Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются? Игры и игровые упражнения для развития артистичности детей дошкольного возраста Как раскрыть таланты и способности ребен

Способности или индивидуальные особенности ребенка делают его уникальным. Каждый родитель страстно желает своему любимому чаду успешной и яркой жизни, поэтому выявлением одаренности и развитием способностей маленького человека лучше заняться как можно раньше.

Правильное и, главное, своевременное выявление наклонностей малыша дошкольного возраста способствует наиболее полноценному их развитию. Как определить, что ребенок наделен выдающимися способностями, которые помогут ему достичь успеха в любой сфере деятельности?

Кто и где выявит способности ребенка

Для выявления способностей и наклонностей ребенка существует три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям.

В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе.

Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.

Замечательный факт

История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.

Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».

Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании.
Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.

Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.

Как выявить способности ребенка

Существует несколько практических методов для выявления уникальных способностей и творческих наклонностей детей. Первые два больше подойдут для изучения детей дошкольного возраста, последний актуален для работы со школьниками.

  1. Анализированное наблюдение. Простой метод позволит выявить, к чему ребенок проявляет истинный интерес, а какие занятия не приносят ничего, кроме скуки. Совет: Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего. Будьте внимательны к его вопросам, и вы сможете понять круг его интересов.
  2. Игровое наблюдение. Во время игры дети дошкольного возраста открываются максимально. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
  3. Тесты, опросы. Такие методы используют при затруднении выявления наклонностей детей школьного возраста или для подкрепления ранее полученных результатов. Тесты или опросы могут провести сами родители, насчет результатов лучше посоветоваться со специалистом.

Способности не имеют ничего общего с приобретенными умениями и навыками человека, но именно они объясняют легкость их получения. Именно благодаря индивидуальным способностям человек становится успешен в той или иной сфере жизни. Правильное определение творческих наклонностей детей – залог будущей счастливой жизни.

Существуют определенные признаки, которые позволят определить в какой сфере развитие более продуктивно.

Признаки высокого интеллекта

  • Заинтересованность окружающим миром: повышенное внимание ко всему происходящему. Долго наблюдает за прыгающей лягушкой, работающей машиной или дождем.
  • Усвоение информации в больших объемах. Легко выдерживает чтение больших рассказов, может пересказать сюжет, заостряет внимание на деталях.
  • Стремление к сбору и систематизации полученных сведений. Малыш задает большое количество вопросов о конкретном событии, строит логические цепочки, упорядочивает информацию.
  • Большой и быстро пополняемый словарный запас. Впервые услышав слово, поняв его значение, ребенок в дальнейшем часто и правильно использует это слово в повседневной речи.
  • Аналитические навыки: может просчитать развитие событий, установить причину и следствие, сделать выводы. Прошел дождь, асфальт стал мокрым, цвет потемнел, дождь – это вода, если вылить воду на асфальт, он потемнеет.
  • Признаки критического мышления. Ребенок не доверяет конкретному источнику, перепроверяет полученную информацию. К примеру, задав вопрос маме и получив ответ, с уточняющим вопросом подходит к отцу, бабушке или дедушке.

Признаки выраженных творческих способностей

  • Использование воображения. Любит фантазировать, добавляет яркие детали к рассказу о произошедшем событии, во время игры в куклы или машинки придумывает невероятные сюжеты.
  • Использование интуиции для решения творческих задач. Поступил правильно, но не может дать четкие объяснения, почему принял именно такое решение.
  • Быстрая реакция на события, умение подстраиваться под возникшую ситуацию. «Переобувается» на ходу и меняет свое решение в зависимости от ситуации. Например, мама не купила слишком дорогую игрушку, малыш не устраивает истерику, а просит купить более дешевый вариант.
  • Высокая эмоциональность, внимание к чувствам детей или взрослых, умение сопереживать или разделить радость.
  • Проявление интереса к творчеству – живописи, поэзии, музыке и т.п. Выделяет любимых авторов, художников или музыкантов, ориентируется в мире творческих людей.
  • Склонность анализировать свои чувства и поступки.

Признаки сенсорных (практических) наклонностей

  • Желание работать руками с использованием различных материалов и инструментов.
  • Легкое усвоение различных практических навыков. Для мальчиков – это интерес к строганию, паянию, конструктору. У девочек этот признак проявляется в любви к шитью, вязанию или вышиванию.
  • Повышенное внимание и уход за членами семьи или друзьями, стремление оказать помощь во время болезни.
  • Интерес к механизмам. Малыш с удовольствием помогает папе с ремонтом различной техники, с удовольствием собирает палатку во время похода.
  • Специальные способности, или правильный путь развития.

Теперь вы поняли, что ваш ребенок – маленький хранитель уникальных способностей. Следующий шаг – сузить круг поисков и выбрать путь развития для малыша. В зависимости от наклонностей детей нужно развивать конкретные способности.

Взаимосвязь наклонностей и способностей

Ярко выраженная склонность к любым вычислениям или измерениям, проявление логики во всех вопросах, стремление систематизировать данные свидетельствует о предрасположенности детей к точным наукам – математике, физике или химии.

Тяга к музыкальным произведениям, постоянное мурлыканье мелодий, отличная память на музыкальные произведения свидетельствует о музыкальных способностях.

Ребенка не оторвать от книги, он проглатывает целые тома художественной литературы, читает произведения вне учебной программы, может быть, даже сам сочиняет? Это говорит о творческих литературных способностях.

Вернувшись из детского сада или школы, ребенок не только рассказывает, но и показывает, что происходило за день, подражает поведению близких людей, с удовольствием участвует в творческих самодеятельных представлениях. Это прирожденный актер. Нужно развивать театральные способности.

Обычно детей не оторвать от рисования. Но если ваш малыш проводит с карандашами или красками практически все свободное время, любит лепить, а на все праздники вы получаете подарок, созданный его руками, сфера его творческих способностей кроется в изобразительном искусстве.

С дошкольного возраста ребенок проявляет ловкость и сноровку, отлично бегает, легко переносит самые серьезные нагрузки, его нужно отнести к будущим блестящим спортсменам.

Если в вашем доме много конструкторов, а ребенок проявляется большой интерес к сложным механизмам, скорее всего, у него технические способности.

Много друзей, легкость в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение налаживать контакт даже с незнакомыми людьми говорят о коммуникативных способностях. Если ваш ребенок чувствует себя как рыба в воде среди абсолютно посторонних детей и легко вовлекает их в игру, налицо социальные способности.

Дети могут проявлять склонность сразу к нескольким сферам деятельности. Или наклонности могут быть выражены не совсем ярко. Если вы достаточно долго наблюдали за ребенком, но не уверены до конца, какие способности нужно развивать, простой тест помогут определиться с верным ответом.

Внимательно прочитайте следующие утверждения, подтвердите или опровергните их:

  1. Отличная память на стихи и рассказы.
  2. Ребенок чувствует ваше настроение.
  3. Чадо задает познавательные вопросы, например, кто придумал время.
  4. Отличная ориентация на местности (даже в незнакомом районе).
  5. Походке малыша позавидовала бы балерина.
  6. Любимое дело – слушать музыку.
  7. Круг интересов – окружающий мир: гроза, молнии, дождь, снег и т.п.
  8. Идеальная слуховая память: если переставить местами слова в любимой книге, он обязательно поправит вас.
  9. Быстро освоил завязывание шнурков или езду на велосипеде.
  10. Вы регулярно становитесь зрителем домашнего театра с любимым чадом в главной роли или участником творческих вечеров.
  11. Во время путешествия внимание ребенка сосредоточено на особенностях местности.
  12. Отлично различает звук музыкальных инструментов.
  13. Схематически изобразить местность ребенку намного легче, чем объяснить словами.
  14. Сопровождает активной мимикой большую часть слов и движений.
  15. Все игрушки лежат на месте от самой маленькой до самой большой или разобраны по шкафам соответственно цвету или размеру.
  16. Объясняет свои поступки чувствами, которые испытывал в тот момент.
  17. Каждый день вы слушаете удивительные истории, которые «произошли» с вашим малышом.
  18. Каждый услышанный звук удостаивается комментария.
  19. Во всех незнакомых людях ищет сходство со знакомыми ему детьми или взрослыми.
  20. Удивляет вас четкой оценкой своих сил и возможностей (например, я не смогу нести эту сумку, она слишком тяжелая).

Ключ к пониманию

  • Если вы подтвердили высказывания 1, 8, 17, у ребенка проявляются лингвистические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 6, 12, 18, налицо музыкальные способности ребенка.
  • Если вы подтвердили высказывания 3, 7, 15, у вашего малыша математические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 5, 9, 14, у вашего малыша сенсорные способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 10, 16, 20, у вашего малыша склонность к самопознанию.
  • Если вы подтвердили высказывания 2, 10, 19, основа для развития – психологические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 4, 11, 13, ярко выражены топографические (пространственные) способности.

Теперь вы во всеоружии, так как точно знаете, какие именно способности ребенка нужно развивать, чтобы в будущем он достиг неимоверных высот. Успех чада в ваших руках. Главное – не поддаваться искушению и не прививать ребенку ненужных ему качеств. Развивая именно природные склонности, вы добьетесь максимального успеха в его развитии.

Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш вырос успешным человеком, чтобы в жизни он занимался любимым делом, добиваясь высоких результатов в своей деятельности. Это возможно при условии своевременного выявления и развития природных способностей ребенка. Детские психологи утверждают, что все детки по-своему талантливы, и раскрыть эти таланты нужно именно в дошкольном возрасте, поскольку от этого зависит выбор специализированной школы, класса и ВУЗа. Итак, как определить способности ребенка?

  • Наблюдение – это один из простейших способов изучения способностей детей. Наблюдая за различными сферами детской деятельности, родители могут выявить те, которым малыш отдает наибольшее предпочтение.
  • Игра. Детская психология определяет игровую деятельность как основной род занятий для ребенка. Дети склонны выбирать те игры, к которым у них есть склонность, а значит, есть способности. Причем показательными являются не только развивающие, но и любые другие игры.
  • Помощь специалистов (психологи, педагоги). Существуют центры развития детей , которые специализируются на определении детских способностей в ходе комплексного обследования. Комплексное обследование включает установление степени интеллектуального развития, оценивание потенциальных возможностей и изучение творческого потенциала.
  • Тестирование. Процедуру тестирования могут проводить не только профессиональные психологи, но и сами родители. Так, для определения интеллектуальных и технических способностей используются вопросники, а для определения музыкальных или танцевальных способностей – специальные тестовые упражнения.

Тип способности Характеристика деятельности и развития малыша
Художественные Многие дети любят рисовать, но дети с художественными способностями передают в рисунках наиболее характерные черты предметов или людей. Причем ребенок рисует не только то, что он умеет или то, что ему показывали, а все, что видит вокруг себя. Его рисунки разноцветные и зависят от настроения.
Артистические Малыш без стеснения выступает перед взрослой аудиторией, он очень эмоционален и стремится подражать артистам или героям мультфильмов.
Музыкальные Ребенок способен легко запоминать мелодии и воспроизводить их, может сочинять свои простейшие мотивы.
Литературные Часто фантазирует, причем его фантазии отличаются логичностью и имеют окончание. У ребенка богатый словарный запас, он эмоционально пересказывает прочитанное или увиденное. Довольно рано учится читать.
Интеллектуальные Малыш имеет отличную память, он очень наблюдательный, всем интересуется, легко обучается, старается найти ответ на любой вопрос.
Спортивные Очень активный и целеустремленный ребенок с отличной координацией движений и ловкостью. Он постоянно находится в движении.
Технические Любимые игры – конструкторы и машинки. Активно интересуется бытовой техникой, инструментами. Часто старается отремонтировать сломанные игрушки или другие предметы.
Общение и лидерство Ребенок довольно легко приспосабливается к новым для себя условиям, легко общается как со сверстниками, так и со взрослыми, в большинстве ситуаций сохраняет уверенность в себе.

Эта таблица поможет родителям, задающимся вопросом, как определить способности ребенка, интерпретировать результаты своих наблюдений за малышом.

К сожалению, в наших школах не существует особого разделения на классы для детей с разными способностями. Некоторое разделение наблюдается только после 9-го класса, да и то только в сфере математики – ребята, у которых есть математические способности, могут продолжить учиться в специализированных классах с углубленным изучением данного предмета.

Поэтому основная задача по развитию способностей малыша возлагается на родителей, в помощь которым приходят многочисленные кружки, секции, художественные и музыкальные школы, центры эстетического развития и многое другое.

По мере взросления психофизиологическое состояние ребенка изменяется, при этом развитие не всегда протекает равномерно. Для родителей очень важно уметь правильно оценить уровень развития ребенка на определенных этапах его жизни.

Три года - это сенсомоторный этап детского развития, новая социальная ступенька, символизирующая переход малыша в младший дошкольный возраст. Этот период детские психологи называют «кризисом трех лет». Он проявляется в повышении самостоятельности и отделении от взрослых. По каким же критериям можно оценить навыки ребенка трех лет?

В возрасте трех лет общительность ребенка может резко измениться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Несмотря на это, малыш должен уметь:

  • четко выговаривать слова,
  • называть свой возраст и имя,
  • давать ответы на простые вопросы,
  • говорить предложениями, состоящими из 5-6 слов,
  • иметь словарный запас не менее 250 слов,
  • рассказывать различные истории, стихотворения, сказки.

С возрастом у малыша улучшается координация движений и гибкость. Основные двигательные навыки ребенка трех лет:

  • прыжки на одной ноге,
  • умение наклоняться в разные стороны, не падая,
  • способность стоять на одной ноге в течение как минимум 5 секунд,
  • умение шагать назад.

Кроме того, кроха уже должен уметь:

  • закручивать и откручивать крышку на бутылке или банке,
  • пользоваться ножницами,
  • рисовать четкие геометрические фигуры (круги и квадраты).

Социальные навыки

Важнейшее значение в развитии ребенка имеют навыки общения со сверстниками и взрослыми. В трехлетнем возрасте малыш должен демонстрировать широкий спектр позитивных и негативных эмоций, высказывать привязанность к знакомым, проявлять первую дружескую привязанность к сверстникам.

Интеллектуальные навыки

Трехлетних деток часто называют «почемучками», поскольку характерная для них любознательность и любопытство вынуждают их задавать взрослым сотни вопросов. Детки хотят получить как можно больше знаний об окружающем их мире и родители должны помочь им в этом.

В трехлетнем возрасте детки должны уметь:

  • распознавать и называть основные цвета,
  • узнавать цифры до пяти,
  • уметь считать,
  • уметь сортировать предметы по разным признакам, например, по форме и цвету,
  • узнавать себя и близких людей на фотоснимках,
  • отгадывать простейшие загадки.

Для развития интеллектуальных навыков родители могут использовать развивающие игры и игрушки, учебно-познавательные фильмы и мультфильмы

Родители должны всячески поощрять самостоятельность детей. Чем более самостоятельным будет ребенок, тем проще он адаптируется в детском саду. Кроме того, самостоятельность способствует повышению уверенности в себе и в своих силах.

Трехлетние детки должны:

  • самостоятельно кушать,
  • самостоятельно одеваться и раздеваться,
  • самостоятельно умываться, мыть руки, чистить зубы, расчесываться, пользоваться носовым платком,
  • убирать игрушки,
  • ходить на горшок.

