что Диане одной неудобно подклеивать уголки у коробки, и помогла ей». Или : «Вадим хорошо поступил : он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что расставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей. Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам : «Алена тщательно промыла растения, поливая их из лейки, быстро работала, не отвлекаясь, но делала все небрежно : то себе на ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Андрей хорошо работал, но брался за многие дела : и растения переносил, и листья протирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек». Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 5-7 минут, но оно имеет большое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться , контролировать свои действия. Они стараются напомнить товарищам по труду о качестве работы , оказать помощь, если потребуется. Воспитатель говорит о том, что ребята хорошо потрудились , работали дружно, помогали друг другу; игрушки стали чистыми, а цветы от правильного ухода порадуют всех красивой зеленью и цветами. Напоминает, что не зря в народе говорят : «Дружно не грузно, а врозь хоть брось» , «Где дружба прочна, там хорошо идут дела» , «Уменье и труд все перетрут , «Без труда нет добра » . Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. А задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить и пригодиться потом в жизни, ведь ребенок с детства приучается к труду и к работе в коллективе . Согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри коллективного труда происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Дошкольники , имеющие развитые трудовые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, коллективизма , что является важной предпосылкой школьной готовности.

Основные вопросы:

    Коллектив и его виды

    Формирование и развитие трудового коллектива

    Психологические характеристики коллектива

    Новый человек в трудовом коллективе

1. Коллектив и его виды

Менеджер должен проявлять интерес не только к отдельной человеческой личности. Решающее влияние на успех работы оказывает трудовой коллектив, его сплоченность, работоспособность и целеустремленность. Чтобы эффективно управлять коллективом работников, необходимо знать, что такое коллектив, как он формируется и развива­ется, какие бывают коллективы, а также все, что касается совместной деятельности людей.

Трудовой коллектив - это группа трудящихся людей, объеди­ ненных общей работой, интересами и целями. Необходимость объе­динить свой труд с трудом других людей возникла объективно, неза­висимо от чьей-то воли. Сами условия существования человека застав­ляли его работать сообща там, где один человек физически не мог вы­полнить необходимую работу (совместная охота, рыбная ловля, рас­корчевка леса под пашню, уборка урожая, строительство жилища, культовых сооружений, дорог и т.д.). Люди были вынуждены объеди­нять свои усилия и для военного дела. Совместный, коллективный труд является не просто суммой индивидуальных усилий ряда людей. Он стал более производительным, ус­пешным и результативным, позволил каждому члену коллектива применить все свои знания и умения, приобрести лучший опыт работы. Крупное общественное разделение труда и специализация создали условия для производственной кооперации. С развитием производительных сил одновременно шел процесс совершенствования коллек­тивного труда, образования устойчивых трудовых коллективов на фаб­риках и заводах. Кустари-одиночки ушли из общественного производ­ства в далекое прошлое. Основой любого производства материальных благ и услуг стал трудовой коллектив.

Но это не означает, что индивидуальный труд исчез. Сохранился целый ряд специальностей и профессий, где не только возможен, но и целесообразен индивидуальный труд. Люди свободных профессий работают индивидуально, но они также могут быть объединены в ка­кие-либо творческие союзы, ассоциации и т.д.

Привнесенные в хозяйственную жизнь нашей страны веяния запад­ного менеджмента позволяют сегодня рассматривать управление кол­лективом как в рамках одной формы собственности, так и выйти за эти пределы. Подробнее предприятия и организации, их структуры и системы управления будут рассмотрены в дальнейших главах учебни­ка. Здесь сосредоточим внимание на управлении первичным коллекти­вом, где в процессе работы люди трудятся сообща, постоянно видят друг друга, общаются, ведут деловые переговоры, обсуждают резуль­таты своей работы, а также управляющих.

Коллективным трудом можно добиться гораздо больших результа­тов, чем разрозненной работой такого же количества людей. Это про­исходит благодаря огромному потенциалу трудового коллектива.

Коллективный труд позволяет:

передавать свои знания и умения другим членам коллектива, полу­чая взамен признание и благодарность за это, а при необходимости и получать новые знания и умения;

ставить цели гораздо более высокого порядка и решать очень сложные и объемные задачи, чем, работая в одиночку;

иметь сочувствие, сопереживание своих коллег и получать их поддержку не только в трудовом процессе, но и в бытовых и других жизненно важных вопросах;

проявлять способности, творчество и инициативу каждого работни­ка, выдвигать новые идеи, рационалистические предложения;

повышать чувство ответственности не только за собственную работу, но и за своих товарищей, совместно решать и добиваться выполнения при­нятых решений, выступать по принципу «один за всех, все за одного»;

подвергать порицанию и осуждению дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственно­сти, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

Однако такой потенциал может проявиться только тогда, когда коллектив полностью сформировался и приобрел все присущие ему свойства и качества, а также когда менеджер эффективно управляет действиями как каждого члена, так и коллектива в целом.

