Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений. Программа дополнительного образования "логоритмика в волшебных носочках"

Светлана Синёва
Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ

"Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ"

Светлана Синёва

Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного возраста.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: воспитатели всех возрастных групп дошкольного возраста.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Задачи:

Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

План проведения:

1. Сообщение: "Актуальность использования данной методики на музыкальных занятиях в ДОУ и в рсботе с родителями".

2. Практическая часть:

Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!";

Дыхательная гимнастика "Ладошки";

Артикуляционная гимнастика "Снеговички и Сосульки";

Игровой массаж "Капуста";

Пальчиковая игра "Я хочу построить дом";

Речевая игра "Танец червяков";

Сказка-шумелка "Теремок";

Коммуникативная игра "Побежали, побежали";

Музыкотерапия "Тихо, тихо".

Актуальность использования данной методики.

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением.

Чем же меня привлекает именно это вид деятельности в работе с детьми?

Во-первых, по сравнению с детьми, которых мы воспитывали 10 лет назад, нынешние гиперактивные дети нуждаются в постоянном обновлении материала не только на музыкальных, но и на остальных занятиях. То, что они слышали на предыдущем занятии, для них уже не интересно, слушать музыку, положив руки на коленочки – это уж ооочень скучно, да и заучивание новых песен – совсем заунывное занятие. Стоит возникнуть одной лишь паре секунд заминке со стороны музыкального руководителя, как дети "встают на уши", и, кажется, что уже ничего их не угомонит. И вот тут-то приходит на помощь наша "волшебная" логоритмика. Совсем не обязательно повышать на детей голос и командовать, чтобы все встали в круг. Достаточно нажать кнопочку на музыкальном центре и… о, чудо! Дети услышали новую мелодию, увидели, что музыкальный руководитель приготовился выполнять какие-то незнакомые движения, и им сразу стало интересно на это посмотреть. Притихли… Смотрят… Улыбаются… Начинают повторять движения… Прислушиваются к тексту… А самое главное – берут пример с других. Ведь «дурной» пример заразителен, а товарищи, стоящие рядом, смотрят на взрослого и повторяют, значит и мне надо повторять…

А представьте себе летний период в детском саду… Ребятишки вышли на прогулку, каждый занялся своим "важным" делом, своей игрой. И вдруг воспитатель объявляет: "Дети, все идём на музыкальное занятие!" И вместо того, чтобы расстроиться от этого неожиданного объявления, оторванные от игры дети буквально облепляют музыкального руководителя и начинают спрашивать: "А мы сегодня будем бегать как сороконожка?", "А мы поиграем в «Охотников и зайцев?" "А сегодня медвежонок к нам придёт потанцевать?" Причём, эта заинтересованность никак не зависит от возраста детей. Летом, как известно, группы в садах смешанные, и всем детям одинаково интересно 15-25 минут "постоять на ушах" под музыку. И каждое музыкальное занятие превращается для детей в праздник. Ну а когда музыкант уходит в отпуск, воспитатель может воспользоваться данным материалом на прогулке или в группе. Причём, дети, уже усвоившие игровые упражнения, могут выполнять их самостоятельно.

Но это, как вы понимаете, не единственная причина использования данных технологий на музыкальных занятиях. Логоритмика является одной из составляющих в системе музыкально-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ, разработанной с учётом ФГОС. Она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как:

валеологические песни-распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению) ;

дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха) ;

артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата) ;

игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека) ;

пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма) ;

речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас) ;

сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества) ;

коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта) ;

музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание) .

Одной из основных задач логоритмики является устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. У вас сразу возникнет вопрос: "А стоит ли заниматься с детьми, у которых подобные нарушения отсутствуют или ещё не ясно, присутствуют ли, так как они очень малы?" Отвечаю: "Конечно, стоит!" Ведь, на самом деле дети воспринимают такие занятия как игру, а какой ребёнок не любит играть? Так что, с одной стороны, можно не ломать голову чем занять детей, а с другой - приносить пользу их здоровью.

Помимо всего вышесказанного, логоритмика может использоваться как интерактивная форма взаимодействия детского сада и родителей. Ведь не у всех родителей есть время и возможность посещать Центр раннего развития ребёнка. В этом случае целесообразно будет предложить им проводить занятия по логоритмике дома. Это можно сделать с помощью «Музыкального киоска», организованного в родительском уголке или в папке-передвижке. Записываем на диск комплекс упражнений в формате mp3 и предлагаем родителям скопировать его дома на свой компьютер. Вместе с диском необходимо предоставить брошюру с описанием движений на бумажном носителе. После того, как мама или папа скопирует диск, он возвращает его обратно в "Музыкальный киоск" для пользования другими родителями. Музыкальный материал нужно систематически обновлять, иначе детям просто надоест выполнять одни и те же упражнения.

Практическая часть

1. Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!"

Музыкальный руководитель предлагает участникам воспитателям повторить за ним движения без музыки, затем под музыку.

Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу).

Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны).

И сегодня весь день (Хлопают в ладоши).

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту).

Носик и щёчки.

Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки! выполняя "фонарики").

Разотрём ладошки (Выполняют движения по тексту).

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём (Трут ушки).

И здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, (Поворачиваются друг к другу, улыбаются).

Будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны).

2. Дыхательная гимнастика.

Музыкальный руководитель исполняет попевку и объясняет на какие слова нужно вдыхать и выдыхать воздух носом. Затем воспитатели выполняют движения самостоятельно. Все дыхательные упражнения повторяются по 4 раза с перерывом в 3-5 секунд.

"Ладошки" (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развёрнуты вперёд).

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки всё сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

На слова каждой строчки выполняют хватательные движения ладошками (сжимают их в кулачки, одновременно с движениями шумно шмыгают носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох.

3. Артикуляционная гимнастика.

