Празднование ивана купалы. Купальские практики, обряды, игры, песни и хороводы

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста.

Горобцова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель МКДОУ№2 п. Ульяновка Тосненского района Ленинградской области.
Описание работы: Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым.
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Образовательные:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.
3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой».
4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование : музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры), стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.
Предварительная работа:
- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
-просмотр мульфильма «Цветок папоротника » (1979);
-разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Заря», «Водяной», «Ручеек»;
- изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).
Оформление зала (участка) : цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.
Ход мероприятия
Дети под народную музыку собираются в зале.
Ведущая (в венке): Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные! (Кланяется.)
Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала, который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Дети : 1. Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.

2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Вед. : Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»

ХОРОВОД «На Ивана Купала»
(«Волшебники двора»)

Вед. : Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
А теперь поиграем в игру «Ручеек»
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)


Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.
Вед.: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)
Письмо от Березки: Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т.д. Наконец появляется Кикимора.. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.


Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей )
Кикимора: Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем (снова пугает)
Вед.: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора (дрожит) : Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!
Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти,и читает первое задание.

1. В гости к Водяному
Кикимора: Ура!!! Сейчас вам Водяной задаст!
Вед. : Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной».

Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)
Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей, вместе с ними поет песни и т.д.)

Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!

2. Запустить красного петуха.
Ведущая спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить …), ведущая подводит к правильному ответу.
Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.


Эстафета «Прыжки через костер»

Вед. : Молодцы. Приступаем к следующему заданию.

3. Сбор лекарственных трав.
Кикимора: По-больше крапивы, колючек, шиповника…
Вед. : Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.

Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)


Вед. : Итак, приступаем к следующему заданию.

4. Отгадать загадки

Вед.: Какие загадки?
Кикимора: А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха!!! Надо их отгадать, а то - как напугаю!!!
Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!
Кикимора: Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте:

1. Какой цветок носит
И женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья)
2. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)
3. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)

4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах... (Мяты)

5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.

5. Отогнать нечистую силу.
Кикимора: Меня выгнать?
Вед.: Ну ты же нечистая сила?
Кикимора: Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)
Вед.: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.

Игра «Заря»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.


К концу игры (4-5 раз), Кикимора кричит.
Кикимора: Ой-ой-ой-ой…! (кружится и убегает!) Боюсь, боюсь, боюсь!!! Водяной!!! Ой-ой-ой!
Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)
Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?

(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка).
Вед. : Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.

(Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)
Ведущая: Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть волшебный цветок!

(Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).

ЕВГЕНИЯ ВОЛОКИТИНА
Сценарий праздника «Иван Купала» для всех возрастных групп

Сценарий праздника «Иван Купала » для всех возрастных групп

Цели и задачи :

Способствовать укреплению здоровья дошкольников.

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре.

Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купалы , воспитывать уважение к традициям своего народа

Место проведения : спортивная площадка

Оборудование : 2 обруча, 2 ведра с водой, 2 таза с водой, 2 кружки, пластиковые мячи, ленты для украшения березок, искусственный костер, «Сюрприз» – коробка с конфетами.

Музыкальный центр, записи песен «Во поле березка стояла» , «Купола Ивана Купалы » , «Яблочко» , «Порушка - Поранья» , «Песня Бабы Яги» , «Пошла млада за водой» .

Действующие лица :

Аленушка – Волокитина Е. В. ,

Иван - Толкачева Т . Г. ,

Баба Яга - Охремчук Е. А.

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня, выходит ведущая.

АЛЕНУШКА :- Здравствуйте детушки, здравствуйте малые! Смотрю, вы уже все собрались. Да и я пришла, не опоздала. К празднику собиралась , венок плела, наряжалась. Ведь праздник сегодня не простой - в честь батюшки нашего главного-Ивана Купалы славного ! Сегодня праздник огня , воды и матушки Земли!

Сейчас я хочу вам рассказать о празднике Иван Купала . В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник . Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебную силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. В народе существует и другое название этого праздника Иван травник , Иван цветной . Травы, собранные в это время исцеляют, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. С этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов, которые защищали от нечистой силы.

АЛЕНУШКА : - А сейчас мы начнем наш праздник . Начнём с загадок :

Оно за весною к нам в гости идёт, С собою приносит немало забот,

Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски. (ЛЕТО)

Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (ДОЖДЬ)

Золотое яблочко по небу катается, с утра всем улыбается. (СОЛНЦЕ)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сада, и огороды, все округи полила. (ГРОЗА)

Поднялись в небо ворота, всему миру красота. (РАДУГА)

АЛЕНУШКА : - Молодцы, ребята, здорово отгадали все загадки. А ещё была забава –

полежать в высоких травах, только нужно на заре, чтоб трава была в росе.

В озере, в реке купались , все играли, все смеялись….

Наш праздник посвящён воде и всему, что с ней связано! По поверьям и сказкам, раньше в воде жили - кто? (РУСАЛКИ, ВОДЯНЫЕ) .

Давайте и мы выберем русалочек из наших девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину, а вы ребята решайте, у кого коса длиннее.

Конкурс «Самая длинная коса» .

Участницы награждаются аплодисментами.

АЛЕНУШКА : - На празднике этом украшением служит берёза. Да вот и они, стоят и ждут, когда мы их нарядим. Нужно загадать заветное желание и завязать ленточку.

Желающим ребятам раздают яркие ленты для украшения берёз. Все идут к берёзкам. Звучит песня «Во поле берёза стояла» .

АЛЕНУШКА : - Ну, вот и всё готово, да только друг мой – Иван , еще не пришел. Ребята, а я знаю одну старинную хороводную Купальскую песню , давайте встанем в хоровод и попробуем спеть вместе. Может быть, мы так сможем его зазвать к нам на праздник .

Звучит русская народная песня «Купала , Ивана Купала » . Затем появляется Иван . В его одежде цвета, отражающие огонь, землю, траву, воду. В руке ветка вербы.

АЛЕНУШКА : - Здравствуй Иван друг наш весёлый !

ИВАН : - Здравствуй, Аленушка, девица красная, здравствуйте, детишки малые!

А вот и я - Иван . Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня праздник всех этих стихий ! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришёл к вам с веточкой вербы, чтобы окропить вас водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце .

Окропляет с помощью ветки вербы :

Чтоб здоровы вы были и много лет жили!

ИВАН : - А давайте ещё освежимся и поиграем с водой!

Игра «Достань яблоко из воды» 2 команды желающих игроков

В таз с водой бросают яблоки (мячи) и игроки, пытаются поймать яблоко и достать его из воды. Чья команда достанет больше яблок из воды – та и побеждает. (играют 2 минуты)

ИВАН : - Молодцы, как дружно поиграли! Вот еще одна забава!

Игра «Водоносы»

2 команды, 1 ёмкость с водой (из которой будут набирать воду, 2 ведра, 2 кружки (пластмассовые) . Нужно зачерпнуть кружкой воду, донести до ведра не расплескав, и вылить в ведро. Кто быстрее наполнит ведро, тот и победитель.

ИВАН : - Сегодняшний день полон волшебства! В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдёт его, тот будет счастлив и найдёт клад! Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и подойти к нему нелегко, так как его охраняет нечистая сила.

Звучит песня Бабы Яги. Под музыку она залетает на метле и танцует.

ИВАН : - А ты почему это сюда явилась? Твоё дело цветок охранять!

БАБА ЯГА : - Да, интересное дело, сами тут веселиться собрались, а мне цветок охранять. Скука - то какая! Тогда и вам здесь не чего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу . Сейчас как замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!

Замахивается метлой.

ИВАН : - Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут, да к тому же с собой обереги принесли, вон какие веночки сплели. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.

Дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками.

БАБА ЯГА : - Чур, чур, чур! (трясётся) . Уберите их подальше. Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть? Только не прогоняйте. Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!

АЛЕНУШКА : - Ну, так и быть, оставайся. А ты знаешь какие-нибудь игры?

