О детях и об их воспитании. Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Святые отцы и лучшие просветители человечества в области педагогики всегда акцентируют внимание на том, что должно быть особое женское воспитание и образование. Многие девушки «вступают в важные отношения супружеской жизни, делаются матерями без должного женского образования». А ведь именно мать имеет самое большое влияние на ребенка, передает детям свои духовные и душевные расположения, нравственные качества, жизненно важные наклонности и привычки. Духовное и нравственное воспитание и образование девушек должно занимать первостепенное положение в обществе, заботящемся о своем будущем.

Особенности воспитания девочек, связаны с особенностями происхождения женщины, ее назначения и тех природных свойств, которыми она наделена.

Происхождение женщины

«Как повествует Священное Писание, Господь Бог навел на Адама сон, взял одно ребро его и сотворил ему жену, которую Адам нарек Евой ()». «Муж – глава жены. “Ибо прежде создан Адам, а потом Ева” ()».

Первые люди не смогли сохранить данную Богом заповедь, так как еще не укрепились в добре. Жена первой нарушила заповедь о невкушении плода с древа познания добра и зла, и этим обнаружила свою большую склонность к греху по сравнению с мужчиной.

Почему именно женщина пала первой? Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет это слабостью женщины: «Он (змий – ред.) приступил к жене, как к существу более слабому…». «Жена более удобопреклонна к искушениям».

Назначение женщины до грехопадения

«По замыслу Божию, первая жена была создана как помощница своего мужа. Она должна была быть сотрудницею своего мужа в нравственном возделывании и хранении его сердца, в восхождении по лествице духовного совершенствования. Эта честь принадлежала бы и ее дочерям».

Назначение женщины после грехопадения

После грехопадения «из-за утраты невинности праматерью судьба женщины подверглась новому назначению – скорбному, трудному и грозному. “Умножая, умножу печали твоя и воздыхания твоя, сказал Господь, в болезнех родиши чада твоя и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет” ()». Теперь много скорбного ей придется испытать: неблагодарность, досады, оскорбления, неверность! Старец Порфирий говорит, что «страданиями женщины искупается семейное благо. Так важно назначение жены!».

Каким же стало назначение женщины после грехопадения и в чем теперь состоит ее долг или какие обязанности она должна выполнять? На поприще жизни женщину ждут обязанности супруги, матери, хозяйки и дочери.

Обязанности женщины

Воспитание девочки должно подготовить ее к тому, чтобы в семейной жизни она стала примерной матерью, верной спутницей своего мужа, доброй хозяйкой, заботливой и послушной дочерью.

Обязанности супруги перечислены в первой главе. Здесь лишь укажем, на что обращает особое внимание Глинский иеромонах Порфирий:

Разделять с мужем все многочисленные труды и заботы, счастье и невзгоды;

Благодушно переносить суровость и все странности его характера;

Поддерживать падающие силы его духа;

Разнообразить и возвышать радости мужа.

Обязанности доброй, знающей хозяйки состоят в том, чтобы:

Управлять домом;

Уметь готовить здоровую пищу;

Иметь навыки оказания первой медицинской помощи;

Насаждать вокруг себя дух мира, согласия и любви.

Главная обязанность женщины как примерной, благоразумной матери – «содействовать просвещению ума и сердца детей своих», воспитывать их в знании и соблюдении нравственных законов, то есть в духе благочестия.

Обязанности детей указаны в первой главе. Иеромонах Порфирий обращает внимание на обязанности дочери:

Чтить отца и мать;

Быть послушной по отношению к своим родителям на протяжении всей своей жизни;

Заботиться о них (особенно в старости и немощи) с любовью и терпением.

Какие добродетели особенно нужно воспитывать у девочек

Для выполнения этих обязанностей, по мнению старца Порфирия, женщине требуются добродетели: кротость, терпение, любовь, предусмотрительность. (О воспитании этих добродетелей рассказано в Разделе II учебного пособия «Духовные и нравственные основы образования и воспитания»).

«Святой апостол Петр требует от жен нрава кроткого, тихого, благопокорливого и жизни богобоязненной, чтобы тех из мужей, которые не покоряются слову Божию, мог без слова убедить пример их жен». Рассмотрим более подробно указанные Апостолом добродетели.

О воспитании кротости и тихого нрава у девочек

Преподобный Иоанн Лествичник определяет кротость как «неизменное устроение ума, который и в чести, и в бесчестии пребывает одинаково».

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет: «Кротость, по определению Златоуста, состоит «вообще в перенесении обид, и, в особенности, в перенесении неприятностей не только от высших и начальствующих, но и от низших». При всех обидах и неприятностях … /необходимо/ хранить неизменно спокойствие духа и быть ко всем приветливым и радушным. Это внутреннее расположение… души должно выражаться и вовне – во всех словах и поступках. Такое постоянное расположение духа и внешнее его выражение и есть кротость. Но эта кротость не должна, впрочем, доходить до слабости, до потворства людским порокам; кротость нисколько не исключает строгости и грозного обличения человеческих заблуждений… Требование от /человека/ кротости не лишает его и права законными средствами защищать свою честь». Святитель Филарет Московский пишет: «Обличи злое дело кротким словом, и еще более обличи добрым примером». «Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе». ()

Святитель Тихон Задонский называет кротость «плодом духовной мудрости» и «плодом истинной веры».

Кроткое устроение ума позволяет человеку даже в самых сложных жизненных ситуациях принимать верные решения и действовать самым оптимальным образом. Никакие эмоциональные потрясения не в состоянии затмить ум кроткого человека. «Души кротких исполнятся разума; а гневливый ум сожитель тьмы и неразумия».

Кроткий никогда не скажет в гневе слов, о которых потом будет жалеть; он никогда не поднимет руку на другого человека в состоянии ярости; его ум никогда не затмится ревностью и завистью. Ум кроткого неизменно контролирует его действия, слова и чувства; и потому его поступки всегда разумны, и даже в сложных ситуациях он не действует импульсивно и необдуманно. Упорядоченность, которая царит в душе кроткого и проявляется в работе его ума, делает любую деятельность такого человека успешной и эффективной.

«Когда ум покорится Богу, тогда сердце покоряется уму. В этом заключается кротость» – пишет святитель Игнатии Брянчанинов. А преподобный Марк Подвижник отмечает, что «кроткий по Богу премудрее премудрых».

Движения сердца кроткого человека подчинено его уму. Это контроль ума человека, который знает и почитает Бога и исполняет нравственные законы.

Преподобный Иоанн Лествичник часто использует слово «кроткий» совместно со словом «тихий».

«Кроткая душа – престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства. Тихая душа вместит слова премудрости; ибо сказано: Господь наставит кроткия на суд (), паче же на рассуждение».

Святитель Тихон Задонский пишет о тихом устроении души: «Кто в терпении, в благополучии и неблагополучии равно постоянен будет: тот в тишине, покое и мире всегда будет пребывать».

Методы воспитания кротости

1. Метод примера .

Пример кротости – кротость Спасителя, Пресвятой Богородицы, примеры жизнеописания святых должны быть главными образцами для девочки в воспитании у нее этой добродетели.

2. Метод наставления .

Девочек учить с ранних «при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться».

Учить девочек не раздражаться;

«Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется».

Пресекать у девочек гнев;

«Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит противу огорчения».

Прививать терпение, в том числе занимая их рукоделием.

О воспитании благопокорливого нрава

Что значит благопокорливый нрав? «Благопокорливый – покорный, смиренный, послушный». «Человек должен почитать Бога покорением воли своей Его воле. Истинное богопочитание рождает истинную покорность».

Основные методы воспитания благопокорливости:

1. Метод примера (покорность Иисуса Отцу Небесному)

Пример родительской покорности Божией воле.

2. Назидания :

Учить все делать ради славы Божией.