Музыкальный руководитель делит присутствующих на две команды – "Снеговички" и "Сосульки". Затем исполняет песенку и объясняет каждой команде, какие мимические движения надо делать на те или иные слова. Со следующим исполнением песни участники выполняют движения самостоятельно.

"Снеговички и Сосульки"

Вот Сосульки зимой удивились: (Смотрят, подняв брови и широко раскрыв глаза).

"Ах, какие же вы толстячки!"

Но на них Снеговички рассердились: (Хмурят брови, смотрят сердито).

"Не такие уж мы толстячки!"

А Сосульки ещё больше удивились: (Округляют рот буквой «о», поднимают брови).

"О, да вы ещё и сердиты!"

Снеговички ещё больше разозлились: (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови).

"У-у-у! Мы действительно сердиты!"

Тут Сосульки свой сморщили нос: (Морщат нос, произносят слова с недовольством).

"Разговаривать с вами не будем!"

А Снеговички скривили свой рот: Кривят уголки рта, изображая возмущение.

"Мы играть с вами тоже не будем!"

Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!

4. Игровой массаж.

Музыкальный руководитель предлагает воспитателям сесть на стульчики "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.

"Капуста"

Мы капусту рубим, рубим. (Стучат по спине рёбрами ладоней).

Мы морковку трём, трём. (Трут спину кулачками).

Мы капусту солим, солим. ("Бегают" пальчиками по спине).

Мы капусту жмём, жмём. ("Жмут").

Сок капустный пьём, пьём. (Гладят спину).

5. Пальчиковая игра.

"Я хочу построить дом".

Я хочу построить дом, (Соединяют пальцы обеих рук над головой в виде крыши).

Чтоб окошко было в нём, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой в виде прямоугольника).

Чтоб у дома дверь была, (Соединяют обе ладошки ребром к ребру).

Рядом чтоб сосна росла, (Качают над головой обеими руками с растопыренными

пальцами).

Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой, как бы обнимая

большой мяч).

Пёс ворота охранял, (Большой палец правой руки поднимают вверх, мизинцем

двигают вверх-вниз ("собачка лает").

Чтоб на травке жил жучок, (Пальцы правой руки "бегают" по левой руке).

Бегал быстрый паучок, (Пальцы левой руки "бегают" по правой руке).

Солнце было, (Соединяют руки ладошками вперёд, растопырив пальцы).

Дождик шёл, (Трясут пальцами обеих рук).

Чтоб тюльпан в саду расцвёл, (Соединяют руки в виде чашечки).

Чтоб флажок на доме был, (На кулачок левой руки поставить ребро правой ладони,

покачать из стороны в сторону).

А за домом ёжик жил. (Выпрямленные пальцы левой руки просунуть между пальцами

правой).

6. Речевая игра.

Музыкальный руководитель включает песенку в записи и предлагает повторять все движения за ним.

"Танец червяков"

Хоть у нас есть две руки, (Вытягивают руки вперёд, поворачивая ладошки вверх- вниз).

Две руки, две руки,

Мы совсем как червяки,

Совсем как червяки.

И у нас уже готов, (Соединяют руки в "замок" над головой,

Уж готов, уж готов выполняют наклоны в стороны).

Новый танец червяков,

Танец червяков.

Будем хвостиком вилять, (Шевелят обеими ладошками за спиной внизу,

Всё вилять и вилять, поворачивая туловище влево, вправо.

Извиваться, приседать, + приседают).

Немножко приседать.

Ручки можем раскачать, (Машут руками вперёд-назад поочерёдно).

Раскачать, раскачать,

Ножкой можем помахать, (Прыгают, выбрасывая поочерёдно ноги вперёд).

Можем помахать.

Пальчиками поболтать, (Трясут обеими кистями рук перед собой).

Поболтать, поболтать,

Каблучками постучать, (Топают поочерёдно ногами).

Немножко постучать.

Носиками помотать, (Поворачивают голову влево, вправо).

Помотать, помотать,

Головами покивать, (Кивают головой).

Можем покивать.

7. Сказка-шумелка.

Музыкальный руководитель раздаёт всем присутствующим роли и шумовые инструменты, предлагает поставить музыкальную сказку.

"Теремок"

Тук-тук-тук, молоток - (Медведь стучит молоточком по деревянному брусочку).

Мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей,

Чтобы было веселей!

Мышка-норушечка в гости бежит,

Тихо шуршунчиком Мышка шуршит. ("Шуршунчик").

Медведь в теремке с самоваром сидит.

(Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Мышку в дом впускает, ("Шуршунчик").

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст бумаги).

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками он в барабан застучал. (Стук в барабан).

Мышку Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Зайца в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Вот и Лиса к теремочку идёт,

Лисичка-сестричка трещотку несёт. (Трещотка).

Зайку Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Лисичку в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Серый Волчок к теремку подоспел,

В бубен весёлый Волк зазвенел. (Бубен).

Лису Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Волка в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый. (Весь оркестр играет "Светит месяц").

8. Коммуникативная игра.

Музыкальный руководитель предлагает встать воспитателей парами по кругу, объясняет описание движений без музыки, затем игра проводится под музыку и пение музыкального руководителя.

"Побежали, побежали"

Побежали, побежали парами скорей, (Бегут боковым галопом, сцепив руки "лодочко").

И друг другу погрозили: (Грозят друг другу пальцем правой руки).

"Ссориться не смей!"

Хлопнули в ладоши, (Хлопают в ладоши один раз).

Крепко обнялись, (Обнимаются).

Пару поменяли (Стоящие за кругом перебегают боковым галопом

к следующему партнёру вправо по кругу).

И за руки взялись. (Берутся за руки).

Игра повторяется несколько раз с постоянным ускорением.

9. Музыкотерапия.

Музыкальный руководитель предлагает лечь всем на ковёр и расслабиться под неторопливую "сказочную" песенку. Движения выполняются согласно тексту.

"Тихо, тихо"

Тихо, тихо, будто в сказке,

Мы на коврике лежим.

Все закроем наши глазки,

И представим, что мы спим.

Сон нам снится, будто в море

Мы на корабле плывём,

И на солнечном просторе

Волны плещут за бортом.

Чайки кружат в небе синем

Среди белых облаков.

По волнам плывут дельфины,

Нам желают сладких снов.

Но конец приходит сказке.

Просыпаться нам пора.

Открываем свои глазки,

Поднимаемся с ковра.

Скажем мы "Спасибо!",

Скажем "До свиданья!",

Повернёмся друг за другом

И помашем на прощанье.

Под музыку все идут по кругу, машут рукой влево-вправо.

Атрибуты:

Фортепиано, молоточки, деревянный брусок, бумага, барабан, колокольчик, бубен, трещотка, шуршунчик, 2 чашки с водой, музыкальный центр.

Список литературы.

1. "Поиграем, потанцуем" Г. П. Федорова С-Пб, Издательство "Акцидент" 1997год.

2. "Логоритмика" О. А. Новиковская С-Пб "Корона принт" 2005год.

3. "Ритмическая пластика для дошкольников" А. И. Буренина С-Пб. 1994год.

4. "Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей" Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.

5. М. Ю. Картушина "Логоритмические занятия в детском саду".

6. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" О. Н. Арсеневской. Волгоград, Издательство "Учитель" 2013 год.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

Логоритмика – помощь, которую могут оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать логоритмику (пальчиковый игротренинг, пальчиковые гимнастики, динамические паузы, подвижные игры).

Логоритмика – это система речедвигательных игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Основные задачи логоритмики:

1. Развивать внимание, слуховое восприятие.

2. Развивать пространственную ориентировку.

3. Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.

Логоритмика – это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений. На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Помимо традиционных разделов: пение, слушание, музыкально- ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, встречаются упражнения регулирующие мышечный тонус для развития координации слова с движением, развитием внимания, а также психогимнастика: этюды на выражение эмоций, на расслабление, тренировку дыхания, пантомим, пальчиковые упражнения. Основной принцип музыкального занятия- тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала. Например: игры «Радуга- дуга», «Огурчик». Игры-потешки «Суслик», «Солнышко», «Дедушка Егор», см. приложение.

Логоритмические упражнения, занятия имеют оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием, если это на музыкальном занятии, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения. Например: сюжет «Прогулка в лес», «На море», «В зоопарке» (Д.В №10-96, стр.31), а также основанные на методе Толкачёва (озвученный выдох), Стрельниковой (шмыгание носом).

На занятиях или в течении дня в режимных моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.

Используются пальчиковые игры, рекомендованные методическими указаниями к программе «Детство». С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно использовать на занятиях динамические паузы, пальчиковый аутотренинг, подвижные игры.

При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация произношения звуков, развивается выразительность голоса, а также мимика, пластика движения, точность координации как общей, так и мелкой моторики, а это особенно важно. Эти динамичекие паузы и пальчиковый игротренинг сначала заучивается с детьми, а затем чётко проговариваются с воспитателем. (Д.В №5-99г.,стр. 58-69.)

Например, упражнение «Гномы» (см. приложение). Для профилактики нарушений в младшей группе можно проводить логитмические упражнения или брать лоритмику как часть занятия.

Большое значение в развитии детей с нарушениями речи имеют игры с мячом

(Т.А. Воробьёва, С.И. Крепенчук «Мяч и речь»). По мнению авторов этой книги, такие игры с мячом следующую роль:

1. Отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

3. Регулируют силу и точность движения.

4. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоциональную сферу.

Всё это улучшает функционирование речевых органов. Дальше предлагается подборка игр с мячом. Их можно использовать на любых этапах воспитательно- образовательного процесса.

В планировании занятий используется принцип наращивания материала по всем разделам, изучаемых ежегодно лексических тем (время года, сбор урожая т.д). Основа занятий может быть разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия. Фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры. Все упражнения проводятся на основе подражания. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно стояли вместе с педагогом по кругу или полукругом. Такое расположение позволяет ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Успешность работы педагога зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии.

Приложение.

1. Жа-жа-жа мы нашли в лесу ежа (слегка касаясь пальчиками, провести по лбу 7 раз).

Жу-жу-жу подошли мы к ежу (провести по щекам 7 раз).

Ужа-ужа-ужа впереди большая лужа (растереть лоб ладонями).

Кок-кок-кок-надень на ноги сапожок).

2. Мышка мыла, мыла лапку (одной мыть другую).

Каждый пальчик по порядку (указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки).

Вот намылила большой (всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки « намыливать большие пальцы).

Сполоснув потом водой.

Не забыла про указку, смыв с него и грязь и краску (то же с указательным пальцем).

Средний мылила усердно (то же со средними).

Самый грязный был наверно.

Безымянный терла пастой (то же с безымянными).

А мизинчик быстро мыла (быстро и осторожно «намыливать» мизинцем).

Очень он боялся мыла.

Здравствуй, мой любимый мячик, скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимаем, никуда не отпускаем.

Только брату отдаёт, брат у брата мяч берёт.

Два козлёнка мяч бодали и другим козлятам дали.

Вверх подброшу мяч рукой

Точно-точно над собой,

На лету схвачу руками,

Подтяну к груди локтями.

Я бегу, а мячик мой

Рядом скачет по рукой.

От ладошки не уйдёт,

Звонко песенку споёт.

Поскакали по тропинке

Прыг-скок, прыг-скок.

У ребят прямые спинки,

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгаем как мячики, девочки и мальчики,

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Литература:

1. «Са-Фи-Дансе» танцевально- игровая гимнастика для детей.

2. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Савина Л.П.

3. «Логоритмические занятия в детском саду.» М.Ю.Картушина.

Чем полезна логоритмика и как ею заниматься

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Зачем это надо?

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.

Для кого?

Логоритмика в первую очередь полезна детям:
с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;
с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
часто болеющим и ослабленным;
находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Дома или в группе?

Логоритмикой можно заниматься в группах, работающих при детских поликлиниках или медцентрах. Конечно, в компании ровесников малышу будет веселее, да и возможностей для подвижных игр тут гораздо больше. Но даже самый замечательный педагог не станет подстраиваться под вашего конкретного карапуза. Дома же вы сами определяете, что, когда и как вы будете делать, – и это очень важное преимущество. Но в родных стенах вас подстерегает другая опасность: расслабленный малыш может запросто отказаться выполнять задания. Ну не воспринимает он маму как «начальника»! Тем не менее, начинать заниматься логоритмикой лучше все-таки дома: дайте малышу возможность спокойно освоить основные движения и научиться слушать музыку, а потом, если он заупрямится, передавайте его специалистам.

На зарядку становись!

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

Важно! Заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

5. Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.

6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

От 0 до 2,5 года

Начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер. Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики.

Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

1. Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке (ходьба на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове)

2. Игра «Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма) Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик. Для наглядности можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд.
Как стучат большие капли?
Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап...
А маленькие капельки как?
Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…
Задача ребенка – проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

3. Игра «Оркестр» (развитие слухового внимания)
Когда взрослый говорит «Дождь!» – ребенок произносит: «Ш-ш-ш...», в ответ на «Молния!» – звонит в колокольчик, а, услышав «Гром!» – громко топает ногами.
На слове «Ти¬шина» – все смолкает.

4. Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики)
На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончи¬ки пальцев)
Ну а к дому путь закрыт. (большие пальцы обеих рук под¬няты вверх, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе, кончики средних паль¬цев соприкасаются)
Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем. (ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ла¬донями вверх)

5. Пение
Выбирайте любую песенку и пойте ее вместе с ребенком, даже если считаете, что медведь наступил на ухо вам обоим.

6. Игра «Ветер» (нормализация мышечного тонуса, расслабление)
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо. (качать поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево)
Ветерок все тише, тише. (медленно покачивать руками)
Деревца все выше, выше. (тянуться вверх на носках, руки подняты вверх)

7. Упражнение «Вьюга» (развитие речевого дыхания)
Взрослый: Как дует сильный ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер? Малыш после энергичного вдоха через нос на выдохе тянет звук «у-у-у...»

8. Игра «Прогулка и дождик» (развитие чувства темпа и ритма, общей моторики)
Спокойно гуляете с ребенком по комнате под медленную музыку, затем включаете мелодию в среднем темпе и пляшете под нее, добавляя в танец знакомые малышу движения. Ну и, наконец, под быструю и ритмичную музыку надо «убе¬гать от дождя» и прятаться под большим открытым мамой или папой зонтом.

От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.

1. Упражнение «Черепаха» (самомассаж)
Шла купаться черепаха (ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)
И кусала всех со страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!

2. Упражнение «Ракета» (развитие речевого дыхания и голоса)
Говорит взрослый отвечает ребенок.
Проверяем топливо.
Долгое «ш-ш-ш-ш-ш…»
Открываем люки.
Звук «ааааА» (тихий, переходящий в громкий), руки поднимаются
Закрываем люки.
Звук «Ааааа» (громкий, переходящий в тихий), руки опускаются
Проверяем радио.
Короткий звук «У» то громко, то тихо
Включаем двигатель.
Долгое «р-р-р-р-р…», руки в кулачках

3. Пальчиковая игра «Строим дом» (развитие мелкой моторики)
Тук-ток, тук-ток
Застучал молоток.
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом, (поднять руки вверх)
С окнами большими, (согнуть руки в локтях, положить одну ладонь на другую, изображая окно)
Ставнями резными. (поднять кисти рук вверх - «открыть ставни»)
Тук-ток, тук-ток (ударять кулачками друг о друга)
Замолчал молоток. (руки опустить свободно вниз)
Вот готов новый дом, (поднять руки вверх)
Будем жить мы в нем. (потереть ладони друг о друга)

4. Логопедическая гимнастика «Печем пирожки»
1. «Месим тесто» – активно двигаем языком, упираясь то в одну, то в другую щеку
2. «Раскатываем тесто» – с силой проталкиваем язык между губами и втягиваем обратно в рот
3. «Блинчик» – высовываем язык и держим его широкой лопаткой
4. «Кладем начинку» – заворачиваем края языка так, чтобы в середине образовалась ямка
5. «Печем пирожки» – надуваем щеки и медленно со звуком «пух-х-х-х…» выпускаем воздух (губы расслаблены)
6. «Вкусный пирожок» – облизываем губы языком
Упражнения можно делать и под музыку, меняя темп в зависимости от мелодии.

5. Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)
Цы-цы-цы – в огороде огурцы. (хлопать в ладоши)
Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. (делать легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья)
Рец-рец-рец – поклевала огурец. (стучать указательным пальцем по коленям)
Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. (ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди)

6. Ритмический танец «Волшебный цветок» , муз. Ю. Чичков, слова М. Пляцковский (развитие чувства темпа и ритма, координации речи и движения)
Повторять текст в данном упражнении не нужно.

Есть на свете цветок алый-алый, (шагать по кругу, высоко поднимая колени)
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря.

Припев:
Может, там, за седьмым перевалом, (шагать на месте, приставив руку к глазам, «смотреть вдаль»)
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
(кружиться на носках, подняв руки, ладони раскрыты, как «стрелочки»)

В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Двигаться боковым галопом по кругу,
(в конце куплета остановиться)
Как бы путь ни был крут и далек,
На земле отыскать небывалый
Самый-самый красивый цветок.
(Припев: движения те же)

Вспоминая о радостном чуде, (бежать по кругу, поднимая колени)
Вдаль шагая по мокрой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
(в конце куплета остановиться)
(Припев: движения те же)

7. Упражнение «Аист» (развитие чувства равновесия, нормализация мышечного тонуса)
Аист ногу поднимает –
Ничего не понимает. (стоят сначала на одной ноге, потом на другой, стараясь удержать равновесие)
И весь день среди ракит (руки разводят в стороны)
На одной ноге стоит.

8. Игра «Ёжик» (развитие реакции, речевого слуха)
Ребенок бегает под музыку. Когда она перестанет звучать, малыш должен присесть и обнять себя руками («ёжик»), как только мелодия заиграет снова – нужно бежать.

От 6 до 8 лет

В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил – этим-то мы и воспользуемся!

1. Упражнение «Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей)
Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.

2. Упражнение «Греем ладошки» (развитие мелкой моторики, самомассаж)
Если замерзают руки (медленно-медленно растирать одну ладонь о другую)
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки (растирать ладони все быстрее и быстрее)
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят и взаправду, (протянуть вперед раскрытые горячие ладони)
А не понарошку.

3. Чистоговорка Р-Рь (развитие звукопроизношения и мелкой моторики)
Орь-орь-орь – с мамой ты не спорь. (грозить пальцем)
Ор-ор-ор – на, возьми топор. (сжать пальцы в замок, поднимать и опускать руки, ударять ладонями по коленям)
Ра-ра-ра – в лес идти пора.
Ре-ре-ре – выходи на заре. (поднять прямые руки, поворачивать кисти рук из стороны в сторону)

4. Ритмическая игра «тук-тук» (развитие чувства ритма движений и речи)
Тук, тук, туки-тук. (отхлопывать ритм, проговаривая слова)
Туки-туки-туки-тук.
Туки-тук, туки-тук.
Туки-туки, тук, тук.
Туки, тук, тук, тук.
Тук, туки, туки, тук.

5. Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)
Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.

6. Игра «Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма)
Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон – подходит все, что может издавать ритмичные удары.
Высший пилотаж: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.

7. Игра «Зеркало» (развитие умения ориентироваться в пространстве)
Часть 1. Взрослый показывает ребенку изображение человечка и просит встать так же, как на рисунке, то есть стать «зеркальным отражением».
Часть 2. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать – главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.

8. Музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники» , муз М. Старокадомский, сл. С. Маршак (развитие чувства ритма, координации речи и движения).
1-й куплет: Мы едем-едем-едем в далекие края, (ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Хорошие соседи, счастливые друзья!
Нам весело живется, мы песенку поем,
А в песенке поется о том, как мы живем!
Припев: Тра-та-та, (3 ритмичных хлопка справа от головы)
тра-та-та (3 ритмичных хлопка слева от головы)
мы везем с собой кота, (подпрыгнуть)
Чижика, (наклон вперед)
Собаку, (слегка присесть, руки перед собой)
Петьку-забияку, (махи руками, согнутыми в локтях)
Обезьяну, (наклон вправо)
попугая – (наклон влево)
вот (хлопнуть в ладоши)
компания какая! (развести руки в стороны)

Во время 2 и 3 куплета повторяются движения 1-го куплета.

Программа по музыкальной логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста


Пояснительная записка
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребёнок может вовремя получить помощь логопеда. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка. Они непосредственно влияют на совершенствование его речи и двигательных навыков, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности и творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика оказывает благотворное воздействие на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой самомассаж, выполняют речевую и пальчиковую гимнастику. В ходе занятий активно используются средства музыкального развития детей, такие как музицирование на инструментах, пение, музыкально-ритмические движения, способствующие развитию слуха, чувства ритма и координации.
Занятия музыкальной логоритмикой - это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, способствует развитию памяти, внимания, помогает преодолению застенчивости и скованности. В процессе занятий ярко проявляются индивидуальные черты каждого ребёнка: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Программа разработана с использованием следующих методических материалов:
1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет. - М.: «ТЦ Сфера», 2010г.
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. - М.: «ТЦ Сфера», 2010г.
3. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей. - СПб.: «Крона.Век», 2012 г.
4. Судакова Е.А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. - СПб., «Детство-пресс», 2013 г.
5. Зайцева Л.И. Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников. - СПб.: «Детство-пресс», 2013 г.
7. Бодраченко И. Музыкальные игры в детском саду. - М.: «Айрис-пресс», 2009 г.
Актуальность программы
Данная программа относится к категории художественно-эстетического образования и ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Она отвечает требованиям Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N1155. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который наметил курс на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми.
В современной дошкольной педагогике и психологии особую актуальность приобретает проблема развития способности распознавать и использовать невербальные средства коммуникации. Она необходима для детей с особенностями развития, неуспешная социальная адаптация которых, зачастую, связана с отсутствием навыков в сфере общения, прежде всего, с неумением «опознавать» невербальную информацию, идущую от партнера по общению. Опыт показывает, что таким детям нужен особый педагогический подход. Сделать воспитание коррекционно-направленным - значит дополнить, обогатить его специальным содержанием, применяя психологически более адекватные методические приемы. В связи с этим занятия логоритмикой приобретают в современной дошкольной педагогике наиболее актуальное значение.
Цели и задачи
Цель программы: формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством занятий логоритмикой, профилактика отклонений в речевом развитии ребёнка с незначительными нарушениями речи, которую можно осуществить в условиях обычного детского сада путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его индивидуальных способностей.
2. Проведение активной работы по организации детского коллектива.
3. Создание у детей мотивации к общению с окружающими.
4. Развитие коммуникативных умений и навыков средствами синтеза слова, музыки и движения.
5. Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
6. Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
7. Развитие чувства ритма.
8. Развитие общей и мелкой моторики.
9. Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
10. Общее музыкальное и творческое развитие посредством использования различных видов музыкальной деятельности.
Содержание программы
Программа рассчитана на два года обучения - средний и старший дошкольный возраст.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЗАДАЧИ

1. Формирование умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве, правильно выполнять оздоровительные упражнения и самомассаж.
2. Развитие музыкальных и творческих способностей детей.
3. Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи.