Потенциальные возможности трудового коллектива зависят и от его вида. Видовая классификация трудового коллектива определя­ется по ряду признаков. По статуту различают официальные и неофи­циальные коллективы, по механизму образования - созданные по рас­ поряжению руководства и сложившиеся стихийно, по характеру внут­ренних связей - формальные и неформальные.

Официальные коллективы являются юридически оформленными и действуют в рамках законодательных норм и правил, установленных на данном предприятии. Производственные связи и отношения строят­ся на основе должностных обязанностей работников по иерархии под­чиненности. Действия членов таких коллективов регулируются прави­лами и принципами рациональной бюрократии.

Неофициальные коллективы нигде юридически не оформляются и возникают на основании действий работников, желающих установить межличностные контакты и отношения не по должностям, а на базе личных симпатий, разделяемых ценностей и жизненных целей. Внут­ренние связи в них неформальные, но иерархия подчиненности здесь также может просматриваться в зависимости от поведения лидера и близости к нему отдельных членов такого коллектива.

Коллективы трудящихся могут быть еще временными и постоянно действующими в зависимости от сроков их жизнедеятельности. Разли­чаются они и по размерам: малые - от трех до пяти-семи участников, средние - от одного до двух-трех десятков человек и большие - от не­скольких десятков и до многих сотен трудящихся. Уровень общения и взаимодействия в таких трудовых коллективах различен, а средние и большие коллективы могут включать также ряд малых коллективов и разделяться еще на группы и подгруппы. Поэтому каждый человек мо­жет быть формально членом двух и более коллективов, созданных официально, но может входить в состав только одного неформального коллектива, иначе немедленно окажется «за бортом», ибо игра и ва­шим, и нашим в неформальном коллективе не прощается.

Для определения вида коллектива важным является профессиональ­ный признак, род занятий и специальность работающих. Например, коллектив профессорско-преподавательского состава кафедры вуза, бригады строителей строительного треста, тракторной бригады совхоза или колхоза, воинский коллектив зенитно-ракетного полка и т.д.

Во всех коллективах имеет место внутрипроизводственное разде­ление труда, степень которого обусловлена функциями данного кол­лектива или группы работников. Оно может быть количественным, ес­ли работники заняты однородным трудом (например, в совхозе есть несколько полеводческих или тракторных бригад, при круглосуточном цикле работ создаются сменные бригады и т.д.), или по специально­ стям (когда выбывшего работника соответствующей специальности и квалификации заменить достаточно сложно, а порой и невозможно из-за специфики данной работы).

Трудовые коллективы современных предприятий, например производящих космическую и авиационную технику, радиоэлектронные приборы и оборудование, средства связи, бытовую технику, предпри­ятий военно-промышленного комплекса и других состоят из десятков или даже сотен специалистов, обслуживающего и вспомогательного персонала. Управление трудовыми коллективами, где научный, техни­ческий и технологический уровень подготовки сотрудников высок, мо­жет быть осуществлено менеджером, имеющим достаточный опыт и хорошее образование по данной специальности, и управленческие ре­шения и действия которого соответствуют современному этапу разви­тия научно-технического прогресса.

Возросший профессиональный уровень трудящихся заметно облег­чает организацию и координацию работы коллектива. Менеджер, осно­вываясь на компетентности сотрудников, может делегировать им часть управленческих функций, или создавать из соответствующих специа­листов целевые группы для решения сложных профессиональных про­блем, или расширить круг вопросов, решение которых возможно на основе самоуправляемости. Это, конечно, не сокращает рабочего вре­мени менеджера, но освобождает его от рутинной, второстепенной по важности работы, позволяет уделять больше внимания самому трудо­вому коллективу и каждому работнику в отдельности.

Трудовой коллектив сможет раскрыть свой потенциал полностью в том случае, если менеджер будет планировать его работу, начиная с ротации кадров и до мельчайших вопросов организационного и моти­вирующего характера. В зависимости от вида коллектива и его состава менеджер должен создать надежную и ненавязчивую систему контроля за работой и выявлять отношение к делу всех членов коллектива.

Коллективный труд - общая трудовая деятельность, объединяю­щая сразу всех детей группы.

На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опи­раясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновре­менно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «ря­дом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное зада­ние, например: получает кусочек теста, раскатывает его и выре­зает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д .

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть­ми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным за­дачам. Важное значение имеет формирование у детей начал кол­лективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра­щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об­щим результатам труда и т. п.В детском саду чаще используют два вида кол­лективного труда: труд общий и труд совместный.



Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. На этой основе впоследствии будет формироваться понятие об обязанности каждого трудиться на пользу народа.