Что такое фантазия на детском языке. Детские фантазии: какую роль они играют в развитии ребенка

Мечты и фантазии свойственны всем детям с самого раннего возраста. Такой интересный способ мышления с годами постепенно сходит на «нет», так как с возрастом человек мыслит рациональнее и уже не дает воли воображению.

На самом деле, чтобы мышление малыша развивалось нестандартно, появлялись творческие способности и задатки, фантазировать просто необходимо. Ребенок, который умеет выдумывать и мечтать, растет раскрепощенным, открытым, добрым, легко идет на контакт. Развитое мышление – неотъемлемая часть психологического развития ребенка. Вспомните свое детство, когда лежа на траве, вы придумывали образы для проплывающих облаков, или могли устроить настоящее сражение без единой игрушки. Все взрослые тоже когда-то были маленькими выдумщиками.

Но, тем не менее, родителей часто волнует вопрос, где увидеть ту черту детских выдумок, когда они уже граничат с опасностью для психики.

Агрессивные фантазии

Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей. Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными. Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь. И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.

Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.

Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.

Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра. И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек – Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность. Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.

Действия родителей при такой проблеме понятны: нужно ограничить ребенка от , видеороликов и фильмов, не стоит привлекать чадо к просмотру взрослых фильмов, казалось бы, самого безобидного содержания, не зря существует возрастной ценз.

Если воображение вашего малыша стало агрессивным, проявляйте к чаду больше нежности и ласки, играйте в добрые игры (), объясните разницу между хорошими и плохими персонажами, пересмотрите собственную систему наказаний и поощрений. Только любящие родители смогут найти компромисс, научить детей справлять с негативными эмоциями.

Ложь

Воображение ребенок может начать использовать в неестественной форме и начать откровенно лгать. Чаще всего ложь ребенку нужна для личной выгоды и может стать привычкой, поэтому нужно выявить причину лжи. Ребенок может банально бояться наказания, поэтому перекладывать вину за проступок на вымышленного персонажа, животных, родственников. Если ребенок обманывает, приумножая свои реальные заслуги, говорит, что в чем-то победил, что его хвалили или награждали, а этого на самом деле не происходило, то проблема лежит в неуверенности и желании почувствовать поддержку и собственную значимость. Иногда ложью дети пытаются самооправдаться. «Я ушел сам, меня не выгоняли», «Он первый начал» – такие фразы характеризуют неуверенность в себе. Ребенок может начать рассказывать другим неправду о собственной семье, это первый тревожный сигнал о нарушении отношений среди родственников.

Не пытайтесь наказаниями и криками искоренить ложь из ребенка, научите его доверять вам, покажите на личном примере последствия лжи, расскажите, как важно доверие в семье и дружбе. Подходите к ситуации с умом. Сами не проявляйте лжи и осуждайте ее у других.

Если ваш малыш выдумал подкроватное чудище, или монстра в шкафу, это не проявление больной фантазии, а проекция детских страхов. Чтобы состояние не стало патологическим, помогите ребенку преодолеть страхи. Рисуйте монстриков добрыми, придумайте волшебное заклинание или супермеч от всех злодеев, разговаривайте и объясняйте.

Часто детские страхи вызваны незнанием, если малыш не может объяснить себе какое-либо явление, он драматизирует происходящие и выдумывает опасность. Объясняйте детям обычные явления, показывайте, как и что работает, происходит.

Вымышленный друг

Появление нереального товарища – явление частое. С одной стороны такой друг помогает ребенку пережить и принять какую-либо ситуацию, выразить свои эмоции, проявить лидерство, с другой – это показатель недостатка общения. Причем общение здесь измеряется качественными показателями, дело не в общем времени, проводимом с малышом, а в том, какие эмоции ребенок при этом испытывает, может ли он самовыражаться и быть откровенным.

Если фантазия с вымышленным товарищем здорова, то ребенок точно осознает грань с реальностью, понимает и сам говорит, что правда, а что понарошку.

Если же ребенок переходит грань и не осознает разницы между миром придуманным и реальным, то стоит обратиться к психологу, пока такая форма воображения не повлияла негативным образом на психику.

Фантазии нельзя и ненужно искоренять, важно, напротив, помогать ребенку развивать воображение: играть, придумывать, мастерить, не выбрасывать собранные сокровища в виде камушек и палочек, а всячески способствовать развитию творчества и индивидуальности ребенка.

Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему.

Как работает детская фантазия

Фантазия - это источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы ни музыки, ни живописи, ни литературы.

Воображение - это высшая психическая функция, обеспечивающая сознательную творческую деятельность человека.

В чем польза детской фантазии?

Дети любят фантазировать, ведь для них это игра и развлечение. Однако фантазия выполняет разные функции, которые на первый взгляд не так очевидны. Обсуждая с ребенком его фантазии, вы сможете понять, что чувствует ребенок, помочь преодолеть трудности и научиться вести себя в реальном мире.

Все гениальные и талантливые люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения. Итак, развитое воображение обеспечивает мощный творческий потенциал в будущем.

Когда развивать детское воображение

Ребенок рождается с потенциальной возможностью фантазировать и придумывать. Но развитие и усовершенствование способностей воображения происходит при решении реальных творческих задач. Наиболее интенсивно воображение развивается в довольно раннем возрасте, приблизительно в период от четырех до десяти лет. Если специально не работать над формированием воображения, то в дальнейшем эта функция переходит в пассивную форму. Именно поэтому обычному взрослому гораздо труднее сочинить сказку или придумать новый сюжет для игры. Для ребенка же, обычно, не составит труда выполнить такое задание.

Как помочь ребенку развить богатое воображение и творческие способности

Большая часть игровой активности ребенка происходит при интенсивной работе воображения. Воображение лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы детей.

Предлагаем несколько игр, которые способствуют развитию детского воображения.

Игра «Два волшебника»

Эта игра помогает развить способность к нравственным оценкам у детей. Игра подходит детям от четырех лет.

Одному ребенку предлагается стать «добрым волшебником», а другому «злым». Как вариант, один ребенок может выполнять каждую роль последовательно. Вначале им предлагается изобразить мимику доброго и злого волшебников. Затем перечислить, какие добрые и злые волшебства делает тот и другой. Затем придумать, каким образом добрый волшебник расколдует плохие дела злого.

Дети могут вместе или по отдельности нарисовать доброго и злого волшебников. У одного доброе лицо, а у другого злое, а потом раскрасить волшебников так, чтобы сразу было понятно, кто добрый, а кто злой. Нарисовать волшебные предметы - волшебную палочку, волшебный эликсир, волшебную шапку, книгу волшебства, волшебное животное-помощника и т.п. Главное, чтобы по рисунку было сразу видно, который волшебник добрый, а который - злой.

Игра «изобретатель»

Эта игра активизирует и воображение, и мышление. Ребенку предлагается придумать изобретение. На работу дается 15 минут. За это время ребенок должен сформулировать свое изобретение по представленным ниже задачам.

Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;

Придумайте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем;

Предложите, что нужно сделать, чтобы все люди были счастливы.

Следующий этап игры - изобразительный. Возможны несколько вариантов:

Первый вариант . Нарисовать все, что было придумано ребенком раньше.

Второй вариант . Изобразить, что придумано ранее с помощью комплекта кружков, прямоугольников, треугольников и полосок разного цвета, приготовленных заранее.

Третий вариант . Изобразить, что придумано ранее с помощью комплекта игрушек (игровых предметов, игрушечных животных, кукол и т.д.).

Игра «Рисунок в несколько рук»

Это групповая игра, связывающая воображение и эмоции. Игра не имеет возрастных ограничений. Всем участникам предлагается представить себе какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый ребенок изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй игрок, отталкиваясь обязательно от изображенного элемента, продолжает работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно также поступает третий и т.д. Конечный результат, как правило, представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, а все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие составляют процесс изображения и борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающие на каждом этапе работы.

Можно включить элемент соревнования - когда дети разделяются на команды и каждая рисует свой рисунок. По итогу определяется команда-победитель.

Помогайте детям развивать воображение и, быть может, ваш ребенок войдет в историю человечества как изобретатель чего-то полезного или создатель произведения искусства.

