Воспитательное значение игрушек в жизни ребёнка. Значение игрушки для развития ребенка, ее виды и требования к ней

Консультация для родителей

«Значение игрушки в жизни детей»

Подготовила: Воспитатель МАДОУ Д/с № 1 «Золотой ключик» города Кызыла Республики Тыва

Варламова Галина Анатольевна.

Уважаемые, родители!

Значение игрушек в жизни нашего малыша переоценить невозможно, ведь именно игра – основная деятельность вашего ребенка. К двум годам он уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. В течение года игры вашего малыша усложняться и наполняться новым содержанием: ребенок на ваших глазах научиться брать на себя роль – мамы, папы, больного, доктора, водителя и т.д.

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель,

посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.

Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.

При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для

ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка. Желаю удачи!

Екатерина Акишева
Консультация для родителей «Значение игры и игрушек в полноценном развитии ребенка»

Вот уже два года малыш радует и удивляет окружающих каждым днем, каждым мгновением своей жизни. Он растет и развивается , и задача родителей – помочь ему в этом .

Конечно, ни о каких уроках, напоминающих школьные, с двухлетним карапузом не может быть и речи. Все, что ребенку необходимо , он получает, играя и общаясь с вами. Многие родители склонны недооценивать значение игр для полноценного развития ребенка . Следует заметить, что это огромное заблуждение. Для детей все, что вокруг, серьезно и интересно. Детки находят массу информации и впечатлений, необходимых для роста и развития , из всех жизненных ситуаций.

Маленький ребенок – неутомимый исследователь окружающего мира. Каждую новую игрушку он внимательно разглядывает, пробует на вкус, на ощупь, мнет, вертит, разбирает. Он совершенно неограничен в своем стремлении узнавать новое или учиться чему-то – ведь пока это самое главное в его жизни. Через игру малыш легко усваивает даже сложные действия и понятия.

Наименование игрушек необходимых для полноценного развития ребенка .

Мягкие игрушки , куклы солдатики – для ролевых игр;

Наборы детской мебели и посуды, фигурки животных, а также разные предметы для ситуативных игр в парикмахерскую, больницу;

Бумага (цветная, белая, фактурная, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, краски, клей карандаш;

Мозаика, крупные разноцветные бусины, мелкие предметы, разные по цвету, форме и размеру – для развития мелкой моторики ;

Мячи, барабан, дудочка;

Кубики, коляска или тележка-каталка, счетные палочки, картинки и изображением овощей и фруктов, геометрические фигуры разного цвета и размера, альбомы для рисунков.

Не обязательно покупать все перечисленные игрушки . Многие из них можно смастерить вместе со старшими детьми своими руками. Покопайтесь в потайных уголках вашей квартиры – там наверняка найдутся интересные предметы, которые станут для ребенка любимыми игрушками .

Часто малыш просто не умеет играть самостоятельно. Чтобы помочь ему в этом, предложите игрушки , побуждающие к действию, например, крупный конструктор , мозаику, пирамидки, кубики и т. д.

Игры помогают раскрыть и развить таланты ребенка , выявить его стремления и страха, а также установить и укрепить доверительные отношения между малышом и родителями . Вполне возможно , что, играя вместе с детьми, вы откроете что-то новое и удивительное не только в вашем ребенке , но и в самих себе. Наслаждайтесь жизнью и общением.

Что является главным для родителей, педагогов при оценке и выборе детской игрушки? Главное - её игровые качества, то, к каким играм она зовёт, каково будет содержание игры, в которой ребёнок будет претворять свой маленький жизненный опыт. Подумайте, что даст игрушка малышу, о чём расскажет, с чем познакомит?

Игрушка многофункциональна (функция - назначение, роль). Она участвует в религиозных и бытовых праздниках, реализуя при этом обрядовую функцию. Одна из древнейших её функций - магическая, роль талисмана - оберега человека - или символа для выполнения сакральных и колдовских действий. Повсеместно самой сильной магической игрушкой считается кукла. По своей эстетической функции игрушка близка произведению искусства, она украшает и наполняет наш дом радостью.

Наиболее поздней функцией игрушки является педагогическая, или социализирующая. Эта функция - самая сложная, развивающая, включает в себя ряд подфункций: развлекательную, информационную, функциональную, технологическую, коммуникативную, терапевтическую, культурологическую.

