Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте

Вопрос 20. Психическое развитие подростка.

Социальная ситуация развития подростков. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности развития). Кризис психического развития в подростковом возрасте . Центральные психологические новообразования подросткового периода.

1. Социальная ситуация развития подростков.

Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет . Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Однако в работах культурантропологов (М. Мид, Р. Бенедикт и др.) показано, что в так называемых примитивных культурах подростковый кризис и связанные с ним конфликты , межличностные и внутриличностные, отсутствуют. В этих культурах нет поляризации поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а есть взаимосвязь; происходит постепенное обучение и переход к статусу взрослого через специальную процедуру инициации. Эти данные опровергают гипотезу о биологической обусловленности , генетической запрограммированности кризиса, о его прямой связи с процессом полового созревания.

При этом на первый план выходят так называемые социальные факторы . До 17-18 столетий подростковый возраст не выделялся как особый возрастной период, это относительно недавнее историческое образование . В XIX в. во многих странах было введено систематическое школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка и к отсрочке момента принятия им ролей, свойственных взрослому человеку . Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, с особенностями исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка.

Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе , где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо . Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были изложены в труде С. Холла «Взросление» . Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода «бури и натиска» . Он разработал содержательно-негативные характеристики данного этапа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста - «чувство индивидуальности» . К. Левин говорил о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами - миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой . Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения .

Часто весь подростковый период трактуют как кризисный , как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту). Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития.

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста (А.Е. Личко):

Реакция отказа (отказ домашних обязанностей, учебы и пр.; причина - резкая перемена привычных условий жизни, например, отрыв от семьи, перемена школы; почва - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости);

Реакция оппозиции, протеста (демонстративная бравада, прогулы, побеги, протестные поступки);

Реакция имитации (объектом подражания становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий идеалам подростка; характерна для личностно незрелых подростков);

Реакция компенсации (стремление восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой; если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения);

Реакция гиперкомпенсации (стремление добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность: при физической слабости - настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности - к общественной деятельности и т.п.).


При взаимодействии с окружающей средой возникают собственно подростковые психологические реакции (А.Е. Личко):

Реакция эмансипации (стремление к освобождению из-под опеки взрослых, что при неблагоприятных средовых условиях может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, асоциальных поступков);

Реакция "отрицательной имитации" (поведение, контрастное по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, как отражение борьбы за независимость);

Реакция группирования (стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых отношений, что при неблагоприятных средовых условиях может в значительной мере определять поведение и быть причиной асоциальных поступков);

Реакция увлечения (хобби-реакция) (увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, коллекционирование - более характерны для мальчиков, тогда как занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание, - более типичны для девочек; при этом интеллектуально-эстетические увлечения - интерес к литературе, музыке, технике и т.п., - могут наблюдаться у подростков обоих полов);

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т.д.).


2. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности.

Деятельность общения со сверстниками чрезвычайно важна для формирования личности подростка в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь, т.е. самосознание.

Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. В общении со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п .

Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и процессе социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Но нельзя говорить о желании подростка полностью отделить себя от семьи. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое стараются дать родители и от которого хочет "отделаться" подросток, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Поэтому поведение подростка во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяет отношение к родителям и способ взаимодействия с ними.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке . Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он чаще притязает на определенные права, чем стремится принять на себя обязанности. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямопротивоположное

Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость . Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности . Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых, т.к. имеются свои понятия о кодексе чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушения данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом (податливостью на давление) в подростковой группе. Группа создает чувство "Мы", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. А интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, а также к развитию рефлексии и способности к идентификации.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым . Здесь складывается новая социальная ситуация развития.

Что становится главным для подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем : то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно - в мысли, в мечте - проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни.

Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым.

Такую специфику поведения подростков он объясняет так:


  • Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации , по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

  • Во-вторых, это специфический вид механических отношений . Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

  • В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта . Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.
К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других - ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек . С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее.

Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек выглядит более пассивным , зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

С раннего возраста мальчики тяготеют к более экстенсивному , а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами , а девочки - по двое или по трое .

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.

Интимно-личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь .

Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп . В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.


Особенности общения со сверстниками с подростковом возраст. Ритуалы в общении подростков со сверстниками .

Говоря о секретном мире общения подростка, нельзя не сказать о ритуалах, которыми наполнен этот мир.

1. Самый известный ритуал - ритуал закрепления дружбы . Обычно это так называемый обряд «братания кровью». Он может происходить как в подростковой (чаще всего мужской) группе, так и между двумя близкими друзьями. Обычай скрепления дружбы кровью описывает девушка: «…Хорошие, верные подруги, чтобы подтвердить свою дружбу, разрезали себе бритвой пальцы и соединяли их, чтобы кровь перемешалась. А делали это, чтобы дружба была крепче. Но на такой шаг решались не все. В детстве я очень боялась крови, но все равно решилась разрезать себе палец».

2. Обмен письмами и подарками между постоянно встречающимися девочками

Вероятно, в одном случае девочек привлекает наличие тайны и «ритуального» обмена подарками («В школе мы с подружкой писали друг другу письма, хотя учились в одном классе, просто было интересно: высылали друг другу подарочки-открытки, свои фотографии, даже денежки. Это все, в общем-то, не имело смысла, просто свой такой секрет, и приятно получать письма»;), в других - возможность перевоплощения («Лет в 9 мы с подругой решили переписываться , хотя мы жили в соседних домах. Письма мы относили друг другу сами, придумывали себе новые имена и рассказывали в письмах все, что с нами происходило»).

3. Ритуалы принятия в группу. В некоторых подростковых группах прием новых членов сопряжен с особыми испытаниями. Вновь примкнувшему дается какое-либо задание, которое должно выявить у него наличие качеств важных в этой группе. Так в дворовых группах достаточно часто проверяется сила и мужественность (обычно это драка с одним из членов группы).


3. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности развития).
Пубертатный период - время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенности этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма - «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек , акселерация и ретардация).

Возраст 13 лет - время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития (11 - 13 лет) и начинается вторая (13 - 15 лет), а у мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития, которая продолжается примерно с 13 до 15 лет.

Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения - всё это отражается на функциональных состояниях подростка. 11 - 12 лет - период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности . Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомление, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости ещё не может не только проконтролировать, но и понять. Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью . Это ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует ещё большему возрастанию импульсивности, часто смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также а форму выражения обид и протеста.

Обидчивость. Плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроения наиболее характерна для девочек.

У мальчиков возрастает двигательная активность, она становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими . У многих школьников в этот период наблюдается частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими.

В 13 - 14 нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и её падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13 - 14 лет резко увеличивается количество ошибочных действий (у девочек пик ошибок отмечается в 12лет).

Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии . Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40 - 50 минут, то у подростков оно наблюдается через8 - 10 минут.

С повышенной утомляемостью связано явление специфической подростковой лени . Часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо: постоянно стремится на что-нибудь опереться, а на просьбы отвечает: у меня нет сил. Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость.

Реакции подростка часто не соответствуют силе и значимости ситуации. Обобщая совершенно разные и объективно далекие друг от друга события, явления, он реагирует на них одинаково, что проявляется во внешне необъяснимом безразличии подростка к значимым для него вещам и бурной реакции по малозначительным поводам.

Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела - приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими возможности его самоконтроля, то создается впечатление, что в подобных разрушениях наличествует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы.

С нарушениями двигательного контроля бывают связаны и тяжелые последствия подростковых драк, когда школьник, не привыкший ещё к новым, увеличенным размерам своего тела, оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому неправильно рассчитывая силу удара, наносит другому подростку травму.

Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и её построение на новом уровне во многом нередко ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании.

Процесс созревания влияет и на развитие речи , особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи» многих мальчиков-подростков. С этим связаны также определенные трудности письменной речи. Известно, что в отрочестве девочки, как правило, лучше выражают свои мысли в письменной форме, чем мальчики. Однако в дальнейшем, после 14 - 15 лет, мальчики не только догоняют, но и часто опережают их в этом умении. В связи с особенностями речевой сферы подростки часто замедленно реагируют на то, что им говорят. Очевидными следствиями этого являются нередкие жалобы на непонимание подростками объяснений учителя, на то, что «им надо двести раз все повторять».

Следует помнить, что подростки очень переживают собственную неуклюжесть и косноязычие, повышенно чувствительны как к насмешкам по этому поводу, так и к оказываемой помощи. Поэтому необходимы специальные занятия по развитию моторики, устной и письменной речи подростка. Подростковый возраст - период, когда многие функции активно формируются и развиваются, например, это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, важными видами спорта, трудовой деятельности. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Именно поэтому рекомендации психолога должны быть направлены на развитие и активное формирование психологических структур и функций.
4. Кризис психического развития в подростковом возрасте.

КРИЗИС 13-ти ЛЕТ

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление . Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц . С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь . Эту стадию можно сравнить только с ранним детством , когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

Второй симптом кризиса – негативизм . Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения:


      • Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

      • Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

      • Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

5. Психологические новообразования подросткового возраста
- Чувство взрослости - новый уровень самосознания;

Стремление к самоутверждению;

Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей;

Я - концепция;

Формально-логическое (рассуждающее) мышление;

Рефлексия.


Центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости . Оно формируется в результате изменения социальной позиции ребенка, под влиянием полового созревания и резких сдвигов в физическом развитии. Сущность данного новообразования состоит в том, что подросток начинает ощущать свое приближение к взрослому состоянию, и в связи с этим у него возникает ярко выраженное стремление к равноправию со взрослыми. Развитие чувства взрослости приводит к формированию ярко выраженной потребности в самоутверждении, которая проявляется в стремлении подростка любым доступным способом добиться признания своей личности со стороны окружающих, занять достойное положение в классе, семье, в группе товарищей. Потребность в самоутверждении выступает в ряду самых главных мотивов поведения и деятельности подростка - она побуждает школьника искать любую возможность для завоевания в коллективе сверстников популярности и уважения. Стремление к самоутверждению – естественная возрастная особенность подростка, поэтому важно уметь тактично контролировать выбираемые ими формы самоутверждения и при необходимости корректировать их выбор.
Психические процессы у школьников-подростков развиваются в процессе учебной деятельности, которая становится значительно более сложной. С переходом в подростковый возраст заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подростки овладевают самостоятельными способами работы над учебным материалом,
2012 -> Методические рекомендации по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения
2012 -> Тема опыта
2012 -> Вопросы к экзамену Планирование и организация работы кадровой службы Современные концепции управления персоналом

Подростковый период — период через который проходит человек в своем развитии в возрасте от 11 -12 до 14-15 лет, от детства до юности. Психическое развитие в подростковом возрасте проходит через ряд особенностей: внутренние конфликты с собой, близкими или просто знакомыми людьми, через трудности, срывы и подъемы, формируя личность.

Психологические особенности подросткового возраста

В подростковом возрасте подросток стремится занять статус взрослого, что малодоступно для него, у отрока не получается обрести чувство взрослости, он скорее открывает для себя чувство своей неполноценности.

Живя в материальном мире с детства, подросток попадает под влияние вещей, и отводит предметам в своей жизни определенную значимость, и часто использует вещи для поддержания своего имиджа и статуса.

Общение с другими подростками тоже не проходит мимо мира вещей. Приобретая вещи в личное владение подросток как бы подчеркивает свою значимость, и тем самым, получает одобрение своей значимости в глазах других ребят.

Психологические особенности подросткового возраста находят свое отражение в стремлении овладеть вещами, которые по-мнению подростка придадут значимость для обладателя у сверстников.

Современный мир и подросток

Для подростка становится значимым приобретение определенного набора вещей, чтобы поддержать и сохранить свое чувство личности.

С переходом в общество потребления, подростковые аппетиты становятся огромными. Общество потребления подталкивает подростка к приобретению и обновлению вещей, которые не так уж важны на самом деле, без которых ребенок может обойтись, которые не приносят развития и не дают ни физического, ни духовного роста.

Опасность для подростка, которую таит в себе повышенный вещизм:

  • замена полноты жизни вещами, мотивация на приобретение вещей, вещи становятся смыслом жизни;
  • человек превращается в раба вещей;
  • зависимое положение от дарителей, возникновение чувства зависти и агрессии.

В современном мире подростку следует соблюдать умеренность в приобретении вещей, научиться себя контролировать.

Отношения в семье

В период отрочества подросток по-новому оценивает свои отношения с семьей. Некоторые подростки пересматривают свое отношение к семье, стремясь вырваться из семейного круга, где по их мнению, на них оказывалось влияние. Так появляется отчуждение, и зарождается негативизм.

Многие подростки стремясь психологически отделиться от семьи находят понимание в подростковых группах.

Общение со сверстниками

Другой особенностью подросткового возраста является стремление к общению со сверстниками.

Особенность общения в подростковом возрасте со сверстниками заключается в том, что подросток придает общению со сверстниками большую ценность и значимость.

Общение со сверстниками закрывает насущную потребность подростка — потребность в друге. Иметь друга и служить другу — значимая ценность в отрочестве.

Значимость дружбы

Именно через дружбу подросток понимает человеческое взаимодействие: сотрудничество, помощь друг другу, выручку. Дружба дает возможность лучше узнать другого человека и самого себя.

Почему подростки требовательны к друзьям? Именно через дружбу отрок узнает либо радость отношения и дружбы, либо как глубоко может ранить предательство и измена. Не правильно выбранный друг может изменить еще такую хрупкую личность, может оставить печальный след, последствия которого будут еще долго исправляться его носителем.

Какие качества раскрывает в человеке дружба

Дружба в подростковом возрасте не только учит прекрасным порывам и служению другому человеку, но и сложным рефлексиям.

Дружба повышает конформность в отношениях, если в семье подросток ведет себя как негативист, то в отношениях с другом не редко проявляет комфортные черты характера.

Личностные особенности в подростковом возрасте находят свое отражение в стремлении подростка изменить свою манеру поведения и общения, выработать более продуктивные формы общения со своими новыми друзьями и значимыми взрослыми.

Постепенно перестраиваясь, учитывая тот опыт, который есть в арсенале (восприятие, память, речь, особенности мышления, самостоятельность, сила воли), подросток создает себя как новую личность.

Стремление познать себя

Стремление познать себя через постоянные рефлексии не дает подростку спокойной жизни. Подростковый период — период полный волнения, огорчения и новых открытий: о себе, мире и своих друзьях. В подростковом периоде наблюдается противоположный диапазон чувств — от буйного порыва, до полной опустошенности.

Рефлексия на себя и других дает возможность подростку заглянуть в себя и других. Понимание несовершенства других людей и свое собственное, толкает подростка к началу психологического кризиса.

Эти переживания обогащают подростка такими знаниями и глубинами чувств о которых он не знал в детстве. Проходя трудный путь идентификации с собой и другими, через муки, подросток обогащает свои чувства и мышление, овладевает опытом обособления. Все это помогает подростку отстаивать свое право быть личностью.

Подростковый возраст (англ. teenage period, adolescence)-- это период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в девятнадцатом веке. Синоним - отрочество. Хронологические границы подросткового возраста точно не фиксированы. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 -- 14 до 15 -- 17 лет).

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. В 12--17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации: это признак того, что в яичниках начали развиваться и созревать яйцеклетки. К 12--15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции -- первый признак полового созревания юношей.

Обычно этот возраст называют переходным. В это время у подростков возникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои цели в жизни, увлекается философией, стремится больше узнать о противоположном поле.

Центральным фактором психологического развития в подростковом возрасте, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л.И.Божович, И.С.Кон, Э.Эриксон и другие), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста -- в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в подростковом возрасте (Д.Б.Эльконин). Согласно другой точки зрения, ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д.И.Фельдштейн).

Психологические особенности подростка в определенной мере обусловлены особенностями психических процессов, которые отличаются от психических процессов как детей, так и взрослых. Так, в подростковом возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Если подростков младшего возраста, так же как и детей, больше увлекает предметность, внешняя занимательность, то для старшего подросткового возраста гораздо интереснее сам процесс мышления, все то, что требует самостоятельного обдумывания.

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечание о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостоятельность, подчас, с точки зрения взрослых, кажутся неадекватными.

Следует отметить опосредованное воздействие соматотипа (врожденные конституциональные особенности организма) и темпа физического созревания на психику и поведение подростка.

Так, в результате бурного и неравномерного роста у подростка удлиняются конечности, движения его становятся неуклюжими и угловатыми. Осознавая это, подросток смущается, старается замаскировать свою нескладность, принимая порой неестественные позы. Даже легкий намек на особенности внешности вызывает у подростка бурные аффективные реакции и грубость.

Различают три основных соматотипа: эндоморфный (рыхлый, с избытком жира); мезоморфный (стройный, мускулистый) и эктоморфный (худой, костлявый).

Мезоморфный тип (атлетическое сложение, высокий рост) всегда ассоциируется у подростков с такими понятиями, как мужественность, сила, спортивность. Для подростка-мальчика высокий рост и величие почти синонимы. Напротив, подростки низкого роста, щуплые кажутся окружающим «маленькими» не только в физическом, но и в социально-психологическом смысле. Наблюдения показывают, что рослые мальчики послушнее, держатся естественнее и требуют к себе меньшего внимания, чем их низкорослые сверстники. По оценке психологов, подростки мезоморфного типа обычно более популярны, менее интроспективны и кажутся более социально зрелыми, чем мальчики со слабовыраженными мезоморфными компонентами.

Подростки с эндоморфной конституцией, наоборот, редко занимают ведущее положение среди сверстников, часто бывают предметом насмешек товарищей, имеют меньше возможностей в выборе друзей и больше нуждаются в поддержке.

В старшем подростковом возрасте ретарданты чаще акселератов испытывают чувство собственной неполноценности, отверженности. Нередко устойчивая потребность в опеке сочетается у низкорослых подростков с повышенной эмоциональностью, обостренной потребностью в эмансипации и самоутверждении.

Однако влияние соматотипа на психику и поведение подростков не обязательно и не однозначно. Одни, осознав свою физическую слабость, смиряются с ней, другие компенсируют физический недостаток в иной, чаще интеллектуальной, сфере, третьи начинают усиленно заниматься спортом и нередко достигают завидных результатов.

Влияние соматотипа и темпа физического развития на психику и поведение у девочек выражено не так резко, как у мальчиков. Если мальчику быть выше и сильнее сверстников всегда престижно, то высокий рост и раннее половое созревание нередко создают для девочки дополнительные психологические трудности, отдаляют ее от сверстниц. Однако то, что неприятно для девочки в раннем подростковом возрасте, может оказаться весьма желательным в старшем подростковом.

На психическое формирование подростка влияет степень его социального возмужания. По-разному мыслят и по-разному ведут себя школьник и рабочий, не обремененный семьей юноша и молодой муж.

Важным этапом подросткового возраста является процесс формирования самосознания. Именно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.

В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Это отношение к своему осознанному бытию способствует формированию определенного представления о себе самом, о своих способностях и возможностях. Представление о себе (субъективный образ своего «я») складывается под влиянием мнений и оценок окружающих, при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков с нормами поведения, принятыми в данном обществе.

Самооценка - обязательный компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Правильная самооценка помогает отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы и возможности с поставленной целью и реальными трудностями. В подростковом возрасте, на который приходится процесс формирования самосознания, самооценка чаще всего бывает неадекватной. При этом подросток или завышает, или занижает свои возможности. В первом случае подросток относится к себе как к уже обладающему нужными, престижными качествами и способностями (завышенная самооценка), во втором - относит себя к типу людей, у которых таких качеств и способностей нет (заниженная самооценка).

В старшем подростковом возрасте направленность личности становится все более дифференцированной: одни подростки четко ориентированы на деятельность и быстро выбирают себе цель в жизни, другие витают в мире нереальных фантазий, третьи пассивно плывут по течению и живут только «сегодняшним днем».

Важной и трудной проблемой подросткового возраста, имеющей как психологический, так и социальный аспекты, является проблема взаимоотношений подростков и взрослых. Прежде всего, это касается взаимоотношений с родителями и учителями.

Самым главным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Считая себя взрослым, подросток протестует против мелочной опеки, контроля, беспрекословного послушания, несправедливого, с его точки зрения, наказания. Формой протеста может быть непослушание, грубость, упрямство, замкнутость и тому подобное. Эти реакции эмансипации бывают особенно выраженными, когда взрослые, видя в подростке ребенка, «несмышленыша», полностью игнорируют его желания, интересы и инициативу.

Очень часто между подростками и взрослыми возникают разногласия в художественных вкусах, во взглядах на моду, формы проведения досуга. Реже предметом разногласий служат вопросы, касающиеся потребительских ориентации, мировоззрения и политических взглядов.

Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой -- сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.

Наиважнейшим фактором влияющим на формирование личности подростка, является общение его со сверстниками.

Общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни, которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношении полов).

Для подростка очень важно, что о нем говорят и думают сверстники. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения. Ориентируясь на сверстников и подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия морально-этических требований. При этом нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, нередко становятся психологически более значимыми, чем те, которые существуют у взрослых.

Условно выделяют организованные, формальные (школьный класс, спортивная секция и тому подобное) и неформальные, стихийно образующиеся группы-коллективы.

Неформальные группы прежде всего удовлетворяют потребность подростков в свободном общении, которая в этом возрасте очень велика. Свободное общение подростков -- это не просто форма проведения досуга, а прежде всего средство самовыражения личности, установления новых межличностных отношений. В младшем подростковом возрасте неформальные группы обычно бывают однополыми, а в среднем и старшем -- носят смешанный характер.

По своей функции неформальные группы тесно связаны с подростковой субкультурой, включающей в себя такие компоненты, как своеобразие, другие, чем у взрослых, способы общения и манеры поведения, обостренное чувство групповой общности и солидарности, специфическое понятие о вкусах, моде, внешнем виде, языке и так далее. Подросток, с одной стороны, всегда хочет быть оригинальным, «современным», с другой -- он раб штампов и стандартов. Так, своеобразный внешний вид, следование моде в старшем подростковом возрасте являются одновременно средством самовыражения, принадлежности (выглядеть «своим»), идентификации (выглядеть «как все») и средством приобретения авторитета в своей среде.

Важной формой межличностных отношений подростков является дружба, которая отличается высокой степенью избирательности, устойчивости и интимности. Психологическая ценность дружбы в подростковом возрасте заключается в том, что она одновременно служит и школой самораскрытия, и школой понимания другого человека. Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11--13 лет, у девочек -- на 13--15 лет. В старшем подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний.

Подростки по сравнению с детьми более целеустремленны, настойчивы, однако в проявлении этих качеств часто бывают односторонними.

Проблема формирования личности подростка -- одна из наиболее сложных и наименее разработанных в возрастной психологии. И.С.Кон подчеркивает, что, говоря о личности подростка, «мы должны постоянно иметь в виду не только хронологический возраст или фазу развития изучаемого индивида, но также: 1) общие свойства культуры и общества, к которым он принадлежит; 2) его социально-экономическое положение; 3) историческую ситуацию, в которой происходит его развитие, и особенности его поколения (когорты); 4) его пол и 5) его индивидуально-типологические свойства».

Подростковый возраст или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии, находящийся между дет­ством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет.

Основная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны раз­вития.

У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опе­режают их и т. п. Например, девочки во многих отношени­ях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и пси­хическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведе­нии признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную авто­номию. Все эти черты появляются в предподростковом пе­риоде развития (приблизительно 10-11 лет), но наибо­лее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (при­мерно 11-14 лет).

Подростковый период - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характе­ризуется становлением избирательности, целенаправленнос­ти восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическо­му, от непосредственной памяти к логической.

В интеллектуальной деятельности школьников в пери­од отрочества усиливаются индивидуальные различия, свя­занные с развитием самостоятельного мышления, интеллек­туальной активности, творческого подхода к решению за­дач, что позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке - "чувство взрослости". Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет в ощущениях, полноценной подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои воз­можности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Отрочест­во характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формирова­нием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Проис­ходит переход от ориентации на оценку окружающих к ори­ентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставле­ние реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.


Одной из проблем подросткового возраста является неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Указывают следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.

1. Снижение самоуважения и часто как следствие - соци­альная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуа­циях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Новый уровень самосознания, формируясь под влия­нием ведущих потребностей возраста, - в самоутвержде­нии и общении со сверстниками, одновременно определя­ет их и влияет на их развитие.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятсяформально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, каквосприятие и память. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения.

Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме.

Психическое развитие в юношеском возрасте.

Общая характеристика юношеского возраста. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Профессиональное и нравственное самоопределение Жизненные планы старшеклассников. Психологическая готовность к самоопределению. Особенности самопознания. Притязания на уникальность.

Роль общения в юности. Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Психология юношеской дружбы и любви. Потребность в общении с кумиром и референтной группой. Особенности развития когнитивной сферы в юношеском возрасте.

Жизненные планы старшеклассников. Психологическая готовность к самоопределению. Особенности самопознания.

Новый возрастной этап –раннюю юность –считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

15(или 14-16)лет –переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать –продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямолинейно, то теперь – более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения такого типа: «Я не хуже, но и не лучше других». «У меня плохой характер, но он меня устраивает».

В IXклассе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Повышение уровня тревожности вызвано, главным образом, особым положением выпускного класса, предстоящими впереди экзаменами, отбором в Х класс и, возможно, началом нового жизненного пути. Тревожность поэтому одинаково высока и у девочек, и у мальчиков, тогда как раньше мальчики были менее тревожными.

В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создатьжизненный план решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Жизненный план –не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования «Я-концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным.