Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием игр и игровых упражнений. Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы)

Под эмоциональной сферой личности принято понимать не только эмоции, а сложный комплекс эмоций и других эмоциональных явлений: тона, эмоциональных свойств личности. Благодаря им появляется понятие эмоциональных типов личности и эмоционально устойчивых отношений (чувств), каждое из которых имеет свои четкие признаки и отличия друг от друга.

В жизни каждого человека эмоции имеют огромное значение. Но для ребенка эмоции становятся и определителем ценности предметов и явлений, своеобразным эталоном их качества. Именно с помощью чувств дошкольник воспринимает небольшой мир, окружающий его, благодаря им он может показать взрослым, что он чувствует и ощущает.

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций, как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства.

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» - то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка, более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

освоение социальных форм выражения эмоций; - формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику.

Общение как фактор в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, как и объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности.

Ребенок дошкольного возраста существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести-семи лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок - пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Эмоции формируют личность ребенка. Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств. При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов - восхищения и похвалы окружающих.

Шесть лет - это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни - это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

Департамент образования и науки Костромской области институт повышения квалификации работников образования РОО города Галича и Галичского района.

Программа индивидуальной работы с ребёнком дошкольного возраста Сережей Ф. на один учебный год.

«Эмоционально-личностное развитие ребёнка.»
Самсонова Л.А. воспитатель СП МОУ Красильниковской ООШ

2011-2012 год.

Актуальность программы.

Социальные эмоции (сопереживание, любовь к близким людям, доброжелательность по отношению к сверстникам), также и негативные образования - асоциальные формы поведения и соответствующие черты личности - всё это продукты определенного развития .

В младшей дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно .

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Когда ребёнок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребёнок радуется, когда выглядит счастливым, это значит, что всё хорошо в его мире. Нормальное психическое состояние ребёнка - хорошее, бодрое настроение, тяга к веселью и шалостям. Здоровый ребёнок с утра активен и восприимчив. Устав от физических упражнений, взаимоотношений со сверстниками и прочих форм активности, он легко и быстро засыпает во время послеобеденного сна. Вторая половина дня насыщена его активным действиями; вечером он так же легко быстро засыпает. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим взрослым о его состоянии .

Актуальность проектирования программы индивидуальной работы с ребёнком по направлению «эмоционально – личностное развитие» в том, что детские эмоции влияют на будущее поведения человека; эмоции способствуют социальному и нравственному развитию. Агрессивность поведения ребёнка выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить. У Серёжи ярко выражены отрицательные эмоции по отношению к окружающим, хотя период адаптации уже прошёл. С моей стороны необходимо найти способы преодоления у мальчика негативного эмоционального состояния или компенсировать те неблагоприятные условия, которые его вызвали, помочь стать более доброжелательным, общительным, дружелюбным с детьми и с взрослыми.

Психолого-педагогический портрет Серёжи.Ф

1. Дата рождения 8 декабря 2007 года. Мальчику 4 года. В детский сад он пришёл в 2 года 10 месяцев (в октябре 2010г)

2. У мальчика вторая группа здоровья из-за избыточной массы тела (из-за неправильного и несбалансированного питания).

3. Мальчик находится на попечении бабушки и дедушки, которые нигде не работают. В семье воспитывается еще младший брат Серёжи, Ваня 2 года. Мальчики часто конфликтуют между собой из-за игрушек, друг другу не уступают. Бабушка покупает одинаковые мягкие игрушки, машинки, роботов и др. игровой материи. На замечания взрослых Серёжа реагирует по-разному, упрямством, плачем, иногда истерикой.

4. Адаптация проходила в течении 2х месяцев. Всё зависело от эмоционального состояния мальчика. Иногда приходил вялый, хотел спать, была и истерика с плачем. От бабушки требовал разные игрушки.

5. В группе больше любит сам находить себе занятие, игры. Не любит когда ему мешают другие дети. Может проявлять инициативу в организации игровой деятельности. Недовольство и несогласие выражает криком или агрессией по отношению к другим детям.

6. Восприятие.

Называя, путает цвета, но опознает в окружающей обстановке («Найди предмет такого-же цвета»). Геометрические фигуры находит и называет правильно (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Группирует предметы по размеру, ориентируется самостоятельно в окружающей обстановке.

Внимание непроизвольное: недостаточно развито слуховое внимание. Произвольное внимание существенно снижено, часто переключается, быстрая утомляемость. Память снижена к запоминанию стихотворений (переставляет, пропускает, заменяет слова). Механическая память хорошо развита (запоминает фразы, фрагменты из мультфильмов, употребляет в речи много новых слов и названий). Наглядно-действенное мышление сформировано не достаточно. Наглядно-образное мышление хорошо развито (собирает картинки из кубиков, из разрезанных картинок; классифицирует предметы, делает обобщение групп предметов; повторяет простой рисунок, узор из мелких геометрических фигур).

Речь не громкая, медлительная, отдельные слова и простые фразы. Связная речь развита недостаточно хорошо.

7. Хорошо развито творческое воображение, может придумывать разные конструкции (из сборных пластмассовых конструкторов). Любить конструировать и играть игрушками-трансформерами, может использовать в играх игрушки-заменители.

Мальчик часто эмоционально несдержан, требует к себе особого внимания с помощью капризов и плача, истерического крика, часто упрям. Агрессивен к детям, которые вмешиваются в его игры. Охотно соглашается на роль водящего в подвижных играх; любит лепить из пластилина, в ходе лепки дополняет свои работы разными дополнительными элементами.

8-9. Серёжа много времени проводит у телевизора с просмотром мультфильмов. Его трудно уложить спать, долго не засыпает. Ни в чём не любит уступать младшему брату. Добивается своего, обижая других детей (ударяет, кусает). Без разрешения берет разные предметы и вещи. Не воспринимает слово «нельзя».

10. Проводить работу по снятию невротических реакций; продолжать работу над развитием психических процессов. Развивать связную речь. Продолжать работу по развитию физических качеств: ловкости, подвижности, быстроты, правильной координации движений. Дать рекомендации и консультацию о правильном питании , ограничении сладости, для предупреждения разных заболеваний.

При признаках агрессивности и эмоциональном неблагополучии следует учитывать сведения о психическом климате в семье, отношении родителей к ребенку, их воспитательскую активность. Необходимо изучить интересы и склонности мальчика, желание и предпочтение (какие предметы, действия, ситуации вызывают положительные эмоции).

Цель:

Создание условий и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1.Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками;

2.Приучать общаться спокойно, без крика;

3.Формировать «умные» эмоции;

4.Проводить коррекцию недостатков эмоциональной сферы;

5.Учить правильно оценивать хорошие и плохие поступки;

6.Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного заботливого отношения к окружающим;

7.Развивать умение вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу;

Обоснование содержания деятельности:

1.Проведение диагностики психо-эмоционального состояния, выявление эмоций ребёнка которые в дальнейшем влияют на будущее поведение человека.

2. Анкетирование, беседы с родителями помогают выявить причины и дать рекомендации и задания для родителей, которые способствуют дальнейшему полноценному развитию ребёнка.

3.Необходимо проводить коррекцию поведения ребёнка с помощью позитивных сообщений . Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребёнка, должно включать следующие компоненты:


  • Описание произведённого им действия.

  • Описание возможного (или неизбежного) результата этого действия.

  • Предложение альтернативного варианта поведения.
4. Подбор предметов, действий и создание ситуаций, вызывающие положительные эмоции у ребёнка.

5.Развитие связной речи для правильного общения с другими детьми.

6.Проведение игр и упражнений, помогающих выявить склонности ребёнка.

План мероприятий


Месяц

Мероприятие: форма, название

Задача мероприятия

Участники

Сентябрь

1.Анкета – опросник с родителями.

Определить эмоциональные проявления ребёнка в домашних условиях.

Воспитатель, родители.

2.Наблюдение за поведением ребёнка при контакте с другими детьми.

Выявить причины отрицательных эмоций при контакте с детьми.

Воспитатель, ребёнок.

3.Занятие «какой подарок ты хочешь получить».

Определить вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках.

Воспитатель, дети 2младшой подгруппы.

Октябрь

1.Задание по развитию эмоций. Рассматривание собственной мимики перед зеркалом.

Учить сознательно изменять выражения лица перед зеркалом. Отрабатывать связь между мимическими проявлениями и эмоциональным самочувствием.

Воспитатель, ребёнок.

2.Упражнение: Создание своего «авторитета» (какой «я»).

Учить «описывать» свои особенности и воссоздавать свой эмоциональный образ.

Воспитатель, ребёнок.

3.Игра – беседа «Разговор с игрушкой по душам».

Формировать положительные эмоции; развивать связную речь.

Ребёнок, воспитатель.

4.Упражнение «выбиваем пыль». (использовать во время свободной деятельности)

Помочь снимать агрессию.

Ребёнок, воспитатель.

Ноябрь

1.Упражнение «интересная минутка».

Развивать наблюдательность; формировать положительные эмоции, умение делиться с детьми увиденным в окружающей обстановке.

Дети группы, воспитатель.

2.Занятие «как мы выражаем свои чувства».

Учить понимать эмоциональное состояние других людей по выражению лица, позе, жестам.


3.Консультация с родителями: «Упрямство и детские капризы».

Помочь родителям выявить причины детского упрямства и капризов и рекомендовать способы их снятия.

Воспитатель, родители.

4.Чтение сказки «Репка».

Раскрыть понятия малой помощи в общем деле, о взаимопомощи, слаженности и дружбе.

Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

Декабрь

1.Дидактическая игра «какой он?» (прослушивание магнитофонной записи).

Учить определять по интонации душевное состояние говорящего.

Воспитатель, дети.

2.Чтение сказки «Колобок».

Учить детей послушанию, осторожности.

Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

3.Упражнение на мышечную релаксацию (перед занятиями).

Снижать уровень возбуждения, снимать напряжение.

Воспитатель, ребёнок.

4. Занятие: «Грусть, радость, спокойствие».

Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний; учить определять их по внешним проявлениям.

Воспитатель, дети.

Январь

1.Упражнения мимической гимнастики. (перед зеркалом)

Снимать общее напряжение; формировать выразительность речи.

Воспитатель, ребёнок.

2.Дидактическая игра: «Что я знаю…» (с использованием предметных картинок).

Учить навыкам общения с другими детьми.

Воспитатель, ребёнок.

3.Занятие: «Моё настроение».

Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения.

Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

Февраль

1.Рассматривание сюжетных картинок «Хорошие и плохие поступки».

Учить определять хорошие и плохие поступки детей на картинках, давать им характеристику.

Воспитатель, ребёнок.

2.Чтение В.Маяковского

«Что такое хорошо и что такое плохо.»



Учить внимательно слушать произведение, определять какие поступки и действия хорошие и плохие;

развивать связную речь.



Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

3.Беседа «Расскажи о себе».

Вызвать ребёнка на контакт со взрослым, уметь поделиться имеющимися знаниями о себе.

Воспитатель, ребёнок.

4.Дидактическая игра «Скажи громко, тихо».

Учить контролировать силу своего голоса. Приучать общаться спокойно без крика.

Ребёнок, воспитатель.

Март

1.Рисование: «Мой подарок…» (маме, бабушке).

Вызвать положительный отклик у ребёнка, сделать подарок маме (бабушке).

Ребёнок, воспитатель.

2.Создать проблемные ситуации и умение их увидеть в группе. («Помоги Кате…) с привлечением Серёжи Ф.

Привлекать мальчика к оказанию помощи другим детям; вызвать желание принимать участие в трудовых действиях в группе (на участке).

Воспитатель, Серёжа, дети группы.

3.Занятие «Плохо быть одному».

Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга.

Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

4.Чтение сказки «Теремок».

Продолжить формировать представление о доброте, гостеприимстве и дружбе.

Воспитатель, ребёнок.

Апрель

1.Игра – занятие «Что ты думаешь об этом?»

Учить высказывать свои мысли и терпимо относиться к мнению других взрослых, товарищей.

Воспитатель, ребёнок.

2.Дидактическая игра «Продолжи…» (позитивное сообщение).

Развивать умение логически мыслить, подбирать положительное решение ситуации. (Если Вова будет плакать…)

Ребёнок, воспитатель.

3.Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Вызывать у ребёнка чувство жалости и сочувствия к беззащитным.

Воспитатель, ребёнок.

Май

1.Занятие: «Давайте жить дружно».

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта.

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети 2младьшей подгруппы.

2.Дидактическая игра «Разговор по телефону».

Вызывать умение разговаривать по телефону спокойным голосом; продолжать формировать связную речь.

Воспитатель, ребёнок.

3.Чтение сказки В.Сутеева «Кораблик».

Продолжать учить оценивать поступки героев, выражать своё мнение об этих поступках.

Воспитатель, ребёнок.

4.Проведение подвижных игр.

Учить принимать активное участие в подвижных играх, принимать роль водящего; вызывать положительные эмоции от игр.

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель.

Критерии

Показатели

Способы диагностики

Умение правильно реагировать на эмоциональное состояние других людей.

Быть более гибкими и

Игровая терапия

идти на контакт в общении

«Моё имя»

с другими детьми

«Настроение»

Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности.

Легче переносит

«Угадай кого не стало»

запреты; стал более

гибким в общении и менее

застенчивым

Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, передача эмоционального состояния в речевом плане.

Уменьшить тревожность,

«Знакомство»

воспитать уверенность в

«Моё имя»

себе, снизить психоэмоцио-

Минуты релаксации

нальное напряжение

Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Стали лучше понимать

Физкультурная терапия,

себя и других

аутотренинг

Материально-техническое обеспечение:

  1. Магнитофон с записями голосов.

  2. Предметные картинки для дидактических игр: посуда, домашние животные, мебель, овощи, фрукты.

  3. Маленькое зеркало для ребёнка, большое зеркало в группе.

  4. Подбор художественных произведений.

  5. Карточки с изображением разной мимики ребёнка.

  6. Сюжетные картинки: «Хорошие и плохие поступки детей.»

  7. Альбом, фломастеры, цветные карандаши.

  8. Игрушки: медведь, заяц, лиса, ёж, кукла Лиза.

Литература:

  1. Психология Л.А.Венгер, В.С.Мухина. Москва «Просвещение» 1988 г.

  2. «Педагогическая диагностика в детском саду» Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова. Москва «Просвещение» 2003 г.

  3. «Творим, изменяем, преобразуем. Занятие с дошкольниками. Москва «Просвещение» 2002 г.

  4. «Диагностика развития и воспитания дошкольников» М.В.Корепанова, Е.В.Харламова. Москва 2005 г.

  5. «Использование сказок в нравственном образовании детей» Л.П.Глодких, Е.А.Лушина. Кострома 2009 г.

Катерина Коурова
Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»

Программа

эмоционально – личностного развития детей старшего

дошкольного возраста .

«В мире эмоций »

Педагог-психолог д\с №7 : Коурова Е. А.

г. Вязьма

Пояснительная записка.

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолеть трудности в учении, работе, творчестве.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ эмоционально – личностного развития .

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Эмоции и чувства имеют большое значение в психической жизни детей дошкольного возраста . Как правило, у здорового ребёнка 5-7 лет преобладают положительные эмоции , жизнерадостное, весёлое, бодрое настроение. Многое в окружающей действительности вызывает у них интерес, радостное чувство, доходящее часто до восторженного состояния, ликования. Но эта сила переживаний связана с большой неустойчивостью чувств.

С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния .

Современное семейное воспитание детей раннего возраста , завышенные требования в дошкольном возрасте , перегрузка детей информацией , телевиденье, компьютеры и т. п. часто вызывает невротизацию, являющуюся, по мнению В. Н. Мясищева, «Эмоциональным заболеванием » личности.

Родители часто заботятся о физическом, познавательном развитии ребёнка , а эмоционально -волевое кажется им не столь важным. Действия взрослых с раннего возраста блокируют эмоциональное самовыражение , что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезаптационных форм поведения (агрессивности, конфликтности, тревожности, что мешает полноценному и всестороннему развитию ребёнка .

Исследования психологов по данному вопросу, а также личные исследования и наблюдения, говорят об увеличении детей страдающих проблемами в общении, наличие агрессивности, тревожности, конфликтности, что не дает ребёнку полноценно развиваться . Поэтому была разработана данная программа , с учётом перечисленных трудностей.

Основные задачи программы

1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний . Чувств.

2. Осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.

3. Развитие навыков совместной деятельности, общения.

4. Развить умение чувствовать и понимать другого.

5. Повысить самооценку детей , их уверенность в себе.

6. Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

7. Способствовать развитию творческих способностей и воображения.

8. Развить любознательность , наблюдательность.

9. Способствовать сплочению детского коллектива.

Структура занятий

Постоянный ритуал начала занятий;

Игры - перевоплощения или игры-беседы с обсуждением ситуаций

Этические сказки, пластические этюды, игры с различными элементами;

Обсуждение занятий с детьми;

Ритуал прощания.

При необходимости вводится «минута шалости» .

Занятия проводятся один раз в неделю, курс занятий рассчитан на старшую и подготовительную группу.

Всего занятий : в старшей группе – 27

в подготовительной - 18

Длительность занятий не должна превышать 30 минут.

Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу.

Количество детей не должно превышать 6-8 человек. Число должно быть чётным, чтобы действовать в парах.

При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей , принимается и выслушивается всё, что говорится ими.

При работе :

Позитивно подкрепляются все ответы детей ;

Создаётся атмосфера взаимного доверия;

Обеспечивается независимость в выборе принятия решения;

Оказывается положительная поддержка личности ребёнка.

Результаты проведённой психодиагностики показали, что коррекционные занятия способствуют повышению самооценки детей , сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии , творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки.

Данный цикл занятий будет полезен не только в логопедических группах, но и в тех группах, где много детей с проблемами в поведении.

Тематическое планирование

в старшей группе .

занятия Тема занятия Кол-во часов

1. «Как меня зовут» 0,5 ч.

2. «Друг» 0,5 ч.

3. «Давай познакомимся» 0,5 ч.

4. «Я твой друг» 0,5ч,

5. «Пожалей» 0,5ч.

6. «Положительные эмоции » 0,5ч.

7. «Что ты чувствуешь» 0,5ч.

8. «Мечты» 0,5ч.

9. «Настроение» 0,5ч.

10. «Перевоплощение» 0,5ч.

11. «Какой я, когда боюсь» 0,5ч.

12. «Паучок» 0,5ч.

13. «Поможем игрушкам» 0,5ч.

14. «Облака» 0,5ч.

15. «Тревога» 0,5ч.

16. «Заряд бодрости» 0,5ч.

17. «Добрые дела» 0,5ч.

18. «Как можно поздороваться» 0,5ч.

19. «Чудо» 0,5ч.

20. «Весна» 0,5ч.

21. «Качели» 0,5ч.

22. «Мы скульпторы» 0,5ч.

23. «Зазнайка» 0,5ч.

24. «Защита» 0.5ч.

25. «Моё настроение» 0,5ч.

26. «Животные» 0,5ч.

27. «Мы растём» 0,5

Всего : 13,5 ч.

Тематическое планирование

в подготовительной группе.

занятия Тема занятия Кол-ва часов

1. «Мы соскучились» 0,5ч.

2. «Что изменилось за лето» 0,5ч.

3. «Семья» 0,5ч.

4. «Что делать?» 0,5ч.

5. «Осень» 0,5ч.

6. «Насекомые» 0,5ч.

7. «Дождь» 0,5ч.

8. «Человек» 0,5ч.

9. «Жадность» 0,5ч.

10. «Друзья» 0,5ч.

11. «Помогу другу» 0,5ч.

12. «Ты часть природы» 0,5ч.

13. «Угадай настроение» 0,5ч.

14. «Превращение» 0,5ч.

15. «Хвастун» 0,5ч.

16. «Доброта» 0,5ч.

17. «Природа» 0,5ч.

18. «Ты один дома» 0,5ч.

Всего : 9ч.

Литература

1. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста . Иосква 2002г

2. Котова Е. В. «В мире друзей » программа эмоционально-личностного развития детей . Москва 2002г.

3. Хухлаева О. В. «Лесенка радости» методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. Москва 1998г.

4. Изард К. Е Эмоции человека . Москва 1980г.

5. Левис Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс. – СПб : Питер Пресс, 1996.

Публикации по теме:

Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР" На сегодняшний день.

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

Конспект организованной образовательной деятельности «Страна эмоций» для детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: сформировать понятия об эмоциях радость, злость, удивление, страх, способствовать осмыслению своих эмоциональных состояний.

Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Пояснительная записка «Воображение.

Эмоционально-личностное развитие дошкольника.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Важную роль в дальнейшем становлении ребенка, как личности, играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Ведь владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Непонимание другого человека – причина страха, отчужденности, враждебности. Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать себя, обретать друзей. А благодаря работе мышц и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения. Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это – прямой путь к полноценному общению. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что практически всем российским детям требуется та или иная психологическая поддержка, поскольку они находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Это нестабильность экономическая, политическая, ценностная, в результате которой у детей появляется так называемый «страх взросления». Это безудержный поток информации, которую дети не всегда успевают «переварить» и зачастую воспринимают неправильно. Это неконтролируемый процесс использования современных технических устройств, таких, как компьютеры, сотовые телефоны. Ведь именно сегодня наши дети, как никогда ранее, испытывают дефицит в полноценном общении. В век технического прогресса люди все меньше общаются друг с другом, отдавая предпочтение просмотру телевизионных передач, виртуальному общению, общению по телефону, постепенно утрачивая способность искренне выражать свои эмоции. Наблюдая за детьми в детском саду, можно заметить, как потускнела сюжетно-ролевая игра, как на смену добрым сказочным героям, пришли герои из мультсериалов-боевиков, как исчезает среди детей такое понятие, как «групповая сплоченность», сопереживание, симпатия, заметно увеличилось число тревожных и агрессивных детей. Известно, что дошкольный возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Именно в этом возрасте наблюдается бурный рост в эмоциональном развитии, появляется способность детей управлять своими эмоциями, возникает потребность в общении, уважении творческой активности. Поэтому важно начинать работу по развитию эмоционально-личностной сферы именно в дошкольном возрасте, для того, чтобы в дальнейшем из наших детей выросли психологически здоровые личности, умеющие полноценно общаться и правильно выражать свои эмоции.
Я считаю, что работа в данном направлении должна осуществляться не только специалистом-психологом, но и педагогами, воспитателями, родителями. В нашем детском саду знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таки занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка (Приложение № 1 Вариант игрового занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста)
На базе нашего дошкольного учреждения в каждой группе созданы «Уголок доверия» или «Уголок уединения», они имеют соответствующее оформление («Шкатулка добрых посланий», мягкие игрушки-релаксанты, мягкие модули, все необходимое для рисования, настенное панно «Мое настроение», «Солнышко», плакат «Азбука эмоций».
Настенное панно «Мое настроение»
В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение. Так, голубой цвет – «мне грустно», зеленый – «я спокоен», фиолетовый – «я злюсь», красный – «мне весело, радостно». Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематичное изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематичные изображения лиц с соответствующими эмоциями. Дети выбирают соответствующее своему настроению изображение, затем каждый ребенок вставляет выбранную заготовку в кармашек согласно с цветом и днем недели (Приложение № 2)

Настенное панно «Солнышко»
Дети в зависимости от своего эмоционального состояния завязывают на лучики солнышка ленточки. Каждая ленточка символизирует определенное настроение. (Приложение № 2)
Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов. Данные, полученные с помощью панно, можно вносить в дневник наблюдений воспитателя или психолога.

Панно « Я злюсь»
С помощью этого панно ребенок учится управлять своими эмоциями. Здесь в красочной форме детям, а также их родителям даны советы о том, как можно справиться с негативной эмоцией: принять ванну, поиграть с водой, рассказать о своих проблемах другу или взрослому, поиграть в подвижные игры и т.д. (Приложение № 2)

«Шкатулка добрых посланий»
Ее использование эффективно в период адаптации ребенка к детскому саду. В этой шкатулке родители оставляют своим детям добрые послания и пожелания, которые воспитатель зачитывает ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом успокаивая ребенка (Приложение № 2).


Сидоркина Лариса Ивановна

Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

Подчеркнем, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие - обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживание им отношений к определенным поступкам или действиям.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.

Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает зависть.

Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Исследование Р.Ибрагимовой позволило проследить, как развивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста.

Зачатки чувства долга наблюдаются на 3-м году жизни. Малыш подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла, он не понимает, какое значение имеют для других совершаемые им поступки. Идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у малыша неустойчивы. Он может уступить, но только под влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.

Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает
привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В 5-7 лет чувство долга возникает у ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.

Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

К 7 годам чувство долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг людей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются долго.

Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у ребят преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими по очереди. В 5-7 лет дружба одного ребенка со многими детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыши дружат потому, что они вместе играют (играть и дружить для них равнозначно). Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения.

Подчеркнем, что у детей 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом и в то же время возрастает избирательность дружеских контактов.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш
пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно- творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Даша хотела бы превратить маму в павлина, потому что «мама должна быть самой красивой, а у павлина самый красивый хвост».

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.