Теоретическая деятельность примеры. Духовный мир человека и деятельность

В наше время духовная жизнь рассматривается как два понятия. Во-первых, она является основным процессом существования общества, включая в себя множество социальных моментов. Для нормального существования люди должны заниматься материально-производственной деятельностью. Но также они не могут не включать в свою жизнь духовный вид деятельности, удовлетворяя потребности в этой сфере и получая все необходимые для этого знания. Общество живёт духовно и материально. Эти влияют на социальное

Какие разновидности можно выделить

Существуют следующие виды деятельности - практическая, и духовная - теоретическая. Последний создает новые теории и мысли, осуществляет идеи. В результате они становятся очень ценными и являются духовным достоянием общества. Они могут иметь любую форму: литературное произведение, научный трактат, предмет живописи. Теоретические виды духовной деятельности характеризуются тем, что какой бы ни была форма их проявления, они всегда будут нести в себе идею, придуманную автором, и его взгляды на мир и окружающую действительность.

Что собой представляет практическая деятельность

Практические виды духовной деятельности направлены на изучение, понимание и сохранение полученных знаний и ценностей. В процессе изучения общество изменяет собственное мировоззрение и просвещается за счет трудов музыкантов, художников, мыслителей и литературных гениев. Для сохранения полученных знаний создаются музеи, архивы, библиотеки, галереи. При помощи них передаются от поколения к поколению.

Зачем необходима духовная деятельность

Главной целью, на достижение которой направлены виды духовной деятельности, считается стремление людей к совершенствованию. Общество имеет различные потребности. Основными из них считаются материальные, которые подразумевают под собой средства, необходимые для существования человека, социальные - средство развития человека в обществе, и духовные - способ самосовершенствования. Они вызывают в людях любовь к прекрасному, в результате чего люди стремятся сделать для себя открытия и видеть красоту во всем. Большинство из них начинают создавать что-то новое, необходимое людям. Причем создатель делает это в первую очередь для себя, так как способен реализовать свои идеи и раскрыть таланты.

Духовная деятельность в настоящее время необходима

Люди, принимающие эти творения, являются потребителями духовных ценностей. Они нуждается в таких духовных потребностях, как: живопись, музыка, поэзия и познания в различных сферах. Поэтому можно смело сказать, что виды духовной деятельности в настоящее время очень важны для развития общества. И про них забывать ни в коем случа нельзя, так как это может привести к непредсказуемым ситуациям. Да и вряд ли человек сможет долго прожить без духовного отдыха, который сможет помочь сбросить эмоциональную напряженность.

Вспомним отличие духовной деятельности от материальной: первая связана с изменением сознания людей, вторая - с преобразованием объектов природы и общества. Рассмотренная выше познавательная деятельность является важным проявлением духовной деятельности. Ее результатом являются знания. Однако духовная деятельность не сводится к познавательной.

Рассматривая духовную деятельность в целом, можно условно выделить два ее вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую.

Первый вид - это производство духовyых ценностей (духовных благ). Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений (например, мысли об эволюции органического мира, изложенные в книге Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», идеи и образы романа Л. Толстого «Война и мир», образы, запечатленные в живописи И. Репина или музыке П. Чайковского).

Второй вид - это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, результатом которой является изменение сознания людей.

Духовное производство

Для того чтобы уяснить особенности духовного производства, сопоставим его с материальным производством. Если сказать коротко, то материальное производство - это создание вещей, а духовное - создание идей. Созданные вещи - продукт труда. А идеи? Они тоже результат трудовых усилии, преимущественно умственных. Вы знаете, что роман или научная книга, художественное полотно или крупное музыкальное произведение - это нередко многолетний труд автора.

Можно ли считать, что материальное и духовное производства отличаются тем, что первое основано на физическом труде, а второе - на умственном? Если задумаемся то придем к выводу, что все, что делает человек в материальном производстве, предварительно проходит через его сознание. Не бывает труда без осознания его целей и средств. Как говорится, все нужно «делать с головой». А духовное производство, наряду с умственным трудом, требует подчас и немалых физических усилий. Вспомним о труде скульптора или дирижера, балерины или ученого-экспериментатора.

Отметим также, что идеи, образы, родившиеся в голове ученого, поэта, композитора, должны быть запечатлены с помощью различных знаков (букв, цифр и т. п.) и принять вещественную форму (например, книг, нот, чертежей и т. п.). Но ценность такой вещи заключена не столько в ценности, например, мрамора, из которого высечена скульптура, сколько в тех идеях и образах, которые представляет их вещественный носитель.

Итак, можно сказать, что духовное производство - это производство новых духовных ценностей, чаще всего в форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов, и телевизионных передач, которые несут созданные их авторами, идеи и взгляды, образы и чувства, оценки и представления.

Духовное производство, как видно из сказанного, связано с производством материальным. Во-первых, бумага, краски, приборы, музыкальные инструменты и многое другое - необходимое условие духовного производства. Во вторых, некоторые продукты духовного производства являются элементом материального производства: это технические идеи и научные теории, которые становятся производительной силой.

Духовное производство осуществляется, как правило, особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной. Это люди, имеющие соответствующее образование, владеющие мастерством. Конечно, знаний, владения приемами данного вида деятельности недостаточно. Ведь продукт духовного производства отличается новизной, уникальностью, а следовательно, это результат творческой деятельности.

Но духовное производство, наряду с профессиональной, включает в себя и деятельность, постоянно осуществляемую народом. Ее результатом могут быть народный эпос, народная медицина, обряды, имеющие самостоятельную ценность (народные сказки и былины, рецепты лечения травами, народные свадеб-ные обряды и т. п.). Многие люди, не будучи профессионалами, с увлечением приобщаются к творческой духовной деятельности через участие в художественной самодеятельности. Некоторые из них в своем творчестве поднимаются до уровня профессионалов. Нередко образы или знания, созданные» например, творчеством народных музыкантов или целителей, становятся основой художественных произведений профессиональных мастеров или научных трудов специалистов.

Важная особенность духовного производства состоит в том, что его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и т. д. Они удовлетворяют внутреннюю потребность автора проявить, выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои способности. Для ученого, музыканта, художника, поэта ценность труда заключается в ценности не только его результатов, но и самого процесса создания произведения. Вот что писал английский естествоиспытатель Ч. Дарвин (1809-1882): «Главным моим наслаждением и единственным занятием в течение всей жизни была научная работа, и.возбуждение, вызываемое ею, позволяет мне на время забывать или совсем устраняет мое постоянное плохое самочувствие».

С этой особенностью духовного производства связано и то, что между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия: его значения для других людей нередко существует разрыв. Некоторые технические изобретения и художественные произведения были поняты и достойно оценены лишь после смерти их создателей, а иногда - через века.

Итак, духовное производство - деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых - удовлетворять духовные потребности человека, воздействовать на его сознание. Это воздействие, следствием которого является рост духовной культуры людей, обеспечивается деятельностью по сохранению, воспроизведению, распространению духовных ценностей в обществе, т. е. деятельностью, которая называется духовно-практической.

Сохранение и распространение духовных ценностей

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть утрачены безвозвратно или остаться в безвестности, и тогда они не окажут никакого влияния на людей. Вспомним, какую горечь и скорбь вызывает уничтожение в Москве в 30-е гг. величественного собора Христа Спасителя возведенного в честь побед русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Ныне на народные средства восстанавливается этот И другие разрушенные храмы. Представим, как оскудело бы человечество, если бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды, росписи Рублева; пушкинский «Евгений Онегин» или загадочная Мона Лиза Леонардо да Винчи, как потускнел бы облик Петербурга без «Медного всадника» - памятника Петру I или Москвы без храма Василия Блаженного.

Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? Это прежде всего различные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и естественно-научных ценностей. Начнем с музеев. Сущность их первоначально хорошо раскрывал древний вьетнамский термин «бао та», что означает хранилище реликвий. С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, эскурсиям и серьезным ис-точником пополнения знаний миллионов посетителей.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т; д.), художественные, литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т. д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев, в том числе школьных: это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.

Слова «хранилище» и «распространение» относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. До н. э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека из «глиняных книг». С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотека как важнейшего средства содействия тому, чтобы все большее количество людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.

Сеть библиотек поистине громадна: от небольших - личных, школьных, городских до крупнейших книгохранилищ. Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн единиц хранения на 247 языках мира.

Слово «архив» (в переводе с лат.- письмохранилище) нередко ассоциируется с чемто очень давним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждодневно накаплива-ются новые сведения о деятельности отдельных людей, организаций» государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работниках) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанное, или восстановить истину, которая долго скрывалась. Так, благодаря архивным изысканиям, удалось сделать достоянием гласности: ранее засекреченные договоры (например, секретный протокол, подписанный Молотовым и Риббентропом накануне второй мировой войны). При восстановлении старинных русских городов, разрушенных фашистами в годы войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размерах возрождаемых сооружений, памятников культуры. Хранящиеся в архивах давние сообщения о тех или иных природных явлениях помогли геологам: XX в. обнаружить колоссальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т. д.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсии).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи; - это не только хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от «лоцмана», прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь «.познанию. Эти «лоцманы» - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

Афоризм «Смотреть не значит видеть» напоминает об одной из коренных задач музейного работника - научить «видеть», т. е. выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый испытывает ее эстетическое воздействие. Но нередко многое остается непонятым из-за слабого знакомства с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкого восприятия художественного стиля, его особенностей. В таких случаях объяснение экскурсовода очень значимо.

В библиотеках весьма трудна ориентировка в мире книг. И здесь совет библиотекаря помогает выбрать верный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов.

Наибольший - по охвату людей и по общенародной значимости- вклад в деятельность по распространению духовных цен-ностей вносит школа, прежде всего учитель.

Вспомним широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы развивающегося научного знания о мире, человеке, обществе. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из известных педагогов В. А. Сухомлинский, учителю надо впитать целое море света.

Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности,- это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителе т. е. те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ).

Несомненным народным достоянием являются ставшие клас-сическими театральные постановки и кинофильмы, воспроизве-дение которых телевизионными средствами знакомит новые по-коления с искусством народов России, зарубежных стран. Сокровища петербургских музеев, благодаря серии телевизионных передач, стали достоянием миллионов людей, живущих вдали от Эрмитажа и Русского музея. Вы без особого труда, сможете умножить число примеров, раскрывающих роль телевидения в воспроизведении и распространении духовных ценностей.

Духовное потребление

Духовное производство, сохранение и распространение духовных ценностей направлены, как отмечено выше, на удовлетворение духовных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называется духовным потреблением.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать» мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческая потребность. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении. (Вспомните, что говорилось о значении общения в предшествующих главах.)

Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение навстречу друг другу: деятельность писателя встречается с дея-тельностью читателя, деятельность актера - с деятельностью зрителя, деятельность учителя - с деятельностью ученика. Ду-ховная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет на-слаждаться музыкой, которая не создана. Но профессиональный музыкант будет огорчен, если на его концерте зрительный зал окажется полупустым.

Духовные потребности, таким образом, вызывают к жизни духовно-продуктивную и духовно-практическую деятельность, с одной стороны, а также деятельность духовного потребления - с другой. Но и сами потребности не являются неизменными. Когда появляются новые духовные ценности, возникает и потребность в приобщении к этим ценностям. Новая книга, например, находит своих читателей. Производство духовных благ, таким образом, влияет на духовные потребности, расширяет и изменяет их. А потребление духовных ценностей также воздейству-ет «а духовные потребности, расширяя, обогащая и углубляя их.

Итак, в духовной жизни общества деятельность, направленная на производство, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляют собой неразрывное единство.

Присмотримся внимательнее к духовному потреблению. Духовные ценности предстают перед нами в вещественной форме (иногда говорят, что они имеют вещную форму). Так, содержание литературного произведения, мысли и образы, созданные писателем, могут быть запечатлены мелким или крупным шрифтом на ослепительно белой или серой бумаге, в мягкой обложке или жестком переплете. Книга -это ценность духовная, но в то же время - вещь, предмет.

Когда потребляются материальные блага, то конкретная материальная ценность (данная вещь) прекращает свое существование. Например, изношенные одежда и обувь как ценности, определяемые их назначением, уже не существуют. Духовные ценности, как правило, могут использоваться многократно и многими людьми на протяжении длительного времени. В тех случаях, когда произведение может быть воспроизведено (книги, но-ты и т. д.), гибель одной вещи - носителя духовной ценности - не ведет к исчезновению самой духовной ценности. Потребление (использование) уникальной картины в художественном музее никак не влияет на ее вещественную форму, если соблюдаются оптимальные физические условия (температура воздуха, влажность и т. п.) ее сохранности. Более того» ценность духовных продуктов в процессе их потребления все большим числом людей; как правило, возрастает.

Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью. Такова первая особенность духовного потребления.

Вторая особенность состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и; процессом духовного производства. Восприятие духовных ценностей носит творческий характер. Каждый посвоему осмысливает содержание литературного произведения; восприятие музыкального произведения рождает собственные образы и чувства. Любой человек переживает духовные ценности через призму собственного опыта. Но всегда это творческая работа души и ума человека.

Сказанное выше позволяет нам сделать вывод о том, что духовное потребление - это особый вид деятельности, и, следова-тельно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств.

Направленность духовного потребления определяется общественными условиями и духовными запросами человека. Один ищет книги, побуждающие размышлять о смысле человеческой жизни, другой не выходит за пределы приключенческой литературы. Один вчитывается в описание природы, другой пропускает эти страницы. Одному нужна серьезная музыка, другому - только развлекательный жанр.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой соответствующие знания и навыки. Чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить. Чтобы слушать музыку, надо либо попасть в концертный зал, либо владеть записями и техническими устройствами, позволяющими воспроизводить звучание. В данном случае матам» тофон - это одно из средств удовлетворения потребности в музыке. Но, с другой стороны, подняться до вершин духовной куль-туры нельзя без знаний о литературе и искусстве, о писателях и художниках, о выразительных средствах и способах их исполь-зования, без навыков смотреть и видеть, слушать и слышать, читать и понимать. Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Научные исследования позволили сделать вывод: чем выше культура человека, тем больше средств из семейного бюджета он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей (покупку книг, компакт-дисков, подписку на журналы, посещение театров и т. д.Х тем больше свободного времени затрачи-вает на самообразование, чтение художественной литературы и другие виды духовного потребления и духовного творчества.

Но дело не только в количественных показателях (затратах денежных средств и времени). Главное качественная характеристика духовного потребления. Можно с помощью современной звуковоспроизводящей техники наслаждаться шедеврами мирового музыкального творчества. Но та же аппаратура может вос-производить примитивные произведения, ценность которых сомнительна. Из программы телевизионных передач можно выбрать спектакли с участием великих актеров современности. Но кто-то смотрит только спортивные соревнования, а кто-то часами сидит у телевизора и смотрит все подряд. Следовательно, потребление духовных ценностей зависит прежде всего от субъекта этой деятельности, от его духовных запросов.

Во многих случаях на духовное потребление оказывает большое влияние мода. Модными могут стать те или иные книги, театральные спектакли, стихи и песни. Подумайте, как оценить воздействие моды на духовное потребление. Положительной или отрицательной будет эта оценка?

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение. Чтение книг это важнейший вид духовного потребления. «Люди перестают мыслить, когда; перестают читать»,- говорил французский философ Д. Дидро (1713-1784). А другой французски* мыслитель Р. Декарт (1596-1650) писал: «Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков - их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей».

Исследования социологов показали, что за последние десятилетия произошел сдвиг в структуре культурной деятельности людей. Значительно возросло потребление культуры «в домашних условиях» (индивидуально организованные формы культурной деятельности) по сравнению с посещением учреждений культуры (общественно организованными формами). Растет численность книг в личных библиотеках по сравнению с библиотечными учреждениями, увеличилось количество фильмов и спектаклей, просмотренных по телевизору.

Возникли споры: вытесняется ли чтение книг «телесмотрением»? Высказывались разные точки зрения. Одни говорили, что из-за телевидения люди стали меньше читать, что школьник, вместо того чтобы прочитать «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, ограничивается просмотром фильма, созданного по этому произведению. Другие утверждали, что, хотя телевидение и отняло часть времени у чтения, оно, во-первых, через мастерство исполнения полнее и глубже представляет образы и идеи произведения; во-вторых, для людей, приобщившихся к чтению; телефильм нередко бывает стимулом к прочтению соответствующей книги; в-третьих, если телевидение и занимает время, то для части людей это происходит не за счет чтения, а за счет времени, которое ранее затрачивалось на игру в карты или домино, на ничегонеделание и т. т А как думаете вы?:

Подведем итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельность может стать его профессией: он будет ученым или писателем, актером или художником, учителем или библиотекарем, экскурсоводам или журналистом. Он может приобщиться к любительскому духовному творчеству, участвуя в народном театре, литературном объединении, создании народного музея, конкурсах художественной самодеятельности. А главное каждый общается с книгой, музыкой, театром и кино. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, .каков он сам.

Вопросы и задания

1. А. Эйнштейн писал: «В свете уже достигнутого знания удачно полученные результаты представляются Само собой разумеющимися, и любой сообразительный студент может усвоить их без особого труда. Но полные предчувствий многолетние искания во тьме с их напряженными устремлениями, с чередованием уверенности и разочарования, с их конечным прорывом к истине - все это знает лишь тот, кто пережил это».

Какие слова в этом тексте характеризуют Духовное потребление? Какие- духовное производство? Какова связь духовно-продуктивной и духовно-практической деятельности? .

2. Сопоставьте два высказывания.

Ученый-биохимик В. А. Энгельгардт: «Нас Порой спрашивают: расскажите, как вы делаете ваш» открытия это, наверноё, ужасно интересно все время открывать что-нибудь? Конечно, это глубокое заблуждение- думать, что жизнь ученого состоит в непрерывном приятном делании открытий. В труде ученого неизмеримо больше напряжения, часто однообразной работы, разочарования, обманутых1 надежд и ожиданий, непрестанного преодоления трудностей и неожиданных препятствий, возникающих одно за другим».

Композитор П. И. Чайковский писал о вдохновении: «Это такой гость, который не всегда является на первый зов, Между тем работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен: Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение».

Каковы общие черты духовного производства в области науки и; в области искусства? В чем вы видите отличие?

3. Известно высказывание А, П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.;.».Отражают ли эти слова эстетическую потребность? Связано ли. удовлетворение этой; потребности с духовной деятельностью? Какой? Свою позицию объясните.

4. Как вы понимаете следующие слова немецкого писателя Г.К. Лихтенберга (1742-1799): «Книга подобна зеркалу: если в нее заглядывает осел, трудно ожидать, что там отразится апостол»?; С каким положением в тексте параграфа можно связать мысль Лихтенберга? Какая особенность духовного потребления отразилась в нем?

5. Как вы понимаете высказывание русского мыслителя В. Федорова:, «Музей- это учреждение, где знание неотделимо от нравственности», в нем «обитает разум не только понимающий, но и чувствующий утраты, скорбящий о них» ибо музей - храм поминовения тех, кого должно и можно воскресить совокупными усилиями сынов, не забывших долга относительно отцов»?.

6. А. И. Герцен писал: «Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место». Как вы понимаете это суждение?

7. Какие выводы вы можете сделать из положения Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»? ,

8. По мнению академика В. И. Вернадского, основной задачей народного просвещения является «увеличение духовной силы общества», а «учащийся народ - основа широкого и мирного развития человечества». Аргументируйте ваше согласие (несогласие) с этими положениями. Какова роль (положительная, негативная) средств массовой инфор-мации в распространении духовных ценностей.

Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысла жизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.

Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражений объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни общества принято считать также:

духовные потребности;

духовную деятельность и производство;

духовные ценности;

духовное потребление;

духовные отношения;

проявления межличностного духовного общения.

Духовная деятельность изменяет сознания людей.

Духовно-теоретическая – это производство духовных ценностей: мыслей, теорий, образов, обретающих форму научных и трудовых произведений.

Духовно-практическая - это сохранение, воспроизведение, распространение и потребление духовных ценностей. Это деятельность, результатом которой является сохранение сознания людей.

Понятие культуры и ее функции.

«Культура» происходит от лат. «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половине XVIII века, хотя представление о культуре существует на разных этапах истории.

В «пайдейе», т.е. воспитанности греки видели свое главное отличие от некультурных варваров. В Китае это понятие именуется «жень», в Индии – «дхарма».

Подходы к осмыслению феномена культуры:

1) Деятельный:

Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.

Аксиологический:

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека.

3) Семиотический (знаковый):

Способность культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью.

4) Социологический подход:

Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.

5) Гуманитарный подход:

Выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.

Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.

Культура делится на материальную и духовную. К первой относится все то, что создано людьми. Духовная культура – существование духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Вообще деление культуры на материальную и духовную весьма условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют.

Функции

1. Главная функция - гуманистическая функция.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею.. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Массовая и элитарная культуры.

Элитарная (высокая) культура:

Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она трудна для понимания неподготовленного человека, требует специальных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа для восприятия.

Массовая культура:

Специфическая разновидность духовной культуры, ориентированной на среднего потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Выражает иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени. Иначе массовую культуру называют поп-культурой или ки(т)чем. Появилась она в середине ХХ века.

Субкультура:

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Отличается от господствующей культуры, или же враждебна ей (иначе именуется контр культурой).

Молодежная субкультура:

Молодежь создает собственную субкультуру: жаргонный язык (сленг), моды, музыка, нравственный климат. Ее особенность от прочих объясняется избытком жизненной энергии, богатством воображения, отсутствием у большинства ее создателей экономической и социальной самостоятельности.

Понятие контр культура имеет два значения:

1) Совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-нравственного освоения мира. Альтернативна общепринятому официальному мировоззрению.

2) Специфическая субкультура, порожденная молодежным бунтом 60-ых – начала 70-ых годов, основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его естественному состоянию.

Для контр культуры характерно обращение к неортодоксальной духовной традиции и изотерическим практикам (мистицизм, шаманизм, йога и пр.)

Народная культура:

Создается анонимными творцами. Это мифы, легенды, эпос, песни, танцы и пр.

Виды деят.-игра, общение, учение, труд., практическая деят : материально-производств.(преобраз.природы)., соц.-преобраз.(преобраз.общ-ва),духовная деят .:познават., прогностич.(планир., или предвидение возм.измен.)., ценностно-ориентир.(формиров.чел).

9.Познание как деятельность по производству знаний. Основные уровни познания.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Чувственное-осуществл. Органами чувств и рациональное познание-осуществл.посредством мысления. Формы чувственного познания Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятие - чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Представление - чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.Формы рационального познания

Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

10.Истина как цель познания. Практика как важнейший критерий целеполагания и результативности деятельности.

Истина - это :

Соответствие знаний действительности;

То, что подтверждено опытом;

Некое соглашение, конвенция;

Свойство самосогласованности знаний;

Полезность полученного знания для практики.

Классическая концепция истины связана с первым определением: истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определённых условий, места и времени его получения.

Практика (от гр. praktikos - активный, деятельный) - это целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.Формы практики : материальное производство (труд), преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.

Функции практики в процессе познания Практика - это источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.Практика - это основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.Практика - это цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.Практика - это критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.

Практическая деятельность человека может быть настолько многообразной, что затрагивает все сферы жизни. Причем неважно, чем именно занимается личность. Практическая деятельность, как правило, связана с самоорганизацией и самовыражением. Люди ходят на работу не только для того, чтобы обеспечивать себя питанием и платить за жилье. Прежде всего каждый из нас хочет стать преуспевающей личностью, чтобы можно было гордиться самим собой. Данная статья посвящена вопросу предназначения, в ней будут рассмотрены основные виды практической деятельности.

Игровая деятельность

Конечно, в первую очередь, это прерогатива маленьких детей. Они любят моделировать различные жизненные ситуации и обыгрывать их. Игровая деятельность позволяет малышам лучше узнавать окружающий мир и самих себя, определять границы возможного. Одни дети любят играть вместе, другие предпочитают коллективному взаимодействию одиночный тур. Нужно видеть, с каким воодушевлением малыши строят города и замки из конструктора, играют в куклы, проводят много времени за компьютерными играми. Вся эта деятельность иногда воспринимается ими значительно ярче и реальнее, чем сама действительность.

