Я не могу изменить мир, но я могу изменить себя! Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя. Отдайтесь в хорошие руки

Почему человек бездействует в момент, когда совершенно необходимо что-то сделать, и что такое выученная беспомощность, рассказывает психолог Ирина Рокотова . Если вы воспринимаете свекровь или тещу как тайфун, а себя считаете пострадавшими от стихии – этот текст вам точно пригодится.

Ей 37 лет, и она ничего не может изменить в своей жизни. "Я какая-то безвольная" – виновато говорит она. Подруги меняют работу, а она работает там, куда пришла после вуза, хотя там никаких карьерных перспектив и сплошные придирки и сверхурочные, работа не нравится ей настолько, что она даже стала плохо спать и подумывает о том, чтобы обратиться к врачу, может быть, он выпишет какие-то таблетки. С личной жизнью у нее тоже беда, она не раз регистрировалась на сайте знакомств, но общение с потенциальными женихами дальше бесед о погоде в чате не заходило.

Однажды она решилась на встречу с симпатичным врачом, но в последний момент испугалась и никуда не пошла. "Я боюсь, что меня обидят и бросят" – говорит она. Она уже всерьез думает, что у нее какой-то дефект воли, что она не может, просто не может то, что с легкостью дается другим. Не может ничего изменить в своей жизни.

Собаки научились тому, что удара избежать невозможно

Понятие выученной беспомощности было введено пятьдесят лет назад Мартином Селигманом. Он поставил эксперимент: у собак в закрытой клетке вырабатывали условный рефлекс на звук, после которого собаки испытывали удар током.

Ожидалось, что после открытия клетки собаки, услышав звук, будут выскакивать из нее. Однако они скулили, ложились и не пытались спастись бегством. Это навело Селигмана на мысль, что собаки "научились" не тому, что от удара током, следующего за звуком, надо спасаться, а тому, что удара избежать невозможно.

Исследователь уточнил эксперимент, он взял три группы собак: у первой группы не было возможности избежать удара током, собаки второй группы могли нажать носом на специальную панель, чтобы спастись от удара, третья группа была контрольная, ее током не били.

Когда потом собак поместили в вольер с низкими стенками, которые легко перескочить – предположения подтвердились. При подаче тока через стенки перепрыгивали собаки из 2-й и 3-й группы. Собаки из первой группы оставались в клетке, не пытались спастись.

Исследователь сделал важный вывод: в формировании выученной беспомощности основную роль играет возможность или невозможность повлиять на неприятные события, другими словами, то, контролирует субъект ситуацию или нет.

Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя

– Как ситуации выученной беспомощности можно определить в жизни?

– Люди ничего не делают в ситуации, когда могли бы что-то сделать. Просто не предпринимают никаких попыток. Причем сторонний наблюдатель видит, что выход есть и даже не один, а человек, который, казалось бы, должен быть заинтересован в том, чтобы найти выход, ничего не делает.

Но если смотреть на ситуацию изнутри, то вариантов – не видно, или они не кажутся вариантами. Не видно и ресурсов, с помощью которых можно что-то сделать, не видно точек влияния, которые есть. Ты чувствуешь, что ничего не сработает, и сделать с этим ничего нельзя.

– Это состояние похоже на страх неудачи?


– Думаю, в большей степени это похоже на чувство безнадежности. Ощущение пассивности на телесном и эмоциональном уровне: такое всеобъемлющее чувство: "все плохо" и отсутствие импульса что-то сделать на уровне тела.

Важно еще и то, что у человека в этом состоянии отсутствует реакция на изменение ситуации. Почему? Это – важный и интересный вопрос. Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет.

А при выученной беспомощности нет ощущения, что нога уже не привязана. Почему с непривязанной ногой человек продолжает жить так же, как с привязанной? Что с человеком происходит такого, что он перестает замечать изменение контекста? Мне кажется, что в этом и есть самое интересное.

– Насколько такие ситуации встречаются в вашей практике?

– Достаточно часто. Мне кажется, что почти любой человек в каких-то областях своей жизни чувствует, что ничего сделать нельзя. Это может касаться чего угодно, отношений с родителями, поисков работы, каких-то личных отношений, возможности выйти замуж, похудеть, выучить английский, сделать карьерный рывок. Я бы не стала излишне обобщать, но думаю, что достаточное количество людей в отдельных ситуациях думают, что ничего не могут сделать.

Как перерасти "слезы тщетности"

– Собак в эксперименте Селигмана били током. А отчего подобная модель поведения может возникнуть у людей? В чем причины?

– Из экспериментов видно, что основная причина выученной беспомощности – долгое пребывание в ситуации, когда человек (ребенок или взрослый) не может ни на что повлиять. Выбрать еду, одежду, занятие, получить поддержку в своем выборе, вернуть хорошее отношение и т.д. С другой стороны, очевидно, что никто в этой жизни не получает абсолютно все, что он хочет, и контролируем мы далеко не все, если называть вещи своими именами.

В течении "Альфа-родительства" (к нему по-разному относятся, но некоторые вещи нам сейчас пригодятся) есть понятие "слезы тщетности". Речь идет о том моменте в жизни ребенка, когда он что-то хочет, а ему этого не дают. Например, потому, что работающий миксер или горячая кастрюля – неподходящая игрушка для ребенка. Это состояние мы переживаем примерно в 2-3-летнем возрасте. И это – настоящая трагедия.

