Индивидуальный подход в воспитании детей. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения

Индивидуальный подход Этимология.

Происходит от лат. indiduum - неделимое.

Категория.

Психолого-педагогический принцип.

Специфика.

В нем постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

(англ. individual approach ) - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

И. п. в воспитании необходим в 2 отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей ; 2) без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Сущность И. п. в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Особенно большое значение И. п. имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходится не только формировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицат. Опыт показывает, что отсутствие И. п. при перевоспитании приводит к тому, что даже многократно применяемые меры воздействия часто остаются безрезультатными.

Когда индивидуальные особенности уч-ся не учитываются в процессе обучения, более способные и развитые задерживаются в своем умственном развитии: у них снижается познавательная активность и темп усвоения материала, кроме того, могут сформироваться такие отрицат. качества, как лень, безответственное отношение к учению и пр. Слабые ученики тем более страдают от отсутствия И. п.

Для осуществления И. п. как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для этого применяются различные методы исследования: , специальные , и др. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "индивидуальный подход" в других словарях:

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - (англ. individual approach). Принцип педагогики; подход к обучаемому с учетом конкретных индивидуальных его особенностей (См. подход к обучению). Учет личностных особенностей поднимает И. п. до уровня личностно деятельностного подхода как… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Индивидуальный Подход - психолого педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка … Психологический словарь

    Индивидуальный подход - педагогический принцип обучения и воспитания детей. Он реализуется как изучение и учет индивидуальных особенностей (индивидуальности) каждого ребенка, как выбор форм, методов, средств взаимодействия с ребенком в учебной и внеучебной деятельности… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - в воспитании, осуществление педа гогич. процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значит, степени влияющих на их поведение в разл. жизненных… … Российская педагогическая энциклопедия

    Индивидуальный подход - (в обучении) принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт его личности … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенностиСовременный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно воспитательной работе на занятиях достигается взаимодействие с учащимися, основанное на знании характера, интересов, способностей, влияния семьи и ближайшего окружения на каждого из… … Профессиональное образование. Словарь

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - [см. индивид] важный психолого педагогический принцип, согласно которому в учебно воспитательной работе с детьми должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка. Особенно важное значение принцип И. п. имеет для обучения аномальных… … Психомоторика: cловарь-справочник

    Индивидуальный подход - желание и умение педагога не только видеть в воспитанниках, но и стимулировать в каждом из них развитие уникального варианта носителя общечеловеческих ценностей … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Индивидуальный подход - Психолого педагогический принцип, согласно которому в учебно воспитательном процессе должны учитываться индивидуальные особенности ребенка. Такое требование диктуется неповторимостью биосоциального портрета каждого человека как личности во всем… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Книги

  • Индивидуальный подход к устойчивому развитию , Мюррей П.. В настоящее время мнение о том, что мы должны жить более устойчивой жизнью, стало широко распространенным. Но когда на практике мы сталкиваемся с укоренившимися привычками и множественными…

Курсовая работа

«Индивидуальный подход педагога в воспитании личностных качеств обучающихся с особыми образовательными потребностями»

по дисциплине:

Теория и методика воспитания

студентки 2курса ЛОГ-421

Соловьевой Марии Сергеевны

Профиль «Логопедия»

Таганрог

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ДЕТЯХ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

1 Дети с особыми образовательными потребностями

2 Дети с речевыми нарушениями

3 Индивидуальный подход

4 Понятие о личностных качествах

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

1 Методики, применяемые в воспитании личности у детей с особыми образовательными потребностями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Человек, как известно, является наивысшей ценностью общества. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного общества.

Существование индивидуальных различий между людьми - факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Всестороннее развитие каждого человека - основная цель нашего общества, которая предполагает выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности проявить себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности - основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. Еще Карл Маркс говорил, что «индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, − является появлением и утверждением общественной жизни» Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в иной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Целью воспитания вообще является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В прошлом программы воспитания и обучения были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Объект исследования: процесс воспитания личностных качеств детей.

Предмет: методы и приемы индивидуального подхода в воспитании личностных качеств у детей в условиях общеобразовательного учреждения.

Цель исследования: выявление возможности воспитания личностных качеств у детей с особыми образовательными потребностями.

Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.

Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ДЕТЯХ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

1 Дети с особыми образовательными потребностями

Кто такие дети с «особыми образовательными потребностями»? Данное понятие охватывает всех учащихся, образовательные проблемы которых выходят за границы общепринятой нормы. Термин базируется на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в своем развитии.

Более точным можно считать определение, данное французским ученым Г. Лефранко: «Особые потребности - это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал» .

Дети с особыми потребностями - это дети с особенностями психофизического развития. Их можно разделить по следующим категориям:

с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);

с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);

− с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети, с задержкой психического развития);

− с речевыми нарушениями (дислалия, дизартрия, анартрия, дислексия, алалия, ринолалия и т.д.);

− с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

− со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);

− с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.

Речевые нарушения, в свою очередь, имеют свои разновидности:

− дислалия (нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата);

− ринолалия (нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата);

− дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата);

− заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата);

− алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка);

− афазия (полная или частичная утрата речи, обусловленная органичными локальными поражениями головного мозга);

−общее недоразвитие речи (различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне);

− нарушение письма (дисграфия) и чтения (дислексия) и многие другие.

2 Дети с речевыми нарушениями

Учащиеся с речевыми нарушениями имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Они часто жалуются на головные боли, тошноту, головокружение. У многих детей сохраняются нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движения пальцев рук и артикуляционных движений. Во время обучения быстро истощаются и утомляются, таким детям характерны раздражительность, возбудимость, эмоциональная нестойкость; сохраняется неустойчивость внимания и памяти, наблюдается низкий уровень контроля над собственной деятельностью, наблюдается нарушение познавательной деятельности, низкая умственная трудоспособность.

«Особую группу среди детей с нарушениями речи составляют дети с нарушениями процессов чтения и письма» . Рассмотрим некоторые речевые нарушения более подробно.

Трудности восприятия текста (дислексия) характеризуются, как неспособность воспринимать печатный или рукописный текст и трансформировать его в слова.

Во время чтения наблюдаются следующие типы ошибок: замена и смешение звуков, побуквенное чтение, перестановка звуков и др.

Помощь таким детям должна осуществляться рядом специалистов таких как: невропатолог, логопед, психолог, педагог и т.д. Эффективность работы определяется своевременностью применения мероприятий и выбором оптимальных методов и темпов обучения.

Нарушение навыков письма (дисграфия) - искажение или замена букв, искривление звука-составляющей структуры слова, нарушение элитного написания слов, аграматизмы. Существует классификация дисграфии, в основу которой положена несформированность некоторых операций процесса письма:

− артикуляторно-акустическая дисграфия (проявляется в заменах, пропусках букв, соответствует пропускам и заменам в устной речи);

− дисграфия на основе нарушения фонематического распознавания (проявляется в заменах букв соответствующих фонематично близким звукам, хотя в устной речи звуки проговариваются правильно); (работа по устранению этих двух видов нарушений направлена на развитие фонематического восприятия: уточнение каждого звука, который замещается, выработка артикуляционного и слухового образов звуков);

− грамматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи (морфологические и синтаксические обобщения);

− оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений (проявляются в заменах и искажениях букв при письме). К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо;

Работа направлена на развитие зрительных восприятий, расширение и представление зрительной памяти, формирование пространственных представлений и развитие зрительного анализа и синтеза.

Заикание - одно из наиболее сложных и длительных речевых нарушений. Медики характеризуют его как невроз, т.е. дискоординацию сокращений мышц речевого аппарата. В педагогике заикание - это «нарушение темпа, ритма, плавности речи судорожного характера» . Психологическое определение: это «нарушение речи с преобладающим нарушением его коммуникативной функции». Речевая судорога прерывает речевой поток остановками различного характера. Судороги возникают только при воспроизведении речи. Заикание бывает невротическое и неврозоподобное.

При заикании с ребенком работают логопед, невропатолог, психотерапевт, психолог, педагог. Лишь совокупность работы данных специалистов может квалифицированно разработать меры по преодолению заикания.

Логопед может назначить охранную терапию - режим молчания, а врач - проведение всего комплекса лечения, которое рекомендовано при невротических состояниях у детей. Независимо от форм заикания, всем детям параллельно с логопедическими, необходимы занятия по логопедической ритмике, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Ребенок, который имеет какое-либо нарушение из названных ранее, является ребенком с особыми образовательными потребностями. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , каждый такой ребенок имеет право обучаться как в специальных школах, так и в общеобразовательных учреждениях, потому как с сентября 2016 года выходит новый закон об инклюзивном образовании. В данном законе прописаны правила, нормы, требования, рекомендации к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование - это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. В таких школах общего типа учитываются их особые образовательные потребности, оказывается необходимая специальная поддержка.

«Для детей с особыми образовательными потребностями необходимо подбирать особый подход в обучении и воспитании - индивидуальный» .

3 Понятие об индивидуальном подходе

Индивидуальный подход - «это принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт личности. Это принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности» .

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Осуществление индивидуального подхода требует, чтобы весь процесс воспитания строился дифференцированно, следовательно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития физических умений, умственных способностей, индивидуальных психических особенностей ребенка, от характера влияния на него окружения.

Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Во вспомогательной школе учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях - индивидуальной дополнительной работы.

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учебе. Если индивидуальные особенности, характерные для одних умственно отсталых школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т. е. присущими определенной группе учащихся. Благодаря этому намного легче подобрать методику и темп работы с другими детьми.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского − великого чешского педагога − четко обозначены положения о том, «что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей путем систематических наблюдений» .

Русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказывал мнение, «что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие- то определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы» .

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, при трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка − это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность. «Индивидуальный подход - один их главных принципов педагогики» .

Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

− знание и понимание детей.

− любовь к детям.

− основательный теоретический баланс.

− способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок - это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога, его инициативу.

4 Понятие о личностых качествах

В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. Близнецы и те отличаются друг от друга. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные дети, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как? А учить их следует, применяя индивидуальный подход.

Развивать и воспитывать личностные качества у детей с особыми образовательными потребностями довольно трудно, потому как каждый такой ребенок имеет свои особенности. В зависимости от черт характера, имеющихся знаний необходимо прививать личностные качества. К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие выраженность у человека общественного сознания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравственным нормам, к положениям государственного права, к культуре, к другим людям, к себе как к члену общества, имеющему широкие гражданские права, и, в то же время, не менее важные обязанности.

К личностным качествам также относят некоторые психологические особенности, связанные с чертами характера, темперамента: глубина переживаний, склонность к сочувствию, коммуникативность, бережливость, расточительность, уровень притязаний, общительность, открытость, замкнутость, эмоциональность, уравновешенность, ригидность, мнительность, самообладание, устойчивость к стрессу и др.

Физическая культура, как часть общей культуры, также может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет о физическом развитии, достижении высокого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего функционального состояния, физической готовности к труду.

Данные качества должны формироваться у ребенка благодаря взаимодействию его с окружающими детьми. Следовательно, для того, чтобы воспитать в ребенке личность, необходимо поместить его в соответствующую среду, т.е. в школу или специальные классы. В этих классах необходимо создать специальные условия, которые будут соответствовать потребностям детей с особенностями. Так для слепых или ослепших нужны специальные книги, тетради, доски; материал следует давать в большом формате с четкими рисунками и большими буквами. А так же для слепых необходим тифлопедагог, помогающий им в выполнении заданий. Для глухих или оглохших деток целесообразно использовать слуховые аппараты, специальные приборы; рядом с таким ребенком должен быть сурдопедагог.

Для каждого ребёнка, с какими либо отклонениями в развитии нужны специальные для него приборы и устройства, определенный набор вспомогательного материала. Потому, что и воспитание личностных качеств, и воспитание в целом происходит в процессе обучения. Без обучения нет воспитания, а без воспитания - обучения.

Воспитывая личностные качества у детей с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать то, что им присущи такие качества как застенчивость, скрытность, недоверие, необщительность, низкая самооценка. «Это наблюдается вследствие негативного влияния окружающих. Ведь многие считают, что если ребенок имеет какие-либо ограничения в здоровье или развитии, то он не имеет право общаться, играть, то есть, всячески взаимодействовать с нормальными детьми. Поэтому, для того, чтобы предотвратить подобное отношение, нужно еще с момента становления речи и всех высших психических функций прививать ребенку знание о гуманности, толерантности, равноправии» .

Воспитание личностных качеств у детей с особыми потребностями более эффективно при помощи игры. Игра, как известно, является преобладающим видом деятельности как у дошкольников, так и у младших школьников. Поэтому при помощи игры можно сформировать и развить множество полезных личностных качеств. В этом отношении игру можно считать подготовительным этапом развития и переходным моментом к включению ребенка в более эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности - это учение, общение, труд. Игра для детей с особенностями служит средством удовлетворения разнообразных потребностей и развития их мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.

Переход от игровой деятельности к трудовой в этом возрасте трудно различим, так как один вид деятельности может незаметно перейти в другой, например игра-конструирование - в создание реальных полезных предметов, т. е. в труд. Если воспитатель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка не проявляются требуемые полезные качества личности, в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Так, лидерские и организаторские качества ребенок начинает проявлять, прежде всего, в коллективных сюжетно-ролевых играх, добиваясь получения более значимых и насыщенных действиями ролей. Если этого не происходит, то начинать формирование у него этих качеств в более зрелых видах деятельности очень трудно. И напротив, если ребенок обнаруживает в учении, общении и труде важные качества личности, то их обязательно нужно задействовать в играх, создавая новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.

Сами игры младших школьников по сравнению с играми дошкольников приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Их содержание обогащается за счет приобретаемого детьми индивидуального опыта. В играх все больше используются приобретаемые школьниками знания, особенно из области естественных наук и занятий трудом в школе. И индивидуальные, и групповые игры все более «интеллектуализируются». В этом возрасте важно, чтобы ребенок был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. Тем более, если это ребенок с особенностями. Элементы игры вносятся и в учение, особенно в первом классе.

Общение младших школьников также выходит на новый уровень по сравнению с дошкольным детством и несет в себе мощный воспитательный потенциал. С поступлением ребенка в школу отношения с окружающими людьми существенным образом меняются. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение: школьник большую часть дня проводит в контакте с другими людьми.

Изменяется содержание общения, в него включаются темы, не связанные с игрой, выделяется особое деловое общение как с взрослыми, так и со сверстниками. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляют к нему больший интерес, чем к сверстникам, так как авторитет учителя является для них высшим. Но к концу начальной школы авторитет и значимость фигуры учителя уже не столь непререкаемы, у детей растет интерес к общению со сверстниками, который далее, в подростковом и старшем школьном возрасте, усиливается. Наряду с этими внешними изменениями характера общения оно перестраивается внутренне, меняются его темы и мотивы. Если в первом-втором классах предпочтение детей при выборе среди своих товарищей партнеров по общению определялось в основном оценками учителя, то к третьему-четвертому классам ученики уже способны самостоятельно оценить личностные качества и формы поведения партнеров по общению.

Появление у ребенка оценок, не зависящих от мнения учителя, означает, что у него складывается своя внутренняя позиция - осознанное отношение к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется достаточно устойчивая система нравственных норм, которым он старается следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств и точки зрения на это окружающих взрослых. Швейцарский психолог Ж. Пиаже установил, что «в течение младшего школьного возраста дети благодаря постоянному широкому общению переходят в своих представлениях о нравственности от нравственного реализма к нравственному релятивизму» .

Нравственный реализм в понимании Ж. Пиаже - это твердое и категоричное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории - хорошее и плохое - и не усматривающее полутонов в нравственных оценках. Такая точка зрения отражается в первую очередь в тех образцах литературы, кинематографа и прочих видов искусства, на которых воспитывается ребенок-дошкольник. В детских сказках, фильмах, книгах практически все персонажи четко делятся на положительных и отрицательных, причем отрицательные герои почти не имеют привлекательных черт ни во внешности, ни в поведении, если только не притворяются положительными. Все поступки главного положительного героя обычно не вызывают осуждения, и, даже если они входят в противоречие с общепринятыми нравственными нормами, это объясняется чаще всего просто их незнанием.

В реальной жизни такого однозначного деления на добро и зло, положительное и отрицательное провести невозможно. Но ребенок, зачастую, этого не понимает, деление мира на «хорошее» и «плохое» у него четко разграничено. А так, как в этом возрасте у детей с особыми образовательными потребностями, так же, как и у детей с нормальным развитием, появляются оценки себя и окружающего мира, то они начинают понимать: что есть норма, а что есть не норма. Из-за этого такие дети начинают закрываться в себе, становятся менее общительными. Поэтому в этой ситуации намного сложнее воспитывать личностные качества у детей с особыми образовательными потребностями. Для того, чтобы достичь этой цели у такого ребенка необходимо сначала развить самоуверенность, показать ребенку, что он такой же, как и другие дети, и ему не нужно стесняться того, что у него какие-либо проблемы. Достигается это при помощи родителей, их поддержки; при помощи взаимодействия с другими детьми в процессе общения или игры.

«Воспитание личностных качеств ребенка - это передача знаний о правильных формах поведения в обществе, акцентирование внимания на общепринятых нормах и ценностях» . Поэтому воспитание ребёнка, прежде всего, подразумевает личностные примеры, на которых малыш и будет учиться у своего воспитателя.

Этапы воспитания личностных качеств

Первый этап - это формирование у ребёнка необходимости в познании социального мира и выработке определённых качеств.

Второй этап - усвоение ребёнком знаний и понятий о личностных качествах.

Третий этап - формирование различных навыков, умений и привычек поведения.

Ребенок сможет пойти все эти этапы только в том случае, когда воспитание будет включать различные формы активной деятельности. Поэтому задача воспитателя - организовать какое-то дело, а затем мотивировать ребёнка принимать в нём активное участие. Необходимо помнить о том, что время от времени, цель воспитания необходимых качеств может изменяться, в зависимости от того, что ребёнок узнаёт, какие выводы делает и как реагирует на ситуации. На воспитание личностных качеств влияют и изменения, которые происходят в обществе. Воспитатель должен следить за ними, чтобы правильно ориентировать ребёнка. Но стоит отметить, что в любом обществе ценятся такие качества как гуманность, духовность, свобода и ответственность. Чтобы воспитать эти качества, педагог должен чётко понимать цель и находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Только так он сможет быстро достигнуть результата и быть уверенным, что воспитанник получил все необходимые навыки и может правильно расставлять жизненные приоритеты.

Нужно помнить о том, что воспитание всегда является многофакторным. На личность постоянно производят воздействие самые разнообразные жизненные факторы. Поэтому нельзя пытаться воспитывать всех детей одинаково. Необходимо подбирать способы в зависимости от того, какие внешние факторы могут повлиять на мировосприятие ребёнка и формирование его ценностей. Также не стоит забывать о том, что у всех детей разные характеры. Например, одних стимулирует к действию строгое обращение, а других, наоборот, пугает. Тревожный и ранимый ребёнок будет воспринимать такую форму воспитания, как унижение и оскорбление со стороны педагога. Особенно ребенок с какими-либо нарушениями в развитии.

Ещё один немаловажный факт, о котором всегда должен помнить воспитатель - воспитание никогда не даёт мгновенного эффекта. Поэтому не стоит пытаться прививать малышу все необходимые качества за один раз. Дети не всегда понимают то, что им пытаются донести педагоги в силу самых разнообразных факторов, которые на них влияют. Поэтому нужно показывать ребёнку, как нужно вести себя и реагировать на те или иные события собственным поведением, повторяя это до того момента, пока не увидите, что малыш осознанно повторяет вашу модель поведения.

Работая с детьми, необходимо создавать положительный эмоциональный фон. Поэтому педагог должен внимательно следить за тем, чтобы в коллективе были хорошие взаимоотношения. Между ними должны быть равноправие. Также, ни в коем случае не нужно акцентировать внимание на промахах и ошибках ребёнка.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

1 Методики, применяемые в воспитании личности у детей с особыми образовательными потребностями

Воспитание личностных качеств является неотъемлемой частью любого учебного процесса. На сегодняшний день существует большое количество различных методик, которые в процессе их реализации формируют у детей качества личности.

)Метод игры.

«Игра - это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» .

С помощью игры ребенку проще всего усваивать нормы поведения в обществе. Вот группы игр, используемых в учебно-воспитательном процессе:

− сюжетно-ролевые;

− подвижные;

− дидактические.

Сюжетно-ролевые игры - это такой вид детской деятельности, при котором ребёнок воображает ситуацию, придумывает сюжет и выполняет определенную роль.

С помощью таких игр у детей развиваются коммуникативные навыки, самостоятельность, творческий характер, воображение. Сюжетно-ролевая игра выступает образцом поведения человека в той или иной ситуации, в зависимости от выбора тематики.