игры для воображения по материалам сайта: ped-kopilka.ru

Как-то раз в гостях ко мне подошла пятилетняя дочка хозяев и доверительно сказала мне на ухо: «А у меня под кроватью розовый слон живет…» - «Игрушечный?» - уточнила я. «Нет, не игрушечный, а самый настоящий, живой. Он мне засыпать помогает: качает кровать, как будто я в поезде еду. А еще он может монстра прогнать. Только мама не верит, что у меня есть розовый слон…» Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей о розовых слонах вырастают великие художники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями. Но не все так радужно в мире детской фантазии . У нее есть и оборотная, «темная» сторона. Это фантазии, растущие из детских страхов, агрессии, фантазии, граничащие с неправдой, и откровенная ложь. Возможно, вас удивляет, что все это живет в светлой головке вашего дошкольника, но это действительно так. Сегодня речь пойдет об обеих сторонах фантазии, а также о грани, их разделяющей.

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет . Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша. Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший «старт» развитию фантазии , есть 3 главных пути:
  1. читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и др.). Именно сказочные образы – это «кирпичики», фундамент фантазии.
  2. После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями . Например, ставьте стулья и говорите: «Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки – руль. Садись, поехали к бабушке в гости… Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)». Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло – гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  3. Предлагайте игры с образами-заместителями . Скажите малышу : «Давай мы с тобою побудем кисками». Имитируйте движения кошек, говорите «мяу-мяу». Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка . В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.
«Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне «чай», да не просто, а с «конфетой», деталькой от конструктора. То вдруг примется «тушить пожар», «наливая воду» из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает дрелью, - рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика. Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Маленькие фантазеры

С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии . Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она – ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет. В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д. Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» - настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок , тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза). То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов «понарошку» и «как будто».

Такие разные игрушки

Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время совместных игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые «кипят», пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи… Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, т.к. «полностью готовы к употреблению». И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес. «Я отказываюсь понимать!» - возмущенно говорит Анжела, мама 5-летнего Стаса. - «Мы стараемся покупать ему самые дорогие и качественные игрушки, а он поиграет с ними два дня, и все! А в дом тащит с улицы какие-то палки, куски кирпичей, железки. Я, конечно, ругаюсь, что он в дом всякий мусор несет, выбрасываю. А он обижается, потом обещает, что больше не будет, но каждый раз карманы снова полные. Прячет по дому и тайком играет! Ну чего ему не хватает?!» Чего же не хватает ребенку ? Простора для фантазии! Она – нежная птица, в неволе не живет. Для ее развития нужны предметы-«полуфабрикаты»: те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, железяки. То, что мы, взрослые, привыкли считать мусором. Возьмите раз и навсегда за правило не выбрасывать вещи, принадлежащие ребенку , без его ведома. Вам и в голову не может прийти, что эта машинка без колес на самом деле «секретная» установка. Она может лежать месяцами в ящике для игрушек, но вы можете быть уверены – малыш помнит о ней, она ждет своего часа. И не найдя ее, будет очень расстроен. Поставьте в дальнем углу специальную коробку и разрешите приносить и хранить наиболее безопасный «мусор», а также складывайте туда сломанные игрушки и свои устаревшие вещи (например, найденный на антресолях старый фотоаппарат). Такие игрушки нужны не только мальчикам, но и девочкам. И фантазии вашего малыша не будет пределов! Уделяйте время совместному изготовлению игрушек. Помогите разглядеть ребенку в обувной коробке плиту, а в палке – меч. Раскрашивайте, клейте, вырезайте, выстругивайте! Такие игрушки нравятся детям гораздо больше покупных, они их ценят и очень ими гордятся. Чтобы развить фантазию, предложите сделать малышу композицию из «бросовых» материалов. Возьмите лист ватмана, покрасьте его в темно-синий цвет. Это будет темное небо. Возьмите звездочки из сухого завтрака (например, «Космостарс»), покрасьте в разные цвета и наклейте. Сделайте круглые комочки из бумаги разных цветов. Пусть это будут планеты. А теперь возьмите небольшие бутылки из-под питьевого йогурта, разрежьте их вдоль на 2 половинки, раскрасьте и … космические корабли готовы к отправке в неизведанные галактики! Можете наклеить на корабли маленькие фотографии членов вашей семьи и написать веселый стишок. И последний (но не по важности) путь развития воображения – это так называемое свободное фантазирование . Ребенок в своем воображении переносится в совершенно вымышленные положения и происшествия. В его фантазиях он переживает удивительные приключения, главным героем которых является он и его близкие. Если ему задать вопрос или позвать, он может не услышать. А еще малыши рассказывают эти истории окружающим, и тогда взрослые иногда приходят в недоумение: откуда у малыша такие фантазии?

Темная сторона луны

Но иногда плоды детского воображения пугают взрослых, слишком явственно в них видны детские страхи, агрессия, соперничество, нелюбовь к братьям и сестрам, отвержение родителей. И, конечно, часто родители не могут понять: обманывает ли ребенок или это просто богатая фантазия…

История первая: «Я не трус, но я боюсь…»

До 4 лет Вова рос спокойным ребенком. Всегда хорошо кушал, играл и почти не спорил, когда приходило время идти в постель. Но месяц назад его как будто подменили. На прогулках стал жаться к маме, а когда слышал, что пора идти спать, оттягивал этот момент до бесконечности: то попить, то поесть, то в туалет захотелось. Мама сначала просто сердилась, думая, что у сына «испортился характер». Но потом обратила внимание на рисунки, которые рисовал Вова. Они просто кишели разными монстрами! Мама начала осторожно расспрашивать сына, и он признался, что когда приходит время спать, то слышит, как под кроватью у него шевелится чудовище… Такая ситуация – вовсе не редкость. Статистика говорит, что каждый второй ребенок в возрасте от 3 до 5 лет боится сказочных персонажей, неожиданных звуков, боли. Каждый третий – транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Около 6 лет приходит страх смерти, который проявляется в страхах нападения, огня, потопа, стихийных бедствий. Вы можете представить себе весь ужас малыша, находящегося в темноте и уверенного, что ему угрожает огромное злое существо? И это не «больное» воображение. Такие фантазии, как ни странно, полезны. Каждый ребенок проходит через период страхов. Они необходимы, так как, будучи переработанными психикой, помогают развить такие качества, как предусмотрительность, осторожность, подкрепляют инстинкт самосохранения. Ребенок понимает, что ответственность за свою жизнь и здоровье лежит на нем, а не только, как прежде, на родителях. Как только страх приобретает конкретные формы (например, чудища), с ним можно начинать бороться. Для этого существует несколько приемов. Можно попросить нарисовать «свое» чудище. Будучи нарисованным, оно теряет часть своей устрашающей силы. Затем надо попросить ребенка добавить такие детали, чтобы чудовище стало не страшным. Ребенок может нарисовать бантики, усы, солнцезащитные очки, клетку. Пусть фантазия ребенка послужит во благо и подскажет ему, как обезвредить чудовище. Когда на лице малыша появится улыбка, чудовище побеждено. Возможно, эту процедуру придется повторить несколько раз для закрепления эффекта. Также можно вылепить монстра из пластилина, а потом тут же преобразить его в нечто доброе. С монстрами можно и нужно бороться сказочными мерами. Например, папа может сказать, что лучшее средство от монстров – волшебная палочка из ветки березы. И если папа с ребенком сходят в лес, добудут березовую веточку, выстругают палочку и раскрасят ее, а потом малыш положит ее под подушку, он будет чувствовать себя гораздо увереннее. Еще одно средство – завести домашнего питомца и убедить ребенка , что монстры не водятся там, где есть звери, и что его пушистый или пернатый друг его охраняет. Это придаст малышу уверенности. Призовите на помощь добрые фантазии и вместе вы победите! И конечно, необходимыми процедурами перед сном станут полное исключение телевизора и компьютера (особенно с агрессивными мультиками, фильмами и играми) за 2 часа до сна. За час до засыпания предлагайте малышу только спокойные игры с добрыми персонажами. Не читайте на ночь страшных сказок (например, русские народные сказки наполнены агрессивными, жестокими персонажами, поэтому читать их перед сном не рекомендуется). Выберите что-то веселое и реалистичное: «Денискины рассказы» В. Драгунского, стихи А. Барто. Уже находящемуся в постели малышу сделайте легкий массаж: погладьте руки, ноги, спинку и не забудьте про головку. Нежный поцелуй… и спокойный сон без страшных видений обеспечен!

История вторая: «Я – Бэтмен!»

