Размышления матери о материнской любви. Дети

Встреча с реальностью

Она звонит своей маме каждый день – утром и вечером. Она – женщина немного за тридцать, удачно (счастливо?) замужем, с двумя образованиями, сейчас в отпуске по уходу за ребенком.

У нее муж и маленькая дочка, любящие ее и ждущие от нее любви. Она звонит маме с надеждой услышать от нее, что та ее любит, думает о ней, услышать просто теплые слова поддержки, такие нужные ей сейчас. Но в ответ она слышит лишь ставшие уже привычными критику, оценки, наставления.

Мама по телефону регулярно говорит ей, какая она плохая хозяйка, никудышняя мать, неблагодарная дочь…

Она слушает все это, потом плачет… Плачет тихонько, чтобы никто из близких не заметил ее слез. Но все равно она продолжает звонить.

Она надеется, что мама когда-нибудь изменится и скажет ей те слова, что она так долго ждет от нее…

Она не замечает, что рядом есть два человека, которые хотят ее внимания, любви и тепла: муж и дочь.

Мама всю жизнь ждет похожих слов от своей мамы (бабушки). Она, женщина немного за пятьдесят, и сейчас ежедневно звонит своей маме и надеется услышать от нее слова любви и поддержки. Она так сильно хотела этого, что отказалась от себя. Она все делала так, как хотела ее мама, стараясь угадать то, чего та хочет.

Да, она все делала «правильно»: выгнала из дома своего мужа (он начинал попивать и был далеко не идеальным), воспитывала одна героически свою дочку. Здесь было не до нежных слов и проявлений любви-ласки – воспитание было строгим. Она не жалела наставлений: как нужно жить, что делать, чтобы вырасти приличной. Ради дочери она отказалась от личной жизни и поставила крест на своей женственности: сопротивляющуюся природу удалось усмирить с помощью ряда хирургических операций.

Она все еще продолжает надеяться, что мама когда-нибудь изменится и скажет ей те слова, что она так долго ждет от нее… Она не замечает, что рядом есть два человека, которые хотят ее внимания, любви и тепла: дочь и внучка.

Бабушка – героическая женщина, генерал в юбке! Всю жизнь самоотверженно работала и продолжает делать это и сейчас. В свои почти восемьдесят, вкалывает на даче, давая фору дочерям. Создается ощущение, что она живет, пока работает. Попутно продолжает активно «командовать парадом». У нее богатый жизненный опыт, и она продолжает учить своих родных, как и что нужно делать, как правильно жить, не скупясь на критику, наставления, оценки.

Она «железная» и ей не до нежностей и «розовых соплей». Она все еще продолжает надеяться, что сможет когда-нибудь научить их уму-разуму и они наконец станут жить «правильно»… Она не замечает, что рядом есть близкие люди, нуждающиеся в ее внимании, любви и тепле: дочери, внучка, правнучка.

Дочка , маленькая девочка, ей почти три года. Она не понимает, чего хотят от нее все эти взрослые, близкие ей люди, но старается делать это изо всех сил. Она так хочет нежности, заботы, любви от мамы, бабушки, прабабушки… От всех этих взрослых, умных и опытных людей. Она надеется, что когда-нибудь они изменятся и будут просто любить ее…

Регулярно встречаясь с такого рода историями моих клиентов, я не перестаю удивляться силе материнской любви. Каждый раз впечатляет, насколько огромна потребность ребенка в материнской любви и насколько велика власть матери над ребенком!

Поражаюсь, как люди умудряются строить отношения с близкими, всячески избегая проявлений любви. Восхищаюсь надеждой, которая никогда не умирает в ожидании получить эту самую любовь!

Работая с такими историями, понимаешь, что здесь сталкиваешься с чем-то системным, с тем, что выходит за пределы опыта отдельного человека. Речь идет о том наследии, что передается из поколения в поколение в виде жизненных установок, картины Мира, картины Другого и способов отношений с ним, формирующем сценарии жизни.

В данном случае речь идет о способе взаимодействия «мать-ребенок» с нарушением «потока любви». Способе, который копируется раз за разом, от матери к ребенку, и передается из поколения в поколение как своеобразная эстафета, делая несчастными всех «актеров этого жизненного театра», но оказывающимися бессильными что-либо изменить в отношениях с близкими людьми.