Если вдруг, читая списки навыков и умений, вы поняли, что ваш трехгодовалый кроха чего-то делать пока не умеет, не расстраивайтесь. Все детки разные, кто-то умеет все делать уже к третьему дню рождения, а кто-то научится к 3 годам и 10 месяцам. Но научится непременно, особенно если рядом будут любящие и во всем поддерживающие его родители.

"От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира —
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш".
В. А. Сухомлинский

Уже с самого раннего возраста можно увидеть, как проявляются первые признаки разных талантов у малышей: кто-то любит танцевать, кому-то хочется петь, кто-то любит мастерить, а кто-то решать логические задачи или рисовать...

Сложно сказать, что любовь к какому-то виду деятельности — это и есть талант, ведь способности проявляются позже, а развивая способности, мы получаем талант. Быть талантливым — это не обязательно значит быть знаменитым художником или учёным — есть много талантливых людей в разных областях.

Кто-то говорит, что талант (греческое talanton) — это "выдающееся врожденное качество". А кто-то — что талант нужно совершенствовать. Третьи верят в то, что способности и таланты передаются по наследству.

Википедия определяет талант как "определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта". Формирование и развитие таланта ребёнка зависит во многом от условий жизни и деятельности. Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Давайте попробуем ответить.

Проблема определения способностей ребенка встает перед родителями с самого раннего детства. Родителей начинает волновать вопрос поиска дополнительного образования. Музыкальная студия, студия творчества, спортивная или какая-то другая? Порой трудно сделать выбор, чтобы не навредить. Отдать ребенка в студию и развивать в одном направлении? А вдруг ошиблись? Отдать в разные студии? А вдруг ребёнок будет слишком уставать?

При выборе студии родители должны оценить возможности ребёнка и учесть его интересы. Важно помнить, что любая деятельность — это труд ваш и вашего ребенка, подчиненный жёсткому распорядку и режиму. Томас Эдисон говорил: "Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота". Только постоянные занятия и тренировки дадут положительный результат. Но если ребёнок не обладает определёнными способностями к деятельности, которую ему выбрали старшие, то у него может развиться комплекс неудачника, и вы не получите ожидаемых результатов. Ваше желание, чтобы ребенок пел или занимался музыкой, может обернуться психологической травмой для ребенка. Прислушайтесь к желаниям ребенка и помогите ему в выборе студии, проявите смекалку, чтобы мотивировать малыша.

Из закона Ньютона известно, что сила действия прямо пропорциональна силе противодействия — чем больше родители будут заставлять ребенка, тем меньше вероятность, что они сами будут довольны результатами. По этой причине психологи и педагоги советуют выбирать такие кружки и секции, где не стремятся сделать маленького чемпиона или лауреата, а просто помогут определить и развить способности малыша.

1. Музыкальные способности малыша

До года о музыкальных способностях можно судить только по косвенным признакам. Малыш улыбается, когда слышит музыку, затихает, может подпевать — "гулить". Наблюдайте за ребёнком. Если он проявляет эмоции, когда играет музыка, подпевает, а может, даже постукивает ногой в такт музыке, или хлопает в ладоши под музыку, быстро запоминает слова и мелодию, поёт самостоятельно, то это указывает на то, что в музыкальной студии он будет заниматься с удовольствием. Существует очень эффективная система Судзуки — уникальный метод раннего музыкального развития. Эта система предусматривает обучение игре на скрипке, (флейте, фортепиано, виолончели) с двух-трёх лет. Дети очень быстро начинают играть несложные произведения. По мнению японского педагога Шиничи Судзуки, все дети музыкальны, нужно только вовремя начать развивать способности: "То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно". Цель музыкальных занятий с малышами Судзуки определил так: "Моя задача не воспитывать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека".

