Психологическая поддержка ребенка.

Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что одной из самых злободневных социальных проблем на сегодняшний день является уход отца из семьи. Когда из семьи уходит отец, у ребёнка, как правило, развиваются определенные комплексы, поэтому мать, воспитывая малыша, должна знать об этом и заранее предупредить их развитие.

Уход отца из семьи, зачастую, дети переживают,как личную трагедию. Именно с этого момента жизни ребёнка начинается множество страданий и душевной боли, чреватых длительными последствиями. Маме очень важно помочь малышу пережить этот переломный момент в жизни и поддержать его.

С чего начать? Прежде всего, маме необходимо поговорить с ребёнком. Не нужно откладывать разговор на потом, так как не нание причины происходящего лишь только усугубит всё. У малыша может развиться чувство вины, будто он является причиной того, что папа ушёл. Важно заверить ребёнка в своей любви, а после чего объяснить, что отныне папа с мамой будут жить отдельно, потому что они перестали любить друг друга. Заверение в любви очень важно для малыша: он должен осознать, что мама и папа по-прежнему, несмотря ни на что, очень сильно любят его.

К тому же маме необходимо контролировать себя и избегать в присутствии ребёнка высказываний о бывшем супруге в негативном свете: для малыша он всё так же остается любимым папой, а такие реплики сильно ранят ребёнка. Стремление подорвать у малыша уважение к бывшему своему спутнику жизни не принесет пользы. Напротив, раздоры между родителями очень болезненно отражаются на детях: в конце концов, это может привести к тому, что они вообще перестанут уважать обоих родителей.

Кроме того, маме нужно стараться избегать обидных замечаний такого типа, как: «Ты нисколько не отличаешься от своего отца!» или «Ты такой, как твой отец!» Важно не забывать: какую бы душевную боль ни причинил бывший супруг, он все также остается отцом малыша, так нуждающегося в любви, воспитании и внимании со стороны папы и мамы.

Не секрет, что очень сложно строить отношения с бывшим мужем, когда вопрос касается совместной опеке над ребенком: маму могут одолевать множество эмоций и противоречивых чувств, но их очень важно сдерживать. И ни в коем случае нельзя малыша использовать в качестве «средства», с помощью которого можно было бы оказать давление на бывшего супруга, добиваясь своего! Это лишь навредит ребёнку! И если продолжать в таком же духе, то бывший муж, во избежание ожидающих его оскорблений, унижений и других подобных ситуаций, может просто напросто перестать общаться с ребёнком. А это, поверьте, очень плохо отразится на малыше: ребёнок получит эмоциональную травму!

Ещё одна проблема, с которой может столкнуться малыш в неполной семье - отсутствие родительской заботы. Если из семьи ушёл отец, то финансовые проблемы, связанные с обеспечением семьи, как правило, ложатся на плечи мамы. Ей приходится больше времени уделять работе, чтобы заработать достаточно денег, в результате чего страдает эмоционально ребёнок: он обделён вниманием и временем. Во избежание этого, маме нужно постараться учесть потребность ребёнка в общении с ней.

А самое главное, что мама может сделать для малыша, когда из семьи уходит отец - подарить ему свою любовь. Поверьте, мамина любовь - это очень важное качество, которое поможет ребёнку освоиться в новой для него обстановке!


Татьяна

Навеяно вчерашним визитом к нейропсихологу.

Википедия сообщает нам, что

нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Это не слишком понятно, конечно. Профессионалы могут кинуть в меня тапком)) я с позиции мамы вижу нейропсихологию довольно узко: наукой о взаимодействии левого и правого полушария.

И специалисты кучу чудесных упражнений, которые позволяют это взаимодействие гармонизировать. На первый взгляд они очень простые. Но никогда не знаешь, что у тебя получится сразу, а что с трудом.

Так вот сижу я вчера и наблюдаю, как занимается с нейропсихологом мой младший сын (ему скоро 5). Вижу, что он старается. Вижу, что получается не все. И уж точно не все так, как надо (как показывает специалист).

Что делает девушка-психолог? Сначала показывает. Потом делает вместе. Потом смотрит и ПОПРАВЛЯЕТ, ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ТАК.

Матвей много что делает не так. Она много поправляет. Он старается. Очень старается. И когда наконец все выходит более менее правильно, она говорит: «Ну хорошо. А теперь, смотри и делай вот так» — дает следующее задание.

И вот когда нужно был ползти спиной вперед на лопатках, двигая их поочередно и чуть-чуть совсем помогая себе ногами, Матвей конкретно забуксовал. Ну никак у него получалось двигать поочередно плечами назад по кругу. Его уже и посадили, и разделили движения на составляющие, и двигали его руками, чтобы он движение почувствовал. Никак!

