Тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе детского сада. Методическая разработка (средняя группа) на тему: Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе с учетом ФГОС ДО
СЕНТЯБРЬ
«Мой любимый детский сад»
1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.
2. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.
3. Пение песен и чтение стихов о детском саде.
Цель: развивать речь детей, творческую активность, желание радовать других людей.
4. ООД «Наш детский сад»
Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.
5. Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»
Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.
Поможем бабушке Федоре
воспитывать аккуратность в выполнении дел.
6. ООД «Будем дружно мы играть»
Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.
7. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад» .
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.
ОКТЯБРЬ
«Наша Родина-Россия» .
1. Беседа «Наша Родина-Россия» .
Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык) .
2. Развлечение «Ты Селиярово, ты край любимый мой…»
Цель: расширять знания детей о родном крае, прививать любовь к нашей малой Родине, гордость за неѐ.
3. Экскурсия по Селиярово "Наши достопримечательности"
Цель: знакомить детей с достопримечательностями поселка, воспитывать любовь к родному краю.
3. Беседа символы России:
«Государственный флаг РФ» .
Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.
«Государственный герб России» .
Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.
«Государственный гимн России»
Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.
4. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.
5. Конкурс чтецов «Стихи о Родине» .
Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы к Родине.
6. Беседа «Дом, улица, адрес» .
Цель: продолжать знакомить детей с родным поселком, развивать коммуникативные умения.
7. Изготовление альбома «Природа родного края» .
Цель: формировать представление детей о красоте природы земли югорской, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.
8. Рисование на тему «Моя Родина» .
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к Родине.
НОЯБРЬ
«Моя семья»
1.Оформление и рассматривание альбомов «Моя семья» .
Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.
2. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.
3. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» .
Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.
4. Фотоколлаж "Мой дом"
Цель: изучить и рассказать об истории происхождения своего дома.
5. Рисование на тему «Моя семья»
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
6. Развлечение посвященное дню матери "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны".
Цель: воспитывать у детей уважение к матери, желание ей помогать, радовать, заботиться. Дать детям понять, что мама самый близкий человек для ребенка.
7. Сюжетно - ролевая игра «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель: закрепить знания о труде родителей дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы; расширять представления о профессиях
ДЕКАБРЬ
«Новый год у ворот»
1. Беседа «Что за праздник Новый год?»
Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.
2. Чтение художественной литературы «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя» , «можно» , «надо» ; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.
3. Игра - беседа «Я и мои права» .
Цель: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
4. Беседа «Животный мир нашего края» .
Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.
7. Праздник «Новогодний карнавал» .
Цель: создать у детей радостное настроение.
8. Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями) .
Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.
ЯНВАРЬ
«Народные праздники»
1. Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество»
Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
2. Развлечение «В гости коляда пришла» .
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.
3. НОД «Доведи дело до конца» .
Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.
4. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество» .
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления.
5. Знакомство с русскими народными играми .
Цель: прививать любовь к родной культуре.
ФЕВРАЛЬ
«Сильны и могучи богатыри славной Руси»
(ко Дню защитника Отечества) .
1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» . Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.
Цель: познакомить с подвигами богатырей. Расширение кругозора.
2. "Гордость моей семьи ". Рассказ о родственниках служивших в армии или побывавших на войне.
Цель: воспитывать у детей желание рассказывать о родственниках - воинах, воспитывать гордость за них.
3. Экскурсия в зимний парк.
Цель: развивать чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе, к символу России – березке.
4. Беседа «Мои друзья» .
Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.
5. Праздник «Масленица» .
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.
6. Изготовление подарков для пап и дедушек.
Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.
7. Просмотр презентации «Кто сторожит тишину?» .
Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.
8. Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить» .
Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.
МАРТ
«Моя мама»
1. Круглый стол «О мамах родных и очень важных» .
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.
Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.
3. Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта» .
Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.
4. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери» .
Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
5. Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» .
Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
АПРЕЛЬ
«Наши космонавты»
1. ООД «Покорение космоса» .
Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать
2. Спортивное развлечение "Мы - космонавты".
Цель. Развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость.
3. Праздник «Славится Россия чудо – мастерами» .
Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
4. Круглый стол «Я и моѐ имя» .
Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
5. Презентация «Праздник Пасхи» .
Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.
МАЙ
«Праздник Весны»
1. Развлечение «Веснянка» .
Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.
2. Беседа «Знамя Победы» .
Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.
3. ООД «Этот день Победы» .
Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.
4. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.
Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.
5. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества» .
Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.
6. Акция «Гирлянда Дружбы» .
Цель: расширять представление о дружбе, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение друг другу, стремление помогать, участвовать в коллективных делах.
ИЮНЬ
«Летние каникулы»
1. Развлечение «День защиты детей»
Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
2. Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка» . (Совместно с родителями) .
3. Беседа «Долгожданное лето»
Цель: познакомить детей с летними играми, способствовать речевому развитию.
4. Ситуация общения «У бабушки в деревне»
Цель: обмен впечатлениями о жизни в сельской местности.
5 .Выставка семейных фотографий «Отдых»
Гисвайн В.Д., воспитатель д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны РТ
Сентябрь
Мой город
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Рассматривание почтовых открыток, конвертов. Составление письма заболевшему товарищу. Целевая прогулка к почтовому ящику. Просмотр видеофильма «Наш город любимый». Рассматривание картин «Почтальон» из серии «Кем быть?». Занятия «Путешествие по улице города», «Знакомство с городом». |
Сюжетно-ролевая игра «Почта». Словесная дидактическая игра «Вам пришло письмо, открытка». Дидактическая игра «Что нужно для работы почтальона». |
Наблюдение за трудом почтальона во время разноски корреспонденции и беседа с ним. Экскурсия на почту за посылкой. Просмотр диафильма «Как мы на почте побывали». |
Изготовление атрибутов к игре «Почта». Рисование почтовых открыток, среди них - заболевшему товарищу. Аппликация «Почтовый ящик». |
Песни: «Приглашаем в детский сад» (сл. и муз. И. Якушининой) , «Дружба настоящая». Развлечения: «Кукла Катя, Зина и почтальон». |
Художественная литература |
«Почта» (С. Маршак) , «По городу» (В. Берестов) , «Письмо» (Э. Мошковская) |
Октябрь
Природные и культурные объекты города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятие «Река Кама». Слушание рассказа «Наши реки». Экскурсия на набережную Кама. Рассматривание альбома и открыток с видом на Набережные Челны. Целевые прогулки по близлежащим улицам. |
Волшебные картинки «Улица города». Дидактические и настольные игры «Поможем художнику», «Найди такую же», «Парные картинки». Лото «Город», домино «Мой город». |
Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города. Наблюдение за работой дворника. Уборка листьев. Совместный с воспитателем труд по уборке участка: (сбор ярких шуршащих листьев в корзины) . Помощь дворнику в уборке территории детского сада. |
Рисование картин «Плывет, плывет кораблик по «Каме», «Речной порт», «Лодки плывут по реке», «Парусные лодочки». Конструирование моста из строительного материала. |
Песня «Мы по городу идем» (муз. А. Островского) , стихи о городе Набережные Челны. |
Художественная литература |
«Моя улица» (С. Михалков), «Осенняя вода» (Э. Мошковская), «Разговор озера и речки» (карельская сказка), «Родной ручей» (Ш. Галлиев) , «Кама-кормилица» (С. Баруздин) |
Ноябрь
Город и село
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом». Беседа о труде хлеборобов. |
Дидактические игры «Город - село», «От зернышка до булочки», «Так бывает или нет?», «Где ты живешь?», «Посылка из деревни». |
Наблюдение за трудом повара, выпекающего хлебобулочные изделия. Наблюдение за трудом мамы и бабушки, пекущих пироги, блинчики дома. Наблюдение за работой продавца в хлебном магазине. Наблюдение за разгрузкой хлеба в магазине. |
Рисование картин «Наша улица вечером», «Снег, снег кружится, белая вся улица», «Сельская улица». «Наш микрорайон», «Городок для любимых игрушек». Лепка «Щенок», «Козленок», «Цыпленок и утенок гуляют на поляне», «Кошка с котятами», «Утята на птичьем дворе». |
Песня «Строим дом». Прослушивание записей народных мелодий. Театрализованные игры «Гости из колхоза», «Встреча с милиционером». Приключения «Москвичка». |
Художественная литература |
«Моя улица» (С. Михалков) , «Что я видел» (Б. Житков) , «Все здесь» (Я. Тайц) , «Хлебушко» (С. Погореловский) , «Отличные, пшеничные» (Я. Аким) , «Хлеб» (П. Качанов) , «Пекарь» (Г. Люшнин) . |
Декабрь
Транспорт нашего города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия: «Общественный транспорт», «путешествие к близлежащим достопримечательностям». Сравнение автобуса и трамвая. Наблюдение за светофором. Слушание рассказов о транспорте. Целевая прогулка по улице. Рассматривание грузового автомобиля, игрушечного транспорта, картины «Улицы города». Наблюдение за работой транспорта. Рассматривание картины «Шофер» из серии «Кем быть?». Просмотр диафильма «Мы едем, едем, едем…». |
Подвижные игры «Поезд», «Трамвай», «Такси», «Автомобили». Дидактические игры «Вагончики и пассажиры», «Что нужно для поездки?», «На воде, в воздухе, на земле», «Подбери груз к машине», «На чем я путешествую?», «Светофор», «Трудные виражи». |
Наблюдение за трудом шофера. Беседа с шофером детского сада. |
Рисование «Автобус», «Машина едет по дороге», «Самолеты летят сквозь облака», «Паровозик». Аппликации «Веселый автобус», «Морское путешествие», «Теплоход», «Автобусы», «Лодочка», «Паровоз с вагончиками». Конструирование (из бумаги) разных видов транспорта. Конструирование транспорта из строительного материала. |
Песни «Наш автобус голубой», «На автобусе по городу» (муз. В. Агафоникова, сл. В. Викторова) , «Песня дорожных знаков», «Наш город» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Кравчука) . Инсценировка с правилами дорожного движения. Досуг «Знай правила дорожного движения». |
Художественная литература |
«Шагая осторожно» (С. Михалков) , «Светофор», «Песенка о светофоре», «Кто храбрей» (М. Пляцковский) , Загадки о транспорте, сказака «Почему автомобиль урчит», «Велосипедист» (С. Михалков) , «Скверная история» (В. Головков) , «мяч» (А. Северный) , «Самокат», «Светофор» (И. Лешкевич) , «Я тоже буду шофером» (Э. Мошковская) . |
Январь
Архитектура нашего города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Здания родного города», «Где мой дом?». Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений. Оформление альбома «Архитектура нашего города». Экскурсия к строящемуся дому. |
Дидактические игры «Построим дом», «Три медведя», «Дом, в котором я живу», «Кто в домике живет?». |
Наблюдение за трудом маляра, строителя. Беседа по картине «Маляр». |
Аппликация «Строим дом». Лепка «Проложим дорожку из камешков к домику». Конструирование «Домик из бревнышек». Рисование «Домик для куклы». Конструирование из строительного материала «Домики». |
Песня «Детский сад» (сл. и муз. И. Якушиной) . Развлечение «Кто в домике живет?». |
Художественная литература |
«Кто построил этот дом» (С. Баруздин) , «Мой брат» (А. Бродский) , «Мамина работа», «Маляры», «Плотник», «Дом», «В нашей квартире». |
Февраль
Воинская слава россии
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Слушание рассказа «Вечный огонь в Набережных Челнах». Занятия «Защитники Отечества», «Наша армия». Слушание рассказа о российском флаге. Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков. Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества». Экскурсия к Вечному огню и другим памятникам. Посещение музея боевой техники. |
Упражнения «Готовлюсь быть солдатом». Дидактическая игра «Что в военном пакете?». «Подвижные игры «Стенка - мишень», «снайперы», «Кто дальше?». |
Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких. Помощь папе в трудовых действиях. |
Рисование «Портрет папы». Лепка «Значок в подарок». Конструирование из бумаги «Записная книжка в подарок папе», «Самолет». Конструирование из строительных модулей (взлетная полоса, ангар, самолеты) . |
Песня «Ты не бойся мама!» (муз. М. Протасова) . Слушание «Военного марша» (Ф. Шуберт) , «Прощание славянки» (В. Агапкин) , «Марша» (муз. Д. Кабалевского) . Слушание песни «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко) . Песня «Алешкин флот» (муз. Т. Попатенко) . |
Художественная литература |
«Февраль (С. Маршак) , «Армия мира» (В. Давыдов) ,«Звездочка (А. Жаров) , «О брате» (И. Кульская) , «Дозор» (В. Давыдов) , «Мой брат уехал на границу» (О. Высотская) , «День Победы» (Т. Белдеров) , «Навек запомни» (М. Исаковский) , «Аэропорт» (Б. Житков) |
Март
Русская матрешка
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятие «Такие разные матрешки». Рассматривание матрешек. Сравнение матрешек и определение их настроения. Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская) . |
Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?». |
Выполнение трудовых поручений: навести порядок на полочке с матрешками (протереть пыль т полочку, расставить игрушки аккуратно) . |
Лепка «Матрешка танцует», «Веселые матрешки». Рисование «Танцующая матрешка», «Почему матрешка грустная?», «Украсим сарафаны матрешкам». Аппликация «Разноцветные матрешки». Конструирование из строительного материала «Мост» и «К нам в гости идет матрешка». |
Частушки о матрешке. Песни «Шесть матрешек» (муз. Т. Попатенко, сл. В. Викторова) , «Матрешки» (муз. И. Арсеева, сл. И. Черничкой) . Развлечение «Матрешка ждет гостей». |
Художественная литература |
«У меня матрешка есть» (З. Медведева) , «Матрешечка» (В. Берестов) , «Матрешкины потешки» (В. Берестов) |
Апрель
Городская и сельская природа
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Весна в городе и на селе», «Природа ближайшего окружения». Экскурсия на озеро (внутри микрорайона) . Наблюдения за катерами, лодками. Просмотр видеофильма о природе города, села. Рассматривание открыток, фотографий с видами природы весной в городе и на селе. Экскурсия на участок при детском саде, в ближайший сквер, парк. Сравнение природы в разные времена года и уточнение правил поведения на природе. |
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на катере», «рыболовы». Дидактические игры «Солнечные зайчики», «Птички». Подвижные игры «Через ручеек», «Перебежки», «Пробеги с вертушкой», «Солнышко и дождик», «Поймай бабочку». |
Уборка мусора на участке. Посев семян овощей на участке и высадка цветочной рассады в клумбу. |
Рисование «Пришла весна», «Весна в городе и на селе». Лепка «Мы гуляем», «На лугу». Конструирование из природного материала. |
Песня «Ах, березка зелена, кудрява» (муз. А. Ануфриева) . Рус. нар. мелодия «До чего ж у нас красиво!». Песни «Бабочки» (муз. Е. Тиличеевой) , «Жук» (муз. В. Карасевой) . Развлечение «Солнышко - ведрышко». |
Художественная литература |
Возвращаются певцы (Г. Ладонщиков) , «Весна» (А. Плещеев) , «Весна» (Ф. Тютчев) , «Деревья весной» (Г. Скребицкий) . |
Достопримечательности нашего города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Наш город большой и красивый», «Герб Набережных Челнов». Экскурсия по городу. Оформление альбома «Достопримечательности Набережных Челнов». Просмотр видеофильма о городе. |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Итоговая игра-викторина «Знатоки набережных Челнов». |
Наблюдение за трудом взрослых по озеленению города (посадка деревьев, цветов в клумбы, на газоны, уход за цветами) . |
Рисование «Дома на улице города», «Цветочные клумбы», «Транспорт на улице города». Аппликация «Флажки для украшения летнего участка». Конструирование из строительного материала «Улица города» (дома, транспорт) . |
Слушание музыкальных произведений о родном городе. |
Художественная литература |
«По городу» (В. Берестов) , «Мой дом, мои Челны» (Н. Чудакова) |
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.
В период младшего и среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста – это формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям) .
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм через разучивание народных подвижных игр, инсценированние и рассказывание детьми потешек и прибауток.
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, гербом, достопримечательностями. Очень активно проходит через Организацию различных фотовыставок по темам: «Я и моя мама» , «Лучшие воспоминания о летнем отдыхе» , оформление предметно-развивающей среды –патриотического уголка, семейных альбомов, альбомов достопримечательностей села и особенностями нашего детского сада)
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года. Участие детей в краткосрочных проектах «Накорми птиц зимой» , «Как порадовать друга» , «Юные помощники природы» и др.
Одно из слагаемых патриотизма – это воспитание любви к родной природе. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, родном крае. Природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. И именно эти качества проявляются у детей при участие в долгосрочном проекте «Моя Родина-Самарский край» , начатой еще во 2 младшей группе- проектом «Животные нашего края» и продолжавшийся в средняя группе проектом- «Птицы самарского края»
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их помощью проходят выставки рисунков и поделок. С большим удовольствием они принимают участие в творческих конкурсах по патриотическому воспитанию. В таких как «Герб села» , «Народная кукла» . Помогают в проектной деятельности.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях нашей работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Мячина Любовь Васильевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №394"
Населённый пункт:
город Самара, Самарская область
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
"Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС в средней группе"
Дата публикации:
09.02.2016
Раздел:
дошкольное образование
Перспективное планирование по патриотическому
воспитанию в соответствии с ФГОС в средней
группе.
Сентябрь: Тема «Моя семья»
1. Рассказы детей о членах семьи. Рассмотрение альбома «Моя семья»
Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных
отношениях родных людей.
2. Чтение стихов и рассказов о семье.
Цель: Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях,
об обязанностях членов семьи.
3.Рисование на тему «Моя семья»
Цель: Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их
портреты. Развивать мелкие мышцы рук. Закрепить приемы рисования
фломастерами и гуашевыми красками.
4. Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»
Цель: Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов
семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь
к родным людям.
Октябрь: Тема «Мой любимый детский сад»
1. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Цель: Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять
кругозор детей.
2. Чтение стихов о детском саде.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его
предназначении, людях работающих в детском саду.
3. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Цель: Формировать
знание
детей
с
профессиями
и
их
обязанностями
работников детского сада; создать условия для доброжелательного отношения
к
работникам
нашего
сада
и
стремиться
к
общению
и
взаимодействию;
воспитывать уважение к труду взрослых.
4. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
Цель: Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду,
друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников
детского сада.
Ноябрь: Тема «Наша Родина – Россия»
1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? »
Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем.
Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать
представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине,
чувство гордости за свою страну.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков
нашей Родины.
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного
края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного
края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного
края
3. «Флаг России»
Цель: Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность
расположения
цветных
полос
на
нём.
Воспитывать
уважение
к
государственным символам России.
4.Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры.
Цель: Воспитывать любовь к русскому фольклору; уточнить и расширить
знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки (, Гуси
– лебеди, У медведя во бору, и т.д.) ; расширить представление детей о
русских народных сказках, песнях, прибаутках.
Декабрь: Тема «Мой город, в котором я живу»
1. Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных
мест города Самара.
Цель:
Систематизировать
и
обобщать
знания
детей
о
городе:
названии,
достопримечательности.
Вызывать чувство восхищения красотой родного города.
2. История названия города Самара.
Цель: Расширять представления детей о родном городе; познакомить детей с
историей названия города Самара. Вызвать у детей чувство восхищения
красотой родного города;
3 Прослушивание песен и стихов о родном городе.
Цель: Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
4. Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского
сада)
Цель: уточнить и расширить знания детей о своей родной улице (переулке)
закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится.
Расширять кругозор, развивать речь.Воспитывать любовь и привязанность к
своему дому, детскому саду, родной улице.
Январь: «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
1. «Русский народный костюм»
Цель: знакомство с элементами русского национального костюма: женского и
мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты,
онучи, лапти, кокошник, передник;
2. Рисование «Укрась сарафан»
Ц е л ь: развитие
художественных
навыков,
творчества,
познавательной
активности.
3. «Русская изба»
Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с
предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло,
зыбка, ухват и т.д.) Обогатить словарь детей народными загадками, новыми
словами (ухват, чугун, прялка и т.д.)
Февраль: «Все профессии нужны, все профессии важны»
1. «Чудо мастера»
Цель:
Расширить представление детей о народных промыслах.
Воспитывать
интерес
к
народному
быту
и
изделиям
декоративно-
прикладного искусства. Развивать патриотические чувства.
2.«Наша матрешка»
Цель: Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из
которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные
ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Развивать интерес детей к
народному творчеству.
3. «Защитники Отечества».
Цель: Продолжать знакомить детей с праздником День защитника Отечества.
Воспитывать
патриотизм,
уважительное
отношение
к
армии
и
людям,
которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество.
4.Изготовление подарков для пап и дедушек.
Цель: Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям,
которые защищают нашу страну.
Март: Тема «Очень я люблю маму милую мою»
1. Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою
маму. Как я помогаю ей»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать маме,
заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к маме, послушание
ей.
2. Изготовление подарков маме.
Цель: Формировать умение детей создавать композицию, используя
природные компоненты; вызвать у детей радостное настроение, рассказывая
о предстоящем празднике; развивать мелкую моторику, совершенствовать
навыки работы с природным материалом; воспитывать у детей доброе,
внимательное, отношение к маме.
3. Пение песен о маме, чтение стихов.
Цель: Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т.
д).
Формировать
умение
детей
поддерживать
беседу,
выражать
положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о
маме.
4. Рисование портрета «моя мама»
Цель: формировать умение детей рисовать портрет мамы, передавая её
индивидуальные особенности: цвет глаз, волос; побуждать детей передавать
свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.
Апрель: Тема «Наши космонавты»
1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма)
Цель:
Познакомить
детей
с
историей
возникновения
праздника
День
космонавтики.
Словарь:
космос,
планеты,
космический
корабль,
Юрий
Гагарин.
2. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты».
Конструирование космического корабля.
Цель: Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.
Закрепить знания о геометрических фигурах.
Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
3.Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»
Цель: Развивать познавательную активность к познанию окружающего мира.
Развивать двигательно-игровую активность детей; побуждать к импровизации
игровых движений.
4.Рисование на тему «Планеты».
Цель: Уточнить представления детей о космосе и космических объектах;
познакомить с новой техникой «граттаж», ее применением при рисовании;
уточнить
пространственное
расположение
геометрических
фигур.
Совершенствовать
изобразительные
умения
и
навыки.Воспитывать
любознательность.
Май: Тема «Этот День Победы»
1. Беседа о 9мае.
Цель: Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям
Великой Отечественной войны.
Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне,
празднике Победы, используя ИКТ.
2. Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда.
Цель: Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.
3.Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов.
Цель:
Побуждать
уважительно,
относиться
к
подвигу
наших
соотечественников.
Воспитывать
уважение
к
памяти
воинов-победителей,
любовь
к
Родине;
традиции преемственности поколений.
4.Рассматривание иллюстраций с изображением природы родного края.
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного
края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного
края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного
края,
умение
делать
выводы.
Воспитывать
чувства
гордости,
любви,
ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Галина Капустина
Планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (средняя группа)
Планирование
по нравственно-патриотическому воспитанию
средняя группа
Сентябрь
I Образ Я 1 Беседа «Для чего человеку имя?» - разв-ть представление о своей индивидуальности.
2 «Назови ласково» - восп -ать добрые отношения между детьми
3 Разыгрывание ситуаций «Как помириться» -находить способы выхода из конфликтов.
II Семья 1 «Мой брат-первоклассник» -составление рассказов детей о подготовке своих родных к учебному году.
2 Беседа «Вспоминая лето» -беседа о летнем семейном отдыхе.
3 Ситуация общения «У бабушки в деревне» - обмен впечатлениями о жизни в сельской местности.
4 Выставка семейных фотографий «Отдых»
III Детский сад 1 Экскурсия по детскому саду- повторение правил поведения в разных помещениях сада.
2 Прослушивание песен о детском саде.
3 «Двор детского сада» -знакомить детей с участками детского сада; вос-ть желание поддерживать порядок на них
4 Беседа «Моя группа » -обмен впечатлениями о пребывании детей в д/с
IV Город, Страна 1 Беседа «Сторона родная» - восп -ть любовь к малой Родине.
2 «Осень в России» - рассматривание иллюстраций природы
3 Целевая прогулка по улице «Улица города» -расширить представление о городе
4 Решение проблемной ситуации «Как появился мой дом» -расширить представления об истории возникновения домов
I 1 «Полное и неполное имя» -разв-ть представление о дружбе.
3 «Правила игры» -восп -ть культуру соблюдения правил в коллективных играх.
4 «На что я обиделся…» -разв-ть культуру общения между детьми.
II 1 Рассказы детей о членах своей семьи- понятия «члены семьи и её значением»
2 Изготовление поделок «Домашние питомцы» -прививать любовь к дом. животным.
3 Акция «Поможем птицам зимой» -восп -ть потребность участвовать в совместных делах.
4 Чтение стихов о членах семьи-прививать любовь к родным.
III 1 Цикл бесед «Кого мы называем добрым» -развивать представления о взаимоотношениях в группе .
2 Чтение «Правила поведения для детей. Детский сад» -разв-ть культуру поведения
3 «Моя любимая игрушка в д/с» -разв-ть умение выражать чувства через рисунок.
4 С/р игра «По дороге в детский сад» -вызвать желание посещать д/с, учить детей запоминать дорогу в д/сад, называть его адрес.
IV 1 Знакомство с русскими народными играми- прививать любовь к родной культуре.
2 «Мой родной город» -знакомство с достопримечательностями родного города.
3 Цикл бесед по иллюстрациям «Богатство родной страны» - Вос-ть бережное отношение к природе родного края.
4 «Моя улица» Экскурсия - закрепить знания детей об улице, познакомить с близлежащими улицами.
1 Игра «Кто Я?» -составление рассказов о себе
2 «Мой домашний адрес» -знакомиться с особенностями своей семьи.
3. Беседа «Если честный ты…» -воспитывать такие нравственно -этические чувства как честность, благородство.
4 «За этим языком не поспеешь босиком» -развивать культуру общения.
II 1 Разыгрывание ситуаций «Как поднять настроение маме (папе) »-воспитывать любовь к родителям .
2 Беседа «Что значит любить родителей?» -восп -ть любовь и отзывчивость к близким
3 Заучивание потешек о домашних питомцах-знакомить с народным творчеством.
III 1 «Заботливые люди» -воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
2. Изготовление игрушек из бросового материала для малышей-воспитывать привычку заботится о младших.
3. Беседа «Соблюдаем режим дня» -развивать представление о ЗОЖ.
4. С/р игра «Детский сад»
IV. 1 Чтение стихов о родной природе-воспитывать любовь к Родине .
2 Беседа «Кто делает город лучше» -познакомить с профессиями людей, участвующих в благоустройстве города.
3 Инсценировка русской народной сказки- прививать любовь к культуре.
4 Знакомство с русской избой-расширить представления о быте народа
I. 1. Составление рассказов «Я люблю, когда…» , «Я боюсь, когда…» - воспитывать доверительные отношения в группе .
2. Ситуативное общение «Хорошее настроение» -воспитывать позитивное отношение к окружающим.
3. Игра-беседа «Можно ли свою игрушку приносить
в детский сад?»-развивать у детей сочувствие, внимание к другому ребенку; предупреждать возникновение зависти, злости
4. Беседа «Мои таланты» -формировать позитивное отношение к себе и своему полу
II.1. «Каждый при деле» -знакомство с домашними обязанностями членов семьи.
2. Объяснение пословиц о семье-расширить представление о семье, её значении.
3. «Маша варежку надела…» -познакомить с увлечениями членов семьи
4. Беседа о новогодних традициях семьи.
III. 1 Экскурсия на кухню детского сада-познакомить с профессиями работников кухни.
2. Тренинг «Накрой на стол правильно» -воспитывать привычку выполнять свои обязанности.
3. Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад» -воспитывать чувство гордости за свой д/с.
4. «Как мы разговариваем» -развивать умение общаться со взрослыми в д/с.
IV.1. Слушание русских народных песен- прививать любовь к родной культуре.
2. Рассматривание иллюстраций кукол в национальных костюмах-расширять знания о национальных костюмах.
3. Беседа «Транспорт нашего города» -дать детям представление о транспорте, правилах поведения в транспорте.
4. Просмотр слайдов «Растения и животные нашего района»
I 1 Беседа «Друг в беде не бросит» -расширить представление о дружбе
2 С/р игра «Почта» -закреплять знание своих адресов, ФИО детей.
3.«Мальчики и девочки. Чем похожи мы, чем отличаемся?» -расширить знания об основных качествах мужской и женской личности.
4 «Поможем бабушке Федоре» -воспитывать аккуратность в выполнении дел.
II.1. Выставка семейных фотографий «Зимние каникулы» -способствовать развитию семейных традиций
2. Разыгрывание ситуаций «Вечер в семье» -воспитывать любовь к своей семье.
3.«Бабуля, дедуля» -рассказы о пожилых родственниках.
4. «Как появилась моя семья» -знакомство с родословной семьи.
III. 1. Экскурсия в прачечную-воспитывать уважение к труду взрослых; вызвать интерес к труду работников прачечной; продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.
2. Акция «Гирлянда Дружбы» - участие в коллективных делах.
3. Беседа «Все на праздник» -развивать культуру поведения.
4. С/р игра «Поварята»
IV.1. Рассматривание иллюстраций «Мой город зимой» -развивать умение любоваться красотой своего города
2. Просмотр мультфильмов о родной армии- воспитывать чувство гордости за российскую армию.
3. Игра «Где живет перо Жар – птицы?» -познакомить детей с народными приметами и с обычаями.
4. Фотогалерея «Такая разная Россия» -расширить и углубить знания о многонациональной Родине. Воспитывать чувства уважения к людям разных национальностей.
I. 1. Обсуждение иллюстраций «Что такое хорошо и что такое плохо» -формировать у детей опыт правильной оценки поступков.
2. «Как Маша стала большой» -воспитывать самостоятельность , желание помогать взрослым.
3. Придумывание сказки «Моё королевство» -способствовать осмыслению жизненных ценностей ребёнком.
4.. «Решение противоречий» -развивать умение принимать обдуманные решения
II 1. Конкурс рисунков «Профессия моего папы» -расширить представления о профессиях мужчин
2. Разыгрывание ситуаций «Как помирить поссорившихся членов семьи» -воспитывать любовь к своей семье.
3. Изготовление подарков для пап, дедушек.
4. Выпуск газеты «Наши защитники» -воспитывать у детей чувство гордости за своих родных.
III 1.«Речевой этикет» -знакомить с правилами ведения беседы с людьми.
2. «Покормите птиц» -вос-ть заботливое отношение к обитателям территории сада.
3. «Читая книгу» -познакомить с многообразием книг и правилами обращения с ними.
IV 1 Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» -познакомить с русскими героями, защитниками.
2 Фестиваль чтения стихов «День защитников Отечества» -воспитывать желание защищать свою Родину, слабых.
3 Работа в книжном уголке «У обелиска» -познакомиться с памятниками войнам ВОВ родного города
4 С/р игра «Мы солдаты» - вос-ть чувство долга, желание защищать свою Родину
I. 1 Беседа «Кривляние» -форм-ть нравственно -этические качества детей.
2. Викторина «Сколько на свете вежливых слов» - повышать культуру общения
3. «Что будет, если…» -разв-ть умение предвидеть последствия своих действий.
4. «Конкурс красоты» -разв-ть культурно-гигиенические навыки, умение критично оценивать внешний вид.
II 1. Беседа «Моя мама самая лучшая, потому что…» -вость чувство гордости за маму.
2. Изготовление подарков для мам
4. Игра-ситуация «Встречаем гостей»
III 1.«Мои обязанности в д/с» - развивать желание помогать няне. Воспитывать заботливость , ответственность.
2. Акция «Помоги малышам» -привлечь к оказанию помощи в уборке участка
3. «Поздравляем от души» -изготовление подарков работникам д/с.
4. Составление рассказов и фотоальбома о д/с.
IV 1. Рассматривание альбомов с русскими игрушками- прививать любовь к культуре.
2. «Приди, весна, с радостью» -разв-ть интерес к русским традициям, фольклору.
3. Беседа «Международный женский день»
4. «На дорогах города» - закрепить правила поведения на дорогах города.
I 1. Беседа «Я хотел бы стать…» -расширить представление о профессиях.
2. Рассказы детей «Моя любимая игрушка» - вызвать желание делиться
3. «Азбука вежливости» -обыгрывание ситуаций общения
4. «Какие бывают дети» - форм-ть умение оценивать поведение
II 1. Совместная с родителями прогулка по центру города-развивать общие интересы в семье.
2.«Чем пахнут ремёсла» -формировать отношение к труду взрослых.
3. Составление фотоальбома «Наша дружная семья» -вызвать чувство гордости за свою семью.
4. Ситуация общения «Моя семья» -обогащать знания о примерах мужского и женского поведения в семье
III 1. Беседа «Наши любимые игры» -развивать интерес к играм в д/с.
2. «Книжкина больница» -воспитывать привычку следить за состоянием игр и книг в группе .
3. Участие в трудовом десанте «Сделаем наш садик красивее» - воспитывать желание помогать взрослым.
4. С/р игра «Я-воспитатель »
IV 1. Работа в книжном уголке «Русские народные сказки»
2. Рассказ воспитателя «Русская матрёшка»
3 .Беседа «День космонавтики» - расширить представление о космосе и космонавтах.
I 1. Ситуация общения «Что такое горе?» -вос-ть чувство сочувствия
2. «Я в мире природы» -расширить представление о неотделимости человека от природы
3. «Меняющиеся человечки» -разв-ть умение контролировать своё поведение.
4. Тренинг «Мимика и жесты» - разв-ть умение определять настроение человека
II 1. Конкурс рисунков «Мы гуляем с родителями»
2. «Мы стоим у обелиска» -рассказ о походе к памятникам ВОВ
3. Изготовление открыток для ветеранов ВОВ
4. Просмотр презентаций «Война в истории моей семьи» -разв-ть чувство патриотизма, гордости за своих родных.
III 1. Изготовление иллюстраций «Русские народные сказки»
2. Беседа «Дети войны» -расширить представление о необходимости защищать свою страну.
3. Трудовой десант «Клумбы вокруг д/с»
2. Выпуск газеты «Они защищали Родину»
3. Экскурсия в садовый музей воинской славы-познакомить с историей ВОВ.
4. «Посмотри ка хорош край, в котором ты живёшь» - составление альбома иллюстраций природы весной