Духовное развитие личности ребёнка через музыкальную культуру. Как развить духовный рост у ребенка

Любой ответственный родитель в тайне мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, лидером. Мы радуемся маленькими победами наших детей, с гордостью рассказываем друзьям и знакомым, какой умный и талантливый ребенок растет, и все-все ему удается. Недавно рисунок нарисовал – будет знаменитым художником. А на турнике что вытворяет – стопроцентный спортсмен, скоро на Олимпиаду можно посылать.
Каждый ребенок талантлив, даже гениален. Но чтобы раскрыть его таланты, вырастит по-настоящему цельную Личность. Личность с большой буквы, и никак иначе, родителям необходимо приложить усилия. Роль семьи в воспитании – огромна и её нельзя приуменьшать. Если вы будете с самого рождения принимать непосредственное участие в процессе воспитания, помогать малышу развивать свои способности, поддерживать и направлять, тогда рядом с вами всегда будет родное и близкое существо, и вас не забудут, оценят все приложенные усилия.

Что же такое «Личность»?

Значений и понятий слова «Личность» имеется великое множество, но все они довольно абстрактны и расплывчаты. Каждый психолог может дать свое определение этому понятию – и будет прав. К сожалению, понятие личности – очень сложно и многогранно и нет едино-правильного определения. Мы подразумеваем под данным понятием набор уникальных, индивидуальных черт характера, как врожденных, так и приобретенных в течение жизни, воспитания и взаимодействия с другими людьми.
В данной статье я постараюсь максимально полно рассказать читателям МирСоветов об основных качествах характера ребенка, развив которые, вы поможете ему человеком, лидером по жизни. Человеком, которым вы сможете гордиться, несмотря ни на что. Конечно же, ребенок – это не пластилин, из которого можно вылепить всё, что заблагорассудится, очень многое зависит от , врожденных задатков и талантов, окружения, здоровья. Но в ваших силах скорректировать, сгладить и развить многие качества характера вашего малыша. Ведь верно говорится: «Посеешь мысль – пожнешь действие, посеешь действие – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь , посеешь характер – пожнешь судьбу».
Естественно, я не претендую на роль последней инстанции, и читатель может не согласиться с некоторыми принципами. Но искренне надеюсь, что эта статья сможет оказать помощь в воспитании вашего крохи.

Развитие духовности

Воспоминаниями возвращаюсь в детство, когда я первый раз ощутила боль живого существа. Мне лет семь, а соседской девочке уже целых десять. Совсем взрослая, как мне казалось. Играя, мы нашли возле дома щенков. Маленьких, слепых и беззащитных. Так хотелось их погладить и потискать, но моя «подружка» не разделяла моих чувств, ведь у неё представления о веселье сильно отличалось общепринятого. Она взяла веревку и повязала её на шею одному из щенков и, заливаясь веселым смехом, начала раскачивать бедного малыша в воздухе. Так мы и играли, я плакала, а она смеялась… Закончив школу, девочка пошла учиться на ветеринара…
Одним из главных компонентов развития успешной и гармоничной Личности является духовность. Сюда входит сопереживания (эмпатия), эстетическое восприятие, ответственность за свои поступки (совесть), уважение к чужой жизни, саморегуляция (управления собственными действиями), целеустремленность.

Эмпатия

Умение чувствовать чужую боль, переживать её как свою собственную – очень важно. Если ребенок с самого раннего детства не смог хотя бы частично этому научиться, не удивляйтесь когда «малыш» будет развлекаться, надувая жаб и отрывая крылья у бабочек. Но это – только цветочки. В дальнейшем ребенок перенесет свой на людей. Жестокость, насилие, безучастность к чужому горю. Всё это унаследует ваша «кроха» став постарше.
Как же привить ребенку столь важное качество? Начинать нужно с самого детства, когда малыш только познает мир. Покажите красивый цветок и, если ребенок попытается его сорвать, скажите: «Не нужно этого делать, цветочку будет больно, он сразу погибнет. Лучше давай на него просто посмотрим. Понюхай, как здорово пахнет. Мы сможем каждый день приходить и на него любоваться. А если сорвешь, больше не вырастет такого же красивого цветка». Заодно вы развиваете и эстетическое восприятие.
Читайте побольше сказок и притч для детей. Но не бездумно, для развлечения, а превращая это в своеобразный урок. Ведь в каждой сказке есть своя мораль. Помогите малышу её понять. Задавайте дополнительные вопросы, которые помогут ребенку осознать смысл, заложенный автором в произведении. Главное, что хочу посоветовать вам, уважаемые читатели МирСоветов – не превращайте игру в допрос, иначе у малыша пропадет всякий интерес к чтению.

Познание мира через красоту

Женщина лет тридцати и её десятилетний сын гуляют по лесу. На улице тепло, но не жарко, весело светит солнышко. Мама с восторгом рассказывает ребенку: «Ты только посмотри, какие сосны. Высокие, статные… а запах – просто потрясающий, не то, что в городе. Правда, здорово, что мы выбрались сюда?». Мальчик с раздражением отмахивается от матери: «Домой хочу. Что здесь интересного, деревья как деревья. А у меня турнир скоро по моей игре, это намного интереснее, чем твои сосны». Женщина грустно вздыхает…
Умение замечать красоту, во всех её проявлениях, будь то красота природы, во внешности или красота поступков – важный компонент развития духовности. Сначала ребенок замечает предмет, потом начинается его анализ и в результате всестороннего оценивания, малыш делает вывод, нравится ему предмет или нет, соответствует ли он принятым стандартам красоты или, возможно, он просто вызывает у ребенка определенные эмоции.
Развитие способности восприятия красоты – это основа для развития интеллекта ребенка и познавательной деятельности. Как же помочь ребенку видеть прекрасные стороны жизни? Гуляя с малышом, постоянно обращайте его внимание на самые незначительные предметы и не забывайте выражать эмоционально свое отношение к ним. Вы можете остановиться возле картины или красивого здания и выразить свое мнение по отношению к ним, не забывая при этом расспрашивать ребенка. Естественно, это лучше сделать в форме игры. Например, попросите ребенка внимательно оглядываться по сторонам, когда вы идете по городу, пускай малыш найдет десять красивых лиц и опишет их вам. Все зависит лишь от вашей фантазии.

