Как развить внимание у детей дошкольного возраста. Методики развития внимания у дошкольников, интересные упражнения

Анастасия Валик

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Внимание - это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.

Внимание является сквозным психическим процессом, так как никогда не выступает отдельно, а только вместе с какой-либо деятельностью, как ее сторона или характеристика. Внимание не имеет особого содержания, оно находится внутри всех процессов.

Виды внимания .

Различаются (Добрынин) три вида внимания :

1- непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция;

Непроизвольное внимание (присущее также и животным) не связано с формированием осознанной цели, волевым усилием или решением задачи. Привлекает внимание все новое , необычное, яркое, неожиданное. Данный вид внимания проявляется также как реакция на исчезновение раздражителя, на возникновение движения и его прекращение, на изменение предметов по величине , форме, цвету, на всевозможные контрасты, на перемены в поведении и внешности людей, на изменения в собственных состояниях. Непроизвольно привлекает к себе внимание внезапное прекращение работы прибора, неожиданное изменение освещенности, цифра среди букв, женщина в мужской компании, студент, пришедший на занятия в выходном костюме.

2- произвольное внимание , связанное с целенаправленными волевыми усилиями;

Основной характеристикой произвольного внимания является его связь с сознательно поставленными целями, с формулированием и решением задач, с волевым усилием. Если непроизвольное внимание соотносится с непосредственным интересом, то произвольное - с опосредствованным («Непосредственно эта работа мне неинтересна, но она - в моих интересах» ). Процесс достижения некоторой цели (решения задачи) может быть непривлекательным для субъекта, но привлекательной является цель. В силу тех или иных обстоятельств она должна быть достигнута, поэтому необходимо проявить волевые усилия, мобилизовать активность.

Человек к концу дня очень устал, но все же берется за работу, которая должна быть выполнена именно сегодня. Школьник начинает решать задачу, хотя он с большим удовольствием погонял бы мяч с друзьями. Произвольному вниманию сопутствуют осознание ситуативной необходимости выполнения задания, понимание значения деятельности, желание достичь успеха, стремление избежать неприятностей, которые наступят, если нечто не будет сделано.

Произвольное внимание , формируясь на основе непроизвольного , является специфически человеческим видом внимания , производным от трудовой деятельности. Оно - результат включенности человека в систему социальных отношений, приобщения его к культуре, результат воспитания и при определенных условиях - самовоспитания.

Поскольку существует механизм сдвига мотива на цель (см. 5.2, интерес к результату деятельности может сделать привлекательными сами действия. Это означает вместе с тем, что внимание , будучи сначала произвольным , через некоторое время может стать непроизвольным . В связи с этим некоторые специалисты выделяют третий вид внимания - послепроизвольное . Читатель сначала без желания, под влиянием внешних обстоятельств взялся за чтение книги (внимание произвольное ) . Однако через некоторое время втянулся, книга оказалась интересной, и теперь уже никакие волевые усилия не нужны. Разве с нами в школьные годы не бывало так, что мы заставляли себя приняться за домашнюю задачу, а потом увлекались ею и с удовольствием, без всякого волевого напряжения решали? Эта форма внимания , по Н. Ф. Добрынину, «не может быть сведена просто к непроизвольному вниманию , ибо она есть результат сознательно поставленных нами себе целей. Но она не требует непрерывных волевых усилий, а следовательно, не утомляет нас».

3- постпроизвольное внимание , когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

В произвольном внимании выделяют :

волевое – проявляет себя в условиях помех, когда есть конфликт между хочу и надо;

выжидательное – проявляется во всех задачах на бдительность;

собственно произвольное – сознательное внимание , но протекающее довольно легко, с минимум усилий;

спонтанное – высшая форма развития внимания , аналогично послепроизвольному , это когда нам трудно начать что-то, но начав уже нет необходимости прилагать усилия.

Особенности развития внимания у детей

дошкольного возраста

Учебная деятельность дошкольника требует хорошего развития произвольного внимания . Ребёнок должен уметь сосредоточиться на задании, в течение длительного времени сохранить на нём интенсивное (концентрированное) внимание , с определённой скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6–7 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребёнок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему ещё трудно так организовать свою психическую деятельность.

Возрастная особенность дошкольников – сравнительная слабость произвольного внимания . Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание . Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание дошкольников безо всяких усилий с их стороны.

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Даже дети подготовительной группы ещё не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается . В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности. В качестве конкретизации можно сказать, что только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

Итак, слабость произвольного внимания – одна из основных причин трудностей дошкольника . В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приёмов его можно развить и скорректировать . Доказано, что в отличие от непроизвольного внимания произвольное внимание не продукт созревания организма, а результат общения ребёнка со взрослыми и формируется в социальном контакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребёнку, выделяя тем самым его из среды, происходит перестройка внимания . Оно перестаёт откликаться только на естественные ориентировочные реакции ребёнка, которые управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту взаимодействующего с ним взрослого.

Например, ребёнок, который учится что-либо рисовать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации их в группы и исключении ненужных движений. Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений.

В своём развитии произвольное внимание проходит определённые стадии. Исследуя среду, ребёнок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки . Затем даёт целостное описание ситуации и, наконец, – интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания обеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

Развитие устойчивости произвольного внимания изучают , определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. Если максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребёнка составляет всего 14 минут, то к 6–7 годам она возрастает до 1 ,5–3-х часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Кроме того, к концу дошкольного периода (6–7 лет) у ребёнка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание . Также и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза ; ребёнок 6-ти лет лучше осознаёт картинку, чем младший дошкольник , выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Так же долго ребёнок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности – рисовании, конструировании, изготовлении поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности (о чём мы говорили выше) . Ребёнок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к той деятельности , которая ему безразлична или вовсе не нравится. Аналогично развивается и концентрация внимания . Если в 3 года за 10 минут игры ребёнок отвлекается от неё в среднем 4 раза, то в 6 лет – всего один раз. Это один из ключевых показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания .

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов :

1) первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания , сосредоточенность низкая;

2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания ;

3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания : под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;

4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания . Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;

5) в 4, 5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание , включая волевое;

8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения :

Расширяется объем внимания ;

- возрастает устойчивость внимания ;

Формируется произвольное внимание .

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста , тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание .

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным , необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются дошкольном детстве . Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций :

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля;

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью.

Однако в процессе обучения нельзя все сделать настолько интересным, чтобы при усвоении знаний не требовалось усилия воли. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем , что требует от ребенка значительного напряжения. Тем не менее эти усилия воли могут уменьшаться или даже совсем исчезать. Это наблюдается в тех случаях, когда в процессе занятий появляется интерес к самой работе. Произвольное внимание переходит в послепроизвольное . Наличие послепроизвольного внимания свидетельствует , что деятельность захватила ребенка и уже не требуется значительных волевых усилий для ее поддержания. Это качественно новый вид внимания . От непроизвольного оно отличается тем , что предполагает сознательное усвоение.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ПСИХОГИМНАСТИКА

В магазине зеркал

Цель : развитие наблюдательности , внимания , памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция : «Сейчас я расскажу вам историю про обезъянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей , не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала» , которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре) .

Смотри на руки

Цель : развитие произвольного внимания .

Необходимый материал : грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы» .

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром» .

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят , какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук : руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т. д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

Упражнение КТО БЫСТРЕЕ?

1) Старшим дошкольникам предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например о или е. Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок пропущенных букв : чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

2) Для тренировки переключения и распределения внимания

задачу следует изменить : предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой.

Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.

Цель такой тренировки выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели.

Упражнение НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут записать свои описания, а затем сравнить их между собой и с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти .

Упражнение ПАЛЬЦЫ

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде Начали медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении . По команде Стоп прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения : увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

Упражнение МУХА.

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3x3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина) . Присоска выполняет здесь роль дрессированной мухи. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение мухи с одной клетки на другую, происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (вверх, вниз, вправо или влево) муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение мухи центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями мухи, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что муха покинула поле, он дает команду Стоп и, вернув муху на центральную клетку, начинает игру сначала.

Муха требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например, до 4x4) или количество мух, в последнем случае команды подаются каждой мухе отдельно.

Упражнение на развитие способности к переключению внимания .

Ребёнку называются различные слова. Он должен по договорённости отреагировать на определённые слова. Например, когда встретится слово, обозначающее животное, как условлено, встать. Потом задание усложняется, даются условные сигналы одновременно для двух групп слов.

Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

Даётся бланк с напечатанными в случайном порядке буквами. Просматривая буквы, ребёнок должен обнаружить затерявшиеся слова.

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв

трпмдымылощйьмшцысорзщнтспржо

квиалипшубаывакртьамамаоипсазш

отшмлорорвбуранстралгпалкани

одыраметлакаиогуавтобусшыгм

Упражнения на развитие распределения внимания

Распределение внимания можно тренировать и с помощью следующей таблицы. Нужно сосчитать, сколько в таблице знаков. Считать следует в таком порядке : Один круг, один крестик, один квадрат, два крестика…

Упражнение «Какой игрушки не хватает?»

Ребенку предлагают ряд предметов , каждый предмет называют и дают его характеристики. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый должен убрать один из предметов , задача ребенка – угадать, чего не хватает.

Рисование по рассказам.

Данный метод получает всё большее распространение. Суть его в том, что ребенку зачитывают небольшой рассказ (или отрывок из рассказа) с яркими художественными образами, обязательно с ЯРКИМИ ОБРАЗАМИ, а не простое повествование чего-либо. Задача ребенка – с помощью цветных карандашей изобразить на бумаге наиболее яркие для него образы (людей, животных, цветов и т. п.) .

Упражнения могут быть различными, педагог придумать их может самостоятельно в зависимости от ситуации, например :

Сосчитайте, не помогая карандашом, сколько здесь бабочек, вёдер

Найдите одноцветные рисунки.

Сосчитайте группы предметов по общему признаку .

Как видим, недостаточно просто призывать ребёнка к внимательности Необходимо продумать систему тренировочных упражнений, направленных на коррекцию и развитие определённых качеств произвольного внимания . Эти упражнения должны выполняться и дома под руководством родителей.

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста

"Развитие внимания у дошкольников"

Игра « Какой игрушки не хватает?»

цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: « какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Что слышно?»

цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.

возраст: с 3 лет.

1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

Игра «Найди такой же».

возраст: с 3 лет

Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Игра «Что изменилось?».

возраст: с 3 лет.

Игра «Что изменилось?».

возраст: с 3 лет.

Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Игра « Цифры»

цель: развитие слуховой памяти, объема внимания.

возраст: с 4 лет.

Сейчас я покажу тебе ряд цифр. Их надо запомнить в таком же порядке:

2, 3, 5, 7, 3, 5, 7

Повтори цифры. Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти цифры можно сгруппировать.

Игра «Тут что-то не так»

цель: развитие произвольного внимания, критичности мышления.

возраст: с 4 лет

Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы».

Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.

Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.

