Эмоциональный комфорт в семье, или воспитание любовью. Образовательный портал

Что такое "эмоциональный комфорт"? В словаре Ожегова слово "комфорт" определяется бытовыми удобствами, словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук определяет "комфорт" (англ. comfort), как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. Т. е. эмоциональный комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие эмоциональный комфорт ребенка в ДОУ.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в доу. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога - изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.

2. Распорядок дня.
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых - необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что - то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима по ФГТ являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.
Для маленького ребенка еда - важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что - либо.
Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, выявление которых, предполагает работа с семьей по определению индивидуальных особенностей каждого ребенка. У ребенка должно оставаться право не есть то, что они не любят или не хотят в данный момент. Единственное условие - это договоренность с родителями о возможности исключения каких-то блюд. Многие взрослые хорошо помнят, как омрачала их детство необходимость съедать ненавистные пенки или курицу с кожей. Ведь став взрослыми, люди сохраняют и позволяют себе многие предпочтения в еде, и никто их за это не порицает.

При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.

Прогулка - главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки категорически не допустимо. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями и сохранением всех частей и активности педагога.
Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, и проч.;

4. Стиль поведения воспитателя.
Пребывание в группе 20 - 25 сверстников в течение целого дня - это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку?
Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…

Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать - мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей - «держите паузу».
Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность (приложение 1).
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это - важнейшее условие доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.

5.Добрые традиции
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому - то делают больше замечаний, кого - то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру - например, "Каравай"; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).
Можно ввести еще один обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать, что - нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие - то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие - то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка. Эту традицию можно вводить уже со второй младшей и средней (3 г. - 4 г. 6 мес.) группы.

В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".

Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что - то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т.п.

Атмосфера эмоционально комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды , которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Созданию психологического комфорта способствуют:

  • - работа с природными материалами - глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
  • - музыкальная терапия - регулярные муз.паузы, игра на детских муз.инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина - «золотое сечение»);
  • - предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.
  • Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка (памятка 2)

Юлия Кулачкина
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ средствами создания психологического и эмоционального комфорта дошкольников

Сегодня проблема психологического здоровья ребёнка , его эмоционального благополучия , комфорта , встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимания друг к другу. Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия , необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДОУ .

Одним из направлений работы нашего педагогического коллектива является создание для детей комфортного психологического климата .

При оформлении помещений в детском саду создаётся цветовой комфорт : "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков, использование палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.

Используем в работе принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми или приступа агрессии. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному (здесь на помощь приходит кабинет психолога ) в этом году на группах (в спальнях будут создаваться уголки уединения – это место где можно побыть одному, полежать, успокоится, поиграть в спокойную игру, помечтать.) Так же в группах в уголках социально-эмоционального развития имеются пособия помогающие детям и воспитателю регулировать свои взаимоотношения : коврики «Дружбы» , ленточка «Мирись, мирись больше не дерись» , мешочек плохого настроения, тапочки «Мира» .

В каждой группе воспитателем выстраивается система правил созданы каталоги в карточках - схемах «Этого нельзя» . В рамках правил ребенок учиться отличать себя от других, правила развивают у детей чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом укрепляется Я ребенка.

Чтобы снять приступ агрессии у ребенка, в группах создаются «Уголка ярости» , с подбором материала помогающего детям выплескивать накопившиеся негативные эмоции , чувство гнева (мягкие кубики, мячики; детская боксерская груша; листы бумаги, стаканчик для криков; мешочек плохого настроения; коврик «Злюка» ). Воспитателями в течении дня проводятся игр, упражнения для профилактики агрессивного поведения.

В режим дня введены минуты тишины и минуты релаксации. В группах введен ритуал утреннего приветствия «Давай поздороваемся » , воспитателями используются психологические речевые настройки .

Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым. В каждой группе созданы руками воспитателей экраны настроения все они разные по стилю, оформлению и содержанию. Они помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей .

Проблема дневного сна так же очень актуальна в наше время. Родители нарушат режим ребенка вне детского сада. В результате дети испытывают трудности при отходе ко сну или совсем не спят. А пролежать два часа в кроватке, (особенно для гиперактивных детей) не только не успокаивает, но и еще больше перевозбуждает ребенка. А ведь дневной сон дошкольника важная составляющая часть его психического и физического здоровья . В нашем детском саду мы с воспитателями нашли пути решения этой проблемы : при входе в спальную комнату дети проходя через сухой дождь, детский сон охраняют игрушки – ангелочки. Воспитатель говорит слова : «Пусть сладко вам всем спится, хорошее приснится, пусть ваши ангелочки охраняют вас!». Во время укладывания детей на дневной сон воспитатели проводят тактильную релаксацию перед сном, особенно с детьми гиперактивными, агрессивными которые имеют проблему засыпания. Во время ее проведения используется спокойная, релаксирующая музыка. Все это создает обстановку защищенности, спокойствия, способствует быстрому засыпанию.

В новом проекте федеральных государственных стандартов основным из направлении развития дошкольника является развитие коммуникативных черт личности (умения общаться) . В связи с этим нами была продуманна новая форма организации совместной деятельности воспитателя и детей - разговор в круге, проведение ежедневных и еженедельных ритуалов, целью которых является предоставление детям возможности высказать свои мысли, установить доверительные с ними отношения, дать модель поведения и отношения к проблемам другого, повысить их самооценку.

Воспитатель предлагает детям собраться в круг и поговорить. Никого не принуждают. Во время разговора воспитатель и дети сидят на полу, кому как удобно. Ежедневный ритуал включает в себя разговор с детьми в утренний приём или в вечерний отрезок времени. Обсуждают, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришёл, чем будут заниматься, выслушивают пожелания детей на случай отмены прогулки (дождь, мороз) и вносят свои предложения.

Еженедельный ритуал заключается в проведении "Пятничного круга". Воспитатель обсуждаем с детьми, чем была интересна неделя, чему радовались, научились. В течение недели воспитатель вместе с детьми заполняет экран добрых дел и в конце недели каждому вручаем медальку, выделяя его хорошие дела и поступки. Считаю эту форму совместной деятельности очень важной , поскольку "Вера в себя, в свои силы, уверенность в том, что ты любим и нужен, умение общаться, строить диалог важнее для успеха в жизни, чем интеллектуальная успеваемость и другие результаты деятельности ". Именно общение в круге стало необходимым элементом жизни групп и способствует возникновению семейной атмосферы.

Особое внимание уделяется психологическому комфорту педагогов . Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых . Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями , поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ , который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение . С воспитателями проводятся комплексы упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

Сотрудники нашего детского сада стараются, каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели стараются увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние , откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости .

Колышкина Гульназ Василовна

Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в социум, время установления разнообразных его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, время пробуждения гуманных чувств. Вот почему в этом возрасте так важно уделять этому особое внимание. Но для этого необходимо создать благоприятные условия, ведущее из которых - эмоциональный комфорт ребенка. Важно понимать, что его эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку и эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, формирует самоконтроль, ориентирует на успех в достижении целей. Именно по этому эмоциональное благополучие можно считать наиболееемким понятием для определения успешности развития ребенка.

Как известно, большую часть своего времени дети дошкольного возраста заняты игрой. Игра, таким образом, выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд. однако ребенок лучше усваивает тот материал, который соответствует его настроению, т. е. положительных эмоций ребенка и его настроения зависит успешность обучения, следовательно, наличие комфортного эмоционального фона во время игры просто необходимо.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. (Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003. С. 104).

Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности - одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы решить её, необходимо опираться на более полное, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, на исследования ученых в этой области, а не только на представления взрослых о том, что, как им кажется, хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно. Кроме того, очень многое зависит и от складывающихся профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых - руководителя дошкольного учреждения, воспитателей, специалистов, родителей, - от их отношения к происходящему в данном учреждении, к самим себе, друг другу, к ребенку. Причины сниженного эмоционального настроения детей могут крыться как в семейных условиях воспитания, так и в условиях эмоционального климата ДОУ.

Очень часто педагоги недооценивают значение эмоциональных переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей, делая основной упор на образовательные и учебные моменты во взаимодействии с ребенком. Иначе говоря, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер. поэтому так важно уделять особое внимание развитию адекватных способов общения с эмоциональным миром ребенка, обучению коммуникативным приемам, направленным на создание доверительной атмосферы во время общения как с взрослыми, так и с детьми, атмосферы, способствующей раскрытию творческих способностей ребенка и всей его индивидуальности.

