Виды детских садов. Дошкольные группы государственных образовательных учреждений «центр образования»

мы всегда мыслим позитивно

Детский сад - это особый мир: яркий, интересный, неповторимый!

Детский сад - это такое особое место, где детям разрешается быть детьми.

В нашем детском саду очень дружелюбная, благоприятная атмосфера! Работу воспитателя можно назвать чудом, ведь воспитвть в человеке лучшие качества и вложить в него знания - это кропотливый труд, который под силу только самым мудрым и искусным. В саду работают поистине талантливые педагоги, которые очень любят детей и отдают им свои сердца! На увлекательных занятиях дети постигают азы математики, информатики. грамоты, секреты художественного мастерства и творят чудеса своими руками. Воспитанники детского сада принимают участие в различных конкурсах и выставках. В детском саду ребят ждут весёлые праздники, на которых они, как начинающие актёры, с помощью песен и танцев. представляют мамам и папам, бабушкам и дедушкам чудестную страну своего детства.

МЫ РАДЫ КАЖДОМУ РЕБЁНКУ!

О нас

Заведующий Макаренкова Оксана Геннадьевна.

Заместитель заведующего Володских Светлана Анатольевна

Правовое обеспечение:

Устав детского сада (дата регистрации - 21.01.2000 г., № 2065, с последующими изменениями и дополнениями от 27.02.2002 г., № 1094; 24.10.2006,№136/1);

Лицензированная образовательная деятельность (лицензия серия А № 254074 от 04.04.2007 г., Министерствообразования и науки УР );

Лицензированная медицинская деятельность (лицензия № 0008782 регистрационный № 18-01-000134 от 18.06.2007, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ) по следующим видам: первичная (доврачебная) медицинская помощь: сестринское дело в педиатрии,медицинский массаж, физиотерапия; амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь: педиатрия;

Режим работы:

Детский сад работает по графику пятидневной рабочей недели. Ежедневная продолжительность работы детского сада с 06. Час.30 мин. До 18. Час.30 мин.

Структура ДОУ:

В ДОУ функционирует 5 групп:

Первая младшая – детис 2 до 3 лет,

Вторая младшая – с 3 до 4,

Средняя – с 4 до 5,

Старшая – с 5 до 6,

Подготовительная группа – с 6 до 7 лет.

Кадровое обеспечение:

Характеристика педагогического коллектива: работоспособность, профессионализм, стабильность, инициативность, инновационная деятельность.

Педагогический коллектив, обеспечивающий развитие и образование детей состоит из 13 сотрудников.

Это:воспитатели -10

Музыкальный руководитель -Егорова Татьяна Евгеньевна

Инструктор по физкультуре – Жулдыбина Мария Николаевна

Преподаватель изо-деятельности -Егорова НАдежда Владимировна

Образовательный ценз педагогов :

Высшее образование имеют -10 человек

Среднее специальное образование – 3 человека

Среднее общее образование – 2 человека

Квалификационный уровень:

Высшая квалификационная категория – 3

Первая квалификационная категория – 8

Вторая квалификационная категория – 2

Без категории - 2

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса и физкультурно- оздоровительной работы:

Детский сад второй категории работает по программам Т.Н. Дороновой « Радуга», « Здоровье» В.Г. , Алямовской М.Д. Маханёвой« Воспитание здорового ребёнка»., обеспечивающих, охрану и укрепление физического и психического здоровьячастоболеющих детей и детей с атопическими дерматитамидошкольного возраста,помощь семье в воспитании и развитии индивидуальных способностей, освоение воспитанниками минимума содержания учебных программ, реализуемых в данном учреждении.

Имеет медицинскую лицензию. Оздоровление детей включаеткомплексную систему мероприятий, которая имеет 2 направления:лечебно-профилактическое и физкультурно-оздоровительное.

Для эффективного проведения оздоровительной работы в ДОУ имеются процедурный кабинет, физиокабинет, ингаляторий, массажный кабинет, « Галокамера». Для оздоровления детей применяются: элиминационная диета, галотерапия,биоптрон-терапия, физиопроцедуры, массаж, ЭПС -массаж, пояса -карсеты доктора Г.И. Крайнова, детский сад сотрудничает с центром « Аллергодом»

Медицинское обслуживание осуществляет квалифицированый медицинский персонал: старшая медсестра - Романова Светлана Александровна, сестра по массажу- Секурова Галина Николаевна и физиосестра- Лаврушина Ольга Владимировна. Ежедневно в Доу в течение дня дети находятся под наблюдением врача- .

НАШ ФОРУМ: http://dou206.forum2x2.ru

Миссия ДОУ « Мы помогаем нашим детям быть здоровыми и предлагаем индивидуальный подход к образованию»

Наши достижения

Диплом за участие в Республиканском конкурсе инновационных образовательных проектов " Школа 2006" в номинации " Создание и реализация проекта " Управление системой оздоровительной работы в ДОУ "" 2006г

Диплом за участие в v городском фестивале здоровья " Образовательное учреждение, доброжелательное к детям" - 2008г

Диплом за участие в городском фестивале детского творчества " Юные таланты родины П.И. Чайковского" музыкальный руководитель Т.Е. Егорова в номинации " Музыкальное искусство" - 2008г.

ДИПЛОМ " УЧАСТНИК 3 фестиваля инновационных проектов " Интеграция медицинской, физкультурно оздоровительной и психолого-педагогической работы с часто болеющими детьми". - 2009 г.

Диплом за участие в VI городском фестивале здоровья в номинации " Лучший медицинский кабинет" - 2010г

Дополнительное образование

В ДОУ созданы дополнительные платные образовательные услуги:

  • Обучение чтению " Читай-ка"
  • Подготовка к школе: " Занимательная математика". " АБВГДейка"
  • Коррекция звукопроизношения: " Занятия с логопедом"

Организован Бесплатный кружок " Слушание классической музыки"

Наши проекты

Инновационный проект " Интеграция медицинской, физкультурно оздоровительной и психолого-педагогической работы с часто болеющими детьми".

Наши партнёры

Управление дошкольного образования и воспитания города Ижевска

Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района города Ижевска.

Родители

Контакты

Как нас найти:

Дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 206, юридический адрес -426035 , г. Ижевск ул. Серова, 67; фактический адрес –426035, г. Ижевск, Серова, 67, телефон 63-48-77,

факс 63-48-77, е mail: dou 206@ud m . net

Проезд трамваем: № 2,5,7,8,9 до остановки ул. Тимирязева.

Перед многими из родителей стоит вопрос: в какой детский сад лучше отдать ребенка? В настоящее время родителям сориентироваться довольно сложно: различные образовательные программы, новые направления работы, даже названия дошкольных учреждений стали отличаться друг от друга. Раньше было все намного проще - везде одинаковая оплата, стандартная программа. Критерий был один - удаленность от дома. Сегодня же многие родители интересуются у инспекторов, заведующих, старших воспитателей, по какой (или каким) программам работает тот или иной садик, и, получив ответ, хотят знать, чем одна программа отличается от другой, какая подойдет им и их малышам.

Начнем с названия учреждения. Каждое дошкольнoe образовательное учреждение (ДОУ) имеет тип, вид и категорию.

Виды ДОУ


- Детский сад;

- Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интелектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

- Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- Детский сад присмотра и оздоровлени я с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.


Категория ДОУ определяется в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть насколько данное ДОУ хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.) работает.

I категория - это Центр развития ребенка, то есть ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.

II категория - это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт по одному иоли нескольким направлениям его деятельности

Самая большая группа детских садов - это ДОУ II категории:
- общеразвивающего вида;
- компенсирующего вида (специальные, т. е. для детей с нарушениями речи, зрения, слуха. интeллектуального развития, с ДЦП);
- присмотра и оздоровления (для детей с ослабленным здоровьем);
- комбинированного вида (имеются общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы)

В ДОУ разных категорий отличаются друг от друга платой за содержание ребенка, чем выше категория, тем, соответственно, выше и оплата. За все хорошее надо платить. Это нормально, когда все является действительно хорошим.

Таким образом, узнав у инспектора или у заведующей определенного (устраившего Вас территориально) ДОУ, какой категории и вида этот сад - Вы узнали официальные характеристики данного детского сада. Теперь Вы должны узнать у Ваших соседей, друзей, чьи дете посещают или посещали данный конкретный садик, что за люди там работают. Кстати, заведующая тоже может просветить Вас на этот счет, она познакомит с квалификационными категориями воспитателей и узких специалистов (психолога, музыкальных работников, инструктора по физической культуре, логопедов). Но Ваши знакомые расскажут, какой специалист "хороший и добрый", а какой - "плохой и злой", какие результаты в школе выдают их дети после окончания детского сада. Неплохо бы поговорить с воспитателями лично, составить свое родительское мнение.

Программы ДОУ

Программы подразделяются на комплексные (включают все основные направления развития ребенка) и парциальные (включает одно или несколько направлений развития), целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

1. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой. Программа основывается на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитатние в соответсвии с возрастными особеностями, подготовка к школе. Давая воспитателю достаточно жесткие предписания относительно организации деятельности детей в целом, программа не выделяет приоритетных целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует педагога на индивидуальные различия и учет детской активности, скорее представляя ребенка как среднестатистическую единицу.

2. Программа "Развитие " (одобрена Министерством образования РФ) пользуется большой популярностью в практике. Разработана научным коллективомт под руководством Л.А. Венгера и имеет очень серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. В ее основе лежит концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте и концепция Л.А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями. Приоритетная цель программы - развитие умственных способностей детей. Отличием от других программ являются критерии продвижения детей - освоение соответствующих способов деятельности, а не простое накопление знаний и умений.

3. "Радуга" Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, т. Гризик, Е.Соловьева и др. (Институт общих проблем образования Минобразования России). Эта программа, как и традиционная (под ред. М.А.Васильевой), выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. Своеобразие программы сосотоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами - введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, "обволакивающих" почти все занятия. В данной программе ощущается некоторый разрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями и содержанием педагогического процесса. По задачам почти не отличается от традиционной. Особо следует отметить, что авторы "Радуги" не рекомендуют соединять ее с другими программами и привлекать к работе в детском саду специалистов-предметников

4. Программа "Детство" (разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.). Осовные цели: обеспечение здорового образа жизни, начальная социализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия - миру людей, предметов, природы, осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний. "Детство" - программа с выраженной гуманистической направленностью. Содержание знаний освобождено от идеологичности и центрировано на человеке (человек как творец предметного мира, человек как неотъемлемая часть и в то же время "Хранитель" природного мира). Дано также новое для дошкольных программ содержание, связанное с развитием социально-нравственных представлений, осознанием ребенком себя как представителя определенной возрастной группы и отличия от других возрастных категорий.

5. Программа "Золотой ключик" (авторский коллектив под руководством Г.Г. Кравцова) основывается на концепции Л.С. Выготского о единстве эмоционально-волевого и когнитивного развития и возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. Основная цель программы - достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Это единство достигается уподоблением детского центра семье - через разновозрастную организацию групп (3 - 10 лет). Содержание образования организовано по четырем направлениям: развитие представлений о пространстве, времени, овладение способами работы с материалами, развитие рефлексии (способности анализировать свои действия).

6. Программа "Дом радости" (авторы -Н.М. Крылова, В.Т. Иванова, г. Пермь) по сути представляет собой методически-сценарное приложение к «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду». авторы дают подробнейшее описание жизни воспитателя и детей в детском саду на каждый день. В отличие от традиционной российской программы делается акцент на индивидуальных обучающих занятиях с детьми, которые, наряду с фронтальными, по мнению авторов, могут обеспечить индивидуальный подход к детям. Кроме того, предлагается использовать сюжетное обрамление для всех моментов жизни детей (не только для усиления мотивации на занятиях, как в программе "Радуга"). В результате вся жизнь детского сада предстает как жестко регламентированный процесс; сценарий не оставляет свободного обраховательного пространства ни для детей, ни для воспитателей.

7. "Семицветик". Авторы: Ашиков В.И., Ашикова С.Г., педагоги дополнительного образования Центра детского творчества г. Троицка Московской области. Комплексная программа культурно-экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста. Цель: обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и грганизации детской деятельности. Программа реализуется на основе широкого использования интерактивных аудиовизуальных средств, комплекса авторских слайд-фильмов и композиций.

8. "В пространстве игры " Автор: Иваницкая И.М., доцент кафедры режиссуры Краснодарской академии культуры. Комплексная программа непрерывного театрально-зстетического образования. Цель: развитие у детей базовых, культурно-эстетических и этических качеств. Строится на основе широкого использования приемов театральной педагогики и специализированных методик художественного воспитания.

9. "Маленький Эмо и Большой Настройщик". Автор: Ражников В.Г., доктор психологических наук, поэт, музыкант. Цель: приобщить ребенка к полноценной эмоционально-эстетической культуре; помочь ребенку взглянуть на мир глазами поэта, художника, музыканта; научить сочинять и исполнять простейшие, но полноценные художественные произведения.

10. "Наш дом - природа". Автор: Рыжова Н. А., зав. лабораторией экологии Тамбовского института повышения квалификации работников образования, кандидат биологических наук. Программа экологического образования и воспитания старших дошкольников. Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.

11. "Паутинка" . Автор: Васякина Ж. Л., методист по дошкольному воспитанию Детского экологического центра Управления образования Северо-Западного округа г. Москвы. Программа экологического воспитания и обучения дошкольников. Цель: формирование у дошкольников "планетарного мышления", образа совершенных экосреды и экоотношений. Программма строится на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и конкретных игровых действий.

12. "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Авторский коллектив: Стеркина Р. (Минобразование России), Авдеева Н. (Институт человука РАН), Князева О. (Институт педагогических инноваций РАО). Цель: научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами; животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.

13. "Малыш" Автор: В. Петрова, музыкальный руководитель-консультант дошкольного образовательного учреждения № 817 г. Москвы. Цель: развитие музыкальных способностей детей третьего года жизни во всех доступных им видах деятельности, приобщение на раннем этапе дошкольного детства к миру музыкальной культуры и высоких духовных ценностей.

14. "Кроха" Авторский коллектив: Г. Григорьева, Д. Сергеева, Н. Кочетова, И.Чиркова (Нижегородский институт развития образования). Программа для работы с детьми раннего возраста. Цель: комплексное развитие, воспитатние и обучение детей в возрасте до трех лет. Разработана в духе гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Предусматривает разноуровненвый, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку. Своеобразие программы - в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (в том числе включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до адаптации детей к поступлению в дошкольное образоватедбное учреждение.

Наверняка каждый родитель по достижению его чадом трех лет начинает усиленно задумываться о том, кто же будет воспитывать ребенка в то время, когда мама и папа заняты на работе. Вариантов в этом случае несколько - бабушки, дедушки, няня, детский сад . Именно последний вариант и выбирают большинство родителей. Да это и правильно. В детском саду ребенок, всесторонне развиваясь, научится общаться со сверстниками, жить в коллективе. Главное - правильно выбрать дошкольное учреждение . От этого выбора зависит уровень его подготовки к школе, уровень развития и воспитания. Ведь разные виды детских садов , подразумевают различный уровень подготовки.

К радости многих родителей в последние годы, начало непрестанно возобновляться количество детсадовских учреждений, и хотя их численность далека от необходимой, все же многие семьи имеют возможность определить своего кроху в дошкольное учреждение. Какие же виды детских садов доступны в нашей стране?

Рассмотрим основные виды детских садов:

Ведомственный детский сад, по данным статистики, численность таких детских садов по стране, превышает количество остальных дошкольных заведений;

- детский сад, принадлежащий органам местного самоуправления;

- частный детский сад;

- домашний детский сад.

Достоинства и слабые стороны различных детских садов

В материальном плане для родителей самым доступным является, конечно же, детский сад, принадлежащий органам местного самоуправления. Достоинства - самый приемлемый по цене и близко находящийся от дома детский сад.

Недостатки - чрезмерная наполненность групп, возможно, недостаточный присмотр за детьми, скудноватое питание.

Ведомственный детский сад . Достоинства - в сравнении с первым вариантом менее переполнен, качество процесса обучения, воспитания и развития более высокое. Питание более разнообразное. Недостатки - оплата за пребывание, в сравнении с коммунальным, гораздо выше.

Частный детский сад. Достоинства - оптимальная наполняемость групп, индивидуальный подход в работе с детьми, организация работы ребенка с логопедом, психологом, другими специалистами, быстрая адаптация ребенка к новым социальным условиям и всестороннее его развитие, самое разнообразное питание, включающее изысканные деликатесы. Недостаток - высокая плата за пребывание (иногда составляет 1000-5000 долларов).

Домашний детский сад - наиболее редко встречающийся вид детского сада. Отличие от других видов детских садов состоит в том, что располагается в квартире, съемном помещении или частном коттедже. Достоинства - минимальное количество детей в группе (3-10 человек), надлежащее внимание каждому ребенку. Недостатки - недостаточно высокая техническая оснащенность и достаточно высокая цена.

Виды детских садов по различной специализации

Классифицируются виды детских садов не только по органу управления или принадлежности, но и по специализации.

По типу специализации виды детских садов следующие:

- детский сад общеразвивающего вида ;

- оздоровительные;

- детские сады - центры развития;

- детский сад комбинированного вида;

- детсады этнокультурной направленности;

- детсады узкоспециализированные (детский сад компенсирующего вида).

Детские сады, находящиеся в управлении органов местного самоуправления, традиционно относятся к детским садам общеразвивающего вида . Работа в них, согласно утвержденным программам, направляется на интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка.

В случае, когда основным направлением работы являются профилактические оздоровительные мероприятия, детский сад называется детсадом присмотра и оздоровления.

В центрах развития большое внимание педагогами уделяется интеллектуальному, физическому, психологическому развитию малыша. Центры, как правило, оборудованы специальными игровыми и общеоздоровительными комплексами, имеют бассейны и компьютерные классы.

Комбинированные виды детских садов включают в себя характеристики обычного детского сада и детского сада - центра развития. Сады с узкой специализацией предназначены для детей, имеющих те или иные физические или психические особенности (сады для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, физического или психического развития).

Детсады этнокультурной направленности кроме общеобразовательной подготовки, развития и воспитания должное внимание уделяют изучению родного языка, что помогает не забывать и знать родной язык, пребывая в другой стране или в другой этнической области.

Классификация дошкольных учреждений по уровню общеобразовательной подготовки осуществляется с учетом групп, которые осуществляют подготовку детей в последующее общеобразовательное учреждение:

- подготовительные группы к обучению в начальной школе;

- подготовительные группы к обучению в общеобразовательной школе;

- подготовительные группы к обучению в гимназии;

- дошкольные группы от образовательных центров.

Направленность подготовительных групп, уровень общеобразовательной подготовки, который они предоставляют, нужно учитывать при выборе дошкольного учреждения и при планировании дальнейшего обучения ребенка. Пересмотрев виды детских садов , выберите более комфортный для вас. Здесь справедливо распространенное мнение, что одаренные дети вырастают и в самых обычных дошкольных учреждениях, и иногда куда большую значимость имеет душевная атмосфера, в которой малыш чувствует себя комфортно и уверено, чем многочисленные разносторонние занятия в напряженном режиме. Но учитывая всевозрастающие требования времени, разностороння подготовка, часто, просто необходима детям, для дальнейшего успешного развития. Выбор, конечно, за вами.

Хочется дать совет родителям: «Помните, детский сад вы выбираете не для себя, а для ребенка». Позаботьтесь не только о должном уровне воспитания и развития ребенка в нем, а и о его комфортном пребывании там. И конечно, не стоит, отдавая малыша в садик, передавать воспитателям и весь груз воспитательного процесса, ведь личность ребенка в первую очередь зависит от усилий родителей, от порядков и устоев, заведенных в каждой отдельной семье. Только совместные усилия воспитательной линии коллектива детского сада и родителей ребенка, обладают в полной мере формирующей нравственной силой, для развития подрастающей личности.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли большие изменения. Если раньше абсолютно все учреждения считались яслями-садами и с детьми работали по одной общей «Программе воспитания и обучения в детском саду», то сейчас рассказы двух соседей по детской площадке о детском саде могут различаться, как небо и земля. И для того, чтобы ваш ребенок оказался в числе тех, кто идет в детский сад , как на праздник, вы должны позаботиться о том, чтобы выбрать самое лучшее и самое подходящее именно для него.

Классификация детских садов по направленности – какие они бывают

Детский сад – наиболее распространённый вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей. Детские сады отличаются разными образовательными программами. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением какого-либо направления или направлений развития воспитанников – физического, интеллектуального, художественно-эстетического. Детский сад присмотра и оздоровления функционирует с акцентом на санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия и процедуры. Центр развития ребенка детский сад . В таких центрах имеются игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми – осуществляется физическое и психическое развитие, коррекция, а акцент делается на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие. Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных, а также в разном сочетании. Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. В эти детские сады берут детей с различными патологиями, например, с задержкой психического развития, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушениями речи, с нарушением зрения, с нарушением интеллекта, часто болеющих детей. Работают в таких детских садах медики высокой квалификации, а для детей создаются особые условия – иногда диетическое питание, бассейны, сауны, массажные кабинеты, маленькое количество детей в группах. В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой. При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае. Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.

Четыре типа детских садов

Помимо классификации по направленности, детские сады делятся на четыре большие группы: муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже во многом психологическая атмосфера. Муниципальные детские сады – это наше собственное детство. Очень многое в них зависит от заведующей или директора – при равных условиях некоторые детские сады известны во всей округе, и очередь туда родители стараются занять за несколько лет. В государственном садике существуют «общеобразовательная программа», прогулки, физкультура, лепка, рисование и музыка. Некоторые из них предоставляют платные дополнительные услуги, от которых вы имеете право отказаться, даже если все остальные родители в группе хотят ими пользоваться.

Плюсы муниципального детского сада:
  • маленькая стоимость. Она установлена законом и составляет 150 рублей в месяц. Существуют категории льготников, например, мамы-одиночки, многодетные мамы, вдовы и т.д.
  • близость к дому. Помимо того, что врачи не рекомендуют возить малыша в садик, если дорога занимает больше 20 минут, в близлежащем садике у ребенка появится возможность завести друзей, с которыми он сможет проводить свободное время и в выходные.
Минусы муниципального детского сада:
  • слишком большая наполненность групп. 25-30 человек для государственного детского сада – не редкость. В результате учить, допустим, чтению или письму все равно приходится дома, воспитательница не успевает объяснить непонятные моменты такому количеству подопечных.
  • низкое качество ухода и присмотра, единообразие в занятиях. Об индивидуальном подходе к каждому ребенку вопрос не ставится. Отчасти это также вызвано проблемой «перенаселенности».
  • отсутствие каких-либо деликатесов в питании. Если ребенок отказывается есть какие-либо блюда, ему придется оставаться голодным до следующей трапезы.

Выбираем лучший муниципальный детский сад

  1. Во многих детских садах выстраиваются настоящие очереди. Чтобы отдать туда трехлетнего ребенка , очередь надо занимать сразу после рождения – и это, к сожалению, не преувеличение. Можно занять очередь сразу в нескольких детских садах , чтобы осталось время на окончательный выбор.
  2. Узнайте, есть ли в детском саду так называемая «адаптационная группа». Она предназначена для маленьких детишек, которые никогда раньше не посещали садик.
  3. Узнайте режим работы детского сада . Все государственные садики делятся на 12-часовые, 14-часовые и круглосуточные. Существует режим десяти- или пятичасового пребывания. Кстати, если воспитатели пытаются требовать от родителей, чтобы те забирали малышей раньше – это их личная инициатива, на которую они не имеют права. Так называемые «короткие дни» - тоже нарушение закона, детский сад должен работать одинаково во все рабочие дни.
  4. Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей. В муниципальных детских садах случаются нарушения Типового положения о ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях), согласно которому в группе должно быть не больше 20 детей и 2 воспитателя – один в первую смену и один во вторую, вместе с ними работает помощник воспитателя (няня). Это штатные сотрудники. Но иногда из-за недостаточного финансирования такого помощника может не быть и все функции няни берет на себя воспитатель.

Ведомственные детские сады не контролируются напрямую Департаментом образования, их программы и порядки определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад . Такие детские сады стоят дороже, но детям сотрудников предприятия предоставляются скидки. Ведомственных садов сейчас немного, и их количество сокращается.

Плюсы ведомственного детского сада:
  • сравнительно небольшое (по сравнению с муниципальным) количество детей в группе,
  • лучшие условия пребывания детей (опять же по сравнению с муниципальными садами),
  • продуманное меню.
Минусы ведомственного сада:
  • довольно высокая оплата (до нескольких тысяч),
  • иногда бывают сложности с зачислением детей «со стороны».

Выбираем лучший ведомственный детский сад

При выборе следует учитывать два важных момента:

  1. Проверьте наличие у детского сада государственной аттестации и лицензии.
  2. Обратите внимание, насколько хорошо обеспечивается социальная база предприятия, в чьем ведомстве находится детский сад , насколько это богатая организация. Иначе вы рискуете платить за сомнительное качество.

Частные детские сады идеальный вариант при отсутствии финансовых затруднений. Они работают, как правило, до 20-00 или 21-00, или круглосуточно. В частных детских садах очень интенсивная и насыщенная программа развития. Частные детские сады , как правило, хорошо обеспечены играми и игрушками, наглядными пособиями, детей на прогулку могут вывозить в ближайшую лесопарковую зону. Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.

Плюсы частного детского сада:
  • маленькое количество детей в группе – около 10-12 человек, ребенок получает достаточно внимания
  • дети легче адаптируются к садику
  • разнообразное и вкусное питание, возможность угодить каждому малышу, индивидуальный подход к детям, который дает возможность максимально раскрыть свои способности. В каждой группе работают несколько воспитателей, за развитием детей наблюдают логопеды, психологи, педиатры, учителя-предметники.
  • родители имеют право влиять на учебный процесс – например, через попечительские советы. В частности, они могут инспектировать кухню, требовать отчета о финансовой деятельности, даже присутствовать на занятиях.
  • многие частные детские сады работают по системе «детский сад – школа».
Единственный минус частного детского сада – его стоимость.

Выбираем лучший частный детский сад

  1. Обратите внимание на близость садика к дому. Даже очень хороший детский садик не подойдет, если дорога отнимает больше получаса на машине. Кстати, в некоторых частных садиках предусмотрена доставка детей до учреждения и обратно.
  2. Ознакомьтесь с лицензией на образовательную деятельность, Уставом учреждения и договором. Узнайте, есть ли у детского сада документ на ту площадь, которую он занимает в данный момент. В договоре должен содержаться комплекс предоставляемых услуг, условия оплаты и режим пребывания ребенка в детском саду . Все права и обязанности сторон должны быть детально оговорены и внесены в договор. А чтобы уберечь себя от неожиданных расходов, найдите в документах фразу «цена, уплаченная по договору, не может изменяться в течение срока пребывания ребенка в дошкольном учреждении».
  3. Ознакомьтесь с меню. Осмотрите помещения, игрушки, территорию для прогулок, обратите внимание на поведение воспитательниц и их общение с детишками.
  4. Узнайте о программе и о методиках, по которым работают в садике. Выясните, на какую школу ориентирован детский сад – частную или общеобразовательную.
  5. Вы можете задать дополнительный вопрос об образовании того, кто руководит садиком и степени квалификации педагогов, врачей и воспитательниц – в хорошем садике вам предоставят подробную информацию. Поинтересуйтесь, кто будет вести специальные предметы.
  6. Узнайте, в каком режиме работают медсестра и врач.
  7. Обратите внимание на срок работы детского сада : пять лет для нашей страны – уже солидный срок.

Домашний детский сад (семейный детский сад ) – еще один из видов частного сада. Обычно его содержит семейная пара в своей квартире, или основатели снимают помещение, в котором обустраивают спальню и игровую комнату. Приглашают воспитательницу, няню и повара, для детишек постарше – преподавателей иностранного языка, музыки, рисования.

Плюсы домашнего детского сада
  • максимум заботы и внимания, отсутствие травматизма, условия, приближенные к домашним, к жизни большой семьи,
  • маленькое количество детей – 3-5 человек,
  • индивидуальный подход к питанию.
Минусы домашнего детского сада

Правила выбора садика такие же, как и в предыдущем случае.

Ищем идеальный детский садик

  1. Самый первый вариант – самый главный и самый банальный: опросить родителей, чьи дети посещают близлежащие садики. Именно они поведают вам, насколько хорошо или плохо ухаживают за детьми, любят ли малыши воспитательниц, как оборудован садик, какие там игрушки, и еще много важных подробностей, которые больше никто вам не расскажет.
  2. Обратите внимание на территорию детского сада – насколько она чистая, не загромождена ли мусором, не сломаны ли песочницы и качели. Естественно, на территории должна быть детская площадка, а сама территория огорожена, и калитка, ведущая на нее, закрыта – не удивляйтесь, но многие малыши настолько любознательны, что пытаются убежать за пределы детского сада .
  3. Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Достаточно ли игрушек? Уютно ли в помещении? Нравится ли вам воспитательница? Обязательно поговорите с врачом, который должен быть в детском садике .
  4. Узнайте у заведующей, по какой программе ведутся занятия, численность детей в группе, попросите рассказать вам о занятиях и о персонале, который их проводит.

Если выбор детского сада сделан

Допустим, вы уже выбрали подходящий садик, и этот садик – муниципальный. Какие документы потребуются, чтобы записать туда ребенка ?

  1. Медицинская карта № 20 с пометкой о прививках : полиомиелит, АКДС, паротит, корь, реакция Манту (сделанная не больше года назад). Анализы : кровь (общий), моча, энтеробиоз, на яйца глист (сделанный не более 10 дней назад). Отметки врачей : ортопеда, ЛОРа, окулиста, невропатолога, стоматолога, педиатра (эпикриз и направление в группу здоровья).
  2. Свидетельство о рождении.
  3. Страховой полис

«Мест нет!»

А что делать в том случае, если вы уже собрали все нужные документы, принесли их заведующей и услышали, что в детском саду нет мест? Это типичная на данный момент ситуация, поскольку большинство садов переполнено, и даже списки очередников составлены на 1-3 года вперед. В таком случае необходимо обращаться в окружное управление образования, и там вам обязательно подберут другой детский сад поближе к дому, где есть свободные места. Чтобы избежать этой ситуации, встаньте на очередь заранее. Это можно сделать официально – сейчас в каждом детском саду существуют «Книги учета будущих воспитанников». Как только малыш родился, вы приходите в понравившийся сад и записываете ребенка в эту книгу. Заведующая выдаст вам уведомление о регистрации и в дальнейшем сообщит, когда будет комплектоваться группа. Существуют также льготные категории, принимаемые в детский сад вне очереди – это дети из многодетных семей, дети безработных, дети беженцев и переселенцев, дети учащихся матерей, дети инвалидов 1 и 2 группы, дети, находящиеся под опекой, дети, один из родителей которых находится на военной службе, дети одиноких работающих родителей, дети судей, прокуроров и следователей, дети работников образовательных учреждений системы Департамента образования, а также дети, чьи братья и сестры уже посещают этот сад.

Платить или не платить?