Игра « Гимнастика внимания»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: 4- 6 лет

раз, два, три, четыре, пять

начинаем мы играть

вы ребята не зевайте

слушайте, что вам скажу

и при этом покажу.

Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.

Игра « Самый внимательный»

цель: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.

возраст: с 4 лет

Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

Игра «Кто позвал?»

возраст: с 4 лет

Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.

Игра «Летает – не летает»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: с 4 лет

Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч кидается обратно, если нет, тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».

Игра «Испорченный телефон»

цель: развитие внимания, слухового восприятия.

возраст: с 4 лет

1 вариант.

Дети садятся в ряд или в круг. Ведущий тихо, на ушко, называет соседу какое-нибудь слово или фразу, тот передает это дальше

Последний из детей называет то, что услышал, после этого слово передает новый ведущий.

2 вариант.

Часть детей выходит из кабинета. Ведущий читает небольшой рассказ оставшимся детям. В кабинет входит первый из игроков, находящихся за дверью и кто-то из присутствующих рассказывает ему услышанное. Затем входит второй ребенок, а предыдущий рассказывает ему все, что запомнил из рассказа. Так продолжается вся игра.

Игра «Зеваки»

цель: развитие активного внимания.

возраст: с 4 лет

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший, неправильно задание, выходит из игры.

Игра «Что нового?»

цель: развитие произвольного внимания

возраст: с 4 лет

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

Игра « Ищи безостановочно».

Возраст: с 4 лет.

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета, по сигналу один начинает перечислять, а другие дополнять.

Игра «Гляди, сколько нужно».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 4 лет

Участвующих в игре ввести в комнату и дать возможность осмотреться. Когда все покинут комнату, спросить, какие 20 различных предметов они в ней видели, какую посуду, одежду и пр.

Упражнение «Счастливые хрюши».

Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности.

Возраст: с 4лет

Задание 1: посмотри на рисунки. Назови как можно быстрее, что отличает одного хрюшу от другого.

Необходимо фиксировать время выполнения задания, количество названных отличий, количество ошибок (повторы, неправильно названные и пропущенные отличия.)

Игра « Ухо – нос».

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам

Возраст: с 4лет.

По команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос.

Игра « Разные животные».

Цель: развитие активного внимания, быстроты реакции

Возраст: с 4 лет.

Ведущий объясняет, что когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу:

Один хлопок – поза аиста (стоя на одной ноге, поджав другую)

Два хлопка – поза лягушки (присядь пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу)

Три хлопка – поза коровы (встань на четвереньки и произнести «му-му»).

Игра «Карлики и великаны».

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст:

Детям предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» - встать.

Упражнения

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности

Возраст: с 5лет.

  1. закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь
  2. закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
  3. не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

сидя с закрытыми глазами в течение 2-х минут, перечисляй, все звуки, которые ты будешь слышать.

Игра «Тропинка».

Цель: развитие внимания, умения подчиняться правилам.

Возраст: с 4 лет

Дети идут по воображаемой тропинке. Каждый внимательно смотрит куда ступил предыдущий и старается точно следовать по пятам этого учебника. Двигаться надо медленно и тихо. Это упражнение хорошо использовать в конце занятий или при выходе на прогулку.

Игра « Игра с флажками»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет

Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора

Возраст: с 4 лет.

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся считается проигравшим.

Игра «Добавь слово».

Цель: развитее внимания и памяти

Возраст: 4- 6 лет

Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаем слов т.е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.

Игра «Рыба, птица, зверь».

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет.

Лучше если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь». Тот на ком остановится считалка, должен быстро назвать, в данном случае зверя. При чем названия не должны повторяться. Если ответ правильный ведущий продолжает игру.

Если ответ неверный или названия повторяется (задержка ответа), то ребенок выбывает из пары, оставляя свой ведущему. Игра продолжается до тех пор пока не останется один игрок.

Игра «Запрещенные движения».

Возраст: с 4 лет.

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает, что они должны повторять все движения, кроме одного. Как только рук ведущего опускаются вниз – все должны поднять руки вверх т.е. сделать наоборот.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Игра «Стаканчик».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Возраст: с 4 лет.

Ребята сидят в кругу. Педагог передает тарелку, в которой лежит стакан. Тарелку со стаканом нужно передать по круг так, чтобы никто не услышал ни стука, ни звона стакана. В конце упражнения подводится итог, кто тише всех передал. Возможны разные варианты перестановок.

Возраст: с 5 лет

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово .

Игра «Будь внимателен к словам»

Цель: развитие устойчивости внимания

Возраст: с 5 лет

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.

Игра «Слово заблудилось»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 5 лет

взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.

На полу из плошки молоко пьет ложка.

На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.

Вкусная сварилась Маша . Где большая крошка наша.

На дворе большой мороз, отморозить можно хвост .

Испеки мне утюжок ! – просит бабушку крючок .

Игра «Художник».

Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания.

Возраст: с 5 лет.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.

Цель: развитие внимания

Возраст: с 5 лет

Ребята сидят в кругу. Ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий, сложит ладони в кулак - дети должны разжать ладони. Кто ошибается, становится ведущим.

Игра «Воробушки и великаны».

Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Возраст: с 5лет

Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подает сигнал «автомобиля» - гудок, «воробушки» - летите. По своему сигналу воробушки и автомобили выходят из домиков и бегают. Ведущий следит, чтобы «воробушки» - во время прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки.

Игра «Детектив»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Возраст: с 5 лет.

Дети разбиваются по парам встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.

Игра «Найди ошибки».

Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.

Возраст: с 5 лет.

Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающий детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. содержание картинка и допущенные ошибки д.б. понятны малышу, чтобы усложнить игру сделайте ошибки более заметны.