Кириллу 5,5 лет. Он активный, любознательный мальчик. Но его маму очень волнуют его увлечения. Его кумирами являются Человек-Паук, Бэтмен и прочая, с точки зрения мамы, нечисть. Вся одежда, тарелки, постельное белье, игрушки должны быть с символикой этих персонажей. Любимая игра – надеть костюм Бэтмена, выпрошенный на день рождения, и «летать» по квартире. В садике на него жалуются воспитатели: мальчик часто бывает зачинщиком драк, которые начинаются как театральное действие, а заканчиваются слезами и стоянием в углу ее участников. Да и на улице Кирилл часто добивается своего силой. «Откуда в нем столько агрессии?» - задается вопросом мама… Доказано, что агрессивные фантазии формируются, когда ребенок был наблюдателем или участником сцены, связанной с насилием. Насилие понимается в широком смысле слова: увиденная драка с участием брата, приказной крик мамы и даже лишение лакомства, игрушки. А уж с экрана телевизора на детей прямо изливается поток насилия! Мультики с устрашающими персонажами, основным сюжетом которых являются драки, боевики и «ужастики», которые так любят смотреть папы, не отдавая себе отчета в уроне, который они наносят в этот момент своим детям. Самая большая проблема в том, что Человек-Паук, Бэтмен и другие супер-герои… добрые! Податливая психика ребенка впитывает как губка совершенно извращенный образ добра: «добрый» персонаж обычно выглядит устрашающе, его боятся, он много и жестоко дерется, иногда убивая «злых» персонажей. Таким образом, основа морали, понятия Добра и Зла, получаются смешанными. Поэтому и фантазии детей часто страшные, злые, агрессивные, а игры в «добрых» персонажей такие жестокие. Также родители, чьи дети слишком увлечены агрессивными фантазиями, должны обратить внимание на стиль воспитания ребенка . Не слишком ли много «нельзя»? Не применяются ли физические наказания? Не является ли общение директивно-приказным? При таком стиле отношений ребенок чувствует постоянное напряжение между восприятием родителей как хороших, «дающих добро», и плохих, «наказывающих». Это внутреннее напряжение и находит выход в виде агрессивных образов. Если ребенок часто бьет и наказывает игрушки, а на вопрос «почему» начинает объяснять, что мишка плохо себя вел, - это тревожный симптом. Не в вашей ли роли сейчас воображает себя малыш? Но в дозированном количестве агрессивные фантазии необходимы. Они помогают ребенку осознать категории Добра и Зла, и замечательно, если вы будете читать малышу хорошие книги, показывать достойные мультики и фильмы, разговаривать с ним об этом. Помогите ему вообразить себя добрым персонажем, поиграйте. Пусть вы «понарошку» будете злым персонажем, а ваш ребенок – добрым. И пусть он вас «победит». На психологическом уровне это решит многие противоречия детской души.

Фантазия или ложь?

