Сообщения о массовой смерти детей от плохих лекарств оказались «страшилкой. Умения и навыки

В возрасте от 1 года до 3 лет обычно уделяется меньше внимания, чем детям первого года жизни. Происходит это, видимо, по той простой причине, что более серьезным и важным считается первый год жизни, и по сложившейся традиции ребенка, которому исполнился год, вскоре переводят на «общий», или «семейный» стол.

Сейчас не вызывает сомнения, что полноценное питание в раннем возрасте имеет кардинальное значение для последующего физического и нервно-психического развития ребенка. Существует так называемая «теория программирования питанием», согласно которой основы здоровья человека (как и причины некоторых заболеваний у взрослых) во многом определяются характером питания в раннем возрасте.

Среди различных продуктов питания человека важное место занимают молоко и молочные продукты. В первые годы жизни «молочная составляющая» диеты ребенка особенно велика и значима. И об этом важно помнить!

Скорость роста детей старше 12 месяцев постепенно уменьшается по сравнению с первым годом жизни. По мере снижения темпов роста несколько снижается и аппетит. В физическом развитии ребенка основные достижения заключаются в развитии тонкой моторики. Примерно в 12-месячном возрасте ребенок может брать мелкие кусочки пищи и «отправлять» их в рот. На втором году жизни дети охотно подражают поведению родителей и других родственников. К двухлетнему возрасту большинство детей осваивает навыки еды с помощью вилки и ложки. Темпы социального и умственного развития, эмоциональной сферы очень впечатляющи. Развитие речи к 3 годам позволяет ребенку строить короткие фразы и вести беседу. Это важный период познавания мира и развития мышления.

В развитии ребенка старше года преобладает усложнение моторного и нервно-психического развития. В это время большинство детей уже умеет ходить, а несколько позже — и бегать. К сожалению, в семейной педагогике порой недооценивается роль непосредственного вербального общения родителей с ребенком, чтения вслух, совместного пения. Эти элементы воспитания нельзя заменить никакими современными «электронными учителями» или звуковыми воздействиями.

В плане выбора блюд в меню ребенка все больше проявляются индивидуальные черты по принципу «хочу — не хочу». Родители должны прислушиваться к желаниям ребенка, но ни в коем случае не идти у него на поводу.

Желательно обращать внимание на так называемый «пищевой стереотип» конкретной семьи. Ведь существуют как позитивные традиции — культура поведения за столом, разнообразное и полноценное, но не избыточное питание, — так и негативные привычки (обильное питание, склонность к высококалорийной пище, пристрастие к сладкому), которые, увы, почти автоматически распространяются и на ребенка.

С развитием вкусовых пристрастий дети становятся привередливей в выборе пищи, иногда проявляя негативизм. Надо иметь в виду, что дети предпочитают полужидкую пищу более густой, сладкую пищу — пресной. Если ребенок в этом возрасте плохо ест, то возможными причинами могут быть:

  • неспокойная обстановка за столом
  • спешка при кормлении ребенка
  • какое-то блюдо не нравится
  • ребенок слишком устал

В большинстве семей, после того как ребенку исполнился годик, постепенно осуществляется переход на пищу, приготовленную в домашних условиях — так называемый «семейный стол». В него входят молочные каши, вермишель, свежие овощи кусочками или пюрированные, вареные овощи в виде гарнира, рубленое мясо, рыба. Продукты (блюда) готовят преимущественно в рубленом или пюреобразном виде, ведь родителям не следует забывать об особенностях кулинарной обработки для детей от 1 до 3-х лет.

Кратность кормлений на 2-м году составляет 5 раз, нередко, начиная с 1,5 лет — 4 раза в день. Разовый объем пищи составляет приблизительно 350 г.

Примерный объем блюд для детей раннего возраста

Не будем забывать, что молоку и молочным продуктам принадлежит заметное место в рационе питания детей первых лет жизни. Молоко и молочные продукты вносят существенный вклад в обеспечение такими пищевыми веществами как белок, кальций, фосфор, витамин В 2 .

Если в питании ребенка использовать цельное коровье молоко — в рационе будет содержаться избыточное количество белка и минеральных солей (повышается почечная солевая нагрузка), но вместе с тем окажется очень низким потребление и усвоение железа и йода, витаминов А и D и ряда других веществ. Созданные по современным технологиям, сбалансированные по составу «третьи формулы» помогают укрепить малыша и к тому же содержат необходимые вещества для развития мозга и зрения.

Голландская компания «ФризлендКампина» разработала молочный напиток Friso 3 специально для детей старше года. Состав этого продукта, содержание белков и жиров, углеводов и витаминов в наибольшей степени соответствуют потребностям детей данного возраста. Friso 3 содержит пребиотик инулин, что способствует росту полезной кишечной микрофлоры и уменьшает риск кишечника, а также специальные жиры, активно участвующие в формировании нервной ткани головного мозга. Возраст от 1 года до 3 лет — очень важный период познания мира и развития мышления у детей.

Благодаря хорошо сбалансированному составу, «Третья формула» Фрисолак 3 помогает компенсировать целый ряд недостатков цельного коровьего молока, состав которого не полностью отвечает потребностям ребенка в пищевых веществах в возрасте от 1 года до 3 лет. А еще этот напиток имеет приятный вкус и нравится детям. Приятного аппетита!

Обсуждение

А вот если ребенок не очень любит кушать молочные каши, их практически не ест. Это очень критично? Или можно заменить сырками, йогуртом.

А вот нашего малыша особо не накормить ни овощами ни молочными продуктами. Сколько не пыталась готовить какие-нибудь кашки или запеканки ничего не ест. Все что связано с молоком наотрез. Стала давать пюрешки овощные Хайнц и мясные встречаются. Иногда беру пюрешки в составе с творожком, пусть хоть в таком виде употребляет в пищу, а то совсем никаких витаминов не получает.

А когда молочное лучше давать, с утра или вечером? Т.е. молочные каши?

Интересная информация...

