Презентация триз в экологическом воспитании дошкольников. Инновации в образовании триз - педагогика педагогический совет использование приёмов триз в работе с детьми дошкольного возраста подготовила: воспитатель

Цель Систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.


Методика ТРИЗ Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.


Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.


" ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.


Алгоритм решения изобретательских задач Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.


Игра "Да-Нетки или "Угадай, что я загадала Например: воспитатель загадывает слово "Слон, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да или "нет, пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты, "Машина, "Роза, "Гриб, "Береза, "Вода, "Радуга и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо, "Черное – белое, "Адвокаты – Прокуроры и др. Игра "Черное-белое Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга.Хорошо – из книг узнаешь много интересного... Плохо – они быстро рвутся... и т.д.) Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница, "Волк, "Цветок, "Стульчик, "Таблетка, "Конфетка, "Мама, "Птичка, "Укол, "Драка, "Наказание и т.д. Игра "Наоборот или "перевертыши (проводится с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).


Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов Пример "Помоги Золушке Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – не будь тяжелым прижимать. На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма. Пример: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить? Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе...Особенно его хорошо видно на снегу... Теперь ему только под землей надо жить...Или там, где вообще нет снега, а только черная земля... А гулять ему теперь надо только ночью...Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его...) Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, "тайну двойного. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.


Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки... Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные, "пиктограммы, назвать их и сделать презентацию. Например "Левообезьян. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева... Метод "Системный анализ помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу. Например: Система "Лягушонок, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?, "Для чего они нужны?, "Какую пользу они приносят? (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система). Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое – газообразное) Игра "Кубики (на гранях которого изображены фигурки "маленьких человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков дети составляют модели "Борща, "Океана, "Извержение вулкана и т.д.


Приемы фантазирования: Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в анти объекты. Пример: анти свет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми. Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему "динамика превратить постоянные свойства в переменные, а по приему "статика – переменные свойства в постоянные. Пример: Компьютер, измененный по приему "динамика, мог бы изменять форму (превращать во что-нибудь). А человек, измененный по приему "статика, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека). Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик


Коллаж из сказок Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание... Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка "Гуси – лебеди. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Сказка от стишка (Э. Стефановича) - Не знахарка, не ведьма, не ворожка, Но обо всем, что в Миске, знает Ложка. (Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой...)


Спасательные ситуации в сказках Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. "Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть... Предложите свои варианты спасения котенка. Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая. Сказки от "живых капель и клякс. Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: "на что похожа твоя или моя клякса? "Кого или что напоминает? далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы "живых капель, клякс помогают сочинить сказку.


Моделирование сказок Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой...) На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель. Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: "Путешествие в прошлое одежды, "Посуда рассказывает о своем рождении, "История карандаша и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие. На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.


ТРИЗ на прогулке На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: "давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево? Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь? В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.


Подготовительный этап Можно начать с игровых упражнений типа "Дорисуй, "Дострой, "Составь картинку из геометрических фигур, "На что это похоже?, "Найди сходства, "Найди различия. Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые ("построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды. Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии. "Загадалки-узнавалки Кто стучит, как в барабан На сосне сидит...(дятел) Ай, какой я молодец, Красный, круглый.(помидор) Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность. Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: "Что лишнее?, "Что вначале, что потом?, "Какую фигуру надо поставить в пустую клетку? Игры: "Логический поезд, "Большое Лу – Лу. Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны. Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д. При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи: На общее развитие; На проверку инерции мышления; На использование приемов фантазирования.


C целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума» Комплекс упражнений "Тренажер ума: Тренажер Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы; 2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы). 3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?


Тренажер 2. (Упражнения с числами) 1. Как получить числа: 0, 2, 5..., пользуясь числами и математическими знаками. 2. Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, Какое число должно находиться вместо вопросительного знака? (Считать по столбикам) ? Игра "Скелет Предлагаются определенные сочетания согласных букв. Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные. Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь) 5. Трудное задание (после прогулки) 1. Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей? 2. Какие машины стояли, какие проехали мимо? 3. Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее. 4. Были ли на улице велосипедисты? 5. Были ли люди с детскими колясками? Рассмотри рисунок и составь рассказ. Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить ит.д. Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).


Тренажер Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы лова начинались на одну букву. Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть. Текст телеграммы: Срочное сообщение: "Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю 2. Составь цепочку слов (ассоциация) Исходное слово. Книга - лист - дерево - липа - чай Тренажер 4. Задания на проверку инерции мышления Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго. 1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х? 2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски). 3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег. Если имеется ода одноместная лодка. На улице довольно холодно, но еще не совсем зима речка не замерзла. 4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что ему нужен молоток? А как слепому попросить ножницы?


Тренажер 5. Системность и системный разбор. 1. Найди лишнее слово в каждой строчке Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода). 2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему: Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа. Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина. Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д. 3. Составь цепочку подсистем для системы "настольная лампа Это может быть такая цепь: настольная лампа - свет - лампа - стекло и т.д.


Тренажер 6. Приемы фантазирования. Прием "Перспективы "Посмотри, что получится. С далекой планеты прилетели инопланетяне и приземлились в нашем городе. У них какие-то коварные планы и для исполнения своих тайных замыслов они отключили свет во всем городе. Город погрузился во мрак: не светят включенные лампы, фонари. Чтобы не дать инопланетянам завладеть городом (страной), надо как-то пробраться туда, где они отключили энергосистему, включить ее и помешать их замыслам. Как это сделать? При этом не попасть в руки инопланетян, а в темноте они ориентируются очень хорошо. Прием "увеличения или "выдумляжа.Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе "выросла до пятого этажа. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия? Прием "уменьшения. Предложить детям уменьшить все автомобили в городе до размеров детских, игрушечных автомобилей. Как тогда люди будут решать проблемы с транспортом? Как использовать уменьшенные автомобили? После практического применения "тренажеров ума проводится игровой тренинг для проверки способностей усвоения навыков творческого мышления. "ВНИМАНИЕ! РЕЙТИНГ! Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. Воспитатель Фаткулина В.В.




Занятие 1 Противоречия в погоде 1. Знакомство с помощником воспитателя 2. Диалог с Игрушкой о погоде 3. Подвижная игра «Солнышко и дождь» 4. Обсуждение с детьми противоречий в погоде 5. Подведение итогов Занятие 2 Противоречия в предметах 1. Классификация игрушек по различным признакам 2. Подвижная игра «Разбежались!» 3. Обсуждение противоречий в предметах


Занятие 3 Противоречия в предметах (продолжение) 1. Беседа о профессиях 2. Игра «Дрессировщики» 3. Дидактическая игра «Магазин» 4. Подведение итогов Занятие 4 Противоречия в ситуациях 1. Противоречия в болезни 2. Игра «Простуда» 3. Анализ ситуаций 4. Подведение итогов


Занятие 5 Противоречия в размерах 1. Анализ проблемной ситуации 2. Игра «Большие маленькие» 3. Упражнение «Расставь по порядку» 4. Подведение итогов Занятие 6 Противоречия в количестве 1. Анализ проблемной ситуации 2. Игра «Много мало» 3. Противоречия в количестве 4. Подведение итогов


Занятие 7 Противоположные признаки 1. Противоречия в зиме 2. Игра на внимание 3. Проблемная ситуация 4. Подведение итогов Занятие 8 Обобщающее занятие по противоречиям Занятие 9 Подсистемы человека 1. «Сборка робота» 2. Игра «Руки, ноги, голова» 3. Обсуждение «Что для чего?» 4. Подведение итогов


Занятие 10 Подсистемы предметов: объект «чайник» 1. Обсуждение «Какой чайник лучше?» 2. Игра-эстафета «Наполни чайник» 3. Анализ подсистем 4. Подведение итогов Занятие 11 Подсистемы предметов: объект «машина» 1. Анализ подсистем 2. Игра «Светофор» 3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению» 3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению» 4. Подведение итогов


Занятие 12 Обобщающее занятие по подсистемам 1. Обсуждение «Конструкторы» 2. Игра «Кто больше?» 3. Сочинение загадок 4. Подведение итогов Занятие 13 Метод маленьких человечков 1. Обсуждение «Что не делится на части?» 2. Игра «Назови твердое» 3. Инсценирование маленькими человечками 4. Подведение итогов




Упражнения по методике ТРИЗ Старшая сестра закрылась в комнате и не пускает брата. Как малышу решить проблему. Можно пожаловаться маме, барабанить в дверь, плакать…Мальчик нашёл эффективный способ. Подвинув стул к двери, он сказал девочке: «Всё, теперь ты заперта и не сможешь выйти». Дверь тут же отворилась. Методика ТРИЗ направлена на обучение дошкольников находить нестандартные и действенные способы решения проблем. Упражнения на раскрытие функций предмета 1. «Что умеет делать?». Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей? 2. «Мои друзья». Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей. - Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде. Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы. Заниматься по методике ТРИЗ лучше с группой детей. Так они будут учиться и друг у друга. Но и выполнение заданий только с мамой способствует развитию нестандартного, творческого мышления.по методике ТРИЗ


Упражнения на нахождение путей развития ситуации 1. «Что было – чем стало». Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала: - Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички). - Было зёрнышком, а стало…(деревом) - Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д. - Было зелёным, а стало жёлтым. Что это? Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан. 2. «Паровозик». Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».


Упражнения на выявления связей между объектами и их ресурсов 1. «Помоги Золушке» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи) Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить? Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепёшки рукой и.т.д. 2. «Коллаж из сказок» В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошёл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет… Затем сказка продолжается совместно с ребёнком. 3. «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет. 4. «Аукцион». На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. - Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и.т.д.)

Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту - помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе – это палитра красок, разнообразие форм, запахов.

Например: когда расцвела в группе кливия, то она произвела на детей впечатление бутоном цветов, многие дети быстро запомнили название цветка, до этого цветок ещё не разу ни цвёл или, когда расцвела ветка черёмухи в группе, дети все нюхали её и высказывали своё мнение. Инна задала вопрос, а почему она расцвела? Потому что дети также в первый раз увидели, что дерево зацвело в группе… Так мы смотрим не только глазами, но и сердцем, испытываем восхищение необходимое как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь детям, научиться - восхищаться красотой природы.

В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

Только при системном подходе к ознакомлению с природой – позволяет реализовать воспитательную задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ – педагогика, т.е. (теория развития изобретательских задач).

Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Педагог ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления, например: (дерево - лес - семя - росток - корень - ствол - ветки - листья - свет - тепло - питание - выросло - молодое - состарилось - высохло).

Цель ТРИЗ – не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. Основные методы работы:

1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека

На познание и классификацию «Назови, одним словом»

На развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек».

На самосознание «Что будет, если …»

На развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», «Овощи».

3) системный анализ «Волшебный экран» «Птицы».

Формы работы по экологическому воспитанию – это различные виды активной деятельности, т.е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре:

Не сдерживать двигательную активность детей

Вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение опытов.

Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.

Программа ТРИЗ состоит из 4 разделов, в каждом разделе 2 части: обучающая – первоначальные сведения о природе, воспитывающая – понимание значения природы, бережное отношение к ней.

1 раздел. Мир вокруг нас – наблюдение, экскурсия по территории д/с и близлежащим окрестностям. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Используя богатства природы, человек научился готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые. Как человеку отблагодарить природу за её щедрые дары? Главный принцип: «Не навреди!». Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим мы с детьми учились различать предметы природного мира дерево, камень, шерсть, мех и рукотворного мира пластмасса, стекло, железо - дети должны были назвать предметы, сделаны из этих материалов. Занятие «Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты» - дети узнали, что из свежих фруктов, можно получить сухофрукты и варить компот. После занятия у детей появился интерес, часто спрашивали из чего ещё можно получить сухофрукты (апельсин, помидор) т.е. используя богатства природы, человек научился создавать окружающий мир во благо себе. Полученные знания закрепляем играми: «Узнай по вкусу». «Из чего сделано». «Цепочка» (мяч - резиновый, круглый, лёгкий, синий и т. д.).

2 раздел. Живая природа – наблюдая за растениями, животными, обитателями уголка природы, развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой. Даём представление детям, о том, что животные и растения так же имеют анализаторы, как мы ощущают своё присутствие в мире, только они не могут об этом рассказать. Они так же чувствуют боль, холод, страх, тепло и как люди рождаются, растут, взрослеют, стареют, болеют и умирают. Рассказы детей из личного опыта: (Линиза, Даша, Вика, Лера и Руслан). Чтобы растения росли и были здоровыми им тоже нужны свет, тепло, вода и чистый воздух, если человек не будет заботиться о природе, то может случиться экологическая катастрофа. В старшей группе было проведено занятие – опыт «Растения просят помощи» - мы с детьми посадили цветы, наблюдали и ухаживали за ними, через некоторое время один цветок расцвёл, первой обратила внимание Инна, что цветок расцвёл – после рассматривания мы с детьми провели обсуждение, почему он расцвёл? Потому что мы за ним ухаживали. В группе и на прогулке закрепляем знания детей с помощью игр «Что где растёт» - плоскостные игры – задачи. «Хорошо – плохо» - ситуационные игры – задачи. «Зоопарк» линейные игры – задачи «Назови и покажи» - объёмная – игра задача дети называют цветок в группе и показывают где стоит. «Береги природу» и другие игры.

По изодеятельности дети изображают живую природу разными приёмами и материалом: салфетки, обрывная аппликация, мятая бумага, ткани, крупы, пластилином барельеф, рисование пальчиками. Объёмные работы из природного материала птицы, цветы, деревья, траву, животных, насекомых.

3 раздел. Неживая природа – систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва, - как факторы экологического благополучия. Все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе всё взаимосвязано. Наблюдая за не живой природой на участке детского сада, т.е. состояние погоды природные явления снег, дождь, град, солнце, ветер, облака, в группе дети отмечают в календаре погоды. Проводим опыты по состоянию жидкости (вода, снег, лёд). Растворимые и не растворимые вещества (краски, соль, сахар, песок). Тонущие и не тонущие, впитывающие и не впитывающие воду материалы, например; губка и кубик, дерево и железо. Также закрепление проводим с помощью игр на познание «Когда это бывает», «Назови соседей», «Из чего сделано», «Да – нет» на развитие внимания. По изо - дети часто работают по замыслу и личным впечатлениям.

4 раздел. Планета наш дом и мы хозяева в нём – обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно - экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живём на планете Земля».

Наблюдение с детьми за трудом взрослых по озеленению территории детского сада - признаков деятельности человека. Рассказываем детям, что деревья и кустарники на участке, цветы на клумбе всё это посадили сотрудники детского сада и что они за всем этим следят, заботятся о них, поливают, пропалывают, рыхлят землю, пересаживают, убирают старые и сажают молодые и новые растения, чтобы было красиво. Играя в познавательные игры, дети легко запоминают правила поведения в природе «В лесу, в городе», «На лугу, на воде», «Назови одним словом», «Что лишнее». Заходя с прогулки в группу, дети сами предлагают поиграть в слова, «а давайте будем называть слова на букву, и т.д.» (Даша, Вика, Азалия, Владик, Лера)

В рисовании дети по собственному опыту и замыслу передают своё отношение к окружающей природе «Берегите лес», «Мы друзья природы». Дети любят составлять рассказы на заданную тему и по сказкам самостоятельно (я знаю эту сказку, можно я сама расскажу сказку по картинкам).

Чтобы развивать творческое мышление детей, необходимо научить их выбирать из всей известной им информации ту, которая нужна для решения конкретной задачи. Мировосприятие ребёнка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях от встречи с природой.

Татьяна Борисовна Гулько
Экология и ТРИЗ (из опыта работы)

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Экологическое воспитание подразумевает ознакомление детей с природой. Природа-неиссякаемый источник обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Их привлекают зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужайки. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает интерес их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.

Я задаюсь вопросом : «Что знают дети о природе? Каково их отношение к ней?»

Мои наблюдения показали, что дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые они получают порой отрывочны и бессистемны.

Я стала искать пути решения этих проблем, определив основное содержание экологического воспитания как формирование осознанно-правильного отношения к природе, к ее явлениям и объектам.

Я предлагаю непростое накопление знаний об окружающем мире, а частично самостоятельное понимание, с подачи воспитателя, нужной информации для последующего решения природных противоречий; объяснения происходящих явлений и имеющихся свойств в живом мире; для накопления знаний о природе и умения жить в ладу с ней.

Всем известно, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Поэтому первая и главная задача, которую я ставлю перед собой в работе с детьми – это сначала заинтересовать объектом, а потом уже о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность, взаимосвязи в окружающем мире.

Я отобрала некоторые методы и приемы и предлагаю учить детей решать экологические задачи с помощью ТРИЗовских противоречий . Чем такое решение эффективней? Выявление противоречий позволяет ребенку выявить саму суть : проблему. Поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить эту задачу, так, чтобы не навредить окружающим. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, его «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе.

Большое значение для развития умственных способностей детей имеют наблюдения за различными явлениями природы. Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной – все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться.

Например, наблюдение за «живыми облаками» . Задаю детям вопросы : «Куда они плывут?» , «Какие вести несут?» , «О чем мечтают?» , «О чем расскажут, что покажут?» . Затем предлагаю детям «оживить ветер» . Подумать, порассуждать : Кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чем спорит ветер с солнцем? Во время наблюдения использую прием эмпатии- предлагаю детям представить себя на месте наблюдаемого.

Наблюдая за падающим снегом и рассматривая снежинки, они сравнивали их с палочками, крупинками, красивыми звездочками, используя прямую аналогию. Замечали, что снежинки быстро тают на ладошке, хорошо видны на темных предметах. Я знакомила детей со свойствами снега в разную погоду. Наиболее доступно и точно показать детям свойства воды помог ТРИЗ- ский прием «Моделирование маленькими человечками» .

М. М. Ч. позволяет каждому из играющих испытать на себе, что чувствует моделируемый объект. Сущность в том, что нужно представить себе : все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков.

Интересно проходит отгадывание загадок по моделям : дается готовая (или составляется детьми) графическая модель, дети отгадывают, что изображено на модели.

Например : я предлагаю детям карточку с графическим изображением и спрашиваю : «что может быть здесь изображено?»

Ответы детей :

Газ в трубе, пустая банка, вулкан, пустой холодильник, вход в пещеру.

В.: а если в эту загадку прибежит водный человечек и встанет рядом с воздушным?

Д.: вода под водой, кастрюля с кипящей водой, шприц с лекарством, шланг с водой.

При обсуждении я стараюсь не показывать детям готовые ответы, ситуации,-а подвести их вопросами к правильному решению, так, чтоб у них создалось впечатление, что они это придумали.

Это позволяет воспитывать в детях такие необходимые качества, как уверенность в себе, умение разрешать жизненные задачи самостоятельно, без помощи взрослого, снимает боязнь придумать что-то совершенно новое, до сих пор ребенку не известное

Публикации по теме:

«Система работы по привлечению родителей в образовательный процесс» Из опыта работы подготовительной группы Образовательный процесс – это социально-организованная деятельность, развивающаяся во времени и рамках определенной педагогической системы.

Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Из опыта работы «Совместный досуг как одна форм работы с родителями» Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей.

«Родительские собрания как инновационная форма работы с семьей в условиях современных требований» (из опыта работы) Родители - самые главные воспитатели в жизни своего ребёнка. А дошкольные учреждения, школы, ВУЗы направляют, поддерживают детей в их дальнейшей.

Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства» Условия возникновения опыта Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ.

Основная идея проекта – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

Цель проекта: в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 842»

(ГБОУ «Школа № 842)

Дошкольное отделение корпус 137

Проект «Использование ТРИЗ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

воспитатели: Зверькова А.М.,

Сафронова И.Б.

2015-2016 г.

1.Информация о проекте…………………………………………………….3

2.Введение…………………………………………………………………….4

3.План реализации проекта………………………………………………….13

4.Перспективный план……………………………………………………….15

5.Программа «Юные экологи города Зеленограда»……………………….19

6.Список литературы……………………………………………………….

7.Приложение…………………………………………………………………

Информация о проекте

Тип проекта: практико-ориентированный.

