"воспитание гражданина в семье". «Растим будущего гражданина»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Всем Вам хорошо известно, что воспитание определяет духовные и социальные ценности, которые руководят деятельностью человека на протяжении всей его жизни. Личностные качества человека влияют и на семейные, и на государственные отношения. Ещё в XIX веке выдающийся русский мыслитель В.Г.Белинский писал: «Воспитание - великое дело, им решается участь человека». Хочется добавить: воспитание личности решает не только участь человека, но и участь страны.
Мы уверены, что большинство из Вас хотели бы, чтобы Ваши дети выросли воспитанными людьми и были бы настоящими гражданами своей Родины.
Воспитание, как и процесс социализации в целом, осуществляется на протяжении всей жизни индивида. Оно осуществляется под воздействием множества разных факторов: семьи, прочитанных книг, учителей, друзей-приятелей, окружающей социальной среды, средств массовой информации.

Ответственность в воспитании

Однако, главную роль в воспитании личности, в становлении гражданина, играет семья. Именно в семье человек проходит первичную социализацию.
Вы, родители - первый мир ребёнка. То, как родители относятся друг к другу, к окружающим их людям, к своему делу, к своей Родине, является решающим фактором в формировании личности ребёнка.
Современные родители, как правило, уделяют достаточно внимания тому, чтобы их дети были хорошо накормлены и одеты, обуты, имели огромное количество игрушек и современные гаджеты. Одним словом, чтобы их дети ни в чём не нуждались. И на этом многие родители считают свою миссию законченной. А это не так: наши дети с первых дней своего существования нуждаются в общении и совместной деятельности со своими мамами и папами. Именно в процессе такого общения и происходит, главным образом, формирование личностных черт ребёнка.

Патриотизм и чувство долга

Вы, наверное, не раз слышали о том, что, дескать, в России люди перестали быть патриотами и гражданами своей Родины, упало уважение к своей стране, чувство гордости за её достижения. В этом, наверное, есть доля правды. Не так давно автор данного эссе проводил небольшое исследование среди своих студентов на выявление ими своих социальных статусов. Выяснилось, что только единицы осознают себя как граждане, россияне, москвичи.
Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева в первые дни работы на своей высокой должности, отмечая социальную роль учителя, сказала: «Сегодня это дети, а завтра народ».
Эти слова чрезвычайно актуальны и для родителей, так как прежде чем наши дети попадут в руки воспитателей и учителей, они формируются в семье. И от того, как мы, родители, воспитаем этот «будущий народ» будет зависеть и стабильность, и процветание страны, и наше семейное благополучие.
А как Вы думаете, что значит сегодня быть гражданином и патриотом своей Родины? Как мы должны воспитывать гражданина?
Естественно, воспитание гражданина, происходит, когда в семье детям читают русские народные сказки, поют русские песни, смотрят хорошие мультфильмы, читают книги великих русских писателей, посещают музеи, театры, парки и, конечно, обсуждают с детьми увиденное и услышанное. Это очевидно!

Быть гражданином

Формирование убеждений

Как нам кажется, сегодня главное в семье воспитывать в детях понимание и постепенно доводить его до убеждения, что это твой дом, твой подъезд, твоя улица, твой город, твоя страна. А значит, ты несёшь ответственность за всё это!
Формировать эти убеждения мы с Вами можем только своими делами и поступками. Причём делами и поступками, казалось бы, простыми и всем понятными. Не выбрасывать упаковку от мороженного, или от пачки сигарет на тротуар или газон, ведь это мой газон и мой тротуар и я не хочу, чтобы он был замусорен. Не ставить свою машину на газон и не давить посаженные там траву и цветы, ведь я не делаю этого у себя на даче. Не материться на улице, при ребёнке (лучше не делать этого никогда) ведь я уважаю окружающих меня сограждан и люблю свой родной язык, не выбрасывать мусор из окна и не справлять малую нужду на обочине шоссе.
Эти примеры взяты, к сожалению, из нашей сегодняшней действительности. И Вы, мы уверены, можете легко добавить в этот список множество аналогичных примеров.
Кто-то скажет, это такие мелочи, разве они формируют гражданина? Но, как известно, в воспитании, нет мелочей, и именно из этих мелочей и состоит наша повседневная жизнь, которая формирует представления детей о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Дети смотрят на своих пап и мам и воспринимают их поведение как норму. И поэтому вы понимаете как важно родителям почаще анализировать своё поведение на предмет того, какие нормы мы прививаем нашим детям.

В заключении хочется привести известную притчу.

В лесу разбушевался страшный пожар. Все звери и птицы в смятении, ищут, куда бы укрыться от огня. И только маленькая птичка колибри, набирает в клюв воды и пытается затушить огонь. Огромный бегемот в недоумении спрашивает птичку: «Что ты делаешь, неужели ты не понимаешь, что твоих капель не хватит, чтобы потушить пожар?"
Так и мы, уважаемые родители, как эта маленькая птичка, каждый на своём месте, каждый день и каждый час должны честно и ответственно делать своё дело.
Быть родителями это большое счастье, но и огромная ответственность. Ведь каждое наше слово, каждый наш поступок отражается в сознании нашего ребёнка. Воспитание своих детей мы должны начинать с себя, перестать задаваться вопросом, что родина сделала для тебя, а почаще спрашивать себя: «А что я сделал для Родины?». Так давайте будем стараться воспитывать заботливого и ответственного человека, который в будущем сможет позаботиться о своей семье и о своей стране, то есть станет настоящим гражданином.

Эпоха Петра I (1682-1725) изменила взгляды на образование и воспитание. За сравнительно короткий срок в России были созданы основы национальной системы образования. Допетровская Русь оценивала человека по принадлежности к определенному сословию, при Петре I впервые стали значимы личные достижения и заслуги перед Отечеством.

