Психологический портрет воспитателя современного дошкольного учреждения. Эссе «Портрет педагога дошкольного учреждения

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

Ушинский К. Д.

«Человек может стать человеком только путём воспитания. Он - то, что делает из него воспитание». /Кант/

Довольно трудно найти человека, который не ходил в детский сад. У большинства людей воспоминания об этой славной поре вызывают тёплые и нежные чувства.

Детский сад – это первые друзья и прогулки, это манная каша и запеканка, это первые радости и разочарования, и, конечно же, это заботливые воспитатели.

Воспитатели это наши учителя и наставники. Роль воспитателя трудно переоценить, для многих воспитатель стал второй мамой, а детский сад вторым домом.

Воспитатель помогает малышу сделать первые шаги в наш огромный мир и это очень важно, т.к. «только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». /Маркс, Энгельс/ .

Дошкольное детство это пора открытий и новых свершений. Задача воспитателя создать все необходимые условия для этого.

Итак, современный воспитатель, кто он? Какими качествами он обладает?

«Чтобы изменить людей, их надо любить» . Современный воспитатель – прежде всего, человек, который любит детей. По мнению Гончарова: « Педагог без любви к ребёнку - всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета ».

Хороший воспитатель всегда стремится к достижению максимального взаимопонимания с каждым ребёнком. Ключиком к доверию детей являются способности слушать и сопереживать.

Общаясь с детьми, следует уважать их чувства и эмоции. Ребенок должен знать, что воспитатель любит его именно таким, несмотря ни на что. Ни в коем случае нельзя смеяться над его словами, чувствами и желаниями. И особенно, делать это в присутствии других людей.

Главные задачи современного воспитателя – воспитать личность творческую, коммуникабельную и развить индивидуальные способности каждого ребёнка. По словам Луначарского: «Нужно создавать гармонического человека…развить все его способности». Для того чтобы реализовать эти задачи воспитатель сам должен быть личностью образованной, развитой, творческой, современной и неординарной. «Личность воспитателя значит всё в деле воспитания.» /Ушинский/.

«На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум». /Гельвеций/. Воспитатель как образованная личность, должен в совершенстве овладеть основными педагогическими методиками работы с детьми и знать детскую психологию. Воспитатель должен быть профессионалом, уметь ставить себя рядом с ребенком, а не напротив.

Современный воспитатель – пример для ребёнка.

« Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»

/ А.С. Макаренко/.

Ни к одной профессии не выдвигается столько моральных и нравственных требований. Современный воспитатель всегда помнит, что на него устремленно множество детских глаз. Воспитателю просто необходимо научиться анализировать и контролировать все свои действия.

Поэтому современный воспитатель - обладатель высокой культуры поведения и речи.

Воспитатель всегда должен идти в ногу со временем. Современные дети требуют современных подходов. А это значит, что помимо теоритических знаний, воспитателю нужно освоить компьютерную грамотность и использовать различные технические средства в образовательном процессе. Воспитателю нужно постоянно совершенствоваться и находить новые пути для решения различных задач.

«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». /Сухомлинский/. Воспитатель-это творческая личность. Это и артист, и певец, и танцор в одном лице. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат.

Творческие способности часто начинают проявляться в достаточно раннем возрасте ребенка. Если воспитатель сумеет вовремя их распознать, «подхватить» и поможет ребёнку их развить, то в будущем они смогут проявиться в виде какого-либо таланта.

Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения. Современный воспитатель должен чувствовать себя свободно и уверенно, а также, иметь активную жизненную позицию. Главное в работе воспитателя-«гореть, а не тлеть».

«Педагогическое творчество-сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».

/Сухомлинский/.

Для современного воспитателя важно иметь хорошее чувство юмора. Представьте воспитателя без юмора и поймёте, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. Ребенок, находясь в атмосфере эмоционального комфорта, глядя на воспитателя, учится шутить и понимать шутки. Никогда не рано начать развивать чувство юмора у детей. Когда воспитатель играет и шутит со своими воспитанниками, восхищается глупостью и смехом, он помогает им развивать игривое и юмористическое отношение к жизни. Один из лучших способов развить чувство юмора у ребёнка – шутить, смеяться и улыбаться вместе.

Дети с хорошо развитым чувством юмора являются более счастливыми и более оптимистическими и имеют более высокое чувство собственного достоинства.

Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Поэтому одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость.

Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание! Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

Данный материал является размышлением о том, каким должен быть современный воспитатель.

Современный воспитатель детского сада. Каким он должен быть?

Закрываю глаза на миг и представляю этот образ – с добрыми глазами, милой улыбкой, открытой душой
Приводишь своего ребенка в детский сад, вместе с ним первый раз переступаешь порог, и охватывает какое-то непонятное волнение (скорее всего еще это чувство появилось задолго до этого момента): кого увижу? В чьи руки я передам самое дорогое, что у меня есть – этого маленького человечка с тревожно бьющимся сердцем? До сих пор все было ясно: с момента рождения он все ночи и дни проводил со мной, я по одному слову или взгляду угадывала любое его желание, рядом были близкие, родные люди. И вдруг в один день всё изменилось – ребенок оказывается в совершенно незнакомом ему мире, среди новых людей: и взрослых, и детей.
Вот именно в этот момент и понимаешь, что для тебя и твоего ангелочка начинается новая жизнь со своими заботами, радостями, тревогами. Понимаешь, что многое в этом мире будет зависеть от воспитателя, которому ты доверяешь своего ребенка – частичку своей души.
Помню как сегодня то утро, когда я свою дочь в первый раз привела в детский сад. Оставила ее, а потом долгие два часа только и делала, что думала о ней: как она там? Каково ей там? Помню также свое волнение, когда по дороге домой дочь на только ей и мне понятном языке делилась своими впечатлениями со мной. Одно было ясно: ей здесь понравилось. И как вдруг стало легко и радостно на душе! Мой ребенок в хороших руках, ему там будет тепло и хорошо. И с каждым днем я все больше и больше убеждалась в этой мысли.
Моя дочка ходила в детский сад с желанием, с удовольствием разучивала песни, стихотворения, танцы. По вечерам она нам пересказывала сказки со своими комментариями, рассуждениями. Лепила из пластилина различные фигуры. Альбомные листы заполнялись интересными рисунками. То есть мир детского сада постепенно перешел и в наш дом: тихо, незаметно, ненавязчиво. Потом начались игры в куколки. И что интересно было заметить – моя дочь всегда выбирала себе роль воспитателя. Она копировала ее слова, движения, даже голосу придавала ее нотки: то строгие, то спокойные, то с доброй улыбкой, то со словами утешения, одобрения, похвалы.
А сколько таких маленьких детишек ходит в одну группу? Все они по характеру разные, для каждого нужно найти свой подход. Каждый ребенок реагирует на замечания по-своему. Приходит с утра с разным настроением. Сколько всего этого разного нужно увидеть, почувствовать, пропустить через душу и сердце воспитателю! Ведь ты выбрал эту профессию не просто так, а потому, что ты любишь детей, любишь по-настоящему. Ты хочешь, чтобы они стали хорошими людьми в будущем. И ты знаешь, что первые шаги в становлении каждой личности делаются при твоем участии, под твоим руководством. Любое занятие в детском садике направлено прежде всего на то, чтобы сеять в сердцах этих чудесных малышей семена добра. Чтобы каждый ребеночек понял, что он тоже должен отвечать за свои поступки и слова. Чтобы он мог различать, где добро и зло. Чтобы он всегда тянулся к прекрасному. И сколько этих «чтобы» еще?..
Я по - особому волнуюсь, когда пишу эти строки. До сих пор я работала в школе, учила детей. И совсем недавно судьба привела меня в детский сад. Даже не верится – я сама воспитатель. Мне доверили целую группу маленьких ребят. Через какое-то время волнение мое прошло. Ведь дети всегда остаются детьми – в школе ли или в садике. Это те же самые маленькие человечки, которые глядят на тебя доверчиво, с надеждой, с любовью. И как же не ответишь им тем же? Как не подарить им свое тепло, искренность и доброту? Если ты просто взрослый человек. Если ты еще к тому же мама. Этим, думаю, всё сказано…

Пусть эти строки станут небольшим моим подарком для всех тех, кто выбрал профессию воспитателя:
И глаза эти с любовью
Излучают добрый свет –
Не простого человека.
Не простого. Вовсе нет.

В них ты видишь всё от мира,
Всё от сердца и души.
Здесь и детство, и наивность,
Что так любят малыши.
Оставляя дома маму,
Папу, брата иль сестру,
Маленький ребенок ходит
Спозаранку, поутру.

И с надеждой, верой смотрит
В эти добрые глаза.
Ждет он ласки, пониманья,
Без которых жить нельзя.

Ты в душе ребенок тот же.
Твое счастье тоже здесь.
Ты им друг, товарищ, мама.
Ты им кто – не перечесть…

Разве можно перечислить?..
Детский сад – он тот же дом,
Где растет ребенок, зная,
Как любим в раю своем.

