Что такое коллекционный детский дом. Россия без детских домов: В стране стартовала реорганизация социальных учреждений

ДЕТСКИЙ ДОМ

Государственное воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Другое название детского дома - интернат .


В детском доме дети живут и учатся до 17 лет. С ними работают учителя и воспитатели - педагоги, которые заботятся о воспитанниках во внеурочное время. В детских домах большое внимание уделяется трудовому воспитанию детей. Обычно там есть свои мастерские, классы производственного обучения, садовый участок. Материальную поддержку государственным детским домам оказывают шефские организации, спонсоры. Часть детдомовцев (воспитанников детских домов) усыновляется , то есть принимается в новые семьи с правами родных детей.
В последние годы появились и семейные детские дома , которые создаются семьями, принимающими на воспитание из детского дома нескольких детей. Родители-воспитатели семейных детских домов получают от государства на льготных условиях ссуды для строительства жилья, создания подсобного или фермерского хозяйства. Семейные детские дома чаще создаются на селе .
После окончания школы воспитанники детских домов получают от государства жилую площадь.
Проблеме воспитания детей в детских домах много внимания уделял советский (см. Советский Союз ) педагог и писатель А.С. Макаренко , который в 1926–1928 гг. возглавлял детскую трудовую колонию имени Максима Горького , в 1927–1935 гг. - детскую коммуну имени Ф.Э. Дзержинского . Свой опыт работы с детьми он описал в книгах «Педагогическая поэма» (1935 г.), «Флаги на башнях» (1938 г.), в работах по педагогике.
Еще одна известная книга о жизни детдомовцев после Гражданской войны - «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева. Авторы книги сами были воспитанниками «Школы социально-индивидуального воспитания имени Достоевского», название которой было сокращено ее учениками в звучное «ШКИД». В 1966 г. режиссером Г.И. Полокой по этой книге был поставлен одноименный художественный фильм.
Семейный детский дом:

А.С. Макаренко. Фотография 1930-х гг.:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ДЕТСКИЙ ДОМ" в других словарях:

    Детский дом - Детский дом воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Содержание 1 История детских приютов в США … Википедия

    детский дом - детдом Словарь русских синонимов. детский дом сущ., кол во синонимов: 1 детдом (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ДЕТСКИЙ ДОМ - в СССР, воспитат. учреждение для детей и подростков (от 3 до 18 лет), лишившихся попечения родителей. В Д. д. детей зачисляют по решению исполкомов гор. и районных Советов нар. депутатов. Имеются Д. д. общего типа (в ведении Мин ва просвещения… … Демографический энциклопедический словарь

    ДЕТСКИЙ ДОМ - в Российской Федерации государственное воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Имеются дошкольные и школьные (государственные), семейного типа и другие детские дома … Большой Энциклопедический словарь

    детский дом - в России воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Имеются детские дома дошкольные, школьные (государственные), семейного типа и др. * * * ДЕТСКИЙ ДОМ ДЕТСКИЙ ДОМ, в Российской Федерации государственное… … Энциклопедический словарь

    ДЕТСКИЙ ДОМ - – (1) учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей; (2) образовательно лечебный центр для детей, имеющих поведенческие и эмоциональные проблемы, ограниченные возможности для обучения в массовой школе; (3) семейный детский дом; (4)… … Терминологический ювенологический словарь

    Детский дом - воспитательное учреждение в образовательной системе России, занимающееся воспитанием и организацией образования детей – сирот, оставшихся без родителей, или социальных сирот, оставшихся без родительского попечения и заботы, взятых из семей,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Детский дом - – учреждение для круглосуточного пребывания для детей и подростков. Может быть несколько типов детских домов: 1) детские дома местного значения под эгидой местных властей; 2) детские дома добровольных организаций; 3) зарегистрированные детские… … Словарь-справочник по социальной работе

    детский дом - vaikų globos namai statusas T sritis švietimas apibrėžtis Auklėjimo įstaiga, kurioje nuolat gyvena vaikai, netekę tėvų globos, arba našlaičiai. atitikmenys: angl. children s house vok. Kinderheime rus. детский дом … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Детский дом - в СССР государственное воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства (вследствие болезни родителей, лишения их родительских прав и т.д.).… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Лесовик. Детский дом , Евгений Старухин. "Детский дом" – фантастический роман Евгения Старухина, первая книга цикла «Лесовик», жанр боевое фэнтези, LitRPG. Евгению не было еще и восемнадцати лет, когда умер его дедушка. Дедушка был…

Тема "ребенок в детском доме" очень непроста и требует самого серьезного внимания. Проблема часто не до конца осознается обществом. А между тем, обитателей детских домов в нашей стране с каждым годом всё больше. Статистика утверждает, что число беспризорников в России достигает сейчас двух миллионов. А количество обитателей детских домов увеличивается примерно на 170 000 человек в год.

Лишь в последнее десятилетие таких учреждений стало в три раза больше, чем раньше. Обитают в них не только фактические сироты, но и маленькие инвалиды, брошенные родителями, отобранные у алкоголиков, наркоманов и осуждённых. Есть специальные закрытые учреждения для тех, кто родился с врождёнными пороками, или такая форма, как детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Условия жизни и содержания там не афишируются, и общество предпочитает закрыть на это глаза.

Как живут дети в детских домах

То, что творится в подобном замкнутом пространстве, по свидетельствам очевидцев, мало напоминает нормальные человеческие условия. Организации, спонсоры и просто неравнодушные люди пытаются сделать всё, что в их силах, чтобы помочь таким детям. Они собирают деньги, финансируют поездки, организуют благотворительные концерты, закупают для сиротских учреждений мебель и бытовую технику. Но все эти, несомненно, благие дела направлены на улучшение внешних условий существования сирот.

А между тем, проблема детей в детских домах намного серьезнее, глубже, и заключается она в том, что, создав таким воспитанникам человеческие условия, накормив, обогрев и отмыв, мы не решим главные проблемы - отсутствия любви и личного индивидуального общения с матерью и другими родными, близкими людьми.

Государственное воспитание - гарантии и проблемы

Решить данную проблему только деньгами невозможно. Как известно, оставшиеся без родителей дети в нашей стране попадают под опеку государства. В России форма воспитания сирот главным образом существует в виде государственных крупных детских домов, каждый из которых рассчитан на число проживающих от 100 до 200. Преимущество государственной системы обеспечения заключается, главным образом, в социальных гарантиях - получении собственного жилья по достижении совершеннолетнего возраста, бесплатном втором образовании и так далее. Это - несомненный плюс. Но если говорить о деле воспитания, то, по большому счёту, государству оно не под силу.

Неумолимая статистика свидетельствует - не более десятой части выпускников детских домов, став взрослыми, находят себе достойное место в социуме и ведут нормальную жизнь. Почти половина (около 40%) становятся алкоголиками и наркоманами, столько же совершают преступления, а около 10% выпускников предпринимают попытки суицида. Отчего же такая страшная статистика? Думается, все дело в серьезных изъянах системы государственного воспитания сирот.

Детский дом - возраст детей и переход по цепочке

Построена такая система по принципу конвейера. Если малыш остался без родителей, ему суждено путешествовать по цепочке, переходя последовательно в ряд учреждений. До трех-четырех лет маленькие сироты содержатся в домах ребенка, затем их отправляют в детский дом, а по достижении семилетнего возраста местом постоянного жительства воспитанника становится школа-интернат. Отличается такое учреждение от детского дома наличием собственного учебного заведения.

В рамках последнего также зачастую существует разделение на младшую школу и старшие классы. И те и другие имеют своих учителей и воспитателей, располагаются в разных корпусах. В итоге в течение жизни детдомовские дети не менее трех-четырех раз меняют коллективы, воспитателей и среду сверстников. Они привыкают к тому, что окружающие взрослые - временное явление, и скоро будут другие.

По штатным нормативам на 10 детей приходится всего лишь одна воспитательская ставка, в летний период - один человек на 15 детей. Никакого реального присмотра или настоящего внимания ребенок в детском доме, конечно же, не получает.

О повседневной жизни

Другая проблема и характерная особенность - в замкнутости мира сирот. Как живут дети в детских домах? И учатся, и общаются они, круглосуточно варясь в среде таких же обездоленных. Летом обычно коллектив отправляют на отдых, где детям предстоит контактировать с такими же, как они сами, представителями других казенных учреждений. В результате ребёнок не видит сверстников из нормальных благополучных семей и не имеет представления о том, как общаться в реальном мире.

Дети из детского дома не привыкают к труду с малолетства, как бывает в нормальных семьях. Их некому приучить и объяснить необходимость заботиться о себе и о близких, в результате работать они не могут и не хотят. Им известно, что государство обязано позаботиться о том, чтобы подопечные были одеты и накормлены. Необходимости в собственном обслуживании нет. Более того, любая работа (например, помощь на кухне) под запретом, регламентированным нормами гигиены и техники безопасности.

Отсутствие элементарных бытовых навыков (приготовить еду, прибраться в комнате, зашить одежду) порождает самое настоящее иждивенчество. И дело даже не в банальной лени. Данная порочная практика губительно сказывается на формировании личности и способности решать проблемы самостоятельно.

О самостоятельности

Ограниченное, до предела зарегламентированное общение со взрослыми в условиях группы никак не стимулирует развитие ребенка в детском доме в плане самостоятельности. Наличие обязательного твёрдого распорядка дня и контроль со стороны взрослых отсекает всякую необходимость самодисциплины и планирования ребёнком собственных действий. Детдомовские дети с младенчества привыкают лишь выполнять чужие указания.

Как результат, выпускники казенных учреждений к жизни никак не приспособлены. Получив жилье, они не знают, как жить в одиночку, самостоятельно заботиться о себе в быту. У таких детей нет навыка покупки продуктов, приготовления пищи, грамотного расходования денег. Нормальная семейная жизнь для них - тайна за семью печатями. В людях такие выпускники совершенно не разбираются, и в результате очень и очень часто попадают в криминальные структуры или просто спиваются.

Печальный результат

Даже во внешне благополучных детских домах, где поддерживается дисциплина, не отмечено вопиющих случаев жестокого обращения, детям некому привить и дать хотя бы элементарные понятия о жизни в обществе. Такой расклад, к сожалению, порожден самой системой централизованного государственного воспитания сирот.

Педагогические задачи в детских домах чаще всего сводятся к отсутствию ЧП и широкой огласки. Сиротам-старшеклассникам объясняют права ребенка в детском доме и по выходу из него (на жилье, пособие, бесплатное образование). Но данный процесс ведет лишь к тому, что те забывают о всяких обязанностях и помнят лишь, что им все-все должны - начиная с государства и кончая ближайшим окружением.

Многие дети из детского дома, выросшие без духовно-нравственного стержня, склонны к эгоизму и деградации. Стать полноценными членами общества им уже практически невозможно.

Альтернатива есть...

Выводы печальны: большой государственный детский дом-интернат в качестве формы воспитания сирот целиком и полностью доказал свою неэффективность. Но что можно предложить взамен? Среди специалистов считается, что оптимальным для таких детей может стать лишь усыновление. Так как только семья может дать то, чем ребенок в детском доме обделён в казенной среде.

Знающие не понаслышке о жизни в приемных семьях твердо уверены в необходимости государственной помощи людям, решившимся на подвиг воспитания чужого ребенка-сироты. Таким родителям необходима поддержка государства, общества и церкви, так как у приемных родителей с их нелегкими обязанностями всегда масса проблем и сложных вопросов.

Имеются патронатные семьи, способные заменить детский дом-интернат. При этом государство платит родителям зарплату, и никакой тайны усыновления не существует - сирота знает, кто он и откуда. В остальном же такой воспитанник - полноправный член семьи.

Еще вариант

Другая форма организации жизни сирот - семейный детский дом. По такому пути часто идут негосударственные заведения подобного типа. Жилые помещения там могут быть поделены на отдельные квартиры, "семьи" состоят из 6-8 детей, мамы, официально назначенной на эту должность, и ее помощницы. Дети все вместе и по очереди заняты покупкой продуктов, готовкой и всеми необходимыми домашними делами. Ребенок в детском доме подобного типа ощущает себя членом большой дружной семьи.

