Знаменитости о воспитании детей. Джулия Робертс, актриса, мать троих детей

Общие условия семейного воспитания

Дорогие родители, граждане Советского Союза!

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него.

Сегодня мы начинаем целый ряд бесед по вопросам семейного воспитания. В дальнейшем мы будем говорить подробно об отдельных деталях воспитательной работы: о дисциплине и родительском авторитете, об игре, о пище и одежде, о вежливости и т. д. Все это очень важные отделы, говорящие о полезных методах воспитательной работы. Но прежде чем говорить о них, обратим ваше внимание на некоторые вопросы, которые имеют общее значение, которые относятся ко всем отделам, ко всем деталям воспитания, которые всегда нужно помнить.

Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка Легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое - перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания - уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется. Очень часто бывают такие случаи, когда семья уже никак не может справиться с трудностями перевоспитания и приходится отправлять сына или дочку в трудовую колонию. А бывает и так, что и колония ничего поделать не может и выходит в жизнь человек не совсем правильный. Возьмём даже такой случай, когда переделка помогла, вышел человек в жизнь и работает. Все смотрят на него, и все довольны, и родители в том числе. Но того никто не хочет подсчитать, сколько все-таки потеряли. Если бы этого человека с самого начала правильно воспитывали, он больше взял бы от жизни, он вышел бы в жизнь еще более сильным, более подготовленным, а значит, и более счастливым. А кроме того, работа перевоспитания, переделки - это работа не только более трудная, но и горестная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, часто портит родительский характер.

Можно... решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или его смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

Бывают и другие случаи неполной семьи. Очень болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей.

Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно, можно скрыть от детей и свою неприязнь, и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. И если он не может благотворно влиять на свою старую семью, то лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по-прежнему.

Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.

Следующий вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание,- это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.

Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Хотите ли вы воспитать настоящего гражданина Советской страны, человека знающего, энергичного, честного, преданного своему народу, делу революции, трудолюбивого, бодрого и вежливого? Или вы хотите, чтобы из вашего ребенка вышел мещанин, жадный, трусливый, какой-нибудь хитренький и мелкий делец? Дайте себе труд, подумайте хорошо над этим вопросом, подумайте хотя бы втайне, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.

И при этом всегда вы должны помнить: вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям, и всей стране. Не отмахивайтесь от этого вопроса, не считайте его надоедливым резонерством. Ведь на вашем заводе, в вашем учреждении вы стыдитесь выпускать брак вместо хорошей продукции. Еще более стыдно должно быть для вас давать обществу плохих или вредных людей...

Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. То, что совершается на вашем заводе, что радует или печалит вас, должно интересовать и ваших детей. Они должны знать, что вы - общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом. И только в том случае эта гордость будет здоровой гордостью, если ее общественная сущность детям понятна, если они не гордятся просто вашим хорошим костюмом, вашим автомобилем или охотничьим ружьем.

Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!

А между тем приходится иногда встречать таких родителей, которые считают, что нужно найти какой-то хитрейший рецепт воспитания детей, и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки самому заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого человека; если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина; в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым.

Таких чудес не бывает. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки...

Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, зубоскальства, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на неудачу. Это вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны, будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье...

Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать. Поэтому, совершенно естественно, вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду...

Истинная сущность воспитательной работы - вероятно, вы и сами уже догадались об этом - заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей. Вы не имеете права ничего назвать мелочью и забыть о ней. Страшной ошибкой будет думать, что в вашей жизни или в жизни вашего ребенка вы что-нибудь выделите крупное и уделите этому крупному все ваше внимание, а все остальное отбросите в сторону. В воспитательной работе нет пустяков. Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка - все это такие вещи, которые могут иметь в жизни ребенка самое большое значение. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. Руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей...

Воспитание ребёнка – сложный процесс. Большинство молодых родителей становятся перед выбором, какой путь воспитания малыша избрать, чтобы вырастить хорошего человека. Изначально неправильно выбранный подход, или сочетание нескольких приёмов со стороны родителей, часто приводит к поведенческим проблемам у детей.

Некоторым папам и мамам нравится демократия, а кто-то принимает авторитарную позицию в обращении с ребёнком. Встречаются мамы, которым хочется проявлять снисходительность, а папе - строгость, или, наоборот, мать, обожая своё чадо, боится его избаловать, выполняя любой каприз, а отец балует дитя, несмотря на осуждающие взгляды супруги. Воспитательный процесс многогранен.

Все родители хотят, чтобы жизнь их ребенка сложилась счастливо, чтобы, когда он вырос, у него была дружная, любящая семья. Но счастье - это не просто случайность, удача. Во многом оно зависит от того, как воспитали человека родители, какие у него морально-этические принципы, каковы взгляды на отношения между мужчиной и женщиной.

Многие родители не спорят с важностью и необходимостью полового воспитания своего ребёнка. Однако не все знают, как это делать и когда. Половое воспитание является составной частью нравственного воспитания и связано с рядом специальных и медицинских проблем. Оно должно помочь формирующейся личности освоить роли отца или матери, мужа или жены в соответствии с общественно-моральными принципами, этическими требованиями. Половое воспитание должно начинаться и вестись с учетом возраста и ошибок здесь быть не должно.

Важным вопросом в детском воспитании продолжает проблема детских страхов. Как часто, глядя на ребёнка, кажется, что все неприятности детского возраста легко проходящие, а поэтому не очень серьёзные. Тем не менее, маленькие дети часто испытывают большие детские страхи. Стоит ли к ним относиться серьёзно? Нужно ли что – то делать с этой проблемой или всё само собой разрешится? Следует знать, что к детским страхам нужен дифференцированный подход с выяснением причины, иначе ситуация может усугубиться и постепенно перерасти в психическое заболевание или в невротическое расстройство.

Как же поступить родителям, чтобы не навредить ребёнку? В разделе воспитание ребёнка и детская психология можно прочитать советы по различным направлениям в воспитании.

В этом рзделе сайта будут рссмотрены следующие темы:

Возрастные особенности детей: Врожденные формы психики и поведения. Двигательная активность ребенка. Темпы адаптации. Особенности психики. Проблемы раннего детства. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению. Варианты развития детей. Характеристики пубертатного периода.

Воспитание детей: Роль родителей в развитии ребенка. Принятие родителями ребенка. Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. Воспитание и потребность смысла жизни. Цели воспитания. Влияние семьи на становление личности. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка.

Детская коммуникация: Как помочь ребенку “разговаривать”. Негативистическая демонстративность. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка. Контакты в ходе совместных действий.

Психические процессы у детей: Восприятие и память. Речь и мышление. Фантазия. Слух и слушание. Воля. Внимание.

Психологические проблемы детей: Темпы адаптации. Сон ребенка. Детские неврозы. Проблемы раннего детства. Независимость ребенка. Уход от реальности детей.

Психология образования: Психологическая готовность к школьному обучению. Личностная готовность к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Волевая готовность к школьному обучению. Нравственная готовность к школьному обучению. Процедура определения психологической готовности к школе. Влияние образования на формирование личности.

Развитие ребенка: Функции фантазии. Закаливание. Темпы адаптации. Игрушки. Как помочь ребенку разговаривать. Роль родителей в развитии ребенка. Построение воспитывающего диалога. Воспитание и потребность достижения. Цели воспитания. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Развитие речи ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка. Влияние образования на формирование личности. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка.

Развитие практической деятельности детей: Непосредственное действие, начало опосредованного действия, целенаправленные попытки, конструктивный подход.

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:
  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:
  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;
  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, какА.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Для любого родителя их дети - самые, самые, самые. Но проводя много времени с нашими чадами, мы порой понимаем, что очень мало знаем о них. Мы стараемся их воспитывать согласно своим понятиям о добре и зле, у одних это получается хорошо, у других - не очень. Но в любом случае - это наши дети и мы их любим. А как например воспитывают детей в других странах? Или как их воспитывали раньше?

Про корейских детей можно с полной уверенностью можно сказать, что они старше всех детей на свете. Дело в том, что те 9 месяцев, которые ребенок проводит в утробе матери, в Корее прибавляют к его возрасту. Таким образом, малыш появляется на свет в девятимесячном возрасте, ну и естественно он старше своих сверстников из других стран почти на год.

Многие слышали выражение «мальчик для битья», но не все знают откуда оно пошло. А дело было так, в Англии, с 15 по 18 век, при воспитании принцев применяли оригинальный метод наказания, когда те в чем-то провинились. В этом случае наказывали не их самих, так как бить наследников голубых кровей строго-настрого запрещалось, а мальчиков, воспитываемых вместе с ними. Как в итоге показала практика, такой вид наказания оказался довольно эффективным. Так как принцу как правило не разрешалось играть с другими сверстниками, кроме как с этим мальчиком для битья, то у них устанавливалась тесная дружба.

В советское время детям уделялось много внимания. Существовали пионерские лагеря, дети ходили в походы, жили в палатках - сегодня детская палатка купить всегда можно в интернет-магазине игрушек КиндерЛенд. Помимо всего этого существовали специализированные интернаты для одаренных детей, откуда кстати и пошло выражение «и ежу понятно». Дети там обучались в классах с А по И. Те кто проучился уже какое-то время в интернате и имел определенный опыт обучения по нестандартной программе - учились в классах с А по Д, а вот новичков определяли в классы Е, Ж, И. По созвучию букв их называли «ежи». И когда «старички» хотели поддеть новичков, то говорили: «это понятно и ежу, а не только нам!».

После того, как власти Америки ввели обязательную идентификацию детей в апреле 1987 года, то по официальным данным их пропало около семи миллионов. Такая пропажа объясняется очень просто - до этого момента любой гражданин США мог в графе «иждивенцы» указать любое их количество, как правило вписывали несуществующих детей. И как не странно, в налоговой им верили на слово. Но после указанной даты налоговые органы стали требовать документы, подтверждающие, что эти «иждивенцы» на самом деле существуют. В итоге из официальных списков по пособиям сразу пропало семь миллионов детей.

О здоровом питании

Джулия Робертс, актриса, мать троих детей:

«Дети обожают садоводство. Я считаю, что когда ребятишки знают, как и откуда появляются продукты на их столе, то они становятся более разборчивы в еде. Они предпочитают есть то, что вырастили сами, потому что гордятся этими продуктами. Для меня видеть, как моя дочь ест цветную капусту, самое большое удовольствие».

Екатерина Волкова, актриса, мать шестилетней дочери:

«Чтобы с едой было поменьше проблем, у ребенка должно быть четкое и неизменное место, где он ест. Его стульчик, например. И лучше, чтобы малыш садился в него только для принятия пищи. А для игр - что-то другое. Сел на стул - ешь!».

6 ОШИБОК, КОТОРЫЕ ДОПУСКАЮТ РОДИТЕЛИ ПРИ КОРМЛЕНИИ ДЕТЕЙ

Наталья Майданова, жена певца Дениса Майданова, мать двоих детей:

«Влада не любит в супе кусочки моркови, лука и зелень. Чтобы не отказываться от них, я измельчаю овощи в блендере и кладу в бульон. Зелень, наоборот, отвариваю веточками, а потом выбрасываю - и витамины остаются в супе».

Юлия Куварзина, актриса, мать девятилетней дочери:

«Когда дочь утром не хотела есть кашу, я решила предложить ей выбор: геркулесовую, гречневую или творог. Иногда договаривалась о меню уже с вечера. И это сработало так хорошо, что через 3−4 дня, она стала говорить: „Мамочка, что сама хочешь, то я и съем“. А потом даже придумала поговорку: „Что есть, то и буду есть!“».

О большой семье и ревности


Арнольд Шварценеггер, актер, отец четверых детей:

«Тут нужна дисциплина. Бужу их в 6 утра, летом гоняю по футбольному полю, а зимой на лыжах, заставляю обливаться холодной водой. Когда дети балуются, шумят и не обращают внимания - громко ору по-немецки: „Айн, цвай“, на счет „драй“ они обычно затихают».

Роберт Де Ниро, актер, отец шестерых детей:

«У меня шесть замечательных детей. Растут внуки. Конечно, временами бывает непросто. Ведь они от разных матерей и разных возрастов. Всем нужен особый подход и внимание… Знаете, один из самых важных уроков, который я выучил с момента, когда впервые стал папой, - это быть искренним. И тогда же пообещал самому себе, что, сколько бы детей у меня ни было, я буду с каждым говорить и каждого внимательно слушать. Самое главное - как раз слушать. Говорить куда как сложнее, да и, может, менее важно».

РЕВНОСТЬ СТАРШЕГО РЕБЕНКА К МЛАДШЕМУ

Мария Сафронова, жена иллюзиониста Сергея Сафронова, мать двоих детей:

«Секретом, как избежать ревности у братьев-сестер со мной поделилась двоюродная сестра. Нужно, чтобы старший ребенок думал, что любимый он. Вот именно в момент, когда возможно самое первое проявление ревности. А потом эта проблема отпадет сама собой».

Наталья Ионова (певица ГлюкоZа), мать двоих детей:

«Многих родителей ставит в тупик проблема, как подготовить своего ребенка к появлению братика или сестренки. Я Лиде постоянно повторяла, как ей будет хорошо с сестрой, помогала ей придумать, куда бы они могли пойти вместе, во что поиграть. Ей такие игры-фантазии очень нравились, она часто говорила: „Вот будет у меня сестренка, и я буду ходить с ней на море, качаться на каруселях“. С рождением Веры проблем в нашей семье не было».

О домашних правилах


Дэвид Бекхэм, футболист, отец четырех детей:

«Откровенно говоря, мы в 99% случаев позволяем нашим детям делать все, что им вздумается, потому что нам хочется, чтобы у них была обычная жизнь».

Кэти Холмс, бывшая жена Тома Круза, актриса, мать одиннадцатилетней дочери:

«Не хочешь надевать пальто перед выходом на улицу? Ок, тогда пойдем так, а когда замерзнешь, сама попросишь теплую одежду». Сури одевается так, как хочет и когда хочет. Я хочу, чтобы она выросла творческой личностью и научилась выражать себя. Я думаю, что это очень важно для самоидентификации ребенка".

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЕТСКОГО ФАНАТИЗМА

Эван Макгрегор, актер, отец четырех дочерей:

«Понятное дело, рассказывать одну и ту же сказку по двадцатому разу может быть скучно, но если уж вы решили поиграть с ребенком, отложите ноутбук, выключите телевизор, спрячьте газеты и полностью посвятите себя малышам. Для них это будет значить очень много, даже если игра продлится недолго».

Юлия Высоцкая, актриса и телеведущая, мать двоих детей:

«Всего 20 минут айпада в будние дни, телевизор только по выходным, и то не больше часа в день, и только избранное. То же самое с Интернетом. Дочке позволено больше, так как она очень любознательная девочка, и старается много читать о звездах, камнях и галактиках».

Мария Шукшина, актриса, мать четверых детей:

«Я хочу, чтобы мои дети читали книжки. Правильные книги воспитывают, прививают четкие принципы. Старшая Аня, к счастью, довольно начитанный человек, а с Макаром у меня идет борьба, он не хочет брать в руки книгу. Но мне важно, чтобы мои дети были самостоятельными и начитанными. Остальное приложится».

О малышах


Никас Сафронов, художник, отец четверых детей:

«Когда в семье появляется ребенок, родители открывают для себя мир как бы заново. При появлении малыша нужно пересмотреть весь свой образ жизни, отказаться от вредных привычек, которые, возможно, были у вас до этого, не ругаться при ребенке и вообще стараться не использовать бранную лексику. Ведь дети буквально „впитывают“ все то, что дают им в начале их жизни родители, копируют поведение взрослых. Поэтому нужно быть примером для своего ребенка. Дети - это очень серьезно».

Анастасия Гребенкина, фигуристка, мать семилетнего сына:

«Совет из области психотерапии для тех, кто излишне беспокоится о том, чтобы малыш делал все, как надо и побыстрее. Если ребенок, которого вы уже начали приучать к горшку, написал, например, на ковер, ни в коем случае не надо его ругать, а раз и навсегда уяснить себе вот что. Во-первых, он еще не понимает, что этого нельзя делать и элементарно не может сдерживаться. А, во-вторых, ну, посудите сами, видели ли вы взрослых нормальных мужчин, которые писали бы себе в штаны?!».

Екатерина Гордон, певица и журналистка, мать пятилетнего сына:

«Часто, когда, укачав сына на руках, я клала его в кроватку, Даня опять просыпался. Тогда я стала укладывать его в том нагретом одеяльце, в котором он был у меня на руках. И еще на некоторое время склонялась над кроваткой, дыша ему в ухо, чтобы он не обнаружил изменений в своем положении».

О воспитании


Кортни Кокс, актриса, мать четырнадцатилетней дочери:

«Ни в коем случае не осуждайте и не усугубляйте чувство вины, но помогите выпутаться из сложной ситуации правильно. Вы станете настоящим другом детям, они всегда и всем будут с вами делиться».

Ксения Собчак, телеведущая, мать годовалого сына:

«Все наши претензии к детям исходят из того, что дети - кривое зеркало родителей. У ребенка нет шансов вырасти не неряхой, если ты сам разбрасываешь вещи. А ругать его нельзя - он воспринимает это как лицемерие».

Риз Уизерспун, актриса, мать троих детей:

«Если кто-то думает, что работать и воспитывать детей - это просто, то они жестоко ошибаются. Если вы возьметесь за все сразу, то просто сойдете с ума! Я могу несколько лет сидеть без работы, а затем вплотную заняться карьерой. Но в эти моменты я все равно переживаю, что не могу часто видеть детей. Я скучаю по ним».

10 КНИГ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Татьяна Навка, спортсменка, мать двоих детей:

«Родители ни одного дня меня не заставляли. У меня горели глаза, и было огромное желание стать чемпионкой. Задача родителей - услышать желание ребенка, разглядеть его таланты и всячески помогать ему! Естественно, бывают сложные моменты, но родители для того и есть, чтобы вовремя протянуть руку помощи».

Анджелина Джоли, актриса, мать шестерых детей:

«В случае разногласий мы ругаемся так, чтобы дети не слышали. Поэтому, когда я говорю Мэддоксу, что он не поедет на мотоцикле с папой, ему и в голову не придет пойти жаловаться Брэду в надежде отменить запрет. Правда, это не мешает ему возвращаться с бейсбола в заляпанных грязью штанах и растерзанных кроссовках. Потом я обсуждаю это с Брэдом - на очень повышенных тонах. Но могла бы и не трудиться - они оба мальчишки!».