Национальная одежда эскимосов. Одежда, пища эскимосов

Эскимосы носили одежду и обувь из шкур морского зверя и оленьего меха. Только некоторые, наиболее богатые эскимосы пользовались бельем и имели верхнюю хлопчатобумажную или шерстяную одежду городского типа.

Мужскую одежду составляли узкие натазники из нерпичьей шкуры, рубаха из оленьего меха (аткук), подобная чукотской, меховые штаны и торбаза. Летняя рубаха шилась одинарная, мехом внутрь. зимняя - двойная, мехом внутрь и наружу. На уровне бедер рубаху перетягивали поясом (тафси) из нерпичьей кожи, расшитым белым оленьим волосом.

На ногах, поверх меховых чулок, носили нерпичьи торбаза (камгык) различной высоты (обычно до середины голени).

Зимой в дальнюю поездку поверх одинарной рубахи надевали широкую из оленьих шкур кухлянку (парку) длиной до колен, с капюшоном.

Женщины носили на голом теле кожаные натазники типа трусов, поверх них надевали меховой комбинезон, такой же, как у чукчей. Женская обувь по покрою не отличалась от мужской, только была более высокая (достигала колен). Зимние торбаза часто делались из камуса, получаемого от чукчей-оленеводов.

Еще в конце XIX в., а в единичных случаях и позднее, эскимосы носили длинные кухлянки из птичьих шкурок, которые с развитием обмена с чукчами-оленеводами были вытеснены одеждой из оленьего меха. Из птичьих шкур в старину делался также спальный полог и постели.

Меховую шапку и рукавицы мужчины и женщины носили только и дороге. В остальное время, даже на сильном морозе и ветру, они ходили с непокрытой головой.

Прическа у всех женщин была одинаковая - две косы с пробором посередине. У мужчин она была разнообразнее. Обычно волосы стригли, оставляя длинные пряди па макушке или, наоборот, гладко выстригали макушку, оставляя «бахрому» вокруг головы.

Еще о начале XX в. эскимосы применяли татуировку. У мужчин она ограничивалась нанесением кружков около углов рта (диаметром 1.5- 2 см), что было, несомненно, пережитком существовавшего ранее обычая носить губную втулку. Татуировка на лице женщины состояла из прямых или немного вогнутых параллельных лилий, покрывающих часть лба, нос и подбородок. На щеках наносился более сложный геометрический орнамент. Особенно сложным и разнообразным рисунком отличалась татуировка рук: кисти и предплечья.

«Народы Сибири». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва — Ленинград, 1956

К концу XIX. Эскимосы — мертвая одежда — парк из птичьих шкур с перьями внутри. Он состоит из широких меховых штанов, тугих ботинок и креплений, поэтому не пропускайте воду, меховую куртку без двери, но с капюшоном и шляпкой.

У женщин брюки и обувь иногда образуют одно целое; на спине — сумка для детей.

Одежда, особенно для женщин, украшена цветными кожаными галстуками, шейкой матки, листьями и белками,

Чайник, Верблюд и еще 5 традиционных видов одежды народов в длинном севере

и т.д. Материал одежды в основном олень, затем тюлени, собаки, полярные лисицы и птицы.

Характеризуется верхней водонепроницаемой одеждой из млекопитающих и пузырьков, выполненной с отличным вкусом и изяществом, как одежда из шкурок птиц.

С развитием обмена с кукинским оленем пастухи стали носить одежду из мехового оленя. Летние одежды, как мужчины, так и женщины, были слепыми камелиями, визитом от запечатывания, а позже — купленными тканями.

Традиционная обувь — меховые сапоги (камгык) с кроеной и часто слякот, мужчины — до середины меча, мужчины — до колен; Кожаные штаны с носком, разрез значительно поднял ноги как «пузырь».

Женские вязаные волосы в двух косиках, бритье мужчин, оставляют круг или некоторые струны в верхней части головы.

Татуировка у мужчин — круги вокруг углов рта (реликвия обычая, чтобы носить губный рукав), женщины имеют сложные геометрические узоры на лице и руках. Это было красочно. Характерными являются назальные орнаменты из колец, пера, гранул, фрагментов люпина; аналогичные объекты также вставляются в срезы под нижней губой, иногда в целый ряд, заполненные пуговицами из оболочки и аналогичные другим типам зубов.

Основная еда — матрос, тюлень и китовое мясо — мороженое, кислая капуста, сливочное, вареное.

Популярные продукты — мясо оленя, кровь, содержимое желудка, головная рыба и т. Д. Трава служила растительной пищей, морской капустой, моллюсками.

Я был бы признателен, если вы разделите статью о социальных сетях:

Одежда, эскимосская еда Википедия
Поиск на этом сайте:

Как правило, одежда эскимосов на протяжении веков развивалась в прохладной атмосфере. Теплый мех, из которого он комбинируется, и глухой разрез прекрасно защищают тело от мороза, ветра и влаги.

Мужская одежда, состоящая из коротких кухлянков, вышитых из оленьих или тюленей, мех, который торчит с телом, в случае холодного среза, позволяет, держа руки за рукава, чтобы согреть их до ее обнаженного тела. У Кухлянков есть шляпы. Более чем короткие (15 см) кожаные мужские носки надевают брюки из кожи желе, тюленя или белого медведя. Брюки достигают своих коленей. На ногах носки надеты на мех, мех, с которым сталкиваются ноги, SH меховые сапоги наружу, шовные оленины (кожа оленя с ногами) или кожные уплотнения.

Женская одежда изготовлена ​​из того же материала, что и мужчины; в виде взглядов, очень похожих на мужчин.

Женщины носят кожаную рубашку с задним выдвижением на спине. Короткая коллянка без разреза обычно украшена вышивкой, передней и задней стенками мусов.

В отличие от мужчин, кожаная сумка для женщин — сумка для сумки, в которой надевается ребенок. Одежда сшита и прикреплена так, что они нигде не смягчаются.

Местные версии одежды эскимосов различаются по длине кухни, деталям резки и обрезки. Самыми отличными от общих эскимосских типов парков одежды являются тихоокеанские эскимосы и алеуты. Они сшиты из кожи морских птиц без крышки. Кроме того, эти эскимосские группы не носят натуропаты.

Для каякинга водонепроницаемая одежда производится в кишках моря.

питание

Раньше эскимосы ели то, что могли получить, охота или рыбалка. Теперь они покупают некоторые продукты. Почти их единственная пища была, и отчасти, мясом морских животных, а также оленей.

Национальная традиционная одежда чукчей

Его едят в вареном, сухом и сыром виде.

Клубника и съедобные корни занимают небольшое место в рационе. Мясо морских животных богато витаминами и хорошей защитой от цинги. Мясная диета освобождает эскисов от необходимости экстракции соли, поскольку мясо находится в достаточном количестве.

Эта диета соответствовала климатическим условиям. Переход эскимосов под влиянием Европы от мяса к овсянке, чай с сахаром и консервами негативно повлиял на их здоровье. Характерной особенностью диеты эскимосов является высокое потребление воды.

До прибытия европейцев не было алкогольных напитков от эскимосов.

