Планирование самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе. Конспект самостоятельной деятельности детей подготовительной группы на занятиях по физической культуре «Спорт — это жизнь

В подготовительной группе детского сада дети почти полностью готовы к поступлению в школу. Их мыслительные процессы, а также произвольные процессы, уже достаточно сформированы для того, чтобы вести самостоятельную учебную деятельность под руководством воспитателя.

Самостоятельная деятельность подразумевает под собой любую форму: двигательная активность, игровая деятельность, исследование окружающего мира. Но взрослый должен учитывать возрастные особенности детей. Например, самостоятельная деятельность детей в средней группе , характеризуется высокой степенью любознательности, а также наличием игры, как ведущей деятельности.

Попробуем разобраться в особенностях самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе детского сада. Для начала, разберем особенности развития в возрасте 6 — 7 лет:

  1. Произвольная регуляция поведения: усидчивость, планирование.
  2. Хорошо развитые навыки ведения диалога, формирование умения выстраивать монолог.
  3. Развитый творческий подход.
  4. Формирующаяся самооценка: способность к самокритике.

Методы организации навыков самостоятельности у детей 6 — 7 лет:

  1. Создание среды, адаптированной для самостоятельной деятельности.
  2. Развитие знаний, умений и навыков в рамках образовательного процесса.
  3. Развитие у детей мотивации к самостоятельности.

Формы организации:

  1. Самостоятельная игровая деятельность детей, где они взаимодействуют друг с другом и используют доступные им средства.
  2. Художественная деятельность: создание изображений, конструкций.
  3. Театральная деятельность: создание инсценировок, чтение на публику стихов.
  4. Занятия музыкой: пение, игра на простых инструментах.

Рассмотрим пример организации самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе детского сада. Тема: «Разные породы собак». Воспитатель рассказывает о различных породах собак, показывает их на картинках. Детям дается задание нарисовать породу собак, которая понравилась им больше всего. После того, как собака нарисована, каждый ребенок презентует свой рисунок, рассказывая кто на нем изображен, в чем особенность этой породы и почему он выбрал именно ее. Воспитатель помогает детям, задавая наводящие вопросы во время выступления.

Посетите сайт https://melkie.net для того, чтобы узнать более обширную информацию о самостоятельной деятельности детей в детском саду. Самостоятельная деятельность в ДОУ позволяет ребятам подготовиться к будущей учебе в школе. Это подготовка затрагивает все аспекты развития ребенка: физическое и интеллектуальное развитие, речь, уровень социальной активности, художественно-эстетическое развитие.

Обогащать детей художественными впечатлениями с тем, чтобы пробудить интерес, желание действовать самостоятельно, творчески. Создавать предметную среду, зоны по разным видам художественной деятельности, оборудовать их книгами, иллюстрациями, бумагой, картоном, красками, цветными карандашами, детскими музыкальными инструментами, дидактическими пособиями, художественными игрушками; использовать простейшие приемы и материалы декоративно-прикладного искусства.

По своей инициативе дети поют песни, водят хороводы, подбирают простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, маршируют, танцуют под музыку, исполняют современные и народные песни, слушают любимые произведения в грамзаписи, играют в музыкальные дидактические игры, рассказывают сказки, рассказы, придумывают их самостоятельно, читают наизусть стихи, обсуждают содержание знакомой книги, играют в словесные и настольно-печатные игры.

Дети рисуют, лепят, занимаются художественным трудом, где используют знания и навыки по аппликации, конструированию, проявляют инициативу в выборе разнообразных материалов (бумаги, ткани, ниток, тесьмы, природных и синтетических материалов), изготовляют из них различные полезные предметы: декоративные украшения, игрушки, включают их в свои настольные игры, а также используют в оформлении своего быта.

По своему желанию дети организуют игры «в концерт», «театр», «мастерскую художника», «наш дом», «кем быть» и т.п. с игрушками и в реальной обстановке, где дети выступают как певцы, дирижеры, чтецы, распределяя роли и украшая свои игры самостоятельно выполненными поделками (мебелью, ковриками, посудой, транспортом, костюмами и т. д.) или элементами украшения помещения (деталями оформления интерьера, костюмами детей и т.д.).

Дети знают, какие бывают зрелища, проявляют инициативу и самостоятельность при организации игр- драматизаций, кукольных, музыкальных спектаклей. В художественной самостоятельной деятельности дети повторяют отдельные «номера» из музыкально-поэтических программ праздников, выполняют работы, связанные с изобразительным оформлением помещений к знаменательным датам и развлечениям. В этих случаях дети могут объединяться в небольшие группы по интересам и способностям и обращаться за помощью и советом к воспитателю.

При организации художественной самостоятельной деятельности воспитатель или музыкальный руководитель может применять косвенные методы руководства ею, побуждать детей к непринужденному общению друг с другом, становиться участником их творческих игр. Необходимо разъяснять родителям важность создания благоприятной атмосферы и соответствующей обстановки для художественной деятельности детей дома.

Игровая деятельность выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность детей требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно любую задачу. Это очень важно для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 24 г. Кызыла»

Семинар - по теме:

«Особенности игровой деятельности

детей подготовительной к школе группы »

Подготовила:

воспитатель подготовительной группы

Чыргал Дарый Дадар-ооловна

Кызыл 2015 г.

Игровая деятельность выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность детей требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно любую задачу. Это очень важно для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится в школе.

«Игра-ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм – индивидуальные, компьютерные игры. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе.

Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Учёные и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОСах к образовательным программам игра рассматривается как важное средство социализации ребёнка, его развития. Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребёнка (ст.31).Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребёнка.

Причины нарушений:

1) непонимание взрослыми важности игры;

2) отсутствие безопасного пространства для игры;

4) отсутствие соответствующей предметно–развивающей среды, поддерживающей игру;

5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;

6) полное отсутствие игры в школе;

7) жёсткое программирование свободного времени детей.

Главная причина – право на игру декларативно признаётся, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей?

Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка-дошкольника большая роль принадлежит игре, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Зависимость между сформированной игровой деятельностью и успехами в школе определяется её влиянием на развитие учебной деятельности и просматривается на любом виде игр. Вместе с тем педагогу следует помнить, что игровая деятельность может изобретаться ребенком, если к этому есть определенные предпосылки: знания, которые становятся основой ее результативности, разнообразные умения играть (как использовать игрушки или предметы-заместители, как разыгрывать роль, изображать образ, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам, вступать во взаимодействия и т.д.). Всему этому детей надо учить.

Есть целая система обучения детей умению играть в различные игры:

1. творческие игры:

Сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельности);

Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации);

Конструкторские.

2. дидактические игры:

Игры с предметами;

Настольно - печатные;

Словесные.

3. развивающие игры.

4. подвижные игры.

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

В подготовительной к школе группе виды сюжетно – ролевых творческих игр самые разнообразные: бытовые сюжеты, транспорт, ряжение, семья, доктор, магазин, детский сад, моряки, почта, семья, школа, ателье, кафе, парикмахерская, зоопарк, библиотека, космонавты.

Не менее важное значение отдается театрализованным играм. Театрализованные игры:

1) режиссерская – ребёнок не действующее лицо, берет роль действующего персонажа (например: под запись сказки).

2) музыкальная драматизация (может быть сочетание видов театра).

3) импровизация - разыгрывание темы без предварительной подготовки.

Режиссёрская игра - это индивидуальная игра, в которой дети чувствуют себя свободно. Этот вид игры типичен для детей, ограниченных в контактах со сверстниками. Если ребёнок не имеет опыта действия с игрушкой - игра разваливается. В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр. Он организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.

Игры - драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплик персонажей). Игры – драматизации помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Это и является особенным значением таких игр. Чтобы дети могли передать соответствующий образ надо учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями, развивать их воображение. В процессе работы у детей формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

На занятиях и в повседневной жизни разыгрываются сценки из детского быта - например, с куклой или медвежонком, организовываем игры на темы литературных произведений: «Игрушки» А. Барто, потешек, колыбельных и т. д. У ребят появляется интерес к кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам.

Ещё один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием учиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и так далее), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя.

В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров. Материал для конструкторских игр:

Природный материал (листья, шишки, снег, глина, песок)

Искусственный материал (мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы различных видов и размеров)

Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия. Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно усложняя их. Детей не активных в работе, объединять с теми, кто любит строить, и у кого получаются неплохие постройки. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно – ролевыми играми, для поддержания игровой установки, развития творческой мысли. Чтобы игры стали более увлекательными можно устраивать соревнования на скорость выполнения задания. В них могут участвовать и взрослые. В разное время года детей учат работать с природным материалом, показывая приёмы работы с ним и развивая их замысел и воображение.

Дидактические игры - это игры обучающие. Их основное назначение - способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия. Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью. В процессе НОД надо учить детей, как надо играть, знакомить с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей воспитатель участвует в качестве партнера или арбитра.

Коллективные дидактические игры помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх, упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото.

Воспитатель каждую игру проигрывает сама. Играя с ребёнком, не опережайте ег‮††††ဠᨀ璃䠬䠬璄䠬⸮††††ဠᨀ璃䠬䠬璄䠬㩁㈄㠄䈄〄༄쀀нция.jpg芊銈趀ㅾ偊⁇ᴀ璃䠬䠳瑼䠬Ś㛩
杂＀࿿ 㨁㈄㠄䈄〄༄ нция2.jp芊銈趀㉾偊⁇㌀璃䠬䠴瑰䠬ű俇杂＀࿿㨁㈄㠄䈄〄༄нция3.jp芊銈趀㍾偊⁇帀璃䠬䠳獷䠬ƒꗤ杂＀࿿㨁㈄㠄䈄〄༄нция4.jp芊銈趀㑾偊⁇蠀璃䠬䠳珵䠬Ƹ潅杂＀࿿㨁㈄㠄䈄〄༄нция5.jp芊㤸䈵ㅾ偊⁇눀璃䠬䠳琛䠬Ǚ䗵

ное время, организовать удобную спокойную обстановку, подобрать игрушки.

Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть её творческого характера. Как педагог может организовать игру? Прежде всего, нужно спланировать тот вид игр, который будет предложен детям. Естественно, это проходит в доброжелательной и ненавязчивой форме: «А не поиграть ли нам всем вместе?», «Не хотите поиграть в …?», «Давайте обсудим, во что мы сегодня будем играть!» и т.п. Это прямой способ предложения детям игровой деятельности. Тема и содержание НОД могут стать предпосылками той или иной сюжетно-ролевой, театрализованной или режиссерской игры. Анализируя содержание НОД, нужно предвидеть его переход в игровую деятельность, обратить на это внимание детей. Например, в НОД дети узнали о своей стране, ее природе, разных городах и селах, можно предложить во время игры совершить путешествие на Север или Дальний Восток, принять гостей, которые живут на Урале или в Поволжье.

Игровой момент может быть ограничен по-разному. Например, одновременно в разные игры могут играть несколько групп. Очень важно учитывать индивидуальный интерес каждого ребенка к конкретному виду игр и на этой основе организовать играющие коллективы. На следующий игровой день игра может проходить по-другому: она начинается с общей сюжетно-ролевой игры на тему, предложенную педагогом или самими детьми.

При этом надо быть весьма внимательными к настроению детей: непедагогично прерывать игру, если дети активны и их интерес весьма глубок. В тоже же время не нужно искусственно продолжать игру, если она не вызывает интерес у играющего. .

Если в игровом уголке играет 4-6 человек, детям тяжело удержать единую линию сюжета. Удачная игра зависит от того, насколько сыграны пары детей: им легче удержать свой сюжет. Игра по группам легко распадается в силу ограниченности пространства: дети друг другу просто мешают, им часто нужны одни и те же игрушки, что и другим, или одну и ту же роль хотят играть несколько детей. Удержать линию сюжета и довести ее до конца очень непросто, именно в силу того, что все дети свободно ходят по комнате и часто просто вмешиваются в пару, играющую в другую игру. Тем не менее, и в такой ситуации детям удавалось разыгрывать полноценные игровые сюжеты. Начинали с обыгрывания потешек, песен. У детей появилась тяга к импровизации, интерес к драматизации и театрализованной деятельности, к движениям под музыку. В последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость, как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин.

Во-первых, как уже было сказано, игра стала средством обучения.

Во-вторых, большинство современных семей имеют по одному ребенку, что не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению – с одной стороны и развитию коммуникабельности дошкольника – с другой.

В-третьих, в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребенка свободного выбора любимых игр

Ещё одной существенной причиной является неумение педагогов играть вместе с ребенком. И, наконец, последнее – снижение интереса к творческой игре детей объясняется, отчасти, стремлением педагогов детских садов выполнить «социальный заказ» родителей.

В результате больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, которая проецирует дальнейшую успешность ребенка. Вопросы организации игровой деятельности дошкольников и подготовки воспитателей к педагогическому руководству игрой всегда занимали ведущее место в работе любого дошкольного учреждения.

Игра для ребенка вдвойне интересней, когда он чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей –родителей. Однако, к сожалению, родители редко играют с детьми. Важно: создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Надо дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети, и педагоги. Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей. Ежегодное проведение дней открытых дверей позволяет сделать дошкольное учреждение более открытым, привлечь внимание родителей к проблеме игры. Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями–вещь особо полезная!»

Все игры и пособия должны находиться под рукой у ребенка. Роль воспитателя совместно с ребенком разрабатывать планы и способы его деятельности, предоставлять ему такой набор пособий, который бы соответствовал его интересам, его возрасту и в то же время развивал, формировал его практический интеллект и положительные эмоции.

Может быть, каждый ребенок талантлив от рождения, но, не имея опоры развития, теряет и зарождающиеся искорки. Играя с детьми, мы стараемся помочь ребенку встать на ступеньку выше, поближе подойти к знаниям, так как помогаем ему сделать первые шаги в жизни. В игре дети живут, и следы этой жизни глубже остаются в них, чем следы действительности жизни, в которую они не могут еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дети не более чем как дети, существа, не имеющие еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемые течением жизни. В игре же они уже зреющие люди, пробуют свои силы и самостоятельно распоряжаются своими же созданиями.


наталия кремнева

В ФГОС дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку инициативы в различных видах деятельности . Поддержка самостоятельности является одним из важных условий реализации основной общеобразовательной программы.

Самостоятельная деятельность дошкольников - это деятельность детей без непосредственного участия педагога.

Ребенок должен удовлетворить свои интересы и потребности в самостоятельной деятельности .

Педагогу важно организовать предметно - развивающую среду так, что бы она активизировала интерес к игровой деятельности .

Для формирования самостоятельной деятельности детей нужно создать ряд условий при помощи которых, дети могли бы изменять и конструировать игровое пространство, эксперементировать с различными предметами.

Самостоятельная продуктивная деятельность возникает по инициативе дошкольника для удовлетворения своих потребностей.

Предметно - развивающая среда дожна способствовать творческому развитию ребенка.

Для свободного конструирования в нашей группе есть ,как строительный материал так и ЛЕГО.

Работа с мазайкой развивает ручную моторику и пространственное отношение.



Таким образом самостоятельная деятельность детей - деятельность дошкольников без непосредственного участия воспитателя,при этом дошкольник стремится достигнуть поставленные цели.

Публикации по теме:

Очень часто можно услышать выражение "творческий человек", понимая при этом, что этот человек не похож на других. Он обладает каким либо.

Самостоятельная деятельность детей Центр игры -Куклы, коляски, посуда, мебель, -Н/п игры: «Домино», «Лото», «Мозайка», «Шнуровка» -Крупный конструктор; кубики, -Фрукты,.

Презентация «Активный отдых и самостоятельная деятельность» Актуальность работы. Воспитание здорового ребенка - приоритетное направление дошкольной педагогики. Изучение состояния здоровья воспитанников.

Аппликация из кусочков цветных шерстяных нитокТакую работу можно предложить детям подготовительной к школе группы как самостоятельную деятельность.

Самостоятельность и самостоятельная деятельность: понятия Доклад к педсовету. Самостоятельность и самостоятельная деятельность, понятия. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному.

Игра - первая самостоятельная деятельность детей Анна Петровна Чернова воспитатель МБДОУ детский сад "Колокольчик" С. Арбаты, Таштыпский район, Хакасия Игра-первая самостоятельная деятельность.

Консультация «Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей» Полноценное физическое развитее и здоровье ребёнка-это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов,75% болезней взрослых.

Наконец- то пришло лето! Правда лето не очень то жаркое. Скажем, совсем прохладное. Рано на улицу в такую погоду не выйдешь. А малышам очень.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования (п. 1.4 абзац 1 - 4, 7 ФГОС ДО) является:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования , становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

На этапе завершения дошкольного образованияв контексте понятия «самостоятельность» целевыми ориентирами (п.4.6 ФГОС ДО), предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

Проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребенок способен к волевым усилиям;

Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

Способен к принятию собственных решений.

Формирование у детей дошкольного возраста личностных качеств, определяемых целевыми ориентирами ФГОС.

Поддержка инициативы и самостоятельности.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность».

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся винициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

По определению в "Советском энциклопедическом словаре", инициатива - (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В "Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков" инициативность определяется, как "характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности - поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития.

Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности , но ярче всего в коммуникативной, познавательно – исследовательской, игровой, изобразительной. Это важнейший показатель развития детского интеллекта. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой (п.1.2 Стандарта). Инициативный ребенок стремится к организации игр, изобразительных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155 формирование самостоятельности детей заложено в принципах дошкольного образования (п. 1.2, 1.4 ФГОС ДО).

Одной из целей Стандарта является формирование самостоятельности и ответственности ребенка (пункт 1.5 абзац 6 ФГОС ДО).

Стандарт дошкольного образования определяет, что образовательная программа должна быть направлена на создание условия развития инициативы и творческих способностей ребенка (пункт 2.4 ФГОС ДО). Должна обеспечивать развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6 ФГОС ДО). Содержательный раздел программы должен включать (пункт 2.11.2. абзац б) ФГОС ДО) способы направления и поддержки детской инициативы.

В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Для развития самостоятельной деятельности должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия :

· Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях (п. 3.2.1. абзац 1 ФГОС ДО).

· Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности (пункт 3.2.1 абзац 4 ФГОС ДО).

· Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (пункт 3.2.1 абзац 6 ФГОС ДО).

· Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видах деятельности (пункт 3.2.1. абзац 5 ФГОС ДО).

Самостоятельная деятельность предполагает потребность заниматься любимым делом . Дети объединяются в подгруппы по интересам и индивидуально-личностным особенностям, для игровой деятельности, увлеченно занимаются художественным творчеством, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием.

В процессе самостоятельной деятельности реализуются задачи пяти образовательных областей (п. 2.6. ФГОС ДО):

«Социально-коммуникативное развитие»

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

«Познавательное развитие»

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие творческой активности;

«Речевое развитие»

Овладение речью как средством общения и культуры;

«Художественно - эстетическое развитие»

Реализация самостоятельной творческой деятельности;

«Физическое развитие»

Приобретение опыта в двигательной деятельности,

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Главный принцип самостоятельной деятельности: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Необходимо стремиться к поддержке разнообразия детства, сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (п. 1.2. ФГОС ДО).

Необходимым условием развития инициативного поведения ребенка, позитивной свободы и самостоятельности является воспитание на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Итак, для инициативной личности характерно:

Произвольность поведения;

Самостоятельность;

Развитая эмоционально волевая сфера;

Инициатива в различных видах деятельности;

Стремление к самореализации;

Общительность;

Творческий подход к деятельности;

Высокий уровень умственных способностей;

Познавательная активность.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно, и динамичнее развитие личности.

Короткова Н. А. и Нежнов П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.

Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень

Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

2-й уровень

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).

3-й уровень

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макет, сюжетный рисунок).

Способы развития инициативности:

  1. Давать простые задания, поручения (снимать Страх "не справлюсь", создание ситуаций успеха), развивать у детей инициативу .
  2. Давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать.
  3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить адекватно реагировать на собственные ошибки (смотри "Ошибочка!").

Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение , способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.

Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе ребенка для удовлетворения его индивидуальных потребностей (сделать подарок маме, смастерить игрушку и пр.) Задача взрослого развивать самостоятельность, не нарушая замысла ребенка, используя подсказки, привлекая внимание к объекту, задавая вопросы.

Признаками проявления самостоятельности являются внимание и заинтересованность ребенка в определенной деятельности и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придаёт формированию доброжелательных отношений между ними.

Формы организации самостоятельной деятельности:

  1. свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  2. организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

1. Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами и т.д.;

2. Двигательная: подвижные игры, игровые упражнения.

3. Изобразительная: рисование, конструирование, лепка.

4. Познавательно-исследовательская: исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

5. Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

6. Конструирование.

7. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

В ДОО должны быть созданы условия, обеспечивающие эмоционального благополучия детей (п.1.6. Стандарта ДО).

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности. Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном и нравственном.

Выделяют 3 компонента развития самостоятельности:

1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление (формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С. (1983), во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели).

2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.

3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в преддошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

Стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;

Умение ставить цель деятельности;

Осуществление элементарного планирования деятельности;

Реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС от 17 октября 2013 года № 1155 (п. 3.3).

Предметно - развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности - игре.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельнаядеятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Оборудование развивающей предметно-пространственной среды должно давать возможность ребенку активизировать познавательные способности. Развивающие игры, технические устройства, оборудование для экспериментирования, игрушки должны быть представлены в соответствии с потребностями детей в различных видах самостоятельной деятельности (п. 3.3.1. ФГОС ДО).

Требования к построению предметно-пространственной развивающей среды определены во ФГОС ДО (п. 3.3.).В пункте 3.3.4 ФГОС ДО говорится о принципах организации предметно-пространственной развивающей среды. «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». В соответствии с принципом доступности и безопасности развивающая среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование необходимое детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребёнка, либо были доступны, чтобы ребёнок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. И чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом . Все элементы развивающей среды должны быть доступны детям, эстетически привлекательны, разнообразны, транспортируемы, полифункциональны, безопасны (п. 3.3.4. абзац 1 - 6 ФГОС ДО). Педагогу важно продумать, как рационально распределить игровой материал, что бы дети могли заняться разнообразной игровой деятельностью, не мешая друг другу. Развивающую среду необходимо периодически преобразовывать (пункт ФГОС 3.3.4. абзац 2 ФГОС ДО), обновлять с учётом специфики детского восприятия стимулирующего активность детей, тематики недели, побуждать к дополнению её необходимых компонентов.

Самостоятельная деятельность детей организуется посредством создания развивающих центров разной направленности в каждой группе детского сада (п. 3.3.2. ФГОС ДО).

Планирование самостоятельной деятельности детей отражается в перспективных и календарных планах образовательной работы, она интегрирует с другими формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, совместная деятельность). В планах указываются зоны (центры активности, уголки), в которых педагог организует деятельность детей по интересам (работа в уголке сенсорного, физического, музыкального, трудового вида деятельности), при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм.

Согласно принципу комплексно-тематического построения образовательного процесса, самостоятельная деятельность детей организуется с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательнойработы в режиме дня.

В самостоятельнойдеятельности детей , лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Мотив формирует цель. Именно цель занимает ведущее место в любой деятельности. Получив определенный продукт собственной деятельности, ребенок анализирует: достиг он или нет собственной цели. Таким образом, происходит самооценка и самоконтроль.

Предоставляя детям самостоятельно действовать, создавая условия для самостоятельнойдеятельности и поддерживая ее, педагог непроизвольно формирует предпосылки учебной деятельности (умение планировать деятельность, действовать согласно плану, осуществлять самоконтроль и др.).

Вся работа по развитию самостоятельнойдеятельности детей должна осуществляться по принципу: планируем - делаем - подводим итоги.

Планирование - мыслительный процесс, при котором внутренние цели формируют определенные действия.

Что дает процесс планирования деятельности детям?

1. Способствует развитию целеустремленности, самоопределения, самоутверждения, умение принимать решения.

2. Помогает детям обдумывать и выражать в речи идеи и действия.

3. Развивает абстрактное мышление, способность представлять будущие действия, опираясь на опыт.

4. Дает возможность детям обмениваться идеями и использовать опыт друг друга.

Ясность и определенность детских планов зависит от возрастных и познавательных возможностей детей.

Главная задача создания плана - это его осуществление, т.е. превращение намерений в действия.

Задача воспитателя в этот период:

1. Помочь детям начать работу по плану.

2. Помочь детям преодолеть затруднения в ходе работы.

3. Поддерживать речевое общение детей в деятельности.

4. Наблюдать за тем, как дети овладевают информацией, как взаимодействуют с партнерами, как решают проблемы.

5. Подводить итоги того, что уже сделано, и выстраивать новый план.

Таким образом, самостоятельная деятельность имеет принципиальное значение для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребность во взаимодействии с другими. Организация самостоятельных игр, общения сверстников друг с другом позволят педагогу достичь целевых ориентиров на этапе завершения детьми уровня дошкольного образования (п. 4.6 ФГОС ДО). Это следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

В раннем возрасте:

· Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявить настойчивость в достижении результата своих действий.

· Появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослых.

· Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им.

На этапе завершения дошкольного образования:

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.

2. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж, 1998. – 256с.