Воспитание ответственности

Пятнадцатилетняя девушка сидит в компании парней и весело смеется. В правой руке сигареты, а левой – бутылка пива. Она молода, свободна, и вся жизнь кажется нескончаемой чередой удовольствий. Звонит телефон, и девушка, недовольно отставляя пиво в сторону, достает мобильник из сумки. «Да, мама, нет, не скоро, приду когда смогу. Ну и что, если десять часов. Школа? Да кому она нужна. Ладно, мама, не приставай, когда приду – тогда приду», - раздраженно отвечает Красавица и кладет телефон обратно. «Надоели, ужас. Совсем никакой свободы», - жалуется девушка. Её спутники сочувственно кивают.
Воспитать в ребенке ответственность за свои поступки – очень важно. Конечно, читатели МирСоветов могут возмутиться, мол, легче сказать, чем сделать. Вот поэтому я всегда советую начинать воспитание с раннего детства, ведь привычка – вторая натура. Любой родитель сталкивается с бесконечными просьбами малыша купить ему щенка (котенка, хомячка, рыбок… список продолжить). Удовлетворите эту просьбу, пускай ребенок учится ответственности за другое живое существо. В самом начале вам необходимо показать малышу, как правильно ухаживать за животным: кормить, убирать. Также не забывайте напоминать ребенку о его обязанностях, но ни в коем случае не делайте всё сами, ведь ваше чадо может привыкнуть и совсем перестать заботиться о своем питомце.
Постарайтесь внушить ребенку мысль, что никакое преступление не оказывается безнаказанным, и рано или поздно, но придется столкнуться с результатом своих действий. Мне, например, с детства хорошо запомнилась фраза из старого фильма: «Все тайное всегда становится явным». И я не раз получала подтверждения в её правдивости.

Уверенность и самоуважение

Часто на детской площадке можно увидеть ситуацию: мама отчитывает своего ребенка за какой-то мелкий проступок, строго проговаривая «какой ты у меня непослушный, лучше бери пример с Маши (Васи, Пети…)». Подобный сценарий повторяется с завидной регулярностью и разными вариациями. Вот только постоянное сравнение своего малыша с другими детьми, когда это сравнение происходит не в его пользу, заметно снижает ребенка в себе. Вспомните, наши родители не раз говорили нечто подобное, и мы с грустью думали: «Я плохой(я), ничего не могу сделать правильно…». Да что уж там, многие из нас и теперь сравнивают себя с другими, поддаваясь унынию и резкому приступу самобичевания.
Конечно, со стороны чужие дети могут показаться нам полными разнообразных достоинств, которых лишены наши собственные. Но разве ваш малыш не уникален? Разве его не за что хвалить? Если он другой, это не значит, что хуже. Мы забываем об этом, и платят за всё наши дети. Поэтому, запомните – никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Разве что в хорошую сторону, чтобы похвалить и поощрить, а не ради наказания.
Самооценка формируется в детстве, поэтому чаще хвалите маленького человечка за все его старания. Но не перехваливайте. Всё должно быть в меру. Завышенная – это тоже проблема.
Разрешайте помогать малышу по хозяйству. Например, не гоните его с кухни, якобы он будет вам мешать. Ведь лучше поручить малышу какое-нибудь несложное задание и радуйтесь вместе с ним позитивным результатам. Хотя, даже если в процессе пострадает пара тарелок – не беда.
Но каждая ваша оценка, будь то похвала за удачно выполненную работу или нарисованный рисунок, всегда должна быть искренней, правдивой и объективной. Дети тонко чувствуют эмоции и, например, если вы лишь скользнули взглядом по рисунку и стали рассказывать какой он прекрасный и т.д., будьте уверены – пройдет немного времени, и ваша оценка почти не будет иметь значения для малыша.

Навыки общения

Дети весело носятся по площадке. Отовсюду слышатся веселые крики: вот мальчики играют в футбол, рядом носятся девочки, заботливо укладывая игрушечных пупсов в яркие коляски. Лишь одна малышка уныло примостилась на турнике, прижимая к груди красивую длинноногую «Barbie». «Ты почему с другими детками не играешь?», – спрашиваю у девочки. Она лишь стеснительно пожимает плечиками, пряча глаза. «Не хочу», – тихо отвечает она.
С грустью вспоминаю себя в её возрасте. Также сидела в одиночестве и ждала пока кто-то подойдет и предложит поиграть. Готова была дружить с кем угодно, лишь бы меня приняли к себе. Казалось, веселье проходит, но природная стеснительность не позволяла попроситься к другим…
От успешного общения в нашей жизни многое зависит. Людей, способных говорить с кем угодно и о чем угодно – высоко ценят. Как же помочь ребенку с ранних лет перебороть скромность и стеснительность, что мешают эффективно общаться?
Ключ ко всему – юмор. Есть люди, с которыми всегда легко и весело, они сыпят шутками и анекдотами, рассказывают интересные истории. В детском мире – всё точно так же. Дети предпочитают дружить с тем, с кем им весело. Угрюмых людей не очень любят или попросту игнорируют...
Больше веселитесь с малышом: устраивайте домашние спектакли, представления, маскарады. Смейтесь, пускай ваш ребенок не боится выражать эмоции. Сдерживать их он еще научится в будущем, а детство – это пора шуток и безудержного веселья.
В детстве (да и во взрослой жизни) очень ценится умение делиться своими вещами. Необходимо это всячески поощрять. Конечно, не допускайте ситуаций, когда у ребенка попросту отбирают игрушки. Постоять за себя – тоже необходимое качество. Но делиться и получать что-то взамен – необходимое условие общения. Правило «Ты мне – я тебе» действует в любом возрасте.
Расскажите ребенку, что в каждом человеке можно найти что-то хорошее. Можно поиграть в игру: задайте крохе задание поговорить с наибольшим количеством детей на детской площадке или садике и найти, например, 5 общих интересов или хороших качеств характера.
Разговаривайте со своим ребенком, помогите ему научиться вести беседу. Можно в виде диалога проиграть различные жизненные ситуации. Например, вы играете роль знакомой девочки (мальчика) вашего ребенка. Употребляйте новые слова, обороты, простые шутки, которые кроха сможет потом использовать в реальном общении. Естественно, малыш должен понимать их значение.

Творчество

Потребность ребенка творить – одна из главных в детстве. Малышу хочется , лепить фигурки животных из пластилина и обязательно, чтобы мама с папой оценили, похвалили за труд и старание. Сейчас в любом детском магазине можно найти огромное количество наборов для творчества. За сравнительно небольшие деньги вы можете провести прекрасный вечер, сшивая мягкие игрушки, составляя мозаику или занимаясь резьбой по дереву. Варианты не ограничены, вы имеете возможность всецело развить таланты ребенка. Красочные альбомы, новомодные наборы для рисования – все это доступно сейчас и было бы преступно не воспользоваться подобной возможностью. Пускай у малыша будет плохо получаться, но он старается, а вы ему поможете и вместе вы создадите что-то прекрасное. Не запрещайте малышу творить, даже если все обои будут исписаны разноцветными фигурками, а пластилин прилипнет к мебели. Это мелочи, в конце концов, вы объясните ребенку, что необходимо поддерживать порядок, но жажда творчества должна разгораться все ярче. Возможно, по прошествии многих лет вы с гордостью посмотрите на своего сына или дочь и скажете: «Помнишь, как ты рисовал животных на стенах, зато сейчас твои картины выставляют в лучших галереях». Но, даже если ваш ребенок не станет знаменитым художником, никогда нельзя лишать малыша возможности выразить себя.

И последнее… В семье, где царит атмосфера взаимопонимания, где дети всегда могут обратиться за помощью к старшим и получить поддержку, где ценится детское мнение, непременно вырастут здоровые, здоровые морально и духовно люди. Личности, во всех пониманиях этого слова. Слушайте своего ребенка, не отмахивайтесь от его маленьких проблем, считая их незначительными, кто как не вы поможет ему разобраться в этом сложном и жестоком мире. Вы должны стать ему примером, показать, что правильно, а что нет, где находится грань между добром и злом. Помните старую поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Упуская своего ребенка сейчас, после вы не вернете его доверия в один миг…

Виктория Викторовна Уланова , музыкальный руководитель

Негосударственногодошкольногообразовательного

учреждения«Детский сад№ 114, ОАО«РЖД» , Рузаевка

«Человек должен родиться дважды, -

один раз естественно, а затем духовно»

Гегель.

Что такое духовность? «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

Проблема духовности во все времена волновала умы и сердца людей. Вспомним отечественную классическую педагогику с ее общечеловеческим содержанием, непреходящими вековыми гуманистическими ценностями, с ее заботой об «образовании сердца и ума», об органичном слиянии воспитания с развитием на принципах природосообразности, провозглашенной Л.Н. Толстым «идеологией любви» как деятельной нравственности. Великая дидактика Я.А. Коменского еще в средние века включала в себя «вечные основы человечности», «одаренный чувствами ум», «гармонию тела и души». Отечественная классическая педагогика Толстого и Белинского, Добролюбова и Ушинского заботилась «об украшении души, склоняя волю к деланию добра», о «взращивании человеколюбия и любочестия».

В современном российском образовании отмечаются сложные и противоречивые процессы: классическая модель, в основе которой лежала концепция усвоения знаний умений и навыков, себя исчерпала; требования гуманизации образования приходят в противоречие с требованиями стандартов, ограничивающими воспитательный потенциал образования. Переизбыток информации, дефицит человечности и одухотворенности получаемого знания ведут к утрате интереса, снижению уровнянравственного здоровья.

Перестройка, происходящая во всех сферах жизни нашей страны, прямо и непосредственно касается и нас, работников педагогического фронта.

Разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития. У нас остался единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций.

Очень важно для каждого человека жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших детей?

Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, - одна из актуальных задач образования в целом и дошкольного образования в частности.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В.А.Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в том числе музыке. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д. Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека.

Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на обогащение духовного мира ребёнка-дошкольника. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Кроме того, музыкальное развитие влияет и на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, он становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки - задача сложная, но выполнимая.

На мой взгляд, получаявдетстверазнообразныемузыкальныевпечатления,ребёнокпривыкаеткязыкуинтонацийнародной,классическойисовременноймузыки,накапливаетопытвосприятиямузыки,различнойпостилю,постигает«интонационныйсловарь»разныхэпох.ЗнаменитыйскрипачС.Стадлероднаждызаметил: «Чтобыпонятьпрекраснуюсказкунаяпонскомязыке,надохотябынемногоегознать».Усвоениелюбогоязыканачинаетсявраннемдетстве.Музыкальныйязыкнеявляетсяисключением. Надо помочь ребёнку постичь этот удивительный и прекрасный музыкальный язык.

Разумеется, не все дети станут в дальнейшем профессиональными музыкантами, но любовь к искусству и эстетический вкус, привитые в детских садах, музыкальных школах, студиях могут стать прочным фундаментом для формирования творческой, всесторонне развитой личности.

В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Я уверена, что музыку нужно уметь не только слушать, но и слышать. Поэтому главной задачей музыкального воспитания детей я считаю для себя «влюбить» их в музыку, помочь им войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту.

Дляактивноговосприятия музыки большоезначениеимеетсосредоточенностьисобранностьвниманиядетей, в связи с этимуменясложилась определённаяметодикаобучениядетейслушаниюмузыки.Считаю,чтооченьважнонастроитьдетей наслушаниемузыки.Поэтомумысдетьмивначалезанятияпериодическивспоминаемправиласлушаниямузыки.ПометодуД.Б.Кабалевскогомысначаласлушаемтишину,апотоммузыку.Предлагаядетяммузыкальноепроизведениедляслушания, стараюсь сама найти в нём нравственную сердцевину и донести до детей, большоевниманиеуделяюхудожественномуегоисполнению.Беседа,правильнопоставленныевопросыпомогаютдетямраскрытьсредствамузыкальнойвыразительности.Помогаютвыявитьинтерескмузыкальномупроизведениюирассказыотворчествекомпозитора,показегопортрета.

Взалеимеетсяминиатюрнаяпортретнаягалерея.ДетиоченьинтересуютсятворчествомП.Чайковского,Д.Кабалевского,М.Глинки,Ф.Шуберта.Приразборемузыкальныхпроизведенийоничастоподбираюточеньметкиеиобразныеопределения.Ияиспытываюдушевныйвосторг,чувствоудовлетворения,когдаребёнок, слушаяпервуючастьконцерта«Весна»А.Вивальди(ещёнезнаяегоназвания)говорит:«Этамузыка,какбудтовеснуподгоняет».Значитребёнокслышит,значитончувствует,онсопереживает.

Активно проявлять свое отношение к музыке ребенок может в пении, как в одном из видов исполнительства. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии и является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. Успешность, пережитая ребёнком в саду, обеспечивает его дальнейший жизненный успех.

В последнее время занятия в вокальных студиях и кружках сольного пения стали особенно популярными среди детей и их родителей. И именно поэтомуактуальной и значимойпредставляется проблемаразвития вокальных способностей детей,формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

Для ребят, проявляющих интерес к музыке и вокальному исполнительству в нашем дошкольном учреждении организована студия «Театр Песни», где ребята овладевают сценическими и исполнительскими навыками. Воспитанники вокальной студии являются активными участниками различных мероприятий в детском саду, а также городских праздников и конкурсов.

Встречисмузыкойдолжныпоразитьвоображениедетей, запомнитьсяим. В связи с этим идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность. Музыка, литература, живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Принцип взаимосвязи искусств в последние годы осуществляется и в дошкольных учреждениях. Благодаря этому, у нас родилась идея новойинтегрированнойформыдосуговойдеятельностидетей, такая как САЛОН.Постепенно он вошёл в практику работы с детьми старших групп, где сочетается познавательная деятельность по ознакомлению с различными видами искусства с развлекательной.

В 18-19 веках в Салонах закладывался интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал их посетителей, это был круг избранных лиц, собравшихся в доме и объединённых общими интересами (литературой, живописью и т.д.). ВуютнойиторжественнойСалоннойобстановкедошкольникинетолькознакомятсясискусством,ноиучатсяхорошимманерам. Многие могут возразить, что Салон - это не что иное, как музыкальная гостиная. Это не так! Салон - это особая атмосфера, где очень важно сохранить стиль общения между его посетителями. Здесь умело господствует и задаёт тон хозяйка Салона. Она объединяет общей темой разговора интересных собеседников, подбирает салонные игры, всецело способствует приятному времяпрепровождению.

Салоны могут быть различными по тематике. К юбилею великого поэта в нашем детском саду был проведён музыкально-литературный салон «С.Есенин - душа и песня русской земли», который был посвящён его жизни и творчеству.Чтобы расширить знания детей об истории нашего родного города и провести параллель между прошлым и настоящим, мы организовали салон «История двух портретов», где основное внимание было уделено живописи и театрализации. В доступной форме нам удалось донести до детей исторические вехи наших земляков - семьи Струйских: Александры Петровны и Николая ЕремеевичаИх портреты принадлежат кисти знаменитого Ф.С.Рокотова и в настоящее время экспонируются в Третьяковской галерее.

Осознание того, что основной стержень семейных традиций и духовных ценностей заложен в семье, вдохновило меня на создание семейного салона, какновую форму взаимодействия с семьями воспитанников.Свои идеи я воплотила в основу мероприятия «Мы - семья и мы - друзья», которое было приурочено к Международному Дню семьи.

Детинатакихдосугахс удовольствиемслушаютмузыкуистихи (нередко в исполнении родителей), трогательно украшают дерево желаний, рассматриваютрепродукциикартинвеликихживописцев,смотрятвидеоматериалы(комплектвидеокассетсерии«релаксвидео»),двигаютсяподмузыку, участвуют в театрализации.

Данные формы и методы играют значительную роль в развитии художественно-творческого восприятия воспитанников, позволяют обогащать их внутренний духовный мир, мысли и чувства. Это подтверждают и результаты диагностики.

Обучая на образцах прекрасного, мы, взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму. Ребенку нужна вся гамма чувств - это путь к развитию человечности.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. И тут приходят на память слова выдающегося пианиста и педагога Генриха Нейгауза: "Родители важнее педагогов". Как ни странно, всё действительно так и обстоит. Родители, действительно, важнее педагогов. Но здесь мысль Нейгауза нуждается в уточнении. Во-первых, речь идёт о музыкальном воспитании. И во-вторых, родители важнее педагогов, по мысли Нейгауза, именно в дошкольные годы. То есть тогда, когда воспитание, в том числе, музыкальное, в основном происходит в семье. И когда именно от мамы и папы зависит, будет ли разгадана тайна, заложенная в ребёнке. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

В заключении хочу сказать, что музыка играет огромную роль в становлении личности ребенка, обогащении его духовного мира и способствует самопознанию себя и мира в целом. Подтверждением этому является высказывание крупного общественного деятеля, скрипача, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, Михаила Казиника, « Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой.Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость".

Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже .

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.

Раскрытие сущности человеческого духа, сохранение и укрепление здоровья тела, воспитание, обучение чтению, счёту и письму, основам наук, а также обучение конкретной специальности с помощью соответствующих образовательных программ и есть многоуровневая, едино множественная цель общего и профессионального образования, единая цель человеческой жизни.

Универсальная задача образования ХХ1 века - осознание и раскрытие человеческой души – истинного, бессмертного человека, который создаёт по своему образу и подобию новое, духовное общество и новую, духовную цивилизацию. По отношению к обществу задача образования заключается, прежде всего, в постижении обучающимся национальной идеи России.

По отношению к природе - воспитывать в человеке разумно нравственное отношение к ней и к её высшим силам.

По отношению к самой себе задача образования заключается в его расширенном само воспроизводстве как целостной, духовно нравственной системы обучения и воспитания.

Метод педагогической деятельности является главной составляющей идеей образования, ибо он превращает педагогическую мысль в практику. Это и есть реально действующая, практическая педагогика. Универсальный метод образования есть практически действующее самосознание предмета, реализующее свою универсальную цель – духовное рождение человека

Подход к проблеме духовно – нравственного образования

По своему понятию педагог есть живой носитель смысла жизни и образования.

Истинное назначение педагога – духовное творение человека, рождение его в общей культуре.

Душа – это поток переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений; приятных и не приятных, значительных и не значительных состояний; воспоминаний и забвений, деловых соображений и праздных фантазий и т.д.

Известный физиолог академик П.М. Ершов и Ю.П. Вяземский в своей работе “Происхождение духовности” (М., 1989) предприняли попытку комплексно охарактеризовать истоки духовности, её историческое происхождение и современные формы бытия. Итоги анализа показали, во- первых, что духовность есть такое состояние личного сознания, при котором умелое использование духовных ценностей служит развитию познания во благо других людей, реализует любовь к ним. Во- вторых, религиозная и светская формы духовности в условиях цивилизации вырастают из одного корня – страсти к добру как желанию блага для других. Духовность есть обретаемое в жизни качество гуманистической личности. В- третьих, духовность есть абсолютно позитивное свойство человеческого рода. Она развивается в постоянном преодолении относительно бездуховности усилиями самой личности при благоприятных общественных условиях. Духовность, в- четвёртых, означает гармоничное сочетание эмоционального и интеллектуального начал сознания личности.

“Жизнь детей во многом задаёт бумажный век и недостаток в живом, красочном мире… . Нельзя раскрывать лишь одну плоскость мира. В этом отношении искусство, художественное творчество является той самой новой плоскостью, которая необходима для полноты человеческой жизни”. Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости воспитания с яркостью говорят наши дни. Человечество, лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст новый лучший мир без духовного обучения.

Что же такое духовное воспитание и обучение?

Что под этими словами подразумевают несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

Строго религиозное воспитание в рамках, какой- либо одной концессии;

Воспитание души ребёнка через культуру: литературу, историю, музыку, живопись.

Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

Но разве в жизни можно отделить одно от другого? Если исключить религиозное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: Что такое Бог? Почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? и т.д.

Когда-то философ Рене Декарт говорил: тот, кто сможет всё рассказать о себе, тот опишет всю Вселенную. Но для простого смертного это задача невозможна. Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония – это рассказ художника о себе. Внутреннее Я и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

“Искусство не есть наслаждение, утешение или забава; искусство есть великое дело. Искусство есть орган жизни человечества, переводящее разумное сознание людей в чувство” (Л.Н.Толстой).

Всё больше выкристаллизовалась мысль о том, что предметы, в основе которых лежит искусство в процессе восприятия творческой деятельности, более всех других школьных предметов способствуют формированию отношения к миру и самому себе.

Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он воспитывается и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Платон утверждал, что человека ничему нельзя научить, если понимать учение, как перекладывание занятий из одной головы в другую. Человек должен сам все вспомнить.

Все это, однако, не означает того, что не нужно учиться, не нужно овладевать обычными знаниями, не нужно изучать то, что люди до тебя давно знали. Ты то ведь не знаешь. Чтобы подняться на уровень большого сознания, нужно постоянно и всесторонне развивать малое, создавать себе опору для дальнейшего прыжка в неизвестное.

Опыт преподавания ИЗО искусства показал, что в педагогике искусства не хватает самого искусства, что тяготение методик преподавания предмета к принципам преподавания предметов естественно-научного цикла лишает их ценнейшего средства – не только учить но и воспитывать.

Искусство есть такое воздействие на людей, при котором в душах их таинственное становится – очевидным, смутное делается – ясным, сложное – простым, случайное – необходимым.

Как же это донести до ребёнка, как сделать так, чтобы зажглась, проявилась, та маленькая искорка, которая непременно есть в душе каждого ребёнка? Какими способами дать почувствовать и прочувствовать самого себя и весь этот мир?

Первый способ передачи – самый обычный – слова. Второй способ – это пластическое искусство, рисование и лепка, - наука о том, как для глаза передать то, что знаешь другому. И третий способ – музыка, пение, наука, как передать своё настроение, чувство.

Каждому педагогу необходимо понимать Мир Детства. Речь идёт не о том, чтобы с вершины педагогической мудрости снизойти к прозаическому миру детских интересов. Речь идёт о том, чтобы подняться к тонким истинам Мира Детства. Подняться, а не снизойти.

Есть два удивительных источника очищения души – это природа и искусство. “Природа будет действовать на нас со всей своей силой, только тогда, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, наша печаль, придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений от прожитой жизни” (К.Паустовский).

Язык искусства отличается от природы, он создан руками человеческими, но и ему присуща власть над душой. Музыка, поэзия, архитектура, живопись, наполняют душу каждого, кто к ним прикоснётся. Говорят о том, что душа – это волшебная тайна Бога и, когда она зажигается Его светом, она становится удивительно прекрасной. А творчество – это великая молитва души. Это когда душа отдаёт свой свет людям.

Одним из проявлений духовного я является творческая интуиция художника, поэта, философа, учёного.

М. Шагал писал: “Искусство – это состояние души, а душа свята у всех нас ходящих по этой грешной земле”. Язык искусства создаётся человеком, но это божественный язык. Невозможно представить себе духовное воспитание ребёнка без музыки, живописи, поэзии.

Созерцая прекрасное произведение, человек, одарённый чувством, вкушает, кроме самих звуков и их сочетаний, ещё что- то другое, что можно назвать внутренней красотой. Как бы позади звуков и сквозь них мы воспринимаем ещё нечто невысказанное, о чём в словах можно дать только слабый, несовершенный намёк, звуки, краски и линии воспринимает наши ухо и глаз, а то невысказанное, о чём они говорят, воспринимает непосредственно наша душа.

Звуки музыки, слова лирического стихотворения, образы пластических искусств, природы или человеческого лица, добрые поступки пробуждают в нашем сердце что- то иное, говорят нам о чём – то далёком, непосредственно недоступном, смутно различаемом; нашей души достигает весть о чём- то потустороннем, запредельном. До нашей души, согласно Франку, доходит голос как бы издалека, говорящий о некоем лучшем, высшем мире. Совершенно несущественно, называем ли мы это голосом совести или голосом Бога. Важно лишь то, что мы испытываем в интимной глубине нашего сердца живое присутствие и действие некой силы, о которой мы непосредственно знаем, что это сила высшего порядка, что нашей души достигла некая весть издалека, из иной области бытия, чем привычный, будничный мир.

Искусство божественно и впечатляюще. Это пища для ума и сердца. Оно обладает чудесным влиянием на сердца детей, ибо сердца их чисты, и всё это имеет огромное воздействие на них. Скрытые таланты, которыми наделены сердца детей, могут раскрыться под его неуклонным воздействием.

Детское творчество и духовность

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания, в том числе художественных способностей, видится в формировании эстетического отношения в мире – к искусству, природе, людям и, наконец, к самому себе – через развитие умения воспринимать и создавать художественные образы. При этом художественный образ понимается как “знак” для передачи эстетической информации; специфический способ и форма отображения действительности в её конкретных проявлениях; форма оценочного выражений мыслей, чувств и отношений, а выразительность – как способность художественно реализовать свои отношения, мысли и чувства.

Следует заметить, что художественный образ лежит в основе всей передаваемой детям визуальной культуры (а не только искусства) и является центральным, связующим звеном в системе педагогического опыта. При этом развитие способности воплощать в образах свои чувства и размышления с помощью различных выразительных средств – наиболее сложная задача художественного воспитания.

художественные способности наиболее успешно формируются тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт соответствующие образы в своём воображении при восприятии произведения искусства, параллельно участвуя в доступных ему формах деятельности.

Способности к изобразительной деятельности предполагают лёгкость создания образов изобразительно – выразительными средствами, основанием которой служит интуитивно – эмоциональное синкретическое восприятие.

Изобразительная деятельность – основной путь развития способностей ребёнка, так как способности проявляются и развиваются в адекватной деятельности. Изобразительная деятельность – тот вид художественного творчества, в котором активность ребёнка приводит к наглядным, осязаемым, ощутимым результатам.

Развитие изобразительной деятельности происходит в контексте внутреннего переосмысления, что позволяет ребёнку передавать не только содержание темы, но и своё личное отношение к ней.

Мотивы художественного творчества развиваются не изолированно. Они определяются атмосферой, в которой живёт ребёнок, условиями, в которой он формируется как личность и как творец. Происходит освоение мира изобразительно – выразительными средствами и при наличии соответствующей возрасту “Я – концепции творца”.

В связи с этим представляется, что развивающиеся художественные способности – это Ценность не только и не столько педагогическая, но и социальная. Лучше сказать социально – педагогическая.

Как считал философ В.Соловьёв, “для своей настоящей реализации добро и истина должны стать творческою силою в субъекте, преобразующею, а не отражающею только действительность… свет разума не может ограничиться одним познанием, а должен сознанный смысл жизни художественной воплощать в новой, более ему соответствующей действительности….творить в красоте”. Эта идея объединяет помыслы и надежды двух веков, в которых нужны не “лишние люди”, а творцы – глубоко мыслящие, тонко чувствующие, созидающие прекрасное.

В детях все величайшие возможности

Поразительное создание природы – ребёнок. Как в нём подчас умещаются радость и печаль, добро и зло, простота и величие, стремление к стройности и беспорядок…

Странная схожесть с двумя чашами весов, где на одну чашу кладёт своё приданное сама природа, а на другую – общество взрослых людей. И кто знает наверняка, сколько наших с вами чаяний, тревог и надежд необходимо возложить на одну из этих чаш, при каком распределении сил между природным потенциалом и общественным воспитанием ребёнок будет достойно развиваться с надеждой на будущее.

Отчего дети нравственно выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращён ни суевериями, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит.

Тогда как у взрослых стоят грехи, соблазны и суеверия.

Какое время может быть лучше детства, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и потребность любви – являются единственными побуждениями в жизни.

Каждый ребёнок в детстве, в пору формирования личности, должен что – то “увидеть” - не важно что; важно, чтобы увиденное глубоко запало в душу, в память сердца, чтобы произошло “прикосновение” к миру и родилось изумление перед ним.

Это может быть солнце, пробивающееся сквозь кроны деревьев, или полная луна, или “пенящиеся” ветви цветущих яблонь. Такое видение, открытие мира называют созерцанием. Созерцание – это смотрение умом, всей душой, всей человеческой сущностью. С него всегда начинается творчество.

Если у человека никогда не было переживания удивительной новизны, свежести и бездонной неисчерпаемости мира, то он остаётся один на один с собой, со скудным набором правил жизни, с постепенно крепнущим убеждением, что жизнь скучна, уныла и однообразна и не имеет никакого внутреннего смысла.

Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей – писателей, художников, учёных. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в неё что – то от себя. Везде где есть место человеческой деятельности, имеет место творчество.

Необходимо не забывать о духовной основе творчества мастеров. Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками.

Творчество детей – это глубоко своеобразная форма их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. Эту самобытность невозможно охватить какими то правилами, единственными и обязательными для всех.

От рождения до 12 лет Руссо предлагает заботиться о развитии тела и органов чувств ребёнка, больше тренировать чувства, потому, что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными.

Надо учиться видеть, учиться слышать окружающую природу.

Младший школьный возраст – возраст достаточно активного формирования личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться направленность личности.

В этом возрасте можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека.

Нужно стать способным к творчеству всё время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество – это образ жизни.

Указать путь. Не пройти этот путь за них или с ними, а лишь указать. Идти человек может только сам, в своем внутреннем духовном опыте, который неизбежно приведёт его к внешним поступкам, ибо зрелый настоящий опыт выражается в делах.

Духовное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, искусство, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста и роста души ребёнка. Дети – всегда единственное будущее рода человеческого - писал В. Сараян.

Талант и творческое созерцание

Увидеть что – либо впервые чрезвычайно трудно. Наши знания, образование, привычки – всё сейчас же приводят в привычные штампы. Мы видим, как идёт первый снег за окном, он пошел вдруг, хотя давно его ждали, и, вместо того чтобы порадоваться, как большие белые хлопья медленно, словно танцуя, падают, мы говорим: “Что тут удивительного? Это просто циклон принёс холодный воздух!”

Однако с удивлённого видения и начинается творчество.

Талант и творческое созерцание часто даются детям не в соразмерности. Одному даётся дар выражать и изображать, но не даётся сила творческого созерцания. Другому наоборот.

Искренность и глубина созерцания делают ребёнка поэтом. Душа, предрасположенная к созерцанию, как бы непроизвольно пленена тайнами мира и таинством Божьим.

Природа есть Родина всех талантов, начиная от росинки солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая всеми талантами, переходящими в историю культуры.

“В художественном акте” могут участвовать все силы души – такие, для которых у нас есть слова и названия (чувства, воображение, мысль, воля), и такие, для которых у нас, вследствие бедности языка и чрезвычайной ограниченности внутреннего наблюдения, ни слов, ни названий ещё нет.

Мир чувств ребёнка во всей его неисчерпаемой сложности и утонченности: аффекты – глубокие, пассивно вынашиваемые раны сердца, от которых душа как бы заряжается, сосредотачивается в себе, но не разряжается; и эмоции – эти вырывающиеся из сердца восклицания, вопли и бури, разряжающие внутреннюю атмосферу.

Духовно – практическое отношение человека к миру рассматривает мир не как чуждый и противостоящий человеку своей объективностью, но наоборот, как мир, несущий на себе отражение человеческой субъективности. Это целостное отношение, в котором чувства и мышление не разделены, а мир воспринимается непосредственно “свой”, “мир человека”, как продолжение своего “я”. Изобразительную деятельность детей одновременно сопровождают два психологических различных процесса: один – рассудочный и вполне осознанный ребёнком, другой – образный, по большей части им не осознаваемый.

Каждый художник, по – своему видит и внешний, материальный мир, и внутренний мир души.

У художника в душе всегда есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нём огонёк мистицизма.

Сказка в процессе воспитания

Сказка – универсальный способ разговора с детьми на разные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

Каждый ребёнок мечтает когда – нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне.

“Сказка – звонкое, блестящее, лучшее в свете золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и из уст их родителей” (Г.Х.Андерсен).

Нет человека, который не рассказывал бы или не знал бы сказку, который не был бы покорён задушевностью, красотой, весёлостью, наивностью и мудростью народной сказки.

Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих из них одни и те же сюжеты. Это является символом единства народов и их духовной взаимосвязи.

Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предлагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти своё счастье. Неслучайно огромный интерес к фольклору, к сказке во всех европейских странах совпал во времени со многими крупными научно- техническими достижениями. Человечество, постигая мир, вселенную, создавая чудеса науки и техники, нуждалось в духовно – нравственной опоре. Просветительская вера в силу человеческого разума, живущая во многих сказках, искала поддержку в бескорыстном парении духа, в чистоте души.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всём этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребёнок думал.

Не слушайте сказку при свете дня. Сказку надо слушать вечером или ночью, в волнующей темноте, которая снимает с вещей их знакомый и однозначный вид. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребёнок не давал чётких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Ещё лучше, когда сам ребёнок сочиняет сказку, рассказ, они как нельзя лучше подсознательно позволяют широко открыть красоту души своей, естество.

Важно, чтобы в конце беседы был подведён главный итог, главная мысль, заложенная в сказке.

Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость.

Заключение

Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово!

Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!

Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его инстинкту. Кто из вас не жалел подчас о том милом возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа постоянно наслаждается миром?

Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различному “голосу Божию”, подобно тому, как мы иногда среди оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии.

Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть Российскому государству.

Методики преподавания предмета могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой педагог.

Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. Это требует от педагога живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания. Такой педагог найдёт путь к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремится к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и семейному счастью. В подростковом и юношеском возрастах голос совести ещё не заглушен, даже вопреки усвоенной извне циничной морали.

Чтобы осознанно развивать (обучать и воспитывать) необходимо истинное значение природы, законов, смысла и эволюционного назначения, следовательно, нужно изучать, преподавать и претворять в повседневную жизнь науку духа, без которой абсолютный смысл жизни и образования не может быть осознан и практически осуществлён.

Вопросы духовности человека и общества всё более затрагивают человеческие умы. На страницах журналов и книг появляются статьи, размышления и реальные плоды в виде конференций, обсуждений и выдвижения собственных позиций по вопросам духовности общества, духовности государства и т, д.

Человек делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нём.

Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего государства.

Список литературы

1. Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. М.: Аквариум, 1996. - 436 с.

2. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск: Издательство удмуртского университета, 1996. - с. 8. - 106.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2002. - 380 с.

4. Субботина Л.Ю.Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

5. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития,1997. - 220 с.

6. Фицпатрик Д. Диалог с ребёнком. М.: Аквариум, 1996. - 393 с.

7. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр педагогический поиск, 2001. - 176 с.

Многие считают, что для духовного развития необходимо как можно больше творчески развивать малыша. Заниматься с ним танцами, музыкой, рисованием, читать разнообразную литературу. Для других это что-то связанное с богом, поэтому необходимо с детства знакомить ребенка с библией и церковью. Существует большое количество догадок в этом вопросе.

Духовный рост начинается в семье и продолжается всю жизнь. Это гармоничное развитие малыша.

Такому развитию ребенок самостоятельно не научится. Важно чтобы и родители развивались духовно. Потому что все, что ребенок умеет и чему может научиться, в первую очередь, берется из семьи. Дети с рождения любят повторять и подражать родителям, копируют их образ жизни. И нет особого смысла пытаться развивать малыша духовно, если мама с папой не считают нужным заниматься этим сами.

Основа духовного развития - родительский пример. Начинать духовно развивать ребенка необходимо с себя, с семьи. И только тогда духовная составляющая в ребенке будет развиваться. Отношения в семье должны быть теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и понимании. Духовное развитие малыша зависит от правильного и грамотного отношения любящих родителей.

Если в семье не чувствуется любовь и гармония, то ни о каком духовно развитии речи быть не может. А все усилия, которые родители прикладывают, будут только развивать его творческие, физические или интеллектуальные способности.

Духовное развитие ребенка происходит через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Поэтому родители всегда должны думать об окружающей обстановке своего дитя.

Что делать для духовного развития ребенка

Нет определенных требований и правил, необходимых для духовного развития. Ценности, которые есть в семье, традиции, уровень развития семьи, являются базой для духовного развития малыша. Родители должны сами чувствовать духовную составляющую и передавать ее своим детям.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь" Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Когда малыш только появляется в семье, первое время он полностью зависит от родителей, как в физическом, так и в психологическом плане. В это время у ребенка устанавливается определенное отношение к миру. Можно ли ему доверять или стоит быть осторожным? Нужно чтобы кроха чувствовал, что его любят, он долгожданный, и он любим, потому что через родительскую любовь малыш формирует отношение к окружающему миру.

Семье необходимо жить в гармонии, любви, терпении и заботе друг о друге и все эти чувства и проявления ребенок будет впитывать как губка.

Когда ребенок начинает ходить, он очень любознателен. Родителям необходимо правильно и грамотно направлять его интерес в нужное русло. Можно читать различные книжки, изучать яркие картинки, смотреть хорошие мультики. Заниматься всем, что вызывает интерес у ребенка.

Через родителей у малыша формируется образ человеческих взаимоотношений. Именно родители должны показать, какое отношение может быть к окружающим.

Конечно, стоит отдавать ребенка в различные кружки и на разнообразные занятия, развивать его творческие и интеллектуальные способности. Все это будет способствовать духовному развитию малыша. Но самое главное, что необходимо сделать - это установить в семье теплые, доверительные отношения. И только тогда ребенок, действительно, будет развиваться духовно.

Скачайте чек-лист "Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь"

​С возрастными кризисами сталкиваются все дети при переходе с одного этапа развития на другой.​ Узнайте о причинах, признаках кризисов, и о том, как помочь любимому крохе!