По доминирующему методу : информационный, творческий, игровой.

По характеру содержания: включение ребёнка и его семью, ребёнка и природу, ребёнка и рукотворный мир, ребёнка и общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребёнка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель.

По характеру контактов: открытый: осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Введение

Актуальность проекта. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Роль экологического воспитания дошкольников существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для воспитания личности

Подрастающее поколение олицетворяет наше ближайшее и отдаленное будущее, и поэтому особое место в формировании личности подрастающего поколения занимает система экологических ценностей.

В современной ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания , важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.

Концептуальные основы проекта. Педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Проблемы экологии рассматривали Э.В. Гирусов, A.Д. Урсул, Н.Ф. Реймерс и др. Вопросы экологического образования и воспитания рассматриваются в исследованиях Д.И. Водзинского, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, П.В. Иванова, А.П. Сидельковского, И.Т. Суровегиной, СП. Фокина, А.А. Остапец-Свешников, Т. И. Сущенко, И.П. Пилат, М.Н. Ямницкий, И.Л. Беккер и др.

В ФГОС ДО сказано, что содержание образовательной работы ДОУ должно обеспечивать развитие у детей первичных представлений, в том числе «о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы».

Большой вклад в развитие экологического воспитания дошкольников внесли С. Н. Николаева, Н. Фокина, Н.А. Рыжова.

С. Н. Николаева так определила экологическое воспитание дошкольника: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим воспитанием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Проблема заключается в том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста является для многих педагогов наиболее трудным разделом в работе, требующим четкой системы и последовательности. Диагностические беседы с детьми показали, что большинство детей (65%) имеют низкий и средний уровень развития экологических представлений, у 25% детей не сформированы навыки экологического поведения в природе, 78% детей считают, что разводить костры в лесу «это хорошо и весело». Анкетирование родителей показало осознание родителями проблем экологического воспитания и готовность к сотрудничеству.

Актуальность и проблема экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста определили тему нашего проекта «Использование ТРИЗ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Гипотеза. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью. Мы предполагаем, что, кроме этого, использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст нам возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.

ТРИЗ даст возможность детям проявить свою индивидуальность, научит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.

Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.

Основная идея проекта – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

Цель проекта: в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Задачи проекта:

Воспитательные задачи:

1. Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

3. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам флоры и фауны, вне зависимости от симпатий и антипатий.

Развивающие задачи:

1. Развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей;

3. Развитию у детей понимания самоценности и многообразия природы.

Обучающие задачи:

1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детям старшего дошкольного возраста;

2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

3. Осознание ребенком себя как части природы;

4. Обучение пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция».

Особое внимание при постановке задач проектной деятельности мы уделили следующим вопросам:

1.Развитию у детей понимания самоценности и многообразия природы;

2.Осознанию ребенком себя как части природы;

3.Воспитанию у ребёнка уважительного отношения ко всем без исключения видам флоры и фауны, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

4.Формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

5.Пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

6. Пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать.

Данный проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию детьми и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:

1. Принцип научности. В данном проекте мы использовали формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.

2. Принцип позитивизма. Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах. Так, в практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми педагоги знакомят детей. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Важно помнить и о том, что для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако эффективность такого подхода с точки зрения экологического воспитания - нулевая. Задача знакомства с правилами: создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе, причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, - таким способом не достигается. Для того чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально прочувствовал последствия их несоблюдения.

3. Принцип проблемности: использование элементов технологии ТРИЗ. Предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.

4. Принцип системности. Наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками. Системность проявляется и в организации работы с родителями, и в координации работы с различными учреждениями, и в одновременной реализации всех основных компонентов системы экологического воспитания.

5. Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического воспитания педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.

6. Принцип гуманистичности. Проявляется, прежде всего, в выборе гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. Этот подход особо важен именно для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении со взрослым. В процессе экологического воспитания педагог должен отдавать предпочтение методам работы, которые направлены не на механическое воспроизводство знаний (простое запоминание тех или иных фактов), а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе (элементарные) взаимосвязи.

При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения.

7. Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности.. Этот принцип отражается в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному.

8. Принцип безопасности предполагает, что используемые формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность воспитанников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы.

9. Принцип деятельности. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично. Данный принцип предполагает интегрированный подход в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.

В соответствии с целью и задачами проекта нами была разработана программа «Юные экологи города Зеленограда», которая состоит из четырех блоков:

  1. Первый блок «Окружающий мир»;
  2. Второй блок «Живая природа»;
  3. Третий блок «Неживая природа»;
  4. «Земля наш общий дом».

В каждом блоке три части: обучающий компонент (первоначальные сведения о природе), воспитывающий компонент (понимание значения природы, бережное к ней отношение), художественно-эстетический компонент (эстетическая оценка природы, развитие художественного творчества).

Основные методы работы:

1. Объяснительно - иллюстративные;

2. Репродуктивные методы обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

3.Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Формы организации работы:

Системный подход предполагает взаимосвязь различных активных видов активной деятельности детей: игровой, исследовательской, изобразительной, двигательной, театральной и других. При организации совместной деятельности с детьми следует соблюдать следующие правила:

Не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре;

Не сдерживать двигательную активность детей;

Хвалить ребенка за успехи;

Не давать отрицательных оценок при ошибках детей.

Прогнозируемый результат:

1.Формирование адекватных экологических представлений;

2.Формирование отношения к природе;

3.Формирование стратегий и технологий взаимодействия

с природой;

4.Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников.

План реализации проекта


Экологическое воспитание средствами ТРИЗ – педагогики

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общихзаконов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь, смерть; об экологическом пространстве. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как о части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, стремлением глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности пред ней.

Системный подход.

Это возможно только при системном подходе к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Среди образовательных технологий, позволяющих реализовать эту задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ-педагогика.

Цель – подготовка к восприятию и решению задач.

Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуются сформировать определенный образ мышления.

Задачи экологического воспитания.

Понимание человеком самоценности природы.

Осознание себя как части природы.

Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.

Воспитание активной жизненной позиции.

Обучение азам экологической безопасности.

Формирование положительно-положительного отношения к окружающему миру.

Формирование умения рационально использовать природные богатства.

Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

В большинстве программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста достаточно много внимания уделяется знаниям общеобразовательного цикла и недостаточно – воспитательным задачам. Но с большинством представлений дети уже знакомы стихийно, и главный смысл обучения – систематизировать знания, закреплять умения свободно ими пользоваться в самостоятельной познавательной деятельности.

Взрослые, часто неосознанно, стремятся внушить своим питомцам определенные представления и правила поведения. Детям остается только их запомнить и при необходимости воспроизвести. Однако мировосприятие ребенка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях.

Эта программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Основная идея программы – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

Программа состоит из четырех разделов.

В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с доступными их пониманию различными компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи - раздел «Планета – наш дом, а мы – хозяева в нем».

В каждом разделе две части: обучающий компонент (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Содержание материала одновременно является и системой сведений, которые должен усвоить дошкольник, и доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых формируется экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями контингента детей, личными интересами детей и педагогов.

Средства ТРИЗ – РТВ – технологии в дошкольной практике.

Основные методы работы:

а) непосредственное наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека. Цель – обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений;

б) систему игр, состоящую из нескольких блоков:

· Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего», «Что часть чего», «Рыбы – птицы – звери», «Цепочка», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает» и др.;

· Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов): «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Волшебные звуки», «Какой овощ (фрукт) ты съел»;

· Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если», «Берегите природу» и др.;

· Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да-нет»);

в) системный анализ (игра «Волшебный экран»).

Формы организации работы.

Системный подход предполагает взаиомосвязь различных активных видов активной деятельностидетей: театральной, исследовательской, изобразительной, двигательной, рекомендуем игры. Поэтому, им уделено особоевнимание. Следуем соблюдать следующие правила:

· не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре;

· не сдерживать двигательную активность детей;

· хвалить ребенка за успехи;

· не давать отрицательных оценок при ошибках детей.

Помимо игровой деятельности, очень важно вовлекать дошкольников в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, а главное – дети все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить воспитанникам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах, а в конце работы обязательно обсудить их.