План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Игровая ситуация в подготовительной группе. Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе

Игровые проблемные ситуации в подготовительной группе.
Автор: Уфимцева Ю. А.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, которая возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. Для воспитателя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов. Одним из наиболее эффективных методов руководства игрой является создание взрослым проблемной ситуации, с помощью которой игра усложняется. Специально созданные ситуации, требуют определенной подготовки. Эти ситуации разрабатываются, планируются. Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми (занятия, совместная деятельность, задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и др.).
Образовательная ситуация обеспечивает возможность опоры на социальный опыт ребенка и уровень его самостоятельности. Предоставляет ребенку возможность проявить себя.
Проблемные педагогические ситуации делятся на 3 группы:
1. Первая группа проблемных ситуаций включает в себе условия, в которых задается необходимость усвоения действий, влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия воспитателя и детей.
2. Вторая группа проблемных ситуаций направлена на овладение действиями, обобщающими знакомые или хорошо известные воспитателю практические и теоретические действия.
3.Третья группа проблемных ситуаций побуждает самостоятельно ставить задачи воспитания и обучения детей, затем планировать их выполнения. При анализе ситуации необходимо определить, к какому виду она относится. Затем определяется область решения рассматриваемой ситуации. Она может касаться одного или нескольких компонентов педагогического процесса: Дидактического – согласования целей, принципов, содержания, методов, видов и форм обучения; Гносеологического – учета факторов эффективности воспитания и обучения, последовательности формирования умственных действий, планирования уровней усвоения учебного материала (на уровне знания, понимания, применения, обобщения и систематизации, оценки значения данного знания для людей, контроля) , отражения в педагогическом процессе работы над качеством знаний: системностью. действенностью (мобильностью) , прочностью Психологического - преобладания индивидуального, типологического или топологического подходов к формированию мотивации обучения у детей; учета базовой и развивающейся психической функции; учета ведущего вида деятельности и формы общения; соотношения воспроизводящей и творческой деятельности детей) ; Кибернетического – учета закономерностей управления усвоением информации: например, того, что эффективность обучения пропорциональна частоте и объему обратной связи с детьми и родителями; качество знаний зависит от эффективности контроля и качества управления педагогическим процессом; соблюдение принципов формирования межпредметных связей (равнозначности понятий, последовательности и системности, компенсаторности их формирования и т. д.) ; Социологического – применения коммуникативно – деятельностного и предметно – практического принципов организации совместной деятельности детей; соотношения индивидуальных, подгрупповых и коллективных форм работы с детьми; использования «эмоциональных потенциалов» коллектива сверстников при организации педагогического процесса; учета эмоционально – импровизационного, эмоционально – методичного, рассуждающе – импровизационного, рассуждающе-методичного стилей педагогической деятельности; вовлечения семьи в педагогический процесс; Организационного – анализа гигиенических условий, обеспеченности материально – техническим оснащением, соотношения методов стимулирования и принуждения к обучению, учета разных типов работоспособности детей (следовательно, разного уровня проблемности учебного материала, мер обучающей помощи, оценки результатов учебных действий и т.д.), планирования времени, полагающегося на достижение поставленных целей обучения. 1 ситуация. Педагог говорит детям: -Вы видели, сколько стаканчиков я насыпала на блюдце, а теперь поиграем:я насыплю крупу так,чтобы вы не видели,как это я делаю. Сможете вы тогда насыпать ровно столько же? Дети говорят, что смогут. Решение. Следует полностью провести опыт, причем горку крупы перед показом детям надо встряхнуть, чтобы она осела (3 стаканчика) и неаказалось,что ее меньше. Затем дети отмеряют столько крупы, сколько им кажется нужным. Чтобы не забыть сколько они насыпали, можно поставить две кружки рядом с блюдцем.Измеряется количество крупы на блюдце у педагога. Дети убеждаются в том, что оно другое. Вывод. Количество крупы трудно сравнивать на глаз. Если не видишь, как крупу насыпали, трудно точно угадать ее количество.
2 При работе с рисунком в тетради: - Елку на рисунке справа закрасьте зеленом цветом, на рисунке слева – синим цветом. Один ребенок говорит: «Что синих елок не бывает». Решение. Педагог должен объяснить ребенку, что бывают ели, которые называются « голубыми» , они имеют голубой оттенок. После занятия всем детям показать иллюстрацию «голубой» ели. Если на участке детского сада есть « голубая» ель, том можно провести наблюдения за елью. Педагог при таких проблемных ситуациях должен опираться на достоверные источники.
3 ситуация. Педагог показывает детям затемненную бутылку с водой и пол- литровую банку. Педагог говорит детям: - На прошлом занятии мы с вами научились отмерять крупу, а сегодня у меня не крупа, а вода. -Как вы думаете, где воды больше? Можно это как-то проверить? Решение. Следует использовать прозрачные емкости, так как, сравнивая видимые уровни воды в сосудах, дети обычно делают неправильные выводы о ее количестве. Например, часто им кажется, что в бутылке воды больше. Проблемная игровая ситуация № 4 “Всеми любимая роль!”Воспитатель: Какие у тебя самые любимые игры?Давай поиграем в одну из твоих любимых игр в “Автобус” (воспитатель выбирает игру, исходя из интересов ребенка).Ты кем хочешь быть в этой игре?Ой, а я тоже хочу быть водителем! (воспитатель выбирает ту же роль, что и ребенок). Что нам с тобой делать? Как нам договориться?Ребенок предлагает свои варианты.А что если нам сделать двоих водителей автобуса: один водитель – управляет автобусом до конечной остановки, а второй – его сменит на обратном пути. При чем два водителя едут вместе. Так же веселее! Они могут разговаривать на различные темы, петь песни, рассказывать анекдоты.Далее воспитатель проигрывает с ребенком данный вариант решения.После этого воспитатель спрашивает ребенка, как еще можно решить ситуацию, когда дети хотят играть одну и туже роль.Ребенок предлагает свои варианты.Далее воспитатель вместе с ребенком приходят к общим вариантам решения ситуации:
Можно по ходу игры меняться ролью.
Можно по жребию определить, кто будет играть данную роль.
Можно сделать волшебный цветочек, где лепесток “говорит” кому какая роль досталась.
Можно устроить конкурс лучшей роли, где каждый сможет попробовать себя в ней.