Социальный порядок

Конец XIX — начала XX века. Иезуиты жили в примитивной общей системе. В это время он не был кланом эскимосов. * Основной социальной единицей было жилье. Почти все его жители были связаны с близостью или богатством. На западе Аляски, чей-то лагерь родился у человека из «моего» лагеря, которого рассматривали как родственника.

У центральных и гренландских эскимосов было меньше союзных связей, чем на Аляске, а соседние связи между жителями лагеря были более выраженными.

В общем, лагерь эскимов был общиной, в которой находились останки важных предков, более сильные на западе и несколько ослабленные к востоку. Общие отношения были полностью сохранены в производственных и потребительских отношениях. Все охотники поселения участвовали в охоте и рыболовстве. Например, весь лагерь охотился на карибу или ловушку во время весеннего нерестового сезона.

Получение от одной охоты также приводило к общему распределению в соответствии с определенными нормами. Эти нормы не были одинаковыми для разных эскимосских групп, но б В этой связи можно проследить некоторую законность.

Итак, охотник, добывший печать, он получил, как правило, очень мало, большинство трупов были разделены между другими охотниками на охотничьей стороне. Кроме того, члены получили свою часть лагеря, не участвовали в охоте за неотложной работой или болезнью, а также пожилые люди, вдовы и сироты. К концу XIX. Century. этот порядок распределения продукции в значительной степени вырожден. Однако мера взаимной помощи все еще сохраняется, особенно в периоды голода, когда имеются продовольственные запасы, они настолько малы, что их можно распределить среди всех членов лагеря.

Примитивные общинные нормы в конце XIX — начале XX в. Century.

продолжают настаивать на распределении мяса китов: каждый может взять его в любой сумме.

В эскимосе в течение описанного периода личная собственность рассматривается как оружие, байдарки, санки, охотничьи ловушки, одежда, предметы домашнего обихода, игрушки,

Личными страницами были ледяные платформы с герметичными дышащими отверстиями. В Гренландии охотник, который обнаружил, что продукт поставил рядом ярлык, что указывает на его владельца. В Эскимосском Беринговом проливе каждая семья имела все свои вещи с знаком таманга. Присутствие признаков собственности было подтверждено распадом примитивной общей системы.

Собственность всей семьи была продовольствием.

Владение всем лагерем в целом считается: каменные изгороди, которые были построены всеми членами группы и охотились на оленей; рыболовные плотины; дом для отдыха и т. д.

Очевидно, была племенная собственность на охотничьи угодья и рыболовные зоны морского зверя.

Настройки личной собственности могут быть предоставлены.

Утрата или разбивка заимствованного предмета не могут быть возмещены или возвращены пострадавшей стране, и владелец не имеет права требовать возмещения ущерба за причиненный ущерб.

Кроме того, владелец на Аляске обычно думал, что было неприятно требовать обратно возвращенные товары, потому что, по словам эскимоса, лицо, которое может работать в своей собственности, имеет больше, чем ему нужно. И владелец ловушки, если он не использовал ее, должен был отдать ее тому, кто в ней нуждается.

Когда женатый человек умер, часть его покойного имущества была помещена вместе с ним в могилу.

Он унаследовал остальную часть имущества со своими родственниками, особенно детьми, сыновьями, унаследовавшими охотничьи ружья, дочери — предметы домашнего обихода. Вдова ничего не наследовала, но она вернулась на скамью подсудимых. В Гренландии человек, у которого есть палатка, не может наследовать другого, так же как и во владении одной впадиной, я не получил другого, и так далее. N. на Аляске, которая больше не придерживается такого ограничения наследования, и увольнения шли между эскимосом Аляски и эскимотом другого региона.

Доля наследования, полученная детьми старшего и младшего возраста в разных местах, различна. Таким образом, в Гренландии старший сын получил большую часть имущества своего отца.

Не было разницы между «медь» эскимосами в порядке преемственности самых старых и младших сыновей. На Аляске младшие дети получили старшего сына. Все ценные вещи достались младшим сыновьям. Жена покойного распределяла наследие аляскинских энскочей.

Во второй половине XIX века.

между различными территориальными группами эскимосов существовали сильные торговые связи, которые проводились по тем же маршрутам из года в год. Ярмарки, особенно на Аляске, проходили в форме праздничных торжеств и различных ритуальных ритуалов. Такие ярмарки обычно проводились в тех же городах, на границе между различными группами. Торговля производилась путем обмена одного продукта на другой. Единственная цена была сделана кожей взрослых выдр, а затем и барабанной кожей.

По словам американского ученого Э.

В. Нельсон, Аляска, в 1990-х годах, XIX. в каждой деревне вы найдете богатого человека, собравшегося с большим магазином с инуитовской концепцией собственности (стоимость нескольких сотен долларов). Эти богатые люди время от времени организовывают праздник для своих односельчан и дают им еду и подарки. Если богатый эскимос избегал организовывать фестиваль, жители деревни убивали его и забирали все, что у него было, или силу, которая организовала фестиваль, и отдала ей все свое имущество.

В последнем случае, под болью смерти, он должен был оставить каждую мысль, чтобы стать богатым. Это говорит о том, что они были для эскиманов во второй половине XIX века. Ваше собственное неравенство было новым и необычным явлением. Но даже в этот период решающий голос в деревне обычно принадлежал самому богатому жителю, поскольку от него все зависит.

На острове Нунавик несколько десятилетий назад собственность находилась в каждой связанной группе публичного характера.

Все объекты были помечены символами, которые выглядели как прямые или прерывистые, но количество символов было очень ограниченным. Все люди, которые имели общего мужского предка, отмечают свое имущество одним персонажем. Для разделения отдельных ветвей дерева генеалогии или отдельных семейств в связанной группе было передано более одного персонажа объектам (но не более пяти).

На Аляске, между эскимосами, которые жили среди реки.

Кускоквим и залив Коцебу, в конце XIX века. разделение на тотемические группы оставалось. Наиболее распространенными были тотемы Фолка, Сокола и Кроу. Все члены группы тотемов считались родственниками. К сожалению, неизвестно, была ли такая группа экзогенной или нет, то есть она является родом или только его оставшейся частью.

Аским Аляски и Гудзонова залива до середины XIX века. Century.

Были широко распространены мужские дома (казими), существование которых обычно связано с семьей матери. В каждом эскимском лагере было специальное здание, где люди проводили время без охоты. Они работали, ели и сожгли там. Там были организованы все встречи и праздники.

Женат пара эскимосов.

На побережье Тихого океана в конце 18-го века — начале 19-го века. Century. были брачные свадьбы, то есть свадьбы между детьми брата и сестры. Эта форма брака связана с клановой системой или с материнским кланом и двойными экзогами.

Выравнивание после брака может быть матричным и патрилокальным, но на Аляске и на островах Нунивак, Каджак и Алеутский jb XIX века. сначала преобладали. Разделение проводилось гладко по просьбе мужа и жены. Дети остались с матерью, и их отец потерял все свои права. Женщина в семье была почти одинаковой с мужчиной.

В терминологии сродства отличаются отцовские и материнские линии, что можно объяснить только удовлетворительно тем, что эта терминология была создана как отражение родовой системы, существовавшей в прошлом.

