Отношение современной молодежи к своему образу жизни. Отношение современной молодежи к религии

Кого можно отнести к категории «современная молодёжь»? Обычно, под это определение автоматически попадают все люди с 14 по 22 года, но по моему это деление очень условно, учитывая, что в разные периоды нашей жизни, жизненные ценности зачастую детально меняются в приоритетах. А потому, желая как можно детальнее рассмотреть этот вопрос, я предлагаю разбить понятие «молодёжи» на три основные группы: детский (с момента рождения и до 14 лет), подростковый (с 14 и до 18 лет) и юношеский возраст.

Почему именно так? Я не социолог и не психолог, мне далеко до уровня наших министерств, которые с высоты своего полёта охватывают взором всё и вся, но именно поэтому я могу рассмотреть проблемы всех возрастов изнутри, взглянув на мир молодёжи их собственными глазами. Отчасти опираясь на собственный жизненный опыт, а отчасти просто наблюдая за тем, что происходит вокруг нас.

Развитие детей молодежи

Наверное, самый простой, и в то же время самый запущенный этап становления личности человека, это детство.

Воспитание молодёжи начинается не со школьной скамьи, и даже не с детского сада, как считают многие родители. Ребёнок по структуре восприятия окружающего мира сильно напоминает губку, которая впитывает всю ту информацию, что получает из внешнего мира.

А что видят наши дети обычно? и выпивающих родителей, обычно в двух плоскостях: на работе (оффлайн), после работы (занят). А ведь это мы говорим об условно благополучных семьях.

Теперь давайте вместе на минутку представим, что именно может почерпнуть ребёнок из такого воспитания? Прежде всего, уроки классические самостоятельности: курить и , значит быть взрослым, зарабатывать деньги день изо дня ходя на работу, и не используя ни знаний, ни творчества – значит быть серьёзным и самостоятельным. А родители, зачастую, даже не замечают этого, считая, что такова жизнь. Молодёжи не нужны наставления, а совет, хороший он или плохой, может быть использован лишь с одной целью: передачи его как на эстафете.

Или же, тоже довольно часто встречается ситуация, в которой родителями являются серьёзные, здоровые и сильные люди, но у которых просто нет времени на воспитание детей. В этом случае дети получают всю интересную им информацию на улице, от ровесников и в интернете, которые играют роль испорченного телефона. Если чистой, белой губкой протереть пятно смолы, какой цвет она приобретёт после этого? Так стоит ли удивляться, что с возрастом большинство детей начинают вести себя, по меньшей мере, вызывающе? Причём наше государство в лице школ и детских садов и не стремится изменить эту ситуацию, подавая детям правильные примеры поведения, но это, совсем другой разговор…

Проблемы подростковой молодежи

Наиболее тяжёлый период формирования жизненной оценки у современной молодёжи. Подростковый этап, это своеобразный кордон, перевалочный пункт между детством и взрослой жизнью, когда ребёнок начинает ощущать свою самостоятельность, пусть даже иллюзорную, и держится за неё как утопающий за соломинку, даже когда в этом нет необходимости. Именно в этом возрасте 80% будущих наркоманов и бомжей учатся «бухать», и принимать наркотики. Причём дело тут даже не в том, что «они считают это крутым и популярным» (по официальной версии СМИ).

Тяга к саморазрушению берёт свои корни именно в детском, подсознательном отпечатке впечатлений и эмоций, которые подросток столь долго накапливал и держал в себе.

И удивляться столь мрачной оценке не стоит: включите телевизор на новых русских фильмах или сериалах и сравните их с зарубежными аналогами. Можно хоть до посинения кричать о том, какие американцы тупые, ведь их система образования требует идеально точного знания дат и событий; европейцы глупые, потому что соблюдают законы и чтят традиции, а мы хорошие, ибо в наших жилах кровь славянских (горцев, казаков и так далее) предков, и при этом продолжать гробить , унижая достоинство. Вокруг чего вращается жизнь молодёжи? И те редкие капли спортивной и патриотической гордости, которая ещё остались в нас, не могут разбавить смол падения личности.

Мало кто замечает, но творчество молодёжи именно в подростковом возрасте сочетает в себе очень резкие грани противоречий: он может писать стихи, но стихи эти не будут иметь смысла не для кого, кроме него, ведь они напоены его переживаниями, а не сухим межстрочным смыслом профессиональной поэзии. Подростковый возраст напоминает взрыв небольшой атомной бомбы, где поле взрыва – личность, а бомба это накопленный опыт. И только два подростка могут понять друг друга просто потому, что те, кто взрослее, даже не попытаются снизойти до этого с вершины Олимпа своего Эго. Так от кого же им ждать помощи и поддержки?

Воспитание юношей и девушек

И вот, наконец, мы пришли к конечному этапу формирования современной молодёжи: юношеству. Возраст, в котором чётко проводится одна из трёх граней: падшие люди (бандиты и наркоманы), «нормальные» (работа-дом-работа) люди и элита (физическая, интеллектуальная, моральная), в процентном соотношении 25/50/25. Причём подросток из неблагополучной семьи, вполне может попасть в «элитную» категорию, а отличник и пай-мальчик стать бандитом-рецидивистом. Никаких чётких условий тут нет, но будем откровенны, происходит это крайне редко. Чем же вызвано такое резкое деление? В первую очередь, современная молодёжь, как и их ровесники сто, двести, триста лет назад, имеют тенденцию искать себе ровню по уровню интеллекта, интересов и прочего. В результате этого происходит естественное выравнивание социальных слоёв, в которых со временем уже мало что меняется.