Ребенку нужно пережить отчаянье, фрустрацию и всю мировую боль из-за того, что ему никто не даст желаемое прямо сейчас. Пережив этот аффект при поддержке родителя, он успокаивается и переключается. Он принимает отказ как свершившийся факт. Ключевой момент – что он "закрывает" внутри себя ситуацию и переключается, делает что-то другое, т.е. не "остается в клетке".

У взрослого человека, пережившего "момент тщетности" и понявшего, что он желаемого не получит, по идее, должен включаться какой-то креативный механизм, переключающий его желания и стремления на что-то другое. На мой взгляд, этот механизм – противоположность выученной беспомощности. Здесь взрослый человек выгодно отличается от ребенка.

Он может утереть слезы тщетности и подумать, что можно сделать, чтобы получить желаемый результат, например, сменить тактику, провести ревизию инструментов и ресурсов, попросить помощи, а может быть – отказаться от этого проекта и начать другой. Но проделать все это можно, только "выйдя из клетки".

Когда условия изменились, а я – нет

– В экспериментах с собаками травмирующая ситуация повторялась много раз, прежде чем выработалось пассивно-депрессивное поведение. Неужели в нашей жизни бывают такие стрессы?

– Конечно. Многим людям, особенно тем, кто постарше, будет близок пример с изучением иностранного языка. Выучить его в очень средней советской школе было практически невозможно, несмотря на то, что человек ходил на уроки, выполнял домашние задания и писал контрольные, а с учителями-самородками и энтузиастами везло не всем.

Многие люди, уже став взрослыми, даже не пытаются выучить язык, зная, что это – "бесполезно". Они считают себя "неспособными к языкам", "тупыми", "с плохой памятью" и т.д.

Но если внимательно посмотреть на себя и вокруг, выяснится, что условия задачи давно изменились: вы уже не пятиклассник, который боится идти на "инглиш", потому что учительница кричит, а взрослый человек со своими достижениями, в которых проявили и ум, и способности, и хорошую память, который может позволить себе нанять квалифицированного и доброго преподавателя. Но из позиции: "Со мной все плохо, я не способен к языкам" эти возможности увидеть нереально.

– А в отношениях между людьми выученная беспомощность может проявляться?

– Бывает, что человек "застревает" в отношениях с другими людьми и каждый раз в определенной ситуации испытывает беспомощность. Например, у женщины проблема со свекровью: как только наступает погожий летний день и вся семья собирается погулять в парке, звонит свекровь и требует, чтобы сын немедленно поехал с ней на дачу (отвез ее в магазин, кино и т.д.). Ситуация повторяется, женщина относится к ней как к обстоятельствам непреодолимой силы: "Свекровь снова сорвала нам выходной. Что я могу сделать? Такой уж она человек".

Для того чтобы увидеть варианты, нужно изменить представление о себе.

В состоянии выученной беспомощности мы находимся в позиции бессильного ребенка, а варианты видны из позиции взрослого, который знает, как устроена эта реальность, кто и что в ней может.

Если наша героиня перестанет воспринимать свекровь как тайфун, а себя – как пострадавшую от стихии, то вполне сможет придумать какую-то тактику. Но для начала героине нужно понять: она – субъект этих отношений, и услышав, что ее муж обязан прибыть к маме, может ответить: "Мы не договаривались на сегодня", "Давайте на следующей неделе", вообще то, что посчитает нужным, а не только: "Да". Может даже сработать на опережение, позвонив свекрови заранее. Но это уже – высший пилотаж.

Конечно, не с любой свекровью (мамой, братом) можно построить теплые дружеские отношения. Тут важно понять, что будет для вас хорошим вариантом в этих отношениях, может быть, это – правильная дистанция, а может быть, ясность, что ничего сделать нельзя и нужно просто не вкладывать в это энергию, обеспечить себе психологическую безопасность. Ситуация и расстановка сил в отношениях может измениться со временем, и умение заметить, что теперь что-то по-другому – тоже противоположность выученной беспомощности.

"Мы сделаем все для вашего счастья"

В 1976 году в США психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден, продолжая исследования выученной беспомощности, поставили эксперимент, участниками которого стали жители двух этажей дома престарелых "Арден-Хауз". Жителям четвертого этажа дали возможность делать выбор и нести за себя ответственность, а жители второго этажа вели обычный для дома престарелых образ жизни.

Жителям четвертого этажа вручили такое письмо от дирекции: "Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната: если хотите, можете оставить все как есть, а если решите переставить мебель, вам помогут наши служащие. Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза”. Если вы решите, что хотите завести растение, можете выбрать из ящика то, которое вам понравится. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным".

А так выглядела инструкция для жителей второго этажа: "Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее, и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам. Я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза” (служащая обошла всех и вручила каждому пациенту по растению), теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них".

Таким образом, жители четвертого этажа могли сами выбирать и контролировать различные обстоятельства своей жизни, а жители второго этажа были поставлены перед фактом, что решения, касающиеся их жизни, будет принимать руководство.

Через три недели исследователи провели в доме престарелых подробное анкетирование. Оказалось, что большинство жителей четвертого этажа оценивают свою жизнь как более счастливую, у них улучшилось состояние, они были более общительны и активны, показывали лучшие результаты при оценке памяти, умственных способностей и физического тонуса.

В то время как жители второго этажа хуже чувствовали себя физически, у них снижались когнитивные функции, настроение. Некоторые из них отказывались от еды и лекарств – предположительно потому, что это был единственный выбор, который им был доступен.

