Психология ребенка 7 лет мальчик. Как воспитать хорошего сына

Поведение ребенка 6 лет в корне отличается от поведения детей младшего возраста. Ребенок уже отлично понимает и хорошо усвоил социальные нормы и правила поведения в обществе, он становится менее импульсивным, учится сдерживать агрессию и отстаивать свою точку зрения перед взрослыми и сверстниками.

Занимаясь воспитанием ребенка 6-7 лет, родители должны учитывать, что в этом возрасте ребенку особенно важны взаимоотношения со сверстниками, поэтому необходимо сделать все возможное для того, чтобы у него был свой круг общения с постоянными друзьями. Наравне с друзьями, ребенок 6 лет проявляет неподдельный интерес к представителям противоположного пола, малыш может тщательно это скрывать, либо, наоборот, очень активно проявлять свои симпатии. Родители должны поддерживать в этот период ребенка и объяснять ему в доступной форме, что такое понятие взаимоотношений между мужчинами и женщинами, почему они важны, и как их правильно строить.

Суть воспитания детей 6 лет также заключается и в том, чтобы, не используя старинный, однако далеко не действенный метод для детей «кнута и пряника», родители смогли найти правильный подход к малышу, стали для него людьми, которым он сможет доверять.

Очень важно, чтобы с родителями дошкольнику не было скучно, в этом возрасте с ним можно делиться своим опытом, вместе посещать различные выставки, музеи и театры, так как в 6 лет ребенок уже способен воспринимать сложную информацию.

Воспитание ребенка 6 лет: психология

С психологической точки зрения возраст 6-7 лет считается периодом, когда ребенок постепенно начинает отдаляться от родителей и все больше времени хочет проводить со сверстниками. Родители не должны проявлять ревность, запрещать ребенку общение с друзьями, жаловаться на его нежелание проводить с ними время, так как все эти манипуляции детским сознанием вызовут лишь чувство вины у ребенка, которое в будущем может породить множество комплексов.

В возрасте 6-7 лет психологическое развитие ребенка подвергается прогрессивным изменениям, все больше развиваются его физические возможности и расширяются умственные способности. Интеллектуальное обучение становится ведущим видом деятельности при воспитании ребенка 6 лет. Психология дошкольника также претерпевает некое давление со стороны родителей, которые начинают активно его подготавливать к грядущему первому походу в школу. Требования к малышу резко возрастают, он уже не может весь день заниматься тем, чем ему хочется, родители активно развивают в своих детях внимание и усидчивость. Однако не стоит забывать о том, что игры по-прежнему еще очень важны для ребенка, поэтому 1-2 часа в день ему необходимо предоставлять время для развлечений, давать ему возможность самому выбирать себе занятия для досуга.

Лучше всего использовать для воспитания ребенка 6 лет различные развивающие игры, которые позволят ему играючи приобрести необходимые для школы навыки и знания, к тому же в игре будет продолжать формироваться произвольность и управляемость его поведением.

На обучение напрямую влияет готовность ребенка к школе, под которой подразумевается не знание алфавита и цифр, а мотивационная готовность, иначе говоря, желание ребенка учиться и получать новые знания (познавательная мотивация). В каждом ребенке заложен от природы колоссальный потенциал – способность к обучению и приобретению новых знаний; очень важно сделать все возможное для того, чтобы его не потерять. Многие родители, которые занимаются воспитанием ребенка 6 лет, в последний год перед школой начинают интенсивно готовиться к ней со своим малышом. Очень важно, чтобы подготовка к школе не превратилась в нудную обязанность, навязанную родителями: такой подход на корню срубит весь интеллектуальный потенциал ребенка, в школу он не будет хотеть ходить, учиться впоследствии ему будет лень. Внеся в скучные занятия элементы творчества и проводя их в форме игры, родители добьются блестящих результатов, а подготовка к школе превратится в прекрасное совместное времяпрепровождение.

Если же ребенка было решено отдать на специализированные курсы по подготовке к школе, то родители должны выбрать яркого и интересного для ребенка преподавателя, с которым ему будет не скучно заниматься. Лучше вовсе не заниматься подготовкой к школе, нежели привить ребенку отвращение к учебе скучными заданиями и нудными учителями.

Также занимаясь воспитанием ребенка 6 лет, родители могут рассказывать детям о своем положительном школьном опыте, чтобы у тех заранее складывалось о школе позитивное мнение.

Занимаясь воспитанием ребенка 6 лет, родителям очень важно прислушиваться к его рассуждениям и выдумкам, обсуждать с ним волнующие его темы или события, прислушиваться к его мнению. Чем больше ребенок будет доверять своим родителям, тем легче ему будет общаться с другими людьми.

Вместе с ребенком можно создавать различные поделки, учиться использовать инструменты и орудия труда, рисовать, лепить или готовить пищу – любой из этих процессов при желании можно превратить в увлекательную игру.

Занимаясь воспитанием ребенка 6 лет, родители, прежде всего, хотят вложить в характер своего чада такие положительные качества, как добросовестность, ответственность и чувство долга, развить которые можно, следуя простым правилам, а именно:

Не менее важна реакция родителей, которые занимаются воспитанием ребенка 6 лет, на оплошности и проступки своего чада. Плохое поведение ребенка должно быть наказано однократным выговором, в котором ему внятно объяснят, в чем его ошибка, после чего к этой теме больше не должно быть возвращения. Дальнейшее напоминание о проступке будет заставлять ребенка испытывать чувство вины, также мамам, любящим «обижаться» для большей убедительности на собственных детей, стоит знать, что такое поведение является ошибочным: не каждый ребенок сможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.

Видео с YouTube по теме статьи:

Воспитание детей 6 - 7 лет

Период 6-7 лет - возраст перемен: ребенок находится на границе между старшим дошкольником и младшим школьником. Его поведение заметно меняется, ребенок уже четко усвоил социальные нормы и правила поведения, он становится менее импульсивным, может сдерживать свои агрессивные побуждения, отстаивать свое мнение и убеждения перед детьми и взрослыми, приходить на помощь друзьям, справедливо распределять роли в игре.

Отношения с ровесниками

Всё большее значение для ребенка приобретают взаимоотношения со сверстниками. Для малыша очень важно иметь свой круг общения с постоянными друзьями. Старайтесь поддерживать его в этом стремлении. Договаривайтесь с родителями его друзей о совместных прогулках, приглашайте этих детей к себе в гости.

В случае возникновения затруднительных ситуаций с друзьями, помогите ребенку разобраться в том, что произошло, и найти оптимальный выход.

В этом возрасте появляется интерес к противоположному полу, тщательно скрываемый за показным пренебрежением или, наоборот, проявляющийся в виде искренних и непосредственных «ухаживаниях».

Расскажите в доступной форме своему ребенку о предназначении и взаимоотношениях мужчин и женщин.

Общение с родителями

Малыш начинает больше играть со своими сверстниками и несколько отдаляется от родителей. Это вполне закономерно, и этому ни в коем случае нельзя препятствовать, руководствуясь родительской ревностью. Помните, что все равно вы остаетесь для своего ребенка самыми значимыми людьми в его жизни и самыми главными учителями.

Старайтесь, чтобы ребенку было интересно с вами. Делитесь с ним своими знаниями (теперь он способен воспринимать довольно сложную информацию), посещайте вместе интересные выставки и музеи.

Мастерите вместе с ребенком, учите его обращаться с различными инструментами и орудиями труда.

Обсуждайте события вашей общей жизни и то, что волнует ребенка. Побуждайте его задумываться над различными вопросами.

Со вниманием относитесь ко всем его выдумкам или рассуждениям.

И помните, если ребенок будет знать, что он всегда может рассчитывать на вас, ему будет легче общаться с другими людьми.

Развитие ребенка и подготовка к школе

Психологическое развитие ребенка претерпевает прогрессивные изменения, его физические возможности еще больше укрепляются, а умственные способности расширяются. И в скором времени ведущим видом деятельности малыша станет интеллектуальное обучение.

Не за горами тот день, когда малыш переступит порог школы. Тогда ему придётся довольно много времени заниматься тем, что требует от него взрослый, а не тем, чем хочется в данный момент. Желательно, уже теперь понемногу приучать ребенка к новым для него видам деятельности, развивать усидчивость и внимание. Но, конечно же, у малыша должно оставаться много времени на дела, которые интересны лично ему, ведь он по-прежнему испытывает большую потребность в игре. А занятия под руководством взрослого должны носить целенаправленный, но в тоже время игровой и занимательный характер. Таким образом, в игре будет продолжать формироваться произвольность и управляемость поведением.

Готовность ребенка к школе влияет на успешность его дальнейшего обучения. Под готовностью к школе педагоги понимают не знание цифр и букв, а прежде всего мотивационную готовность , то есть наличие у ребенка желания учиться и интерес к получению знаний (познавательная мотивация). Как этого добиться? У каждого нормально развивающегося ребенка уже есть заложенный от природы огромный потенциал способности к обучению; он жаждет получать новые знания и умения, он желает покорять новые вершины. Поэтому более правомерен вопрос: как это не потерять?

Многие родители в последний год перед школой особенно усиленно занимаются с ребенком. Старайтесь, чтобы ваши занятия никогда не превращались в нудную обязанность и всегда носили характер игры, творчества, чтобы во время них ребенок почаще совершал свои, собственные открытия.

Если вы решили водить малыша на специальные занятия по подготовке к школе, выберите для него яркого педагога, с которым ребенку будет интересно. Помните, что лучше никак не заниматься, чем привить малышу отвращение к учебе скучными заданиями (ведь скука для ребенка так же тяжела, как наказание). Самое главное - не отбить у ребенка желания учиться!

Рассказывайте ребенку о школе, о том, как вы в ней учились, чем занимались на уроках, что делали на переменах, какие оценки получали, что вам дало обучение в школе и т.д. Это поможет малышу психологически настроится на новую школьную жизнь, снимет некоторую боязнь перед неизведанным, так как многие дети, мечтая поскорее стать школьниками, все-таки побаиваются идти в школу.

С точки зрения психолога

Ниже мы приведем интересные на наш взгляд выводы нескольких ведущих отечественных детских психологов:

Венгер Л. А. считал, что «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Л.И. Божович и А.И.Запорожец считают, что «…Готовность к школе складывается из определенного уровня развития мышления, познавательных интересов, волевой регуляции поведения, принятия ребенком позиции школьника».

На что же ещё следует обратить внимание, определяя уровень подготовленности ребенка к школе?

Согласно классификации детского психолога Леонида Александровича Венгера существует ряд основных психологических отклонений у ребенка дошкольного возраста:

. связанные с умственным развитием (к ним относятся проблемы с памятью, вниманием, трудности в освоении новых знаний, умений и навыков);

. связанные с поведением детей 5 - 7 лет (это: недисциплинированность, агрессивное поведение, грубость, неуправляемость, лживость);

. связанные с эмоциональным фоном (депрессии, усиленная возбудимость, тревожность, эмоциональная нестабильность, заниженная самооценка, сниженное настроение);

. связанные с коммуникативностью детей (необщительность, неадекватное стремление к лидерству, заносчивость, обидчивость, проблемы в общении);

. связанные с неврологией (к ним относят утомляемость, головные боли, бессонницу).
Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает какие-либо из вышеперечисленных трудностей, обратитесь к хорошему детскому психологу или невропатологу, который поможет их вовремя преодолеть или существенно снизить.

Воспитание ответственности

Завершается пора дошкольного детства, на этом этапе желательно особое внимание обратить на развитие таких качеств как ответственность, чувство долга и добросовестность.

- Предварительное знание. В семье по соглашению всех членов семьи заранее должны быть установлены правила: например, компьютер включаем только с разрешения родителя, игрушки и вещи не разбрасываем (причём, последнее относится ко всем членам семьи).

- Домашние обязанности. В этом возрасте ребенок уже должен иметь свои домашние обязанности, пусть пока не сложные: помочь убрать со стола после ужина, полить цветы, помыть пол в ванной. Подключайте его к повседневной домашней работе (даже если у вас есть домработница).

- Результат работы. Хвалите и благодарите малыша за сделанную работу, но заслуженно. Приучайте его к добросовестному отношению к делу. Для этого выделяйте ребенку собственный участок работы, когда он помогает вам что-то делать, чтобы он мог легко увидеть и оценить качество собственной работы (например, при мытье пола, выделите ему свой «участок»). Учите малыша этому и терпеливо приучайте исправлять некачественно сделанную работу.

- Возможность выбора. У ребенка должна быть возможность выбирать не только действия, но и последствия своих поступков. Например, или мы сейчас вместе убираемся и пораньше идём гулять, или ты ждёшь, пока я уберусь, но тогда у нас на прогулку останется намного меньше времени.


- Ваша реакция на плохое поведение ребенка должна быть недолгой.
Если ребенок сделал что-то не так, вы должны один раз ему коротко объяснить непозволительность подобных действий, помочь устранить последствия его «оплошности» и больше не напоминать о проступке. Бывает, мамы, чтобы побольнее наказать ребенка, лишают его самого дорогого - общения с мамой - и могут по 2-3 дня не разговаривать с собственным чадом. Это непозволительная ошибка.

Материал к занятию.

Часто можно услышать разговоры возмущенных дам о том, что современные мужчины безответственные, ленивые и совсем не отличаются мужественностью. Во многом они, конечно, правы. Но ведь именно женщины чаще всего и воспитывают своих сыновей так, что они вырастают инфальтивными людьми. Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной, который способен нести ответственность за свои поступки и близких ему людей? Ответить на этот сложный вопрос попробуем в нашей статье.

Психология развития

Воспитание – сложный процесс, который должен начинаться с рождения и продолжаться всю жизнь. От того, насколько правильным и успешным оно будет в детские и подростковые годы, зависит способность мужчины заниматься саморазвитием в зрелые годы и приобретать ту самую мужественность, которую так хотят видеть женщины.

Если первые годы своей жизни ребенку важно чувствовать безграничную защиту и любовь матери, то по мере взросления пример и авторитет отца должны занимать все более значимое место в жизни мальчика.

В 7 лет у малыша начинается новый, очень важный этап его жизни – начало взросления. Именно этот период станет базой, на которую он будет бессознательно опираться всю жизнь.

Нельзя начинать воспитание сына в 10 лет, и ждать от него хороших результатов. Это бессмысленно. Для того чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика этого возраста, необходимо знать особенности его психофизического развития в период с 7 до 11 лет.

Эти сложные годы станут индикаторами отношений в семье, раскроют все ошибки воспитания, совершенные ранее.

Особый возраст

Первые плоды своего воспитания родители начинают пожинать с наступлением десятилетия сына. Именно этот возраст характеризуется особыми изменениями в физиологии и психологии ребенка.

У детей 10 лет начинается бурная перестройка организма, которая сопровождается ростом костной системы и кровеносных сосудов. В то время как сердечные мышцы не всегда успевают за остальными органами.

Начало полового созревание вызывает сильнейшие гормональные изменения, которые являются виновниками ухудшения памяти и внимания, снижения интеллектуальных способностей. Более того, возбудимость нервной системы значительно превышает процессы ее торможения, что выражается в раздражительности и обидчивости, резкости суждений и невозможности контролировать свои эмоции.

Воспитание 10-летнего мальчика не может быть успешным без учета всех этих физических и психических изменений.

Психологические проявления возраста

У ребенка 10 лет явно прослеживаются изменения взаимоотношений в семье. Мальчик всячески пытается демонстрировать свое взросление и собственное мнение по всем вопросам. Особенно это касается взаимоотношений с матерью. Он начинает грубить и пытаться доказать свою правоту.

Пик эмоционального и нестабильного поведения приходится на одиннадцать лет. К этому возрасту при неправильно выстроенной линии поведения семьи возможны депрессивные состояния и погружение в себя, проявление агрессии и полный отказ от сотрудничества.

Все большее влияние на десятилетнего мальчика начинают оказывать сверстники. В окружении ровесников его поведение меняется до неузнаваемости.

Учебная деятельность характеризуется нестабильным характером: непоседливость неожиданно сменяется задумчивостью или чрезмерным усердием.

Несмотря на внешнее агрессивное стремление к самостоятельности, в эти годы мальчики как никогда нуждаются в поддержке со стороны родных. Не получая одобрения близких людей, их тревоги и страхи усиливаются, что приводит к еще большей замкнутости и агрессивности.

Исследования психологов доказали, что у мальчиков 11 лет наблюдается самый низкий уровень самооценки по сравнению с другими возрастными периодами.

Утверждение в коллективе

Если в 7 лет для мальчика главным мотивационным моментом жизни было образование, когда происходила оценка состоятельности по учебным достижениям, то к десятилетнему возрасту ситуация начинает меняться. Мальчику уже неважно, как его оценивает преподаватель: личная значимость самого себя формируется через авторитет среди сверстников. Начинается жесткая конкурентная борьба за лидерство.

Начиная с восьми лет, ребенок приступает к изучению границ дозволенного, с каждым годом изучая их все активнее. Только мальчики исследуют этот вопрос практическими действиями, которые могут закончиться нарушением закона. Социальное развитие детей 8 лет постепенно становится все активнее.

В это время родителям важно анализировать каждое высказывание и заявление сына. Во время бесед следует ненавязчиво интересоваться, с кем дружит мальчик, чем он занимается с друзьями. Приготовьтесь к тому, что взрослеющий мужчина уже не будет делиться всем и сразу.

При этом не стоит успокаивать себя тем, что ваш сын дружит только с «приличными» ребятами. Эти мальчики тоже проверяют границы своих возможностей, экспериментируют и доказывают свое лидерство.

В детском коллективе начинается четкое распределение ролей, причем базируется оно на взаимоотношениях со сверстниками. Как правило, позиция, определенная коллективом в 8 лет, становится незыблемой, и мальчиком достаточно сложно перейти на «другой уровень».

Лидер, помощник, размазня, козел отпущения, заучка – вот примерный перечень базовых позиций, которые распределяются чаще всего подсознательно.

Лидерами и их помощниками становятся мальчики, которые умеют отстоять свою позицию. Причем чаще
всего у них это принято делать с помощью кулаков. Если по каким-то причинам ребенок не может постоять за свою «честь», его авторитет среди сверстников резко падает и исправить ситуацию ему будет крайне сложно.

При воспитании детей этого возраста важно учитывать главное противоречие: желание быть таким же, как все, и ярко выделяться среди ровесников. Самоутверждение мальчиков происходит за счет дружбы со старшими детьми, авторитет которых для них незыблемый. Именно поэтому в этом возрасте велика опасность пристрастия к вредным привычкам и нецензурным выражениям.

Требования и контроль

При работе с детьми сейчас очень важно регулировать требования и их подачу. Напомним, что взрослый уже не является авторитетом, поэтому все требования и просьбы воспринимаются как неправильные и ненужные.

Ребенок начинает сам определять для себя жизненные ценности, которые часто могут идти в разрез с родительскими идеалами. Он еще не до конца понимает их смысл и содержание, но начинает их яростно отстаивать, вступая в конфликты, которые взрослым кажутся глупыми и бессмысленными.

Более того, период обучения в среднем звене предусматривает работу разных учителей, каждый из которых имеют свою позицию и требования. Мальчик постепенно переходит «на свою территорию», в которой взрослым остается все меньше места.

Самоутверждение – обязательный элемент взросления. Упрямство и нежелание находиться под контролем взрослых все чаще принимает форму конфликта. Именно сейчас мальчики выбирают те требования, которым они готовы подчиняться, так как они не нарушают их «суверенитета». Правильная позиция взрослых позволит им определиться с правильным выбором, ведь от него зависит вся дальнейшая жизненная позиция.

В восемь лет начинают проявляться первые эмоциональные переживания, связанные с противоположным полом. При этом мальчики не умеют правильно выражать свои эмоции. Задача взрослых направить их в правильное русло, объяснив, что проявление подобных чувств естественно и необходимо.

Ни в коем случае нельзя смеяться над чувствами мальчика, особенно в присутствии сверстников! Ведь вы можете подорвать его авторитет, завоевать который вновь ему будет сложно.

Этот период опасен экспериментами. Мальчики демонстрируют свою храбрость, силу и ловкость. Именно
поэтому новостные сводки постоянно пополняются сведениями о мальчиках, которые делают селфи на крышах многоэтажек или движущихся поездах. Жестокие драки, которые обязательно должны быть зафиксированы на камеру мобильного телефона, — еще один способ доказать свою смелость.

Родители обязаны в этот период знать как можно больше о своих сыновьях и максимально ненавязчиво контролировать их действия! Иначе демонстрация превосходства может закончиться очень плохо.

Правильное сотрудничество

Как воспитывать мальчика 9 лет, чтобы из него вырос настоящий мужчина?

В первую очередь воспитание мальчика в этот период должно базироваться на сотрудничестве и доверии. Причем на доверии сына к родителям, а не наоборот.

Взрослые должны дать возможность мальчику реализоваться в социуме, научить выделять самые эффективные и правильные способы общения, корректировать занижение самооценки и недостатки. Только с помощью родителей можно избежать личностных противоречий.

Если взрослые не будут принимать активное участие в самоутверждении сыновей, поощрять разумные границы свободы и умение отстаивать свою позицию правильно, это чревато такими последствиями:

  • Ребенок становится агрессивным, выражая так протест против неприятия взрослых;
  • Появляется цинизм и манипулирование человеческими слабостями, причем чаще всего под огонь попадают родители;
  • Лицемерие и слабость станут проявлением самоутверждения через интриги и приспособление к обстоятельствам;
  • Неспособность защитить себя от проявления агрессии более сильных выражается в постоянных поисках покровителей. Таких мальчиков в мужском обществе принято называть «шестерками».

Чтобы избежать таких неправильных проявлений развития, воспитание детей этого возраста должно способствовать удовлетворению двух самых важных потребностей:

  • Необходимость общения со сверстниками. Важно поощрять любое общение с ровесниками вне стен школы;
  • Необходимость в утверждении собственных вкусов и пристрастий. Не мешайте мальчику самостоятельно выбирать игры, друзей или одежду. Ведь формирование собственного мнения и линии поведения возможно только методом проб и ошибок.

Помните! Это не взрослеющие сыновья должны подстраиваться под вашу систему ценностей. Это вы, родители, должны уметь вовремя перестроиться и научиться сотрудничать со своим ребенком. Сложный период взросления не терпит авторитаризма, ему необходимо партнерство.

  • Найдите золотую середину между строгостью и лаской. И то, и другое жизненно необходимо взрослеющим мальчикам;
  • Ребенок должен чувствовать, что родители всегда придут на помощь, поддержат в любой ситуации. Помощь должна заключаться не в наказании обидчика, а в выяснении конфликтной ситуации, с ее полным анализом;
  • Дайте мальчику свободу выбора, только так он сможет вырасти мужчиной, который осознает ответственность за сделанный поступок;
  • Не критикуйте, а подсказывайте;
  • Не позволяйте сыну чувствовать себя униженным: не оскорбляйте его;
  • Любите своего ребенка и обязательно как можно чаще говорите ему об этой любви. Независимо от возраста, сын хочет знать, что родители любят его не за достижения, а за то, что он их сын.

Воспитание ребенка 10-11 лет – сложная задача. Справиться с ней смогут только те родители, которые сумели проявить в этот непростой период максимум уважения и любви к своему взрослеющему сыну.

У кого, как не у папы, нужно учиться мужественности. Малыш, осознав только свою принадлежность к мужскому полу, с малых лет начинает копировать поведение отца. Привычки, манера общения, одежда, прическа – все это ребенок впитывает как губка, поэтому папе маленького сынишки нужно быть особенно аккуратным, чтобы ребенок не перенял отрицательные стороны его поведения. Отцу может только казаться, что ссора с мамой проходит между ними двумя. На самом деле малыш наблюдает и запоминает все на подсознательном уровне.

  • Второе правило для мамы -воспитывайте у сына уважительное отношение к отцу.

Даже если отец не много времени уделяет ребенку, все равно говорить о папе нужно уважительно: «Вот придет папа и починит машинку», «Папа придет и нам поможет» … В противном случае критика папы может вылиться в то, что ребенок будет копировать его поведение в подростковом возрасте и взрослой жизни.

  • И еще одно важное правило - прививайте сыну уважительное отношение к женскому полу.

Это особенно актуально, если малыш уже пошел в школу, ведь в классе он будет учиться совместно с девочками, а возможно, даже сидеть с какой-нибудь из них за одной партой. Сын должен понимать, что девочку нужно защищать и помогать ей. Подобная линия поведения прививает малышу мужественность.

Как воспитать мальчика правильно

Мальчики, в отличие от девочек, менее усидчивы и послушны. В попытках самоутвердиться они устраивают драки, шалости, капризничают. Если ситуацию выпустить из-под контроля, в более старшем возрасте проблемы могут усугубиться – ребенок может начать курить, хамить.Чтобы не допустить этого, мать и отец должны принимать равное участие в воспитании мальчика 6-7 лет. Причем важно понять, что материнская и отцовская любовь имеют разный характер, поэтому нужно соблюдать баланс.

Рассмотрим на примерах.

В семье, где мама принимает решения, а папа остается безучастным в силу того, что его инициативы подавляются, сын вырастет бесхарактерным, и во взрослой жизни в лучшем случае будет целиком зависеть от жены, в худшем – не сможет оторваться от маминой юбки. Поэтому важно, чтобы отец тоже имел вес в семье, и ребенок это видел.

А вот обратная ситуация.

В семье слишком властный отец. Ребенок, подавленный излишней отцовской строгостью, может вырасти неуверенным в себе человеком или копировать во взрослой жизни поведение отца, т.е. проявлять агрессию в собственной семье.

Еще один пример.

Ребенок слишком окружен опекой мамы. Несомненно, мальчик тоже нуждается в любви и заботе. Но некоторые мамы перегибают палку, до 40 лет беспокоясь о том, поел ли сын, надел ли шапку. В итоге мальчик вырастает слабым и безвольным человеком, не способным нести ответственность за свою жизнь. Давайте сыну больше свободы и с малых лет учите принимать решения самостоятельно.

Воспитывая мальчика 6-7 лет, придерживайтесь золотой середины, доверия, уважения каждого члена семьи и теплых отношений.

Процесс воспитания ребенка в такой атмосфере будет протекать гораздо проще, и гораздо легче можно будет управлять поведением сына.

Несмотря на важную роль отца в воспитании мальчика 6-7 лет, мама, воспитывающая малыша одна, тоже может сделать из него настоящего мужчину. Пусть такой малыш побольше общается с добрым соседом, которому вы доверяете, с дедушкой, с папой сына вашей подруги или спортивным тренером. Способов приобщения ребенка к мужскому миру не мало.

Помните, главное в психологии воспитания мальчика 6-7 лет – хороший пример для подражания. Хотите вырастить умного малыша, читайте с ним книжки. Пусть малыш видит, как папа читает газеты, интересуется техникой – ребенок тоже к этому приобщится. Хотите, чтобы ребенок рос аккуратным, поддерживайте порядок в доме, показывает своим примером, как складывать одежду. В общем, помните, что ребенок замечает все и за всем наблюдает.

А о том, как правильно воспитывать девочку вы узнаете в нашей статье

На вебинаре «Точка кипения. Конфликты в семье» рассказывает о том, как молодым родителям справляться с конфликтами в семье, помогает увидеть семейные ссоры с разнообразных сторон и выбрать для своей конкретной ситуации самое подходящее решение.

Каждая мама делает все, чтобы ее ребенок рос здоровым и счастливым, а если в семье сын - старается воспитать его сильным и смелым. Однако порой эти усилия приводят к прямо противоположному результату - мальчик растет не уверенным в себе, замкнутым, у него не складываются отношения с друзьями, он пасует перед трудностями. Как избежать ошибок в воспитании сыновей? На самые распространенные вопросы родителей отвечают психолог Ольга Воронова и педагог Вита Викторова.

1. Мало кто из родителей хочет, чтобы их сын шел служить в армию. В то же время считается, что именно в армии мальчик становится настоящим мужчиной, поскольку служба закаляет характер. Как быть?

Если у ребенка возникает постоянное желание утвердить себя, настоять на своем и дать сдачи, значит, в глубине души он чувствует себя уязвимым и защищается таким образом. В причинах этой уязвимости прежде всего и нужно разбираться.

Армия приучает к дисциплине, организованности, умению справляться с трудностями. С другой стороны, безобразия, которые творятся в нашей армии, несут угрозу для здоровья молодого человека. И вряд ли кто вас осудит, если вы найдете иные способы научить сына самодисциплине и патриотизму. Занятия спортом помогут ему почувствовать себя сильным, отсутствие повышенной родительской опеки сделает самостоятельным, а патриотизм прививается прежде всего в семье. Но если уж так случилось, что вашего мальчика забирают в армию, настройте его на то, что в течение двух лет он будет жить по совершенно другим законам и лучше к этим законам адаптироваться, чем протестовать против них. Объясните ему, что дедовщина (с которой армейское начальство не особенно борется) присутствует не только в России, но и в других гораздо более цивилизованных странах и направлена на то, чтобы "выбить" из солдата индивидуальность, потому что основа армии - беспрекословное подчинение приказам. Юноши с сильно развитым "я" страдают больше остальных. Чтобы эти 2 года не превратились в кошмар, ребенок должен обладать хорошей физической подготовкой, быть достаточно коммуникабельным и лояльным к тем, кто его окружает.

2. Что делать, если мальчик ведет себя агрессивно - дерется, обижает других детей?

Агрессия присуща и девочкам, и мальчикам, но мальчики могут проявлять ее более открыто - это испокон веков считалось нормальным и поощрялось, в то время как мягкость и уступчивость считались недостатком. Мальчики агрессивно отстаивают свое место в коллективе, борются за лидерство. Но слишком высокий уровень агрессии может говорить о неуверенности в себе. Установка "весь мир против меня" говорит об отсутствии чувства безопасности, а чувство это формируется в семье. Если родители (мама в первую очередь) относятся к сыну с любовью, не отталкивают малыша, когда ему страшно, не кричат на него, не подавляют - чувство безопасности у сына присутствует. В противном случае возникают тревожность, страх перед миром. А далее в зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может сражаться с этим враждебным миром или прятаться от него, заискивать перед ним. Иногда повышенная агрессия - следствие избытка энергии, которую подавляют разными нормами и этикетом. "Не бегай, не шуми, сиди спокойно!" - в результате ребенок выходит на улицу и дерется с первым, кто на него косо посмотрел. Если ваш сын растет большим забиякой, нужно действовать сразу по двум направлениям. Первое - дать выход энергии, то есть записать сына в спортивную секцию. Тогда агрессия будет направлена в нормальное русло и принесет ребенку пользу - он станет увереннее в себе, почувствует силу. Второе направление - психологическое. Нужно уважать и любить ребенка, чтобы он испытывал покой и душевный комфорт, тогда ему не нужно будет отслеживать окружающую обстановку, чтобы пресекать любые враждебные выпады. Словом, если родители понимающие и доброжелательные, если в семье царят согласие и взаимоуважение, мир кажется ребенку дружественным и он с ним не сражается.

3. Как распознать у сына склонность к гомосексуализму и как с ней бороться?

До сих пор ведутся споры, является склонность к гомосексуализму врожденной или приобретенной. Склонность эта может выражаться в том, что у мальчика нарушается по-лоролевое поведение - он не хочет активно утверждать себя в коллективе, проявляет чувствительность, комфортнее чувствует себя в обществе девочек, с удовольствием играет в их типичные игры - укладывает игрушки спать, кормит их, шьет им одежду, а от машинок категорически отказывается и т.д. По характеру такие мальчики более ласковые, ранимые и чувствительные, нежели их сверстники. Они не любят драться, пасуют перед явной агрессией, но при этом любят быть в центре внимания. К гомосексуализму склонны и дети, в которых много нарциссизма, то есть самолюбования. Однако для беспокойства есть основания только если все эти странности проявляются в комплексе. Кроме того, нужно помнить, что четкое осознание своего пола наступает у ребенка годам к 4-5, а до этого возраста дети только сравнивают себя с ровесниками и взрослыми, пытаясь найти сходства и различия. При этом малыши проявляют огромное любопытство, что иногда настораживает и пугает взрослых. Однако повода для переживаний, как правило, нет. Если же явные нарушения сохраняются и в 8- 9 лет, можно уже обращаться за консультацией к специалисту, который определит, есть ли проблема и как с ней быть. На нарушение сексуальной ориентации у мальчиков влияют следующие факторы: нелюбовь со стороны отца или его отсутствие в жизни ребенка (нереализованная потребность в этой любви сохранится, и мальчик будет искать ее у других взрослых мужчин), желание родителей иметь девочку и неосознанное навязывание сыну женской модели поведения, жестокое обращение со стороны матери (в этом случае мальчик воспринимает женщин как потенциальный источник унижения и избегает их).

Если вы поняли, что у вашего сына нетрадиционная ориентация, или заметили склонность к ней, не кричите на него, не наказывайте, а разберитесь в причинах (возможно, нужно изменить свое собственное поведение) и деликатно корректируйте поведение сына. Но в любом случае помните, что это ваш ребенок и вы не должны отвергать его ни при каких обстоятельствах.

Самые распространенные ошибки, которые допускают родители при воспитании сына.

  • Слишком суровое отношение ради воспитания мужественности. Мальчикам, точно так же как и девочкам, нужны любовь, ласка, забота, внимание.
  • Желание воспитать ребенка по своему образу и подобию, игнорируя индивидуальные особенности.
  • Ссоры между родителями на глазах у сына.
  • Предъявление ребенку слишком высоких требований ("Ты же мальчик!"), которым он не может соответствовать.
  • Потакание любому капризу, баловство(особенно, если мальчик- младший ребенок в семье).
  • Отсутствие последовательности в воспитании (за одно и то же поведение или поступок то наказывают, то хвалят).
  • Несогласованность в воспитании между родителями - один разрешает, другой запрещает.
  • Сравнение с другими детьми и приведение их в пример, критика.
  • Постоянное навязывание отрицательных установок ("Не бегай быстро, а то упадешь", "Плохо будешь учиться - станешь дворником").
  • Обучение наукам в ущерб физическому воспитанию (мальчик должен быть физически сильным и выносливым).
  • Отсутствие личного позитивного примера.

4. Сын целыми днями просиживает за компьютером. Как отучить его от этого?

Зависимость от компьютера появляется у тех детей, которые вообще склонны к зависимости. Кто-то попадает в зависимость от наркотиков, кто-то - от алкоголя, другие - от интернета. Важно понимать, что все вышеперечисленное - это уход от реальной жизни в мир вымышленный. А жертвами этих пристрастий, как правило, становятся дети, не чувствующие любви родителей. Это вовсе не означает, что родители о них не заботятся. Но забота эта выражается не в том, что нужно ребенку. Покупка вещей, оплата образования не связаны в понимании детей с любовью. Любить - значит уделять внимание, уважать, прислушиваться к проблемам. Если ничего этого ваш сын не получает, у него рождается чувство собственной ненужности, одиночества, потерянности. Отсюда стремление уйти в мир, "где все легко".

5. Как должен вести себя отец, чтобы воспитать нормального сына?

Поведение отца имеет огромное значение в , потому что своим примером он показывает, как должен вести себя мужчина в тех или иных ситуациях. Если папа - глава семьи, сын будет ориентироваться на эту модель и, скорее всего, захочет играть лидерскую роль в семье, которую сам создаст. Но если при этом отец груб и тиранит близких, ребенок почувствует дефицит любви, что может подорвать его уверенность в себе - среди представителей своего пола он будет чувствовать себя слабым и уязвимым. Слишком мягкий папа при властной маме может сформировать характер, при котором мальчик будет подсознательно бояться женщин, станет подкаблучником или у него разовьется синдром Дон Жуана. Прежде всего идеальный папа должен быть любящим, но в то же время приучать к дисциплине. Папа должен держать слово и идти в зоопарк, если пообещал. Вообще, принцип здесь прост - все, что вы хотите привить своему сыну, демонстрируйте на своем примере и вовлекайте ребенка в этот процесс. И помните о принципе золотой середины - слишком суровое воспитание (ребенок воспринимает это как тиранию) или предоставление полной свободы действий (сын сочтет, что вы равнодушны) нежелательны. Что касается чувства мужской полноценности, то, чтобы у мальчика не появилось комплексов, отец должен быть уважительным, любящим и любимым мужем, поскольку гармоничные отношения между родителями - залог счастливой семейной жизни сына.

6. У моего сына переходный возраст. Он стал раздражительным, скрытным. Как правильно вести себя с ним?

Переходный возраст - это очень важный период, когда меняется психологическое самоощущение подростка. Он активно ищет свое "я", пытается найти свое место среди сверстников, сравнивает себя с ними, задумывается о смысле жизни. Одновременно происходит перестройка организма, наступает пора . Все это несет огромную психологическую нагрузку. Отсюда - раздражительность, изменение поведения, депрессивные состояния. Очень важно в этот период не потерять контакт с сыном. Не нужно лезть к нему в душу или отслеживать, чем он занимается, куда ходит, с кем дружит, он сам будет делиться подробностями своей жизни, если доверяет вам. Конечно, о доверии с его стороны нужно задумываться гораздо раньше, но в этот момент проявите мудрость и не пытайтесь усмирить разбушевавшийся характер. Будьте с мальчиком деликатны, не высмеивайте его страхи, сомнения ("Что за ерунду ты несешь?", "Какая любовь в 15 лет?"). Если он будет знать, что вы всегда готовы его выслушать и прийти на помощь, он не закроется и вы сможете контролировать ситуацию.

7. Настоящий мужчина ассоциируется с войном, защитником, благородным рыцарем. Как в сыне воспитать мужественность?

Времена, когда мужчина с оружием в руках защищал семью и дом, миновали. Мужественность по-прежнему в цене, но современные условия жизни предъявляют сильному полу несколько иные требования - защищать приходится не столько кулаками, сколько умом и гибкостью. Сегодня успешный мужчина должен обладать качествами традиционно числящимися за женщинами: общительностью, способностью уловить настроение собеседника, умением посочувствовать. Поэтому воспитание сына ориентированное на классическую мужественность скорее осложнит ему жизнь, чем облегчит. Мальчик должен чувствовать себя уверенно и знать, что он способен защитить себя и своих близких, но современные девушки больше не терпят "хозяина" в доме - они хотят быть независимыми, самостоятельными, требуют душевной чуткости и не готовы играть роль классической домохозяйки. Да и продвижение по работе часто зависит не от прямого давления и принципиальности, а от умения маневрировать и поддерживать контакты с людьми. Так что от современного молодого человека ждут не брутальности, а лидерских качеств в сочетании с гибкостью и чуткостью.

8. Как воспитать победителя-сына, который будет успешным?

Все, что вы прививаете сыну, демонстрируйте на собственном примере

Безусловно, в наше время огромное значение имеет хорошее образование, поэтому родители копят деньги на хорошую школу, институт, курсы. Но, к сожалению, только образования недостаточно, чтобы, получив диплом, сын устроился на хорошую работу и стал бы-

стро продвигаться по карьерной лестнице. Недостаточно и таланта. Есть выражение, что судьба - это характер. Именно характер делает человека успешным. Мальчик обязательно должен быть уверенным в себе, знать, что решение трудной задачи ему по силам. Также воспитывайте в сыне трудолюбие. Но при воспитании этих качеств необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. К примеру, если он живой, подвижный, неусидчивый, то нет смысла заставлять его часами корпеть над учебниками - так вы только отобьете охоту к труду.

Всегда говорите сыну, что верите в него, что у него все получится, хвалите его не только за блестящие результаты, но и за усилия, даже если пока они не увенчались успехом. Не ставьте ему в пример других детей - этим вы даете понять, что он в глазах даже самых близких людей хуже остальных. Любите его за то, что он есть, а не за то, что он получил пятерку. И внимательно присматривайтесь к его увлечениям - важно помочь ребенку определиться с будущей профессией или хотя бы наметить сферу будущей деятельности. Не повторяйте распространенной ошибки, когда родители навязывают детям то, чем когда-то хотели заниматься сами. Человек не может быть успешен в нелюбимом деле, но может достичь огромных высот, если будет увлечен профессией. Правда, возникает вопрос: как быть, если сыну нравится дело, которым сложно заработать на жизнь? В такой ситуации вы можете скорректировать специальность, предложив будущему художнику освоить профессию дизайнера.

9. Как правило, после развода ребенок остается жить с мамой. Как мама может заменить ему отца, хотя бы частично?

Очень важно, чтобы сын знал, что у него есть отец и что его папа - хороший человек с множеством достоинств. Нужно всячески подчеркивать, что папа любит сына, просто в силу определенных обстоятельств не может жить вместе с ним. В детстве от самых близких людей мы усваиваем модели поведения. И ваш сын, глядя на происходящее вокруг, учится, как надо вести себя с друзьями, детьми, родственниками. В этом плане отсутствие отца плохо влияет на "сценарий" будущей жизни -фактически мальчик не знает, что в семье должен делать муж, как положено относиться к женщине в целом и к жене в частности. Понимая эту проблему, некоторые женщины пытаются вести себя и как мать, и как отец одновременно, чем окончательно "смазывают" картину. В такой ситуации лучше оставаться просто мамой, а чтобы у сына сложилась мужская модель поведения, поощряйте его общение с родным отцом - забудьте о своих обидах на бывшего мужа и думайте исключительно о благополучии сына. Полезно также общаться с семейными парами, дабы ребенок видел, как ведут себя муж и жена.

Гармоничные отношения между родителями - залог успешной и счастливой будущей семейной жизни вашего сына!

10. Несмотря на то, что сын и дочь учатся у одних и тех же учителей, отношение к школе и предметам совершенно разное. С чем это связано?

Экспериментально доказано, что даже у новорожденных девочек и мальчиков по-разному функционирует мозг. К школьному возрасту различий, как утверждают специалисты, больше, чем сходств. И хотя в каждом возрасте девочки и мальчики проходят одинаковые этапы развития, они, естественно, по-разному относятся к учебному процессу. Если девочки более устойчивы, приспособляемы к предлагаемым условиям, в среднем они, как правило, лучше учатся в школе, то мальчики более уязвимы, им труднее придерживаться установленных правил и модели поведения. Общепризнанным является факт, что у мальчиков и девочек есть ряд психологических различий. У подавляющего большинства первых, например, лучше развиты зрительно-пространственные и математические способности, у вторых - речевые. Конечно, восприятие учебных предметов и школы в целом тоже разное. Мальчикам в отличие от девочек всегда нужно четко сформулировать конечную цель того, что вы объясняете, иначе говоря, сказать, зачем это нужно знать и уметь. Если девочки, как правило, более прилежны и готовы выполнять работу только потому, что "так нужно", то мальчики более рациональны и практичны в затратах на учебу и, если нет ответа на вопрос "зачем", выкладываться не будут. Более того, нельзя забывать, что в школе работают в основном женщины, это тоже сказывается на результатах обучения. Есть такая шутка (а в ней доля истины), что педагогическую науку создали мужчины и содержание образования у нас мужское, а потом мужчины из школы ушли и организация образования стала женской, отсюда и все беды для мальчиков. Если серьезно, то именно этим некоторые зарубежные исследователи объясняют большее количество хороших учениц по сравнению с количеством хороших учеников. Как ни банально звучит, но мальчики-ученики ничуть не хуже, чем девочки-ученицы, они просто другие, и никогда не надо об этом забывать!

Ольга Воронова
Вита Викторова

Обсуждение

Данный вопрос задавал себе каждый, но где беретсясмелость и как ее развить, знает не каждый. В данной статье мы разберем самые главные вопросы и методы для того, что бы каждый, кто захочет развить и улучшить свою смелость смог реализовать данную цель. [ссылка-1]

04.07.2016 20:30:28, леха

Больше придилять внимания ребенку! Меньше посиделок за компьютером.

Ага, т.е. сначала родители из гомофобии должны бороться с такими проявлениями "Склонность эта может выражаться в том, что у мальчика нарушается по-лоролевое поведение - он не хочет активно утверждать себя в коллективе, проявляет чувствительность, комфортнее чувствует себя в обществе девочек, с удовольствием играет в их типичные игры - укладывает игрушки спать, кормит их, шьет им одежду, а от машинок категорически отказывается и т.д." А потом их жены будут выть от того, что муж агресивен, ничего не делает по дому, не помогает с ребенком и вообще занят исключительной карьерой...

17.07.2006 08:07:21, мама Ксени

статья очень хорошая, особенно для тех, кто на самом деле хочет воспитать настоящего мужчину. Спасибо за советы.

27.05.2006 23:26:13, натали

Предыдущему автору.
Конечно, вы совершенно правы, что раз уж родители неидеальны, то ребенок будет ещё более неидеальный (а точнее - в два раза более хуже, чем родители). А я на своём опыте уже убеждаюсь, что, если отец с упущениями в культуре и в воспитании, то это мгновенно улавливается ещё маленьким сыном, и воспроизводится в поведении, только ещё более усугубляется.
И уж лучше вообще без папы, чем с тираном и деспотом.

31.03.2006 09:07:09, Ася

В статье очень много "прописных" истин, "книжных" советов. А как например воспитать сына собственным примером отцу, который и сам не без комплексов, проблемм и упущений в воспитании?! Где вы видели родителей, удовлетвиряющих всем критериям? Меня саму воспитали с сильным перекосом в неполной семье, муж - единственный и очень поздний ребенок, со всеми вытекающими... Мы не можем перемениться за минуту, только потому, что так написано! Что же наш ребенок вырастет "не правильным", и что есть норма, а что отклонение? Разве это не субьективно?

30.03.2006 12:42:53, Мама

Статья интересная и познавательная. Спасибо!

Не понравилась(:, общие фразы, ничего конкретного, а ошибки при воспитании мальчиков - это то что написано мелким шрифтом - это ошибки, которые нельзя допускать при воспитании детей обоего пола.
И про армию мне тоже понравилось: "Иди сынок, послужи в армиии, там все по-другому, чем на гражданке":)- такими словами можно объяснить ребенку, а не молодому человеку:)

23.03.2006 21:58:09, Стас

Хотелось бы задать вопрос авторам: что-нибудь об армии они слыхали из первых уст нормального парня, а не маменькиного сынка, Марии Арбатовой или дурака-журналиста, который закосив от армии, поливает её грязью, пытаясь оправдать свой страх перед службой? Кроме того, есть и другие мыслишки. Когда "мальчика забирают в армию" ему,между прочим, уже как минимум 18 лет, и если это не "тепличное растение" он сам кое в чём должен разбираться, а не выслушивать рассказы неслужившего папы или (уж совсем ни в какие ворота!) мамы о дедовщине как о неизбежном зле. Так и представил себе: мама говорит сыну:"Иди,сынок,служи. В забугорных армиях тоже деды есть, я точно знаю. Будь серенький - и тебя не тронут". Прибавила парню оптимизма. Далее: милые дамы, вынужден вас огорчить - борется армейское начальство с дедовщиной и ещё как борется, может и не везде, но обобщать не надо, что совсем нигде. Сам служил в части,куда аж из главного управления (не скажу какого - военная тайна)прикатила комиссия для разбирательства. Повод - один товарищ с утра перед зарядкой не успел пописать(курил потому что),маме пожаловался в письме (мне было бы неудобно),та - командованию:"Над сынулей издеваются, не дают помочиться, заставляют терпеть и вообще он у меня похудел и т.д." "В течение двух лет он будет жить по совершенно другим законам". Эти законы: Конституция, уставы (сотню раз проверенные на соответствие законодательству), уголовный кодекс, международное гуманитарное право и т.д. Конечно, на гражданке ими никто не пользуется.:) Коли следует понимать слово "законы" не буквально, а как некие правила, то их в армии два:режим и дисциплина, когда юноша к ним привыкает, это тоже,конечно, плохо.:)Без них лучше - очевидно, по вашему это так. И последнее. Булгаковский герой говорил:"Разруха не в сортирах, а головах". Тоже самое с дедовщиной. Уж психолог с педагогом должны знать, что к 18 годам личность человека в основном сформировалась, и идёт служит человек с уже сложившейся по большей части системой взглядов и убеждений, которые потом и проявляются. Если же этого не произошло, не сформировался он как личность, то вина здесь не армии, а, простите, ваша - родители, педагоги, психологи.Напомню пословицу - "учи дитё пока оно поперёк лавки, когда вдоль будет, то уже поздно". Дедовщина - явление не армейское, а социальное, в армии просто ярче проявляется. В любой организации (даже в школе) на кого всегда больше работы? На молодого специалиста. Понаблюдайте за детьми в детском саду, когда они думают, что взрослых рядом нет и в группе дети разных возрастов, увидите много интересного. И это будут дети не только мужчин, служивших в армии. Откуда это тогда? И, в конце концов, почему - дед, а не пахан,бугор или ещё как?

23.03.2006 21:55:59, Стас

А вам не показалось, что там в основном общие слова?

Всё это, ну, или почти всё и для девочек справедливо. Им так же нужна полноценная семья, чувство безопасности, родительский пример, к ним так же применимы все данные советы, и переходный возраст тоже... бывает...
Надо просто жить вместе, я думаю. И учить ребёнка, не важно, мальчик это или девочка, строить отношения с другими людьми, быть собой, быть Человеком.

23.03.2006 15:36:02, Ирина