Здесь нет правых и виноватых, ибо каждый искренне желает добра другому и делает это так, так может… Но тем не менее, все оказываются несчастны. И кому-то нужно прерывать этот порочную эстафету нелюбви. Возможно именно вам…

Как остановить эту эстафету нелюбви? Вот некоторые терапевтические рекомендации:

Первый этап – распознать свой сценарий

Первым этапом на этом пути является распознавание своего жизненного сценария, не позволяющего устанавливать подлинно близкие отношения. Только тогда появляется шанс его прервать и прорваться к близости.

Сценарий, по Берну, - постоянно развертывающийся жизненный план человека, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Семейный сценарий содержит установленные традиции и ожидания для каждого члена семьи, которые успешно передаются из поколения в поколение.

Получив предписания родителей, ребенок бессознательно принимает их и формирует роли, необходимые для осуществления своей жизненной драмы. Отличительной особенностью такой жизни является ее драматичность, а порой и трагичность. Маркером сценария является его повторяемость, что проявляется в регулярной воспроизводимости жизни, отношений, как на уровне личной истории человека, так и на уровне истории других членов его рода.

В данном случае речь идет о такого рода сценарных отношениях, в которых возникают сложности в циркуляции любви между родными людьми.

Осознав свой сценарий, у вас появляется шанс прервать этот автоматический способ жизни, ведущий к дефициту любви в близких отношениях.

2 этап — разочароваться и оплакать потерю идеальной мамы

Следующим шагом на пути к любви будет необходимость отказа от надежды, что ваша мама однажды изменится и даст вам то, что вы всю жизнь так ждете от нее. Надежда – чисто «человеческий» феномен. Надежда не дает возможности умирать иллюзиям. А правда жизни такова, что люди не меняются, если только сами этого не захотят. А они, как правило, не хотят. Хотя бы потому, что сами не осознают свои жизненные сценарные ловушки.

Психоаналитики (в частности Мелани Кляйн ) утверждают, что ребенок в ходе своего развития должен пережить депрессивную фазу. Суть ее в интеграции образа матери, изначально расщепленного на идеальную и плохую мать.

Если мать «живой» человек, то она неизбежно будет делать ошибки в контакте со своим ребенком и признавать их. Ребенок же, встречаясь с фактами неидеальности своей матери, переживает фазу депрессии и разочарования. Это позволяет ему встретиться с реальной, неидеальной матерью – достаточно хорошей (термин еще одного психоаналитика Дональда Виникотта).

Совсем другое дело, когда матери в силу своих личностных особенностей оказываются неспособны к близкому эмоциональному контакту со своим ребенком . Такие матери демонстрируют эмоциональную отстраненность при наличии высокой функциональной включенности в жизнь ребенка с отсутствием сомнений в правоте своей модели воспитания. Ребенку в этой ситуации сложно принять такую маму и всю оставшуюся жизнь он находится в поиске идеальной мамы.

Вот уж действительно – лучший способ привязать к себе ребенка – это лишить его материнской любви.

Не получившие в наследие от матери подарка в виде безусловной любви, такие дети всю оставшуюся жизнь испытывают голод по ней. Страстно в ней нуждаясь, они сами оказываются неспособными отдавать любовь другим.

Этот этап является, пожалуй, самым сложным. Человек продолжает «бегать в четвертый тоннель», зная, что там нет сыра.

3 этап – разбудить свою взрослую часть

На этом этапе происходит обращение человека к своей взрослой внутренней части и ее принятие.

Для этого полезно задавать себе следующие рефлексивные вопросы:

Сколько мне сейчас реально лет? (Речь идет о паспортном возрасте)

Что я знаю о себе взрослом?

Какой я взрослый (взрослый мужчина, взрослая женщина)?

Что я чувствую как взрослый?

Чего я хочу, как взрослый?

О чем я мечтаю?

Что я могу как взрослый?

Для того чтобы проще было отвечать на эти вопросы, необходимо вспомнить ситуации, в которых вы чувствовали себя сильным, уверенным, взрослым человеком. Проговаривание ответов и погружение в это состояние возвращает и укрепляет веру в собственную способность справляться с жизненными трудностями и формирует позицию «Внутреннего взрослого».

4 этап – научиться заботиться о своем «Внутреннем ребенке»

Задача человека, который хочет «подрастить» своего внутреннего ребенка – попытаться самому хотя бы иногда быть для него таким родителем – внимательным, заботливым, чувствительным, безусловно любящим и принимающим.

Как это сделать?

Можно сходить в магазин игрушек и выбрать для себя ту игрушку, которая понравилась, эмоционально затронула. Нужно попробовать представить, что эта игрушка и есть ты сам – маленький, нуждающийся в заботе и любви – твой Внутренний ребенок.

В дальнейшем, попадая в ситуацию неуверенного, беспокойного, зависимого состояния, необходимо всячески заботиться, поддерживать, опекать своего психологического «двойника». В результате такого рода внимательного и заботливого отношения со стороны Внутреннего родителя к своему Внутреннему ребенку у человека должно появиться ощущение надежности, устойчивости, уверенности и возможность внутреннего диалога как условия самоподдержки.

Если у вас есть ребенок, то лучше это делать с ним. Парадоксальным образом, заботясь о своем ребенке, давая ему то, что так важно было вам, вы будете заботиться о своем внутреннем ребенке, подпитывая его.

В результате таких упражнений, ко всему прочему, у человека развивается эмпатия, такой важный и незаменимый механизм понимания Другого и условие близости с ним. В такого рода отношениях, у человека происходит появление новой функции, функции «давать», на мой взгляд, ведущей функцией этапа зрелости.

Результатом описанной работы является Встреча с реальностью. Это реальность взрослой жизни. Жизни, в которой ты не ждешь, что тебе кто-то что-то даст, а берешь сам и даешь Другому. Жизни, в которой ты живешь не по чужим сценариям, а являешься сам автором своей жизни и можешь писать свои собственные жизненные сценарии.

У меня для Вас отличная новость: все можно изменить!

Вы решили, что вам нужны изменения?

Вам надоело ходить по замкнутому кругу и наступать на одни и те же грабли?

Запишитесь на скайп-встречу Skype : Tatyana Oleinickova и узнайте, как найти решение Вашей проблемы, ситуации или задачи. Мы вместе подробно рассмотрим каждую ситуацию и справимся с ними.

Я желаю Вам значительного улучшения всех параметров Вашей замечательной жизни!

Будьте Счастливы

Материнская любовь – одно из самых прекрасных чувств на этой Земле. Мать открывает ребенку дорогу в жизнь, от того, какие у человека отношения с его матерью сильно зависит то, как будет складываться его судьба.

Всегда ли материнская любовь несет благо своим детям, или она может стать разрушающей, губительной силой? Есть ли в отношении матери к ребенку место привязанности и разного рода манипуляциям? Что материнская любовь может дать детям, и как она может помочь вашему чаду состояться и стать счастливым?

Любовь или привязанность

Чувство привязанности очень часто путают с любовью. Нередко это чувство прорастает и в отношении матери к своим детям. Она вкладывает огромное количество сил и энергии в их рождение и воспитание, и на месте добровольного служения им рождается требование возврата долга.

Любовь не имеет с этим ничего общего. Любовь дает тем, кого мы любим, свободу, прежде всего, свободу выбора. Привязанность порождает требование взаимозачета, расплаты по счетам. «Я жизнь на тебя положила», «Как ты можешь быть такой неблагодарной» — такие обвинения вряд ли вы когда-нибудь услышите из уст действительно любящих своих детей родителей.

Давайте рассмотрим подробнее отличительные особенности этих чувств, и то, как они влияют на вашу жизнь и жизнь ваших детей.

Липкие путы привязанности

Любовь матери и ее отношение к детям никогда не бывает идеальной. Мы все – живые люди, со своими эмоциями, потребностями и желаниями. Всем присущи черты здорового ил не очень эгоизма и стремление так или иначе использовать все имеющиеся у нас возможности.

Привязанность к детям проистекает именно из этих черт. Как только у матери появляется потребительское отношение к ребенку (обычно начинает по мере его взросления), начинают проявляться признаки манипулятивного отношения и давления.

