Ребенок три года резкие смены настроения. Постоянно плохое настроение у ребенка

Добрый день! Моей дочери 15 лет. Живем мы с ней вдвоем. Последнее время меня беспокоит её плаксивось и резкие перепады настроения. Она может плакать практически беспричинно (если не считать её полноту или то, что в классе у неё нет подруг и т.д.) и вскоре смеяться над этим. Она сама устала от этих перепадов, но сделать ничего не может. Контролировать себя у неё не получается. Я пытаюсь убедить её в том, что всё это подростковый возраст, что это всё временно и что это надо просто пережить. Права ли я? Может быть нужны более кардинальные меры, посещение психолога, например? Спасибо.

Елена, Ессентуки, Россия, 43 года

Ответ детского психолога:

Здравствуйте, Елена.

Перепады настроения, странное поведение - все это может быть и нормой для подросткового возраста, своеобразной реакцией на какую-либо кризисную ситуацию в жизни подростка, а, возможно, признаком возникшей проблемы, например, депрессии или состояния тревоги. Первое, что необходимо сделать - это начать говорить с ребенком. Только помните, что он уже не малыш, а взрослый человек, который имеет право на свое мнение и который пытается самостоятельно найти выход из своей проблемы. В беседе избегайте категоричных формулировок и не давите на ребенка. Возможно, что только постепенно он раскроет Вам свои тайны и проблемы. Если перепады настроения не слишком часты, нормализовать психо-эмоциональное состояние подростку помогут травяные успокаивающие чаи, хвойные ванны, а также прием препарата Тенотен детский - этот успокаивающее лекарственное средство, специально разработанное для снятия нервного напряжения и коррекции поведения детей, не вызывает дневной сонливости, привыкания. Если же резкие перепады настроения повторяются часто, стоит обратиться за помощью к психологу.

С уважением, Макаров Виктор Викторович.

Настроение ребенка этого возраста часто сродни катанию на качелях: он то поднимается на высоту неописуемой радости, то опускается до жгучей тоски или ярости.

Причины перепадов настроения

Причина резких перепадов настроения у ребенка заключается в том, что ваше дитя находится между двумя жизненными этапами: беспомощного младенчества и относительной самостоятельности следующего периода детства. У него развиваются навыки общения, двигательные навыки, растет ощущение своей индивидуальности отдельно от родителей и расширяется понимание окружающего мира. Но способности малыша еще очень ограничены, и именно этими ограничениями вызваны перепады настроения у ребенка.

Например, по той причине, что чувство времени у вашего ребенка все еще ограничено настоящим, когда вы говорите ему, что он не может получить что-то именно сейчас, вы как будто утверждаете, что он не получит этого никогда. Это может очень сильно расстроить его. (Представьте такую ситуацию: кто-то сказал вам, что вы больше никогда в жизни не получите ни одного кусочка шоколада... или никогда больше не увидите никакого фильма... или никогда больше не встретитесь с лучшим другом. Вы бы тоже крайне огорчились!)

У 2-летнего малыша еще не полностью сформировалось и понимание последовательности, поэтому, когда вы пристегиваете его ремнем безопасности в машине, собираясь отвезти его в парк, он может разозлиться на такое ограничение его движений, забывая, что это всего лишь очередной необходимый шаг на пути к приятному времяпрепровождению.

С чем связаны перепады настроения у ребенка?

В результате исследования, проведенного с участием 140 детей в возрасте от года до трех, были изучены огорчения у детей, связанные с подобного рода ограничениями. Детишкам, находившимся в игровой комнате с мамами, женщина показывала шоколадный батончик или подарок. Затем она говорила, что выйдет на несколько минут и даст это обещанное, когда вернется. Убирала этот предмет подальше, вне досягаемости детей, и выходила из комнаты на 6 минут.

Как и ожидалось, большинство малышей огорчалось, но проходило это огорчение у всех по-разному, в зависимости от возраста. Самые младшие быстро забывали о желаемом предмете. Самые старшие были способны использовать свои умственные и речевые способности, чтобы скрасить свое ожидание; некоторые из них говорили: «Ладно, когда она вернется, я получу этот подарок и разверну его».

Что же касается 2-летних ребятишек, память которых уже достаточно развита, чтобы не забыть о подарке или конфете, однако уровень развития рассудительности и речевых навыков еще недостаточен, чтобы понять, что в конце концов они получат свое угощение, то они долго не могли успокоиться.

Для начала, хорошо проветрите комнату – свежий воздух залог полноценного насыщения легких, а следовательно и мозга, кислородом. Перед выполнением асан, обязательно проведи разминку: легкое простукивание ладошкой или неплотно сжатым кулачком всего тела, усилит кровообращение и будет хорошей тренировкой капиллярам. После простукивания необходимо выполнить суставную разминку: проработай все суставы круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки, не забудьте о поворотах и наклонах головы и туловища.

  1. Поза горы
    Ноги вместе, макушка стремится вверх, плечи слегка отведены назад и расслаблены. Выполняем глубокий вдох, задерживаем дыхание на столько на сколько это комфортно, замираем, с выдохом максимально расслабляемся.
  2. Сдавливание ладоней
    Через стороны поднимаем ручки вверх, делаем глубокий вдох и вытягиваемся вверх, ладошки смыкаем на головой, с выдохом руки опускаем к груди. Ладони сомкнуты у груди. На вдохе плотно сдавливаем ладони, на выдохе расслабляемся. Повторяем упражнение 5-8 раз.
  3. Наклон вперед
    Ноги вместе, на вдохе руками тянемся вверх, с выдохом пускаем корпус вниз до уровня параллельно полу. В этом положении стараемся макушкой и кончиками пальцев тянуться вперед, а копчиком тянемся назад – вытягиваем позвоночник и равняем осанку.
  4. Обезьяна
    Ноги на ширине таза, корпус параллельно полу, руками тянемся вперед. Делаем вдох и с выдохом расслабляем позвоночник и немного приседаем, укладываем рёбра на верхнюю поверхность бедра, руки и голова свободно свисают к полу. Максимально расслабляются мышцы шеи и верхнего грудного отдела.
  5. Планка
    Ноги на ширине таза, колени согнуты, рёбрами касаемся верхней поверхности бёдер, руки ставим на пол параллельно друг другу так, чтобы они стояли под плечами. Со вдохом отступаем или отпрыгиваем назад в положение Планка . Следите за тем, чтобы таз ребенка не провисал.
  6. Собака мордой вверх
    Со вдохом стараемся вытолкнуть корпус вверх, таз провисает, ноги переставляем на подъёмы, макушка тянется вверх.
  7. Собака мордой вниз и Собака мордой вверх
    Из предыдущего положения поднимаем таз вверх, перекатываемся через пальцы и становимся на стопы так, чтоб пятки касались пола, (если пятки не достают до пола, можно выполнить мягкие переступания со стопы на стопу, поочерёдно растягивая икроножные мышцы). Грудная клетка стремится к полу.
  8. Кошка
    Из положения Собака мордой вниз опускаемся на колени, в одну из самых любимых детьми – Кошку
    Со вдохом Кошка выгибает спинку вверх, с выдохом прогибает спинку вниз. (фото 0051-0052).
    Со вдохом подтягиваем колено к носу – Кошка чешет носик, следите чтобы стопа не касалась пола.
    С выдохом отводим пятку назад, нога параллельно полу, пальцы натянуты на себя – Хвост трубой.
    Повторяем прогибы спинкой вверх и вниз. Выполняем ту же последовательность для другой ножки.
  9. Лодка
    Из положения Кошка , скрещиваем ноги за спиной и перекатываемся на ягодицы. На вдохе поднимаем ноги согнутые в коленях параллельно полу, корпус стараемся держать на 45 относительно пола, чтоб было интересней выполнять упражнение, можно имитировать руками греблю веслами.
  10. Рычащий Лев
    Из положения Лодка скрещиваем ножки перед собой и перекатываемся в позу Алмаза и выполняем позу Льва . Со вдохом открываем широко рот и, с горловым рыком, максимально вытаскиваем язык. При этом подбородок должен касаться шеи. Помимо того, что Рычащий Лев отлично прочищает голосовые связки и является замечательной профилактикой ангин, он так же здорово поднимает настроение и вселяет чувство уверенности в себе.

Проблемы с настроением бывают в любом возрасте.
Настроение взрослых нам легко понять. Его причины по большей части очевидны. Проблемы на работе, личные неурядицы, плохое самочувствие – со всем этим мы и сами сталкивались не раз и легко можем, что называется, войти в положение, сказать «да, представляю, каково тебе». К тому же человек и сам высказывает жалобы, просит обсудить причины или просто поговорить.
Дети навыками рефлексии не обладают, осознать собственные чувства и их причины не могут.
Они могут только хныкать, канючить, плакать, бросать игрушки, выплевывать еду, цепляться за маму, проситься на ручки. А потом – то же самое еще раз… Именно поэтому их плохое настроение никакого сочувствия не вызывает.

Мы склонны назвать его «просто капризы» и пресечь любым подходящим и доступным методом. В самом деле, что за нарушения настроения могут быть, когда вся жизнь состоит из кормлений, игр и прогулок? Разве есть причины для подавленности или раздражения у годовалого (двух-, трехлетнего) малыша? Есть. И, кстати, они почти такие же, как у взрослых.

В возрасте до года плохое настроение ребенка выявить труднее всего. Ведь выражается оно только одним способом – плачем. То есть точно так же, как выражается голод, боль, усталость, неудобства, связанные с мокрыми пеленками или колючей одеждой. Но – нет. На самом деле плач в случае плохого настроения будет отличаться от плача других видов.
Он тише, ниже по тональности, монотонный и заунывный. Если, при том что ребенок абсолютно здоров, вы слышите такой плач, не сомневайтесь: малыш не в духе. Кто посмел испортить настроение такому крохе?
Скорее всего, это были вы – хотя, конечно, сделали это не специально и даже не осознанно. Маленькие дети очень чувствительны к настроению мамы, перенимают абсолютно все ее печали и радости.
Существует мнение, что даже состав грудного молока меняется в зависимости от настроения, и поэтому малыш в буквальном смысле питается вашими эмоциями.

Стоит признать: у счастливой, довольной всем происходящим и собой мамы и дети бывают спокойными, уравновешенными и веселыми.
Если же мама слишком устает, чтобы радоваться, и постоянно испытывает напряженность, тревогу, то и от ребенка нельзя ждать особого веселья. Такие дети часто плачут без видимого повода, успокаиваясь лишь на руках. Это еще больше портит настроение маме, она еще больше передает негативных эмоций малышу − в общем, получается замкнутый круг.

Плаксивость, чувство потери, невозможность радоваться тому, что раньше приносило удовольствие, – такие симптомы наблюдаются у 80% женщин после родов (вероятность их увеличивается с возрастом и количеством родов) и, конечно, тоже накладывают отпечаток на общение с малышом и даже на его будущий характер. Дети, пережившие в младенчестве расстройство настроения своей мамы, и во взрослом возрасте бывают тревожными, склонными к пессимизму, тяжелее переносят жизненные трудности. Поэтому улучшать настроение нужно как можно раньше – и себе, и ребенку.

Во-первых, добавьте в вашу с ним жизнь позитива. Это не так трудно, если помнить, что жизнь состоит из мелочей. Ведь даже гуляя, вы можете ходить в те места, где вам нравится, общаться с теми мамами, которые веселы и заряжают вас оптимизмом.

Между прочим, это совсем не новый метод. Во многих культурах маленьким детям мама пела колыбельные, составленные ею за день (в культурах, сохранивших традиционный строй, так происходит и сейчас), обо всем, что случилось, о том, что беспокоит. Считалось, что дети таким образом чувствуют себя частью семьи и растут более спокойными.

От года до трех
Ребенок растет, и его знания о мире, его потребности, круг общения постоянно увеличиваются. С одной стороны, возможности его достаточно велики – он умеет сам ходить, говорить и чувствует себя вполне самостоятельным, с другой – все еще находится под постоянным контролем и часто не может свои желания осуществить. В общем, самая главная причина для плохого настроения – непонимание. Еще одна причина – потеря чего-то важного. Причем важное для ребенка – это совсем не то же самое, что для взрослого.

Двухлетний ребенок может вполне спокойно перенести развод родителей, уход из семьи отца, но при этом будет тяжело переживать потерю любимой игрушки. Смерть бабушки будет воспринята не так драматично, как, например, ежедневный уход мамы на работу. Такая особенность психики позволяет детям защититься от очень тяжелых переживаний, забыть травмы раннего детства.
Какое-то простое и приемлемое объяснение ситуации дает возможность ребенку откорректировать свое представление о мире. Если рядом остается человек, который заботится и любит, то все в порядке. А вот по поводу мелочей (того, что для нас является мелочью) ребенок может плакать долго и безутешно. Так долго, что сам изматывается и потом засыпает.

Доводить детей до такого состояния не стоит, но пугаться и ограждать тоже нет смысла. Плач – это их способ отреагировать эмоции, выплеснуть наружу весь негатив. Как правило, после такой бури слез проснувшийся ребенок чувствует себя гораздо лучше и в хорошем настроении готов играть (правда, к этому моменту измотанными бывают уже родители). К тому же именно в этом возрасте ребенок учится разным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Если поймет, что его плач действует на людей устрашающе, будет использовать это оружие уже сознательно.
Плохое настроение ребенка этого возраста выражается не только плачем. Он может лежать на кровати, не отвечая на предложения поиграть, может безучастно смотреть в окно, а если плохое настроение сочетается с агрессией – пинать и разбрасывать игрушки. В любом случае, надо помочь. Сам он со своим настроением справиться пока не может.

Проявите максимум участия, терпения и теплоты даже в том случае, если он, как говорится, сам виноват. При этом это совсем не должно означать, что вы обязаны идти на уступки – например, отказаться от похода в гости, раз уж ребенку без вас так плохо. Он ведь именно сейчас привыкает к тому, что в жизни не все и не всегда будет так, как он хочет. И к тому, что это совсем не повод впадать в уныние.
Вот и дайте ему такой урок. Не меняя своих планов и вообще не обсуждая больше причину его негативного состояния, обнимите и просто посидите рядом. И почаще играйте с детьми в шумные игры, тискайте их и тормошите. А поглаживание по спине – вообще один из лучших методов профилактики стрессов.

От трех до шести
В возрасте двух с половиной – трех лет у ребенка развивается самосознание. Он говорит о себе «Я», становится более стеснительным, стыдливым (осознает, что другие люди могут смотреть на него, обсуждать и так далее). Кроме того, у него все более выраженной становится потребность в общении со сверстниками, и в этой области тоже есть свои поводы для переживаний. В общем, чем старше ребенок, тем более вероятно, что причина плохого настроения находится вне семьи (хотя отношения с родителями все равно остаются самыми значимыми). В то же время в поведении может появиться скрытность: ребенок уже не склонен говорить родителям абсолютно все. Иногда он просто не знает, можно ли рассказывать то, что произошло.

Так, например, если ребенок подвергается нападкам со стороны взрослого – знакомого или чужого, он может об этом не рассказывать. Ведь взрослый – это авторитет, если он кричит, значит, «я заслуживаю». Так что узнать, в чем причина подавленности, плохого настроения бывает не так легко. Научите ребенка откровенности, тому, что своим близким он может рассказывать абсолютно все. Всегда поддерживайте ребенка в случае неприятностей, даже в том случае, если ситуация спорная.
Да, вы можете ее обсудить, разобрать, кто прав, кто виноват, но – потом, позже. Когда ребенок удручен, подавлен, то он нуждается прежде всего в поддержке. Кстати, это правило действует не только в отношении детей. Мы все нуждаемся в таком предвзятом отношении, в том, чтобы нас любили несмотря ни на что. Это – основа счастья в семье.

Всегда выслушивайте ребенка. Он должен доверять вам свои сомнения и переживания в любом возрасте.

Если же ребенок все равно не рассказывает, не допрашивайте. Тем более что эмоции в этом возрасте уже сложные, практически такие же, как у взрослых, – ребенок действительно может не понимать до конца, почему ему грустно. Поговорите на отвлеченные темы или на тему настроения, но без поиска причин. «А когда тебе стало грустно?», «А как тебе грустно – просто грустно или так, что даже мороженого не хочется?», «Что нужно сделать, чтобы не грустить?» − на такие вопросы ребенок вполне может ответить. И, соответственно, вместе с вами может найти способ повышения настроения. Кроме того, очень хорошо помогают так называемые эмоциональные прививки. Вы время от времени рассказываете какую-то историю из вашего детства (поругала мама, наказали в садике, поссорились с подружкой).
Рассказ должен быть подробным в той части, где говорится об эмоциях (как вы переживали) и непременно иметь хорошее окончание. Это обеспечит позитивный взгляд на жизнь.

По материалам статьи С.Иевлевой

Сложным детям свойственны перемены настроения. Воспитывая таких детей, очень важно уметь читать их настроение и знать, как его изменить.

Вам наверняка известно, что такое дурное расположение духа, - сами впадали в такое состояние. Например, у вас бывали дни, когда хочется послать всех к черту, когда в разговоре с собеседником вы односложно отвечаете: «Похоже», «Когда угодно» или «Неплохо».

А бывает, что вы светитесь счастьем и у вас легко на душе. Но кто-то говорит вам что-то такое, отчего вы снова расстраивались. И вы снова отвечаете: «Все равно», «Все хорошо» или «Все будет прекрасно», правда тон при этом совсем не веселый.

Почему у ребенка быстро меняется настроение?

Если у вас сложный ребенок, вы должны знать всё о переменах настроении. Вам когда-нибудь доводилось посмотреть на сына, вернувшегося из школы мрачнее тучи, и подумать про себя: «Да, денечек будет не простым, однако...» (или что-то похожее на это)? А когда ваша дочь проснется в плохом настроении, вы говорите себе: «Она встала не с той ноги, не жди ничего хорошего...» (я угадал?).

Нас всех касаются перемены настроения. Но родителям сложных детей необходимо стать специалистами в деле создания перемен настроения.

Вот в действительности вещь, которую нужно знать в первую очередь.

Когда вы не в духе, вы и мир воспринимаете соответствующим образом. То же самое происходит с ребенком. У него не большой выбор - он либо раздражен и сердит, либо надут и отключен от окружающего мира. Радость в таком состоянии для него недоступна. Если вы считаете, что сложный ребенок быстро изменит гнев на милость и при этом не потребуется ничего глобального, то вы витаете в небесах.

Давайте повторим ключевую идею: пока вы не измените настроение своего ребенка, вы не сможете изменить его поведение.

Настроение связано не только с событиями дня. Оно также зависит от химических процессов, протекающих в мозге и организме в целом. Невидимый мир химических процессов может менять наши эмоции. Когда родители слышат об этом, они часто издают вздох облегчения: ага, понятно, почему вдруг ни с того ни с сего меняется поведение.

Какие химические элементы влияют на работу мозга?

Родителям сложных детей вовсе не обязательно становиться экспертами в области нейрохимии и психологии, но знать о некоторых важных химических элементах, влияющих на работу мозга, им необходимо. Эти знания способны изменить отношения в нашей семье.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно реже, - это адреналин и кортизол.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно чаще, - это дофамин и серотонин.

Действие адреналина

Адреналин виновен в возбуждаемости, по крайней мере частично. Жизнь на адреналине заставляет людей безрассудно сжигать свои силы. Он делает людей менее сговорчивыми, и он усложняет перемену настроения у детей.

Когда выбрасывается много адреналина, мозжечок (зона «дерись/беги») становится очень активным. Фактически, настолько активным, что подавляет другие зоны мозга. Возможно, вам это знакомо: кто-то с самого утра наговорит вам кучу неприятностей, и вы не можете успокоиться весь оставшийся день. Частично это объясняется тем, что вам угрожали - следовательно, произошло повышение уровня адреналина, и механизм «дерись/беги» включился.

А что с детьми? Выброс адреналина в организм девочки - и попытка изменить ее поведение становится пустой тратой времени до тех пор, пока его содержание не понизится. О том, что у сложного ребенка произошел выброс адреналина, можно определить по четким признакам.

Понизить уровень адреналина легче всего в семьях, придерживающихся определенного распорядка. Давая четко и спокойно понять ребенку, что «мы в таких ситуациях поступаем таким образом», вы помогаете ему почувствовать себя в безопасности. Спокойно проводимое время также помогает.

Время от времени вам, возможно, даже захочется повысить уровень адреналина, ведь он является отличным антидепрессантом. Это можно сделать с помощью заданий на определенное время. Например, скажите ребенку: «Давай посмотрим, успеем ли мы привести в порядок комнату за десять минут, а потом поиграем».

«Кортизоловые ковбои»

Кортизол - еще один важный нейрохимический элемент, за которым стоит следить. Кортизол - это гормон стресса, он высвобождается вместе с адреналином. Что, ужасно? Подавленный и возбужденный одновременно!

Кортизол понижает речевую активность. Вам приходилось терять дар речи (допустим, некоторое время вы не могли выразить свои мысли словами)? Это происходило потому, что кортизол наполнял так называемое поле Брока - мозговой центр речи, - блокируя его на время. Сложные дети, находясь в состоянии стресса, почти всегда имеют проблемы с выражением своих мыслей. Вот почему вы слышите односложное мычание, особенно со стороны подростков.

Кортизол также снижает способность людей менять тактику. Он делает их раздражительными и брюзжащими. Человек не может фильтровать информацию - отбрасывать не относящиеся к теме факты, - что частично объясняет, почему, находясь в стрессовом состоянии, мы испытываем трудности в выборе приоритетов.

Понижение уровня кортизола обещает спокойную и счастливую жизнь. Что надо сделать для этого? Очень важно, чтобы жизнь ребенка была лишена насилия, насмешек и унижения. Полезно также соблюдать семейные правила и ритуалы. Обязательно убедитесь в том, что сложный ребенок не потребляет слишком много сахара и пьет достаточное количество воды - при этих условиях содержание вредного гормона понижается. Уровень кортизола, как и адреналина, понижает крепкий и спокойный сон.

С повышением кортизола связывают флуоресцентное освещение. Семьям со сложными детьми следует избегать такого освещения.

Что влияет на настроение ребенка?

Диета

Еда - мощный наркотик, и вы это знаете! Вот почему мы так любим ходить в рестораны, есть дорогие блюда и пить прекрасные вина.

Один из самых быстрых способов изменить настроение детей - накормить и напоить их. Стакан обыкновенной воды понижает уровень кортизола. Если у вас нет ничего другого, что вы можете предложить находящейся в расстроенных чувствах дочери, предложите ей выпить воды. Если она откажется, выпейте сами. Вам она тоже нужна.

Джулия Росс в своей замечательной книге «Исцеление настроения» пишет о важности увеличения белков и сокращения углеводов в блюдах на завтрак. Такой завтрак повышает концентрацию внимания и улучшает память. Диета, насыщенная аминокислотой под названием триптофан, также предупреждает стресс. Триптофана много в таких продуктах, как мясо индейки, постная говядина и миндаль. Эти продукты повышают уровень триптофана в крови. Триптофан в организме синтезируется в серотонин. В ваших силах предложить сложным детям природный антидепрессант, посадив их на подобную диету.

Диета будет особенно эффективной, если вы одновременно сократите количество кофеина и заменителей сахара в продуктах и напитках, которые потребляют ваши дети.

Движение

Чем больше я работаю со сложными детьми, тем больше склоняюсь к тому, что тело обладает памятью. Кажется, особенные позы и положения «включают» специфическую память. Можете не сомневаться, ребенок, согнувшийся за письменным столом в три погибели, легко вспомнит состояние усталости, а тот, кто изобразил гримасу на лице, скорее всего, вызовет в памяти гнев или страх.

Частично изменить настроение можно при помощи перемещения ребенка из одного места в другое. Только не надо пихать и тащить его, просто скажите: «Вижу, ты расстроен. Мне нужно пойти на кухню, пойдем со мной, и ты все мне расскажешь». Перемена места часто означает перемену модели состояния.

Серьезное обсуждение чувств ребенка во время движения вряд ли будет продуктивным. Идя рядом с ним и слушая, что у него случилось, вы не решите проблемы как таковой, но, возможно, подходы к решению будут найдены.

Музыка

Миллионы тинейджеров не могут ошибаться: музыка действительно меняет настроение, а от взрослых добавим: и функционирование мозга.

Музыка активизирует мозг - она мощным образом влияет на эмоции, усвоение знаний и анализ. Некоторые исследования обнаружили, что музыка Моцарта связана с повышением уровня образованности: учащиеся, которые слушали Сонату для двух фортепьяно в до-мажоре в течение десяти минут, повысили показатели абстрактного и пространственного мышления во время тестирования. Классическая музыка, как было замечено, ассоциируется с расслаблением.

Прослушивание музыки меняет мозговую организацию: электроэнцефалограмма четырехлетних детей, которые ежедневно по часу слушали классическую музыку, показала большую умственную последовательность. Дети больше времени находились в альфа-состоянии, т. е. были спокойны, расслабленны и сообразительны.

Полезно также обучение игре на музыкальных инструментах. Например, игра на пианино повышает пространственное понимание и развивает способность продумывать свои шаги. Обучение музыке повышает умение слушать и улучшает память.

Постарайтесь найти подходящие инструменты для вашего ребенка. Например, освоение кларнета, пианино и электрогитары требует мелкомоторных навыков, а трубы и ударных - крупномоторных. Игра на музыкальных инструментах часто оказывается сильнейшим способом выражения чувств, описать которые словами бывает очень трудно, почти невозможно для многих детей. Повторяющиеся движения, связанные с игрой на инструментах, могут также поднимать уровень дофамина.

Музыка в доме во время завтрака или после возвращения из школы сообщает детям, что они уже в другом месте (т. е. не в школе), и помогает им изменить настроение.

Телевидение и видео

Телевидение отлично меняет настроение. Те, кто плюхается перед экраном в мягкое кресло и мгновенно отключается, знают об этом.

Девяти-двенадцатилетние дети проводят перед телевизором феноменальное количество времени. Двадцать два процента детей смотрят телевизор более трех часов в день, а четырнадцать процентов еще не менее трех часов играют в компьютерные игры.

Телевидение моделирует импульсивные поступки. Появление героя с пассивным характером в современных телесериалах сейчас немыслимо, и на детях это, конечно, отражается.

Тестирование более миллиона студентов Израиля обнаружило сложную связь между просмотром телевидения и образовательными способностями. Небольшое количество времени, проведенного перед экраном (не более 1,4 часа в день или 10 часов в неделю), положительным образом влияет на академические достижения; превышение лимита уже отрицательно сказывается на процессе обучения. Особенно это касается детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет.

Допустимое количество времени перед телевизором изменяется в соответствии с возрастом. Исследования показывают, что длительный просмотр мультфильмов значительно ослабляет концентрацию внимания у детей в возрасте до двух лет. Девятилетний ребенок может смотреть телевизор до двух часов в день, тринадцатилетний - полтора часа, а для семнадцатилетних подростков идеальное время у экрана сокращается до получаса в день. Как видите, всё наоборот.