Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада.

МБДОУ детский сад № 5 г.Владимир, мкр.Оргтруд

СЕМИНАР для воспитателей

«Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Подготовила

педагог-психолог

Голованова Е.В

Февраль 2013 г

Задачи

1.Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

2.Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий,направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

План проведения семинара.

1.Информационная часть.

1.1.Проблема психологического здоровья на современном этапе.

1.2.Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья для развития личности ребенка.

1.3.Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

2.Практическая часть.

2.1.Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

2.2.Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

3.Обсуждение,подведение итогов.

1.Информационная часть.

1.1.Проблема психологического здоровья на современном этапе.

Здоровье-это совокупность нескольких составляющих. Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из 4-х квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.

Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и,думаю, перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:


  • Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

  • Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически(некий инстинкт самосохранения организма).

  • Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом периоде в виде психологической защиты- позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявления агрессивных поведенческих реакций(побеги из дома, вандализм..)
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего к педагогам, т.к.большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:

  • Большая наполняемость групп;

  • Один воспитатель в группе

  • Неблагоприятная ситуация в семье ребенка.
Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль,несмотря на все проблемы, диктуемые современным состоянием общества, вытекающих из его противоречий. А именно: насколько оно способно создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния, обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

1.2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «у нас хороший контакт» означает»мы понимаем друг друга».нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу».

Прочно установившийся между людьми контакт обеспечит в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.

Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей(рабочем коллективе, семье, классе)Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу,лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера (или климат)в группе детского сад определяется:


  1. Отношениями между воспитателем и детьми.

  2. Отношениями между самими детьми.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собою.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию. Учитывая направления гуманизации дошкольного образования, важнейшим в работе педагога является создание условий для развития личности ребенка, «включение» собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию педагогом развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта. Учитывая все это, педагогам в группе необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка: предметно-развивающая среда, стиль общения воспитателя с ребенком, стиль общения воспитателей между собой и с помощником, стиль общения воспитателя с родителями; наблюдать, как общаются дети между собой.

Самочувствие ребенка в группе- это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства « мы». Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

1.3.Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.

Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать,выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность-следствие его автор тарных тенденций к гиперопеке.

Воспитателю-авторитару недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй!»,ориентируется на доминирование, командования во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало, что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми, не любит и не умеет признавать ошибки. Услышать от авторитара « извините, я был не прав» почти невозможно.

В любом случае он пытается замаскировать свои ошибки. В обращении к детям звучит частое: «Иванов,не крутись!», «Иванов, сколько можно повторять?» и.т.д. Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог-авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.

Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безынициативность., недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможности детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях. Учитывает взаимоотношения в группе. Не боится признавать свои ошибки. Но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Разнообразию значения не придает.

Воспитатель –либерал- человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом- усиливаются негативные оценки. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

Демократический стиль.

Воспитатель-демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми, проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то что это трудно. В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер,т.е меняются в зависимости от обстоятельств.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции. Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.

Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общении.

Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний,но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями. Именно от нас –педагогов –зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к собственному психологическому здоровью. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.

Итак, на первый план выдвигается личностно ориентированное взаимодействие с ребенком, демократический стиль общения.

А для этого педагогу важно владеть диагностическим инструментарием по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

2.Практическая часть.

2.1. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

1.Интерпретация рисунка детей «Я в своей группе детского сада»

Цель: проверка психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

Делим условно рисунки на три группы:

1.Ребенок рисует только здание.

2.Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3.Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Воспитатель группы и психолог рассматривают рисунки детей и дают им интерпретацию.

1.Группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоции и не отождествляется с происходящими там событиями.

Если ребенок изображает на рисунке самого себя: значит события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми.

Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Если ребенок на рисунке изображает цветочки, солнышко, птички- все эти детали свидетельствуют о «мире» в душе ребенка.

Если на рисунке изображен воспитатель- значит она значима для ребенка. Поворот ее лица, спины говорит о степени ее присутствия и влияния на жизнь ребенка

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоционально настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенно фиолетовый, черный, коричневый, которым закрашивают наибольшие участки рисунка, свидетельствуют о напряжении, которое испытывает ребенок. А изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов. Жирные линии, зачеркивания сигналят о повышенной тревожности ребенка, его эмоциональном дискомфорте.

Во время тестирующего рисования, воспитатель не должен комментировать действия детей, подсказывать им, какие элементы нужно внести. Он только просит ребенка рассказать кого он нарисовал, запоминать последовательность рисования персонажей и слушать комментарии ребенка. Для того, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе необходимо через пару недель повторить рисование.

2.Для более глубокого исследования эмоционального состояния ребенка в группе можно провести цветовую диагностику «Домики» А.М.Эткинда.

Цель: определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Ребенку предлагают выбрать один из домиков разного цвета:красный,желтый,зеленый,фиолетовый,коричневый.черный,синий,серый. Затем фиксируется выбор ребенка и на основе полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду:

1.Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций(выбор черный, серый, коричневый домик)

2.Амбивалентное (нейтральное) отношение. В эту категорию отнесены дети, у которых наблюдается безразличная или тревожная реакция на предложенное задание.(выбор: синий, зеленый, фиолетовый домик)

3.Положительное отношение. Данный тип отношений к ДОУ отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания(выбор красного, желтого домика.)

3.Тест на эмоциональное отношение.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши

Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружком через клетку.

Вопросы:

1.Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь с детский садик.

2.Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься рисование.

3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.

4. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.

5. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда

Ты ложишься спать.

Обозначение цветов:

Красный- возбужденное,восторженное отношение

Оранжевый-радостное,приятное

Желтый-теплое,доброжелательное

Зеленый-спокойное

Синий-грустное,неудовлетворительное

Фиолетовый,коричневый- тревожное

Черный-печаль, уныние

4.Анализ воспитателем «Атмосфера в моей группе».

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе:

1.Какова атмосфера в моей группе (общие впечатления)?

2.Почему я так думаю?

3.Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4.Какие аспекты в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1.С кем из детей у меня хороший контакт?

2.Чем это объясняется?

3.С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4.Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми?

1.Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2.Чем это вызвано?

3.Какие дети ссорятся между собой?

4.Почему это происходит?

5.Каких детей часто обижают?

6.Почему это происходит?

Таким образом, ознакомивших с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

2.2.Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоционально напряжение.

Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

1.Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом –левым, повторить: « Я очень собой горжусь, я на многое гожусь»

2.Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умнее». Вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».

3.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: « Я бодра и энергична, и дела идут отлично!»

4.Потирая ладонь о ладонь, повторить: « Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче».

5.Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»

6.Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

7.Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна!»

8.Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить: « Покой и улыбку всегда беру, и все мне помогут, и я помогу»

9.Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий вздох: «И у меня все получается!»

10.Сжав кулаки, делая вращения руками:»На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо»!

Для создания условий психологического комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:


  • Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

  • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

  • Быть затейником и участником детских игр и забав.

  • В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместе.

  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
В своих отношениях с ребенком постарайтесь помнить о том, что:

  • Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

  • В каждой конкретной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.

  • Навязывание своих правил и требований не должно быть против воли детей- это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

  • Тихий,застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

  • Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия -демагогия и опасная практика.
Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка.При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Психологические речевые настройки.

Цель речевых настроек- создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Основное предназначение речевых настроек- установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.

Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход своему творческому потенциалу.

Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

Я рада видеть деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок. Ведь каждая улыбка- это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

3.Обсуждение, подведение итогов.

Литература:

1.С.В. Терпигорьева Практические семинары для педагогов. Психологическая компетентность воспитателей. Выпуск 2.Волгорад.Учитель 2011.с.144

2.Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение.М.сфера..2005 с.65



«СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ГРУППАХ

ДЕТСКОГО САДА»

Детское учреждение отличается от другого

детского учреждения прежде всего

своим общим стилем и тоном.

А.С. Макаренко

1. «Проблема психологического здоровья на современном этапе»

Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадратов:


2. «Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения укрепления

психологического здоровья и развития личности ребенка».

Прочно установившийся между людьми контакт обеспечивает в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.

Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется:
  • Отношениями между воспитателем и детьми;

  • Отношениями между самими детьми.


Педагогам в группах необходимо создать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка:
  • предметно-развивающая среда;

  • стиль общения воспитателя с ребенком;

  • стиль общения воспитателей между собой;

  • стиль общения воспитателя с родителем;

  • наблюдать, как общаются дети между собой.



Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживания чувства «мы». Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.


3. «Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический климат

в группе».

Стили педагогического общения:
  • Авторитарный

  • Либеральный

  • Демократический


Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада

Рисунки детей можно условно разделить

на: три группы:

1. Ребенок рисует только здание.

2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3. Ребенок изображает, на рисунке самого себя в комнате или на улице.



Цветовая диагностика «Домики»

Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

В методике используется следующие цвета:

синий фиолетовый

зеленый коричневый

красный серый

желтый чёрный

комплекс упражнений, способствующий повышению энергетического потенциала

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянуть руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо повторить «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».


6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!»

8. Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий выдох: «И все у меня получается».

10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо!»


