Воспитательный час на тему "бережное отношение к своим и чужим вещам". Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе – важный компонент культуры поведения

Бережливость, противопоставляемая расточительности, приводит нас уже непосредственно к бережливости по отношению к вещам. Она также выступает в нескольких разновидностях.

а) Требование использовать без остатка. Начнем с той разновидности бережливости по отношению к вещам, которая противостоит расточительству в его первичном и, по-видимому, наиболее адекватном значении. Расточительно в этом смысле кроил материал на костюм портной, если у него осталось много ни к чему не пригодных обрезков. Расточительно работает тот, кто может обойтись без отходов, но не делает этого или, если отходы имели какую-то ценность, не нашел для них применения. Наша пропаганда со всей силой призывает к подобного рода бережливости на производстве.

Выделенных нами разновидностей бережливости не замечает В. Зомбарт, рассматривая в своей книге «Буржуа» См.: Зомбарт В. Буржуа. М., 1924, с. 145 и сл. эволюцию бережливости при переходе от мелкотоварной к крупной капиталистической экономике. В этой последней, по его мнению, бережливость подвергается «деперсонализации». Требование быть экономным, адресовавшееся ранее человеку, предъявляется теперь к производству. «Начинающий» капиталист экономит на своих личных расходах. Собрав таким образом некоторый капитал, он сам или его наследник начинают с большей легкостью тратить деньги на личные нужды, а бремя бережливости отныне несет за них их предприятие. Рокфеллер, например, следил, чтобы ни одна капля нефти не пропала впустую. Однако, вопреки Зомбарту, эта эволюция не сводилась к «деперсонализации» в рамках того же самого понятия бережливости, но сопровождалась переосмыслением этого понятия. Совершался переход от одной из форм бережливости по отношению к деньгам к требованию использовать все без остатка. Это требование, несомненно, служит ограничению расходов, а значит, и сбережению денег, но бережливость тут совершенно иного рода и требует совершенно иных психологических установок. В то время как признание кого-нибудь расточителем денег требовало, как мы видим, соотнесения с иерархией ценностей оценивающего и размерами бюджета оцениваемого, здесь такое соотнесение вовсе не требуется.

В рамках рассматриваемого нами понятия бережливости самоограничение, которое обычно связывают с бережливостью и которое, по общему мнению, столь пагубно сказывается на характере бережливого мещанина, совершенно не имеет значения. Борьба с расточительностью здесь очень часто сочетается с желанием, чтобы материал соответствовал изделию, средства - целям; а это в свою очередь может стимулировать поведение, прямо противоположное тому, которого требует ограничение расходов. Потому-то, например, хозяйка радуется, когда гости едят с таким аппетитом, что на столе не остается ни крошки. Казалось бы, бережливая хозяйка заинтересована в том, чтобы угощения осталось как можно больше, ведь в данном случае это не такая малость, которой можно было бы пренебречь. Если тем не менее хозяйку радуют пустые тарелки, то не только потому, что чувство гостеприимства заставляет ее забыть о расходах, но и потому, что количество приготовленной ею еды точно соответствовало аппетитам. То же самое чувствует портной, когда нитки хватает как раз, чтобы пришить то, что должно быть пришито, или маляр, которому разведенной краски хватило как раз на покраску комнаты, для которой эта краска предназначалась. Тут главное не то, больше или меньше уйдет материала, но чтобы одно точно соответствовало другому.

Стремление достичь цели, используя минимум средств, может, кстати говоря, стимулировать забавную погоню за рекордом. Сколько газовых конфорок можно зажечь одной спичкой? Как разжечь костер, используя возможно меньшее количество спичек?

Когда-то, еще до войны, в кружке товарищей по университету долго высмеивали мелочную, граничившую, казалось бы, со скопидомством бережливость одного из участников загородной экскурсии. Тот был явно не в духе из-за того, что, выезжая из Варшавы, купил обратный билет; между тем экскурсанты решили возвращаться в город другим путем, и билет пропал даром. Я думаю, что поведение этого экскурсанта было оценено не совсем верно и что речь тут шла не о сожалении из-за потраченных зря нескольких злотых. Тот же человек, конечно, не задумываясь, истратил бы на что-то другое заплаченные за билет деньги; а досаждала ему как раз «неадекватность» билета проделанному пути. Если бы ему удалось отдать этот билет пассажиру, возвращавшемуся в Варшаву, он, наверное, почувствовал бы облегчение, хотя денег обратно бы не вернул. Если бы этот билет достался ему от кого-то другого, он легче перенес бы его потерю: ведь в таком случае не он сам, из-за своей непредусмотрительности, был бы виноват в случившемся.

Мы подчеркнули сильнее этот момент не потому, что этим исчерпывается наше отношение к расточительности, но по той причине, что, насколько мне известно, до сих пор на него совершенно не обращали внимания. Борьба с расточительностью в данном значении может, разумеется, вызываться заботой о сбережении своих или народных денег. Так, в осуждении расточительства хлеба нередко играют роль и магические соображения (мол, выбрасывая крошки, можно вообще вывести хлеб из дома).

Трудно что-нибудь возразить против бережливости на производстве, побуждающей использовать сырье как можно лучше и в возможно большем количестве, особенно когда речь идет о крупном производстве, где экономия подобного рода означает огромные цифры. Но требование использовать без остатка, относящееся не к производителю , а к потребителю , вызывает подчас возражения. Я имею в виду неодобрительное отношение к людям, которые никак не могут расстаться со своим добром, полагая, что оно еще может им пригодиться. Всем известны квартиры, загроможденные банками из-под консервов, пустыми бутылками или старыми газетами. Если заметить хозяину такой квартиры, что он только уродует свое жилье и осложняет себе жизнь, сберегая подобный хлам, обычно слышишь ответ, содержащий, казалось бы, рациональное объяснение, например: «Никогда не известно, что еще может потом пригодиться». Но, в сущности, здесь мы имеем дело с иррациональной привычкой, напоминающей упорное нежелание расставаться с давно уже обесцененными деньгами.

b) Требование беречь вещи. «Использовать все должным образом», - гласит требование бережливого отношения к вещам в первом его понимании. «Не портить и предотвращать порчу», - гласит то же требование во втором его понимании. В этом втором значении сказывается определенная связь с бережливостью по отношению к деньгам, противопоставляемой их расходованию на непрочные вещи. Вот как описывает Т. Бреза в романе «Стены Иерихона» богатого промышленника Штемлера:

«Зачарованный деньгами, привязанный к деньгам, лелеющий деньги, он жил, однако, скорей их корою, чем сердцевиной, занятый не столько своими шахтами, фабриками, домами, сколько тем, что все со временем разрушается, приходит в негодность. Он ни за что не купил бы земельный участок у самого моря - а вдруг подмоет приливом, или на склоне холма - а ну, как осыплется. Огнеупорные сейфы, нержавеющие ножи - вот что его утешало; ах, если бы все было таким! Куда там. И хотя он, конечно, знал, что не один десяток лет пройдет, прежде чем дом обветшает; все-таки время изводило Штемлера тысячью тягостных мелочей, царапая своими когтями стены, разъедая ржавчиной краны, расшатывая дверные ручки, оконные рамы, ступеньки лестниц» Bresa T. Mury Jerycha. Warszawa, 1945, s. 194. .

Вопреки - как нам представляется - намерениям автора здесь есть свой пафос, ведь речь идет не только о защите вещей от порчи ради уменьшения расходов, но и о страхе перед бренностью мира, об утолении жажды чего-то непреходящего, жажды, нередко столь трагически не удовлетворенной в других областях жизни. Ведь людям жаль не только собственных кранов, разъедаемых ржавчиной, но и девической свежести, увянувшей неизвестно когда, и выцветающих красок материи. Ах, если б предметы, которые нас окружают, были как скрипки, которые звучат тем лучше, чем больше на них играют! К сожалению, это не так. И если человек скромных возможностей, купив себе новый костюм, прячет его в шкаф и не может решиться его обновить, то не обязательно потому, что он бережет обновку экономии ради, но и потому еще, что боится увидеть на ней первое пятнышко и первые вздутия на локтях и коленях.

Бережливость, понимаемая как защита вещей от порчи, опять-таки может вести и к рациональному, и к иррациональному поведению. То, что на работе носят рабочую одежду, разумеется само собой, а увидев шахтера, спускающегося в шахту в обычном костюме, каждый счел бы это бессмысленной расточительностью. Но те, кто прячет костюм в шкафу, так и не находя подходящего случая надеть его, часто слишком уж боятся сами содействовать его порче, предоставляя сделать это моли, а кроме того, слишком уж верят в физическую долговечность одежды, забывая об изменчивости моды, которая со временем может превратить тот же самый с виду костюм в нечто совершенно иное. Это особенно заметно там, где мода меняется сравнительно быстро, как, например, женская мода. Платье, провисевшее без употребления год (для большей сохранности), уже не то же самое платье. Год назад оно привлекало взор своим необычным фасоном и цветом. Теперь это - прошлогоднее платье, примелькавшееся настолько, что смотреть на него не доставляет удовольствия. Бережливость оказывается здесь неразумной, что, однако, обычно не мешает помешанным на ней людям опять демонстрировать ее при каждом удобном случае, вопреки голосу разума, который советует вовремя сносить вещь, обреченную рано или поздно на снашивание.

с) Откладывание потребления благ, наиболее ценных. Последняя форма бережливости, которую нам осталось рассмотреть, связана с гедонистической тактикой более общего характера, побуждающей самое лучшее откладывать на десерт. Здесь, по-видимому, мы имеем дело не только с новым мотивом бережливости в одном из рассмотренных выше значений, но и с новой разновидностью самого понятия бережливости, предполагающего некую иерархию предметов с точки зрения их ценности для сберегающего. Тот, у кого всего один костюм, который он по возможности бережет, заслуживает, чтобы его называли бережливым в рассмотренном выше смысле; но лишь покупка второго костюма позволит ему лучший из них повесить в шкафу, откладывая свое первое появление в нем ради удовольствия предвкушать самое лучшее. Стоит заметить, что бережливость, которую столь упорно связывают с аскетизмом, служит здесь - с успехом или без оного - растягиванию удовольствия. Хозяйка, прячущая на дне комода тонкое постельное белье, полученное ею в приданое, и не находящая достаточно важного повода, чтобы его обновить, не предается аскетизму, пользуясь на каждый день бельем похуже (если аскетизм понимать как нечто сопряженное с неудобством). Совершенно напротив - она испытывала бы неудобство, случись ей стелить лучший комплект на каждый день; ведь это лишило бы ее удовольствия предвкушения и радости от обладания такой замечательной вещью.

Бережливость, о которой идет речь, связана с определенной планомерностью в использовании вещей, планомерностью, разделяющей все достоинства и недостатки рассмотренной мною в другой работе «гедонистической тактики» См. о гедонизме в моей работе: Motywy postępowania. Warszawa, 1949. . Откладывание самого лучшего на десерт, быть может, разумное в обычных условиях, становится неразумным в годы потрясений и кризисов. К приданому, которое так набожно хранили бережливые хозяйки, мародеры во время войны относились без всякого уважения, а нередко оно без соблюдения надлежащей очередности погибало в огне. Такое откладывание, как правило, не считается с разрушительным действием времени и капризами моды, о которых шла речь. Наконец, подобное планирование довольно рискованно оперирует такой неизвестной величиной, как длительность нашей жизни. Ведь всю эту марафонскую тактику в секунду может оборвать дорожное происшествие. Тогда удовольствие от нее получат разве что наши наследники.

В дошкольный период дети овладевают навыками действий с предметами, игрушками, книгами, личными вещами.

Цель воспитания детей – бережного отношения к вещам и предметам

  • Привитие дошкольникам навыков правильного обращения с вещами.
  • Воспитание бережного отношения дошкольников к вещам и предметам, к личному и общественному имуществу (лестнице, лифту, к дворовым постройкам) и т. д..
  • Формирование навыков и умений, связанных с подготовкой к любой деятельности, т. е. учить своего ребёнка готовить своё рабочее место, все материалы, связанные с предстоящей деятельностью, планировать своё время на эту деятельность и доводить начатое дело до конца.
  • Воспитание умения замечать неопрятность в одежде, в комнате, приводить себя в порядок, развивать чувство удовлетворения от чистоты и порядка.
  • Старших детей учить наиболее экономным приёмам работы, воспитать бережное отношение дошкольников к вещам и предметам с детства.
  • Бережно относиться к материалам и инструментам. Воспитывать культуру трудовой деятельности.

Известно, что маленький ребёнок ещё не может самостоятельно организовать свою деятельность (как и чем играть, заниматься), поэтому организаторами детской деятельности являются взрослые, его родители. Именно под их руководством любая деятельность детей дошкольного возраста обретает содержательность, целенаправленность.

Воспитание бережного отношения дошкольников к вещам и предметам с детства

Давайте рассмотрим такие примеры:


Воспитание бережного отношения дошкольников к вещам и предметам труда человека

Ребёнка необходимо приучать беречь труд мамы, папы, бабушки, дедушки, няни, прачки в детском саду. Дети не замечают, что не заботясь о чистоте своего костюма, платья, полотенец, доставляют много хлопот взрослым и вещи быстро приобретают неприглядный вид. Воспитатель Т.И. после умывания пригласила детей посмотреть их полотенца и комментировала от лица полотенца: «Пете полотенце говорит, что он не промыл свои руки, на нём остались тёмные пятна. Это потому, что мой хозяин плохо моет руки и завтра будет вытираться грязным полотенцем. У Тани полотенце говорит, что она молодец. Витя не повесил полотенце, и оно на него обиделось». Таким образом Т.И. научила детей чисто мыть руки, поясняя, что это необходимо не только для чистоты рук, но и полотенце служит дольше, и его легче постирать. Кроме того, она научила детей следить за тем, чтобы полотенца аккуратно висели, чтоб не измялись и имели возможность подсохнуть после вытирания рук и лица.

Тема: Урок нравственности. «Каждой вещи – своё место».

Цель: 1)дать понятие о бережном отношении к вещам и аккуратности;

2)способствовать воспитанию аккуратности и уважения к продуктам труда;

3)способствовать развитию аккуратности у детей.

План: 1)Вступительная беседа. Разбор пословиц.

2)Основная часть. Анализ рассказов, стихотворений. Эвристическая беседа по

Ним.

3)Книга – наш друг (об отношении к книге).

4)Обсуждение пословиц.

5)Вывод, обобщение.

1.Вступительная беседа.

Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Давайте посмотрим на доску и прочитаем пословицу: «Горе тому, у кого беспорядок в дому» . Как вы её понимаете? Кто из вас догадался, о чём у нас будет разговор? И тема нашего урока звучит так: «Каждой вещи -своё место».

2.Основная часть.

Послушайте загадки про вещи, которые окружают нас в школе.

(после того, как дети отгадывают загадку, показывается картинка с отгадкой)

  • Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

  • Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где пройдётся,

Там след остаётся. (карандаш)

  • Белый, а не снег,

Пишет, но не карандаш,

Его стирают, но это не одежда. (мел)

  • Я оставляю тонкий след,

Но жить он будет много лет. (ручка)

А теперь послушайте загадки про те вещи, которые нас окружают дома.

  • Четыре брата

Под одной крышей живут. (стол)

  • С ногами, а не ходит,

Со спиной, а не лежит,

Сам всегда стоит,

А всем сидеть велит. (стул)

  • 5 мальчиков, 5 чуланчиков,

Каждый мальчик – в свой чуланчик. (перчатки)

  • Утка ныряла, ныряла

И хвост потеряла. (иголка с ниткой)

Видите, сколько нас окружает вещей. Почему же у каждой вещи должно быть своё место? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем рассказ и дадим ему название.

«Зазвенел будильник в 7 часов утра. Бабушка будит Серёжу в школу, он учится в 3 классе.

Вставай, мой внучек, - говорит бабушка.

Сережа поворочался в кровати несколько минут, а потом начал собираться. Один носок он нашёл под кроватью, другой утащила собака и разодрала его. Портфель не был собран. Он стал искать расписание уроков, которое лежало у него на столе под стеклом, но расписания на месте не оказалось. Потом он вспомнил, что у него сегодня 5 уроков. В это время с кухни раздался голос бабушки: «Я жду тебя завтракать». «Какой завтрак! – кричит Серёжа. – У меня ещё портфель не собран». Он долго искал свою рубашку, потом, взглянув на часы, схватил неполный портфель и выскочил за дверь, чтобы бежать в школу.

А вечером к нему подошла бабушка и сказала: «Серёжа, если ты не приучишься класть вещи на свои места, то тебя все будут звать одним словом – неряха».

(Детям показывают картинку с неряхой. И вешают её на доску.)

Как же мы назовём этот рассказ?

(Неряха)

Давайте опишем портрет неряхи.

(Чумазый, грязный.)

(Учитель пишет предложения детей на доске.)

Посмотрите на этот портрет. Кто здесь нарисован?

(Неряха)

А по каким признакам догадались?

Ребята, назовите произведение К.И.Чуковского, от героя которого

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня…

(Мойдодыр)

А теперь давайте посмотрим, каким же он стал в конце этого произведения.

Мылом, мылом,

Мылом, мылом

Умывался без конца.

Смыл и ваксу и чернила

С неумытого лица.

Итак, прочитаем, какой же вывод сделал мальчик.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани.

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде-

Вечная слава воде!

Но особое внимание обратим на бережное отношение к книгам. Книги тоже должны знать своё место. А то с вами произойдёт то, что с героем произведения С.Я.Маршака «Книжки про книжки».

У Скворцова Гришки У бедняги Робинзона

Жили-были книжки- Кожа содрана с картона,

Грязные, лохматые, У Крылова вырван лист,

Рваные, горбатые, А в грамматике измятой

Без конца и без начала, На странице тридцать пятой

Переплёты, как мочала, Нарисован трубочист.

На листах – каракули.

Книжки горько плакали.

Дрался Мишка с Гришкой, В географии Петрова

Замахнулся книжкой, Нарисована корова

Дал разок по голове – и написано: «Сия

Вместо книжки стало две! География моя.

Горько жаловался Гоголь: Кто возьмёт её без спросу,

Был он в молодости щёголь, Тот останется без носу!»

А теперь, на склоне лет,

Он растрёпан и раздет.

Почему сбежали от Гришки книжки?

Как надо относиться к книгам?

А особенно бережно к каким книгам надо относиться? Почему?

(библиотечным)

Послушайте историю про одного мальчика.

«Гена очень любил фантастику. Он пришёл в библиотеку и там ему дали новую, красивую книгу. Придя домой, он показал её брату. Он попросил, чтобы Гена дал почитать книгу. Но Гена сказал, что сначала обернёт её. Гена знал, что брат любит читать за едой, и попросил не читать за столом, потому что книга новая: «Когда её будешь читать, обязательно клади её на место». Через 4 дня Гена принёс книжку в библиотеку. И библиотекарь похвалила его, так как книга была обёрнута. «Вот бы все были такими», - сказала библиотекарь.»

Почему библиотекарь похвалила Гену?

А как вы относитесь к своим книгам и библиотечным?

Существуют определённые правила обращения с книгой. Давайте их прочитаем.

  • Старайся не читать за едой.
  • Не перегибайте книгу, а кладите закладку.
  • Не пишите и не рисуйте в книге.
  • Не вырывайте листы.
  • Помните – книга – наш друг!

Очень важно, чтобы порядок был и на парте. Аккуратно относиться нужно не только к книгам и вещам, но и к нашей школьной форме. По форме можно сказать, аккуратный школьник или нет. Когда вы приходите домой из школы, что вы делаете с формой? Даже форма должна иметь своё место.

«Таня пришла из школы. Скинула форму на кухне и побежала к попугаю. Придя на кухню, мама увидела форму и громко с юмором сказала: «Танюшка! А что в гардеробе – не нашлось места?»

Почему так сказала мама?

Как вы думаете, догадалась ли Таня, о чём намекнула мама?

Итак, дети, каждой вещи – своё место. Ребята, народ всегда ценил в человеке такие качества, как бережливость и аккуратность. Давайте проанализируем пословицы.

  • Горе тому, у кого беспорядок в дому.
  • Беспорядочный человек не проживёт в добре и век.
  • Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.

Как вы их понимаете? Что их объединяет? К чему они призывают?

3.Вывод, обобщение.

Как назывался наш сегодняшний урок?

Почему же надо быть аккуратным и бережливым?

Пусть каждый из вас проанализирует своё поведение. Как вы относитесь к своим вещам? Напишите небольшой рассказ о себе, о своём отношении к вещам.

Классный час на тему

«Отношение к школе и её имуществу»

Цели: уточнить характер отношения детей к предметам, созданным трудом человека, поддержать социально одобряемые представления детей о них; уметь правильно вести себя во время урока и на перемене; развивать творческие способности детей.

Оборудование : на листах пословицы (на доске); стихи и сказки у детей.

Пословицы: «Без охоты нет работы». «Горькая работа, да сладок хлеб». «Не потрудиться, так и хлеба не добиться».

Ход мероприятия.

    Орг. момент .

Сегодня на классном часе мы будем говорить о бережном отношении к своим и школьным вещам, о правильном поведении на уроках и на переменах.

2. Обсуждение вопросов:

Почему необходимо беречь книги, вещи, школьное имущество?

Какие книги у вас есть, что они для вас значат?

Как вы относитесь к своим личным вещам: одежде, игрушкам, инструментам?

Почему и как надо беречь школьное имущество?

Обобщение :

Как связаны между собой школа, учение, книга?

В школе учителя учат детей читать, писать, считать, думать, приобщают учащихся к достижениям науки, искусства. Учитель и книга помогают узнать законы жизни общества и природы, именно в школе продолжаются и развиваются нравственные традиции. По тому, как человек относится к своей школе, судят о его нравственной культуре, его духовном мире.

Что значит в вашей жизни школа?

Здесь дети трудятся, получают знания, что поможет в дальнейшем получить любую профессию. Здесь у ребят друзья, товарищи, которых они будут всегда помнить, а с некоторыми и дружить всю жизнь.

Школа – это не только учителя и товарищи; это классы, уютные и чистые; это широкие коридоры, украшенные картинами и цветами, это двор, где есть игровые и спортивные площадки, где посажены деревья, клумбы с цветами и т. д.

Есть ли у нас всё это?

В наших ли силах что-то изменить к лучшему в школе?

Прежде всего, необходимо беречь то, что уже есть в школе.

Изменятся ли вид школы, учебников, книг спустя некоторое время?

Какие качества человека являются причиной варварского обращения со своим школьным имуществом, со школьными принадлежностями? (неаккуратность, небрежность)

Какие положительные качества надо в себе вырабатывать, чтобы преодолеть нежелательные?

3. Разбор ситуаций.

В жизни бывают разные ситуации, человек должен знать, как правильно поступать в той или иной ситуации.

1 ситуация.

- Ты пришёл в класс, сел за парту, посмотрел по сторонам и увидел, что на стене написаны имена нескольких ребят, а ещё один твой одноклассник рядом с надписью старательно выводит своё имя.

Как исправить ситуацию, ваши варианты.

2 ситуация .

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке. Что ты сделаешь?

    «Вылечу» все больные книги.

    Поищу журнал с комиксами.

(сочиненные сказки читают ученики 2 класса)

Читает Кристина «Сказка об испорченных книгах и добрых учениках».

В одной деревне была школа. А в той школе находилась библиотека, в которой хранились разные очень интересные книги. Однажды в эту библиотеку пришли ученики. Они хотели почитать. Но увидели дети, что книги в ужасном состоянии. И стонут они и горько плачут. А встречает детей сама королева Книжная и говорит школьникам:

Помогите книгам, с ними приключилась беда! К нам в библиотеку пришли плохие дети и испортили все книги.

И дети дружно взялись за дело, стали приводить книги в порядок. Кристина подклеивала страницы, Валя чинила переплеты. Алеша складывал по порядку листы, Андрюша стирал ластиком надписи и укладывал книги на полки в алфавитном порядке. Скоро в библиотеке все засияло.

Радостные книги хихикали. И каждому из ребят рассказали по интересному рассказу или сказке. И благодарили на перебой всех детей.

Закончи предложение:

- Бережное отношение к вещам – это …

- Бережливый человек – это такой человек, который …

(на доску вывешивается плакат)

Бережливость – стремление к сохранению полезных вещей, созданных трудом людей.

(учащиеся читают стихотворение)

Сами вещи не растут.

Вещи сделать – нужен труд.

карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку – береги;

Не ломай, не мни, не рви.

Какое правило заключено в стихотворении?

(Учитель обращает внимание на пословицы на доске)

Горька работа, да сладок хлеб.

Без охоты нет работы.

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

(Дети читают пословицы о труде)

Что посеешь, то и пожнёшь.

Без дела жить - только небо коптить.

(Дети читают стихотворение)

Обиженная парта

(басня)

Из Парты капнула слеза –

Смолистая, густая…

Тут к Парте Глобус проявил участье:

- О чём ты плачешь, дорогая?

А ну-ка, вытри поскорей глаза

Да расскажи мне про своё несчастье…

И Парта скрипнула в ответ:

- Не мил мне белый свет!

Боюсь, к весне пойду на слом,

На большее не хватит сил.

Две буквы Витя изучил

И обе вырезал на мне ножом.

Ведь он меня изрежет в год,

Пока весь алфавит пройдёт…

Учитель:

Мораль из басни вы,

Подумав, сами выводите!

Она относится, увы,

Не к одному лишь Вите.

Почему парта заплакала?

Кто её обидел и как?

Поступаете ли вы так со своими партами или столами в школе, дома?

Дома вы готовили рассказы и сказки о неаккуратности человека к вещам.

(Дети читают сказки и рассказы)

Ребята, для того, чтобы ваши школьные принадлежности, школьное имущество были в порядке нужно ещё себя хорошо вести на уроках и переменах.

(Дети читают стихотворение)

«Угомон»

Что случилось нынче в школе?

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс

И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша.

Он сказал: - Ребята, тише!

Тише! – крикнули в ответ

Юра, Шура и Ахмет.

Тише, тише! – закричали

Коля, Оля, Галя, Валя.

Тише – тише – тишина!-

Крикнул Игорь у окна.

Тише, тише! Не шумите!-

Заорали Витя, Митя.

Замолчите!- на весь класс

Басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья

Просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон…

Вдруг явился угомон.

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам!

Что случилось в первом классе?

Почему расшумелся первый класс?

Что делали ученики, чтобы прекратить шум в классе? Что помогло? Почему?

Какой совет дал всем угомон? Вы с ним согласны?

Существуют правила поведения на уроке.

В школу надо приходить вовремя, не опаздывать. Если ты опоздал по уважительной причине, то надо попросить у учителя разрешения войти в класс. Утром, придя в класс, надо поздороваться сначала с учителем, а затем с ребятами. Если в класс входит учитель или взрослый, надо встать. Так дети здороваются. Вставать надо дружно, при этом соблюдать тишину. Сесть нужно только после разрешения учителя. Если хочешь ответить или спросить, подними руку. После разрешения учителя встань и говори. «Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь».

(стихотворение С.Я.Маршака «Два кота»)

Жили – были два кота –

Восемь лапок, два хвоста.

Подрались между собой

Серые коты.

Поднялись у них трубой

Серые хвосты.

Бились днём и ночью.

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кончики хвостов.

Кого вам напоминают своим поведением коты?

Почему коты подрались?

Правильно ли поступили коты, когда начали драку?

Сумели ли они в драке доказать, кто из них прав?

Подумайте, как им надо было поступить.

(Учитель читает стихотворение)

«Перемена»

«Перемена, перемена!»

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог, вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним – большая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел.

Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком, на перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

Сходу дал кому-то сдачи – словом,

Сделал всё, что мог!