Практическая деятельность была бы совершенно неполной без данного вида. Игра считается началом любого становления, в том числе истоком формирования личности. С помощью данной деятельности дети получают представления об имеющихся профессиях, образе жизни, вариантах выбора.

Творчество

С давних времен считалось, что умение сочинять, создавать новые произведения - это удел избранных. Творческий человек всегда работает с чувствами. И чаще всего он вынужден торговать собственными эмоциями. Зрители, слушатели, читатели наслаждаются тем, что рождает из себя неординарная личность. А то, каким огромным трудом все это достается, часто не берется в расчет. Талантливых людей, которые зарабатывают своим призванием, иногда считают лентяями, неприспособленными к нормальной жизни, излишне эпатажными особами и тунеядцами. Конечно, это далеко не так. Да и участь подлинного творца способны разделить лишь немногие: вторая половинка и верные друзья. Даже родственники часто отказываются понимать своих домочадцев.

Практическая организация деятельности креативного художника напрямую зависит от его работоспособности и умения оставаться верным самому себе. Чувство ответственности у него в крови. Такой человек не позволит себе подвести партнера или сделает это в редком случае, прекрасно осознавая, что подставляет самого себя.

Творчество как таковое заложено в человеческой природе. Каждому из нас время от времени хочется привнести что-то новое в свою жизнь, как-то раскрасить серые будни. С таким намерением и поступает поистине творческий человек. Он постоянно создает вокруг себя новую реальность, которая со временем становится его собственным мироощущением.

Научная деятельность

Этот вид социальной занятости считается наиболее уважаемым. Научно-практическая деятельность подразумевает наличие определенных жизненных устремлений и установок, а также характеризует высокий уровень развития интеллектуальных способностей. Науке обычно посвящают себя те люди, которые в той или иной степени неравнодушны к проблемам развития и становления общественных открытий. Практическая деятельность в сфере медицины, математики, физики и т. д. заинтересовывает небольшой процент населения, но, как правило, это те личности, которые остаются ей верными до самой пенсии.

Интеллектуалов отличает глубокий взгляд на мир. Они всякое понятие пытаются подвергнуть научному анализу и выдвинуть свою собственную концепцию. Построение научных гипотез, сбор практического материала, проведение эксперимента, анализ полученных данных – все это требует большого количества времени и ежедневной самоотдачи.

Общение

Данный вид деятельности, пожалуй, стоит особняком, поскольку он не связан непосредственно с работой человека. Это то, чем мы пользуемся каждый день вне зависимости от рода занятий. Надо сказать, без социального взаимодействия стала бы невозможной никакая деятельность. Для того чтобы сотрудничество было крепким и плодотворным, людям необходимо постоянно контактировать друг с другом. И чем больше взаимодействий, тем лучше развивается общее дело.

Общение подразумевает постоянное присутствие оппонента. Здесь нет места философской сосредоточенности на своем мире и одиноким размышлениям о жизни. В результате социального взаимодействия люди иногда меняют собственную точку зрения и заменяют ее новым взглядом. Ни один человек не может жить без общения с другими людьми. Просто одни личности нуждаются в ней больше, другие меньше. Если кому-то достаточно раз в неделю встретиться с друзьями, то это не значит, что остальные люди не хотят делать это каждый день. Есть особенно общительные личности, которые не могут и нескольких часов находиться наедине с самими собой.

Трудовая деятельность

Она относится к обычной среднестатистической занятости, которая подразумевает постоянное хождение на работу с целью выполнения ряда необходимых задач. Трудовой деятельностью занимается большинство людей. Некоторые из них не наделены особенными талантами. Они просто освоили ту или иную профессию и теперь стараются соответствовать заявленному уровню. За хорошо выполненную работу начальство, как правило, поощряет своих подчиненных. Трудовая деятельность, как и всякая другая, требует от человека сосредоточенности, ответственности и самоотдачи.

Духовная деятельность

Сюда относятся священники, мыслители, отчасти писатели. Главной отличительной характеристикой всех этих людей является то, что они почти беспрерывно размышляют над проблемами бытия и смысла жизни, хотят измениться сами к лучшему. Их внутренний закон – служить правде, быть духовными учителями.

Таким образом, практическая деятельность действительно может быть различной. Каждый человек вправе выбирать то, что подходит конкретно ему.