Жанна Малая
Игровая образовательная ситуация для детей подготовительной группы «Путешествие в Долине фей»

Игровая образовательная ситуация для детей подготовительной группы

Тема : «Путешествие в Долине фей »

Ф. И. О. Малая Ж. Т.

Полное наименование место работы участника, должность : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 «Малышок» посёлка Псебай муниципального образования Мостовский район ,

Цель : закрепить полученные ранее знания с использованием дидактических игр.

Программные задачи.

Способствовать формированию умений пользоваться схемами при выполнении заданий.

Закреплять умение ориентировки на листе бумаги в клетку.

Закреплять знания о составе числа 5, о геометрических линиях.

Уметь применять знаки неравенства при решении задач.

Совершенствовать знания детей о дорожных знаках .

Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности.

Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Воспитывать интерес к математическим занятиям

Воспитание взаимопомощи и дружеских отношений.

Материал и оборудование : мультимедийная установка, презентация «Помощь долине фей » , конверты с заданиями, раздаточный материал, карандаши простые, тетради в клеточку.

Предварительная работа : математические дидактические игры.

Ход игровой образовательной ситуации

Воспитатель. Ребята. Утром ранним кто-то странный заглянул ко мне в окно. На ладони появилось ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло. Будто руку протянуло тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной. Смотрите, какое яркое и весёлое солнышко заглянуло к нам. Как оно нам улыбается. Давайте и мы друг другу подарим свои улыбки

Ребята, к нам на электронную почту поступило сообщение. Вы хотели бы узнать, что там? Да это добрые Феи прислали нам сообщение. Оказывается у них беда (показ слайда 1-3) . На их Долину фей налетел сильный ураганный ветер и разбросал маленькие домики фей по всей долине . Ребята, а вы любите этих героев? За что? А хотели бы вы им помочь?

А как же нам найти эту долину ? Как вы думаете, чем пользуются люди, когда отправляются в путешествие , что им помогает?

Дети. Карта.

Воспитатель. Вот и наши волшебницы прислали нам карту, как нам добраться в сказочный лес .

Обратите внимание , что на карте есть знаки. А вы знаете, что это за знаки?

Дети : Дорожные знаки.

Воспитатель : А какую роль они выполняют на дорогах, подскажите мне? А как думает Ваня? А Лиза? А кто думает иначе?

Воспитатель. Добрые феи побеспокоились, чтобы мы не сбились с дороги, и чтобы были предупреждены об опасности. Надо отправляться в путь. А на чём мы будем передвигаться? (Дети предлагают свои варианты) . Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок.

Выполняется графический диктант

Возьмите волшебные карандаши и слушайте, куда нам надо передвигаться. Что получилось у Вани? А что нарисовал волшебный карандаш Киры? На чём поедет Вероника? Дорисуйте машине двери и колеса.

Воспитатель. Вот теперь мы готовы. Для того чтобы машина поехала, нам нужно ответить на вопросы. «Какое сейчас время года? Какой день недели? Какой месяц?» и посчитать от 1 до 10.

Вот теперь мы можем двигаться вперед.

Машина везет нас и не устает,

Посмотрите ребята впереди знак, который перегородил нам путь. Подскажите, пожалуйста, о чём он нам говорит? А как думает Артём? А Лиза?

Воспитатель : Этот знак предупреждает, что впереди крутой поворот. А чтобы продолжить путь нам надо выполнить задание. Для этого надо найти конверт с этим знаком. Ваня, помоги мне найти этот конверт. (Ребёнок выбирает нужный конверт) .Вам интересно, что в этом конверте? Илья, посмотри, что там.

Дети. В конверте какие –то линии.

Воспитатель. Саша, тебе знакома эта линия, а тебе Софья?

Дети называют линии. Проводится игра «Назови линии» .

А вот и первые домики нашлися. Путь открыт. Поехали дальше.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает,

Так много дорог, впереди поворот,

Свернули – и снова вперед и вперед!

Осторожно, тормозите ребята. Я вижу знак, только не вспомню, как он называется. Нужна ваша помощь. Саша, ты мне подскажешь? А Лиза знает этот знак? (Ответы детей ) .

Воспитатель. Этот знак «Главная дорога» . А что вы знаете про этот знак? Вы его видели у нас в посёлке? Надо найти конверт с очередным заданием, помоги мне, пожалуйста, Рита. (Ребёнок находит конверт) . Ребята, в конверте какие-то схемы и пирамидки. Кто знает, что надо сделать? (Надо раскрасить кольца пирамидки согласно схеме) .

Задание «Распиши пирамидку» .

Воспитатель. Вот и с этим заданием справились. Смотрите ребята, вот ещё два домика нашлись. Сколько же всего мы уже нашли их?

Дети. Четыре.

Воспитатель. А как считает Артём, Валя правильно посчитала? Целых четыре домика мы с вами нашли. Поехали дальше.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает,

Что-то там впереди опять. Что вы видите ребята?

Дети. Знак дорожный.

Воспитатель. Ребята, подскажите, какой?

Дети. Место отдыха.

Воспитатель. Как вы думаете, что мы должны сделать?

Дети. Отдохнуть.

Физминутка. Мультзарядка

Воспитатель. Смотрите ребята, ещё обнаружились домики, целых два. Кто уже подсчитал, сколько домиков у нас всего? А у Киры сколько получилось? А какой результат у Толика? Какие мы молодцы, и отдохнули и домики нашли. Отправляемся дальше.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает.

Нажимайте на тормоз, нас встречает знак. Кто узнал его?

Дети : Знак внимание.

Воспитатель. Может кто-то хочет рассказать об этом знаке.

Ответы детей .

Воспитатель. Спасибо, ребята, что рассказали про этот знак. Будем внимательны и найдём конверт с этим знаком и заданием. Валера уже нашёл его.

Игра «Реши задачу, не ошибись» .

Задача № 1

«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят : 2 матрёшки, Буратино, И весёлый Чиполлино. Помогите Танюшке сосчитать игрушки. (3)

Задача № 2

«Во дворе гулял павлин, Подошёл ещё один, 2 павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами!» (4)

Задача № 3

У бабушки Даши внучка Маша

Кот, Петушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (1)

Воспитатель. Какие вы были внимательные и поэтому не ошиблись ни разу. (На экране высвечивается домики) . А вот и пропажа, ещё домики. Сколько уже их нашлось, ребята?

Дети : Восемь.

Воспитатель. Ребята, мы с вами всё ближе и ближе. Уже видна долина фей . Будьте осторожны впереди вновь знак. Кто уже увидел его? Дима, а как ты думаешь, что это за знак?

Воспитатель. Ребята, нам надо собрать яблоки в корзинку , решив пример, в сумме который даёт 5. Только не обгонять друг друга (ведь знак нас предупреждает, дать высказаться друг другу.

Игра «Собери яблоки в корзинку» .

Воспитатель. Ребята. Смотрите, мы с вами нашли ещё два домика. А вот и долина фей . Вы видите домики? Вы хотите помочь жителям этой долины . А как это сделать, кто знает?

Дети. Надо используя схемы расположить домики фей.

Воспитатель. Ребята, выбирайте схемы и домики, которые мы нашли и верните их на свои места. Дети выполняют задание.

Воспитатель. Ура! Все домики на месте. Какие вы ребята настоящие друзья. Сразу согласились помочь феям, выполнили все задания, восстановили домики. Как радуются фей. Ребята, феи хотят знать, как труден был путь к ним. Какие задания вы выполнили?

Ответы детей .

Воспитатель. Что было интересного?

Что было ново?

(ответы детей )

Воспитатель. А теперь нам надо вернуться обратно в наш детский сад . Закроем глаза и посчитаем все в обратном порядке от 10 до 0 . Да, ребята, вы молодцы! Я была в вас уверенна! И за ваши подвиги феи вам говорят спасибо. Они передали вам на память сувениры о сегодняшней встрече.

Публикации по теме:

Игровая образовательная ситуация по аппликации. «Кораблик из салфеточных шариков». Активизировать и разнообразить технику работы с салфеткой:.

Цель: Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность. Развивающая.

Игровая образовательная ситуация по формированию знаний о геометрических фигурах «Пригласительный билет» (младшая группа) Игровая образовательная ситуация на тему: «Пригласительный билет».(младшая группа) Цель: развивать умение детей различать геометрические.

Игровая образовательная ситуация по математическому и сенсорному развитию детей второй младшей группы «Бусы для мамы» Игровая образовательная ситуация № 1. Бусы для Мамы. Программное содержание Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков.

Медунова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 25
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: методический материал
Тема:
Дата публикации: 26.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе

«Правила ухода за комнатными растениями»

Медунова Наталья Николаевна

воспитатель МДОУ №25г.Ярославля

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Тип ситуации: «Открытие» нового знания.

Цель: формирование обобщенных представлений о дифференцированных

потребностях комнатных растений в солнечном свете и влаге.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с различиями в потребностях растений в воде и

Закрепить

названий

комнатных

растений,

знаний об

основных потребностях комнатных растений, приемах ухода за ними.

сравнивать

растения,

находить

сходство

различия

внешних признаках.

Дать представления

приспособленности

растений к

обитания.

Содействовать

формированию

взаимодействовать

друг с другом, работать в парах.

Развивающие:

Содействовать развитию:

познавательного интереса к комнатным растениям;

любознательности и наблюдательности;

умений и навыков ухода за комнатными растениями;

коммуникативных

участвовать

работать в паре, учитывать мнение партнера);

мыслительных

операций: обобщение,

сравнение,

понимание

взаимозависимостей, умение

устанавливать

причинно-

следственные связи, фиксация причинно-следственных связей в

самостоятельного

преодоления

затруднения

руководством

воспитателя.

Воспитательные:

Содействовать развитию:

бережного

отношения

комнатным

растениям,

ухаживать за ними, приходить на помощь в трудной ситуации;

чувства ответственности и гордости от совместно выполненной

эмоционального

сопричастия

объектам

Материалы к занятию.

Демонстрационный материал:

Фотографии комнатных растений (кактус, бегония, папоротник,

бальзамин, фиалка) с наклеенными на обратной стороне магнитными

полосками (формат А-4):

Комнатные

растения:

бальзамин,

традесканция, папоротник, орхидея.

Листы форматом А4 желтого, бледно-зеленого, зеленого цветов.

Карточки-символы размером А5

Раздаточный материал:

Конверты (по количеству пар детей) с разрезными картинками, на

которых изображены комнатные растения (формат А-4)

Карточки-подсказки «Что нужно растению для роста»

Удобрения

Забота и любовь

Опрыскивание

Комплект прямоугольников размером А5 (на пару детей) 3 цветов:

желтого, бледно-зеленого, зеленого цветов.

Картинки комнатных растений на пару (набор из 9 штук).

Схемы-карточки размером 15см х 6см к фотографиям комнатных

растений по 4 штуки на каждого ребенка.

Оборудование:

Электронные ресурсы к занятию с изображением слайдов.

Аудиозаписи: «Полёт» Г. Гладкова

(из мультфильма "Малыш и

Карлсон"),

пустыни»,

субтропиков»,

джунглей», музыка для релаксации.

Стульчики для детей – 10 шт.

Магнитная доска.

Герои: Кукла Карлсон.

Предварительная работа с детьми:

Экскурсии в «Зимний сад» ДОУ.

Серия наблюдений за комнатными растениями и совместная трудовая

деятельность по уходу за растениями,

и чтение стихотворений, загадок, экологических сказок о

комнатных растениях.

Дидактические

растение

описанию»

растение по названию» «Что растениям необходимо для роста?»

Знакомство с природными зонами Земли.

1. Введение в игровую ситуацию.

Дети входят в группу, произносят с воспитателем слова приветствия:

«Солнечные лучики»

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принес в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

Воспитатель и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как

лучи солнца.

Ребята, почувствуйте себя теплым солнечным лучом и поделитесь теплом

с друзьями.

Дети садятся на стулья. Звучит музыка (Г.Гладков «Полет Карлсона»).

В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка).

Карлсон: Здравствуйте, ребята! (Здравствуй, Карлсон!)

устроить

рождения мне подарили комнатные растения, но никто не рассказал, как за

ними ухаживать. Вот я и решил приземлиться у вас, потому что увидел в

окне много красивых цветов.

Карлсон, а какие у тебя растения?

Карлсон: Вот такие. Я принес их фотографии.

Карлсон показывает фотографии комнатных растений (кактус, бальзамин,

алоэ, каланхоэ, герань, бегония, орхидея, традесканция, папоротник,

Как ты за ними ухаживаешь?

Карлсон: Поливаю каждый день, брызгаю, выставляю на яркое солнце, а

они болеют и погибают. Я так расстроился…

Не расстраивайся, Карлсон! Наши ребята тебе помогут!

Ребята, вы хотите помочь нашему другу Карлсону? (Да, хотим!)

этого надо ? (Необходимо определить - какие

комнатные растения живут у Карлсона) (Нужно рассказать о правилах

ухода за ними.)

в ы можете

комнатных

растений)

рассказов,

стихотворений о комнатных растениях) (Мы умеем ухаживать за ними в

уголке природы)

Тогда отправимся в наш уголок природы!

Дети вместе с воспитателем и Карлсоном идут под речёвку.

Уголок природы

в гости ждет ребят.

Наблюдать, ухаживать

здесь каждый будет рад.

Много здесь у нас растений:

Фиалок, фикусов, калерий.

Нужен растеньям хороший уход –

Радовать будут они нас весь год!

2. Актуализация.

Вот, ребята, мы пришли в наш уголок природы!

Карлсон: Ребята, как много здесь разных растений! Зачем они вам?

Дети рассказывают Карлсону о значении комнатных растений в нашей

жизни, пользуясь картинкой-схемой (слайд 2).

(Комнатные

растения

украшают

поднимают

настроение.) (Очищают воздух, поглощая вредные вещества и выделяя

кислород, которым мы дышим.) (Комнатные растения обирают пыль.)

(Они помогают человеку быть здоровым, некоторые из растений лечат

приносят

комнатные

растения! Ребята, на день рожденья мне подарили книжку о комнатных

растениях, но щенок Малыша нечаянно порвал в ней картинки. Помогите

мне их собрать и узнать названия растений.

Дидактическая игра «Собери комнатное растение и назови»

Дети работают в парах. Каждой паре выдается конверт с разрезными

картинками.

проходят

картинку-пазл

правильно назвать комнатное растение. Если пара затрудняется назвать

растение, ему помогают остальные дети.

Карлсон: Ребята, спасибо вам! Теперь я знаю – что это за растения.

Да, наши дети молодцы! Но чтобы растение хорошо росло необходимо

для них создать условия.

2.2. Дидактическая игра «Что растениям нужно для роста?»

предлагаются

карточки-подсказки

условными

обозначениями

растений.

самостоятельно выбирают из предложенных карточек нужную и дают свои

объяснения. Карточки выставляются детьми на магнитную доску.

« Для роста растения нужен солнечный

свет»

« Для роста растения нужен воздух, они им

дышат»

« Для роста растения нужно тепло»

« Для роста растения нужна вода»

« Для роста растения нужна земля»

«Чтобы растения хорошо росли и цвели

нужны удобрения»

« Растения любят «умываться»- их надо

опрыскивать»

« И обязательно растениям нужна наша

забота и любовь!»

3. Затруднение в игровой ситуации.

Карлсон: Да, я тоже это знаю. Я свои растения поливаю каждый день,

опрыскиваю, выставляю на яркое солнце. Но им почему-то все равно

Ребята, а вы как вы думаете, почему болеют растения у Карлсона?

(Карлсон не знает, какие растения у него живут) (Может быть, он не

правильно

ухаживает

растениями

по-разному

ухаживают) и т.д.

Я правильно поняла вас, вы испытываете затруднение? Что будем делать?

(Найти растения Карлсона в альбоме «Комнатные растения в уголке

правилах ухода у эколога в детском саду, или у взрослых, кто выращивает

комнатные растения) (Найти о них информацию в интернете) (Нужно

уточнить, какие растения живут у Карлсона и откуда они к нам пришли)

А вы знаете, какие растения живут дома у Карлсона? Знаете, Родину этих

растений?

(Нет, мы не знаем.)

4. Открытие нового знания.

Ребята, внимательно посмотрите на комнатные растения! Когда то они

тоже росли в природе, но человеку захотелось, чтобы они радовали его и

дома и тогда люди посадили их в цветочные горшки и стали ухаживать за

ними. Они – “путешественники”, прибывшие к нам только из теплых

природных зон (слайд 3).

правильно

ухаживать

комнатными растениями?

(Мы должны знать родину этих растений. Мы должны знать какие

условия там для их жизни)

Как мы можем узнать это?

(Мы можем отправиться в путешествие на родину комнатных растений)

Отправляемся в путешествие! Готовы? (Да!)

пустыни».

рассматривают

«Пустыня».

– Как вы думаете, куда мы попали? (Мы попали в пустыню).

– Какой климат (погода) в пустыне?

(В пустыне сильная жара, засуха, ветры знойные, дожди редкие, поэтому

мало влаги и мало растений)

– Посмотрите, какое чудо – среди такой жары зеленые великаны стоят. Кто

это? (Это кактусы.)

Кактус – очень выносливое и неприхотливое растение. Посмотрите, какой

стебель у кактуса?

(Стебель толстый и имеет разную форму: округлую, овальную)

видоизмененные

думаете, почему стебель у кактусов толстый, а листики в виде иголочек?

(Чтобы их не съели животные)

– Да, правильно, это средство защиты. А еще, оказывается, листики в виде

шипов не дают испаряться воде, которая находиться в растении. А когда

бывает длительная засуха, долго нет дождей, влага, находящаяся внутри

толстого стебля, помогает растению выжить. Вот так растения пустыни

приспосабливаются к неблагоприятным условиям, которые часто случаются

в природе. Люди полюбили эти удивительные растения и стали выращивать

его в горшочках на подоконниках. Найдите

растения пустыни в уголке

Дети показывают кактус, алоэ.

обозначим

природную

«Пустыня»

Воспитатель выставляет на магнитную доску желтый прямоугольник.

желтого прямоугольника, дают пояснения.

«

много света – выберем символ

«яркое солнышко»

« Для роста растениям пустыни необходимо

мало воды – выберем символ

«одна маленькая капля воды»

« Растения пустыни не любят влажный

воздух – выберем символ

«нельзя опрыскивать»

Молодцы! Правильно подобрали карточки.

Продолжаем наше путешествие. Это природная зона - субтропики.

Звучит «музыка субтропиков» Слайд 5. Дети рассматривают картину.

– Какой здесь климат?

(Круглый год тепло: зимой не очень холодно, а летом не очень жарко,

достаточно солнца, влаги, потому что выпадают дожди.)

Верно. Субтропики – родина цветущих растений: бегоний, фиалок, герани,

бальзамина.

растения этой природной зоны в нашем уголке

Дети находят фиалку, бальзамин, герань.

Давайте обозначим природную зону «Субтропики» – бледно-зеленым

прямоугольником и подберем карточки-символы для этих растений.

Воспитатель

выставляет

магнитную

бледно-зеленый

прямоугольник.

Дети на столе ищут нужную карточку-символ, выставляют её напротив

прямоугольника, дают пояснения.

« Для роста растениям этой природной зоны

нужен свет, но не такой яркий, как в

пустыне – выберем символ

«солнышко без лучиков»

« Для роста растениям необходимо

достаточно воды – выберем символ

«2 капли воды»

« Растения субтропиков любят влажный

воздух – выберем символ

«можно опрыскивать»

Карлсон: вот и я опрыскивал фиалку и герань каждый день, но они у меня

заболели.

Ребята, в чем же дело? Давайте посмотрим на фиалку и герань. Какие у

них листья?

(Листики мягкие, с ворсинками. Вода не будет впитываться.)

Да, верно, вода, если брызгать на ее листики, будет скатываться. Не любят

растения с пушистыми листиками влагу, они тогда начнут гнить, а от

остаются

коричневые

опрыскивать такие растения?

(Нет, растения с мягкими, опушенными листьями, не любят, когда их

опрыскивают) (Вот поэтому и заболели фиалка и герань у Карлсона)

Какую картинку-символ можно добавить растениям в эту природной зоне.

« Растения с мягкими, опушенными

листьями «опрыскивать нельзя»

Молодцы, ребята. Карлсон, запомни это правило.

Карлсон: спасибо, вы мне во всем помогли разобраться.

Слайд 6. Звучит «музыка джунглей». Дети рассматривают картинку на

Какой здесь климат?

(В тропиках тепло и много влаги из-за частых дождей. Здесь мало солнца,

так как много деревьев, кустарников, трав.)

Совершенно верно! Особенность многих растений тропиков – вьющиеся

стебли-лианы и воздушные корни. Найдите знакомые растения тропиков в

уголке природы.

Дети находят папоротник, традесканцию, орхидею.

обозначим

природную

«Тропики»

прямоугольником и подберем карточки-символы для этих растений.

Воспитатель выставляет на магнитную доску зеленый прямоугольник.

Дети на столе ищут нужную карточку-символ, выставляют её напротив,

дают свои пояснения.

« Растениям тропиков не нужно много

солнца, они хорошо растут в тени деревьев

– выберем символ «солнышко в тени».

« Растениям необходимо много воды –

выберем символ «три капли воды»

« Растения тропиков очень любят влажный

воздух – выберем символ

«можно опрыскивать»

Молодцы! Проверим, все правильно подобрали? (Да)

А теперь нам пора возвращаться в группу.

Подитог:

Теперь вы знаете, что комнатные растения пришли к нам из теплых

природных зон. Назовите их. (Пустыня, тропики, субтропики).

Вы теперь знаете, какие условия необходимы комнатным растениям и

сможете помочь своему другу Карлсону.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактическая игра «Родина комнатных растений» .

предлагается

разложить

картинки

комнатными

растениями

природным

субтропики

желто-зеленые прямоугольники)

По каким особенностям растений, вы нашли родину этим растениям?

(У этих растений мясистый стебель – они запасают воду. Значит их

родина – пустыня. У других

растений вьющийся стебель и воздушные

корни – значит они родом из тропиков) и т.д.).

Молодцы! Вы все правильно разложили, потому что знаете особенности

климата природных зон и особенности растений, растущих там.

Дидактическая игра «Правила ухода за растениями»

Ребята, Карлсон принес нам фотографии своих комнатных растений.

Чтобы он не забывал, как правильно заботиться о них, подберем схемы-

карточки к каждому растению.

Каждому ребенку предлагается фотография растения Карлсона и набор

карточек-схем «Уход за растениями». Дети находят нужную карточку среди

предложенных и рассказывают Карлсону, как заботиться об этом растении.

« Это кактус – растение пустыни. Поэтому

он любит яркое солнце, поливать его нужно

мало и нельзя опрыскивать»

« Это бальзамин – растение субтропиков.

Он любит не яркое солнце, полив,

опрыскивание»

« Это папоротник – растение тропиков.

Он может расти в тени, любит обильный

полив, опрыскивания»

« Это фиалка. Она не любит яркое солнце,

опушенные»

« Это герань. Она не любит яркое солнце,

любит умеренный полив, не любит

опрыскивание, потому что листья у неё

опушенные»

« Это алоэ – растение пустыни. Поэтому он

любит яркое солнце, поливать его нужно

мало и нельзя опрыскивать»

« Это традесканция – растение тропиков.

Она может расти в тени, любит обильный

полив, опрыскивания»

« Это орхидея – растение тропиков. Она

может расти в тени, любит обильный

полив, опрыскивания»

« Это каланхоэ – растение пустыни.

Поэтому он любит яркое солнце, поливать

его нужно мало и нельзя опрыскивать»

« Это бегония. Она не любит яркое солнце,

любит умеренный полив, не любит

опрыскивание, потому что листья у неё

опушенные»

Подитог:

Давайте вместе проверим, для всех ли растений мы подобрали карточки.

правильно

справились

заданием

рассказали

Карлсону

правилах

комнатными

растениями.

Карлсон: Спасибо вам, ребята. Я полечу к своим цветочкам, - ведь каждому

из них нужен особый уход. До свиданья! (До свиданья, Карлсон)

6. Итог.

где мы с вами были? (Мы были в путешествии на родине

комнатных растений)

Где их родина?

комнатных

растений

природные

субтропики, тропики)

Почему мы туда отправились? (Нам нужно было выяснить какие условия

для растений на их родине)

Зачем нам это было нужно знать?

(Чтобы правильно ухаживать за

комнатными

Карлсона

правилам

растениями дома)

Что было интересного в путешествии? (……………………………………)

В каких заданиях вы испытывали затруднения? (Трудно было вспомнить

название растения. Подобрать карточку-схему…..)

Где вам пригодятся новые знания?

(Когда мы будем ухаживать за

растениями в уголке природы, в зимнем саду, дома.)

Как вы думаете, вы помогли Карлсону? (Да.) (Мы подобрали каждому

растению Карлсона правила ухода за ним).

Вы молодцы, вы действительно помогли нашему другу. Теперь комнатные

растения у Карлсона будут хорошо расти и не будут болеть. И сбудется его

мечта о Зимнем саде на крыше.

Я очень рада, что вы помогли другу Карлсону и узнали много нового. Эти

знания обязательно вам пригодятся.

Звучит релакс –музыка.

