Раскрыть сущность и задачи трудового воспитания. Определить пути реализации задач трудового воспитания школьников

Задачи и содержание трудового воспитания. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

Формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.

Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.

Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный труд - это ученические производственные мастерские и цеха, школьные районные и межрайонные заводы и т.п. Приобщение школьников к производительному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня. В тех школах, где для организации производительного труда есть необходимые условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей.

Педагогические условия организации трудового воспитания. Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;

Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность соблюдения данного педагогического условия наглядно показывает педагогический опыт В. А. Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села;

Доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся;

Разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства;

Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Профессиональная ориентация школьников. Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А. Е. Голоншток, Е.А.Климов, П. П.Костенков, А.Д.Сазонов, В.Ф.Сахаров, С. Н. Чистякова и др.).

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

Социальная значимость профессии повышается, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально.

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного района, города в рабочих руках. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профконсультаций должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий. Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном выборе рекомендуется учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.

Профессиональная адаптация - это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной школы формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени неполной средней школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Формирование основ экономической культуры школьников. Под формированием экономической культуры понимается выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности. Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она становится одним из необходимых условий становления гражданской позиции личности. В целостном педагогическом процессе решается ряд задач формирования экономической культуры школьников. Важнейшими из них являются: формирование у учащихся экономического мышления; воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина (бережливости, практичности, хозяйственности); овладение учащимися элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости. Указанные задачи могут быть решены при соответствующей работе по формированию экономических знаний о труде и производстве, об отношениях собственности, предпринимательстве, коммерциализации и др., умений и навыков в организационно-экономической деятельности.

Экономическая культура формируется в процессе изучения практически всех учебных предметов. Но особенно большие возможности для развития экономической культуры личности, как это показано в исследованиях Ю.К.Васильева, В.К.Розова, П. А. Шемякина и др., заложены в таких предметах, как "История", "География", "Трудовое обучение", "Химия", "Биология". В учебных курсах содержится богатый арсенал экономических знаний и возможностей организации экономической деятельности учащихся. Задача здесь состоит прежде всего в том, чтобы в рамках школьных дисциплин и сложившейся практики политехнического образования, общественно полезного и производительного труда упорядочить, обновить и систематизировать экономические знания и умения, расширить сферу экономической деятельности в новых социально-экономических условиях.

В системе формирования экономической культуры используются многообразные формы и методы: беседа, рассказ, лекция, решение производственных задач, экскурсии. Большое место уделяется игровым формам проведения занятий и творческим работам в учебной и внеучебной деятельности (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).

Экономическое воспитание учащихся обогащает целостный педагогический процесс, придает ему предметно-жизненную, личностно-ориентированную направленность.

Трудовое воспитание в современной школе стремительно перемещается в разряд архаизмов. Даже уроки труда сейчас гордо именуются «Технология». Дети должны получать разносторонние теоретические знания, а после школы их ждет иностранный язык, бассейн, спортивные секции и занятия с репетиторами. Ведь ребенок обязан поступить в престижный вуз и получить от жизни все самое лучшее. Так думают многие родители, работая с утра до ночи, чтобы обеспечить своему чаду достойное место под солнцем, при этом они совершенно забывают о важности трудового воспитания.

Создается впечатление, что и существующая система образования, и многочисленные борцы за права детей полностью солидарны с этим мнением – культом успешности. Все знают, что нужно ставить цели, но вот труд – главный инструмент их достижения, не рассматривается как важнейшая человеческая ценность и непременная составляющая гармоничной личности.

Цели и проблемы трудового воспитания в современной школе. Эксплуатация или благо?

Проблемы трудового воспитания чаще всего зарождаются в семье, и несправедливо огульно обвинять школу во всех грехах. Современный напряженный ритм жизни, стремление к материальным благам, иногда избыточным, оставляет все меньше времени для спокойного общения с детьми, совместных занятий простыми, но от этого не менее важными, повседневными делами. Утверждение «я сам», непоколебимое в своей уверенности, не получает поддержки, одобрения, а в результате ребенок теряет инициативность и с легкостью пользуется плодами чужого труда.

Но вот малыш пошел в школу. Он стал частью большого коллектива и начинает жить по другим законам. А это подразумевает наличие определенных обязанностей, самостоятельности и умения выполнять порой рутинную, но необходимую работу. Именно с этого и начинается школьное трудовое воспитание.

Все мы с вами помним и классные дежурства, и уборку школьной территории, и субботники, а некоторые даже обязательный сбор макулатуры, металлолома, трудовые сельскохозяйственные десанты. Вот, казалось бы, пришла пора исправить родительские ошибки, но не все так просто.

Правозащитники, ратуя за права ребенка, слегка перегнули палку, и любой детский труд по действующему законодательству считается эксплуатацией. Теперь на то, чтобы помыть полы в классе или прополоть грядку на пришкольном участке требуется разрешение родителей. Нет согласия – принуждать нельзя. А к чему придет это общество потребителей и любителей всего готового? Как гласит японская мудрость, если родители трудятся, а дети отдыхают, то внуки будут просить милостыню.

На этом проблемы трудового воспитания в современной школе, связанные с уважением к работе, как основной человеческой ценности, желанием не бояться трудностей и доводить начатое дело до конца, не заканчиваются. О каких полезных навыках и любви к труду может идти речь, если расписанием предусмотрено 1 или 2 урока технологии в неделю? И на них зачастую дети изучают теорию трудовой деятельности, но только практика может породить полезную привычку избегать праздности.

Трудовое воспитание в школе подрастающего поколения должно иметь приоритетное значение. Цель школы не только научить читать, писать и бегло разбираться в основных дисциплинах, но и выпустить из своих стен гармоничную личность, готовую к самостоятельной жизни, способную приносить пользу людям, а не удовлетворять свои потребности за чужой счет.

Радость и смысл простых действий: трудовое воспитание в начальной школе

Задача и цель трудового воспитания начальной школы – заложить основу, прочный фундамент, на котором дети будут возводить здание своей жизни. А что получится – небоскреб или ветхий домик на песке, во многом зависит от способности ценить труд окружающих людей и свой собственный, умения радоваться успехам и не бояться любой работы, какой бы сложной она не казалась.

Сочетание этих качеств и есть трудолюбие, а чтобы его развить, нужна мотивация и поощрение. Если дети не уверены в своих силах и думают, что все у них получается плохо, то любая деятельность будет вызывать скуку и раздражение. Но искреннее восхищение и помощь там, где она действительно нужна, способны творить чудеса, пробуждая таланты и радость от простых ежедневных обязанностей.

Желания полить цветок (чтобы не завял), накормить питомцев в живом уголке (ведь у них нет ловких рук, чтобы себя обслужить), создавать вокруг себя порядок (а не плодить хаос) не возникают сами по себе, а вырабатываются многократным повторением и осознанием пользы своего труда. Выполняя эти действия в коллективе под руководством чуткого педагога, ребенок начинает понимать, что это не его личный тяжкий удел и повинность, а возможность сделать окружающий мир лучше.

В воспитании творческого труда важно, чтобы школьник видел весь процесс от начала до конечного результата. На уроках технологии, из-за нехватки времени, дети часто приступают к работе по готовым шаблонам и не успевают завершить поделку. Это приводит к потере интереса и смысла работы. Пока наша система образования не изменит отношение к трудовому воспитанию в начальной школе, часть задач должны принять на свои усталые плечи родители.

Цель, усилие, результат – трудовое воспитание в средней школе

Средняя школа – это мир подростков, которые живут не на другой планете и не в иллюзорной действительности, а потому цель трудового воспитания в средней школе стоит далеко не на последнем месте. Рыночные отношения подсказывают, что результат их труда должен быть весомым и ощутимым не только в моральном, но иногда и в материальном плане. Не стоит ставить денежный эквивалент во главу угла, но неплохо, если дети смогут получать вознаграждение за свою работу. Ведь тратить то, что не заработано легко, когда собственная «трудовая копейка» будет цениться на вес золота, и поможет осознать, что ничего в мире не достается просто так.

Задача педагогов на этом этапе – научить делать работу качественно. Ведь никому не нравится, когда приобретенная вещь разваливается на глазах, костюм сшит криво, а обед, который собирались съесть с аппетитом, непригоден в пищу. Имеют значение все моменты, от организации рабочего места до его уборки, бережное отношение к инструментам и материалам, соблюдение правил и техники безопасности. Но самое важное в трудовом воспитании – это привить мысль, что нужно пройти через некоторое усилие , проделать, иногда значительную, часть рутинной работы, чтобы получить действительно достойный результат.

1.2 Трудовое воспитание школьников

1.2.1 Система трудового воспитания учащихся

Важнейшими звеньями системы трудового воспитания учащихся являются:

1. Формирование сознания того, что труд - источник благосостояния человека, что каждый человек должен трудиться и любить труд. К. Д. Ушинский призывал воспитателей зажечь у детей жажду серьезного труда. В условиях социалистического общества недостаточно одного сознания необходимости труда. Нужно приучить детей трудиться не только для себя, но и для общей пользы, глубоко уважать людей труда, бережно относиться к вещам, которые созданы трудом взрослых.

2. Формирование сознания необходимости трудиться дополняется выработкой привычки к труду. Если у детей не будет этой привычки, они оставят начатое дело при первых же затруднениях. Строителям социалистического общества нужно обладать большой настойчивостью, чтобы при всех условиях доводить начатое дело до конца.

3. Всякий труд возможен лишь при наличии у детей трудовых умений и навыков. Поэтому в систему трудового воспитания входит формирование и закрепление таких умений и навыков. Большое значение в труде имеют такие качества, как сноровка, трудовая смекалка. Развитие этих качеств у учащихся крайне необходимо для каждого человека.

4. Труд в нашем обществе требует от каждого глубоких знаний и высокой культуры его организации. Надо приобретать необходимые знания и навыки соблюдения культуры труда: содержать в порядке рабочее место, инструменты, уметь правильно расположить все необходимое для работы.

5. В современном обществе инструменты, машины, оборудование являются государственной собственностью. Бережное отношение к этой собственности является необходимым качеством советского человека и должно стать важным звеном трудового воспитания подрастающего поколения.

6. Большое значение имеет также воспитание у учащихся творческого отношения к труду. Такое отношение к труду может сформироваться лишь в том случае, если человек относится к работе с любовью, понимает ее пользу и необходимость, если труд является для него основным содержанием жизни. Если дети будут бояться работы, будут стремиться как можно скорее отделаться от нее, то в этом случае не может быть и речи о формировании у них творческого отношения к своему труду. Поэтому воспитание любви к труду - одна из важнейших задач трудового воспитания детей.

7. В процессе трудового воспитания необходимо добиваться формирования навыков коллективизма у детей. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе могут создать правильное отношение людей друг к другу.

В воспитании учащихся следует поощрять различные коллективные формы труда, развивать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи между учащимися. В результате такой постановки трудового воспитания и может быть создано правильное отношение к товарищу. Если ученик сам будет отдавать все силы обществу, он не будет терпеть рядом с собой тунеядца, он решительно выступит против лентяев и бездельников.

8. Исключительно велика роль трудового воспитания в профессиональной ориентации молодого поколения. В соответствии с правом на выбор профессии средняя школа призвана создавать учащимся условия для выбора профессии к моменту окончания обучения. В процессе трудового воспитания необходимо шире знакомить молодежь с различными видами труда и формировать склонности к определенным видам знаний и практической деятельности.

1.2.2 Основы и пути трудового воспитания учащихся

Уже сравнительно давно проблема трудового воспитания детей является одной из центральных в педагогике. По мере расширения масштабов образования и возрастания роли научных знаний в формировании личности вновь встал вопрос о соединении обучения с трудом. Многие передовые педагоги прошлого, придавая большое значение вовлечению детей в трудовую деятельность, призывали бережно относиться к детскому организму, не перегружать детей трудовыми заданиями, советовали использовать в трудовом воспитании такие виды труда, которые могли бы содействовать расширению кругозора детей, помогали бы им лучше, успешнее овладевать научными знаниями. Постепенно в педагогике на основе практики трудового воспитания детей были сформулированы законы и правила организации детского труда. Их содержание было значительно обогащено практикой трудового воспитания школы. Рассмотрим некоторые законы и правила организации труда детей, разработанные педагогикой.

Труд, как правило, завершается вещественным результатом; однако в одном случае создаются необходимые продукты или предметы, в другом - безделушки. Учителю важно это иметь в виду и строить свою работу так, чтобы каждое трудовое задание завершалось полезным и возможно более осязаемым результатом для общества и самого работающего.

Именно поэтому многие школы в своих мастерских производят несложные, но необходимые для школы, семьи, шефов вещи. Такой серьезный труд увлекает ребят, организует и дисциплинирует их.

Ведущее значение в системе трудового воспитания в школе имеет коллективный труд. В организации коллективного труда детей решаются многие задачи воспитания. Только в совместном, педагогически правильно организованном труде может сложиться настоящий коллектив. Дети любят работать сообща. Коллективный труд создает дополнительные мощные стимулы к повышению прилежания и изобретательности. В коллективном труде дети очень быстро усваивают ряд важных норм:

Работа начинается в определенный час, и опаздывать к началу работы нельзя;

Плохая работа не будет принята; старательность и изобретательность будут поощрены; тому, чего не умеешь сам, научит товарищ, что не осилишь один, легко сделать вместе.

Но коллективность труда не означает его обезличенности. Правильно организованный коллективный труд требует максимального внимания и определения трудового задания каждому трудящемуся (бригаде, группе) и отдельному воспитаннику. При такой дисциплине труда ученик лучше осознает свою связь с коллективом через его собственный труд. Поэтому трудовая деятельность детей должна носить преимущественно коллективный характер. В коллективном труде ребенок приобретает многие полезные навыки общественной жизни.

Всякий труд требует от человека затраты определенной энергии и усилий. Детский организм находится в стадии постоянного развития, мускульная и нервная система ребенка еще не вполне развита и склонна к быстрому утомлению. Получив непосильное трудовое задание, ребенок даже при максимальной затрате сил оказывается не в состоянии его выполнить и не испытывает удовлетворения от труда. Иногда ему удается достичь результата ценой огромной перегрузки. Ни в том, ни в другом случае у детей не появляется стремление приниматься за работу вновь. Ясно, что перегрузка детей в трудовой деятельности не только не содействует развитию трудолюбия у ребенка, а наоборот, вызывает отвращение к труду.

Однако это не значит, что как только ребенок заявит о своей усталости, нужно освобождать его от работы. Легкая усталость от труда не вредна, а полезна. Она заставляет с уважением относиться к труду других людей.

Приступая к работе, человек стремится узнать, чем закончится его труд. Знание цели предстоящей работы в большей степени необходимо при организации детского труда. Поэтому нужно поручать детям такую работу, цель которой понятна, доступна и желанна.

Учебный труд занимает большую часть времени детей, поэтому оказывает огромное влияние на их воспитание. Роль обучения в трудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни человека, о характере труда в нашем обществе, о нравственном облике тружеников советского общества и формирования определенных черт характера, трудовых умений и навыков в самом процессе организации учебного труда.

Школьные учебники знакомят детей с различными видами труда людей. Учащиеся получают представление о характере труда в различные времена года, о труде пионеров, школьников, о том, как они участвуют в общем деле строительства нового общества. Школьники получают представление о характере труда в условиях крепостнического и буржуазного общества, а также о свободном и героическом труде советского народа. Правильная постановка преподавания является важной предпосылкой формирования твердых убеждений в том, что наша Родина стала ведущей индустриальной державой, добилась огромных научно-технических достижений благодаря самоотверженному труду миллионов людей.

Таким образом, содержание учебников дает богатый материал для формирования первоначальных убеждений о роли труда, его характере в нашем обществе, о значении труда советских людей в преобразовании природы и условий жизни. Задача учителя - правильно использовать этот материал.

Большее значение имеет продуманная организация учебного труда. На этом основании можно утверждать, что законы и правила организации детского труда в одинаковой степени относятся и к учебному труду. Как и любой вид труда, учение сопровождается затратой физических сил и умственных. Если утомление вовремя не будет снято, оно приведет к расстройству здоровья и вызовет у ученика отвращение к умственной работе.

Так как умственный труд тяжел, то ребенок стремится завершить данную работу как можно быстрее. Учет этой особенности требует от учителя необходимости точнее определять характер задания и приучать ребенка к самоконтролю.

Большое значение имеет правильный режим умственного труда школьников. Учение должно быть ритмическим, без значительных перерывов, возобновляться после некоторого отдыха или других занятий.

Воспитание на уроках труда. Разнообразные задачи трудового воспитания осуществляются на уроках труда. Учебным планом предусмотрены два урока труда в неделю, и если они будут заполнены интересными и полезными делами, правильно организованы, то их роль в трудовом воспитании школьников будет велика.

Сама организация уроков - важное средство трудового воспитания учащихся. Лучшие учителя добиваются этого различными путями. Одним из них является организованное начало урока. У некоторых учителей и до сих пор бытует представление, что урок труда какой-то особенный и дети могут нарушать дисциплину. Поэтому часто в начале урока учащиеся долго не приступают к работе, переходят с места на место, громко разговаривают и смеются. Такое поведение детей и является как раз следствием неверного понимания учителем специфики уроков труда. Особенность этих уроков состоит не в характере поведения учащихся, а в характере их деятельности.

В остальном урок труда сохраняет все признаки обычного школьного урока, поэтому и начинается он у лучших учителей при абсолютном внимании и организованности детей. Учитель ставит цель предстоящей работы, дает необходимые разъяснения и инструктаж и после этого разрешает детям приступить к работе.

Сама работа в зависимости от подхода учителя к урокам труда может быть организована по-разному. Этот урок может стать школой воспитания коллективизма, если учитель будет чаще практиковать изготовление коллективных изделий. При такой организации работы дети сообща обсуждают план изготовления вещи, во время ее выполнения они вступают в отношения взаимозависимости, накапливают опыт правильных отношений с товарищами, совместного труда по общему плану.

Практика трудового воспитания последних лет убедительно показала возможность использования элементов соревнования на уроках труда.

Таким образом, от человеческого труда, от степени участия в общем труде зависит успех любого дела. Поэтому главнейшим показателем оценки поведения человека в современных условиях является его отношение к труду на общую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оно складывается в процессе трудового воспитания.


ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНОНГО ПРОИЗВОДСТВА» 9 КЛАСС)

В.А. Сухомлинский. "О воспитании"
Москва, 1973 г.
OCR Detskiysad.Ru

Вспомним В. А. Сухомлинского...
Читаешь и порой удивляешься…, как же всё верно и правильно…
Небольшие выдержки… Может и пригодится…
Можно выступить с этим…, удивить кого-то, напомнить кому-то…, о чём-то…, использовать…, где-то…
Э.Ю. Гордеев.
www.сайт

Трудовое воспитание - это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Может, и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трех начал... Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать.
Вдумаемся вот во что. За партой в нашей стране сидят десятки миллионов человек, т. е. вся часть населения, которая относится к возрастной группе от 7 до 17-18 лет. Это небывалое в истории человечества явление. Это великое благо социализма. Но это благо породило свои трудности, с которыми невозможно справиться без умного, мудрого подхода к ним. Общество наше вынуждено усадить за парты всех без исключения от 7 до 17 лет (а ведь в вузах на таком же положении, по существу, еще и несколько миллионов 18-25-летних), потому что без всеобщей образованности, грамотности, культуры невозможно создать всесторонне подготовленного труженика и всесторонне развитого человека. Но почему же к этому благу многие молодые люди относятся так неуважительно?..
В дореволюционные годы стремление выбраться из нужды заставляло учиться. Теперь же этого всемогущего «воспитателя» нет. И очень хорошо. Но то обстоятельство, что за партой сидят миллионы 17-летних людей, от неосторожных движений которых трещат парты, требует - задумаемся об этом, товарищи! - могучего морального обеспечения этого великого, небывалого в истории человечества дела. Можно сказать, здесь требуется крепчайший моральный тыл, иначе из посаженных цветочных семян вырастет чертополох.
Конечно, нелепо создавать искусственные трудности морального порядка (хотя о чувстве меры и о праве на блага мы еще будем говорить). Моральное обеспечение всеобщего среднего образования, предотвращение всех зол и бед нашего нынешнего школьного бытия прежде всего в трудовом воспитании. До тех пор, пока в школе не будет подлинного трудового воспитания, будут Вани и Алеши, уже в V-VI классах увиливающие от учения, будут и юноши, требующие от матери модную куртку и хорошие часы - «иначе в школу не пойду», будет и преступление, совершенное подростком. (31)
Мы считали, например, что если школьник усердно выполняет трудовые задания в школьные годы, то с таким же усердием он будет относиться к труду и после окончания школы. Жизнь же убеждала, что это далеко не все: ученик может добросовестно выполнять, что от него требуется в школе, но... он морально не подготовлен к жизни, нередко даже при наличии практических умений и навыков.
Возникла проблема воспитания моральной зрелости. Что надо сделать, чтобы ученик был внутренне готовым к трудовой жизни?.. (2, 141)
Если обучать воспитанника десять лет, давать ему знания основ наук, а потом, когда он кончит школу, дать ему в руки лопату и сказать: «А теперь вот будешь работать. Копать надо вот так»,- это будет для него трагедией. Такую трагедию и переживают те выпускники средней школы, духовная жизнь, мысли и чувства которых на протяжении десяти лет были оторваны от жизни, от труда. Подготовка к будничному труду.. должна проводиться... по всем линиям жизни воспитанников, и важнейшей из этих линий является сознание, мысль, духовная жизнь. (3, 86)
Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, чем богаче его эмоции и сильнее воля, тем ярче проявляется у него наклонность к разнообразным видам трудовой деятельности... Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитать его и без серьезных, умных слов. (3, 14)
Некоторые критики программ и учебных планов средней школы видят их недостаток в том, что «они перегружены гуманитарными предметами в ущерб предметам естественного цикла». Высказываются требования сократить гуманитарный материал в программах и тем самым улучшить подготовку молодежи к практической деятельности, устранить отрыв обучения от жизни. Если следовать этой критике, то можно прийти к выводу, что изучение предметов гуманитарного цикла не имеет никакого отношения к воспитанию трудолюбия. Это крайне примитивный взгляд. Подготовка к жизни и деятельности не исчерпывается овладением узким кругом умений и навыков... Гуманитарные предметы должны быть важнейшим средством, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников, помогающим им осмыслить свой труд. (3, 91)
Нельзя согласиться с поверхностным взглядом на процесс воспитания, утверждающим, что якобы значительный физический труд, преодоление лишений и препятствий - все это само по себе является духовной закалкой, идейным воспитанием. Воспитательная роль труда зависит от того, как он отражается в духовной жизни, как преломляется в мыслях и чувствах, насколько глубоко затрагивает волевую сферу. (6,27)
Отсутствие умного труда, равно как и бездумная загрузка человека любым физическим трудом - лишь бы не допустить безделья,- одинаково пагубны для умственного развития учащихся. (14,8)
Поверхностность в учении - самый страшный порок учебно-воспитательной работы... Пустое времяпрепровождение развращает воспитанников, прививает порочные наклонности именно в том возрасте, который наиболее восприимчив. В нашем распоряжении есть много примеров того, как после окончания школы воспитанник оказался не подготовленным к жизни потому, что он бездельничал в учении. Ни увещевания, ни привлечение к производительному труду не могут предотвратить этого порока, если ученик ничего не делает на уроках. Он может даже заинтересоваться производительным трудом, потому что последний выполняется сравнительно редко и вносит какое-то разнообразие в скучную жизнь бездельника. (3, 120)
Труд как целенаправленное воздействие на личность особенно тесно связан многочисленными зависимостями и обусловленностями с другими воспитательными воздействиями, и если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность, не дает ничего ни разуму, ни душе. (10,224)
...Трудовое воспитание нельзя представлять как применение разрозненных средств или организационных форм. Я читал немало газетных статей, авторы которых считают, что, если в сельской школе есть учебно-производственная бригада, а в городской школе мастерская,- проблему трудового воспитания можно считать решенной. Конечно, и бригада, и мастерская - очень важные вещи. Но и это лишь отдельные грани трудового воспитания. Трудовое воспитание - это исключительно емкое, многогранное понятие. Многие годы работы в школе, сотни человеческих судеб - все это твердо убедило меня в том, что трудовое воспитание - весь смысл, вся устремленность жизни школы и семьи.
Труд и трудовое воспитание - это вещи, стоящие не рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием. Труд - это вещь всепроникающая и всеобъемлющая. К каким бы ухищрениям ни прибегали мы в школе, стремясь вовлечь ребенка (потом подростка, юношу) в другую работу, кроме учения, все-таки учение занимает и будет занимать главное место в его духовной жизни, и от этого никуда не уйдешь! И трудовое воспитание надо начинать с этого. Это начало начал. Мысль, познание мира, постижение истин, добывание знаний, формирование на их основе собственных взглядов, убеждений - вот что должно быть трудом для школьника. (31)
Умственный труд учащихся является активной мыслительной деятельностью с целью правильного, научного познания действительности. Активной потому, что без этого качества учение теряет характер труда, превращаясь в бессмысленное и поэтому обременительное для ребенка пассивное усвоение знаний.
Умственно трудиться - это значит не просто «думать». Мышление приобретает характер труда при том условии, когда оно целенаправленно, когда человек стремится к достижению определенного результата. (3, 72)
Учение становится трудом только при том условии, когда в нем есть важнейшие признаки всякого труда- цель, усилия, результаты. (3, 194)
Отрыв физического труда от труда интеллектуального в школьные годы так же опасен, как и схоластическое обучение. Соединение умственного труда с физическим - это не механическое увеличение физической нагрузки рядом с нагрузкой умственной, а постоянное применение интеллектуальных усилий в физическом труде. (3, 71)
Правильный взгляд на умственный труд предупреждает ложные представления о разделении труда на «чистый» и «грязный». Познав на собственном опыте усилия настоящего умственного труда, воспитанник может проникнуться уважением и к труду физическому. (3,110)

Развитие творческих сил и художественных способностей школьников.

Каждый учебный предмет в школе имеет большие возможности для эстетического воспитания учащихся. Умение учителя красиво оформлять доску, разумно располагать на ней учебный материал, красиво писать буквы и цифры, делать хорошие зарисовки – все это оказывает влияние на формирование эстетических вкусов учащихся.

На уроках чтения и литературы учащиеся знакомятся с произведениями народного творчества, писателей и поэтов прошлого и современности. На уроках естествознания дети наблюдают родную природу, учатся видеть ее красоту и неповторимость. Главная задача уроков музыки состоит в том, чтобы ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве форм и жанров. Уроки изобразительного искусства направлены на развитие у школьников творческих способностей, художественного вкуса, воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству.

Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной работе. Здесь можно выделить три взаимосвязанных звена:

- эстетическое просвещение (беседы, встречи, клубы друзей искусства и др.);

- развитие эстетических чувств (просмотр фильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства и театров);

- обогащение опыта художественной деятельности (творческие кружки, театральные и хореографические студии).

Виды деятельности и формы занятий по эстетическому воспитанию могут быть самыми разнообразными. На экскурсиях дети учатся замечать красоту городского и сельского пейзажей, наблюдают за видом и окраской неба в разное время года, при различном состоянии погоды. Дети знакомятся с памятниками культуры и народного творчества, с местными мастерами-умельцами прикладного искусства, наблюдают за их работой. Учащиеся мастерят игрушки из природного материала (желуди, орехи, шишки и др.), картона, пластилина. Дети делают аппликации, занимаются вышиванием, выпиливанием, выжиганием по дереву; из папье-маше изготовляют персонажей сказок, делают елочные украшения. Школьники пробуют свои силы в сочинении сказок и стихов.

а) Значение и задачи трудового воспитания.

Труд является источником материального и духовного богатства общества. Труд оказывает влияние на развитие умственных способностей, человек крепнет физически, труд влияет на формирование нравственных качеств личности, в процессе труда человек совершенствуется.

Целью трудового воспитания в школе является формирование у школьников сознательного отношения к труду, воспитание психологической и практической готовности учащихся к труду.



Задачи трудового воспитания:

Привитие любви к труду и уважения к людям труда;

Формирование трудовых навыков и умений;

Побуждение к сознательному выбору профессии;

Ознакомление с основами современного производства;

Воспитание общей культуры труда.

Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем, на доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

б) Система трудового воспитания в школе.

Трудовое воспитание учащихся в школе носит целенаправленный и систематический характер. В школе сложилась стройная система трудового воспитания учащихся.

