Интеллектуальное развитие малыша - библиотека - доктор комаровский. Чтение и рассказывание сказок

Ребенок - это не чистый лист бумаги и не «бесформенный кусок пластилина», которому просто необходимо придавать какую-то форму. Этапы развития человека заложены природой. Зная врожденные ожидания малыша и всего лишь общаясь с ним с учетом этих ожиданий, родители смогут вырастить гармонично развитого, умного, любознательного, творческого и здорового во всех отношениях человека.

Как и с физическим развитием, нужно только лишь создавать условия, поддерживающие развитие интеллекта и творчества, а всё остальное ребенок сделает сам. Это много раз проверено на практике и соответствует теоретическим представлениям о становлении человека. Родители, растившие вундеркинда, в результате получают умного, но эмоционально неблагополучного, имеющего психологические проблемы подростка.

Как показывает жизнь, все известные, одаренные творческие личности были сформированы в атмосфере свободы и поддерживающих условий. Соблюдая основные правила ухода за малышом, мама как раз такие условия обеспечивает. Помещая же ребенка на длительное время в кроватку, коляску или манеж, запрещая ему знакомиться с предметами, которые его окружают в доме, мама создает вокруг малыша информационно бедную среду и препятствует его интеллектуальному развитию.

Конечно, мама может поместить малыша в такую бедную познавательными стимулами среду и при этом специально заниматься интеллектуальным развитием ребенка. Но, во-первых, это негативно скажется на отношениях в диаде мама-малыш и на воспитании. Во-вторых, искусственные методики развития всегда однобоки, схематичны и не учитывают всего творческого и познавательного потенциала ребенка.

И не нужно забывать, что нахождение в коляске вместо маминых рук, ограничение свободы передвижения по дому кроватками и манежами препятствуют гармоничному физическому развитию.

Еще раз обратим внимание, что любое искусственное и чрезмерно активное вмешательство в телесный или умственный рост малыша пользы не принесет. У маленького ребенка есть врожденные способы, помогающие ему усваивать информацию и интеллектуально развиваться самым оптимальным образом. Это наблюдение за деятельностью взрослого и подражание ему.

  • Ползая и манипулируя с предметами, с которыми работал взрослый, ребенок естественным образом узнает свойства и функции этих предметов и обучается.
  • Принимая посильное участие в хозяйственной деятельности мамы, подражая ей, малыш усваивает огромные объемы информации о мире и о жизни в нем.

Лучше всего ребенок первых лет воспринимает информацию на слух. Мама рассказывает малышу о своих действиях, находясь дома, комментирует происходящее во время прогулки на улице - и ребенок запоминает всё с первого раза!

Действия с предметами, образные рассказы об окружающей малыша среде - это как раз та форма познания, которая соответствует врожденным ожиданиям малыша. Рано обучать ребенка знаковым системам (чтению и счету) с тем, чтобы он затем с помощью этих знаковых систем познавал мир (читая и считая) - значит, не учитывать его психовозрастные особенности.

Оперирование знаковыми системами требует хорошо развитого абстрактного мышления, а у этого у маленького ребенка просто нет. Научившись читать, он, конечно, сможет усваивать информацию, но будет это делать далеко не так полно и легко, как если бы он усваивал её в процессе практической деятельности, в игре, слушая сказки и эмоционально проживая их.

Мышление маленького ребенка - это мышление в основном наглядное, образное, конкретное и эмоциональное. Мышление маленького ребенка сводится к оперированию в уме конкретными образами, окрашенными эмоционально.

Ребенок может представить себе известную ему уже последовательность определенных действий или собственных перемещений. Может представить конкретные предметы и ситуации. Например, он понимает, что такое конкретная собачка, «вот эта собачка», но не сможет понять, что такое собака как вид животных. Это уже требует абстрактного мышления.

психолог, преподаватель психологии и философии МГУ

Специально для информационного портала Мир во мне

В оценке нормативности ребенка уровень его умственного развития занимает ведущее место. Не случайно видовое наименование человека - homo sapiens, sapiens - человек разумный, разумный! Человек разумен, если он нравствен, способен обуздать свой трудный характер, агрессивные эмоции, прийти к правильному поведению и нормально адаптироваться. Принято полагать, что высоким интеллектом обладает каждый четвертый, средняя норма его - у двух из четырех, нижняя граница, т.е. то, что еще можно оценивать как более или менее удовлетворительное, примерно у каждого шестого, и неудовлетворительный уровень интеллекта - у каждого десятого (7% детей по уровню интеллекта между нижней границей нормы и умственной отсталостью и 3% - умственно отсталые). Однако в школе претензий нет только к одному из двух детей и, следовательно, каждый второй нуждается в целенаправленном и интенсивном умственном воспитании, чтобы не оказаться в той половине класса, которая прозябает на "отметке милосердия" - троечке.

Оценка уровня умственного развития - очень непростая и неоднозначная проблема. Его определяют медицинские психологи, врачи - невропатологи и психиатры, педагоги. Однако каждодневное, постоянное, любовно заинтересованное наблюдение родителей за становлением сына или дочери при знании нормативов умственного развития может дать не меньше, чем хотя и профессионально, но разово проведенная медицинским психологом "ревизия ума". Ведь в день обследования ребенок может быть не в настроении, чувствовать себя усталым, просто не заинтересоваться заданием. От неуверенности, из лености или просто стремясь избавиться от неприятного ему "приставания" малыш не выполнит предложенного задания, не ответит на вопросы теста, заявив, что не знает или не умеет этого, хотя в действительности знает и умеет и в другой ситуации легко бы выполнил требуемое. И в результате разового обследования может появиться ошибочное заключение.

Согласно требованиям, предъявляемым к пятилетнему, он должен уметь различать треугольник, круг, овал; уметь нарисовать человека с головой, туловищем, конечностями и всеми чертами лица, деталями одежды. Ну, а если его этому не научили или его это просто не интересует, и он рисует дома, самолеты, деревья? Значит, такой ребенок глуп? Или наоборот: ребенок умеет отличить треугольник, круг и овал и натуралистически изобразить человека. Неужели это такое уж бесспорное свидетельство его ума? Поэтому категоричность в столь тонком, больном и деликатном вопросе излишне опасна. Не следует торопиться с "окончательным приговором", но необходимо сделать все возможное, чтобы помочь ребенку.

К известному невропатологу однажды пришел незнакомый молодой человек и молча положил перед ним диплом с отличием ведущего в стране технического вуза. На удивленный вопрос профессора юноша ответил: "20 лет назад вы дали маме совет сдать меня в спецучреждение для умственно отсталых детей... Она отвергла ваш совет и продолжала упорно заниматься со мной. Сегодня я принес диплом маме, она попросила меня показать его вам...".

Нередко школа оценивала как имеющих посредственный ум детей, впоследствии ставших выдающимися людьми. История науки, искусства, литературы пестрит такими примерами. Тупым слыл в школе Д. Уатт. Да, тот самый который создал универсальный паровой двигатель. Великий французский драматург Корнель был признан в школе лишенным всяких дарований. "Скверный ученик", проваливший выпускной экзамен Д. Свифт известен всему миру, но никто не помнит его экзаменаторов. Малоспособными считались в школе К. Линней, Д. Байрон, В. Скотт, Г. Гельмгольц, Т. Эдисон, И. Ньютон, А. Герцен, В. Белинский, Н. Гоголь. Учителя никогда не ставили за сочинения более высокую оценку, чем "удовлетворительно", А. Чехову. Все это к тому, что не следует торопиться с ярлыками, оценками ума ребенка. Более важно понимание сложности и относительности такой оценки. Ведь бойкий часто представляется умнее тихони, сорванец - глупее пай-мальчика, начитанный - умнее неначитанного.

По отметкам в дневниках и по мнению учителей, особенно женщин, девочки младших и средних классов умственно развиты выше мальчиков, что зачастую не подтверждается впоследствии. Следовательно, школа имеет один критерий оценки ума, а жизнь предлагает другой? К какому из них готовить, какой важнее? Естественно, жизнь оценивает вернее, но готовим-то мы детей к школе.

Пока же ясно одно. В решающем, дошкольном периоде умственное воспитание, как и воспитание вообще, более всего осуществляется в семье. Поэтому родители должны иметь объективные, дающие целостное представление о ребенке и доступные пониманию неспециалистов критерии нормативности умственного развития . О них и пойдет речь в данном разделе. Несоответствие этим критериям квалифицируют как задержку умственного развития. Заподозрив задержку, следует немедленно обратиться к невропатологу или к психиатру. Если врач подтвердит опасения, родители в союзе с ним будут упорно трудиться, стремясь преодолеть ее. Пристальное внимание к умственному развитию ребенка во всех случаях благотворно. Поэтому лучше ошибиться, заподозрив задержку там, где ее нет, чем не выявить ее своевременно.

Итак, переходим к нормативам умственного развития, в единстве характеризующим интеллект до шести важнейших в его формировании лет.

К десятому дню жизни младенец пытается поднять головку, лежа на животике, задерживает взгляд на ярком предмете или глазах матери; двухнедельное дитя уже различает тихие и резкие звуки. Ребенок месячного возраста прислушивается к звуку. Полуторамесячный удерживает головку, пытается сосредоточить внимание на предмете, повернуть головку, чтобы удержать в поле зрения перемещающийся объект. С полутора месяцев ребенок явно предпочитает положение на руках. Почему? Потому, что так он лучше удовлетворяет генетически заложенную в нем потребность видеть и слышать, потому что такое положение дает ему возможность лучше ориентироваться пока еще в малом пространстве. Все, что он видит, удивляет его. Удивление же - праматерь познания, показатель нормального умственного развития. Широко распахнутые глаза младенца на всю жизнь запечатлевают хорошее, но и плохое, красивое, но и безобразное. И "удивляющийся" - умен.

В три месяца ребенок сосредоточенно смотрит в лицо взрослого, видит предмет за четыре - семь метров, т.е. видит все, что происходит в комнате. Он слышит звуки и ищет их источник, ко всему присматривается и прислушивается. К четырем месяцам жизни он окончательно выделяет мать из всех окружающих, знает ее голос и, услышав его, ищет мать взглядом. Он "гулит", привлекая внимание матери и перекликаясь с ней. Младенец радуется ей, улыбаясь и всплескивая ручками, быстро двигая ножками. Он уже эмоционален. За развитием эмоциональности следует пристально наблюдать, так как она прямо взаимосвязана с умом. Эмоциональность - движущая сила умственного развития в этом возрасте. Первые пробуждающие ум воздействия - эмоциональная взаимосвязь в системе мать - дитя. В первые шесть месяцев жизни эмоциональная отзывчивость и активность ребенка - ведущий критерий нормативности его умственных потенций. Но и далее прослеживается та же закономерность: чем богаче переживания, тем психически сложнее и богаче человек, и чем эмоциональнее пережито нечто, тем глубже оно остается в памяти как жизненный опыт.

В пять месяцев ребенок до 10-15 минут неотрывно следит за предметом или человеком. Если раньше он смотрел только на то, что привлекло его внимание, то теперь он сам выбирает объект, на котором фиксирует внимание. Перед ним вертят волчок, а он смотрит на прыгающую в сторонке заводную лягушку: она ему интереснее. С этого времени можно уверенно говорить о зрительной сосредоточенности (начало зрительной сосредоточенности отмечается уже у двухмесячного!). Малыш не просто смотрит, а оглядывает предмет, как бы ощупывает его взглядом. Очевиден интерес, внимание, и притом сосредоточенное. Пятимесячный, проявляющий сосредоточенное внимание и интерес к чему-то, умственно полноценен. К пяти месяцам у малыша созрела способность далеко видеть и долго смотреть, слушать. Поэтому в пять месяцев он уже может самостоятельно повернуться со спинки на животик и, опираясь на ладошки, высоко поднять головку, чтобы видеть и слышать больше.

Но вот ему уже мало и этого. Чтобы познать, он должен схватить, ощупать, попробовать, поднести к глазам. И в пять с половиной месяцев ребенок захватывает предмет, ощупывает его двумя ручками, тащит в рот, пробует на вкус, рассматривает. Это уже произвольный активный познавательный акт - важная веха умственного развития. Здесь намечается принципиальное: он или занимается схваченным предметом, или отбрасывает его, чтобы тут же схватить другой и через секунду отбросить и его, не заинтересовавшись им. Второе плохо, ибо свидетельствует о начале поверхностности и отвлекаемости, а, следовательно, о возможной задержке умственного развития.

В шесть месяцев малыш свободно переворачивается с животика на спинку, чтобы лучше рассмотреть захваченный предмет. Он стремится освободить ручки! Отвечая на вопрос "Где бабушка?", он ищет ее взглядом. К малышу подходит взрослый, заговаривает с ним. Сангвиник улыбается сразу; холерик и флегматик не торопятся с улыбкой. Они сосредоточенно всматриваются, их личики серьезны. И лишь оценив, кто перед ними (опасен, не опасен; приятен, не приятен), они или улыбнуться, или отвернуться, заплакав.

Однако до предмета не дотянуться, и в шесть месяцев ребенок пополз. Пополз, потому что умственно созрел для этого, пополз, чтобы стать еще разумнее. И родители заботятся, чтобы так оно и было: он должен ползти к чему-то и за чем-то, он должен поползти вовремя, потому что он "пополз за умом". Скорость ползания на животике мала, и необходимость побуждает в семь месяцев встать на четвереньки. Теперь он практически бежит, "бежит" и его умственное развитие.

В семимесячном возрасте ребенок лепечет, повторяя слоги: "ма-ма-ма", "бу-бу-бу". Это важно. Он сливает звуки, как в свое время сольет буквы. Отвечая на вопрос "Где папа?", и даже "Где киса?", малыш ищет их взглядом и, если не находит, указывает пальчиком на то место, где они имеют обыкновение быть (например, на кресло). Малыш все больше понимает требования взрослых. С ребенком говорят, объясняя все, что делают с ним, что требуют от него, а не тормошат его молча, как куклу. Это - умственное воспитание.

В восемь месяцев ребенок уверенно сидит, наклоняется к игрушке, берет ее, перекладывает из одной ручки в другую. У него свободны ручки. Их следует занять делом, ибо начало всему - до года жизни. И вы вовремя подкладываете малышу новую игрушку. Сидя, он до 30 раз сосредоточенно постучит ею обо что-то. Подчеркиваем - сосредоточенно. Не способный к сосредоточению уже отстает в умственном развитии, и мать заинтересовывает отвлекающегося, привлекая его внимание к игрушке.

В девять месяцев ребенок знает свое имя и оборачивается на зов.

С девяти - одиннадцати месяцев во взгляде малыша - пытливый интерес ко всему, что его окружает . Его глаза вопрошают. Следует заметить этот интерес, не погасить его, ласково ответить на взгляд-вопрос и тем самым побудить направить вопрошающий взор еще на что-то. Задерживающийся в развитии тоже смотрит, но пассивно, вяло. Ему тем более следует рассказать о том, что находится в поле его зрения, назвать предметы, по которым безучастно скользит его взгляд. Ребенку радостно уже от того, что с ним говорят, и он что-то поймет, запомнит слово, обозначающее объект. Вопросительный взгляд ребенка, любознательность во взгляде - этап к периоду вопросов, которые будут заданы, как только он заговорит. В десять месяцев в ответ на просьбу "дай" ребенок находит и дает знакомые предметы.

К году жизни ребенок использует в речи 7-14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до четверти часа, усвоил смысл слова "нельзя". В год он пошел. Пошел не только потому, что ножки окрепли, а главным образом потому, что дозрел ум, появилась потребность дойти до интересующего, дойти со свободными ручками. Девочка пойдет на месяц-два раньше, чем мальчик; сангвиник раньше, чем холерик. Последним пойдет флегматик. Начало ходьбы - веха не просто моторного, а психомоторного развития. Все это - развертывание генетической программы, подчиненной у человека умственному развитию. Главное в ней - интерес, сосредоточенное внимание, поэтапность, когда одно дозревает, готовя дозревание другого, комплексность, когда одновременно дозревают взаимосвязанные возможности. Отсюда важная рекомендация: не следует стремиться к освоению последующего, даже если пришло время, не освоив предыдущего; все необходимо развивать комплексно, помня, что движением ручек и ножек управляет головка, но развитие функции ручек и ножек есть и развитие головки. Ведь малыш с ловкими пальчиками, как правило, имеет хорошее психоречевое развитие.

Второй год жизни преимущественно психоречевой. Еще не достигшему полуторагодовалого возраста ребенку для накопления словарного запаса показывают предметы, людей и животных на картинке, называя их. Полуторагодовалый использует 30-40 слов, а двухлетний уже 300-400. В полтора года ребенок задает вопросы "что?", "кто?" , к двум годам - "что это?", "кто это?" . Чтобы сказать о чем-то, ребенок должен знать не только названия предметов, но и их признаки, должен уметь выразить с помощью слов, как предмет действует. И малыш осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы.

К полутора годам у девочек и к двум годам у мальчиков возникает фразовая речь. Вначале это предложения из двух-трех слов. Очевидно, что фразовая речь возникает и используется прежде всего для вопросов. Фразы "хочу гулять", "хочу би-би" - выражение простых потребностей, просьб, желаний, а радует нас вопрос "что это?". И чем лучше развивается ребенок умственно, тем более доминирует познавательная сторона, тем больше он задает вопросов и слушает. Если фразовая речь возникла у девочки к полутора, у мальчика к двум годам, они умны.

Итак, к двум годам совершается чудо: ребенок начинает говорить. Вы показываете двухгодовалому картинку, одновременно рассказывая, что изображено на ней, и побуждаете говорить и его. Продолжая развивать психомоторные навыки, вы усаживаете двухгодовалого за столик, даете карандаш и бумагу. Зажав карандаш в кулачке, он заполняет лежащие перед ним листы клубками линий. Двухгодовалый складывает и башенку из пяти кубиков. В этом возрасте он сосредоточенно занимается одним делом до трети часа.

Третий год. Качественный скачок в умственном развитии. Ребенок этого возраста набирает по 100 слов в месяц и к трем годам использует уже 1500 слов. По мнению Л.С. Выготского, отечественного психолога, чьи труды признаны во всем мире, ребенок, не знающий названия вещи, как бы не видит ее. Таким образом, чем больше слов знает ребенок, тем больше он понимает окружающее. И тут встает вопрос о роли семьи в психоречевом, а значит, и в умственном развитии на данном этапе. Ребенок охотнее и прочнее усваивает те слова, которые чаще и эмоциональнее произносятся в семье. Следовательно, чем богаче словарный запас родителей, тем богаче будет словарный запас ребенка, тем глубже, полнее и естественнее он начнет познавать окружающее. По словам малыша можно судить о том, что его интересует и насколько он целеустремлен.

Задержка умственного развития нередко выражается в задержке речи. Умственное развитие всегда психоречевое развитие и протекает по закону количественного накопления и качественного скачка. Ребенок может долго набирать словарный запас; а потом в два-три дня перейти к фразовой речи. Нередко дети с потенциально глубоким умом начинают говорить позднее. Подобно мудрецам, они молчат, пока им нечего сказать. Но если ребенок хочет выразить мысль и не может, это плохо. Тогда он раздражается, нервничает, впадает в гнев или становится обидчивым, что может закрепится как черта характера. Стараясь успокоить малыша, вы показываете ему, что понимаете его, продолжая в то же время стимулировать появление фразовой речи. Заподозрив задержку речи, следует незамедлительно обратиться к отоларингологу, чтобы исключить дефект слуха, и начать борьбу с задержкой, если она подтвердится. В том случае, если речь ребенка невнятна, многие звуки произносятся неверно, с трех лет необходима работа с логопедом. Это и постановки правильной речи, но одновременно и умственное развитие, и предупреждение нервности или трудности.

В первой половине третьего года жизни ребенок задает ориентировочные вопросы "где?", "куда?", "откуда?" Во второй его половине он задает вопрос вопросов "почему?" До сир пор ребенок познавал по горизонтали и возникал вопрос "что это?". Теперь познание развивается в глубину, по вертикали, и возникает вопрос "почему?". Ранее он просто знакомился с миром, теперь он хочет его понять. Чем раньше ребенок задал вопрос "почему?", тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Возникновение вопроса "почему?" - принципиальный норматив! Если ребенок задерживается с вопросом "почему?", родители сами задают его малышу и сами отвечают на него, побуждая и малыша задать упомянутый вопрос, т.е. задуматься над сутью предметов и явлений. До возникновения вопроса "почему?" ребенок "ползал" в умственном развитии. Теперь - "пошел". Со второй половины третьего года, вгрызаясь в суть, он начинает спрашивать: "А как сделал?", "А что будет?", "А что внутри?"

Трехгодовалый пересказывает услышанное и рассказывает об увиденном и пережитом, особенно если взрослые помогут ему наводящими вопросами. Он использует уже сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления, о нормативности его умственного развития. По мнению Л.С. Выготского, трехгодовалый должен в основном освоить родной язык, и в этом состоит чудо третьего года жизни. С двух до трех лет ребенок нуждается в постоянном речевом контакте со взрослыми. Говорите с ним, говорите умно, серьезно, и он будет умным.

В три года малыш понимает, что такое один, мало и много, различает правую и левую стороны. Трехлетний уже настолько умен, что по одной характерной детали узнает целое: по ушам - зайца, по бивням - слона.

Со второй половины удивительного третьего года он начинает осваивать конструктивную игру, строя с выдумкой, овладевая первыми элементами планирования. Ребенок выходит и на сюжетно-ролевую игру, но пока играет преимущественно с предметами: вот он доктор для куклы, вот шофер, а машиной ему служит перевернутый табурет. Однако постепенно он переходит и на игру со сверстниками. Трехгодовалый сосредоточенно занимается одним делом до 30 минут.

Трехлетний, если он умен, воспринимает насмешку, самолюбив, обижается, радуется, печалится, тоскует, любит, испытывает чувства доброжелательности, враждебности и зависти, способен к сочувствию. Эмоции врожденны, но, как все врожденные потенции, нуждаются в развитии. Эмоциональное развитие тесно связано с интеллектуальным, и в данном аспекте уместно говорить об эмоционально-умственном воспитании, как и об эмоционально-умственном уровне развития ребенка. При задержке умственного становления возможна задержка эмоционального развития, и тогда трехлетний будет испытывать лишь примитивные эмоции - удовольствие и неудовольствие - и грубо выражать их. Тонкая эмоциональность развивается неразрывно с тонким умом.

Решающим условием воспитания эмоциональности ребенка является многокрасочная и богатая эмоциональность матери. Сколько бы ни твердили малышу о любви, она ему будет неведома, если он не испытал ее во взаимной любви с матерью. Сколько бы ни говорили ему о нежности, печали, доброжелательности и сочувствии, если это не присуще матери, жестокосердным будет и ребенок. Чем одарила мать, тем ребенок и владеет. Ребенок развивает ум, но, если мать не одарила эмоциональностью, то ум ребенка холодный, односторонний, более того - ущербный. Ведь бывает эмоциональность без ума - и она не тонка, нередко нелепа. Она оторвана от ориентации и понимания. Малыш радуется, кода другим грустно, и печалится, когда уместна радость. Его ум не согрет эмоциональностью, а эмоциональность не облагорожена умом. В двух строках стихотворения "Пожелание друзьям" С. Маршак так сказал об этом:

Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.

Вторая грань воспитания эмоциональности, не менее важная, - культура эмоциональной экспрессии. Воспитанный ребенок сдержан в выражении отрицательных эмоций. Он не подавляет их, но и не истеричен. При неудовольствии он сердит, но не беснуется. Гнев его - во взгляде, он даже может топнуть в сердцах, заплакать и сказать, как он обижен, но это не агрессия и не двигательная буря. Радость такой ребенок выражает улыбкой, взволнованной речью, тем, что обнимает и целует маму. Если он недоволен, то насупливается, красноречиво молчит, а не вопит истошно и не жестикулирует неистово. Этому учат и этого требуют. Тогда перед нами интеллигентный, культурный ребенок. И, конечно, он умен.

В три года малыш уже мыслящий человек, но к умению думать его следует привести. Упустив для воспитания третий год жизни, упустили многое. Три года назад ребенок родился с потенциальными возможностями. Теперь они во многом реализовались. Извечное женское дело тех девяти месяцев, от зачатия до родов, доступно всем здоровым; подвиг умственного, эмоционального, нравственного "вынашивания", воспитания - родительский подвиг матери и отца. И доступен он только истинно любящим, только личностям - Матери и Отцу.

Четвертый год базируется на успехах и уровне, достигнутых к трем годам. И только так. В воспитании нельзя через что-то перепрыгнуть, что-то игнорировать - "пусть побалуется, пусть подрастет, а научим потом". Трехгодовалый понимает то, что он увидел, пережил. На четвертом году жизни ребенок идет дальше. Он способен понять то, чего не видел сам и о чем еще не знает, если ему толково рассказать об этом. К четырем годам по картинке он сочиняет более или менее подробный рассказ, расцветив его приключениями. Он осмысленно заканчивает предложение, начатое взрослыми. Четырехлетний обобщает: стул, стол, шкаф, диван - мебель, а кастрюля, тарелка, чашка - посуда.

К четырем годам жизни малыш задает до 400-500 вопросов в день и осваивает полученную в ответах информацию. Среди вопросов доминирует въедливое "почему?" Характер ответов решает многое. Спросил: "Почему этот дедушка ходит с палочкой?", а ему ответили поверхностное: "Все дедушки ходят с палочкой". Но подобный ответ ничего не объясняет. Удовлетворяясь ничего не значащими ответами, ребенок начнет и сам думать поверхностно. Потом он и вовсе перестанет слушать ответы, а задав один вопрос и даже не дожидаясь ответа, тут же задаст следующий. И так без конца. В итоге вырастает пустозвон, болтун.

По характеру вопросов ребенка судят об его уме, о направленности мышления, об интересах, культуре и о многом другом. По мере взросления самым важным критерием уровня ума ребенка становится не количество, а глубина вопросов. Бесчисленны, но не глубоки вопросы болтливого и легковесного. А истинно умный задаст один вопрос - и взрослый человек озадачен. Авиценна со сдержанной гордостью сказал о своем школьном детстве единственное, но характеризующее его ум более всего: "И я был лучшим из задающих вопросы".

На вышеприведенный вопрос о дедушке с палочкой ответили поверхностно. Малыш нуждался в глубоком ответе, как голодный в куске хлеба, но взамен получил пустышку. А можно было ответить, например, так: "Дедушке много лет, и у него болят ноги. Без палочки он может упасть. Без палочки ему трудно идти. Палочка для него как добрый внучек - она помогает ему, поддерживает его". Образный ответ запоминается, будит мысль, рождает более глубокие вопросы. Усложняются вопросы, углубляется мышление. И первые, простые вопросы - тропочка; усложняющиеся, углубляющиеся - выход на широкую дорогу познания и развития ума.

С другой стороны, отец - физик, инженер или математик - отвечая на вопрос четырехлетнего сына о громе и молнии, прочтет ему целую лекцию об электричестве, прибегая к специальной терминологии. Это излишне - не по возрасту и не по уму. Если подобное будет иметь место часто, ребенок может стать "заумным". Самое сложное следует объяснять просто и в то же время глубоко, образно.

Ребенок с задержкой умственного развития, как указывалось, более всего запаздывает с вопросами, особенно с ведущим во вскрытии причинно-следственных связей, глубинным "почему?" И тогда родители в нормативные сроки сами задают ему вопросы и сами отвечают на них. Он должен задать 400 вопросов, ему задают 40, чтобы обстоятельнее и понятнее ответить, дав время на усвоение информации. Возможно, это продлиться долго, но придет час, и он войдет во вкус познания, задаст вопрос "почему?" сам. Без такой стимуляции малыш может так и не выйти на "почему?", ограничившись вопросами "что?", "где?", "куда?"

Четырехлетний занимается одним делом 40-50 минут (40 - сангвиник, 50 минут - холерик и флегматик). В четыре года ребенок окончательно готов к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. В ней он ставит цель, планирует. И во второй половине четвертого года он задает вопрос "зачем?" . Развивающийся нормально расскажет, что и как он намерен сделать, в отличие от задерживающегося, который действует на авось, идет путем проб и ошибок.

Четырехлетний много занимается с игрушками. Ему дают сначала одну, но интересную игрушку и знакомят с ней до полного ее освоения. Только после полного ознакомления с одной выдается другая. Не поняв сути игрушки, будучи привлечен только ее цветом и формой, ребенок не заинтересуется ею и быстро ее оставит. Суть игрушки следует раскрыть как можно полнее и показать ее в действии, со всех сторон, вызвав интерес к ней. Игрушку заводят, запускают, включают в сюжетно-ролевую игру. Естественно, если для игры потребуется несколько игрушек, связанных с ее сюжетом, ребенок получает их одновременно.

Пятый год. Вновь качественный скачок. Узнавал, познавал - и вдруг задумался о глубинных причинах. Куда девалась самонадеянность незнайки! Если раньше он усвоил, что это хорошо, а то плохо, принимая все на веру, то теперь перед ним встал вопрос, почему это хорошо, а то плохо. Пятилетнего волнуют и более общие категории. Он стремится понять, что такое справедливость, верность, неправда. Он задумывается над тем, что такое жизнь и смерть. С. Маршак писал:

Четыре года был я бессмертен,
Четыре года был я беспечен,
Ибо не знал я о будущей смерти,
Ибо не знал я, что век мой не вечен.

Пятилетний совершенно свободно играет с детьми, хорошо знает правила игры. Он соревнуется, спорит, доказывая свою правоту, ищет причины неудач, командует, организует и подчиняется.

Если говорить о более частном, то к пяти годам ребенок знает не только свое имя, но и отчество, фамилию, возраст, адрес, транспорт, идущий к его дому. Он умеет пользоваться конструктором, собирая машину по прилагаемой схеме. Он рисует человека с головой, глазами, носом, ртом, ушами, волосами, туловищем, руками и ногами от туловища, с пальцами на руках и пририсовывает к ногам стопы. И все это он должен знать и уметь.

Шестой год. К концу его ребенок использует 4 000 слов. Он может выразить почти все оттенки мысли и понимает речь взрослого почти во всех нюансах. В этом возрасте умственно развитому ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он все более находчиво и быстро дополняет незаконченные предложения, видит сюжетную связь трех картинок и составляет по ним рассказ. Он уже решает простые арифметические задачи. Он свободно, без затруднений обобщает, вычленяет. Вы задаете шестилетнему вопрос: "В один сарай свели корову, овцу, медведя и лошадь. Кого из них следует побыстрее убрать, кто лишний?" И умный ребенок отвечает: "Медведя!" Тут же вопрос: "Почему?" Ответ незамедлителен: "Он хищник, он дикий, он из леса". Шестилетний понимает поставленную перед ним задачу, свою роль во взаимодействии с другими; он должен знать много игр и уметь выдумывать сюжет для них. Он считает до ста, складывает и вычитает до десяти. Запоминает и декламирует простые стихи. У такого ребенка не будет проблем с обучением в школе.

Шестилетний уверенно ориентируется на улице и знает предназначение зданий (жилой дом, аптека, магазин); он ориентируется в настоящем, прошедшем и в будущем времени; ориентируется среди детей (хороший и плохой, умеет и не умеет, сильный и слабый, понимает и не понимает); в семейных отношениях и среди взрослых; в опасном и безопасном; в правилах детской игры и в нормах поведения. Изображая человека, он между головой и туловищем рисует шею; на человеке шляпа, одежда, обувь.

Шестым годом жизни мы заканчиваем изложение возрастных нормативов умственного развития, так как пять с половиной лет - ключевой возраст, к которому ребенок или соответствует им, или безоговорочно задержан в развитии. Он уже готов к школе или не готов. С этого возраста ему доступны все виды обучения (иностранный язык, музыка по нотам, занятия в шахматном кружке и др.). Фундамент интеллекта заложен.

Теория интеллектуального развития новорожденного с первых дней появления его на свет и до наступления двухлетнего возраста была сформулирована в середине прошлого века биологом и философом Жаном Пиаже (Швейцария). Согласно этой концепции, в ходе постепенного развития мышление человека претерпевает ряд принципиальных изменений, а интеллект представляет собой высшую адапционную форму.

Начальный уровень интеллектуального развития младенцев

Сенсорно-моторный интеллект представляет собой начальный уровень развития мышления у ребенка, который образуется в период, когда он еще не успел в полной мере овладеть речью и воспринимает мир через координацию своих движений. Всемирно известный швейцарский детский психолог Жан Пиаже выделил шесть основных этапов постепенного развития сенсорно-моторного интеллекта, которые позволяют определить момент появления интеллектуального поведения ребенка. С точки зрения ученого интеллектуального развития младенцев проходит следующие стадии:

  • (происходит сразу после рождения и продолжается в течение первого месяца жизни);
  • образование первых навыков и первичных круговых реакций на внешние раздражители (этот период может занимать в развитии до полугода);
  • координация зрительных и хватательных рефлексов, которые начинают сочетаться с вторичными круговыми реакциями. В этом возрасте ребенок впервые пробует применить свои действия для достижения цели. Это начало возникновения интеллекта (данный период продолжается приблизительно до 9 месяцев).
  • Следующий этап развития интеллекта новорожденного представляет собой так называемый «практический интеллект», когда ребенку заранее указывается цель. Все те средства, которые понадобятся ему для ее достижения, он заимствует из прошлого опыта. К примеру, он может взять руку взрослого человека и перемещать ее по направлению к предмету, заинтересовавшему его. Также ребенок может воспользоваться каким-нибудь подручным средством, чтобы достать игрушку, находящуюся от него на расстоянии (этот этап развития продолжается примерно до 11 месяцев).
  • В ходе дальнейшего развития интеллекта ребенок раннего возраста находит новые средства, для того чтобы достичь поставленных перед собой целей. Его зачастую попросту не удовлетворяет обыкновенное воспроизведение уже увиденных или испробованных движений, которые принесли ему желаемый результат. Одна из особенностей развития интеллекта детей на этом этапе заключается в том, что малыши специально изменяют увиденные или испробованные движения, чтобы на своем опыте подробнее изучить полученные результаты. За счет новых действий малыш открывает новые средства, благодаря которым он может достичь желаемой цели (продолжается примерно до 18 месяцев);
  • различные новые средства для решения поставленных задач ребенок ищет за счет новых схем действия, которые могут привести к неожиданному озарению (этот период может продолжаться примерно до двухлетнего возраста).

Структура сенсорно-моторного интеллекта представляет собой сложно организованную систему, состоящую из различных схем действий, которые взаимосвязаны между собой. Использование ребенком этих схем позволяет выработать собственную логику действия. Благодаря этому типу интеллекта, малыш приобретает устойчивое представление о том, что объект, с которым он взаимодействует, постоянно существует в пространстве и времени. Кроме того, к нему приходит осознание того, что он тоже является объектом в окружающем мире.

Чтобы сенсорно-моторный интеллект перешел в мышление в традиционном понятии, его схемы действия должны перейти в подвижные умственные схемы, которые должны координироваться между другими индивидами. В основе сенсорно-моторного интеллекта лежит, прежде всего, стремление ребенка достичь точно поставленной цели. Он имеет дело с объектами, принимающими активное развитие в его моторике. На этом этапе развития интеллекта дети ещё не проходят процесс социализации, так как здесь они еще не используют знаки и символы.

Статья прочитана 999 раз(a).

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Калькулятор

Таблица физических параметров до года

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )

Возраст, мес Рост, см Вес, кг Окружность головки, см Окружность груди, см
49,0 - 54,0 2,6 - 4,0 33,0 - 37,0 31,0 - 35,9
1 52,0 - 55,0 3,0 - 4,3 35,8 - 37,2 34,0 - 36,0
2 55,0 - 57,0 4,5 - 5,0 37,5 - 38,5 36,0 - 38,0
3 58,0 - 60,0 4,0 - 6,0 38,0 - 40,0 36,0 - 39,0
4 60,0 - 63,0 4,5 - 6,5 38,0 - 40,0 36,0 - 40,0
5 63,0 - 67,0 6,5 - 7,5 37,5 - 42,2 37,0 - 42,0
6 65,0 - 69,0 7,5 - 7,8 42,0 - 43,8 42,0 - 45,0
7 67,0 - 71,0 8,0 - 8,8 43,8 - 44,2 45,0 - 46,0
8 71,0 - 72,0 8,4 - 9,4 44,2 - 45,2 46,0 - 47,0
9 72,0 - 73,0 9,4 - 10,0 45,2 - 46,3 46,5 - 47,5
10 73,0 - 74,0 9,6 - 10,5 46,0 - 47,0 47,0 - 48,0
11 74,0 - 75,0 10,0 - 11,0 46,2 - 47,2 47,5 - 48,5
12 75,0 - 76,0 10,5 - 11,5 47,0 - 47,5 48,0 - 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!


С трех месяцев начинается активная социализация малыша - он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

6-7 месяцев - время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5 Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх - подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности - коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.


В 9 месяцев малыш уже «совсем большой», он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
7 Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8 Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9 Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.
11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

Мнение доктора Комаровского

Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:

(4 оценили на 5,00 из 5 )

Я пытаюсь вести с вами откровенный и доверительный разговор. Именно разговор, поэтому и возвращаюсь к обозначенным, основным, темам почти в каждом разделе. Вот и сейчас вновь приглашаю вас к разговору об интеллектуальном развитии ребенка.
Зададают мне как-то такой вопрос: "Как вы думаете, можно ли воспитывать своих детей так, чтобы они были умнее своих родителей?"
Вообще, у нас часто разумность ребенка приписывают наследственности. Но чем больше и дольше я занимался проблемой детей, тем дальше отходил от этого мнения. Развитие интеллекта, на мой взгляд, меньше всего заложено в генах. Академик Дубинин сказал так: "...Психические качества не закодированы в генетической программе". У нас же принято думать: в музыкальных семьях - обязательно дети музыканты, в спортивных - спортсмены и т.д. Но как часто бывает, что у гениальных родителей вырастают посредственные дети.
Лена Алексеевна, как-то изучая биографии великих педагогов, открыла, что ни их сыновья, ни их дочери не стали великими педагогами и даже просто их учениками.
Мы долго с женой над этим думали и пришли к выводам вполне конкретным, как сделать своих детей более интеллектуально развитыми, чем мы сами. Руководствуясь ими, мы и растили наших детей: (*)
(*) Вполне возможно, я во многом повторюсь, но, как говорится, повторение - мать учения".
1. Естественное вскармливание до появления первого зуба.
2. Близость (физическая) матери к ребенку. Так, африкнки носят детей за спиной минимум два года. Проанализировав это явление, европейские врачи пришли к выводу, что эти малыши намного превышают по уровню развития европейских детишек этого же возраста, несмотря на то, что мамы с ними не занимались, а просто носили за спиной.
3. Увеличение кругозора, возможность практически неограниченная в познании мира ("не запирать" малышей в коляски и пеленки!).
4. Запуск всех рефлексов, которые заложены матерью Природой (повторяю еще раз, хотя говорил об этом неоднократно!).
5. Легкая одежда. Влияет ли она на интеллект? Представьте, да! Так, распашонки с зашитыми рукавчиками, на мой взгляд, вредны. Они блокируют систему осязания: куда бы ручки малыша ни попадали, они ничего не ощущают. А обрезанные рукавчики на распашонке и срезанные носочки на колготках способствуют развитию системы осязания.
6. Обогащенная обстановка. Сейчас поясню, что это. В Гамбурге была защищена диссертация "Сопоставительное исследование системы воспитания по Монтессори и Никитиным". (Упор в ней сделан на обогащенную обстановку.) Но у нас почему-то ни один архитектор не думает о том, как в квартире будет жить ребенок. И что сделано здесь для детей? Такое впечатление, что во всех новых и старых домах должны жить только бездетные родители.
Что же такое обогащенная обстановка?
Это система принципов и приспособлений: 1) использование лесенки-"встаньки" Скрипалева; 2) свободное передвижение по квартире ребенка-"ползунка"; 3) игры во "взрослые игрушки" - кастрюли, кружки, ложки, пластилин, карандаши и бумаги (обязательно научите правильно держать карандаш сразу же!).
7. Свобода познания мира, снятие "традиционных" запретов. Постарайтесь забыть выражения: "Не трогай", "Не лезь" и т.п. Не бойтесь, что малыш что-нибудь испортит или сломает. Он познает мир и, познавая его, самостоятельно развивается, занимает активную жизненную позицию. А как нам этого не хватает сегодня...
8. Оборудование в квартире спорткомплекса В.С.Скрипалева по книге "Стадион в квартире".
9. Развивающие игры. Наши развивающие игры только один из факторов интеллектуального развития детей. Их может быть много, если вы творчески подойдете к этому вопросу. Сейчас у нас в семье есть 17 игр и пособий.
10. Раннее знакомство с буквами и цифрами (начиная с 2-3-летнего возраста). В программе детского сада дети должны знакомиться с буквами только в 7 лет в подготовительной группе (12 букв).
Мы своим детям давали кубики со всеми буквами. И внукам тоже. Антон забрал их для сына, а ему еще нет и годика.
...Был я как-то в Подольске на квартире у одного инженера. Оленьке, его дочери, 1,5 года. Папа принес коробку с карточками, на которых крупно написаны все гласные. "Борис Павлович, попросите Олю дать вам любую из этих букв". И девочка безошибочно и вразнобой все 8 букв показала. Таким образом, грамоту ребенок, как и все, может давать с рождения, а не в 6-7 лет, как у нас принято. Опасения, что раннее знакомство с азбукой вызовет какие-то осложнения в развитии, безосновательны.
11. Раннее знакомство детей с инструментами и материалами, т.е. с ручным трудом. Конечно, опасны и ножницы, и шило и т.д. Но только в том случае, если детей не научили с ними обращаться. Своих детей мы рано познакомили с острыми предметами.
12. Отношение родителей к развитию детей. Здесь существуют две позиции: 1) ребенку нужно все объяснить, рассказать, 2) необходимо рассказывать и показывать малышу только то, до чего он сам дойти не может. Так формируется самостоятельность. Именно второй вариант дает творческие личности, а первый развивает лишь исполнительские способности.