Есть много других свидетельств существования эскимосов в прошлом, и это мать. По-видимому, племенная организация исчезла в связи с развитием, огромные необитаемые арктические пространства, поскольку независимые племена далеки друг от друга, часто гниют и переплетаются во время движения.

В более позднем снятии с эксплуатации экзогамии важную роль сыграл кочевой образ жизни центрального и восточного эскимосов, что затрудняло сохранение межпоколенческих связей.

В этой связи интересно, что на западном побережье Соединенных Штатов Эскимосская система спасения племен сохранилась в гораздо большей степени, чем в остальных эскимосах. Это связано с тем, что им не придется разрабатывать такие большие пространства, как центральные, так и гренландские эскимосы, а также тот факт, что их жизнь более оседлая из-за природы возможности, море охоты происходит не только зимой, но и в летние месяцы.

Процесс снятия с эксплуатации клановых отношений между эскимосами, конечно, тесно связан с ходом колонизации Арктики американцами и влиянием капиталистических отношений.

Вполне вероятно, что процесс снятия с эксплуатации клановой системы был недавно завершен, особенно на Аляске и на соседних островах, где род, вероятно, существовал в 18 веке.

или даже позже. Семья матери была компенсирована, по-видимому, непосредственно сообществом соседства, а не отцовскими кланами. В любом случае это может быть четко определено для Аляски Эскими.

Большинство эскимосов в середине XIX. Century. но позже не было лидеров, но он всегда был одним из старших опытных охотников в лагере, особенно если он был шаманом, он пользовался большим авторитетом, чем другие старые люди; его называли «хорошим», «я думаю», «советником»: это может быть признак того, что лучше передвигаться по лагерю, который отправил охотничьих тюленей, которые олени; но его совет не последовал, и у него не было силы заставить себя выполнить свои приказы.

Общественное мнение сыграло важную роль в жизни эскимосов.

Каждый мог действовать так, как вам нравится, пока он не нарушил общее благополучие. Если человек нарушил нормальные нормы, его поощряла одна из старых или старых женщин. В значительной степени такие стимулы работали хорошо, потому что они считались очень оскорбительными.

Если он по-прежнему нарушает правила охоты, раздражает соседей и вводит их в заблуждение, то он разоблачает бойкот: ему не разрешалось участвовать в общественных делах, не разрешалось в его коттеджах, никто не хотел с ним разговаривать или иметь деловую сделку; если его ненавидели его соседи из-за преступлений, которые он совершил, он мог убить его, когда сообщество сочтет это необходимым.

Иногда кого-то призывали к исполнению; Он вызвался поговорить обо всех своих соседей и убил своего преступного преступника с его согласия. Иногда соседи организовывали собрание и отбирали исполнителя от своего решения от сообщества и не имели права отказать, даже если осужденный был его братом.

Исполнитель или один из членов общины взял семью казненных.

В отличие от этого убийства, которое было надето, поскольку оно было бы законным, каждое другое убийство должно быть отбито ближайшими родственниками умершего, а обычай кровопролития был одним из самых необходимых в обычном законе эскимосов.

Традиционно эскимосы (инуиты) питаются в основном рыбой, морскими млекопитающими и наземными животными. Корни, травы и клубника представляют собой небольшую часть диеты инуитов. Современные посвященные приняли западные диетические привычки.

Несколько племен — инуиты, также называемые эскимосами.

Традиционная одежда гренландских эскимосов

Люди инуитов живут в таких районах, как Аляска и Северная Канада, где в последние годы температура очень низкая. Они профессионалы в области охоты и рыбалки, живут за счет того, что доступно в непосредственной близости.

Популярные продукты инуитов включают белуху, печать, рыбу, краб, море, карибу, вошь, утку, перепелку и гусей.

Летом корни и клубника входят в пищу. Из-за сурового арктического климата инуиты в основном содержатся на мясе и рыбе. Растения отсутствуют в их рационе, потому что они не растут в такой плохой среде.

Многие люди задаются вопросом, как инуиты могут выжить, не питаясь сбалансированной диетой, которая распространена в других культурах. Исследователи обнаружили, что животные и рыба, содержащие инуиты, содержат различные питательные вещества, которые организм должен выжить.

Инуиты пользуются свежим мясом.

Современные инуйтеры едят смесь традиционных продуктов и прозападных продуктов.

Обувь и одежда береговых и тундровых чукчей не имели сильных различий и были практически идентичны эскимосским.В основном это была глухая одежда из шкур нерп и оленей. У мужчин была двойная рубаха-кухлянка до колен.

Они подпоясывали ее ремнем, а к нему подвешивали кисет, нож и другие принадлежности. Также были узкие двойные штаны и короткая обувь с чулками из меха. У приморских чукчей имела распространение одежда, сшитая из кишок моржа. Что касается головных уборов, их носили крайне редко, если только в дороге.
Зимняя одежда шилась из двух оленьих шкур мехом наружу и внутрь.

Береговые чукчи к тому же использовали эластичную, прочную и почти непромокаемую кожу тюленей, из которой делали штаны и весенне-летнюю обувь; из кишок моржа шили также камлейки, дождевики и различные плащи.

Одежда, пища эскимосов

Оленные чукчи для штанов и обуви использовали старые продымленные покрытия яранги, которое не деформируется под воздействием влаги.
Регулярный взаимный обмен различными продуктами хозяйства помогал тундровым чукчам получать обувь, одежду, кожаные подошвы, арканы, ремни, изготовленные из шкур морских млекопитающих. Береговые для зимней одежды применяли оленьи шкуры.

А летом носили уже изношенную зимнюю одежду.
Вся глухая одежда чукчей подразделяется на празднично-обрядовую и повседневно бытовую: женскую, мужскую, детскую, стариковскую, молодежную и даже ритуально-похоронную.
У женщин был популярен меховой комбинезон (так называемый керкер) с широкими рукавами, летом - одинарный, а зимой - двойной, и короткие штаны.

Обувь шилась из меха, преимущественно до колен. Женщины любили носить различного рода ожерелья и браслеты.
Интересный факт: чукчи делали себе татуировки на лице, мужчины - кружочки у рта, а женщины - две полоски по лбу и носу.

Волосы мужчины стригли своеобразным кругом, выбривая темя, а женщины, как правило, заплетали две косы.

Примеры употребления слова пимы в литературе.

Всю первую неделю, от Верхнеудинска до Кяхты, она ехала в нанятой для нее кибитке, как случайная попутчица экспедиции, в огромной шубе сверх полушубка и в сибирских пимах .

Сверхтеплую одежду — малицу, паницу, совик, надежную и в морозы и в оттепели обувь — тобоки, пимы , липты, крепчайшие нитки-сухожилия дарит северянину добрый и верный друг-олень И мясо, отличное, нежное, вкусное, сытное мясо оленя — отварное, поджаренное на сковороде или на пруте, сырое, горячее с кровью прямо с убоя или мороженая строганина.

Охотники были тепло обуты, но мороз проникал сквозь меховые чулки — липты — и пимы .

Я спрашиваю вас, не были ли вы, находясь в Коннектикуте, знакомы лично с семейством Пимов , обитавшим на острове Нантакет и состоявшим в родстве с одним из видных юристов штата.