Игра «Найди игрушку».

Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

Игра- упражнение «Сравни предметы».

Цель: развитие концентрации внимания.

Возраст: с 5 лет

Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.

Игра « Платочек»

Цель: развитие внимание, быстроты реакции

Возраст: с 5 лет

Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, от должен догнать водящего и осадить. Если это удается водящий остается прежний. Если нет – водит другой.

Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить».

Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.

Игра «Броуновское движение».

Цель: развитие внимания и самоконтроля

Возраст: с 5 лет.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисный мячики. Детям сообщатся правила: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой и ногой. Если участники успешно выполняют

Игра «Менялки».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5 лет.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те у кого (светлые волосы, темные глаза). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящим должны занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.

Вариант «Менялки игрушек».

Водящий стоит спиной и считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Задача водящего угадать, кто с кем поменялся игрушками.

Игра «Колпак мой треугольный».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5лет

Играющие, сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего произносят по одному слову из фразы.

«Колпак мой треугольный

Треугольный мой колпак

А если не треугольный

То это не мой колпак.

По кругу фразы повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестами

(например: 2 хлопка ладошкой по своей голове)

В следующий раз, уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу, играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами.

Упражнение на развитие объема внимания и наблюдательности.

Возраст: 6-7 лет

Вариант 1. задание 1

Постарайтесь, как можно быстрее назвать, сколько автомобилей изображено.

Сколько колес на этом рисунке.

Вариант 2. задание 1.

Посмотрите на этот рисунок и постарайтесь определить, что на

нем изображено. Картинка показывается на короткое время (не более 30 секунд)

задание 2. сколько летающих тарелок на рисунке.

Игра «Пишущая машинка ».

Цель: развитие внимания

Возраст: с 6лет

Каждому играющему приписывается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух трех слов. По сигналу дети начинают печатать на машинке. Первая буква хлопает в ладоши, затем вторая. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.


Одним из ключевых навыков, которым должен овладеть ребенок до начала учебы в школе, является развитие внимания. Читать, писать и считать ребенка в школе научат, а вот уметь сконцентрировать внимание каждый ребенок должен уметь уже к началу обучения в школе. Поскольку недостаток внимания у первоклассника может создать немало трудностей и проблем для школьника и его родителей. Поэтому взрослым стоит заблаговременно задаться вопросом «Как развивать внимание у дошкольников?»

Этапы развития внимания у детей

Развитие внимания у малышей начинается с возникновения так называемого «непроизвольного внимания», т.е внимания, которое возникает у малыша само собой и не требует приложения усилий ни со стороны ребенка, ни со стороны родителя.

У маленьких детей преобладает именно этот вид внимания, благодаря ему, малыши запоминают, то, что наиболее ярко, красочно и эмоционально. Но такой вид внимания весьма избирательный, ребенок сосредотачивается только на том, что для него кажется интересным и столько, сколько ему это интересно, родителям становится совсем не понятно как удержать внимание будущего школьника.

Позже, в процессе игры, общения и обучения, у ребенка начинается формирование произвольного внимания, т.е внимания, возникновение которого требует усилий со стороны ребенка, ведь от него требуется делать не то что нравится, а то что нужно. В связи с этим, в формировании произвольного внимания у ребенка нельзя обойтись без участия взрослых наставников. Развить произвольное внимание у ребенка помогут специальные занятия, игры и задания.

Упражнения на внимание для дошкольников

Для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста существует огромное количество методик и заданий, в большинстве своем они очень просты и любой родитель может использовать их, тренируя своего малыша в игровой форме.

Не забывайте, что главное в таких развивающих занятиях — заинтересовать ребенка. Для этого придерживайтесь несложных правил: дети любят, когда информация подается в наглядной форме, когда мама или папа сами заинтересованы в игре – искренне удивляются, радуются, интересуются. Нельзя забывать, что инструкция к заданию для ребенка должна быть точной, пошаговой и исчерпывающей.

Начать можно со следующих несложных заданий:

  • « Посмотри на предметы и постарайся их запомнить, теперь отвернись и назови предметы, которые ты только что видел. Какого они цвета? Какого размера? Какую имеют форму?»
  • «Закрой глаза, прислушайся. Теперь называй по очереди все звуки, которые ты слышишь»
  • «Посчитай сколько ступенек на лестнице»
  • «Посчитай сколько дверей в соседнем доме»
  • «Постарайся запомнить, во что были одеты твои друзья в детском саду, а вечером расскажешь»
  • Каждый день проходя мимо своего дома, запоминай что изменилось во дворе и отмечай новые детали, на которые раньше не обращал внимания

Подобные задания родитель может придумывать самостоятельно, тем самым превращая любую прогулку или поход в магазин – в увлекательную игру.

Развивающие игры на развитие внимание дошкольников

  1. Игра «Все помню»

Для этой игры понадобится от трех и более человек. Суть ее заключается в том, чтобы запомнить как можно больше слов в определенной последовательности. Для начала, нужно выбрать тему, которая будет объединять слова, например, тема — фрукты. Далее назначаем судью, который будет записывать слова по порядку на листочек и следить за правильностью ответов. Начинаем игру, диалог должен состояться примерно такой:

— Яблоко,- говорит первый участник.

Яблоко, груша,- говорит второй, а судья записывает.

Яблоко, груша, персик,- снова говорит первый игрок.

Сначала правильно назвать все наименования очень легко, но вот, когда их количество переходит за десять, игра приобретает истинный смысл. Тот, кто ошибся – выбывает из игры, остальные продолжают, пока не останется один победитель.

  1. Игра «зверята»

Лучше всего проводить такую игру с небольшой группой детей. Если в доме есть старшие дети, младшему ребенку будет гораздо веселее выполнять задания вместе с ними. Понадобится музыка и один ведущий, лучше взрослый.

Включаем музыку, хорошо подойдет «Марш» Прокофьева, дети идут по кругу под музыку. Ведущий объявляет — «лошадки!», дети начинают скакать, изображая лошадей, ведущий меняет задание и говорит – «птички», дети машут руками и показывают птиц, ведущий говорит «аист», дети стоят на одной ноге как аисты и т.д.

Игра прекрасно стимулирует внимание, обучает быстро и точно реагировать на звуки.

  1. Игра «четыре стихии»

Игроки садятся в круг, выбирают ведущего. Правила такие: когда ведущий говорит слово «вода» — игроки должны вытянуть руки вперед, на слове «земля»- опустить руки вниз, «воздух»- все поднимают руки вверх, «огонь»- игроки делают круговые вращения руками. Проигрывает тот, кто первый ошибется.

Данная игра развивает внимание, которое координирует слуховой и двигательный анализаторы.

  1. Игра «Найди домик»

Вам понадобится рисунок с изображением семи разных животных, объясняем малышу, что каждая зверушка спешит к себе домой, специальные линии соединяют животных с их домиками. Ребенку нужно, без помощи карандаша, проследить по линиям, где чей домик.

Тест на внимательность «Найди отличия»

В школе ребенку нужно будет не только внимательно слушать, что говорит учитель, но и тщательно анализировать полученную информацию. Развить эти навыки помогут старые добрые, всем родителям с детства известные, картинки «найди отличия». Предложите малышу внимательно посмотреть на две, казалось бы, совсем одинаковые картинки и найти на них как можно больше отличий.

Как мы видим, развитие внимания у дошкольников проходит в веселой игровой форме, каждый родитель может без труда выполнять эти задания вместе с детьми и добиться высоких результатов.

Ирина Лозицкая, семейный психолог


Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объекты для изучения и сосредотачиваться на них, что способствует более полному и четкому отражению действительности.

Влияние внимания на жизнь и развитие ребенка сложно переоценить. Физиологические и психические сбои препятствуют полноценному познанию мира, вследствие чего дошкольники не могут сфокусироваться на заинтересовавших их явлениях, предметах и животных.

Разновидности внимания

В младшем возрасте внимание характеризуется как непроизвольное (привлечение возможно в случае появления чего-то красочного и интригующего). Ответная реакция проявляется в виде эмоционального отклика. Занимающиеся с крохами взрослые не должны забывать о том, что у малышей могут возникать трудности с сосредоточением. Именно поэтому предлагаемые для изучения предметы должны вызывать у ребятни интерес.

Непроизвольное внимание по сути является пассивным и непреднамеренным. Реализуется оно за счет выделения отличительных черт. В число последних вошли привлекательные для ребенка запахи, мелодичные звуки и поражающие воображение цветовые сочетания.

Активация непреднамеренного внимания может наблюдаться в случае:

  • появления нового предмета или объекта;
  • совершения людьми или механизмами каких-либо действий, связанных с движением;
  • неожиданного обнаружения раздражителей (в этот перечень вошли световые вспышки, громкие и резкие звуки);
  • выявления контрастных особенностей предметов, имеющих отношение к размеру, форме и цвету.

У дошкольников фиксируется доминирование пассивного внимания. Обусловлено это наличием частичной зависимости от закрепления и дифференциации недавно усвоенных знаний. Поначалу кроха не имеет представления о видовом многообразии растительного и животного мира. Ему неизвестно о том, что на планете проживают люди с разнообразным цветом кожных покровов, а строения могут иметь различную форму и цвет в зависимости от их предназначения и архитектурного замысла. На начальном этапе новые для себя знания малыши получают от взрослых. Чуть позже внимание начинают привлекать не только выбивающиеся из общей картины предметы, но и необычные объекты, сталкиваться с которыми ребенку еще не приходилось.

Начало развития произвольного внимания приходится на старший дошкольный возраст. Шестилетние дети должны демонстрировать навык управления собственным вниманием. Действует принцип приоритетности: малыши сосредотачиваются на более важных и нужных действиях, в то время как занимательное и интересное может отодвигаться на второй план.

Произвольное внимание характеризуется как активное и преднамеренное. Изначально его формирование проходит за пределами личности крохи. Важно понимать, что развитие непроизвольного внимания не является предпосылкой возникновения произвольного. Формирование преднамеренного внимания — результат коммуникации детей с окружающими их взрослыми. Несмотря на существенные различия с пассивной разновидностью активное внимание также базируется на увлечениях, ощущениях и накопленном на текущий момент опыте.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат...

Возникновение произвольного внимания наблюдается при необходимости проявления воли, подразумевающей возможность сосредоточения на объекте, по отношению к которому следует произвести определенные действия. Психическому состоянию ребенка отведена значимая роль. Пребывание в неподходящем настроении, перевозбуждение, болезнь или возникшая на фоне переутомления слабость оказывают негативное влияние на способности, связанные с концентрированием и сосредоточением.

Возникновение послепроизвольного внимания возможно в случае полного погружения крохи в определенный вид деятельности. В такие минуты фиксируется отсутствие волевого напряжения, вследствие чего у малыша отпадает необходимость принуждения себя к осуществлению конкретных действий. Благодаря этому повышается привлекательность процесса, реализация которого уже не вызывает особых затруднений.