БАБА ЯГА : - Конечно. Моя любимая игра «Полёт в ступе» . Сейчас я посмотрю, кто летает лучше меня.

Игра «Полёт в ступе» 2 команды соревнуются, кто в ступе летает лучше.

У каждой команды есть обруч-ступа, все по очереди садятся в ступу, добегают до стульчика, оббегают его и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая быстрее пролетит в ступах.

БАБА ЯГА : - А теперь я хочу посмотреть какие вы прыгучие.

Игра» Бабка Ёжка»

Для этой игры нужна метла (веник) . Дети встают в круг. «Бабка-Ёжка» встает в середину круга. Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку» :

Бабка-Ёжка, костяная ножка. Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко, съела человечка. А потом и говорит.

И «Бабка-Ёжка» говорит :- У меня живот болит.

И начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела.

Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на скамью. Играют до тех пор, пока в «Бабка-Ёжка» всех не переловит .

Игра «Море волнуется раз…»

АЛЕНУШКА : - Ребята вставайте все в большой хоровод. Слова произносим громко, хором, фигуры замирают и не двигаются, а Баба Яга будет ведущей, она будет ходить и выбирать ту фигуру, которая зашевелиться. Та фигура, которая зашевелиться, выходит из игры! (Играют 3 – 4 раза)

БАБА ЯГА : - Эту игру я знаю, сейчас я всех Вас быстро обыграю !

ИВАН : - Ну, а теперь, по старому обычаю - всем ребятам нужно через огнь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться сил, здоровья. Готовы?

Прыгают через костёр

БАБА ЯГА : - Молодцы, ребята! Вы такие ловкие, находчивые, умеете преодолевать препятствия – таким и клад отдавать не жалко. Наверное, покажу вам дорогу к папоротнику, вдруг вы там клад найдёте.

Дети становятся друг за другом «паровозиком» , Баба Яга ведёт «змейкой» детей к папоротнику, находят клад, раздают конфеты.

ИВАН и БАБА ЯГА :- Ну, вот мы и позабавились в этот праздник . С вами нам было очень весело. А теперь, прощайте до следующего года.

Звучит песня «Купала , Ивана Купала » . Все участники праздника танцуют и подпевают .

Купальская ночь традиционно отмечается с 23 на 24 июля - это самая короткая ночь в году и, по преданиям, в эту ночь вся нечистая сила, которая обитает в водоемах и лесах, исчезает оттуда, поэтому после этой даты можно спокойно купаться. В то же время, эта ночь считается временем разгула всяческой нежити и, устраивая такое представление в детском оздоровительном лагере, стоит объяснить детям, что это всего лишь театрализованное представление (чтобы не спровоцировать страхов).

Разумеется, время проведения такого праздника для детей не может выпадать на глубокую ночь, но все же предусматривает таинственность и некое волшебство. Поэтому, выбрав заранее подходящее место у водоема, можно отправится туда сразу после ужина.

Воспитатели отрядов должны заранее предупредить девочек, что необходимо сплести венки из трав и цветов, показать как это делается, и на место проведения праздника все придут уже в венках (потом девочки будут пускать эти венки по воде).

Трем старшим отрядам нужно заранее разучить традиционную купальскую песню - они бывают и грустные, и веселые, а петь ребята будут во время праздника .

Также, каждый отряд должен приготовить купальское деревце. В старину было принято использовать для этого срубленную молодую березку, которую надо было украшать венками, ленточками, а потом водить вокруг нее хороводы. Но вместо живого деревца стоит найти в окрестном лесу высохшее - такое можно срубить без жалости, а потом ребята в отряде его украсят. К месту проведения купальского костра каждый отряд отправиться вместе с деревцем, и уже там нужно будет вкопать его в землю (потом вокруг него будут водиться хороводы с песней, выученной ребятами), а по окончании праздника такие деревца сжигаются в костре.

Действующие лица:

Иван Купала
Русалка
Леший
Ведьма

На полянке сложен большой костер. Отряды рассаживаются вокруг него, праздник начинается.