Контроль

Стремление контролировать действия и выбор своих детей. Касается абсолютно всего – образа жизни, выбора профессии и спутника жизни, манеру одеваться и проводить свободное время. Начинаются попытки навязывать собственное мнение, вмешиваться в принятие любых решений, действовать из своих собственных интересов под прикрытием желания блага ребенку.

Ребенок должен соответствовать заданным критериям во всем, его жизнь постоянно сравнивается с другими, приводятся примеры должного поведения. С годами рамки сужаются, а оценки становятся все более безаппелляционными.

А вы знаете какова ваша совместимость с мужчиной?

Чтобы узнать это - нажми на кнопку чуть ниже.

Манипуляции чувствами

При таких отношениях нередко при отказе поступить так, как хочет мать, начинаются ультиматумы и угрозы. Если не работает, можно еще прибегнуть к давлению на жалость. В таких отношениях дети редко делятся по-настоящему важными для них вопросами, они не чувствуют себя в безопасности. Отношения похожи на перетягивание каната, и вряд ли можно говорить о настоящей близости.

«Ты разбиваешь материнское сердце», «Как ты можешь быть настолько жестоким» — давление на лучшие чувства вашего ребенка к вам, угроза потерять ваше доброе отношение и поддержку. Его действия постоянно должны соизмеряться с тем, не принесет ли это вам эмоционального дискомфорта, не причинит ли боли.

Собственническое отношение

Природой устроено так, что изначально, для того что матери было легче заботиться о новорожденном, в женской психике заложены механизмы, которые помогают ей чувствовать своего ребенка. Впоследствии это часто оборачивается против ребенка. Матери начинают воспринимать детей не просто как часть себя, а как свою собственность, а не как самостоятельную личность.

А что значит «мое»? Мое – значит, я могу решать, что для тебя лучше. Это значит, что я леплю тебя «по образу и подобию своему». Мое – значит, ты существуешь для меня, и только мне решать, как этим распорядиться.

Кредитная история привязанности

Ребенок при таком отношении всегда чувствует себя должником. Я тебя растила, молодость на тебя положила, да и сейчас все делаю только для того, чтобы тебе было хорошо. Что ты дашь мне в ответ? Стань тем-то, выйди замуж за того-то, живи со мной, живи отдельно, отучился за мой счет – теперь будь добр обеспечь мне достойное существование.

Счета с годами возрастают и никогда не могут быть погашены. Помимо социальных и материальных обязательств, со временем к ним добавляются и эмоциональные. «Посмотри, к соседу нашему сын с семьей приезжает каждые выходные». «Саша звонит своей маме каждый день». «Внуки Марьиванны относятся к ней с большим почтением, чем твои дети ко мне».

При таком подходе что бы ребенок не делал, кредит никогда не закрывается полностью. Ведь никогда не прекращается использование его ресурсов в собственных интересах.

Чудо материнской любви

В то время как привязанность опутывает ваших детей по рукам и ногам, не дает им творчески развиваться и реализовывать истинное предназначение, настоящая любовь матери к ребенку творит настоящие чудеса в их отношениях и их жизни.

Собственный путь

Любящая мать понимает и принимает тот факт, что ее ребенок имеет свои собственные жизненные задачи, миссию, с которой его душа пришла в этот мир. Поэтому она знает, что может только поддерживать всеми силами и помогать всем возможным. Но точно не определять, что и как в этой жизни будет делать ее ребенок.

Кроме того, она знает, что и у нее тоже есть . И что рождение и воспитание детей – далеко не единственная, хотя и важнейшая ее задача. Поэтому ей нет нужды «отказываться от всего» ради детей, «положив жизнь» на их воспитание. Однажды дети вырастут и будут жить самостоятельно, своей собственной жизнью. Она это понимает, и у нее нет страха перед этим моментом.

Помните о главном - ваше поведение очень много значит для мужчины, но если не будет гармонии на уровне знаков, то отношения будут очень напряженными. Очень желательно узнать точную совместимость именно вашего знака зодиака со знаком мужчины. Это можно сделать - нажав на кнопку чуть ниже:

Свобода выбора

Любовь матери к ребенку делает его свободным. Во всем. В выборе занятий, второй половины, образа жизни. Потому что счастливой любящую мать делает счастье ее детей. Поэтому она не навязывает своего мировоззрения и понимания того, как нужно жить. Она оберегает своих детей, но позволяет им совершать собственные ошибки, получать личный опыт, пусть порой и неприятный.

Любящая мать делает все необходимое для детей, но она делает это искренне и безвозмездно, не выставляя счетов за свою заботу и не ожидая оплаты по этим счетам. Она исходит из того, что это она существует для своих детей, а не они для нее. И дает им свободу, в том числе и в том, как они будут относиться к ней, и какие чувства будут испытывать в отношении нее.

Личное счастье

Несмотря на то, что мать готова на все ради своего ребенка, настоящая любовь к нему позволяет ей чувствовать, что у него свой путь к счастью, и никакие ее действия не смогут гарантировать его счастье в будущем.

Сейчас многие родители пребывают в иллюзорной уверенности, что они должны обеспечить ребенку достойное, с материальной точки зрение, будущее, и это гарантирует счастье их детей. Но это глубокое заблуждение, ведь материальное хрупко, рассыпается в один миг, и вовсе не является залогом ощущения счастья.

Главное, что может сделать мать для будущего счастья своих детей – это , заложить в них основы духовных ценностей, научить жить в гармонии с собой и миром. Дальнейшей – только в их руках, и она может лишь молиться за них и быть рядом, когда это нужно.

По оценке ученых лишь 7-10% содержания коммуникации передается смыслом слов, около 40% - тем, как эти слова произносятся и 50-55% - передается выражением лица.

Самый жадно ловимый знак любви – это взляд. Как внимательно смотрит ребенок на мать и отца, пытаясь убедиться, что они его любят. Как часто в течение дня, недели, месяца мы смотрели на ребенка с любовью, причем так, чтоб он это видел тоже? Дети, подростки время от времени рисуют глаза, отдельно, сами по себе. Эти глаза преследуют их. Они не добрые, а контролирующие. Где был? с кем? как дела в школе? почему обманываешь? почему не делаешь уроки? какие сегодня оценки в школе? что ты там делаешь? как ты посмел? И т.д и т.п. Какое выражение имеют глаза, когда люди задают такие вопросы?

Еще один знак родительской любви – это тон голоса, в котором есть и доброта, и мягкость, и уверенность. Такой голос успокаивает ребенка, поддерживает его, вселяет веру в себя. Конечно, дети - не ангелы, иногда их поведение вызывает у взрослых злость, страх, возмущение, обиду. Возникшее чувство может быть подвластно родителю и он сможет сдержать свое чувство, но так бывает не всегда. Иногда ребенок должен знать, что он вызвал такие чувства и услышать строгий, возмущенный голос, если это переносимо для ребенка и происходит редко. В остальное время голос родителей звучит для ребенка как добрый.

Другой очень важный знак – это внимание к чувствам ребенка. Для этого родитель должен быть способным к сочувствию, к сопереживанию, к эмпатии. Не каждому такое дано. Заметить чувства ребенка, проявить истинное сочувствие, отразить, отзеркалить чувства, правильно назвать их – это талант, но такому умению можно учиться

Кто-то скажет - «мой ребенок очень часто, или даже почти все время ведет себя плохо – и я сержусь в ответ». Тогда я скажу – « Вы не любите своего ребенка, Вы хотите другого ребенка, а этот Вам не нужен, он не такой, какой Вам нужен». А этот ребенок живет без любви, он не сможет быть другим, ему не хватит сил. Детям с плохим поведением любовь служит лекарством. Чем хуже ведет себя ребенок, тем больше ему нужна любовь. Если в семье растет ребенок с плохим поведением, не нужно искать виновных, почему он такой. Нужно его лечить любовью. Это первое. А второе – быть внимательным к его нуждам и заботам. И третье - научить ребенка жить в этом мире с учетом его возможностей и ограничений.

Плохо, если родители сами незрелы, им не хватает самим любви, радости и осмысленности жизни. Тогда они ждут, что это даст им ребенок и разочаровываются в нем.

Рядом с ребенком живут большие несчастливые дети-родители и действуют с позиции силы, желая изменить ребенка для своего удобства.

Другой знак – дружелюбный интерес к ребенку, к его делам и интересам. Это возможно только, если этот интерес и в самом деле есть в наличии. Тогда он выражается в словах так, что ребенок с удовольствием отвечает на вопросы и рассказывает о себе. Если не хочет рассказывать – значит, воспринимает вопросы как контроль, а не как дружелюбный интерес.

Следующий знак – заинтересоваться тем, что заботит ребенка. Обычно родитель заботится о ребенке , Но это не одно и тоже - заботиться о человеке и заботиться о его заботах. В первом случае мы сами определяем, что нужно человеку, что ему полезно с нашей точки зрения. Во втором случае необходимо быть настолько внимательным к другому человеку, чтоб наверняка понять, что есть его забота , убедиться, уточнить и затем принять в этом участие.

Есть еще один знак любви. Тот, кто любит – видит любимого человека не только таким, каков он есть, но еще и таким, каким он может стать в своем лучшем воплощении . Один родитель скажет: «из тебя ничего не получится – ты слишком ленив». Этот родитель знает, что ленивым людям трудно осуществить свою мечту, поэтому «предвосхищает» развитие своего ребенка по худшему сценарию и психика ребенка бессознательно «записывает» вероятность такого хода событий. Чем чаще, настойчивее, агрессивнее родитель «вдалбливает» такие сценарии, тем больше вероятность их осуществления. Конечно, родитель уверен, что такие слова он говорит «из лучших побуждений», чтоб ребенок, испугавшись, изменил свое поведение, но мозг, как компьютер все «записал на жестком диске» и в определенный момент готов это воспроизвести. На самом деле, такими словами родитель мстит своему ребенку за неподчинение, за несоответствие, за разочарование в нем. Такие слова никогда не идут от любви и потому никогда не принесут пользы. Любовь вселяет надежду, наполняет энергией и направляет к лучшему воплощению.

В одной школе провели эксперимент: несколько детей с плохим поведением и слабой успеваемостью перевели в другую школу, предварительно предупредив учителей новой школы, что эти дети талантливы, но очень уязвимы в отношении критики, негативных оценок и отвержения, поэтому выражалась надежда на профессионализм учителей в этой школе. К концу года дети стали хорошо учиться, обнаружили какие-то таланты и их поведение стало вполне нормальным. Учителя сумели настроить детский коллектив на поддержку новичкам и сами проявляли внимание и заботу по отношению к ним, и результат превзошел ожидания. Многие сегодняшние взрослые вспоминают в своем детстве какого-то человека (иногда нескольких), который в трудный период оказался рядом и его поддержка была чрезвычайно важной и даже «судьбоносной». Родители также могут оказаться спасителями, а могут сыграть и зловещую роль. Таким образом, родители могут на бессознательном уровне способствовать лучшему и худшему воплощению будущей судьбы своего ребенка.

Сегодня православные христиане отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Для меня это повод напомнить читателям о том, каково значение светлого образа Богоматери не только для верующих, но и для каждого, кто считает себя русским или же человеком православной культуры.

Часто приходится слышать мнение о том, что такая большая страна-цивилизация, как Россия, не может существовать без национальной идеи. Возможно. Вот только гораздо важнее, чтобы у нашей страны был духовный символ - простой, понятный и объединяющий. Символ, который бы, с одной стороны, имел своим источником русскую онтологию, с другой - не противоречил бы самобытностям других российских народов. Который, с одной стороны, опирался бы на традиции Руси-России и её цивилизационный код, с другой - подразумевал бы органичную связь традиции с современностью, предполагал бы обновление страны и её развитие на своей собственной основе.

Советское время требовало наличия не духовного, а идеологического символа, и им стали серп, молот и красная звезда - знаки, начертанные на государственном знамени СССР. Соответственно, после упразднения Советского Союза новых символов - ни идеологических, ни каких-либо иных в России не появилось, и это проблема: страна бездуховна, а значит будущее её туманно, и зависит оно не от людей, не от народа, а от рынка.

А между тем есть в нашей стране такой Символ и его образ, который вот уже более тысячи лет является для русских людей самым почитаемым и путеводным, согревающим души людей и вселяющим в них Веру в лучшее; образом, когда всегда объединял, примирял, защищал и вдохновлял русских и православных людей.