5. Формирование умения передавать ритм на музыкальных инструментах.
Структура занятий для детей среднего дошкольного возраста
Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
1. Подготовительная часть длится 3-5 минут и включает:
Приветствие.
Цель - настроить детей на положительное эмоциональное состояние, установить контакт.


2. Основная часть занимает 10-12 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:






Репертуар для средней группы
«Марш». Музыка Е. Тиличеевой Упражнение «Качание рук с лентами». Музыка А. Жилина
«Мы - птички» М. Картушиной
Упражнение «Пружинка». Русская народная мелодия
Упражнение «Прыжки». Музыка Д. Кабалевского
Упражнение «Хлопки в ладоши». Английская народная мелодия
Упражнение «Ходьба и бег». Латвийская народная мелодия
Упражнение «Шагаем, как медведи». Музыка Е. Каменоградского
Упражнение «Выставление ноги на носочек». Русская народная мелодия
Упражнение «Выставление ноги на пятку». Белорусская народная мелодия Упражнение «Выставление ноги на носок и пятку». Русская народная мелодия Упражнение «Хлоп-хлоп». Музыка И. Штрауса
«Зайчики». М. Картушиной
Упражнение «Подскоки». Французская народная мелодия
Упражнение «Птички летают». Музыка А. Жилина
«Полька». Музыка И. Штрауса

Речевые ритмические игры:
«Стало птичка веселей» Л. Зайцевой «Буратино» Л. Зайцевой «Тесто» Л. Зайцевой «В лесочке мы гуляли» Л. Зайцевой «Медведь в лесу» Л. Зайцевой
«У ёжика иголки» Л. Зайцевой «Паровозик» Л. Зайцевой «Пугало» Л. Зайцевой «Мыльные пузыри» Л. Зайцевой Пальчиковые игры: «Ладушки-ладошки» И. Бодраченко «Листопад» М. Картушиной
«Варим суп» М. Картушиной
«Мизинчик» И. Бодраченко «Два мышонка» И. Бодраченко
«Вышли пальцы танцевать» И. Бодраченко
«Цветки» И. Бодраченко, сл. народные «Жучок» И. Бодраченко, сл. В. Фишкина
«Сказка про зайку» И. Бодраченко, сл. Н. Громовой и Т. Прокопенко
«Зарядка для пальчиков» И. Бодраченко
«Озорные пальчики» И. Бодраченко
«Взяли в руки пластилин» И. Бодраченко
Считалки-повторялки: «На базаре» Л. Зайцевой «Музыкальные инструменты» Л. Зайцевой
«Дятел» Л. Зайцевой

(по М. Картушиной)
Распевание, пение


«Это я». Музыка и слова М. Картушиной
«Это осень к нам идёт». Музыка и слова Е. Гомоновой
«Осень». Музыка А. Филиппенко, слова А. Шибицкой
«Первый снег». Музыка А. Филиппенко, слова А. Горина
«Ёлка-ёлочка». Музыка Т. Попатенко, слова И. Черницкой
«Весёлый Новый год». Музыка Е. Жарковского, слова Н. Лаписовой
«Дед Мороз». Музыка В. Герчик, слова Е. Немировского
«Мы запели песенку». Музыка Р. Рустамова, слова Л. Мироновой
«Два кота». Польская народная песня «Песенка про хомячка». Музыка и слова Л. Абелян
«Весёлый жук». Музыка и слова Р. Котляревского

«Андрей-воробей». Русская народная попевка
Упражнение «Капли» «Петушок». Русская народная мелодия «Ритмические цепочки» «Барашеньки». Русская народная попевка «Дождик». Русская народная попевка Игра «Узнай инструмент» «Спой и сыграй своё имя» Игра «Весёлый оркестр» «Камаринская». Музыка П.И.Чайковского
«Вальс-шутка». Музыка Д. Шостаковича «Два кота». Русская народная песня
Игры, пляски, хороводы
«Нам весело». Украинская народная мелодия
«Огородная-хороводная». Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой
Игра «Гриб волнушка». Музыка и слова М. Картушиной
«Танец осенних листочков». Муз. А. Филиппенко, сл. А. Макшанцевой
«Осень к нам пришла» (автор движений - Ку-Ко-Ша)
Игра «Ищи игрушку». Русская народная мелодия
«Зарядка» (автор движений - Ку-Ко-Ша)
Игра «Колпачок». Русская народная мелодия
«Полька». Музыка И. Штрауса
«Игра с платочком». Русская народная мелодия
«Игра с ёжиком». Музыка и слова М. Сидоровой
«Жмурки». Музыка Ф. Флотова «Лётчики, на аэродром!». Музыка М. Раухвергера
«Весёлая девочка Таня». Музыка А. Филиппенко
«Белые гуси». Русская народная мелодия
«Мы на луг ходили». Музыка А. Филиппенко
Релаксационные игры

Тематический план занятий в средней группе
Сентябрь
1. Вводное занятие
2. «Осень золотая»
3. «Лесные звёзды» (по мотивам В. Степанова)
4. «Дары осени»
5. «Зайка-огородник»
6. «Фрукты»
7. «Лесные дары: ягоды и грибы»
8. «Птицы улетают в тёплые края»
Октябрь
1. «Осень, осень, лес наряд свой сбросил»
2. «Листик-листик, листопад»
3. «Что у осени в корзинке?»
4. «Кто как к зиме готовиться?»
5. «Осень в лесу»
6. «Дождик, дождик, перестань»
7. «Нет, не будем мы скучать, станем с дождиком играть»

Ноябрь
1. «Верные друзья»
2. «Сказка про зайцев»
3. «Игрушки»
4. «Мы не любим скучать»
5. «Это мы!»
6. «Времена года»
7. «Первый снег»
8. «До свидания, осень!»
Декабрь
1. «В гости к нам пришла зима»
2. «Круглый год»
3. «Что нам нравится зимой?»
4. «Вот настали холода»
5. «Как Мурочка Деда Мороза будила»
6. «Дед Мороз»
7. «Скоро Новый год»
8. «Новогодние подарки»
Январь
1. «Снегурочка на новогодней ёлке»
2. «Игры со Снеговиком»
3. «Морозята»
4. «Мы мороза не боимся»
5. «Путешествие снежинки»
6. «Мы в снежки играем»
7. «Зимняя прогулка»
8. «Теремок-холодок»
Февраль
1. «Снежная книга»
2. «Мороз, солнце и ветер»
3. «Снег-снежок»
4. «Зимняя прогулка»
5. «Кем быть?»
6. «Будем в армии служить»
7. «23 февраля»
8. «Весну в гости просим»
Март
1. «Очень мамочку люблю»
2. «Как стать большим»
3. «Даша и Маша»
4. «Мамины помощники»
5. «Горшочек каши»
6. «В окно повеяло весной»
7. «Весна в лесу»
8. «Весенняя капель»
Апрель
1. «Как звери медведя будили»
2. «Как муравьишка дом Солнца искал»
3. «Космическое путешествие»
4. «Пасха»
5. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
6. «Здравствуй, Солнышко весеннее!»
7. «Птички с юга прилетели»
8. «Цветики весенние»
Май

2. «Прогулка по зоопарку»
3. «Домашние животные»
4. «Детский сад»
5. «Мебель»
6. «Транспорт»
7. «Лето, лето, ждём тебя!»
8. «Ах, как хорошо летом нам живётся!»
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЗАДАЧИ

1. Развитие умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироватьс и в пространстве, правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж.
2. Продолжение развития музыкальных и творческих способностей детей.
3. Совершенствование речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи.
4. Развитие общей и мелкой моторики, умения напрягать и расслаблять мышцы.
5. Закрепление умения передавать ритм на музыкальных инструментах.
Структура занятий для детей старшего возраста
Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. 1. Подготовительная часть длится 3-5 минут и включает:
Приветствие.
Цель - настроить детей на положительное эмоциональное состояние, установить с детьми контакт.
Музыкально-ритмическая разминка.
Цель - тренировка внимания, координации движений, регулировка мышечного тонуса.
2. Основная часть занимает 15-17 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения.
3. Заключительная часть занимает 3-5 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Репертуар для старшей группы Музыкально-ритмическая разминка
«Марш». Музыка Ф. Надененко Упражнение «Поезд». Музыка Н. Метлова Упражнение для рук. Польская народная мелодия Упражнение «Попрыгунчики». Музыка Ф. Шуберта
«Прыжки». Английская народная мелодия
Упражнение «Поскоки». Музыка Т. Ломовой
Упражнение «Гусеница». Музыка В. Агафонникова
Упражнение «Ковырялочка». Русская народная мелодия
«Марш». Музыка В. Золотарёва Упражнение «Топотушки». Русская народная мелодия
Упражнение «Приставной шаг». Немецкая народная мелодия
«Полька». Музыка И. Штрауса
«Шаг и поскок». Музыка Т. Ломовой
«Кто лучше скачет?». Музыка Т. Ломовой
Упражнение «Полуприседание с выставлением ноги на пятку». Русская народная мелодия «Озорная полька». Музыка Н. Вересокиной «Пружинящий шаг и бег». Музыка Е. Тиличеевой
Упражнение для рук. Шведская народная мелодия
Упражнение с обручем. Латышская народная мелодия
Упражнение «Ходьба и поскоки». Английская народная мелодия
«Детская полька». Музыка А. Жилинского
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чистоговорки
Речевые ритмические игры: «Игрушечный зайчик в лесу» И. Бодраченко
«Прогулка в лес» М. Картушиной
«Дождик» И. Бодраченко «Посмотри, как плачет дождь» И. Бодраченко
«Сидит белка на тележке» И. Бодраченко, слова народные
«Заходите в гости» И. Бодраченко «Овечки» И. Бодраченко «Маланья» И. Бодраченко, слова народные
«Доброе утро» И. Бодраченко
Пальчиковые игры: «Здравствуй» М. Картушиной «Поросята» И. Бодраченко «Дружат в нашей группе» «Зайка» «Мы делили апельсин» «Коза и козлёнок» «Кулачки» «Птички прилетели» «Вышла кошечка» «Цветок» «Крючочки» Считалки-повторялки : «На базаре» Л. Зайцевой «Музыкальные инструменты» Л. Зайцевой
«Имена» Л. Зайцевой «В цирке» Л. Зайцевой «В зоопарке» Л. Зайцевой «В синем море» Л. Зайцевой
«Дятел» Л. Зайцевой
Вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения
(по М. Картушиной)
«Воздушный шар» «Собачки» «Две собаки» «Паровоз» «Ветер» «Чайник» «Колокол» «Ворон» «На болоте» «Пой со мной» «Листики» «Шипящие звуки»
Распевание, пение
«Колыбельная». Музыка и слова М. Картушиной
«Плач». Музыка и слова М. Картушиной
«Волк». Музыка и слова М. Картушиной
«Осенние распевки». Музыка и слова М. Сидоровой
«Это я». Музыка и слова М. Картушиной «Подружки». Музыка и слова М. Картушиной
«Заболели зубы». Музыка и слова М. Картушиной
«Юла». Музыка и слова М. Картушиной
«Листопад». Музыка и слова М. Картушиной
«Урожай собирай». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной
«Падают листья». Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен
«Осень долгожданная». Музыка и слова Я. Жабко
«Песенка друзей». Музыка В. Герчик, слова Я. Акима
«Снежная песенка». Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова
Наша ёлка». Музыка А. Островского, слова З. Петровой
«Дед Мороз». Музыка В. Витлина, слова С. Погореловского
«Наша армия сильна». Музыка А. Филиппенко
«Мамин праздник». Музыка Ю. Гурьева
«Весёлые путешественники». Музыка М. Старокадомского
«Песенка-чудесенка». Музыка А. Берлина
Развитие чувства ритма. Музицирование на инструментах
«Лиса по лесу ходила». Русская народная попевка
Попевка «Кап-кап-кап» «Петушок». Русская народная мелодия «Ритмические цепочки» «Скок-поскок». Русская народная попевка «Дождик». Русская народная попевка Ритмические карточки («Гусеница», «Кружочки», «Солнышки») «Спой и сыграй своё имя» Игра «Весёлый оркестр» «Ритмический паровоз» «Два кота». Польская народная песня «Грацкий галоп». Музыка И. Штрауса
Игры, пляски, хороводы
«Полька». Музыка И. Штрауса «Воротики». Русская народная мелодия
«Гриб волнушка» М. Картушиной
«Чей кружок соберётся быстрее?». Русская народная мелодия
«Шёл козёл по лесу». Русская народная мелодия «Приглашение». Украинская народная мелодия
«Ворон». Русская народная песня «Листик-листик» (автор движений - Ку-Ко-Ша)
«Займи место». Русская народная мелодия
«Отвернись-повернись». Карельская народная мелодия
«Озорная полька». Музыка Н. Вересокиной
«Найди себе пару». Латвийская народная мелодия
«Сапожник». Польская народная песня
«Светит месяц». Русская народная мелодия
Релаксационные игры
«Мишка» Л. Зайцевой «Бегемотик» Л. Зайцевой «Солнечный зайчик» Л. Зайцевой «Бабочка» Л. Зайцевой «На солнышке лежу» Л. Зайцевой «Ручеёк» Л. Зайцевой «К маме» Л. Зайцевой «Божья коровка» Л. Зайцевой
«Спит мишка» Л. Зайцевой «Все умеют отдыхать» Л. Зайцевой
Тематический план занятий в старшей группе
Сентябрь
1. Вводное занятие
2. «Путешествие язычка»
3. «Осень золотая»
4. «Спор грибов и ягод»
5. «В гостях у лесного гнома»
6. «Яблоко»
7. «Пых»
8. «Что у осени в корзинке?»
Октябрь
1. «Краски осени»
2. «Спор овощей»
3. «Колосок»
4. «Кто как к зиме готовится?»
5. «Как коза избушку построила»
6. «Листик, листик, листопад»
7. «Птицы улетают в тёплые края»
8. «Осень, непогода - хмурая природа»
Ноябрь
1. «Приключения дождика»
2. «Нет, не будем мы скучать, станем с дождиком играть»
3. «Мы не любим скучать»
4. «Любимые игры и игрушки»
5. «Времена года»
6. «Круглый год»
7. «Вот настали холода»
8. «Четыре желания»
Декабрь
1. «Проказы зимы»
2. «Теремок-холодок»
3. «Дед Мороз построил дом»
4. «Что нам нравится зимой?»
5. «Зима в лесу»
6. «Скоро, скоро Новый год»
7. «Новогодние подарки»
8. «Ёлка»
Январь
1. «Снеговик на ёлке»
2. «Игры со Снегурочкой»
3. «Зимы мы вовсе не боимся»
4. «Мороз Иванович»
5. «Путешествие снежинки»
6. «Любим зимние забавы»
7. «Одежда и обувь»
8. «Снежная книга»
Февраль
1. «Мороз, солнце и ветер»
2. «Поиграем мы в снежки»
3. «Каша из топора»
4. «Стойкий оловянный солдатик»
5. «Кем быть?»
6. «Будем в армии служить»
7. «23 февраля»
8. «Весну в гости просим»
Март
1. «Я маму мою обидел»
2. «Будем маме помогать»
3. «Посуда»
4. «Весенняя капель»
5. «Два клёна»
6. «Солнышко-солнышко, выгляни в оконце»
7. «Как звери медведя будили»
8. «Снегурочка»
Апрель
1. «Очень рады мы весне!»
2. «Весна в лесу»
3. «Космическое путешествие»
4. «Птицы с юга прилетели»
5. «Пасха»
6. «Любим мы весной гулять!»
7. «Цветики-цветочки»
8. «Лес проснулся ото сна»
Май
1. «Парад на Красной площади»
2. «Баллада о юном барабанщике»
3. «Путешествие по зоопарку»
4. «Путешествие в деревню»
5. «Насекомые»
6. «Весенний сад»
7. «Скоро лето красное в гости к нам примчится»
8. «Мы любим летние деньки»
Чтобы правильно организовать процесс занятий, нужно знать исходный уровень способностей детей. Для этого проводится диагностика. Она осуществляется в процессе занятий, когда дети находятся в непринуждённой естественной обстановке. Диагностика выполняется по следующим параметрам: движение, чувство ритма, пение, координация слуха и движения. Диагностика не должна носить формальный характер. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы выявить уровень музыкальных способностей каждого ребёнка и, по возможности, развить их. Данная программа даёт возможность сделать процесс занятий с детьми максимально разнообразным, ярким, интересным и, в то же время, эффективным.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии.

Европа, начало 20 века – появление системы “ритмического воспитания”, основоположник Эмиль Жак Далькроз – швейцарский педагог и музыкант.

Россия, 30-е годы 20 века – В.А. Гиляровский, Н.А. Власова предложили использовать логопедическую ритмику для коррекции речевых нарушений.

Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми в логопедической группе.

Этому вопросу посвещены работы Волковой Г.А., Картушиной М.Ю, Анищенковой А.С. и других.

“Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними”. (Г.А.Волкова)

Актуальность

С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Инновационная направленность.

Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика)

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

Литература

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–6 лет. - М.: Педагогика, 2008.

2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Детство-пресс Санкт-петербург; 1999.

3. “Логопедическая ритмика” ГА. Волковой, 2002.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.

5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С.-Петербург, 2000.

6. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М.:Академия, 2000.