Из-за деревьев появляется Иван Купала (в белой рубахе, с венком на голове):

Ой вы, дети современные, здравствуйте!
Я сегодня вам решил показатися,
Несмотря на ваше неверие,
Телефоны ваши мобильные,
Интернеты ваши, и гаджеты.

У меня такая, вишь, загогулина,
Получилася с нечистою силою –
Не хотят мои русалки и лешии
Покидать места свои вечные.

Черти с ведьмами совсем распоясались,
Хулиганят, и дерутся с прохожими…
Постарел я, не хватает мне прыткости
Усмирить их в эту полночь купальскую.

Помогите мне, в долгу не останусь я.
Целый год буду с вами невидимо!

Встает директор лагеря:

Ой ты, гой еси, добрый молодец,
Ты скажи нам лучше, что делать-то?
Мы помочь тебе во всем обещаемся,
Но вот справимся ли мы с разной нечистью?

Иван Купала:
- Вот вам первое мое пожелание:
Тут сейчас Русалка появится.
Удивительно упрямое создание,
Уговоры и посулы не работают!

Изгонять придется эту дамочку,
Из насиженного омута подберЕжного.
Чтоб купальщиков за пятки не трогала,
Не хватала за бока, не пугала их.

Появляется Русалка. Она выходит на полянку, упирая «руки в боки». Ее может играть кто угодно - главное, чтобы она была достаточно смешная:

Сам ты, ирод, я смотрю распоясался:
Не даешь вздохнуть бедной женщине -
Бизнес мой каждый год накрывается,
Лягушачьи лапки лишь в июле мясистые!

Я в Париж отправляю их партией,
А тут ты со своими запретами,
Лучше б санэпидстанция ездила -
И пожарный контроль проверяющий!

Иван Купала:

Нет, ребята, это просто немыслимо.
Что с ней делать, с этою бизнесменшею?
Ладно б только она лапки лягушечьи
Поставляла в эту самую Францию.
Ведь крючки цепляет рыбаков за корягами,
Или вешает траву на их удочки,
Или леску обрывает и хихикает.
Как такую не отправить на пенсию?

Директор лагеря:

Нет причины для грусти, поверь ты мне,
Все ребята у нас подготовились!

Ребята из старшего отряда поют свою купальскую песню, и водят хоровод вокруг своего деревца. Когда песня спета, воспитатель вынимает деревце, и подкидывает его в костер (одна из традиций - купальское деревце сжигали). Костер разгорается ярче, и по мере сжигания в нем всех деревьев, будет становиться выше и выше, а ведь для изгнания нечистой силы это очень важно.

Русалка:

Что же делать мне теперь, сиротинушке?
Как вернуться мне в родимую реченьку?
Не пускает костер очистительный,
Чую, бизнес с Парижем закончился!

Иван Купала:

Вон, садись себе спокойно на бревнышко.
В День Ильин ты в свою речку отправишься.
А пока веди себя прилично, Русалочка,
Посмотри, что будет дальше, на ус мотай!

Появляется Леший. У него в руках рогатка, из которой он пытается обстреливать Ивана Купалу лесными орехами. Конечно, чтобы не попасть в кого-то другого, Лешему надо подойти поближе, да и стараться целиться мимо. Однако, его воинственность не должна оставлять никаких сомнений.

Леший:

Как же ты достал нас, Иванушка,
Что ж ты каждый год изгаляешься?
Только я налажусь хозяйственно,
Как из лесу ты меня просишь ласково.

Кто за гнездами посмотрит птичьими?
Урожай грибов и ягод подсчитает кто?
Кто туристов неуемных запутает,
Приключение устроит им жуткое?

Иван Купала:

Что ж ты палишься так, уважаемый?
Нет бы врал про лягушек и Францию!
А теперь все ребята уверены,
Что туристов в покое оставить бы.

Все б ты шишки кидал на головушки,
Все б коряги ты ставил бы под ноги,
Отдохни, дорогой, от трудов своих,
Не меня ты послушай - ребятушек.

Следующий отряд поет купальскую песню вокруг своего деревца, и кидает его в костер.

