Главная цель воспитания в педагогике. Проблема цели воспитания в педагогике

Целенаправленность - одна из главных характеристик воспитания.

Цель воспитания - это ожидаемое изменение в человеке (или группе лю­дей), осуществленное под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Процесс формулировки цели, как правило, аккумулирует сложившееся в культуре отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Выделяют два уровня целей воспитания:

1. социальная цель, отра­жающая те качества, которые должны быть сформированы у всех людей

2. цель личностная, зависящая от особенностей отдельной личности.

Цель выражает общую направленность воспитания. При практиче­ском осуществлении она выступает как система конкретных задач.

Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много, цель конкретной воспи­тательной системы всегда одна . Именно цели определяют различие вос­питательных систем. В современном мире существует разнообразие це­лей воспитания и соответствующих им воспитательных систем.

Какие факторы определяют выбор цели воспитания?

Факторы воспитания:

1. потребности общества в воспитанной личности

2. идеология

3. нравственные ценности

Прежде всего это потребности общества в человеке определенного типа . Поэтому цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества.

Доказательством этого является изменение целей воспитания в разных общественно-экономических формациях. Так, в период феодализма цель воспитания для детей феодалов заключалась в воспитании джентльмена, обладающего «рыцарскими добродетелями». Цель воспитания в период капитализма: воспитание предприимчивого хозяина, предпринимателя.

Другим фактором выступают идеология , политика государства и пра­вящих классов. Не существует ни одного государства, даже самого демо­кратичного, где цели воспитания не направлялись бы на укрепление сло­жившихся общественных отношений и были бы оторваны от политики и идеологии правящего класса. Помимо этих факторов на цели воспитания влияют темпы научно-технического и социального прогресса, уровень развития педагогической теории и практики, возможности образователь­ных учреждений и пр.

Вместе с тем, на протяжении веков в качестве целей воспитания при­нимались такие вечные нравственные ценности , как «добро» (поведение на благо другого), «истина» (как руководство при оценке действий и по­ступков), «красота».

Наиболее полное раскрытие они получили в цели воспитания всесто­ронней и гармонично развитой личности. Ее формулировка впервые была предложена в работах античных философов (Сократа, Платона, Аристо­теля). В дальнейшем в понятие всестороннего гармоничного развития личности вкладывался различный смысл.

В современной трактовке цель гуманистического воспитания звучит как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. Такая постановка цели предпола­гает гармонию самости и социумности личности. Самость отражает внутренний план развития личности, всесторонность представлений о ее «Я». Социумность отражает внешний мир развития личности, прежде всего социальные связи. Самость и социумность - это две взаимосвязан­ные стороны личностного проявления и соответственно два направления ее самосозидания и саморазвития. Следует подчеркнуть, что такая фор­мулировка цели воспитания глубоко гуманистична, поскольку позволяет признать приоритет индивидуальности человека, открывает возможность самому человеку отвечать за свою жизнь, за раскрытие своих способно­стей и своего творческого потенциала. Второй особенностью такой по­становки цели гуманистического воспитания является ее динамизм, что связано с понятиями саморазвития и самореализации, которые подчерки­вают необходимость активности и движения к достижению идеала.

Цель гуманистического воспитания находит отражение в целях образовательных учреждений . В современной общеобразовательной (полной) школе цель воспитания зву­чит следующим образом: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности , всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуально­сти ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Данная цель реализуется в конкретных задачах воспитания. Так, в области умственного воспитания школьников на первый план выходят такие задачи, как: формирование научного мировоззрения, развитие ум­ственных сил и способностей учащихся, развитие познавательных инте­ресов и формирование познавательной активности, формирование готов­ности к постоянному самообразованию. Эти задачи решаются в нравст­венном, трудовом, эстетическом, физическом воспитании.

21 22 ..

II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

21. Принятие цели воспитания в педагогике

Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать и, естественно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность.
Из философии известно, что цель неизбежно определяет способ и характер деятельности человека. В этом смысле цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы. Например, когда-то в старой русской школе одной из целей воспитания было формирование религиозности, послушания, беспрекословного исполнения установленных правил поведения. Вот почему много времени отводилось изучению религии, широко практиковались методы внушения, взысканий и даже наказаний, вплоть до физических. Сейчас же целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует совсем иной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер, ведется борьба с авторитарным подходом к детям, методы взысканий и наказаний используются все реже (Физическое наказание в современной школе недопустимо).
Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики.
Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.
Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности? Какое содержание имеет это понятие?
В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле - здоровый дух.
Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники.
Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс обществ могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.
Можно сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.

1. Понятие о цели воспитания

2. Условия и факторы определения цели воспитания

3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности

4. Цель воспитания в современной педагогике

5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания

6. Основные тенденции развития образования

Понятие о цели воспитания

Целеустремленность - важнейшая характеристика воспитания. Как отмечалось, объектом воспитания является личность человека, менять которую воспитатель может лишь опосредованно, создавая или изменяя педагогические условия, в которых одни процессы стимулируются, другие - тормозятся. Кроме того, реакция человека на воспитательное воздействие зависит от ее воспитанности; в процессе воспитания часто остается неизвестным влияние других факторов, среди которых могут быть и отрицательные. В связи с этими обстоятельствами цель отдельного воспитательного воздействия достигается по-разному: на одних воспитанников он влияет значительно, на других - едва заметно; могут быть и такие воспитанники, на которых, в целом, воспитательное воздействие не действует.

Итак, целеустремленность воспитания означает обоснованную последовательность целей воспитания, постоянное корректировки воспитательных действий. Цель определяет характер не только отдельных воспитательных воздействий, но и всего процесса воспитания.

Цель - это то, к чему стремятся, чего пытаются достичь; цель (Словарь укр. языка. - Т. 11. - С. 235).

Цель воспитания - это заранее определенные результаты в развитии и формировании личности, которых пытаются достичь в процессе воспитательной работы. Знание цели воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать

и, естественно, придает его работе необходимую направленность и осмысленность.

Что бы вы сказали об архитекторе, который, закладывая И новое здание, не смог бы ответить на ваш вопрос о том, что он хочет строить, - храм, посвященный богу истины, любви и правды, или просто дом..., гостиница. .., кухню..., музей... или, наконец, хлев для составления туда разного, никому не нужного хлама? То же вы должны сказать о воспитателя, который не сможет четко определить вам цель своей воспитательной деятельности. К.Д. Ушинский

Философы утверждают, что цель неизбежно определяет способ и характер деятельности человека. В этом смысле цели воспитания подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

Цель является определяющей характеристикой воспитательной системы. Именно цель и средства ее достижения отличают одни системы от других: системы, направленные на удовлетворение потребностей ребенка - ее стремлений, желаний, интересов (Вольфдорфська система, система Монтессори) через педагогические системы В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко к системам, которые полностью обеспечивают удовлетворение потребностей общества, государства или определенного господствующего класса и др. В современном мире существует много целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Диапазон различий между целями широк - от незначительных изменений некоторых качеств человека к кардинальным изменениям его личности.

Цель определяет общую целеустремленность воспитания. В практической воспитательный работе педагог ставит конкретные цели, выбирая соответствующее содержание и способы воспитательной деятельности, причем реальные результаты воспитания сравнивает с общей целью.

В педагогике приняты конкретные цели воспитания называть задачами. Цель и задачи сопоставляются как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливым может быть и такое

определение: цель воспитания - это система заданий, которые она решает.

В рамках отдельной воспитательной системы цель всегда одна. Стоящих перед ним определяются, в основном много. Задача воспитания, решает педагог, могут быть классифицированы и систематизированы с учетом нескольких оснований.

Реализация общей цели воспитания требует прежде всего ее конкретизации по признакам: национально-региональными, среды (город, село), типа школы, ступени обучения, половозрастным, индивидуально-личностными.

Вторая важная основа классификации задач воспитания возникает в связи с выделением "единицы" воспитательного процесса. Такой структурной единицей является воспитательная ситуация. Именно в ней осуществляется самореализация и самоутверждения личности ученика. Соответственно выделяются задачи воспитания: анализ моральных, правовых и других норм; самооценка собственных возможностей; понимание сути несоответствия; моральный выбор; включения в деятельность; самореализация и самоутверждения.

Третьим основанием для классификации может быть анализ компонентов поведения и деятельности и выделение в качестве задач воспитания нравственных, трудовых, интеллектуальных привычек, умений, способностей к саморегуляции поведения, деятельности, позиций.

Четвертой основой может стать выделение компонентов нравственного развития личности: нравственных чувств, знаний, убеждений, отношений.

Пятой - системно-компонентный анализ личности и разделение задач воспитательного воздействия на отдельные сферы: задача формирования сознания, эмоциональной сферы, поведения.

По своему содержанию цели воспитания - это социальные идеи, сформулированные обществом на определенном этапе его развития. Каждой социальной идеи соответствует определенный компонент личности. Отсюда, цель воспитания становится реальной, если она приобретает психологической формы. Цель воспитания - это социальная идея, которая превратилась во внутренней детерминант жизнедеятельности питомца.

Решающую роль в этом преобразовании играют субъективные цели личности. Поэтому педагог создает условия для развития системы личностных целей. Среди них основными являются: понимание смысла собственной жизни; осознание себя гражданином страны; стремление унаследовать, сохранить и приумножить духовное достояние своего народа, попытки развивать творческие способности; всесторонне совершенствоваться и другие.

Цели воспитания

Понятия и типы воспитания.

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В современном обществе воспитание выполняет три основных функции: 1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества); 2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка); 3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений). Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни. Тесная связь воспитания с общественной жизнью предполагает обусловленность воспитания особенностями культуры и исторической памяти каждого народа, сложившимися в обществе национальными обычаями и традициями, национальным менталитетом.

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Типы воспитания.

Умственное воспитание.

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитиюличности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Физическое воспитание

Физическое воспитание- неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке умолодежикачеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитаниеохватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования.Трудв процессе воспитания выступает и какведущий фактор развитияличности.

Политехническое воспитание

Политехническое образованиенаправлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главныезадачи политехнического воспитания- формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образованиеразвивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выборупрофессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание- формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормамобщества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание- базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.Задачи эстетического воспитанияусловно можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений.

Цели воспитания.

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитания. Целью воспитания в педагогике принято считать конечный результат формирования личности. Вместе с тем, такое определение достаточно условно, ибо конечного результата формирования личности не существует. Человек формируется в течение жизни.

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель - идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

    прагматической;

    гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

    формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

    гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

    овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

    формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

    развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

    обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, - говорил Ушинский, - в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им - от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание - это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - педагоги».

http://uchebnikionline.ru/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/teoriya_vihovannya.htm

Как уже отмечалось, ни в одной стране мира нет воспитания «вообще». Оно всегда имеет конкретно-историческую форму выражения и направлено на формирование личности определенного государства.

Цели воспитания в Украине обусловлены тремя факторами: а) распадом СССР и провозглашением Украины независимым государством; б) изменением социально-экономической формации, переходом от социалистических общественных отношений к рыночным, интеграцией в европейское и мировое сообщество; в) построением демократического общества.

Названные факторы предусматривают ориентацию на возрождение национального достоинства, патриотизма и гражданственности личности; образованность на мировом уровне, гуманизм, духовность, деловитость; активизацию каждого человека в частности, ее самореализацию в материальной и духовной сферах общественной жизни, соблюдения всех прав человека. "Целью образования, - подчеркивает закон Украины "Об образовании, - является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественного выбора..." "Главная цель национального воспитания, - сказано в Государственной национальной программе

«Образование», - приобретение молодыми поколениями социального опыта, наследование духовного достояния украинского народа, достижение высокой культуры национальных отношений, формирование у молодежи независимо от национальной принадлежности личностных черт граждан Украинского государства, развитой духовности, физического совершенства, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры».

Следовательно, цель воспитания - всестороннее и гармоничное развитие личности - с повестки дня не только не снимается, но и развивается согласно новых целей и ценностей, которые стоят перед личностью и обществом. Цель воспитания конкретизируется через систему воспитательных задач, которые объединяются в приоритетные воспитательные направления: умственное, нравственное, трудовое и другие. Данные направления тесно связаны, дополняют друг друга, имеют самостоятельное теоретико-методологическое значение. Вместе они образуют целостную систему национального воспитания.

Национальное воспитание - это воспитание, которое осуществляет все общество в целом: семья, учебные заведения, формальные и неформальные объединения, общественные организации, средства массовой информации, учреждения культуры, религиозные объединения и др. Самой весомой составляющей национального воспитания является воспитание, которое осуществляется государственными учреждениями, институтами и т.д. Но последнее является более узким, единичным относительно национального, что действует вне государственного и имеет значительно более широкий диапазон влияния на процесс социализации личности. Общеобразовательные учебные заведения призваны реализовать в полной мере цель и основные задачи национального воспитания. В то же время они имеют ряд специфических воспитательных задач: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развитие познавательной активности, культуры умственного труда, выработку умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике и т.д. Поэтому главными направлениями воспитания детей и молодежи в практической деятельности школы являются: умственное, патриотическое, нравственное, правовое, трудовое, экологическое, художественно-эстетическое, физическое, половое воспитание.

В условиях переходного периода центр тяжести в формировании всесторонне развитой личности перемещается на воспитание гражданственности, которая аккумулирует системно-утворювальну характеристику гражданина независимой Украины. «Реально целью воспитания в условиях экологического, экономического и духовного кризиса нашего общества...должно стать воспитание жизненно активной, гуманистически направленного гражданина демократического общества, который бы в своей жизнедеятельности руководствовался культурно-национальными и вселюдськими принципами». Установка на воспитание активного в действиях и поступках гражданина будет способствовать развитию физического, психического, социального и духовного потенциалов индивидуальности воспитанника, а самореализация, самоутверждение в общественной, трудовой, художественной и других видах деятельности - всестороннему формированию его личности.

Нам уже известно, что современная педагогика развитых стран отличается неоднородностью, значительным количеством теоретико-философских платформ, которые не совпадают между собой. Каждая педагогическая концепция предлагает свое решение проблемы целей воспитания.

Педагогика экзистенциализма ставит своей целью вооружение человека опытом существования. «Цель всего процесса воспитания в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Одна из центральных задач воспитания - помочь человеку сделать нравственный выбор. Основой для морального поведения есть три фундаментальные добродетели: доверие, надежда, благодарность. Будучи заложенными в природе человека, они составляют, по словам немецкого философа и педагога А.Ф. Больнова, ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. К числу простых форм морали, которые должны формировать воспитания, Больнов относит доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обстоятельствах, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ей помочь и быть терпимым к проявлениям несовершенства.

Педагогика неотомизма выступает за воспитание человека, идеалом жизни которой является Бог. Согласно учению педагогов-неотомістів, необходимо заботиться о обе стороны человека - тело и душу, но главное - душа. Поэтому близкой целью воспитания является христианское совершенствование человека на земле, далекой целью - забота о его жизни в потустороннем мире, спасение души. Задачи воспитания определяются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь как вечный, неизменный и самый стабильный социальный институт.

Новогуманістична педагогика, развивающейся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Известный немецкий педагог и психолог Л. Кольберг считает, что воспитание должно направляться на развитие сознательной организационной структуры личности, которая позволяет анализировать, объяснять и решать важные моральные и социальные проблемы. В связи с этим конкретная задача - в каждом человеке развивать способности к самостоятельным суждениям и решениям.

Прагматическая педагогика исходит из того, что истинное воспитание не есть внешним воздействием, а развитием свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет. Для того, чтобы подготовить человека к жизни, воспитание должно обеспечивать ее рост в практической сфере, формировать опыт, развивать практический ум. Цель воспитания - подготовка к жизни. Задачи воспитания: пробуждение и развитие внутренней активности, направленной на достижение жизненных целей человека; воспитание предприимчивости, социальной корректности, высокого чувства достоинства, силы и т.д. Педагогика необіхевіоризму главную цель воспитания видит в формировании «управляемого индивида» - настоящего гражданина, который воспринимает систему, придерживается прав и обязанностей демократического общества, является патриотом своей общины, штата, государства, мира. Важными задачами этой педагогики является воспитание чувства ответственности, дисциплины в процессе труда.

Следовательно, в отличие от отечественной педагогики, для которой всегда был характерен определенный монизм и глобализм идей, современная педагогика развитых стран придерживается курса практичности, умеренности и досягаемости.

1. Конспект лекций Педагогика
2. 2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
4. 4. Философские основы педагогики.
5. 5. Суть новой методологии педагогики.
6. 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений.
7. 7. Педагогические ценности.
8. 8. Обще - и конкретно-научная методология педагогики.
9. 9. Методы педагогических исследований.
10. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития
11. 2. Наследственность в человеческом развитии.
12. 3. Социализация и становление личности.
13. 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.
14. Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания.
15. 2. Условия и факторы определения целей воспитания.
16. 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности.
17. 4. Цель воспитания в современной педагогике.
18. 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания.
19. 6. Основные тенденции развития образования.
20. Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса.
21. 2. Движущие силы педагогического процесса.
22. 3. Педагогический процесс как система.
23. 4. Целостность педагогического процесса.
24. 5. Закономерности педагогического процесса.
25. 6. Организация педагогического процесса.
26. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика.
27. 2. Структура педагогической деятельности учителя.
28. 3. Педагог демократической школы.
29. 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя.
30. 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура.
31. 3.3. Профессионально значимые качества.
32. 3.4. Профессиональная компетентность.
33. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы.
34. 1. Понятие о дидактику.
35. 2. Основные дидактические концепции.
36. 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике.
37. Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения.
38. 2. Процесс обучения как система.
39. 3. Цели процесса обучения (целевой компонент).
40. 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент).
41. 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент).
42. 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
43. 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент).
44. 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент).
45. 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
46. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы.
47. 2. Классификация закономерностей обучения.
48. 3. Понятие о принцип, правило.
49. 4. Система дидактических принципов.
50. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования.
51. 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования.
52. 3. Теории организации содержания образования.
53. 4. Научные требования к формированию содержания образования.
54. 5. Реализация содержания образования в современной школе.
55. Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения
56. 2. Из истории форм организации обучения.
57. 3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
58. 4. Урок - основная форма организации обучения.
59. 5. Типы и структура уроков.
60. 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
61. 7. Нестандартные уроки.
62. 8. Вспомогательные формы обучения.
63. 10. Самоанализ урока.
64. Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения.
65. 2. Классификация методов обучения.
66. 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
67. 4. Методы стимулирования и мотивации умения.
68. 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
69. 6. Бинарные методы обучения.
70. 7. Ситуационный метод.
71. 8. Выбор методов обучения.
72. Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения.
73. 2. Простые средства.
74. 3. Сложные средства.
75. Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения
76. 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
77. 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования.
78. 4. Оценивания результатов обучения.
79. Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания
80. 2. Процесс воспитания как система.
81. 3. Особенности воспитательного процесса.
82. 4. Цель и задачи гуманистического воспитания.
83. 5. Механизмы становления личности.
84. 6. Школы гуманистического воспитания.
85. 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
86. 8. Самовоспитания учащихся.
87. Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания.
88. 2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
89. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры.
90. 3.2. Воспитание умственной культуры.
91. 3.3. Философско-мировоззренческая подготовка.
92. 3.4. Воспитание основ нравственной культуры.
93. 3.5. Воспитание экологической культуры.
94. 3.6. Трудовое воспитание и профориентация.
95. 3.7. Воспитание эстетической культуры.
96.