У нас есть маленькая пенсия и идея, что государство обо всем позаботится

– Могут ли традиции семьи влиять на стратегии поведения, которые мы выбираем?

– Поколения наших родителей и бабушек жили в условиях ограниченного выбора, это касалось многих вещей – от одежды до жизненного сценария. Личная инициатива не поддерживалась. Я слышала о человеке, который 19 лет патентовал свое изобретение, все время получал отказы. Он, правда, беспомощным не стал в итоге, а своего добился, но это скорее исключение, чем правило.

Государственные пенсии, минимальные зарплаты и идея, что государство о нас позаботится, создали очень специфический паттерн поведения, когда предпочтительнее сидеть и ждать, когда кто-то придет и решит проблемы, а импульс что-то сделать самому отсутствует, он попросту блокирован. Мне кажется, что история о бедных пенсионерах – отсюда.

Огромное количество вполне дееспособных людей, которые многое могут, отказываются от какой-либо деятельности и живут на маленькую пенсию. Продажа цветов у метро – это уже высокая проактивность. Эта модель поведения – результат системных обстоятельств.

Главный вопрос, который здесь стоит задать – чувствует ли человек, что от него что-то зависит? Не преуменьшает ли он значимость своих действий? Где есть маленькие возможности, которыми можно воспользоваться, маленькие ситуации, на которые он может повлиять?

Еще одна "засада" подстерегает на пути реализации необычных или нетипичных для вашего окружения проектов. Человек этого не осознает, но пассивное сопротивление, проявляющееся в виде выученной беспомощности, может быть связано именно с этим. Он боится что-то начать, потому что может встретиться с осуждением близких, мнение которых ему дорого. То есть в каких-то ситуациях беспомощность может поддерживаться системно.

Проактивные люди, которые что-то делают, большей частью происходят из проактивной среды. Если вы – не из такой, вам будет сложнее, вам придется многое преодолевать, а образцов, на которые можно ориентироваться – не будет. В таких случаях даже саму мысль о том, что в этой ситуации можно как-то пошевелиться, можно назвать революционной.

Образцов того, как люди ничего не преодолевают и остаются пассивными, у нас у всех перед глазами гораздо больше, и надо ценить каждый маленький шаг, который вы делаете в свою сторону.

Не беспомощность, а взрослое решение

– А всегда ли нам нужно то, из-за чего мы так страдаем в ситуации выученной беспомощности?

– Тут хочется поставить вопрос так: всегда ли, когда мы что-то не делаем – это выученная беспомощность? И добавить, что мы можем не делать именно потому, что нам это не надо, но мы не отдаем себе в этом отчета. Бывает, что цель, к которой человек стремится – это вовсе не его цель. Женщина не любит мыть полы и варить варенье и страдает оттого, что она плохая хозяйка. Но если разобраться, окажется, что, с одной стороны, лично для нее это совсем не важно, а с другой – она отлично справляется с работой, творчеством и другими более ценными для себя областями.

Мы можем чего-то не делать потому, что трезво оценили свои силы и отказались от намерения; потому что передумали; потому что подвернулось что-то более интересное; потому что прошел удобный момент – масса вполне разумных причин. Это можно назвать взрослым решением. Разница во внутреннем состоянии: "Я подумал и решил, что не буду браться", или "Все так безнадежно, что я даже не начну".

– Так что же делать тому, кто с детства "бился головой о стеклянную стену"?

– Вспоминается мультфильм "Король Лев", где герой, будучи львом, был вскормлен на окраине червяками, в компании пары маргиналов. Если бы я работала с такой темой, как психолог, то я старалась бы вернуть льву ощущение того, что он лев. Что он силен, гибок, у него крепкие зубы, он смел и великодушен. Вообще, если людям не нравится их беспомощность, вероятно, что-то внутри у них против этого протестует, они боятся не реализовать какую-то часть своей личности.

Выученная беспомощность возникает, когда среда не подтверждает наши ресурсы, наши сильные стороны. Мы чувствуем себя беспомощными, когда самое сильное в нас не активизировано, а задвинуто в дальний угол. Вспомнить и почувствовать свою силу, заметить, как мы влияем на жизнь – а мы влияем, даже если не видим этого – не всегда просто, но возможно.

От малых выборов – к проактивности

– Что делать человеку, который увидел у себя признаки этой самой выученной беспомощности?

– Мне кажется, если человек у себя их видит – это уже очень много. Знаете, что меня больше всего поразило в эксперименте в доме престарелых? То, что право выбора пожилым людям было дано извне. Пришли экспериментаторы и совершенно произвольно решили – вот у вас выбор будет, а у вас нет. И люди жили с этим как с данностью. Никто из них (или мы не знаем) не жил с установкой, что он и сам, без эксперимента, может поменять мебель в своей комнате. Или возразить против навязанных растений.

Мне кажется, просто мысль о том, что я сейчас переживаю беспомощность и это неправильно, подразумевает идею, что вообще-то выбор есть и я могу на что-то повлиять. Даже если сию минуту этого не вижу и не очень-то в это верю.

Практика самых малых выборов – могу же я выбрать между кексом и слойкой? Пройти пешком две остановки или проехать на автобусе? Взять синюю ручку или черную? Тренировка на безопасном материале может привести к тому, что я смогу выбрать: брать телефонную трубку или я сейчас не хочу разговаривать с этим человеком? Выполнять просьбу или отказаться? Выбираю я сейчас сделать то, что я хочу, или, пожалуй, побоюсь? И масштаб выборов постепенно будет нарастать: уволиться с работы или остаться? Пойти учиться другой профессии или придумать что-то в имеющейся? Рискнуть заговорить с человеком, который нравится, или придумать способ, чтобы он сам это сделал?