А сейчас представьте, что вы маленькие растения, совсем слабые, хрупкие,

беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю. Вы

начинаете расти. Как вам хорошо и на подоконнике с другими красивыми

цветами… Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему?

(За ними ухаживают, поливают, их любят).

То же самое чувствуют наши комнатные растения в уголке природы. Мы

будем каждый день ухаживать за ними, дарить им свою любовь и заботу, и

им будет приятно жить в нашей группе.

Образовательная ситуация в подготовительной группе

(интеграция образовательных областей, «Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)

Тип ситуации : открытие нового знания

Тема: «Цифра 8. Число 8 и его состав»

Педагог : , воспитатель МДОУ № 24, первая квалификационная категория

Цель : формирование представления об образовании числа 8, цифре 8 и составе числа 8 из двух меньших чисел

Задачи :

Образовательные:

1.Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8.

2.Учить раскладывать число 8 на два меньших, а из двух меньших чисел составлять большее.

3.Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7.

Развивающие:

1.Содействовать развитию мыслительных операций: памяти, внимания, логического и образного мышления.

2.Способствовать развитию коммуникативных умений (работа в парах).

3.Способствовать развитию умения объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.

Воспитательные:

1.Содействовать развитию у детей отзывчивости, желания помочь.

2.Содействовать развитию у детей интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Карточки с изображением осьминожки (веселый и грустный) – 2шт.

Таблички с квадратами (7 красных и 1 синий)

Таблички с числовыми выражениями: 1+6=7; 6+1=7; 7-1=6; 7-6=1;

Цветные счетные палочки (полоски) Кюизенера

Демонстрационные кости домино (10-12 шт.)

Стручки гороха (из бумаги с нарисованными горошинами)

Цифра «8»

Раздаточный:

Наборы карточек с цифрами от 0 до 9 (по количеству детей)

Коробочки с цветными счетными палочками Кюизенера (по количеству детей)

Фломастеры или цветные карандаши

Другие материалы и оборудование:

Магнитно-маркерная доска с магнитами и маркерами

Фланелеграф

Записка от осьминожки

Предварительная работа

Реализация работы по формированию элементарных математических представлений по направлениям:

· «цифры»

· «состав чисел 3, 4, 5, 6, 7»

Игровая деятельность (настольная игра «Домино)

1. Введение в игровую ситуацию

Цель: создание интересной мотивации к деятельности

Требования:

Ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

Обращение к личному опыту детей;

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в игровую и познавательную деятельность

Ход занятия (Дети сидят на стульчиках в один ряд)

Ребята, посмотрите, кто пришел сегодня к нам на занятие! (воспитатель выставляет изображение грустного осьминожки)

Вы узнали, кто это? (Да, осьминог, осьминожка.)

Какое у него настроение? (грустное)

А вы знаете, почему он расстроен? (нет)

Ребята! Вы хотите помочь осьминожке? (да)

А вы сможете это сделать? (да, сможем)

А почему вы так решили? (мы знаем цифры; мы умеем считать и мы научим считать осьминожку.)

Я предлагаю вам поиграть и выполнить несколько математических заданий.

2.Актуализация в игровой ситуации

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания

Требования:

Актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;

Тренировка мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение)

На доске выставлен ряд квадратов

Ребята, посмотрите на доску. Какие геометрические фигуры вы видите? (квадраты)

Чем отличаются квадраты? (цветом)

Сколько всего квадратов? (7)

Сколько красных квадратов? (6)

Сколько синих? (1)

Каким по порядку стоит синий квадрат? (третьим)

Какие равенства можно составить? (1+6=7, 6+1=7, 7 - 1=6, 7 - 6=1) (вывешиваются таблички с числовыми выражениями)

Итак, число 7 состоит из двух чисел 1 и 6 или 6 и 1.

А еще из каких двух меньших чисел можно составить число 7? (2 и 5, 5 и 2, 3 и 4, 4 и 3)

Вы молодцы! Вы правильно выполнили задание. Я очень довольна вами.

3. Затруднение в игровой ситуации

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению причины затруднения

Требования:

Создание ситуации затруднения

Фиксация в речи причины затруднения

Игра «День – ночь»

Ребята, запомните, как расположены квадратики на доске.

Ночью, пока все спят, происходят разные чудеса. Посмотрим, что произойдет!

Ночь! Дети «засыпают». (Воспитатель меняет синий квадрат на красный).

Что изменилось? (убрали синий квадрат; все квадраты красные, стало 7 красных квадратов).

Ночь! Дети «засыпают». (Воспитатель ставит на восьмое место 1 синий квадрат).

Что изменилось? (появился 1 синий квадрат).

Сколько всего стало квадратов? (8)

Как получили 8 квадратов? (К 7 квадратам прибавили еще 1 квадрат. Получилось 8 квадратов).

Значит, как получилось число 8? (7+1=8) (Воспитатель выставляет изображение веселого осьминожки).

Ребята! Посмотрите, наш гость-осьминожка повеселел. Это потому, что у вас он научился считать и даже сосчитал сколько у него ножек. А вы знаете сколько? (8)

Правильно. Осьминожка хотел написать письмо своему другу крабику и сообщить ему, что у осьминогов 8 ног. Но вот осьминожка вдруг опять загрустил. (выставляется изображение грустного осьминога). Это потому, что он не знает, как пишется цифра 8. У осьминожки возникло затруднение.

