Физическое развитие в дошкольном детстве. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников

В этой статье речь идет о том, что среди других возрастов дошкольный возраст имеет особо важное значение, так как в этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем.

Строго фиксированную границу между отдельными периодами детства провести трудно, но среди других возрастов дошкольный возраст имеет особо важное значение. В этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Влияние мышечной деятельности организма приобретает еще более важное значение, ибо движение является биологической потребностью растущего организма.

Физическое развитие детей дошкольного возраста идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает. Этот период именуется периодом "первого вытяжения".

Одним из важных показателей, определяющих физическое развитие детей, является отношение окружности головы к окружности груди. Чем старше ребенок, тем большое становится разница между этими показателями (окружность груди должна быть большое). На первом году жизни окружность груди превышает полурост ребенка на 7-10 см, а у 7-летнего ребенка она равна полуросту.

В дошкольном возрасте происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения.

Сроки начала и окончания окостенения различны для различных костей. Так, сращение подвздошной, седалищной и лобковых костей начинается только с 5-6 лет. По мере роста и развития ребенка с переходом его в вертикальное положение формируются физиологические кривизны позвоночника в шейном и поясничном отделах с изгибом вперед, а в грудном и крестцовом - назад. К 6-7 годам они отчетливо намечаются, но только к 14-15 годам становятся постоянными. Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий внешней среды (питание, режим для, организация сна), но в основном - от двигательной активности ребенка. большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.

До 4 лет свод стопы несколько уплощен - это физиологическое явление. Но при чрезмерной статической нагрузке можно вызвать тяжелое, необратимое плоскостопие, несмотря на высокую эластичность мышц и связочного аппарата голени и стопы. При правильной дозировке нагрузки свод стопы формируется правильно. Это же положение относится к росту и развитию все костной системы у детей. Физически оптимальные нагрузки способствуют нормальному формированию скелета, чрезмерные же отражаются на форме и структуре костей. Это подтверждается исследованиями, выявившими значительную гипертрофию костной ткани при чрезмерной нагрузке на руки при длительной тренировке в метании и на толчковой ноге при тренировке прыжков в высоту.

Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2%.

Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем.

Развитие и улучшение функции опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с совершенствованием функции внутренних органов и систем.

При интенсивной мышечной нагрузке ребенок обладает малыми возможностями, пос сравнению со взрослыми, за счет недостаточного регулирования кислородного режима. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом.

Большую роль в развитии и регуляции дыхания играет двигательная активность ребенка. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению экскурсий грудной клетки, мощности дыхательного аппарата, что в свою очередь создает условия для урежения дыхания, повышения оксигенации крови в легких. С возрастом дыхание становится все более управляемым. Необходимо приучать детей дышать через нос, спокойно. Вдыхаемый через нос воздух раздражает рецепторы верхних дыхательных путей, что рефлекторно приводит к расширению бронхиол (носо-легочный рефлекс). Улучшению управления дыханием способствует пребывание и активная двигательная деятельность детей на воздухе (подвижные игры, лыжи, санки и др.).

Как указывалось ранее, функцию сердечно-сосудистой системы нельзя рассматривать изолированно от функций других систем организма. Работоспособность детского сердца высокая. Масса сердца к 5 годам увеличивается в 4 раза. Развитие мышечной ткани сердца заканчивается к 10-12 годам, а иннервационный аппарат сердца совершенствуется примерно к 7-8 годам. Частота пульса продолжает уменьшаться (в 3-5 лет - 72-110 ударов в 1 мин, в 6-7 лет - 70-80 ударов в 1 мин). Артериальное давление увеличивается, особенно в период с 6-7 до 10 лет.

Считается, что хорошее развитие скелетной мускулатуры, соответствующее возрасту, во многом способствует развитию здорового сердца, а физические упражнения увеличивают возможности организма и удлиняют жизнь человека. Рекомендуется начинать занятия физическими упражнениями как можно раньше для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

В последнее время в связи с явлениями акселерации отмечается и более ранее изменение некоторых функциональных показателей сердечно-сосудистой системы. Так, раньше у детей в 5 лет средняя частота пульса составляла 98-100 ударов в минуту, а сейчас 97 ударов в 1 минуту.

Напряженность обмена веществ продолжает оставаться особенностью растущего организма: чем младше ребенок, тем интенсивнее обмен. Энергетические затраты на 1 кг массы тела с возрастом постепенно снижаются.

Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных.

Дети в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. Улучшается ориентировка. Освоение двигательных навыков, особенно в возрасте от 3 до 5 лет, происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво; они быстро отвлекаются, в связи с чем в этом возрасте рекомендуется максимально использовать показ упражнений и упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. При слишком трудных заданиях у детей может наступить утомление. Вопрос об оптимальных нагрузках должен обязательно учитываться при усвоении некоторыми детьми сложных спортивных навыков (коньки, некоторые виды гимнастики, плавание). В этом возрасте может быть нанесен вред растущему организму, неподготовленному по своим возрастным особенностям к чрезмерным нагрузкам. В этом периоде к перегрузкам не готовы ни центральная нервная система, ни дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Отсутствуют также сила и выносливость. Осторожность в подходе к тренировке детей дошкольного возраста диктуется еще и тем обстоятельством, что усталость как субъективное проявление утомления выражается у них неярко. Это особенно характерно в тех случаях, когда занятия проводятся эмоционально. Повышенные требования, ведущие к перегрузке, являются вредными для здоровья ребенка, т.е.е могут вызвать серьезные изменения как в центральной нервной системе, так и во внутренних органах, нарушить правильный ритм роста и развития.

Развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости происходит постепенно и связано с развитием функций центральной нервной системы, с подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. Совершенствуется анализаторная деятельность коры головного мозга, становятся более понятными явления окружающей среды, усиливается роль тормозных процессов. Значительно усиливается роль тормозных процессов. Значительно проявляются типологические черты характера. Речь делается связной, ребенок может хорошо передать свои мысли, впечатления. Легко образуются условно-рефлекторные связи, чтение, письмо, проявляется относительный приоритет над эмоциями.

Двигательные качества детей характеризуются генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата, одновременно они отражают условия воспитания, влияния окружающей среды. Такой подход к оценке двигательных качеств позволяет понять причины неравномерного формирования двигательных возможностей у детей и обязательное обеспечение соответствующих условий для их всестороннего физического развития.

Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста и развития организма.

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человек больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:

1) новорожденный – первые 4 недели жизни;

2) грудной (младенческий) – до 1 года;

3) ранний детский – от 1 года до т3 лет;

4) дошкольный – от 3 до 6 лет.

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост, масса тела и ОГК.

С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологи системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

В период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5-6 см, массы – около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8-10 см. Такой бурный рост связан со сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста наблюдается у детей в13-14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит, в основном, за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6-7 лет) – мышцы рук. К пяти годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6-7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии (табл. 1).

Таблица 1

Особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста

Возраст Двигательные возможности ребенка
З мес Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок; меняет положение своего тела, но движения импульсивные, беспорядочные, неосознанные
6 мес Самостоятельно садится. Свободно переворачивается с живота на спину. Пытается ползать на четвереньках. Играет с игрушками, перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими
1 год Самостоятельно ходит. Приседает и выпрямляется без опоры;

наклонившись, может поднять предмет

2 года Ползает, подлезает и перелезает через различные предметы, играет с мячом (бросает, катает)
3-4 года Бегает, прыгает на двух и даже на одной ноге, лазает по гимнастической стенке, ловит и бросает мяч, ездит на трехколесном велосипеде, передвигается на лыжах. Способен последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд
5 лет Овладевает целостными двигательными действиями. Движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, передвигается на лыжах по слабопересеченной местности (может преодолевать на лыжах до 1000 м)
6 лет Успешно осваивает прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазание по шесту, канату, гимнастической стенке, метание на дальность и в цель и др. Катается на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах, плавает. В движениях появляются выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений

С возрастом количество движений у детей увеличивается. Они должны двигаться не менее 50-60% всего периода бодрствования.

Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38-41 у детей 2 лет, 43-50 — 2,5 лет, 44-51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают (В.А. Шишкина, 1992). Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которых ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленной ребенка (табл. 8). Правильно оценивать ее необходимо для того, чтобы, умело направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка необходимые навыки.

Валерия Бабкина
Особенности физического развития детей дошкольного возраста

1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей . Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет .

Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных морфофункциональных свойств его организма в процессе онтогенеза . К внешним количественным показателям : изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся , прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития , которые отражаются в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности .

В общей системе образования Российской Федерации предусмотрено особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста . Именно в этот важный период жизни в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется здоровье, основные физические качества , такие как сила и выносливость, а так же ловкость, быстрота, гибкость; у детей постепенно складывается работоспособность . Немаловажным является и то, что в результате грамотного и правильного воздействия у детей складывается интенсивный рост и развития системы организма и их функций. Именно в этом возрасте формируются предпосылки физических , интеллектуальных, духовных способностей , а так же всестороннего развития личности в целом .

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста ставит перед собой единую главную цель- подготовка к жизни в обществе, трудовой деятельности, формирование интереса к самостоятельной спортивной деятельности, овладения нужным запасом двигательных навыков и умений на момент поступления в школу, которые помогут усвоить школьную программу обучения и легче пройти период школьной адаптации .

Программа, по комплексному оцениванию физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, по которым определяют состояние здоровья :

Телосложение;

Основные функциональные параметры;

- развитие двигательной сферы .

Более подробное и комплексное изучение этих показателей позволяет продумать целостный подход к вопросу правильного и гармоничного физического развития детей , исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многие научно-практические исследования возволили выявить тесную взаимосвязь между такими показателями физического развития как : развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка

Физическую подготовленность дошкольников исследуют , по мнению многих авторов, при помощи двух основных составляющих :

Уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;

Уровень развития основных физических качеств (силы, скорости, выносливости, гибкости) .

Физическое развития дошкольников характеризуется тем , что у детей недостаточно сформированна устойчивость тела, имеется ограниченность двигательных возможностей, недостаточно сформированны двигательные навыки и качества. Детей в этом ворасте быстро развивается нервная система , укрепляется и растет скелет, крепнет мышечная система, и совершенствуются движения.

Для детей раннего возраста характерено быстрый темп роста и развития организма . Интенсивно увеличиваются морфологические показатели : рост, масса тела. Сила мышц детей ещё не велика , зато заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата. Большой подвижностью отличаются все суставы детского организма, это связанно с ещё слабым физическим развитием .

В этом возрасте процессы нервной системы недостаточно сильны и подвижны, однако связи условных рефлексов отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому процессе физического воспитания необходимо организовывать так, чтобы дети учились правильному выполнению того или иного упражнения, так как полученные навыки прочно и надолго закрепляется. Простые движение, которые ребенок учит с ошибками, сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

Формирование движений детей первоначально происходит с помощью навыков самостоятельной ходьбы. Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма : слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы , а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение навыком ходьбы влияет не только на физическое равитие , но и на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка .

Правильное развитие ребенка раннего возраста , невозможно без достаточной физической активности . Ислледования показали, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних - не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Недостаточная развитость психических процессов, в особенности внимания , не позволяет детям долго сосредотачиваться на чем-то одном, дети быстро утомляются.

К 3 году жизни, у ребёнка оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит : им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики , а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. В этом возрасте тело ребенка отличается тем, что у ребенка большее развитие преобретает верхние части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет отличаются высокой двигательной активностью,однако, отмечается недостаточная согласованность движений, в которых участвуют крупные группы мышц. Для этого периода дошкольного детства характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Что касается дыхательной системы организма детей , то структура легочной ткани еще не достигает полного развития ; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, в связи с этим, затрудняет поступление воздуха в легкие затруднительно; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Из-за данных особенностей в развитии ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый : у детей 3-4 лет частота дыхания - 30 в минуту, 5-6 лет - 25 в минуту; у взрослых -15-18. Поэтому детей неглубокое дыхание , что ведет к недостаточной вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а подрастающий организм требует достаточно повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важно, заниматься физической культурой , подвижными играми на свежем воздухе, так как это активизируюет процессы газообмена.

Сердечно-сосудистая система детей дошкольников достаточно хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Сосуды в детском организме шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, тем самым скорость кровообращения больше. Исследования показали, что если пульс у взрослого человека равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам в минуту. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако, смена деятельности успакаивает сердечную деятельность ребенка и восстанавливает силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить : чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше , чем у детей раннего возраста . В этом периоде заканчивается становление нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников , очень осторожно относиться к ним : не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

Процесс образования костей у детей в этом возрасте не завершен , несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете преобладает хрящевая ткань, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей, поэтому так важно в этом возрасте развивать физические качества , в особенности гибкость .

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Не смотря на это, дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными : они осваивают прыжки,бег, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое : у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602 ,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

В подготовительной к школе группе детей появляется легкость движений, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер . У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура . У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду . Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. У детей развивается выносливость , однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Деятельность детей в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Ученные заметили такую закономерность : чем моложе возраст , тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы , интенсивнее протекают все процессы физического развития . Общие возрастные показатели не остаются неизменными - замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно , нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация» .

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника , как в физическом , так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка , необходимо выполнение ряда условий.

Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания .

Итак, из всего вышеперечисленного мы поняли, что правильное физическое развитие дошкольников играет немаловажную роль в жизни детей . Все основы закладываются именно в дошкольном возрасте , поэтому этот период так важен в жизни ребенка. Это касается и психологических характеристик, и физиологических . Именно поэтому и психологическое, и физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте . Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом.

В этой статье:

Физическое развитие детей дошкольного возраста - это непрерывный процесс, который имеет свои особенности. Одна из них - это его неравномерность. Речь идет о волнообразном росте малыша, который то усиливается, то наоборот, на время замедляется. Наиболее интенсивно ребенок растет с рождения и до года. За этот период он увеличивается примерно на 25-40 см, набирает 50% от массы тела при рождении.

Период после рождения

Как только малыш появляется на свет, в его организме начинаются серьезные изменения. В первую очередь это касается дыхательной системы. По-другому функционировать начинают и ЖКТ, изменяется обмен веществ, перестраивается аппарат кровообращения.

Хуже всего к моменту рождения у малыша развита нервная система. А именно она отвечает за приспособление крохи к новым условиям жизни. Головной мозг у новорожденного ребенка относительно большой по сравнению с массой тела, и в течение первого полугодия он будет продолжать увеличится. В дошкольном возрасте рост головного мозга уже не будет таким интенсивным.

А вот спинной мозг у новорожденного более совершенен. Он пока несколько длиннее мозга взрослого. Новорожденный малыш имеет целый набор врожденных рефлексов (кашель, мочеиспускание и пр.). Все эти рефлексы играют свою роль в адаптации детского организма к новым условиям жизни. Именно они впоследствии будут служить базой для выработки основных условных рефлексов, без которых сложно себе представить жизнь человека.

Анатомо-физиологическое строение костной ткани

В процессе роста и развития скелет малыша будет интенсивно меняться под влиянием внешних факторов. Принимая во внимание тот факт, что окостенение в утробе происходит на последних неделях, после появления на свет у ребенка еще достаточно много хрящевых тканей, особенно в таких частях тела, как таз, позвоночник и запястья. Кости малыша после рождения мягкие и гибкие, далеко не такие прочные, как у взрослого.

К концу второго года
жизни кости ребенка будут отдаленно напоминать взрослые, и только к 12 годам они станут такими же крепкими, как и у взрослых.

Особенность младенцев - это роднички в области головы, в виде соединительнотканных мембран. Всего таких родничков у крохи четыре. Они «закроются» в течение трех месяцев после рождения.

Позвоночник у новорожденных детей не имеет изгибов. Немного выраженная конфигурация становится заметной только к 3-4 годам. В первые месяцы после рождения грудная клетка не успевает расти так же быстро, как легкие. Удлинение ее начнется только с начала второго года, а окончательное формирование завершится не ранее 12 лет.

Физическое развитие мышечной системы

После рождения у ребенка слабо развиты мышцы, которые составляют всего одну четвертую от общей массы тела. Мышечные волокна неестественно тонкие, но по мере роста крохи они укрепляются и увеличиваются в объёме.

С первых
месяцев жизни мышцы детей находятся в постоянном тонусе – это состояние носит название физиологической гипертонии и напрямую связано с несовершенством нервной системы. При этом мышцы-сгибатели пребывают в большем тонусе, чем мышцы-разгибатели. Снижение тонуса можно наблюдать во время кормления или сна. Со временем это состояние проходит.

Развитие двигательной способности мышц начинается с мышц в области шеи, после чего к процессу подключаются мышцы тела и конечностей. С года и до трех лет малыш осваивает основные движения, нервная система созревает, и вот уже кроха уверенно ходит, бегает, играет с мячом. Чтобы двигательная активность развивалась правильно, необходимо с рождения не ограничивать свободу действий ребенка и участвовать в процессе укрепления его мышц.

Строение и развитие органов дыхания

В утробе матери легкие ребенка не функционируют и находятся в состоянии своеобразного сна. Как только ребенок появляется на свет и делает первый вдох, его легкие раскрываются. Верхние дыхательные пути по строению отличаются от
путей взрослого человека. Нос не такой длинный, а нижний носовой ход отсутствует. Слизистая носа характеризуется избытком кровеносных сосудов, подвержена внешним раздражителям.

Гортань по форме и величине у мальчиков и девочек одинаковая до трех лет. После трех лет у мальчиков угол пересечения щитовидного хряща заостряется, а голосовые связки становятся гораздо длиннее.

Бронхи у детей после рождения более узкие, чем у взрослых, легкие продолжают развиваться и отличаются избытком кровеносных сосудов.

У маленьких детей
дыхание имеет свою особенность: оно поверхностное и частое. Также для детей в первые недели после появления на свет характерна аритмия.

После года дыхание ребенка становится диафрагмально-грудным, а в возрасте 3-4 лет - исключительно грудным.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы

Естественно, что сердце и сосуды у ребенка дошкольного возраста имеют мало общего с органами взрослого. У младенца сердце достаточно большое, его масса составляет порядка 25 грамм. Оно будет интенсивно расти в первые два года жизни ребенка. Ближе к 3-4 годам его рост заметно замедлится.

В зависимости от возраста будет меняться и положение сердца. Если в первые два года жизни оно будет находиться более высоко, то после начнет приобретать косое
положение в связи с трансформацией грудной клетки, легких и прочими изменениями в организме ребенка.

Форма сердца до шести лет может быть в виде шара, овала или конуса.

Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых, для него характерна большая лабильность. Оно легко понижается во время сна и повышается во время интенсивных физических или психических нагрузок.

Как развивается опорно-двигательный аппарат ребенка?

В дошкольном возрасте у детей происходит окостенение хрящевых тканей, но кости по-прежнему недостаточно прочные. Именно поэтому до окончательного укрепления костей (то есть до 12 лет) нужно оберегать малыша от участия в силовых видах спорта.

Развитие скелета напрямую связано с развитием связок, мышц и суставов.
По мере взросления мышечная масса у ребенка также увеличивается в объеме и концу дошкольного возраста приближается к 27% от общей массы тела. Важно следить за тем, как ребенок ходит и сидит, чтобы исключить возможные проблемы с осанкой в будущем.

Огромное значение в этом возрасте имеет питание. Малыш должен получать достаточно белковой пищи, а также в необходимое количество продуктов с высоким содержанием кальция и магния, которые положительно повлияют на укрепление костных тканей.

Развитие кожного покрова у детей

Кожа ребенка в дошкольном возрасте не похожа на кожу взрослого человека. Ее особенности - это практически неразвитый роговой слой и избыточное количество кровеносных сосудов. Несовершенство кожного покрова у ребенка накладывает определенные обязательства на родителей по уходу за ним.
Важно беречь нежную кожу малыша от солнца, помнить о ее ранимости, содержать в чистоте, исключая заражение и воспаление.

Необходимо понимать, что кожа играет не последнюю роль в регуляции теплового обмена ребенка. Именно через нее малыш может терять до 90% тепла. У дошкольников механизмы, отвечающие за этот процесс, несовершенны, поэтому необходимо правильно одевать детей, избегая их переохлаждения или перегрева. По мере взросления функции кожного покрова будут совершенствоваться.

О развитии центральной нервной системы

В дошкольном возрасте центральная нервная система продолжает формироваться. Дошкольники быстро возбуждаются, не способны подолгу концентрироваться на одном занятии,
невнимательны. Малышам быстро надоедают однообразные задания, а их движения скорее хаотичны, чем продуманны.

Несмотря на видимую активность, дошкольники быстро устают с приближением окончания дня. Это связано с нестабильностью ребенка, который быстро меняет виды деятельности, без пауз переходя от слишком активных игр к требующим внимания и концентрации. Повышенная активность является следствием подвижности нервной системы. Родителям нужно напоминать малышам о необходимости регулярного отдыха в течение хотя бы 10 минут.

Как оценивать физическое развитие дошкольника?

Оценить уровень физического развития ребенка в дошкольном возрасте помогут упражнения для определения:

  • выносливости;
  • силы;
  • быстроты;
  • ловкости;
  • гибкости.

Как правило, для этого используются специальные игровые упражнения, которые малышам предлагают в соревновательной форме.

Общую реакцию детского организма на нагрузки оценивают с помощью функциональных проб в соответствии с возрастом дошкольника. Так, например, для детей в возрасте от 4 до 7 лет норма - это 20 приседаний в течение 30 секунд и учащение пульса не более чем на 50% относительно исходной величины. К нормам показатели должны вернуться максимум через три минуты. Отклонением будет считаться ускорение пульса более чем на 50%.

Достаточно часто уровень физического развития
ребенка проверяют с помощью степ-тестов, подразумевающих подъемы на небольшую платформу высотой не более 35 см. Дошкольнику нужнобудет провести два подхода подъемов с разной интенсивностью - с 20 и 30 подъемами в минуту с отдыхом между ними в 3 минуты.

В случае подъемов в количестве 20 раз пульс должен увеличиться не более чем на 20%, в случае со второй нагрузкой - не более чем на 60%.

Диагностировать физическое развитие ребенка необходимо для его оценки и выработки индивидуального плана дальнейшей работы с ним.

Важный показатель в данном случае - это выносливость, под которой подразумевается способность выдерживать утомление во время физических упражнений. Определяется она функциональной устойчивостью целого ряда нервных центров, а также функциями внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Определяют уровень выносливости, как правило, во время бега, дистанция которого рассчитывается на основании возраста дошкольника. Чем старше малыш, тем большую дистанцию ему нужно будет преодолеть.

Быстрота - это умение дошкольника выполнять задания в минимальный срок. Тестируют детей на быстроту с помощью бега на 30 метров. По команде ребенок начинает бежать к цели, отмеченной флажком.
Для точного определения результатов нужно дать ребенку выполнить упражнение в три попытки.

И последнее, сила - это способность дошкольника справляться с внешним сопротивлением. Сила проявляется за счет концентрации нервных процессов, отвечающих за регулировку работы мышечного аппарата. Измерить показатели силы можно специальным прибором - динамометром для рук и для ног.

Можно отметить, что большая часть показателей организма дошкольника отвечает уровню развития органов у взрослого человека. Тем не менее важно не забывать, что ребенок в
дошкольном возрасте еще не готов для выполнения серьезных физических упражнений и его возможности ограничены анатомическими особенностями возраста.

Профессиональный спорт для детей в три-четыре года - это колоссальная нагрузка, которая не принесет пользы их здоровью. Важно выбирать для малышей адекватные возрасту физические нагрузки, которые будут способствовать физическому и умственному развитию, а не тормозить его.

Отличный вариант для детей дошкольного возраста - это занятия легкой атлетикой, большим и настольным теннисом, плаваньем, гимнастикой.

Помните о том, что дошкольники требуют особого внимания и заботы. Они нуждаются в правильном питании, соблюдении режима сна и отдыха. В доме, где живет малыш, должна царить приятная, позитивная атмосфера, необходимая для гармоничного развития нервной системы малыша.

В заключение стоит отметить, что главная особенность дошкольника - это непрерывность его роста и развития. Под ростом подразумевается увеличение массы и длины тела, под развитием - совершенствование систем и отдельных органов организма. Эти процессы непрерывны, но порой происходят отдельно друг от друга. Если в одном возрасте преимущество отдается процессам роста, то в другом оно уже переходит к процессам развития, и это нормально. Именно за счет этих процессов можно определить возрастные различия дошкольников.

В течение дошкольного возраста происходит быстрое увеличение роста и массы тела детей: здоровые дети прибавляют ежегодно в весе в среднем 2 кг, а в росте – 8 см. К 6-летнему возрасту рост среднего ребенка в развитых странах составляет 116 см, а вес – 21 кг.

Изменения пропорций тела приводят также к смещению его центра тяжести. У детей он расположен выше, чем у взрослых, так как у них на верхнюю часть тела приходится большая часть веса. Это особенно характерно для мальчиков, поскольку у них центр тяжести находится несколько выше, чем у девочек. В силу названной причины маленьким детям сложней управлять движениями своего тела. Они быстрее теряют равновесие, им трудней остановиться на бегу не упав, а также поймать большой мяч, не завалившись на спину, или же помешать другому отобрать мяч и остаться при этом на ногах.

По мере развития костной системы детей увеличивается и растет их физическая сила. Кости развиваются и делаются твердыми благодаря процессу оссификации, превращающему мягкие ткани или хрящи в кости.

Скелетный возраст, определяемый тем, в какой стадии созревания находятся кости, оценива-ется, как правило, с помощью рентгеновского снимка костей кисти. Рентгеновские снимки пока-зывают степень оссификации (или зрелости) костей. У детей-одногодков скелетный возраст может разниться на 4 года. Например, скелетный возраст 6-летних детей может варьировать от 4 до 8 лет.

Стремительные изменения размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно происходят невидимые физиологические изменения в головном мозге. Когда дети достигают 5-летнего возраста, их головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Развитие мозга способствует все более сложным видам деятельности ребенка, которые, в свою очередь, вносят свой вклад в образование и усиление межнейронных связей.

В дошкольном возрасте дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества. Развитие двигательных навыков происходит в основных видах деятельности дошкольников (см. рисунок 2).

Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику – способность совершать движения большой амплитуды, требующие участия всего тела, такие как бег, прыжки, бросание предметов.

Тонкая моторика – способность совершать точные движения малой амплитуды, такие как письмо, пользование вилкой и ложкой. Эти трудности связаны, с одной стороны, с незрелостью ЦНС ребенка (еще продолжается процесс миелинизации), а с другой – с отсутствием у них терпения, необходимого для выполнения этих действий. По мере того, как у детей развивается тонкая моторика, они становятся все более самостоятельными при выполнении повседневных действий. Например, к 3 годам дети научаются надевать и снимать с себя простую одежду, они могут управляться с большими молниями и правильно пользоваться ложкой. 3–4-летний ребенок может застегнуть и расстегнуть большие пуговицы и “обслужить себя” за столом – хотя и допускает при этом время от времени незначительные оплошности. Когда детям исполняется
4–5 лет, они способны одеться и раздеться без посторонней помощи и умело обращаются с вилкой. 5–6-летние могут разрезать ножом мягкую пищу и завязать простой узел. К 6-летнему возрасту дети научаются завязывать шнурки – правда, многие из них считают эту задачу очень трудной (таблица 5).


Таблица 5. Моторное развитие в дошкольном возрасте