Выходит, мистер Джорлинг, — заговорил капитан более резким голосом, дрожание которого выдавало раздражение, — вы не знали семью Пимов и не встречались с ее членами ни в Хартфорде, ни на Нантакете.

Эскимосы, народ, расселённый от вост. оконечности Чукотки до Гренландии. Общая числ.- ок. 90 тыс. чел. (1975, оценка). Говорят на эскимосском языке. Антропологически относятся к арктич. типу монголоидов. Э. сформировались ок. 5-4 тыс. лет назад в р-не Берингова м. и расселились на В.- до Гренландии, достигнув её задолго до н. э. Э. замечательно приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на мор. зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду и пр. Для самобытной культуры Э. в 18-19 вв. были характерны сочетание охоты на мор. зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистич. норм в распределении добычи, жизнь терр. общинами. Религия - культы духов, нек-рых животных. В 19 в. Э. не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой плем. организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных Э. произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от мор. промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Часть Э., особенно в Гренландии, стала наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Э. Зап. Гренландии сформировались в отд. народ - гренландцев, не считающих себя Э. На Лабрадоре Э. в значительной мере смешались со старожильческим нас. европ. происхождения. Повсюду остатки традиц. культуры Э. быстро исчезают.

В СССР Эскимосы - малочисл. этнич. группа (1308 чел., перепись 1970), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде насел, пунктов вост. побережья Чукотки и на о. Врангеля. Их традиц. занятие - мор. зверобойный промысел. За годы Сов. власти в х-ве и быту Э. произошли коренные изменения. Из яранг Э. переселяются в благоустроенные дома. В колхозах, в к-рых обычно объединяются Э. и чукчи, развивается механизир. многоотраслевое х-во (мор. зверобойный промысел, оленеводство, охота и др.). Среди Э. ликвидирована неграмотность, сложилась интеллигенция.

Л. А. Файнберг.

Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное и изобразит, иск-во. Раскопками открыты относящиеся к кон. 1-го тыс. до н. э. - 1-му тыс. н. э. костяные наконечники гарпунов и стрел, т. н. крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели лодок-каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского иск-ва 18-20 вв.- изготовление статуэток из моржового клыка (реже - мыльного камня), резьба по дереву, художеств, аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы).

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

ЭСКИМОСЫ

Самый восточный народ страны. Живут на северо-востоке России, на Чукотском полуострове. Самоназвание - юк - "человек", югыт, или юпик - "настоящий человек", «инуит».
Численность - 1704 человек.
Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников.
По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали "веером". С середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах - "ракетках" (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.
Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.
Важнейшим объектом промысла был морж. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.
Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя - в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.
До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын`лю). В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мын`тыг`ак), похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.
Широко известно также эскимосское жилище – иглу, которое складывалось из снежных глыб.

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок. На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.
Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Покрывали татуировкой руки, кисти, предплечья.
Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.
Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.
Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.
В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве.
Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты - "проводы кита", либо весной - "встреча кита". Существовали также праздники начала морской охоты, или "спуск байдары на воду" и праздник "моржовых голов", посвященный итогам весенне-летнего промысла.
Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак - "весть", "новость" и на унипамсюк - рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание.
К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.
Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на "большие" общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли и "малые" интимные - "песни души". Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна. Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами). Он занимает центральное место в музыке.
В наше время сопровождение 1С для многих жителей Чукотского полуострова, которые занимаются предпринимательством, стало важней владения бубном.

Использованы материалы энциклопедии Русская цивилизация".

Эскимосы

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

югит, югыт, юит : Самоназвание ю г и т, ю г ы т, ю и т «люди», «мужчина», ю п и г и т «настоящие люди». Современный этноним от э с к и м а н ц и к «едящие сырое мясо» (алгонкин.).

Основная территория расселения

Расселяются на территории Чукотского АО.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 1307, 1926 - 1293, 1959 - 1118, 1970 - 1308, 1979 - 1510, 1989 - 1719.

Этнические и этнографические группы

В XVIII в. делились на ряд племен - уэленцы, пауканцы, чаплинцы, сирениковцы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Антропологические характеристики

Наряду с чукчами, коряками и ительменами образуют, так называемую, континентальную группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Язык

Эскимосский : Эскимосский язык входит в эскимосско-алеутскую языковую семью. Его современное состояние определяются длительностью контактов азиатских эскимосов с их соседями чукчами и коряками, что привело к проникновению в эскимосский язык значительного объема их лексики, элементов морфологии и синтаксиса.

Писменность

В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.)

Религия

Православие : Православные.

Этногенез и этническая история

История эскимосов связана с проблемой формированием приморских культур Чукотки и Аляски и их родства с алеутами. В последнем случае фиксируется родство эскимосов и алеутов в виде протоэкимосской-протоалеутской / эскоалеутской общности которая в древности локализовалась в зоне Берингова пролива и из которой эскимосы выделяются в IV – II тыс. до н.э.
Начальный этап формирования эскимосов связывается с изменением с нач. II ты. до н.э. экологической ситуации в районах Берингии. В это время в Арктической Америке и на Чукотке формируются т.н. «палеоэскимосские культуры», что указывает на общность процесса сложения приморских традиций народов северо-востока Азии и Северной Америки.
Дальнейшее их развитие прослеживается в эволюции локальных и хронологических вариантов. Оквикская стадия (побережье и о-ва Берингова пролива, I тыс. до н.э.) отражает процесс взаимодействия континентальной культуры охотников на дикого оленя и культуры морских зверобоев. Усиление роли последней фиксируется в памятниках древнеберингоморской культуры (первая пол. I тыс. н.э.). С VIII в. на северном и восточном побережье Чукотки получает распространение берниркская культура, центр которой располагается на северном побережье Аляски. Она наследует предыдущие приморские традиции, а ее сосуществование с поздними этапами древнеберингоморской и ранними последующей пунукской, позволяет рассматривать ее как одну из локальных общностей древних эскимосов. На юго-востоке Чукотки древнеберингоморская культура переходит в пунукскую (VI-VIII вв.). Это было время расцвета китобойного промысла и в целом культуры морских зверобоев Чукотки.
Последующая этнокультурная история эскимосов тесно связана со сложением общности береговых чукчей, которые вошли с ними в контакт в нач. I тыс. н.э. Этот процесс носил ярко выраженный интеграционный характер, что нашло выражение во взаимопроникновении многих элементов традиционно-бытовой культуры береговых чукчей и эскимосов. Для последних, взаимодействие с береговыми чукчами открыло возможность широких торгово-обменных контактов с оленеводческим населением тундр Чукотки.

Хозяйство

Культура эскимосов исторически формировалась как приморская, жизнеобеспечивающей основой которой был морской зверобойный промысел. Достаточно разнообразны и специализированы были способы и орудия промысла моржей, тюленей и китообразных. Подсобными занятиями были сухопутная охота, рыболовство и собирательство.

Традиционная одежда

В одежде, преобладает «глухая» системы кроя, а в материале, шкуры морских животных и шкурки птиц.