Комментировать статью "Особенности питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет"

Буду рада любым советам, уже нет сил. Ребенку 1,5 года и она еще на ГВ, уже месяц ребенок отказывается от еды любой в пользу ГВ... Я стала переживать, а не мало ли одного моего молока для полноценного питания? Мясо, рыбку, творог, каши, ничего такого не ест вообще, неужели придется сворачивать ГВ?

Обсуждение

Добрый день! Одного грудного молока в таком возрасте ребенку, конечно, не достаточно, это не обеспечит поступления витаминов и питательных веществ в полной мере. Нужно понять, по каким причинам произошел отказ от остальной пищи. Что было в рационе ребенка в течение дня (подробно: завтрак, обед, полдник, ужин). Нужно проанализировать питание понять, что перегружало детское пищеварение, скорректировать рацион и снова питаться нормально. А ГВ в таком возрасте оптимально оставить время перед сном, на ночь.
Здоровья Вам!
С уважением, Елена Корсакова

У меня тоже плохо ела, но ГВ не сворачивала. А потом переросла)) Теперь аппетит у моей красотки, как у мужика взрослого)). Глистов погоняйте, витаминов дайте попить, не знаю что еще.)

Дети - они не такие, как взрослые. Особенно это касается совсем маленьких детей. Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма. Подкожно-жировой слой: Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения. Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1–2 месяцам закрывается малый родничок, а к году - большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (национальная программа питания детей от 1 до 3 лет).

Недавно узнала, что во всех религиях детей знакомят с Библией, Торой, Кораном и т.д. с самого рождения... Это - обычная практика. Например, будущему ребенку читают вслух Коран с 4-го месяца беременности матери - до 5-ти раз в сутки... :(- хочет он этого, или не хочет. А что делать атеистам и тем родителям, которые хотят следовать стандарту образования РФ и знакомить ребенка с основами всех религий? У меня таких - больше всего - они не хотят ограничивать свои малышей какими-то отдельными...

Обсуждение

"Стандарт образования РФ..." Это когда появились стандарты насильно преподавать религию? Насчет Ислама Вы забавно написали, сразу видно ничего Вы о нем не знаете, как Вы собираетесь преподавать то в чем ничего не понимаете?
А по теме, я не отдала бы ребенка в сад где на нем ставят эксперименты по разным "методикам", религия это очное дело каждого, основы родители в состоянии дать сами.

Такой феноменальный бред...😃😃😃

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. В итоге у меня ребенок в этом возрасте на каше со смесью.

Обсуждение

Девочки всем большое спасибо!!

Поняла, что тревог у меня действительно несколько. То что однообразное питание, и что не всегда "нормально" в смысле зубами ест.

В итоге по первому моменту на обед сообразила делать суп пюре в бутылку (из общего), пошло.

По поводу нормально зубами есть, согласна что надо организовыаться по другому. Чтобы и голодный и не уставший.

Я просто второй завтрак с собой беру чтобы дольше гулять. Раньше младший и засыпал на прогулке, после второго завтрака ему спать сытнее было.
Сейчас обдумаю приоритеты и соорганизуюсь. Еще раз спасибо! А то старший в этом возрасте ел все и всегда, и сам, и я растерялась сейчас.

Мне кажется, он достаточно ест у Вас. Моему почти 1.7, питание такое:
8-8:30 -завтрак: каша с фруктовым пюре, а точнее сказать, фруктовое пюре с тремя ложками каши
13-13:30 - обед: или второе типа фрикаделек с овощами, спагетти болоньезе, пицца (о, ужас!) с овощами или суп-пюре овощной на молоке или бульоне
16:00 - полдник: печенье, булка или фрукты, сыр
20:00 - 21:00 - ужин: см. обед
Ночью выпивает 150 мл смеси, при этом у меня прямо пухляш он: 12 кг на 86 см роста. Согласна с идеей убрать вторрй завтрак, многие в этом возрасте уже спокойно часов 6 без еды могут продержаться, если Ваш не сможет, Вы увидите. Ну и обед и ужин я своему даю с общего стола, соответственно, и солю, и специи у нас принятые кладу, и мясо могу потушить в винном соусе, например. Мой вкусненькое любит, а паровые овощи - это пресно. Я очень люблю овощи, но вкусно их приготовить надо уметь:)

Многие родители считают, что трехлетний ребенок может есть все продукты, которыми питаются взрослые, но на самом деле это не так. Конечно, рацион ребенка этого возраста включает больше продуктов, чем раньше, но все же для нормального развития ему требуется здоровое питание, содержащее все необходимые витамины, минералы и элементы, а не только торты. Давайте подробнее поговорим о том, чем кормить ребенка 3 лет. Питание ребенка в 3 года — это рацион, состоящий из...

В соответствии с рекомендациями, представленными в Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: «Введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте 4-6 месяцев. Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, с учетом особенностей развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, степенью развития и особенностями функционирования центральной нервной системы, то есть к восприятию...

Избирательный аппетит и отказ от приема пищи характерны для маленьких детей во всем мире. По данным исследований, от 20% до 60% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют проблемы с питанием. Не все проблемы питания одинаковы, и иногда сложно определить, является ли такое поведение серьезной проблемой или возрастной особенностью. Родители должны проконсультироваться с педиатром в случае, если у их ребенка наблюдается хотя бы один из следующих признаков: Отсутствует прибавка в...

Данные о том, сколько детей и по какой причине не могут употреблять молоко и молочные продукты в Ленинградской области, впервые в России получены компанией «Валио» совместно с Санкт-Петербургским отделением «Союза педиатров России». Молоко - основной продукт питания малышей. Для родителей и врачей особенно важно сохранение грудного вскармливания при наличии симптомов лактазной недостаточности – распространенной особенности организма, при которой нарушается усвоение полезных молочных продуктов...

Рассказывает заведующая Детским Клинико-Диагностическим Центром ПМЦ, врач педиатр, врач высшей категории, к.м.н. Щербакова Марина Владимировна. Все мы знаем, что рациональное питание – это один из важнейших «кирпичиков» в «фундаменте» здоровья ребенка. Не секрет, что единственным полноценным источником витаминов для ребенка грудного возраста является грудное вскармливание. Связано это с тем, что витамины и микроэлементы из женского молока очень хорошо усваиваются. К примеру, процент...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Ребёнок здоров, да, небольшая ферментная недостаточность, что по его возрасту было нормой.

