Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста. Доклад на тему "формы и методы работы с дошкольниками"

На сегодняшний день накоплен богатый опыт применения различных форм работы с детьми в дошкольном учреждении. В рамках нашей статьи мы обратимся к такой форме работы с дошкольниками как образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера .

А.Г.Арушанова предлагает как форму развития детей — сценарии активизирующего общения — обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н. рекомендуют такую форму работы, как ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Н.Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Важнейшим направлением рабо­ты педагога в новых условиях с целью развития общения и речи детей является организация разновозрастного вза­имодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это становится возможным в условиях организации детской проектной деятельности при реализации единого проекта для всех групп детского сада и совместного проекта с начальной школой» .

Суть метода проектов — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний. Другими сло­вами, от теории к практике - соединение академических зна­ний с прагматическими, при соблюдении соответствующего ба­ланса на каждом этапе обучения.

Представляется важным рассмотреть типы проектов, которые используются в практике современных дошкольных учреждений, и применение которых возможно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:

1) исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследова­ния, пред­полагают выдвижение предположения ре­шения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок;

2) творческие проекты, как правило, не имеют детально прорабо­танной структуры совместной деятельности участников, она толь­ко намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видео­фильма, драматизации, спортивной игры, развлечения.

3) структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Это могут быть литературные персонажи или выдуман­ные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему;

4) информационно-практико-ориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление учас­тников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фак­тов. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей.

Так, ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Невозможно обойти вниманием и такую общеизвестную форму работы с детьми как игра. Она выступает одним эффективных методов развития, по мнению большинства педагогов и психологов. Наблюдая за играющим ребенком, можно определить его интересы, представления об окружающей жизни, обнаружить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения :

  • Игра призвана решать общевоспитательные задачи.
  • Игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.
  • Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд, режимные процессы и др.

Чтобы игра выполняла в образовательном процессе организующую функцию, педагогу нужно хорошо представлять себе, какие задачи можно в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (например, учить детей объединяться в знакомой подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь застенчивого ребенка в сюжетно-ролевую игру).

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приёмы руководства в каждом конкретном случае.

Таким образом, различные формы работы эффективны в плане развития дошкольников. Важно, чтобы дети совместно решали интересные и важные для них учебно-игровые задачи; обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания. Педагог должен выступать не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку.

Список литературы:

  1. Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И. Образовательная деятельность с дошкольниками в конкурсном движении: проблемы и рекомендации // Дошкольное воспитание.- 2014. — № 8. -С.89-93.
  2. Боброва Ю.О., Левшина Н.И. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности //Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 7-2. — С. 7-8.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С.Киселева, Т.А. Данилина и др. — М.: АРКТИ, 2011. – 196 с.
  4. Сомкова О.Н. Новыеподходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – – № 3. – С. 6 – 17.
  5. Теория и практика дошкольного образования: пути обновления
    сборник научных статей / науч. ред.: Л.Н. Санникова, С.Н. Томчикова. Магнитогорск, 2010. — Том Вып. 3.

    СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОУ

    Written by: Жильгильдина Алина Александровна, Таскаранова Жанара Зарлыковна

Матлюба Цацына
Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста

Тема : «Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста »

2. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми , соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы , новые интересные формы в работе с дошкольниками . А именно :

Применения новых современных форм работы с детьми ;

Интегрированной образовательной деятельности;

Проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно -практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду)

Изготовление макетов;

Проблемная ситуация;

Игровые обучающие ситуации;

Эвристические беседы;

Коллекционирование;

-творческой деятельности : изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской , организация творческих конкурсов, выставок.

В своёй работе с дошкольниками мы используем фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации совместной деятельности педагога и детей является непосредственно образовательная деятельность (НОД) . При проведении НОД как основного вида деятельности детей дошкольного возраста мы включаем в процесс обучения эффективные формы работы с детьми : ИКТ, проектную деятельность, игровую, проблемно-обучающую ситуацию в рамках интеграции образовательных областей.

Выбор форм и методов работы , используемых на НОД и в режимных моментах воспитатель выбирает сам.

3. Методы работы с дошкольниками .

Метод -это способ совместной деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. При организации НОД и в режимных моментах использую традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные -чувственное воспитание) и современные методы и приемы : методы формирования интереса к учению , долга и ответственности (авт. Бабанский, методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева, методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов) , методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков) .

4. Интеграция.

Учитывая особенности организации работы дошкольниками , воспитатель должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности.

Интеграция-подчинение единой цели воспитания и обучения элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы.

Цель интеграции- способствовать всесторонннему развитию ребёнка, который познаёт обьект с разных сторон.

На основе открытого НОД «Платочки для Матрёшки» хочу показать интеграцию образовательных областей : Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”, Образовательная область “Познавательное развитие” .

Воспитанники нашей группы познакомились с произведением М. И. Глинки «Жаворонок» ,прикоснулись к элементам предметного и социального мира : встретились с Матрёшкой, берёзкой,рекой Волгой, жаворонком.

Совершенствовали навыки выполнения прямого галопа, ходьбы и бега. Подыгрывали себе на музыкальном треугольнике.

Формировали навыки соотнесения предметов (собирали пазлы –платочки)

Старались точно интонировать мелодию попевки, одновременно начинать и заканчивать пение.

В ходе различных видов музыкальной деятельности воспитанники группы проявили интерес и любовь к музыке и природе родного края..

5. Игровая деятельность.

Работу в образовательной деятельности с дошкольниками строю так , чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Используя в работе игру , следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала : учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь использую игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.

Представляю вашему вниманию игровые ситуации «В гости к бабушке Наталье» и «Путешествие на паровозе»

Цель : формировать элементарные математические представления у детей посредством игровой деятельности.

6. Метод проектов .

Дошкольный возраст – благодатная почва для обучения, воспитания и развития ребенка - этот период в жизни детей характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, всплеском познавательного интереса. Именно поэтому наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов . Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы , активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога – старшего товарища и наставника, детей, родителей.

Метод проектов находит все большее распространение. Почему в своей деятельности используем метод проектов ? Причин тому несколько :

1. Необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;

2. Актуальность приобретения коммуникативных навыков,

3. Значимость для развития дошкольника умения пользоваться исследовательскими методами , собирать необходимую информацию , уметь анализировать.

7 .Метод проблемных ситуаций .

Метод проблемных ситуаций предполагает обучение, основой которого является получение знаний путем решения практических и теоретических задач. Педагог детского сада, применяющий подобную методику , развивает у своих воспитанников умение самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, анализировать полученный результат. Проанализируем различные приемы создания проблемной ситуации, с помощью которых дошкольники учатся самостоятельно искать информацию , использовать знания в обычной жизни.

Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно -ресурсное обеспечение образовательного процесса. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации , воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

9 .РЕЖИССЁРСКАЯ ИГРА

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка.

Значение режиссёрской игры.

Дети самореализуются;

У детей активизируются речь, воображение, мышление;

У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности.

10. Разучивание стихотворений с детьми .

Разучивание стихотворений с детьми – совместная со взрослым деятельность, направленная на запоминание художественных литературных произведений.

«Рассказывание» стихов руками- это современная форма взаимодействия с детьми которая вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию внимания, координации и мышления.

11. Мнемотехника.

Мнемотехника -это система методов и приемов , обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации .

Мнемотаблицы–разновидность кодирования (с помощью условных знаков, рисунков) .

12. Коллекционирование.

Коллекционирование -одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников , позволяет углублять познавательные интересы детей. Собирать можно все, что угодно : конфетные фантики, тематические картинки или открытки, камни, звуки, запахи и т. д. Очень увлекает дошкольников коллекционирование фотографий, сделанных самостоятельно и последующее оформление тематических альбомов. При организации подобной работы с дошкольниками обсуждение значения и правил собирательства сопровождается организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции. В процессе коллекционирования используются методы и приемы , ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы.

13. Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства .

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности , развития творческой, инициативной личности ребенка.

Евгения Еремина
Методы работы с детьми в современных условиях

Китайская мудрость гласит, «не дай Вам Бог жить во времена перемен»

Современный мир меняется с невероятной скоростью но, может, стоит не согласиться с китайским изречением. Трудное время – это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены , войти в них, а это значит быть современным .

Именно дошкольное детство является той отправной точкой, той благодатной основой, которая предоставляет возможность выбора, возможность деятельности.

Позвольте мне сегодня представить свой взгляд на тему : «Методы работы с детьми в современных условиях »

Введение

Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка.

Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребенку …. Дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это дает современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов работы с детьми , главным результатом, которого должны стать личностные качества ребенка, а не сумма знаний, умений, навыков.

Как же я, современный воспитатель должна построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, чтобы она соответствовала требованиям времени, какие методы работы с детьми использовать .

В поисках ответа на эти вопросы я обратилась к словарю – справочнику «Научно – педагогическая информация» под редакцией В. М. Полонского где метод как неотъемлемая часть любого исследования, характеризует потенциальные возможности науки, степень её проникновения в изучение реальных процессов, показывает, какие явления могут быть познаны в настоящее время, а какие остаются предметом гипотетических предположений. Метод во многом определяет ход и результативность исследования, формы организации работы , общую методологическую ориентацию автора , путь к достижению конечной цели.

В философском смысле под методом понимают научные теории, проверенные практикой. Такая теория при построении других теорий может выступать в роли метода в данной области знаний или других областях. Метод также нередко рассматривается как совокупность приемов практического или теоретического осмысления действительности, подчиненную решению конкретной задачи, как комплекс интеллектуальных действий, логических процедур, при помощи которых наука пытается установить истину, проверить или опровергнуть ее. Наконец, метод трактуется как конкретный способ изучения определенной области, как систематизированный комплекс приемов, процедур, применяемых учеными для достижения целей и задач исследования, как план, которым они руководствуются при организации научной работы и ее отдельных этапов.

Для меня методы работы с детьми – это с одной стороны четкая почва, имеющая научную основу, с другой стороны своеобразная импровизация с учетом следующих принципов :

Принцип психологической комфортности и защищенности, предполагающий психологическую безопасность, защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создания условий для активности . Самореализация дошкольника.

Принцип выбора (поиск наиболее эффективных методов работы )

Принцип доверия и поддержки (решая ту или иную задачу, в рамках выбранного способа и метода работы педагог помощник ребенку, а не просто старший наблюдатель)

Основываясь на этих принципах, я планирую каждый день своей работы с решением таких задач как :

1) какие современные методы , формы и принципы работы помогут мне вовлечь каждого ребенка.

2) эффективность и разумность подбора тех или иных методов работы с детьми .

Руководствуясь, современными разработками , я хотела бы предложить следующую классификацию методов :

Методы по источнику знаний :

1. Словесные. Этот метод подразделяется на виды : рассказ, объяснение и беседа. Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать информацию детям.

2. Наглядные. Под наглядными методами образования понимаются такие методы , при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы : метод иллюстраций (показ детям иллюстрированных пособий : плакатов, картин, зарисовок на доске) и метод демонстраций (показ мультфильмов, слайдов и т. д.) В современных условиях уделяется внимание такому средству наглядности, как компьютер. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям.

3. Практические. Практические методы основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием, и носят обобщающий характер.

Методы по характеру образовательной деятельности детей :

1. Информационно – рецептивный. Один из наиболее экономных способов передачи информации. Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Однако при использовании этого метода не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

2. Репродуктивный. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца , а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.

3. Проблемное изложение. Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода – показать образцы научного познания, научного решения проблем.

4. Частычно – поисковый. Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

5. Исследовательский. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания , так формируется их опыт поисково-исследовательской деятельности.

6. Активные методы . Предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий. Активные методы должны применяться по мере их усложнения .

Консультируясь с опытными педагогами, я поняла, что все новое это забытое старое, не лучше, а представленное по-другому, плюс те маленькие изобретательские мелочи. Таким образом, в моей небольшой копилке работы появились новые формы : проекты, куклотерапия, игры – сказки, коллекции.

В заключении своего выступления хотелось бы с уверенностью сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством дома. Фундаментом, которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданная им образовательная среда из блоков : развивающая предметно – пространственная среда, характер взаимодействия ребенка с миром, система взаимодействия с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребенка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников. Именно окна помогают увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.

Сознавая важность быстрой и безболезненной адаптации вновь поступивших малышей к детскому саду для сохранения их здоровья и своевременного развития, я уделила большое внимание организации адаптационного периода. В ожидании малышей изучала педагогическую литературу по данной теме, оформляла предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями нового стандарта и особенностями адаптационного периода, подбирала и планировала игры, различные мероприятия с ними.

Для плавного перехода детей из семьи в дошкольное учреждение за две недели до поступления в детский сад они со своими родителями в течение двух часов посещали детский сад (час находились в группе, час гуляли на улице). Главной задачей для меня в этот период было создание в группе эмоционально-положительной атмосферы уюта и добра, налаживание доверительных отношений с детьми и их родителями. Стремилась сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал, его здесь ждут, любят. Встречая малышей, говорила тихим спокойным тоном, уделяла внимание каждому ребенку, старалась расположить их к себе, обнять, поговорить, глядя в глаза. Для этого я использовала различные песенки и потешки:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке, и др.

Первую встречу с малышами организовала в форме игровой экскурсии по групповым комнатам, предварительно украсив их шарами, чтобы у детей сложилось ощущение праздника. В приемной предложила каждому ребенку выбрать себе понравившуюся кабинку. Рассматривая кабинки, дети нашли в одной из них нарядную куклу. Кукла познакомилась с детьми, рассказала, что это за помещение, для чего нужны кабинки и пригласила детей в спальную. В спальне дети вместе с куклой рассматривали кроватки, пробовали на них сидеть, лежать. На одной из кроватей детей ждал сюрприз – медвежонок, который спал, укрывшись одеялом. Мы Мишку разбудили и позвали с собой в путешествие по групповым комнатам. В умывальной комнате нас ждал другой персонаж, который в игровой форме познакомил малышей с данной комнатой. Дети узнали, для чего здесь горшки, кран, полотенца. Затем кукла пригласила всех в групповую комнату, где детей и их родителей ждали различные игры, сюрпризы. В конце встречи кукла спряталась, и мы все вместе ее искали. Нашли сидящей на большом мешке, в котором находились воздушные шары. Каждый из детей получил от куклы шарик в подарок. Дети остались довольны и обещали, что завтра снова придут ко мне играть.

На мой взгляд, очень эффективной в период адаптации оказалась организация процесса встречи и прощания с детьми в форме ритуала. Каждая наша встреча начиналась с ритуала приветствия. Дети вместе с родителями садились в кружок, здоровались друг с другом, обменивали улыбками. При каждой встрече я обязательно использовала игровой персонаж (мишку, зайку, куклу, ежика и др.), который приносил с собой какой-нибудь сюрприз (кубики, шишки, светящиеся шарики, заводные игрушки и др.), играл, рисовал, лепил с детьми.

Ритуал прощания проходил в групповой комнате, после дневной прогулки. Мы собирались в круг, играли в какую-нибудь хороводную игру («Пузырь», «Вокруг розовых кустов» и т.д.), прощались, обменивались мнениями и обговаривали планы на следующую встречу.

Для того, чтобы уменьшить тревожность, беспокойство вновь поступивших малышей, я подбирала такие игры и упражнения, которые заинтересовывали и увлекали их. Например, однажды к нам пришла матрешка. Мы ее рассматривали, разбирали, собирали, из кубиков строили для нее лесенку. Матрешка принесла с собой «Чудесный мешочек». Что в нем, мы не знали, но слышали, что там кто-то хохочет (использовала игрушку-хохотушку). Дети заинтересовались. Открыв мешок, нашли разноцветные шуршащие комочки, внутри которых малыши обнаружили маленьких матрешек. Дети с восторгом снова прятали матрешек в бумагу, затем их опять разворачивали. Я систематически использую этот прием в различных играх, меняя персонаж. Детям доставляет удовольствие шуршать бумагой, дуть на нее, бросать, комкать в комочек, потом эти комочки мы собирали в корзинку с помощью прищепок. Это оказалось очень интересным и увлекательным для детей занятием, помогающим им отвлечься от переживаний, связанных с расставаниями с близкими людьми.

Всегда вызывают восторг у детей, позволяют им раскрепоститься, забыть о своих тревогах игры с мыльными пузырями. У нас в группе жил тигренок, который сам под музыку выдувал много пузырей. Дети с удовольствием их ловили, хлопали в ладоши, визжали. Даже самые тревожные малыши не оставались в стороне.

Отвлечься от отрицательных эмоций помогают и игры с соленым тестом. Детям нравится его мять, рвать. Однажды я предложила испечь пряники для куклы. Мы взяли тесто, слепили лепешку, а затем стали ее украшать различными зернышками (фасоль, гречка, перловка). Этот процесс оказался очень увлекательным для детей и позволил им на какое-то время забыть о своих переживаниях.

Практика показала, что игры с крупой помогают детям расслабиться, снять эмоциональное напряжение в адаптационный период. Дети долго и с удовольствием пересыпают, перебирают крупу, играют с ней. Чтобы у малышей не угас интерес к данным играм, я использовала следующий прием: рисовала на листе клеем какую-нибудь фигуру, дети засыпали все это манкой, а когда ссыпали лишнюю крупу, с восторгом рассматривали получившийся рисунок.

Снять отрицательные эмоции у малышей в период адаптации их к детскому саду помогает нетрадиционное рисование. Интересным для детей оказалось рисование мокрым пальцем на зеркале, покрытым тонким слоем зубной пасты. По мере нанесения «узоров» ребенок начинает видеть себя – это, своего рода, сюрприз! Такое нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности и эмоционально положительное отношение к деятельности, завораживает малышей и вызывает у них положительные эмоции.


Планируя свою работу в адаптационный период, я старалась учитывать то, что наиболее близко детям этого возраста. Наряду с различными фольклорными произведениями (песенками, потешками), которые незаменимы в работе с малышами, в период адаптации я широко использовала инсценировки сказок с помощью настольного, пальчикового и других видов театра.

Приглашая детей на сказку, чтобы вызвать у них интерес и отвлечь от своих переживаний, я использовала завлекающий прием: зажигала свечку и говорила: «Свечка, свечка, ты гори, сказка в гости приходи!». Это завораживало детей, они усаживались на ковер, задували свечку и слушали сказку. Но больше всего детям нравилось самим превращаться в сказочных героев, используя пальчиковый театр. Играть пальчиковыми куклами детей научила девочка старшей группы. Она каждому ребенку одевала на палец куклу, разговаривала с ним от лица персонажа, поэтому малыши чувствовали себя в общении с ней свободно и комфортно. На мой взгляд, это способствовало сближению детей друг с другом и их успешной адаптации.

Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что проведенная мною работа с детьми, впервые пришедшими в детский сад, дала положительные результаты. Дети быстро адаптировались к новым условиям, с удовольствием идут в детский сад и чувствуют себя здесь комфортно. А это значит, что моя работа не прошла даром.

Активные формы работы с детьми в детском саду по воспитанию безопасного поведения

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.

Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно сейчас во многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.

Цель реализуется путем решения нескольких задач:

1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения.

2. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения.

3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.

5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных областях деятельности, основные – работа с детьми, родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Сотрудничество с родителями детей, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка в нашей группе проходит через активные формы взаимодействия: тренинги - «Минутки безопасности» - их повседневность»; семинар-практикум для родителей «Досуг семьи. Безопасное место ребенка в нем»; «круглые столы»: «Безопасность детей младшего дошкольного возраста», «Игра – не забава»; консультации «Безопасность в вашем доме», «Родителям о правилах дорожного движения», «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем»; наглядную агитацию: анкетирование для родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту, папка-передвижка «Сказочная безопасность», уголок безопасности; развлечение «Дорога – это опасно! »; выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение в нашей группе осуществляем в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Данная работа ведется через:

Организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, праздники, развлечения;

Свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей; пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц) .

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использую словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Всем известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используем эту возможность, чтобы закрепить представления детей. Беседуем, проигрываем ситуации с ними, «переиначиваем» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Широко используем произведения детской художественной литературы. Например: «Правила поведения для воспитанных детей», «Дядя Степа» С. Михалкова, «Мойдодыр» К. Чуковского и др. Все необходимые книги и театр находятся в доступном для детей месте.

Настольно-печатные «Половинки», «Что такое хорошо? Что такое плохо? » и дидактические игры по ОБЖ «Как не попасть в беду» и др. помогают детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплению знаний и умений личной безопасности у наших воспитанников. Дети знают, что пить можно только кипяченую воду, быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, об опасности находиться у открытого окна, двери балкона, имеют четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, в лифте, на улице). Мы рассматриваем и обсуждаем с ними наиболее типичные ситуации, создающиеся при подобных встречах, обращая их внимание на недопустимость и опасность оставаться наедине с незнакомым человеком.

Мы используем и метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. В книжном уголке подборка книг по обеспечении безопасности жизнедеятельности детей: «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской, «Основа безопасности жизнедеятельности» Усачёва, «Лучшая книга малышам». В уголке изодеятельности – книжки-раскраски и листы-раскраски по ПДД И ОБЖ.

Закрепляем с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии имени и отчества родителей.

Используем примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Например с ножницами и в совместной с детьми игре «Парикмахерская».

Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности, используем его в своей работе. Разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. «Что, если.? » Вопросы такого типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”, игры «Если возник пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь», «Больница».

Обучаем детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращая особое внимание на меры предосторожности: например, игровое занятие «В мире опасных предметов».

Поддерживаем в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения воспитанников путем прямых запретов стараемся делать минимальным.

Проводим игровые практикумы с телефоном и советуем родителям закреплять их дома для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учим детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки, акцентируя внимание на то, что порядок в группе и дома – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – фактор, влияющий на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развитие у них силы, ловкости, выносливости. И она нами выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, прогулках, различных гимнастиках: пальчиковых, дыхательных и др.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Абсолютно любую сюжетно-ролевую игру можно использовать для закрепления знаний полученных на занятиях по ОБЖ. В игре «Дочки-матери» можно закрепить правила поведения на кухне; в игре «Пожар» дети учатся правилам поведения при пожаре; в игре «На дорогах города» закрепляют правила дорожного движения.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми предлагаем детям специально подготовленные игры – драматизации, при этом используем образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы) ;

Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты) .

Это объясняем детям и родителям. Для предупреждения опасных ситуаций познакомим детей с основной группой пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям. Организуя беседу, используем соответствующую детскую литературу: “Кошкин дом” С. Маршака, “Путаница” К. Чуковского, “Жил на свете слонёнок” Г. Цыферова.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.

Мы понимаем, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Поэтому и повторяем, и проводим, и играем, используя для этого различные методы и приемы, указанные выше, стараясь сделать жизнь познавательнее, интереснее и безопаснее.

Литература

1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность. – Спб. : Детство-Пресс, 2004 – 144 с.

2. В. А. Лобашкина, Д. Е. Яковлев. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей. – М. : Просвещение, 2009 – 48 с.

3. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. : Просвещение, 2006 – 94 с