Наставлять угождать ближним и всячески о них заботиться

Учить относиться к оскорблениям как к «спасительному пластырю, Господом прилагаемому на рану тщеславия».

3. Метод внушения

Внушать послушание воле Божией, родителям, старшим;

О воспитании богобоязненности (страха Божия)

«Страх Божий, как страж, хранит душу от зла». «Страх Божий очищает от грехов». «Страх Божий удерживает от зла и научает добру».

Основные методы воспитания страха Божия:

1. Метод примера :

Примеры из Евангелия, жизнеописания святых, пример родителей.

2. Метод поучения :

Беседы о свойствах Божиих

Беседы о сущности понятия «страх Божий».

Преподобный авва Дорофей, опираясь на труды святых отцов, говорит, что есть два страха: «один первоначальный, а другой совершенный, один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно для того, чтобы благоугодить Ему. Сей знает, в чем состоит существенное добро; он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую святой называет совершенной. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх; посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх».

3. Метод наставления .

Старец Амвросий Оптинский на вопрос, как стяжать страх Божий, отвечал: «Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну»

Удерживать язык от зла и уста от лести (не уязвлять ничем совести ближнего, не злословить, не раздражать; не обличать ни в чем ближнего и не соблазнять его)

Исполнять заповеди Божии, делать все по совести

Иметь неослабевающей память смерти и память вечных мучений

4. Метод предостережения .

Учить избегать дерзости, так как она «изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение»

Дерзость, как учит нас преподобный авва Дорофей, «бывает многообразна»: может быть дерзкое слово, осязание, взор; может быть дерзкое действие: прикасаться к другому без необходимости, толкать кого-либо, вырывать что-либо из рук и т. п.

Говорить о том, что надо стараться избегать не только явных, но и тайных грехов

Святитель Иоанн Златоуст особое внимание обращает на воспитание у девочек скромности.

«Прежде всего учите дочерей быть благочестивыми и скромными, <…> не слишком заботится о нарядах. <…> Если так образуете дочь вашу, то спасете не только ее, но и мужа, и не одних детей, но и внуков».

Какого человека называют скромным?

«Скромным же называют того, кто не льстит перед высшими, но снисходительный к низшим, не раболепный, но кроткий, не лицемерный, но не лукавый, благородный. Приучить себя надо к скромному образу мысли».

«Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды, и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия».

Таким образом, родители должны воспитывать девочек скромными.

Почему девочек надо отучать от желания «слишком заботиться о нарядах»?

«Одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительнейших признаков нравственных качеств человека», – говорит иеромонах Порфирий.

«Костюмы – вещи бездушные, но сильно действует на душу». Строгая одежда формирует чистоту нравов, а легкомысленные костюмы приводят к легкомыслию и страстям тех, кто их носит, и, соответственно вызывают страсти у тех, кто на них смотрит.

Стыдливость – прирожденный страж невинности девушки

Важной особенностью женской природы, является стыдливость. которая, по определению святых отцов, является «прирожденным стражем невинности девушки», «естественным свойством девической скромности и чистоты».

Старец Порфирий называет стыдливость благодетельным чувством, так как именно стыд может удержать девицу на пути чести, когда «ни представления рассудка, ни очевидная опасность, ни страх наказания, ни всеобщее нарекание, ни другие побуждения» не могут это сделать.

«Природа особенно наделила женщин стыдливостью, чтобы сделать женщин менее доступными соблазну и облегчить им борьбу с искушениями.

Правила сохранения стыдливости :

Избегать воспоминаний, которые могут привести к нечистым помыслам, отгонять их, как только они возникают;

Следить за работой воображения, не допускать порочных образов, рассеивать их полезной деятельностью или важнейшими размышлениями;

Удаляться неблагопристойных сообществ и неприличных разговоров;

Удаляться льстецов, показывающих восхищение красотою девушки, а на самом деле толкающих на путь нечистых пожеланий.

О целомудрии девочек

Целомудрие преподобный Иоанн Лествичник определял как «всеобъемлющее название всех добродетелей». «Жить целомудренно, в точном значении сего слова, значит жить под управлением целого, неповреждённого здравого мудрствования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум, не осквернённый нечистыми мыслями, сердце, не заражённое нечистыми желаниями, тело, не растленное нечистыми делами».

Поэтому очень важно понимать, что целомудрие – это добродетель, затрагивающая все части человеческого устроения – тело, ум, чувства, волю, восстанавливающая их целостность и помогающая преодолеть неестественное состояние человека после грехопадения. «Целомудрию содействует благодать Духа… где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос».

Поэтому целомудренный ум характеризуется целостностью и истинностью суждений; его деятельность не повреждается страстями. «Целомудрие есть здравый (целый) образ мыслей, то есть не имеющий какого-либо недостатка и не допускающий того, кто его имеет, уклоняться в невоздержность или в окаменение, но хранящий собираемое мудростью доброе и отвергающий все худое; собирающий помысл к себе самому и собою возводящий его к Богу».

Таким образом, целомудрие (целостность ума) – является той основой, на которой формируется благоразумие и мудрость – качества, необычайно важные для каждой женщины. Более того, целостный ум не только помогает держаться доброго и отвращаться злого, защищает от жизненных ошибок, но также определяет и состояние души. В чистой, целомудренной душе все силы находятся в состоянии гармонического равновесия, ведь «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

Всеобъемлющая добродетель целомудрия освящает не только ум, чувства, но и тело человека. Это проявляется и во внешнем облике. Если нам бывает приятна чистота и опрятность в одежде, то насколько более важно и заметно это в самом человеке. «Как привлекателен, как прекрасен тип человека, мужчины или женщины, не подпавших искушениям распутства! Вид их бодрый, лицо моложавое, взор смелый и спокойный». Более того: «Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства».

Состояние девства действительно теснейшим образом связано с добродетелью целомудрия. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах; будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистой жизнью. Чистым сохраним тело – храм Духа; … «если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ()».

Но необходимо понимать, что состояние девства отнюдь не исчерпывает добродетели целомудрия. Святые отцы постоянно предупреждают нас о том, что разрушение целомудрия возможно не только через потерю чистоты тела, но и через «блуд сердца» при внешнем хранении девства. Можно, сохраняя телесную целостность, не иметь целомудрия из-за растленного сердца, помраченного ума, поврежденной воли:

«Вся жизнь и нравы должны быть девственны, всяким проявлением свидетельствуя о чистоте. Можно и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питии преступить законы целомудрия».

«Многие, искушаемые сладострастием, блудодействуют мыслью; сохраняя девство тела, растлевают девство души». Авва Геронтий

«Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем».

С другой стороны, отсутствие телесного девства не является свидетельством отсутствия целомудрия. Более того, супруги, живущие в супружеских отношениях, должны быть целомудренны. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие». «…Телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания…».

Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности».

Задача сохранения целомудрия является одной из важнейших жизненных задач каждой женщины. Потеря целомудрия не даром называется падением: «Сколь же велико бедствие – самое это дело – видно из того, что ни один грех не называется таким именем, каким называется у Отцев сей грех: они именуют его падением». Потеря целомудрия сказывается на всей природе человека, разрушает не только его тело, но и ум, чувства, волю. «Греховное растление служит к пагубе, потому что, проникая скрытно в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие свое с ног до головы» – предупреждает преподобный Ефрем Сирин. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) предупреждал своих духовных чад: «Если девица до замужества потеряла целомудрие, она будет как разбитое колесо у телеги; и как его не склеивай, оно всю жизнь будет скрипеть».

Очень важно сформировать в девочках понимание огромной важности сохранения целомудрия. Противостоять своей плотской природе они захотят только тогда, когда осознают реальную опасность гибели тела, души, ума, воли; разрушения семейного счастья; потери возможности Богообщения и превращения в рабынь в руках врагов рода человеческого; опасности для судьбы и здоровья будущих детей. Но не только личное счастье находится в прямой связи с добродетелью целомудрия, но и жизнь общества в целом. Святитель Филарет, митрополит Московский, указывает: «Когда жены римлян готовы были умереть за чистоту супружества, Рим возрастал и укреплялся. Но когда он погрузился в пороки, противные чистоте супружества, он изнемог перед необразованной, но не расстроенной подобными пороками природой варваров, несмотря на то, что обладал почти всей вселенной».

Из сказанного следует, что целомудрие, которое характеризует состояние целостной чистоты человека, жизненно необходимо воспитывать. Каким образом? «Заповедано хранить целомудрие:

Во взглядах

В речах

В сердце».

В числе условий, необходимых для воспитания добродетели целомудрия, святые отцы называют: стыдливость, смирение, послушание, хранение телесных чувств, труд, пост, горячую молитву, внимание, Таинства исповеди и причастия.

Среди причин падения чаще всего упоминается невоздержанность телесных чувств (зрения, слуха, осязания), чревоугодие, долгий сон, праздность, леность.

Среди духовных причин падения: самомнение, гордость, высокоумие, осуждение, празднословие, тщеславие.

Все это указывает нам основные направления педагогической работы – что нужно пресекать, от чего необходимо детей беречь, а к чему, напротив, прививать склонность и осознанное устремление.

Почему воспитание указанных добродетелей должно являться целью трудов девичьих наставников? Потому что этими добродетелями «обусловливается и семейное счастье, и благосостояние обществ, и блаженный удел в вечности».

Если с детства готовить женщину к выполнению обязанностей жены, матери, хозяйки, дочери, то результат такого воспитания старец Порфирий описывает так: «Семейная жизнь потечет светлою струею, без перерывов и столкновений, расходы сократятся, прихоти и причуды всякого рода уступят место существенным потребностям, во всем окажется избыток…, члены семейства, будучи все согласны между собою в целях жизни, сольются в одно прекрасное целое».

В процессе девического воспитания нужно учитывать определенную способность женщин влиять на детей, на мужа и на общество.

Влияние на детей

«Женщина самому зародышу ребенка передает кроткие свои склонности и расположения. По ее благочестию можно уже отчасти догадываться о счастливой будущности детей».

Ярким примером влияния благочестия женщины на ее детей является семья, в которой вырос святитель Василий Великий. Благодаря исключительным нравственным качествам матери из шестерых детей трое стали святыми. «Удел быть матерями благонравных детей, здоровых душой и телом, принадлежит не тем женам, которые преданы всей суете мирской, но тем, которые живут в благочестии и чистоте».

«Все великие мужи моральными своими доблестями самым непосредственным образом были обязаны высокому благочестию матерей».

«По свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».

Влияние на мужчин

Особое влияние женщины имеют и на мужчин. Старец Порфирий отмечает у женщин особую «силу убеждения», отчего «нередко, – пишет он, – мужчины медлительные, нерешительные, холодные воодушевляются на необычные предприятия, жертвуют свободою, спокойствием, честью, жизнью».

Пример жизни благочестивой женщины способен и без слов убедить мужа, который раньше не покорялся нравственному закону, и послужить его исправлению. Это подтверждает множество примеров. Например, жизнь блаженной Моники, матери блаженного Августина, которая своим примером привела мужа к истинной вере. Поэтому святой апостол Петр дает женщинам такое правило: украшать себя не внешним плетением волос и нарядами, но благочестием и скромностью, пребывать в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Как величественна была бы такая женщина, – говорит старец Порфирий – в таком украшении! «Каждое ее слово, каждое движение, каждый взгляд внушали бы всем доверие и уважение к ней…. В благочестивой и целомудренной женщине все привлекательно, все прекрасно, все назидательно».

Женщина высоконравственная облагораживает мужчин. «Женщина, проникнутая чувством благочестия, имеющая мирные добродетели, внушает мужчинам уважение и тем самым облагораживает их».

Влияние на общество

Старец Порфирий, говоря о влиянии женщины на общество, раскрывает необходимость согласовывать воспитание девочек с их предназначением. «Даже язычники не упускали этого из вида. Чтобы дать Спарте граждан крепких и сильных, готовых к самоотвержению для славы Отечества, заранее, с самого младенчества, готовили к этому прежде всего матерей. И такое воспитание девочек произвело переворот в республике. И образовало женщин с необычайной твердостью, даже геройством духа. Один этот пример говорит о великой нравственной силе женщины.

Как много могло бы дать для блага человечества воспитание, проникнутое идеей христианства?

Старец Порфирий говорит об очевидности того факта, что «сумма добра или зла слагается из частных устремлений, которые матери приносят обществу в лице своих детей».

«Когда пала праматерь, не устоял и праотец – и все подверглось крушению». По этой же схеме происходят события и в современном мире. Когда женщина не выполняет свой долг, то в семействах нарушается порядок, в свою очередь, «семейные смуты сказываются на обществе: из-за них происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные».

Насколько важно для общества выполнение женщиной своего долга, раскрывают слова старца Порфирия: «Мир прекрасен в той мере, в которой женщина сохраняет верность своему долгу».

Основные правила воспитания девочек

1. Девочка должна быть воспитана в духе святой веры. Душа, в которой обитает страх Божий, отличается чистотой, здесь нет места для порока и преступления.

2. Девочек нужно готовить с детства ко всем положениям жизни, так как, по словам старца Порфирия, обстоятельства их будущей жизни зависят исключительно от Промысла Божия.

3. Устранять все случаи и поводы, служащие девушкам к соблазну.

4. Необходимо научить девочек с детства беречь органы чувств (глаза, уши) от соблазнительных образов и звуков.

5. Не расточать им похвалы, а хвалить и ласкать в меру.

6. Внимательно относиться к внешним проявлениям нравственного чувства у девочек (к походке, взгляду). «Одеяние <…> и смех зубов и стопы человека возвестят, яже о нем» ().

7. Уберегать от легкомыслия и рассеянности пустых занятий, обучить разным видам рукоделия. Рукоделие является одним из важных средств воспитания терпения.

8. С детства обучать их ведению домашнего хозяйства.

В рассказе В. И. Даля (из книги «Картины из быта русских детей) девятилетняя девочка вместе с мамой составляет список необходимых для семьи продуктов, учится не приобретать ничего лишнего и разумно распоряжаться отведенными средствами.

9.  Приучать девочку с детства заботиться о ближних.

10. Круг чтения девиц должен непременно включать Священное Писание, жития святых.

Все родители хотят видеть своих дочерей счастливыми. Что же составляет счастье девиц? Плоды христианского воспитания, те добродетели, которые они будут бережно хранить в своих сердцах. Старец Порфирий говорит, обращаясь к родителям: «Отцы и матери! Напечатлейте в вашей памяти эту опытную истину: что дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не будущим супругам, не состоянию их и богатству, а своим добродетелям и благонравию. Есть возможность им потерять иногда всякое другое счастье, но никогда не потеряют они того, что собрано и хранится в собственных душах их. Положите же для себя правилом - воспитывать их не по духу века сего, а по указанию слова Божия и по примерам благочестивых предков. Храните их со всяким опасением, как драгоценные залоги народного благоденствия».

Московская педагогическая академия

Духовные и нравственные основы образования и воспитания

под редакцией доктора педагогических наук

Книги, обучение, развивающие занятия

Что такое развивающие занятия остается тайной. Чем они отличаются от любых других занятий, которые не провозглашены как развивающие или проходят в неформальной обстановке? Если мы найдем отличия между «развивающим» занятием по лепке и самостоятельным пластелиновым творчеством малыша, то оно будет состоять только в наличии/отсутствии направляющего усилия со стороны взрослых. Но тогда логично возникает вопрос: что же развивают развивающие занятия? Кажется, они развивают в основном методические подходы к детям.

Собственно, речь не идет об их ненужности, а скорее о том, чтобы помнить, что развитие человека происходит не только и не столько в занятиях. Мало того, есть устойчивое ощущение, что главное «развитие» происходит в досуговой обстановке. Именно в такие моменты ребенок «набирается» разного рода информации. Все мы замечали, что «улица» очень сильно влияет на становление и развитие ребенка. Влияние это, как правило, негативное, поэтому родители стараются «занимать» своего ребенка, чтобы он имел меньше досуга. Но почему это так? Вероятно, это происходит потому, что все занятия организовываются и проводятся с обязательным наличием фактора принуждения. Оно выражается даже в таких невинных мелочах как время начала и окончания занятия (но не только в этом). А это, в свою очередь, значит, что ребенок усваивает негативное присутствие принуждения и старается избегать его. Выходит, что позитивные навыки прививаемые в режиме принуждения отталкиваются детьми, а любые навыки, приходящие в свободном режиме, усваиваются очень хорошо и с большим желанием, потому что дают ощущение свободы выбора и свободы деятельности.

Если это так, то самым верным решением будет предоставление ребенку максимальной свободы выражения, творчества и деятельности. Но здесь обязательным условием остаются внимание и чуткость родителей, которые должны подмечать особенности ребенка и развивать те из них, которые являются позитивными и стараться тормозить негативные проявления и стремления.

Нужно помнить, что основной источник и проводник всякого развития для ребенка, прежде всего, родители. А отграничение занятий, как «развивающих» вновь возвращает нас к вопросу о неприятии малыша и его способностей. Вновь мы считаем, что развитие только в активном воздействии, сбрасывая со счетов тот факт, что ребенок развивается очень индивидуально и избирательно, направляясь к тем видам деятельности (активности), которые ближе именно для него. Поэтому не стоит думать, что если ребенок любит сидеть и просто смотреть, он развивается меньше, чем если он активно рисует, считает, поет.

Обучение приходит из разных источников и происходит по-разному. Конечно же, с малышом нужно заниматься и (если вам так нравится) обучать его, но эта деятельность ни в коем случае не должна быть насильственной, иметь характер принуждения и происходить с усилием. Скорее, ваше общение с ребенком должно «перетекать» в обучение. Вы должны подхватывать инициативу ребенка и «удерживать» ее в обучающем русле. Но только до тех пор, пока малыш дает позитивный отклик и заинтересован. Если он отказывается от «обучения», не прививайте ему стереотип, что обучение это то, что происходит через силу. Важна любовь и тяга к знаниям, а усердие и усидчивость придут в свое время. Нам нужно быть чуткими, занимаясь с ребенком. Важно обратить внимание на то, заинтересован ли он в занятиях с посторонними людьми. Ведь не секрет, что с родителями дети больше себе позволяют и внешне меньше «усваивают». Хотя если проследить «результаты» несложно убедиться, что ребенок слышит, видит и запоминает все. Даже то, что, казалось бы, он не слушал или не видел. Удивительная способность маленького человека к восприятию большого, разностороннего и «разбросанного» массива информации поражает! Потому-то к обучению, скорее, стоит относиться как к всеобъемлющему процессу, который далеко не всегда связан с «образовательной» деятельностью, а больше похож, как ни странно, на жизнь с нами.

Для нас, в частности, книги являются большим источником вдохновения. Поэтому, думается, они должны присутствовать. Хотя бы просто лежать. Как всем известное ружье, которое, если верить Станиславскому, должно выстрелить. Хорошо, если малыш с детства заметит, что книга может оказаться источником увлекательного диалога, размышлений или просто приятного просмотра. Само присутствие книги (а лучше книг) будет положительно настраивать ребенка. Безусловно, здесь также работает правило того, что дети лучше всего подхватывают то, что интересно родителям. Поэтому если вы сами любите читать, не беспокойтесь, ваша любовь с большой вероятностью окажется заразной. А вот, если книга для вас – это в основном подставка для цветов, то сколько вы не будете ориентировать детей на их «полезность», они усвоят ее, прежде всего, как подставку.

Это общие правила, которые всегда имеют исключения. Дети могут оказаться большими читателями, чем родители или на развивающих занятиях разовьются так, как не получалось их «развить» дома. Но не стоит забывать, что главное это ваше благословение, мягкость и чуткость. Наличие этих трех качеств поддержит малыша в любом из выбранных им приоритетов.

О детских садах

Детский сад всегда был и остается местом, куда родители сдавали детей на то время, пока сами отправлялись на работу. Это производная «не хорошей жизни» и потому миф, который распространился последнее время, и который касается якобы позитивного эффекта детского сада, состоящего в получении навыков общения и социализации, является не более чем мифом. Конечно же, это наше мнение и оно не претендует на истинность, а остается лишь мнением. Но если проследить историческую эффективность детского сада, то очевидным становится отсутствие позитива в этих заведениях. С тех пор, как детские дошкольные заведения стали повсеместной нормой, люди явно изменились не в лучшую сторону. И кажется, что утверждение о том, что детсад хорошее место, дающее хорошие «уроки» жизни сродни утверждению, свойственному советской действительности, что «армия – школа жизни» и кто в ней не побывал - не мужчина. Благо, последний миф развенчало само время.

А теперь, давайте посмотрим, что происходит в детских садах.

Не является секретом, что почти все дети не хотят идти в сад, а предпочитают проводить время с родителями. В этом нет ничего удивительного, - дети любят проводить время со своими родителями. Но мы для начала, смоделируем линейную ситуацию отдачи ребенка в садик. Причем ситуацию, которую прекрасно понимает и сам ребенок. Начнем с того, о чем мы давно успели забыть. Итак, вместо того, чтобы быть с ребенком, мы отдаем его в детский сад. Здесь ключевой фразой будет «вместо того, чтобы быть с ребенком». То есть некоторую, условно естественную последовательность мы подменяем другой, вынужденной. Простое пребывание с ребенком заменяется заполнением его досуга под присмотром взрослого и чужого педагога, для которого ребенок - работа. И каким бы человеком не был педагог, он не сможет заменить родителей. Дети понимают эту «замену» и с самых малых лет научаются и привыкают «терпеть» вместо того, чтобы получать действительно позитивный опыт общения. Вот и получается, что те, казалось бы, полезные и интересные занятия и навыки, выдаваемые ребенку в детском саду, воспринимаются ребенком с обязательной «негативной» приставкой «замены» и ожидания прихода родителей. То есть рисование, лепка, музыка с самого начала не воспринимается как самодостаточные «интересные» занятия, а скорее как мероприятия подмены в ожидании родителей. В таком психологическом климате (напряжения и ожидания) очень легко появляются поведенческие «просветы», которые заполняются негативом. Практически все родители, не понаслышке знакомые с детским садом, столкнулись с тем, что их дети «набираются» каких-то неожиданных и неприятных слов, привычек и навыков именно в садах.

Из обрисованной закономерности существуют исключения, и такие дети-исключения прекрасно адаптируются к детскому саду, коллективу, мероприятиям и разлуке. Им интересно и они хотят ходить в сад. В этих случаях нужно подмечать отличие адаптации и привычки и настоящей заинтересованности. Уверен, что последних ситуаций бывает очень мало. Но конечно, настоящая заинтересованность ребенка детским садом должна обнаруживаться чутким родителем и всячески поощряться.

Кстати, об адаптации. Это еще один аргумент, который выдвигают в пользу детского сада. Мол, ребенок научиться адаптироваться к коллективу и интегрироваться в него. Стоит, однако, не забывать, что адаптация тоже бывает разной. Она может протекать через привычку к напряжению (и это большинство случаев), либо через приятие ситуации (такие случаи, это как раз те «исключения», о которых мы упомянули выше). В обоих случаях внешние проявления адаптации будут похожими, а вот внутренние состояния ребенка очень разными.

Далее, все занятия с детьми в садиках построены по похожей схеме и не направлены на то, чтобы выявить талант и склонность ребенка или обучить ребенка какому-то навыку, умению. Большинство советских людей ходили в садики (раньше иначе было практически невозможно), но, увы, слишком мало кто научился работать руками или головой, или получил позитивный опыт обучения. В этом положении немалую роль сыграли и детские сады, построенные в конечном итоге, на основе принципа принуждения. К сожалению, именно этот принцип заложен почти во все сферы образовательной деятельности. (И не только образовательной! Весь алгоритм жизнедеятельности человека построен на принципе принуждения и управления. Если взять за основной признак рассмотрения жизнедеятельности именно институты принуждения, то получиться приблизительно следующая, хорошо всем знакомая, картина: детский сад, школа, вуз, работа+семья. Остальные «отклонения» будут, скорее всего, рассматриваться как перверзия или аморальность).
Поэтому-то нам и кажется, что до тех пор, пока ребенок остается маленьким и над ним не давлеет обязательность посещения дошкольных детских заведений, оптимальным вариантом будет его максимальное пребывание с родителями.

О школе

Школа выполняет (точнее, должна выполнять), прежде всего, функцию образовательную. Это место, где растущий человек должен иметь возможность получить некий набор знаний. И вторая функция, о которой говорят реже, это принуждение и подавление.

Теперь давайте посмотрим, как школа выполняет (и выполняет ли) каждую из названных функций, и каковы последствия этого выполнения.

Ребенок растет, его познавательные способности развиваются и он начинает все больше интересоваться различными предметами и явлениями и на его вопросы становиться все тяжелее отвечать. Как правило, такие проявления есть у всех детей и во всех семьях. То есть ребенок начинает тянуться к тому, что мы называем знанием. Обычно эта тяга проявляется в возрасте 5,6,7 лет. Как раз в этот момент приходит время идти в школу. На сегодня наши школы предлагают ребенку для освоения достаточно обширный материал из разных сфер науки и человеческой деятельности. Причем зачастую этот материал настолько обширен и глубок, что даже родители нередко жалуются на количество и сложность задач, которые ставятся перед детьми. Ребенок в школе занят большую и самую продуктивную часть дня, а остальное время у него заполнено либо дополнительными занятиями, секциями, кружками, либо выполнением домашних заданий. Свободного времени у детей не остается, да и по нашему мнению, оно им не нужно. И ведь правда, зачем ребенку свободное время, если у него ни интересов, ни ресурсов для его заполнения нет? Так думают взрослые. Ребенок же, оказываясь с первого дня сознательной жизни в условиях «полезной занятости» (садик, школа, секции) воспринимает такую ситуацию как данность, но данность (зачастую) обременительную. Стоит обратить внимание на то, с каким удовольствием дети воспринимают представившуюся возможность не идти в школу/учебу/занятия. Казалось бы, почему? Что сложного и неприятного может быть в школе, в секциях и т.п? Это один момент, который нам нужно запомнить и отложить на время в сторонку.

Второй момент состоит в том, что практически все уроки, занятия, навыки, даваемые в школе (возможно, кроме умения писать и читать) оказываются невостребованными в дальнейшем росте и становлении человека. Думаю, это тоже замечали почти все взрослые. От того, что было изучено в школе почти ничего не остается и не запоминается. Мало того, устойчивой характеристикой человека, выпущенного из школы, является нелюбовь к знанию и отсутствие навыков в получении и обнаружении знания. Причем это относиться как к тем, кто учился отлично, так и к тем, кто учился плохо. На это, конечно, можно возразить и сказать, что школа это не просто место «выдачи» знаний, но коллектив (снова коллектив!) и жизненный отрезок пути, который в любом случае обучает человека. И без него человек не получит должной социализации. Разумеется, стоит согласиться с тем, что школа это коллектив и жизненный отрезок, но что касается остального, то оно кажется не убедительным.

Если исключить школу из указанного выше алгоритма, измениться только алгоритм, но жизнь человека течь не перестанет. Следовательно, отсутствие школы не исключает наличия коллектива (возможно, не столь постоянного) и уж совсем не влияет на жизненный отрезок пути, который все равно будет наполнен тем или иным содержанием. Знания в необходимом количестве могут быть даны с помощью репетиторов или экстерната. Что же приобретает ребенок в таком случае? Приобретает он свободу деятельности и необходимость самоопределения уже на стадии детства. И это еще один минус школы! Именно она нередко препятствует возможности ребенка самоопределиться и нащупать свое призвание (назовем это так), лишая ребенка свободной воли и становления индивида в нем. Ведь очень часто наблюдается картина, когда ребенок по окончании школы не знает что с собой делать («куда поступать» будет сказать правильнее) и слабо представляет как и что устроено в мире взрослых, от которого он до достижения 16 лет был отрезан почти полностью институтами принуждения и обезволивания.

Так что же происходило в школе все эти 10 (довольно большой отрезок времени) лет? А в школе детям выдают программные знания без учета индивидуальных особенностей и способностей, без ориентира на детские потребности (побегать, попрыгать), без желания привить любовь к знанию, без попыток привить детям духовное чутье. Ведь все должно быть просто: либо в школе обучают тому, что должно «пригодиться» в жизни, то есть давать им инструментарий. Но тогда возникает вопрос: зачем обучать детей тому, что им точно не нужно (углубленное изучение физики, химии, алгебры, геометрии и т.п.) и почему ребенок к окончанию школы оказывется столь беспомощным, что без поддержки родителей не может ответить на вопрос: что же дальше? Или же школа должна стать тем местом, где маленький человек получает основные базовые знания о том, что есть честь, совесть, добро, нравственность, дух, чистота, забота, сострадание и т.п. Но тогда возникает вопрос: почему об этом в наших школах дети (и учителя тоже) ничего не знают?

Например, Ганди это определял так: «Что значит образование? Это просто умение читать и писать. Это только инструмент. Но инструмент может быть употреблен правильно или неправильно. Инструмент, применение которого поможет исцелить пациента, может быть использован и для умерщвления его. Также и с грамотностью. Мы каждый день видим, как многие неправильно пользуются ею и лишь немногие находят ей должное применение; и если это так, то мы доказали, что в такой учености больше вреда, чем пользы. Цель педагогики - задать форму ведущего колесика. Воспитав совесть и честь, порядочность и честность, доброту и способность сострадать, мы заложили базу, которая определит характер эмоциональности и тип реагирования на окружающий мир. Если обозначить это как «духовное», нетрудно будет увидеть, что именно «духовное», только оно одно способно спродуцировать тот вакуум, который на протяжении всей жизни будет «всасывать» знания - «материальное». И только в этом случае «материальное» станет пищей для эмоционального эго, источником его развития».

Мы видим, что школа не выполняет никакой социально-полезной функции. Кроме одной! Это функция института принуждения. Вновь школа продолжает «традицию» отчуждения и отрицания ребенка, а учитывая продолжительность обучения, отрицания человека. Многие «отдавая» ребенка в школу, думают: «там его научат!», расписываясь, тем самым в собственном бессилии. Это значит, что и ребенок этих родителей, скорее всего, окажется бессильным. Отчуждение и неприятие проявляется и в том, что в школах равно не терпят «хулиганов» и «отличников». Первые, понятно, мешают учителям и доставляют им хлопоты (прежде всего им, не другим детям!), со вторыми еще сложнее, так как они ставят под сомнение нужность школы. Ведь, если ребенку все легко дается, зачем тогда все эти формальности, его познавательная способность итак на высшем уровне. Нередко это приводит к тому, что хулиганы и отличники оказываются в одной компании: первые потому, что «планка» слишком высока, вторые потому, что «планка» слишком низка. Итог, - через некоторое время все ученики в школе «выходят» на одинаковый уровень. К сожалению, на одинаково низкий уровень.

Итак, у нас получилось:

  • в школе нет стремления к знанию и нет привития любви к знанию, равно как и самого знания;
  • в школе нет ориентира на духовные и нравственные ценности;
  • в школе нет помощи и наставничества в вопросах социального самоопределения.
Исходя из трех указанных «свойств», мы можем набросать «портрет» среднестатистического выпускника школы:
  • он не любит и не умеет учиться, а свой редко выпадаемый досуг воспринимает почти как нечто аморальное с соответствующим наполнением этого досуга;
  • он не знает что и как «устроено» в социальной реальности, не имеет навыков интеграции в нее и не мотивирован интегрироваться в эту социальную реальность;
  • он не имеет багажа знаний и полезных навыков (всем известна пресловутая «поговорка»: забудьте все, чему вас учили в школе/вузе);
  • он не имеет понятия о нравственных и духовных ценностях;
  • он не умеет действовать самостоятельно, поскольку привык, что ему рассказывают, что и когда нужно делать и что будет, если этого не сделать (многим хорошо известен феномен, когда ребенок, поступив после школы в вуз, на первом курсе в силу инерции еще «учиться», а потом «срывается» в «свободную» жизнь, которой он никогда прежде не знал).
Теперь задайте себе вопрос: зачем мы отдаем детей в школу?

О еде и ребенке

Вначале два слова о грудном вскармливании. На сегодня это уже почти бесспорный факт, - чем больше дается ребенку груди, тем лучше. Если нет никаких сложностей и противопоказаний, лучше кормить до того момента, пока малыш сам не откажется от груди (это в любом случае произойдет по тем или иным причинам).

Еда, пожалуй, самая сложная тема, которая является еще и самой наполненной предрассудками. Ее сложность связана в основном с тем, что еда является проблемным местом почти каждого человека. Слишком мало людей знающих и чувствующих культуру приготовления и приема пищи. Скорее вы столкнетесь с человеком, который либо делает из еды культ, а потом не знает, куда от него деться, либо человеком, который не замечает, что ест, и потом тоже не знает, куда деться от последствий такого отношения к еде.

Но, как и во всем, в этой теме нужно помнить о трезвом отношении и подходе. Не стоит относиться к высказываемому здесь мнению, как к истине в последней инстанции и к самой еде тоже нужно относиться спокойно, но внимательно.

Прием пищи для ребенка это один из самых важных и значимых ритуалов. Во время еды малыш многому учится и в зависимости от того, как, когда и чем он питается, ребенок получит соответствующий набор навыков и информации.

Традиционным является агрессивное отношение к еде и приему пищи. Ребенок должен есть вовремя (три раза – утром, днем и вечером), количество еды, в принципе, не очень-то отличается от количества, которое потребляет взрослый и в рационе обязательно должно присутствовать все – белки, жиры, углеводы. Ну, а меню в обязательном порядке предусматривает мясо, яйца, хлеб и каши. Остальное факультативно. Вооружившись такой идеологией, мы начинаем ребенка усиленно кормить, приговаривая: будешь мало есть каши, - станешь слабым. Давай за маму, за папу, за бабушку и т.д. по всем родственникам разной степени близости.

Таким образом, при отсутствии у нас самих сознательного отношения к еде, мы начинаем «воспитывать» пищевую культуру нашего малыша. В результате получаем пищевые извращения и устойчивые негативные привычки в приеме пищи, за которыми с неизбежностью следуют болезни.

С другой стороны, если родители сознательны в своих пищевых пристрастиях, но слишком настойчивы в их привитии своему ребенку, это тоже может сыграть неожиданную роль. Просто из чувства противоречия малыш может отказаться от родительских, целиком правильных, наставлений.

Поэтому в еде, вероятно, как нигде принцип честности должен возобладать. Все, что связано с едой должно происходить без усилия и излишней суеты. Также как с самим собой: иногда вовремя, иногда нет, возможно, забыли поесть (увлеклись игрой) или не было желания есть или же наоборот, так проголодались, что только вернувшись с прогулки бросились за стол. И без нажима!

Но действительно важным нам показалось подчеркнутое отграничение приема пищи от других занятий. То есть если мы садимся есть, то мы сосредотачиваемся на еде и едим, и не совмещаем этот процесс с просмотром мультфильмов, чтением книг, рисованием, танцами или лазаньем по горке.

На наш взгляд одним из самых больших заблуждений, а может даже недугов современной цивилизации, является восприятие еды, как удовольствия и времяпрепровождения. Аналогичное отношение переносится взрослыми на детей, от которых ждут зверского аппетита и любви к долгим обильным застольям. Но у детей этого нет. Они с рождения еще правильно настроены на то, что еда - это восполнение энергетических ресурсов. Соответственно, когда этот ресурс не израсходован (пассивный образ жизни) или когда обстановка не располагает (да, и это тоже), или же просто малыш чем-то увлечен, он не станет есть. Причем действительно причиной отказа от приема пищи может быть и неудовлетворительная для еды обстановка (физическая или психологическая). Но главное, нельзя и нам взрослым забывать о том, что основная функция еды - восполнение энергетических ресурсов. Но уж никак не радость или удовольствие. Потому весьма сомнительно выглядят «поощрения» ребенка едой. В таких случаях нужно внимательно выявить те склонности и увлечения ребенка, которые могут оказаться лучшей и большей «наградой», чем конфета, мороженное или леденец.

С навыками приема пищи мы передадим ребенку значительно больше, чем думаем сами. Это и пищевые предпочтения и привычки, и атмосфера приема пищи и отношение к приему пищи как ритуалу или необходимости и, что самое главное, умение слушать свое тело, - когда оно хочет есть и что оно хочет есть. Как правило, тело подает четкие сигналы о наличии чувства голода и о том, чего хотелось бы поесть. К сожалению, ни взрослые, ни вслед за ними дети, не умеют различать потребность в количестве и виде пищи и моменте ее принятия.

Если мы осознаем хотя бы это, мы не должны настаивать на своем кулинарном невежестве и прививать его же своему ребенку. В этом месте можно поработать над собой, оставляя больше свободного пространства малышу для выбора еды, ее вида и количества. А сами мы в этот момент можем поучиться у своего ребенка. Главное не стесняться этого.

Большинство из того, что кроется за едой, сокрыто и от нас самих в глубинах бессознательного. Мы не всегда можем даже отследить ту или иную собственную склонность, связанную с кулинарией. Потому-то здесь и нужно быть особенно осторожным.

И поскольку у каждого из нас едва ли получится привить ребенку то, чем мы сами не владеем (именно в контексте еды), думается, что единственным золотым правилом для каждой семи должно стать отсутствие давления на ребенка до, во время и после приема пищи. Ведь хорошо известны случаи, когда чрезмерное давление при приеме пищи или настойчивость, связанная с включением/исключением тех или иных продуктов в рацион ребенка, приводили к неврозам, пищевым извращениям или болезням. Прием пищи и сама еда должны быть легкими, неагрессивными и спокойными. Скорее всего, такие «правила» помогут малышу самостоятельно сориентироваться в мире вкуса, продуктов и собственных ощущений от них.

О путешествиях с детьми

Пожалуй, в этой теме мы наработали самый большой опыт. Совместно с ребенком мы путешествуем с того момента, как ему исполнилось 2 мес. Причем, география поездок самая разнообразная и широкая. Поэтому берусь смело утверждать, что путешествие с ребенком это очень интересно, увлекательно и ничуть не «опасно».

Общепринятым является мнение, что с ребенком можно ездить, начиная, в лучшем случае с 3лет, и если уж ехать, то путешествие должно быть оседлым, с длительным периодом акклиматизации. Тенденции последнего времени в путешествиях с детьми опровергают почти все указанные утверждения. Говорю почти, потому что существуют индивидуальные особенности у каждого из детей. Действительно, есть очень впечатлительные малыши, которым слишком частые перемены мест могут не пойти на пользу. В этом вопросе каждый родитель должен сам пронаблюдать и определить какой формат путешествия наиболее подходит его ребенку. Но ездить с детьми надо! Это очень их развивает и помогает маленькому человеку ближе познакомиться со своими границами.

Дети достаточно комфортно себя чувствуют в поездках любого вида, при условии родительской толерантности к путешествиям. Если же родители сами не очень-то большие любители перемещений в пространстве, конечно же, малыш «отметит» это и, возможно, будет не лучшим образом переносить дорожные приключения. То есть здесь также работает правило честности.

Наиболее насыщенные впечатлениями оказывались поездки в экзотические страны, где все отличалось от того, как есть на нашей родине. Растительность, животные, люди, язык, климат – все по-другому. В таких ситуациях, возможно, малышу понадобиться больше внимания, тепла и участия с вашей стороны, чтобы адаптироваться к местности. В нашем случае это выражалось в том, что ребенок предпочитал передвигаться по улицам городов на шее у папы и старался избегать контактов с аборигенами, несмотря на их дружелюбие. Если же в подобном путешествии оказывались спутники-соотечественники или просто встречались соотечественники, то сразу все налаживалось. Язык и менталитет играли решающую роль.

Автономные путешествия с ребенком не вызывали никаких затруднений, при условии соответствующей подготовки к ним. Как показал наш опыт, малыши вполне сносно переносят даже пешие походы, в которых им приходится значительную часть пути преодолевать самостоятельно своими ногами. В пешем/водном/велосипедном походе родителям надо позаботиться о тепле, комфорте и безопасности детей. Основными моментами, на которые при этом нужно обратить внимание являются: теплая одежда, теплый спальник, каски, спасжилеты, горшок (если ваш ребенок еще им пользуется) и еда для ребенка. Обеспечив этот набор, и не забывая об элементарной аптечке, думаю, вполне удастся сделать любое путешествие полным и интересным.

И конечно же, нужно помнить о том, что вы и ваши дети – это одна семья. Они - один из ваших важнейших этапов жизненного пути, наполненный ярчайшим опытом самопознания, познания человеческой природы, границ и пределов воспитания и опыта поступающего из внешнего мира и, в конце концов, - радость в чистом виде!

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:
  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:
  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;
  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, какА.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Родительское собрание. «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность обоих родителей (законных представителей)»

Данный материал будет полезен учителям предметникам, классным руководителям, заместителю директора по воспитательной работе. Его можно применить на родительском собрании, педагогическом совете или представить на собрании классных руководителей.
Цель: Показать родителям их роль в обучении и воспитании.
Задачи: Способствовать переходу родителей от пассивного к активному участию в обучении и воспитании; проанализировать права и обязанности родителей, рассмотреть проблемные ситуации.
Материалы: презентация, карточки со словами, ладошки, ручки, карандаши.

Ход собрания

Залив «Интеллектуалы»

Сейчас мы вместе с вами будем создавать страницы своеобразной семейной энциклопедии, в частности раздел «Право и обязанность». Каждый экипаж заполняет страницу, а потом зачитывает вслух. Время 3 минуты.
Право – это…
Обязанность – это…

Интересны ваши мнения, проверьте себя по словарю… (ответ на слайде)

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения. (Словарь Ожегова)

Почему эти два понятия рассматриваются как равноправные?

Как вы понимаете слова «Забота и воспитание – это право родителей…»
- В чем заключается это право на воспитание?

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.
Оно заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания.

А теперь обратим внимание на слово обязанность. В чем заключается обязанность родителей?
Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
- Что мы можем наблюдать в современном обществе? Какую ошибку допускают родители?

К сожалению, существуют родители, которые забывают об этом или сознательно игнорируют. Такие родители часто считают, что их обязанность – рождение детей, а материальное обеспечение, создание комфортных условий жизни, условий для всестороннего развития – это, прежде всего, обязанность государства… а также развитие и обучение – это обязанность школы.
Вывод:
«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», - говорится в статье 38 Конституции России. В статье 63 Семейного кодекса России конкретизируется это положение основного закона государства:… ответственность за воспитание, развитие и обеспечение детей лежит, прежде всего, на их родителей, которые должны адекватно оценивать имеющиеся у них возможности.

Остров «Воспитание»

Вам будет предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам даётся время на обсуждение 1 минута, затем вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение.

Ситуация № 1 : (на слайде)
Мальчик, ученик начальной школы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!?
- Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.
Дайте оценку поведения всех членов семьи.

Главное орудие воспитания – это личный пример родителей. Поэтому в семье не допустимы грубые слова…

Ситуация № 2 : (на слайде)
Петя и Саша, ученики 7 класса, дружили, но только в школе. Родители запрещали Пете приводить Сашу домой, встречаться после уроков. Мама считала, что Саша развит не по возрасту: курит, прогуливает уроки и часто бывает в компании со старшими мальчишками. Одним словом, может научить лишь плохому.
Ваш выход из этой ситуации.

Дети все равно будут общаться. Лучше не запрещать приводить домой, у мамы будет возможность наблюдать за своим ребенком, как он реагирует на вредные првычки друга. Нужно подвести сына к правильному решению, а не ограничиваться запретом.

Родители своим поведением лишь оттолкнули от себя дочь, доверительных отношений в таком случае, между ними не сложится. Матери следовало поговорить с дочерью, не грубить, дать дельный совет, поговорить о мальчике, который нравится, объяснить, как можно наладить с ним дружеские отношения.

Риф «Ответственность»

Сейчас нам предстоит умело направить судно, чтобы обойти риф «Ответственность».
Предложить родителям на контуре руки, на каждом пальце написать качества характера своего ребенка. В центре ладони изобразить символ - кем является в семье малыш (солнышко, зайчик, цветочек).
- Благодаря кому наши дети наделены теми качествами?
- Не зря в качестве контура выбрана форма нашей ладони! Почему? (все в наших руках)
-Что является самым важным для успеха ребенка?
Мы часто прибегаем к разным оправданиям, пытаясь объяснить, почему дети плохо учатся, плохо себя ведут. Какие могут быть причины? (Мы ссылаемся на бедность, неполную семью, чрезмерную занятость родителей, влияние окружающей среды…может быть, виновата школа, учитель…)
Перечисляя эти оправдания, мы гарантируем ребенку поражение! Потому что на самом деле мы оправдываем себя. Решение проблемы мы найдем всмотревшись в самих себя, поскольку главные причины успеха ребенка – это то, насколько его родители ценят образование, и сколько времени они проводят вместе со своим ребенком.

Порт «Свершение»

Мы почти не заметно подплыли к порту «Свершение»
Внимание! Рассказ «Губка»
Губка – это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную – получим красную. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.
Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому логично предположить, что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения…), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Но мы можем сколько угодно читать ребенку натаций, а вокруг ребенок видит совсем другое, например, говорить о вреде курения, в то время, как ребенок видит с каким наслаждением делает это его отец, брат и другие люди. Он скорее «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского : “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”.
-Хотелось бы закончить наше собрание песней: (клип на слайде)
Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните,
Их печали себе заберите –
Берегите!

О здоровом питании

Джулия Робертс, актриса, мать троих детей:

«Дети обожают садоводство. Я считаю, что когда ребятишки знают, как и откуда появляются продукты на их столе, то они становятся более разборчивы в еде. Они предпочитают есть то, что вырастили сами, потому что гордятся этими продуктами. Для меня видеть, как моя дочь ест цветную капусту, самое большое удовольствие».

Екатерина Волкова, актриса, мать шестилетней дочери:

«Чтобы с едой было поменьше проблем, у ребенка должно быть четкое и неизменное место, где он ест. Его стульчик, например. И лучше, чтобы малыш садился в него только для принятия пищи. А для игр - что-то другое. Сел на стул - ешь!».

6 ОШИБОК, КОТОРЫЕ ДОПУСКАЮТ РОДИТЕЛИ ПРИ КОРМЛЕНИИ ДЕТЕЙ

Наталья Майданова, жена певца Дениса Майданова, мать двоих детей:

«Влада не любит в супе кусочки моркови, лука и зелень. Чтобы не отказываться от них, я измельчаю овощи в блендере и кладу в бульон. Зелень, наоборот, отвариваю веточками, а потом выбрасываю - и витамины остаются в супе».

Юлия Куварзина, актриса, мать девятилетней дочери:

«Когда дочь утром не хотела есть кашу, я решила предложить ей выбор: геркулесовую, гречневую или творог. Иногда договаривалась о меню уже с вечера. И это сработало так хорошо, что через 3−4 дня, она стала говорить: „Мамочка, что сама хочешь, то я и съем“. А потом даже придумала поговорку: „Что есть, то и буду есть!“».

О большой семье и ревности


Арнольд Шварценеггер, актер, отец четверых детей:

«Тут нужна дисциплина. Бужу их в 6 утра, летом гоняю по футбольному полю, а зимой на лыжах, заставляю обливаться холодной водой. Когда дети балуются, шумят и не обращают внимания - громко ору по-немецки: „Айн, цвай“, на счет „драй“ они обычно затихают».

Роберт Де Ниро, актер, отец шестерых детей:

«У меня шесть замечательных детей. Растут внуки. Конечно, временами бывает непросто. Ведь они от разных матерей и разных возрастов. Всем нужен особый подход и внимание… Знаете, один из самых важных уроков, который я выучил с момента, когда впервые стал папой, - это быть искренним. И тогда же пообещал самому себе, что, сколько бы детей у меня ни было, я буду с каждым говорить и каждого внимательно слушать. Самое главное - как раз слушать. Говорить куда как сложнее, да и, может, менее важно».

РЕВНОСТЬ СТАРШЕГО РЕБЕНКА К МЛАДШЕМУ

Мария Сафронова, жена иллюзиониста Сергея Сафронова, мать двоих детей:

«Секретом, как избежать ревности у братьев-сестер со мной поделилась двоюродная сестра. Нужно, чтобы старший ребенок думал, что любимый он. Вот именно в момент, когда возможно самое первое проявление ревности. А потом эта проблема отпадет сама собой».

Наталья Ионова (певица ГлюкоZа), мать двоих детей:

«Многих родителей ставит в тупик проблема, как подготовить своего ребенка к появлению братика или сестренки. Я Лиде постоянно повторяла, как ей будет хорошо с сестрой, помогала ей придумать, куда бы они могли пойти вместе, во что поиграть. Ей такие игры-фантазии очень нравились, она часто говорила: „Вот будет у меня сестренка, и я буду ходить с ней на море, качаться на каруселях“. С рождением Веры проблем в нашей семье не было».

О домашних правилах


Дэвид Бекхэм, футболист, отец четырех детей:

«Откровенно говоря, мы в 99% случаев позволяем нашим детям делать все, что им вздумается, потому что нам хочется, чтобы у них была обычная жизнь».

Кэти Холмс, бывшая жена Тома Круза, актриса, мать одиннадцатилетней дочери:

«Не хочешь надевать пальто перед выходом на улицу? Ок, тогда пойдем так, а когда замерзнешь, сама попросишь теплую одежду». Сури одевается так, как хочет и когда хочет. Я хочу, чтобы она выросла творческой личностью и научилась выражать себя. Я думаю, что это очень важно для самоидентификации ребенка".

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЕТСКОГО ФАНАТИЗМА

Эван Макгрегор, актер, отец четырех дочерей:

«Понятное дело, рассказывать одну и ту же сказку по двадцатому разу может быть скучно, но если уж вы решили поиграть с ребенком, отложите ноутбук, выключите телевизор, спрячьте газеты и полностью посвятите себя малышам. Для них это будет значить очень много, даже если игра продлится недолго».

Юлия Высоцкая, актриса и телеведущая, мать двоих детей:

«Всего 20 минут айпада в будние дни, телевизор только по выходным, и то не больше часа в день, и только избранное. То же самое с Интернетом. Дочке позволено больше, так как она очень любознательная девочка, и старается много читать о звездах, камнях и галактиках».

Мария Шукшина, актриса, мать четверых детей:

«Я хочу, чтобы мои дети читали книжки. Правильные книги воспитывают, прививают четкие принципы. Старшая Аня, к счастью, довольно начитанный человек, а с Макаром у меня идет борьба, он не хочет брать в руки книгу. Но мне важно, чтобы мои дети были самостоятельными и начитанными. Остальное приложится».

О малышах


Никас Сафронов, художник, отец четверых детей:

«Когда в семье появляется ребенок, родители открывают для себя мир как бы заново. При появлении малыша нужно пересмотреть весь свой образ жизни, отказаться от вредных привычек, которые, возможно, были у вас до этого, не ругаться при ребенке и вообще стараться не использовать бранную лексику. Ведь дети буквально „впитывают“ все то, что дают им в начале их жизни родители, копируют поведение взрослых. Поэтому нужно быть примером для своего ребенка. Дети - это очень серьезно».

Анастасия Гребенкина, фигуристка, мать семилетнего сына:

«Совет из области психотерапии для тех, кто излишне беспокоится о том, чтобы малыш делал все, как надо и побыстрее. Если ребенок, которого вы уже начали приучать к горшку, написал, например, на ковер, ни в коем случае не надо его ругать, а раз и навсегда уяснить себе вот что. Во-первых, он еще не понимает, что этого нельзя делать и элементарно не может сдерживаться. А, во-вторых, ну, посудите сами, видели ли вы взрослых нормальных мужчин, которые писали бы себе в штаны?!».

Екатерина Гордон, певица и журналистка, мать пятилетнего сына:

«Часто, когда, укачав сына на руках, я клала его в кроватку, Даня опять просыпался. Тогда я стала укладывать его в том нагретом одеяльце, в котором он был у меня на руках. И еще на некоторое время склонялась над кроваткой, дыша ему в ухо, чтобы он не обнаружил изменений в своем положении».

О воспитании


Кортни Кокс, актриса, мать четырнадцатилетней дочери:

«Ни в коем случае не осуждайте и не усугубляйте чувство вины, но помогите выпутаться из сложной ситуации правильно. Вы станете настоящим другом детям, они всегда и всем будут с вами делиться».

Ксения Собчак, телеведущая, мать годовалого сына:

«Все наши претензии к детям исходят из того, что дети - кривое зеркало родителей. У ребенка нет шансов вырасти не неряхой, если ты сам разбрасываешь вещи. А ругать его нельзя - он воспринимает это как лицемерие».

Риз Уизерспун, актриса, мать троих детей:

«Если кто-то думает, что работать и воспитывать детей - это просто, то они жестоко ошибаются. Если вы возьметесь за все сразу, то просто сойдете с ума! Я могу несколько лет сидеть без работы, а затем вплотную заняться карьерой. Но в эти моменты я все равно переживаю, что не могу часто видеть детей. Я скучаю по ним».

10 КНИГ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Татьяна Навка, спортсменка, мать двоих детей:

«Родители ни одного дня меня не заставляли. У меня горели глаза, и было огромное желание стать чемпионкой. Задача родителей - услышать желание ребенка, разглядеть его таланты и всячески помогать ему! Естественно, бывают сложные моменты, но родители для того и есть, чтобы вовремя протянуть руку помощи».

Анджелина Джоли, актриса, мать шестерых детей:

«В случае разногласий мы ругаемся так, чтобы дети не слышали. Поэтому, когда я говорю Мэддоксу, что он не поедет на мотоцикле с папой, ему и в голову не придет пойти жаловаться Брэду в надежде отменить запрет. Правда, это не мешает ему возвращаться с бейсбола в заляпанных грязью штанах и растерзанных кроссовках. Потом я обсуждаю это с Брэдом - на очень повышенных тонах. Но могла бы и не трудиться - они оба мальчишки!».