Взаимосвязь изобразительной деятельности по экологии в доу. Формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования

, воспитатель

первой квалификационной категории,

МБДОУ детский сад №17 «Звёздочка»

Формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий, ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, исследовательскую деятельность , сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных и многие другие виды деятельности .

Я постоянно внедряю в свою работу современные интерактивные методы:

ü ролевое моделирование;

ü мозговой штурм;

ü групповую дискуссию;

ü диагностирование, анкетирование;

ü пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз;

ü элементы релаксации и психогимнастику;

ü тренинги;

ü нетрадиционные приемы по технике рисования.

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Я считаю, что обучение рисованию, начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном - необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то, что иной даже не заметит и не заподозрит. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания приемов работы с красками, так и приемов рисования. Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево, дом, листья и т. д., малыш непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш домик и ваше дерево. Я считаю, что такой способ тормозит ребенка. А недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

Создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;

Помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, звуков, цвета, запахов в окружающем мире;

Побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

Сопровождать чувственное познание словом;

Развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху.

Решая, поставленные перед собой задачи я предоставляю широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников. Возможности осуществляю через созданные следующие условия:

ü обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

ü организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

ü предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;

ü поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе я опираюсь на рекомендации, которая говорит: «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы испытываем подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно только в процессе интеграции всех образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы », «Художественное творчество», «Музыка».

С помощью ознакомления с художественной литературой: А. Барто «Уехали, В. Осеева «Плохо», С. Михалков «Зяблик», М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята» дети в процессе размышления сами делают выводы. Приобщая ребенка к природе, я способствую формированию человеческих ценностей:

1. Познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы помочь ребенку сформировать у малыша доброе, ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому в своей работе я использую такие приемы:

- даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, что ты меня ласково погладил!»;

Ввожу в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека природе, восхищаясь ее красотой;

Отождествляю природный объект с человеком. Например, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. д.;

Ввожу элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил листочек);

Не допускаю в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

Обучение не может быть успешным, если у детей недостаточно высокий уровень сенсорной культуры. Без сенсорного развития дети не могут овладеть полными и точными знаниями. Органы чувств являются теми каналами, через которые в наше сознание входит внешний мир. Необходимо развивать и укреплять внешние чувства: зрение, слух, осязание. Для обогащения чувственного опыта детей предлагаю игры, направленные на то, что нас окружает. Например, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба – коричневая, у ивы – зелено-желтая, у осины – красная или лиловая. Картина осеннего парка воспринимается полнее, если детям предложить голоса птиц, шум ветра, шорох опадающих листьев, научить определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвует в таком познании, тем больше свойств выделяет ребенок в объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему различать, сравнивать. Так осуществляется сенсорное восприятие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. А зимние сугробы бывают причудливой формы, напоминающей притаившихся зверей; ель – стройная, как свечка, с нарядными шишками на верхушке. Настоящая0сказка!
Трех - или четырехлетний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Чтобы каждому ребенку найти свое понимание цвета и научиться, с его помощью, выражать свои эмоции, я провожу занятия на развитие у детей чувства цвета. Поэтому со второй младшей группы я ввожу экспериментирование с красками.

Для развития сенсорной культуры использую дидактические игры:

1. на ознакомление с цветом - «Воздушные шары», «Радуга» (с младшего возраста);

2. на ознакомление с теплыми и холодными цветами спектра - «Окраска воды», «Собери букет»;

3. на формирование зрительного анализа цветовых сочетаний «Цветной лед»;

4. на обобщение предметов по признаку - «Подбери предмет нужного цвета»;

5. на развитие глазомера - «Цветной диск».

В младшем возрасте я начинаю работу по формированию экологического сознания с таких техник: рисование пальчиками, ладошкой, кулачком; оттиск пробкой, различными печатками, обрывание, скатывание бумаги; рисование краской из мелков.

Рисование пальчиками.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image006_18.jpg" alt="CIMG1760" align="left" width="216" height="175 src=">Каждый пальчик маленькая кисточка. Малышам нужна гуашь. Открываю перед ними баночки: у детей глаза разбежались – такое все яркое! Как тут не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить свой отпечаток на чем-нибудь. Я проводила занятия «Дождик», «Веселые жучки», «Веселое солнышко». Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией , т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.

Оттиск печатками из картофеля.

С удовольствием дети штампуют различными материалами. Самый дешевый материал – лук, картофель, морковь я предлагала детям на занятиях: «Одуванчики», «Красивые цветы».

https://pandia.ru/text/79/201/images/image008_13.jpg" align="left" width="238" height="190 src=">Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

В 4 – 5 лет у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса. Я закрепляю его с помощью упражнений: «Чудесные превращения точки», «Линия нам рассказала о…». В старшей группе я знакомлю детей с техниками: монотипия. С ее помощью появляется изображение, которое невозможно сделать кистью, что приводит детей в восторг.

Монотипия.

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия . На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Проводила занятие «Осенняя сказка». Детям нравится играть с красками. На занятии «В краю удивительных бабочек» использовала технику рисования нитью. Рисуем восковыми мелками, затем покрываем изображение акварелью . Там, где остался след от воска, краска держаться не будет (занятие «Воздушные шары»). На занятиях «Озорные тучки», «Деревья в инее» использовала технику выдувания. Капаем краску на лист бумаги, и вооружаю детей трубочками. Он приставляет ее к пятну и сильно дует. Пятно растекается, напоминая дерево. Посыпаем рисунок солью – получается иней. В технике «по-сырому» работали на занятии «Радуга над домом».

Восковые мелки и акварель.

Манко" href="/text/category/manko/" rel="bookmark">манкой («Красивые цветы»);

· рисование на ткани («Птенчик»);

· рисование мятой бумагой («На полянке»);

· «эффект после дождя» («Что я вижу из окна?»);

· тычкование («Ежик»);

· рисование нитями («Бабочки») и многие другие.

Кляксография.

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.

Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли , салют и др.

Набрызг.

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Граттаж.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image012_12.jpg" align="left" width="164" height="160 src=">

Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

Только тесное сотрудничество с семьей позволяет решать проблему, над которой я работаю. При этом я использую различные формы взаимодействия: индивидуальные (беседы и консультации), коллективные (собрания), наглядно – информационные (родительские уголки, стенды, выставки методической литературы). В результате анкетирования выяснилось, что карандаши есть во всех семьях, но не всегда нужного ассортимента. Красками дома дети почти не рисуют, пластилин покупают немногие родители. Беседуя с родителями, я поняла, что они не имеют представления о способах изображения предметов нетрадиционной техникой рисования. Поэтому родителям была предложена оформленная папка с образцами работ и пояснением, консультациями «Как организовать домашние задания по рисованию и лепке» и др. Даю рекомендации родителям, чьи дети испытывают трудности в рисовании. Я стараюсь убедить родителей в том, что можно и необходимо развивать у дошкольников экологическое сознание как можно раньше. Чтобы добиться детской активности, надо с уважением относиться к работам детей, стимулировать, привлекать родителей к участию в совместных с детьми работах, участию в различных конкурсах, помогаю им аккуратно сохранять рисунки. Включаю родителей в процесс оформления группы, территорию детского сада. На участках детского сада родителями вместе с детьми были посажены деревья, а на клумбах цветы. Совместно с родителями изготовили творческого панно. Организованы выставки совместных с детьми работ «130 лет городу Гуково», «Вот такие наши мамы», «Экология, безопасность, жизнь». На развитие творческих способностей влияет окружающая среда, в создании которой посильную помощь оказали родители. В группе создана развивающая среда, способствующая изобразительной, творческой активности детей: в изоуголке имеются различные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, трафареты, нитки, трубочки, бумага различной фактуры, природный материал, палитры, баночки для экспериментов с красками, дидактические игры и др.; есть уголок экспериментирования, оформлена выставка работ местного художника. Регулярно меняются выставки репродукций русских художников. Постоянно функционирует выставка детских работ.

Показателем эффективности проделанной работы являются изменения в поведении детей. Дети испытывают радость от встречи с природой, с удовольствием заботятся о растениях и животных, гордятся правильными поступками, доводят начатую работу до конца. Неуверенные в себе и замкнутые дети стали веселыми и инициативными.

В результате проделанной работы у детей были сформировано экологическое сознание, четкие представления о гармоничных связях природы и человека. Представления о художественном образе природы через нравственно-эстетические категории, накопился эмоционально-творческий опыт чувственно откликаться на гармонию и красоту природы и воссоздавать ассоциированный образ через нетрадиционные техники рисования. Дети могут находить аналогии и отличия, необычность и обыденность звуков, красок, ритмов и т. п. природы, отраженных в рисунках, также находят точные слова для определения состояний природы и человека: трепетное, ожидающее, умиротворенное, застывшее, тревожное и т. д. – в музыке, живописи, литературе.

У моих воспитанников возник устойчивый интерес к изобразительной деятельности и многие продолжили обучение в художественной школе.

Литература

1. « Задачи программы «Детство» и др. 1997 г.

2. «Дошкольникам о живописи» . Москва. «Просвещение», 1992 г.

3. «Приглашение к творчеству» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2002 год.

4. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2003 г.

5. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (Нетрадиционные техники) . Москва. «Сфера», 2007 г.

6. «Художественные техники» С. Погодина. 2009 г. ДВ № 10

7. «Рисование красками» Мэри Энн Ф. Колль. Москва. «АСТ-Астрель» 2005 г.

8. «Развивающие игры» И. Коваль. Белгород «Клуб семейного досуга», 2010 г.

Статья «Роль изобразительной деятельности

в экологическом воспитании дошкольников»

Чамова Татьяна Алексеевна, воспитатель

ГККП Ясли/сада №18 «Балдыр ған »

Западно-Казахстанская область, город Уральск

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.

Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников.

Работая по теме творческого поиска «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности», я пришла к выводу, что манипуляции с самим природным материалом дают детям проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, соломинок, ягод рябины, делают поделки из шишек, репья, сучьев и опавших листьев, составляют осенние букеты, рисуют на песке, лепят из снега. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд.

Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обратить его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, вместе любоваться закатом или удивляться отражению облаков в луже, у ребенка появиться желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.

Следует отметить, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свои чувства, впечатления с помощью самых разных техник рисования.

Считаю, что направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности должны быть следующими:

Закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

Иллюстрирование детьми книг по экологии (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;

Оказание помощи в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

Совместное проведение занятий с экологом;

Участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

Подбор художественных произведений по экологии;

Участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Для полноценного процесса экологического воспитания моя группа оформлена растительными композициями (флористика), имеются альбомы с подборкой иллюстраций по сезонам; альбомы, выполненные совместно с детьми «Как прекрасен этот мир», «Добрые картинки»; папки с детскими работами о природе; коллекция поделок из глины, дерева, керамики разнообразных природных материалов и др.

В связи с этим я обобщила и систематизировала свою педагогическую деятельность по формированию экологической культуры у дошкольников средствами изобразительной деятельности, а именно:

1.Разработала серию игровых интегрированных занятий по экологии с применением нетрадиционных техник изодеятельности.

2.Разработала картотеку художественных произведений о природе.

3.Разработала консультации для родителей о роли сотрудничества с ребёнком, о совместном творчестве, беседах о природе с детьми.

4.Повысила свой профессиональный уровень через посещение, семинаров, методических объединений, курсов, отслеживание печатной информации и Интернет - сайтов.

Работая над данной проблемой стало ясно, что рисование - это ещё и огромный источник радости. Создавая свою картину, ребенок постигает не только окружающий мир, но, что очень важно, постигает самого себя - а это первый шаг к самовоспитанию.

Исходя из этого, я считаю, что использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально-окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире, т.е. способствуют становлению экологического сознания и формирования экологической культуры.

Работая по теме «Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности» я пришли к выводу, что формирование основ экологической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства на сегодняшний день является одним из основных путей познания, наиболее полно соответствующим природе ребенка и современным задачам обучения.

Анализ работы по теме творческого поиска по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать вывод, что в процессе творческой созидательной деятельности у детей:

Вырабатывается художественный вкус, развиваются эстетические чувства, понимание художественного языка;

Личность становится духовно богатой, гармонично развитой, творческой личностью.

Дети второй младшей группы научились следить за действием воспитателя, и воспроизводить их; действия целенаправленны; сформировано умение сосредотачиваться на их выполнении; все задания дети выполняют индивидуально (1 уровень – 23%, второй уровень – 36%, третий уровень – 41%).

У детей средней группы развита наблюдательность, стремление к познанию мира, у детей проявляется эмоциональное отношение к описываемым событиям, природе, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. (1 уровень – 24%, второй уровень – 31%, третий уровень – 45%).

У детей старшей группы наблюдается проявление самостоятельности в исследовательской деятельности, сформировано эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности, развиваются творческие способности, и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства, они способны подчинить свою деятельность поставленной цели и правильно оценить полученные результаты (1 уровень – 14%, второй уровень – 39%, третий уровень – 47%).

Таким образом, используя в различных видах деятельности нетрадиционную технику рисования, художественное слово, игровые приёмы и методы, я смогла достичь высоких результатов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей, а так же способствовала формированию устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Семинар - практикум для педагогов

«Экология и изодеятельность».
Выполнила: воспитатель Шарова М. Ю.

Мухтолово, 2016

Семинар - практикум

Тема: «Экология и изодеятельность»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии и изодеятельности; повысить профессиональное мастерство педагогов, установить тесное сотрудничество между педагогами детского сада.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания о природе в процессе изобразительной деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

I. Экологический тренинг для педагогов

  1. Представление названия команды.
  2. Разминка.
  3. Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
  4. Загадки на тему “С днем рождения, Земля!”
  5. Творческое задание.

II. Итоги.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас пройдёт семинар-практикум на тему: «Экология и изодеятельность».

1.1 Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать экологическое название команде и нарисовать эмблему.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача - формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача - формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны - необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

1.2. Разминка.

И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

«Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  2. Почему на Ваш взгляд, экологическим воспитанием надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
  4. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
  5. Какова, по-вашему, роль изобразительного творчества в процессе экологического воспитания детей - дошкольников?

Рисование - один из действенных методов формирования начальных основ экологической культуры. Преподаватель изобразительного выполняет важную миссию для благополучия общества: формируют ответственное отношение к природе, опираясь на средства искусства.

Любая деятельность детей, связанная с изучением природы, найдет свое отражение в изобразительной деятельности.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

  1. Назовите элементы предметно - развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

  1. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
  2. Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  3. Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  4. Что должно быть в уголке изодеятельности? (Иллюстрации природы, природный материал.)
  5. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  6. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  7. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование, изодеятельность.)
  8. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  9. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
  10. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

  1. Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  1. - Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде).
  2. - Уж на дороге греется - (перед дождем).
  3. - Стрижи, ласточки низко летают - (дождь предвещают).
  4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег - (за сутки до оттепели).
  5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит - (к вьюге).
  6. - Когда цветет черемуха - (к холоду, заморозкам).
  7. - Если утром трава сухая - (к вечеру ожидай дождя).
  8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день - (к хорошей погоде).
  9. - Цветы перед дождем - (пахнут сильнее).
  10. - Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию).
  11. - Ворона кричит зимой - (к метели).
  12. - Лягушки квакают - (к дождю).
  13. - Воробьи в пыли купаются - (к дождю).
  14. - Около луны звезда народилась - (к потеплению).

1.4. 22 апреля мы отмечает День Земли, готовим ей подарки - замечательные рисунки, плакаты, открытки. А занятия на тему: «Поможем жучкам спрятаться в траве», «Залечим берёзке ранки», «Угостим птичек зёрнышками» и др. Формируют сочувствие, сопереживание, желание помочь «младшим братьям» своим. «Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю землю садами, цветами, Такая планета нужна нам всем с вами».

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать загадки на тему «С днем рождения, Земля»

1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук - станет все светло вокруг (солнце).

2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне (лед).

3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна).

4. Бежит по снегу, а следу нету (поземка).

5. Пол - лепешки над домами, не достать его руками (месяц).

6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем - ищем - ищем, не найдем (роса).

7. На зов ответит зовом, на слово - тем же словом. На смех - ответит смехом, оно зовется… (эхо).

8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга - летний… (дождь).

9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит - он лапой умывается (вода).

10. Сколько по ней не иди - все будет бежать впереди (тень).

11.Каждый, кто проходит - подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется (родник).

12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок).

13. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи (ноябрь).

14. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима).

15. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень).

16.Белый, словно молоко, все кругом заволокло (туман).

17. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето).

18. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь).

1.5 . Творческое задание.

Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки.

В процессе экологического воспитания у детей формируются не только первичные представления и понятия о природе, но и развиваются мышление, речь, творческие способности, совершенствуется познавательная и практическая деятельность.

Явления и объекты природы привлекают детей яркостью красок, красотой и разнообразием. Например: На занятиях эколого - эстетического цикла, используя технику пластилинового налепа, можно создать барельефную картинку яблоньки, которая преобразовалась вместе с изменением времён года. Каждый раз, наблюдая за природой, отмечать происходящие в ней перемены, а затем переносить свои наблюдения в, как казалось ранее, законченный образ. Весной дети «оживят» яблоньку зелёными листочками, а затем «облачками цветения». Летом - вырастают маленькие красненькие яблочки, затем крупные. Осенью - появляются тучи, пластилиновый дождь, жёлтые листочки и т.д.

Так вместе с детьми радуемся и удивляемся красоте и мудрости природы, наблюдаем, как меняется облик земли в разные времена года.

Предлагаю попробовать воплотить данную задумку. Может быть у вас есть другие идеи дополняемого сюжета.

Заключение:

Экологическое воспитание связано со всеми видами детской деятельности. Впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликациях. Я провожу с детьми занятия по изо - деятельности: рисуем различными методами. Детям нравится метод «тычок». «Тычок» подчеркивает пышность растения (одуванчика, пушистость животного (зайчика) и т. д. В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время прогулки с детьми заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливали различные поделки. Показывают детям, что может получиться из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.

Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с изобразительной деятельностью обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача - поддержать интерес к этому виду деятельности, дать пищу для его углубления.

На этом наш семинар - практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Желаю вам творческих успехов в работе над экологией. Спасибо за внимание.

Статья "Роль ИЗО в экологическом воспитании дошкольников"

Природа подражает искусству.
Она способна продемонстрировать
лишь те эффекты, которые нам уже знакомы
благодаря поэзии или живописи.
Вот в чем секрет очарования природы.
К.Д.Ушинский

Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром.
Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво уча детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им. Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Работая в этом направлении, стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах.
Именно это послужило поводом для углубленной работы в инновационном режиме по теме «Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
Цель: создание устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью изобразительного искусства.

Задачи:
Формирование общей экологической культуры;
Развитие эстетической направленности, умение видеть и понимать красоту природного мира;
Развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей;
Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Гипотеза: /предполагаемые итоги реализации инновационной деятельности/
Формирование экокультуры посредством изобразительного искусства;
Обеспечение оптимального уровня знаний, умений и навыков экологического и эстетического развития;
Создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой развитой личности.
Для более эффективной передачи красоты окружающего природного мира в детских работах, из многочисленных видов изобразительного искусства мною было выбрано одно направление: нетрадиционная техника рисования, так как она создаёт ситуацию успеха у воспитанников, формируя при этом устойчивую мотивацию к творческой деятельности.
Все художественные техники, которые хочу сегодня представить, изучены и апробированы с детьми нашего дошкольного учреждения.
«Пальчики – палитра» . Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. Темы для рисования в этой технике. («Мой любимый дождик»; «Весёлые мухоморы»; «Первый снег»; «Ветка рябины»). Всю эту технику предлагаю детям в игровой форме, например, использую игру «Следы животных»: ритмическими движениями пальчиков стараемся передать характер походки зверей. Пальчиковый приём помогает органично почувствовать материал, её свойства (вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка).
«Рисование ладошкой». Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Темы для рисования в этой технике. («Смотрит солнышко в окошко»; «Осенняя пора - очей очарованье» и т. п.). Можно ладошку и обвести. Дети замечают, что контур руки, обведённый на листе бумаги, напоминает что–то знакомое. В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, рыбу или листок.
«Оттиск печатками» . Это техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке и наносит оттиск на бумагу («печатки» несложно изготовить самим). Но самые интересные печатки – подарила нам сама природа – колоски, листья и,конечно, головки мака. Печатая головками мака, мы можем получить букет хризантем, одуванчики, ромашки в траве.
«Пуантилизм». Техника рисования, когда изображение состоит из множества маленьких точек.
«Восковые мелки + акварель» . Выполняется рисунок цветными восковыми мелками, затем тонируют лист акварельными красками или наоборот. («Черепахи на прогулке»; «Букет в вазе»; «Летний луг» и т. п.).
«Граттаж» . Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. В своих работах дети передают выразительный графический образ природы, где птицы, насекомые, звери общаются между собой, радуются цветам, солнцу, дождику.
«Монотипия». Это изображение на целлофане или пластмассовой дощечке, которое переносится потом на бумагу. В этой техники можно выполнить работы на тему: «Каких я видел бабочек»; «Осенний парк»
«Тычок жёсткой полусухой кистью» . Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Набрызг». Непростая техника. Ее суть - в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменят зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки - быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и все. Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее.
«Пластилинография» . Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
В непосредственно организованной образовательной и свободной деятельности по рисованию использую и другие нетрадиционные методики
(«Печатание бумагой», «Рисование мыльной пеной», «Рисование с помощью соли», «Рисование кляксами», «Рисование на мокрой бумаге», «Мятый рисунок», «Рисование по клейстеру» и т.д.)
Результатом данной работы с детьми дошкольного возраста является развитие познавательного интереса и речевой активности, различных видов мышления, мелкой моторики рук, сенсорных эталонов, а так же формируется интерес к окружающему миру и природе. Таким образом, используя в различных видах деятельности нетрадиционную технику рисования, художественное слово, игровые приёмы и методы, смогла достичь высоких результатов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей, а так же способствовала формированию устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы.

Презентация на тему: Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

"От красоты природы- к красоте слова, музыки и живописи."
В. А. Сухомлинский

«Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».
Т.С.Комарова

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным "живым" общением детей с природой, а рассматривание картин с изображением природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.
В последнее время размышления о необходимости эстетического воспитания современного поколения все чаще встречаются на страницах газет и журналов, слышны с экранов телевизоров. Дети удаляются от природы, не замечают облаков, звезд, закатов и рассветов. А красота, мера и гармония – это три кита эстетики.
Общепедагогические основы теории и практики эстетического воспитания детей изучаются в трудах великих педагогов Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского...
Формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, формирование художественного вкуса, творческого воображения, способности к сопереживанию заложены в качестве основных в современных государственных образовательных стандартах.
Я убеждена, рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.
В своем опыте я предлагаю пути решения следующей проблемы:
- формирование эстетического отношения к природе, современного экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности
через умение видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги.
Работу осуществляю по 2-м направлениям:
1-е развитие основ художественного восприятия, ощущений и представлений детей. Прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность ко всем живым существам; эмоциональная отзывчивость.
2-е направление включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний, создание образа средствами цвета, рисунка. Умение использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.
Вся работа направлена на развитие способностей видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы.
Еще В.А. Сухомлинский писал: «.... во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе.....»
В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:
- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях) ;
- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого) ;
- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе) .
Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.
Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обращают его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, необычную форму ветки, вместе любуются закатом и удивляются отражению облаков в луже, у ребенка появляется желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.
Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной манере на своего педагога. Поэтому я на занятиях по изобразительной деятельности стараюсь не руководствоваться принципом «делай, как я», а формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо утверждала педагог-художник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить не мешать. Не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными... верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей »любовью».
Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое общее и художественное развитие, я не исключаю возможности оказания мною практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим, целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться во взаимосвязи с рассматриванием картин и, как единый процесс естественно-научного и эстетического познания. Только в этом случае можно говорить об эффективности взаимодействия наблюдения и рассматривания художественных картин, о его влиянии на повышение качества и выразительности детских рисунков. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Все это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать ее явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
Итак, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.
Хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Примерное планирование мероприятий по изобразительной деятельности на учебный год
Средняя группа.

Осень.
Экологическая беседа "Откуда дождь берется?". Рассматривание картины "Дождливый день".
Рисование "Дождливый день" (гуашь).
Беседа об уборке урожая на огородах, в полях.
Экскурсия к огороду в детском саду.
Аппликация "Поможем зайчихе убрать урожай" (тележка для морковки).
Беседа о бережливом отношении к хлебу.
Рисование "Бараночки" (гуашь).
Лепка "Огурец и свекла".
Экологическая беседа "Почему нельзя засорять водоемы".
Экскурсия к пруду в поселке.
Рисование "Пруд в нашем поселке осенью" (восковые мелки).
Аппликация коллективная "Березка у пруда" (осенние листочки для березки).
Рисование "Нарисуй, как желтые и красные листья в воздухе кружатся" (гуашь).

Зима.
Беседа "Зимние фрукты". (Какие фрукты привозят к нам из жарких стран?)
Рисование "Ваза с апельсинами".
Беседа о любимых домашних животных, заботе о них.
Рисование "Мой котик" (нетрадиционная техника рисования "тычком", гуашь).
Лепка коллективная "Птицеферма" (уточки).
Раскрашивание вылепленных птичек.
Беседа о том, какую пользу человеку приносят домашние животные.
Рисование "Яички простые и золотые".
Наблюдение за аквариумными рыбками в группе, беседа об условиях их жизни, уходе за ними.
Аппликация "Рыбки в аквариуме".
Лепка "Колбаски на тарелочке для собачки".
Экологическая беседа "Нелегко птицам зимой".
Лепка "Кормушка для птиц" (глина, пшено).
Рисование "Сильный ветер спугнул птичек" (опустевшая ветка, порывы ветра; гуашь).
Беседа "Кого можно встретить в лесу зимой?".
Лепка "Белкины запасы" (орехи, грибы).
Аппликация "Пополним белкины запасы" (грибы).
Рисование "Орехи для маленьких бельчат".
Экологическая беседа "Кому от снега тепло?" (Как растения зимуют).
Рисование "На дворе белым-бело" или "Снегопад".
Аппликация "Снег-снежок" (нетрадиционная техника – аппликация из ваты на бархатной бумаге).
Лепка "Снеговик" (соленое тесто).
Рисование "Зимнее дерево".

Весна.
Беседа "Отчего снег тает?"
Рисование "Веселый ручеек".
Аппликация "Солнышко, поскорей всех ребяток обогрей!"
Рисование восковой свечой "Веселые зайчата".
Рисование "Травка для маленьких зайчат".
Аппликация "Знакомая березка у пруда" (зеленые листочки для березки).
Лепка "Мишка".
Экологическая беседа "С чем к нам весна пришла?".
Рисование акварелью "Светлый май".
Аппликация "Бабочка – красавица". Украшение силуэта.
Аппликация коллективная "Корзиночка с цветами".
Рисование пальчиками и кистью "Веселые цыплята".
Рисование "тычком" жесткой кистью "Расцвели одуванчики".