Задачи:

1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

2. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.

1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.

В результате проведения опроса педагогов и родителей детского сада по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.

Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка:

Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности ;

Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;

Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада: - большая наполняемость групп; - один воспитатель в группе; - неблагоприятная семейная ситуация. Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка. Психолог знакомит педагогов с методиками по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада. Данные методики лежат на столах для изучения педагогами.

Диагностика психологической комфортности в группе

Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, понимаем, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные результаты представляют собой оценку профессиональной деятельности , успешности образовательных и воспитательных действий.

4. Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение. Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения педагогов

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Развитие ребенка" href="/text/category/razvitie_rebenka/" rel="bookmark">развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в детском саду атмосферы психологического комфорта.

Что же такое "психологический комфорт"? В словаре Ожегова слово "комфорт" определяется бытовыми удобствами, словарь психиатрических терминов. , определяет "комфорт" (англ. comfort), как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. Т. е. психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в доу. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога – изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.

2. Распорядок дня

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима по ФГТ являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.

Для маленького ребенка еда – важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что – либо.

Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, выявление которых, предполагает работа с семьей по определению индивидуальных особенностей каждого ребенка. У ребенка должно оставаться право не есть то, что они не любят или не хотят в данный момент. Единственное условие – это договоренность с родителями о возможности исключения каких-то блюд. Многие взрослые хорошо помнят, как омрачала их детство необходимость съедать ненавистные пенки или курицу с кожей. Ведь став взрослыми, люди сохраняют и позволяют себе многие предпочтения в еде, и никто их за это не порицает.

При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.

Прогулка – главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки категорически не допустимо. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями ФГТ и сохранением всех частей и активности педагога.

Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.;

4. Стиль поведения воспитателя.

Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку?

Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит, то, что тычет, талдычит, жучит…»

Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей – «держите паузу».

Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность (приложение 1).

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.

5.Добрые традиции

Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.

В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т. п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру – например, "Каравай"; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).

Можно ввести еще один обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие – то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и т. д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка. Эту традицию можно вводить уже со второй младшей и средней (3 г. – 4 г. 6 мес.) группы.

В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".

Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т. п.

Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т. к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность , на творчество. Созданию психологического комфорта способствуют:

Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;

Музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина – «золотое сечение»);

Предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.

Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка (памятка 2)

Памятка 1

Правила доброго взаимоотношения с детьми:

чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;

пойте с детьми и для детей;

цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного;

стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;

следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;

не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях;

поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил;

поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий;

сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему;

вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;

не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе;

находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения.

создавайте положительные традиции жизни группы.

Памятка 2

Памятка педагогу:

Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

Не навреди! Ищи в детях хорошее.

Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.

Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.

Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

На занятии создавай ситуацию успеха.

Не кричи, не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах.

Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

Оценивай поступок, а не личность.

Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Анна Ковалькова
Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Цель :

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе .

Повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

Психологический настрой : притча «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил : мертвая она или живая?». А сам думает : «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу : Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках» ».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома» .

Тема нашего сегодняшнего семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада ».

Большинство людей объясняют понятие «здоровье» с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач – психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею : здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов : физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.

Портрет психологически здорового человека - это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей , так как последствия психологического дискомфорта для ребенка :

*появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

*переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму , заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма) ;

*проявление психологических травм , полученных в детском возрасте , в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду .

Что такое комфорт ? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С. И. Ожегов)

- Психологический комфорт – условия жизни , при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада :

Большая наполняемость групп ;

Один воспитатель в группе ;

Неблагоприятная семейная ситуация.

Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль, несмотря на все проблемы, диктуемые современным состоянием общества.

Проблема психологического здоровья .

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются : агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт , напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья.

Для успешного эмоционального развития детей необходимы определенные условия : удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и педподдержки. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самореализации и признании их достижений окружающими. Одной из главных задач педагогов является создание психологического комфорта дошкольников .

Стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе .

Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется :

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда , когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата . Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе .

Учитывая это, педагогам в группах необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка :

Предметно-развивающая среда,

Стиль общения воспитателя с ребенком,

Стиль общения воспитателей между собой и с помощником,

Стиль общения воспитателя с родителями,

Наблюдать, как общаются дети между собой.

Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе , степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы» . Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.

Стиль педагогического общения напрямую влияет на благоприятный .

Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители

(несамостоятельные, безынициативные)

Принцип педагога : «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка) ;

Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;

Не учитывает отношения между детьми;

Не признает ошибки;

Низко оценивает возможности детей;

Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.