2. Технические способности

Ребёнок любит сидеть с конструктором часами: строит, придумывает, собирает по схеме, моделирует. Обычно дети, имеющие технические способности, часто задают вопросы: как это работает, а что у него внутри, а зачем нужна эта деталь, а будет ли работать, если... Не отмахивайтесь от таких вопросов и старайтесь отвечать на них, покупайте энциклопедии и конструкторы, развивайте интерес к различным механизмам.

3. Исследовательские способности

Дети с исследовательскими способностями любят проводить опыты, часто задают вопросы "почему?", устанавливая причинно-следственные цепочки различных природных явлений, а так же с интересом рассматривают научные энциклопедии и с удовольствием смотрят научно-популярные передачи.

4. Художественные способности ребенка

Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам творчества, стоит обратить на это внимание и развивать этот интерес малыша.

В раннем возрасте не учат классическим канонам рисования, а лишь развивают художественные способности. В хороших детских изостудиях создают творческую атмосферу, ваш ребенок сможет развить свое воображение, мелкую моторику, а самое главное — получит удовольствие от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь умеет.

5. Театральная студия. Актерский талант у ребенка

Если вы однажды заметили, что ваш ребенок любит кому-то подражать, копировать походку, манеру речи, с радостью выступает на концертах и праздничных мероприятиях, то вы можете смело привести его в театральную студию. Сегодня детские театральные студии, почему-то не очень популярны у родителей. А зря: ведь они смогут научить детей быть смелыми и уверенными, раскованными и непринужденными. Дети читают наизусть стихотворения и басни, развивают речь, тренируют память, пополняют словарный запас. Кукольный театр развивает не только речь маленького актера, но и моторику, а также координацию движений. Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.

6. Спортивные секции. Физические способности

Дети с физическими способностями очень старательные, упорные, они прикладывают все усилия для достижения определенной цели. Любят соревноваться, бегают, прыгают — и не боятся упасть, пораниться, ушибиться. Занятия в спортивных секциях тренируют силу воли, выносливость, целеустремленность, что, несомненно, приходится ребенку не только в школе, но и в жизни.

7. Хореография. Ритмика. Музыкально-двигательные способности

Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма? Слушает музыку, "пританцовывает" и придумывает свои движения? Сходите с ним на пробное занятие в студию ритмики, хореографии, фитнеса, аэробики или танца. В танцевальных кружках учат не только красиво двигаться и танцевать: занятия танцами развивают образное мышление, воображение, фантазию. Есть студии танца, где учат малышек уже с двух с половиной лет по системе Айседоры Дункан — в классах нет станка, там не требуют специальной одежды и обуви для танцев. По этой системе танец — это некая импровизация, свободные движения под классическую музыку.

У вашего ребёнка могут быть разные способности, задача родителей — поддерживать и развивать их.

Методы определения способностей ребенка

Метод Описание
Наблюдение Наблюдая и изучая то, чем ребёнок любит заниматься, чем интересуется, родители с лёгкостью могут составить представление о возможностях своего малыша.
Игра Предоставьте возможность выбора игры. Обратите внимание, в какие ролевые игры любит играть ребёнок.
Обращение к специалистам по раннему развитию, психологам и педагогам. Тестирование Существуют диагностические программы, которые помогут в определении способностей. Например, при определении уровня интеллектуального развития используют тест Векслера. Чтобы узнать творческий потенциал ребёнка, его эмоциональное и психическое состояние, используют методику "Несуществующее животное". А также могут использовать комплексную диагностику.
Совместная деятельность Совместное общение, безусловно, развивает творческую активность и помогает развитию таланта. Возьмите за правило организовывать семейные праздники-традиции, кукольные представления по выходным, походы, экскурсии. Слушайте вместе музыку, читайте, играйте в игры, посещайте музеи и выставки, театры, мастер-классы, концерты.

Результаты диагностики не могут определить будущие достижения и таланты ребёнка, но, тем не менее, это не умоляет важности раннего выявления способностей. В наших силах помочь ребенку изучать, творить, заниматься интересными и увлекательными занятиями. Со временем, ваш ребенок сам поймет, чем ему заниматься серьезно, а что останется просто хобби. Очень часто бывает, что талантливые дети, не имея возможности развивать свой талант, становятся посредственными учениками.

Современные школы предъявляют к ребёнку достаточно жесткие требования. Предоставьте возможность малышу проявить свои способности, развить их и преумножить в детских дошкольных учреждениях. Помогая раскрыть таланты ребёнка, вы научите его общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно, поможете и способность к адаптации в любых ситуациях. Наверняка, лет через 18-20 ваши дети поблагодарят за это. Главное помнить, что каждый ребенок талантлив, быть внимательнее к проявлениям своего ребенка — и у вас все получится!

Модель Наталья,
методист сети детских развивающих
клубов "АЗ-БУ-КА"

Комментировать статью "Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша"

А вы считаете, что на способность детей к обучению влияют гены? Я считаю, что влияют, не единственным фактором, разумеется, но влияют. Разумеется гены влияют на способности к обучению, и на другие особенности развития. Но не настолько прямолинейно, что "если папа...

Как выбрать профессию. Развитие способностей Востребована ли профессия Мы часто считаем развитие способностей чем-то вроде хобби, возможно... Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша.

Раздел: Образование, развитие (Способности ребенка). Вопрос репетиторам, Вы родителям всегда правду о способностях говорите? Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 18+.

есть способности выше среднего, а ребенку на это плевать. Есть любимое дело, только...(умение видеть проблему там, где другие ее не видят), оригинальность мышления, память Музыкально -двигательные способности. Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма...

Развитие математических способностей у дошкольника: 5 способов. Сингапурская математика. Этот метод решения дает детям глубокое понимание процесса решения. Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша.

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 4. Художественные способности ребенка Методы определения способностей ребенка Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.

Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к школе. Тема создана для обсуждения статьи. "Алло, родители ищут таланты!" - дополнительное образование детей.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. 1. есть ли у него музыкальные способности. которые надо както развивать. 2. нравится ли самому ребенку все это - петь...

Вот, например, нет у ребенка музыкального слуха, или рисует он, как курица лапой Развить ведь до определенной степени можно почти все, правда, не всегда Если ненавидит - это другое. Вопрос был есть нет способностей, т.е. на неосведомленный взгляд мамы их нет.

а как определить, есть ли у ребенка способности к европейским языкам? Неоднократно слышала мнение, что дети, имеющие музыкальный слух чаще всего обладают Посмотреть темы в других конференциях: Детские сады и дошкольное образование Образование взрослых.

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам Совместное общение, безусловно...

Как определить способности ребенка?. Достижения. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Ну так слух развивать надо, как и любые другие способности. Реально людей совершенно без музыкального слуха мало.

способности это приходящее и уходящее, если вовремя не спохватиться и неразвивать, у всех детей есть способности и таланты и необязательно в ограниченом Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 4. Художественные способности ребенка.

Поступаем в музыкальную школу. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Выразила желание играть на скрипке, но узнав что это трудно, сразу отказалась. Хочет играть на флейте, но я не знаю возьмут ли ее, вроде бы там на зубы смотрят, а у нее верхние зубы как раз...

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Многие родители задаются вопросом: как определить и Мне народные способы определить пол ребенка всегда казались забавными и интересными, предлагаю вам их перечень - гадайте на здоровье...

Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам...

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Развитие ребенка - дошкольника: дополнительное Как помочь ребенку стать внимательным? Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Музыка. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Дорогая, возник вопрос, действительно: а какие музыкальные способности или навыки нам, родителям нужны в детях. и какие будут нужны...

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Методы определения способностей ребенка. "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей...

Методы определения способностей ребенка. "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

Любой родитель, заботящийся о своем чаде, проявляет определенного рода озабоченность в плане выявления и развития склонностей ребенка. Не будем брать во внимание те ситуации, когда отец и мать «помешаны» на чем-то одном, например, хотят, чтобы ребенок стал непременно известным хоккеистом, независимо от того, достаточно ли у него для этого задатков. Не говоря уже о том, что их может и в помине не быть относительно данного вида деятельности.

Для начала стоит расставить все точки над i: что же такое задатки, а что — способности. Задатки — это некий фундамент, заложенный природой, это такие семена предрасположенности, которые передались с генами родителей, хотя и не всегда, но часто.

Способности — это степень потенциала для выполнения задач разного уровня сложности. Повысить планку способностей в том или ином виде деятельности при желании под силу любому человеку. Допустим, у ребенка есть физиологические задатки для занятий балетом. Если он будет прилежно заниматься, то вполне вероятно, достигнет высокого уровня мастерства. Но тут опять же один маленький нюанс: должно быть желание, не путать с желанием родителей. Без желания и действия любые задатки засохнут на корню.

Как же определить, чем собственно природа наградила вашего отпрыска. Верный путь для выявления — наблюдение. Для начала за играми ребенка, именно в них он проявляет свою натуру. Но бывают и явные проявления. Например, родители многих известных певцов утверждают, что в детстве эти люди, чуть ли не с рождения пели, да так, что родители сразу поняли: будущий певец или певица.

Если задатки очевидны, на основе их можно развивать и способности. Но тут тоже важно придерживаться золотой середины: не акцентироваться на чем-то одном — и точка. Дело в том, что в мире в отдельном виде ничего не существует, все взаимодополняет друг друга. Этот же принцип относится и к способностям: нужно разносторонее развитие, не следует задвигать другие виды деятельности далеко на задний план. Крайность не может быть развитием высшей степени.

Теперь немного о возможностях развития. Чтобы способности развивались, не стояли на месте, нужно задавать определенную планку. Очень важно не переборщить. Слишком низкая планка (когда все легко и неинтересно) — путь деградации. Слишком высокая — может привести к потере веры в свои силы и отсутствию мотивации. Планка должна быть такой, чтобы была определенная трудность в выполнении задачи, недотягивание до вершины. Такой расклад дает толчок для развития способностей. Появляется цель. Дети, занимающиеся спортом (и не только), очень часто равняются на чемпионов, профессионалов, которые для них становятся своеобразным эталоном. Родителям же нужно иметь в виду, что основы для развития способностей закладываются в дошкольный период. Большое значение при этом отводится опять же играм, через них ребенок проявляет свою индивидуальность.

Возвращаясь к задаткам, вспоминается этакий детский тест на выявление нестандартного мышления: «Назовите домашнюю птицу, фрукт и поэта». Если ваши ответы: курица, яблоко и Пушкин (соответственно), то похвастать, увы, нечем. Тест, конечно, примитивный, но доля истины в нем есть. Разные тесты помогают определить наличие определенных наклонностей или задатков.

Кстати, задатки могут выявиться и на стадии подражания: к чему ребенка тянет больше? О подражании читайте здесь.

Отдельная тема — одаренность. Одаренному ребенку с особой легкостью дается освоение предмета деятельности, к которому лежит душа. Но, конечно, же не стоит по этой причине гонять ребенка до последней степени усталости ради достижения сверхрезультата. Торопитесь не спеша. Всему свое время и место.

Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками , которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):

Сфера деятельности, в которой проявляются способности: Характеристика ребенка
интеллектуальная
  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений Чтение:
  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.
Математика:
  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание:
  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления
  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства
  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности Изобразительное искусство:
  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Музыка:
  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.
двигательная
  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Диагностика склонностей ребенка

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.)

Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника.

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка . Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера , направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка , оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное» , определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка , но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование ) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:

  1. определение уровня интеллектуального развития ребенка ;
  2. оценка его потенциальных возможностей;
  3. анализ творческого потенциала ребенка .

Диагностика способностей детей младшего возраста проводится с помощью проективных методик , с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка . При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком . Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка . Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка , которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку . Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.