В эпоху Петра I в обществе стали складываться новые мировоззренческие ориентиры. Обучение этикету, иностранным языкам, приобщение к западноевропейской моде повлияло на быт и сознание людей. Преклонение перед всем «иноземным» не могло не сказаться на изменении подходов к воспитанию и обучению юношества. В XVIII веке в России появляются первые воспитательные общества. В XIX веке осуществляются разнообразные педагогические проекты творческого, свободного воспитания подрастающего поколения.

Опыт семейного воспитания являлся той почвой, на которой «вырастали» первые педагогические теории. Вначале они не выделяли специфики воспитания в семье, используя опыт семейного воспитания для общепедагогических выводов.

С появлением же общественного воспитания возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Решалась она по-разному – в зависимости от господствовавшего общественного строя, от философских и социально-политических взглядов того или иного мыслителя или педагога-практика. Так, по убеждению Квинтиллиана – теоретика ораторского искусства в Древнем Риме, общественное (школьное) воспитание имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним). Он писал: «Кто обучался в одиночестве, тот, выступив со своими познаниями в жизнь, будет как был ослеплен ярким солнечным блеском и станет в тупик при всякой для него новости».

Чешский педагог XVII века Я.А. Коменский, выделив 4 ступени развития подрастающего поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) и, наметив для каждой ступени 6-летний период воспитания (6-летняя школа), указывал, что для детства такой школой является материнская школа в каждой семье. Я.А. Коменский выдвигает систему идей, связанных с признанием в природе ребенка великих даров: природное влечение к свету, знанию, добру, при этом роль воспитания определяется им как помощь ребенку в процессе его созревания. Это стремление войти в природу ребенка было выражено у него в установлении принципа «природосообразности».

Решительным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернеров являлся английский философ XVII века Дж. Локк. Первейшая цель воспитания, по Локку, – добродетель, воспитание нравственного человека. Но этого нельзя добиться в школе: школа – «сколок с общества», а общество таково, что воспитывает людей безнравственных. Поэтому Локк решительно настаивает на воспитании и обучении не в школе, а в семье, где разумный и добродетельный воспитатель сможет воспитать такого же «джентльмена». В этих рассуждениях Локка наблюдается и трезвая оценка современного ему общества, и утопическая мечта о воспитании нравственных людей в безнравственном обществе. Педагогические идеи Локка о раскрытии естественных сил ребенка имели большое влияние в истории педагогической мысли. Для него дитя – это как бы чистая доска, то есть ребенок может воспринимать все, что вносит опыт. Из этих мыслей как их следствие явилась вера Локка в исключительное влияние школы.

Французский просветитель XVIII в. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители». Вместе с тем в своем романе «Эмиль, или О воспитании» он искусственно устранил родителей Эмиля, объявив его сиротой и поручив заботам молодого приглашенного воспитателя. Тем самым Руссо пытался оградить Эмиля от воспитательного влияния старого феодального общества, чтобы сделать своего героя в будущем создателем новой семьи – семьи свободного общества. Все произведение Руссо впервые проникнуто любовью к ребенку и верой в добрые начала в нем. Считая главным естественным правом человека право на свободу, Руссо выдвинул идею свободного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступал против авторитаризма в воспитании, против приучения ребенка слепо повиноваться приказаниям взрослых. Детей должны ограничивать не правила и запрещения, установленные воспитателями, а непреложные законы природы, считал он. Отсюда вытекает отрицание наказаний, которые заменяются естественными последствиями неправильных поступков детей. Например, если ребенок опоздал на обед, то он или совсем его не получает, или ест холодным. Это приучает ребенка к естественной дисциплине и формирует сознание порядка, закона.

Основными факторами воспитания детей Руссо считает природу, людей и предметы окружающего мира. Природа обеспечивает развитие и совершенствование органов чувств и человеческих способностей, люди учат детей ими пользоваться, столкновение с вещами обогащает личный опыт ребенка. Важную роль Руссо отводит личности воспитателя, так как именно он помогает формировать интересы и взгляды ребенка, направляет всю его деятельность.

Резкая критика существующей цивилизации, ее ненормальных проявлений и требование Руссо вернуться к природе и заложенным в человеке естественным силам очень ценны. Руссо оказал огромное влияние на утверждение веры в природные силы ребенка в педагогической мысли. Вместе с тем, Руссо недооценивает влияние социальной среды на развитие ребенка, для него это отрицательный фактор. Но социальная среда есть важнейший проводник формирующих человека сил. Именно через нее ребенок получает наследие опыта жизни предшествующих поколений. У Руссо мы видим культ так называемого «естественного» развития индивидуума для того, чтобы он мог найти, прежде всего, самого себя. В то время как немецкий философ Натор подчеркивает, что человек должен быть воспитан не для индивидуальной жизни, а для жизни с другими, выдвигая, таким образом, идею общности, жизни для целого, но не для себя. Человеку необходимо помочь развить социальные функции для жизни в обществе.

Стремление изменить отношение общества к проблемам воспитания заставило французских философов XVIII века, в частности Гельвеция, отдать решительное предпочтение общественному (школьному) воспитанию перед семейным при условии, что школы будут изъяты из рук духовенства, и организация их будет передана государству. На тех же позициях стоял и английский социалист-утопист XIX века Р. Оуэн. Он отрицательно относился к семейному воспитанию, так как брак и семья, по его мнению, являются одним из трех зол капиталистического общества. Лицемерие семейных отношений, утверждал Оуэн, нравственно развращает людей. Детей должна воспитывать государственная система, построенная на новых началах, где все дети, находящиеся на попечении общины, получат одинаковое образование. Родители будут иметь доступ к ним, но широкая система общественного воспитания заменит семью.

Однако другие педагоги не противопоставляли столь резко школьное воспитание семейному. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (конец XVIII – начало XIX в.), видя цель воспитания в выявлении «истинной человечности», подчеркивал, что к осознанию своей связи с человеческим родом каждый приходит в процессе семейного воспитания. Семейные отношения людей являются первыми и наиболее естественными отношениями.

Сила семейного воспитания, отмечал Песталоцци, в том, что оно происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям, и сам получает от них эту любовь и ласку. В семье осуществляется индивидуальный подход.

Не противопоставляя общественного воспитания семейному, Песталоцци указывал, что в общественном воспитании следует использовать те преимущества, которыми обладает домашнее воспитание. Сам Песталоцци обладал исключительным даром педагогического воздействия, умел подойти к душе ребенка, увлечь и овладеть ею. Ему пришлось взяться за воспитание беспризорных детей, и он поселился жить вместе с ними. Эта живая связь, умение привлечь к себе детей действовали бесконечно лучше других средств, и дети, находившиеся под его присмотром, очень сильно менялись. Песталоцци не только любил детей, но и верил в них, и этим больше всего способствовал тому, чтобы заменить школьную рутину живым воздействием при живом общении с детьми.

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С.Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий – один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.

Анализ семейного воспитания конца XVIII – начала XIX в. содержится в работах А.Н. Радищева (1749-1802), Н.И. Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание – сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания – растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков), давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.И. Пирогова (1810-1881), Н.А. Добролюбова (1836-1861) и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Представители русской революционно-демократической мысли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, выдвигая задачу воспитания активного борца за переустройство общества, считали, что такой человек воспитывается и в семье, и в школе. Дома дети видят около себя житейские интересы, в классе проверяют свои наблюдения и, сообщая их родителям, получают от них новые указания и объяснения. Учение идет рядом с жизнью и содействует развитию здравого смысла и практического опыта, как считал Н.А. Добролюбов. Сущность единства семейного и школьного воспитания состоит, по мнению А.И. Герцена, в общественной значимости дела воспитания. Ребенок своим появлением на свет возлагает на родителей новые обязанности и выводит их из сферы узколичной жизни в сферу общественной деятельности.

Таким образом, следует отметить, что развитие общественного и семейного воспитания шло по трем основным направлениям.

Первое – это признание за семейным воспитанием ведущей роли. Именно в семье закладываются основы будущей жизни ребенка.

Второе – недооценка роли семьи. Обострение внутрисемейных противоречий в различные периоды исторического развития, вызванное теми или иными социальными, политическими и культурными условиями, приводит к снижению уровня престижа семьи как основы естественного воспитания человека.

И третье – общественное и семейное воспитание выполняют свое назначение только в единстве. Воспитание детей не личное дело родителей, а их гражданский долг.

Осознание неразрывной связи воздействия школы с влиянием семьи и среды привело к идее народности и самобытности воспитания, которая в России была разработана в педагогической системе К.Д. Ушинского.

К.Д. Ушинский понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Самое воспитание, учит он, должно приготовлять человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. Педагоги старого времени, равно как и многие сейчас, вопросы нравственности детей сводят, в основном, к вопросам поведения в семье и в обществе.

В ответ на это Ушинский подчеркивает, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. По его мнению, поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. Задача воспитания в семье, как отмечает он, – пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков. «Если ваш ребенок, – говорит Ушинский, – знает много, но интересуется вместе с тем пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем отсутствует живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания». Семье следует помогать ребенку в работе над развитием нравственной жизни. При этом родители должны глубоко вникать в духовную жизнь ребенка, переживать ее вместе с ним. «Создайте раньше материал нравственности, а потом ее правила», – советует Ушинский родителям.

Если люди не трудятся над нравственным устроением своей личности, то они, как правило, больше думают об удовлетворении своих физических потребностей и стремлении к наслаждениям. Чем быстрее и полнее будут удовлетворяться эти стремления, тем несчастнее и ничтожнее будет этот человек. «Если вы действительно хотите сделать человека несчастным, – говорит Ушинский, – то отнимите у него цель в жизни и удовлетворите всем его желаниям. Наслаждения – это цветы жизни, страдания – ее тернии, но это не сама жизнь. Кто над чем потрудился, тот то и имеет».

Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни. Согласно его мнению, воспитание является «созданием истории», оно – социальное явление.

Этот педагог выдвинул следующие идеи демократической и гуманистической концепции воспитания и образования: об основах создания подлинно народной школы, о народности в общественном воспитании, о роли родного языка в формировании личности ребенка в духе народности и патриотизма, о верном соотношении в обучении и воспитании общечеловеческого и народного начал. Эти идеи нашли отражение в педагогических трудах Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова и других передовых представителей русской педагогической мысли XIX века. К.Д. Ушинский в своей статье «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова» писал: «Н.И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидал в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа».

С самого детства воспитание должно готовить человека к выполнению его назначения. Большую роль в воспитании ребенка, по его мнению, играют женщины. Ухаживая за колыбелью ребенка, следя за его первыми играми, научая его произносить первые слова, женщины закладывают краеугольный камень, они делаются главными зодчими общества. Чтобы правильно судить о ребенке, считает Пирогов, необходимо переселиться в его духовный мир. Дитя живет в собственном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. Поэтому воспитание не должно торопиться с тем, чтобы перенести его из его атмосферы в нашу. В статье «Быть и казаться» Пирогов указывает на необходимость поглубже проникнуть в тот особый мир, в котором живут дети. Сколько нового узнали бы все родители и педагоги. Самое большое право родителей и воспитателей, как отмечает Пирогов, заключается в том, чтобы развивать всецело и всесторонне все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на личность, которая одинаково неприкосновенна и во взрослом, и в детях.

Человек легко ослепляется собственными достоинствами и недостатками. Поэтому с детства необходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть. Тот, кто живет сознательной вдохновенной жизнью, приносит действительную пользу обществу. Что касается людей, которые живут только внешней, хотя бы и очень интенсивной жизнью, но в полном «самозабвении», то они ничего не дают для истинного развития человечества. Белки в колесе, так называет их Пирогов, забавны, думая, что бегут вперед.

Отсюда вытекает основное, с его точки зрения, положение, касающееся вопросов воспитания детей в семье: не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И в этом отношении он призывает родителей и педагогов оберегать целостность детской души, не внося в нее искусственно и преждевременно раздвоение и неискренность. Призыв Пирогова «ищи быть и будь человеком» своевременен и для нашей эпохи.

В области теоретической педагогики начала XX века можно отметить появление замечательных трудов П.Ф. Лесгафта, посвященных вопросам семейного воспитания. Громадное значение имеют его работы в области воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, изложенные в труде «Семейное воспитание ребенка и его значение». Предложенная им теория семейного воспитания, проникнута большой любовью к ребенку. По мнению Лесгафта, ребенок рождается ни добрым, ни злым, ни поэтом, ни музыкантом и т.п., а становится тем или другим благодаря воспитанию. «Испорченность» ребенка в большинстве случаев – результат не прирожденной умственной или нравственной тупости, а педагогических ошибок воспитателей. Лесгафт считает, что в нормальной семье ребенок становится гуманизирующим фактором нравственного совершенствования всех членов семьи.

Различные типы детей, наблюдаемые в школе (лицемерный, честолюбивый, мягко-забитый, злобно-забитый и др.), формируются прежде всего в различных условиях их семейной жизни и воспитания. В семье и школе необходимо создать нормальные условия для роста, развития и проявления всех положительных способностей детей. В школьном возрасте влияние школы более могущественно, чем влияние семьи, поэтому школа может и должна, считает Лесгафт, исправлять ошибки семейного воспитания.

Особую известность составили Лесгафту его замечательные лекции по теории физического воспитания. Будучи профессором анатомии, он еще в конце XIX в. создал в Петербурге курсы воспитателей и руководителей по физическому воспитанию. Все, кто проходил обучение на этих курсах становились не только хорошими специалистами-практиками, но и стойкими, преданными проводниками идей Лесгафта о бескорыстном служении интересам детей. В истории физического воспитания в России Лесгафту принадлежит исключительная роль: он не только научно обосновал педагогическое значение системы физического воспитания, но и сформировал важную педагогическую идею о воспитании тела ребенка. При этом следует подчеркнуть, что физическое воспитание не было для него самоцелью. Лесгафт был убежден, что дисциплина тела сообщает дисциплину и духу, вооружая тем самым личность навыками к выдержке и стойкости, так необходимыми любому человеку в жизни. Эта духовная сторона физического воспитания имеет (по Лесгафту) огромное значение в устроении социальной жизни человека.

Во второй половине XIX – начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний Н.В. Шелгунова (1824-1891), Я.Ф. Лесгафта (1837-1909), Я.Ф. Каптерева (1849-1922), М.И. Демкова (1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание – как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Ценный вклад в развитие педагогики семейного воспитания внесли работы П.Ф. Каптерева «Задачи и основы семейного воспитания» (1898 г.; 2-е издание 1913 г.), «О природе детей» (1899 г.), «Основные начала семейного обучения» (1898 г.) и др.

С 1898 года под его руководством и общей редакцией издавалась первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания. К сожалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обусловленную социальными и национальными проблемами. Каковы национальные ценности семейного воспитания? Ученые (П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духовно семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуальность.

В 1912 году в России проходил I Всероссийский (и как оказалось – единственный) съезд по семейному воспитанию. Одна из его главных задач – помочь семье в воспитании детей. С развитием капитализма женщина включалась в работу «вне дома», следовательно, возникала проблема: как совместить эту работу с воспитанием детей и ведением хозяйства. По словам Н.И. Пирогова, мать является «главным зодчим общества». Деятельность женщины приравнивали к общественно-полезной деятельности, поскольку она готовит будущих полезных граждан. В то же время отмечалось незнание матерями того, как осуществлять физическое и духовное воспитание – «их этому не учили».

На съезде предлагались разные формы работы для оказания педагогической помощи семье: создание курсов для матерей, устройство публичных лекций, родительских клубов. Сторонником их был К.Н. Вентцель. Он считал, что клубы облегчат «подбор однородно настроенных и задающихся одними и теми же задачами в области воспитания личностей». Внутри клубов предлагалось организовать помощь родителям в воспитании детей. В 1905 г. начали возникать так называемые «семейные группы» (просуществовали до 1912 года).

Цель таких «семейных групп» – воспитание общественных качеств у детей, влияние их друг на друга, подготовка их в учебные заведения. Родители объединялись в группы в силу различных причин, например, из-за одиночества ребенка, нежелания отдавать его в детский сад, отсутствия поблизости учебного заведения и др. Возраст детей групп – от 4 до 10 лет. По оценке современников, дети охотно посещали эти группы, родители давали положительные отзывы о деятельности «семейных групп», занятия с детьми осуществлялись 5-6 раз в неделю от 2-х до 4-х часов в день по грамоте, арифметике, природоведению, искусству, проводились Фребелевские занятия, преподавался Закон Божий и другие предметы. В то же время отмечались некоторые правовые проблемы (нелегальное существование, трудности с помещением и т.д.). На съезде высоко оценивалась деятельность «семейных групп», которые развивали общественные качества у детей и сохраняли их индивидуальность.

Усилиями ученых конца XIX – начала XX в. было заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Семейное воспитание основывалось на важнейших принципах, присущих большинству русских семей: ее самобытности, прочности, родственной любви, теплоте отношений между всеми ее членами, общности духовных интересов. В литературе тех лет отмечалось, что все необходимое для жизни и блага человека, высокие нравственные качества зарождаются в нормальной семье, будущность ребенка – в руках семьи. Семья понималась как колыбель человеческой цивилизации, хранительница общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей, семейное воспитание связывалось с развитием дарований человека.

Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными до сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

Сколько всего поменялось в жизни страны! А патриотизм? Может ли он стать иным? По данным многих педагогов, психологов и социологов, проблемы детства в наше время стоят очень остро. Не замечать, как существенно изменились наши дети за последние десять лет колоссальной “перестройки” всей жизни страны, может только не желающий видеть и слышать. Как же должно меняться содержание патриотического воспитания в условиях фундаментальных, социальных, идеологических, экономических и даже территориальных подвижек, происходящих в России на рубеже тысячелетий? Сегодняшний всплеск патриотических настроений. Что это? Некая компания, часть выстраданной национальной идеи? Правомерно ли говорить о новом патриотизме? И если он есть, то, каково его содержание? О чем следует рассказывать дошкольникам? О том ли, что Россия самая большая, самая богатая, самая сильная страна в мире? И можно ли теперь говорить все это, не покривив душой? Не сделать ли акцент на любви к малой Родине, к родному дому, детскому саду, привычному для нас пейзажу? А как быть, если дом беден, а двор грязен и неуютен?

Задач и вопросов, связанных с патриотическим воспитанием очень много. И не на все их у нас готов ответ. Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет десять назад просто не замечали, мы стали ответственнее. Надо признаться, у нас нет опыта патриотического воспитания в условиях многопартийной системы. У нас вообще нет систематизированного опыта в этой области, обоснованного сколько-нибудь обоснованными результатами: предыдущие десять лет ушли на преодоление стереотипов советского времени, когда понятие “патриотизм” и содержание воспитательных мероприятий определялось коммунистической идеологией советского государства.

На протяжении тысячелетней истории Российского государства содержание понятия “патриотизм” менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток. И одна из трудностей современного патриотического воспитания заключается в том, что это понятие требует очередного переосмысления. По мнению ряда отечественных социологов, патриотизм и любовь к Родине не являются синонимами. Патриотизм патриотизму рознь. В тоталитарных государствах патриотизм является средством обеспечения стабильности власти, и средством программирования поведения людей. Он служит превращению граждан общества в подданных государства.

В нашей стране на сегодняшний день сложилось гражданское общество – еще не очень сильное, но все-таки себя заявляющее. И наше государство ищет контакты с обществом, пытается выработать общие договоренности. Задачи гражданских объединений – быть в оппозиции и в сотрудничестве с властью. И власть, и население на сегодня находятся в становлении гражданского общества.

Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания.

В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения и народа зависит его судьба. Поэтому именно гражданское воспитание становится чрезвычайно важным. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Иными словами, на современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина, патриота своей страны. Как воспитать маленького гражданина?

Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Основные задачи:

  1. Формировать позитивное, ответственное отношение к себе.
  2. Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
  3. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к окружающему миру.
  4. Заложить основу системных знаний, сформировать коммуникативную компетентность, навыки работы с информацией.

Какие перспективы воспитания нужно заложить в построении модели гражданского воспитания дошкольника. Обратимся к анализу педагогической литературы, отражающей состояние выбранной проблемы, значимость ее аспектов.

Будущее общества зависит от того, как воспитывают нынешнее поколение. Эту мысль можно встретить едва ли не в первых письменных памятниках всех цивилизаций, а уже в Древней Греции она считалась прописной истиной. Как воспитывали гражданина в Древней Греции? Системы воспитания в разных районах Греции отмечались весьма существенно. Великий Платон рассматривал воспитание как формирование нравственности, помогающей человеку не уронить себя ни в дым побед, ни в дни поражений и быть достойным гражданином. При этом, по его мнению, нужно было приобрести определенные знания и культуру поведения. Чрезвычайно своеобразный подход к воспитанию был в небольшом государстве – Спарте. Законодатель Спарты Ликург создал свою систему воспитания – детей воспитывали, предоставляя полную свободу. Их учили не бояться темноты и одиночества, никогда не плакать и не капризничать. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях. Питание было скудным, для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить.

Необходимым считалось воспитание строгости, умеренности, воздержания. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без нее нельзя обойтись. Воспитание в основном сводилось к выработке беспрекословного подчинения, умения переносить лишения и одерживать верх над противником. Их с малых лет приучали отличать хорошее от дурного. Тот, кто терялся при вопросах: “Кто хороший гражданин?”, “Кто не заслуживает уважения?”, считался не способным совершенствоваться нравственно.

Результаты спартанского воспитания общеизвестны. Спарта была знаменита самоотверженными воинами и храбрыми военачальниками, но они не подарили человечеству, ни одного поэта, музыканта, ученого. Печально, когда самой знаменитой личностью в истории страны остается не государственный муж, не философ и не деятель искусства, а ребенок, пожертвовавший своей жизнью ради достаточно спорных идей.

Обратимся к опыту гражданского воспитания в Доме сирот Януша Корчака.

Корчак был врачом, писателем, педагогом. И его жизнь – некое педагогическое евангелие, возвращение благой вести о ребенке. Более чем за полвека до появления Конвенции о правах ребенка он писал: “Ребенок имеет право на уважение”. Задолго до ратификации этой Конвенции европейскими государствами он на вверенном ему пространстве реализовал права детей на жилье, на заботу, на уход, на образование. Корчак считал: главная терапия по отношению к его воспитанникам заключается в том, чтобы учить их жить в соответствии с законом. Необходимо знать закон, уважать закон, пользоваться законом, искать у него защиты. Перед законом все равны. Это основной принцип демократии. Поэтому в доме сирот была создана – точнее, выращена – система самоуправления, не имевшая в то время аналогов.

В демократическом обществе гарантией прав гражданина является суд. Суд и судебный совет были главными органами самоуправления в доме сирот. Корчак сочинил специальный судебный Кодекс, включающий тысячу пунктов. В пунктах судебного кодекса перечислялись поступки, отклоняющиеся от допустимой нормы поведения, и предусматривались наказания за них. Это был один из самых гуманных судебных кодексов в истории права; большинство его статей гласило: “Суд считает, что виновного надо простить”. Корчак не любил читать детям нотации. Он считал, что образ жизни учит и лечит лучше всего. Бессмысленно рассказывать детям о чести, если педагоги высказывают к ним неуважение. Бессмысленно вызывать к их моральным чувствам, если они лишены элементарных прав.

Главный педагогический результат, к которому он стремился – разбудить в детях стремление к лучшей жизни, к жизни, которая складывалась в результате серьезной внутренней работы над собой.

В недавнем прошлом патриотическое воспитание определялось коммунистической идеологией советского государства. Многие воспитатели до сих пор помнят сценарии праздника “День седьмого ноября – Красный день календаря” и требования к организации “Ленинского уголка” в группах (портрет, столик, флажок в вазочке, классический набор книг – “Ленин и дети”, “Ленин и печник”, “Семья Ульяновых” и т.п.). До начала реформ программы включали раздел “Ознакомление с явлениями общественной жизни” (как часть направления “Ознакомления с окружающим”), в рамках которого выдвигались только задача патриотического воспитания детей. Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения выпали из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет. Даже в концепции дошкольного воспитания, датированной 1989 годом (см.: Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001), об этой важной стороне развивающейся личности ребенка сказано буквально следующее: “Формируется интерес к событиям общественной жизни в стране, в родном городе (с.236); побуждаются первые представления о Родине” (с.237). О воспитании начал патриотизма речи не ведется, возможно потому, что сама социальная действительность того времени была переполнена негативными явлениями. С середины 1980-х до конца 1990-хгодов в обществе не принято было говорить о Родине, любви к своей стране, патриотизме – это понятие приобрело нарицательное значение. Оно и понятно: изменилось содержание жизни, менялись ценностные ориентации, всем нам требовалось время для того, чтобы осмыслить, что происходит со страной, кто мы, чего хотим, какой мечтаем увидеть Россию, можем ли назвать себя патриотами и что такое истинный патриотизм.

Отрадно, что после некоторого перерыва педагоги нашли в себе мужество обратиться к вопросам патриотического воспитания. Появились программы, нацеленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры.

После принятия государственной программы “Патриотическое воспитание гражданин Российской Федерации на 2001-2005 годы”, ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России, где предлагается учитывать опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего государства. Заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Вышли в свет пособия по реализации государственной программы.

Изучив состояние выбранной проблемы в научно-педагогической литературе, пришла к выводу, что:

  1. Основные материалы посвящены теме – патриотическое воспитание дошкольников и мало методической литературы, касающейся воспитания у детей первых чувств гражданственности.
  2. Как правило, каждый детский сад работает в каком-то одном направлении. В одном учреждении накоплен интереснейший опыт работы по краеведению, в другом – по ознакомлению с народным искусством, в третьем – созданы великолепные условия и отработана методика патриотического воспитания путем изучения быта, традиций России и т.п., т.е. нет многоаспектного подхода к решению проблемы гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное, чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения. В свое работе я пытаюсь создать эскиз системы гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный подход:

  1. Включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
  2. Использование регионального компонента.
  3. Работа спланирована в сотрудничестве с семьей.
  4. Разработан собственный комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение воспитательно-образовательных задач.

Данная модель построена на принципах развивающего обучения и основана на позитивной Я-концепции. Она состоит из нескольких направлений.

Первое направление: Я и моя семья

К основной задаче гражданского воспитания старших дошкольников причисляется:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.

Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной2. Семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных семей.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Второе направление: Мир людей.

Это направление работы я определяю следующим содержанием:

  1. Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.
  2. В основе работы по социальному развитию стоят задачи воспитания гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверие к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию.
  3. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей” - взрослых и сверстников
    1. Необходимо эмоциональное насыщение, содержательное общение взрослого с ребенком.
    2. Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения.
  4. Для развития интереса к “миру людей” и обогащения их представлений о социальной действительности:
  5. Посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов.
  6. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение.
  7. Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира (Проект “Дети планеты Земля”)
  8. Правовое воспитание – еще один путь воспитания личности ребенка. Дети должны знать о своих правах. Ребенок может требовать соблюдения своих прав, прав других людей.

Третье направление: Человек-труженик.

В процессе работы по гражданскому воспитанию должны решаться, на мой взгляд, более широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.

  1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города (хлебороб, сталевар, формовщик, чеканщик). Воспитывать гордость за результаты их труда.
  2. Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.
  3. Также следует организовывать систематически и в детском саду и дома труд с общественной мотивацией, направленного на общую пользу.

Четвертое направление: Экология.

Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней , не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становиться не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. и отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является. Какую же культуру взаимоотношений с природой мы должны воспитать в ребенке, чтобы вырастить настоящего гражданина, патриота своей страны.

Пятое направление: “Родина моя – бескрайняя Россия”

Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Дошкольник прежде всего должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и не только жителем планеты Земля.

Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию, и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей нужно знакомить со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

Шестое направление: История.

Следующее направление работы, которое я закладываю в свою модель гражданского воспитания – историческая перспектива воспитания.

Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история.

Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма, и первопроходцев космоса.

Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами, не помнящими родства.

Седьмое направление: Культура.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел “Культура” - еще одно направление в моей работе. Содержание этого раздела:

  1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам.
  2. Развлечения.
  3. “Святые наши имена” - освоение историко-культурного наследия с опорой на памятные даты именинного календаря (идея программы “Наследие”).
  4. Занятия по знакомству с местным народным промыслом.
  5. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.
  6. Приобщение детей к богатствам русской литературы.

Список литературы:

  1. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2004-2005 г.г.”.
  2. Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе”.
  3. Януш Корчак Товарищеский суд.
  4. Степанова Т. Как воспитывали гражданина в Древней Греции. //Обруч. 1995 - №1. – с.60-63.
  5. Суслова Э. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольника. //Детский сад от А до Я. 2003 - №3. – с.4-14.
  6. Как научить детей любить Родину. Под ред. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. //М. 2003.
  7. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. //М.2004.
  8. Г.А. Лапшина Календарные народные праздники в детском саду. Выпуск 1. //Волгоград. Учитель, 2004.
  9. Т.А. Ковалева Воспитывая маленького гражданина. //М.2003.
  10. Навицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. //М. Линкопресс 2003.
  11. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников дошкольно-образовательных учреждений. Под ред. Т.Н. Доронова, А.Е. Шиглина, Л.Г. Голубева и др. //М. Просвещение – 2003.
  12. С чего начинается Родина? Под ред. Л.А. Кондрыкинской //М. ТЦ Сфера – 2003.
  13. Дошкольное образование. Как растить гражданина. //№5 – 2004.

Подробное решение Параграф § 16 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Почему люди живут семьями? Кто в семье голова? Что мы оставляем в наследство детям? Где границы нашего дома?

Семья - социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

Союзом мужчины и женщины;

Добровольностью вступления в брак;

Члены семьи связаны общностью быта;

Вступлением в брачные отношения;

Стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семье, как любому нормальному организму нужны голова и сердце. Хорошо, когда руководит семьей добрая голова отца, а греет всех в ней умное сердце матери.

Мы оставляем в наследство своим детям только две вещи -корни и крылья.

Вопросы и задания к документу

В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьёй, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер... Но жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

В семью приносятся и здесь переживаются общественные "успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку... Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,- и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие... в них верят в добро и правду... В этих семьях дети - радость... тогда как в других они - лишние рты, обуза, помеха устроиться, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебрежении.

Вопрос 1. В чём основная идея данного текста?

Жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

Вопрос 2. Какая социальная функция семьи в центре внимания А. Н. Острогорского? Чем его описание этой функции дополняет текст параграфа?

Социальная функция семьи – семья готовит человека к вступлению (вхождению) в социум (общество).

В семью приносятся и здесь переживаются общественные "успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку... Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,- и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань.

Вопрос 4. Какие выводы из прочитанного текста можно сделать для понимания взаимосвязи семьи и общества?

Вывод – семья это маленькая модель общества.

Вопрос 5. Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности?

Потому что психология человека и его сущность, воспитуемость – не изменились.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В чём основное назначение семьи как социального института?

Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определённых ценностях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа.

Вопрос 2. Каким образом общество влияет на семью? Приведите конкретные примеры.

Роль женщины в семье изменилась вместе с изменением положения женщины в обществе: увеличивается занятость женщин, образование, интересы. Устанавливается равноправие и взаимная ответственность супругов в семье. Для поддержки семьи вводят дополнительные отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими детьми, устанавливаются денежные пособия, особые льготы и др.

Вопрос 3. Перечислите функции семьи. Поясните, в чём они заключаются.

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную, и воспитательную.

Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи, так как общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю своего рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: параллельными или пересекающимися? Сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребёнка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы, а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков?

Жизнь каждой семьи даёт ответы на такого рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребёнка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.

К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищённости каждого члена семьи), социально статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др.).

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой семьи в числе приоритетных - репродуктивная функция, для пожилой - функция эмоциональной поддержки, духовного общения.

Вопрос 4. Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше двух. По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имели троих детей. К сожалению, в настоящее время в значительном количестве семей имеется всего один ребёнок, и это значит, что сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами.

Вопрос 5. Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе?

На мир семьи влияют другие социальные институты, а также общественные явления и процессы: право, религия, мораль, традиции, характер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, не свойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее и не соответствующее общественному развитию.

Изменение положения женщины в семье связано с изменением её положения в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растёт их образованность, расширяются интересы. В нашей стране во всех категориях работающих более половины - женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

Традиционные роли, когда женщина ведёт домашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является хозяином, собственником и обеспечивает экономическую самостоятельность- семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья партнёрского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех её членов.

В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками.

Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи всё меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, ритуалов) и всё больше - от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растёт количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.

Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п.), часто значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми - им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным конкурентом семейным интересам.

Вопрос 6. Чем патриархальная семья отличается от семьи партнёрского типа?

Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа - патриархальной семьи. Вспомните: в патриархальной семье власть принадлежит главе семейства - отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

Вопрос 7. Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт?

Семья и быт неразрывные составляющие т. к. в каждой семье существует быт. Быт – это то, что окружает нас....обязанности по дому есть в каждой семье. Многие семьи распадаются именно потому, что заранее было не оговорена роль в семье каждого; они сталкиваются со многими проблемами связанными с бытом.

Вопрос 8. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей? Как эта задача решается?

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе своего жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Данные исследования показывают, что среди молодых супружеских пар растёт число мужей, которые готовят обед, стирают бельё, гуляют с детьми, сопровождают детей в детский сад или ясли, закупают продукты, моют посуду. Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем несравненно выше, чем мужчин. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый среди супругов среднего возраста не занимается домашними делами.

Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, чувства локтя, ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе проявляется тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счёт применения современной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытового обслуживания с филиалами и приёмными пунктами, ремонтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферами торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В современных условиях домашний быт и сфера услуг составляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Всё более распространённой становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту, - результат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Можно ли утверждать, что рост материального благосостояния семьи всегда ведёт к повышению воспитанности выросших в ней детей? Свой ответ аргументируйте.

Материальное благо это конечно хорошо, но это далеко не показатель духовности человека. Да, возможно деньги положительно повлияют на семью, но на мой взгляд, это маловероятно. Скорее всего, на нравственность это или не повлияет, или скажется отрицательно.

Воспитание не зависит от материального состояния. Скорее рост благосостояния семьи отрицательно сказывается на нравственном воспитании. Если родители не вводят нравственных ограничений. Имея неограниченную финансовую подпитку подросток может выходить за рамки поведения.

Вопрос 2. Смерть от болезней сердца постигает людей бессемейных в 3,5 раза чаще, чем живущих в кругу семьи. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Даже в сравнительно юном возрасте (20-30 лет) смертность среди холостяков на 25% выше, чем среди женатых. Какие выводы можно сделать из этой статистики?

Раньше семья это было норма в обществе, и если ты не женат и не завёл семьи – это не приветствовалось, таковы были традиции. Ведь когда растёшь в семье и проблемы проще решать, есть кому подсказать, дать совет, помочь. А сейчас всё чаще живут гражданским браком причём большинство даже живущие в гражданском браке считают что они свободные. Всё это свидетельствует о том что когда человек живёт один ведёт распутную жизнь его некому притормозить (когда женат это как правило делает жена и все деньги он пускает в дом в развитие семьи), а тут не нужно не куда тратить только на себя, и в итоге человек больше пьёт чем ищет себе вторую половинку.

Вопрос 3. Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чём свидетельствуют эти цифры?

Это говорит о низком уровне нравственности родителей, они рожают детей, хотя знают, что не смогут их воспитывать.

Отсутствие моральных устоев, ответственности, Много стало "кукушек"-родителей, поигрались и бросили. Пусть другие думают, а им зачем проблемы.

Понятие о семейном воспитании

По-научному, семейное воспитание – это воздействия на ребенка со стороны членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Проще говоря, семья для ребенка – это одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Семья влияет на развитие личности постоянно, ведь дома ребенок проводит примерно две трети своего времени. Безусловно, семья — это основа .

Влияние семьи особенно сильно в младшем возрасте и превышает остальные воспитательные воздействия извне. В раннем детстве главным способом познания ребенка является воспроизведение слов и действий окружающих, поэтому воспитание детей родителям нужно начинать с себя. Привычки, обретенные в семье, человек сохраняет на всю жизнь.

Итак, вклад семьи в формирование личности огромен:

  • основы социализации личности закладываются в семье;
  • семья обеспечивает преемственность традиций;
  • только семья способна воспитать истинного патриота, законопослушного гражданина, будущего семьянина;
  • семья оказывает влияние на выбор профессии.

Семейное, школьное, дошкольное воспитание преследуют единую большую цель — формирование физически и психически здоровой, нравственной, интеллектуально развитой личности, готовой к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. Эта цель прописана в Законе об образовании и является так называемым социальным заказом.

Хоти мы того или нет, семейное воспитание автоматически включает в себя:

  • физическое воспитание (формирование здорового образа жизни, занятия спортом, закаливание, правильная организация распорядка дня или же лень, неорганизованность, вредные привычки, слабое здоровье);
  • нравственное (воспитание моральных ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга\моральных ценностей со знаком «минус»)
  • интеллектуальное воспитание (участие родителей в обогащении детей знаниями, формирование любознательности и интереса к обучению\безразличие к обучению и развитию ребенка);
  • эстетическое воспитание (выявление талантов и дарований у детей, формирование представления о прекрасном в жизни\равнодушие к талантам и интересам ребенка, аморальный облик родителей);
  • трудовое воспитание (выполнение домашних обязанностей, базовые трудовые навыки, помощь в выборе профессии\недоверие к ребенку в выполнении важных дел, отсутствие домашних обязанностей, чрезмерная опека).

Только от родителей зависит, какие компоненты будут присутствовать в ИХ скобках. От членов семьи зависит и выбор методов воспитания . Изначально они такие же, как и в воспитании в целом:

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Сколько родителей – столько и мнений.

Альянс семьи и школы.

В отличие от семейного, школьное воспитание оказывает более широкое, разностороннее воспитательное воздействие на ребенка. Каждый человек, с которым ребенок сталкивается в школе, несет в себе для него что-то новое. В данных условиях большую роль играет личность учителя и позитивный характер общения со сверстниками. Кроме того, воспитание в школе может происходить непосредственно через школьные предметы.

Так же, как и в семейном, в школьном воспитании есть свои слабые стороны, например, обезличенность. В отличие от членов семьи, учителя уделяют детям совершенно одинаковое внимание. Они забывают о том, что ребенок – это индивидуальность, личность, и для каждого нужен особый подход. Совмещение школьного и семейного воспитания сегодня мега-важно. Особенно в начальной школе.

Семья – главный институт воспитания, основа основ. Дома ребенок готовит домашние задания, встречается с друзьями, знакомится с произведениями искусства, СМИ, вместе с родителями ходит в церковь. Семья накладывает отпечаток на все сферы жизни человека. Эта закономерность позволила педагогам вывести правило: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Какая семья, такой и растущий в ней ребенок.

Вывод: социальное, семейное и школьное воспитание должно осуществляется в неразрывном единстве.

Итак, семья глобально влияет на процессы и результаты становления личности, поэтому родителям серьезно нужно задуматься о том, правильные ли цели они ставят, нужные ли методы используют. Воспитание наших детей зависит только о нас!

Вам понравилось? Нажмите кнопочку: