Общий, совместный и коллективный труд. Консультация для родителей "совместный труд ребенка и взрослого"

Общий-совместный и коллективный труд

Дежурства

Поручения

1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой орга­низации трудовой деятельности.

Трудовые поручения бывают:

‣‣‣ по форме организации - индивидуальными, подгрупповыми, общими;

‣‣‣ no продолжительности - кратковременными или длительными, посто­янными или одноразовыми;

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспи­тания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Поручения в младших группах используются для:

‣‣‣ поддержания интереса к труду, желания трудиться;

‣‣‣ обучения трудовым навыкам и умениям;

‣‣‣ формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;

‣‣‣ удовлетворения потребности в общении со взрослым;

‣‣‣ подготовки к другим формам организации труда.

Трудовые поручения в старших группах более сложны по содержанию, выполнению и степени ответственности за результат. Наряду с поруче­ниями, предполагающими одно действие, используются и такие, кото­рые включают несколько взаимосвязанных действий. Очень важно для будущих школьников научиться самостоятельно про­думывать организацию своего труда, последовательность выполнения поручений.

Воспитатель может очень тактично помочь советом, подсказкой, но обязательно при этом показать, что ребенок и сам в состоянии проду­мать, как он будет выполнять поручение, с чего начнет, какие матери­алы и инструменты ему понужнобятся, где он их возьмет и куда поставит после окончания работы. Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведение дела до конца. Особенно высоко воспитатель оценивает проявление творчества, выдумки, желание дос­тавить радость другим.

2. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всœей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделя­ются общественная направленность труда, реальная, практическая за­бота нескольких (одного) детей о других. По этой причине данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого от­ношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столо­вой, в "Уголке природы", по подготовке к занятиям. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения рабо­ты. Особенно он ценит проявления творчества, стремление ребенка до­ставить своим трудом радость другим людям.

Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс.

Продолжительность дежурств бывает разной исходя из вида тру­да, возраста детей, воспитательной цели.

Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Этого делать не следует. Подобного рода деятельность превращается в контроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачива­ется основной смысл дежурств - забота о других.

3. Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всœего ре­шению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляет­ся, как и прежде, индивидуально. Воспитатель не должен вводить в содер­жание общего труда то, что дети еще не умеют делать.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благопри­ятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно на­правленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всœегда является польза для всœех.

Обший труд предполагает такую организацию работы детей, при кото­рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каж­дого от темпа, качества работы других. Цель, как ив общем труде, -единая.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при ко­торой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: дого­вариваются о разделœении труда, помогают друг другу в случае необхо­димости, "болеют" за качество общей, совместной работы. Коллективная форма потому и принято называть коллективной, что она способствует целœе­направленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллек­тивный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель хорошо это осознавал и знал, как организовывать действительно коллективный труд детей.

Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осоз­нанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

Общий-совместный и коллективный труд - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общий-совместный и коллективный труд" 2017, 2018.

«Совместный труд ребенка и взрослого»

Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы.

Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».

Отношение к труду во многом зависит от того, какое значение придаем этому мы, взрослые.

Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование личностных качеств, например самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место и др., но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях.

Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.

Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил.

Задачи трудового воспитания связаны с содержанием труда (система трудовых действий), с целями воспитания (идеал поведения в труде). Но навыки формируются не ради навыков, они являются важным средством реализации конечной цели трудового воспитания - формирования готовности к труду на общую пользу. Поэтому трудовое обучение и трудовое воспитание задачи их решать в совокупности.

формировать новые умения и навыки и закрепляет уже имеющиеся; воспитывать интерес к труду; умение собственными силами достигать результата, пробуждать и развивать чувство удовлетворения своей работой, уверенность в том, что если хорошо подумать и постараться, то многое можно сделать самому, помочь окружающим.

Организуя трудовую деятельность, следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным. Дети должны понимать общественную пользу труда; понимание общественных мотивов труда побуждает даже непривлекательные виды труда выполнять охотно.

Дети должны уметь выполняют различные виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд.

Осуществлять самоконтроль. Это способствует самоутверждению ребенка, осознании им своей умелости, включению в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками.

Надо побуждать детей к тому, чтобы они по собственной инициативе принимались за труд, обеспечивающий игру: изготовление игрушек и оборудования, их ремонт.

Следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным. Дети должны понимать общественную пользу труда; понимание общественных мотивов труда побуждает даже непривлекательные виды труда выполнять охотно.

Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание детей начинается с самообслуживания: умывание, одевание, снимание и надевание одежды в определенном порядке, расстегивание и застегиванием пуговиц, складывание одежды.

В самообслуживании перед ребенком становится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы совместной деятельности: оделся - можно идти на прогулку, убрал игрушки - можно заниматься рисованием и т. д.

Обслуживая себя. Ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше, тем менее ребенок владеет навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.

Самообслуживания старших детей - включение их в обучение детей более младших: братика, сестренки элементарным умениям. Так, помогают малышам овладевать некоторыми правилами самообслуживания. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувства ответственности, дают возможность ребятам ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.

Хозяйственно - бытовой труд

Дети осуществляют с учетом подражание взрослым.

Задача родителей

Поддерживать и поощрять настроение «я сам! », а также научить детей целенаправленному действию. Поощряя ребенка к труду, важно чтобы он видел и цель действия, и результат работы. (мама вымыла пол, стены, двери,. они стали чистыми). Дети усваивают, что взрослые заботятся о них, и им надо помогать.

хозяйственно-бытового труда

Создает возможность для систематического вовлечения детей в работу, воспитывая у них привычки ежедневного труда, воспитывая такие качества личности как, самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание услуги взрослым, стремление сделать для них что- то приятное.

После еды помочь маме, бабушке убирать посуду; по окончанию игры убирают игрушки на место, моют кисточки, стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в ежедневной уборке комнаты (протирают мебель, моют игрушки, и пр.) Дети должны делать это аккуратно и старательно

Таким образом, в процессе хозяйственно-бытового труда, решаются задачи развития не только трудовой деятельности, но и воспитания личности дошкольника.

Труд детей в природе

Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как и в другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Например, дети узнают, что влага- источник питания, дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений (появление всходов облиственность, цветение, плодоношение, в процессе труда усваивают закономерности и связи (последовательные, временные, причинные, существующие в жизни природы.

С помощью взрослых кормить рыб, птиц, черепашку, поливать комнатные растения, протирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. рыхлят землю, кормят животных, меняют им воду; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи

При этом у детей воспитывается настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели,

Детей необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своем участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковиц растений, сгребать листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в цветочные горшки, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников; принимать посильное участие в заготовке овощей и фруктов на зиму дома. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм.

Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, саду, в цветнике. Рыхлить землю, поливать, пропалывать, прореживать, подвязывать растения, собирать урожай. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.

Важно формировать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению родителей, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы.

Ручной труд.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Бумагу: можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно: пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать.

Работа с природным материалом - листьями, желудями, шишками, берестой. корой и др., - дает родителям возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых формах природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

Большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы

Л. Воронковой «Маша-растеряша»,

В. Осеевой «Лекарство»,

стихи К. Чуковского «Мойдодыр»,

А. Барто «Девочка чумазая»,

З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки»,

Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама»,

С. Капустикян «Кто скорее допьет», и др.

Воспитание на примере трудовой деятельности взрослых -- одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Актуальной задачей в настоящее время является формирование общей трудовой направленности и деятельности посредством правильной организации совместного труда детей со взрослыми.

Наблюдение за трудом взрослых, чтение художественных произведений о труде, рассматривание картин на эту тематику -- вот та основа, которая формирует у детей представления о содержании понятий «трудолюбивый», «ответственный».

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

Для этого возможны различные пути: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям и, наконец, совместная деятельность взрослых и детей.

Первый путь широко практикуется в детском саду -- это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и т. д. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек и т. п.

Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Признавая ценность специальных наблюдений труда, их все же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активизировав влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя ее как совместный труд.

В какой мере возможна организация труда взрослых при детях и даже совместно с ними, что это дает в воспитательном отношении и каковы принципы, конкретное содержание и формы подобной совместной деятельности взрослых и детей?

Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, то ми имеем в виду такую работу, где дм детей достаточно нагляден либо результат труда (сделанная вещь, передок и чистота после уборки, стирки т. д.), либо конкретные трудовые действия (вскапывание земли, кормлении животных и т. п.).

Под совместной работой подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель (и другие взрослые) выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п.), а также различные действия медицинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.

Воспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения работников детского сада, особенно помощника воспитателя. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают, труд которого систематически протекает на их глазах.

Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Однако самого примера еще недостаточно. Если помощник воспитателя делает что-то необычное, дети обращают внимание на это (мытье окон, чистка ковров пылесосом), но стоит этим процессам повториться несколько раз, как дети перестают их замечать. Поэтому все то, что потенциально содержится в труде взрослого (в данном случае в труде няни), не оказывает видимого воздействия на детей.

Детям 3--4 лет самим трудно еще извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает детей в производимый трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребенок имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать.

Например, во время утренней уборки няня поручает детям принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений или игрушки и т. д. Помощник воспитателя выступает не просто организатором детского труда, а трудится вместе с детьми, выполняет основную часть работы, более сложные дела. Так как рядом трудятся двое-трое детей, она может следить за их действиями и одновременно выполнять свою работу. Таким образом, помощник воспитателя может влиять на детей личным примером и в то же время становится организатором небольшой группы детей, приучает их самих к труду. Обучать всех детей навыкам, организовывать их работу, самому участвовать в труде -- делать все это одновременно воспитателю трудно. Помощнику воспитателя же, которая соприкасается одновременно лишь с несколькими детьми, это посильно. Но для этого нужно, чтобы она получила соответствующие инструкции педагога.

Какое же воспитывающее влияние оказывает сотрудничество помощника воспитателя с детьми и при каких условиях оно будет действенным?

Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Бодрый, энергичный темп работы помощника воспитателя, ее старательность возбуждают у детей стремление к труду. Но даже очень хороший пример няни не всегда действует на поведение детей, в силу неустойчивости их внимания, неумения вычленить важное. Разными способами приходится привлекать внимание ребенка к особенностям действий, выполняемых взрослым. Здесь большую роль играет словесное пояснение взрослым своих действий, что помогает ребенку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.

Например, проговаривание весьма значимо в работе с маленькими детьми. Но часто этого косвенного приема недостаточно. Необходимо прямое обращение внимания детей на выполняемое взрослым действие. «Посмотрите, -- говорит воспитатель, -- как тетя Шура чисто моет стекла, они блестят, сверкают», «Посмотри, как я держу щетку. Вот так надо сметать крошки».

Труд, характерный для той или иной местности, часто протекающий на виду у детей, составляет ту среду, из которой дети могут постоянно черпать образцы для подражания. Не надо упускать из виду и того обстоятельства, что в этом труде часто принимают участие родители и другие близкие детям люди; это усиливает впечатления детей, полученные в детском саду

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Воспитатель обращает внимание детей на общий порядок, тщательно продуманную работу, на слаженность работы, на взаимопомощь, на любовное отношение к делу. Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заряжаются его энтузиазмом. При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами:

Труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым;

Он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точек зрения;

В нем должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослых и детей с известным разделением функций каждого участника.

Естественность, жизненная целесообразность труда -- это важнейшие условия успешной организации совместной деятельности детей и взрослых, которая может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий. При этом важно учитывать соответствие работы, требующей большой нагрузки, неудобных поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, однообразных действий.

Последнее требование -- это осуществление естественного разделения труда между взрослыми и детьми. Следовательно, в работе должны быть

более сложные или более трудоемкие операции, которые по силам детям. Если этого нет, то совместной работы не получится: или трудится взрослый, а дети наблюдают, или, наоборот, все выполняют дети, а взрослый организует и направляет их работу. И то и другое в жизни может иметь место, но это уже не совместный труд.

В процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и такое сочетание уровней активности взрослых и детей, степени их участия в труде, которое способствовало бы заимствованию ребенком опыта старших и в то же время побуждало его к самостоятельности в работе. Опыт показывает, что педагогически эффективное сочетание активности взрослых и детей при совместном выполнении работы может выступать в разных формах.

Гораздо более активны дети, когда взрослый начинает работу, постепенно втягивает в нее детей, а затем предоставляет им возможность действовать самим. Например, на участке сгребают на газонах листья, ветки, дети уносят их на носилках. Когда дети втянулись в работу, воспитатель незаметно отходит. Дети продолжают работать. Характер их действий явно говорит о подражании воспитателю. Воспитатель издали следит за детьми.

В ряде случаев есть и более сложное сочетание действий взрослых и детей: работу начинают взрослые, потом действуют дети, затем одновременно те и другие.

Организаторская роль воспитателя в коллективной работе с распределением труда значительно ответственнее. Ему приходится распределять работу, обеспечивать условия ее осуществления, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия. Возможность непосредственного сотрудничества с детьми резко снижается особенно в работе с детьми младших групп. Чтобы обеспечить это сотрудничество, воспитателю необходимо привлечь помощников, которые разделили бы с ним организационно-педагогическое руководство детьми. Если детей делят на две-три одновременно работающие подгруппы, то взрослым вполне удается руководить ими и одновременно выполнять часть работы.

Соотношение совместной работы с детьми и руководства разнообразной деятельностью меняется в зависимости от возраста детей, с которыми ведется работа, и от конкретного характера труда. В младших группах доминирует организационно-педагогическая функция взрослого. В средней и старшей группах возможность для взрослых выполнять какую-то часть труда зависит от характера трудового процесса, его емкости и сложности.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей. При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (беседы, рассказы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми.

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям, подобно им, хорошо трудиться. Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака -- пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С. Михалкова -- дяди Степы-милиционера.

Удивительно просто и глубоко говорит с детьми В. Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что «работа всякого нужна одинаково» и что «чего один не сделает -- сделаем вместе».

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых -- наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать.

При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Постепенное расширение и углубление знаний детей о труде взрослых можно проследить на примере неоднократного наблюдения с детьми постройки жилого дома. В первый раз дети наблюдают работу каменщиков -- кладку стен, подноску кирпича. На следующей экскурсии дети увидели продвижение стройки -- дом «вырос». Затем они наблюдали, как работали плотники, стекольщики, кровельщики, маляры. И вот в результате общей слаженной работы дом готов.

Наблюдения за трудом взрослых оказываются особо действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения. Все это влияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны к элементарному пониманию общественной пользы своего труда. Они гордятся тем, что их привлекают к совместной работе с взрослыми, и получают удовлетворение от того, что и они что-то вносят в общее хозяйство детского сада, помогают взрослым.

Дети, которые не только будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых. У них постепенно будет формироваться психологическая готовность к труду.

Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе труда.
Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений и экскурсий, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми.

Тот факт, что разнообразная работа взрослых постоянно протекает на глазах у детей, оказывает положительное влияние на их воспитание, у них формируются представления об этом труде, его общественной значимости, уважение к труженикам. Одновременно необходимо вызывать у детей желание трудиться, работать так же старательно и ответственно, как делают это взрослые.
Если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности, принять хотя бы небольшое участие в труде взрослых, эмоциональность наблюдения повышается, так как в процессе труда они лучше познают суть тех или иных явлений. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети с особым воодушевлением будут выполнять и в детском саду небольшие обязанности, трудовые поручения.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы организовать участие детей в труде взрослых в процессе наблюдений и экскурсий. Это можно осуществить почти всегда, нужно только уметь найти формы и способы включения детей в посильный для них труд.
Детям двух - четырех лет выполнение поручений в ходе наблюдения труда взрослых вполне доступно и вместе с тем ценно, так как готовит к трудовой деятельности.
Дети наблюдают осенью за уборкой участка. Они видят, как дворник подметает дорожки, сгребает листья и на тачке увозит на хозяйственный двор. Воспитатель отмечает полезность этого труда для окружающих. Дети изъявляют желание принять участие в уборке участка. Им дают маленькие корзинки, они собирают в них листья и относят в указанное место. Каждому хочется положить в свою корзину листьев побольше, чтобы скорее и лучше убрать участок.
Наблюдение за трудом дворника и посильное в нем участие определяют поведение детей: они стараются соблюдать порядок в группе и на участке, не сорят.
Другая форма привлечения к труду состоит в специальной организации совместной трудовой деятельности взрослых с детьми, т. е. когда взрослый и ребенок оказываются участниками одного трудового процесса. Взрослый при этом не ограничивается функцией организатора, а осуществляет функции партнера по общей работе. Воспитательный смысл включения детей в труд вместе со взрослыми состоит в том, что, выполняя то или иное дело, они конкретнее ощущают рабочее усилие, каждый видит себя помощником взрослого, начинает понимать значимость и своего труда. При этом нельзя забывать основное условие - содержание труда детей должно соответствовать их возрастным возможностям.
При организации совместного труда воспитатель максимально сосредоточивает внимание детей на трудовой деятельности работников и ближайшего окружения.

Чем старше дети, тем более усиливается руководящая роль воспитателя при организации их трудовой деятельности. Содержание труда становится сложнее, в нем принимает участие все большее число ребят, и педагогу приходится одновременно обучать их трудовым навыкам, навыкам культуры трудовой деятельности и взаимоотношений, воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию, направлять усилия ребят на достижение цели и пр. С другой стороны, подрастая, дети становятся более умелыми, деловитыми, бережливыми, и педагог получает возможность не только организовывать их трудовую деятельность, направлять ее, но и самому все активнее участвовать в совместном труде с ними.
Например, организуя совместную деятельность детей по подготовке к занятию, педагог проводит беседу о том, кто что будет делать. Он надписывает листы бумаги, раздает их. Затем заваривает клейстер, остужает, а дети разливают его в чашечки. Они раскладывают на подносы геометрические формы, из которых будут изготовлять аппликации, раздают тряпочки, клеенки, кисти. Воспитатель, выполняя свою работу, одновременно следит за дежурными. Например, он заметил, что один ребенок работает быстро, но не очень аккуратно (небрежно кладет геометрические формы, не заботясь о достаточном количестве, разнообразии цвета), и тут же делает замечание, напоминает о необходимости добросовестного выполнения своих обязанностей. Воспитатель показывает, как надо работать,- не торопиться, но и не слишком медлить, делать все тщательно, правильно, красиво.
При правильном распределении трудовых операций все будут достаточно активно участвовать в деятельности, и дети могут легко перенимать пример трудового поведения взрослого, проявляя самостоятельность. Такая форма организации совместной деятельности на равных началах (и взрослого, и детей) используется всякий раз, когда педагог уверен, что у ребят имеется достаточный багаж знаний, умений, опыта.
Старшие дошкольники принимают участие в изготовлении дидактических материалов. Они вырезают формы, делают выкройки для конструирования поделок из бумаги, изготовляют наглядный материал для занятий по счету (вырезают фигурки, делают счетные карточки).
Опытные воспитатели организуют с детьми ремонт коробок из-под настольно-печатных игр. Наиболее сложным в этом процессе оказывается сшивание углов картонных коробок, поэтому эту работу воспитатель берет на себя. Дети должны затем оклеить углы бумагой, чтобы придать коробке аккуратный вид.
Часто ребят привлекают к работе по ремонту игрушек.
Интересно протекает совместная работа детей и воспитателя по поделке игрушек для сюжетно-ролевых игр, так как их изготовление доступно детям и активность их проявляется довольно широко. Взрослый может только начать работу, втянуть в нее детей, а затем предоставить им возможность действовать самостоятельно.
Так, дети с воспитателем решают, что для игры в почту необходимо сделать стойку с окошком, конверты, марки, открытки, журналы, сумку почтальона. Воспитатель шьет сумку, дети вырезают картинки-марки, делают конверты. Затем воспитатель, видя, что все заняты делом, незаметно выключается из деятельности, продолжая следить за детьми.
Уместно организовывать совместную деятельность воспитателя с детьми при поделке игрушек, сувениров из природного материала, древесины, бумаги, спичечных коробков и пр.
Опыт показывает, что сочетание действий взрослого и ребят может быть и простым и более сложным. Все зависит от содержания совместной деятельности предыдущего трудового опыта, имеющихся у ребят навыков. В практике можно наблюдать, что воспитатель организует совместную деятельность с детьми во время уборки групповой комнаты или участка. В это время взрослому приходится обеспечивать все условия для нормального протекания этой деятельности. А это означает, что в зависимости от умений детей воспитатель либо сам распределяет работу, либо помогает договориться, кто что будет выполнять; либо сам организует рабочее место, либо это делают воспитанники.
С другой стороны, осуществляя организационные функции, взрослый должен помнить, что он одновременно является непосредственным участником совместной работы. Поэтому надо предусмотреть, какие из организационных функций он сможет сейчас передать детям и кому из них конкретно. Воспитатель может вместе с детьми сшить или починить одежду для кукол, подклеить книги, выполнять эпизодически и другие виды работ: поменять воду в аквариуме, пересадить комнатные растения, перенести песок в песочный дворик, навести порядок на веранде, на физкультурной площадке, очистить орудия труда.
Очень важно, чтобы труд взрослых не проходил особняком, т. е. взрослым надо не просто выполнять свою работу, но и привлекать детей, направлять их деятельность, общаться с ними. Когда все взрослые заинтересованы в качественном выполнении общей работы, они и детям подскажут, как и что лучше сделать. В одном случае похвалят ребенка, в другом, напротив, укажут на недостаточно серьезное отношение к делу, заинтересуют работой, покажут, каков будет ее результат. Взрослые могут заметить отсутствие у отдельных ребят аккуратности, небрежное отношение к оборудованию, вовремя поправят их. Когда трудится много взрослых, легче проследить за деятельностью ребят, рационально организовать работу каждого.
Зимой для уборки снега после обильного снегопада или при возведении снежных построек также уместно привлекать для совместной работы с детьми няню, дворника, родителей.
Педагог не может переложить на других, хотя бы на время, свои обязанности руководителя, воспитателя группы детей. Участвуя в общем труде, он должен сам направлять, организовывать трудовую деятельность детей.
Создание и поддержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда способствует проявлению у детей радости, удовлетворения результатами труда.
Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них. Таким образом, совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.

1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой орга-низации трудовой деятельности.

Трудовые поручения могут быть:

- по форме организации - индивидуальными, подгрупповыми, общими;

- no продолжительности - кратковременными или длительными, посто-янными или одноразовыми;

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспи-тания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

Поручения в младших группах используются для:

Поддержания интереса к труду, желания трудиться;

Обучения трудовым навыкам и умениям;

Формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;

Удовлетворения потребности в общении со взрослым;

Подготовки к другим формам организации труда.

Трудовые поручения в старших группах более сложны по содержанию, выполнению и степени ответственности за результат. Наряду с поруче-ниями, предполагающими одно действие, используются и такие, кото-рые включают несколько взаимосвязанных действий. Очень важно для будущих школьников научиться самостоятельно про-думывать организацию своего труда, последовательность выполнения поручений.

Воспитатель может очень тактично помочь советом, подсказкой, но обязательно при этом показать, что ребенок и сам в состоянии проду-мать, как он будет выполнять поручение, с чего начнет, какие матери-алы и инструменты ему понадобятся, где он их возьмет и куда поставит после окончания работы. Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведение дела до конца. Особенно высоко воспитатель оценивает проявление творчества, выдумки, желание дос-тавить радость другим.

2. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделя-ются общественная направленность труда, реальная, практическая за-бота нескольких (одного) детей о других. Поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого от-ношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столо-вой, в "Уголке природы", по подготовке к занятиям. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения рабо-ты. Особенно он ценит проявления творчества, стремление ребенка до-ставить своим трудом радость другим людям.


Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс.

Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида тру-да, возраста детей, воспитательной цели.

Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Этого делать не следует. Подобного рода деятельность превращается в контроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачива-ется основной смысл дежурств - забота о других.

3. Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего ре-шению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляет-ся, как и прежде, индивидуально. Воспитатель не должен вводить в содер-жание общего труда то, что дети еще не умеют делать.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благопри-ятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно на-правленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех.

Обший труд предполагает такую организацию работы детей, при кото-рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каж-дого от темпа, качества работы других. Цель, как ив общем труде, единая.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при ко-торой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: дого-вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необхо-димости, "болеют" за качество общей, совместной работы. Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целе-направленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллек-тивный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель хорошо это осознавал и знал, как организовывать действительно коллективный труд детей.

Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осоз-нанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.