Коллективный труд детей. Общий, совместный и коллективный труд

Л.Е. АНДРЕЕВ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, СОВМЕСТНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Труд - вечное естественное условие человеческой жизни, он не зависит от какой бы то ни было ее конкретной организации. С точки зрения его всеобщей формы он не выступает ни в какой особой экономической определенности. В нем не выражено никакого определенного исторического (общественного) производственного отношения, в которое люди вступают на производстве, в их общественной жизни. Напротив, в нем выражена та всеобщая форма, в которой реализуются способности человека, создающие блага для собственного существования. В истории развития труда мы находим ключ к пониманию всей истории человеческого общества.

Это наиболее общая, далеко не полная характеристика труда в жизни общества. Мы абстрагируемся от множества категорий, связанных с проявлением труда как такового в человеческой истории.

Исходными для нашего исследования являются различие и взаимосвязь таких его особых форм, как индивидуальный, совместный, коллективный труд, совершаемый в сельском хозяйстве. Такое выяснение особенностей труда очень важно для решения основной задачи нашего исследования - производственный коллектив и кооперация его труда.

Всякая кооперация труда многих лиц предполагает совместную их деятельность на одной и той же арене труда или на разных, но взаимосвязанных между собой, также предполагает кооперацию труда. Здесь мы обнаруживаем взаимосвязь двух процессов: кооперацию труда и совместную деятельность людей в этой кооперации. Индивидуальный труд отдельного человека в совместной деятельности не теряет своего смысла, так как последняя, т.е. совместная деятельность, не может осуществляться без труда индивидуума. Согласованность, внутренняя упорядоченность в данной деятельности создает новую силу, не связанную в механическую сумму отдельных сил, носителями которых являются работники кооперированного труда. Индивидуальный труд сливается с трудом лиц, занятых в кооперации. Индивидуальный труд - это клеточка совместного труда, т.е. та естественная опора, на чем основывается кооперативный труд.

Индивидуальный труд каждого отдельного человека, как часть совокупного труда, сам может представлять различные фазы процесса труда, через которые предметы труда вследствие кооперации проходят быстрее. Так, например, сборщики соломы образуют последовательный ряд для того, чтобы передавать ее от одного человека к другому. От начала стогования и до завершения его работают один или несколько человек, но каждый из них делает одно и то же, и тем не менее их отдельные операции представляют собой ступени одной общей операции, особой фазы, выполнить которую подлежит отдельному человеку.

Комбинирование труда имеет место и в том случае, если, например, к постройке дома или животноводческой фермы приступают одновременно с разных сторон: кто-то укладывает фундамент, кто-то плотничает, кто-то готовит бетонный раствор и т.д. При комбинированном рабочем дне предмет труда подвергается обработке с разных сторон, т.е. комбинированный или совокупный работник является в известной мере вездесущим. При этом изготовление совокупного продукта (в данном случае строительство дома или фермы) завершается быстрее, чем при индивидуальном труде работников, которые подходят к изготовлению предмета труда односторонне.

Труд каждого человека прямо или косвенно связан с трудом других. Труд комбайнера, убирающего пшеницу, может создать у внешнего наблюдателя впечатление, что тот ни от кого не зависит. Однако обманчивость такого представления становится очевидной, как только мы вникаем в сложную систему его отношений с внешним миром. Комбайн произведен на заводе, изготовлен рабочими, горюче-смазочные материалы - результат труда нефтяников и рабочих нефтехимической промышленности и т.д. В то же время в своей непосредственной работе он также зависит от многих обстоятельств: ему доставляются горючее, запасные части, отвозят убранное зерно и т.п. В этом смысле он находится в мире материальных отношений, за которыми стоят другие люди. Вместе с тем он вступает в мир денежных отношений: комбайн или, например, зерно, убранное им, имеет цену. Через ценовые отношения определяются доходы товаропроизводителей. Одновременно он живет и действует в определенной системе юридических и нравственных отношений.

В данном случае важно понять, что труд комбайнера, как всякий труд, создающий благо, составляет лишь часть совокупного труда общества.

Труд отдельного человека, с одной стороны, в известной мере обособлен, с другой - связан с трудом других. Отсюда необходим обмен деятельностью, обмен продуктами.

Любой труд, создающий материальное благо, осуществляется на основе определенной формы собственности (государственной, ассоциированной, частной и т.д.), в условиях конкретных форм хозяйствования (кооперативов, товариществ, личного подворья, ферм и т.д.). Все это определяет характер взаимоотношений между производителями.

Коллективный труд предполагает совместное сотрудничество нескольких лиц. Но не всякий совместный труд является коллективным. Совместно трудились и крепостные на барщине у помещика. Здесь труд многих людей объединял барин, которому принадлежало основное средство производства - земля. Отсюда весь доход присваивался собственником земли.

Под коллективным трудом мы понимаем труд свободных производителей, объединенных на основе общих интересов. Он требует соблюдения следующих условий: 1) снятия причин отчуждения человека от средств производства, т.е. органического соединения непосредственных материальных условий производства и непосредственных производителей; 2) первичного присвоения результатов труда самими производителями; 3) подчинение управленческого труда самим производителям; 4) создания экономических и правовых норм взаимодействия совместного и индивидуального труда.

Коллективный труд выступает в разнообразных формах: труд семьи в личном подворье, фермерском хозяйстве или же на арендном участке; труд механизированных звеньев по выращиванию отдельных сельскохозяйственных культур, труд людей, работающих на животноводческих фермах и, наконец, труд работников колхозов, совхозов, товариществ, взятых в целом. В каждом случае они отличаются друг от друга по разным признакам: характеру выполняемых технологических операций, долям затрат в общем количестве времени на производство продукции и т.п. В каждом коллективе обнаруживаются свои особенности разделения и кооперации труда.

В системе разделения труд каждого является частью совокупного труда. Урожай зерна, выращенного и убранного в каком-либо хозяйстве, есть результат труда многих людей, как непосредственно работавших на этом зерновом поле (механизаторов, сеяльщиков, комбайнеров, шоферов и т.д.), так и тех, кто выводил сортовые семена, изготовил тракторы, комбайны, добывал нефть.

В данном случае мы должны абстрагироваться от внешних факторов, действующих на производительную силу коллективного труда. О них будем говорить позже.

Заметим, что количество и качество труда коллектива зависит от многих обстоятельств. Их тоже можно рассматривать по многим признакам: экономическим, организационно-технологическим, нравственно-психологическим. Главное действующее лицо в коллективе - это человек со своими способностями. Сам человек представляет собой, как утверждают философы, биосоциальное явление. Иначе говоря, у него два исходных начала: биологические и социальное. Первое является ведущим, так как без его физического существования невозможно второе - социальное. Оба начала лежат в основе формирования и развития его интересов. Эти две группы интересов у каждого нормального человека находятся в постоянном взаимодействии и имеют многие формы и способы их сочетания в различные периоды его жизненного пути. В этой связи можно сказать, что сколько людей, столько различий в их интересах.

Единственным способом реализации интересов человека труда остается его труд. Но их можно удовлетворить при наличии определенных способностей. Это, прежде всего, физические и духовные способности человека. Чем человек крепче физически, чем он духовно и интеллектуально более развит, тем больше и качественнее он производит продукции.

Поэтому его труд как клеточка коллективного труда выступает мощным фактором роста производительной силы совместного труда. Следовательно, чем больше подобных людей в коллективе, тем больше возможностей для повышения эффективности труда.

Однако человек в процессе коллективного труда преследует собственные интересы, реализация которых в значительной мере зависит от реализации интересов всего коллектива.

По мере сближения и тем более органического соединения интересов работника с интересами коллектива начинает действовать принцип: условия развития ассоциации есть условия развития каждого отдельного индивидуума, а сама ассоциация выступает как особый способ существования, развития его как человека. Иначе говоря, это единство предполагает, что ассоциация производителей не может существовать, не обеспечивая свободного развития своего члена, его способности к труду, не применяя эти способности там, где они приносят наибольший результат, не заботясь об удовлетворении материальных и духовных потребностей человека.

В то же время каждый отдельный работник, в том числе и крестьянин, не может обрести свободу действий, не развивая свои способности. Только в этой системе отношений наиболее полно проявляются признаки коллективности, т.е. добровольного и свободного союза производителей. Только в этом случае индивидуальный труд крестьянина естественно сливается с коллективным трудом.

АНДРЕЕВ ЛЕОНИД ЕГОРОВИЧ родился в 1935 г. Окончил Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева. Кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории и рыночного хозяйства Чувашского государственного университета. Область научных интересов - кооперация труда и воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве. Автор более 40 научных работ, из них 7 монографий, 7 научных пособий.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Бурятский Республиканский Педагогический колледж

Кафедра Д.О.

РЕФЕРАТ Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» Выполнил: студентка 21 группы

Туманина М.

Проверил: Нимбуева С. Н.

г. Улан-Удэ

1. Коллективный труд детей. . . . . . 3 стр.

2. Распределение работы. . . . . . . 3 стр.

3. Труд всех детей группы. . . . . . . 6 стр.

4. Методика руководства трудом детей. . . . 6 стр.

5. Выполнение задания. . . . . . 6 стр.

6. Обсуждение результатов трудовой деятельности. . . 7 стр.

7. Литература. . . . . . . . 9 стр.

1. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД ДЕТЕЙ

На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опи­раясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновре­менно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «ря­дом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.

Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотреть особенности форм организации труда с точки зрения объединения детей в труде. Когда происходит объединение их в коллектив? Что служит средством для этого объединения? Ка­кие задачи наиболее успешно решаются при том или ином объ­единении детей? Для выяснения этого вопроса перейдем к рассмотрению различных случаев объединения участников в процес­се труда, обратившись к конкретным примерам.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное зада­ние, например: получает кусочек теста, раскатывает его и выре­зает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть­ми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным за­дачам. Важное значение имеет формирование у детей начал кол­лективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра­щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об­щим результатам труда и т. п.

Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида кол­лективного труда: труд общий и труд совместный.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ

При организации коллективного труда воспитатель осущест­вляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок рабо­ты, но тогда вся деятельность по распределению, которая по­буждает детей вступать в общение, уступать друг другу, догова­риваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата Со­вершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи фор­мирования начал коллективизма, и потому его методы направле­ны на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает не­сколько задач:

учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;

организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнял­ся во всех видах труда, выполняемых группой;

продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверен­ный, рядом с неумелым - умелый и т. д.;

учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения ко­торой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это за­дание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.

Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руко­водством педагога, между ними могут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспи­тателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учиты­вающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договарива­ются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работу справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое инте­ресное выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно.

Распределение труда между членами группы может стать по мере накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети получают возможность самостоятельно уп­ражняться в поступках, соответствующих положительному отно­шению к товарищам. Воспитательные задачи будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга, усту­пать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеж­дать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.

Дети могут самостоятельно распределять работу между со­бой внутри своей группки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и пре­доставить им возможность осуществить самостоятельно эту дея­тельность.

С какими же трудностями встречаются дети при решении этого вопроса и какие методические приемы следует использо­вать воспитателю, чтобы помочь им справиться с этими труднос­тями?

Покажем на конкретных примерах.

Детям дано задание вымыть растения в уголке природы.

Вася. Я буду обливать цветы из лейки.

Клава. А я буду приносить их и относить обратно.

Мила. Тогда мне остается вытирать подоконники и рамы.

Заметим, что в приведенном примере каждый ребенок выби­рает для себя дело, руководствуясь, с одной стороны, общим объемом входящих в задание операций, а с другой стороны, учи­тывая то, что уже выбрали для себя его товарищи. Тогда не воз­никает никаких недоразумений. Однако не всегда распределение проходит так гладко.

Детям дано задание посеять овес. Они распределяют работу так:

Кира. Я буду насыпать землю в коробочки и просеивать ее.

Леня. И я тоже.

Валя. Я тоже хочу насыпать.

Галя. А кто будет сажать? Ну, ладно, тогда я.

Андрюша. Я буду складывать коробочки в ящик и поливать.

В данном примере дети выбирают для себя дело, руководст­вуясь собственным желанием либо довольствуясь тем, что оста­лось.

Конечно, само задание позволяет сделать такой выбор. Но при подобном распределении неминуемо будут возникать частые остановки в деятельности некоторых детей. Так, если трое будут наполнять коробочки землей, то один ребенок (в приведенном примере - Галя) не сумеет успеть за ними и в работе Андрюши возникнет остановка.

Чтобы не допустить такого положения, педагог обращает внимание детей на неправильность их распределения с точки зрения учета одинакового объема работы для каждого участника. Она разъясняет детям: «Дети, вы втроем захотели насыпать землю в коробочки. А Галя одна будет сажать овес. Разве она успеет за вами? Разве дела у всех поровну? Нет. И товарищи так не поступают. Надо распределять дело так, чтобы у всех его было поровну. Поэтому вам надо по-другому договориться: кто-то должен вместе с Галей сажать овес».

Воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было поровну, по-товарищески, справедливо. Именно эта сторона его деятельно­сти имеет непосредственное отношение к воспитанию положи­тельных взаимоотношений между детьми.

Следует отметить, что детям, оказывается, очень трудно при распределении учесть именно трудоемкость операций, поэтому воспитатель и сам приводит примеры распределения с учетом этого, и предварительно, до распределения работы беседует с детьми. Так, обращаясь к детям, которым поручено совместно изготовить санки для кукол, он говорит: «Дети, вы научились мастерить санки, умеете выполнять это дело вместе: один рас­пиливает доски, другой зачищает края шкуркой, а третий и чет­вертый прибивают планки. Оказалось, что первый гораздо доль­ше пилит доску, чем второй зачищает края шкуркой, потому что отпилить гораздо труднее. Давайте попробуем так разделить работу, чтобы у каждого дела оказалось поровну, чтобы никто не задерживал друг друга и никто не ждал. Для этого лучше мы поручим двоим распиливать доски». Так воспитатель учит детей учитывать трудоемкость операций.

Умение распределять работу между товарищами по звену формируется у детей неравномерно: одни дети распределяют ра­боту, другие соглашаются или не соглашаются с ними. Нередко инициаторы выбирают для себя наиболее интересные дела. На­пример, Юра, обращаясь к детям, заявляет: «Чур, я буду мыть растения. Никто не занимайте моего места. Вы (Наташе и Ире) принесите горшки с цветами, а ты (Сереже) вытирай пыль».

Дети не спорят с Юрой, соглашаются с его распределением. Однако не всегда это происходит так гладко. Поставим перед собой вопросы: а если кто-либо из детей захочет выполнять де­ло, уже выбранное другим ребенком? А если Юра всегда ока­зывается в роли распределяющего и никогда не уступает товари­щам? Как следует поступать педагогу? Чему надо научить де­тей? Как следует решать, кто должен уступить, а кто занять наиболее интересное место? В таких ситуациях оказывается, что знаний о способах разделения труда на ряд операций у детей еще недостаточно.

Как разрешить возникающий спор между детьми? И вос­питатель убеждает: «Кто-то должен уступить, согласиться выполнять другое дело. Хороший товарищ всегда готов уступить желанию друга. Зато в следующий раз вы должны уступить ему. Тогда и вы поступите по-товарищески. Научитесь уважать друг друга. Надо по очереди выполнять те или иные дела. Тогда каж­дый из вас научится все делать, а всякое дело важное, нужное и по-своему интересное».

Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников, согласовывать свои жела­ния с желаниями других детей. Они учатся в зависимости от ситуации уступать, сдерживать свои желания, убеждать товари­щей в своей правоте или своем праве на то или иное дело, ис­пользуют в качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.

Постепенно меняется и характер воздействий педагога: от прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих ситуаций он переходит к иным приемам руководства: контроли­рует, напоминает, обсуждает с детьми, насколько справедливы они были друг к другу, в процессе распределения, сумели мирно договориться, кто из них был особенно внимателен к просьбам товарищей, учитывал их желания и пр.

Такое подробное изложение всех вопросов распределения работы не говорит о том, что вся эта деятельность занимает зна­чительное время. Ведь воспитатель начинает приучать детей к самостоятельному распределению работы еще тогда, когда он поручает небольшой группе детей относительно несложное общее дело: вымыть растения, протереть стеллаж с игрушками, пропо­лоть грядку с луком и пр. Постепенно, внося нужные правила, педагог может достичь того, что уже в старшей группе у детей можно сформировать первые самые элементарные умения. Тог­да, организуя работу всех детей одновременно, он сможет опи­раться на эти умения и предоставлять детям больше самостоя­тельности.

Детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей. Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов. Основные формы организации детей старших групп на занятиях – фронтальная и подгрупповая. ...

Ежемесячно появляются новые воспитанники, у которых уже трудный жизненный опыт. Временным творческим коллективом из числа специалистов модулей разработана программа адаптации воспитанника к условиям детского сада. Модульная система предусматривает специальные формы обеспечения: регулярное проведение социально-психолого-педагогических консилиумов, работа учебного заведения в инновационном режиме...


Приведено с некоторыми сокращениями

На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит От индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.
Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотреть особенности форм организации труда с точки зрения объединения детей в труде. Когда происходит объединение их в коллектив? Что служит средством для этого объединения? Какие задачи наиболее успешно решаются при том или ином объединении детей? Для выяснения этого вопроса перейдем к рассмотрению различных случаев объединения участников в процессе труда, обратившись к конкретным примерам.
Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить печенье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его и вырезает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.
Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы.
Это наиболее простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту задачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять товарищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.
Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» к коллективному труду.
По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам.
Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п.
Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Наталья Ткаченко
Коллективная трудовая деятельность дошкольников

Методическая разработка : Коллективная трудовая деятельность дошкольников в детском саду .

Разработала воспитатель : Ткаченко Н. И.

Введение

1. Коллективный труд детей .

2. Организация работы.

3. Выполнение задания.

4. Обсуждение результатов трудовой деятельности .

5. Оценки, итоги.

Труд становится великим воспитателем,

Когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества,

развивает пытливость и любознательность,

рождает новую красоту в окружающем мире,

побуждает первое гражданское чувство - чувство

созидателя материальных благ,

без которых невозможна жизнь человека.

В. А. Сухомлинский

Труд в детском саду является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых , в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности . Основные виды труда в детском саду - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд , труд в природе , ручной труд . Формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей . Каждый из названных форм организаций имеет свои особенности и разное соотношение на разных ступенях дошкольного детства . Вот об организации коллективного труда детей старшего дошкольного возраста я хочу изложить в своей контрольной. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе . Здесь формируются умения принимать общую цель труда , договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд . Так воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда : труд общий и труд совместный .

Цель : Участие детей в организованном труде коллектива сверстников ; формирование положительного отношения к труду и его результатам .

Задачи : Образовательные :

Закреплять и расширять знания детей о трудовых процессах : уход за растениями в уголке природы и на участке, мытье игрушек, дежурство.

Формировать привычку к здоровому образу жизни.

Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе коллективного труда .

Формировать умение планировать свою деятельность , взаимодействовать в коллективе , распределять между собой обязанности.

Развивающие : - Развивать умение детей ставить перед собой цель и элементарно планировать процесс работы.

Формировать навыки самостоятельности, сотрудничества и инициативности .

Развивать у детей наблюдательность и любознательность.

Воспитывающие : - Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда , желание прийти на помощь.

Воспитывать трудолюбие , ответственность за порученное дело, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников .

выполняет он сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка) . Итак, основной формой организации работы в уголке природы для воспитанников старшего дошкольного возраста являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года. Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы» , куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, - такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, воспитатель замечает, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает. Большая часть наблюдений и работы в уголке природы ведётся утром, до завтрака, или после дневного сна. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям . У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения , научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека , направленным на удовлетворение потребностей растений. Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный . Поэтому типу может быть организован труд в огороде , в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации. При организации коллективного труда воспитатель осуществляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок работы, но тогда вся деятельность по распределению , которая побуждает детей вступать в общение, уступать друг другу, договариваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность . Следует отметить, что с точки зрения получения результата совершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять, но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи формирования начал коллективизма , и потому его методы направлены на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает несколько задач : - учитывает трудоемкость разных работ , с тем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания; - организует труд детей так , чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда , выполняемых группой; - продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым - умелый и т. д; - учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям : так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником. - помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей , воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания. Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение : что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией . В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля : воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда . Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя. В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде : «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу». Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству : «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо» . К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как) . Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций , заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь. По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда . Обращаясь к детям, он задает им вопросы : «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.) . Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Например : «Вика выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Диане. Она увидела, что Диане одной неудобно подклеивать уголки у коробки, и помогла ей». Или : «Вадим хорошо поступил : он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что расставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей. Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам : «Алена тщательно промыла растения, поливая их из лейки, быстро работала, не отвлекаясь, но делала все небрежно : то себе на ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Андрей хорошо работал, но брался за многие дела : и растения переносил, и листья протирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек». Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 5-7 минут, но оно имеет большое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться , контролировать свои действия. Они стараются напомнить товарищам по труду о качестве работы , оказать помощь, если потребуется. Воспитатель говорит о том, что ребята хорошо потрудились , работали дружно, помогали друг другу; игрушки стали чистыми, а цветы от правильного ухода порадуют всех красивой зеленью и цветами. Напоминает, что не зря в народе говорят : «Дружно не грузно, а врозь хоть брось» , «Где дружба прочна, там хорошо идут дела» , «Уменье и труд все перетрут , «Без труда нет добра » . Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. А задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить и пригодиться потом в жизни, ведь ребенок с детства приучается к труду и к работе в коллективе . Согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри коллективного труда происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Дошкольники , имеющие развитые трудовые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, коллективизма , что является важной предпосылкой школьной готовности.