Всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие. Всестороннее и гармоничное развитие личности - общая цель воспитания
Основоположники марксизма гениально предвидели, что вместе с уничтожением капиталистического строя, частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком создадутся все условия для всестороннего развития личности. При разумных общественных отношениях в этом будет заинтересовано все общество и каждый индивид. При социализме люди будут “совершенно свободно развивать и применять все свои силы и способности”.
Утверждая, что в условиях социалистического общественного строя все люди станут обладать разносторонним знанием производства и станут выполнять различные виды труда, Маркс и Энгельс, разумеется, не считали, что при социализме не будет специалистов. Они имели в виду, что в новом обществе исчезнет характерный для капитализма “профессиональный идиотизм и всем его членам будет обеспечена возможность свободного выбора и смены профессий.
Освобожденные от гнетущей заботы о куске хлеба, люди при социализме, согласно учению основоположников марксизма, смогут в полной мере овладевать наукой и искусством. Расширится их кругозор, разовьется тонкое эстетическое восприятие, высокие моральные качества, они станут значительно крепче физически; все это потому, что в условиях социализма в подлинном расцвете каждой человеческой личности заинтересовав весь коллектив.
В обеспечении всестороннего развития всех членов социалистического общества ведущую роль призвано сыграть воспитание. Раскрывая в “Инструкции”, что именно коммунисты понимают под воспитанием, Маркс называл: “Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнения ми. В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств
Умственное воспитание
В формировании всесторонне развитых людей Маркс отводил ведущее место умственному воспитанию. Это вытекалоиз его отношения к науке, которая была для него, по словам Энгельса, “исторически движущей революционной силой”.
Создав подлинно научное и в то же время подлинно революционное мировоззрение, Маркс и Энгельс дали тем самым возможность разрешить на новой методологической основе проблему умственного воспитания подрастающего поколения. Задачей умственного воспитания они считали сообщение детям подлинных знаний о природе и обществе и выработку у них на этой основе последовательного материалистического мировоззрения, необходимого им для успешного участия в деятельности, в революционной практике.
Марксистское требование научности образования предполагает его полную светскость, освобождение сознания трудящихся от религиозного дурмана.
Основоположники марксизма предъявляли серьезные требования к содержанию образования и его усвоению учащимися. Они считали необходимым дать им широкий круг общеобразовательных знаний, причем преподносить. их в строгой последовательности и системе, и решительно осуждали поверхностный подход к изучению учебных предметов. Маркс и Энгельс требовали, чтобы подрастающее поколение овладело в школе основами математики, химии, ботаники, зоологии. Большое значение они придавали изучению родного языка, в котором видели средство познания мира и развития мышления.. Очень важным они считали обучение подрастающего поколения и иностранным языкам для установления интернациональных связей пролетариата.
Маркс указывал на те трудности, которые приходится преодолевать человеку на пути к овладению знаниями. “В науке, - писал он,- нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.
В трудах основоположников марксизма мы встречаем ценные суждения об особенностях детского мышления. В одном из своих ранних произведений Маркс дал следующую меткую его характеристику. “Если, однако,- писал од,- теоретическое мышление ребенка имеет количественный характер, то суждения ребенка, как и его практическое мышление, имеет характер прежде всего практически-чувственный. Чувственная природа организма ребенка-это первая связь, которая соединяет его с миром. Практические органы чувств, преимущественно нос и рот, являются первыми органами, при помощи которых он оценивает мир.
Отмечая конкретный, чувственный характер мышления, детей, Маркс и Энгельс считали необходимым развивать у них способность к логическому мышлению, умение переходить от первичных представлений о конкретном явлении к раскрытию его сущности, вскрывать ту систему связей и отношений, в которые включено данное единичное явление.
Физическое воспитание
Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли вопросам физического воспитания пролетарской молодежи.
Маркс с возмущением говорил о том, что при капиталистическом способе производства силы рабочего не могут нормально развиваться, так как “при своей волчьей жадности к прибавочному труду капитал опрокидывает не только моральные, но и чисто физические максимальные пределы рабочего дня... Он похищает время, которое необходимо рабочему для того, чтобы пользоваться свежим воздухом и солнечным светом.
В гимнастике Маркс и Энгельс видели одно из важнейших средств, которое укрепляет физические силы человека и в то же время способствует преодолению того одностороннего развития, на которое его обрекает господствующая на капиталистической фабрике система разделения труда. Основоположники марксизма предлагали сочетать гимнастические упражнения с военным обучением. В этом сочетании они видели также необходимое условие для подготовки рабочей молодежи к грядущим революционным боям. С этой целью Энгельс, советовал пролетарской молодежи использовать всеобщую воинскую повинность, а тем молодым людям, которым приходится ее отбывать, уже имея образование, он рекомендовал приобрести в течение года военной службы подготовку, необходимую для командира.
В социалистическом обществе, как полагали Маркс и Энгельс, будут созданы все условия, обеспечивающие нормальное физическое развитие всех его членов. Оно будет осуществляться в единстве с полноценным развитием их умственных сил, с формированием у них сильной воли и характера.
Политехническое образование
Под технологическим, или политехническим, обучением Маркс имел в виду получение молодежью знании об общих научных основах крупной промышленности и приобретение практических умений и навыков в обращении с машинами.
Огромная заслуга основоположников марксизма состоит в том, что они обнаружили в современном им машинном производстве наличие общих научных основ и установили, что, как бы ни отличались друг от друга машины, используемые в различных отраслях производства, и совершающиеся в этих отраслях технологические процессы, все они построены на применении одних и тех же законов механики, физики, химии. “Технология,- по словам Маркса,- открыла.... те немногие великие основные формы движения, в которых необходимо совершается вся производительная деятельность человеческого тела, как бы разнообразны ни были применяемые инструменты,- подобно тому как механика, несмотря на величайшую сложность машин, не обманывается на тот счет, что все они представляют собой постоянное повторение элементарных механических сил. Отсюда следует, что знание основных законов природы и техники необходимо для того, чтобы ориентироваться во всей системе производства и усвоить общие научные принципы, на которых оно базируется.
Маркс и Энгельс полагали, что люди, обладающие должными общеобразовательными знаниями и общетехнической культурой, не только смогут разобраться в конструкции самых разнообразных машин, но и сравнительно легко и быстро научатся управлять ими.
Основоположники марксизма понимали, что требование вооружить рабочих полноценными технологическими знаниями встретит решительное сопротивление со стороны буржуазии и потому, естественно, сможет быть осуществлено лишь после свержения капиталистического строя. Только “неизбежное завоевание политической власти рабочим классом завоюет надлежащее место в школах рабочих и для технологического обучения, как теоретического, так и практического.
Политехническое образование, согласно учению Маркса и Энгельса, даст возможность рабочему, который при капитализме является простым придатком к машине, стать в условиях социализма полновластным хозяином производства. Они предвидели, что люди, всесторонне развитые, хорошо ориентирующиеся во всей системе производства, понимающие устройство машин и умеющие управлять ими, получат при разумном общественном строе широчайшие возможности для развития своей инициативы и творческой мысли, а это будет способствовать повышению производительности труда рабочих и подъему всего социалистического производства.
Воспитание пролетарской морали
Маркс и Энгельс уделяли много внимания воспитанию у подрастающего поколения определенных моральных представлений и соответствующего нравственного поведения. Научное разрешение проблемы нравственного воспитания, которое было впервые дано марксизмом, неразрывно связано с его учением о морали как одной из форм общественного сознания. Маркс и Энгельс установили, что нормы морали, являясь продуктом исторического развития, в условиях классового общества неизбежно приобретают классовый характер. Они разоблачили сущность буржуазной морали, показав, что в основе ее лежит интерес накопления капитала - “голый чистоган”.
Маркс и Энгельс разработали теоретические основы учения о новой пролетарской морали, признав нравственным такое поведение, которое способствует борьбе рабочего класса против гнета и эксплуатации. В процессе этой борьбы в среде лучших представителей рабочего класса зарождаются элементы новой пролетарской морали: верность народу, товарищеская взаимопомощь, умение поступиться личными интересами во имя торжества общего дела, революционная отвага, дисциплинированность.
Эта мораль по своей классовой сущности является пролетарской. Но рабочий Класс, освобождая человечество от всех и всяких форм эксплуатации, уничтожает и классы, как таковые. Поэтому пролетарская мораль, как подчеркивают основоположники марксизма, станет в конечном счете общечеловеческой. Свое полное развитие она получит в коммунистическом обществе, в котором будут установлены истинно человеческие отношения между людьми.
В содержание этой новой высокой морали, а следовательно, и нравственного воспитания основоположники марксизма включали развитие у пролетариата чувства патриотизма. Утверждая, что в условиях капитализма “рабочие не имеют отечества”, они призывали их свергнуть буржуазию и создать свои, пролетарские государства. Энгельс предвидел вероятность оборонительных войн, которые придется вести коммунистическим стра-
нам с выступающими против них капиталистическими государствами. В связи с этим он указывал, что член коммунистического общества “должен защищать действительное отечество, действительный очаг”; он “будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, с храбростью, перед которыми должна разлетаться, как солома, механическая выучка современной армии. Воспитание у рабочего человека готовности бороться за освобождение своего отечества от оков капитализма и защищать свою социалистическую родину основоположники марксизма неразрывно связывали с развитием у него пролетарского интернационализма, братской солидарности по отношению к трудящимся всех стран.
Важной стороной. пролетарской морали Маркс и Энгельс считали коллективизм. Они указывали, что в буржуазном обществе, представляющем собой “объединение одного класса против другого”, господствует “мнимая коллективность”, при которой личная свобода существует только для людей, принадлежащих к господствующему классу. Только в социалистическом обществе, как установили основоположники марксизма, индивид получает все возможности для своего всестороннего развития и ему будет обеспечена действительная личная свобода. В коммунистическом обществе подрастающее поколение будет воспитываться в духе социалистического гуманизма, в духе искренней любви и уважения к человеку.
Основоположники марксизма не только разработали теоретические основы пролетарской морали. Вся их личная жизнь была примером подлинного коммунистического поведения.Она была целиком и полностью отдана борьбе за счастье человечества, за торжество идей коммунизма.
Как человек Маркс отличался исключительной правдивостью, справедливостью, преданностью друзьям. Многолетняя дружба Маркса и Энгельса является идеалом высокой дружбы, основанной на общности интересов и полном единстве взглядов.
Маркс был прекрасным семьянином. Несмотря на большую занятость, он всегда находил время для воспитания своих дочерей, отправлялся с ними на загородные прогулки, принимал участие в детских играх, читал им вслух произведения мировой литературы. Маркс чрезвычайно любил детей. Он, по словам В. Либкнехта, был не только нежнейшим отцом, “его притягивали к себе, как магнит, и чужие дети, встречавшиеся на его пути, в особенности беспомощные и несчастные.
Эстетическое воспитание
Маркс и Энгельс считали, что всесторонне развитой человек должен понимать произведения искусства и быть способным любить прекрасное. Для этого ему необходимо дать соответствующее эстетическое воспитание. “Если ты хочешь наслаждаться искусством,- писал Маркс,- то ты должен быть художественно образованным человеком. Но при этом он подчеркивал, что для развития у человека эстетических чувств требуются благоприятные общественные условия. При капитализме искусство является достоянием имущих классов и недоступно трудящимся. Только победа пролетариата, как гениально предвидели основоположники марксизма, обеспечит расцвет искусства и сделает его подлинно демократическим. Они неоднократно указывали, что произведения искусства, обладающие должной идейной направленностью и высокими художественными достоинствами, являются эффективным средством познания действительности. Маркс называл искусство художественно-духовным освоением мира.
Содержание понятия «всестороннее развитие личности»
Маркс определил содержание всестороннего развития личности как цели воспитания следующим образом: ʼʼПод воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производствʼʼ*. В дальнейшем представления о содержании понятия ʼʼвсестороннее развитие личностиʼʼ конкретизировались и расширялись в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы.
* Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- М., 1960.-Т. 16.- С. 198.
Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В корне физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.
Умственное воспитание - специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечивается усвоением знаний основ наук в школе, использованием методов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стимулируют самостоятельную творческую деятельность учащихся.
Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков.
Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйстве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа трудового воспитания школьников - учебные занятия в школе и дома, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию.
Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, а также занятия в кружках, секциях, клубах художественно-эстетической направленности. Организация жизни, быта воспитанников, их окружения в соответствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим высоконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании, чем художественное просвещение и обучение.
Идейно-политическое воспитание
-
формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. По поводу возможности и тем более крайне важно сти подобного рода воспитательной работы в последние годы выдвигаются возражения: политические убеждения человек должен вырабатывать сам, он должен быть свободен в своих политических взглядах. Но в такой же мере это относится и к эстетическим, трудовым и другим взглядам и убеждениям человека. Речь идет не о принудительном внедрении в сознание воспитанника определенной идеологии (хотя в любом государстве работа средств массовой информации подчинена этой цели), а об оказании помощи детям в ориентации в общественной жизни, в деятельности базовых общественных институтов: органов управления государством, правосудия, законотворчества и др.
Размещено на реф.рф
Важнейшая задача идейно-политического воспитания - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.
Учитывая отрицательное отношение многих к термину ʼʼидейно-политическоеʼʼ, сформировавшееся в результате уродливо односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях данный термин заменяется на ʼʼгражданское воспитаниеʼʼ. Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и всегда будет существом общественным, а общественная жизнь - политизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной работы придается большое значение.
Осуществляется идейно-политическое воспитание не только в специально организованных формах работы (политинформации, обсуждение политических событий и др.), но и на уроках всех учебных дисциплин, особенно гуманитарного цикла, среди которых наиболее важное значение занимают история, литература и некоторые другие.
Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета͵ финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую актуальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена общества становится необходимым знание разнообразия форм собственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предприимчивость. В их базе - экономические знания, первоначальные навыки хозяйствования, в т.ч. участие в работе детских хозяйственных объединений (хозрасчетных бригад, кооперативов, ассоциаций, индивидуальной работы с использованием средств труда на базе окупаемости и получения прибыли). Пути и способы экономического воспитания школьников разработаны пока недостаточно, но ясно, что его осуществление должно быть связано прежде всего с организацией специальной деятельности детей по приобретению экономических знаний под руководством учителей и воспитателей и выработкой навыков финансово-хозяйственной деятельности. Особую роль в данном должны играть уроки трудового обучения, усвоение школьниками экономических знаний при изучении обязательных и факультативных курсов соответствующей направленности.
Экологическое воспитание - это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как крайне важно й и незаменимой среды обитания человека. Необходимость экологического воспитания актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воздействия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей существенный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон. Бытовавшее до недавнего прошлого представление о природе как безграничной кладовой с неистощимыми ресурсами средств существования человека оказывается неверно в эпоху научно-технической революции. В этих условиях знаний, полученных при изучении биологических дисциплин, становится недостаточно для оценки истинного соотношения человеческой деятельности и состояния природной среды, биосферы в целом. Воспитание у каждого человека чувства ответственности за состояние природных сообществ, причастности к делу сохранения экологического равновесия и преодоление утилитарно-практического отношения к природе является задачей экологического воспитания.
Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связывался с этими понятиями. Но что необходимо для счастья человека? При каких действиях он чувствует себя свободным? Для педагогики эти вопросы важны тем, что ответы на них раскрывают содержание цели воспитания, следовательно, и содержание самого воспитания в значительней мере.
философия дает ответы на вопросы о сущности счастья и свободы, но единого учения об этических категориях в философии, как и в других науках, нет.
Древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, центральными качествами которой являются мудрость, здоровье, благородство. В «Диалогах» Платона мы находим утверждение, что счастливым может быть только человек мудрый. Мудрость же не только в философских рассуждениях, но и в правильном использовании вещей на основе знания, сочетающегося с умением что-то делать и пользоваться сделанным. Мудрости можно научиться, она не придет сама собой (см.: Платон. Диалоги. - М., 1986. - С. 113-135).
Мудрыми, а значит, и счастливыми могут быть и мастер игры на флейте, и грамматик (мастер написания и прочтения текстов), и искусный кормчий, военачальник, врач и плотник. Трудолюбие как способность завершить избранное дело, как добровольная терпеливость и безупречная способность к труду тоже должны быть присущи человеку (см. там же. - С. 429).
Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блаженство, радость жизни), составляло цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царивший в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и ду- х °вных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания.
В Средние века почти повсеместно на Земле господствовала подчинения и служения человека Богу. В значительной мере ^а в несколько измененном виде сохранилась и до нашего вре-
е Ни. Различные религиозные учения - буддизм, магометанство, Рйстианство, иудаизм и т.д. - имеют свои особенности. Общим
я Них в отношении цели воспитания является подчинение по-
мыслов и дел человеческих служению Богу. Воспитание к н сформировать такую личность, которая все свои мысли и д ел ° посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной Жизни на небесах после перехода в другой мир. Счастье подлинное - в вечной жизни. Земная жизнь - лишь подготовка к ней. И она определена божественным проведением. Смирение, посвящение дел своих церкви, усердие в исполнении религиозных обрядов стойкость в вере и отстаивании ее интересов, надежда на божественную помощь, спасение и понимание неотвратимости наказания за грехи. На этих положениях основано воспитание во всех религиозных школах.
В эпоху Возрождения поэты и художники (Данте, Рафаэль и др.) вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе, провозглашению безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению об аскетизме и подчинении церкви. Великие географические открытия в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии зарождающейся буржуазии - философии активного преобразования мира, инициативы, предприимчивости, индивидуальной ответственности.
В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в окончательном и философ-ско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он наиболее полно раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем и гармоничном развитии личности было развито советскими педагогами (Н. К. Крупская, А. В.Луначарский, А.С. Макаренко, В. С. Сухомлинский и др.).
Обосновывается необходимость всестороннего и гармоничного развития личности тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности каждого члена общества становится не благим пожеланием, а объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой - потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отношений.
Личностно-психологической основой этой цели является е с " тественное стремление человека к совершенствованию и совер" шенству.
Это справедливо считается необходимой основой для послеДУ" ющего освоения любой специальности.
Проблема способностей самым тесным и непосредственным образом связана с всесторонним развитием личности, которое в современных условиях выдвигается как одна из важнейших задач коммунистического воспитания.
Труды классиков марксизма дают основание для того, чтобы связать философскую и социальную проблемы всестороннего развития личности с развитием способностей. Выявление этой связи важно для данного исследования потому, что, как уже говорилось, проблему способностей нельзя отрывать от общественно-исторического развития.
К. Маркс писал, что «человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следова-1ельно, как целостный человек»*. Ставя вопрос о связи способностей с всесторонним развитием личности, марксизм-ленинизм, по существу, раскрывает общественную природу способностей, указывает, что их развитие представляет собой общественный процесс. Несомненно, что всестороннее развитие личности предполагает общественную необходимость ее совершенствования.
Всестороннее развитие личности - большая и сложная социальная проблема, актуальность которой особенно возрастает в условиях социализма и перехода к коммунизму. В Программе КПСС сказано, что в процессе строительства коммунистического общества увеличиваются «возможности для развития способностей, дарований, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства» 2 .
" Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения т 42, с 120 2 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с, 412.
Проблеме всестороннего развития личности в последние годы посвящено значительное число работ философов, социологов. По этой теме имеются как отдельные статьи, так и монографические работы. Кроме того, на страницах журнала «Вопросы философии» была проведена дискуссия на тему: «Разделение труда и всестороннее развитие личности» 3 . В 1975 г. состоялась Всесоюзная научная конференция на тему: «Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности».
Следует отметить, что в научных публикациях многие вопросы этой сложной проблемы получили более или менее четкое обоснование. В частности, в работах последних лет проблема всестороннего развития личности закономерно связывается с проблемой развития способностей индивида 4 , с развитием его психологических особенностей. Вместе с тем многие аспекты этой проблемы разработаны недостаточно, имеются неясности. Так, отсутствуют более или менее четкое определение самого понятия всестороннего развития личности и его критерия.
Хотя целью данного исследования не является специальный анализ проблемы всестороннего развития личности, но без понимания его содержания нельзя раскрыть социальный аспект развития способностей.
3 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности. М., 1963; Мялкин А. В. Свободное время и всестороннее развитие лич-" ности. М., 1963; Байкова В. Г.. Дучал А. С., Земцов А. А. Свободное время и всестороннее развитие личности. М., 1965; Кайда-лов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие человека. М., 1968; «Вопросы философии», 1962, № 10; 1963, № 3, 4, 9, 11;
Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.", 1971";
Ьуева Л. П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М., 1971; Мялкин А. В. Личность и строительство комму-
mз!лa poc " ГOB "/ п - 197\ "" Всестороннее развитие личности. Тула 1972; Духовное становление человека. Л., 1972; Устинов А. Ф. Роль
воспитания в формировании личности. Грозный, 1972; Литвинов ". " Труд и быт как факторы формирования личности. Тула, 1973;
Мамчур А. Л. Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме. Киев, 1973; Коммунизм и социальный прогресс. Л., 1973; Личность и проблемы коммунистического воспитания. Воро-" неж, 1973; Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974.
4 Батенин С. С. Критерий прогресса личности.-В кн.: Личность при социализме. М.,1968, с. 109.
7 Т. И. Артемьева
ным изменением социальных условий при социализме и коммунизме, которые предоставляют для этого большие возможности. Безусловно, создание социальных условий, адекватных общественной природе индивида, имеет первостепенное значение. Классики научного коммунизма видели в этом одно из главнейших условий всесторонности развития личности.
При этом проблему всестороннего развития личности было бы недостаточно рассматривать лишь в негативном плане-в плане ликвидации ограничений, воздвигаемых на ее пути системой антагонистического разделения груда, противоречиями капиталистического общества и т. д. Она нуждается в позитивном решении, в раскрытии содержания развития личности при социализме и коммунизме. Необходим также показ тех позитивных социальных "сдвигов, которые способствуют развитию личности. В этой связи чрезвычайно важную роль, по нашему мнению, играет положение К- Маркса об индивидуальном потреблении. Кроме того, важно раскрытие не только характера изменения социальных сдвигов, но и процесса развития активности личности и характера тех изменений, которые происходят или должны произойти в самой личности под влиянием новых условий. А между тем эта сторона проблемы еще недостаточно проанализирована в работах советских исследователей.
Так, например, некоторые авторы связывают всестороннее развитие личности с высокой специализацией в какой-либо одной области, а также с широким кругозором и знанием основ науки в целом, с развитием умственных и физических способностей в производственной сфере 5 .
5 Всестороннее развитие «следует понимать в широком смысле слова, как развитие всех сторон, способностей и дарований личности во многих сферах деятельности: общественной, духовной, нравственной, физической. Оно должно осуществляться в тесном единстве и на основе трудовой деятельности... Когда речь идет о перемене деятельности, о ликвидации жизненной привязанности к одной профессии в сфере материального или духовного производства, следует иметь в виду не уничтожение специализации и профессий, а перемену деятельности в пределах одной профессии и специальности, расширение профиля профессии, соединение в едином процессе труда физической и умственной деятельности» (Стру-ков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности с. 25- 27).