Традиционные поселения и жилища

С распространением чукотской яранги, в культуре эскимосов, наблюдается утрата традиционных типов жилища.

Библиография и источники

Эскимосы. М., 1959./Меновщиков Г.А.

Арктическая этноэкология. М., 1989./Крупник И.И.

Народы Сибири, М.-Л., 1956;

Народы Америки, т. 1, М., 1959;

Меновщиков Г. А., Эскимосы, Магадан, 1959;

Файнберг Л. А., Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к соседской общине, М., 1964;

Файнберг Л. А., Очерки этнической истории зарубежного Севера, М., 1971;

Митлянекая Т. Б., Художники Чукотки. М., 1976;

R а у D. J., Eskimo art, Seattle-L., 1977.

Современные эскимосы расселены в северных частях нескольких континентов. Численность этой северной этнической общности составляет около ста пятнадцати тысяч человек. Большая часть из них живет в Гренландии, на Аляске и Канадском севере. В чукотском автономном округе живет полторы тысячи эскимосов.

Эскимосы разговаривают на множестве диалектов двух языковых групп (инупик и юпик), принадлежащих к эскимосско-алеутской семье. Окончательное этническое формирование эскимосов закончилось к концу второго тысячелетия до н.э. Предки современных эскимосов пришли на Чукотку, Гренландию и арктическое побережье Америки в первом тысячелетии нашей эры.

Обитали эскимосы в суровых арктических условиях на протяжении тысячелетий. Они создали культуру, которая максимально приспособилась к жестокому отношению со стороны природы. Результатом тысячелетней борьбы стало изобретение иглу (снежных жилищ в форме купола), жировых ламп, лодок-каяков, гарпунов с поворотными наконечниками. Интересно, что эскимосы не имели родо-племенных отношений (во всяком случае, в 19 веке, когда ими заинтересовались исследователи). В верованиях сохранился шаманизм.


Эскимосы Сибири называют себя югыт, что означает «настоящие люди» и разговаривают на диалектах языка юпик и русском языке. Родство велось по линии отца и невеста забиралась в дом семьи мужа. Меновая торговля привела к появлению имущественного неравенства и появлению крупных торговцев, становившихся «хозяевами земли».

Религиозные представления эскимосов

Религия современных эскимосов – христианство. Но верования предков глубоко укоренились в сознание эскимосов. Поэтому верования носят смешанный характер и отдать перевес какой-то одной мировоззренческой позиции сложно. Космологические представления тоже достаточно интересны. Традиционные верования не являются религией в обычном понимании.

Важно!!!

Сущее не управляется никем – ни Богом, ни божествами, и никаких наказаний за содеянное никто не несет. Тысячелетия жизни в условиях суровой природы научили этот народ не верить, но бояться.

В мифологии эскимосов есть живые существа (в основном недобрые), которые отвечают за те или иные явления или группу живых существ (белых медведей, морскую фауну и др.). Верования эскимосов говорят, что все вокруг имеет душу (или дыхание) – анирниит. С этим связано ритуальное выбрасывание части туши убитого животного для его восстановления.


Но эскимосы видят духов не только в животных. В дожде оны видят плач умерших, населяющий верхний мир, а северное сияние - это небесная игра покинувших этот мир детей. Сходные группы существ (растения или животные, обитающие в море) относились к одного класса духам и их можно было призывать посредством хозяина этих групп. Приход к эскимосам христианства анирниит стали ассоциировать с душой и другой терминологией христианства.

Злые духи

Их называют Туурнгаит. Они существуют отдельно от физических тел, очень злобные и являются причиной всех неудач. Бороться с ними могут только шаманы с помощью ритуальных действий. Считается, что шаманы могут их поработить для борьбы со свободными туурнгаит.


Шаманы

Ангакуит – так их называют эскимосы. Выполняют функции лекарей и духовных наставников. В помощь брали себе духа, посредством которого врачевали, советовали, как поступать в житейских ситуациях, призывали или отгоняли духов, заклинали, толковали знаки, призывали погоду и т.п. Во время ритуальных действий пользовались бубнами, особыми песнями и ритмичными движениями.

Как обучались шаманы?

Никакого специального обучения у шаманов не было. Они уже должны рождаться с соответствующими задатками и наклонностями. И нужно только выждать, чтобы они проявились.

Мир духов включал добрых и злых, насылающих болезни и другие несчастья. Добрые духи ассоциировались с различными животными. Для защиты от злых духов эскимосы имели при себе амулеты. Посредником между духами и людьми выступал шаман.


Ритуалы и праздники

Покровителем охотников в море была касатка. Ее изображение охотники всегда носили при себе. Частым персонажем народных преданий был ворон. Все праздники и ритуалы касались промыслов. Праздники Голов (посвящался моржовому промыслу), праздник, посвященный китовой охоте (проводился вначале и конце сезонов охоты) и т.д.

Погребальный обряд

Покойников облачали в новые одежды и стягивали ремнями, набрасывая поверх оленьи шкуры. Умерший не должен был запоминать последней дороги, чтобы исключить его возвращение к живым. А выносили его из жилища в проделываемый для этого ход, который потом заделывали. Перед ритуалом проходила трапеза. Покойного после этого выносили в тундру, где оставляли вместе с разрезанной одеждой и сломанными вещами, обкладывая камнями.


Промысел

Добыча морского зверя – был основным промыслом эскимосов, который обеспечивал их едой, шкурами для постройки жилья и шитья одежды, костями для изготовления орудий труда и остовов для жилищ, жир использовался в качестве топлива. Промысел вели с помощью гарпунов с отделяющимися наконечниками поплавками, на тюленей охотились сетями из китового уса. Передвигались по воде на байдарах и каяках.


Жилье, кухня и одежда

Жилище с каркасом из камней и китовой кости дважды обкладывали шкурами оленей. Вверху оставалось вытяжное отверстие. Зимой выстраивался подземный коридор для выхода.

Одежду шили глухую с утеплением из перьев птиц или меха оленей. На ноги обували меховые унты. Практиковалась татуировка на лице. Шитьем одежды и приготовлением пищи занимались женщины.

Пищевой рацион состоял из мяса морских животных, моллюсков, кореньев, морской капусты. Выменивалось мясо оленей, которое очень ценилось. Домашняя утварь была скудной. Изготовлялась из дерева и кожи морских животных.


Вывод:

Суровые условия существования наложили свой отпечаток на способ жизни, верования и представление эскимосов об окружающем мире. Основной промысел – морская охота, дававшая все необходимое для жизни. Непосредственная жизнь в природе вела к естественному страху перед природными явлениями, одухотворению и поклонению им.


Древние жилища эскимосов Чукотки.


Эскимо́сы (группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Канады до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность – около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.Антропологи считают, что эскимосы – монголоиды арктического типа. Их основное самоназвание – «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг - «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

История


Бытовая культура эскимосов необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, дом из шкур ярангу, особую глухую одежду из меха и шкур. Самобытна древняя культура эскимосов. В XVIII-XIX вв. характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, жизнь территориальными общинами.
В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие эскимосы, особенно в Гренландии, стали наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии сформировались в отдельный народ - гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии - ангмассалик. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.