И вот я наблюдаю: очередная попытка, Матвей делает, девушка смотрит. Он начинает движение. Она: «Нет». Он пробует по-другому. Она опять: «Нет». Ну он и правда не то делает, я вижу. А еще я вижу, как с каждым ее «нет» в его глазах растет не тоска даже – обреченность.

Она не ругала. Это «нет» было абсолютно нейтральным, просто констатация факта. Но для Матвея в тот момент самой лучшей поддержкой было услышать В ЧЕМ ОН ПРОДВИНУЛСЯ. Это позволило бы ему понять, КУДА СТАРАТЬСЯ ДАЛЬШЕ. Ведь с каждым разом у него получалось чуть-чуть правильнее или как минимум чуть-чуть по-другому, мне со стороны это тоже было хорошо видно.

В защиту девушки-специалиста хочу сказать, что она, похоже, новенькая. И она тоже очень старалась. Беда в том, что она старалась сделать все, КАК НАДО. Умение ПОМОГАТЬ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ ДАННОМУ КОНКРЕТНОМУ РЕБЕНКУ (пусть даже это и означает не все, не все правильно и не все в полном объеме) – это уже следующий уровень. Приходит с опытом.

Мой личный и профессиональный опыт подтверждает, что критика чаще демотивирует. А правильная поддержка позволяет сворачивать горы. Вчера я в очередной раз в этом убедилась.

На занятии был еще один специалист. Она почти не вмешивалась. Но в какой-то момент (между упражнениями) подошла и сказала: «Видишь, как хорошо у тебя получилось». Матвей был явно благодарен ей за эти простые слова.

А когда он не мог разобраться с руками, она присела рядом и предложила: «Давай представим, что ты в лодке. На веслах. Умеешь грести? Ну вот! А тебя пираты догоняют. Покажи, как ты гребешь!» И дело потихоньку сдвинулось с мертвой точки.

Живое участие, поддержка, фокус на достижениях – вот что помогает нам идти вперед, преодолевая трудности.

И еще игра. Вы обратили внимание, как много за последнее время в интернете появилось тренингов в игровом формате? Игра помогает даже взрослым людям преодолевать сопротивление, инерцию и достигать результатов. Она безусловно как воздух необходима детям! И не сомневайтесь – подросткам тоже может помочь. Попробуйте вместе с подростком или для подростка ОБЫГРАТЬ скучное – увидите, ваши усилия не останутся без награды!

Пожалуйста расскажите, а как вы поддерживаете своих детей в том, что вызывает у них трудности и/или сопротивление? И что помогает двигаться вперед вам самим?

Если вы считаете, что ваш ребенок живет в постоянном напряжении, разрываясь между учебой, спортивной секцией, выполнением домашних заданий и участием во внешкольных мероприятиях, понаблюдайте за его поведением. Признаки, о которых мы расскажем далее, могут свидетельствовать о стрессе.

Признаки могут быть постоянными или кратковременными

Все эти симптомы могут появляться в течение короткого времени, затем уходить, возвращаться вновь, оставаться на более длительный срок. Стрессовая ситуация проявляется следующим образом:

  • У ребенка наблюдается изменение пищевых привычек (отсутствие аппетита или страсть к перееданию).
  • Появляется страх разлуки с родителями.
  • Наблюдаются ночные кошмары, капризы и регулярный плач.
  • Малыш грызет ногти, сосет пальцы или вырывает волосы на голове.
  • Он жалуется на постоянные головные боли и проблемы с пищеварением.
  • Ребенок имеет привычку жевать одежду, грызть канцелярские предметы.
  • Он часто остается один в комнате, избегает общения с друзьями.
  • Малыш проявляет повышенную агрессивность по отношению к сверстникам и грубит взрослым.

Как помочь детям преодолеть стресс?

Родительская поддержка имеет решающее значение в преодолении стресса у ребенка. Находитесь рядом с сыном или дочерью, поощряйте любое выражение чувств. Помните о том, что держать в себе накопившиеся проблемы разрушительно для эмоционального здоровья детей. Расскажите, что трудные времена бывают у всех людей, и это нормально, когда кто-то жаждет уединения.

Снизьте свои требования к ребенку, если видите, что он страдает. Это поможет несколько разгрузить давление. Обеспечьте малышу питательную пищу, богатую витаминами и макроэлементами. Не забудьте о контроле режима дня. Если ребенку необходим дополнительный отдых, введите практику дневного сна.

Выполните вместе с крохой несколько расслабляющих упражнений с использованием глубокого дыхания. Включите медитативную музыку, но избегайте возбуждающего воздействия оживленной графики.

Поощряйте рисование, занятия живописью, написание стихов, лепку. Творческие направления лучше всего отражают чувства. Предложите ребенку выплеснуть напряжение с помощью движений: танцев, криков, занятий спортом. Поощряйте желание играть. Когда дети воссоздают реальность посредством кукол, они видят, что могут контролировать ситуацию.

Совсем маленьких детей нужно многому научить. Но проходят дни, месяцы, годы. Ваш малыш становится самостоятельным, большим и почти взрослым. Теперь главное, что нужно ребенку - вера в его силы. Выделила три основных принципа, которые помогут родителям оказать своим детям
нужную поддержку.

Принцип первый. Настраивайте ребенка на успех.

Ваши ожидания должны быть такими, чтобы помочь ребенку продемонстрировать, насколько взрослым он стал; чтобы для их достижения ему пришлось постараться чуть больше, чем он уже привык, но чтобы это было для него выполнимо. Таким образом, когда ребенок добьется успеха, у него появится уверенность в своих способностях сделать что-то хорошо самостоятельно. В случае неудачи не позволяйте ребенку считать, что он провалился. Вместо этого обратите внимание на то, что он сделал правильно, и по возможности помогите ему понять, что можно сделать по-другому или лучше в следующий раз.

Принцип второй. Хвалите ребенка за его достижения, но акцентируйте внимание на усилиях, а не на результате.

Похвала укрепляет самооценку ребенка, но правильная похвала помогает ему выучить важный урок, насколько необходимо приложить усилия для достижения цели. Лучше сказать: «Ты отлично справился с подготовкой докла-
да», чем: «Ты такой умный». Подчеркивайте в похвале взаимосвязь между достижением и приложенными усилиями, а не списывайте этот успех на счет «естественных» или внутренних характеристик.

Похвала должна касаться качества достижения, а не основываться на той оценке, которую ребенок получил от кого-то. Например, лучше сказать: «Я горжусь тем, как ты написал этот диктант», чем: «Я горжусь, что ты получил пятерку за диктант».

Принцип третий. Не будьте слишком навязчивы.

Важный фактор в воспитании счастливого, здорового и успешного ребенка - это его ощущение самодостаточности и прогресса. Несомненно, ребенку важно знать, что родители всегда рядом с ним и готовы прийти на помощь, но ему не менее важно понимать, что есть множество ситуаций, с которыми он вполне справится самостоятельно.

Если пытаться держать под контролем каждую мелочь в жизни ребенка и не давать ему возможности делать что-то самому, у него никогда не сформируется уверенность в собственных способностях. По большому счету единственный способ помочь ребенку развить в себе устойчивый навык самоконтроля - дать ему свободу принимать собственные решения, даже если в каких-то случаях это приведет к неудаче или разочарованию.

Правильное воспитание требует баланса между вовлеченностью и предоставлением самостоятельности. При любой крайности - и когда родители чрезмерно опекают ребенка, и когда они не интересуются его жизнью - страдает его психическое здоровье.

В каждой конкретной ситуации родители должны находить компромисс между преимуществами (вмешаться и защитить ребенка или помочь ему) и недостатками (ребенок лишается возможности личностного роста, которая является следствием независимости).

С подростками непросто, согласитесь. Но если быть максимально чутким и безоговорочно верить в успех подросшего чада (и да, непременно транслировать ребенку эту мысль), можно выстроить с ним доверительные и прочные отношения.

Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как поддержать ребёнка?

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

Как же поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые «поддержки-ловушки». Так, типичными для родителей способами поддержки являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничеством с сиблингом (братьями и сестрами) и сверстниками. Эти методы приводят к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

Забыть о прошлых неудачах ребенка;

Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

Позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к

ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. -

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты мог бы сделать это намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то хорошо, или за какие-то достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда же взрослый доволен тем, что делает ребенок, это поддерживает малыша и стимулирует его к новым попыткам деятельности. И ребенку нравится быть активным и самостоятельным.

Поддержать можно посредством:

отдельных слов - красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, замечательно, вперед, продолжай;

высказываний - я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; хорошо, благодарю тебя; я рад, что ты в этом участвовал; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал;

прикосновений - похлопать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его;

совместных действий, физического соучастия - сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним;

выражения лица - улыбка, подмигивание, кивок, смех. Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что оба - и ребенок, и взрослый - позволяют друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым .