Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе очень актуальной становиться проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей. Но очень часто наблюдаются проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения. Часто присутствует излишняя опека со стороны взрослых, наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Чувство любви к Родине зарождается в семье. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Цель проекта: укрепление детско-родительских отношений, укрепление и развитие сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах развития, воспитания детей.

Задачи:

  • Образовательны е:
    • формирование у детей представления о семье, родственных связях, семейных традициях, семейных реликвиях;
    • формирование у детей представлений о профессиях родителей;
    • закрепление знаний детей об именах, отчествах, фамилиях.
  • Развивающие :
    • расширение кругозора и обогащение словарного запаса детей;
    • развитие познавательных способностей у детей, активное включение их в творческо-поисковую деятельность;
    • совершенствование стиля партнёрских отношений.
  • Воспитательные :
    • воспитание у детей любви и уважения к членам семьи, обучение проявлению заботы о родных людях.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье».

Участники проекта : дети – родители – педагоги.

Возраст детей: старший дошкольный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта : проект рассчитан на шесть месяцев (январь-июнь).

Защита проекта приурочена к Всероссийскому Дню семьи, любви и верности.

Этапы работы:

1. Подготовительный:

– определение объекта изучения (семья, семейное древо, семейные традиции),
– подбор литературы о семье,
– подбор репродукций картин, иллюстраций по теме,
– разработка конспектов НОД, развлечений.

2. Исследовательский:

– знакомство с семейными традициями,
– знакомство с семейными реликвиями,
– знакомство с профессиями родителей.

3. Продуктивный:

– создание книжки «Моя семья» (рассказы детей),
– оформление альбома «Моя мама»,
– оформление альбома «Мой папа»,
– оформление альбома «Что в имени тебе моем»,
– оформление альбома «Семейное древо»,
– оформление альбома «С чего начинается Родина?» (герб семьи),
– создание картинной галереи «Моя семья» («Мой портрет», « Моя любимая мамочка», «Моя семья»).

4. Заключительный

– обобщение результатов работы,
– презентация проекта,
– оформление выставки альбомов,
– семейный праздник «У самовара».

Способы организации:

  • игровая деятельность,
  • непосредственная образовательная деятельность,
  • продуктивная деятельность,
  • развлечения,
  • семейные праздники.

По ходу проекта могут появиться некоторые затруднения:

  • В группе есть неполные семьи.
  • Разная национальность членов семьи.
  • Есть в группе приемные дети.
  • У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД РАБОТА С ДЕТЬМИ

Образовательная область

Сроки проведения

Интеграция с другими образовательными областями

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

ОО «Социализация» Просмотр мультфильмов:
В.Катаев «Цветик-семицветик»,
р.н.с. «Снегурочка», «Морозко» ,
«Три орешка для Золушки» и другие
февраль – май ОО «Познание»
ОО «Коммуникация»
ОО «Здоровье»
ОО «Безопасность»
ОО «Физическая культура»

ОО «Труд»
ОО «Музыка»
Дидактические игры:
«Кто старше?»,
«У кого сегодня день рожденья?»,
Упражнения: «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?»,
«Огорчится ли мама, если…»,
«Кем быть»,
«Кому что нужно для работы»,
«Чьи детки?
февраль – май
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»,
«Магазин»,
«Парикмахерская»,
«Больница»,
«Ветеринарная клиника»,
«Строители»,
«МЧС»
февраль – июнь
Непосредственная образовательная деятельность:
«Вместе весело шагать»
«Моя маленькая родина»
«Моя родина Россия»
«Все профессии важны»
«Мое имя»
«Права и обязанности в семье»
февраль – апрель
Праздники:
Моя спортивная семья
8 марта – женский день
День защиты детей
День семьи
февраль
март
июнь
ОО «Безопасность» Беседы:
Правила работы с ножницами, клеем.
Безопасное поведение на природе.