Спасение, рождение, возрождение и обновление вот уже более тысячи лет связано в русской и православной России с однозначно светлым  и близким каждому человеку образом Матери Богородицы.

Полагаю, что сегодня, когда происходит возрождение и восстановлением российской цивилизации, её главным (хотя и не единственным) духовным символом мог бы стать символ МАТЕРИ и  МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ.

Разумеется, речь идет не только о православном образе Пресвятой Богородицы. Речь идет о духовном символе, опознаваемом и принимаемом гражданами России в разных образах, но, безусловно, настолько важном для большинства из них, чтобы утверждать: этот символ самый-самый. Согласитесь, что символ Материнства (как и его образ) - важнейший для любого нормального человека.

Для кого-то символ материнской любви - это Матерь Божья, для кого-то - мать-Отчизна и Родина-мать, образ которой воплощен в монументальной скульптуре на героическом Мамаевом кургане.

Символы материнства дошли до нас с незапамятных, доисторических времен. Средни них - и сарматско-скифские каменные бабы, которыми некогда была уставлена вся Евразия от Приамурья до Карелии и Хорватии, и древние образы Лады и Макоши. Ну и для большинства людей в России и за её пределами символ Матери, конечно же, связан еще и с образом его родной Матушки и самым высоким из всех высоких человеческих чувств - родительской Любовью.

Замечу, что гендерная политика нынешних еврочиновников (как правило, не имеющих детей), по сути, направлена на то, чтобы с легкостью лишать тысячи детей любви, передаваемой ребенку с молоком матери, подобно Благодатному огню даруемой Господом жизни. Их стремление нивелировать значение традиционной семьи, прервав духовно-эмоциональную связь между самыми близкими существами, не может не встретить сопротивления со стороны граждан России и многих других стран, не испорченных пока еще чудовищными, по своей сути, «европейскими ценностями».

Образы Матери и материнской любви понятны всем здоровым людям без исключения и для всех без исключения ценны. Материнская любовь - самое человеческое и человечное чувство из всех возможных. В свою очередь, обратное чувство - любовь сына или дочери к Матери - существует в каждом человеке не зависимо от того, чем он занимается по жизни, и что он из себя представляет в профессиональном, социальном, политическом или каком-то ином смысле.

Ценности материнской любви и любви к Матери осознаваемы всеми гражданами мира, но именно в нашей стране эти ценности и сопутствующие им образы закреплены особо - не только в русско-православной культуре поклонения Пресвятой Богородице, но также во многих других культурах народов России.

Образ Богородицы, как обобщенный образ любящей и любимой  Матери, особенно важен сегодня для вымирающей России, для страны, которая жаждет возрождения.

В послевоенной России десятки миллионов женщин остались без мужчин, без семей - и именно им пришлось восстанавливать разрушенную страну. В предперестроечной России тысячи Матерей теряли своих сыновей в Афганистане и других далеких странах. В нынешней ужимающейся России многие матери по-прежнему не дожидаются своего часто единственного сына из армии или какой-нибудь «горячей точки», а то и просто - со службы.

Известно, что сегодня в России женщин на 10 миллионов больше, чем мужчин. Всё больше и больше российских женщин не знают, что такое материнская любовь и семейные радости; всё больше - не хотят знать.

Культура Богородицы, почитание Матери, а также всемерная поддержка Материнства - те непреходящие ценности, вокруг которых и должна, как я полагаю, строиться сегодня подлинно национальная и цивилизационная идеология возрождения и обновления Русского мира и нашей страны.

Богородица, Мать, Родина большая и малая - вот что должно быть символом духа и, возможно, главной национальной идеей для граждан России, для всех, кто считает себя русским (в широком смысле этого слова) и/или гражданином Российской Федерации.

Вся государственная политика современной России должна строиться на поддержке института материнства и детства. Решение же в нашей стране демографической проблемы должно стать важнее любой экономической задачи.

Кстати, символ Богородицы уже установлен в центре столицы страны, на Красной площади. Это самый известный и самый русский из всех православных Храмов России. Все знают его как Храм Василия Блаженного, но мало кто знает, что это Храм Покрова Пресвятой Богородицы. И, не исключено, что именно дух и светлый образ Богоматери защищает нашу страну от недругов и напастей.