Игра как средство развития социальных эмоций. Средства развития социальных эмоций у дошкольников

Развивающие игры для старших дошкольников

Автор: Еремина Нина Васильевна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида», село Мельниково Шегарского района Томской области

Игры могут быть использованы в работе учителей-логопедов, педагогов - психологов, воспитателей. Данный материал рекомендован для работы с родителями. Игры предназначены для детей старшего возраста.

Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

« Я радуюсь когда. . .»

Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование положительных эмоций; расширение представление детей о поступках, которые приносят радость.

Оборудование: игрушка гнома, несколько мягких игрушек, кассета с веселой музыкой, изображение веселой девочки, рисунок «пустого» лица для каждого ребёнка, пиктограмма с изображением эмоции «радость», зеркало, маленький мячик, рисунки гномов с изображением глаз, карандаши и листы бумаги (для каждого ребенка).

Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: « (Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Петя ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда …» Затем Петя бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь просит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопрос.

Гном: «Вот видите, ребята, как много разных ситуаций в жизни, когда у человека хорош и он улыбается». (Перечисляются все ответы детей), (4 минуты).

«Рассмеши принцессу Несмеяну»

Цель: формирование умения находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофизического напряжения; развитие воображения.

Оборудование: игрушка гнома, «песочная фея», поднос с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

Фея рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?» После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце фея подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом она благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась и теперь, вспоминая рассказы детей, у нее всегда будет отличное настроение.

В конце игры дети прощаются с песочной феей. (20 минут)

«Королевство эмоций»

Цель: расширять представление детей об эмоции «зависть», учить детей понимать причины, которые приводят к тому или иному настроению.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограммы и рисунки сказочных персонажей с различными эмоциями.

Гном раскладывает по кругу пиктограммы всех известных детям эмоций и говорит, что сегодня они попали в Королевство эмоций. «Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружится друг с другом, а какие навсегда останутся одни?» После ответов каждому ребенку предлагается подружить эмоции с помощью какой-либо истории. Тот, кто быстро справился с заданием, начинает рассказывать свою сказку, остальные внимательно слушают.

После выполнения задания гном обязательно хвалит детей. (20 минут)

«День рождения»

Цель: закрепить умение выражать эмоцию «радость», создание доброжелательной атмосферы в группе, развивать активный словарь эмоциональных состояний.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «радость», несколько картинок сказочных героев с радостным настроением, бумага, цветные карандаши.

Гном предлагает детям выбрать именинника. Этот ребенок садится на стульчик. Остальные должны изобразить гостей, которые по очереди приходят к имениннику и дарят ему подарки. Задание ребятам усложняется: надо с помощью жестов показать, что именно ты подарил. Задача именинника угадать этот предмет. Если подарок не угадан, то именинник занимает место гостя, а гость становится именинником. (7 минут)

«Пчелка в темноте»

Цель: закрепить умение выражать эмоцию «страх», развивать активный словарь эмоциональных состояний, коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «страх»; карточки, на которых изображены сказочные герои с выражением эмоции «страх»; несколько стульев для взрослых; материя, которая не пропускает свет.

Гном выбирает одного ребенка, который будет играть Пчелку. Он говорит о том, что Пчелка очень любит собирать мед. Она полетела на полянку, где растут много, много разных цветов. Перелетая с одного цветка на другой, Пчелка не заметила, как наступил вечер. А вечером цветы закрываются, поэтому Пчелке пришлось сидеть внутри цветка в темноте до утра.

Затем педагог от лица гнома ставит стулья так, чтобы ребенок-Пчелка мог залезть на стул и ходить по ним, не боясь упасть. Это цветы. После того как наступил вечер, Пчелка остается на одном из стульев и его закрывают материей, которая не пропускает свет. Несколько минут ребенок сидит в темноте, затем наступает утро, и материю снимают, Пчелка улетает к себе домой. В роли Пчелки должен побывать каждый ребенок.

При выполнении этой инсценировки важно знать, насколько каждый ребенок боится темноты и лучше всего иметь в запасе материал с разной плотностью. Для детей, которые очень сильно бояться темноты, необходимо использовать почти прозрачную материю.

В конце гном Вася хвалит всех детей за смелость независимо от того, хорошо или плохо они исполнили роль Пчелки. (15 минут)

«Отгадай настроение сказочных героев»

Цель: закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой, продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «зависть», сюжетные картинки, на которых изображены люди в разных позах, комплекты пиктограмм (8 шт.).

Гном предлагает детям поиграть в следующую игру. У каждого ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослый поочередно показывает детям карточки с различными настроениями сказочных героев. Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией. Это упражнение дает возможность педагогу наиболее точно определить детей, которые еще не совсем овладели данным умением. (4 минуты)

«Для того чтобы слушали меня, я должен…»

Цель: учить детей умению слушать друг друга и окружающих людей, продолжать развивать умение вежливого обращения.

Оборудование: пары картинок с различными ситуациями общения, мяч.

Педагог предлагает детям встать в круг. Взрослый бросает каждому ребенку мячик, а тот в ответ должен подумать и ответить на вопрос: «Что нужно, для того чтобы меня внимательно слушать?» (5 минут)

«Без слов»

Цель: развивать у детей навыки общения, учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе.

Оборудование: игрушка гном.

Выбирается водящий. Он показывает без слов какой-то предмет, действие, пытается что-то сказать. Задача остальных детей – угадать то, что делает водящий. Игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый ребенок. Педагог следит за тем, чтобы отгадывали по возможности все дети. Если кто-то все время затрудняется это сделать, ему помогают наводящими вопросами. (5 минут)

«Не урони мяч»

Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, внимание, умение работать с партнером, способствовать сплочению детского коллектива, учить детей умению проигрывать, развивать симпатию.

Оборудование: игрушка гном, игрушки из «Киндер-сюрприза» (любое количество, но не меньше чем 30 шт. на каждую пару), 2 маленьких ведерка, мяч, магнитофон, запись веселой музыки, бумага, цветные карандаши.

Гном предлагает детям встать парами лицом друг к другу и держать руками один мяч. Под звуки музыки детям нужно будет выполнить те действия, о которых будет говорить взрослый, при этом каждая пара должна постараться не выпускать мяч из рук. Действия: присесть, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, побегать, покружиться.

После выполнения задания ребятам предлагается встать спиной друг к другу, держать мяч спинами и выполнять команды гнома. Действия: присесть, покружиться, походить по комнате. При этом надо постараться, чтобы мяч не упал. (5 минут)

«Про Обидку и Грустинку»

Цель: продолжить формировать умение общаться со сверстниками, способность сплочению детского коллектива.

Оборудование: игрушка гном, клубок шерстяных ниток яркого цвета.

Гном говорит детям о том, что они не виноваты в том, что иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное – ее нейти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа гнома можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения. (5 минут)

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.

Развитие социальных эмоций

Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).

Рисунок 1. « »

Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.

Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды деятельности, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию. Именно поэтому в современных подходах к руководству формированием эмоций у ребенка в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шевелева О.В., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 60 Калининского района

Санкт-Петербурга

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды деятельности, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию. Именно поэтому в современных подходах к руководству формированием эмоций у ребенка в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой деятельности.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а уже сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определенного содержания. Дети совершают большое количество действий с игрушками, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

Для усвоения знаний и умений в развитии эмоциональной сферы детей с большим успехом применяются дидактические игры, для формирования физического совершенства – подвижные, а для развития социальных эмоций и социальных качеств личности – игры с правилами, сюжетно-ролевые. Театрализованные игры также оказывают большое влияние на эмоциональное развитие детей.

Так, с помощью дидактических игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т.д. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность.

Подвижные игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сюжетный эпизод (птицы и автомобили, пилоты, волк и гуси, обезьянки и ловцы). Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек, очень близки к сюжетным играм. Так в них нет образов, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные действия всех участников. Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.

Игры с элементами соревнования («Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств.

Игры-забавы, аттракционы - они часто проводятся на вечерах досуга, физкультурных праздниках. Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее много радости. Двигательные задания выполняются в необычных условиях («Бег в мешках», «Ложка с шариком») и требуют двигательных умений, ловкости, сноровки.

У ребенка 4-го года еще более возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время внимание не устойчиво, он отвлекается и часто переходит от одной деятельности к другой. Поэтому большая роль взрослого в организации поведения ребенка сохраняется. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей. Это повышает их активность в игре и придает действиям яркую, эмоциональную окраску.

Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров. Ребенок учится общаться со сверстниками. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по 2-3 человека для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Такие игровые объединения весьма неустойчивы (продолжительность взаимодействия детей колеблется в среднем от 3 до 10 минут) и ситуативны. При возникновении конфликтов в игре дети не пытаются согласовать свои желания, а прибегают к различным видам давления на партнера: физического, вербального, прибегают к помощи взрослого.

Нужно отметить что и театрализованные игры помогают развитию эмоциональной сферы ребенка: в них дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Театрализованная игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяет каждому ребенку проявить свои активность, индивидуальность, творчество. Дети становятся эмоционально отзывчивыми, активно используют выразительные средства (мимика, пантомимика, жесты), в процессе игры знакомятся с основными эмоциями.

Н.С Ежкова предлагает для развития эмоциональной сферы младших дошкольников использовать следующие виды игр: эмоционально-сенсорные игры и эмоционально-экспрессивные.

Эмоционально-сенсорные игры имеют своей целью развитие эмоционального реагирования посредством воздействия на сенсорную сферу личности. Они направлены на побуждение детей к эмоциональному реагированию путем воздействия на сенсорные процессы и актуализацию разномодальных ощущений. Такие игры вводят детей в мир содержательного взаимодействия с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Они не предполагают большой подготовки к их проведению и весьма привлекательны для дошкольников, поскольку связаны с воздействием на сенсорику. Эти игры в младшем дошкольном возрасте служат начальным этапом эмоционального развития. Эмоционально-сенсорные игры не требуют от детей высокого уровня игрового поведения, проявления самостоятельности при распределении ролей, удерживания общей сюжетной линии и т. п. Ценность их заключается в том, что эмоциональные реакции возникают непроизвольно, без преднамеренной социальной активизации. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу осуществляется естественно, за счет воздействия на процессы ощущения, планомерной регуляции потока сенсорной информации, подаваемой в игровом контексте. Последовательное введение сенсорного стимулирования, различного по знаку, качеству и интенсивности воздействия, можно рассматривать в качестве методического ориентира работы с детьми на начальных этапах обогащения эмоционального опыта дошкольников – на этапах развития кратких эмоциональных реакций. Эмоционально-сенсорные игры служат своего рода тренингом, стимулирующим эмоциональные формы поведения у детей.

Основой игрового контекста эмоционально-сенсорных игр служат сенсорные стимулы, которые рекомендуется вводить в такой последовательности.

1. Постепенное расширение диапазона сенсорного воздействия. Вначале вводятся сенсорные стимулы, провоцирующие детей к переживанию привычных, наиболее знакомых им ощущений, к которым относятся осязательные и вестибулярные. Именно эти ощущения в онтогенетической последовательности в развитии анализаторов выделяются в качестве первых. Затем вводятся игры, в которых сенсорная информация подается по двум дистанктным анализаторам – зрительному (различные цветовые ощущения и др.) и слуховому (использование звуков различного качества). И последними вводятся стимулы, подающие информацию по каналам вкусового, обонятельного анализатора и требующие определенного уровня подготовленности к встрече с сенсорной информацией. Вот почему такие игры, как «Вкусно не вкусно», «Как много запахов вокруг» и другие, рекомендуется проводить начиная со среднего дошкольного возраста.

2. При подаче сенсорной информации любой локализации необходимо обеспечивать свободную открытую позицию детей, самостоятельность в регулировании потока сенсорной информации. Так, по собственному желанию дети могут повторить понравившееся сенсорное воздействие, изменить его интенсивность, например ускорить темп движений или, наоборот, замедлить, выйти из игры и т. п. Педагогу важно поддерживать спонтанную активность детей, их стремление к повтору сенсорного воздействия, к повтору переживания удовольствия в процессе ощущения.

3. Последовательно изменять характер подачи сенсорной информации, увеличивать коэффициент ее сложности, разнообразить сочетание сенсорных воздействий, их интенсивность, модальность, степень новизны.

Так, в младшем дошкольном возрасте подача сенсорной информации осуществляется как ненавязчивое сенсорное воздействие малой интенсивности и продолжительности с использованием побуждающих и подражательных действий и элементов сюрпризности.

Развитие эмоциональной экспрессии у дошкольников- это направление педагогической работы строится с учетом выделенной психологами и психофизиологами связи между эмоциями и движениями. Так, психологи, характеризуя тоническую функцию движений, называли их «экстериоризированными эмоциями» и отмечали, что движения являются экспрессивным средством выражения ребенком собственных переживаний.


Елена Вавина
Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре

«Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре ».

На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного отношения человека к миру, другим людям и к себе самому. Для формирования такого отношения дошкольный возраст считается наиболее синзитивным. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в содержании образовательной области социально-коммуникативное развитие подчеркивается необходимость развития у детей социального и эмоционального интеллекта , эмоциональной отзывчивости , сопереживания. Старший дошкольный возраст является наиболее ценным и благоприятным для становления социальных эмоций . В этом возрасте ребенок постепенно теряет импульсивность, чувства становятся более глубокими и осмысленными. Роль эмоции в деятельности старшего дошкольника меняется . Ранее основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, а теперь он может испытывать удовольствие и радость предвидя положительные результаты своей деятельности. Ребенок овладевает выразительными, экспрессивными формами выражения эмоций , использует интонацию, мимику, жесты. Все это способствует более глубокому осознаванию переживаний другого человека.

Игра, оставаясь ведущей детской деятельностью, имеет огромное значение для развития эмоций ребенка . В процессе игры происходит психическое, эмоциональное , социальное становление личности дошкольника . Но в старшем дошкольном возрасте , в связи с подготовкой к школе, увеличивается объем учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО. В настоящее время требования к выпускнику ДОО усложняются. Ребенок должен быть социально ориентированным , понимать свои эмоции и эмоции окружающих его людей. Социальные эмоции не даются с рождения, а образуются в процессе развития . Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволил мне установить возрастающий интерес исследователей к данной проблеме, с одной стороны, и недостаточную разработанность методических аспектов развития социальных эмоций дошкольников в игре .

Большое значение в исследовании проблемы эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста является поиск и разработка методов и средств, способствующих наиболее эффективному развитию социальных эмоций ребенка .

Анализ научной литературы позволил мне определить важную роль игры в развитии социальных эмоций старших дошкольников .

Игра традиционно считается одним из эффективных средств развития дошкольников . В тоже время, стоит отметить, что игра как средство не получила достаточного рассмотрения в психолого-педагогических исследованиях, в частности недостаточно изученным является методический аспект проблемы.

Игра будет являться эффективным средством , если :

В ходе определения вида и содержания игры опираться на актуальный уровень развития социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста ;

Комплекс игр будет включать игры, направленные на распознание и понимание эмоций , передачу эмоциональных состояний различными способами.

Включение в педагогическую работу разнообразных игр позволяет решать целый комплекс задач эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста : от осознанного восприятия социальных эмоций , до формирования собственных эмоций и индивидуального стиля эмоционально -экспрессивного поведения.

Для формирования и развития эмоций детей старшего дошкольного возраста предлагаю использовать в работе комплекс игр по развитию и формированию социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста . Для осуществления данной цели мною были подобраны игры, которые проводятся ежедневно в старшей группе . Игры проводились с детьми в любое свободное от других видов деятельности время, чаще всего после сна.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

- развивать словарь эмоций ,

Учить детей распознавать свои эмоции и эмоции окружающих людей ,

Формировать позитивное самовосприятие,

Формировать умение дифференцировать эмоции свои и окружающих людей,

Обучать контролировать свои эмоции ,

- развивать навыки социального поведения .

При проведении работы необходимо учитывать следующие принципы :

1. Принцип индивидуализации : учет возраста , индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Принцип природосообразности и амплификации развития .

3. Принцип субъективности, опоры на внутренние ресурсы ребенка.

4. Принцип жизненного оптимизма.

5. Принцип недерективности формирования психологического здоровья. Не программировать скорость и результат изменений, а предоставить возможность изменений путем формирования адекватной среды.

6. Принцип оптимального педагогического взаимодействия и сотрудничества.

1. Для полноценной работы воспитатель должен учитывать желание или нежелание ребенка играть.

2. Необходимо убедиться в физическом здоровье ребенка на момент реализации комплекса.

3. Во время работы педагогу необходимо внимательно наблюдать за детьми, видеть насколько активны они в работе, какие именно игры вызывают положительную ответную реакцию.

4. Необходимо предварительно создать благоприятную психологическую обстановку в группе и снять напряжение с детей (небольшая беседа, физ. минутка) .

6. Ругать ребенка ни в коем случае нельзя!

Комплекс игр, направленных на развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста .

Название Цель игры Ход игры

Пиктограммы - ознакомить детей с эмоциями , научить определять эмоции - на столе лежат карточки с изображение лиц с различными эмоциями . Ребенок берет карточку и не показывает остальным, а пытается мимикой выразить эмоцию . Дети угадывают ее и пытаются объяснить по каким признакам они ее угадали.

Зеркало - научить ребенка выражать эмоции , ознакомить его с эмоциями . Дети сидят на стульчиках. Педагог дает первому ребенку маленькое зеркальце предлагает ему улыбнуться своему отражению и сказать : «Здраствуй, это я.» . Далее зеркало передается по кругу, выполняются те же действия. Когда все закончили педагог объясняет детям что, если человек улыбается уголки рта подымаются вверх, щечки становятся круглыми, а глазки превращаются в щелочки. Так можно проиграть другие эмоции : страх, удивление, обиду и т. д. Перед игрой можно показать детям пиктограммы с различными эмоциями .

Назови похожее - укрепляет связь между вербальным и мимическим выражением эмоций . Педагог показывает детям карточки с основными эмоциями (радость, удивлении, страх, обида) или же сам мимически изображает их. Дети должны словами описать данные эмоции .

Испорченный телефон - научить распознавать и воспроизводить эмоции . Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами – «спят» . Педагог и один ребенок с открытыми глазами. Педагог показывает молча ребенку какую-то эмоцию с помощью мимики и пантомимики. Ребенок «будит» соседа и молча воспроизводит увиденную эмоции , все действия производятся по цепочке до последнего ребенка. Далее преподаватель начинает опрос с последнего ребенка, заканчивая первым – какую эмоцию тот получил ? По каким признакам он это понял? Замечает где произошел сбой передачи информации, выясняют и разбирают ошибку все вместе.

Один дома (игра -этюд*) - с помощью мимики и пантомимики научить выражать страх. - воспитатель читает текст, ребенок пытается выполнить озвученные действия. Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Соленый чай (игра-этюд) - развитие способности выражать эмоции , отвращения. - воспитатель читает текст, ребенок выполняет действия. Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Фокус (игра-этюд) - развить способности выражать эмоции удивления , изумления. - воспитатель озвучивает текст, ребенок старается его воспроизвести в действиях и мимике. Мальчик очень удивился : он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Новая кукла (игра-этюд) - научит выражать ребенка эмоции радости и счастья (девочки**) . - воспитатель произносит текст, ребенок его воспроизводит в действиях и мимике. Мама подарила доченьке куклу. Девочка очень рада, обнимает куклу, гладит ее волосы, целует, кружит на руках.

Новая машина (игра-этюд) - научить выражать эмоции радости и счастья (мальчики) . - воспитатель произносит текст, ребенок его воспроизводит в действиях и мимике. Мама купила сыну новую машину. Мальчик очень рад, трогает ее, осматривает, начинает катать по полу.

Как котенок потерялся - научить детей выражать эмоции другого человека (животного) с помощью движений и мимике, научить сопереживанию. Дать опыт негативного эмоционального переживания . - воспитатель предлагает детям послушать историю : «Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку, побежал за ней, отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно. Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела она котенка и спрашивает : "Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?"

А котенок ей отвечает : "Я потерялся. Мне страшно, и я не знаю, как найти мой дом и Васю".

Девочка приласкала котенка и проводила его домой». Далее вместе обсуждают рассказ, разбирают по ролям и проигрывают.

Мимическая игра «Передавалки» - учит ребенка воспринимать эмоции , воспроизводить и передавать. - воспитатель просит детей сесть на стульчики и объясняет в процессе игры :

Передай улыбку соседу (по кругу)

Передай сердилку (сердитое выражение лица)

Передай хлопок (хлопки могут быть разными – о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени; комбинированные хлопки : хлопок над столом и два о стол). Усложнение – хлопки могут передавать ритмический рисунок.

Передай «испуг» .

Передай «страшилку»

Передай «смешинку»

Передай приветствие и т. д.

Игра-пантомима по стихотворению «Муравей» (З. Александрова) - овладение детьми разными видами эмоций , развить способность выражать эмоции . - воспитатель читает стихотворение :

Муравей нашёл былинку.

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом,

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

В то же время дети старательно воспроизводят текс с помощью мимики и действий, очень хорошо использовать строительный материал (игрушки, конструктор, кубики) .

Живое зеркало - учить детей распознавать эмоциональные состояния , подражать им. - дети разбиваются по парам (по желанию, становятся лицом друг к другу. Один из пары показывает мимикой и пантомимикой любое, выбранное им, эмоциональное состояние . Второй ребенок пытается повторить действия и назвать эмоцию . Воспроизвести необходимо абсолютно точно, как зеркальное отражение.

Придумай слова (И. Климина) - развитие эмоциональной сферы и воображения (рисунки с изображением сказочных персонажей, дети рассматривают рисунок и придумывают как можно больше слов для характеристики того, кто изображен на картинке. Взрослый помнит о том, что в зависимости от рисунка и личностных особенностей детей характер героев может меняться.

Оживлялки (И. Климина) - развитие умения выражать свои эмоции невербально . (рисунки детей , дети рассматривают рисунки, потом один из участников пытается изобразить мимикой и жестами любой из рисунков, другие дети угадывают, какую картинку показывают. Если вариантов будет несколько, детям надо объяснить, что одно и тоже явление или предмет у разных людей могут вызвать разные чувства, каждый имеет право на самовыражение.

Жужа (Н. Кряжева) - отработка отрицательных эмоций (необходимо полотенце, выбирается ведущий «Жужа» , он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, строят рожицы, дразнят. Когда «Жуже» надоест, она вскакивает и пытается задеть кого-нибудь полотенцем по спине. Этот ребенок становится ведущим. Дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должна терпеть как можно дольше.

Доброе животное (Н. Л. Кряжева) -снятие психомышечного напряжения, научить детей понимать чувства других, сопереживать. Педагог просит всех встать вкруг, взяться за руки и тихим голосом говорит : «Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит. А теперь подышим вместе с ним. На вдох делаем шаг вперед, а на выдох – шаг назад. А теперь на вдох 2 шага вперед, на выдох -2 шага назад. Как ровно дышит животное, так же ровно стучит его сердце. На стук – шаг вперед, на стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Три характера - сопоставление различных характеров. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка» , «Плакса» и «Ревушка» . Вместе с педагогом дают оценку злости, плаксивости и сравнивают эти состояния с хорошим настроением. Трое из детей изображают каждое из состояний, остальные пытаются угадать кто из них, кто.

Волшебный стул - активация положительных эмоций , снижение интенсивности печали и грусти. Выбирается самый грустный ребенок в группе, его садят на стул в центре группы. Остальные дети должны придумать как можно больше ласковых и добрых слов. Затем каждый из них подходит к сидящему, поглаживая говорят ласковые слова. Педагог, для примера, может быть первым. Сидящем на стульчике может стать каждый желающий.

* игра-этюд – короткая по времени драматизация на основе текста или стихотворения, которая осуществляется ребенком при помощи и наблюдении воспитателя. Необходимо учитывать возрастной период детей . Воспитатель читает текст, дети показывают действия героев. Возможна импровизация.

** к 5-7 годам дети начинают осознавать свою половую принадлежность. В старше дошкольном возрасте происходит полное приятие и осознание своего пола, необходимо учитывать это в любом виде деятельности, так как в дальнейшем исправить ошибки в половом воспитании будет очень сложно.

Белобородова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Курганский дом ребёнка специализированный
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: доклад
Тема: Игра как средство социально-эмоционального развития дошкольников
Дата публикации: 09.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Игра как средство социально – эмоционального развития

дошкольников

Целью дошкольного воспитания является воспитание эмоционально

благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.

социальных

экономических

условиях

жизненной

необходимостью

становится

развитие

эмоционального

интеллекта,

признанию ученых во всем мире, способствует жизненному успеху человека

и его счастью.

Выготского,

является

источником

развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность

перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он

сумеет сделать в сотрудничестве.

проблему

исследовали

Аркин; позднее игре были посвящены работы А.П. Усовой, Т.А. Марковой,

Л.А. Абрамян и других.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и

самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить»

и «дружить». Не случайно современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с

тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает

«Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное

воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это

социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В

игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в

игре как бы на голову выше самого себя. Ирга в концентрированном виде

содержит

увеличительного

тенденции

развития.

дошкольном

возрасте

деятельность,

эмоционально

насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В

игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и

привычки

эмоционального

реагирования,

формируются

качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный

деятельность

использована

выявления

некоторых

особенностей

эмоционального

неблагополучия

дошкольника.

эффективным

средством

выявления

объективных

отношений,

реальные

отношения

партнерами,

проявляет

личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время

внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от

общения со сверстниками или от перевоплощения роли и т.д.) способствует

нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит

к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых

побуждений и потребностей.

Наиболее важными для развития социально – эмоциональной сферы

дошкольников

является

сюжетно-ролевые,

дидактические,

подвижные

театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые

являются

источником

формирования

социального сознания ребенка и возможности развития его эмоциональной

сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая

жизненная

ситуация,

стремится

реализовать

формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется

распределять

интересов

участников.

Педагог использует различные игровые приемы для формирования у

детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи –

всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра служит и средством

воздействия

появляются

агрессивность,

замкнутость.

процессе

развития

переходит

элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным,

охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не

рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных

игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им,

какими бы сложными они ни были.

Педагогическая

руководству

отражается

перспективных планах в некоторых аспектах:

приемы педагогического влияния на содержание игр;

помощь детям при реализации сюжета игры;

развитие сюжета;

формирование взаимоотношений между участниками игры;

создание предметно-игровой среды.

знакомством

проводим

предварительную

чтение с обсуждением;

экскурсии;

показ наглядного материала;

изготовление атрибутов к игре.

значение

планировании

постоянному

анализу и оценке своих действий и действий детей в игре.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой

собственной

инициативе

возможность

взаимоотношения

значительной

самостоятельно,

сталкиваясь

деятельности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая групповая

комната разделена на игровые зоны, с учетом возраста и интересов детей. Мы

практикуем

взаимопосещения

педагогов

просмотра

сюжетно-ролевой

формировании

развитии

социальной

чрезвычайно

организации

проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение уделяем

индивидуальному

зависимости

интересов

способностей.

необходимым

условием

является

поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.

успешной

получает

удовольствие,

самоутверждается

испытывает

неподдельную

гордость.

Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление

замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость,

требование

повторение

обрастающей

подробностями.

Эмоциональный

помогает

дошкольнику

преодолевать

негативизм по отношению к другим детям, принятие их как партнеров.

Театрализованная

является

эффективным

средством

развития

партнерства

освоения

способов

позитивного

взаимодействия.

дошкольных

учреждениях

развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего

«зрелища» на праздниках.

развитием

развивается

усложняется

ясельной

группе используются малые этюдные формы (игры – имитации животных,

импровизации,

инсценировки,

драматизации

режиссерская

удовольствием

показывают

театрализованные представления своим младшим друзьям.

Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоциональную

дошкольников

Зрелищность

вызывает

радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они

определенную

направлена

получение

конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;

воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы

отношения

привить детям.

Важной особенностью дидактической игры являются игровые правила,

которые помогают детям понять ее замысел, игровые действия и обучающую

Взрослый

организует

направляет

помогает

преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры

являются осмысленной деятельностью для ребенка, в которую он охотно

включается, а полученный в игре социальный опыт становится его личным

достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна

давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и

побуждать к усвоению нового.

Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здоровья,

улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их

биологической

потребности

движениях.

социально-эмоциональная

направленность должна быть неотъемлемой чертой подвижных игр (нельзя

допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные

двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.

К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошкольных

образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому мы играем не

совместной

деятельности,

выстраиваем

ситуаций,

побуждающих

сближению

педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие занятия – игры

предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для

доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется

культурой общения. Игровые задания подбирают по принципу от простого к

сложному, которые доступные по содержанию. В качестве своеобразного

отдыха предлагаются игры малой подвижности, игры-этюды, хороводные

позволяющие

расслабиться.

сформировать у детей: умение распознавать эмоции других и владеть своими

чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать –

радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение

выражать

потребности

вербальных

невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, надо

научиться не сравнивать одного ребенка с другим, поэтому в ходе занятий –

игр мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные

проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но главное – мы

получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и

дружбу. Игра меняет реальные отношения детей и взрослых, они становятся

появляется

устанавливаются

взаимоотношения, взаимопонимание.