Либеральный (попустительский) стиль

Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;

Переоценивает возможности детей;

Выполнение своих требований не проверяет;

Нерешителен;

Во власти детей;

Учитывает взаимоотношения в группе ;

Человек настроения.

Демократический стиль

Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;

Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;

Проявляет максимум требований, максимум уважения;

Испытывает потребность в обратной связи от детей;

Умеет признавать ошибки;

Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод : наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции. Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе .

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ (разрядку, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо :

* Использование принципа М. Монтессори : принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы , а предложить побыть одному!

* Выстраивать систему правил. «В рамках правил ребенок учится отличать себя от других, они (правила) развивают чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом, укрепляется Я ребенка». Больше внимания уделять игре, ритуалам, символам (решение проблемы поведения и агрессивности) .

* Сделать каталог в группах «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру, а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге может быть перечислено, например, то, чего нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др .

* Использовать идею Гельмута Фигдора о создании в группе «Уголка ярости» , где дети могли бы выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева.

* Ввести в режим дня «часы тишины» и «часы можно» (как ритуал) .

* Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы , психологический настрой на занятия ).

* Использовать в течение дня игры-правила : «Обзывалки» , «Кричалки-шепталки-молчалки» , «Поем и молчим» (для выплеска накопившейся отрицательной энергии у детей и обучения взрослых управлению их поведением).

* Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните : плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

* В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

* Быть затейником и участником детских игр и забав .

* В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности : быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.

* В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что :

Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

* В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.

* Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

* Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

* Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.

* Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

* Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила :

Говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что его интересует!

Не отвечай на агрессию встречной агрессией!

* Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика , аутотренинг, музыкотерапия и т. п.

В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей . Создание такой среды включает в себя :

Организацию зоны для психологической разгрузки ;

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Также очень важный элемент психологической комфортности детей в группе это – психологические речевые настройки для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, создания хорошего настроения .

Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т. д.

Примерные речевые настройки, которые должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу :

Примеры психологических речевых настроек :

Сегодня я рада видеть вас в детском саду , в нашей группе ! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми , веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Очень хорошо на развитие детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

«Большой» - для меня было важным и интересным…

«Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию

«Средний» - мне было трудно (мне не понравилось)

«Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы .

«Мизинец» - для меня было недостаточно.

Желаю вам и вашей семье психологического здоровья !

    Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего к педагогам, т.к. большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:

    Большая наполняемость групп;

    Один воспитатель в группе

    Неблагоприятная ситуация в семье ребенка.

Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль, несмотря на все проблемы, диктуемые современным состоянием общества, вытекающих из его противоречий. А именно: насколько оно способно создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния, обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

1.2.Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «у нас хороший контакт» означает мы понимаем друг друга. Нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу».

Прочно установившийся между людьми контакт обеспечит в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.

Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей(рабочем коллективе, семье, классе)Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу,лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера (или климат)в группе детского сад определяется:

    Отношениями между воспитателем и детьми.

    Отношениями между самими детьми.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собою.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию. Учитывая направления гуманизации дошкольного образования, важнейшим в работе педагога является создание условий для развития личности ребенка, «включение» собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию педагогом развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта. Учитывая все это, педагогам в группе необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка: предметно-развивающая среда, стиль общения воспитателя с ребенком, стиль общения воспитателей между собой и с помощником, стиль общения воспитателя с родителями; наблюдать, как общаются дети между собой.

Самочувствие ребенка в группе- это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства « мы». Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

1.3.Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.

Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать,выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность-следствие его автор тарных тенденций к гиперопеке.

Воспитателю-авторитару недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй!»,ориентируется на доминирование, командования во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало, что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми, не любит и не умеет признавать ошибки. Услышать от авторитара « извините, я был не прав» почти невозможно.

В любом случае он пытается замаскировать свои ошибки. В обращении к детям звучит частое: «Иванов,не крутись!», «Иванов, сколько можно повторять?» и.т.д. Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог-авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.

Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безынициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможности детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях. Учитывает взаимоотношения в группе. Не боится признавать свои ошибки. Но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Разнообразию значения не придает.

Воспитатель –либерал- человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом- усиливаются негативные оценки. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

Демократический стиль.

Воспитатель-демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми, проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то что это трудно. В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер,т.е меняются в зависимости от обстоятельств.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции. Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.

Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общении.

Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями. Именно от нас – педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к собственному психологическому здоровью. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.

Итак, на первый план выдвигается личностно ориентированное взаимодействие с ребенком, демократический стиль общения.

А для этого педагогу важно владеть диагностическим инструментарием...