«Большая часть игрушек - это так называемые образные игрушки. То есть не точные копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения, отражающие яркие обобщённые образы реальной действительности или сказочные, фантастические образы.

Игрушки образные - игрушки, которые во многом определяют сюжет игры, развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.

К ним относятся:

  • Куклы; фигурки, изображающие людей и животных;
  • Предметы для игр с ними (предметы игрового обихода: мебель, посуда, одежда и т.д.);
  • Театральные и празднично-карнавальные игрушки (различные виды кукол и кукольных театров, театральные костюмы и их элементы, маски театральных персонажей, элементы декораций);

Технические игрушки отображают средства передвижения (автомашины, корабли, самолёты, поезда и т.п.); средства связи и информации (телефоны и телевизоры и т.д.); некоторые виды игровых орудий труда (лопатки, совочки, формочки и т.д.). С какой игрушкой будет «общаться» ребёнок, зависит от способности окружающих его взрослых грамотно осуществить её выбор.

А вот взгляды некоторых учёных на значение образной игрушки в развитии дошкольника.

  • Я.А. Коменский (1592-1670) указывал на роль игрушки в физическом и умственном развитии детей. Он считал, что взрослые должны создавать благоприятные условия для развития игры. С этой целью необходимо обеспечить детей «разнообразными готовыми игрушечными вещами: оловянными ножами, деревянными мечами, плугами, колясками, салазками, мельницами, домиками и т.п.». Игры с ними, по мнению Я.А. Коменского, «будут развивать в теле - здоровье, в уме - живость, а во всех членах - подвижность».
  • Выдающийся английский философ и просветитель Джон Локк (1632-1704) рассматривал игрушки с точки зрения их полезности в воспитании у детей навыков и привычек. Он писал: «Я считаю, что дети должны иметь игрушки и притом игрушки разного рода». По мнению Д. Локка, большое количество игрушек рассеивает внимание детей, забавляет их больше, чем учит, делает расточительными, прививает легкомысленную склонность к переменам. Поэтому ребёнку следует давать по одной игрушке и только тогда, когда он её возвратит, можно давать новую. «Это приучает с ранних лет остерегаться утраты или порчи вещей, находящихся в их обладании».
  • А.С. Макаренко (1888-1939) называл игрушку «материальным центром игры» ребёнка и считал, что она является опорой для его воображения, открывает широкий простор фантазии, знакомит со сложными идеями и вещами, подводит к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. По мнению педагога, особенно большое влияние на развитие фантазии ребёнка игрушка оказывает тогда, когда он действительно с ней играет, когда «организует её в каком-нибудь сложном предприятии». А.С. Макаренко делил игрушки на три типа (вида): готовые, полуготовые, игрушка-материал.
  • Е.А. Аркин (1873-1948) отмечал, что образная игрушка через своё содержание, образ и художественное оформление имеет прямой доступ к сердцу ребёнка. Игрушка не просто вещь, с которой он играет. Он любит её, она его товарищ, партнёр по игре. Любимой игрушке ребёнок доверяет свои маленькие тайны, заботы, делится своими переживаниями. В играх с ней он отражает своё восприятие окружающего мира и отношение к нему, закрепляет и перерабатывает впечатления. Жить без игрушек - значит для ребёнка есть, спать и делать всё по указке взрослых. Такая жизнь лишена интереса, лишена вкуса, лишена радостей. Являются игрушки - и жизнь приобретает смысл и радости».
  • В педагогическом наследии Е.А. Флёриной (1888-1952) большое внимание уделяется детской игрушке. На основе исследования она разработала классификацию игрушек, которая долгое время была принята в теории и практике дошкольного воспитания. Е.А. Флёрина подчёркивала, что небольшие образные игрушки - устойчивые фигурки в образе детей и взрослых разных профессий - позволяют детям режиссировать игру, реализовывать возникшие замыслы. Куклы в образе маленьких детей помогают усваивать навыки культурного быта семьи, развивают добрые чувства. Военные игрушки помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности. Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают представление о технике, помогают воспитывать интерес к ней и реализовывать этот интерес в игре.
  • Д.В. Менджерицкая, известный педагог в области изу-чения игрушки, считает, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Она отмечает, что, давая детям представления о людях разных профессий и национальностей, игрушка в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к людям. Опираясь на известное положение А.С. Макаренко о том, что игры детей являются в большей мере подготовкой к труду, Д.В. Менджерицкая обращает внимание дошкольных педагогов на необходимость воспитания у детей разного возраста, тем более у старших дошкольников, желания и умения использовать игрушки-материалы, изготавливать поделки, необходимые для игр, заниматься конструированием.
  • С.Л. Новосёлова долгие годы работала над проблемами детской игрушки и игры. Совместно со своими коллегами она разработала педагогическую классификацию игрушек, педагогические требования к игрушкам, а также педагогические рекомендации к отбору игрушек.

Анализ ассортимента образных игрушек всех стран и эпох показывает, что набор игрушек является показателем того, какого человека стремится воспитать то или иное общество, та или иная страна. Смена ценностей в обществе ведёт к изменениям в ассортименте игрушек.

Самарина Марина
Консультация «Роль игрушки в развитии ребенка»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы»

Роль игрушки в развитии ребенка

Подготовила Воспитатель Самарина М. М.

Сентябрь 2013

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством , поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек . Игрушки служат средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения и предметом проявления детской индивидуальности. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду , любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка , побуждать его к творчеству.

Игрушки – это специально изготовленные предметы для обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. В игрушке в обобщенном виде представлены типичные черты и свойства предмета. У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни.

Игрушкой может быть любой предмет, если он привлекательный и вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него и манипулировать им, доступный для овладения и привнесения в свое жизненное пространство, удовлетворяет возрастным потребностям развития ребёнка , способный стать символическим объектом, на который возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков.

Для психического развития ребенка дошкольного возраста необходимы и образные игрушки , они дают ему положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки, солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют детям включаться в разнообразные виды игр : строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические.

С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляются нравственные и эмоциональные переживания.

Более сложные технические игрушки , такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед ребенком мир техники . Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка , что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т. д. Это отличная стимуляция технического мышления, ребенок обретает представление о деятельности взрослых.

Театрализованные игрушки , как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, формируют правильную речь, мимику и пантомимику, а также театрально-речевые способности.

С 3-х лет у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям . Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия . Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.

Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно-моторным игрушкам . Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.

К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки , ведь их ребенок создает сам , с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию , учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка . К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны , они особенно интересны малышам.

Особенно важна роль народной игрушки , цель которой - развивать , занимать, веселить и радовать ребенка .

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка . Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек , с овладением предметной деятельности.

В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Игрушки для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания.

Спортивные игрушки побуждают детей к разнообразным действиям и удовлетворяют потребности ребенка в активном движении . Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики , что позволяет развивать типические функции и личностные качества.

Велико воздействие игрушек на развитие способностей детей . Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка , а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого.

Игрушка - средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки - забавы , назначение которых - вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора .

Игрушка забавляет и радует ребенка , вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке . Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Благодаря воспитанию, посредством игрушек , у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка .

Ребенок всегда будет играть с игрушками . Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность . Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком. Из множества вещей, окружающих ребенка , для него важнее всего игрушка . Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка , его характер.

Значение игрушки в жизни ребенка.

У большинства людей детство ассоциируется с любимой игрушкой. Это неудивительно, ведь игрушка для ребенка – это и верный товарищ, и терпеливый, веселый учитель, именно через игрушки он познает мир, развивает интеллект, фантазию, формирует необходимые навыки.

Игрушка для малыша – это не просто забава, а уменьшенная модель окружающего мира. Глядя на игрушки, в которые играет ребенок, часто можно многое узнать о нем самом.

Конструктор.

Конструктор - это универсальная игра, она нравится детям любого возраста, а играть с ним не надоедает очень долго. Игры с конструктором, как увлекательны, так и очень полезны! Они способствуют правильному развитию умственных и творческих способностей малыша, учат концентрировать внимание и тренируют мелкую моторику, а еще развивают память и усидчивость, ловкость, умение координировать свои движения. Но самое главное – конструкторы помогают детям проявлять их безграничную детскую фантазию. Дети, которые с увлечением возводят различные сооружения из конструктора, как правило, упорны, усидчивы и терпеливы, склонны к точным наукам. Это будущие математики, программисты, архитекторы…

Кроме того, не стоит забывать, что конструктор – отличный материал для дидактических игр («Какого цвета?», «Высокий-Низкий», «Найди такой же», «Какой лишний» и др.).