Кроме того, считается, что основным условием, снимающим односторонность развития личности, является перемена видов труда и ликвидация остатков старого разделения труда, при котором индивид насильственно закреплялся за тем или иным видом деятельности. Само же всестороннее развитие личности понимается опять-таки как развитие способностей в ряде специальных областей деятельности.
Э. Струков, например, наряду с социальными условиями, подчеркивает также значение и роль субъективного фактора во всестороннем развитии личности, однако этот вопрос он не анализирует в полной мере. Пытаясь раскрыть содержательную сторону всестороннего развития личности и связывая последнее со способностями, Э. Струков пишет: «Всестороннее и гармоническое развитие человека как раз и характеризует постоянное стремление к максимальному развитию своих способностей, причем не одной, а многих или нескольких... всестороннее развитие личности немыслимо без систематического накопления знаний» 6 .
Как видно из сказанного, автор всестороннее развитие личности связывает с развитием «многих или нескольких» способностей, с систематичностью накопления знаний. Если с первым признаком - развитие способностей - можно согласиться, то второй - систематическое накопление знаний (такая точка зрения характерна для многих авторов) - вызывает сомнение по той хотя бы причине, что, видимо, нельзя установить необходимый и достаточный объем знаний как какой-то эталон, который являлся бы достоверным показателем всесторонности развития личности.
К взглядам, связывающим всестороннее развитие личности с переменой труда, относится и позиция Д. П. Кай-далова. Он считает, что перемена труда-это то основное условие, которое обеспечит всесторонность развития.
Автор делает некоторые уточнения по этому поводу. Так, он пишет, что ликвидация разделения труда между людьми, разнообразие трудовой деятельности означают свободное чередование не всех, а только тех видов труда, которые обеспечивают здоровое, гармоническое развитие человека, его физических и духовных способностей и
8 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности, с, 53. 7* 155
создают возможность для освоения новых видов деятельности. Это означает «отсутствие каких-либо ограничений в выборе родов деятельности, в характере "их перемены, в свободном и всестороннем проявлении личности, ее огромных творческих возможностей» т.
Г. П. Орлов связывает всестороннее развитие личности с проблемой свободного времени. Суть последнего, его предназначение состоит в том, чтобы человек имел возможность развивать свои многообразные способности. Он отмечает в этой связи, что, «чем больше свободного времени, тем в принципе больше возможностей для всестороннего прогресса человека. Роль свободного времени зависит и от характера его использования для духовного и физического развития, т. е. от содержания самой деятельности и отношения к ней человека...» 8
Связь проблемы всестороннего развития личности с проблемой свободного времени закономерна. Сама постановка этого вопроса является свидетельством того, что в пределах «трудового» времени человек не может развить все имеющиеся у него способности. Представляется, что свободное время-это то, в течение которого развиваются потенциальные способности человека, не могущие быть реализованы и развиты им в каком-то одном специальном виде деятельности.
У Е. А. Ануфриева всестороннее развитие личности выступает зависимым от социальных условий. «Главное во всестороннем развитии личности состоит в создании реальных условий не только для развития, но и для реализации всех потенциальных возможностей каждого человека» 9 . Создание социальных условий, благоприятных для развития личности,-одна из первых задач, которая решается обществом. Однако необходимо более детальное раскрытие того, какие из данных условий реально влияют на развитие личности; на это обращается недостаточное внимание.
По Ануфриеву, всестороннее развитие личности-это прежде всего процесс развития ее творческого потенциа-
7 Кайдалов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие человека, с. 107.
8 Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974, с. 42.
9 Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971, с. 128.
да, стремление добиться такого положения, чтобы он стал непрерывным.
А. В. Мялкин связывает рост всесторонности с развитием и применением способностей человека.По его мнению, «всесторонность развития личности предполагает такое развитие человека, когда все его способности применяются и развиваются обществом, становятся общественным достоянием». «Непременными качествами всесторонне развитой личности является способность к \ мственному и физическому труду, к активной общественной деятельности, коммунистическая убежденность, высокая этическая и эстетическая культура» "°,- пишет А. В. Мялкин.
К этой же точке зрения примыкают и взгляды В. П. Рожина, который считает, что всестороннее развитие личности включает в себя ее участие в творческом производительном труде, деятельное участие в сфере коммунистического общественного самоуправления, а 1акже в разных сферах духовной жизни, в создании изобилия духовных и культурных благ ".
Эти попытки дать определение всестороннего развития личности путем детального перечисления его признаков, как правило, оказываются неплодотворными и более всего уязвимыми. Представляется, что нужно идти по линии углубленного раскрытия его социальной сущности и содержания.
Само собой разумеется, что для всестороннего развития личности большое значение имеет перемена видов труда, создание профессий широкого профиля, так как это расширяет кругозор личности, увеличивает ее знания и т. д.
Однако далеко не всегда о человеке, который участвует в различных видах труда и даже сочетает различные профессии, можно говорить как о всесторонне развитой личности. Имеется немало примеров, когда люди меняют профессии, сочетают различные виды деятельности, но о многих из них можно скорее говорить как о дилетантах, а не как о всесторонне развитых личностях. И это естественно, так как перемена труда-это необходимая
" 0 Мялкин А. В. Личность и строительство коммунизма. Ростов н/Д, 1971, с. 7, 8.
1 *7 I 1, t_. / , О.
См.: Рожин В. П. Коммунизм и личность. Л., 1962, с. 49.
предпосылка, условие всестороннего развития, но этим вся проблема отнюдь не решается. Необходимы не только сами по себе внешние условия, но прежде всего активная позиция самой личности, ее стремление использовать внешние благоприятные условия в интересах собственного развития.
Из положения К. Маркса о функциональном потреблении следует, что человек, владеющий несколькими видами деятельности, может быть только исполнителем. В этой связи можно также сослаться и на высказывание Б. М. Теплова, который считал, что всесторонне развитым может быть и человек, который занимается только одним каким-то видом деятельности. Он писал: «Речь идет не о числе специальностей, а о широте одаренности и о разносторонности ее развития. Человек может иметь только одну специальность и быть в то же время очень разносторонним... Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности» 12 .