Правильный путь в жизни молодежи

И вот я, описавший перспективу развития молодёжи с пелёнок и до полного становления личности в столь мрачных красках, говорю: выход есть, и он далеко не нов. Для того, чтоб современная молодёжь стала достойной сменой уходящему поколению, достаточно всего лишь дать небольшой толчок тем, кто понимает и осознаёт все фатальные последствия подобной деградации. Таким толчком могут быть различные блоги и сайты, . Им могут быть своевременное вмешательство родителей, которые своевременно посоветуют им записаться в спортивную секцию, бассейн или . Ведь спорт, это панацея не только тела, но и духа. Тяжёлые физические тренировки воспитывают в молодёжи дисциплину, честь и достоинство, силу и ответственность. Идеальным были бы своеобразные спортивные и интеллектуальные марафоны, которые может устроить каждый, кто хоть в чём-то добился успеха. Вы думаете это сложно? Достаточно прийти в любую школу и попросить у директора один-два часа на проведение семинара и их вам с радостью выделят, потому, что никто не станет помогать нашим детям, если мы сами не поможем им.

Вам в заключение

Конечно, всё вышесказанное это моё личное мнение и мои личные переживания, но я надеюсь, что оные найдут отклики во мнениях многих. Взять, к примеру, украинского парня Дениса Минина, который уже не первый год тратит всё свободное время на развитие уличного спорта в Украине и во всём мире в целом. Задумайтесь над его примером. И вместе, однажды, мы сможем сделать для молодёжи хоть что-нибудь, пусть нам кажется, что малое, но несоизмеримо большое в сравнении с тем упадком, которому имеет место быть в наш технологичный и бессердечный век!

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Глава I . Семья как социальный феномен

1.1 Понятие, функции и типы семьи

1.2 Семья как институт социализации личности

1.3 Проблемы современной российской семьи

Глава II

2.1 Ценность семьи на разных исторических этапах

2.2 Семья как ценность у современной молодежи

2.3 Методы выявления отношения современной молодежи к семье как к ценности

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема изучения отношения современной молодежи к семье как к ценности в связи с острым ухудшением демографической ситуации в стране представляется весьма актуальной, учитывая роль молодежи в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демографической структуры общества. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом в стране. Хотелось бы особенно отметить, что за последние десятилетия среди молодежи отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям. В последние годы фактические браки становятся среди молодежи своего рода новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному союзу. Объясняется это тем, что уже несколько десятилетий наблюдается ранее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в трансляции соответствующих ориентаций в СМИ; в большинстве семей налицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи. Подтверждается уже на протяжении многих лет гендерных исследований четкая закономерность раннего и более активного вступления женщин в брачные отношения.

На уменьшение числа заключаемых браков и, как следствие, снижение рождаемости оказывают непосредственное влияние такие факторы, как трудности с обеспечением жильем, работой, а также социальные потрясения и др. По данным социологических исследований видно, что физиологическое и психологическое здоровье семьи зависит от наличия собственного жилья. Это подтверждается и тем, что большинство юношей и девушек считают, что молодая семья должна жить порознь с родителями.

Вышесказанное свидетельствует о признаках семейной дезорганизации среди современной молодежи. А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности.

Констатируя, что на сегодняшний день молодые, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. Для решения всех этих проблем молодежи в деятельности социального педагога важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи - значить получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

Цель данной работы - выявить особенности отношения современной молодежи к семье как к ценности.

Задачи исследования:

· определить понятие семьи, типы семьи, ее основные функции;

· раскрыть сущность социализации личности в семье;

· выявить основные проблемы современной российской семьи;

· установить ценность семьи на разных исторических этапах;

· рассмотреть семью как ценность у современной российской молодежи;

· разработать эмпирическое исследование особенностей отношения молодежи к семье как к ценности.

Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера современной молодежи (студентов).

Предметом - отношение современной молодежи (студентов) к семье как к ценности.

Анализ литературы по проблеме исследования и собственно наблюдение позволили нам сформулировать следующую рабочую гипотезу: особенностями отношения современной молодежи к семье как к ценности являются:

· семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью;

· прослеживается тенденция к проживанию в гражданском браке с последующей регистрацией отношений в связи с рождением ребенка;

· наблюдается переход от семьи патриархального типа к семье индивидуалистического типа.

Глава I Семья как социальный феномен

1. 1 Понятие семьи, ее основные функции

В науке нет единства в определении семьи. Особенно несговорчивы в этом вопросе представители разных наук, изучающих человека и человеческое сообщество: педагоги, философы, социологи, медики, психологи, историки и т.д.

По определению Н.Я. Соловьева, семья - это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». А.Г. Харчев дает ей такое определение: семья - малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

По определению А.В. Мудрика семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой вязаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. .

Наиболее крупный вклад в исследование семьи внесли: А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С.Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Л.А. Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А. Герасимова (демографическая типология семей), В.Л. Ружже (типология семейных групп), Г.А. Вишневский (исторические типы рождаемости), Т.Ж. Гурко (молодая семья), В.Б. Голофаст (функции семьи). [ 31, 160].

Семья - это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

· вступление в брак;

· рождение первого ребенка;

· окончание деторождения (последний ребенок);

· «пустое гнездо» - выпадение из семьи последнего ребенка;

· прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.

Семья - это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.

Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.

Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи. Рассматривая типы семей, можно обратиться к самой распространенной современной семье - семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности.

Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой, так как не могут решить проблему жилья.

Наиболее распространенной в современных условиях является нукленарная семья , состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные учреждения. Они, заменив семью стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве.

Молодая семья - это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, а преобладающий возраст супругов 21-24 года.

Неполная семья - это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья - результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Такие семьи нуждаются в государственной поддержке.

Внебрачная семья , возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества.

Семья в повторном браке - это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Подобные браки в XIX веке были редки, но в XX веке они стали распространены, особенно после Отечественной войны.

У разных народов различные типы семей. П.Сорокин рассматривает три типа семей:

1. Семья патриархально-общинная , где ребенок подготавливается к самостоятельной жизни под авторитетом главы семьи. С первых дней жизни дети приучены к подчинению и зависимости от общины, от рода, а в будущем они будут полагаться не на себя, а на семью, на род, на общину. В общественной жизни консерватизм, личность проникнута стадностью, вялостью, безразличием. Свободы личности нет, а власть носит деспотический характер. В столкновении с обществом, имеющим индивидуалистический тип семьи, они обычно побеждены.

2. Семья неустойчивая приучает молодое поколение полагаться не на семью, а на государство. Цель - готовить государственных служащих, послушных чиновников. Ребенка учат не тому, что ему потребуется в жизни, а тому, что нужно государству. Для всех одна программа, которую они забывают после экзамена. Из семьи выходят бюрократы для государства с огромным чиновничьим аппаратом. «Социальный уклад и общественный строй с таким типом семьи неустойчивы. Они подвержены политическим страстям». В таком обществе нередки перевороты.

3. Семья индивидуалистического типа приучает молодого человека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю. Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано приучают детей к самостоятельности, с детьми обращаются, как со взрослыми, их готовят к взрослой жизни, даются знания, необходимые в жизни. Кроме государственных программ образования существуют частные школы, частные воспитательные, просветительные и научные учреждения. Народ, дающий такое образование, непобедим. В обществе, где такая семья, у личности широкие права.

Таким образом, каким бы ни был семейный союз, но он создавался и создается для решения входящими туда людьми определенных задач, удовлетворения их стремлений и мечтаний. В данном случае мы можем говорить о функциях семьи, о сферах жизнедеятельности семьи, непосредственно связанных с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Так, воспитательная функция , по мнению Е.И. Рогова, состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. У каждого, кто собрался создать семью, уже есть планы, определяющие, сколько будет детей, мальчик это будет или девочка. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения

Хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. Объединив свои усилия, супругам легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйствование. В этом смысле семья также обеспечивает восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Партнеры вместе переживают радости и горести, переносят боль, восторгаются успехами детей. Невозможно себе представить семью, где плохое или хорошее настроение одного из супругов не передавалось бы остальным членам семьи. Здесь в полной мере действуют психологические законы заражения. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного общения проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества. Как правило, члены семьи имеют одни и те же духовные пристрастия, они читают и обсуждают одни и те же книги и журналы, они смотрят одни и те же фильмы и спектакли, им нравится проводить время в одних и тех же местах.

Семья также выполняет функцию первичного социального контроля , требуя от членов выполнения социальных норм. Это в особенности касается подрастающего поколения, которое не всегда ведет себя в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция реализуется в удовлетворении интимных потребностей членов семьи. Семья в этом смысле обеспечивает стабильные и надежные сексуальные связи. Благодаря этой функции семья обеспечивает биологическое воспроизводство общества. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода развивается у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. У них пробуждается родительская любовь и богатая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей. Главные из них: у женщины - материнство, у мужчины отцовство.

В каждой семье соотношение указанных функций и их значение может быть различным. Кроме того, в зависимости от социальных условий со временем в содержании и значимости различных функций семьи также могут происходить изменения. Так, если раньше ведущей функцией семьи была хозяйственная, то в современном обществе значительно возросло значение таких функций семьи, как эмоциональная и духовного общения. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях в большей степени, чем на хозяйственно-материальных.

Все эти функции меняются на различных стадиях развития семьи. Так развитие семьи проходит несколько стадий.

Первая стадия - первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия - рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия - семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей. На этой стадии семья или расширяется или разрушается.

Четвертая стадия - когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия - это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях, предоставить кров престарелым и т.д. Забота о престарелых или больных родителях - главная задача этой стадии семьи.

Шестая стадия - заключительный период семейного цикла. С появлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Но все же главной функцией на всех стадиях развития семьи остается первичная социализация ребенка. Понимание того факта, что семья играет важнейшую роль в формировании личности, социализации детей, можно найти уже в древнейших произведениях человечества.

Так, в Библии, священной книге христиан, говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою…чтобы продлились дни твои,…чтобы хорошо тебе было» и «…Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» .

В Новом завете сказано следующее: «Дети, повинуйтесь своим родителям. …Почитайте отца своего и мать, …И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их…» .

«…А родителям, - указано в Коране (священной книге мусульман), - делание добра и близким, и сиротам, и беднякам…» (имеется в виду - детям в первую очередь). Так, в поучениях Библии и Корана отражены социальный срой, быт и нравы того мира, но патриархальная семья признается в них основой существования людей и воспитания детей.

В одном из важнейших произведений древнерусской литературы «Домострое» также уделяется много внимания семье и ее роли в формировании личности ребенка, необходимости проявления заботы со стороны родителей к детям, воспитанию у детей уважения к старшим. «А пошлет бог кому своих детей - сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; …» .

О важности родительского влияния на детей в семье много говорится и в педагогических сочинениях XVIII в. в России (Н.И. Новиков, Н.Н. Поновский, А.А. Прокопович-Антонский и др.).

