Медлительный ребёнок в школе. Медлительный ребёнок

Родителей часто раздражает то, что их ребёнок медлителен: слишком много времени тратится на сборы, выполнение поручений. Возможно, у вас « ». Малыш не может сконцентрировать внимание на мыслях о выполнении действий. Зачастую подобная проблема начинается в раннем дошкольном возрасте, у некоторых она прослеживается с младенчества. Двух одинаковых детей не бывает, каждый ребёнок - яркая индивидуальная личность, потому выявление причины замедленности его действий следует доверить специалистам: семейным и детским психологам, педиатрам.

Почему возникает детская медлительность

    Острое или хроническое заболевание способствуют замедлению ритму и темпу действий ребёнка. После полного выздоровления, когда силы полностью восстановятся, «медлительность» закончится естественным путём. С медлительностью, возникшей по какой либо подобной причине, на помощь родителям придут педиатры. Иногда бывает достаточно провести витаминную терапию общеукрепляющего действия.

    Трудные роды, тяжело протекающая или недоношенная беременность могут стать причинами изменений темпа и ритма деятельности ребёнка. В подобных случаях дети должны наблюдаться у детских невропатологов, психологов, психоневрологов. Органическая патология может послужить фоном для разнообразных нарушений психического развития. Подобному медлительному ребёнку нужно длительное наблюдение у специалистов, всестороннее системное обследование.

    В некоторых случаях медлительность детей в раннем возрасте является этапом нормального развития. В период от полутора до трёх лет медлительность может быть соотнесена с естественным недоразвитием моторных функций, в частности, моторики пальцев рук. Дети стараются застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, но пальцы и руки ещё не настолько гибки и подвижны, как у взрослых. Это вызывает у родителей непонятное ребёнку раздражение или даже незаслуженные унижения, хотя ребёнок пытается изо всех сделать всё правильно и стать самостоятельным. Подобная замедленность проходит с возрастом. Жизнь взрослых людей, вынуждающая каждый день решать множество разнообразных задач, непонятна маленьким детям. Только от терпимости родителей зависит то, насколько их ребёнок станет самостоятельным и независимым от взрослых. Часть родителей, утомленных собственными проблемами, вызывающими раздражительность, не «слышат» ритм жизни собственного ребёнка и делают за малыша множество дел, полагая, что этим облегчают ребёнку жизнь. Подобные навязанные ребёнку услуги развивают у него пассивность и неуклюжесть на долгое время, зачастую вплоть до подросткового возраста.

    Леворукость ребёнка, если к ней относятся без должного внимания, также становится причиной медлительности. Переучивание левши на правшу может стать причиной замедления темпа и ритма деятельности, общему нарушению формирования гармоничной личности. Урождённых левшей не переучивают!

    Темперамент урождённого флегматика является классическим примером самой настоящей медлительности. Флегматичные дети не переносят спешки и торопливости и при всей своей медленности они отличаются рассудительностью и солидностью. Во всех своих делах флегматики выбирают привычные проверенные способы действий, с завидным упорством преодолевая препятствия. Отвлечь флегматиков от их целей крайне сложно, решений своих они не меняют, а в их отстаивании проявляют непоколебимость. Ко всем новшествам флегматики привыкают с трудом, но психика их очень устойчива ко многим внешним раздражающим факторам, почти невозможно вывести флегматиков из себя. Ребёнок-флегматик скуп на проявление эмоций, но чувства его глубоки и постоянны. В дружбе проявляет преданность и постоянство, хотя и с трудом находит друзей. Флегматичный ребёнок не проявляет агрессии, бесконфликтен, уходит от борьбы, предпочитая не рисковать без веских причин. Смена привычного ритма жизни, перемены в обстановке, отношениях вызывают у флегматиков огромные опасения. Родители должны знать и понимать: темперамент является врождённой чертой, наподобие черт лица, и темперамент своего ребёнка нужно принимать таким, какой он есть.

    Любая кризисная ситуация – переезд, конфликты в семье, развод, новый детский сад, новая школа – являются для ребёнка стрессами. Неустойчивая детская психика подвергается большим нагрузкам. С повышенной тревожностью дети бессознательно пытаются справиться замедленным выполнением обычных действий и замедляя свою общую активность. Стрессовые ситуации не только травмируют детскую психику, но и создают благодатную почву для развития неврозов. Подавленность, ощущение собственной вины, детская замкнутость способствуют развитию медлительности. Решить эту проблему поможет снятие нервного напряжения, устранение конфликтной ситуации.

    Замедленность ребёнка может быть следствием негармоничных отношений между ребёнком и родителями. Вечно занятые, спешащие на работу родители, теряют эмоциональный контакт с ребёнком. В таких случаях дети своей медлительностью стараются привлечь внимание родителей, продлить с ними общение. Иногда замедленность представ6ялет собой форму скрытого протеста, требованием проявления родительской любви, внимания, тепла. Такие недостатки семейных отношений могут быть устранены работой с семейным психологом.

    Авторитаризм в семье, жёсткая постановка требований к ребёнку, непрерывный контроль исполнения заданий, строгость наказаний за проявление непослушания могут послужить причинами формирования неврозов и развития медлительности у ребёнка. Медлительность у ребёнка может являться формой манипулирования родителями. Медлительностью ребёнок может протестовать против излишних нагрузок (например, обучению музыке). Явный или скрытый протест может возникнуть при конфликтах с воспитателем детского сада, при этом медлительность будет проявляться лишь в отдельных ситуациях, не затрагивая остальных сторон жизни. В таких случаях родители должны пересмотреть собственную методику воспитания.

    Излишняя детская мечтательность способна вызывать чувство раздражения у некоторых родителей. Часто и долго утопая в мечтах, дети, не отличающиеся флегматизмом, порой действуют медленно, будто во сне. Погружаясь в мечтания надолго и часто, перед выполнением действий, ребёнок таким способом может выражать собственный протест против требований родителей или же, напротив, проявлять свой собственный внутренний конфликт. Такое поведение может проявляться у самых обычных детей.

    Родители должны помнить, что «замедленность» ребёнка не его вина. «Ускорить» ребёнка наказания и окрики неспособны, они лишь способны развить в нём неврозы.

    Следует в доступном для ребёнка темпе играть с ним в игры, вызывающие повышение активности. Малыша следует познакомить с понятием времени, научить делить дела на трудные и лёгкие, распределять дела по уровню сложности. Следует приучить ребёнка к режиму дня, создающему постоянство в действиях, которое малышу крайне необходимо.

    Участие медлительного ребёнка в соревновательных играх не принесёт удачи, от подобных игр следует воздерживаться. Поощряйте, ободряйте, хвалите за успехи по сравнению с прошлыми его достижениями. Помните о том, что медлительные малыши болезненно воспринимают сравнение их успехов с успехами других детей.

    Родители замедленных детей должны постоянно оказывать малышам ненавязчивую помощь, проявлять к ним понимание и сочувствие. Замедленные дети зачастую неуверенны в своих силах и в отношении к ним окружающих, поэтому важно в таких детях поддерживать уверенность в их способностях и силах.

    Флегматичные дети иногда не начинают выполнять задание из опасения не справиться. Предложите такому ребёнку помощь и, с большой долей вероятности, он после этого сделает всё сам. Для флегматичного ребёнка важна уверенность в том, что он сможет получить поддержку.

    Отказ от выполнения действий ребёнком, могут вызвать окрики и поторапливание взрослыми.

    Возникновению хронических конфликтов, неврозов, психологических страданий у ребёнка способствует проявление раздражения от его поведения у активных нетерпеливых родителей. Такой ребёнок постоянно думает о том, что родители его не любят, а это самый сильный детский страх, страх потери родительской любви и одиночества. Страхи у медлительного ребёнка вызываются, прежде всего, неуверенностью.

    Энергичные стремительные родители, желающие своего медлительного ребёнка видеть точной своей копией, могут собственной нетерпеливостью разрушить тонкую душевную связь между собой и своим ребёнком, развить у него неврозы/

    Присущая медлительным детям боязнь всего нового делает их психологически уязвимыми перед поступлением в детский сад, школу. Собственные неудачи медлительный ребёнок переживает очень тяжело. Родителям медлительного ребёнка важно уделять много внимания адаптационному периоду в детских учреждениях, им следует рассказать воспитателям и учителям о психических особенностях своего ребёнка. Надёжные, спокойные, рассудительные люди, продумывающие свои действия до тонкостей, добивающиеся в жизни поставленных целей, очень часто вырастают из «замедленных», флегматичных детей.

Вадим Казанцев , психолог.

Моему сыну 6 лет. Воспитываю я его не силой, а всегда объясняю, что да как, да почему. Если так сделает - будет один итог, сделает иначе - другой. Он очень сообразительный мальчик, отлично умеет договариваться. Но есть у нас одна проблема: он всё делает ооочень медленно, приходится повторять десятки раз.
С утра просыпается, говорю "умывайся, пойдём завтракать". Идёт в ванную, но до неё не доходит, начинает разговор с бабушкой, с папой, или начинает заниматься ещё каким-то делом. Повторяю ещё раз, "умывайся, завтрак на столе". Отвечает "хорошо", встаёт с места и опять вместо ванной находит себе миллионы занятий. Уже сели с отцом за стол, ребёнка нет. Смотрю, он снова чем-то занят или просто без толку сидит на диване. И так до тех пор, пока я не стану у него над душой и не убежусь, что он дошёл до ванной и умывается. Умывается тоже не 5 минут и не десять, а порой и по полчаса. Такая же картина у нас с одеванием, с уборкой, выполнением заданий по подготовке к школе, и прочими бытовыми и не только делами. Пыталась ему объяснить, рисовала линейку времени, показывала сколько он времени тратит и сколько бы времени у него высвободилось на интересные дела и игры. Пока не работает. Что делать? Как научить ребёнка слушаться с первого раза, ну хотя-бы со второго и заниматься тем делом, которое он запланировал или начал?

Здравствуйте,Любовь .Предполагаю,что медлительность ребенка-способ бегства или избегания Вас.Так как Вы ассоциируетесь,вероятно, со строгостью,доминированием,контролем,порицанием,пристыжением.Все это противоречит детскому поведению ребенка.Ведь,оснва его существования-не в Ваших правилах,а в его желаниях совершать что-то детское и интересное для себя.И,если Вы это порицаете и устраняете,меяя на требования и контроль-ребенок отказывается от радости и детской эмоциональности.если это повторяется изо дня в день,интерес к детству уходит далеко вглубь,а остается разочарование и скука.А делать то,что он должен-он еще не готов.Возраст не тот.Вот и возникает медлительность.Способ тянуть время,направленное на исполнение взрослого поведения.А он хочет детства.

Хороший ответ 9 Плохой ответ 3

А теперь вот такое задание: в каждую клеточку ставь точку и громко считай "Одна, две, три" и так далее. Лена старательно выводит точки и, растягивая слова, делая длинные паузы, считает. - Хорошо, умница, а теперь сделай то же самое, только быстрее.

Девочка испуганно поднимает глаза и чуть слышно, виновато говорит: "Я быстрее не могу...".
На глазах слезы, дрожат губы...
- Вот так всегда, - раздраженно замечает мама.- Я ей: "Побыстрее", а она чуть что - в слезы. Раньше не была такой плаксой, а теперь до истерики дело доходит.

Рассказ мамы: "Росла нормально, только ела плохо, часами могла над тарелкой просидеть. Я уж из себя выходила, даже к врачам обращалась, может, болезнь какая, - ничего. До трех с половиной лет дома была, я с ней сидела, а потом пошла в сад.

Дома-то не обращала внимания, как она одевается, сама одевала. Знаете, как дома - тысяча дел, а Лена у меня не одна, тогда уже и младшенький родился. А как пошла в детский сад, так одни жалобы; все уже гуляют давно, а она только одевается; все уже обедают, а она ботинки расшнуровывает. И дома все то же самое... Но самые главные мои мучения начались в прошлом году, когда пошла в школу. Сначала буквы не могли выучить, уроки делали по 3-4 часа. Сколько мы тетрадей исписали, а толку никакого... Вот посмотрите. (Мама протягивает тетради, в которых на каждой странице красными чернилами: "Опять половина задания. Где вторая половина задания?", "И это все?!", "Грязно", "Небрежно", "Не стараешься!".) А сейчас все хуже и хуже и с письмом, и с чтением. У нее двойка по скорости чтения и с математикой не очень..."

Мама еще долго жаловалась на Ленино упрямство и капризы. В своей правоте она не сомневалась и хотела получить один совет: "Как заставить?".

Разговорить Лену нам удалось с большим трудом. И мы узнали: она "самая медленная и весь класс назад тянет"; "измучила маму" - и мама часто наказывает ее: и за плохие отметки, и "за грязь в тетради", и за то, что "все не успевает"... Теперь у нее часто "плохое настроение", "плакать хочется", и болит голова, "особенно когда уроки сажусь делать; маме говорю, а она не верит". А еще Лена боится оставаться одна в комнате и вечером долго не может заснуть. Горестно поджав губы и не по-детски тяжело вздохнув, Лена заканчивает неожиданно: "Надоело все, устала я".

Что и говорить - есть от чего устать этой несчастной девочке, доведенной непониманием взрослых до невроза! Результаты тестирования показали: интеллектуальное развитие, запас знаний и навыков Лены соответствуют возрасту, она удовлетворительно освоила школьную программу. Но темп деятельности (ее индивидуальный темп) более чем в два раза ниже, чем у ее сверстников. Да, она очень медленно пишет; но когда работает в своем темпе - почти нет ошибок, нет дрожащих линий и дополнительных штрихов, нет "грязи". Получается "почти красиво"! Вот читает вслух она действительно плоховато: переставляет и меняет звуки, делает длительные паузы между слогами, иногда словно спотыкается и останавливается. Вообще, делает все неуверенно; вернее, в полной уверенности, что делает неправильно; похвале, подбадриванию в первый момент не верит; долго собирается, прежде чем начать выполнять задание, суетится, нервничает. На "Не спеши", "Не торопись", "Все хорошо" реагирует как на подгонку - настолько привыкла к тому, что "всегда отстает" и ее подгоняют... Результаты обследования показали, что Лена - так называемый медленный или медлительный ребенок.

К сожалению, такого рода ситуации не относятся к числу единичных. И, к еще большему сожалению, ни родители, ни учителя, как правило, не понимают состояния ребенка. И продолжают ставить двойки, ругать за них, упрекать в лени - не обращая внимания на собственные страдания ребенка... А они - не только моральные. Постепенно растет утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон... Заканчивается все, как правило, таким резким ухудшением здоровья, что уже нужна не только педагогическая коррекция, но и лечение. А ведь поначалу это не больные дети; просто таковы особенности их нервной системы. Отсюда медленные речь и письмо, оттого они дольше других включаются в работу, труднее переходят с одного вида деятельности к другому. И, как правило, не поспевают за темпом работы класса. Понятно, что происходит дальше: постоянный страх отстать, неуспехи, недовольство учителя и родителей, вечные понукания - все это ведет прямым путем к нарушениям в состоянии здоровья...

Учителей не нужно убеждать в необходимости индивидуального подхода к таким детям - они про это сто раз слышали. Но на практике... на практике почти ничего не получается! Оправдание - переполненность класса, трудности с сегодняшними детьми, интенсивность сегодняшнего процесса обучения. И вот таких детей стараются либо не замечать, либо требуют: "Быстрее!", а при невыполнении задания ставят двойки. Уже во второй четверти накапливаются пробелы в знаниях, резко снижается успеваемость и... из категории неуспевающих ребенок, как правило, не выходит. И нередко родители уже считают своего ребенка не очень способным, а то и тупым. Как это, мол, другие все успевают, а он, кажется, не понимает, что надо быстрее. А не понимают сами родители - дело не в способностях, а в том, что ребенку постоянно навязывается непосильный для него темп работы! Слишком быстро говорит учитель, слишком быстро меняется вид деятельности, слишком быстро все открыли тетради и пишут; а потом делают что-то другое, а он еще пишет...
Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе!

Детей медлительных у нас не так уж мало: по некоторым данным - 22 % (по нашим наблюдениям меньше - 10-12 %, но мы не включаем в это число тех детей, у которых медлительность связана с леворукостью, частыми заболеваниями, общей ослабленностью). У "истинно медлительных" - низкая подвижность нервных процессов; это и определяет оптимальный для них темп любой деятельности.

Конечно, взрослый человек может произвольно изменить темп своей деятельности и делать что-то, например, стучать пальцем по столу, быстрее и медленнее... Да только самый быстрый темп медлительного человека все равно будет ниже, чем темп быстрого! А ребенок в шесть лет практически может работать только в свойственном ему оптимальном темпе. Причем многие исследователи считают: индивидуальный темп деятельности - врожденная особенность, существенно изменить которую практически невозможно.

Подвижность нервных процессов определяет не только скорость самого движения, но и время от сигнала к началу действий до начала этого действия. С возрастом эти показатели постепенно совершенствуются, и, естественно, движения дошкольника значительно быстрее, чем движения двух-трехлетних детей. Но индивидуальные различия никуда не деваются, они порой даже сильнее; и среди шестилеток могут быть дети, у которых темп такой же, как у быстрых четырехлеток...

Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное, на начальном этапе обучения не убыстрять их работу, а создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье. Ведь стоит выбить ребенка из колеи - и это, в свою очередь, еще больше замедлит и письмо, и чтение, и любую другую деятельность. А к тому же сильно ухудшит ее качество.

Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным), но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза.

Многие родители медлительных детей и сами это замечают, но видят тут чуть ли не детскую зловредность: "Я его тороплю, а он назло еще медленнее..." Дело в том, что скорость действий у таких детей в 1,5-2 раза ниже обычной.

Это достаточно просто проверить. Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем, обычные шестилетки выполняют это задание за 10-12 секунд, семилетки - за 6-8 секунд; а у медлительных это время в 1,5-2 раза больше.

И вот это "назло", на которое порой так нервно реагируют родители, увы, мало зависит от желания ребенка. Во-первых, шестилетки и дети более младшего возраста не могут различать скорость действий. Правда, при слове "Быстрее!" они начинают суетиться, громче или тише считать - а скорость остается той же! Во-вторых, у медлительных детей время от сигнала "Делай" до начала действий в 2,5-3 раза больше, чем у остальных. Окрик, раздражение, недовольство взрослых еще больше замедляют у них подготовительный период; и создается впечатление, что они назло тянут.

Это необходимо учитывать и когда дети садятся за уроки, и когда, проявляя родительское рвение, вы вдруг требуете: "Быстро расскажи мне правило!" Медлительный ребенок может прекрасно знать это правило, но вы не даете ему собраться, вы подстегиваете: "Опять не выучил!" Он нервничает - и еще глубже процесс торможения. А дело не в том, что он плохо соображает - речь идет только о темпе, а отнюдь не о качестве умственной деятельности.

Если же мы учтем особенности такого ребенка и, главное, дадим ему возможность работать в оптимальном (для него!) темпе, качество и точность такой работы могут быть очень высокими!

Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Об этих детях часто говорят "инертны", имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не схватывают ее. Если вы объясняли ребенку математику, а потом вдруг заодно решили вспомнить, как пишется та или иная буква, ответ ребенка вас огорчит, - а он всего лишь еще не смог переключиться, перестроиться; оттого и не может с ходу ответить на ваш вопрос. А на поверхностный взгляд эта трудность переключения, невозможность поспеть за быстро меняющимися заданиями, сменой деятельности может показаться тупым равнодушием - ребенок словно не реагирует... В действительности же новое задание может прийтись на то время, когда продолжается еще решение предыдущего задания...

На примере медлительных детей мы можем воочию понять, сколь значимый реальный смысл имеет тезис, с которым "вообще" все соглашаются, а на деле пренебрегают: дети - разные. У подвижных детей ускорение темпа подачи сигналов оказывает стимулирующее влияние на протекание нервных процессов. А у медлительных детей при ускорении темпа подачи сигналов происходит снижение количества усваиваемой информации! Медлительные реагируют на нагрузку не увеличением, а дальнейшим уменьшением количества усваиваемой информации, - значит, нагрузка ведет к углублению торможения. Можете вообразить себе те трудности, которые испытывает медлительный ребенок, слушая быструю речь или следя за быстрым показом учебного материала! Он не успевает уловить суть рассказа или объяснения; естественно, большая или меньшая часть слышимого и видимого не усваивается. А вот если повторить то же еще раз или говорить медленнее, такие дети прекрасно справились бы с заданием! Но это, увы, не всегда возможно в классе; поэтому помочь ребенку могут родители.

Советуем родителям: не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно!

Итак, индивидуальный темп деятельности ребенка определяется в основном врожденными особенностями его нервной системы. Однако в него могут внести свой вклад некоторые другие факторы и обстоятельства: воспитание, условия роста и развития, состояние здоровья и пр. Представим себе ребенка, который воспитывается пожилой бабушкой. У нее размеренные движения, медленная походка, слегка растянутая речь, она не терпит шума, быстрых движений - и постоянно сдерживает питомца, не разрешает "бегать без толку", "крутиться". Такой малыш не сможет безболезненно вписаться в активное, подвижное детское общество; он будет сторониться детей и остро ощущать свою неловкость, так как он не привык быстро думать и быстро действовать. Поэтому такого ребенка (возможно, с вполне нормальной подвижностью нервных процессов) могут подстерегать трудности, свойственные медлительным детям.

Особое значение имеет влияние воспитательных воздействий в тех случаях, когда инертность (малая подвижность) нервных процессов проявляется как природная черта. Такие дети "удобны", они не вызывают беспокойства, предпочитают беготне спокойные сидячие игры. Из-за медлительности они с детского сада могут сторониться сверстников; а если родители поощряют такое поведение, не помогают ребенку - не учат двигаться, бегать, прыгать и иногда, из-за боязни инфекций или по каким-либо другим причинам, сами ограничивают контакты с детьми, - все это лишь усугубляет медлительность.

И вот ребенок такого развития и воспитания приходит в школу. И - новая обстановка, новые лица, новые требования оказываются непосильными для него! Малыш теряется, не знает, что ему делать, буквально столбенеет, когда к нему обращаются с вопросом; в ответ чаще молчит или начинает плакать.

Ира росла "незаметно" (так сказала мама). Даже первый год, обычно самый трудный для родителей, не был ни бессонным, ни беспокойным. Она спала по 10-12 часов, правда, ела без охоты. Ира вовремя пошла, начала говорить; но разговорчивостью не отличалась; каждое слово - золото. Нельзя сказать, что была невеселой; но ощущалась в ней какая-то скованность, вялость. До трех лет мама была с ней дома и контактов с детьми старалась избегать, так как кончались они всегда Ириными слезами: "Дети ее вечно обижали, отнимали игрушки, она очень огорчалась". К детскому саду привыкала долго, трудно и рада была любому поводу, чтобы остаться дома. Один раз, уже в старшей группе, наелась снега, "чтобы заболеть и не ходить в детский сад". Да и воспитательница не очень ее жаловала: "Вечно мне с ней одной приходится возиться - то одеваю, то раздеваю, то кормлю, иначе весь день над тарелкой просидит".

К школе Ира готовилась и учиться пошла с большим желанием. Но первый же день в школе закончился слезами. Ира ничего не успевала, сторонилась детей, вздрагивала и терялась, когда называли ее фамилию. А громкоголосая и очень решительная учительница приводила ее в ужас. Дома мучения продолжались - нужно было писать красиво и быстро, а получалось все хуже и хуже... И с чтением нелады... Ира замкнулась, часто без причины плакала, стала плохо спать (вскрикивала во сне, с трудом засыпала); а однажды утром перед школой началась рвота. Вызвали врача, решили, что съела что-то не то. Несколько дней Ира не ходила в школу - и было все в порядке; но как только нужно было отправляться в класс, рвота повторилась. Так продолжалось несколько недель, пока родителям не порекомендовали обратиться к врачу-психоневрологу. Он сразу понял: все эти нарушения были проявлениями школьного невроза, который возник у медлительного ребенка в результате постоянного цейтнота.

Мы подробно говорим об этом потому, что многих родителей тихий ребенок, не причиняющий особого беспокойства, устраивает даже больше, чем живой, непоседливый, активный. И получается: свойство подвижности, и так недостаточное, ослабляется без тренировки еще больше! А именно дети с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждаются в постоянной тренировке! Иначе процесс адаптации к школе может быть не только затруднен, но при сочетании неблагоприятных условий (неправильной тактике педагога и родителей), привести к школьному стрессу и вызвать тяжелые нарушения в состоянии здоровья. Так что не стоит радоваться на тихих детей - лучше в оставшееся до школы время постарайтесь в играх их расшевелить.

Иногда у медлительных детей довольно спокойно проходят первые школьные недели. А основные сложности начинаются во второй четверти. Увеличивается объем, интенсивность письменной работы - и тогда возникает целая куча трудностей при письме. У ребенка лишь два пути. Либо писать красиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, но тогда дело идет медленно. Либо быстро, как требует учитель ("Не отставай от темпа работы всего класса!"), но тогда появляются дрожащие линии, дополнительные штрихи, буквы смотрят в разные стороны, не соблюдается их высота и ширина. Впрочем, попробуйте сами писать в 2-3 раза быстрее, чем обычно - что получится? Так и у медлительного ребенка... Дальше - хуже. Он не успевает выполнять все задания, начинает писать с ошибками. А в школе и дома считают: "Он начал лениться", "Не хочет", "Не старается".

Еще большие трудности возникают, когда проверяют письмо и чтение "на скорость". К сожалению, не все учителя знают: темп письма и чтения у медлительных детей может быть гораздо ниже, чем в нормативах - но это не сказывается на качестве чтения. Если вы видите, что учитель не обращает внимания на медлительность вашего ребенка, попробуйте (но тактично, корректно, без упреков) довести до сознания педагога эту особенность и попросите его быть снисходительнее к почерку медлительного. Да и сами не ругайте маленького школьника за почерк! В дальнейшем многое компенсируется, что-то можно потренировать, на чем-то не фиксировать внимания. Ведь главное в конце концов не образцовая каллиграфия, а детское здоровье!

Помогает ли тренировка медлительным детям?

Да, специальные исследования показали: систематические занятия способствуют повышению скорости работы и у дошкольников, и у школьников. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте от 4 до 6 лет. Для того чтобы занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка - ежедневные 10-15-минутные занятия. Создать такие условия совсем не сложно, но есть особая тактика, которую вы должны соблюдать: не спешите, не торопите ребенка, не нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Вы спешите? Это уже ваши проблемы. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению! Спокойно, без раздражения ждите, когда ребенок встанет (кстати, медлительные дети не вскакивают тут же с постели, они должны отойти от сна, минут 5-10 просто полежать), умоется, позавтракает. Лучше разбудите его пораньше...

Не конфликтуйте вечером перед сном, не корите за долгие сборы ко сну. При этом вы и сами должны быть достаточно организованны - иначе успеха не будет. Нужно облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел: помочь в этом может четко организованный режим. Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, есть и делать уроки, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче.

Можно придумать немало игр, которые помогут ребенку преодолеть ее: важно делать что-то вместе, соревнуясь - но при этом важно не увлечься "ролью победителя" и подстроиться под его темп.

Непростой вопрос: можно ли действовать на копушу юмором? Да, можно пошутить над копушей - но по-доброму, без раздражения! Можно подчеркнуть это качество у себя - и пусть посмеется ребенок. Дадим ему возможность осознать свою медлительность и в то же время не чувствовать себя ущербным и неспособным.
Приучите себя (и его тоже) к мысли: оттого, что он медлительный, он не хороший и не плохой, - а просто вот такой, как есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться и в школе, и в жизни.

Как еще тренироваться? Необходимо знать: тренировка с помощью постепенно ускоряющихся движений мало успешна; использование предельных скоростей эффективней, но приводит к утомлению. Наиболее успешна работа с использованием приема "медленно-быстро": в занятия включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно; а время от времени даются и предельные скорости движений.

Вы можете использовать игры со сменой скорости движений:

1) ходьба-бег-ходьба медленная;
2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно;
3) "бег" пальчиками (большим и указательным); для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так "бегать" в обычном темпе; можете посоревноваться;
4) прыгать через прыгалку, меняя темп;
5) стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или одним);
6) чертить палочки и ставить точки. Для этого используйте тетрадь в клетку;
7) то же задание, но усложненное - ставить точки, чертить палочки и считать: "Один, два, три..." - до десяти.

Когда ребенок научится работать в определенном темпе и замедлять его, можно попробовать игры с максимально быстрыми движениями. Не огорчайтесь, если вначале на ваше "Быстрее!" может выйти еще медленнее, особенно для тех движений, которые выполняются руками, пальцами. На начальном этапе не стоит играть в "кто быстрее".

Когда проводить эти занятия? В любое время дня, главное, чтобы они были систематичными, не нудными, а интересными, не тягостной обязаловкой, а веселой игрой.

Для снятия эмоционального напряжения можно использовать специальные комплексы аутогенной тренировки. Считается, что уже в 7-8 лет дети способны осознать правила аутогенной тренировки и применять ее осмысленно. Если у вас есть возможность посещать специальные группы аутогенной тренировки для детей (или вместе с детьми) - это прекрасно. Если нет, вы можете сами использовать некоторые приемы дома. Для того чтобы такая тренировка была эффективной, нужно сначала расслабить ребенка, снять напряжение. Знаете ли вы, что движения, подвижные игры, гимнастика, упражнения с мячом и скакалкой не только укрепляют ребенка физически, но и снимают напряжение, дают необходимую разрядку?

Итак, медлительность - свойство нервной системы. Нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой. Постоянный цейтнот, в котором они живут, - один из самых вредоносных факторов; это путь к неврозам.

Но это не значит, что медлительные дети обречены быть вечно отстающими. Во-первых, идет возрастная компенсация; во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку приспособление к школе.

И тогда к четвертому примерно классу ребенок выравнивается и чувствует себя равным среди сверстников...

Все дети разные – это неоспоримый факт. Есть категория «шустрых», которые успевают всё и везде. А есть медлительные ребята, которые постоянно витают в облаках. В школе и дома с ними бывает трудно, так как они долго концентрируются и выполняют то, что от них требуется. Но это вовсе не значит, что они менее успешны. Просто к таким детям нужен особый подход.

Причины медлительности

Медлительные детки часто предпочитают одиночество

Народная мудрость: «Поколь мямля разувается, расторопный выпарится».

Прежде чем пытаться исправить ситуацию и начинать «подгонять» ребёнка, следует выяснить причины его медлительности.

  1. Темперамент. Если ваш ребёнок флегматик, то у него не только замедленные реакции, но и вялая речь, невыразительная мимика. Также в раннем детстве он мог часами играть с одной игрушкой или слушать каждый день одну и ту же сказку. С годами флегматики становятся очень упёртыми, с устойчивыми взглядами. В школе обычно успевают по одному предмету – на остальные времени не хватает.
  2. Недостаточно развитое произвольное внимание. Эта проблема обычно знакома многим первоклассникам. Дети не могут концентрироваться на том, что им неинтересно или трудно. При этом они не понимают, что, пересилив себя, получат удовлетворение от успешного результата.
  3. Повышенная тревожность. Часто возникает в тех случаях, когда ребёнок чего-то очень сильно боится. Например, оценки учителя, реакции родителей или сверстников. Часто такие дети просто немеют в самый ответственный момент, не могут двух слов связать у доски из-за панической боязни ошибиться.
  4. Озабоченность другой проблемой. Не все дети с готовностью сообщают о том, что их беспокоит. И, согласитесь, трудно сосредоточиться на контрольной работе по математике, если, например, болит живот или в семье конфликт, или понравившаяся девочка предпочла другого мальчика – вариантов может быть много.

Попросите ребёнка нарисовать, каким он видит себя со стороны - это позволит малышу увидеть свои недостатки

Чтобы помочь медлительному ребёнку идти в ногу с ритмом, задаваемым жизнью, нужно руководствоваться принципом в общении с детьми – любовью. То есть принимать малыша таким, какой он есть. Но чтобы по возможности всё же откорректировать ситуацию, детские психологи советуют родителям:

  • не нервничать, разговаривая с медлительным ребёнком, пытаться сдерживать торопливость;
  • поощрять старания ребёнка добрыми словами, поглаживаниями, когда он старается ускорить процесс выполнения какого-либо задания (даже если это завязывание шнурков);
  • проявлять терпение в работе с медлительными детками;
  • систематически работать над выработкой у ребёнка чувства времени;
  • придерживаться режима дня, при этом избегать постоянного выполнения чадом всякой работы «на время»;
  • назначить ребёнку его трудовые обязанности (развешивать одежду в шкафу, мыть обувь и т. д.);
  • создавать ситуации успеха, когда даже малейшие успехи замечаются и поощряются, при этом находить слова поддержки при неудачах;
  • использовать опережающие приёмы, когда ребёнку заранее напоминается о тех или иных делах;
  • привлекать к совместному труду, например, уборке в доме, чтобы малыш видел позитивный пример и согласовывал свою работу с другими членами семьи;
  • обязательно уделять внимание физическому развитию малыша, особенно занятиям ритмикой;
  • чаще переключать внимание крохи на разные виды деятельности.

Упражнения

Обязательно хвалите детей даже за небольшой прогресс в борьбе с недостатками

Медлительность возникает в силу тех или иных причин, поэтому для начала следует выяснить, что стало поводом для таких проявлений ребёнка, и как давно это происходит. Поняв причины, легче выбрать наиболее подходящие способы ускорить действия малыша. Самыми действенными упражнениями психологи выделяют следующие:

  1. «Таймер». Определите время, которое отводится ребёнку на выполнение какого-либо задания: уборки, уроков и т.д. В случае если малыш справился вовремя, сделайте отметку в специальном дневнике, если нет, то поощрительной записи не будет. При этом лучше, если время окончания таймера совпадёт с началом любимой передачи или мультфильмов – это даст дополнительный стимул. При отрицательном результате не ругайте ребёнка. Лучше ещё раз поставьте таймер и засеките, сколько времени ему не хватило. Вместе обсудите, почему так вышло, как можно ускорить (быстрее начать переписывать в чистовик, правильно сгруппировать задания – устные, потом письменные или наоборот и т. д.). Постепенно сокращайте выделенное время.
  2. «Догнать и обогнать». Очень часто медлительные дети очень невнимательны – от этого страдает их успеваемость. Поэтому разумно будет не упускать шанс позаниматься дополнительно летом на каникулах. Заранее возьмите учебники следующего класса и летом проработайте по очереди все предметы. Кстати, флегматикам такое времяпрепровождение понравится гораздо больше, чем шумные игры во дворе.
  3. Соревновательный момент. Очень эффективно побороть медлительность можно с помощью спортивных соревнований. Отдав малыша на бег, тяжёлую атлетику, вы не только укрепите его здоровье, но и покажете, что он способен упорно трудиться ради цели, соревноваться и побеждать.
  4. «Строим будущее». Прекрасным способом мотивировать медлительного ребёнка является разговор о его будущем. Задайте ему вопрос: «Каким ты видишь себя через 15 лет?» Для малышей такой вопрос можно переформулировать на более короткий отрезок времени, или предложить альтернативу: «Есть такая-то сумма, рассчитай, хватит ли тебе на покупки?» Пусть попробует рассчитать максимально точно и рационально, чтобы купить как можно больше товаров. Кроме всего прочего, это упражнение тренирует внимательность.
  5. «Рисуем на внимательность». Ещё один способ усилить внимательность и справиться с медлительностью – рисовать на скорость. Попросите ребёнка нарисовать 10 кругов. Затем предупредите, что инструкцию вы повторите только один раз. Попросите заштриховать 5-й, 7-й и 8-й круги. Если малыш переспрашивает, скажите, чтоб делал, как запомнил. Постепенно усложняйте задание, увеличивая число кругов (или других геометрических фигур) и число закрашенных.
  6. Составляем план дня. Этот приём особенно полезен в младшей школе, когда появляется много новых обязанностей, связанных с учёбой. Нарисуйте подробный алгоритм действий ребёнка на день с примерными временными рамками для каждого и повесьте его над письменным столом, чтобы перед глазами всегда было напоминание о распорядке дня.
  7. Подводим итоги дня. Заведите привычку каждый день по вечерам обсуждать, как прошёл ваш день. Выслушав всех членов семьи, выбирайте победителя этого дня: того, кто успел сделать больше других. Это будет отличный стимул для ребёнка. Можно придумать какие-то мелкие подарки или звёзды за победу.

Медлительность ребёнка обязательно имеет свои причины. Поэтому нужно обязательно в них разобраться и только потом выбирать подходящие приёмы для ускорения малыша. Помните, что самым эффективным способом побороть трудности является родительская любовь. Дети должны быть уверены, что могут рассчитывать на вашу поддержку в любых обстоятельствах, несмотря ни на какие свои недостатки.

Некоторые родители иногда жалуются на то, что их ребенок очень медлительный. Иногда это связано с переходом из начальной в среднюю школу. Если раньше в младших классах у ребенка была одна учительница, то уже в средних классах учителей намного больше и у каждого свои требования к ученику. Это для него стресс. Также начинает хромать успеваемость. Не стоит жаловаться на то, что в вашей семье медлительный ребенок. Задача родителей разобраться со всем, что происходит с ребенком в данный момент и постараться помочь ему найти выход из этой ситуации.

Причины и способы борьбы с медлительностью ребенка

Первая причина

Ребенок с самого рождения очень медлительный. Однако это было незаметно, пока он не перешел в среднюю школу. В данном случае, медлительность отражает физическую особенность нервной системы организма. Одним словом, медлительность заложена природой, и сильно изменить ее невозможно. И это откладывает свой след во всех сферах развития и деятельности ребенка, также и на его память.

Поэтому следует соблюдать некоторые правила:
1. Для работы следует давать столько времени, сколько требуется.
Обычно медлительному ребенку нужно немного больше времени, чтобы что-нибудь сделать, а также собрать воедино свои мысли либо переключиться с одной работы на другую. Главное, его не стоит подгонять, тем самым держа в напряжении и стрессе. Так как это может привести совсем к другим результатам, не к таким, какие от него ждут взрослые. Например, если постоянно ребенку говорить о том, чтобы он делал все быстрее, то это только приведет к тому что, он начнет переживать и нервничать о том, что не успевает, и тем самым еще больше тормозит собственную деятельность.

2. Нужно дать возможность заниматься тем, чем хочется.
Очень часто родители сами принимают за ребенка все решения. Например, что ребенку следует одеть, когда он пойдет гулять, когда нужно садиться за уроки. Взрослые, действуют с самыми лучшими побуждениями. Однако этого не стоит делать. Потому что тем самым они не дают ребенку проявить самостоятельность и инициативность. И в таком случае он привыкает быть ведомым, так как знает, что за него все решат и скажут, что делать. Ему постоянно нужно обо всем напоминать, одергивать, все повторять по несколько раз.
Следует выяснить, что ребенку не понятно в том деле, которое он должен выполнить. А затем выразить все пожелания очень четко и ясно для него, чтобы он понял, что от него хотят. Например, можно с ребенком составить расписание дел на неделю. Тогда он точно будет знать, что ему делать. Но, стоит так же организовать досуг ребенка, например научить его .


3. Необходимо обязательно составлять расписание на день.
Для медлительного ребенка обязательно нужно составлять расписание на день. Для этого стоит сесть вместе с ребенком и продумать, что он будет делать в течение дня и сколько времени ему потребуется на каждое задание. Это очень сильно поможет отследить темп работы, а также научит собраться и быстро включиться в работу. Еще ребенок будет знать, чем быстрее он сделает задание, тем больше времени у него будет отдохнуть либо поиграть в любимую игру.
Очень важно соблюдать это правило, когда ребенок выполняет домашние задания.

4. Указания следует давать по одному за один раз.
Давая указания медлительному ребенку, нужно делать это очень четко и понятно, а главное кратко. Для того чтобы он его запомнил. Так как длинное указание ребенок может просто забыть, потому что ему тяжело удержать большой объем информации в своей памяти. А главное не стоит ребенка подгонять и ругать, чтобы он не нервничал. Вдобавок не должен страдать темп его работы.

5. Следует всегда хвалить за быстроту и эффективность.
Если ребенка всегда хвалить, то он начинает верить в себя и старается быть таким, каким его хотят видеть. Также можно выбрать то, что больше нравится ребенку и поощрять его этим. Тем самым закрепляется быстрое и эффективное поведение.

Вторая причина медлительности ребенка

Иногда бывает так, что медлительность не свойственна ребенку. И начинает только проявляться. В таком случае, следует понаблюдать за ним, при этом поговорить с учителями, выяснив причину медлительности. Например, это может быть связано с новым и не известным ребенку видом деятельности. Очень часто он медлителен, если у него пока ничего не получается. Поэтому нужно дать ребенку время для тренировки в том, что он должен делать, главное не стоит подгонять и теребить его. И постепенно, с помощью тренировки у ребенка будет получаться все лучше и лучше, тем самым возрастет темп его работы.



Третья причина медлительности ребенка

Ребенок может страдать плохим самочувствием либо иным физическим недомоганием. В таком случае следует обратиться к врачу, чтобы помочь ребенку стать здоровым. И когда он выздоровеет, то и темп его работы намного улучшиться и станет быстрей.