Итак, создание психологически комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, без понимания ими роли эмоций для развития природного потенциала ребенка, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционально - комфортного взаимодействия, как между самими взрослыми, так и между взрослыми и детьми. Результатом положительно - направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость и готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Но как детям получить такой положительно - направленный эмоциональный опыт? Необходимо создать для них определенные игровые ситуации, помогающие пробудить их конкретные эмоциональные переживания и поступки, а затем помочь детям сделать нужные выводы.

Такие игровые ситуации лучше планировать 1 - 2 раза в неделю.

Примеры игровыхситуаций:

  1. Наши добрыедела (Ситуации, направленые на проявления заботы, внимания и сочувствия к людям). Напишем письмо больному другу. Мы готовимся встретить друга после болезни. Сделаем выставку рисунков для наших родителей. Порадуем нашу няню, поздравим её с днем рождения.
  2. Мы самые старшие в детском саду (Учим проявлять заботу о младших, проявлять чувство самоуважения, основанное на ощущении растущей самостоятельности) Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье. Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками. Подготовим для малышей кукольный театр. Научим малышей водить хороводы. Смастерим для малышей сказочный домик.
  3. Наша забота нужна всем Мы украшаем детский сад, группу к празднику. Мы ремонтируем книги. Мы выращиваем зеленый лук и петрушку. Мы готовимся к ярмарке.
  4. Хорошо заниматься любимым делом в группе детей (в вечернее время) (Ситуации, помогающие объединить детей общими интересами, помочь приобрести опыт дружеского взаимодействия со сверстниками, создать уголки в развивающей среде групп). Мастерская умелых рук. Избушка рукодельниц. Домик затейников. Пещера фантазий. Совет эрудитов. Все это - длительный период сотрудничества, дружеского общения.
  5. Ситуации гуманистического выбора (Неподготовленные беседы нравственно - этического содержания. Они рассматривают ситуации, требующие ответа на вопросы: как быть, что делать? Такие беседы проводить в утренние часы). Затруднительные игровые ситуации создает сам воспитатель, чтобы пробудить у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность, эмоциональную отзывчивость, готовность активно искать решение. Подобные эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого оределенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний (Эмоциональное развитие дошкольника / под. ред. А.С. Кошелевой. М., 2007.). Пример: 1. На шкафчиках отклеились картинки. 2. Не все краски выставлены к рисованию. 3. Не хватает пластилина для лепки. 4. На полу разлитая вода.

Воспитатель описывает определенную ситуацию и ставит перед детьми проблему "как быть?". Дети ищут решение. Таким образом, дети оказываются перед реальным выбором линии поведения: откликнуться на просьбу и помочь или остаться равнодушным, отдать поделку малышу или оставить себе. Создавая такие игровые ситуации, воспитатель должен содержанием предстоящего дела увлечь детей эмоционально, должен показать им, что результат приносит не только реальную пользу, но и радость окружающим. Именно в условиях игры дети лучше запоминают, как им следует вести себя в тех или иных ситуациях, приобретают необходимый эмоциональный и поведенческий опыт.

Итак, в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения развитие эмоциональной сферы наиболее эффективно происходит в условиях организации интересной для детей игровой деятельности. Разнообразные события, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, обогащают эмоциональный мир дошкольников, делают понятным язык эмоций и чувств, открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающими людьми. Развитие же эмоциональной сферы - залог эмоционального благополучия и комфорта, оказывающих влияние на все сферы психического развития ребенка.

Показатели и ключи интерпретации

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

Дезадаптивность

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

Лживость –

34, 45, 48, 81, 89

Лживость +

Принятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96

Непринятие себя

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

Принятие других

9, 14, 22, 26, 53, 97

Непринятие других

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

Эмоциональный комфорт

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

Эмоциональный дискомфорт

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

Внутренний контроль

4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98

Внешний контроль

13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

Доминирование

Ведомость

16, 32, 38, 69, 84, 87

Эскапизм

17, 18, 54, 64, 86

Обработка и интепретация результатов теста

Интегральные показатели

    Адаптация : A=a/(a+b)*100%;

    Самопринятие : S=a/(a+b)*100%;

    Принятие других : L=1.2a/(1.2a+b)*100%;

    Эмоциональный комфорт : E=a/(a+b)*100%;

    Интернальность : I=a/(a+1.4b)*100%;

    Стремление к доминированию : D=2a/(2a+b)*100%;

Таблица для расчета баллов по шкале лживости

Лживость +

Лживость –

Это ко мне совершенно не относится

Мне это не свойственно в большинстве случаев

Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне

Не решаюсь отнести это к себе

Это похоже на меня, но нет уверенности

Это на меня похоже

Это точно про меня

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие , а после самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие .

Шкала «адаптации» выявляет уровень приспособления человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Адаптивность – тенденции функционирования целеустремлённой системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между её целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами.

Шкала «дезадаптации» определяет незрелость личности, невротические отклонения, дисгармонии в сфере принятия решения, являющиеся результатом постоянных неуспешных попыток индивида реализовать цель или наличия двух и более равнозначных целей.

Шкала «лживости» определяет уровень искренности испытуемого в ситуации обследования. Результаты по рассматриваемой шкале подлежат анализу в первую очередь.

Шкала «приятия себя» выступает как результат самооценки индивида, определяет степень удовлетворённости личности своими характеристиками.

Шкала «неприятия себя» выявляет степень неудовлетворённости индивида своими личностными чертами.

Шкала «приятия других» говорит о степени (уровне) потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности.

Шкала «неприятия других» противоположна по содержанию предыдущей шкале.

Шкала «эмоциональный комфорт» выявляет степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям.

Шкала «эмоциональный дискомфорт» измеряет неопределённость в эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей социальной действительности.

Шкала «внутренний контроль» и шкала «внешний контроль» определяют предрасположенность индивида к определённой форме локуса контроля (интернальность и экстернальность). Если ответственность за события, происходящие в жизни человека, принимаются в большей мере на себя, то результаты деятельности объясняются своим поведением, характером, способностями. Данная предпозиция говорит о наличии у индивида внутреннего, интернального контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешними факторами (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у индивида внешнего (экстернального) контроля.

Шкала «доминирование» выявляет уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих.

Шкала «ведомость» определяет уровень стремлений быть подчинённым, выполнять поставленные кем-то задачи.

Шкала «эскапизм (уход от проблем)» определяет уровень избегания проблемных ситуаций, уход от них.

Наиболее репрезентативными характеристиками личности, которые в наибольшей степени дифференцируют выборку, являются интегральные показатели «адаптация», «самоприятие» и «приятие других».

    Демахина Анастасия Валерьевна. 27 лет.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у Анастасии Валерьевны: показатели эмоционального комфорта, внутреннего и внешнего контроля находятся выше нормы показаний, все остальные показатели находятся в пределах норм показаний. Самоприятие у Анастасии Валерьевны находится на достаточно высоком уровне, как и адаптация, и эмоциональная комфортность. Принятие других, стремление к доминированию и интернальность находятся чуть выше средней отметки.

    Анонимно.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели эскапизма и лживости – чересчур низкие, показатель принятие других – выше среднего, все остальные показатели находятся в норме данных показателей. А так же можно сказать, что у пациента Адаптация, самопринятие и принятие других находится на достаточно высоком уровне, Эмоциональная комфортность и контроль так же находятся на высоком уровне, а стремление доминировать чуть выше среднего значения.

    Майорова Надежда Николаевна. 29 лет.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели эскапизм, ведомость – в пределах норм данных значений, показатели доминирование, внутренний контроль, эмоциональный комфорт, принятие других, принятие себя и адаптивность – выше норм данных показателей, все остальные показатели чрезвычайно низкие. По интегральным показателям можно отметить, что все показатели выражены достаточно высоко.

    Бездомникова Людмила Николаевна. 53 года.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели ведомость, внешний контроль, эмоциональный дискомфорт, непринятие других, непринятие себя, лживость и дезадаптивность находятся ниже среднего уровня и считаются чрезвычайно низкими. Показатели адаптивность, принятие себя, принятие других, внутренний контроль – высокие. Эмоциональный комфорт, доминирование и эскапизм находятся на уровне средних значений. Интегральные показатели адаптации, принятия других, интернальности, самопринятия и эмоциональной комфортности находятся на высоком уровне, а стремление к доминированию чуть перешло середину данного значения.

    Онищенко Сергей Васильевич. 55 лет.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели лживости чрезвычайно низки, показатели эмоционального комфорта и внешнего контроля на высоком уровне, все остальные показатели находятся в пределах норм данных значений. Интегральные показатели интернальности очень низкие, показатели адаптации, принятия других, самопринятие, эмоциональный комфорт находятся выше средних значений, что указывает на их высокий уровень, а значение стремление к доминированию находится чуть выше средней отметки.

Методическая разработка:
«Обеспечение эмоционального комфорта в группе детского сада посредством группового традиционного досуга «У самовара я и мои друзья».

Введение.

Для полноценного и своевременного психического развития детей необходимо обеспечить каждому ребёнку радостное и содержательное проживание в детском саду.
Специальными исследованиями установлено, что эмоциональное неблагополучие ребёнка не только серьёзная психолого-педагогическая, но и медицинская проблема.
По данным исследования И. А. Шишковой отклонения в состоянии нервно-психического здоровья отмечаются у 9% обследованных детей, а функциональные нарушения - у 62%. В дошкольном возрасте в результате частичного преодоления функциональных нарушений и частичного их перехода в устойчивые отклонения соответствующие показатели составили 21% и 38%. Таким образом, к концу дошкольного возраста стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого третьего, здоровыми можно считать менее половины детей.
Рост числа детей с повреждённой или ослабленной нервной системой ставит перед педагогами сложную задачу создания в детском коллективе благоприятного психологического климата. Для этого необходимо изменить содержание и формы общения между воспитателем и детьми, удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии переживаний.
Детский сад должен стать для ребёнка местом, где ему уютно, хорошо и весело. Для обеспечения ребёнку спокойных и дружелюбных отношений со сверстниками, создания в группе миролюбивых, доброжелательных взаимоотношений между всеми детьми и уверенности ребёнка в искреннем, личном расположении к нему необходимо создание определённого стиля жизни в группе.
Создание групповой традиции будет способствовать поддержанию и развитию благоприятной эмоциональной атмосферы, а также сможет порождать самостоятельные проявления внимания и доброжелательности со стороны самих детей. В качестве такой интересной формы работы мы выбрали традицию праздничного чаепития «У самовара я и мои друзья». Познавательной основой для такой работы послужила тема традиций народных праздников. Они являются средством выражения национального
характера, являются яркой формой отдыха взрослых и детей. Народный праздник является по своей сути большой яркой и глубоко содержательной игрой. Проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу, оставляя в детской памяти глубокий след.
Цель данной работы: обеспечить эмоциональный комфорт в группе через создание, развитие групповых традиций проведения досуга.
Задачи:
- формировать положительные детские взаимоотношения в группе;
- формировать навыки общения взрослых и детей, детей со сверстниками;
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- развивать у детей навыки совместной деятельности, чувства общности;
- развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности.
- познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников.

Основная часть.

Создание групповой традиции основано на принципах личностно-ориентированного подхода в общении взрослого с детьми.
Работа по созданию групповой традиции проходила по этапам:
- анализ методической литературы о народных праздниках;
- создание картотеки народных игр;
- разработка перспективного плана проведения группового досуга;
- обсуждение данного плана с родителями воспитанников;
- реализация плана;
- оформление альбома «А у нас традиция такая!», его презентация.
Досуг «У самовара я и мои друзья» мы проводили один раз в месяц, в соответствии с перспективным планом.
Тематический перспективный план досуга групповая традиция «У самовара я и мои друзья».
Сентябрь
Беседа «Традиция - что это такое? У нас будет своя традиция».
Беседа «Наш урожай»,рассматривание иллюстрации «Едет с поля урожай»
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».
Выставка семейных поделок из даров осени, сочинение «Фруктово- овощной сказки».
Досуг «Народный праздник «Ярмарка».
Октябрь
Оформление информации для родителей «Пироги капустные очень, очень вкусные».
Игра-хоровод «Капустка».
Семейный театр «Сорока Белобока»
Досуг «Красна изба пирогами».
Ноябрь
Беседа «Моя мама».
Фоторепортаж «Мама, мамочка моя».
Изготовление плаката-открытки для мам.
Досуг «День матери».
Декабрь
Беседа «Новый год спешит к нам в дом».
Работа с семьями воспитанников «Сундучок семейных традиций».
Изготовление игрушек для групповой ёлки, создание «Елки пожеланий».
Досуг «Что такое Новый год?»
Январь
Досуг «Рождество Христово».
Знакомства с народными играми «Бабка Ёжка», «Башмачок».
Фоторепортаж «Праздники в моей семье».
Февраль
Рассматривание репродукции картины Кустодиева «Масленица».
Беседа «Будем зиму провожать».
Знакомство с русскими народными играми «Горелки», «Гори, гори ясно».
Досуг «Здравствуй, Масленица годовая».
Март
Оформление информации для родителей о празднике Сороки.
Разучивание закличек «Жаворонки, господа…»
Лепка жаворонков из солёного теста.
Досуг «Праздник Сороки».
Апрель
Рассматривание репродукции картины Н.Арефьевой «Весна.Пасха.»
Выставка семейных поделок «Пасхальная весна».
Знакомство с пасхальными играми «Вербочка- вербочка».
Досуг «Пасха светлая…».
Май
Беседа «Моя семья».
Фоторепортаж «Вся семья вместе и душа на месте».
Оформление альбома «А у нас традиция такая».
Досуг «Большая дружная семья»,презентация альбома.
В течение месяца проводилась предварительная работа, в процессе которой у детей накапливались знания о предстоящем празднике. Предварительная работа включала в себя следующие методы:
рассказ воспитателя о предстоящем празднике;
познавательный рассказ из истории традиций русской культуры;
фоторепортажи, фотовыставки, выставки семейных творческих работ;
рассматривание иллюстраций, репродукций картин на тему народных праздников;
«Сундучок семейных традиций»- рассказы родителей о праздничных семейных традициях;
знакомство с народными праздничными играми;
изготовление подарков, поделок к празднику для родственников и друзей.
Групповой досуг «У самовара я и мои друзья» имел следующую структуру:
I. Совместная сервировка стола.
II. Беседа о празднике (актуализируются знания детей о народных традициях праздника, о его проведении в семьях воспитанников, используются рассказы родителей из «Сундучка семейных традиций»). Проводится с целью вовлечения детей в праздничную атмосферу.
III. Развивающая игра «Поздравь соседа» (вручение подарков). Её цель: развивать у детей внимание, доброжелательное отношение, умение высказывать эмоциональное отношение к сверстникам.
IV. Праздничная народная игра, хоровод.
V. Праздничная песня.
VI. Чаепитие, свободное общение детей.
VII. Фотосессия.
При проведении данной работы особое внимание уделялось укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогало объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием (изготовление поделок к праздничным выставкам, приготовление угощения, оформление стенгазет.) Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей.
Родители стали активными участниками воспитательного процесса: они были желанными гостями на групповых досугах, рассказывали о семейных традициях, принимали участие в оформлении альбома «А у нас традиция такая», в семейных выставках поделок к народным праздникам, в семейном спектакле «Сорока Белобока».
Результативность данной работы определялась с помощью теста Люшера, игровой социометрической методики Т.А. Репиной «Секрет» .Эти методики дают возможность получить данные о социометрической структуре группы, эмоциональном микроклимате и сделать вывод об успешности деятельности. Сравнивались данные на начало учебного года и его конец. Данные контрольной диагностики показали:
- увеличилось количество детей, у которых эмоциональное состояние в норме;
- снизился коэффициент изолированности в группе;
- повысился уровень удовлетворённости детей своими отношениями со сверстниками.
Анализируя эти данные, можно сказать, что в группе создан благоприятный эмоциональный климат.

Заключение.

Создание групповой традиции «У самовара я и мои друзья» дало возможность удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии переживаний, познакомить детей с народными праздниками и показать пример сохранения народных традиций, создания своих традиций. Уютный созданный своими усилиями праздник вносит разнообразие в жизнь группы, новые яркие чувства, переживания, которые очень необходимы для полноценного развития личности.

Литература.

1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.-М.: Педагогика, 1990.
2. Калинин Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника.-СПб.:Речь,2002.
3. Князева О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-СПб.: Детство-Пресс, 2000.
4. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детских садах/ Под ред. А. В. Орловой, 1995.

Фотоматериалы:

"Здравствуй, Масленица годовая!"


"Праздник Сороки.Весну встречаем."



"Пасха светлая"