Машинки.

Для малыша водители – это смелые, интересные люди, которые без труда управляют большими железными автомобилями. Играя в машинки, ребенок копирует поведение взрослого, представляя себя на его месте. Подобная игра не является интеллектуальной, т.к. носит чисто манипулятивный характер.

Таким образом, если ребенок играет только в машинки и не признает никакие другие игры и игрушки, задача родителей предложить малышу такие игры в машинки, в которых ребенок будет развиваться интеллектуально.

Необходимо, чтобы в автопарке ребенка собралась коллекция транспорта всех основных цветов. В процессе игры ненароком называйте цвета машинок , а позднее попросите ребенка «дать маме желтый автобус», «погрузить кубики на синий грузовик» и т.п.

По аналогии с цветовым изучением, можно обучать ребенка в игре понятиям больше-меньше («посмотри, кран большой, а Запорожец маленький»), выше-ниже («грузовик выше легковой машинки»), длиннее-короче (лимузин длиннее, чем Лада).

Не расстраива йтесь , если при первых ваших попытках объяснить эти понятия, ребенок не удерживает долго внимания, не реагирует на ваши вопросы. Понятия, регулярно упоминаемые во время игры, отлично усваиваются ребенком, и спустя некоторое время ребенок обязательно порадует вас накопленными знаниями.

Также можно включать в игру с машинками различные дидактические материалы. Например, изучая устройство пирамидки, можно каждое колечко подвозить к пирамидке на машинке соответственного цвета или разложить колечки по размеру на аналогичные машинки.

Мягкие игрушки.

Детская, заполненная мягкими игрушками, характеризует общительного малыша, для которого взаимодействие с людьми важнее и интереснее, чем с предметами. Ребенок «очеловечивает» игрушки, кормит, укладывает их спать. К тому же мягкая игрушка – идеальный друг, добрый и отзывчивый, который всегда ведет себя правильно.

У психологов есть два мнения по поводу роли мягкой игрушки в жизни ребенка. Одни считают, что «общением» с мягкой игрушкой ребенок компенсирует нехватку родительского внимания и заботы, а также недостаток общения с другими детьми. Другие утверждают, что мягкие игрушки благотворно влияют на психику ребенка, помогают воспитанию таких качеств, как человечность и забота о других.

Как бы то ни было, мягкие игрушки и куклы необходимы для сюжетно-ролевых игр. Здесь они выступают в роли актеров. Период сюжетно-ролевых игр это серьезный этап в развитии ребенка. Он наступает обычно после 2,5 -3 лет. В игре проявляется характер ребенка, также она помогает развить мышление и воображение.

Кроме того, при помощи мягкой игрушки можно обыгрывать разные жизненные ситуации. Объяснять ребенку в доступной для него форме пока еще сложные для его понимания вещи.

Игрушки надо выбирать, а не собирать!

На полках детских магазинов сейчас огромное количество игрушек, и все их купить невозможно, да и ненужно. Родителям не стоит забывать главное правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Так какие же игрушки выбрать для ребенка?

К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов, поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. В этом возрасте ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, и игрушечное отображение реальной жизни позволит ему легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально.

В набор игрушек необходимо включать и всевозможные сортеры, пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать (подобрать подходящее отверстие, расположить по размеру, построить).

Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры (лото, домино, простейшие пазлы).

При покупке игрушки необходимо учитывать 4 основных критерия:

  • Безопасность (материал и качество изготовления)
  • Эстетичный внешний вид (реальные цвет и форма, внешне приятная игрушка)
  • Соответствие возрасту (не покупайте игрушки «на вырост»!)
  • Многофункциональность (чем больше действий можно выполнить с игрушкой, тем лучше)

С 2-3-х лет целесообразно введение в игровое пространство ребенка так называемых предметов-заместителей (всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек). Именно в этот период происходит развитие активной речи у малыша, а предметы-заместители ставят его перед необходимостью назвать их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!), а также развитию фантазии и творчества.

Отдельно следует выделить игрушки, сделанные своими руками. Сделанная папой мебель или машина, сшитая мамой игрушка будут выглядеть для ребёнка не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине.

А главное, необходимо помнить, что ни одна игрушка не сможет заменить малышу ценность общения с родителями!!!