Леший (раздает всем орехи из корзинки):

Ладно, кто с вами спорить попробует,
Тот свихнется, пожалуй, стремительно.
Ох уж праздник мне этот сомнительный,
Посижу ка я тоже на бревнышке!

Появляется Ведьма. Она несет с собой котелок с «зельем». Подходит к Ивану Купале, и пытается засунуть ему в рот ложку с отравой.

Ведьма:

Ты попробуй, Иван, как пользительно!
Целый месяц варила и парила!
О тебе ведь, несчастном я думала,
Как тебя угостить поприятственней…

Купала (отпихивает ложку):

Знаешь, Ведьма, иди ты… на бревнышко!
Наизусть все твои знаю хитрости.
Выпьешь ложку - глаза на лоб вылезут,
Выпьешь две - мама с папой не вспомнятся.

Ведьма:

Ох ты ж, что же твориться-то граждане,
Что ж такое в лесу нашем деется,
Сколько можно гонять нас по свету-то,
Сколько можно лишать дома рОдного?

Обижают старушку по-прежнему,
Только жить поспокойней наладишься,
Как опять наступает «Купальщина»,
И иди куда хошь, Ведьма бедная!

Так ребята, давайте последнюю,
Запевайте нам песню волшебную.
Да кидайте в костер свое деревце,
Чтобы Ведьма скорей успокоилась!

Поется третья песня, каждым отрядом сжигается свое деревце. Костер разгорается.

Русалка:
- Вот сижу я на бревнышке… Чего делать-то теперь, нечисть, будем? Даже разговаривать стихами неохота! Тьфу, все настроение испортили…

Леший:
- А мне кажется, что мы вполне можем с ребятами подружиться. Я, например, могу им рассказать некоторые лесные приметы, или сказку.

Купала:
- И в самом деле, перестаньте уж дуться. Сколько всяких интересных можно рассказать вещей, или даже устроить соревнование.

Ведьма:
- Ладно, расскажу девчонкам секреты… Старинные, интересные… Девочки, вы когда пойдете обратно в лагерь, постарайтесь сорвать семь разных цветов, их как раз рвут на закате, и на ночь положите под свою подушку. Должен присниться вещий сон! Надо только запомнить - что вам снилось.

Русалка:

А я тогда покажу как гадать на венках, и на камешках! Венки опускаются в воду, и загадывается желание. Если венок поплыл далеко, то желание исполниться, а если остался на месте, или прибился к берегу, то увы, желание не исполнится. Давайте попробуем сейчас это сделать?

Конечно, такое гадание зависит от водоема, да и слишком много народа захочет принять в нем участие. Но все же, очень будет красиво, если опустить в воду все венки, и в середину каждого положить на воду нетонущие зажженные свечи. Гадание вряд ли получится у всех, но зрелище будет поистине «купальское».

Русалка:

Ну вот, а теперь гадание с камешком. Загадываем желание, кидаем в это ведро камешек, и считаем, сколько кругов появилось на воде. Четное количество - желание будет исполнено. Нечетное - увы, в следующий раз.

Для этого гадания можно поставить несколько ведер с водой.

Леший :
- А я вам тут устроил отдельный костер! Он совсем маленький, поэтому через него можно спокойно перепрыгнуть, и не обжечься!

Ребята могут прыгать через тлеющие угли, которые сложены отдельно от большого костра - главное, чтобы пламя если и было, то совсем небольшое. Но наготове стоит держать те же самые ведра с водой.

Иван Купала:

А еще я приготовил вам интересное испытание. В эту ночь нужно искать папоротник, потому что именно сегодня он может зацвести, одним единственным цветком. Но тот, кто его найдет, получает невиданные возможности - понимать язык птиц и зверей, видеть скрытые под землей клады, ну, а если даже всего этого не случится, то такой человек будет всю жизнь удачлив и счастлив!