«…Воспитание детей весьма важно … для … отца и для … матери…пренебреженные в воспитании дети накажут их за беспечность и, будут рушителями их покоя и удовольствия», - пишет Н.И.Новиков.

«По справедливости благоразумные люди равную или еще большую часть и почтение приписывают учащим…», - указывал Н.Н. Поновский, заведомо отдавая родителям как минимум половину всего воздействия на формирование личности ребенка.

«Нет сомнения, - указывает А.А. Прокопович-Антонский, - что первыми воспитателями детей должны быть их родители. Дать жизнь - есть долг человека, общий ему со всеми живущими тварями; но даровать обществу полезных членов, а человеку - достойных человека - есть обязанность… Законы природы, любовь к детям, тою же природою поселенная в сердце родителей, требует, чтобы первая кормилица их была мать и первый наставник их был отец» .

Таким образом, в жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослым, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье гигиена, особенности жизни и увлечения семьи - все зависит от ее уклада.

1. 2 Семья как институт социализации личности

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности.

В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.д. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

С появлением в научном обиходе понятия «социализация» произошла ее переориентация в новое русло, и к середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Основываясь на субъкт-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации заключается в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Э. Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфичных для того или иного общества, социального слоя, возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных сказок и скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях и т.п.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда «механизмов».

Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Юрий Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптаций, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека.

Импритинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импритинг происходит преимущественно в младенческом возрасте.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Экзистенциональный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные семье, обществу сверстников, значимым лицам. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник и т.д.

Важнейшей составляющей социализации личности является его воспитание в семье. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

Семейное воспитание - это более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемыми старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:

· факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

· структура семьи (нукленарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

· материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

· личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

· психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

· помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Семья также имеет ряд социализирующих функций.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью или фимининностью.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет значение в овладении человеком социальными нормами.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного, старших братьев и сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек), такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения и т.д.

С другой стороны, личностные ресурсы влияют на цели и стиль семейного воспитания. Цели воспитания в семье могут быть различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей; подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пересекать их инициативу, жестоко добиваться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний. В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к открытым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших, формируя у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой стороны - может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и строго проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократические стили воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому стилю. Но нередко встречаются и ошибки в семейном воспитании. Так, А.Е.Личко выделил несколько типов неправильного воспитания.

Гипопротекция - недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка.

Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга.

Потворствующая гиперпротекция - недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков.

Воспитание «в культе болезни» - болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи.

Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся

Условия жестких взаимоотношений - срывание зла на детях и душевная жестокость.

Условия повышенной эмоциональной ответственности - на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания.

Противоречивое воспитание - несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи.

Также социализацию личности в семье рассматривают в зависимости от количества детей в семье. Так, воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы.

С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждам других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требования к себе.

Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, взрослые часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях может возникнуть тревожность, чувство ущербности и неуверенности в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это затрудняет процесс социализации. Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. Дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, чем дети из семей других типов.

Однодетная семья - это не только демографическая, социальная и нравственная проблема, но и педагогическая. Единственный ребенок в семье - это объективно более трудный субъект воспитания. Обычно он позже взрослеет, а в отдельных отношениях, напротив, приобретает внешние признаки взрослости слишком рано (интеллектуализм, излишний рационализм), поскольку большее количество времени проводит среди взрослых, бывает свидетелем их разговоров.

Нравственно-эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью. Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений. Исследования показывают, что наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких личностных качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из такой семьи лучше подготовлены к роли будущего семьянина, проявляют большую заботу о родителях, содержание их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из других семей. Также, такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно связаны с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных же семьях у детей формируются, как правило, противоположные качества - безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность. Таким образом, состояние супружеских отношений - один из главных критериев успеха или неуспеха семейного воспитания и социализации личности.

Подводя итог, можно сказать что личность ребенка и формируется, и воспитывается под воздействием прежде всего родителей. Педагогическая мудрость, мастерство заключаются в том, что воздействие, хотя и целенаправленное, осуществляется в процессе диалога, под влиянием живого слова, примера, организуемой, значимой для ребенка, отвечающей его потребностям деятельности, самовоспитания. Таким образом, процесс формирования основ личности, становления ее просоциальной направленности, отношений и нравственных качеств базируется прежде всего на семейном воспитании.

1. 3 Основные проблемы современной российской семьи

Проблемы семьи представляют интерес как для специалистов различных профилей, так и не для специалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социально-педагогическую работу для устранения основных проблем.

Так, по данным исследований, главной социальной проблемой семьи является то, что в настоящее время в области социального неблагополучия находится 50% людей. Причем, из них 20% - люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, а 7% - просто неимущие, для которых проблемой является даже поддержание физиологических стандартов питания, 10% - это социальное дно, люди, отторгнутые обществом и вычеркнутые из жизни.

Известны целые социальные группы, находящиеся в области повышенного риска: это инженерно-технические работники, бывшие военнослужащие, мигранты, беженцы, выпускники сиротских учреждений, одинокие матери. Когда семья попадает в такие условия и распадается, то, как правило, из нее уходят дети.

Очевидными проявлениям данной проблемы является:

· усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;

· развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

· расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;

· рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;

· приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;

· распространение подростковой и юношеской проституции;

· рост подросткового и юношеского суицида;

В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную? О кризисном состоянии семьи свидетельствует и падение рождаемости, что приводит к изменению смысла семейной жизни, ее ориентаций на воспитание детей.

Тревожит также педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей, их постоянные конфликты оказываются главенствующими факторами влияния на ребенка.

Так, многие конфликты возникают из-за неудовлетворенности определенных потребностей одного или обоих супругов. Известный психолог В.А. Сысенко выделяет следующие основные причины конфликтов:

1. Конфликты на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», унижения достоинства со стороны партнера.

2. Конфликты на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

3. Конфликты, имеющие своим источником потребности супругов в положительных эмоциях; отсутствия нежности, заботы, внимания и понимания.

4. Конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, что приводит к неэкономным и неэффективным тратам семейных средств.

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Различные подходы к семейному бюджету и вкладу каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

6. Конфликты на основе потребности во взаимопомощи, кооперации и сотрудничестве.

7. Конфликты, связанные с разделением труда в семье и ведением домашнего хозяйства

8. Конфликты, связанные с разными подходами к воспитанию детей.

Кризис в семье имеет ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье.

К следующей социальной проблеме семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет, а средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. Так, в настоящее время по официальным данным более 20% семей - неполные, а в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, эта цифра превысила 30%. Закрепляется тенденция роста числа внебрачных рождений детей, при этом каждый десятый ребенок рождается у матерей моложе 20 лет.

Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье как новорожденных, так и их матерей. В последние годы каждый десятый новорожденный рождается у матери в возрасте 20 лет: ежегодно около 1,5 тыс. детей рождаются у матерей в возрасте 15 лет, 9 тыс. -- у матерей в возрасте 16 лет и 30 тыс. -- у матерей в возрасте 17 лет. У юных беременных чаще развиваются осложнения беременности, наступают преждевременные роды, поэтому смертность женщин моложе 20 лет составляет около 10%.

Велика угроза семье остаться без отца из-за высокого уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте по неестественным причинам, превышающей в 4 раза мерность среди женщин. В последние пять лет резко возросло количество семей, получающих пособие по потере кормильца. Потенциальные последствия этого явления негативны и многообразны, включая раннее сиротство детей и воспитание внуков без дедушек и бабушек.

Последние данные переписи населения свидетельствуют о том, что российская семья в среднем насчитывает 3-2 человека. в структуре семьи преобладают однодетные семьи - 56%, двудетные - 35%, многодетные семьи - 8% сохранились за счет традиционного менталитета высокой рождаемости в южных республиках. Все это свидетельствует о следующей тенденции развития современной семьи:

· сокращение общего количества семей;

· уменьшение числа детей в семье;

· ориентация репродуктивного поведения семьи на одного ребенка;

· сокращение многодетных семей;

· рост неполных и кризисных семей, наиболее социально уязвимых;

· рост асоциальных семей, неспособных воспитывать детей.

Каковы же причины данного кризиса семьи. Так, ученый, врач и педагог Владимир Базарный считает, что кризис современной семьи заключается не из-за материальных трудностей, а из-за духовного раскола: «Спросите благополучных, здоровых, добропорядочных, живущих в стабильной Германии молодых людей лет 30-35: почему они не заводят детей? Вряд ли вы услышите в ответ что-то вразумительное: нельзя же всерьез воспринимать рассуждения о карьере, об удовольствиях свободной жизни, о том, что надо посмотреть мир, накопить денег… А в это же самое время в лагере чеченских беженцев справляют свадьбу. У молодых нет жилья - только закуток в палатке, смутное представление о том, где и когда они смогут стабильно работать, но в том, что дети у них появятся в положенное природой время, можно не сомневаться. Все дело в том, что всегда беда, лишения только сплачивали и закаляли семейные коллективы. А сегодня стонут и плачут от брачных мук и бедные, и богатые. У нас насилие, сотни тысяч социальных сирот, беспризорников, пьянство, наркомания. А мы при объяснении этой семейной беды все перебираем и перебираем факторы материальной жизни. А фактор жизни духовной не учитываем. Тем временем духовная пропасть от поколения к поколению растет все больше».

Таким образом, наиболее острые проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда сегодня существуют 35% бедняков, в том числе 10% просто нищих; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Глава II . Семья как ценность в современном мире

2.1 Ценность семьи на разных исторических этапах

Каждая культура на различных исторических этапах порождает определенную нормативную модель семьи. На каждом историческом этапе семья имеет различную ценность.

Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившимся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии -- патриархальная семья -- управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, т. к. это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так, Клеопатра (69--30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, -- супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Первые законы Римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей -- управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) матроны -- респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называла на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 2) гетеры -- образованные и одаренные женщины; 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) жрицы -- служительницы различных культов, «мистические» женщины.

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был здоровый, крепкий мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

Европейский брак в средневековье. На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой -- мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

Семья в библейские времена . Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.

Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» -- кровной мести.

«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар -- отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.

И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами. «Безусловно, -- пишет Дж. Ларю, -- многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств -- гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина».

Подобные документы

    Типы и функции семьи, ее значение как института социализации личности. Проблемы современной российской семьи. Духовные ценности повседневной культуры. Анализ современного состояния нравственных ценностей, способствующих духовному развитию личности.

    дипломная работа , добавлен 09.04.2014

    Понятие о традиционной семье. Традиционные ценности в семье. Чем замещаются традиционные ценности в современной семье. Теория и методология исследования традиционных ценностей. Основные проблемы современной семьи. Что ждет в будущем традиционные семьи.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2017

    Трансформация семьи как социокультурной ценности в современной России. Политика государства по укреплению ценности семьи. Семья и брак в калмыцких традициях. Изменение ценностного отношения к семье при сохранении устойчивости ее социальной значимости.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2014

    Семья как социальный институт. Функции семьи. Положение современной семьи в Украине. Современная помощь семье. Социализация личности в семье. Брак-исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Типы семей. Неполная семья.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2008

    Подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций современной российской молодежи по отношению к семье. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2013

    Выявление отношения молодежи к семейным традициям. Изучение деятельности городских организаций по работе с семьёй. Отношение религиозных конфессий к браку. Роль мероприятий по пропаганде семейных ценностей в формировании отношения молодежи к семье.

    презентация , добавлен 22.12.2016

    Характеристика основных проблем, связанных с созданием семьи у студенческой молодежи. Исследование мотивов вступления в брак современных молодых людей. Обзор факторов, влияющих на прочность браков до и после рождения ребенка. Основные функции семьи.

    доклад , добавлен 20.10.2014

    Основные функции семьи как фундамента российского общества. Характеристика репродуктивной, воспитательной и восстановительной функций. Межличностные отношения супругов в семье. Социальные функции семьи. Особенности и тенденции развития современной семьи.

    реферат , добавлен 31.07.2014

    Семья как институт социализации. Параметры поведения родителей по отношению к ребёнку: контроль, требование зрелости, общение и доброжелательность. Функции современной семьи. Типы семейного взаимодействия. Особенности социализации ребенка в семье.

    реферат , добавлен 26.02.2015

    Сущность, структура и функции современной семьи. Проблемы современной семьи. Семейное право. Объём семейной дееспособности. Нравственная и социальная сила семьи. Взаимоотношения в семье. Уют и тепло домашнего очага.

Семья является приоритетной ценностью любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее. Изучение представлений современной молодежи о своей будущей семье наиболее актуально в связи с тем, что именно молодежь оказывается наиболее чувствительной и восприимчивой к происходящим социальным переменам государства.

Наши предположения о том, что в настоящее время низкая готовность молодых людей к вступлению в брак связана с распространением мнения о приоритете свободы от обязанностей, свободы отношений, материальных ценностей, подтвердились. Например, одним из крупнейших событий последнего времени в формировании семьи является рост числа нерегистрируемых браков, который сопровождается растущим одобрением такого способа совместного проживания. Проведённое исследование подтвердило эту тенденцию. Так, абсолютное большинство опрошенных студентов (64%) относятся к так называемым гражданским бракам положительно. О растущем одобрении гражданских браков свидетельствует также тот факт, что многие респонденты выказали готовность самим вступить в гражданский брак. Доля таких респондентов составила также две трети всех опрошенных. Одна треть респондентов считает для себя недопустимым состоять в гражданском браке. В результате исследования было выяснено, что 60% респондентов считает возможным для себя рождение ребенка в гражданском браке, 40% - считает не допустимым. Также одной из важных проблем в современных семьях является проблема лидерства. Мы предполагали, что решения теперь чаще принимаются на демократической основе, т.е. совместно. Но данная тенденция не прослеживается. Всего треть опрашиваемых сказали, что супруги должны действовать совместно, а две трети придерживаются точки зрения, что должен в семье быть лидер, причем из них примерно 6% считают, что это должна быть женщина и 94% сказали, что главой семьи должен быть мужчина. Отсюда мы можем сделать вывод, что и для современных семей характерна традиционная установка: мужчина - глава в семье. Существует стереотип, что при принятии решений в семье главную роль играет материальный фактор: тот, кто больше зарабатывает, имеет больше власти в семье. В итоге мы выяснили, что около половины (44%) опрошенных считают, что содержать семью обязан муж, 4% респондентов придерживаются мнения, что мужчина и женщина должны зарабатывать одинаково и большинство (52%) сказали, что для них не имеет значения, кто зарабатывает больше. Тем не менее, на вопрос «Для Вас имеет значение социальное положение вашей половины?» две трети респондентов ответили, что социальное положение второй половины для них имеет значение и только 24% ответили, что для них это не важно. В современных условиях механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений, стал фактор развода. Развод становится ординарным событием. На основании данных о разводах и их мотивах в определённом смысле можно судить о роли брака в совместной жизни людей, о прочности семьи в обществе. Как показывает статистика, именно молодые браки наименее стабильны. Социологические исследования показывают, что на первом месте среди причин разводов стоит психологическая и практическая неподготовленность супругов к семейной жизни. На втором месте - пьянство одного из супругов, чаще всего - мужа. Причем пьянство одного из супругов может быть и причиной, разрушающей семейные отношения, и следствием ненормальных отношений между супругами. На третьем месте - супружеская неверность.

Мы попытались выяснить, каково отношение юношей и девушек к супружеским изменам. На вопрос «Что бы Вы сказали о мужчине, который изменяет жене?» в целом 64% респондентов высказались, однако доля таких респондентов среди юношей оказалась в два раза меньше, чем девушек. То, что его не следует осуждать, сказали 24%. На вопрос «Что бы Вы сказали о женщине, которая изменяет мужу?» также 64% респондентов, из которых поровну девушек и юношей, ответили, что она заслуживает осуждения, но только 16% сказали, что ее не следует осуждать. Мы можем сделать вывод, что юноши в большей степени, чем девушки, склонны оправдывать супружескую измену мужа сложившимися обстоятельствами, и девушки тоже несколько более снисходительны к изменам жены, по отношению к изменам мужа, но все же, их позиция по данному вопросу не столь разительно отличается, как у юношей.

Таким образом, сегодня происходит процесс реформирования многих общественных институтов, одним из которых является семья. Особо уязвимой в новых условиях оказалась молодая семья.

Однако в целом, семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью. Сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодого российского населения не приветствуется. Главными ценностями семейной жизни большинство молодых россиян традиционно считает детей и эмоционально-духовную близость брачных партнеров.

Подавляющее большинство юношей и девушек считают, что партнер по браку должен иметь равный образовательный статус, и только незначительная часть девушек готовы к тому, что партнер по браку будет более образован, чем они сами. Но большая часть считает, что это не имеет значения, лишь бы был достойный и интересный человек. Примерно такие же представления существуют у молодежи относительно равенства партнеров в культурном уровне.

Таким образом, в отношении культурного и образовательного статуса брачных партнеров взгляды юношей и девушек сходны. Что касается распределения социальных ролей в семье, молодежь демонстрирует достаточно традиционные, стереотипные взгляды: мужчины видят себя, прежде всего, добытчиками, ответственными за материальное благополучие семьи, а девушки - хранительницами домашнего очага.

Относительно того, какие черты характера молодежь хотела бы видеть в партнере по браку, то можно сказать следующее: девушки в партнере ценят такие качества, как доброта, уважение, чувство юмора, целеустремленность, ответственность, уверенность, заботливость и т.д. Юноши значимыми чертами партнерши по браку считают доброту, понимание, скромность, заботливость, привлекательность, сексуальность.

Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака большая часть девушек и юношей видят в большей уверенности, стабильности, надежности, ответственности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей.

Среди доминирующих мотивов вступления в брак девушки указывают беременность, любовь, желание отделиться от родительской семьи и лишь затем - материальная выгода, боязнь одиночества, нежелание остаться «старой девой», стремление к взрослой жизни. Мотив молодежи вступления в брак в связи с беременностью у современной молодежи, возможно, связан с тем, что молодежь предпочитает свободные отношения и, как это не печально, к регистрации их подталкивает зачастую не любовь друг к другу, не желание быть вместе, а беременность.

Данные исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство юношей и девушек, 86%, в будущем видят себя родителями, только 4% не хотят иметь детей вообще и 10% на данный момент об этом не задумывались. Большинство из тех, кто хочет иметь детей, планируют иметь не менее двух детей. Около 36% девушек и 15% юношей планируют при создании семьи иметь трех детей.

Признаки благополучия в семейных отношениях девушки видят в общении, приносящем радость и духовное удовольствие; гармонии между мужчиной и женщиной (духовна и физическая); во взаимной любви и уважении; продуктивном и согласованном планировании жизни; преданности.

Большой интерес представляют мнения молодых россиян о родительской семье, ее главных ценностях и материальном достатке. Их совокупность позволяет с достаточной определенностью прогнозировать будущее семейно-брачное поведение молодежи. По данным исследований, 28% юношей и девушек считают родительскую семью образцом для себя. Вместе с тем значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские. Это неудивительно, поскольку современная молодежь живет в совершенно других условиях и значительная часть родительских ценностей перестает быть актуальной для нее. Характерно, что наиболее радикально настроены девушки, юноши имеют более традиционные взгляды на семью и ее ценность.

Миронова Анастасия Яновна

студент 3курса, кафедра социологии и социальной работы института изобразительных искусств и социально гуманитарных наук НИИрГТУ, г Иркутск

E - mail : mir _93@ bk . ru

Сидорова Наталья Васильевна

доцент кафедры социологии и социальной работы НИИрГТУ, г. Иркутск

К законным узам отношение у всех людей складывается по-разному. Содержательное наполнение термина «семья» для каждого из нас различно: для кого-то семья - это свадьба, кольца, а для кого-то - общий быт, дети. Но в современном мире все популярнее становится союз, не связанный штампом в паспорте и взаимными обязательствами, это так называемый «гражданский брак». Исторически понятие «гражданский брак» возникло как альтернатива браку церковному. Широко распространены похожие союзы были издавна, например, при дворах, графствах, поместьях. Причины ясны: сословное неравенство, родительские притязания часто не давали возможности соединиться любящим парам. В настоящее время то, что мы именуем «гражданским браком», на юридическом языке называется сожительством. Большая российская энциклопедия утверждает: «Гражданский брак, есть брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви». Таким образом, с точки зрения действующего законодательства «гражданский брак» - это как раз брак официальный, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), «надлежащим образом оформленный, и любая другая форма отношений брачной не является» .

Однако термин «гражданский брак» в обыденной жизни означает именно совместное проживание мужчины и женщины, не зарегистрированное ни органами государственной власти, ни церковью.

О гражданском браке давно и много пишут. С точки зрения теоретического знания, исследование семьи и брака было и остаётся важным, хотя порой и недооценивается. Вклад в понимание общих закономерностей исторического развития человечества вносит именно изучение института семьи и брака.

Проблема семьи и брака очень обширна и глубока. Это вопрос, затрагивающий все наше общество. Ведь семья - основной институт социализации человека, то есть, она является неотъемлемой ячейкой общества, без которой невозможен гармоничный процесс социализации .

Мы провели исследование, и целью стало выяснить, приемлем ли гражданский брак как тип семейных отношений, и какие проблемы возникают при сожительстве. Исследование проводилось в форме анкетирования.

Предполагалось, что термин «гражданский брак» молодежь расшифровывает, как семейные отношения, не признанные церковью и государством. Но по результатам исследования это не подтвердилось, так основная часть опрошенных живут вместе, но гражданским браком такие отношения не считают.

Из опрошенных мною людей, 93 % имеют серьезные отношения, из которых 50 % живут вместе, и ведут совместное хозяйство. Тогда как 23,3 % считают совместное проживание гражданским браком, а остальные 76,6 % не считают сожительство гражданским браком. И это верно, как уже упоминалось выше, гражданский брак - это брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа.

Социологи, изучающие такое явление, как гражданский брак, обнаруживают негативные проявления данных союзов. Здесь очень часто находят себя непродолжительность и нестабильность отношений, о чем и говорят результаты данного исследования. На вопрос о мотивах семейной жизни в гражданском браке, основная часть респондентов, а это 40 %, ответила, что главная причина - узнать своего партнера лучше, какой он в быту. Не нашли ответ на этот вопрос 30 % опрошенных, возможно, они еще не определились с будущим своих отношений. Создать семью собираются 23,3 %, и воспитать детей имеют желание всего 3,3 %.

На вопрос о том, что к гражданскому браку в большей степени склонны мужчины, 53 % опрошенных согласились, остальные 47 % не согласны с таким высказыванием. И, что самое интересное, из опрошенных мужчин, было 58,3 %, согласных с этим мнением. Это значит, что мужчины в меньшей степени желают связать себя законными узами.

Как уже говорилось ранее, гражданский брак для многих стал обычным явлением. В вопросе «Видите ли Вы преимущества официального брака перед гражданским», 50 % ответили, что они, безусловно, есть. Ведь в отличие от гражданского брака, только в официальных отношениях обе стороны могут чувствовать себя намного уверенней. Среди преимуществ официального брака респонденты отмечали такие, как уверенность в завтрашнем дне, стабильность. Не увидели плюсов 36,7 % опрошенных, а 13,3 % респондентов считают гражданский брак более приемлемым. Так же оказался немаловажным такой фактор, как воспитание детей. Никаких преимуществ не увидели 36,6 %, так как для них нет разницы, состоят ли они в официальных отношениях, или нет.

Наоборот, среди преимуществ гражданского брака 13 % ответили, что «желают узнать свою половинку лучше». И это верно, ведь основными причинами непродолжительных отношений являются именно такие причины, как «не сошлись в характерах», «не устраивает в быту». Действительно, нужно хотя бы немного времени на то, чтобы все обдумать, взвесить. 43 % респондентов указали, что никаких преимуществ не увидели. Так же, по мнению опрошенных, можно было понять, что они не хотят формальности, не хотят каких-либо обязанностей перед своими партнерами, желают быть независимыми.

На вопрос о том, сколько стоит жить в гражданском браке перед вступлением в официальный, 46,7 % считают, что для этого нужно 3-5 лет, и только за такой период они могут решиться на свадьбу. 43,3 % полагают, что достаточно 1-2 года. И всего лишь 10 % собираются жить в гражданском браке всю жизнь. Это скорее потому, что женщины боятся, после, например выгодного брака, остаться ни с чем. Почему же так ответили мужчины? Возможно, из-за того, что они просто не хотят себя в чем-либо ограничивать, обязывать. Ведь создание семьи - является довольно серьезным шагом в жизни каждого из нас.

Социальный статус незарегистрированных союзов неоднозначен. С одной стороны, они мало чем отличаются от зарегистрированных браков: та же общность крова, хозяйства, бюджета, досуга. С другой стороны гражданский брак - весьма недолговечная форма отношений, ведь по статистике, большинство пар распадаются после трех-пяти лет совместного проживания .

Гражданский брак может стать продолжением близких отношений. И, как показывает исследование, у женщины желание завести семью намного сильнее, чем у мужчины. Ведь именно природой заложено то, что девушка должна стать мамой, однако воспитать детей вне брака очень тяжело, к тому же, должна быть уверенность в том, что спутник жизни не бросит на произвол судьбы ни ее, ни ребенка.

Проанализировав все результаты опроса, можно сделать неоднозначный вывод: одна часть участников считает, что гражданский брак является этапом для создания семейных отношений. А другая - что для создания семейных отношений гражданский брак не нужен. Большинство респондентов считают на сегодняшний день сожительство приемлемым, так как он им необходим для того, чтобы узнать своего любимого человека, и подумать, стоит ли заканчивать такой союз бракосочетанием .

Известно, что во время вступления в брак, партнеры берут на себя какие-то обязательства относительно друг друга. Именно потому так мил людям, боящимся официальных отношений, непритязательный и спокойный «гражданский брак». Достоинства его именно в свободе, и даже легкости отношений. Такие союзы в целом не отягощены ни штампом в паспорте, ни наложенными годами стереотипами по поводу семейной жизни. Гражданский брак всегда максимально открыт экспериментам и творчеству .

К сожалению, количество незарегистрированных браков быстро растет, что отрицательно влияет не только на рождаемость в стране, но и на нравственное воспитание нашего общества. Со стороны законодательства такие отношения абсолютно никак не регулируются.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило предположение о том, что большая часть молодых людей полагают, что необходимо пожить в гражданском браке перед узакониванием отношений.

Проведенный социологический опрос еще раз показал, что современное общество изменило свое отношение к браку и семье. Среди респондентов значительное число положительно относятся к гражданскому браку. Но, не смотря на все видоизменения, институт семьи продолжает играть одну из самых значимых ролей в жизни молодежи.

Список литературы:

  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М., 1998, с. 112.
  2. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. - СПб., 2000, с. 67.
  3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. - 205 с.
  4. Босанац М. Внебрачная семья. - М.: «Прогресс», 1981, с. 77.
  5. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002 г, с. 124.