Язык и культура


Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы – юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Традиционно эскимосы - анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силъя, который управляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна. Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне - посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов - священный предмет. Традиционное приветствие, называемое «эскимосским поцелуем», стало всемирно известным жестом.

Эскимосы в России


В России эскимосы - малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. - 1356 человек, по данным переписи 2002 г. - 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населённых пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия - морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя «юк» («человек»), «юит», «югыт», «юпик» («настоящий человек»). Численность эскимосов в России:

Численность эскимосов в населённых пунктах в 2002 г.:

Чукотский АО:

село Новое Чаплино 279

село Сиреники 265

село Лаврентия 214

пгт Провидения 174

город Анадырь 153

село Уэлькаль 131


Этнические и этнографические группы


Азиатские эскимосы в XVIII веке делились на ряд племен - уэленцы, науканцы, чаплинцы, сиреникские эскимосы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Наряду с коряками и ительменами образуют так называемую «континентальную» группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Письменность


В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.). Самый известный эскимосский поэт -Ю. М. Анко.

Современный эскимосский алфавит на основе кириллицы: А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, Лъ лъ, М м, Н н, Нъ нъ, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ў ў, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, ъ, Ы ы, ь, Э э, Ю ю, Я я.

Существует вариант эскимосского алфавита, созданный на основе канадского слогового письма для языков коренных народов Канады.


Эскимосы в Канаде


Эскимосский народ Канады, известный в этой стране под самоназванием «инуиты», добился своей автономии, с созданием 1 апреля 1999 г. территории Нунавут, выделенной из Северо-Западных территорий.

Эскимосы полуострова Лабрадор также имеют теперь свои автономии: в Квебекской части полуострова эскимосский округ Нунавик постепенно увеличивает свой уровень автономии, а в 2005 году и в части полуострова, входящей в провинцию Ньюфаундленд и Лабрадор, также был образован эскимосский автономный округ Нунатсиавут. Инуиты получают официальные выплаты от правительства за то что живут в тяжелых климатических условиях.

Эскимосы в Гренландии


Гренла́ндцы (эскимосы Гренландии) – эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80-88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке, широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.

Живут в основном по юго-западному побережью Гренландии. Выделяются три основных группы:

западные гренландцы (собственно калааллит) – юго-западное побережье;

восточные гренландцы (ангмассалик, тунумиит) – на восточном побережье, где наиболее мягкий климат; 3,8 тыс. чел.;

северные (полярные) гренландцы – 850 чел. на северо-западном побережье; самая северная в мире группа аборигенного населения.

Исторически, самоназвание «калааллит» относилось только к западным гренландцам. Восточные и северные гренландцы называли себя только своими самоназваниями, причём диалект северных гренландцев ближе к диалектам инуитов Канады, нежели к западно- и восточно-гренландскому диалектам.


Эскимосская кухня


Кухня эскимосов состоит из продуктов, полученных охотой и собирательством, основу рациона составляет мясо, морж, нерп, белуха, олени, белые медведи, овцебыки, птица, а также их яйца.

Так как в арктическом климате невозможно земледелие, эскимосы собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды и либо поедают их, либо заготавливают впрок. Эскимосы считают, что диета, состоящая, в основном, из мяса, полезна, делает организм здоровым и сильным и помогает сохранять тепло.

Эскимосы считают, что их кухня гораздо более полезна, чем кухня «белого человека».

Одним из примеров является употребление тюленьей крови. После употребления крови и мяса тюленей вены увеличиваются в размерах и темнеют. Эскимосы верят в то, что кровь тюленей усиливает кровь съевшего благодаря замещению истощённых питательных веществ и обновлению кровотока; кровь - обязательный элемент диеты эскимосов.

Кроме того, эскимосы верят в то, что мясная диета утепляет, если постоянно питаться по-эскимосски. Один эскимос, Олеетоа, питавшийся смесью эскимосской и западной еды, говорил, что когда он сравнил свою силу, тепло и энергию с аналогичными показателями своего двоюродного брата, евшего только эскимосскую пищу, то оказалось, что брат сильнее и выносливее. Эскимосы в целом склонны обвинять в своих болезнях недостаток эскимосской еды.

Эскимосы выбирают продукты питания, анализируя три связи: между животными и людьми, между телом, душой и здоровьем, между кровью животных и людей; а также в согласии с выбранным режимом питания. Эскимосы очень суеверны в отношении пищи и её приготовления и поедания. Они считают, что здоровое человеческое тело получается при смешении человеческой крови с кровью добычи.

К примеру, эскимосы считают, что заключили с тюленями соглашение: охотник убивает тюленя только ради прокорма своей семьи, а тюлень жертвует собой ради того, чтобы стать частью тела охотника, а если люди перестанут следовать древним соглашениям и заветам предков, то животные будут оскорблены и прекратят размножаться.

Обычный способ сохранения мяса после охоты - заморозка. Охотники поедают часть добычи прямо на месте. Особая традиция связана с рыбой: рыбу нельзя готовить в пределах дня пути от места ловли.

Эскимосы известны тем, что каждый охотник делится всей добычей со всеми в поселении. Впервые эта практика была документирована в 1910.

Поеданию мяса, жира или других частей животного предшествует выкладывание больших кусков на кусок металла, пластика или картона на полу, откуда любой в семье может взять себе порцию. Так как эскимосы едят, только когда голодны, члены семьи не должны идти «к столу», хотя бывает, что поесть приглашают всех в поселении: женщина выходит на улицу и кричит: «Готовое мясо!».

Еда после охоты отличается от обычного приёма пищи: когда тюленя приносят в дом, охотники собираются вокруг него и первыми получают порции как самые голодные и остывшие после охоты. Тюленя разделывают особым образом, вспарывая живот, чтобы охотники могли отрезать кусочек от печени или налить в кружку крови. Кроме того, жир и мозг смешиваются и поедаются с мясом.

Дети и женщины едят после охотников. В первую очередь для поедания выбирают кишечник и остатки печени, а затем рёбра, позвоночник и остатки мяса распределяют по поселению.

Разделение еды было необходимо для выживания всего поселения, молодые пары отдают часть улова и добытого мяса пожилым, чаще всего своим родителям. Считается, что, поев вместе, люди становятся, связаны узами сотрудничества.


Традиционное жилище эскимосов


Иглу - это типичное для эскимосов место жительства. Данный тип строения представляет из себя постройку, которая имеет куполообразную форму. Диаметр жилища составляет 3-4 метра, а высота его - примерно 2 метра. Строятся иглу, как правило, из ледяных блоков или же уплотненных при помощи ветра блоков из снега. Также иглу вырезают из сугробов, которые подходят по плотности, а также по размеру.

Если снег достаточно глубокий, то вход прорывают в полу, а также роют коридор к входу. В случае, когда снег все же не глубокий, то входную дверь прорезают в стене, а к входной двери пристраивают отдельный коридор, сооруженный из снежных кирпичей. Очень важно, чтобы входная дверь в подобное жилище находился ниже уровня пола, так как за счет этого обеспечивается хорошее и правильное проветривание помещения, а также сохраняется тепло внутри иглу.

Освещение в жилище попадает благодаря снежным стенам, но иногда делаются также окна. Как правило, они сооружаются также изо льда или же кишок тюленей. В некоторых эскимосских племенах распространены целые поселки из иглу, которые между собой соединены переходами.

Изнутри иглу застилают шкурами, также иногда завешивают ими и стены в иглу. Для обеспечения еще большего освещения, а также большего тепла применяются специальные приспособления. За счет нагревания часть стен внутри иглу может оплавляться, но сами стены не плавятся, благодаря тому, что снег помогает вывести лишнее тепло наружу. Благодаря этому в жилище поддерживают комфортную для существования людей температуру. Что касается влаги, то её также впитывают стены, и из-за этого внутри иглу сухо.
Первым не-эскимосом, который построил иглу, был Вильямур Стефансон. Произошло это в 1914 году, и об этом событии он рассказывает во множестве статей и собственной книге. Уникальная прочность такого вида жилищ заключается в использовании плит уникальной формы. Они позволяют сложить хижину в виде своеобразной улитки, которая постепенно сужается кверху. Также очень важно учитывать и способ установки этих импровизированных кирпичей, который подразумевает опору следующей плиты на предыдущий кирпичик в трёх точках одновременно. Для того чтобы конструкция была более устойчива, готовую хижину поливают также водой снаружи.


Типично эскимосская одежда веками вырабатывалась в условиях холодного климата. Теплый олений мех, из которого ее шьют, и глухой покрой прекрасно защищают тело от холода, ветра и сырости. Мужская одежда состоит из короткой кухлянки, сшитой из оленьих или тюленьих шкур, обращенных мехом к телу, В случае холода покрой позволяет, вынув руки из рукавов, греть их о голое тело. Кухлянки имеют капюшоны. Поверх коротких (15 см) кожаных натазников мужчины надевают штаны, сшитые из шкуры оленя, тюленя или белого медведя. Штаны достигают колен. На ноги надеваются меховые чулки, обращенные мехом к ноге, вг меховые сапоги мехом наружу, сшитые из оленьего камуса (кожа с ноги оленя) или из нерпичьей шкуры.

Женскую одежду шьют из того же материала, что и мужскую; по форме она очень напоминает мужскую. Женщины надевают на тело кожаную рубашку с хвостовидным удлинением сзади. Короткая кухлянка без разреза обычно украшена вышивкой, имеет мысики (выступы) спереди и сзади. В отличие от мужской, на женской кухлянке есть заплечный кожаный мешок, в котором носят грудного ребенка. Одежда шьется и подгоняется с таким расчетом, чтобы нигде не поддувало. Локальные варианты эскимосской одежды различаются длиной кухлянки, деталями покроя и отделки. Наиболее отличны от общеэскимосского типа одежды парки тихоокеанских эскимосов и алеутов. Их шьют из шкурок морских птиц, без капюшона. Кроме того, эти эскимосские группы не носят натазников. Для охоты в каяке надевается непромокаемая одежда из кишок морских животных.

Пища

Раньше эскимосы ели то, что им удавалось добыть, охотой или рыболовством. Теперь они покупают некоторые продукты. Почти единственной их пищей являлось, а частично и сейчас остается, мясо морских животных, а также оленей. Его едят в вареном, сушеном и сыром виде.

Ягоды и съедобные коренья занимают незначительное место в питании. Мясо морских животных очень богато витаминами и хорошо предохраняет от цинги. Мясная диета освобождает эскимосов от необходимости специально добывать соль, так как в мясе она содержится в достаточном количестве. Эта диета хорошо соответствовала и климатическим условиям. Переход эскимосов, под европейским влиянием, от мяса к овсяным лепешкам, чаю с сахаром и консервам вредно сказался на их здоровье. Характерной чертой эскимосской диеты является большое потребление воды. Никаких алкогольных напитков у эскимосов до прихода европейцев не было.

Общественный строй

В конце XIX - начале XX в. эскимосы жили еще первобытно-общинным строем. Рода у эскимосов в это время уже не было* Основной социальной единицеи являлось стоибище. Почти все его обитатели были связаны между собой родством или свойством. На западе Аляски уроженец чужого стойбища противопоставлялся человеку «моего» стойбища, считавшемуся родственником.

У центральных и гренландских эскимосов родственные связи были менее ярко выражены, чем на Аляске, и больше выступали на первый план соседские связи между обитателями стойбища. В целом эскимосское стойбище являлось соседской общиной, несущей в себе значительные родовые пережитки, более сильные на западе и несколько ослаблявшиеся по направлению к востоку. Родовые отношения особенно полно сохранялись в отношениях производства и потребления. В некоторых видах охоты и рыбной ловли участвовали все охотники стойбища. Например, всем стойбищем охотились на карибу или ловили лосося во время весеннего нереста. Добыча от индивидуальной охоты также поступала в общее распределение по определенным нормам. Эти нормы были неодинаковы для различных эскимосских групп, но б этом отношении можно проследить некоторые закономерности. Так, охотник, добывший тюленя, получал обычно очень мало, большая часть туши распределялась между остальными охотниками данной охотничьей партии. Кроме того, получали свою долю члены стойбища, не участвовавшие в охоте из-за неотложной работы или по болезни, а также старики, вдовы и сироты. К концу XIX в. этот порядок распределения добычи в значительной степени выродился. Однако обычай взаимопомощи еще сохранялся, в особенности во время голода, когда имеющиеся запасы пищи, как бы малы они не были, делились между всеми членами стойбища.

Первобытно-общинные нормы в конце XIX - начале XX в. продолжали сохраняться в отношении распределения китового мяса: каждый мог брать его себе в любом количестве.

В эскимосском обществе описываемого периода личной собственностью считалось оружие, каяк, сани, охотничьи ловушки, одежда, предметы домашнего обихода, игрушки и т. п. Личной собственностью считались площадки льда с отверстиями для дыхания тюленей. В Гренландии охотник, нашедший продушину, ставил около нее отметку, указывающую ее владельца. У эскимосов Берингова пролива каждая семья все принадлежавшие ей вещи помечала своим знаком- тамгой. Наличие знаков собственности свидетельствовало о разложении первобытно-общинного строя.

Собственностью всей семьи были запасы пищи. Собственностью всего стойбища в целом считались: каменные изгороди, строившиеся всеми членами группы и использовавшиеся для ловли оленой; запруды для ловли рыбы; дом для общественных праздников и т. д.

Племенная собственность на охотничьи земли и районы лова морского зверя, по-видимому, отсутствовала.

Предметы личной собственности можно было одалживать. Утерю или поломку взятого взаймы предмета можно было не компенсировать или вернуть его в испорченном виде, и владелец не имел права требовать возмещения за нанесенный убыток. Более того, на Аляске владелец обычно считал неудобным просить обратно одолженный предмет, так как, по мнению эскимосов, человек, который может дать другому часть своей собственности, имеет больше, чем ему необходимо. А владелец ловушки, если он ею не пользовался, обязан был уступить ее тому, кто в ней нуждался.

Когда умирал женатый мужчина, часть имущества умершего клали вместе с ним в могилу. Остальное имущество наследовали его родственники, главным образом дети: сыновья наследовали орудия охоты, дочери - предметы домашнего обихода. Вдова ничего не наследовала, но получала обратно свое приданое. В Гренландии человек, имевший одну палатку, не мог наследовать другую, как и владевший одним умиаком не получал другого и т. п. На Аляске таких ограничений в наследовании уже не соблюдалось, и среди аляскинских эскимосов имущественное расслоение зашло дальше, чем среди эскимосов других районов. Доли наследства, получаемые старшими и младшими детьми в разных местах, были различны. Так, в Гренландии большую часть имущества отца получал старший сын. Среди «медных» эскимосов не устанавливалось какого-либо различия в порядке наследования старшими и младшими сыновьями. На Аляске же старший сын получал меньше младших. Все ценные вещи шли младшему из сыновей. Распределяла наследство у аляскинских эскимосов жена умершего.

Во второй половине XIX в. между различными эскимосскими территориальными группами наблюдались прочные торговые связи, осуществлявшиеся из года в год по одним и тем же путям. Торговые ярмарки, особенно на Аляске, проводились в форме празднеств с танцами и различными ритуальными церемониями. Такие ярмарки обычно устраивались в одних и тех же местах, а именно, на границе между различными группами. Торговля проводилась путем обмена одних продуктов на другие. За единицу стоимости принималась шкурка взрослой выдры, а позднее - бобровая шкурка.

По сообщению американского ученого Е. У. Нельсона, на Аляске в 90-х годах XIX в. в каждом селении можно было найти богача, собравшего путем торговли значительную по эскимосским понятиям собственность (ценностью в несколько сот долларов). Такие богатые люди обязаны были время от времени устраивать празднества для своих односельчан и раздавать им пищу и подарки. Если богатый эскимос уклонялся от организации празднества, односельчане или убивали его и забирали все, что у него было, или же насильственно заставляли устроить празднество и раздать на нем все свое имущество. В последнем случае он должен был, под страхом смерти, оставить всякую мысль о том, чтобы снова разбогатеть. Это свидетельствует о том, что для эскимосов во второй половине XIX в. имущественное неравенство было явлением новым и непривычным. Но уже в этот период решающий голос в селении обычно принадлежал самому богатому односельчанину, так как все остальные в той или иной мере зависели от него.

На о-ве Нуниваке еще несколько десятилетий назад, собственность в каждой родственной группе носила общественный характер. Все предметы метились знаками собственности, имевшими вид прямых или ломаных линий, но число знаков было очень ограничено. Все лица, имевшие общего мужского предка, метили свою собственность одним знаком. Для выделения отдельных ветвей генеалогического древа или отдельных семей внутри родственной группы на предметы ставили несколько знаков (но не свыше пяти).

На Аляске у эскимосов, живших между р. Кускоквимом и заливом Коцебу, в конце XIX в. сохранялось деление на тотемные группы. Наиболее распространенными были тотемы Волка, Сокола и Ворона. Все члены тотемной группы считались родственниками. К сожалению, неизвестно, была ли такая группа экзогамна, или нет, т. е. являлась ли она родом или только его остатком.

У эскимосов Аляски и Гудзонова залива до середины XIX в. были повсеместно распространены мужские дома (кажимы), существование которых обычно связывается с материнским родом. В каждом эскимосском стойбище имелось особое здание, где мужчины проводили свободное от охоты время. Там они работали, ели и спали. Там же устраивались все совещания и проводились праздники.

Браку эскимосов парный. На тихоокеанском побережье в конце XVIII- начале XIX в. существовал кросс-кузенный брак, т. е. брак между детьми брата и сестры. Эта форма брака связывается с родовым строем, а точнее с материнским родом и дуальной экзогамией. Поселение после брака могло быть и матри- и патрилокальным, но на Аляске и островах Нунивак, Кадьяк и Алеутских jb XIX в. преобладало первое. Развод совершался без всяких затруднений по желанию как мужа, так и жены. Дети оставались с матерью, и отец терял на них все права. Женщина в семье была вполне равноправна с мужчиной.

В терминологии родства различаются отцовская и материнская линии, что может быть удовлетворительно объяснено только тем, что эта терминология возникла как отражение существовавшего в прошлом родового строя. Есть и многие другие доказательства существования у эскимосов в прошлом рода, и именно материнского. По-видимому, родовая организация исчезла в связи с освоением-огромных незаселенных пространств Арктики, когда отдельные роды далеко уходили друг от друга, часто распадались и перемешивались в процессе передвижения.

В последующем разложении экзогамии большую роль сыграл также и кочевой образ жизни центральных и восточных эскимосов, затруднявший поддержание межродовых связей. В этой связи интересно отметить, что у эскимосов западного побережья Америки пережитки родового строя сохранялись в значительно большей мере, чем у всех остальных эскимосов. Это объясняется тем, что им не пришлось осваивать таких больших пространств, как центральным и гренландским эскимосам, а также и тем, что жизнь их носила более оседлый характер благодаря возможности морской охоты не только зимой, но и летом.

Процесс разложения родовых отношений у эскимосов тесно связан, разумеется, с ходом колонизации Арктики американцами и влиянием капиталистических отношений.

Вероятно, процесс разложения родового строя завершился совсем недавно, особенно на Аляске и прилегающих островах, где род, возможно, существовал еще в XVIII в. или даже позднее. Материнский род сменился, по-видимому, непосредственно соседской общиной, а не отцовским родом. Во всяком случае для эскимосов Аляски это можно утверждать вполне определенно.

У большинства эскимосов в середине XIX в. и позже не было вождей, но всегда в стойбище один из старших, опытных охотников, особенно если он к тому же был шаманом,пользовался большим авторитетом, чем другие старики; его называли «знающий», «думающий», «советчик»: он мог указывать, куда лучше перекочевать всему стойбищу, кому идти на тюленью охоту, кому за оленями; но следовать его советам было не обязательно, и он не обладал властью заставить выполнять свои приказания.

Огромную роль играло в жизни эскимосов общественное мнение. Каждый мог поступать как ему вздумается до тех пор, пока не нарушал общего благополучия. Если человек преступал обычные нормы, его увещевал кто-либо из стариков или старух. Большей частью подобные увещевания хорошо действовали, так как они считались очень обидными. Если же он продолжал нарушать правила охоты, надоедать соседям и раздражать их, то подвергался бойкоту: ему не позволяли участвовать в делах общины, не пускали в свои хижины, никто не желал с ним разговаривать или иметь какое-либо дело; если же он, из-за совершенных им обид, стал ненавистен своим соседям, то его можно было убить, когда община считала это нужным. Иногда кто-нибудь сам вызывался совершить казнь; тогда вызвавшийся опрашивал всех соседей и, при их согласии, убивал обидчика. Иногда соседи устраивали совещание и выбирали исполнителя своего решения из состава общины, и он не имел права отказаться, хотя бы осужденный был его родной брат. Семью казненного забирал исполнитель приговора или кто-нибудь из членов общины.

В противоположность этому убийству, носившему как бы законный характер, всякое другое убийство должно быть отмщено ближайшими родственниками убитого, и обычай кровной мести являлся одним из самых обязательных в обычном праве эскимосов.