февраль – май

ОО «Познание»
ОО «Труд»
ОО «Коммуникация»
ОО «Труд» Самообслуживание и детский труд:
Дежурства
Коллективный труд
Трудовые поручения
Самостоятельная продуктивная досуговая деятельность
февраль – июнь ОО «Безопасность»
ОО «Познание»
ОО «Коммуникация»
ОО «Художественное творчество»
ОО «Музыка»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВРЕ РАЗВИТИЕ

ОО «Коммуникация» Непосредственная образовательная деятельность, беседы:
“Моя дружная семья”,
“Папа – мой лучший друг” и др.
«Что для меня значит мама»
«Моя бабушка – моя лучшая подруга»
«Как я помогаю дома»
и др.
февраль
февраль
март
март
ОО «Социализация»
ОО «Познание»
ОО «Здоровье»
ОО «Безопасность»
ОО «Физическая культура»
ОО «Чтение художественной литературы»
ОО «Музыка»
Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений
Обогащение словарного запаса, развитие связной речи
в процессе заучивания
февраль – май
Составление рассказов «Моя семья» апрель ОО «Художественное творчество»
ОО «Социализация»
ОО «Чтение художественной литературы» Чтение художественной литературы:
Стихи, сказки,
рассказы о детях:
О.Осеева «Честное слово», «Просто старушка»,
З.Александрова «Посидим в тишине» и др.
Ш. Перро «Золушка»
Братья Гримм «Госпожа Метелица»
Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
февраль – май ОО «Коммуникация»
ОО «Социализация»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТЕИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ОО «Художественное творчество» Непосредственная образовательная деятельность
«Мой портрет» (рисование)
«Портрет моей мамули» (рисование)
«Моя семья» (рисование)
Начальная буква имени (лепка)
Изготовление подарков для родителей
«Подарок для мамочки»
«Подарок папе»
Изготовление пригласительных билетов на праздник
Выставка рисунков «Моя семья»
февраль
март
апрель
май

март
февраль
май

ОО «Социализация»
ОО «Труд»
ОО «Познание»
ОО «Коммуникация» ОО «Безопасность»
ОО «Физическая культура»
ОО «Музыка»
ОО «Музыка» Слушание музыкальных произведений:
Слушание колыбельных, русских народных песен, песни о маме, папе, бабушке
Разучивание песен о маме «Нежная песенка», о бабушке «Песня о бабушке»
февраль – июнь ОО «Коммуникация»
ОО «Социализация»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ОО «Физическая культура» Пальчиковая гимнастика
«Этот пальчик –дедушка …»,
«Дружная семейка»,
«Эта долька для…»,
«Мы компот варили»,
«Мы капусту режим»,
«Мама нам пекла блины» и др.
Физкультминутки
февраль – май ОО «Здоровье»
ОО «Коммуникация»
ОО «Социализация»
ОО «Здоровье» Привитие культурно-гигиенических навыков весь период ОО «Труд»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Виды деятельности

Сроки проведения

Оформление альбомов «Я и папа»,
«Моя мамулечка»,
«Что в имени тебе моем»,
«Семейное древо»,
«С чего начинается Родина?» (герб семьи),
февраль
март
июнь
апрель
апрель
Акция “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка детского сада). май
Родительские встречи “Защитим детей от…”,
“Роль отца в воспитании детей”,
февраль
апрель
Семейные конкурсы «Игрушки в складочку»
«Морские фантазии»
«По морям по волнам»
июнь
февраль
апрель
Выпуск газеты «8 Марта – Международный женский день» март
Праздники, развлечения Моя спортивная семья
8 марта – женский день
День защиты детей
День семьи
апрель
март
июнь
июль
Консультации Характер и имя
Что такое генеалогическое древо
Государственные символы России
май
март
март

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Традиции русского народа.

Срок реализации проекта – 1 год (сентябрь 2013 года – сентябрь 2014 года).

Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями ДОУ д/с № 44 средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта :

разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности ДОУ д/с № 44 уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника иди игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Инновационная направленность проекта.

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

Формирование чувств национального достоинства;

Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

Совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

Участники проекта

Воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- дети в возрасте от 3 до 7 лет;
- родители (законные представители);
- социальные партнеры (выставочный зал, библиотека, художественная школа).

Механизмы реализации проекта.

Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

Формирование партнерского сообщества сотрудников МДОУ д/с № 44, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МДОУ д/с № 44 с образовательными и культурными структурами города.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

Показ сказок (педагогом, детьми);

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдение;

Чтение педагогом художественной литературы;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Загадывание и отгадывание загадок;

Рассматривание наглядного материала;

Рассказы детей о своих впечатлениях;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;

Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

Основные мероприятия проекта .

Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в МДОУ д/ с № 44 построена с учетом следующих принципов :

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность:сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка подвижных, дидактических игр,
  5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Календарный план реализации проекта.

Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»,

«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».

4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».

5. Развлечение для дошкольников «Семенов День – Мушиный праздник».

Октябрь

1.Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на оладушки»;

2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».

3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи».

4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).

Ноябрь

1.Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;
2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников);

3.Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей),

Декабрь

1.Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»;

2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».

4.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».
5.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».

6.Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».

Январь

1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
3. Развлечение «Праздник Рождества».

4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Февраль

1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

  1. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
    3.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.
    4.Оформление фотоальбома «Наши праздники».
    5.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
    6. Коровий праздник – Власьев день (развлечение).

Март

1.Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

2.Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»;

3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу»
4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».
Апрель

1. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников).
2.Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».

3.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
4. НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».
5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

6. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).

7. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».

8. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством:

«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».

1.Тематическое развлечение «Праздник народных игр».

  1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством:

«Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

3. Проведение комплексно-тематического занятия «Пчелка – золотое брюшко».
4. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».
5. Беседа на тему: «Летние праздники».

Июнь

1.Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на Руси».
2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».

3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».
Июль
1.Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».

2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства);

3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»; «Целебное лукошко».

4. Организация выставки детских работ «Праздники».

5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

6. Публикация на сайте МДОУ д/с № 44 «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Кадровое обеспечение проекта.

п/п

Ф.И.О.

сотрудника

образовательной

организации

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии) сотрудника образовательной организации

Функционал специалиста образовательной организации в проекте организации- заявителя

Борисова

Олеся Андреевна

Подбор дидактического материала; реализация проекта.

Елаева Елена Васильевна

Музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Разработка проекта, мероприятий.

Татарина Людмила Николаевна

Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала;

мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта.

Цыганкова Любовь Николаевна

Воспитатель,

Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала; мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта.

Чурсина Валентина Петровна

Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала; мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта.

Нормативное правовое обеспечение проекта.

Наименование нормативного правового акта

Основные положения

Приказ № 61 от 02.09.2013 г. «О разработке проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа».

Утвердить план – график разработки и реализации проекта; разработать и утвердить положение о творческой группе по разработке проекта.

Приказ № 62 от 02.09.2013 г. «О создании творческой группы по разработке проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа».

Организовать и утвердить состав творческой группы

Положение о «Рабочей творческой группе»

Регламентировать деятельность творческой группы; порядок формирования творческой группы; функции, права и ответственность творческой группы.

ПодпрограммаI«Дошкольное образование»

Направлена на решение проблемы, связанной с обеспечением доступности и повышения качества услуг дошкольного образования.

Ирина Михейкина
«Традиции русского народа». Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19»

Работа по

Выполнили :

Старший воспитатель :

Воспитатели :

Коткова М. В.

с. Саконы

1. Работа в МБДОУ «Детский сад №19» по духовно-нравственному воспитанию…

2. Проект . «Традиции русского народа » ….

3. Приложение….

Из опыта работы…

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа . Русская культура , как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью . Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить , но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность . Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.

Начиная с 2009 года в нашем ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций , в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех и педагогов и детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от православной жизни. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, и поэтому основными задачами нашей работы являются :

Знакомство детей с культурой и историей своего народа ;

Формирование чувства сопричастности к культурному наследию;

Формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание , трудолюбие;

Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда. Наши воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта . Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. В группах появились народные календари и буклеты .

Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры такие как «Угадай вид росписи» , «Секреты бабушкиного сундучка» , «Полезные вещи» др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам , народными костюмами .

В детском саду создан мини-музей «Русской избы » , где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины.

В холле ДОУ оформлен патриотический уголок с российской символикой.

В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию мы используем следующие формы работы :

Работа с народным календарем

Предпраздничные посиделки;

Оформление в детском саду мини-музеея «Русская изба »

Чтение художественной литературы;

Познавательные беседы;

Творческую продуктивную и игровую деятельность детей;

Экскурсии, целевые прогулки по улицам села.

После новогодних каникул наряду с обычным календарем природные уголки старших групп пополняются детскими народными календарями . Следует отметить, что такой календарь воплощает в себе многовековой опыт русского народа и отражает особенности его менталитета. Это календарь, по которому русский человек испокон веку жил, работал и созидал. Изучая их, дошкольники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа , узнают о предстоящих народных праздниках . Далее с помощью взрослых дети составляют познавательные буклеты, в которых раскрывается содержание, история возникновения и особенности данного праздника. Это значительно расширяет кругозор воспитанников .

Затем устраиваются предпраздничные посиделки.

Основная цель предпраздничных посиделок – это подготовка к празднику. На посиделках дети не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям, знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством , народной игрушкой , декоративно-прикладным искусством.

На посиделки в гости к детям приходят игровые персонажи – бабушка, девица-красавица, добрый молодец, которые ведут живой рассказ о народном празднике , используя всевозможные присказки («Посидим рядком, да поговорим ладком» и др.). Старшие передают свои знания малышам – в этом заложен важный принцип народной педагогики .

На посиделки дети, как и бабушка-хозяюшка, приходят в русских народных костюмах . Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие .

Первая неделя сентября - дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

С октября начинаются традиционные праздники русской культуры . Первый народный праздник - «Осенины» . Затем – «Новый год и Рождество» , «Святки» , Масленица», «Встреча птиц» , «Пасха» , «Троица» .

Активно используем и такую форму работы, как посещение музея. Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

На экскурсию в музей нашего детского сада можно приходить всегда. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, попробовать растолочь в ступке пшеничные зёрна пестом, сравнить прялку с веретеном в действии. Можно полюбоваться коллекцией старинных ёлочных игрушек, монет, календарей, часов и др.

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой . Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно -прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

Совместно с родителями мы проводим фольклорные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.

В течение года организуем и проводим акции : «Сохраним елку- красавицу наших лесов» , «Покормите птиц зимой» , «Чистый двор, чистые улицы – чистое село» . Организуем выставки совместного творчества детей и родителей : «Осенние фантазии» , «Пасхальное яйцо» , «Елочка красавица – всем ребятам нравится» , «Хоть пол света обойдешь, лучше папы не найдешь» , «Самая лучшая мама» и др.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей : милосердия, сострадания , правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

ПРОЕКТ

«Традиции русского народа »

Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2014 года – сентябрь 2015 года) .

Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной) . Проект ориентирован на духовно -нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта :

Использование педагогами и родителями ДОУ д/с № 19 средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок, художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта :

разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно -нравственной личности дошкольников , формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта :

Интегрирование содержания в игровую и творческую деятельность детей;

Формирование духовно -нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание духовно -нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству , обычаям, традициям , обрядам, народному календарю , к народным играм ;

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования , достижения целевых ориентиров дошкольного образования .

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга , справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества .

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство , для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности , является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания . Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта : нравственного, социального, духовного . Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию . В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души , нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость .

Без знания своих корней, традиций своего народа , нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями , обычаями русского народа , помогает воспитывать любовь к истории , культуре русского народа , помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры , , народного фольклора , положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру .

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности ДОУ д/с №19 уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции . Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре .

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода .

Ожидаемые результаты реализации проекта .

для детей :

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

Формирование чувств национального достоинства;

Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов :

Совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников , отборе содержания дошкольного образования , повышения качества педагогического труда;

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно -образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию .

для родителей :

Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей ;

Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно -нравственного развития и воспитания детей ;

Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей ;

Участники проекта

- воспитатели ;

Музыкальный руководитель;

Дети в возрасте от 3 до 7 лет;

Родители (законные представители) ;

Социальные партнеры, библиотека, художественная школа).

Механизмы реализации проекта .

Активное взаимодействие всех участников воспитательно -образовательного процесса;

Формирование партнерского сообщества сотрудников МБДОУ д/с №19, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию .

Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МБДОУ д/с №19 с образовательными и культурными структурами нашего села.

Методы реализации проекта .

1. Наглядно-действенный метод :

Показ сказок (педагогом, детьми) ;

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдение;

Чтение педагогом художественной литературы;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

Экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод :

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем ;

Загадывание и отгадывание загадок;

Рассматривание наглядного материала;

Рассказы детей о своих впечатлениях;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя ;

Чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

Ответы на вопросы педагога, детей;

Проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.) ;

Сообщения дополнительного материала воспитателем ;

Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

Разбор житейских ситуаций;

Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3. Практический метод :

Организация продуктивной деятельности : рисование, лепка, аппликация.

- проведение игр : со строительным материалом («Ступеньки к Храму» , дидактических («Хорошие и плохие поступки» , подвижных («Помоги дедушке» , малоподвижных («Мирилка» , и др. ;

Изготовление кукол к сказкам;

Организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;

Проведение экскурсий различной направленности;

Организация вечеров с родителями, для родителей;

Изготовление с детьми наглядных пособий;

Организация продуктивной деятельности : ИЗО (впечатления после праздника, ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

Основные мероприятия проекта .

Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников . Традиции русского народа ».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в МБДОУ д/ с №19 построена с учетом следующих принципов :

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;

3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность :сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое , интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание ;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли) .

Ресурсы, необходимые для запуска проекта :

1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала) ;

2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества ; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции) ;

3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

4. Подборка подвижных, дидактических игр,

5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Календарный план реализации проекта .

Сентябрь

1. Диагностика знаний детей о духовно -нравственных ценностях.

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папок : «Народные праздники » , «Русские народные игры » ,

«Игры в русской избе » , «Малый фольклор» , «Персонажи русских сказок » , «Русская народная одежда » , «Русский головной убор » , «Народная игрушка » , «Любимая сказка» , «Гжель» , «Хохлома» .

4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор» , «Фольклор и его значение в воспитание детей » .

5. Развлечение для дошкольников «Семенов День – Мушиный праздник» .

1. Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на оладушки» ;

2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Гжель» ; «Хохлома» ; «Дымковские игрушки» ; «Жестово» ; «Городец» .

3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи» .

4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей) .

«Посуда вчера и сегодня» ;

2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников ) ;

3. Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей,

1. Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника » ;

2. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством : «Гжель» ; «Хохлома» ; «Дымковские игрушки» ; «Жестово» ; «Городец»

3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником» .

4. Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год» .

5. Изобразительная деятельность на тему : «Нарисуй Новогоднюю сказку» .

6. Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки» .

1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры )

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

3. Развлечение «Праздник Рождества» .

4. Занятие по ручному труду на тему : «Ангел» , «Рождественские открытки» .

5. Выставка детских работ «Рождественская открытка» .

1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством : «Гжель» ; «Хохлома» ; «Дымковские игрушки» ; «Жестово» ; «Городец»

2. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице» .

3. Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.

4. Оформление фотоальбома «Наши праздники» .

5. Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.

6. Коровий праздник – Власьев день (развлечение) .

1. Проведение комплексно-тематических занятий : «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

2. Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры »;

3. Развлечение «Масленица» . Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу»

4. Изобразительная деятельность на тему : «Масленица к нам пришла» .

1. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников ) .

2. Развлечение «Пасха» . Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история» .

3. Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир» .

4. НОД по ручному труду на тему : «Писанка» , «Пасхальная открытка» .

5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

6. «Что такое Пасха?» - занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника . Рассматривание и обсуждение иллюстраций).

7. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо» .

8. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством :

«Гжель» ; «Хохлома» ; «Дымковские игрушки» ; «Жестово» ; «Городец» .

1. Тематическое развлечение «Праздник народных игр » .

2. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством :

«Гжель» ; «Хохлома» ; «Дымковские игрушки» ; «Жестово» ; «Городец»

3. Проведение комплексно-тематического занятия «Пчелка – золотое брюшко» .

4. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки» .

5. Беседа на тему : «Летние праздники» .

1. Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на Руси» .

2. Развлечение «Троица – праздник русской березки » .

3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка » .

1. Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники» .

2. «Люблю берёзку русскую » - занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства);

3. Беседы : «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?» ; «Целебное лукошко» .

4. Организация выставки детских работ «Праздники» .

5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

6. Публикация на сайте МБДОУ д/с № 19 «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры ».