Современные модели воспитания и обучения. Сущностные характеристики традиционных моделей воспитания

Модели воспитания

Различные подходы к процессу воспитания отражаются в разнообразных моделях воспитания, основывающихся на определенных философских концепциях:

  • а) идеалистическая модель . Ее последователи рассматривают воспитание как создание идеальных условий для воспитуемого, в которых заложенные в душе идеи достигли бы вершины в своем развитии. Основное назначение воспитания в этой доктрине сводится к открытию воспитаннику высшего мира идей и помощи в превращении полученных знаний в содержание личности ребенка. Таким образом, посредством воспитания осуществляется переход от природного начала в человеке к духовному;
  • б) прагматическая модель . Прагматизм как философия воспитания рассматривает его не как подготовку человека к дальнейшей жизни, а как жизнь ребенка в настоящем. Следовательно, прагматизм ставит своей целью научить воспитуемого решать жизненные проблемы по мере их возникновения. Иными словами, в процессе воспитания педагог должен приучить воспитанника не к приспособлению к реальной действительности, а активному поиску путей преобразования среды для улучшения условий своей жизни. Основой воспитания считается взаимодействие воспитанника с реальной средой, как природной, так и социальной, т.е. существует направленность на индивидуальное саморазвитие ребенка. На практике эта концепция воспитывает крайних прагматиков и индивидуалистов;
  • в) реалистическая модель исходит из идеи передачи воспитаннику опыта и знаний с учетом его возрастных возможностей в том виде, в котором он сможет их сразу усвоить. Воспитание должно строиться в помощь воспитаннику в освоении того, что побуждает его к определенному поведению и видам деятельности. Недостаток концепции в том, что в результате происходит воздействие па сознание человека, при этом не уделяется достаточно внимания эмоционально-образной сфере личности;
  • г) антропоцентрическая модель основывается на понимании человека как целостной системы, притом открытой, постоянно изменяющейся и обновляющейся в результате взаимодействия с окружающим миром. Процесс воспитания не может быть ограничен какими-либо нормами, следовательно, не может иметь завершения. Он должен строиться таким образом, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии, а педагог лишь регулировал процесс развития личности;
  • д) свободное воспитание направлено на формирование интересов и жизненных принципов, а также создание условий для их реализации. Целью такой модели является научение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор принципов и жизненных ценностей. Сторонники данной модели опираются на идею о том, что сущность индивида составляет сделанный им выбор. Педагогу же необходимо помочь ребенку понять себя, свои потребности и потребности окружающих людей и согласовать их в конкретной ситуации. Воспитание при этом следует природе ребенка, устраняя негативное влияние окружения и обеспечивая естественное развитие ребенка. Задача воспитания в этом случае – привести к гармонии действия этих сил.

Воспитательные организации

Под воспитательными организациями понимаются специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Виды воспитательных организаций весьма разнообразны. Их различают но следующим критериям:

  • – уровню подчиненности (федеральные, региональные, муниципальные);
  • – ведомственной принадлежности (организации министерства образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д., профсоюзов и т.п.);
  • – юридическому статусу (государственные, общественные, конфессиональные, частные и др.);
  • – степени открытости-закрытости (открытые – школы; интернатные; закрытые – спецучреждения);
  • – принципу вхождения в нее человека (обязательные – школы; добровольные – клубы, юношеские объединения и др.; принудительные – спецучреждения для детей с девиантным и антисоциальным поведением, психическими и иными аномалиями);
  • – половозрастному составу (однополые, одновозрастные, разнополые, разновозрастные);
  • – длительности функционирования (постоянные и временные).

К числу основных функций воспитательных организаций в процессе социализации относятся:

  • приобщение человека к культуре общества;
  • создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации;
  • автономизации подрастающих поколений от взрослых;
  • дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

Быт воспитательной организации, т.е. уклад повседневной жизни входящих в нее люде, включает в себя имеющиеся в организации пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также естественные, необходимые и привычные нормы и ценности поведения и взаимоотношений. Оно во многом определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно-пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации.

Жизнедеятельность воспитательной организации может включать в себя ряд сфер:

  • 1) общение (здесь активность человека направлена на взаимодействие с людьми);
  • 2) познание (активность направлена на познание окружающего мира);
  • 3) предметно-практическая деятельность (в ней происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды);
  • 4) духовно-практическая деятельность (активность связана с созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей);
  • 5) спорт (здесь реализуется функционально-органическая активность);
  • 6) игра (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях).

Когда ребенка вообще не воспитывают, когда занимаются своими делами, предоставляя малыша самому себе – это называется попустительство. Если же какое-то воспитание присутствует, то осуществляется оно, так или иначе, по определенной модели. Моделью воспитания называют отношения между взрослыми и детьми, в которых взрослым отводится активная воспитывающая роль.

Ключевым вопросом всех моделей воспитания является вопрос о предписаниях и запретах, который существует в любой семье . Каждый родитель имеет четкое представление о том, что ребенку можно делать, а чего нельзя, а также что он должен делать обязательно. Запреты и предписания существуют всегда, но взгляды родителей на них существенно разнятся. В частности – насколько обязательными должны быть запреты, какие они должны быть, сколько их должно быть? Что предписывают предписания? В каких случаях можно предоставить ребенку свободу выбора? Модели воспитания родителями не всегда осознаются. Имеется в виду, что взрослые могут на словах декларировать одну модель, а по сути реализовывать другую, либо использовать одновременно несколько моделей.

Отметим, что идеальной модели воспитания, которая подходила бы любой семье, не существует. Модели могут быть более спорными и проблемными или более удачными. Рассмотрим основные модели воспитания в данной статье.

Модель «Узкий коридор»

Жизнь ребенка и его поведение жестко регламентируются. Еще такую модель называют «ежовые рукавицы». Она может быть уместна в качестве временной воспитательной меры. Любящие и мудрые родители могут порой поставить своего ребенка в ситуацию «узкого коридора» - то есть, полного контроля и жестких запретов, если это в его же интересах. Например, перед поступлением в университет «месяц, посвященный исключительно учебе». Также модель «узкий коридор» известна как «армейский» или «казарменный стиль воспитания». При помощи такой модели из достаточно сильного ребенка можно вырастить дисциплинированного и требовательного к себе человека. Традиционно в таком стиле готовят военных в спецподразделениях. Подразумеваются предельные нагрузки, а также готовность без раздумий отдать свою жизнь при необходимости.

Также в течение многих веков в стиле «узкого коридора» протекала жизнь в монастырях. Основой телесной и духовной аскезы, основой выживания здесь являлась именно жесткая дисциплина. Результаты модели воспитания «узкий коридор» бывают неоднозначными по причине разнообразия тех ситуаций, в которых она применяется. Иногда благодаря такой системе, как уже было сказано, воспитываются крепкие, отважные, сильные физически и духовно люди, которых не могут сломить никакие жизненные неурядицы. Но случается и обратное, когда система ломает ребенка, и он вырастает бездеятельным и боязливым. Во многом результат зависит от компетентности взрослого, применяющего модель воспитания «узкий коридор». Обычные, среднестатистические родители, которые используют эту модель, скорее воспитают в ребенке бездеятельность и страх, чем смогут выковать в нем сильный характер.

Область применения «узкого коридора»

Порой данная модель применяется в качестве вынужденной меры – с трудными детьми или в трудный период их развития, когда никакие другие методики не помогают. Дети очень любят прощупывать взрослых, выявлять границы допустимого, проверять их на прочность. Если взрослый не сможет показать свое лидерство и продемонстрировать позицию старшего, дети начнут манипулировать и командовать им. В такой ситуации, чтобы восстановить порядок, взрослым приходится нередко проявлять твердость и прибегать к помощи модели «узкий коридор».

К сожалению, данная модель воспитания знакома многим только с негативной стороны, со стороны наказаний, постепенно превращающих коридор в казарму, где ребенок окружен сплошными запретами, где ему ничего нельзя. Когда за любое нарушение неотвратимо следует наказание – от лишения прогулок, игр до оскорблений и подзатыльников. Таким образом, для ребенка остается лишь тот самый «узкий коридор», в котором он не может сделать шаг вправо или влево. Воспитательной задачей становится не дисциплина, а беспрекословное подчинение.

Родители в большинстве случаев устраивают ребенку такую «казарму» неосознанно. Они сами не понимают, как это происходит у них, и расстраиваются, когда замечают, что их роль сводится к роли сурового надсмотрщика. Но бывает и так, что для родителей подобная модель воспитания является целенаправленно избранной идеологией.

В современном обществе применение модели «узкий коридор» также может быть оправдано (не в плане физического наказания, а в плане жесткой дисциплины) в коррекционных учреждениях для малолетних правонарушителей, понимающих только силу, или наркоманов.

Как бы то ни было, данная модель воспитания признана спорной. Она может быть единственным решением в некоторых трудных ситуациях, но пропагандировать «узкий коридор» как образ жизни ребенка настоятельно не рекомендуется.

Модель «Педагогическая шизофрения»

Предполагает большое количество строгих запретов, которые, тем не менее, можно нарушать. Последует ли наказание, и каким оно будет – неизвестно. Например, мама запрещает бегать в определенном месте, но ребенок бегает, а мама только печально вздыхает. Или говорит ребенку, что сегодня он ляжет раньше всех, но не укладывает спать. Зовет – иди сюда, а не то будешь наказан. Ребенок не приходит, и его не наказывают. Велят помыть руки перед едой – ребенок не моет, все равно садится за стол и получает еду. При такой модели воспитания ребенок живет в удивительном мире, где на первый взгляд все запрещено, однако если не слушаться, то все на самом деле можно. Когда-нибудь накажут, но неизвестно когда. Ребенок пребывает в своеобразном тумане, его со всех сторон якобы окружают стены (как в «узком коридоре», помните?), но через эти стены можно прорваться.

Не так редко в пространстве сплошного тумана случаются взрывы. Это происходит, когда у родителей кончается терпение, они начинают кричать, могут применить физическую силу (отдернуть, отшлепать), на самом деле что-то строго запретить. Но, когда это проходит, вновь все вокруг застилается туманом до следующей непредвиденной вспышки.

Результатом воспитания по модели педагогической шизофрении является абсолютная дезориентация ребенка в вопросах того, что можно и что нельзя, а также полное пренебрежение запретами. Как сформируется характер – в данном случае зависит во многом от личности самого ребенка. Если он сообразительный и активный, то научится изворачиваться, врать и хитрить. Если менее сообразительный – может стать растерянным, апатичным, нервным, с низкой самооценкой.

Модель «Естественное воспитание»

Воспитание в традиционном понимании отсутствует, любые наставления, правила и запреты «под запретом». Убеждение родителей состоит в том, что ребенок имеет право на свободу, ему все разрешается, все дозволено. Дети важнее всего. Если ребенок что-то сломал – не страшно, если он хочет смотреть телевизор – пожалуйста, в любое время, можно и драться при желании. Похоже на вседозволенность, но с принципом – как можно меньше запретов.

Родители при этом все равно учат ребенка жизненно необходимым вещам, учат соблюдению мер безопасности (нельзя играть со спичками, ножом и т.п.) Однако в идеале в этой модели ребенок на воле, и никаких запретов для него не существует. В отличие от ситуации попустительства, о которой мы говорили в самом начале, воспитательный процесс в данной модели все же осуществляется путем столкновения ребенка с природными ограничениями, с реальностью. Например, родители не запрещают ребенку ходить в морозы без шапки, но, не надев шапку, он отморозит себе уши. Не сходил в туалет перед дорогой – будет ныть и страдать. Нужно слушаться родителей не потому, что они вредные такие, а потому что объясняют, какая жизнь.

Разновидности естественного воспитания

Модель естественного воспитания имеет под собой две разновидности – «по-честному» и «по Жан-Жаку Руссо». Вариант «по-честному» предполагает воспитание ребенка только на сложившихся естественным путем жизненных обстоятельствах. Вариант «по Жан-Жаку Руссо» предполагает искусственное моделирование взрослыми природных ограничений при необходимости. Управляя ситуацией, взрослые преподносят отпрыску жизненные уроки без чтения нотаций, он как бы самостоятельно до всего доходят. По факту родители активно воспитывают ребенка, но не напрямую, а сталкивая его с грамотно подобранными ситуациями. У творческих и старательных родителей при такой модели воспитания могут получиться великолепные результаты. Взрослые стараются, чтобы давления с их стороны ребенок никогда не ощущал. Ребенку не запрещают ничего, но в итоге все будет так, как родители пожелают. Ребенок не чувствует принуждения, несмотря на его несомненное присутствие в его жизни.

Результат естественного воспитания может быть отличный, а может быть проблемный. Дети, воспитывавшиеся по такой методе, вырастают уверенными в себе, хорошо знающими жизнь, но не привыкшими к запретам. В школе такому ребенку может быть трудно. Например, преподаватель запрещает покидать класс во время учебного процесса, а ребенок никак не возьмет в толк – разве можно ему что-то запрещать? Почему нельзя покинуть класс, если я никого не буду отвлекать при этом и скоро вернусь? Запреты вызывают у таких детей неизменный протест. Но в умелых, искусных руках естественная модель воспитания способна принести вкуснейшие плоды.

Модель «Разумные ограничения» («Просторный дом»)

Модель подразумевает свободу ребенка и в то же время четкие запреты. Родители стремятся обеспечить для ребенка максимальное пространство свободы, он может играть, может баловаться, может пробовать что-то новое. Количество запретов стараются минимизировать, желательно, чтобы их было как можно меньше, запреты скорее служат принудительной, необходимой мерой. Это заранее известный список, сверх которого нет ничего, ребенку только остается не нарушать эти известные для него запреты.

Формулируя необходимый запрет, родители стараются сделать его понятным для сына или дочери. В то же время, запрет обозначается уверенно и четко, «нельзя» значит «нельзя», и родители внимательно следят за соблюдением правил. С порядками в семье не спорят. Они незыблемы, как домашние стены. Стена никого не пускает в дом, потому что является стеной, а не в силу своей вредности.

Модель «Линия развития» («Просторный дом»)

В основе данной модели воспитания лежит все тот же принцип «Просторный дом», подразумевающий пространство свободы и четкость запретов. В большом и просторном доме разрешается резвиться, баловаться, играть свободно, можно действовать по своему усмотрению, никто не будет ругать. В этой семье все друг друга уважают, ценят и любят. Опять же, чем меньше запретов у ребенка, тем предпочтительнее, но присутствует ряд разумных запретов. От предыдущей эта модель воспитания отличается наличием «красной линии» и «солнышка». «Солнышко» - это олицетворение семейных ценностей. В детях воспитывают понимание того, что является важным, правильным, дорогим, ради чего нужно жить. «Красная линия» - это путь, ведущий к ценностям. Имеющие ясные жизненные ценности родители считают своим долгом рассказать детям о том, во что они верят и что для них дорого. Разумеется, они имеют на это право. Ребенок узнает, какими людьми родители гордятся и каким они видят его в будущем. Это – их идеалы, это – солнце, которое освещает их жизненный путь.

В соответствии с «красной линией» родители ведут ребенка по свободному пространству, показывая лучший маршрут. Здесь не полагаются на выбор ребенка, а рекомендуют, советуют, при необходимости наставляют. Советуют всегда верить в себя, в свои силы, не опускать руки, работать, не сдаваться, вырабатывать лидерские качества, думать головой. Практикующие данную модель воспитания родители следят за тем, с кем дружит их ребенок, какие сайты в интернете посещает, и контролируют ситуацию. Они несут ответственность за процесс воспитания и за его результат. Они добиваются наилучшего выбора для своего ребенка.

Историко-культурный анализ обнаруживает существование в опыте человечества нескольких основных моделей воспитания, которые существуют и сегодня. Условно их можно разделить на: традиционные, социально-адаптирующие (к которым относятся государственно-политическая и функционально-ролевая), педоцентрические, диалоговые.

Весьма продуктивной в воспитательном плане во все времена остается традиционная модель , в которой педагогические отношения строятся на основе семейных, национальных, клановых, сословных традиций. Ведущим фактором здесь выступает воспроизведение принципов жизни и ценностей определенной социальной общности. Смыслом воспитательной деятельности становятся их трансляция потомству, приобщение к эталонным образцам поведения и отношений, сложившихся на протяжении длительного времени. Ярким примером такой модели служат многообразные варианты национального и религиозного воспитания, системы воспитания рыцарей и самураев, различные виды духовных практик.

Для традиционной модели характерны связи по принципу «отцы-дети», основанные на разнице в возрасте, опыте, направленные на воспроизведение нормативных образцов поведения. Традиционная модель продуктивна там и тогда, где и когда в социуме сильны национальные, семейные, религиозные, социально-груп­повые традиции и существуют устойчивые механизмы «консерва­ции» моделей деятельности.

В государственно-политической модели развитие и существо­вание воспитательных систем подчинены в первую очередь поли­тическим, идеологическим идеалам, целям, принципам. В этом случае все элементы социума становятся средством претворения в жизнь социально-политических идей и замыслов государства. Сюда относятся наука, искусство, институт учительства, средства массо­вой информации и т.д. Государственно-политическая модель тре­бует некоего стандарта и усредненности в результатах воспитания. Причем «сверху» для воспитанников иногда задаются довольно высокие личностные параметры. Достаточно вспомнить систему подготовки юношества в Спарте или целевые педагогические ори­ентиры любого тоталитарного государства.

В государственно-политической модели в качестве ведущих вы­ступают связи, способствующие воспроизводству определенных убеждений или веры. Этот вариант воспитания способен дать ре­зультат, направленный на процветание государства, на рост его политического, экономического, военного потенциала, посколь­ку образовательно-воспитательная система концентрирует, вво­дит в резонанс усилия огромных масс людей в едином устрем­лении.

В такой модели сильны и всегда достаточно хорошо отработа­ны механизмы социально-психологического воздействия на раз­личные слои населения, в том числе и на молодежь. В крайних проявлениях это могут дать примеры слепого фанатизма, беспре­кословного подчинения и некритического принятия предлагае­мых «сверху» знаний, взглядов, опыта, деятельности, оценочных суждений.



Функционально-ролевая модель. Внутри организации или учреждения (школа, гимназия, детская общественная организация, армия, неформальное объеди­нение и др.) в центре воспитательной работы могут находиться функционально-ролевые интересы. В этом случае воспитательная деятельность будет регламентироваться внутренними уставами, нор­мативами, правилами. Для функционально-ролевой модели ха­рактерна четкая методическая инструментовка, обеспечивающая прогностическое построение необходимых компонентов воспита­тельной системы. В ней доминируют общественные интересы. Люди в первую очередь рассматриваются как носители определенных ролевых обязанностей (общественных функций).

Педоцентрическая модель воспитания. Противоположная по смыслу социально-адаптирующей мо­дели педоцентрическая модель ставит в центр воспитательной ситуации ребенка, а все параметры педагогического процесса исходят из индивидуальных особенностей воспитанника, его интересов и потребностей. В этом случае воспитатель создает мак­симально благоприятные условия для самовыражения, самораз­вития внутренних сил ребенка. Данной модели соответствует понятие «свободное воспитание». Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, Дж.Дьюи, А.Нейлл в разные эпохи, в разных странах предпринимали попытки органи­зации такой педагогической системы, где бы воспитанник был центральной точкой отсчета при отборе содержания, средств, форм, методов работы. Но поскольку государственная система массового обучения не может быть модифицирована с учетом осо­бенностей и потребностей каждого человека, педоцентрическая модель существует в педагогической культуре в штучных, ориги­нальных вариантах, не поддающихся регламентации и не перено­симых на другие ситуации. В основе такой модели заложена лю­бовь к ребенку. В воспитательной деятельности фактически еже­минутно воспроизводится его право на самореализацию, сохранение личности, развитие индивидуальности.



Характерно, что в истории педагогики не было ни одной до конца удачной попытки практически организовать систему воспитания на данной основе на длительный срок. Были либо прекращение экспе­римента в силу социально-исторических причин (Яснополянская шко­ла), либо осознание автором противоречивости своих подходов (Ж.Ж.Руссо), либо социальная невостребованность идей (К.Н. Вент­цель). Свободное воспитание как массовая модель, вероятно, и не может существовать, хотя в любом обществе идеи педоцентризма, как правило, порождают волну альтернативных образовательных дви­жений.

Диалоговая модель воспитания. В диалоговой модели основу составляют человеческие связи, возникающие в системе «педагог-воспитанник». Определяющую роль играют отношения сотрудничества, сотворчества, имеющие межличностный характер. Ситуация воспитания развивается, исходя из совместных интересов и потребностей обеих сторон. В диалоговой модели человек всегда понимается как цель и никогда - как средство, в чем и реализуется подлинно педагоги­ческий смысл взаимодействия старших и младших поколений не­зависимо от типа учреждения, где это взаимодействие происхо­дит.

Данный вариант предполагает высокую гуманистическую куль­туру всех участников воспитательной ситуации, что дает возмож­ность совместного построения и преобразования компонентов педагогического процесса. Модель обеспечивает одновременное развитие, самосовершенствование, самореализацию как воспи­танников. Диалоговая модель, основанная на ценностно-смысловом равенстве педагога и воспитанников, по существу, только начинает складываться на историко-педагогическом пространстве. Одной из реализованных форм ее существования можно считать феномен новаторской педагогики.

9. Социальная сущность воспитания. Основные направления воспитания: умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое.

Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Существует много различных подходов к рассмотрению этой категории. Понятие «воспитание»имеет много значений. Его можно понимать в широком и узком смысле, рассматривать в аспектах общественного явления, деятельности, процесса, социального института, системы и т.д.

Если понимать воспитание в широком социальномсмысле, то его фактически можно отождествить с социализацией. Социализация воспринимается в данном контексте как развитие человека в онтогенезе (индивидуальном развитии) в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений.

В узком педагогическом смысле воспитание , во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, руководство (управление) процессом формирования и развития личности, передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду;

функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, специально организованный и управляемый процесс формирования человека, передачи общественно исторического опыта новым поколениям (Е.С. Рапацевич);

подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру (И.Ф. Харламов);

специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы (В.С. Селиванов);

целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: конкретных людей, микрогрупп и коллективов, социальных институтов.

Взаимодействие воспитателей и воспитанников представляет собой обмен информацией, способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно. В целом взаимодействие воспитателей и воспитанников и его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Современное воспитание направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравственно-мировоззренческой устойчивости, с другой – гибкости. В быстроизменяющемся мире человек может жить и эффективно действовать, обладая высокой психологической гибкостью. Ему необходима способность получать и усваивать новую информацию, адаптироваться к переменам как в обществе, так и в своей собственной судьбе. В то же время человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества, индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться невротическая реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до её распада.

Взаимодействие государства с институтами воспитания (семьей, образовательными учреждениями, общественными организациями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации) зависят от особенностей конкретной социально-политической системы и государственной политики в сфере воспитания. Социально-экономическая политика государства объективно определяет престиж воспитания.

Взаимодействие между институтами воспитания выражается во взаимодополнении в процессе воспитания различных возрастных и социальных групп людей. Например, школа обеспечивает необходимый минимум воспитания всех детей, подростков и юношей; детские и юношеские организации дополняют его развитием общественной активности; учреждения НПО и СПО обеспечивают профессиональную подготовку; внешкольные учреждения создают дополнительные условия для удовлетворения индивидуальных интересов и развития творческих задатков.

Отсутствие между институтами воспитания четкой системы связей делает процесс воспитания дискретным (прерывным), в отличие от непрерывности процесса социализации. Это приводит к неоднозначности и относительной противоречивости воспитывающих влияний на человека в каждом конкретном случае.

Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.

Таким образом, воспитание – это конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Существуютследующие основные направления воспитания: умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое.

Рассмотрим эти направления.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). Нравыже в данном случае – это устоявшиеся в данном сообществе нормы поведения. Мораль – общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Мораль представляет собой единство двух характеристик: выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам обязательным для всех; основывается на автономии человеческого духа (свободный выбор личности, ее самоутверждение). Сущность морали воплощена в одной из самых древних моральных заповедей – «золотого правила нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Нормы морали зафиксированы в заповедях, принципах общегуманистического характера: «не убий», «не лги», «не кради». Основные категории морали: добро, долг, совесть. Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг – ее императивный характер, совесть – интимно-личностную природу.

Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.

Современные подходы к созданию концепций и моделей воспитания складывались на основе прошлого опыта развития общества, обусловливавшего процесс воспитания в соответствии с мировоззрением и философской системой, социально-политическими установками, учением об идеале. Это нашло отражение в работах Аристотеля, Ф.Гегеля, А.С.Макаренко, Л.Н.Толстого К.Д.Ушинского, Ш.Фурье, Н.Г.Чернышевского и др. Идея культурно-исторического подхода в создании модели воспитания является для системы российского образования, с одной стороны, традиционной, с другой – в нынешних условиях гуманизации образования – новой. Идеи Л.С.Выготского о культурно-историческом взгляде на образование обусловили становление социальной модели воспитания.

Социальная модель воспитания отражает процесс социализации каждого индивида, присваивающего правила, по которым функционируют институты, во многом через продукты их деятельности. На это указывал в своих работах Л.С.Выготский. Отталкиваясь от концепции социального характера, разработанной Э.Фроммом, можно выделить две основные личностные ориентации по отношению к окружающим человека обществу и культуре: социально-конформную и экзистенциальную. Социально-конформная ориентация – это стремление человека следовать действующим здесь и теперь социальным нормам, полностью слиться с требованиями социальной среды. Противоположным полюсом выступает экзистенциальная ориентация. Это, по Э.Фромму, ориентация на свободу и ответственность.

Развитие социальной модели воспитания на современном этапе строится на двух основных концепциях. Первая - индивидоцентристкая , рассматривающая человека как центр и цель мироздания. Ее методологические основы были разработаны А.Маслоу, который отстаивал тезис об изначально заданной сущности человека, заложенной в нем с рождения в «свёрнутом» виде. Вторая концепция – социоцентристская – длительное время господствовала в системе советского воспитания. Её главная идея: человек - часть общества, а значимость и ценность его определяется вкладом в общее дело. Развитие личности в процессе социализации осуществляется посредством усвоения ею «...ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства... социальных связей и социального опыта.

Социально-рационалистическое направление в воспитании формировалось в основном в 10-е гг. ХХ в. и особенно ярко проявило себя в 20-е. Его лидерами стали П.П.Блонский, А.В.Луначарский и др. Их отличали вера в «прогресс», возможность создания справедливого социального строя, изменения мира посредством знаний. Референтной группой являлась «вся молодежь Страны Советов» без строгой социальной дифференциации, но потенциально способная стать субъектом саморазвития. В качестве образовательных ценностей выдвигались развитие творческого теоретического мышления, способности к культурному диалогу.



Социально-реформаторское направление в воспитании отстаивало после Октябрьской революции задачу построения социализма как высшей ценности. Основной круг его теоретиков составляли такие неоднозначные личности, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др. Деятельностный подход в образовании влиял и на процессы воспитания, где совместные мероприятия, виды деятельности и коллектив выступали основным условием становления нравственных качеств личности. Этот подход обеспечил становление концепции сплочения и воспитания детского коллектива, разработанной А.С.Макаренко. Основные положения ее: постановка общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение их в совместную деятельность по ее реализации, опора на детское самоуправление, использование соревнования и игры в организации жизни детей, культивирование традиций, закрепляющих ее результаты, включение коллектива в систему более широких социальных связей.

Наряду с социальной моделью воспитания в 20-е гг. развивалось технократическое направление, которое в качестве ценности пыталось утвердить стремление к «общей пользе» в гармонии с индивидуальными интересами практической (прагматической) направленности. Целью образования выступала подготовка компетентного работника, способного удовлетворить текущие производственные потребности.

Антрополого-гуманистическое направление в воспитании, обозначившееся в 10-е гг. ХХ в., было представлено такими философами и педагогами, как Л.С.Выготский, П.Ф.Каптерев, М.М.Рубинштейн, В.Н.Сорока-Росинский, С.И.Гессен и др. Они ориентировались в основном на такие базовые ценности, которые сложились в классической традиции жизни народа – источник истины и блага. Целью этой модели воспитания является гармоническое развитие личности, укорененной в национальной ментальности, основным ориентиром – обширные фундаментальные знания и способы творческого оперирования наследием.



Значительное место в полифонии российской педагогики занимала теория свободного воспитания , связанная, в первую очередь, с деятельностью Л.Н.Толстого, с философско-педагогическими трудами К.Н.Вентцеля, С.И.Гессена. Базовой ценностью была признана свобода личности, независимой от внешних сил и от «невидимых цепей внутреннего духовного рабства». Главной целью считалось достижение самоактуализации воспитанника. В содержании образования приоритет отдавался гражданским и «человеческим» знаниям, прежде всего гуманитарным.

В силу исторических причин христианско-антропологическое направление , в формирование которого значительный вклад внесли труды Л.Н.Толстого и В.В.Розанова, после Октября 1917 г. развивалось главным образом в русском педагогическом зарубежье – в произведениях В.В.Зеньковского, русских религиозных мыслителей, в разработках сотрудников религиозно-педагогического кабинета при Богословском институте в Париже (Л.Зандер, С.Четвериков). Базовые ориентиры детерминировались православием и его постулатами. Целью образования и воспитания становилось осознание юношеством русской эмиграции дела служения Отечеству как особой жизненной миссии.

Космическая педагогика, развивавшаясяВ.И.Вернадским, К.Э.Циолковским и К.Н.Вентцелем, ориентировалась на выживание человечества как единой общности, достижение солидарности народов путем диалога культур. Образовательные цели виделись в стимулировании у ребенка способности к диалогу с Космосом, Вселенной, в понимание проблем всего Человечества как своих собственных. Основное содержание составляли экологические и ноосферные знания.

На современном этапе развития российского образования доминирует направление гуманистической культуросообразной концепции воспитания , обеспечивающей переход к глобальным, планетарным и возвращение к лучшим российским традициям (М.М.Бахтин, Е.В.Бондаревская, Д.С.Лихачёв, С.В.Кульневич, В.В.Розов и др.). Обозначилась тенденция к индивидуализации ценностных предпочтений, к созданию новой модели воспитания. Её ведущими принципами выступают следующие успешно апробированные в отечественной педагогике первой трети ХХ в. положения: гуманистическая установка образовательного процесса, акцентирование всей деятельности на личности ребенка; культуросообразность обучения и воспитания в соответствии с геополитическими, социокультурными доминантами российской цивилизации, региональными особенностями; реализация принципа социальной справедливости; гуманитарная направленность образовательных дисциплин.

Развитие культуросообразной концепции воспитания мы находим в работах Е.В.Бондаревской, которая отмечает, что российский культурно-воспитательный идеал человека ХХI в. воплощает в себе общечеловеческую нравственность, национальный характер, индивидуальное своеобразие личности. Такой человек ориентирован на сотрудничество, он не сможет совершить деструктивных действий, и не даст себя вовлечь в разрушительную деятельность. Это означает реализацию в образовательно-воспитательном процессе таких задач как формирование безопасной личности, не способной причинять вред ни людям, ни природе, ни самой себе; воспитание личности, владеющей родным языком и языками народов мира, открытой к диалогу, обмену смыслами, бережно и трепетно относящийся к слову; воспитание гражданина и «государственного человека», способного быть участником и организатором сложных общественных, экономических процессов и структур управления, содействовать сохранению целостности Российского государства.

В исследованиях Т.И.Власовой представлена воспитательная модель «Школа и культурное пространство микрорегиона» . Воспитание автор понимает как условие для развития индивидуальной культуры ребёнка, включающее: творческую деятельность, сферы сознания и бытия, систему ценностей. Цель – развитие индивидуальной культуры школьника как диалектическое единство уникально-единичных, универсально-типических качеств, культурного опыта человечества.

В контексте гуманистической модели образования сложились достаточно устойчивые концепции и модели воспитания. Системная модель воспитания разработана В.А.Караковским, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, которые подчёркивали, что любая воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного – того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и школьников, окружающей его среде, что надо управлять не личностью, а процессом её развития. Цель воспитания они видели во всестороннем, гармоничном развитии личности. Задачи воспитания связаны с приобщением детей к общечеловеческим ценностям, формированием самосознания. Содержание воспитательного процесса определяли такие общечеловеческие ценности как Человек, Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Системно-ролевая модель формирования личности , предложенная Н.М.Таланчук, определила цель воспитания как формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. Содержание воспитательного процесса строится вокруг сфер жизнедеятельности учащихся: семья, коллектив, общество, мир, Я-сфера, что позволяет воспитаннику осваивать различные социальные роли. В качестве механизма воспитания выступают система воспитательных функций (диагностическая, целевая, планирующая, организаторская, мобилизационно-побудительная, формирующая, контрольно-аналитическая, оценочная, координирующая, коррекционная). Критериями и показателями эффективности воспитательной системы выступают показатели способности и готовности выполнять систему социальных ролей.

Социокультурная модель воспитания как компонент педагогического процесса (А.В.Авсентьев, А.В.Мудрик, В.В.Морозов и др.) определяет цель идеального, гармонического развития человека и реального, соответствующего специфическим условиям жизни. Содержание воспитательного процесса строится на системе гуманных ценностей (гуманность, солидарность, любовь, представление о долге, справедливости, скромности, честности, ответственности), обеспечивающих становление сфер человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной).

Автор концепции формирования образа жизни, достойного человека, Н.Е.Щуркова, понимает воспитание как слагаемое культуры, фактор культуры и прямую зависимость культуры. Поэтому понять феномен воспитания приводит нас в первую очередь к необходимости понять социальную ситуацию общества, которая порождает педагогическую ситуацию. Культурологический взгляд на процесс воспитания разрешает множество ставших перед педагогами проблем.

Концепция педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития О.С.Газмана и его учеников трактует воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Цель воспитания ориентирована на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности, перед которой поставлены идеальные и реальные цели.

Концепция самовоспитания , созданная Г.К.Селевко, так определяет цель воспитания: активный, инициативный, самостоятельный гражданин, просвещённый, культурный человек, заботливый семьянин и мастер в своём профессиональном деле, способный к постоянному жизненному самосовершенствованию. Содержание воспитательного процесса отражает знания, умения и навыки, позволяющие ребёнку вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности.

Синергетическая концепция воспитания является сегодня довольно распространённой (Е.Н.Князева, С.В.Кульневич и др.). Авторы понимают воспитание как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, востребующих определенные внешние инициации. В качестве внутренних ресурсов были обозначены мотивированность, рефлексия, автономность и другие, формирующие личностный опыт создания собственной картины мира, а внешними инициативами – ценности или антиценности. Цель данного подхода – обеспечить процессу воспитания такие характеристики как самоорганизация, открытость, нелинейность, неравномерность, бифуркации, флуктуации, диссипативные структуры, аттрактор.

Основные понятия изучаемого феномена: воспитание, процесс, пространство, среда. Категорию «воспитание» одни авторы определяют как «целенаправленное управление процессом формирования и развития личности» (Х.И. Лийметс); другие – как «способ выживания человечества как вида (в филогенезе) через ретрансляцию подрастающим поколениям совокупного продукта человеческой культуры» (В.И. Шкиндер); третьи – как «передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду»; четвертые – как «социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека» (Е.М. Рыбинский). Процесс воспитания М.М.Бахтин определяет как организацию поступательного осмысления жизни в культуре, как свободный выбор нравственных ценностей, которые обеспечивают целостность и процессу, и личности, активно включенной в процесс познания и самосозидания. Процессу воспитания свойственно стадийность, которая определяется ступенью непрерывного образования и придающая ей специфичность, преемственность и прерывность.

Воспитательный процесс рассматривается А.В.Панкратовым с позиции становления человека с определёнными поступками, идеями и убеждениями мировоззренческого, религиозного, нравственного характера, которые складываются непрерывно на протяжении всей жизни. Автор убеждён в том, что по сравнению с другими социальными системами школа и вуз имеют большие возможности в систематическом, планомерном и незаметном воспитании.

В.М.Полонский, анализируя вопросы терминологии с точки зрения оценки профессиональной компетенции работников, отмечает, что «воспитательное пространство» достаточно новый термин для педагогики. Оно входит в образовательное пространство, но в педагогике пока не сложился понятийный «вес». Согласно Д.В.Григорьеву, воспитательное пространство предстаёт как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием личностного развития человека.

Воспитательная среда, по мнению Н.Е.Щурковой, есть совокупность окружающих обстоятельств, социально-ценностных, влияющих на личностное развитие ребенка и содействующих его вхождению в современную культуру. В работах А.Н.Басова, В.Г.Бочаровой, Ю.С.Мануйлова, М.М.Скаткина и др. изучались различные аспекты и значения среды в воспитании личности. Среда определялась как формализованное жизненное пространство, организованное взрослыми, где первая – обладала принуждающей силой и включала человека в разнообразные взаимодействия. Педагогическая роль среды определялась ее социокультурными ценностями, обеспечивающими гуманную нравственную позицию личности.

Понятие «система» органически связано с категорией воспитания и обосновано в работах А.М.Аверьянова, Л.П.Буевой, В.А.Караковского, Ю.С.Мануйлова и др. Основными характеристиками системы определялись целостность и динамичность, структурность, целесообразность. Термин «воспитательная система», можно рассматривать как трех аспектный процесс: процесс развития ее как целостной системы в непрерывном образовании, процесс создания и укрепления целостности, благодаря взаимодействию коммуникаций, процесс коррекции коммуникаций, взаимодействий и отношений каждого субъекта системы. При создании воспитательной системы необходимо формировать концепцию как совокупность основных педагогических идей; выделить системообразующее ядро; создать ситуации культурной событийности, ориентироваться на общечеловеческие и национальные ценности.

1.6.Особенности воспитания личности в поликультурном образовательном пространстве Южного региона.

Характерной чертой современного мира и образования является обращённость к национальным традициям, культурно-историческому опыту своего народа. Вопросы воспитания в науке разрабатываются, опираясь на общечеловеческие ценности, но учитывая национально-региональный компонент в развитии образования и становления мировоззренческих основ студенческой молодёжи. Северный Кавказ остаётся предметом изучения философов, социологов, педагогов и психологов как специфическое пространство жизни людей и политический рубеж России на Юге. Гуманистическая модель образования, ориентированная на реализацию общечеловеческих и национальных ценностей, рассматривает традиции и культуру как факторы стабилизации межнациональных отношений в поликультурном пространстве России, что привлекает пристальное внимание учёных и практиков. Мы осуществили анализ широко известных работ в области вопросов национального образования и воспитания (А.М.Алиева, Г.Н.Волков, М.И.Налоева, З.А.Шогенов, С.И.Эфендиев и др.). Их работы словно пробудили у последующих исследователей глубокий интерес к педагогическим корням их народов. К ним, прежде всего, относятся диссертации В.Х.Арутюняна, М.Б.Гуртуевой, И.А.Шорова, Т.Ормонова, Р.Пашаевой, Б.М.Ховратовича и др. Они раскрывают содержание многовекового традиционного педагогического опыта отдельных народов нашей родины и значение этого опыта во всестороннем и гармоническом развитии личности.

Расширение национального самосознания народа зависит от интенсивности коммуникативных связей. Особенности таких коммуникаций обусловлены сложившимся культурным опытом жизни, национальными традициями, мировоззренческими установками. Национальное отображено в художественной культуре и национальном характере народа. Культура позволяет изменять социальное сознание и предупреждать возникновение межнациональных контактов. Ф.С.Эфендиев пишет: «Национальное, как философская категория, обобщает многие стороны жизни национальных общностей, воплощает многообразие индивидуального, особенного, отдельного, охватывает всё богатство материальной и духовной жизни нации». Автор указывает, что исследования проблем взаимосвязей и взаимообусловленностей этнокультурного и национального самосознания, раскрытие причин, взаимосвязи и влияния друг на друга имеет большое научно-теоретическое значение.

Обогащение содержания воспитания национальной культурой изменяет характер в целом воспитательной системы в сфере профессионального педагогического образования. О роли национальной культуры А.Г.Агаев писал следующее: «…Культура представляет из себя не только ценности, созданные народом, но и его творческую деятельность по их производству, распределению и освоению… Национальная культура охватывает всё предметное и духовное богатство, созданное народом и используемое им в своём национальном существовании. В связи с этим хотелось бы отметить, что национальная культура обладает способностью наглядно отображать национальное. В это её сила и большие потенциальные возможности в воспитании молодёжи. Она позволяет осознать свою индивидуальность и принадлежность к нации и народу.

В настоящее время в социальной структуре народов Южного федерального округа идёт количественный и качественный рост национального самосознания и этнической культуры. Однако важно помнить и соблюдать меру в интеграции общечеловеческих и национальных ценностей, без учета этого может произойти искажение в представлениях молодежи о значимости своей значимости. По мнению В.П.Фоминых, необходимо предупреждать гипертрофированные представления о своей нации по сравнению с характерологическими чертами других народов. Данная проблема непременно должна разрешаться средствами профессионального педагогического образования. Необходимо формировать позитивную оценку своей нации и уважительное отношение к другим.

В работах А.В.Авсентьева, В.А.Авсентьева было отмечено, что национальные особенности жизни, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека более важную роль. Исходя из этого, мы видим возможности средствами воспитания и профессионального образования корректировать сложившиеся стереотипы национального самосознания, которые в условиях жизнедеятельности отдельных людей порой определяют неадекватный тип поведения и взаимоотношений. В каждой культурной традиции различных народов имеются возможности для неконфликтной совместной жизнедеятельности.

Средства художественной литературы, изобразительного искусства и фольклора Южного федерального округа содержат богатый материал для воспитания культуры и национального самосознания личности. За последнее время в университетах обращаются более пристальное внимание на народную педагогику, как хранительницу духовного, трудового и нравственного опыта. И.А.Шоров писал: «Народные идеи, отражающие общественное бытие, различно влияют на ход общественного развития, на ход социальной жизни людей».

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе. Теоретико-методологические основания поликультурного образования: культуросообразная концепцию образования Е.В.Бондаревской, поликультурного образования В.П.Борисенкова, З.А.Мальковой, О.В.Гукаленко, Л.Л.Супруновой, многокультурного образования Г.Д.Дмитриева и др. Поликультурное образование пространство выступает наиболее оптимальной средой приобретения опыта культуросообразного поведения, культурной самоидентификации и самореализации своих творческих задатков и способностей.

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф.Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф.Каптерев относил язык, религию, быт.

В конце XX столетия не возникает сомнения в актуальности поликультурного образования, его достойном месте в теории и практике воспитания подрастающих поколений, необходимости активной разработки и уточнении целей, задач, функций, содержания, технологий этого важного компонента образования.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования:

Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

Создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Основными критериями проектирования содержания поликультурного образования выступили:

Отражение в учебном материале гуманистических идей;

Характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира;

Раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;

Приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях.

В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение личности к родной культуре, российской и мировой. Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью достижений целостного взаимозависимого мира. В контексте поликультурного образования акцент смещается на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие прогностическое значение, способствующие развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлению добрососедского сотрудничества на межличностном, государственном, международном уровнях. В логике поликультурного образования целесообразно знакомить с историей, художественным искусством, традиционными ремёслами своего народа в контексте культурного развития России и мира. Это позволит более чётко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и в конечном счёте способствовать расширению социальной мобильности личности. Интеграция культуры, истории, религии, искусства народов влияет на сознание подрастающего поколения, обогащает культурно-исторический опыт различных этнонациональных общностей, выявляет их общечеловеческий потенциал.

Другое направление поликультурного образования - приобщение обучающихся к языкам и культурам народов, проживающих как в России, так и за рубежом. В многонациональном Российском государстве особую роль в становлении личности и реализации ее творческих возможностей играет русский язык как язык межнационального общения, имеющий богатые культурные традиции и литературное наследие. Владение языком межнационального общения расширяет образовательные, научные и культурные перспективы личности, включает её в богатый контекст нравственных образов русской литературы, приобщает к культурным, научным и техническим достижениям России и мира.

Содержание педагогического образования, выстроенное в контексте поликультурности, позволяет усваивать такие основные понятия и категории как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами, взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция, культура межнационального общения, конфликт, культура мира, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, ненасилие, толерантность и др.

Таким образом, Южный федеральный округ России представляет собой специфическое по экономическим, социальным и культурным традициям пространство жизнедеятельности людей. Социально-экономические условия развития региона формируют и своеобразие образовательного процесса среднего и высшего профессионального образования. Модернизация образования в России определила его стратегические направления, связанные с развитием гуманистической модели образования и рассмотрением его как поликультурного пространства. В рамках деятельности Южного отделения Российской академии образования разрабатываются различные модели поликультурного образования как условия воспитания будущих учителей и воспитателей. Именно поликультурный подход определяет особенности национально-регионального компонента воспитания на основе общечеловеческих, национальных ценностей и сложившихся в том или ином регионе культурных традиций. Содержание воспитательного процесса необходимо строить, как утверждают многие учёные, с учётом национальной психологии и ценностей народов, определяющих национальное самосознание личности.

1.7.Анализ современных теоретических подходов к проблеме регионализации образования.

Развитие процессов дифференциации образовательных систем централизации управления образованием в период 90-х г., появление новых форм государственно-общественного управления привели только к активизации процессов регионализации образования, усилений инновационных процессов в региональных образовательных системах, но способствовали также научному осмыслению этих процессов, разработке теоретических основ инновационного управления, непосредственно связанного с проектной деятельностью и организацией региональных систем образования.

Базовым понятием явилось понятие «регион», широко используемое и по-разному трактуемое в различных научных областях. Изначальный смысл латинского слова regio - страна, область, круг, сказался на современном его понимании, связанном, прежде всего с территориально-географическими характеристиками определенного пространства. Но наряду с привязанностью к определенному месту, округу, понятие «регион» содержит в себе природные, национальные, социокультурные, исторические и экономические характеристики. Важной характеристикой региона определяется его целостность. Регион рассматривается как многосоставное цивилизационное целое - сосуществование различных экономических укладов, образов жизни, культурно-исторических традиций.

Понятие «регион» с позиции качественной характеристики системы образования связывалось с понятием «региональность», а с позиции ее динамического развития - с понятием «регионализация». Понятия «региональность», в научной литературе рассматривалось как одно из основных качеств образовательной системы региона. Исходя из философского представления с «качественной определенности объекта» и учитывая, что эта категория отражает «устойчивые взаимодействия составных элементов объекта» и подразумевает «целостную характеристику функционального единства существующих свойств объекта», региональность образовательной системы рассматривалась как: сопряженность образовательной системы с другими звеньями социальной системы региона, влияющими на содержание и процесс ее развития; следствие специфических характеристик региона (хозяйственно- экономических, социокультурных и др.), связанных с традициями жизнедеятельности населения, несущих устойчивые элементы духовности народа; отражение противоречий социальной системы региона, положительных и отрицательных тенденций ее развития. Понятие «региональность» как качество региональной образовательной системы связывалось с такими формирующими это качество противоположными процессами, как дифференциация и интеграция.

Проблема дифференциации региональной системы образования рассматривалась с позиции дифференциации целей, содержания, методов и форм образования на основе учета социокультурных, исторических, экономических различий регионов. Это был путь отхода от унифицированной образовательной системы, и начинался он с дифференциации целей отдельных, входящих в региональную систему педагогических систем образовательных учреждений. Именно «снизу» процессы дифференциации поднимались «наверх», на муниципальный и региональный уровни, определяя специфику целевого компонента их деятельности. Таким образом, менялся источник, определяющий направление дальнейшего развития региональной образовательной системы. Этим источником становилась инновационная деятельность образовательных учреждений. Цели развития педагогических систем образовательных учреждений определялись исходя из специфики социокультурной и образовательной ситуации региона, условий конкретной местности и инновационной деятельности педагогических коллективов. Процессы интеграции уравновешивали процессы дифференциации и были направлены на сохранение единства стратегических целей образовательной политики, что обеспечивалось созданием общего правового и информационного пространства.

Родственное понятию «региональность» понятие «регионализация» рассматривалось с позиции развития образовательной системы. Понятие «регионализация образования» является многоаспектным и полисемантическим. В научной литературе оно рассматривалось с разных позиций. Обобщенно эти позиции можно представить как позицию основных «потребителей образования», т.е. тех, на кого направлены основные цели образования. Такими потребителями, объектами процессов регионализации являются личность и общество и, соответственно, обшественно-организационный и социокультурный аспекты рассмотрения регионализации: государство - административно-государственный аспект и сама сфера образования-организационно-педагогический аспект. С позиции личности и общества (общественно-организационный аспект) регионализация образования рассматривается как социально-педагогическое явление, как фактор, влияющий на развитие человека и жизни в регионе. Такое же понимание регионализации образования представлено в Законе «Об образовании» и «Федеральной программе развития российского образования».

В соответствии с этими документами суть регионализации образования заключается в следующем: переориентации образовательных систем от производства «средневзвешенного» человека на развитие интеллектуального и духовного потенциала людей, способных полноценно жить и действовать в конкретных условиях своей всегда конкретной Земли; освоении внутри образования опережающих схем, принципов хозяйственно-экономической и политической жизни в регионах; «прорывных» индустриальных и информационных технологий; форм соорганизации управленческой, научно-методологической и производственной деятельностей (в этом случае образование выступает как полисфера, воспроизводящая внутри себя перспективу развития других сфер региональной жизни); создании условий для развития образовательных запросов всех слоев населения данного региона.

Исходя из такого понимания регионализации, региональное образование приобретает статус важнейшей общественной сферы деятельности, влияющей на состояние и развитие всех других сфер общественной практики в регионе и открытой для образовательных инициатив отдельного человека, семьи, социальной группы, профессионального сообщества. Важнейшей задачей регионализации становится создание в регионе условий для раскрытия и развития творческих способностей, склонностей личности, ее самореализации впроцессе обучения и интеграции в социокультурное пространство региона. Этому как раз и способствует «общественный» характер образовательной сферы, который выражается в том, что все важнейшие функции, начиная от определения приоритетов ее развития и заканчивая оценкой деятельности, осуществляются на основе солидарной ответственности государственных, муниципальных органов управления и территориального сообщества.

Таким образом, понятие «регионализация» образования рассматривается в научной литературе как разнонаправленный процесс. Суть этого процесса заключается в объединении, интеграции будущего, выступающего как цель развития и оформленного в комплексных целевых программах развития регионального образования, и прошлого, выражающегося в культурно-исторических традициях, сформировавшихся внутренних закономерностях развития региональной образовательной системы. С этих позиций региональная сист

Типы, виды и модели воспитания

Воспитание как педагогическое явление имеет множество определений, в которых оно определяется как целенаправленная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности. Разработка понятия воспитания привела к выделению и характеристике целого ряда аспектов: типы воспитания, виды и модели воспитания.

Выделяют первый и второй типы воспитания.

Первый тип воспитания основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи.

Второй тип воспитания возник в результате общественного разделения труда, имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп.

Этот тип воспитания представлен в мировой культуре восточным и западным воспитанием. Восточному типу воспитания свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной свободы личности, ее самостоятельности, независимости мышления. Западное воспитание имеет ценностно-рациональный характер обучения и образования, ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал.

Вид воспитания отражает содержание воспитательной деятельности. Можно выделить несколько групп видов воспитания.

Одна из групп - это виды воспитания, объединенные в соответствии с направлениями, по которым передается опыт поколений: физическое воспитание, эстетическое воспитание, умственное воспитание, трудовое воспитание, нравственное воспитание, гражданское воспитание и др.

Можно выделить группу видов воспитания, объединенных по институциональному признаку: дошкольное воспитание, школьное воспитание, семейное воспитание, конфессиональное воспитание и др.

Рассмотрение стилей общения позволяет рассмотреть такие виды воспитания, как авторитарное воспитание, демократическое воспитание, либеральное воспитание, попустительское воспитание.

В основе формирования модели воспитания лежит та или иная философская концепция. Так появились идеалистическая, социетарная, прагматистская, технократическая, гуманистическая и другие модели воспитания.

Идеалистическая модель предполагает воспитание как создание такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы развития полноценной личности (Платон, Т.Мор, Т. Кампанелла, Г. Песталоцци).

Прагматистская модель воспитания направлена на обучение решению реальных проблем и достижению успеха в жизни. Модель рассматривает передачу знаний только полезных, практико-ориентированных. Большое внимание уделяется саморазвитию личности. (М.Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи).

Социетарная модель воспитания основана на определенной системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными (коммунистическая, религиозная, националистическая).

Гуманистическая модель воспитания организуется на базе взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особенностей воспитанника, принятия его таким, каков он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты(Э.Фромм, А.Маслоу).

Технократическая модель воспитания основана на жестком управлении и контроле за воспитанником, технологичной организацией воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата, прежде всего в поведении. Воспитание понимается как формирование поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений. (Б.Скиннер).

Выбор модели воспитания составляет основу реализации воспитания как педагогического явления.

Цели воспитания

Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл. «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы вам ответить на вопрос, что он хочет строить?.. То же самое Вы должны сказать о воспитателе, который не сумеет точно и ясно определить вам цели своей воспитательной деятельности» (К.Д.Ушинский). Цель воспитания есть отражение его целенаправленности и целесообразности. Это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания. Определяет его направление, содержание, формы и методы. В этом проявляется функциональное назначение цели.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действие человека или группы людей; предполагаемый идеальный результат деятельности.

Цель воспитания - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее существованию, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни. Можно привести слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества».

Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.

По Э. Дюркгейму, воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которых требуют от него политическое общество в целом и, в частности, та социальная среда, к которой он принадлежит.

Если принять во внимание, что в цели заложен результат процесса, то, согласно отечественным представлениям, важнейшим результатом воспитания является готовность и способность человека к самовоспитанию.

Генезис целей воспитания

Потребности общества определяются способом производства - уровнем развития производительных сил и характером общественных отношений. Цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется в зависимости от типа общественно-экономических отношений. Рассмотрим изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономической формации.

Первобытнообщинный строй характеризовался отсутствием классового деления. Воспитание должно было обеспечить существование людей, вооружить их опытом выживания. Одинаковая трудовая подготовка вне воспитательных учреждений (вследствие их отсутствия), совпадение способа производства с целью воспитания - черты данной формации.

Воспитание при рабовладельческом строе становится особой функцией государства, поскольку классовое деление приводит к появлению различий в характере цели воспитания. Подготовка одних к роли господ, а других - к покорности и смирению свидетельствует о дуализме цели в рабовладельческом строе.

При феодализме цели воспитания остаются дифференцированными. Характер производственных отношений не требует от низших слоев населения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раздвоение целей воспитания выражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость от способа производства.

Капиталистический строй характеризуется наличием двух классов - буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, вынуждает правящий класс создавать сеть специализированных учреждений, сочетающих обучение с производственным трудом. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняется, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.

На смену раннему капиталистическому строю пришел посткапиталистический (рыночный, демократический и т.п.). Это более высокий уровень развития производственных и общественных отношений. Цели, зависящие от способа производства, варьируются от воспитания делового предприимчивого человека, до борца за коммунистические идеалы.

Таким образом, цель воспитания носит, как и само воспитание конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации , в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т.е. постоянное изменение в соответствии с новыми историческими условиями.

Многообразие целей воспитания

Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном или духовном образовании, но и там оно обусловлено социальным заказом.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, и диапазон различий очень широк. Это еще одно подтверждение огромной сложности воспитания. Будучи объективной по своему происхождению, цель субъективна: она - продукт сознания, она рождается в сознании человека и несет в себе все особенности сознания каждого конкретного человека. «Когда двое говорят одно и то же, то это - не одно и то же» - отмечали древние латиняне. Педагоги, декларируя одни и те же цели, подразумевают разные варианты этой цели. Рассмотрим некоторые подходы к тому, каким должен быть результат воспитания.

Целью воспитания в античном мире должно быть воспитание добродетелей, но каждый видел это по-своему. Платон отдает предпочтение воспитанию воли и чувств. Аристотель полагает, что это воспитание мужества и закаленности, справедливости, и высокой интеллектуальной и моральной чистоты.

По мнению Я.А. Коменского воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

Дж. Локк, философ и педагог полагал, что главная цель - воспитание джентльмена, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно».

Французский материалист К. Гельвеций, утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Это стремление к благу общества, к счастью наибольшего количества граждан. Идеал человека по К. Гельвецию - здравомыслящий, чувствующий патриот, связывающий идею личного блага с идеей блага национального.

Ж.Ж. Руссо подчинял цель воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Беспомощный человек, каким он появляется на свет, нуждается в воспитании. Задача воспитания - создать человека. Роль воспитателя при этом огромна - воспитанник, выходящий из его рук «будет, прежде всего, человеком».

Швейцарский педагог И. Песталоцци говорит, что цель воспитания - развитие способностей и дарований человека, заложенных в него природой. Необходимо их совершенствование, что обеспечит «гармоническое развитие сил и способностей человека».

К.Д. Ушинский полагал, что гораздо более важную задачу воспитания, чем развитие ума составляет нравственное влияние.

Русская дореволюционная система воспитания своей целью ставила воспитание народности, т.к. молодое поколение надо воспитывать для общества. «Создать свободных и полезных членов общества, делающих ему честь своими делами, улучшающих его качество - в этом существенная связь всякого воспитания» (Демков М.И. Начальный курс педагогики).

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

Цели и задачи воспитания в современных социально -экономических условиях

Общемировые тенденции и установки оказывают в настоящее время большое влияние на определение государством социального заказа в области воспитания и образования. Так, все страны, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (20 ноября 1959 г.) и под Конвенцией ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.) не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях, задачах воспитания и образования. В Принципе 10 Декларации написано: «Он (ребенок) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

Отсюда приоритетами современного воспитания и педагогики во всем цивилизованном мире считается:

МИР - воспитание в духе разоружения и миролюбия.

ЧЕЛОВЕК - воспитание в духе уважения прав человека, гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия.

ПРИРОДА - экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля - общий дом человечества.

СОТРУДНИЧЕСТВО - воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ними глобальных проблем.

Сегодня необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей. От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, необходим переход к другому пониманию, в основе которого лежало бы человеческое развитие. Главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности, ее гармоничное развитие.

Сущность личности в гуманистической концепции воспитания

Личность - человек, как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностями выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.

В соответствии с аксиологическим подходом гуманизм как социально ценностный комплекс идей требует создания условий для свободного развития сущностных сил человека и творческой реализации его жизненных устремлений. Следовательно, гуманизм, являясь личностно ориентированной системой взглядов, есть своеобразный идеал мироустройства. Он может выступать в виде широких социальных программ, направленных на человека. Гуманность воспитывается как качество личности, как развитие комплекса личностных качеств, обусловливающих отношение людей друг к другу, к обществу, природе, самому себе.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.

Сегодня гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся ранее в ней адаптивной парадигмы, ценностями которой являлись идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это - социальный заказ педагогики в советский период.

Гуманистическая, личностно ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать личность обучаемого субъектом организованного педагогического взаимодействия. Человек, его возможности, понимание им смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете - вот, что должно интересовать все социальные науки и педагогику как прикладную философию. Человек - мера всех вещей, ради человека существует сама воспитательно-образовательная система.

Вместе с утверждением личностно ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов на креативную (творческую), ориентированную на ценности, имеющую отношение к природе человека и способам осознания им собственного опыта.

В современных психолого-педагогических подходах к воспитанию целью является влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию, что достигается, если у человека появляется интерес к своему «Я», потребности в самопознании, в самоопределении, самореализации, в личностной саморегуляции.

В гуманистической, личностно ориентированной педагогике человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своего жизненного пути, субъект собственной деятельности. Здесь два паритетных начала: воспитатель и воспитанник. Безусловно, их равенство в этом процессе определяется уровнем знаний, опыта, но каждая из сторон имеет право на безусловное уважение, ошибки, собственную позицию. Весь процесс построен на осознаваемом и принимаемом обеими сторонами ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

Субъектность позиции, как педагога, так и воспитателя диалектична. Воспитанник чаще всего выступает объектом целенаправленного воздействия, но в абсолютной позиции воспринимающего бывает крайне редко, так как все, что делает педагог, воспитанник принимает или не принимает, поддается этому воздействию или сопротивляется, идет на взаимодействие или создает смысловую психологическую защиту, а значит, выступает как субъект этого процесса. Более того, и воспитатель является субъектом воздействия воспитанников, так как во взаимодействии ни одна сторона не остается неизменной.

Объектом в такой парадигме выступают цели, содержание, методы, средства, формы обучения и воспитания, которые тоже оказывают влияние и на педагога и на воспитанника.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития. Востребованы не только такие качества, как практичность, интеллектуальная развитость, но и высокая культура, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность. Личностные параметры становятся перспективной линией гуманистического воспитания. Специфика цели гуманистического воспитания - создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Источники и факторы развития личности

Развитие личности составляет внутреннее содержание объективно-закономерного процесса воспитания, его сущность. Как утверждал К.Д. Ушинский, развитие личности должно изучаться многими науками. Это, - так называемая, идея целостности человека. Воспитатель должен знать природу своего воспитанника. Проблемами соотнесения содержания воспитания со структурами целостной природы человека занимается педагогическая антропология. Необходимость знания антропологии открывает неисчерпаемые возможности воспитательных воздействий в природе самого человека (идея самовоспитания и саморазвития).

На развитие личности, с точки зрения отечественной педагогики и психологии, оказывают влияние как биологические, так и социальные факторы при активной позиции самой личности. «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности; среды (социальной, биогенной, абиогенной); воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека» (Б.Г.Ананьев). Нельзя не учитывать того, что человек - это, прежде всего субъект социального развития и активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Дайте характеристику типов, видов и моделей воспитания.
  • 2. Что такое цель воспитания как социального явления?
  • 3. Какие международные документы влияют на определение общегосударственного воспитательного идеала в современном мире и в чем это влияние проявляется?
  • 4. Что такое диалектика воспитания?
  • 5. Приведите конкретные примеры на понимание уровней целеполагания.
  • 6. В советское время цель воспитания формулировалась так: всестороннее развитие социально-активной личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Сравните, как сформулирован социальный заказ в Законе РФ «Об образовании». Какую формулировку цели вы считаете более личностно ориентированной?
  • 7. В чем специфика целей гуманистического воспитания?
  • 8. Какие факторы оказывают влияние на развитие личности?