1. Учебный труд.

К.Д. Ушинский считал, что умственный труд – едва ли не самый тяжелый для ребенка. Этот труд требует большого умственного напряжения, он длителен и кропотлив. В процессе учебного труда воспитывается сознательное отношение к труду в целом, учащиеся получают знания основ современного производства и экономики. Они овладевают рядом умственных и практических действий, у них формируются познавательные интересы, рациональные приемы умственной деятельности, вырабатывается культура умственного труда.

Учебный труд должен быть посильным. Непосильный труд может надломить детский организм, вызвать отвращение к учению. Поэтому учитель должен знать возрастную и индивидуальную готовность каждого ребенка к учению, знать особенности детского внимания и мышления, соблюдать режим труда и отдыха. Главная задача учебного труда – научить ребенка учиться, вооружить его методикой и техникой учебного труда, дать возможность самому добывать знания.

2. Трудовое обучение.

Целенаправленное трудовое обучение осуществляется на уроках труда.

Учащиеся 1 – 4 классов овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами работы с бумагой, картоном, тканью, выращивают сельскохозяйственные растения, ремонтируют наглядные пособия, делают игрушки.

Учащиеся 5 – 9 классов получают общетрудовую подготовку, приобретают знания и практические умения обработки металла, дерева, знакомятся с электротехникой, получают представление о главных отраслях народного хозяйства.

3. Общественно полезный труд.

Общественно полезный труд – это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную направленность.

В процессе общественно полезного труда у школьников формируются такие нравственные качества, как ответственность, дисциплинированность, творческая активность, самостоятельность.

Формы организации общественно полезного труда могут быть различными: бригады, отряды по сбору лекарственных трав и семян. В школах сложилась система массовых форм общественно полезных дел: день птиц, день леса и сада, праздник урожая, субботники.

Наиболее доступным видом общественно полезного труда является самообслуживание. Труд по самообслуживанию делится на домашний и школьный.

Большое внимание труду детей в семье уделял А.С. Макаренко. Он указывал, что именно семья воспитывает у детей уважение к труду родителей, заботливое отношение к младшим братьям и сестрам. Родители организуют труд детей в семье по поддержанию порядка в доме, приготовлению пищи, стирке и починке одежды, ремонту бытовых приборов и предметов домашнего обихода.

Школьное самообслуживание включает уборку помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе.

Труд по самообслуживанию может быть коллективным и индивидуальным.

в) Педагогические требования к организации детского труда:

Чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

Трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость;

Контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребенка в своих силах;

Труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;

Труд должен быть систематическим, разнообразным, четко спланированным;

Труд должен сменяться отдыхом;

Утомление снимается чередованием видов труда;

Педагог должен сообщить учащимся цель работы;

Важна правильная расстановка детских сил;

До начала работы педагог обязательно должен провести инструктаж;

По окончании работы необходимо подвести итоги работы (они могут быть отражены в стенной печати, по радио, в классном уголке).

г) Профессиональная ориентация школьников.

Перед школой стоит задача – совершенствовать работу по профессиональной ориентации учащихся. Основная задача профессиональной ориентации – это осознанный выбор школьниками профессии в соответствии со своими склонностями и способностями.

Система профессиональной ориентации:

1. Профессиональная информация.

В начальных классах дети знакомятся с различными профессиями, организуются встречи с родителями, проводятся экскурсии на предприятия. В профессиональной информации учителя раскрывают детям не только содержание самой профессии, но и какими качествами должен обладать человек данной профессии.

2. Профессиональная консультация.

Учителя трудового обучения, физики, химии, биологии, географии, математики раскрывают особенности определенных профессий, их значение для развития общества. Профконсультация помогает учащимся правильно оценить свои возможности при выборе профессии.

3. Профессиональный отбор.

Учебные заведения предъявляют определенные требования к поступающим в соответствии с профилем работы. Ряд предприятий, принимая человека на работу, определяют его пригодность к избранной профессии.

4. Профессиональная адаптация.

Чтобы адаптация проходила успешно, молодой человек должен знать рациональные приемы и методы труда, он должен быть обеспечен хорошими инструментами и приборами, в коллективе должен быть создан благоприятный микроклимат.