Развитие речи дошкольников по методу ушаковой. Ушакова_Развитие речи дошкольников

Лекции 1–4
Москва
Педагогический университет
«Первое сентября»
2010
О.С. Ушакова
Развитие речи дошкольников
как необходимое условие
успешного личностного
развития

Оксана Семеновна Ушакова
Материалы курса «Развитие речи дошкольников как необходимое усло- вие успешного личностного развития»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. - 68 c.
Учебно-методическое пособие
Редактор М.С. Аромштам
Корректор Т.А. Подгорная
Компьютерная верстка М.Д. Минаев
Подписано в впечать 05.04.2010
Формат 60 x90 1
16
. Гарнитура «Петербург», «Прагматика». Печ. л. 4,25
Тираж 300. Заказ №
Педагогический университет «Первое сентября»,
ул. Киевская, 24, Москва, 121165
http://edu.1september.ru
© О.С. Ушакова, 2010
© Педагогический университет «Первое сентября», 2010

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

бро-
шюры
Название лекции
1
Лекция 1. Теоретические основы методики развития речи
дошкольников
Чувство языка. Принципы и проблемы обучения дошкольников
родному языку. Критерии оценки речевого развития дошколь-
ника
1
Лекция 2. Развитие звуковой стороны речи дошкольников
Основные фонетические понятия. Развитие звуковой куль-
туры речи у дошкольников в соответствии с возрастными
особенностями. Игры и упражнения
1
Лекция 3. Формирование грамматического строя речи
у детей дошкольного возраста
Понятие грамматического строя языка. Принципы формиро-
вания грамматического строя языка у детей дошкольного
возраста. Формирование грамматического строя речи у де-
тей младшего дошкольного возраста. Игры и упражнения
Контрольная работа № 1
1
Лекция 4. Формирование грамматического строя речи
у детей дошкольного возраста (продолжение)
Формирование грамматического строя речи у детей среднего,
старшего дошкольного и предшкольного возраста. Игры и
упражнения
2
Лекция 5. Словарная работа как часть программы развития речи детей
Значение слова и его смысловые связи с другими словами. Роль
словарной работы для развития смысловой стороны речи дошколь-
ника. Становление системы лексических значений у детей. Основ-
ные направления словарной работы с дошкольниками
2
Лекция 6. Методы и приемы словарной работы с детьми до- школьного возраста
Словарная работа с детьми младшего, среднего, старшего до-

2
Лекция 7. Развитие связной речи у детей дошкольного воз- раста
Логика развития речевых умений дошкольника. Диалогическая и
монологическая речь. Развитие связной речи и другие стороны
речевого развития дошкольников
Контрольная работа № 2
2
Лекция 8. Развитие связной речи дошкольников на разных возрастных этапах
Развитие связной речи у детей младшего , среднего, старшего до-
школьного и предшкольного возраста. Игры и упражнения
Итоговая работа

Лекция 1. Теоретические основы методики
развития речи дошкольников
Введение
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психоло- гии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различ- ные ли нии психического развития: мышление, воображение, па- мять, эмо ции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, позна ния действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым ус ловием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фоне тической, лексической, грамматической. Полноценное владе- ние род ным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравствен- ного воспи тания детей в сензитивный период развития. Чем рань ше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок бу дет им пользоваться в дальнейшем. Это положение подтвердили ис- следования, проведенные в области речевого развития дошкольни- ков психологами, педагогами, лингвис тами (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец,
А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев,
В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина,
Ф.А. Сохин).
Развитие речи должно рассматриваться не только в лингви- стической сфере - как овладение ребенком языковыми навы- ками - фонетическими, лексическими, грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями - в сфере форми- рования общения детей друг с другом и со взрослыми. Это важно не только для формирования культуры речи, но и культуры обще- ния.
По А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявля- ется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях обще- ния, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для

5
этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчер- кнуть, что важнейшее средство речевых навыков - это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся со- четания. Вот здесь и вступает в силу так называемое «чувство языка», которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правиль- ные грамматические формы от неправильных.
Чувство языка
Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материа- ле и относит новое слово к какому-то классу явлений языка , уже известных ему (например, определение рода или числа), мы мо- жем говорить о том, что у него развито чувство языка.
Понятие «чувство языка» рассматривается авторами в разных аспектах. Однако все определения связаны с овладением родным языком, развитием речевых навыков и умений. Природу этого явления стремились объяснить многие ученые, называя его по- разному. Так, у Ф.И. Буслаева и К.Д. Ушинского находим опреде- ление «дар слова» - развитие способности к сознательному овладению сокровищами родного языка. Психологи называют это явление «языковым чутьем» или «чувством языка»
(Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Л.И. Айда- рова). С.Ф. Жуйков давал такое определение: «Чувство языка внешне выражается в использовании ранее встречавшихся язы- ковых форм применительно к новому материалу, в комбиниро- вании элементов языка в соответствии с его законами, хотя по- следние не осознаются в форме понятий и суждений» (1964, с. 284). Д.Б. Эльконин подчеркивал, что «звуковая сторона язы- ка очень рано становится предметом деятельности и практиче- ского познания ребенка» (1989, с. 370). Однако он считал, что особая чувствительность ребенка к явлениям языка должна быть объяснена, исходя из реальных условий его усвоения.
О.С. Ахманова понимает языковое чутье как интуитивную реакцию «на данную форму высказывания и т.п. со стороны лица, для которого данный язык является родным, как критерий пра- вильности речи» (1966, с. 519). Можно вспомнить и такие на- звания этого явления, как «чутье поэтического слова» и «чутье

6
выразительных оттенков» (А.А. Леонтьев) и привести разные определения этих понятий. Но суть их сводится к тому, что эта способность складывается у ребенка в процессе речевой практи- ки, формируется как система речевых ассоциаций и может раз- виваться под влиянием целенаправленного речевого воспитания.
О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуков- ский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Н. Цейтлин. Л.Е. Журова,
В.С. Мухина и др.).
Таким образом, языковая способность непременно должна включать в себя развитие «чувства языка». Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание.
Комбинирование языковых единиц в высказывание является творческим процессом во всех смыслах.
Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются.
Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях.
Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации выска- зывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо кон- кретной ситуации, происходит развитие языковой способности.
Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков
и составляют языковую способность, которая позволяет ему по-
нимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой
ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке
для выражения мыслей.
Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточно вы- сокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.
Проблема обучения дошкольников родному языку
Формулировка «обучение родному языку» нередко вызывает протест со стороны как школьных, так и дошкольных педагогов, которые, как правило, понимают под этим обучением только обучение теории языка. В ряде исследований и методических
Лекция 1

7
пособиях по развитию речи до сих пор сохраняется абсолютно неприемлемое положение о том, что в дошкольном детстве родной язык усваивается только на основе подражания, интуитивно, даже инстинктивно. Так, в учебнике для учащихся педагогических училищ мы читаем: «Речь развивается в процессе подражания.
По данным физиологов, подражание у человека - это безуслов- ный рефлекс, инстинкт, т.е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т.д.» (1984, с. 6). Ребенок «бессознательно пере- нимает ту речь, которую он слышит из уст окружающих» (с. 7);
«... речь усваивается интуитивно (неосознанно)...» (с. 30).
Однако даже если резко разделить обучение языку и развитие речи, то в отношении дошкольников не только можно, но и нуж- но говорить как о развитии речи, так и об обучении родному языку, поскольку развитие речи с необходимостью включает формирование у детей элементарного осознания некоторых яв- лений языка и речи.
Эта точка зрения обосновывается в работах отечественного психолога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина.
Ф.А. Сохин считал, что направление исследований в психо- логии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма овладения языком: развивается ли речь ребенка только на основе подражания речи взрослых, или здесь существенную роль играют «неподражательные» элементы - обоб-
щение языковых и речевых явлений и их осознание? Не отрицая влияния подражания в качестве действующего фактора речевого развития, Ф.А. Сохин настаивал, что его нельзя считать ядром психологического механизма речевого развития. Работы
Ф.А. Сохина убедительно показывают , что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, форми- рования речевой деятельности.
Результаты многолетних исследований, выполненных им и сотрудниками лаборатории развития речи дошкольников Инсти- тута дошкольного воспитания АПН СССР, показали: даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошколь- ного возраста, проявляют большой интерес к языковой действи- тельности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингви-
Теоретические основы методики развития речи дошкольников

8
Лекция 1
стического развития - постепенного осознания языковых явле- ний. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.
Обобщая взгляды лингвистов и психологов, Ф.А. Сохин обо- сновал необходимость формирования осознания явлений языковой
действительности и подчеркивал связь этого осознания с раз- витием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.
Эта идея стала центральной в исследовании всех сторон речи дошкольника. Подчеркивая, что без речевого общения невоз- можно полноценное развитие ребенка, Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практиче- ского усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо линг- вистическим развитием ребенка» (1978, с. 50). Необходимость лингвистического развития ребенка в настоящее время доказа- на во многих исследованиях, выполненных в этом направле- нии.
С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью специально организованная система последовательного обучения родному языку включает:
- отбор речевого содержания, доступного для ребенка- дошкольника и его методическое обеспечение;
- вычленение приоритетных линий в освоении речи (в сло- варе - это работа над смысловой стороной слова , грамматике - формирование языковых обобщений, в монологической речи - развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);
- уточнение структуры взаимосвязи разных разделов рече- вой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;
- преемственность содержания и методов речевой работы с дошкольниками и учениками начальной школы;
- выявление индивидуальных особенностей овладения язы- ком в разных условиях обучения;
- взаимосвязь речевой и художественной деятельности в раз- витии творчества дошкольников.

9
Теоретические основы методики развития речи дошкольников
Овладение родным языком - стержень формирования лич- ности дошкольника.
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного фор- мирования личности ребенка-дошкольника, который предостав- ляет большие возможности для решения многих задач умствен- ного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Взаимосвязь речевого и умственного развития
Словесно-логическое мышление возникает не сразу, не на первых порах усвоения ребенком родного языка. Начальные формы мышления дошкольника - наглядно-действенное и наглядно-образное (Н.Н. Поддьяков). Затем они взаимодейству- ют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Мыс- лительная форма деятельности осуществляется на базе лексиче- ских, грамматических и других речевых средств. Здесь развива- ется интеллектуальная функция языка.
Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении - с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т.е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллек- та. Н.Н. Поддьяков считает, что соотношение основных форм детского мышления можно рассмотреть в пользу логического, которое возникает рано и оказывает решающее влияние на раз- витие образного и наглядно-действенного мышления. При этом логическое мышление определяет общую стратегию познаватель- ной деятельности детей. «Речь, речевая деятельность, - пишет
Н.Н. Поддьяков, - благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности подвижности их смысла выступает как чрезвычайно гибкая, пластичная система, создающая уникальные возможности с помощью ограниченного арсенала речевых средств отражать безграничное многообразие окружающего мира» (1994, с. 120).
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуаль- ного развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, органи- зованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анали- зировать отбирать основные свойства и качества, устанавливать

10
Лекция 1
разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь под- бирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связей , используя разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей выска- зывания.
Взаимосвязь развития речи и эстетического развития
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание пока- зывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень ум- ственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает озна- комление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.).
Вместе с тем, владение этими средствами углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художе- ственному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи ребенка.
В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функ- ции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно- выразительных средств для воплощения художественного об- раза, задуманного ребенком.
Развитие речи и нравственное воспитание
Обучение дошкольников родному языку предоставляет воз- можности и для решения задач нравственного воспитания - пре- жде всего, для воспитания любви и интереса к родному языку,

11
Теоретические основы методики развития речи дошкольников
его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, начиная с произве- дений устного народного творчества, а также содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознатель- ность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, такие методы, как рассказывание совместно, группами («командами») предполагает и умение договариваться между собой , в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д.
Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение детей составлению коллективного рас- сказа способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.
Работа над смысловой стороной слова, семантическое обога- щение словаря детей, их развивающаяся лексика может и долж- на включать введение в речь детей (и в понимание речи) групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональные со- стояния, оценки поступков человека, так же, как и эстетические качества и оценки.

Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. Ушакова О.С.

3-е изд., доп. - М.: 2017 - 272 с.

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. В пособии дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Формат: pdf

Размер: 4,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 8
СТАРШАЯ ГРУППА 10
Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы 10
Воспитание звуковой культуры речи 10
Словарная работа 10
Формирование грамматического строя речи 11
Развитие связной речи 12
Методические указания 13
Конспекты занятий 24
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак» 24
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» 26
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» 32
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке 32
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» 38
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом» 41
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений 44
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему 48
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» 50
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи» 52
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное» 55
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды 58
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» 61
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла» 64
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой» 67
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок 70
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака» 74
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» 76
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима» 79
Занятие 20. Ознакомление с предложением 84
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» 88
Занятие 22. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» 90
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» 92
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему 94
Занятие 25. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» 97
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 91
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца» 101
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему 103
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» 106
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы» 108
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» 110
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» 111
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА 113
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы 113
Воспитание звуковой культуры речи 113
Словарная работа 113
Формирование грамматического строя речи 114
Развитие связной речи 115
Методические указания 116
Приемы исправления грамматических ошибок 125
Конспекты занятий 133
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел» 133
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу» 135
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» 137
Занятие 4. Составление текста-рассуждения 139
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 141
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные» 143
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин 145
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» 147
Занятие 9. Составление текста-поздравления 150
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца» 153
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» 155
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов 157
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» 159
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» 161
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 163
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» 165
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики» 168
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» 171
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет 173
Занятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» 175
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин 178
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин 181
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин 183
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин 186
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам 188
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта 192
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» 193
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему 196
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» 199
Занятие 30. Описание пейзажной картины 200
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» 202
Занятие 32. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» 206
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки» 208
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение» 210
Занятие 35. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему 214
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 216
Литературный материал для занятий по пересказу 216
Лиса и Рак (русская народная сказка) 216
Разве так играют? 216
Лисята 216
Про снежный колобок 217
Петух да собака (русская народная сказка) 218
Лиса и кувшин (русская народная сказка) 218
Пожарные собаки 219
Новоселье гномов 219
Послушный дождик 219
Кораблик 221
Про пана Трулялинского 221
Лиса и козел (русская народная сказка) 223
Четыре желания 223
Купание медвежат 224
Перьая рыбка 224
У страха глаза велики (русская народная сказка) 224
Еж 225
Белка и волк 226
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка) 226
Золотой луг 227
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 228
Диагностика уровня речевого развития детей 228
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника 228
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) 232
Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой) 239
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин 246
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) 248
Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 253
Список использованной и рекомендуемой литературы 263

О.С. Ушакова

Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития

Лекции 1–4

Москва Педагогический университет

«Первое сентября»

Оксана Семеновна Ушакова

Материалыкурса«Развитиеречидошкольниковкакнеобходимоеусловие успешного личностного развития»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. - 68 c.

Учебно-методическое пособие

Редактор М.С. АромштамКорректор Т.А. Подгорная

Компьютерная верстка М.Д. Минаев

Подписано в впечать 05.04.2010

Формат 60x901 /16 . Гарнитура «Петербург», «Прагматика». Печ. л. 4,25 Тираж 300. Заказ №

Педагогический университет «Первое сентября», ул. Киевская, 24, Москва, 121165 http://edu.1september.ru

© О.С. Ушакова, 2010 © Педагогический университет «Первое сентября», 2010

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Название лекции

Лекция 1. Теоретические основы методики развития речи

дошкольников

Чувствоязыка.Принципыипроблемыобучениядошкольников

родномуязыку.Критерииоценкиречевогоразвитиядошколь-

Лекция 2. Развитие звуковой стороны речи дошкольников

Основные фонетические понятия. Развитие звуковой куль-

туры речи у дошкольников в соответствии с возрастными

особенностями. Игры и упражнения

Лекция 3. Формирование грамматического строя речи

у детей дошкольного возраста

Понятиеграмматическогострояязыка.Принципыформиро-

вания грамматического строя языка у детей дошкольного

возраста. Формирование грамматического строя речи у де-

тей младшего дошкольного возраста. Игры и упражнения

Контрольная работа № 1

Лекция 4. Формирование грамматического строя речи

у детей дошкольного возраста (продолжение)

Формированиеграмматическогострояречиудетейсреднего,

старшего дошкольного и предшкольного возраста. Игры и

упражнения

Лекция 5. Словарная работа как часть программы развития

речи детей

Значение слова и его смысловые связи с другими словами. Роль

словарнойработыдляразвитиясмысловойстороныречидошколь-

ника.Становлениесистемылексическихзначенийудетей.Основ-

ные направления словарной работы с дошкольниками

Лекция 6. Методы и приемы словарной работы с детьми до-

школьного возраста

Словарная работа с детьми младшего, среднего, старшего до-

Лекция 7. Развитие связной речи у детей дошкольного воз-

Логика развития речевых умений дошкольника. Диалогическая и

монологическая речь. Развитие связной речи и другие стороны

речевого развития дошкольников

Контрольная работа № 2

Лекция 8. Развитие связной речи дошкольников на разных

возрастных этапах

Развитие связной речи у детей младшего, среднего, старшего до-

школьного и предшкольного возраста. Игры и упражнения

Итоговая работа

Лекция 1. Теоретические основы методики развития речи дошкольников

Введение

Роднойязыкиграетуникальнуюрольвстановленииличности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философииипедагогикекакузел,вкоторомсходятсяразличные линии­ психического развития: мышление, воображение, память, эмоции­ . Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания­ действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием­ воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольныйвозраст-этопериодактивногоусвоенияребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической­ ,лексической,грамматической.Полноценноевладениеродным­ языкомвдошкольномдетствеявляетсянеобходимым условиемрешениязадачумственного,эстетическогоинравственноговоспитания­ детейвсензитивныйпериодразвития.Чемрань­ше будетначатообучениеродномуязыку,темсвободнееребенокбудет­ им пользоваться в дальнейшем. Это положение подтвердили исследования,проведенныевобластиречевогоразвитиядошкольников психологами, педагогами, лингвистами­ (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,С.Л.Рубинштейн,Д.Б.Эльконин,А.В.Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин).

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере - как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, лексическими, грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями - в сфере формированияобщениядетейдругсдругомисовзрослыми.Этоважно нетолькодляформированиякультурыречи,ноикультурыобщения.

По А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения,умениеспланироватьсвоюречьивыбратьсодержание,адля

этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечитьобратнуюсвязь,иначеобщениебудетнеэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков - это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое «чувство языка», которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных.

Чувство языка

Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), мы можем говорить о том, что у него развито чувство языка.

Понятие«чувствоязыка»рассматриваетсяавторамивразных аспектах.Однаковсеопределениясвязанысовладениемродным языком, развитием речевых навыков и умений. Природу этого явления стремились объяснить многие ученые, называя его поразному.Так,уФ.И.БуслаеваиК.Д.Ушинскогонаходимопределение «дар слова» - развитие способности к сознательному овладению сокровищами родного языка. Психологи называют это явление «языковым чутьем» или «чувством языка» (Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Л.И. Айдарова). С.Ф. Жуйков давал такое определение: «Чувство языка внешне выражается в использовании ранее встречавшихся языковых форм применительно к новому материалу, в комбинировании элементов языка в соответствии с его законами, хотя последние не осознаются в форме понятий и суждений» (1964, с. 284). Д.Б. Эльконин подчеркивал, что «звуковая сторона языка очень рано становится предметом деятельности и практического познания ребенка» (1989, с. 370). Однако он считал, что особаячувствительностьребенкакявлениямязыкадолжнабыть объяснена, исходя из реальных условий его усвоения.

О.С. Ахманова понимает языковое чутье как интуитивную реакцию«наданнуюформувысказыванияит.п.состоронылица, для которого данный язык является родным, как критерий правильности речи» (1966, с. 519). Можно вспомнить и такие названия этого явления, как «чутье поэтического слова» и «чутье

выразительных оттенков» (А.А. Леонтьев) и привести разные определения этих понятий. Но суть их сводится к тому, что эта способность складывается у ребенка в процессе речевой практики, формируется как система речевых ассоциаций и может развиватьсяподвлияниемцеленаправленногоречевоговоспитания. Опроявленииудошкольниковбольшойчуткостиксловуговорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Н. Цейтлин. Л.Е. Журова, В.С. Мухина и др.).

Таким образом, языковая способность непременно должна включать в себя развитие «чувства языка». Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание.

Комбинирование языковых единиц в высказывание является творческим процессом во всех смыслах.

Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях.

Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности.

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков исоставляютязыковуюспособность,котораяпозволяетемупониматьистроитьновыевысказываниявсоответствиисречевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Проблема обучения дошкольников родному языку

Формулировка «обучение родному языку» нередко вызывает протест со стороны как школьных, так и дошкольных педагогов, которые, как правило, понимают под этим обучением только обучение теории языка. В ряде исследований и методических

пособиях по развитию речи до сих пор сохраняется абсолютно неприемлемоеположениеотом,чтовдошкольномдетстверодной языкусваиваетсятольконаосновеподражания,интуитивно,даже инстинктивно. Так, в учебнике для учащихся педагогических училищ мы читаем: «Речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека - это безусловный рефлекс, инстинкт, т.е. врожденное умение, которому не учатся,аскоторымужерождаются,такоеже,какумениедышать, сосать, глотать и т.д.» (1984, с. 6). Ребенок «бессознательно перенимает ту речь, которую он слышит из уст окружающих» (с. 7); «... речь усваивается интуитивно (неосознанно)...» (с. 30).

Однакодажееслирезкоразделитьобучениеязыкуиразвитие речи, то в отношении дошкольников не только можно, но и нужно говорить как о развитии речи, так и об обучении родному языку, поскольку развитие речи с необходимостью включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи.

Эта точка зрения обосновывается в работах отечественного психолога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина.

Ф.А. Сохин считал, что направление исследований в психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма овладения языком: развивается ли речьребенкатольконаосновеподражанияречивзрослых,илиздесь существеннуюрольиграют«неподражательные»элементы-обоб-

щение языковых и речевых явлений и их осознание? Не отрицая влиянияподражаниявкачестведействующегофактораречевого развития, Ф.А. Сохин настаивал, что его нельзя считать ядром психологического механизма речевого развития. Работы Ф.А.Сохинаубедительнопоказывают,чтовосноверазвитияречи лежитактивный,творческийпроцессовладенияязыком,формирования речевой деятельности.

Результаты многолетних исследований, выполненных им и сотрудникамилабораторииразвитияречидошкольниковИнститута дошкольного воспитания АПН СССР, показали: даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова,ориентируяськакнасмысловую,такинаграмматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингви-

стического развития - постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

Обобщая взгляды лингвистов и психологов, Ф.А. Сохин обо-

сновал необходимостьформированияосознанияявленийязыковой действительностии подчеркивал связь этого осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.

Эта идея стала центральной в исследовании всех сторон речи дошкольника. Подчеркивая, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка, Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практическогоусвоениясредствязыка),атакжеформированиеосознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка» (1978, с. 50). Необходимость лингвистического развития ребенка в настоящее время доказана во многих исследованиях, выполненных в этом направлении.

С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью специально организованная система последовательного обучения родному языку включает:

- отбор речевого содержания, доступного для ребенкадошкольника и его методическое обеспечение;

- вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре - это работа над смысловой стороной слова, грамматике - формирование языковых обобщений, в монологической речи - развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);

- уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;

- преемственность содержания и методов речевой работы с дошкольниками и учениками начальной школы;

- выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения;

- взаимосвязьречевойихудожественнойдеятельностивразвитии творчества дошкольников.

Овладение родным языком - стержень формирования личности дошкольника.

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Взаимосвязь речевого и умственного развития

Словесно-логическое мышление возникает не сразу, не на первых порах усвоения ребенком родного языка. Начальные формы мышления дошкольника - наглядно-действенное и наглядно-образное(Н.Н.Поддьяков).Затемонивзаимодейству- ют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Мыслительная форма деятельности осуществляется на базе лексических, грамматических и других речевых средств. Здесь развивается интеллектуальная функция языка.

Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении - с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т.е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Н.Н. Поддьяков считает, что соотношение основных форм детского мышления можно рассмотреть в пользу логического, которое возникает рано и оказывает решающее влияние на развитие образного и наглядно-действенного мышления. При этом логическоемышлениеопределяетобщуюстратегиюпознавательной деятельности детей. «Речь, речевая деятельность, - пишет Н.Н. Поддьяков, - благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности подвижности их смысла выступает как чрезвычайногибкая,пластичнаясистема,создающаяуникальные возможностиспомощьюограниченногоарсеналаречевыхсредств отражатьбезграничноемногообразиеокружающегомира»(1994,

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать отбирать основные свойства и качества, устанавливать

разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связей, используя разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания.

Взаимосвязь развития речи и эстетического развития

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает,насколькоребеноквладеетбогатствомродногоязыка,его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучениепересказуфольклорныхилитературныхпроизведений

в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическоевысказываниеснеобходимостьювключаетознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.).

Вместе с тем, владение этими средствами углубляет, делает тоньшехудожественноевосприятиелитературныхпроизведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художе- ственномутексту,сохраняетсвойэмоционально-непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что,

в свою очередь, влияет на развитие речи ребенка.

В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительновыразительных средств для воплощения художественного образа, задуманного ребенком.

Развитие речи и нравственное воспитание

Обучение дошкольников родному языку предоставляет воз- можностиидлярешениязадачнравственноговоспитания-пре- жде всего, для воспитания любви и интереса к родному языку,

Методика проводится в несколько этапов. В основу методики входят усвоение простейшего материала и техник, которые в последующем переходят в сложные занятия. Однако постепенное усложнение задач для малышей проходит незаметно. И уже после нескольких занятий можно увидеть положительные результаты.

Именно постепенно усложненные задачи очень хорошо усваиваются ребенком и очень эффективно влияют на дальнейшее его речевое развитие.

В дошкольных учреждениях используют массу методик, которые помогают малышам активно развиваться и совершенствовать свои знания и умения. Однако есть некоторые детки, которые нуждаются в индивидуальном подходе, где будет четко выявлена проблема и решение ее будет зависеть от правильно подобранной методики и техники.

При определении проблемы должны учитываться следующие факторы:

  • Возраст ребенка;
  • Особенность;
  • Навыки и умения малыша.

Кроме того, следует изучить генетические предрасположенности. Например, если у одного из родителей в детстве было речевое отставание или другие речевые проблемы. Это все поможет направить методику на эффективный результат.

Техника речевого развития дошкольников

Каждая техника по методу Ушаковой рассчитана на индивидуальные особенности ребенка, которые подразумевают выполнение определенных заданий и упражнений.

Таким образом, учитывая психологическое состояние ребенка, его наработанных навыков и умений возможен положительный результат.

На сегодняшний день некоторые методы активно применяются на практике в детских садах и даже дома. Для наиболее эффективного речевого развития требуется постоянное участие со стороны родителей.

Ушакова О.С. разработала методические пособия для педагогов дошкольных и школьных учреждений, в которой подробно описывается каждый этап и метод работы с ребенком. Вся методика разработана на совершенствования и коррекции речи малыша.

В каждой методике преследуется определенная цель и структурированный план, который предполагает обучение от простых упражнений к более сложным. Во всех процессах обязательно учитываются причины, по которым ребенок имеет те или иные отклонения, не позволяющие малышу полноценно развить свою речь.

Такими факторами могут быть:

  • Недостаточное внимание со стороны взрослых. То есть с ребенком мало общаются, не читают ему книги, не озвучивают происходящие действия;
  • Ребенок, у которого рассеянное внимание;
  • · Дети с психологическими особенностями. Это могут быть генетические заболевания, врожденная речевая заторможенность.

Именно индивидуально подобранная техника, позволяет наладить правильный, а главное эффективный процесс речевого развития у малыша. Именно правильное диагностирование проблемы, значительно повышают шансы полноценного развития малыша.

На что стоит обратить внимание родителям

Каждый родитель должен помнить, что развитие ребенка в большей степени зависит от них. И своевременное определение какой-либо речевой проблемы можно устранить.

Именно в дошкольном возрасте ребенку будет легче наладить свою речь, научиться пользоваться новой информацией и красиво формулировать предложения.

Каждый малыш уже с раннего возраста начинает издавать различные звуки и слоги, а уже к полутора годам может сказать некоторые несложные слова. Дети в трехлетнем возрасте уже спокойно формулируют предложения, и могут объяснить, что им нужно или что им не нравиться.

Если родители отмечают, что малышу легче выражать свои мысли с помощью жестов или плача, то стоит обратиться за консультацией к логопеду. Чем раньше это сделать, тем быстрее получиться устранить проблему.

Не стоит родителям полагаться на то, что малыш со временем выговориться. Следует помочь ему, и тогда он сможет полноценно общаться и жить в социуме.

Как помочь ребенку развить речь в домашних условиях?

Прежде всего речевое развитие ребенка зависит от самих родителей. При правильном общении и достаточном внимании можно избежать нежелательных проблем:

  • Родителям следует правильно разговаривать с ребенком, даже если он очень маленький. Не коверкайте речь, каждая ситуация или предмет должны быть сказаны четко и правильно;
  • Постоянно читать малышу книги и рассказывать сказки;
  • Во время игры говорить, как называется тот или иной предмет;
  • Просить ребенка, чтобы он повторил за вами несложные слова;
  • При неправильном произношении или формулировке попробовать исправить его;
  • Больше петь песенок. Именно песенная форма способствует быстрому запоминанию слов;
  • Разговаривать с ребенком везде. Даже если Вы чем-то заняты каким-то делом, в процессе можно рассказывать малышу о проделанной работе. В этом случае, малышу будет даже интересно. Это может провоцировать его к каким-то вопросам или действиям;
  • Во время игр использовать множество игрушками и различными предметами.

Все это станет верным помощником в речевом развитии дошкольника.

На сегодняшний день практически в каждом детском саду имеются логопедические группы, где основной задачей перед специалистом стоит развитие речи ребенка и устранение недостатков.

Стоит помнить, что правильная речь дошкольника является основным критерием его готовности к школе.

Основные признаки, определяющие готовность к школе

Существует несколько основных критериев, по которым можно определить готов ли малыш к школе или нет:

  • Ребенок должен уметь слушать собеседника;
  • Правильно воспринимать информацию;
  • Уметь выразить свои действия;
  • Отображать информацию;
  • Использовать свои речевые знания как средство воздействия;
  • Пересказать небольшой текст или сказку.

Все эти моменты определяют, что ребенок сможет полноценно учиться и развиваться.

Все методики речевого развития ребенка подразумевает помощь родителей. То есть занятия с одними специалистами не дадут стопроцентного результата без участия родителей.

Та или иная программа должна закрепляться и прорабатываться в домашних условиях. Если соблюдать все рекомендации и уделять полноценное внимание малышу, то уже в скором времени ребенок начнет радовать своих родителей своими умениями и навыками.

Каждое занятие должно происходить в форме игры. Иначе ребенок может попросту отказаться от обучения. Если малыш устал, то можно отложить поставленные задачи на другое время.

Всем детям очень нравиться общение и активные игры. Поэтому больше уделяйте малышам времени, разговаривайте с ними и играйте.

Дополнительная общеобразовательная программа Ушаковой О. С. «Программа развития речи дошкольников»

Речевое развитие дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и в интеграции со всеми образовательными областями, а также в игровой совместной и самостоятельной деятельности и в повседневной жизни. Однако на специально организованных занятиях по образовательной области «Коммуникация», развитие речи детей становиться главной задачей.

Программа О. С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников» дополняет основную образовательную программу «Детство» в разделах по совершенствованию коммуникативных способностей у детей через формирование грамматического строя речи и развития образной речи дошкольников. В качестве методического обеспечения мы используем программу О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной «Развитие речи детей 3 - 7 лет». Данная программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а также игры и упражнения. Эта программа по своим задачам полностью совпадает с программой Ушаковой О. С. Ознакомление детей с художественной литературой, предлагается программой «Детство» проводить в рамках занятий по социальному миру (как часть занятия) .

Главная цель речевого развития ребёнка – овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Основные задачи развития речи детей:

1. Развитие связной речи, умения строить простые и сложные синтаксические конструкции и использовать их в речи.

2. Развитие лексической стороны речи

3. Формирование грамматического строя речи, умения использовать в речи все грамматические формы.

4. Развитие звуковой стороны речи

5. Развитие образной речи.

Программа предусматривает использование разнообразных методов и приёмов:

Лингвистический метод: изучение связей, отношений и противопоставлений внутри языковой системы.

Наглядные: использование иллюстративно печатного материала (картины, альбомы, карточки, предметные и сюжетные картинки) , схемы для составления рассказов.

Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, рассказ воспитателя, беседа, поисковые вопросы, художественное слово, чтение художественной литературы, словесные игры, диалог, монолог, пересказ, рассказывание по картине, рассказ – описание, рассказывание из личного опыта.

Программа Ушаковой О. С., Струниной Е. М. «Развитие речи детей 3-7 лет» рассчитана на 4 года обучения.

1 год обучения – дети 3-4 лет, младшая группа

2 год обучения – дети 4-5 лет, средняя группа

3 год обучения – дети 5-6 лет, старшая группа

4 год обучения – дети 6 – 7 лет, подготовительная группа.

Занятия на всех периодах обучения проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия на первом году обучения – до 15 мин., на втором году обучения – до 20 мин., на третьем году обучения – до 25 мин., на четвёртом году обучения – до 30 мин.

Ожидаемый результат

Первый год обучения (дети 3-4 лет) , имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В этот период ребёнок переходит к собственно речевому общению.

Главным средством установления контактов с окружающим, выражения мыслей и переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей, связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей вещей и природных явлений.

Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок) . Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить. Чтобы быть понятным слушателям.

На втором году обучения (дети 4-5 лет) значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Центральным направлением работы по развитию речи детей пятого года жизни является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи. Расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

На третьем и четвёртом году обучения (старший дошкольный возраст) дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим опытом детей, развитием их интеллектуальных способностей, умением устанавливать разнообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями.

Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Дети старшего дошкольного возраста активно экспериментируют со словом, видоизменяют его, придумываю новые слова.

В этом возрасте ребёнок пользуется речевыми интонационными средствами, способен освоить типичные для языка средства выразительности – эпитеты, сравнения, метафоры. Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста это содержательность и связность речи, развитие выразительности речи, подготовка к обучению чтению.

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника - Документ

Беседа--организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыс-лить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - с.133.

.

В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. Беседы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение.

Так, после бесед о семье, о труде матери дети стремятся действенно проявить свое отношение к близким людям. «Посоветуйте, что мне подарить маме, у нее скоро день рождения»,-- обращается девочка к воспитательнице после одной из таких бесед. Беседы о средствах передвижения, например, вызывают усиленный интерес к транспортным машинам. И мальчики и девочки с большим вниманием наблюдают за проезжающими по улицам машинами, у них возникает много интересных вопросов по этому поводу, заметно обогащается содержание творческих игр детей.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.) .

Беседы на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, и где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посильной помощи взрослым, о бытовом труде матери; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.

Беседы о труде взрослых в детском саду помогают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.

Беседы на темы общественной жизни уточняют представления детей о родном городе, о подготовке к праздникам в детском саду, в семье, на улицах.

Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.

В беседах о любимых сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - с.132.

.

В беседах о предметах быта и труда, например о мебели, о посуде, об одежде, об игрушках, о некоторых орудиях труда, о средствах передвижения по земле, воде и воздуху, обсуждается, для чего нужны предметы, из чего и как они сделаны, каковы характерные признаки (цвет, форма, величина) , кто и где делал эти предметы, как беречь предмет, чтобы можно было им дольше пользоваться.

Примерная тематика бесед с детьми пяти-шести лет: с кем вы живете дома (т. е. беседа о семье) ; о жизни детей в детском саду; о работе дежурных в уголке природы; на чем можно проехать в нашем городе; что делает почтальон; что мы видели в библиотеке; о школе; как мы вырастили помидоры (морковь и т. п.) ; о временах года и т. п.

Программный материал, который является содержанием бесед, даст возможность осуществить не только познавательные задачи (расширение кругозора детей) , но и воспитательные (во-спитание правильного отношения к действительности, разнооб-разных интересов) .

В беседе о труде близких людей дети рассказы-вают, где и кем работают их родители и другие взрослые члены семьи.

Воспитатель усиливает и углубляет чувства детей, направля-ет их на активное проявление знаков внимания и уважения к близким (оказывать им посильные услуги, готовить к праздни-кам подарки и т. п.) .

Беседуя с детьми о школе, а также о том, где учатся их старшие братья и сестры, родители, воспитатель подкрепляет у детей желание учиться, интерес к школе, книге.

При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или ме-нее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.

«Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных»,-- писала Е. И. Тихеева Тихеева Е. И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. - с.48.

. Личный опыт ребенка, приобретенный путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом, на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям.

Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном плани-ровании работы воспитатель намечает, какой программный ма-териал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последова-тельного хода всего занятия от начала до конца.

Нужно проду-мать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В каче-стве такого эмоционального средства можно использовать кар-тину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Вот несколько примеров.

Беседу об осени можно начать показом репродукции картины Левитана «Золотая осень» (старшая группа) , чтобы дети полюбовались замечательным произведением художника. Кро-ме того, картина оживит в их памяти те впечатления, которые они получили во время экскурсий в парк или в лес.

Началом беседы о работе почты (тоже в старшей группе) может послужить стихотворение С. Я. Маршака «Загадки» («Синий домик у ворот») .

Беседу о Москве хорошо начать показом картины, изобра-жающей Кремль или Красную площадь, так как эти историче-ские места столицы известны по репродукциям каждому ребенку.

В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопро-са, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фак-тах или событиях, связанных с содержанием беседы, например:

«Дети, кто из вас ездил на поезде?»--спрашивает воспитатель, начиная беседу о железной дороге.

В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основ-ным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содер-жание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их пра-вильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.

Если дети не понимают или неправильно понимают вопрос, то они неправильно и отвечают, т. е. дают не тот ответ, какого ожидает воспитатель. Например, воспитатель спрашивает детей:

«Какие листья на березе?» Дети отвечают: «Березовые». Меж-ду тем воспитатель хотел, чтобы дети назвали цвет листьев. Дети дали бы нужный ответ, если бы вопрос был сформулиро-ван так: «Какого цвета листья на березе осенью?»

Чтобы добиться правильного ответа, нужно поставить во-прос четко и спрашивать детей надо о конкретных фактах и яв-лениях, которые им известны, по поводу которых они могут высказать какие-либо суждения.

Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на существенные, характерные признаки и явления. Нель-зя задавать детям вопросы, которые им непосильны, а также такие, которые не способствуют активизации мысли.

С этой точ-ки зрения не следует задавать пяти-, шестилетним детям такие вопросы: сколько ног у коровы? Сколько глаз у кошки?

Сколько ушей у кролика? и т. п. Во-первых, это детям хорошо известно; во-вторых, беседа о количестве ног, ушей, глаз, хвостов ничего не прибавляет к знаниям детей о животных. Ведь все животные имеют одинаковое количество ног, ушей и пр.

Одно животное отличается от другого не количеством членов тела, а характер-ными их качествами, образом жизни, повадками. У кролика уши длинные; у кошки ушки маленькие, стоячие; у белки на кончи-ках ушей кисточки.

Следовательно, правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: какие глаза у кошки? Какой у нее хвост? и т. п Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 1994. - с.12.

Все основные вопросы беседы в их логической последова-тельности должны быть записаны в календарном плане или в конспекте воспитателя.

При проведении беседы в зависимости от ответов детей иног-да возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.

Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо исполь-зовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой инте-рес и речевую активность. Их высказывания в этом случае не-посредственно опираются на ощущения и восприятия.

Разный наглядный материал используется по-разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предмет-ные картинки) , другие показываются воспитателем всей группе (картина, живое животное, посуда и т. п.) ; в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозре-ния каждому ребенку.

Наглядный материал готовится заранее и хранится так, что-бы он преждевременно не отвлекал детей. Предмет, который используется на занятии в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал беседы.

В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повто-ряя самое существенное; в конце беседы проводится дидакти-ческая игра на том же программном материале (на это отводит-ся 3--5 минут) ; детям предлагается прочитать знакомое стихо-творение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; можно прочитать художественный рассказ.

Какой вариант изберет воспитатель, зависит от темы бесе-ды, от запаса знаний детей и от времени, когда проводится за-нятие. Беседу об овощах можно закончить дидактической игрой «Угадай на ощупь овощи»; беседу о подготовке к празднованию Нового года можно заключить новогодней песней, которую дети уже разучили на музыкальных занятиях Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.223.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа.

Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких) . Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же происходит, когда сам воспитатель, во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.

Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили») , то дети могут ответить хором.

Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.

Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Нецелесообразно требовать от детей полного ответа. Так называемые полные ответы строятся ребенком по готовому шаблону: он повторяет все слова вопроса и присоединяет к ним ответное слово:

«Что делает кошка?» -- «Кошка делает... спит!» Подобная педантичность делает беседу сухой и нудной Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. - с.69.

Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бодрым голосом. Воспитатель предлагает ребенку, если он говорит тихо, повторить ответ громко, но не кричать. «Никто не слышал, что ты сказал,--должен пояснить воспитатель.--Повтори громко свой ответ».

Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры.

При подготовке и проведении таких вступительных бесед воспитатель должен соблюдать те же правила. Беседы в развернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего возраста.

В младшей группе беседой сопровождается рассматривание картин, живых объектов.

В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что воспитательница разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному.

Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями воспитательницы, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы.

Проведение подобных занятий требует от педагога: предварительной подготовки. Нужно составить своего рода сценарий (т. е. план) , где перечислить действующих лиц, порядок действий и речь педагога и действующих лиц.

Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто речевая активность педагога превалирует над детской.

Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать.

Другая крайность заключается в «вытягивании» у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон) .

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

  1. Программа государственной итоговой аттестации психолого-педагогические основы дошкольного образования для студентов, обучающихся по специальности 050703. 65 «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью

    Программа ... -педагогические основы развития речи дошкольников . – М.: МПСИ, 2005.– 224 с. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников . – М.: Академия, 2001. – 236 с. Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем...
  2. Совет программы директор Заслуженный учитель РФ отличник народного образования, Почётный работник общего образования РФ

    Документ ... . Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С.Ушакова . – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.- 180с. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий/ О. С.Ушакова ...
  3. Рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе. 50 56

    Реферат ... диагностика дошкольников . – М.: 2003. – 144 с., стр. 55. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Институт психотерапии, 2001. – 240 с., стр. 57. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи ...
  4. Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрация изменений 49 гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Факультет

    Рабочая программа ... . – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 141 с. Ушакова , О. С. Развитие речи дошкольников / О. С.Ушакова . – М.: Академия, 2001. – 240с. Филиппова, Г. Г. Психология...
  5. Рабочая программа дисциплины «Коррекционная (специальная) педагогика»

    Рабочая программа ... , с.78. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1981. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников .- М., 2001. Фотекова Т. А. Тестовая...
  6. С учетом специфики программы развития детей дошкольного возраста, их возрастных и...

    Документ ... праксиса. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников :пособие для родителей и педагогов. – М.: ... говорит. – СПб.: Детство-пресс, 2000. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. ...

Источник gigabaza.ru

Ушакова Оксана Семеновна - доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО.

Она является одним из ведущих специалистов в области речевого развития дошкольников. Ею разработана система обучения родному языку детей от 3-х до 7-ми лет, на базе которой создана авторская "Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду" (1994) .

Ушакова О. С. является автором 150 научных и научно-методических работ и ряда книг для воспитателей дошкольных учреждений: "Придумай слово" (1996) , "Занятия по развитию речи в детском саду" (1993, 1999) , "Диагностика речевого развития" (1997) .

Книга посвящена вопросам развития речи и речевого общения дошкольников. В ней рассматриваются психологические и лингвистические основы речевого развития детей в разных возрастных группах дошкольных образовательных учреждений.

В книге дан обзор философской, психологической, литературоведческой, лингвистической, литературы по проблеме развития речи и творчества ребенка, излагается ход занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетической, лексической, грамматической, а также на овладение основами связной монологической речи; широко представлены возрастные особенности развития речи в условиях детского сада.

Книга адресована широкому кругу читателей - преподавателям методики развития речи педагогических вузов и колледжей, студентам факультетов дошкольного воспитания, специалистам, методистам и воспитателям дошкольных учреждений.

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

3.4. Развитие связной речи

В этом параграфе мы рассмотрим развитие связной речи как часть общеречевой работы. Здесь же мы изложим логику исследований вышеназванной проблемы на протяжении двух десятилетий автором данной книги, ее коллегами и учениками, чтобы показать, как вычленялись приоритетные линии развития каждой стороны речи (фонетической, лексической, грамматической) и как они соотносились с развитием связной речи.

Начало изучения проблемы развития связной речи (1972-1974) включало ознакомление с психологической, лингвистической и педагогической литературой, постановку задач и направлений экспериментальной работы. Мы исходили из положений, разработанных Ф. А. Сохиным на основе проведенных исследований и уже принятых в методике развития речи, о том, что формирование связной речи - важнейший раздел речевой работы в детском саду.

Связная речь аккумулирует все достижения ребенка в овладении родным языком, хотя значение разных уровней языка для связности речи различно. Нам еще предстояло выяснить, какие стороны речи и в какой степени влияют на связность речевого высказывания.

Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи. В процессе обучения все качества связной речи выступают во взаимосвязи.

Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой (А. В. Текучев) .

Одной из важнейших задач мы считали разработку критериев связности, и велась эта работа с двух сторон: теоретический анализ сочетался с анализом конкретного материала детской речи. Виды рассказывания, определяемые программой, широкое используются в практике работы детского сада: пересказ литературных произведений (знакомых сказок, рассказов) , разные виды творческого рассказывания (по картине, об игрушке, из детского опыта, по заданной теме или выбранной самостоятельно) .

Материал pedlib.ru