В качестве примера можно рассмотреть такую сюжетно-ролевую игру, как «Магазин». Дети распределяют роли между собой: кто-то будет продавцом, кто-то - покупателем. В процессе данной игры дети моделируют поведение взрослых в реальной жизни, проявляя такие личностные качества как вежливость, гуманность, доверие, доброта; учатся нормам этикета.

«Дидактические игры - это разновидность игры с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания детей» . Их можно разделить:

А) по характеру используемого материла (предметные, настольно-печатные, словесные);

Б) по способу организации:

− игры-путешествия;

− игры-поручения;

− игры-предположения (что было бы, если?..);

− игры-беседы.

Например, проведение дидактической игры на тему: «Путешествие в страну Милосердия». Здесь детям объясняется понятие «милосердие», проигрываются различные ситуации, в которых дети учатся милосердию, состраданию.

)Метод «Сказкотерапия».

«Одним из эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями является сказкотерапия» . Этот метод позволяет решить ряд проблем у детей младшего школьного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с различными личностными проблемами будущих членов социума. Этот метод позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения.

Дети прослушивают сказку, например, «Красная шапочка», после чего им задаются соответствующие вопросы такие как:

● Какая беда произошла с Красной шапочкой?

● Кто из героев помог решить эту проблему?

Данные вопросы помогают детям сформулировать свою мысль, акцентируют внимание на определенных событиях.

Привлекательность сказки для коррекции недостатков личностного развития детей с особыми образовательными потребностями заключается в следующем:

− в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом;

главный герой сказки - это образ собирательный, и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится участником сказочных событий;

− в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

Существуют и другие методы, с помощью которых можно воспитать разнообразные качества личности: метод проектов, метод изотерапии, пескотерапия и так далее.

Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы, то есть важных компонентов личности, в значительной мере зависит от родителей. Вот несколько правил, которым детские психологи рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих:

) Формируйте адекватную самооценку. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно это касается сопоставления личных качеств. Если уж очень хочется утихомирить разбушевавшееся чадо, скажите ему: Посмотри на Васю, как он спокойно себя ведет! В то же время вариант посмотри на Васю, какой он хороший мальчик, а ты непослушный ребенок - недопустим. Ребенок должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими детьми; если хотите похвалить, то характеризуйте его как умного, доброго, красивого и т.д. - не употребляя степеней сравнения.

) Поощряйте коммуникацию. Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе.

) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания. Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок переживает так называемую Эдипову фазу, во время которой у него должна сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. В этом случае ребенок выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить правильную любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого комплекса Эдипа/Электры или к другим нарушениям.

) Учите его этике и морали. Подробно поясняйте, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей, что такое честно, справедливо, хорошо, плохо. Некоторые родители считают, что такие вещи не нужно пояснять своим детям; они думают: «Вырастет - сам поймет». Между тем неумение ребенка соизмерять свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам и дальнейшим проблемам в общении.

Соблюдая эти правила родители могут быть уверенны в том, что их ребенок, который имеет какие-либо особенные потребности в своем развитии, будет воспитан как личность с большой буквы.

психофизический воспитание качество самооценка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части раскрыто понятие о детях с особыми образовательными потребностями, также раскрыты различные понятия нарушений в развитии детей; показана актуальность воспитания личностных качеств у детей с особыми потребностями в современном обществе. В данной работе раскрыт вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода.

В практической части были приведены примеры приемов и методов воспитания личностных качеств у детей с особыми образовательными потребностями, а также перечислены рекомендации родителям, с помощью которых можно воспитать ребенка с особыми потребностями как личность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арушанова, А.Г. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников / А.Г. Арушанова, В.В. Коннова, Е.С. Рычагова // Детский сад от А до Я: журнал. - 2014 .- №5 .- С. 22−38.

2. Бабушкина, Л.М. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников / Л.М. Бабушкина, О.А. Никифорова // Дошкольная педагогика. 2014. − №10. − С. 36−39

Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов / авт.-сост. А.В.Виневская; под ред. И.А.Стеценко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 253с.

Волкова Л.С., Шаховская С.Н.,Логопедия: Учебник для студентов дефектологичеких факультетов педагогических высших заведений / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - 3е изд., переработ. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 680 с.

Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. ,Основы современной системы общего образования / Учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург, 2014.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю., Педагогический словарь / М, 2010г.

Коменский Я.А., Материнская школа / "Учпедгиз", Москва, 1947г.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.

Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

Макаренко А.С., Педагогическая поэма / Харьков. 1925 - 1935 гг.

Мухина В.С., Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. − М.:Академия,2011. − 624 с.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. − М.: Педагогическое общество России, 2011. − 443 с.

Петунин, О.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС / О.В. Петунин // Инновации в образовании: журнал. 2014. №1 .- С. 20−26.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиняев Е.Н., Педагогика, 2014.

Смирнова А.Н. «Воспитание умственно отсталого школьника в семье: Пособие для родителей» - М.: Просвещение, 1967 г.

Фатихова Л.Ф., Принципы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями// // Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Сб. научн. Тр. / Отв. Ред. Л.Ф. Баянова, Ю.И. Юричка. Всероссийская научно-практическая конференция. - Бирск: Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2010. - 220 с.

  • Шамис Виталий Александрович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
  • РЕБЕНОК
  • ПЕДАГОГ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ

В статье рассматривается сущность индивидуального подхода, как педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни

  • Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников
  • О понятии академическая мобильность обучающихся в вузах
  • Профессионально-педагогическая компетентность современного педагога
  • Профессиональный стандарт педагога и качество подготовки: детерминанты современного образования

Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни

Индивидуальный подход предполагает, что педагог занимается с группой воспитанников, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих прогрессивных педагогов. Индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир, а также на гуманное отношение педагога к ребенку. Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активность .

Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

При разработки образовательной программы, в соответствии с ФГОС, можно выделить один из принципов: учитывание индивидуальных образовательных потребностей ребенка; оценка развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками. Условия, которые предъявляет ФГОС, к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место и способствует выполнению ряда условий:

  • Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности;
  • Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей;
  • Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами;
  • Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все оборудование и материалы должны быть безопасными, полифункциональными, вариативными, трансформированными, функциональными .

Развитие личности требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов . Опираясь только на природные задатки, положительные средовые влияния и способности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть определенную роль в формировании личности. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей каждого ребенка. У детей одного возраста много общих особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные.

В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия жизни, окружение, особенности семейного воспитания – все это обуславливает необходимость индивидуального подхода.

Отличительные возрастные особенности дошкольников выражаются в следующем :

  • Эмоциональность и впечатлительность (развитие психических свойств личности);
  • Запоминание услышанного, понимание своих высказываний (развитие логического мышления);
  • Развитие и пластичность нервной системы (помогает при воспитании и обучении);
  • Склонность к повторению с постепенным нарастанием и усложнением материала (приобретение и закрепление навыков);
  • Интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга.
  • Развития речи и воображения; восприятия различных форм мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное); и что самое главное, для нашего исследования, развития художественных способностей.

Я.И.Ковальчук выделяет несколько условий для осуществления индивидуального подхода:

  • Сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива;
  • Взаимосвязь в воспитании ребенка, педагогов дошкольного учреждения с семьей;
  • Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка.

Индивидуальный подход требует от педагога дошкольного учреждения любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка, он направлен на повышение качества освоения программы, создание имиджа группы, повышение уровня активности родителей .

Указывая на неповторимость индивидуальности, на необходимость дифференцированного подхода в обучении, воспитании ребенка В.Д.Еремеева и Т.П.Хризман дают педагогам некоторые рекомендации:

  • Наглядность очень важна при обучении дошкольников;
  • При неудачах не нервничать самим и не нервировать ребенка, а находить причины трудностей и смотреть с оптимизмом в будущее;
  • Не ругать ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять. Пройдет время и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше чем вы;
  • Хвалите ребенка за его успехи и достижения, не сравнивая с другими;
  • Следует ориентировать методику обучения на конкретную группу детей или на конкретного ребенка так, чтобы максимально раскрыть их возможности;
  • Педагогу следует быть максимально терпеливым, понимающим и мобильным, не перебивать ребенка;
  • Не обвиняйте ребенка в трудностях общения с ним, в непонимании друг друга;
  • Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь, поэтому ребенок не должен бояться ошибаться. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу;
  • Не ругайте ребенка за неумение, а попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы;
  • Главным для педагога должно стать не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового;
  • Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка, не преподнося истину;
  • Признайте за детьми право на индивидуальность, право быть другим.

По мнению Е.А. Аркина в изучении индивидуальности каждого ребенка важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик .

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка. По мнению Я.И. Ковальчук, технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

  1. Изучение особенностей ребенкапосредством наблюдения, специальных опросников, тестов, методик, результаты заносятся в дневник.
  2. Информация анализируется, педагог делает выводы и акцентирует свое внимание на самом важном.
  3. Проанализировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.
  4. После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей, к осуществлению запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика в которую входят :

  • Общие сведения о ребенке;
  • Данные о физическом состоянии;
  • Положительные проявления ребенка;
  • Отношения к коллективу;
  • Отношение к труду;
  • Особенности умственного развития;
  • Педагогические выводы.

С течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно.

Положительное влияние на формирование личности каждого ребенка оказывает индивидуальный подход, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенка в общей педагогической работе со всеми детьми.

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему: в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность . Воспитывая интерес к изобразительному искусству, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. О содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний хорошо сказала Е.А.Флерина: «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность и критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным» .

К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне.

К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки «Вот мы какие»; создание рукописного журнала «Это было недавно, это было давно…»; проведение бесед и анкетирование «Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество в семье и детском саду». Итоговой формой сотрудничества с родителями может стать «День семьи».

Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирование личности ребенка , он пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
  2. Борисова Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании. \\ Дошкольное воспитание. 2002.
  3. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М, 1994 – 320 с.
  4. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. Общество России, 2002. - 147с.
  5. Дубровина И.В. Практическая психология образования/– СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5
  6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников\-2-е изд., ипр.- М.:ТЦ Сфера, 2010.-192с.
  7. Еремина Р.А., Кудрина Н.И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста: Учебное пособие. / Мордовский –государственный педагогический институт. – Саранск, 2000. – 70 с.
  8. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.
  9. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М, 1995 – 156 с.
  10. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/.– М.: Учитель, 2009.–118с.
  11. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. – М, 1996 – 78 с.
  12. Маруннковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. – М: Пресс, 1997.
  13. Минкина Е.В. Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий. –Волгоград: учитель, 2012.-132с.
  14. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5
  15. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. – 148с. – ISBN 5-85094-080-4.
  16. Шамис В.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКЛАМЫ //Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 10. С. 51-53.
  17. Шамис В.А. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. Казань, 2005
  18. Шамис В.А. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ СРАВНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ)// диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казань, 2005

Одной из проблем современного общества является проблема внимания к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств.

Одно из важнейших направлений деятельности современного Российского общества – всестороннее развитие каждого конкретного ребенка.

В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все этапы воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.

Проблемы индивидуального подхода к детям требовали решения с давних времен. В ХХ веке А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным. Решая ряд педагогических проблем он обосновал важнейшие положения индивидуального подхода к детям. Также проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он считал, что путь изучения индивидуальных особенностей ребенка, нужно начинать с его семьи, с необходимости педагогического просвещения его родителей, так как в каждой семье свой уклад, свои традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. Проблема индивидуального подхода к детям решается и в ХХI веке, но без знаний педагогом психологии она не может быть решена успешно.

Современная психология занимается проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Всем известно, что личность – это индивидуальность, неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному ребенку и отличающих его от всех других детей.

Для формирования личности, имеет большое значение темперамент ребенка, он помогает ему приспособиться к изменяющимся условиям, сказывается на активности, работоспособности, уравновешенности поведения. В процессе воспитания и обучения у ребенка формируется характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности. Характер не врожденная черта, его необходимо воспитывать и развивать. Основными условиями становления характера являются – целенаправленная деятельность и единые требования поведения ребенка, как в публичном месте, так и дома, в семье.

Для развития психических процессов, формирования умственных, эмоциональных и волевых качеств личности, ее способностей и характера необходима активная деятельность. Можно выделить следующие основные виды деятельности ребенка: игра, посильный труд, как физический, так и умственный, а также учебная деятельность.

Эффективным индивидуальный подход будет в тех случаях, когда существует опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.

Одним из условий осуществления правильного индивидуального подхода к ребенку, является единство требований к нему как педагога, так и родителей. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача развивать положительные черты и качества ребенка, которые у него уже есть, и формировать качество личности.

Знания анатомо-физиологических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей являются основой индивидуального подхода в воспитании детей. Существует прямая зависимость между физическим, нравственным, умственным и эстетическим развитием ребенка.

Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что влияет на умственное развитие, формирование характера ребенка, обеспечивает охрану и укрепление здоровья.

Дошкольный возраст и младшие школьники это начало формирования и всестороннего развития личности.

В нравственном воспитании у детей данного возраста формируются моральные нормы, опыт поведения, отношение к окружающим людям, формируется воля. Нравственное воспитание, также, как и физическое, формирует характер ребенка. Умственное воспитание формирует интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности. Эстетическое воспитание - это важнейшая часть развития ребенка, оно способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Важнейшей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. Игра – лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей, реализация замыслов и желаний. Игры формируют добрые чувства, смелость, уверенность, решительность.

В шестилетнем возрасте у ребенка первая перемена в жизни - это переход в школьный возраст. У ребенка появляются новые обязанности, новые отношения с окружающим миром, изменяется уклад жизни. У ребенка идет интенсивное развитие мышечной системы, появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок быстро овладевает навыком быстрого письма, может приступить к занятиям на музыкальных инструментах. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, развиваются функции большого полушария головного мозга, быстро развивается психика ребенка.

Познавательная деятельность младшего школьника проходит в основном в процессе обучения, у ребенка расширяется сфера общения. Восприятие отличается остротой и свежестью, но в тоже время оно неустойчиво и не организовано. Восприятие постепенно усложняется и углубляется. Внимание младшего школьника ограничено по объему, не достаточно устойчиво. Произвольное внимание развивается с функцией мотивации учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. В познавательной деятельности младшего школьника имеет большое значение память, которая имеет наглядно-образный характер. Под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения происходит становление личности.

Средний школьный возраст от 11-12 до 15 лет – переходный от детства к юности. Этот период обучения в школе (сV по IX классы) характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела, укрепление костей, возрастает сила мышц, а развитие внутренних органов не равномерно, кровеносные сосуды отстают от роста сердца, легочный аппарат развивается не достаточно быстро. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение.

Половое созревание – характерная особенность подростка, она вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, вносит новые переживания, нарушает внутреннее равновесие. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Восприятие детей среднего школьного возраста более организовано, планомерно, целенаправленно.

Специфическая избирательность - это характерная черта внимания подростков. Мышление становится зрелым, последовательным, систематизированным. Меняется речь подростка, появляется логическое обоснование, доказательное рассуждение, точные, правильные определения.

В среднем школьном возрасте идет нравственное и социальное формирование личности. Педагогу необходимо нравственно осмысливать особенности развития и поведения современного подростка.

В старшем школьном возрасте завершается физическое развитие организма идет его общее созревание. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела - коры больших полушарий.

Юношеский возраст - это период активного осмысления будущего, жизненного самоопределения, самоутверждения, бурного роста сознания, убеждений, период выработки мировоззрения. У старшеклассников формируется избирательное отношение к предметам. Интенсивно формируются нравственные и социальные качества. Жизненные планы, выбор профессии старшеклассников, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – занять достойное место в жизни, получить хорошую, интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Изучая индивидуальные способности детей необходимо обращать внимание на физическое состояние и здоровье, от которых зависит работоспособность и внимание ребенка. Нужно знать ранее перенесенные заболевания, хронические болезни, состояние зрения, склад нервной системы. С учетом свойств памяти, склонностей, интересов, познавательной деятельности детей, предрасположенности к изучению отдельных предметов, осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении.

Педагог должен быть знаком с условиями домашней жизни и воспитания ребенка, его контакты, которые оказывают влияние на его развитие.

В завершении хотелось бы отметить, что индивидуальный подход – один из главных принципов педагогики. Проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты дифференцированного подхода к детям:

Знание и понимание детей;

Любовь к детям;

Основательные теоретические знания;

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Статья

Индивидуальный подход в воспитании детей

Алексеева Юлия Васильевна,
ГБДОУ детский сад №74
Калининского района Санкт-Петербурга

Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, т.е не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности.

Высшей ценность нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества. Проблемы индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

Уже в педагогической системе Я. А. Коменского - великого чешского педагога - чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по - настоящему действенный процесс воспитания.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребёнка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным обучением.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающем с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Индивидуальный подход - один из главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

Знание и понимание детей;

Любовь к детям;

Основательный теоретический баланс;

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребёнок - это субъект собственного развития. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.

При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:

Характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);

Уровень знаний и умений (осознанность, действенность) ;

Работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);

Уровень самостоятельности и активности;

Отношение к обучению;

Характер познавательных интересов;

Уровень волевого развития.

Индивидуальный подход позволяет разрешить основные противоречия процесса обучения между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения, делая более реальным личночтно-ориентированный подход к воспитанию детей.

Теоретический анализ исследований Т.И.Бабаевой, Л.С.Выгодского, Т.Н.Захаровой, Я.И.Ковальчук, Н.Н.Поддъякова, М.Г.Синяковой, Н.М.Шахмаева и др. позволяет выделить педагогические условия индивидуализации в обучении детей:

Учет вариативного содержания образовательной работы с детьми;

Особенности восприятия познавательного материала;

Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных детей и их групп;

Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы детей;

Составление развернутого плана занятия, включая задания разным группам и отдельным детям;

Осуществление оперативной обратной связи;

Соблюдение педагогического такта.

Пути реализации индивидуального подхода изучаются учеными в основном в обучении школьников и крайне редко - дошкольников. Значение и условия реализации индивидуального подхода в работе с дошкольниками речевом развитии раскрыты в исследовании Т.Н.Захаровой , физическом воспитании детей разных групп здоровья - М.Х.Спатаевой , в формировании полоролевой социализации мальчиков и девочек -О.И.Ивановой . В данных исследованиях выделены важные условия реализации индивидуального подхода к развитию детей дошкольного возраста. Осуществление индивидуального подхода требует разработки нового содержания, пересмотра методических приёмов работы с детьми. Его сущность состоит в том, что задачи обучения и развития дошкольников, решаются посредством педагогического воздействия на подгруппы детей и каждого ребёнка, объединённых общими особенностями развития. Кроме того, осуществление индивидуального подхода зависит от умения педагога диагностировать детей, отбирать содержание и приёмы организации разных видов деятельности и материальной среды, готовить дифференцировать дидактический материал, создавать условия для активной самостоятельной деятельности ребёнка.

Теоретический анализ исследовательской проблемы индивидуального подхода и условий его реализации позволяет выделить ряд положений, которые обеспечивают его реализацию в работе с дошкольниками:

Положения о взаимосвязи обучения и развития Л.С.Выгодского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др., согласно которым обучение идёт впереди развития, ориентированного на развитие ребёнка, определяет его, обучение, в свою очередь строится на основе уровня развития.

Развития ребёнка как субъекта деятельности. Ребёнок развивается, обучаясь и воспитываясь, овладевая разнообразными средствами и способами деятельности.

В развитии любых психических функций и свойств личности необходимо опираться на актуальный уровень развития ребёнка и ориентироваться на ближайший.

Эффективность развития ребёнка достигается, если педагогический процесс организуется на основе уровневой дифференциации. Переход ребёнка из одной группы в другую осуществляется с учётом индивидуальных темпов развития.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Работа с семьей - это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи.

Формы работы с родителями:

1. Посещение семьи ребенка. С целью выявления особенностей и причин формирования индивидуальных качеств детей.

2. Консультации о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

3. Индивидуальные беседы с родителями.

4. Совместный анализ педагога с родителем поступков ребенка, для выявления причины поступать именно так.

5. Оформление папок-передвижек “Особенности психофизического развития детей”, “Детские капризы и упрямство”, “Воспитание застенчивых детей” и т.п.

7. Групповые родительские собрания “Индивидуальный подход к детям в семье”, “Нравственное воспитание в семье” и т.д.

В работе с родителями педагогу отводится роль помощника родителей в познании детей с научной позиции, а не через призму суждений.

Таким образом, индивидуальный подход - важнейший принцип воспитания.

Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности.

Список литературы:

1. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М .: Карапуз, 2009, 288 с.

2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. - М.:Просвещение, 1981.

3. Захарова Т.Н. «Теория и методика дошкольного образования», автореферат, Екатеренбург

4. Спатаева М.Х. «К проблеме дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста второй и третьей групп здоровья»//Научные труды: Ежегодник./ М.Х.Спатаева, С.Г.Куртев. - Омск: СибГАФК, 2001. - С.148-151.

5. Т.В.Иванова. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Корифей ИТД, Волгоград с 96.