Приемная семья как система белоруссия. Приемные родители вкладывают в чужих детей больше, чем в своих

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 октября 1999 г. N 1678 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ [ Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2002 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 89, 5/10901); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2005 г. № 307 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 5/15754); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2006 г. № 103 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 20, 5/17175); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 1747 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6, 5/26438)] В связи с принятием Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о приемной семье. 2. Министерству образования: по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом утвердить форму договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и образец удостоверения, выдаваемого приемным родителям; принять иные меры по реализации настоящего постановления. Премьер-министр Республики Беларусь С.ЛИНГ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28.10.1999 N 1678 ПОЛОЖЕНИЕ о приемной семье Общие положения 1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком (детьми), а такая семья - приемной семьей. 2. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать, 4 человек. 3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем, а трудовой договор - между управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение приемного родителя на основании документа и в срок, указанные в пункте 126 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 44, 1/7344; 2007 г., № 222, 1/8854) (далее - перечень). 4. Орган опеки и попечительства, уполномоченные им органы и организации определяют число детей, которые могут быть переданы на воспитание в данную приемную семью, очередность и сроки их передачи, продолжительность адаптационного периода ребенка в приемной семье. Социальную, педагогическую, психологическую помощь приемным семьям оказывают управления (отделы) образования местных исполнительных и распорядительных органов либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, в соответствии с планом защиты прав и законных интересов каждого приемного ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью. 5. Органы опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования приемных детей, определяют периодичность и формы контроля, анализируют деятельность приемных родителей, а также выполнение планов защиты прав и законных интересов приемных детей и принимают решение об их корректировке. Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях осуществляется: в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю; после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц; во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал. Порядок организации приемной семьи 6. Лица, желающие взять детей на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства документы, указанные в пункте 120 перечня. 7. Органы опеки и попечительства по месту жительства лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, либо уполномоченные ими органы и организации проводят обследование условий жизни лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и реализовать планы защиты их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители. При подборе лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей и отражает в заключении о возможности быть приемными родителями информацию об уровне воспитанности и социализации родных и усыновленных детей. Для подготовки заключения о возможности заявителей стать приемными родителями органами опеки и попечительства истребуются из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения: копия лицевого счета с места жительства лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью, являющегося нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда; справка о месте работы, службы и занимаемой должности лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью; справка о размере заработной платы (денежного довольствия) за предшествующий образованию приемной семьи год; сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью; сведения о том, лишалось ли лицо (лица), желающее взять детей на воспитание в приемную семью, родительских прав, было ли ограничено в родительских правах, было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавалось ли недееспособным или ограниченно дееспособным; сведения о том, отстранялось ли лицо (лица), желающее взять детей на воспитание в приемную семью, от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей; сведения о том, признавались ли дети лица (лиц), желающего принять детей на воспитание в приемную семью, нуждающимися в государственной защите. 8. На основании акта обследования и всех необходимых документов лица (лиц), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями. 9. При отрицательном заключении и основанном на нем отказе в заключении договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заявителю возвращаются все документы. 10. Органы опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации организуют в порядке, установленном органами образования, обучение лиц, в отношении которых принято положительное заключение о возможности стать приемными родителями, по программам, рекомендованным Министерством образования Республики Беларусь. 11. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания и установления контакта с ними. При подборе ребенка из детских интернатных и лечебно-профилактических учреждений или других аналогичных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо, желающее взять ребенка на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законодательством порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке. 12. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, его опекун, попечитель представляет в районный, городской, районный в городе орган опеки и попечительства следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие); медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, выданное государственной организацией здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее - Министерство здравоохранения). 13. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является решение органа опеки и попечительства о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, принятое в срок, указанный в пункте 120 перечня. 14. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью с учетом срока, необходимого для адаптации ребенка в приемной семье, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Трудовой договор с приемным родителем заключается на срок, предусмотренный в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. 15. В случае передачи на воспитание приемному родителю (приемным родителям) нескольких детей может быть заключен один договор. Если дети передаются на воспитание в приемную семью в разное время, заключается отдельный договор о передаче на воспитание каждого вновь поступающего в семью ребенка. Возможно заключение договора на срок от одного месяца до достижения ребенком возраста 18 лет или до поступления ребенка до достижения совершеннолетия в учреждение, обеспечивающее получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования. В случае трудоустройства приемного ребенка по достижении возраста 16 лет договор продолжает действовать до его совершеннолетия, а выплата средств на содержание приемного ребенка прекращается. Передача новых детей в приемную семью возможна только в том случае, если процесс адаптации ранее принятых приемных детей проходит успешно, что подтверждается заключением органа опеки и попечительства либо уполномоченных им органов и организаций. 16. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед органом опеки и попечительства в соответствии с законодательством. 17. Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Передача детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Республики Беларусь. 18. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях. 19. В случае госпитализации приемных родителей либо длительного их отсутствия в семье по иным уважительным причинам в соответствии с законодательством Республики Беларусь орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство ребенка на воспитание либо заключает договор с другим приемным родителем на время отсутствия основного приемного родителя. 20. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка родителям, или усыновления ребенка. Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законодательством порядке. 21. Не допускается заключение трудового договора с лицами, обязанности которых по воспитанию ребенка (детей) вытекают из факта близкого родства с ребенком (детьми) (с братьями, сестрами, дедом, бабкой). Передача детей на воспитание в приемную семью 22. На воспитание в приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов. 23. По желанию лица, имеющего на то необходимые условия, возможна передача ему на воспитание в приемную семью больного ребенка (ребенка с особенностями психофизического развития, ребенка-инвалида). 24. Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает его интересам. В спорных случаях порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органом опеки и попечительства. Общение приемных детей с родителями, лишенными родительских прав, осуществляется на основании разрешения органа опеки и попечительства, согласованного с приемными родителями, в котором указывается время, место и продолжительность общения. 25. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Передача в приемную семью ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его письменного согласия. 26. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. 27. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения системы образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передают приемным родителям следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, выданное государственной организацией здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения; документ об обучении (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении; иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка. При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу выплаты пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то приемным родителям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие) и разъясняется порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии. Указанные в настоящем пункте документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Приемные родители, их права и обязанности 28. Исключен. 29. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и несут обязанности опекуна, попечителя. Приемные родители не имеют права препятствовать усыновлению приемных детей другими лицами. 30. Приемные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования. 31. Трудовой отпуск приемным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа, заключившим с ними трудовой договор. На период трудового отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых приемных детей. 32. Время работы в качестве приемных родителей засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с законодательством. Материальное обеспечение приемной семьи 33. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, по инвалидности). Выплата пенсии производится по выбору приемного родителя через организацию почтовой связи, банк, организацию, осуществляющую деятельность по доставке пенсий. 34. Исключен. 34-1. Исключен. 35. Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются в размерах, установленных Правительством Республики Беларусь для воспитанников приемных семей и в порядке, установленном законодательством. Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца перечисляются в банк на счета приемных родителей (родителя) либо выдаются по расходному кассовому ордеру. Размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги. 36. Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются приемным родителям в течение срока действия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетия и утративших статус приемных детей, но продолжающих обучение в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, ежемесячные денежные выплаты на содержание могут производиться до окончания обучения в указанных учреждениях. 37. Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь. 38. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. 39. Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства.

Что такое материнство – почетная миссия женщины, заложенная в ней природной программой, либо такая же тяжелая и непростая работа, как воспитатель, повар или врач? «Журнал» попытался разобраться, что значит быть мамой в современной Беларуси.

С одной стороны, если мама – это работа, то должен быть отпуск, возможность уволиться, уйти на больничный, сменить ее в случае, если надоело. С другой – если бы речь шла только о природной программе, современная женщина мало бы чем отличалась от пещерной самки и вряд ли смогла бы позволить себе реализовываться в других сферах.

И все-таки сегодня большинство женщин склоняются к тому, что быть мамой – это упорный и каждодневный труд, который может и должен окупаться. Пусть не финансово, но хотя бы морально. Хотя и вопросы финансов тут совсем не лишние.

Быть мамой – тяжелый ежедневный труд

Бывшая спортсменка-конькобежка Елена после полученной серьезной травмы спины вынуждена была оставить любимое занятие. Тренерская работа хоть и приносила доход, но морального удовлетворения Елена не испытывала. И совершенно неожиданно для самой себя нашла его в… материнстве.

«В первое время боялась, что не готова к тому, чтобы брать на себя ответственность за маленькую жизнь, а потом поняла, что это и есть та самая работа, которая мне по душе и по характеру», – признается Елена.

По ее словам, это только со стороны кажется, что материнство – легкая задача, программа, заложенная в каждой женщине, на самом деле быть мамой – тяжелый ежедневный труд.

«Официально, родив ребенка, женщина якобы находится в “отпуске”, пусть и декретном. Интересно, много ли мужчин согласились бы так отдохнуть?» – смеется Елена.

Но если быть мамой – это работа, то не должна ли она достойно оплачиваться? О каких финансах сегодня может идти речь?

«На сегодняшний день беларусская женщина, уходящая в декрет с постоянного места работы (что обычно случается в 30 недель беременности), имеет право на выплату больничного, единовременного пособия по рождению ребенка и ежемесячного пособия на его содержание до трех лет», – разъясняет бухгалтер Елена Осипова.

Размер больничного зависит от среднедневной зарплаты женщины за последние шесть месяцев. Этот средний заработок умножается на 126 календарных дней, поскольку в соответствии с Трудовым кодексом Беларуси беременным женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в случаях осложненных родов или рождения двух и более детей – 70) календарных дней после родов.

За этот период женщина получает единовременное пособие, которое не зависит от числа дней, которые она реально провела на больничном до наступления дня «икс».

«При этом надо помнить, что бухгалтерия не включает в расчет среднедневного заработка выплаты, связанные с трудовым отпуском, больничными, материальную помощь и различные премии», – уточняет Осипова.

Порядок начисления пособия по беременности и родам отличается для неработающих женщин, женщин-предпринимателей, безработным и студенток. Cумма пособия зависит от заработка женщины до дня ухода в декрет.

А вот сумма единовременного пособия на рождение ребенка строго определена государством. С января 2016 года оно составляет 15.913.100 рублей (10 бюджетов прожиточного минимума – в пересчете получается чуть больше 750 долларов).

На второго и последующих детей маме выплачивается 14 бюджетов прожиточного минимума – то есть 22.278.340 рублей. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет на первого ребенка ежемесячно составляет 2.450.500 рублей, на второго и последующих детей - 2.800.500 рублей.

Если в семье воспитывается ребенок-инвалид до трех лет, то государство выплачивает на его содержание в месяц 3.150.600 рублей.

Кроме этих выплат по закону женщинам, ставшим на учет по беременности в женской консультации, также выплачивается единовременное пособие (своеобразная премия за законопослушность) в размере одного бюджета прожиточного минимума – 1.591.310 рублей.

Для сравнения: в соседней Литве размер пособия на рождение ребенка составляет 8 прожиточных минимумов. При этом можно быть в отпуске по уходу за ребенком в течение трех лет, но пособие по материнству (отцовству) выплачивается либо в течение года (в размере 100% от заработной платы), либо в течение двух лет (в первый год 70% от зарплаты, во второй – 40%).

Впрочем, по признанию Елены, которая, к слову, как раз находится в ожидании второго малыша, работа мамы в Беларуси, хоть и не денежная, но от этого не менее почетная и важна. Хотя идеальный вариант для большинства беларусских женщин, находящихся в декретном отпуске, возможность приработка на стороне. Главное помнить, чтобы сохранить размер пособия по уходу за ребенком в полном объеме, официально она должна работать только по договору подряда и никак иначе.

Беларусские женщины имеют право на один из самых продолжительных декретных отпусков в мире. Для сравнения, в США матери оплачивается от 6 до 12 недель отпуска по уходу за ребенком, в Бельгии и Швеции – всего три месяца. В некоторых странах вместе (а не вместо!) с мамой в отпуск по уходу за ребенком может уйти и отец. Так, Австрия готова оплатить отцу до полугода такого отпуска.

Пусть мама услышит! Пусть мама придет!

Президент Беларуси пару лет назад потребовал, чтобы к 2015 году в стране не осталось детских домов и домов-интернатов. Планировалось, что все «государственные» дети будут переданы на воспитание в семьи. Но эти планы остались всего лишь громкими заявлениями.

Принять чужого ребенка в свою семью – задача не простая. В первую очередь, психологически. Одно дело – младенец-несмышлёныш, которого легко усыновить и принять как родного, другое – все понимающий и осознающий подросток, предупреждает специалист отдела образования, психолог Ольга Александровна.

И уточняет: «Случайных людей в этом деле быть не может. Государство стояло и будет стоять на страже интересов несовершеннолетних, о какой бы форме их устройства в семью не шла речь».

Впрочем, если родители желают усыновить (удочерить) ребенка, то государство, хоть и не будет оказывать им никакой помощи (кроме назначения детского пособия, разумеется), но и вмешиваться в дела семьи также не будет. Если, конечно, речь не будет идти о явных нарушениях прав несовершеннолетних.

«Если же формой устройства ребенка в новую семью станет опекунство, патронат либо попечительство, то государственные органы возьмут такую семью под свой постоянный контроль», – отмечает Ольга Александровна.

При этом в случае с приемной и патронатной семьей, один либо оба родителя могут рассчитывать на трудоустройство и оплату своего труда соответственно. Для этого с ними заключат договор на трудоустройство, в котором будут прописаны права и обязанности родителей, а также размер вознаграждения за их труд.

Согласно законодательству Беларуси, в патронатной семье один из родителей имеет статус патронатного воспитателя и официально является сотрудником учреждения для детей-сирот. При этом главным опекуном ребенка остается директор учреждения. Патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание. При этом ребенок в любой момент может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно.

Другое дело приемная семья, в которую ребенок передается на воспитание согласно договору до его совершеннолетия. Приемные родители получают пособие на его содержание, а также зарплату за его воспитание. При этом договор о передаче ребенка на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком и т.д.), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания и воспитания ребенка.

Не так давно Беларусь потрясла история самоубийства молодой успешной женщины, на чьем попечении было двое своих, четверо усыновленных и пять приемных детей. Активная, постоянно находящаяся в поле зрения СМИ и с виду вполне счастливая женщина вынуждена была, как оказалось, чуть ли не ежемесячно выдерживать различные проверки, придирки и недвусмысленные намеки в корыстности ее побуждений со стороны различных чиновников и простых жителей города.

«А все потому, что в обществе у нас сегодня существует миф, что люди, которые берут на свое попечительство чужих детей, в большинстве своем хотят на них заработать. Причем не только на пособиях, но и на “дешевой рабочей силе”», – говорит Алла, ставшая приемным родителем для двух сестер-погодок два года назад.

Алла с мужем, двумя родными дочерями и двумя приемными девочками Таней и Светой живут в агрогородке в Гродненской области. Говорит, первое время боялась давать приемным девочкам какие-то задания по дому и огороду. Наслушалась историй про то, как детей забирают из семьи за якобы эксплуатацию. Послал огород полоть – изверг. Со скотиной в поле выгнал – рабовладелец.

«Мы тут приезжие, перебрались с мужем в деревню из города. Так что лишний раз дразнить гусей не хотелось. Вот и балансировала между разумным воспитанием девочек и соседскими пересудами. Благо, что сейчас все успокоилось, и соседи привыкли к нашей семье», – рассказывает Алла.

О каких же мифических шальных деньгах на приемного ребенка, которым нередко завидуют обыватели, идет речь? Средняя зарплата приемных родителей-воспитателей в Беларуси на сегодняшний день составляет 2-2,5 млн рублей. Плюс отдельно детское пособие на каждого ребенка – немногим больше 1 миллиона рублей. При этом официально считается, что рабочее время такого родителя составляет 8 часов в сутки. Остальные 16 часов, проведенных с детьми, как бы ни в счет. Те, кто воспитывает детей, знают, что на такие деньги особенно не разгонишься. Ведь и малышей, и тех, кто постарше, надо одеть, обуть, накормить, лечить, плюс чем-то баловать.

Родители-воспитатели имеют по закону право на больничные и даже на отпуск. Но в таком случае детей из семьи должны на время изымать, что, конечно, им совсем не на пользу. Вот и выходит, что хоть формально в приемной семье мама или папа всего только наемные работники, на деле большинство из них – альтруисты, которые за весьма небольшие деньги выполняют огромную роль социализации брошенных всеми несовершеннолетних граждан страны.

Минчанам, усыновившим детей, нужна поддержка психологов.

– По сей день сожалею, что не прислушалась когда-то к словам воспитателей Дома ребенка, – признается Наталья Степановна, которая 16 лет назад взяла опекунство над трехлетней Сашенькой (имена собеседницы и ребенка изменены по этическим соображениям. – Прим. авт. ). – Мне говорили: характер у девочки сложный, подумай хорошенько, прежде чем брать ее в семью. Я же верила, что справлюсь, не зря ведь педагогическое образование получала. Но, увы…

На первых порах все складывалось вроде бы неплохо: родственники женщины поддержали ее благой порыв, 6-летний сын Владик с радостью воспринял появление сестрички. Даже соседи и знакомые не досаждали вопросом: «Откуда взялась дочь?». Предположили, что девочка жила у бабушки с дедушкой, и в подробности не вдавались.

Активная? Так ведь детям положено быть непоседами! Упрямая? Попробуем договориться. Любит драться? Ничего, перевоспитаем. Однако корректировать поведение Саши с каждым днем становилось все труднее.

– Через четыре года мне предложили стать приемным родителем, – вспоминает Наталья Степановна. – На специальных подготовительных курсах узнала много полезного для себя. С облегчением вздохнула, когда поняла, что не у меня одной такие проблемы с ребенком. Своими переживаниями делилась с другими родителями, брала на заметку их опыт. Опять стала верить, что все получится. А потом Саша пошла в школу…

Учителя плакали, пытаясь воспитывать непослушную ученицу. Влад, стыдясь за сестру, стал ее избегать. Итальянская семья, приняв у себя однажды Александру на летние каникулы, через неделю отправила ее назад. В 2008 году за хулиганские выходки девочка попала в воспитательное учреждение закрытого типа в Гомельской области, где пробыла 2 года. Вернувшись в Минск, поступила в технологический колледж. От общежития отказалась – с просьбой приютить пришла к бывшей приемной матери.

– И я приняла ее снова, ведь сердцем уже прикипела к ребенку, – говорит Наталья Степановна. – Просила только остепениться, вести себя хорошо.

Однако уговоры на Александру не подействовали. За грубые нарушения дисциплины и хроническую неуспеваемость ее вскоре исключили из колледжа.

Уже больше года девушка живет одна – став совершеннолетней, получила социальное жилье как сирота. Ее образ жизни далек от праведного: не работает, состоит на учете в наркодиспансере. Правда, Наталью Степановну Александра навещает регулярно, по-прежнему зовет мамой.

– Ведь у Саши больше и нет никого, кроме меня и Влада, – вздыхает женщина. – Родная мать отказалась от нее еще в роддоме. Бабушка с дедушкой даже увидеть внучку не захотели в свое время. Желающих удочерить тоже не нашлось. Так что это мой крест, и мне его нести до конца жизни… Очень хотелось помочь ребенку. Если бы тогда знала, что ожидает впереди, возможно, не решилась бы на такой шаг…

Учиться рад – признаться стыдно

Подобных историй немало, но широкой огласки они, как правило, не получают: среди обывателей как-то не принято обсуждать, насколько тяжело воспитывать чужих детей. Не в материальном плане, нет: тут и так все понятно – дополнительные финансы лишними не бывают. Речь о принятии чужого ребенка таким, каков он есть, умении найти с ним контакт, увидеть и понять его проблемы.

Приемным родителям все-таки немного проще: они, как состоящие в штате управлений образования, периодически собираются на методические объединения, имеют возможность высказаться и получить нужный совет. Усыновителям сложнее. В первую очередь потому, что многие из них стараются скрывать факт усыновления ребенка, стремятся быть как все и умалчивают о возникающих трудностях. Одним из тяжелых последствий «тайной» семейной жизни усыновителей бывает отказ от ребенка. К счастью, такое случается нечасто.

– Не принято у нас выносить сор из избы, – замечает заведующая сектором социально-педагогической работы и охраны детства комитета по образованию Мингорисполкома Зинаида Воробьева. – Любим создавать видимость благополучия, к тому же по умолчанию считаем, что умеем воспитывать детей. Но ведь нужно еще и понимать, что поведение ребенка, который жил в детдоме, однозначно будет отличаться от поведения домашнего чада. Эти дети уже приходят с проблемами и просто вынуждены вести себя иначе. Ожидания родителей не оправдываются, а принять помощь со стороны готовы далеко не все.

Между тем поддержка психологов (причем опытных специалистов, а не вчерашних выпускников вузов) усыновителям требуется обязательно и на протяжении длительного времени. Это касается и родителей-воспитателей детских домов семейного типа.

– Представьте себе маму и папу, у которых 2 своих детей и еще как минимум 8 чужих, – говорит Зинаида Васильевна. – Они живут в постоянном страхе – не повлияют ли приемные на родных? На мой взгляд, было бы хорошо иметь еще и психотерапевта, хотя бы одного на 10 детских домой семейного типа.

Слово за кадрами

В социально-психологических центрах (СПЦ), которые более 10 лет назад открылись в каждом районе Минска, никогда не откажут в необходимой помощи. Там же проходят обучение и кандидаты в усыновители и опекуны.

– Один раз в неделю проводим групповые и индивидуальные занятия, – поясняет директор СПЦ с приютом Первомайского района Елена Шалаева. – Ведем дневники наблюдения и даем заключение, насколько человек психологически готов к усыновлению. Обучение длится 1,5 месяца; основная цель – безусловное принятие детей. Стараемся донести до обучающихся, что процесс адаптации ребенка в семье может затянуться надолго и родителям нельзя замыкаться в себе. Пройти соответствующее обучение будущие усыновители могут и в Национальном центре усыновления.

К слову, специалисты СПЦ готовят к проживанию в замещающих семьях и детей, которые получили статус нуждающихся в государственной защите.

Таким образом, условия для подготовки и поддержки усыновителей созданы, единственная проблема – постоянный дефицит кадров.

– У нас, например, работают 3 педагога-психолога: 1 в приюте и 2 в центре, – рассказывает Елена Шалаева. – Не могу сказать, что этого количества достаточно, но наши специалисты имеют большой стаж и богатый жизненный и профессиональный опыт. Они справляются, но стоит это, конечно, немалых усилий.

С видом на жительство

По показателям усыновления Минск – аутсайдер среди других регионов Беларуси. И это при том, что количество населения в столице огромное и средний доход у жителей города значительно выше, чем на периферии.

– Мне кажется, минчан останавливает квартирный вопрос: построить жилье в столице сложно, – предполагает директор СПЦ Первомайского района. – У людей, может, и есть душевный порыв, но отсутствие необходимых квадратных метров часто все портит. Да и общественное мнение играет большую роль. Супруги, например, решают взять ребенка, а родственники и знакомые, как правило, начинают отговаривать: зачем вам это нужно?

Зинаида Воробьева, в свою очередь, обращает внимание на то, что жители Минска часто усыновляют детей из регионов, дела рассматриваются по месту проживания ребенка, и показатели, соответственно, приписываются не Минску.

– Есть еще один момент, – замечает специалист. – Потенциальные усыновители могут обращаться в управление образования своего района или в Национальный центр усыновления. Во втором случае они получают направление на знакомство с конкретным ребенком, который может проживать в любом регионе страны. А вот в первом случае направление выдается только на ребенка, проживающего на территории района, где находится управление образования. То есть минчанин, проживающий во Фрунзенском районе, не может усыновить ребенка, например, из Ленинского района. На мой взгляд, этим созданы искусственные границы. В то же время под опеку можно брать ребенка, проживающего в любом районе.

К сведению

В 2013 году минчане усыновили 81 ребенка. В основном это дети в возрасте до 6 лет.

Беларусь – единственная страна на постсоветском пространстве, где выплачивают пособие на усыновленных детей (по заявлению усыновителя) до достижения ими 16 лет.

Всю информацию, касающуюся усыновления детей, можно найти на сайте Национального центра усыновления (http://child.edu.by/) и на портале Dadomu.by (http://dadomu.by). Там же размещены фото ребят, которым нужна семья.

Приемная семья - это один из самых лучших вариантов (разумеется, кроме усыновления) ухода за детьми без попечения родителей и детей-сирот. Супруги или отдельные люди принимают в семью одного или несколько подопечных, между ними и органом опеки и попечительства заключаются:

  • договор о передаче ребенка на воспитание ;
  • трудового договора.

В документах обязательно должен быть указан срок воспитания. Приемным родителям гарантирована оплата труда, стаж и отпуск.

Приемные родители: какими они должны быть?

Любой совершеннолетний человек (пол не важен) может стать приемным родителем. Исключение по закону составляют:

  • недееспособные и ограниченно дееспособные (по решению суда) лица;
  • лишенные род.прав или ограниченные в них люди;
  • отстраненные от попечительских обязанностей опекуны;
  • бывшие усыновители (с принудительной отменой усыновления);
  • люди с определенными заболеваниями (лица с инвалидностями I и II групп).

Приемные дети в семье: особенности передачи

  • Один из главных принципов - принцип территориальности: семья должна находиться в пределах ведомства определенного отдела образования.
  • Ребенок с особенностями физического и психического развития приедет в семью, если приемные родители выразили свое согласие и могут обеспечить должные условия.
  • Мнение детей по поводу переезда в новый временный дом учитывают: с 10 лет ими дается письменное согласие.
  • В приемном доме не должно быть больше 4 детей (считая с родными).

Как образуется приемная семья в Беларуси?

Если вы хотите стать приемной семьей, подготовьте документы: заявление, паспорт, свидетельство о браке, мед. справки, письменное согласие членов семьи, информацию о доходах. Будьте готовы к проверке условий проживания и освоению образовательной программы! После оформления договоров и приезда ребенка в новый дом