Пусть сейчас он мал, наивен,
Может, и порой капризен.
Скоро станет он большой
И полюбит мир душой.

В этом - вся твоя заслуга.
Твое счастье, твой приют.
Ты тепло свое им даришь.
А потом с лихвой вернут.

Низкий наш поклон примите,
Воспитатели души!!!
Мы за всё вам благодарны! –
Мамы, ваши малыши.

Работа Меньщиковой Натальи Николаевны, родителя ребёнка посещающего наш детский сад, была отправлена на интернет конкурс "Портрет современного воспитателя детского сада".Организаторами конкурса является департамент образования и науки Тюменской области.

«От того, как прошло детство, кто вёл

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

В его разум и сердце из окружающего мира –

От этого в решающей степени зависит, каким

Человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А.Сухомлинский/

Детский сад. Сколько приятных воспоминаний связано с этим замечательным учреждением. Игры с друзьями, прогулки во дворе, запеканка и компот на завтрак, детские утренники, маленькие детские шалости и, конечно же, добрая и заботливая воспитательница. Прошло много лет с тех пор, как я покинула стены своего детского сада, многое забылось, но свою воспитательницу помню до сих пор и никогда ее не забуду. Спроси у любого, помнит ли он свою воспитательницу, свой детский сад, почти каждый ответит утвердительно, у подавляющего большинства эти воспоминания вызовут улыбку.

Современный воспитатель, какой он? Прошли годы, и уже моя дочь посещает тот самый детский садик, что я много лет назад. За 20 лет многое изменились, например материальная база учреждения, однако, дети, посещающие это учреждение сегодня, как и прежде с пользой и удовольствием проводят там время, учатся общаться со сверстниками, развиваются физически и интеллектуально, гуляют на свежем воздухе, играют и получают массу других удовольствий. И как во все времена, воспитатель, который встречает их на пороге детского сада - это первый после мамы человек,

Какими качествами он должен обладать? «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца» В.А. Сухомлинский.

Главное, на что обращают внимание родители, приводя ребенка в детский сад, - это отношение воспитателя к ребенку. В первую очередь воспитатель должен обладать способностью любить чужого ребёнка, как своего. Это качество души, безусловно, должно быть у человека, который выбрал профессию воспитатель. Без него он не сможет дать ребятам самого главного – прожить детство в детстве, не сможет взрастить в ребёнке добро, ласку, чуткое отношение к окружающим. Первая ступенька становления человека будет корявой, не красивой. Малыши, как никто другой чувствуют отношение к себе и отвечают нам взрослым тем же.

Задача современного воспитателя - воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для этого воспитатель должен быть сам личностью образованной, творческой, неординарной. Он должен много уметь и знать, чтобы наши дети ему верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми должны быть целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.

Воспитатель должен быть не только для детей, но и для родителей авторитетом. Воспитатель - это пример. А быть им, значит много и упорно работать, вести здоровый образ жизни. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства как профессия педагога.

Необходимые качества современного воспитателя- терпение, доброжелательность при взаимоотношениях с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями о воспитании ребёнка.

Итак, современный воспитатель – это: человек - добрый, чуткий, с большим сердцем, морально устойчивый, коммуникабельный; педагог - образованный, умный, обладающий современными методиками, личность –творческая, неординарная.

Вот такой портрет современного воспитателя можно написать с воспитателя детского сада моей дочери.

Мы благодарим Наталью Николаевну и желаем победы!

В дошкольном детстве взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Среди значимых взрослых мама выступает для дошкольников самым близким человеком. Именно с ней он чаще всего общается и делится впечатлениями. Другим взрослым, который проводит с малышом большую часть его жизни, является воспитатель детского сада. Он вместе с ним выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, «играет». От того какими методами и приемами пользуется педагог в своей воспитательной работе зависит не только результативность образовательного процесса, но и отношение к нему воспитанником. Личностный подход, эмоциональность воспитателя, начитанность и эрудированность педагога- залог его успеха в педагогической деятельности.

В данной статье хотелось бы поговорить об отношении дошкольника к личности воспитателя, каким видят нас наши дети. Для выявления индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также его эмоций и чувства к взрослому, мы использовали методику Р.Р. Калинина «Рисунок воспитателя».

В ходе предварительной беседы с детьми, мы задавали детям следующие вопросы:

  • Назови имена своих воспитателей?
  • Расскажи, какие твои воспитатели.
  • С каким из воспитателей тебе больше нравиться проводить время? Почему?
  • Если отправить твоих воспитателей в сказку, какими бы сказочными героями они были? Почему?
  • Кого ты больше любишь, кто тебе больше нравится? Почему?
  • Нарисуй своего любимого воспитателя.

При анализе рисунков мы учитывали особенности изображения фигуры воспитателя, показатели агрессии, качество линий, наличие дополнительных изображений, использование цвета, а также ответ ребенка на вопрос «Почему тебе нравится эта воспитательница? За что ты ее любишь?».

В целом (97%) опрос показал, что дети высоко ценят своих педагогов, не дают предпочтение какому-то отдельному воспитателю (дети рисовали сразу двух воспитателей вместе, были рисунки, где педагоги держаться за руки, что говорит о слаженности работы обоих воспитателей, и это видят и отмечают сами дети).

Что касается размера рисунка, то в основном, это были портретные изображения воспитателей (35%), но полностью детализированные, что свидетельствует об эмоционально положительном отношении «маленького художника» к данному воспитателю. Никаких показателей агрессии на рисунках не было выявлено. 65% детей на рисунке изобразили самих себя, цветы, зелень, бабочек и т.п., что является показателем доверительности и симпатии. Что касается используемых цветов, то следует отметить, что цветовая палитра была очень насыщенна, дети фигуры воспитателей искусно декорировали различными элементами (бусами, сережками, коронами и т.п.).

Отношение к воспитателю дошкольники мотивируют по-разному. Чаще дети дают общую недифференцированную оценку («Она хорошая!»). Следует отметить, что немаловажную роль для них играет и внешний вид воспитателя («Она красивая, нарядная», «У нее добрые глаза»). В ходе опроса оценка нередко дается по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Она меня не наказывает», «Она ласково меня называет»). Дети также давали оценку педагогам, основываясь на его информированности, на присущих взрослому знаниях и умениях («Она знает много сказок», «Она умеет хорошо рисовать», «Она все умеет делать»).

Воспитанники так же выделили и оценили нравственные качества воспитателя («Ласковая», «Добрая», «Улыбчивая»). Характерно, что дети в основном дают положительную характеристику педагогу и его нравственным качествам. Негативные оценки встречаются очень редко. И даже такое качество, как строгость, рассматривается дошкольниками положительно.

Таким образом, отношение ребенка к воспитателю определяется множеством факторов. Положительное отношение дошкольников к личности воспитателя особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства детской группой.

Исходя из итогов опроса, можно сделать следующий вывод:

  • отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога;
  • для детей характерна в основном положительная оценка личности педагога;
  • от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем нравственных качеств.

Портрет современного педагога

Воспитатель детского сада - особенная, удивительная профессия:
ведь он - мудрый спутник ребенка в его путешествии по стране детства...

Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

Современным детям нужны современные педагоги. Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога.

Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

Активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

Способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

Внимательным - к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей.

Компетентным - стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

Задача современного воспитателя - воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для этого воспитатель должен быть сам личностью образованной, творческой, неординарной. Он должен много уметь и знать, чтобы наши дети ему верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми должны быть целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.

Воспитатель - это ответственная и сложная профессия. Здесь много требований и от родителей в том числе.

Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Многие малыши попадают в детский сад, не умея разговаривать. Многие не знают, как спросить о чем-то или попросить что-то. Ведь дома мама реагировала на любые его потребности, понимая все и без слов. Воспитатель должен так наладить контакт с малышом, чтобы последний не боялся и не стеснялся подойти даже с малейшим затруднением.

Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. У хорошего воспитателя дети накормлены, уложены спать, умыты, вовремя одеты, причесаны и заняты полезным делом.

В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе, воспитатель должен отлично ориентироваться в программе, по которой он работает с детьми.

В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.

Для того чтобы выстроить качественную работу с семьями воспитанников необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить родителей к себе. Говоря иными словами стать авторитетным педагогом в их глазах.

Завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей и родителей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности.

Авторитет воспитателя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения родителей к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены.

Авторитет воспитателя - особая профессиональная позиция, определяющая влияние на родителей, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, и их родителями способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, проявление эрудированности, компетентности, справедливости и доброты.

На мой взгляд, воспитатель в душе всегда должен оставаться ребенком, иначе дети не примут, не пустят его в свой мир. Самое главное для воспитателя любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.

Я думаю, что воспитатель будущего - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.

Итак, профессия воспитателя сложна и ответственна. То есть, предъявляемых к ней требований, очень много. Но, по-моему мнению, главное качество современного воспитателя (как и в былые времена) - умение дарить детям любовь и ласку. Воспитатель сегодня должен быть современным человеком, не закоснелым, а способным обучаться, схватывать всё на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должен им соответствовать.

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!