Это не будет просто, и хорошо бы иметь в этом процессе поддержку – или профессиональную, или просто понимающего человека, который за вас. Потому что будут откаты, и не все выборы будут удачными, и не всегда будут силы и решимость их делать – тут важно не позволить беспомощности загнать себя обратно в угол.

Но выученная беспомощность, по своей сути – привычка. И если совсем обобщать и упрощать – надо просто заменить эту вредную привычку на полезную – привычку к проактивности.

Дай мне мужество изменить то, что я могу изменить...
Есть молитва, которую считают своей не только приверженцы самых разных конфессий, но даже неверующие. По-английски ее именуют Serenity Prayer – «Молитва о спокойствии духа». Вот один из ее вариантов:

«Господи, дай мне спокойствие духа, чтобы принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого».

Кому ее только ни приписывали – и Франциску Ассизскому, и оптинским старцам, и хасидическому рабби Аврааму-Малаху, и Курту Воннегуту.
Почему Воннегуту – как раз понятно. В 1970 году в «Новом мире» появился перевод его романа «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1968). Здесь упоминалась молитва, висевшая в оптометрическом кабинете Билли Пилигрима, главного героя романа.

«Многие пациенты, видевшие молитву на стенке у Билли, потом говорили ему, что она и их очень поддержала. Звучала молитва так:
ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ, ЧТОБЫ ПРИНИМАТЬ ТО, ЧЕГО Я НЕ МОГУ ИЗМЕНИТЬ, МУЖЕСТВО – ИЗМЕНЯТЬ ТО, ЧТО МОГУ, И МУДРОСТЬ – ВСЕГДА ОТЛИЧАТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО.
К тому, чего Билли изменить не мог, относилось прошлое, настоящее и будущее»
(перевод Риты Райт-Ковалевой).

С этого времени «Молитва о спокойствии духа» стала и нашей молитвой.
А впервые она появилась в печати 12 июля 1942 года, когда «Нью-Йорк таймс» поместила письмо читателя, который спрашивал, откуда эта молитва взялась. Только ее начало выглядело несколько иначе; вместо «дай мне спокойствие духа (serenity of mind) – «дай мне терпение». 1 августа другой читатель «Нью-Йорк таймс» сообщил, что молитву составил американский проповедник-протестант Рейнхольд Нибур (1892–1971). Эту версию ныне можно считать доказанной.

В устном виде молитва Нибура появилась, по-видимому, в конце 1930-х годов, но широкое распространение получила в годы Второй мировой войны. Тогда же ее взяли на вооружение «Анонимные алкоголики».

В Германии, а затем и у нас, молитва Нибура приписывалась немецкому богослову Карлу Фридриху Этингеру (K.F. Oetinger, 1702–1782). Тут вышло недоразумение. Дело в том, что ее перевод на немецкий был опубликован в 1951 году под псевдонимом «Фридрих Этингер». Этот псевдоним принадлежал пастору Теодору Вильгельму; сам он получил текст молитвы от канадских друзей в 1946 году.

Насколько оригинальна молитва Нибура? Берусь утверждать, что до Нибура она нигде не встречалась. Исключение составляет лишь ее начало. Уже Гораций писал:

«Тяжко! Но легче снести терпеливо /
То, чего изменить нельзя»
(«Оды», I, 24).

Того же мнения был Сенека:

«Лучше всего претерпеть то,
чего ты не можешь исправить»
(«Письма к Луцилию», 108, 9).

В 1934 году в одном из американских журналов появилась статья Джуны Пёрселл Гилд «Зачем нужно ехать на Юг?». Здесь говорилось: «Многие южане, по-видимому, очень мало делают для того, чтобы стереть страшную память о Гражданской войне. И на Севере, и на Юге не у всех хватает спокойствия духа, чтобы принять то, чего нельзя изменить» (serenity to accept what cannot be helped).

Неслыханная популярность молитвы Нибура привела к появлению ее пародийных переделок. Наиболее известна из них сравнительно недавняя «Молитва офисного работника» (The Office Prayer):

«Господи, дай мне спокойствие духа, чтобы принять то, чего я не могу изменить; дай мне мужество изменить то, что мне не по нраву; и дай мне мудрость спрятать тела тех, кого я убью сегодня, ибо они достали меня. А еще помоги мне, Господи, быть осторожным и не наступать на чужие ноги, ибо над ними могут быть задницы, которые мне придется целовать завтра».
,
Вот еще несколько «неканонических» молитв:

«Господи, огради меня от желания высказываться всегда, везде и обо всем»
– так называемая «Молитва на старость», которая чаще всего приписывается знаменитому французскому проповеднику Франциску Сальскому (1567–1622), а иногда и Фоме Аквинскому (1226–1274). На самом деле она появилась не так уж давно.

«Господи, спаси меня от человека, который никогда не ошибается, а также от человека, который дважды делает одну и ту же ошибку».
Эта молитва приписывается американскому врачу Уильяму Мейо (1861–1939).

«Господи, помоги мне отыскать Твою истину и убереги меня от тех, кто уже нашел ее!»

«Господи, помоги мне стать тем, кем считает меня мой пес!» (Автор неизвестен).