Вы поможете ему выйти из затруднительной ситуации? (Да, поможем).

4. Открытие нового знания

Цель : формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение причин.

Требования :

Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

Создание ситуации успеха

Ребята! Цифра «8» решила с вами поиграть. Она предлагает вам отгадать загадку:

Два кольца, но без конца

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я?

Вы поняли, как выглядит цифра 8? (Да)

Подойдите к столу. Там для каждого из вас приготовлены наборы карточек с цифрами (от 0 до 9). Вам нужно найти карточку с цифрой 8. (Дети выполняют задание).

Молодцы! Вы все правильно выполнили задание: нашли карточку с цифрой 8.

Динамическая пауза. Игра «Напиши цифру 8»

Покажите, как цифру 8 напишет Буратино своим носом.

Как цифру 8 пишет дирижер?

Как цифру 8 напишет футболист?

Игра «По порядку становись!»

Дети получают карточки с цифрами от 1 до 8. Они свободно двигаются по площадке подскоками под звучание бубна. После слов воспитателя: «по порядку номеров становись!» дети строятся по порядку от 1 до 8.

По порядку номеров рассчитайсь! (первый, второй, …, восьмой)

(Дети садятся за столы)

Ребята, осьминожка очень доволен тем, что знает цифры и сможет написать цифру 8. Но он еще хочет узнать, из каких двух чисел можно составить число 8.

А вы хотите это узнать? (Да, хотим).

Откройте коробочки с цветными счетными палочками. Достаньте палочку, которая обозначает число 8.

Какого цвета эта палочка? (бордовая)

А теперь подумайте и приложите такие 2 палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.

Какого цвета эти палочки? (белая и черная; розовая и фиолетовая; голубая и желтая; 2 красные палочки).

Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары. Вот какой получился красивый ковер!

(Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе с демонстрационными счетными палочками).

Ребята! Назовите все варианты состава числа 8! (1+7; 7+1; 2+6; 6+2; 3+5; 5+3;4+4)

(Воспитатель рядом с палочками выставляет таблички с записью числовых выражений всех вариантов состава числа 8)

5.Включение нового знания в систему

Цель : формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач

Требования:

Соответствие используемых игр и упражнений цели занятия;

Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным;

Индивидуальные затруднения в играх;

Ситуация успеха в совместной деятельности.

Игра «Домино»

(на отдельно стоящем столе лежат большого размера карточки, изображающие кости домино, 10-12 шт).

Ребята, вы умеете играть в домино? (да, умеем).

Я предлагаю вам разбиться на пары и выполнить такое задание: каждой паре детей нужно найти 1 кость домино, чтобы общее количество точек на ней было 8. (дети выполняют задание).

Рассмотрим кости домино. На какие две части разбили 8 точек? (6+2; 5+3;4+4)

Что получится, если кости перевернуть, чтобы правая половинка стала левой, а левая правой? (2+6; 3+5; 4+4).

А каких двух чисел из состава 8 не встречается на костях домино? (7 и 1) (При затруднении обратиться к цветным палочкам на фланелеграфе).

Игра «Горох»

(На магнитно-маркерной доске нарисовано растение горох. Стручки гороха прикреплены с помощью магнитов. Над растением прикреплена цифра «8».

Ребята, что за растение изображено на доске? (горох)

Правильно! А цифра «8» говорит нам о том, что в каждом стручке должно быть по 8 горошин.

Посмотрите, заполнены ли стручки горохом полностью? (нет)

Ребята, снимите с доски каждый по одному стручку, сядьте за столы и нарисуйте столько горошин, сколько не хватает до 8! (дети работают за столами)

А теперь расскажите, как вы выполнили задание. (В стручке была 1 горошина. Чтобы стало 8 горошин, я нарисовал еще 7 горошин: 1+7)

(Дети рассказывают о выполнении задания и прикрепляют заполненные горохом стручки к рисунку растения на доске. Воспитатель делает на доске записи: 1+7; 2+6; 3+5; 4+4; 5+3; 6+2; 7+1)

Молодцы! Вы очень старались и правильно выполнили задание.

6. Итог (осмысление)

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности

Требования:

Организация анализа детской цели;

Фиксация нового знания в речи;

Определение выполнения взрослой цели;

Создание ситуации успеха в совместной деятельности.

Дети и воспитатель садятся на стулья.

Ребята, а где же наш гость-осьминожка?

Посмотрите, здесь какая-то записка.

«На вашем занятии было очень интересно. Я многому научился у вас. Спасибо за все! Тороплюсь, мне пора возвращаться домой. Осьминожка»

Скажите, за что вас благодарит осьминожка? (за помощь)

Что вы узнали сегодня нового? (как образуется число 8; как выглядит цифра 8; из каких двух меньших чисел состоит число 8)

А где вам могут пригодиться эти знания? (в школе; в жизни; при решении задач; при решении примеров).

Ребята, я очень довольна вами. Вы растете добрыми, отзывчивыми, любознательными. Вы познакомились с цифрой 8, с составом числа 8. Я уверена, что эти знания вам пригодятся в жизни.

Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Игровые ситуации непосредственной помощи типа

«Поможем нашим игрушкам»

Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые и реальные ситуации, направленные

на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Практические ситуации типа

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

Практические ситуации типа

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа

«Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

Практические ситуации типа

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т.е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.

Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например:

Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры – имитации состояний природы.

Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта ☺, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.