Но самым неприятным открытием дошкольного детства для родителей становится первая ложь ребенка (или то, что они считают ложью). «А что будет дальше?» - в ужасе думает мама, поймав на вранье 4-летнего сынишку, взявшего без спросу шоколад и отрицающего, несмотря на измазанный рот, свой «проступок». В чем разница между ложью и фантазированием? Ложь, в отличие от фантазии, - это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды. Фантазия же – это просто свободный полет воображения, без нанесения вреда кому-либо. Итак, чтобы соврать, надо, как минимум, немного уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Поэтому обман начинает процветать после 3,5-4 лет . Для некоторых детей это становится постоянной привычкой и средством манипулирования взрослыми. Но понятия «правды» и «лжи» - это нравственные категории, понимание которых приходит гораздо позже, уже в школьном возрасте. До 7, а то и 10 лет ребенок опирается в основном на мнение близких: если мама недовольна, значит, я поступил плохо. Это так называемый «доморальный этап развития». А, значит, ему действительно непросто, особенно в 4-5 лет, отличить ложь от безобидной фантазии. Часто ложь – это способ самообороны. Малыш стремится защититься от родителей, сверстников и личных проблем. И пользуется для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых. С самых «младых ногтей» родители начинают обманывать свое чадо: «Если ты не перестанешь плакать (отнимать игрушки, драться, не пойдешь домой) – тебя дядя милиционер заберет!» или «Придет волк (баба Яга, Бабай) и тебя в лес утащит!». Каково ребенку верить, что его родная мамочка может отдать его чужому дядьке или волку за то, что он немного постоял в луже? Потом малыш слышит, как его бабушка говорит знакомой: «Мы, к сожалению, не сможем прийти к вам в гости, потому что все болеем». Малышу не понятно – в доме больных нет, зачем же бабушка так говорит? Ему пока недоступно понятие «вежливой» лжи, для него вся ложь одинакова. Дальше мама просит папу ответить по телефону, что ее нет дома. И вот в этот момент абсолютно неприкрытой лжи у ребенка в голове раздается «щелчок»: вот оно, новое средство от всех проблем! Мама так делает, значит и мне можно! И начинает он этим «оружием» пользоваться вовсю. Но так как поначалу он похож на дикаря с винтовкой, то его ложь бывает быстро раскрыта. Но ребенок не останавливается, с каждым разом оттачивая свое умение… Какие же основные причины, по которым ребенок врет? 1) Боязнь слишком строгого наказани я. Если ребенок знает, что за нечаянно разбитую чашку его могут лишить прогулки, он постарается скрыть «следы преступления». Чтобы исключить ложь по этой причине, подумайте, не слишком ли суровые наказания вы применяете? Если ребенок будет знать, что, разбив чашку, он должен будет просто замести осколки и сказать «прости», он вряд ли будет прибегать ко лжи. 2) Множество запретов. Если ребенку слишком много запрещают, если самое популярное слово - это «нельзя», то малыш попробует защититься от этого ложью. «Это бабушка разрешила мне взять пирожное!» (а бабушки и дома не было). «Это не я все пуговицы рассыпала, это птица в окно влетела, рассыпала, а потом улетела!» и т.д. Подумайте, не слишком ли много «нельзя» в вашей воспитательной позиции? Постарайтесь каждому «нельзя» сразу противопоставить «можно»: «Нельзя брать пуговицы без спросу, но со мной вместе можно. Давай я тебе их покажу!». В некоторых случаях можно произвести педагогическое внушение, не пользуясь словом «нельзя», а только подразумевая его. Например: «Конфету можно съесть только после обеда». Когда малыш поймет, что можно получить желаемое другими средствами (прямой просьбой, в игре со взрослым, выполнением определенных правил), он не будет пользоваться ложью. 3) Желание показаться лучше, чем он есть. Детям дошкольного возраста в норме свойственна завышенная самооценка. Именно она дает им силы «замахнуться» на покорение новых вершин. Но уже в 5 лет появляется некоторая реалистичность суждений. Ребенок, понимая ограничения, все же хочет показаться более сильным, ловким, умным, чем он есть на самом деле. «А я тоже умею на роликах кататься! Я даже 2 часа могу без остановки ехать! Мы с папой однажды ехали, так я его обогнал!» (при этом покупка роликов только в планах). Что это – ложь или фантазия? Со взрослой точки зрения – ложь. С детской – наверно, нет. Ребенку необходимо поддерживать в глазах сверстников определенный статус. Тут взрослому нужно объяснить, что у каждого – свои способности. Кто-то хорошо катается на велосипеде, второй отлично рисует, а третий знает все про динозавров. Вот и надо рассказывать про настоящий талант, а то потом буду хвастунишкой считать. По этой же причине дети выдумывают подчас просто фантастические истории про своих родителей: про их богатство, про игрушки, которые дарят горами, про поездки на дальние моря, про то, как мама по телевизору каждый день выступает. Это выдает неудовлетворенность малыша своим положением и его мечты о лучшем существовании. Иногда дети в этой же манере врут своим родителям, преумножая свои успехи («Я сегодня так хорошо танцевал, что меня обещали взять на конкурс»). Это тревожный симптом. Почему ребенку надо врать, чтобы заинтересовать маму и папу? Наверно, ему не хватает тепла, искренней заинтересованности и настоящей поддержки. 4) Для самооправдания. Ребенок, поняв, что совершил что-то нехорошее, начинает «городить огород», чтобы себя оправдать. Самая популярная конструкция и для мальчиков, и для девочек: «Он/она первым начал(а)!». После этого рассказывается слезливая история о том, как ребенка долго обижали (не давали игрушку, не хотели вместе играть), как он терпел и как обидчик напал первым. Часто в другом углу «ринга» в этот момент звучит аналогичная история, рассказываемая своей маме недавним противником. Ложь, используемую с этой целью, искоренить труднее всего, так как именно она – первое средство оказания помощи нашей самооценке в течение всей жизни («Меня не уволили! Я сама уволилась, а начальник настоящий дуб!»). Это ложь- отбеливатель, призванная подчистить нашу биографию и совесть. Однако дайте понять ребенку , что вы его любите, даже если это именно он «первый начал». Обсуждайте эти «острые» ситуации в дружеском ключе, и лжи будет гораздо меньше. 5) Патологическая ложь. Это явление встречается не так уж часто. Люди, страдающие псевдологией (патологической склонностью ко лжи), врут потому, что не врать не могут. Пока наука спорит о том, откуда берутся патологические лжецы. Видимо, это совместный «продукт» генов и воспитания. Склонность к постоянному вранью может проявляться очень рано. Но это компетенция скорее психиатрическая, чем психологическая. Если вы поймали ребенка на вранье, постарайтесь не драматизировать ситуацию и не делайте «далеко идущих» выводов. Дети младше 6 лет любят сочинять истории, где главными героями являются они сами, и почти верят им. Если за этой историей не стоят цели, о которых сказано выше, – то это фантазия. Поздравляем, у малыша прекрасно развито воображение! Однако после 6 лет ребенок уже должен четко осознавать, где правда, а где ложь. Если ваш дошколенок рассказал, что у него под креслом живет гномик, который с ним разговаривает и помогает во всем, не спешите говорить, что он врет. Выдуманный друг – частый спутник детей в этом возрасте. Лучше подойдите к этому творчески: расспросите, какой этот гномик, в какие он попадал приключения. Запишите истории и попросите малыша нарисовать картинки. По-моему, именно так рождаются добрые детские сказки! Современный мир обрушивается на ребенка массой впечатлений и потоком информации. Без творческого воображения это все не переработать! И бывает, что при этом стирается грань между фантазией и реальностью, фантазией и ложью. Но только мы, взрослые, в силах помочь своим детям осознать эти грани и развить в них по-настоящему творческий дух, направив фантазию в «мирных целях». Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал:
  1. Не драматизируйте ситуацию и не бейте «пушкой по воробьям». Спокойствие, только спокойствие!
  2. Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!
  3. Обсудите с малышом, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
  4. Дайте ребенку понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.
  5. Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть? Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но «мирным» путем.
  6. В будущем постарайтесь лучше контролировать собственное поведение: не допускайте лжи сами, а также не провоцируйте ложь, задавая определенные вопросы, например: «Ты любишь братика?» (отчаянно ревнующему первенцу).
  7. Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами.

Сегодня, когда в ходу такие качества как прагматизм и деловая хватка, не все родители понимают, какое значение для будущего имеет развитие фантазии у детей . Некоторые взрослые решили, что детские выдумки – это особенность возраста, который «надо пережить». Образы таких родителей карикатурно представлены в эпопее о Гарри Поттере на примере семейки Дурслей, члены которой были начисто лишены фантазии и потому испытывали острую неприязнь ко всему необычному, то есть, «ненормальному».

Между тем, фантазия – уникальное свойство человека, благодаря которому совершаются необыкновенные открытия, конструируются поразительные машины, создаются гениальные книги и произведения искусства. А начинается все с особенного мировосприятия, которым обладают маленькие дети.

Если вы еще не читали книгу К. Чуковского «От двух до пяти», непременно прочтите. В ней запечатлено то, как малыши видят мир. Чего стоит, например, «рассуждалка» четырехлетнего ребеночка о том, как он искал себе маму. Как он ходил и искал «добрую тетю». Как «заглядывал в их сердца», пока не нашел свою маму, у которой стал «жить в животике».

Трудно предположить, что в 1962 году малыш так «интерпретировал» слова взрослых о том, откуда берутся дети. Скорее, так проявилась особенная фантазия, которая бывает свойственная именно маленьким деткам, а потом проходит бесследно или трансформируется в творческие или научные способности. Наверное, поэтому считается, что писатели и ученые – это люди, сохранившие в душе детское мироощущение.

Фантазия или феномен?

Большинство деток становятся фантазерами в раннем возрасте, годам к трем. Некоторые исследователи считают феномен детского воображения сложным явлением, истоки которого уходят чуть ли не в прошлые жизни.

В Виргинском университете (США) в течение 40 лет биохимиком и психиатром Я. Стивенсоном проводились эксперименты по исследованию детских «фантазий» детей от двух до семи лет. Он установил, что развитие фантазии у детей порой происходит странным образом.

Стивенсон зафиксировал: многие из опрошенных им 3 000 детей описывают реальные события прошлого, свершившиеся до их рождения и документально подтвержденные, очевидцами которых они не могли быть.

Исследователь установил, что часто дети в этом возрасте рассказывают о себе истории, которые касаются кого-то из реально живших несколько лет назад людей, причем факты поражали своей точностью.

После семи лет малыши теряли эти воспоминания бесследно и не могли вспомнить даже того, что говорили сами.

Наверняка многие родители тоже становятся очевидцами любопытных фантазий своих детей на тему «когда я был солдатом» или «когда я была принцессой», но не придают им значения. А стоило бы.

Особенности развития фантазии в дошкольном возрасте

Дошкольники – неуемные фантазеры. Доказано, что, чем сильнее развито воображение у ребенка, тем легче даются ему школьные науки, особенно предметы математического цикла, естественные науки.

Какие занятия помогают развитию фантазии у детей?

  • Чтение книг с предложением ребенку придумать свое окончание истории
  • Рисование несуществующих животных. Можно предложить пофантазировать, где зверь обитает, как называется, чем питается
  • Игры типа «Крокодила», где нужно изображать то, что обозначает слово, мимикой и жестами
  • Эстетическая деятельность: прикладное творчество, рисование и т.д.
  • Любые виды «сочинительства»: сказки, стихи, музыка. Пусть это будут не совсем удачные опыты, все равно, дайте детям поддержку – это важно
  • Театральное искусство: водите детей на спектакли. Если малыш проявляет склонности к лицедейству, отдайте его в театральную студию – пусть попробует себя в искусстве: «вживание» в образ прекрасно пробуждает фантазию и способность смотреть на мир другими глазами

На что обращать внимание?

Детская фантазия не имеет границ. Девочки, играя с куклами, разговаривают с ними, пьют вместе с ними чай и подбирают им наряды, а мальчики устраивают перегонки игрушечными машинками на полу.

Порой малыши настолько вживаются в роль, что фантазию невозможно различить от реальности. И родители задумываются о том, не вредит ли такой свободный полет воображения развитию ребенка.

На самом деле фантазия необходима каждому человеку. Без нее мы остались бы в каменном веке: не развивалась бы наука, не создавались бы картины, не писались бы книги, стихи и прочие произведения искусства. А дети не могли бы усвоить математику, физику, рисование и другие предметы школьной программы.

В этом материале сайт расскажет Вам о том, какую же роль играет детская фантазия в развитии и жизни ребенка.

Как происходит развитие детской фантазии

С помощью детской фантазии ребенок осознает свои реальные чувства

Часто застенчивые и робкие мальчики фантазируют , что они побеждают своих обидчиков и всегда превосходят их. Например, 5-ти летний Кирилл с захватом рассказывает своим родителям, как он дерется с Колей, который его обидел, как он наносит ему удары, стреляет в него из пистолета и так далее. Хотя на самом деле он и «мухи не обидит».

Такая фантазия с одной стороны может показаться агрессивной, но с другой - посредством нее выходят обиды и агрессия. Это своеобразная психологическая защита от переживаний того, что скромный мальчик не может постоять за себя. Понимая это, родители помогают своему чаду разобраться в его истинных чувствах и переживаниях.

Воображение позволяет ребенку осознавать и признавать собственные страхи

Детская фантазия - это безопасный клапан, через который ребенок выражает негативные эмоции, страх, тревогу и прочие негативные чувства. Их он еще не осознает.

Приведем следующую ситуацию: малыш обижается на родителей за то, что они больше времени проводят с младшей сестричкой и боится, что однажды они о нем вовсе забудут. Поэтому, чтобы выразить свои негативные чувства, он рассказывает своим предкам, что ему приснился страшный сон, в котором его мама и папа внезапно исчезли.

А через несколько дней выдает, что в детском саду вдруг подумал, что родители разбились на самолете и попали на небеса. На самом деле все это является лишь плодом детского воображения.

Фантазия помогает ребенку пережить разлуку с близкими друзьями

Переезд в другой район или другой город - для взрослых это стресс, а для ребенка - настоящий удар. Ведь в родном доме и садике остались его лучшие друзья, с которыми он каждый день играл на детской площадке. А переехав в чужое место, он чувствует себя грустно и одиноко, замыкается в себе и практически ни с кем не общается, не играет с любимыми игрушками и не смотрит мультики.

Вам может быть интересно: Как работать с недостатками своей внешности.