Продолжаем разговор о детских страхах. В прошлой публикации я рассказывала о страхах деток в возрасте до 1 года. [ссылка-1] Сегодня мы поговорим о том, чего боятся дети в возрасте от года до трех лет. "Мама, я тебя не отпущу…" Возраст от 1 года – это тот период, когда ребенок еще очень сильно связан с мамой и сосредоточен на близких, ему еще не так важно общение со сверстниками. Поэтому в возрасте от года до двух лет все еще очень сильный страх разлуки с матерью. Рядом с мамой ребенку...

А знаете ли вы, что определение многодетных в Москве и в целом по России разное? В соответствии с Федеральным законом о многодетных семьях Многодетной семьей признается семья с тремя и более детьми, не достигших возраста 16 лет, в том числе с усыновленными детьми, падчерицами и пасынками, а также не достигших возраста 18 лет, в случае их обучения в образовательных учреждениях, осуществляющих общеобразовательную программу. А в Москве многодетной считается семья с тремя и более детьми, до...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Расскажите, что ваши детки кушают (кушали) в возрасте 1 и 3 - 1 и6 годика?

Обсуждение

Просыпались - молочко (200г), завтрак - творожок (100г), потом до обеда перекус каким-нидь фруктом либо пюрешкой фруктовой, потом в обед либо суп либо банка, после сна полдник кефир или агушка кисломолочная, можно с печенюшкой, ужин - каша, на ночь молоко. Еще в перерывах соки потаскать может.

Спасибо большое за ответы! Многое почерпнула для себя.
Скажите, кто дает макароны, сыр, огурцы, помидоры - все это даете уже кусочками? У меня дочка (1и3) совсем кусочками плохо ест, постоянно давится. Чем можно разбавлять макароны, если в пюре их размалывать?

21.09.2011 15:19:09, молодая неопытная мама

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Раздел: Питание (меню для малыша 1 .5 года аллергика). Чем кормить 1 .5 годовалого аллергика.

Обсуждение

Помимо того, что в вашем меню относительно гипоаллергенны рис, кукуруза, гречка (не только в виде растворимых каш, но и цельные, и всякие изделия из такой муки), мясо - кролик еще, ягненок, овощи - шпинат, брокколи, фасоль зеленая, горошек молодой в стручках. Фрукты все зеленые и светлые (исключить только яркоокрашенные). Ну а главное найти причину аллергии. ПРобовать все аккуратно, вести пищевой дневник.

У моего сына была (и до сих пор есть, если перекормить) аллергия на коровий белок. Т.е. любое молоко(в том числе и ВСЕ молочные смеси, кроме козьей НЭННИ), сметана, масло, творог, говядина, телятина - все давало жуткую реакцию. Плюс анализ по крови выявил накопительную аллергию на индейку и гречку - казалось бы, самые безаллергенные продукты:((
Чем питался ребенок от 1,5 до 3 лет:
- каши на воде(с года варила из обычной крупы) со смесью НЭННИ. Гречку не ел где-то полгода, потом потихоньку опять стала вводить.
- супы овощные на воде.
- овощи: картошка вымоченная, капуста белокачанная, капуста брокколи, капуста брюссельская, капуста цветная, морковь, свекла, лук репчатый, кабачок, огурец. Совсем по чуть-чуть тыквы, помидоров, болгарского перца. Укроп.
- мясо: кролик, белое мясо курицы, баранина. Мясо варила отдельно и крошила в суп, или делала фрикадельки, также отдельно.
- фрукты: яблоки ТОЛЬКО зеленые, груши. Немного винограда. Чернослив,но он его не любит:(Абрикосы нормально шли.
- сладкое: ТОЛЬКО детское печенье. Потом понемногу стала давать несладкие крекеры.
Что еще? А, кефир понемногу. И компоты самодельные, несладкие.
Резюме: все-таки надо сдавать анализы. Это дорого, но это того стоит.

В этом возрасте считается, что нормальный рост ребенка колеблется в следующих пределах: 92 см в 3 года, 100-104 см в 4 года (ребенок удваивает длину, которую он имел при рождении), 106 см в 5 лет и 111 см в 6 лет. «Средний» вес: 13,5-14 кг в 3 года, 15,8-16,4 кг в 4года, 17,5-18 кг в 5 лет и 19-20 кг в 6 лет.

Эти цифры имеют чисто ориентировочное значение. Только врач может определить нормально ли растет ребенок, рассчитывая по специальным формулам и таблицам, существует ли соответствующее соотношение между различными параметрами, по которым оценивается - «гармоничный» рост. Мы снова напоминаем, что рост ребенка зависит от целого комплекса факторов, связанных с наследственностью и окружающей средой.

Подвижность

В 4-5 лет малый ребенок достигает такой степени моторного развития, которая позволяет ему выполнять отдельные движения разными частями тела независимо от других (например, катание на трехколесном велосипеде). Ребенок сам себе задает все более трудные движения: прыжки, карабканье, балансирование. Вместе с тем появляется и способность сидеть спокойно, чтобы раскрашивать, моделировать разные предметы из пластилина, слушать сказки или рассматривать картинки.

К концу периода малого возраста ребенок приобретает такие умения, такое двигательное развитие, которое ему позволяет пользоваться зубной щеткой, гребешком, принадлежностями для шитья.

Большинство детей хватает и хорошо орудует карандашом; нарисованные линии и фигуры получаются все лучше. Ребенок способен резать ножницами по ровной линии.

В 3 года только часть детей может стоять короткое время на одной ноге: лишь в 5 лет детям удается прыгать на одной ноге и через скакалку.

Потребность в движении весьма велика, ребенок беспрерывно двигается, бегает, шумит, одним словом, он «беспокойный». Иногда он любит заниматься делами, которые требуют силы и бывает в восторге, когда ему удается поднять или понести какой-нибудь тяжелый предмет.

Для проверки мотричности, между 3 и 6 годами родители могут подвергать детей, под видом игры, следующим испытаниям:

а) общая подвижность : бросание мяча, ловля мяча в движении; может ли ребенок держаться на одной ноге и как долго, ходить на пятках или на носках взад и вперед, подыматься и спускаться по лестнице

б) тонкая мотричностъ : ребенок строит башню из 8 кубиков, строит мост из 3-х кубиков, начертает вертикальную линию, срисовывает круг, срисовывает крест, срисовывает ромб, рисует человека из 3-х частей, рисует человека из 6-и частей.

Восприятие

В 3-4 года ребенок интересуется функциональной способностью предметов, которые он сравнивает, складывает один на другой, сортирует по форме и цвету, разбирает по частям («портит», как это считают родители).

Работая пластилином или цветным мелом, ребенок создает простые формы, которым он затем дает название по их внешнему виду. Он понимает логическую последовательность определенных действий в течение ежедневного порядка дня, а также и логическую связь между предметами и словами.

В 5-6 лет осязательный и моторный опыт (движение) уходит на второй план.

Помимо зрительных впечатлений («видит все»), приобретают значение и слуховые впечатления (ребенок все время «на приеме»«начеку», он «выслеживает», «разоблачает все», повторяет выражения, услышанные от взрослых или от других детей).

Ребенок различает всевозможные звуки, напевает, простые песенки и сопровождает их ритмичными движениями.

Он начинает рисовать и лепить, пытаясь воспроизвести предметы и действия.

Фантазия в использовании красок и рисовании «форм» тех или иных предметов, лиц или животных, играет (по прежнему) более значительную роль, чем адаптация к действительности. К концу периода младшего детского возраста появляется все более четкое разграничение между воображением и действительностью.

Ребенок активно и критически смотрит на окружающий мир, но и на собственные действия. У него развивается творческий ум, ребенок строит планы, ставит перед собой цели и настойчиво их преследует. У него появляется понятие о времени и количестве. Он может считать до 10-и.

Речь

Умственный прогресс продолжается быстрыми темпами. В три года ребенок выражается достаточно внятно. Между 3 и 6 годами устное общение со всей семьей обогащается еще больше благодаря связи ребенка с другими детьми и с воспитательницами в детском саду.

Существительные и прилагательные умножаются параллельно с прогрессами ребенка в его контактах с окружающей действительностью.

Около 3-х лет ребенок начинает говорит!. «Я»,то есть осознает себя в первом лице, как отдельную личность среди других. Одновременно в его речевом запасе появляются слова «ТЫ» и «ОН». Для него доступны только конкретные понятия: даже и название того или иного предмета представляется ему как одно из его свойств.

Понятие времени воспринимается медленно. Постепенно ребенок дошкольного возраста усваивает, что такое время и обретает способность пользоваться глаголами не только в настоящем времени, но и в будущем и в несовершенном виде.

Как только он начинает сознавать себя, обоих родителей, свой пол, он начинает употреблять в разговоре женский и мужской род. Любопытство в сочетании с желанием общения, которые выражаются, как мы уже говорили, вопросами: «Почему?», «Как?», «Отчего?», и получаемые ответы содействуют обогащению запаса слов.

Взрослые обязаны, по мере понятливости ребенка, отвечать ему простыми словами. Во время прогулок они должны сказать ребенку названия цветов, деревьев, статуй, наиболее важных зданий, обогащая его речевой запас. Рассказывание простых сказок, совместное рассматривание книжек с картинками, некоторые воспитательные игры способствуют увеличению запаса слов.

Понемногу, ребенок становится способным выражать словами свои мысли и впечатления. Таким образом к 6-и годам он начинает читать и писать на своей разговорной речи.

В своем общем поведении и в особенности во время игр дети перестают быть молчаливыми. Особенно мальчики шумят, подражая некоторым животным, персонажам, увиденным в фильмах или старшим товарищам по играм. Девочки разговаривают с куклами: ласкают, бранят, учат их. Мальчики кричат на машины, понукают, приказывают им трогаться с места, ехать, останавливаться.

Все эти «вербализации» (по выражению психологов) являются признаками удовлетворения, психического здоровья, спонтанности. У детей, в семье которых имеется несколько детей, словесные общения отличаются большим богатством, разнообразием и более им понятны.

Единственный ребенок, который общается только со своими родителями, с дедушкой и бабушкой, встречает затруднения при адаптации к речи взрослых лиц. Детский сад является тем учреждением, которое восполняет этот недостаток психосоциальной среды ребенка.

Между 3 и 6 годами начинается период грубых и тривиальных слов и выражений . Эти слова заимствуются в основном из речи, обозначающей экскреторные функции («кака», «пипи») и человеческое воспроизведение (ругательства). Ребенок произносит их с заносчивым злорадством.

Иногда, когда он рассержен или когда не выполняется какое-нибудь его желание, ребенок ругается и продолжает выговаривать все грубости, которым он научился от старших детей. Родители встревожены.

Согласно некоторым авторам, грубости объясняются склонностью к подражанию. Ребенку незнаком истинный смысл грубых слов; наоборот, у него возникает сознание силы, ему кажется, что он вступает в ряды взрослых, выражаясь и крича точно так же, как делают они, когда сердятся.

Свое неодобрение взрослые должны выражать тактично. Они должны объяснять ребенку простыми словами, показывать выражением лица, собственной речью, что они не согласны с такими выражениями.

Часто бывает, что некоторые родители «потешаются» и гордятся словесными «завоеваниями» своих потомков, поощряя таким образом «прогресс» ребенка по этой линии. Другие, наоборот, настолько драматизируют случившееся, что создают у ребенка чувство виновности, которое вызывает в нем комплекс более низкого положения как по отношению к своим «совершенным» родителям, так и по отношению к более агрессивным и развязным детям.

Затруднения формирования речи

Не приуменьшая роли неврологических и сензориальных факторов, важно помнить о капитальном влиянии аффективных условий и отношений, в которых роль матери оказывается существенной. Ее любовь и спонтанность представляют собой необходимый стимул для появления и обогащения речи ребенка.

Развитие речи зависит также и от постоянного взаимодействия, устанавливающегося между ребенком и окружающими его взрослыми. Если последнюю, из-за отсутствия воспитания, времени (уделяемого ребенку) или по другим причинам ограничивают стимулирование речи и «обмен словами» с ребенком, это его лишает фонических и аффективных элементов, помогающих строить и обогащать свою речь. Такие ситуации наблюдаются в некоторых дезорганизированных семьях, или в которых часто вспыхивают семейные ссоры.

Условия современной жизни, отсутствие времени и переутомление родителей являются факторами, способствующими во многих случаях речевой отсталости. Детский сад играет важную роль в исправлении некоторых ранних недостатков речи.

Всем должно быть известно, что расстройства речи объясняются многочисленными причинами и отличаются различным прогнозом. Для выработки точного диагноза требуется сотрудничество нескольких специалистов: нейропсихиатра, ото-рино-ларинголога, знакомого с вопросами детской аудитории, педиатра и логопеда. Очень часто диагноз невозможно определить только после одной консультации.

До 3-летнего возраста глухота вызывает много споров. В настоящее время, при помощи новейшей аппаратуры, в университетских ЛОР-клиниках можно точно определить степень органического расстройства слуха. Среди легких расстройств речи в возрасте 3-6 лет встречаются: некоторая отсталость речи, затруднения произношения и заикание. Во всех случаях надо обращаться за советом к врачу.

Социальное поведение

Примерно в возрасте 3-х лет интерес ребенка явно сосредотачивается на взрослых, которые являются его партнерами и служат ему примером. В постоянном общении с ними он учится различать понятия я и ты. Вначале он еще очень послушный, так как взрослые облегчают ему возможность быть активным, предлагают ему игры, еду; однако постепенно ребенок стремится к обретению независимости, пытается проверять свою способность хотеть, быть в состоянии и решать самостоятельно . В этом контексте появляются общеизвестные реакции упрямства, когда собственные желания приходят в столкновение с решениями или запретами взрослых.

В 4 года ребенок уже установил в значительной мере свою независимость и адаптируется (при значительной помощи речи) к ежедневному распорядку. В этом возрасте ребенком нелегко руководить благодаря его постоянной потребности движения. С другой стороны, несмотря на свое желание стать самостоятельным, он неизменно чувствует потребность возвращаться под защиту взрослых (например, когда возникает какое-нибудь затруднение или когда ребенок устает).

В 5-6 лет отношение к взрослым менее подвержено конфликтам, чем в 3-4 года. Ребенок участвует с удовольствием в деятельности взрослого и радуется похвале за хорошую работу. Появляющиеся недоразумения выясняются посредством речи. Возрастает интерес и желание играть с другими детьми и помериться умением и силой в небольших соревнованиях.

Ребенок начинает соблюдать простые правила поведения; со временем ему удается отодвигать собственные желания на второй план, учитывать желания или даже искать общества других детей; он образует ограниченные группы играющих; предпочитает товарищей по игре одного с ним пола. Он пытается доминировать окружающих.

У единственного в семье ребенка наблюдается иногда настоящая «борьба за гегемонию» бабушкой и дедушкой. Он сердится, когда не исполняются его желания или когда в игре им руководят другие дети. Похвала его уже не удовлетворяет, у него бывают вспышки гнева и тенденция к негативизму.

Восприимчивость и новые возможности познания

Второй период вопросов свидетельствует о большом любопытстве, о стремлении ко всему новому. Ребенок все время повторяет «почему?», «Отчего?», «как это»? По-видимому, он доволен, когда видит, что ему отвечают терпеливо и его потребность спрашивать и знать принимается всерьез.

То, чего добивается ребенок, это не познание в интеллектуальном смысле слова, а чувство уверенности, помогающее разобраться в окружающем его запутанном мире.

Некоторые взрослые не знают, что отвечать на некоторые вопросы ребенка, пытаясь удовлетворять его любопытство своей «взрослой логикой» (при помощи непонятных детям абстракций). Тут необходимы простые объяснения, соответствующие его пониманию при помощи понятий и примеров, взятых из мира, доступного чувствам ребенка. Других родителей раздражают «надоедливые» вопросы детей; это еще хуже, так как ребенок чувствует себя одиноким и обманутым в его желании стать «большим».

Суждение и фантазия

Начиная с 5-и лет, вместе с повышающейся восприимчивостью ребенка возрастает и его сила суждения. Он думает о том, что слышал и чему научился. Иногда, спустя долгое время после того, как он услышал сказку, матери или воспитательнице приходится отвечать ему на вопросы, связанные с этой сказкой.

Теперь ребенок много думает и пытается это выразить. Он любит и пробует воспроизводить звуки животных, находит легкие рифмы, создает слова. Выдумывает новые сказки. Иногда, исходя из реального факта, ребенок выдумывает новые перипетии; иной раз, играя лошадкой или машиной, он воображает разные приключения.

Ребенок любит сказки, в которых действующими лицами являются животные, которым он присваивает собственные чувства.

Любовь к сказкам с феями и с фантастикой появляется после 5-летнего возраста.

Выдуманные родителями сказки должны пересказываться одинаково, без изменений. Добро, храбрость, скромность и вообще положительные черты должны характеризовать любимых ребенком персонажей. Сказки с ведьмами, змеями, волками ведут к испугам, беспокойному сну, кошмарам, уединению или стремлению не отходить от матери.

В настоящее время, при бурной технической революции, при чрезвычайном распространении телевидения и кино наблюдается превращение предпочтений у детей, начиная с детского сада и до поступления в школу. Уже немногих детей занимают сказки вроде «Алисы в стране чудес». Под влиянием в первую очередь телевидения и образа жизни семьи в наши дни, детские сказки должны содержать гарантию, что они являются или могут стать реальностью, что они правдоподобны.

Передачи по телевидению из жизни животных, мультипликационные фильмы, передачи для детей заняли в значительной мере место прежних сказок.

К концу четвертого года жизни деятельность детского воображения достигает своего апогея, что для вдумчивого наблюдателя является ключом к «миру желаний» ребенка.

Ребенок в возрасте от 3-х лет воспринимает окружающий мир на уровне эмоций, образах мыслей. Самые маленькие дети воспринимают все, что они видят и слышат намного эмоциональнее и чувствительнее. Уже после 7 лет ребенок может логически мыслить. Зная это, нужно правильно воспитывать ребенка в семье.

Женский сайт Микруша.ру дает советы по воспитанию ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

Основы воспитания ребенка до 3 лет

Воспитание ребенка в семье нужно организовать так, чтобы привить малышу чувство сострадания, храбрости, и приучать ребенка к труду . Самой распространенной ошибкой родителей в воспитании ребенка в семье является объяснение, которое должно вызывать логическое мышление у ребенка.

Для воспитания ребенка 3 лет логика вряд ли станет действенным способом. Например, если ребенок наступил на муравейник или сломал ветку, не стоит говорить ему, что нужно «беречь природу». Подобные лозунги для ребенка 3 лет — пустой звук. Пофантазируйте немного, расскажите ребенку, что в муравейнике живут муравьи, у которых есть детишки и что теперь им негде будет жить. В таком случае ребенок нарисует себе наглядную картинку и обязательно выразит это в эмоциях.

Когда формируется характер ребенка

В возрасте 3 лет начинается более основательное воспитание ребенка. В этот период родители должны запастись вниманием и терпением. По мнению психологов, начиная с 3-х летнего возраста, закладывается характер характер , основа его поведения в обществе. Поэтому родители должны понимать, что воспитание ребенка 3 лет вплоть до 7 летнего возраста – это очень важный момент.

В семье должно быть умеренно строгим, чтобы, подрастая, ребенок не был капризным и требовательным. Но не нужно путать строгость с жестокостью, а твердость с суровостью.

Первые капризы ребенка. Как быть родителям?

В возрасте от 3 до 7 лет детские капризы неизбежны. Как вести себя, если вы столкнулись с детскими капризами в первый раз? Нужно сохранить хладнокровие и спокойно объяснить своему ребенку, что его поведение неправильное.

Часто ребенок требует внимания своих , конфликтует со своими сверстниками. В этом случае родители делают вывод о том, что ребенок становится избалованным, и кардинально меняют воспитание ребенка в семье. Однако психологи дают такому поведению другое объяснение. Вся ответственность за поведение и характер ребенка лежит на взрослых. От того, какую тактику воспитания ребенка дошкольного возраста в семье выбирают родители, зависит развитие личности ребенка в целом.

Причиной частой смены настроения и поведения ребенка является становление его характера, а не детская прихоть. В дошкольном возрасте у ребенка происходит переоценка ценностей, он по-другому смотрит на окружающий мир.


Воспитание ребенка: ответственность на родителях

Родители должны пересмотреть свое поведение и свою тактику воспитания ребенка 3 лет и старше. Только мама и папа смогут рассказать своему чаду обо всех возможных трудностях взрослой жизни. Не оставляйте ребенка наедине со своими мыслями и переживаниями.

В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка остается в памяти образ семьи и отношений, которые строят его родители. Постарайтесь в воспитании ребенка 3 лет оставить только положительные впечатления о родителях. Для ребенка в 3 года отношения родителей — идеал своей будущей семьи.

Главное в воспитании ребенка 3 летнего возраста – заложить чувство самоуважения и уважения к родителям.

Важно помнить, что в воспитании ребенка в семье нужно быть положительным примером в поведении. Воспитание ребенка от 3 до 7 лет является важным этапом в жизни, как самого ребенка, так и его родителей. Женский сайт Микруша.ру уверен в том, что вы будете самыми ответственными родителями!

Психологические черты возраста 3-5 лет

Ошибочно утверждать, что истинное развитие ребенка начинается в период его подготовки к поступлению в первый класс. Один из психических процессов высшего уровня – внимание – у ребенка формируется с момента рождения. Под вниманием понимается избирательное восприятие конкретного объекта в определенный промежуток времени. Процесс этот осознанный и не стихийный. У детей в возрасте до 3 лет есть лишь предпосылки и скрытые способности к развитию внимания, которое проявляется слабо. К 3-5 годам внимание способно стремительно развиваться, что требует активного родительского участия. Родителям, знающим о психологических чертах детского внимания в возрасте 3-5 лет, гораздо легче выбрать действенную методику развития внимания для своего ребенка.

Основные обязанности родителей

Далеко не каждому взрослому под силу быстро отсортировать главную информацию от второстепенной: нужное – взять, от лишнего – избавиться. А ребенка тем более следует учить отбирать лишь важное в огромном потоке информации, который он воспринимает из окружающего его мира. Родителям следует понимать, что при этом внимание, с одной стороны, является объектом развития, а с другой стороны – защитой для растущего детского мозга от переизбытка информации. Что это значит? сайт

Дело в том, что к 3-4 годам внимание ребенку жизненно необходимо для распознавания нужных и ненужных сигналов внешнего мира. Мозг реагирует на них мгновенно, но хранить их в неограниченном количестве не готов. А внимание «фильтрует» такие сигналы, избавляя детский мозг от перегрузок и сбоев. Такая защита предупреждает возможные отклонения в деятельности и дальнейшем психическом развитии детей.

Объем информации, безусловно, важен, но если ее много. Вот почему родителям полезно изучить возрастные психологические черты внимания. Ведь любая развивающая методика, которую бы ни избрали родители или педагоги, не должна противоречить возрастным психическим возможностям ребенка.

Динамика развития внимания

  • Во-первых, обращаем внимание на объем информации, предназначенной для детского восприятия. Если информации очень много, то детское внимание рассеивается и не сразу концентрируется на главном. Если же информации крайне мало, то теряется возможность концентрироваться сразу на нескольких объектах, а значит, тренировки внимания и сохранения информации в памяти не происходит. Стало быть, информационный объем должен быть оптимальным для ребенка данного возрастного периода. Определить оптимальность информационного потока для ребенка несложно: в процессе занятий и после них не должно быть признаков переутомления и снижения интереса к новой информации.
  • Во-вторых, учитываем способность к концентрации на объектах и сохранению информации о них в памяти на длительное время. Если внимание неустойчиво, то сохранять его, не отвлекаясь, не получится.
  • В-третьих, стремимся к развитию избирательности у ребенка, которая помогает пользоваться узким информационным пространством для решения конкретной задачи.
  • В-четвертых, развиваем способность к переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
  • В-пятых, помним о таком свойстве внимания, как распределение, без которого ребенку будет крайне трудно одновременно совмещать разные виды деятельности, что важно для его дальнейшей учебной и внеучебной деятельности.
  • В-шестых, работаем над произвольностью внимания, нужной ребенку, чтобы он мог его сосредоточить, когда это потребуется.

Итак, чтобы у детей от 3 до 5 лет внимание развивалось в соответствии с психологическими чертами возраста, требуется работать над всеми его шести свойствами. И эффективнее всего это получается в игровой деятельности, когда активизируется их живой интерес к происходящему, а значит, развивается и внимание.

Отсеиваем ненужное, концентрируемся на важном

Родителям важно усвоить одну истину: если в возрастном периоде от 3 до 5 лет внимание не совершенствовалось, то в дальнейшем – в школе и социуме – ребенок будет нуждаться в коррекционной работе специалистов с ним, что является нелегким процессом для развития личности. Чтобы развитие интереса проходило для ребенка менее болезненно, нужно работать над ним системно и своевременно.

Охарактеризуем общие психологические черты возраста детей от 3 до 5 лет:

Трудно контролировать интерес и сосредоточенность и управлять ими;

Трудно направлять внимание на объект через словесное оформление;

Требуется многократное повторение инструкции к действию;

Сложно переключать внимание с одного объекта на другой;

Требуется информационный объем – до 5 предложений (не более);

Воспринятая информация сохраняется в памяти около 7 – 8 минут;

Внимательность ребенка непроизвольна;

На устойчивость внимания влияет заинтересованность ребенка в деятельности: малыш желает получить мгновенный результат деятельности, что возможно не всегда, и его интерес в таком случае часто ослабевает.

Возрастные особенности развития

У малышей-трехлеток происходят значительные изменения в психических механизмах развития внимания. Начинает развиваться первоначальная форма внимания произвольного типа. Малышу еще трудно распределять внимание между несколькими действиями или предметами. Таких детей внимательными пока назвать не получается. В этот период развития внимание прослеживается на уровне вслушивания в звуки, всматривания в объекты окружающего мира, детского желания найти отгадку к загадке, неумелых попыток к чтению, интереса к играм и рисованию.

Четырехлетки уже вполне способны сосредотачивать свое внимание на определенном предмете или виде деятельности с помощью взрослых или по заданному алгоритму действий. В этом возрасте развиваются свойства внимания как психического процесса: концентрация, избирательность, переключение, распределение.

У пятилеток формируется элементарное произвольное внимание, они преуспевают в играх, проверяющих и развивающих память и внимание, с желанием вступают в игру и стремятся выполнить все задания. Дети в этот период сами могут выстроить простейший алгоритм действий по заданию и его придерживаться. Внимание ребенка устойчиво, если они вовлечены в активную деятельность.

В любом возрасте уровень развития внимания у детей от 3 до 5 лет может быть оценен объективно лишь специалистом-психологом, который обычно дает несколько заданий на память и внимание и наблюдает, быстро ли и успешно ли ребенок с ними справляется или не справляется. Но результат такой диагностики следует воспринимать не как диагноз, а как ценные рекомендации к дальнейшей работе родителей и педагогов с малышом.

В процессе диагностики детям предлагается, к примеру, обнаружить одинаковые или похожие предметы на рисунке, прокомментировать их цвет или оттенки, найти дорожку к домику, поселить животное в домик для него характерный, найти непересекающиеся пути, дорисовать или раскрасить по шаблону, дорисовать контуры предметов, обнаружить различия в похожих рисунках. Наводящие вопросы могут выручить при прохождении подобных тестов, поэтому их задают обязательно, чтобы у детей не формировался психологический комплекс, и не исчезло желание работать далее. Как правило, повторная работа проводится над западающими фрагментами деятельности. Все игры или тестовые задания должны быть интересны детям, вовлекать их в активную деятельность. Лишь при этом условии их можно считать полезными для дальнейшего развития внимания и памяти (а эти два психические процесса связаны между собой очень тесно).

Развивающие методики

  • Гуляем интересно! При прогулке взрослый подробно описывает словами все, что видим и слышим вокруг себя; вместе с малышам он подбирает прилагательные-определения для всех объектов в поле зрения – какие цвета, какие звуки, какое дерево, какая собака и т. п.; следует добиваться, чтобы малыш называл качества предметов сам, помогать лишь тогда, когда совсем не получается.
  • Делаем и объясняем! Взрослый побуждает малыша объяснять, комментировать, что, как и почему он делает; в 3 годика малыш может слушать взрослого и учиться пояснять действия, а к 5 годам способен рассказать о своих действиях сам.
  • В поисках пропажи. Взрослый описывает в деталях предмет, который в комнате есть, но называть его нельзя; малыш сам пытается угадать то, о чем ему рассказали; чем раньше по возрасту ребенок начнет угадывать предмет, тем эффективнее продвигается развитие памяти и внимания.
  • Смотри и отвечай! Малыш смотрит на взрослого и отвечает на его вопросы: какого цвета одежда, есть ли бусы, какие ногти на руках и т. п.; взрослый и малыш меняются ролями, и тогда вопросы пытается задавать ребенок.
  • Помеха. Малыш пытается играть, рисовать, рассказывать стихотворение, считает вслух, а взрослый ему мешает это делать; игра учит не отрывать внимание от данной деятельности, отбрасывать ненужную информацию.

Подобные развивающие игровые методики способствуют сближению взрослых и детей, зарождению привязанности и доверию между ними, но самое главное – работают на формирование и совершенствование внимания, без которого дальнейшее психическое детское развитие представляется проблематичным и болезненным.

Ребенок от 1 года до 2 лет, а потом и до трех, развивается очень активно. От того, как родители будут воспитывать малыша в этот период, зависит многое в его будущем развитии, формировании личности. Что нельзя упускать из виду, чтобы ребенок вырос развитым со всех сторон?

Нужно обратить внимание, что в возрасте от 1 года мальчики начинают отличаться от девочек в психологическом плане. Дети формируют свое поведение, наблюдая за взрослыми, то есть, в этот период желательно, чтобы родители вели себя правильно, а семья была полной, без ссор и скандалов. До трех лет у девочек развивается социальное мышление, а у мальчиков абстрактное.

В возрасте от 1 до 3 лет необходимо развивать моторику рук, то есть заниматься с ребенком лепкой, собирать несложные конструкторы, рисовать, играть с пирамидкой. Взрослые обязаны быть терпеливыми и помогать малышу, если у него что-то сразу не получается, нельзя повышать голос на ребенка.

Развитие мелкой моторики рук положительно сказывается как на интеллекте ребенка, так и на его речи.

С одного года нужно больше читать ребенку, а также давать рассматривать картинки в книгах. Книги должны быть подобраны с учетом возраста ребенка, а также с большим количеством ярких картинок, которые ребенок понимает. Но и переутомлять ребенка чтением нельзя - он может быстро потерять к этому интерес.

Приучение к горшку

В возрасте примерно полтора года ребенок самостоятельно начинает проситься на горшок. Но небольшие “неприятности” могут возникнуть и в 3 года. Не нужно ругать ребенка, повышать на него голос и заставлять сидеть на горшке, если он не хочет. Приучение к горшку должно быть мягким и деликатным.

Падения и движение

Вместе с постижением окружающего мира ребенок учится ходить, а это значит, что падений не избежать точно. Не нужно каждый раз бежать на помощь, не нужно переживать, что он ушибется, он слишком легкий для этого. Переломов также не будет, так как кости малыша очень гибкие. Когда ребенок самостоятельно поднимается, он укрепляет мышцы, равновесие развивается, улучшается ориентация в пространстве.

Пусть ребенок поднимается с пола сам - это еще и часть воспитания, так как ребенок в такие моменты учится преодолевать трудности. Но нужно поддерживать малыша морально ласковым словом.

Ложка в руке

Примерно с годовалого возраста ребенок должен уметь держать в руках маленькую ложку и самостоятельно кушать. Чтобы ребенок научился кушать самостоятельно, не нужно делать ложку запретным предметом, нужно, наоборот, давать ее ребенку - пусть он играет с ней, изучает.

Пытаясь подражать родителям за столом, со временем он научится держать ложку. Нельзя ругать малыша, когда он марается кашей. Если он начинает играть едой, стоит просто убрать тарелку.

Высокая активность

С полутора до двух лет ребенок становится очень подвижным, и это правильно. Детская комната должна быть обустроена с учетом активности малыша.

Если он тихий и старается сидеть и не шуметь, это повод для беспокойства. Здесь ничего не поделаешь - нужно набраться терпения и не повышать голос на ребенка, чтобы он не чувствовал вину и не зарабатывал комплексы.

Двухлетний малыш

В 2 года ребенок более-менее успокаивается и становится общительнее. В этом возрасте стоит ожидать от него миллион вопросов, на которые нужно уметь отвечать, а также повторение слов за всеми без умолку, потому нужно фильтровать свою речь, чтобы ребенок не перенял что-то плохое.

Движения ребенка становятся более уверенными, потому лучше позаботиться о его безопасности, чтобы однажды случайно он не стукнулся об дверной косяк или не упал с лестницы.

Ближе к трем годам шквал вопросов об окружающем мире возрастет и пройдет такой интерес не скоро, потому необходимо научиться спокойно объяснять все, что ребенок спрашивает. Нельзя отмахиваться от вопросов, это непростительная ошибка в воспитании. Таким образом можно “убить” в ребенке любознательность, сократить словарный минимум. В будущем ребенок, не получивший ответы, может оказаться одиночкой.

Статистика говорит, что ребенок 3 лет в среднем задает до 900 вопросов в день и произносит 12 тысяч слов.

Порядок во всем

К трем годам малыш должен быть приученным к порядку, он должен уметь:

  • заправлять постель;
  • складывать аккуратно свои вещи;
  • наблюдать за чистотой своего внешнего вида;
  • убирать игрушки и тарелку со стола после обеда.

Нужно научить ребенка завязывать шнурки и застегивать пуговицы, вешать одежду на вешалку. Малыш должен быть приучен к чистке зубов и умыванию дважды в день, потому необходимо приобрести зубную пасту с приятным вкусом, мягкую зубную щетку и полотенце.

Самостоятельность

Дети от 1 до 3 лет должны приучаться к самостоятельности. То есть родители не должны делать то, что ребенок может сделать сам, пусть и не первого раза. Нужно запастись терпением и дать ребенку самостоятельно одеться, например. Таким образом он поверит в свои силы. Далее ему будет проще в детском саду и школе . Чтобы было проще, одежду лучше выбирать без лишних заморочек: меньше кнопок, пуговиц, шнурков.

В 3 года ребенок уже чувствует себя личностью, ощущает свою самостоятельность и именно поэтому возникают проблемы с его поведением, характером. Даже если ребенок всегда был добрым и мягким, сейчас он может высказываться против указаний родителей. Если кажется, что ребенок бунтует без причины, то вероятнее всего наступил тот период, когда маленький человечек пытается заявить о своей индивидуальности. Тут родители должны быть максимально терпеливыми, добрыми, логично и последовательно действовать. Но в то же время нельзя потакать всем детским капризам, иначе потом придется задаваться вопросом, как с ними справиться.

Как развиваются малыши до года? Читайте . Влияет ли образ жизни будущей мамы на дальнейшее развитие ребенка? Информация в этой статье .

Нельзя считать, что, если отдать ребенка в детский сад для детей от 1 года, ему там всему научат. Нет, основная доля воспитания и развития малышей лежит на родителях, и то, как они будут это делать, отразится на всей жизни уже выросшего ребенка.

В воспитании ребенка нужно быть настойчивым, но мягким. Таким образом ребенок будет развиваться по верному пути, а в дальнейшем он будет сформированной личностью.