Учим ребенка логическому мышлению. Тест на проверку уровня логического мышления

4 5 932 0

Каждому родителю хочется гордиться успехами своего ребенка. Когда смотрим развивающие передачи для любознательных детей и подростков, мы любуемся детьми, которые чувствуют себя уверенно в мире истории, географии, биологии, складывают нужные детали головоломок, пространственных загадок, находят кратчайший путь к решению логических задач.

Это моменты демонстрации не только способностей ребенка. Эти «минуты славы» складываются из многих часов интеллектуального труда детей и родителей. Это демонстрация родительской заботы о том, чтобы вовремя раскрыть и максимально развить способности ребенка.

Развивать логическое мышление ребенка нужно, конечно, не для победы в детских конкурсах и олимпиадах. Для таких побед нужны еще и другие качества характера, которые часто не уживаются вместе в одном человечке. Вообще, особенно присущая мальчикам, может помешать вовремя разглядеть все задатки вашего ребенка.

Не ждите, когда ребенок раскроется, – действуйте как можно раньше и во всех возможных направлениях.

А когда проявятся индивидуальные способности – поддерживайте и вдохновляйте, чтобы ни робость, ни лень, ни неуверенность не стали помехой на пути развития ребенка.

Самые ближайшие примеры людей развитого логического мышления – ученые в любых научных сферах. Выстраивать логические цепочки из числовых значений, физических и химических формул, законов – это их основное занятие.

Много родителей думает, что в его ребенке такие цепочки не придется выстраивать. Но уже в жизни вашего маленького дошкольника возникает такая потребность – выстроить логическую цепочку из последовательного набора букв, и, как результат, – первое прочитанное слово.

Нам может казаться, что ребенку в жизни будет достаточно знаний, опыта и здравого смысла. Не упрощайте заранее его будущую жизнь. Потрудитесь вместе с ним над формированием его логических возможностей. Как мы развиваем гимнастическими тренировками свою физическую форму, гибкость мышц, так и регулярными упражнениями в решении логических задач мы можем развить у ребенка гибкость и быстроту ума, способность нестандартно мыслить.

Конечно, в жизни вряд ли вашему ребенку придется “перевозить капусту, козу и волка”. Но умение приспосабливать свои знания под предложенные обстоятельства ему точно придется применять. И чем выше будет его интеллектуальное развитие, а значит, чем интересней будет его жизнь, – тем больше в его жизни будет обстоятельств, требующих не только знаний, но и этого самого умения приспособить эти знания, другими словами, – умения найти логическое решение поставленной задачи, часто нестандартное или даже творческое решение.

Развитая логика – независимый ум, свободное движение мысли, не загнанное в комплексы «я с этим не справлюсь», «я не смогу», не зажатое собственными рамками неразвитого интеллекта.

Это способность принимать решения, подчас быстрые и нестандартные, браться за выполнение сложных задач, при этом иметь здравый смысл и уметь не только оценить, но и не переоценить свои возможности.

Выбирайте разное направление

Способности – фундамент любого интеллектуального развития, а труд – скрепляющий раствор, не позволяющий возведенному зданию рассыпаться на блоки. Здание должно быть многоуровневое и многоблочное.

Развитие ребенка не должно быть однонаправленным.

  • Общеобразовательные знания, математика и физика соответствующего возрастного уровня – теоретическое направление развития.
  • Навыки работы с компьютером, и простых (не автоматизированных) занятий – практическое направление.

На пересечении знаний и умений в разных областях и может развиваться логическое мышление.

Как для поддержания роста растения нужно создавать благоприятные условия, так и для развития логических способностей ребенка.

  1. Наполняйте его знаниями и умениями своими, книжными, людей, к чьему авторитету вы прислушиваетесь, просто обращайте внимание ребенка на примеры полезного опыта и анализируйте вместе с ним.
  2. Научите ребенка жить с «широко раскрытыми глазами», а для этого сами так живите.
  3. Развивайте его наблюдательность и умение анализировать.
    Учите анализировать:
    – Почему в воде можно поднять маму на руках?
    – Почему на коньках так легко скользить по льду?
    – Почему, если на костер дуть по-разному, то его можно или затушить, или раздуть?

Начинайте с возраста «почемучек» (от 3-х до 5-ти). Не отмахивайтесь от вопросов своего «почемучки», сами не уставайте задавать интересные вопросы.

И обязательно поощряйте. Лучше, чтобы поощрение было продолжением его аналитических стараний, – разрешить проделать то, в чем вы вместе разобрались, в пределах допустимого, конечно.

Это станет почвой, на которой вы сможете взращивать семена не только логики, но и, как следствие, независимого интеллекта. Такой человек будет интересен себе, друзьям, обществу.

Непосредственно, логические тренировки включают в себя решение задач по «творческой математике», аналитических загадок, ребусов и головоломок, логических, геометрических, пространственных.

  • Уже со 2-го класса их уровень сложности может отличаться от подготовительного уровня, но все же в соответствии с возрастными и личными возможностями. Берите задачи, ответы и объяснения к которым сможете найти, чтоб дело было доведено до результативного конца. Если вы правильно подготовили почву – будет не трудно, зато интересно вам обоим.
  • Кстати, в школах с математическим уклоном предметы «Логика» и «Творческая математика» включаются в программу 2-го класса (советуем обратиться к задачам из этих учебников). Особенно из этих учебников дети любят задачи со спичками.
  • Так же как физические упражнения, такие тренировки должны проводиться регулярно, как гимнастика для ума. Схема проведения должна быть удобна вам и ребенку – не менее 1 раза в неделю (в две недели) сообразно вашим возможностям.
  • Но главное условие занятий – их регулярность и последовательность. Тем более, что решение логических задач, особенно по выстраиванию логических цепочек, требует нахождения закономерности, а значит и последовательности мышления.

Используйте неожиданно возникшее свободное время для дополнительных занятий. Для этого существуют дорожные варианты логических задачек – все те же задачи со спичками или загадки, не требующие наглядности.

Чтобы ребенку не мешала лень, с которой вы обязательно столкнетесь, ваша задача – зародить в нем интерес к интеллектуальному труду, более того, довести его до уровня привычки.

Начните с себя – своим примером научите его тянуться к знаниям и опыту, будьте сами искренне увлечены интеллектуальным развитием.

Создайте в семье атмосферу, где уважают за интеллект и стремление развиваться, где прислушиваются к опыту и знаниям всех членов семьи, где делятся узнанным и разгаданным, где гордятся упорством и целеустремленностью в решении любых задач, особенно задач на развитие детской логики.

Добавьте элемент соревнования. К примеру, кто больше узнал за неделю, кто больше подготовил логических загадок для занятий. И, конечно, введите систему поощрений.

Такие сложные, требующие умственного и волевого напряжения занятия могут быть продуктивными только при наличии между вами с ребенком доверительных отношений. Вы должны проявлять терпение, не показывая своего превосходства, но и твердость, «мягкую твердость», чтобы всегда добиваться совместного результата.

Сами занятия желательно проводить в игровой форме, обязательно в доброжелательном настроении.

Свободно мыслящий человек для большинства является идеалом, образцом развития человеческой природы. Нам нравятся люди, способные по-настоящему свободно мыслить. И многим родителям хотелось бы именно такими видеть своих детей в будущем. Но, насколько воспитание детей способствует свободному мышлению?

Обычно родители хотят от своих детей, чтобы те «думали правильно», то есть думали по уже заведенному образцу. Где – то это разумно, иначе каждый ребенок вынужден был бы проходить путь духовной эволюции, проделанный человечеством в течение веков. Это и невозможно, и не нужно, поэтому родители предоставляют детям готовые ответы на вопрос – как жить в этом мире.

Но, обучая ребенка правилам и отношениям в обществе, мы часто блокируем свободу его мышления. Приучая ребенка слушать старших, важно не разрушить его способность думать самому.

Как совместить свое влияние на ребенка и возможность воспитать свободно мыслящего человека?

Начнем с того, чего делать НЕ СТОИТ, если вы хотите вырастить ребенка мыслящим человеком.

Директива «Не думай»

Существует особый механизм, который влияет на способность ребенка к самостоятельному мышлению. Это родительские директивы, скрытые послания, в частности директива «Не думай». Больше о скрытых посланиях, которые мы передаем детям, можно узнать из вебинара «Осторожно, слова!» .

Эта директива, как и другие, передается в словах и действиях родителей.

На словах она звучит:

«Не умничай!»

«Не витай в облаках!»

«Что, самым умным себя считаешь?»

«Много будешь знать, скоро состаришься!»

«Не рассуждай, а делай, что тебе говорят!»

«Не думай об этом, отвлекись» (говорится в проблемных ситуациях)

«Много думать вредно!»

«Много ты понимаешь!»

«Ты пока мал об этом рассуждать!»

Своим поведением родитель также может передавать директиву «Не думай!», кода выглядит раздраженно, насмешливо, нетерпеливо, слушая вопросы или рассуждения ребенка.

Если родитель искренне считает, что мышлению ребенка не стоит доверять, и ничего ценного и интересного в его словах и мыслях нет, то он обязательно транслирует ребенку директиву «Не думай».

«Ты просто думать не хочешь!»

«Где твоя голова?»

«Совсем не соображаешь!»

Такие слова, хоть и маскируются под побуждение ребенка подумать или «подумать еще раз», внушают ему недоверие к своей способности размышлять.

В результате получения директивы «Не думай» у детей развивается глубокое недоверие к результатам своей умственной деятельности, и даже сомнение в самой ее возможности. Это отношение переходит во взрослую жизнь, препятствуя любой деятельности, связанной с мышлением, принятиям решений. Во взрослом возрасте человек, получивший такую директиву, испытывает страх перед принятием решений, у него может быть снижена способность к анализу, он может совершать странные необдуманные поступки, часто таких людей преследуют головные боли психосоматического происхождения.

Родители, передающие такую директиву детям, как правило, не имеют планов испортить им жизнь. Они просто стремятся поддержать свой авторитет, обеспечить дисциплину, оградить ребенка от болезненных мыслей, уберечь от опасных решений. Однако, позитивные намерения родителей никак не спасают дела, директива действует весьма разрушительно.

Таких слов лучше ребенку не говорить! Тем более, что они говорятся часто, не с целью воздействовать на ситуацию, а с целью сбросить эмоциональное напряжение родителей. Так, например, родитель, раздраженный тем, что ребенок не может решить задачу, говорит ему: «Ты просто не думаешь!». При этом родитель в глубине души понимает, что эта фраза никак дела не улучшит, но с ее помощью он выплескивает свое напряжение.

Чтобы избавиться от поведения, которое транслирует ребенку директиву «Не думай», родителям имеет смысл для начала заметить, те эпизоды, когда директива передается. Для того, чтобы лучше понять, почему вы передаете эту директиву, стоит разобраться и в себе. Если вы сам носитель такой директивы, ваши родители передали ее вам, то вы, весьма вероятно, передаете ее своим детям, как эстафетную палочку.

Дети часто приходят к неожиданно точным выводам, у них часто бывают свежие и яркие суждения. Чтобы развить способность к анализу, мышлению, ее надо тренировать. Следующие фразы, обращенные к ребенку, помогут ему поверить в то, что он одарен разумом и способен его использовать:

«Ты многое можешь понять сам»

«Давай вместе рассуждать»

«Твои выводы о ситуации очень важны»

«Ты сможешь разобраться в этом»

«Расскажи, как ты это видишь».

Как поддержать свободу мышления ребенка

Некоторые стратегии помогут вам поддержать свободу мышления и независимость ребенка.

1. Поддерживайте индивидуальные решения

Часто родители, видя то, как действует ребенок, склонны направлять его на правильный путь. Иногда это оправданно, например, когда речь идет о безопасности. Вы не можете позволить ребенку неправильно держать нож или обращаться с огнем. Но, очень часто, родительские вмешательства существуют и в тех областях, где это вовсе не обязательно. Например, родители настойчиво направляют игры, способы ребенка рисовать или заниматься иным творчеством. Даже в таких, казалось бы, творческих областях над родителями, а, следовательно, и над детьми довлеет норматив.

Для того, чтобы освободить ребенка от тотального давления норм и заранее предписанных форм деятельности, попробуйте ослабить контроль в тех областях, где это возможно. Как правило, дети, если взрослые не нависают над ними непрерывно, изобретают свои собственные способы действовать и это очень ценные ростки индивидуальности, творческого начала. Понаблюдайте за детским способом действовать, спросите ребенка, почему ему удобно именно так, попросите даже научить вас действовать новым способом.

Важно постараться не вмешиваться в процессы, которые являются формой выражения внутреннего мира ребенка – это, прежде всего, игра и творческие занятия. Пусть хотя бы в этих областях ребенок будет свободен реализовать самого себя без страха совершить ошибку. Может быть, вам кажется, что ребенок все бросает, ничего не доводит до конца, небрежен, несобран и игра его слишком примитивна. Однако, возможность принимать свои решения очень ценна в жизни детей, мир которых часто весьма зарегулирован требованиями к ним и оценками. Предоставьте ребенку свободу там, где это возможно.

Какую свободу может иметь ребенок:

Иногда одеваться полностью по – своему вкусу, даже если одежда кажется родителям нелепой.

Обустроить свой уголок, небольшое пространство по своему вкусу.

Дружить с теми, кто нравится ему.

Делать дела собственным способом, например, совершать уборку так, как удобно ему, если общий результат вас устраивает.

Заниматься творческими занятиями в любой удобной для него форме, не стремясь каждый раз к результату.

2. Интересуйтесь мнением ребенка

Не спешите давать готовый ответ в спорных ситуациях, конфликтах, не замыкайте ребенка на идее, что существует всего один правильный ответ. Само наличие разных мнений, возможность и ценность высказывания этих мнений – это важное послание ребенку.

Читая ребенку книги, не спешите объяснять повороты сюжета, постарайтесь хоть немного дать шанс на размышление самому ребенку. Часто дети, уже запуганные перспективой ошибиться в своих суждениях, уже обработанные директивой «Не думай», страшатся высказывать свое мнение взрослым или пытаются угадать по их лицу правильный ответ. Назидательная литература, поучения родителей, вся система государственного образования приучает детей думать, что есть единственно правильный ответ. Но, чем старше ребенок, тем больше нужно давать ему шансов на самоопределение по важным вопросам, на высказывание своего мнения.

Иногда родители дают ребенку высказаться лишь для того, чтобы в случае неверного суждения ребенка выдать ему подходящие аргументы, исправить его. Они по настоящему не интересуются тем, как и что думает ребенок, они сконцентрированы на том, чтобы направить его мысли в нужное русло. Важно понимать, что такая тактика имеет мало общего с тем, что называется интересом к мыслям ребенка. Если вы просто лукавите, маскируя нравоучения под интерес, ребенок сразу это почувствует и замкнется.

3. Вместе с ребенком размышляйте над спорными ситуациями

Если ребенок приходит к вам за советом, используйте эту ситуацию, чтобы помочь ему развить навыки мышления. Не стремитесь сразу же объявить ему, как правильно поступить.

Во-первых, примите тот факт, что ребенок может знать ситуацию лучше вас, а значит и возможностей решения у него больше, хотя он этого может не осознавать.

Во-вторых, стереотипный выход не всегда лучше, а ребенок в силу незамутненности своего взгляда способен выдать более свежее решение.

В-третьих, сам процесс размышления может быть более ценным, чем готовый ответ на вопрос: как мне поступить?

Рассмотрите с ребенком ситуацию и предположите несколько вариантов решения.

Чтобы лучше разобраться в ситуации, предложите ребенку такую игру:

шаг 1

Опишите ситуацию: кто участники, в чем причина конфликта. Не спешите на этом этапе. В зависимости от возраста и характера ребенка можно использовать рисунки, помогающие понять ситуацию, игрушки. Например, можно зарисовать конфликт, используя разные цвета для обозначения эмоционального фона и состояния участников. Можно рисовать участников в виде геометрических фигур, животных с разными характерами, в виде любых образов, которые подскажет воображение ребенка.

На этом этапе вы можете использовать игрушки, для создания игровой иллюстрации. Образы могут быть «говорящими»: персонажа, который видится агрессивным, ребенок может обозначить волком, персонажа, от которого ожидается защита, например, доброй феей.

шаг 2

Попытайтесь вместе с ребенком понять, что каждый персонаж чувствует и думает в этой ситуации.

Важно, чтобы ребенок смог взглянуть на ситуацию немного со стороны, отделить себя от эмоционально значимой и конфликтной истории. На этом этапе можно предложить ребенку вжиться в других персонажей, попробовать понять их настрой. Это расширяет для ребенка возможности понимания других людей.

шаг 3

Создайте два или более сценариев развития ситуации. Конфликтные ситуации отличаются тем, что кажутся безвыходными. Предлагая ребенку создать не один, а два или больше сценариев, вы уже тем самым сообщаете ему, что возможных выходов из проблемной ситуации может быть много.

Не волнуйтесь, если ребенок предлагает фантастический сценарий, который нельзя реализовать в жизни. Впоследствии у вас будет время обсудить, что можно сделать в жизни, а что только в фантазии.

Сам по себе процесс придумывания фантастического выхода имеет собственную энергетику, раскрепощающую мышление ребенка.

шаг 4

Выберите понравившийся сценарий. На этом этапе далеко не всегда удается определиться с тем, как действовать дальше, но это и не требуется. Ваша задача просто выбрать сценарий, который видится вам удачнее других, и поговорить о том, почему он привлекает.

Не стоит волноваться, если вы в результате предложенной игры не найдете абсолютно идеальный вариант. Нам часто трудно смириться с тем, что процесс размышлений не привел нас к желаемому – то есть к идеальному решению. Но, сам процесс этой игры более важен, чем конкретный результат.

Главная задача предложенной игры – трансформировать ситуацию конфликта, придать ей объем и живость, позволить ребенку проявить свои способности.

4. Изучайте искусство вместе с ребенком

В изучении такого искусства, как музыка живопись, скульптура, мода, проще быть свободным в суждениях, чем, например, при анализе книг или кино. Это наиболее доступная область для того, чтобы развивать у ребенка способность доверять себе, свободно рассуждать. Просите ребенка выразить свое отношение к предметам или явлениям искусства, не ограничивая его правильными готовыми суждениями.

В искусстве также существует нормативное прочтение, однако, общаясь с ребенком, не стоит торопиться давать ему готовые ответы. Прислушивайтесь к его реакциям на произведения искусства, побуждайте размышлять о них, исследовать свои чувства.

Система образования успеет внушить детям, что есть «правильное» прочтение и понимание искусства, задача же родителей дать детям немного больше свободы.

5. Множество решений

Представление о том, что у проблемы есть правильное и неправильное решения сильно ограничивает перспективу.

Сталкиваясь со сложными ситуациями вместе с ребенком, возьмите за правило, придумывать как минимум три решения. Это оптимистичный подход, который заранее настраивает на целое пространство возможных выходов, вместо узкого коридора «единственно верного способа».

Тренироваться лучше на простых примерах. Что делать, если забыл пенал дома, промочил ноги, опоздал на зарядку, не досталось игрушки. Предложите ребенку придумать пару вариантов выхода и еще один запасной. При этом не оставайтесь в стороне, включайтесь с поиск решений. Показывайте пример трех решений в своих личных проблемных ситуациях. Не критикуйте варианты ребенка, важно не то, чтобы все предложенные выходы были идеальными, а то, что ребенок начинает видеть себя способным найти выход, причем не один.

После простых ситуаций можно переходить с ребенком к более сложным, например, к конфликтам в отношениях с людьми.

6. Домашний мозговой штурм

Решая простые или сложные семейные задачи, устраивайте мозговые штурмы. Каждый при этом имеет право высказать свое предложение, но никто не имеет право критиковать или отвергать предложения других. На этом этапе можно выбрать дежурного, который выдает штрафные очки участникам штурма за критику вариантов других участников. Поощряйте активность ребенка, дайте ему понять, что он способен генерировать идеи.

После создания списка идей можно устроить тайное голосование, чтобы каждый высказался за понравившуюся идею. Можно также вслух обсуждать предложенные варианты.

Для развития свободного мышления ребенка важно, что взрослые относятся к его идеям уважительно.

© Елизавета Филоненко

Каждому родителю хочется гордиться успехами своего ребенка. Когда смотрим развивающие передачи для любознательных детей и подростков, мы любуемся детьми, которые чувствуют себя уверенно в мире истории, географии, биологии, складывают нужные детали головоломок, пространственных загадок, находят кратчайший путь к решению логических задач.

Это моменты демонстрации не только способностей ребенка. Эти «минуты славы» складываются из многих часов интеллектуального труда детей и родителей. Это демонстрация родительской заботы о том, чтобы вовремя раскрыть и максимально развить способности ребенка.
Совет 1

Для чего нужна логика

Развивать логическое мышление ребенка нужно, конечно, не для победы в детских конкурсах и олимпиадах. Для таких побед нужны еще и другие качества характера, которые часто не уживаются вместе в одном человечке. Вообще, детская застенчивость, особенно присущая мальчикам, может помешать вовремя разглядеть все задатки вашего ребенка. Не ждите, когда ребенок раскроется, – действуйте как можно раньше и во всех возможных направлениях. А когда проявятся индивидуальные способности – поддерживайте и вдохновляйте, чтобы ни робость, ни лень, ни неуверенность не стали помехой на пути развития ребенка.

Самые ближайшие примеры людей развитого логического мышления – ученые в любых научных сферах. Выстраивать логические цепочки из числовых значений, физических и химических формул, законов – это их основное занятие.

Много родителей думает, что в его ребенке такие цепочки не придется выстраивать. Но уже в жизни вашего маленького дошкольника возникает такая потребность – выстроить логическую цепочку из последовательного набора букв, и, как результат, – первое прочитанное слово.

Нам может казаться, что ребенку в жизни будет достаточно знаний, опыта и здравого смысла. Не упрощайте заранее его будущую жизнь. Потрудитесь вместе с ним над формированием его логических возможностей. Как мы развиваем гимнастическими тренировками свою физическую форму, гибкость мышц, так и регулярными упражнениями в решении логических задач мы можем развить у ребенка гибкость и быстроту ума, способность нестандартно мыслить.
Конечно, в жизни вряд ли вашему ребенку придется «перевозить капусту, козу и волка». Но умение приспосабливать свои знания под предложенные обстоятельства ему точно придется применять. И чем выше будет его интеллектуальное развитие, а значит, чем интересней будет его жизнь, – тем больше в его жизни будет обстоятельств, требующих не только знаний, но и этого самого умения приспособить эти знания, другими словами, – умения найти логическое решение поставленной задачи, часто нестандартное или даже творческое решение. Развитая логика – независимый ум, свободное движение мысли, не загнанное в комплексы «я с этим не справлюсь», «я не смогу», не зажатое собственными рамками неразвитого интеллекта.

Это способность принимать решения, подчас быстрые и нестандартные, браться за выполнение сложных задач, при этом иметь здравый смысл и уметь не только оценить, но и не переоценить свои возможности.
Совет 2

Выбирайте разное направление

Способности – фундамент любого интеллектуального развития, а труд – скрепляющий раствор, не позволяющий возведенному зданию рассыпаться на блоки. Здание должно быть многоуровневое и многоблочное.

Развитие ребенка не должно быть однонаправленным.

  • Общеобразовательные знания, математика и физика соответствующего возрастного уровня – теоретическое направление развития.
  • Навыки работы с компьютером, навыки простого труда и простых (не автоматизированных) занятий – практическое направление.

На пересечении знаний и умений в разных областях и может развиваться логическое мышление.
Совет 3

Прищепите интерес к знаниям

Как для поддержания роста растения нужно создавать благоприятные условия, так и для развития логических способностей ребенка.

  1. Наполняйте его знаниями и умениями своими, книжными, людей, к чьему авторитету вы прислушиваетесь, просто обращайте внимание ребенка на примеры полезного опыта и анализируйте вместе с ним.
  2. Научите ребенка жить с «широко раскрытыми глазами», а для этого сами так живите.
  3. Развивайте его наблюдательность и умение анализировать.
    Учите анализировать:
    — Почему в воде можно поднять маму на руках?
    — Почему на коньках так легко скользить по льду?
    — Почему, если на костер дуть по-разному, то его можно или затушить, или раздуть?

Начинайте с возраста «почемучек» (от 3-х до 5-ти). Не отмахивайтесь от вопросов своего «почемучки», сами не уставайте задавать интересные вопросы. И обязательно поощряйте. Лучше, чтобы поощрение было продолжением его аналитических стараний, – разрешить проделать то, в чем вы вместе разобрались, в пределах допустимого, конечно.

Это станет почвой, на которой вы сможете взращивать семена не только логики, но и, как следствие, независимого интеллекта. Такой человек будет интересен себе, друзьям, обществу.
Совет 4

Логические и физические тренировки

Непосредственно, логические тренировки включают в себя решение задач по «творческой математике», аналитических загадок, ребусов и головоломок, логических, геометрических, пространственных.

  • Уже со 2-го класса их уровень сложности может отличаться от подготовительного уровня, но все же в соответствии с возрастными и личными возможностями. Берите задачи, ответы и объяснения к которым сможете найти, чтоб дело было доведено до результативного конца. Если вы правильно подготовили почву – будет не трудно, зато интересно вам обоим.
  • Кстати, в школах с математическим уклоном предметы «Логика» и «Творческая математика» включаются в программу 2-го класса (советуем обратиться к задачам из этих учебников). Особенно из этих учебников дети любят задачи со спичками.
  • Так же как физические упражнения, такие тренировки должны проводиться регулярно, как гимнастика для ума. Схема проведения должна быть удобна вам и ребенку – не менее 1 раза в неделю (в две недели) сообразно вашим возможностям.
  • Но главное условие занятий – их регулярность и последовательность. Тем более, что решение логических задач, особенно по выстраиванию логических цепочек, требует нахождения закономерности, а значит и последовательности мышления.

Используйте неожиданно возникшее свободное время для дополнительных занятий. Для этого существуют дорожные варианты логических задачек – все те же задачи со спичками или загадки, не требующие наглядности.
Совет 5

Будьте примером

Чтобы ребенку не мешала лень, с которой вы обязательно столкнетесь, ваша задача – зародить в нем интерес к интеллектуальному труду, более того, довести его до уровня привычки. Начните с себя – своим примером научите его тянуться к знаниям и опыту, будьте сами искренне увлечены интеллектуальным развитием.

Создайте в семье атмосферу, где уважают за интеллект и стремление развиваться, где прислушиваются к опыту и знаниям всех членов семьи, где делятся узнанным и разгаданным, где гордятся упорством и целеустремленностью в решении любых задач, особенно задач на развитие детской логики.

Добавьте элемент соревнования. К примеру, кто больше узнал за неделю, кто больше подготовил логических загадок для занятий. И, конечно, введите систему поощрений.
Совет 6

Поощряйте ребенка

Такие сложные, требующие умственного и волевого напряжения занятия могут быть продуктивными только при наличии между вами с ребенком доверительных отношений. Вы должны проявлять терпение, не показывая своего превосходства, но и твердость, «мягкую твердость», чтобы всегда добиваться совместного результата.

Сами занятия желательно проводить в игровой форме, обязательно в доброжелательном настроении.

Не забывайте за систему поощрений – это самая успешная мотивация для ребенка. Она может назначаться за полное занятие или за отдельные задания, или может быть накопительной. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что его успехи, а главное старания, оцениваются. Ребенок должен чувствовать удовлетворение, как моральное, так и, например, гастрономическое. Ведь что-что, а «вкусняшку» он точно заработал!
Совет 7

Учитесь, играя

Дети всегда любят играть, и делают это без принуждения, в отличие от занятий.

Заполняйте ваше с ребенком свободное время играми для думающих людей. Самые известные из игр, развивающих логическое мышление – шашки, шахматы, те же карты. Есть менее известные: японская игра «го», двухмерная и трехмерная разновидности игры «крестики – нолики». Таких помощников вы найдете много.

Ищите, осваивайте, играйте, развивайте ребенка и развивайтесь с ним сами. Если вам это будет нужно и интересно, то и ребенку рядом с вами это будет нужно и интересно.

Умение логически мыслить очень важно для взрослого человека, однако развивать его лучше всего начиная с раннего детства. Поскольку ребенок еще не может полагаться на личный жизненный опыт, логическому мышлению его должны научить родные и близкие.

Эффективнее и результативнее всего развивать логику у малыша с помощью игровых заданий. В процессе игры малышу будет гораздо проще и интереснее выполнять поставленные задачи. Мышление начинает развиваться в процессе понимания и осознания проблемы. Малыш начинает понимать, что сталкивается с незнакомым понятием и начинает искать разгадку и пути решения.

При каждом возникновении сложностей, ребенок начинает искать наиболее эффективные и действенные пути решения. В голове у ребенка начинают происходить мыслительные процессы, позволяющие найти лучший вариант выполнения задания. По мере взросления, у ребенка в большей степени начинает проявляться критичность мышления, которая позволяет малышу меньше и реже допускать ошибок, делая какой-либо выбор.

Чтобы ребенок начал думать, родителям рекомендуется выучить с ним любое детское стихотворение и предложить малышу обдумать его сюжет и придумать свое развитие событий. Кроме этого можно обсуждать любой мультфильм, сказку или событие из реальной жизни. С ребенком очень важно общаться и разговаривать на любые темы, задавая ему наводящие вопросы и требуя сложного развернутого ответа. Активная речевая деятельность не менее важна для полноценного мыслительного процесса.

Специалисты рекомендуют приступать к обучению не ранее трехлетнего возраста, когда ребенок уже хорошо и четко разговаривает, умеет выражать свои мысли и слушаться взрослых. Начиная с 4х-летнего возраста можно прибегнуть к специальной программе развития умственных способностей и творческого потенциала. Программа «Ментальная арифметика», которой обучают в Центре дополнительного образования детей «SMARTUM» http://smartum.com.ua/ , позволяет задействовать оба полушария мозга, что, в свою очередь, поможет максимально расширить интеллектуальный и творческий потенциал ребенка с помощью арифметических вычислений на счетах (соробан). Способность решить даже самые сложные арифметические задачи разовьет память ребенка, концентрацию внимания и логическое мышление.

Для того чтобы у ребенка эффективнее и лучше формировался интеллект, ответственность и серьезность, родителям очень важно начать заниматься развитием мыслительной деятельности малыша еще с раннего детства. Маленькие дети способны поглощать и обрабатывать информацию только через игровую деятельность.

Родителям очень важно своевременно заняться развитием логического мышления малыша, чтобы оно имело эффективный положительный результат и привело к созданию крепкого фундамента для реализации себя в будущем

Юлия Дерябина
Учим ребенка логическому мышлению

Учим ребенка логическому мышлению .

По умению думать, анализировать, делать обоснованные умозаключения судят об уровне развития человека. И хотя ребенок развивается , учится мыслить в повседневной жизни, в общении со взрослыми и сверстниками, в играх и т. д., но для успешной работе в школе нужны другие, системные и более глубокие навыки мышления . Эти умения ребенок не может приобрести самостоятельно, в этом ему должны помочь взрослые, подготовить его к новому жизненному этапу – учебе в школе.

Мышление всегда начинается с вопроса, причем ответ на этот вопрос находиться не сразу, а с помощью каких-то умственных операций.

О заданиях

1. Задание органично связаны друг с другом. Решив одну задачку, освоив необходимые для этого знания, ребенок тем самым готовится для решения следующих, более сложных заданий, где эти знания нужны будут применить в других, новых для него условиях.

2. Начать нужно с задач «Что изменилось?» , «Что изменилось, что не изменилось?» . Они позволяют ребенку закрепить и систематизировать имеющиеся знания и осознать, что любой предмет (объект0 можно рассмотреть с разных точек зрения.

Ребенок научится выделять существительные и абстрагироваться от несущественных признаков. Эта важная стадия мышления , этап подготовки решения на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Кроме того, для решения заданий, при поиске неочевидных для него закономерностей, ребенку необходимо активно использовать полученные знания о свойствах предметов, применить эти знания для построения нужных умозаключений. Эти навыки позволят ему в дальнейшем находить логические обоснованные пути решения более сложных задач.

3. Задания «Какой предмет лишний» , «Найди правильно и продолжи ряд» , можно выполнять верно, если провести анализ нескольких признаков исследуемых групп предметов, сделать нужные рассуждения и обосновать свой вывод. Это уже полновесное умозаключение, основанное на самостоятельных суждениях.

4. Все задачки в этом материале доступны для дошкольников. Для их решения необходимы знания только самых простых понятий, таких как цвет, форма, размер, количество, а также логическое рассуждения , интуиция и догадки. Решая, ребенок учится понимать требование задачи, выделять условие и вопрос, взаимосвязь между ними, осознано использовать полученные знания для решения проблемных заданий. Все это называется готовностью ребенка к обучению , которая ему будет нужна с первых дней учебы в школе.

5. Восприятие предметов, их свойств (цвета, формы, величины) и пространственного расположения всегда включает в себя обследование и сравнение. Именно таким путем и идет развитие

восприятие детей в дошкольном возрасте. Поэтому все задания сформулированы таким образом, чтобы ребенок вовлекался в активное обследование заданных предметов.

6. Обратите внимание, что задания в данном материале являются базовыми. На их основе легко создать новые варианты задачи упражнений. Для этого нужно, сохранив суть задания, сформулировать его с помощью предметов, отличных по форме, цвету и т. д. Это касается всех приведенных заданий.

7. Во многих заданиях не предлагается обязательного, единственно правильного ответа, что позволяет детям с различным уровнем подготовки успешно участвовать в заданиях, выдвигать оригинальные версии.

Несколько практических советов

1. Этот материал не на один день – прочитал, уяснил, решил и будет результат. Задач много, они разной сложности, решать их нужно последовательно, по порядку. Не стоит разбивать задачки из середины книжки, не выполнив начальные задания. Учится думать системно полезно в любом возрасте.

2. Если ребенок с успехом решил все задания, то отложите материал на время и вернитесь к нему, скажем, через год, задачки опять будут как новые. В руках будет надежный тест для проверки того, как развивается ваш ребенок , совершенствует ли он свои способности мыслить и анализировать.

3. Нельзя давать ребенку задачку для решения , не разобрав предварительно учебные примеры. Даже если он сообразит и найдет правильное решение, этого недостаточно. В заданиях важен не только верный результат, но и сам процесс решения. При этом нужно следовать правилам, которые показаны при разборе задач. Ребенок должен не только найти верный результат, но, и это самое главное, объяснить свои решения, рассказать, как и почему он предлагает такой вариант ответа.

Нужно, чтобы решения были найдены осознанно, были бы результатом самостоятельных рассуждений, а не подбора или интуиции. Так он быстрее будет учиться думать по правилам, системно, а потом применять этот навык в убёче.

4. Если ребенку не дается решение задачи, отложите ее на время, можно предложить другие, которые он готов решить. К «сложному» заданию нужно обязательно вернуться позже. Похвалите его за правильное решение.

5. Предложите ребенку создать свои авторские задачи. Пусть над ними «поломает голову» друзья или кто-то из взрослых. Этим можно повысить его интерес у интеллектуальным занятиям и развлечениям, что для дошкольников даже важнее, чем какое-то конкретное занятие. Эти задачки лучше не рисовать или формировать словами, а составить из материальных предметов – деталей конструктора, кубиков. Очень хорошо для этих целей подойдет игротека «ТРИНТ» (тренируем интеллект) .

6. Пожалуй, самым важным условием, которое собственно и будет определять успешность занятий, является интерес ребенка к этим занятиям . Поэтому продолжительность занятий, обстановка, доверительность отношений должны создавать комфортные условия, доброжелательную атмосферу, которые будут способствовать хорошим результатам. На это нужно обращать особое внимание. Научить ребенка думать вопреки его желанию вряд ли удастся. Важно, чтобы понимание взрослых о том, что «НУЖНО» делать ребенку , как можно чаще совпадало с его желанием «ХОЧУ» делать то или это.