Подобному вниманию присущи некоторые особенности. Наиболее важные из них связаны с высокой результативностью и опережающей другие разновидности продолжительностью. Сосредоточенность без потери целенаправленности объясняется отсутствием усталости, накопления которой не наблюдается ввиду отсутствия перенапряжения.

Свойства внимания

Благодаря вниманию осуществляется отбор информации, поступающей от органов чувств. Некоторые данные игнорируются, в то время как другие принимаются к сведению. Уникальному психическому процессу присущ ряд свойств:

  • Под объемом подразумевается количество информации, удерживаемой в сознании. По отношению к ребенку этот показатель представляет собой число объектов, одновременно воспринимаемых и «схватываемых» малышом. Для оценивания данного параметра можно разложить на поверхности стола десяток небольших предметов и накрыть их тканью. Далее в присутствии малыша объекты открываются на несколько секунд, после чего вновь закрываются. Задача дошкольника — правильно назвать как можно большее количество скрытых от глаз вещей.
  • Под сосредоточенностью понимают возможность концентрирования на определенном объекте без отвлечения на посторонние факторы. Поскольку дошкольникам присуща небольшая сила сосредоточения, указанное свойство нуждается в развитии. Весьма полезны разучивания стихов при работающем телевизоре или радиоприемнике.
  • Устойчивость представляет не что иное, как способность сохранения сосредоточенности на протяжении длительного времени. Она демонстрирует, насколько долго малыш в состоянии поддерживать требуемый уровень сосредоточенности по отношению к конкретному объекту или виду деятельности. Шестилетним крохам, к примеру, вполне по силам продуктивное занятие одним делом на протяжении 10-15 минут. Превышение верхней границы временного интервала чревато снижением активности, в связи с чем возникает необходимость предоставления малышу короткого перерыва.
  • Переключаемость ассоциируется с осмысленным переведением концентрации с одного предмета/вида деятельности/объекта на другой. В качестве оценивающего параметра выступает скорость преднамеренного перехода. Отличительная особенность — наличие нервного напряжения, реализуемого в виде волевого усилия.
  • Термин «распределение» подразумевает возможность рассредоточения внимания на несколько дел, выполняемых одновременно. Нарушение любого из перечисленных выше свойств грозит детям возникновением аномалий. Дошкольники младшего возраста больших успехов в переключении и распределении внимания не добиваются. Для их развития могут быть задействованы специальные упражнения. Плохая переключаемость довольно часто проявляется в виде рассеянности. Ребенку при этом свойственны частые отвлечения и неумение сосредоточения на одном объекте. В качестве наиболее вероятных причин рассеянности могут выступать:
  • Аденоиды в носоглотке, препятствующие нормальному носовому дыханию. Работа мозга нарушается из-за нехватки кислорода, поступающего в систему кровоснабжения;
  • Быстрая утомляемость, побороть которую способно соблюдение режима дня (исключения не делаются даже для выходных дней). Малыш не должен ощущать себя эмоционально перегруженным. Занятия в разнообразных кружках, посвящение времени компьютерным играм, поход в гости, просмотр мультфильмов и художественных картин не должны осуществляться в один день. Впечатления должны поступать дозировано. Отступление от этого правила чревато перевозбуждением крохи, за которым может последовать апатия.
  • Неправильное воспитание, проявляющееся в выполнении любой прихоти любимого чада . Ребенок при этом освобождается от всех обязанностей. Отключению внимания предшествует утомление, вызванное обилием развлечений, несоблюдением временных границ отдыха и занятий, разбросанностью интересов.

Особенности развития внимания

Свойства внимания нуждаются в целенаправленном развитии. Лишь при таком подходе взрослеющий ребенок сможет осознать важность внимательности и научится быть внимательным.

Зрительное восприятие дошкольников

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительн...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста обусловлено внесением изменений в повседневную жизнь, сопряженным с освоением новых для малышей видов деятельности. Ребятне 4-5 лет довольно часто приходится слышать от взрослых призывы к внимательности. Тщательное выполнение советов и наставлений способствует совершенствованию навыка управления вниманием.

Произвольное внимание развивается по мере овладения средствами управления, носящими внешний характер. Наибольшее распространение получили указывающие жесты и озвучиваемые взрослыми фразы. По мере взросления фиксируется появление новых особенностей, влекущих за собой расширение списка средств управления. Речь крохи усложняется за счет внедрения планирующей функции. Накануне похода в зоопарк малыш может сообщить, что в начале экскурсии он будет любоваться жирафом, после чего проследует к клетке с тиграми. Возможность формулирования цели позволяет ребенку намечать объект заблаговременно. За этим действием следует внимательный осмотр и оценивание особенностей. Соблюдение разработанного плана подталкивает карапуза к осознанию и пониманию значения и конечной цели предстоящих шагов. Таким образом запускается процесс развития активного внимания.

Знакомство с правилами поведения и принятыми в обществе нормами также способствует развитию внимания. Желание поиграть с ровесниками может натолкнуться на какую-нибудь преграду. В качестве последней зачастую выступает просьба родителей об оказании помощи по дому. Предшествующее обеду размещение столовых приборов принуждает карапуза к сосредоточению сил на порученном важном деле. Увлекшийся интересным для него занятием малыш уже не нуждается в применении силы воли. На смену произвольному вниманию приходит послепроизвольное.

Направления развития внимания

В сфере развития внимания намечены несколько основных направлений:

  • Удержание полученных инструкций в памяти. Приветствуется повторение указаний вслух. Это действие может осуществлять как взрослый, так и непосредственно сам ребенок. Этот способ гарантирует запоминание малышом разработанного родителями или педагогом алгоритма, благодаря чему кроха окажется в состоянии проконтролировать выполнение каждого пункта. Отклонение от плана подразумевает проведение дополнительного инструктажа. Проговаривание поставленной задачи может сопровождаться действиями, закрепляющими тот или иной навык.
  • По мере успешного выполнения поставленных ранее задач необходимо переходить к их постепенному усложнению. Как правило, дошкольникам довольно редко удается с первого раза справиться со сложным заданием. При возникновении трудностей желательно разбить исходную задачу на несколько этапов и снабдить их подробными инструкциями. По истечении некоторого времени можно переходить к усложнению действий. На этапе обдумывания очередной инструкции малыш предпринимает попытки к ее трансформированию в самоприказ, отличительной особенностью которого является проговаривание про себя или вслух запланированных действий.
  • Формирование самоконтроля, заключающегося в осуществлении дошкольником контроля за собственными действиями. В ходе выполнения задания ребенок может разъяснять, что именно он собирается сделать. Рассуждения могут быть ориентированы как на окружающих, так и на самого себя. В качестве примера может быть приведено исправление ошибок на основании анализа рисунков, сделанных другими детьми. Присущее ребятне желание победить может быть задействовано на занятиях в качестве дополнительного стимула. Самостоятельное выполнение задачи при отсутствии ошибок вознаграждается небольшим призом.

Краткая инструкция по развитию внимания

Помимо проговаривания и повторения, способствующих активизации понимания и принятию задания, можно обучать детей сознательному направлению внимания на конкретные объекты и явления. На этапе просмотра иллюстраций можно предложить ребенку отыскать любимого сказочного персонажа, самое высокое здание, знакомое животное и т.д. В ходе прогулки малыш может попытаться найти автомобиль заданного цвета или дерево конкретной породы (тополь, ива, клен, каштан и т.п.). Услышанное и увиденное подлежит обязательному обсуждению. Также кроха проявит интерес к следующим упражнениям:

Сенситивные периоды развития ребенка

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подхо...

  1. Выбору идентичных предметов из совокупности представленных;
  2. Нахождении отличий;
  3. Раскрашивании картинок определенными цветами;
  4. Прохождении нарисованных лабиринтов;
  5. Озвучивании изменений, произошедших за период пребывания ребенка с закрытыми глазами (перемещение или исчезновение одной из игрушек и т.д.);
  6. Запрету на выполнение заранее оговоренного движения (другие движения можно выполнять после соответствующей команды взрослого);
  7. Соотнесению предметов с предложенными категориями (живое/не живое, летает/не летает, съедобное/несъедобное и т.п.);
  8. Перерисовыванию рисунков и узоров по клеточкам;
  9. Графическому «диктанту», представляющему собой вычерчивание узора на листе в клеточку под диктовку одного из родителей (педагога, бабушки) путем озвучивания соответствующих указаний: три клетки влево, одна клетка вниз и т.д. Рисунок желательно проработать заранее;
  10. Предоставлению ответов на вопросы, в которых не содержатся определенные слова (к примеру, «да» или «нет»);
  11. Вычеркиванию (подчеркиванию, обведению в кружок и т.д.) определенных символов (кругов, треугольников, квадратов, букв алфавита и т.д.);
  12. Прислушиванию к звукам, раздающимся вне пределов комнаты или на улице, с целью описания сопровождающего их действия (проехал автомобиль, гавкнула собака, стекает вода с крыши, хлопнули двери и т.п.);
  13. Игре в «Пуговички», для которой потребуются два одинаковых набора пуговиц и несколько листов бумаги. Суть игры определена следующими правилами. Один из участников выставляет три пуговицы. Задача второго игрока заключается в запоминании особенностей задействованных предметов и мест их расположения. После накрывания пуговиц этот участник воспроизводит увиденное на имеющемся в его распоряжении игровом поле, в качестве которого выступает лист бумаги. Успешный результат предполагает усложнение игры за счет сокращения выделяемого на осмотр времени и увеличения количества пуговиц.

Заключение

Совершенствование детского внимания подразумевает возможность развития всех присущих данному психическому процессу свойств, включая устойчивость и переключение. В качестве подсобных материалов могут выступать конструкторы и пазлы. Весьма эффективны игры развивающего характера и разработанные специалистами упражнения.

Для дошкольного возраста типичны видимые невооруженным глазом перемены, затрагивающие все разновидности и свойства внимания. Доминирование пассивного внимания не мешает одновременному осуществлению манипуляций с несколькими объектами. В часто повторяющихся действиях просвечивается автоматизм, благодаря чему совершенствуется возможность рассредоточения.

Закрепление способности сосредоточения позволяет крохе выполнять даже те указания взрослых, которые не вызывают особого восторга. Осознание необходимости доделывания порученной работы способствует фокусированию на конечной цели.

Стремительное развитие активного внимания в конце старшего дошкольного возраста обусловлено влиянием самоинструкций, базирующихся на стремлении внимательного следования подсказкам взрослых до достижения малышом пятилетнего возраста. При наличии трудностей в сфере сосредоточенности и концентрации крохе должна быть предоставлена соответствующая помощь, учитывающая особенности развития ребенка и степень демонстрируемой малышом внимательности. На протяжении всех проведенных в школе лет преднамеренное внимание будет рассматриваться в качестве одного из наиболее значимых условий, сказывающихся на степени успешности учебного процесса.

37 0

Татьяна Капилевич
Понятие и способы развития внимания у детей дошкольного возраста

Что же такое внимание ?

Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного психического процесса.

Оно характеризует динамику любого психического процесса, обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, любых психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) .

Существует несколько форм внимания . К ним относится :

Сенсорное внимание - зрительное , слуховое, тактильное и др.

Двигательное внимание - внимание , проявляющееся в моторных процессах, их осознании и регуляции.

Эмоциональное внимание привлекается эмоционально значимыми стимулами (имеет тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации) .

Интеллектуальное внимание – проявляется в интеллектуальной деятельности, т. е. - к предмету обдумывания, интеллектуальным операциям.

Проблема внимания - одна из самых сложных проблем психологии.

Хорошо изучено сенсорное и двигательное внимание . Хуже – эмоциональная и интеллектуальная его формы.

Внимание имеет внешние и внутренние проявления.

К внешним относятся : напряженная поза, сосредоточенный взгляд…

К внутренним - изменения в организме (например, учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и др.)

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.

Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.

Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Существует несколько видов внимания . А именно :

Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.

Непосредственное внимание – оно не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов и тд.)

Непроизвольное внимание не связано с участием воли. Это то внимание , с которым человек рождается. Оно не требует усилий для того, чтобы удерживать в течение определённого времени, сосредотачивать на чём-то внимание , а произвольное внимание обладает всеми этими качествами.

Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию и формируется по мере становления всех психических функций. Это социально опосредованный вид внимания .

Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств :

концентрации; устойчивости; распределения и переключения.

Концентрация определяется тем, насколько человек углублён в работу.

Устойчивость. Её показателем выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него.

Переключение проявляется при переходе от одного объекта или деятельности к другому.

Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий (например : рассказывает стих, перемещаясь по комнате) .

Внимание является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение.

Противоположностью внимания является рассеянность. Это состояние, когда человек ни на чём основательно и долго удерживать внимание не может , всё время отвлекается посторонним, причём ничто не привлекает к себе надолго его внимания , а сейчас же уступает своё место чему-либо другому.

Развитие внимания у дошкольников .

Развитие внимание у дошкольников связано с тем , что с каждым последующим годом изменяется организация жизни детей .

Они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) .

Ребёнок направляет свои действия под влиянием взрослого (воспитателя, родителя, педагога, который всё чаще говорит дошкольнику : «Будь внимателен » , «Слушай внимательно » , «Смотри внимательно » .

Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием .

Связано с усвоением средств управления им.

Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребёнка, которая приобретает планирующую функцию (например : «Я хочу посмотреть сначала обезьян, а потом крокодилов» , - говорит ребёнок по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть» , а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты).

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи , но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием её цели.

Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия (например : ребёнку хочется присоединиться к игре других детей , но нельзя. Он сегодня дежурный. Сначала надо помочь взрослому накрыть на стол. Ребёнок сосредотачивается на выполнении этой задачи.

Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы. И волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется .

Важным значением для развития внимания дошкольников имеет режим дня . Он создаёт опорные точки в жизни детей , служит внешним средством её организации; облегчает переключение, распределение и концентрацию внимания .

Главную роль в помощи развития внимания у детей играет , конечно, взрослый (родитель, воспитатель и т. д.)

На всём протяжении дошкольного детства детей притягивает эмоционально насыщенный материал.

Взрослый, помня об этом, должен создать зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая внимание детей .

При изучении нового материала большое значение имеют способы его подачи . Это всегда нужно учитывать!

Внимание детей привлекает рассказ педагога, воспитателя, родителя, который отличается живостью, динамичностью.

Также для детей очень важно понимать то, о чём им говорят, что это обозначает.

Большое значение для привлечения и удержания внимания имеет активность детей . Надо стараться сделать так, чтобы они были не пассивными слушателями и зрителями, а ещё и действовали сами, т. е. задавали вопросы, интересовались, делали собственные умозаключения и т. д.

Огромную роль в развитии внимания детей- дошкольников выполняет игра , как основной вид деятельности в этом возрасте .

В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания , но и его устойчивость.

Игры и упражнения, включающие в себя умственную и двигательную активность, требуют от ребёнка переключения, распределения и сосредоточенности внимания .

Ну и конечно взрослые должны помнить, что важным условием внимания является : общий культурный уровень детей ; расширение их познавательных интересов; увеличение круга представлений; обогащение знаниями, умениями и навыками; общая осведомлённость и широта кругозора.

В. А. Сухомлинский писал : «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо» . Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать её можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка : если ты держишь его как птичку, то оно плохой твой помощник».

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующее заключение : конечно развитие внимания у детей- дошкольников во многом зависит от нас - взрослых, непосредственно от нашего участия в этом процессе. Так как он требует большого терпения, квалифицированного и грамотного подхода, а главное – любви к детям, ведь это - кропотливое и продолжительное занятие, если есть желание помочь.

Советы родителям и воспитателям, которые помогут в развитии внимания у детей – дошкольников .

1. В каждое занятие включайте игры и упражнения на развитие внимания , широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

2. Включайте в занятия с ребёнком задания, требующие довольно длительного сосредоточения : нарисовать город, построить сложный мост, послушать и пересказать сказку и т. д.

3. Предлагайте ребёнку следующее упражнение : в газете, старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а» , стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а» , обвести в кружок все буквы «б» , подчеркнуть все буквы «д» ).

4. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.

5. Регулярно включайте ребёнка в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий : можно выполнять постройки из конструктора, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

6. Тренируйте ребёнка в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

7. Предлагайте детям : повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами, неоконченные фразы, которые надо закончить, вопросы, на которые нужно ответить, поощряя ребёнка, когда тот верно справляется с заданием.

8. Учите анализировать и сравнивать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

9. Учите переключать внимание с помощью двигательных упражнений по команде или сигналу взрослого : прыгать, останавливаться, шагать и т. д.

10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для ребёнка, что само по себе будет способствовать организации его внимания .