В заключение – русское речение XVII века: «Господи, помилуй, да и нешто подай».

Здравствуйте, дорогие читатели! Кричащий вопрос от Алексея: я уже несколько лет практикую развитие, работаю над собой, прохожу разные тренинги в Интернет, пробую практики, но всё равно толком ничего не могу изменить в своей жизни! Ощущение, что хожу по заколдованному кругу… Подскажите, может я чего-то не вижу, не понимаю, что можно ещё попробовать?

Немного о себе: какое-то время назад я пришёл к вере в Бога, раньше был атеистом, трудолюбивый, упрямый, считаю себя добрым человеком. Пробую практиковать медитацию и молитвы, и по Вашим статьям тоже. Когда работаю по Вашим практикам, на какое-то время чувствую улучшение, подъём, а потом как-будто из глубины поднимаются забытые депрессивные эмоции, память какая-то, неверие в себя, др. Этот негативный фон каждый раз отбрасывает меня назад. Хочу изменений в работе, в семейном и финансовом положении, но пока всё практически так, как и было несколько лет назад. Чувствую, что глубинно, по-настоящему я так и не изменился. Подскажите пожалуйста, что ещё можно сделать!

Не в первый раз я получаю такой вопрос. Изменение себя и своей судьбы это наверное самое сложное, что вообще может быть в жизни человека, что требует от него максимальной искренности перед самим собой, мужества, бесстрашия, многих и многих духовных знаний и навыков, и огромного терпения, чтобы всё это применить в себе и своей жизни.

Безусловно, всех причины, почему не получается изменить свою жизнь мы в одной статей перечислить не сможем. Многие ответы и практические рекомендации уже есть на нашем сайте в соответствующих статях. Ссылки см. ниже по тексту.

Данная статья и приведённые в ней знания, так сказать, для особо продвинутых , тех, кто действительно понимает, что такое духовная работа над собой. Я к тому, что не все смогут понять, взять и применить то, что будет описано в этой статье.

Действительно, человек может работать над собой месяцы и даже годы, но в жизни получается что “воз и ныне там”. Но это не значит, что знания и техники не работают! Любые искренние духовные усилия “идут в зачёт”, но далеко не всегда этих усилий будет достаточно, чтобы преобразовать косную твердыню нашего , гору разного опыта в глубинах нашего внутреннего мира, которая накапливалась десятками, а иногда и сотнями прошлых воплощений.

И чтобы разобрать кармические завалы накапливаемые сотнями лет, одной жизни может оказаться и не достаточно. Но это не значит, что нет секретов, особых подходов и практик, которые могут ускорить работу над собой в сотни раз и сделать её по-настоящему эффективной. Эти знания, подходы, методы мы также рассматриваем в нашей статье.

Принципы изменения своей жизни

  1. Чаще всего, качественные перемены в жизни это следствие перемен прежде всего внутри самого человека: в его мировосприятии, убеждениях, ценностях, решениях, целях, мотивах, привычках. Но не на уровне его интеллекта, а в его подсознании.
  2. Изменение себя и своей судьбы – это в первую очередь изменение своего подсознания (его установок, ценностей, программ, убеждений, привычек, т.д.) и (разблокировка и ). Если просто начать думать по другому, покрутив в голове правильные мысли, качественных изменений не произойдёт, потому что подсознание при этом останется прежним.
  3. Невозможность ничего изменить в своей жизни в лучшую сторону часто обусловлена кармическими (внешними) и внутренними блоками, и даже запретами. Причины этих блоков и запретов нужно выяснять и убирать (всегда есть причины, если что-то не получается).
  4. Внешняя блокировка судьбы человека (невозможность достижения целей, получения желаемого) – запреты со стороны , которые обусловлены его кармическими “хвостами” ( и ошибки прошлого), блокирующие и разрушающие воздействия со стороны и людей (кто желает зла).
  5. Внутренние блоки на какие-либо изменения – множество вариантов: старые привязки (жизнь прошлым), забитый глубоко вовнутрь негативные опыт (заколоченные двери в себя самого, неверие в себя, др.), прошлые отказы от чего-то хорошего в своей жизни, гордыня и внутреннее упрямство (“я самый умный”, “сам справлюсь”, т.д.), не позволяющие человеку учиться новому (в первую очередь именно гордыня блокирует изменения и преобразования подсознания).
  6. Осознавая, прорабатывая и очищая свои прошлые грехи и внутренние блоки – автоматически будут убираться и внешние (кармические) блоки, поставленные на позитивные изменения и на притяжение благоприятных ситуаций по судьбе.

Не могу изменить свою Жизнь! Что делать?

Чтобы начать изменяться по-настоящему и действительно менять свою жизнь, вам потребуется абсолютная , и бесстрашие (мужество), чтобы не побояться заглянуть внутрь себя и увидеть всех монстров, драконов, ничтожеств и у родов, адскую боль и разочарования спрятанные когда-то поглубже в недрах подсознания, свои грехи и ошибки, которые давно забыты, и которые вам больше всего на свете видеть и признавать не хочется!

Помните! Если вы от чего-то когда-то убежали, что-то предпочли забыть или не помните, потому что это было в прошлой жизни – это не значит что этого нет и что это не портит вашу жизнь здесь и сейчас. А вы наивно убиваетесь и не можете понять, почему всё так плохо. Любой негативный опыт никуда не девается, а храниться, живёт и работает в нашем , и не важно, как давно вы его приобрели. И пока вы этот опыт не преобразуете, пока не найдёте ответы на вопросы от которых когда-то предпочли убежать, пока не разберёте колодцы с булыжниками обид, шкафы со скелетами и подвалы со страхами – этот негатив будет всегда напоминать о себе, портить вам жизнь и мешать всему Новому и Хорошему, что может войти в вашу жизнь!

Что же больше всего блокирует позитивные изменения в Жизни? Основные причины, почему ничего не удаётся изменить:

Часть причин с определённых углов зрения мы уже рассмотрели и это описано в статьях, ссылки на которые даны выше. То, что мы раскрываем дальше – для тех, кого можно назвать более менее “продвинутым” в духовном развитии. Рассмотрим н есколько ключевых блокирующих изменения причин:

Первое и основное, на мой взгляд – это внутреннее глубинное упрямство , некая абсолютная убежденность в своей правоте, которая живёт где-то на дне подсознания человека и даёт ему иллюзию уверенности. Это и есть (неизменяемая твердыня), она блокирует любые изменения и впускание благотворных перемен в жизнь человека.

Как её увидеть? 1. Она даёт иллюзию собственной правоты, ложную, ничем не подкреплённую уверенность: такой человек не видит смысла даже выслушивать альтернативное мнение других по соответствующему вопросу (становится глух к окружающим). 2. Так же, такая гордыня (производная высокомерного ) – даёт право судить, чтобы самоутвердиться за их счёт, приподнять себя над другими, подпитав свою раздутую самооценку, и обязательно оправдать собственные слабости. 3. Болезненная и агрессивная реакция – на любую, даже самую добрую и конструктивную критику, даже на намёки со стороны других о том, что может быть другая точка зрения (“неправы всегда другие”). 4. , самооправдание любых своих неудач и “косяков”, тотальное нежелание искренне смотреть внутрь себя, признавать свою неправоту и что-то менять. Для такого человека виноват всегда кто угодно, только не он сам. 5. Часто, неизменяемая и гордыня проявляются в самоосуждении, в неспособности прощать себя, в жёсткости и даже в жестокости по отношению к самому себе. В данном варианте гордыня является неким “богом”, который судит самого человека и наказывает его божественную Душу. Если ничего не менять, такие люди проживают свою жизнь в состоянии боли и насилия над собой, а сердце их всё больше черствеет и ожесточается. Есть и другие проявления.

Второе (производная от Первого) – подсознательное или сознательное желание всё контролировать самому , подчинять себе, делать всё только “по-своему” (“я же прав”, “я же лучше знаю”). Эзотерики это называют – “личная власть Эго”, которая всегда подавляет Волю божественной Души человека. И это Эго катастрофически боится потерять свою “личную власть”, “личный контроль” над жизнью, над ситуацией, над близкими, над зоной своего эго-комфорта. Т.о. именно это Эго и будет блокировать всякие изменения в жизни, блокировать светлый поток преобразований, который Бог и Вселенная направляют в судьбу человека.

Если для человека “личная власть и контроль” это самая большая ценность, если это выше и важнее для него, чем – у него нет шансов! Позитивные изменения возможны только тогда, когда человек искренне признаёт, что Бог и создавшие его душу и подарившие ему жизнь – всегда лучше знают куда и как вести его по судьбе, чем он сам. Пока человек сознательно или подсознательно считает себя умнее Бога – даже Создатель не может помочь ему на прямую. И если такой человек не понимает “по-хорошему”, не хочет прислушаться к намёкам судьбы (когда он идёт не туда), тогда судьба берёт дубину побольше и намёки заменяются жёсткими ударами. Сотни ситуаций я наблюдал в своей практике, когда упрямый умник-гордец начинал смягчаться, слышать других, думать головой, а не своим раздутым Эго только попав на больничную койку с уймой переломов.

Но бывает и так, что тотальная властность и эго-контроль живут очень глубоко в подсознании человека (это опыт прошлого), при том, что во внешней жизни он может быть довольно мягок, не категоричен, гибок, доброжелателен и внимателен к другим людям. Такой завуалированный эгоизм и даже тоталитарность будут проявляться и “вылазить” наружу лишь в особых ситуациях. Такому человеку тоже сложно будет меняться, потому что его проявления вполне нормальны, а твердыня Эго живёт настолько глубоко, что её сложно в себе распознать, проявить и вычистить. Такие проблемы достаются и решаются с помощью Высших Сил и их помощников или Наставников. Сам человек, без квалифицированной помощи, чаще всего не справиться, в большинстве случаев даже не увидит саму проблему.

Третье – старые привязки, привязанности прошлого , за что человек в своём прошлом зацепился и что он не может отпустить, хотя это уже очень давно прошло и всё что возможно хорошего он из этого опыта уже взял. Другими словами это называется “Жизнь прошлым”. В этом случае человек смотрит назад, а не вперёд, его сознание развёрнуто в прошлое, соответственно его нет в настоящем и оно отвёрнуто от будущего. Из прошлого, из своих воспоминаний он выжимает остатки энергии, каких-то погасших чувств и вдохновения, но там мало живой и светлой энергии, там нет настоящей радости и такой подход никогда не сделает человека счастливым. Будущее в судьбе такого человек перекрыто.

Жизнь прошлым – это пребывание в мирах иллюзий, погружение в память прошлого в своём подсознании и отрыв от реальности. Прошлым человек может только , жуя уже прожёванную много раз жвачку. Реальное – только в настоящем и в будущем! И чтобы его принять в свою жизнь, нужно сначала отпустить своё прошлое и развернуться к будущему лицом.

Прошлые привязанности могут работать по отношению к людям, которых любил, но не отпустил, к своим успехам, личным достижениям и положению, к чувствам и мировосприятию. Мощные привязки могут быть даже к неудачам, обидам, унижениям, страданиям и боли, когда человек не прощает и не отпускает тот негатив, который был когда-то им накоплен и пережит. В этом случае своим телом он пребывает вроде бы в настоящем, а в действительности живёт прошлыми чувствами, отношениями, успехами, величием достигнутым когда-то или разочарованиями и обидами. И пока он не извлечёт уроков из своего прошлого и не отпустит его, в его жизни качественно ничего не измениться. Конечно, легче сказать, чем сделать, но ведь многим это удаётся, а значит это возможно!

Четвёртое – нарушение связи внутреннего и внешнего, духовного и материального. В и в это называется “нарушение мышления”, “проблемы мышления человека”. Когда в сознании разорваны логические связи, тогда человек не способен связывать свою внутреннюю жизнь (мысли, мечты, планы, чувства) с реальной внешней жизнью, с теми событиями, которые с ним происходят. В этом случае он не может воплощать свои мечты в реальность – ставить и достигать цели.

Такие люди живут планами и надеждами, даже стараются духовно развиваться, медитировать, читать духовную литературу, но реализовать свои мечты в реальной жизни и воплотить на практике полученные знания у них не получается. Часто они читают, медитируют, молятся и всё ждут чего-то, ждут, что их жизнь изменится сама по себе. При этом даже не понимая, что сами не берут ответственность за какие-либо изменения в своей судьбе ( – основной принцип мышления полноценной ).

Таким людям нужно учиться включать волю и самим превращать свои планы и решения в жизнь! А не перекладывать ответственность на Высшие Силы и Вселенную за то, что они сами, своими руками должны создать в своей судьбе.

Но если человек логическую связку “поставил цель – воплотил” в своём сознании не выстраивает, ответственность и волю не включает – он рискует уйти жить в мир иллюзий и сильно оторваться от реальности, это и называется . А жизнь несбыточными мечтами и иллюзиями, как известно, всегда заканчивается крахом надежд, разочарованиями в себе, в своём иллюзорном духовном развитии, что ведёт к росту обид и претензий к судьбе. При очень уж сильном отрыве от реальности, даже к шизофрении.

Чтобы такого не допустить – необходимо начинать с малого: поставил перед собой маленькую цель – реализовал, получил результат (испытал радость от личного достижения), далее нужно ставить более высокую цель и обязательно её достигать, доходить до конечного результата. Самое главное здесь не бросать на полпути под предлогом “мол, мне это вдруг не интересно стало”. Если регулярно браться за что-то, но не доводить до результата в материальном мире – мышление успешного человека не сформируется никогда, а душевная неудовлетворённость, маятник гордыни и будет только раскачиваться. Почему растёт гордыня и ничтожество? Очень просто: знаю вроде бы много, планы амбициозные (“я такой умный!”), а в реальной жизни достижений – “0” (“я – никто, неудачник”). Растущие ножницы (маятник) гордыни и ничтожества в человеке – делают его “духовным уродом” загнанным в тупик, неспособным ни к каким изменениям. Не допускайте такого!

Что делать, чтобы в жизни начались долгожданные изменения?

Для этого необходимо более глубоко измениться самому – завести поток преобразований от Высших Сил в своё подсознание и .

Безусловно, есть много хороших практик, методик и эзотерических техник, в том числе на нашем сайте, для того, чтобы изменяться и улучшать свою судьбу. Многие методики работы над собой вы можете найти на странице .

В данной статье мы рассмотрим лишь одну, но очень сильную и, на мой взгляд, главную духовную технику, которая во многом определяет – развивается человек духовно или ему это кажется.

Что является самым главным в духовном развитии?

Христос дал лишь одну молитву – “Да будет Воля Твоя, но не моя” . Все её слышали, но далеко не все могу её правильно понимать и применять. Многие ошибочно понимаю эти слова, как снятие с себя всей ответственности за свою судьбу, как отказ от своей личностной воли и перекладывание этой ответственности на Высшие Силы. Такая трактовка молитвы Христа это огромная ошибка!

О чём говорит молитва Иисуса? Об абсолютном перед Волей Бога, о том, что он признаёт первичность Воли и Власти Бога, над собственной личной волей и властью во всём. Это и есть светлое духовное ученичество перед Богом, это и есть чистое смирение!

Вначале статьи мы говорили о глубоко сидящей неизменяемой твердыне в подсознании человека, куда не входит светлый поток преобразований, что и является блокирующим фактором каких-либо позитивных изменений в человеке и его жизни.

Именно такая твердыня (суть которой – гордыня) и лишает человека светлого смирения, открытости и доверия по отношению к Богу и Светлым Силам. В этом случае подсознание человека остаться наглухо закрыто к Богу и Его преобразованиям (в такой ситуации Бог не может помочь человеку напрямую).

Чтобы изменения начали входить в сознание человека, нужно размягчить, иногда и раздробить твердыню подсознания, заведя в него светлый поток высокой преобразующей энергии от Бога и Светлых Сил. Это возможно только через искреннее светлое Смирение – принятие своей малости перед Богом. Так же, смирение можно определить как признание того, что без Бога, без Его милости, помощи и любви ты не способен решить свои проблемы, избавиться от негатива, измениться и достичь чего-либо значимого. И это правда! Ибо каждый удар нашего сердца, каждый наш вдох и выдох это любовь, милость и Воля Всевышнего. Всё происходит с Его согласия и является частью Его божественной Воли.

А чтобы твердыня начала размягчаться и рассыпаться нужно переступить через свою гордыню, стать на колени перед Богом и отдать Богу вверх свою личную эго-власть – желание всё контролировать самому, всё делать по-своему, пытаться поставить всё и всех на службу своим эго-желаниям. Если человек искренне признаёт первичность Власти Бога над своей личной властью, Создатель и Его Светлые Силы могут вывести его из клеток, подвалов, тупиков и ловушек подсознания, и помочь вычистить последние от пороков, страстей, слабостей и накопленного негатива.

Духовная техника, как работать над собой!

  1. Если вы хотя бы немного владеете медитацией, хотя бы расслабляться научились и заполнять себя потоком Света сверху, вам это очень поможет в применении описанной ниже методики.
  2. Нужно понимать, что изменения не происходят во всех вопросах, во всех сферах одновременно. Каждый вопрос, цель, сферу жизни нужно прорабатывать отдельно и целенаправленно. Как говориться “в каждой комнате свои тараканы” – в каждой сфере свои трудности, заблуждения, ошибки и грехи. Поэтому, первое что делаем – выбираем вопрос (сферу жизни) с которой будем работать, где мы хотим позитивных изменений.
  3. Например, я хочу изменить взаимоотношения с кем-то из близких, я прорабатываю взаимоотношения, которые не меняются много лет, конфликты нарастают, обиды, негатив накапливается. Что это означает? Если ничего не изменяется, значит нет открытости к изменениям (нет состояния духовного ученика именно в этом вопросе, в этой сфере), а есть внутренняя косность, упрямство, неизменяемость, какие-то старые основы, установки, принципы и привычки в моём подсознании, которые я оправдываю, защищаю, за которые подсознательно держусь всеми силами и которые в большинстве случаев являются ошибочными по своей сути. Что сделать, чтобы убрать эту закрытость и косность? В этом вопросе, в этой сфере мне нужно открыться и впустить поток преобразований от Бога, принять Его помощь и мощь Его Веры (стать Его учеником). Как это сделать? Через смирение и принятие своей малости перед Ним!
  4. Методика:
  • я “беру” : успокаиваю сознание, расслабляю тело и все эмоции, наполняю себя потоком Света от макушки до пят несколько раз.
  • раскрываю в своём сознании вопрос, с которым буду работать, например это взаимоотношения с близким человеком. Это может быть что угодно: внутренние проблемы, поиск новой работы, финансовые трудности, какая-либо болезнь, др.
  • далее, я, ощущая себя божественной Душой, светлой и чистой по своей природе, наполненной бело-золотым светом, мысленно становлюсь на колени перед моим Создателем в поток Света, который охватывает меня полностью, и проговариваю примерно следующее, ощущая и представляя каждое слово: “Отец мой Небесный, я становлю на колени перед Тобой, я принимаю свою малость перед Богом в моих отношениях с этим человеком, я признаю абсолютную Власть и Мудрость Бога в данном вопросе… я принимаю, что без помощи Бога и Сил Света я не справлюсь… я принимаю свою малость перед Богом, принимаю Его помощь и Его любовь в решении этого вопроса с благодарностью в сердце… я прошу Бога и Его Силы Света провести меня за руку в решении этих проблем… я признаю, что не всё знаю и понимаю в вопросе взаимоотношений, что не всё умею и могу, далеко не всегда прав и безупречен, но я хочу измениться, научиться как правильно, прошу Отец Небесный вести и обучать меня тому, как преобразовать наши отношения с этим человеком…” . Троеточие означает, что здесь вы можете следовать за своим сердцем и проговаривать в молитве что чувствуете, дополняя и углубляя свою молитву.
  • эта техника “принятие своей малости перед Богом”, позволяет найти, размягчить и убрать самую глубокую, спрятанную в подсознании упрямую и косную твердыню неизменяемости, позволяет преодолеть любую гордыню, блокирующую рост вашей Души и личности, помогает смягчить и отпустить вековые привязки и эгоистичные зацепки, постепенно формируя открытость и искреннее доверие к Богу.

Очень надеюсь, что вы сами на практике ощутите всю благотворность, духовную силу и позитивные практические результаты такой работы.

Ещё раз хочу напомнить, что каждый вопрос, каждую сферу жизни нужно прорабатывать индивидуально и целенаправленно. Если вы раскроете в себе чистое смирение, открытость и доверие к Богу в отношениях с людьми, это не означает, что такая же открытость и смирение у вас автоматически появится в решении финансовых вопросов. Совсем нет! В вопросах денег у вас по прежнему может работать немереное подсознательное упрямство, косность, эгоизм, жадность и т.п., и принятие своей малости перед Богом, состояние духовного ученика в сфере денег нужно формировать отдельно, заводя туда светлый поток благотворных преобразований!

  • В усиление хочу рекомендовать ещё одну очень ценную практическую статью, которая хорошо дополняет эту – .

Если вы посчитаете, что в работе над собой вам необходима помощь – ! В силу своей компетенции и способностей я смогу помочь вам в развитии и решении индивидуальных проблем.