Ну, а тут – опять звонок…

Вова в класс попёрся снова.

Бедный! Нет лица на нём!

Ничего, - вздыхает Вова, - на уроке отдохнём!

(Б. Заходер)

Правильно ли Вова выходит из класса после звонка на перемену?

А как нужно?

Как ведёт себя Вова на перемене?

Расскажите, как можно и нужно вести себя на перемене, а как не стоит.

(Учитель читает правила поведения на перемене.)

Выходить на перемену надо только после разрешения учителя.

В коридоре можно играть, не мешая другим, не толкаясь.

Бегать, бороться, кричать, когда это мешает другим, нельзя

На перемене побывать в туалете, чтобы не отпрашиваться на уроке.

На большой перемене следует пообедать.

Итог.

Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах. Я читаю стихотворение, а вы договариваете слово.

«На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным)

Всё пиши, не отставая,

Слушай, …(не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …(понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…(поднимать)

На перемене … (отдыхать).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок, коль услышишь ты... (звонок).

Когда звонок раздался снова, к уроку будь всегда… (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не … (кричи).

Краткий анализ:

Классный час, прошедший в форме круглого стола, способствовал формированию навыков правильного поведения в школе, в общественных местах, выработке навыков бережного отношения к школьному имуществу, развивал такие качества, как бережливость, взаимопонимание, доброжелательность и творческие способности детей.

Литература:

    Журналы «Воспитание школьников» № 6 за 2004год, № 7 за 2007 год.

    Творческие работы детей на тему «Если был бы я волшебником» (о бережном отношении детей к книгам).

Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе.

Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.

По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя то, чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; привести в порядок свое рабочее место, помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.

Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации свободного времени, стремление быть занятым полезной деятельностью.
Известно, что маленький ребенок еще не может организовывать свою деятельность, поэтому организаторами являются взрослые. Под их руководством деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в группе – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий – рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке.

Также особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой. С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют. «Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они», - это должно стать правилом для каждого маленького читателя. Дети должны знать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте за столом, а не на ковре или в игровом уголке. Нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой.

На протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить правило обращения с книгой:

Береги книгу: не пачкай её, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится;

После того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить её на место;

Правильно храни книгу, в специально отведенном для неё месте – в книжном шкафу ил на полке;

Если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощь взрослого.

На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить всё необходимое для игры, труда или занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности.

Если мы вовремя не воспитаем у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено.
Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий.

Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход и завершение:

Прежде чем начать игру, любое дело, прикинь, что для этого потребуется;

Определи заранее, где удобнее играть или заниматься, чтобы ты не мешал другим, и тебя не отвлекали;

Подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы все было под рукой;

Проверь свой внешний вид, не приступай к делу, пока не приведешь себя в порядок;

Твои дела не должны вносить беспорядок в комнату;

Не оставляй дело незаконченным;

Не берись за новое дело, не завершив старое;

Убери за собой все, чем ты играл и занимался, каждой веще свое место, чем ты пользовался, оставляй в полном порядке, пусть все игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности;

Кисти промытыми, а карандаши – отточенными, рисунки, лепка, альбомы

– сложенные в определенном месте, игрушки – ожидающими встречи со своим хозяином;

Не забудь привести и себя в порядок – вымыть руки, снять фартук, аккуратно сложив его, на место.

Знание указанных правил и умение руководствоваться ими помогает старшим дошкольникам приобрести навыки организации свободного времени. При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Эти привычки являются основой для дошкольного развития организованности будущего школьника.

Но главное - воспитывающее значение детской деятельности, которая заключается в том, каково её содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Как он себя проявляет: умеет ли применить имеющиеся знания и умения, моральные представления в действии? Если играет вместе с товарищем, то, как себя проявляет: обходителен или дерзок, вежлив или груб, щедр или жаден и т.д.
Соответствует ли содержание деятельности уровню его возрастных возможностей? Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд; при необходимости оказывать ему помощь в выборе и формировании различной деятельности, в расширении её содержания, достижения поставленной цели.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.
В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу; на занятиях – культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию; в процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.