Из всего этого следует, что всестороннее развитие личности было бы недостаточно связывать лишь с наличием благоприятных социальных условий, с возможностью перемены деятельности, с количеством ее видов и др. Практика показывает, что благоприятные условия могут быть использованы человеком и во имя его всестороннего развития, и во имя личной корысти, а многообразие видов деятельности может служить показателем как всесторонности личности, так и ее дилетантства. Вместе с тем человек, всю жизнь занимающийся одним видом деятельности, может быть всесторонне развитым.
Некоторые авторы одним из главных условий всестороннего развития личности считают правильное сочетание умственного и физического труда. Ставится акцент на слиянии умственного и физического труда как важнейшем показателе всестороннего развития личности. Конечно, такое слияние выступает существенным условием всестороннего развития личности. Однако и в данном случае было бы неверно недооценивать позицию самой личности - во имя чего направлено ее развитие.
12 Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 37. 158
Следует отметить, что указанные отличительные признаки всесторонности не могут служить достаточным основанием для получения критерия всестороннего развития личности, так как за небольшим исключением они не учитывают самого человека, личность в ее развитии. Иными словами, достижение определенного уровня знаний, влияние перемены труда и другие факторы хотя и должны входить в характеристику всестороннего развития личности, однако исчерпывающий его критерий нельзя дать без раскрытия содержательной, качественной стороны этого процесса в самой личносги.
Критический анализ понимания всестороннего развития личности как усвоения суммы знаний дан Ю.Н.Давыдовым. Он справедливо предостерегает от такого понимания всестороннего развития, согласно которому якобы каждый индивид должен усвоить, поглотить все знания, умения, способности, которые присущи всему обществу. Эта задача, естественно, непосильна для человека, да к тому же в этом нет и общественной необходимости. Поэтому можно лишь присоединиться к положению автора, что «нет ничего ошибочнее такого представления о всестороннем усвоении универсальной культуры коммунистическим индивидом, когда это «усвоение» представляется чем-то вроде индивидуального «поглощения» (родственного «потреблению») всей суммы знаний, умений и способностей, которыми обладают все остальные участники коммунистической ассоциации. Не говоря уже о том, что такое представление безнадежно утопично...» И далее: «Требовать такого «всестороннего» развития индивида, при котором он проделал бы для себя весь путь развития наук, «распредмечивая» каждую научную идею, еще хуже, чем требовать от него, чтобы он прошел все стадии изготовления булавки» ".
Мысль Ю. Н. Давыдова об утопичности подобного представления весьма справедлива.
В самом деле, в суждениях такого рода слишком безгранично толкуются возможности каждого человека. Но если учесть, что современная эпоха характеризуется и ускоряющейся специализацией, и тем, что, как пишет академик А. М. Румянцев, продолжающая возрастать специализация труда и знаний создает невозможность
13 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М., 1962, с. 121, 123.
для отдельного человека совладать с потоком информации даже в рамках сравнительно узкой профессиональной сферы 14 , и бурным развитием вновь появившихся наук, и развитием вглубь тех отраслей научного знания, история которых исчисляется десятилетиями, а также тем, что жизнь каждого человека предельна и что у человека есть какой-то максимум в развитии его возможностей, то понятно, что такие суждения не имеют для себя достаточных оснований.
Основной тезис, из которого исходит Ю. Н. Давыдов, таков: в ходе перестройки общественных отношений будет происходить «производство всесторонне развитых, творческих и свободных индивидов» ". Связывая процесс развития всесторонне развитой личности с «производством самой формы общения», он пишет: «Суть проблемы - в такой социальной организации усвоения всеобщих продуктов человеческой культуры, при которой знания каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолжением моих знаний. Способности каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолжением моих собственных способностей. Умения каждого другого индивида были бы не границей, а продолжением моих индивидуальных умений. Здесь - основа решения проблемы всестороннего универсального развития коммунистического человека» ".
Таким образом, Ю. Н. Давыдов считает, что основной путь формирования всесторонне развитой личности лежит в сфере создания общественных отношений, организация которых должна быть такой, чтобы индивид имел всестороннее общение со всеми другими индивидами, чтобы способности каждого индивида выступали не границей, а продолжением моих способностей, умений.
Как мы видели, всестороннее развитие личности связывают с деятельностью, общением, познанием и т. д. Однако для психологического анализа такое рассмотрение достаточно абстрактно. Кроме того, деятельность, общение и познание как разные направления развития личности должны быть связаны между собой применительно к конкретной личности. Такая связь этих различ-
14 См.: Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука.-«Вопросы философии», 1968, № 11, с. 13.
15 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода, с. 116.
16 Там же, с. Г21-122.
ных форм (деятельности, общения и познания) по отношению к конкретной личности осуществляется в ее жизнедеятельности.
Проблема жизнедеятельности индивида имеет объективную и субъективную (психологическую) стороны. Анализ объективной стороны жизнедеятельности индивида дает возможность выявить всю совокупность социальных предпосылок, объективных условий его развития. Смысл такого подхода заключается в том, что социальные условия рассматриваются конкретно, по отношению к данному индивиду как определенному общественному существу, или, говоря словами Маркса, «особенному» общественному существу. Анализ этой стороны его жизнедеятельности вскрывает объективные возможности его всестороннего развития.
Рассмотрение субъективной стороны жизнедеятельности индивида показывает, как он использует эти объективные возможности для применения и развития своих способностей. В этом смысле можно говорить, например, об организации индивидом своей жизнедеятельности в широком смысле слова, о выявлении им своих возможностей, о соотношении их с действительными условиями его жизни. Такое превращение объективных возможностей в действительность находит свое выражение в выборе индивидом той или иной профессиональной деятельности, в последовательности реализации его жизненной линии, направленной на применение способностей при изменившихся жизненных обстоятельствах (успехе или неуспехе и т. д.), в сознательной перемене им одного вида деятельности на другой в соответствии с обнаруженными способностями.
Соотношение объективной стороны жизнедеятельности индивида с его субъективными возможностями раскрывает вопрос: какие из своих способностей он развивает, носит ли его развитие случайный или закономерный, сознательный или интуитивный, целостный или односторонний характер?
В качестве примера одностороннего соотношения личности и ее способностей может быть приведен случай развития так называемых вундеркиндов. Его особенность, состоящая в абсолютизации одной какой-либо способности и ее эксплуатации взрослыми, приводит к отставанию развития всей личности от опережающей его какой-либо
одной способности. Материалы наблюдений (опубликованные в США) показывают, что, как правило, основная;
масса «вундеркиндов» с наступлением взрослости не может соотнести свои способности со своими притязаниями,. с существующими социальными условиями, в которых происходит деятельность, не проявляет достаточной активности, ответственности и т. д.
Когда речь идет о всестороннем развитии личности, то подразумевается не просто конгломерат разных способностей, а связанная воедино совокупность наиболее существенных для данной личности свойств - способностей, развитие которых происходит во всей жизнедеятельности личности.
В процессе своей жизнедеятельности личность выступает как существо активное, причем эта активность выражается не только в осуществлении ею различных видов деятельности, но и в общении личностей друг с другом. Иначе говоря, проблема всесторонности личности-это и проблема «другой человек», «другая личность», проблема общения ее с другим человеком. В общении с другим человеком многие потенциальные свойства и особенности личности могут получить свое наиболее адекватное развитие, при этом даже большее, нежели в каком-то» конкретном виде деятельности. Иначе говоря, в понятие «всестороннее развитие личности» органически входит сам принцип общения людей друг с другом, раскрывающий то, что получает данная личность в результате общения и в каком направлении это общение происходит.
В этой связи прав, по нашему мнению, М. С. Каган, который считает, что гармонически развитая личность утверждает «себя в мире как существо познающее, оценивающее, действующее и общительное» ".
М. С. Каган критикует такую трактовку всестороннего развития личности, которая ограничивает его возможностью овладения многими профессиями, свободного перехода от одного занятия к другому и т. д. По его мнению, «всестороннее развитие личности предполагает нечто иное. Это понятие лишается какой бы то ни было утопичности, если интерпретировать его как развитие всех видов деятельности, которые составляют структуру
17 Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельности.-«Философские науки», 1970, № 5, с. 51.
личности,-деятельности преобразовательной, коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, художественной». .При этом автор исходит из того, что «идеальной следует считать такую ситуацию, при которой личность сможет так или иначе участвовать во всех направлениях деятельности, раскрывая и утверждая себя в полноте своих личностных человеческих качеств» 18 .
Наконец, имеются и такие взгляды, согласно которым всестороннее развитие личности связывается, во-первых, с созданием социальных условий, снимающих какие бы то ни было ограничения, препятствующие этому развитию; во-вторых, с развитием самосознания, с новым типом отношения к миру, к обществу, «к своему собственному бытию, к своему собственному сознанию»; в-третьих, с возникновением новых качественных изменений, которые произойдут под влиянием новых общественных условий. Наиболее выпукло эта точка зрения выражена в статье 3. Н. Файнбурга. Он пишет: «...всесторонне развитая личность есть не простое увеличение (или уменьшение) каких-то свойств, качеств современной личности, не просто механическая экстраполяция какого-либо из ныне существующих типов личности на новые социально-экономические условия жизни человечества и человека. Всесторонне развитая личность суть нечто качественно новое, возникающее на базе научно-технической и социальной революции» 1Э.
Мы остановились лишь на наиболее характерных точках зрения относительно всесторонне развитой личности. Но и они показывают, что, несмотря на известные положительные моменты в них, в целом разработке этой проблемы присущи в значительной мере описательность и декларативность, что уже справедливо отмечалось в нашей печати.
Так, академик А. М. Румянцев пишет: «Очень часто, говоря о человеке будущего, ограничиваются сугубо описательным и перечислительным представлением: физическое совершенство, широта образования, общественная активность, эстетическая чуткость, культура и тонкость эмоций и т. д.... Было бы ошибкой понимать всесторон-
18 Каган. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974, с. 307, 308.
19 Файнбург 3. Н. Перспективы научно-технической революции и развитие личности-«Вопросы философии», 1969, № 2, с. 42.
нее развитие личности в просветительском плане, рисовать человека будущего при помощи простой арифметической суммы достоинств, вне системы общественных связей, заключающей действительную тайну его всесторонности» 20 . И далее: «Некоторые утешают себя древним изречением:
«Знать все о немногом и немного обо всем». Увы, в наши дни нельзя знать даже о немногом. Знание же «немного обо всем» грозит оказаться обычным дилетантизмом... Понятно, что проблема, видимо, заключается вовсе не только и не столько в объеме знаний, а прежде всего в уровне и принципах мышления. Современный уровень мышления неизбежно формируется у каждого индивида на сравнительно ограниченном познавательном материале, но строгость и гибкость этого мышления могут иметь универсальный характер... Но главное-проблема создания всесторонне развитой и свободной личности сводится к созданию всесторонне развитого и свободного общества» 21 .
Иными словами, главный путь формирования всесторонне развитой личности-это создание прежде всего всесторонне развитого и свободного от всяких социальных ограничений общества. Коренные изменения социальных условий должны, в свою очередь, привести к коренным изменениям личности.
Итак, создание раскрепощающих человека социальных условий имеет первостепенное значение для всестороннего развития личности.
В существующих интерпретациях всесторонности развития личности зачастую упускаются из виду, во-первых, качественно-содержательный анализ деятельности самого индивида, служащей показателем его способностей и той общественной позиции, которую он занимает (например, к управлению государством, для работы на ответственных постах привлекаются ведь не только способные люди, но люди с правильным коммунистическим мировоззрением, с правильным отношением к труду, к другим людям). Думается, что в критерий всесторонности личности должна входить составной частью общественная позиция личности, или, иначе говоря, то, во имя чего при-
20 Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука «Вопросы философии», 1968, № 11, с. 11-12.
меняются его знания, способности, навыки, осуществляется перемена труда и т. д.
Во-вторых, отсутствуют четкие характеристики, связанные с психическими особенностями самого индивида, без которых трудно понять возможности его развития. Исследование данной проблемы, как правило, ведется на уровне социологического анализа, в то время как психологический ее аспект нередко упускается из виду. Между тем без всестороннего учета психологических особенностей индивида эта проблема не может быть успешно решена.
В-третьих, не учитывается социальный запрос на конкретную «форму» всестороннего развития личности, соответствующую данным конкретно-историческим условиям.
В исследованиях, посвященных всестороннему развитию личности, почти не затрагивается вопрос (а если и затрагивается, то вскользь) о различии самих этих всесторонне развитых личностей, а тем более о том, в чем конкретно выступит это различие. Более того, иногда представляется, будто всестороннее развитие индивидов приведет к их уравниванию, стандартизации. А между тем и в условиях развитого коммунизма всесторонне развитые индивиды не будут походить друг на друга.
По этому поводу пишут, например, В. И. Белозерцев и В. А. Фомина: «Коммунизм обеспечивает возможности для развития всех способностей человека, но это не значит, что способности у всех будут развиты в равной мере и что у всех людей будут одинаковые способности, ибо, помимо всего прочего, способности определяются и особенностями каждого человека» 22 . О различиях в способностях людей при социализме и коммунизме пишут А. К. Курылев, Г. М. Гак.
О том, что одинаковое развитие способностей людей нс только невозможно, но и нежелательно, пишут Э. В. Соколов и П. Л. Иванов 23 .
22 Белозерцев В. И, Фомина В. А. Коммунистическое разделение труда не исключает всестороннего развития человека.- «Вопросы философии», 1963, № 9, с. 37.
23 См: Кцрылев А. К. Диалектика развития социального равенства в социалистическом обществе - В кн: Диалектика материальной и духовно:"! жижи общества в период строительства коммунизма. М 1966 с 106; Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М., 1967; Соколов Э. В, Иванов П. Л. Всесторонне" и гармоническое развитие личности.- В кн.: Коммунизм и личность. Л, 1966.
Стержнем проблемы всесторонне развитой личности при наличии необходимых социальных условий выступает сам индивид, общественное развитие его психологической природы, и в первую очередь его способностей. так как именно способности более всего связаны с деятельной сущностью человека.
Конечно, всестороннее развитие человека не сводится только к развитию его способностей. Большую роль в этом играет и развитие потребностей, интересов, эмоций и пр. В данной работе предпринимается попытка понять всестороннее развитие лишь в плане развития способностей, которые составляют как бы его ядро.
Еще в детстве услышал фразу, она мне понравилась: «Одностороннее развитие приводит к недоразвитости». Американцы, которые так гордились узкой специализацией и своими узкими специалистами, столкнулись с интересным парадоксом наших советских специалистов, уехавших туда.
Оказалось, что человек, у которого одна специальность, какая бы она ни была узкопрофильная, и как бы хорошо он ни разбирался в этом своем профиле, значительно хуже решает какие-либо новые задачи, чем человек, который владеет двумя-тремя специальностями, а тем более – тремя-четырьмя. И чем менее связаны между собой эти специальности, тем эффективней широкопрофильный специалист ориентируется в нахождении новых подходов и решений. То есть, опять таки, человек с развитыми лепестками более успешен.
Что же значит в нашем понимании Всестороннее Гармоничное Образование?
Под Всесторонним мы подразумеваем пять основных сфер жизни человека.
- Физическое развитие. Всем понятно, что если ребенок нездоров, то все остальное развитие переходит на больничный режим.
- Интеллектуальное развитие. Это логика, общие знания о Мире, о себе. Умение работать со своим сознанием.
- Социальное развитие. Общение, умение передать другим свои желания, мысли. Умение понимать других. Умение находить решения в ситуациях, связанных с другими.
- Эмоциональное развитие. Это внутренняя сфера. Умение различать, управлять своими чувствами, эмоциями. Умение не поддаваться на провокации, манипуляции. А также умение определять чувства других, умение сопереживать, сочувствовать.
- Духовное развитие. Или, как мы говорим для тех, кто боится религиозных и прочих сект, Морально-нравственное развитие (мы не религиозное и не политическое объединение). Это общечеловеческие ценности и законы. Это восприятие себя, как части Мирозданья.
Гармоничное – это близко к музыке. Можно провести параллель с музыкальной гармонией, когда все звуки взаимосвязаны и выстроены таким образом, что создается целостная, красивая мелодия. Так и в человеке очень важна цельность. Начиная от внутреннего стержня ценностей и принципов и заканчивая мелкими привычками, внешними атрибутами.
Всестороннее гармоничное развитие – это овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части. Всестороннее гармоничное развитие – это когда одно поддерживает другое. Перетекает, пронизывает, взаимодействует, усиливает. Без этого значительно труднее достичь полноценной жизни. Нужно гармонично развивать в первую очередь детей – самую благодарную почву для знаний. Вместе с тем, обучать детей эффективно можно лишь в том случае, когда с их родителями занимаются еще более активно, чем с детьми.
Странное явление наблюдается повсеместно. Для всех совершенно ясно: человек, не умеющий читать или писать, не может обучить другого чтению или письму.
Как же научить ребенка быть здоровым? Счастливым? Успешным?
Вывод, на мой взгляд, очевиден…
Личный пример ЗАРАЗИТЕЛЕН!
Открытые мероприятия |
||
---|---|---|
чт, 4 Апреля, 2019 - 17:15
Одесса |
Обучение чтению Орфей, Центр интеллектуального развития |
1000 грн |