Для этого испытания нужен будет стожок сена или большая куча травы, в которой спрятаны самые разные цветы, но один из них - искусственный, «цветок папоротника». Нужно объяснить выбранным от каждого отряда участникам, что надо искать самый необычный цветок. Таким образом, ребята, встав вокруг этого стожка и начав его перебирать, будут отыскивать и обычные цветы, но задача - найти «цветок папоротника». Тот кто нашел его, тот и будет победителем.

Иван Купала:

Вот спасибо вам, ребята, огромное!
Помогли вы поддержать равновесие
Испокон веков заведенное,
Не нарушив законов неписанных.

А теперь вам отдыхать полагается,
Завтра встанет солнышко летнее,
И согреет речку глубокую,
Лес согреет, землю любимую.

Купала кланяется ребятам в пояс, машет рукой своей «нечисти», и они удаляются в лес (если рядом лес), или начинают уходить от ребят по полю.

Удаляющийся Леший кричит ребятам:
- И всегда смотрите в Купальскую ночь на небо! Если оно звездное, то будет большой урожай грибов!

Ребята отправляются в лагерь.

На следующий день можно подшутить над отрядами (так было принято на следующий после Ивана Купалы день). Например, поменять местами все отрядные стенгазеты. Или даже пришить ночью кого-то из ребят (в старших отрядах) к кровати (как в фильме «Каникулы строгого режима»).

Кроме того, будет очень актуальным поиграть с ребятами в такие старинные подвижные игры , как «пятнашки», «коршуны и вороны», «горелки».

Июль вступил в свои права, а значит вот-вот все будут отмечать один из самых интересных праздников в году - . Мы расскажем вам, когда и как отмечается праздник Ивана Купала в 2017 году, что занимательного рассказать детям об этом дне, как повеселиться и каких традиций придерживаться.

Когда-то, когда наши предки жили по природным циклам, каждый праздник был особенным и так или иначе связанным со стихиями. Так, который припадает на 20-21 июня, был праздником-благодарностью Солнцу за жизнь и светлый день. К этому дню у древних славян был приурочен праздник Купалы. Но с приходом христианства день Купалы отделили от дня солнцеворота и приурочили ко дню Иоанна Крестителя. Поэтому теперь отмечается .

Праздник Ивана Купала: обычаи дня и ночи

Самые главные элементы праздника - это вода, огонь, травы и, конечно же, песни. Без этих составляющих не обходится ни один обряд на Ивана Купала. И хотя праздник очень мистический, в народе же его превратили в один из самых шумных и веселых.

Уже по названию праздника ясно, что главные действа в этот день связаны именно с водой. В древности с самого раннего утра весь народ можно было встретить на реках и озерах, ведь люди верили, что вода очищает тело и разум. Сейчас же традиция приобрела немного иной характер - в этот день кроме купаний в водоеме принято еще и обливаться водой, ведь « , обливай, кого попало!». В таком веселье дети принимают самое активное участие.

Игра «Хвостики». Для этой игры нужна, разрезанная на столько частей, сколько участников, веревка. Каждый игрок заправляет веревку себе за пояс так, чтобы примерно 2/3 ее свисали сзади, как хвостики. Суть игры заключается в том, чтобы отобрать «хвост» у соперника, сохранив при этом свой. Побеждает тот, кто «собрал» больше «хвостов». В игре нельзя драться, толкаться, ставить подножки. Руками можно браться только за «хвост».

Игра «Прыжки через огонь». Вместо огня нужно взять длинную палку. Двое участников берут палку за края, а остальные выстраиваются в шеренгу. Задача каждого участника - перепрыгнуть через палку. После того, как прыгает вся команда, палка поднимается и прыжки повторяются. Побеждает тот, кто смог преодолеть самый высокий уровень.

Игра «Заплети венок». Нужно выбрать ведущего. Каждый ребенок должен определиться, каким он будет цветком. Затем ведущий по очереди называет какой-либо цветок, а участники должны, взявшись за руки, сплести венок в той последовательности, в которой их называет ведущий.

Играйте, радуйтесь и веселитесь в этот день всей семьей. Пусть праздник Ивана Купала 2017 принесет вам много положительных эмоций и ярких впечатлений!