Также интересен опыт детских деревень SOS, в устройстве которых реализована модель воспитания педагога из Австрии. В нашей стране имеются три подобных деревни. Цель их - также максимально приблизить условия жизни воспитанников к семейным.

Кроме того, существуют детские дома малокомплектного типа. Устроены они по образу и подобию обычного казенного учреждения, но число детей там значительно меньше - порой не более 20 или 30 человек. В таких масштабах обстановку гораздо проще сделать домашней, чем в огромном интернате. Ребенок в детском доме такого типа посещает обычную школу и общается с ровесниками из нормальных семей.

Спасет ли православная церковь?

Многие воспитатели и общественные деятели считают, что к работе в государственных детских учреждениях следует привлекать представителей церкви, ведь каждый человек нуждается в пище для души, наличии нравственных идеалов и формировании моральных устоев. Сиротам, лишенным родительского тепла, это нужно вдвойне.

Именно потому православные детские дома могли бы оказаться островком спасения для таких детей в современном мире бездуховности и отсутствия каких-либо ориентиров. Созданное при храме подобное учреждение воспитания обладает и другим важным преимуществом - церковная община неким образом способна заменить детдомовцу отсутствующую семью. В приходе воспитанники заводят друзей, укрепляют духовные и социальные связи.

Не все так просто

Почему же такая форма, как православный детский дом до сих пор не получила широкого распространения? Проблема - в наличии множества сложностей самого разного характера - юридических, материальных, дефицита воспитательских кадров. Финансовые проблемы - прежде всего, в отсутствии необходимых помещений. Даже самый скромный приют потребует отдельного здания или его части.

Благотворители также не слишком охотно выделяют средства на финансирование подобных проектов. Но даже если спонсоры находятся, бюрократические сложности при регистрации таких приютов практически непреодолимы. Многочисленные комиссии, от решения которых зависит получение разрешения, придираются к малейшим отклонениям от существующих формальных инструкций, притом, что большинство финансируемых государством больших детских домов существует на фоне великого множества серьезных нарушений, в том числе и юридических.

Получается, что церковный детский приют возможен лишь в условиях нелегального существования. Государством не предусмотрено никаких правовых актов, способных регламентировать воспитание церковью детей-сирот, и, соответственно, оно не выделяет на это денег. Без централизованного финансирования (лишь на деньги спонсоров) существовать детскому дому трудно - практически нереально.

О денежном вопросе

Финансируются же в нашей стране лишь государственные учреждения, в которых, согласно Закону об образовании, воспитание должно быть светским. То есть устройство храмов под запретом, обучение детей вере не дозволяется.

Насколько экономически эффективны детские дома? Содержание детей в государственном учреждении влетает в копеечку. Ни одна семья не тратит на детское воспитание сумму, которая выделяется на него в детдоме. Она составляет около 60000 руб. ежегодно. Практика показывает, что эти деньги расходуются не слишком эффективно. В той же патронатной семье, где эта цифра втрое меньше, дети получают всё необходимое и, сверх того, так нужную им заботу и опеку приемных родителей.

О морально-этической стороне дела

Еще одна серьезная проблема детских домов - отсутствие квалифицированных и ответственных воспитателей. Такая работа требует затрат огромного количества душевных и физических сил. Она в прямом смысле слова предполагает самоотверженное служение, ведь зарплаты у педагогов просто смешные.

Часто в детские дома идут работать, по большому счёту, случайные люди. У них нет ни любви к подопечным, ни запаса терпения, столь необходимого в работе с обездоленными сиротами. Безнаказанность воспитателей в закрытой детдомовской системе приводит к искушению бесконтрольно командовать, упиваясь собственной властью. Порой дело доходит до крайних случаев, которые, время от времени, попадают в печать и СМИ.

Очень сложный вопрос о телесных наказаниях, которые находятся под официальным запретом, но существование их и, более того, широкая практика применения на самом деле - ни для кого не секрет. Впрочем, данная проблема характерна отнюдь не только для детских домов - это головная боль всей современной воспитательной системы.

Человек - существо социальное, и у него на уровне ДНК заложено защищать свое потомство. Вот только у некоторых особей эта функция почему-то нивелируется, как результат, в обществе начинают появляться такие организации, как интернаты и детские дома. Они призваны выполнять одну функцию: воспитывать но, как ни посмотри, а отличия здесь есть. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Зачем нужны специализированные

В современном мире власти пытаются решить проблемы, связанные с беспризорными детьми и детьми, проживающими в Помимо этого, в последнее время участилась рождаемость детей с физическими, неврологическими и психологическими отклонениями. Родители, как бы сильно ни любили своего ребенка, не могут оказать таким детям соответствующего ухода, поэтому вынуждены отправлять свои чада в специализированные интернаты.

Но не все настолько печально, существуют интернаты, в которых учатся не только безнадежно больные, но и удивительно одаренные. Но обо всем по порядку. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Интернат

Интернатом называются такие учебные комплексы, при школе которых есть особые учреждения для проживания учеников. Подобные заведения осуществляют воспитательную работу вместо родителей и опекунов.

Дети находятся здесь круглосуточно. Школы-интернаты созданы в воспитательных целях, чтобы формировать у детей навыки самообслуживания и раскрывать творческий потенциал. Отличие интерната и детского дома состоит в том, что первый имеет в основном коррекционную направленность.

В целом школы-интернаты делятся по:

  1. Контингенту. К примеру, есть заведения, предназначенные для с ограниченными возможностями и т. д.
  2. Образовательному профилю. Некоторые школы-интернаты специализируются на углубленном изучении разных учебных предметов, существуют кадетские корпуса, спортивные интернаты и т. д.
  3. Коррекционные заведения. Предназначенные для оказания специализированной помощи детям с явными отклонениями в развитии. В целом таких заведений насчитывается 8 видов.

Образование в интернатах

Первое, чем отличается интернат от детского дома, - это образовательная система. Во-первых, дети из детского дома посещают школы, которые находятся ближе всего к их месту проживания. Чаще всего это обычные общеобразовательные учреждения. Если говорить о школах-интернатах, то здесь учебный корпус создан специально, и уже при нем существует общежитие. Но это еще не все, чем отличается интернат от детского дома.

Как и интернате могут пребывать постоянно, но только по просьбе родителей или опекунов. На время выходных или каникул дети могут покидать стены своего учебного заведения, также могут уходить по уважительным причинам.

Воспитанники интернатов и детских домов обеспечены всем необходимым: обувью, одеждой, предметами личной гигиены и т. д. С одним только отличием: в детском доме это все покупается за государственный счет, в интернате - за счет родителей. Это еще один момент, чем отличается школа-интернат от детского дома.

Жилищный вопрос

Когда заканчивается учеба в школе-интернате, детей, которые остались без родительской опеки, отправляют для получения образования по месту жительства, закрепленному за ребенком. Это осуществляется в принудительном порядке. Согласно юридическому законодательству, родители, лишившиеся по каким-то причинам родительских полномочий, не имеют права разменивать ту жилплощадь, что у них имеется, так как она закреплена за ребенком.

По факту ребенка возвращают в ту же среду, из которой он ранее был изъят. В основном воспитанники интернатов возвращаются в аморальную среду или к развалинам. В этом вопросе полным сиротам повезло немного больше. Они имеют право самостоятельно выбирать место жительства и род деятельности. После окончания учебного заведения они могут получать в любом вузе страны на свой выбор.

Детские дома

Что касается детских домов, то это учреждения, в которых содержатся дети, оставшиеся без родителей или их опеки. Такие воспитанники нуждаются в полноценной государственной помощи и защите. Разница интерната и детского дома в том, что последний является еще и организацией, которая оказывает социальные услуги.

Немного истории

В Российской империи, чтобы устранить проблему с социализацией беспризорников, начали строить разного рода приюты и воспитательные дома. Они находились под Ведомством учреждений императрицы Марии, позже была создана система Ольгинских приютов, в которых проживали беспризорные дети.

После Октябрьской революции система детских приютов была реорганизована. Учебный и воспитательный процесс строился на учениях русского педагога А. С. Макаренко. Правда, эта новая система образования и трудового воспитания долго не просуществовала. Правительство СССР раскритиковало ее и постановило, что дети до 16 лет не должны работать.

Отличия и сходства

Между собой детские дома и школы-интернаты схожи в том, что на территориях обоих учреждений проживают дети, в том числе и сироты. Тогда в чем разница интерната и детского дома? Во-первых, дети в интернатах содержатся за счет родителей или опекунов, в очень редких случаях за счет государства. Детские дома полностью находятся на государственном попечении.

Во-вторых, родители имеют право забирать детей на выходные, каникулы и праздники. Также дети могут не проживать на территории интерната, а просто посещать школу и дополнительные занятия при нем. Из детского дома ребенка может забрать только усыновитель или опекун, но лишь после того, как оформит все необходимые документы. Воспитанники детских домов не имеют права покидать его территорию за исключением экскурсионных поездок, которые проходят под присмотром воспитателей.

В-третьих, основная часть интернатов имеет коррекционную направленность. Большинство заведений предназначены либо для развития способностей, либо для оказания специализированной помощи Стоит отметить, что детей, оказавшихся без родительской опеки и имеющих проблемы со здоровьем, редко принимают в детские дома. Чаще всего им приходится учиться в специализированных интернатах.

ДЕТСКИЕ ДОМА, в России учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей. Создавались со 2-й половины 1918 года вместо воспитательных домов и детских приютов. Основные задачи детского дома - психолого-педагогическая реабилитация детей, их социализация, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. В отличие от других интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах не осуществляется обучение детей; учащиеся посещают школу по месту жительства.

Одним из первых детских домов был открывшийся в 1918 Коллектор (Москва), преобразованный в 1919 в Детский городок имени III Интернационала; включал в себя несколько детских домов различных типов и школу. В 1917 - 1-й половине 1918 детские дома находились в ведении Наркомата социального обеспечения, затем Наркомпроса. К началу 1930-х годов в СССР существовали следующие типы детских домов: дошкольные (для детей 3-7 лет), работавшие по принципу детского сада «полного дня»; школьные (для детей 8-15 лет); смешанные (для детей 3-15 лет); пионер-дома - в них принимались только пионеры 12 лет из других детских домов; детские городки для детей 3-15 лет и старше. Функционировали также кооперативные детские дома для детей работающих родителей, которые создавались на средства профессиональных и общественных организаций; большого распространения не получили. После 1945 в стране действовали 4065 детских дома. Кроме учреждений традиционных типов создавались специальные детские дома для детей, чьи родители погибли во время Великой Отечественной войны. С 1946 детские дома находились в ведении Министерства просвещения РСФСР, с 1992 - Минобразования России.

В 1960-80-е годы в системе детских домов сложилась тяжёлая ситуация, связанная с их недостаточной материально-технической обеспеченностью и формализмом в организации жизнедеятельности детей. Работа детских домов, как правило, была рутинной и малосодержательной, за исключением отдельных детдомов (Боринского детского дома Липецкой области, Яснополянского детского дома Тульской области, ряда детских домов Московской области). Этот же период характеризуется возрастанием численности детей, оставшихся без попечения родителей, и изменением состава осиротевших детей, что было вызвано неблагоприятными социальными тенденциями в развитии общества. Среди детей, содержавшихся в детских домах, лишь 4-7% составляли дети-сироты. Свыше 70% детей имели родителей, лишённых родительских прав. Наметилась также тенденция к увеличению численности детей, оставленных матерями после рождения.

Деятельность детских домов начала перестраиваться после принятия в 1987 постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и создания Советского детского фонда имени В. И. Ленина (1987; с 1992 - Российский детский фонд). В 1990-е годы функционировали дошкольные, школьные, смешанные детские дома, детские городки (первые - в Свердловской области), семейные детские городки (первые - в Омске и Ульяновске); семейные детские дома, дома детства (город Новокузнецк Кемеровской области), детские деревни - SOS (Мурманская, Московская, Орловская, Ленинградская области), начали возрождаться приходские детские дома, создаваемые религиозными организациями (христианский сиротский дом в Санкт-Петербурге, детская христианская община в Читинской области и др.).

Система детских домов (начало 21 века) включает: дошкольные, смешанные, санаторного типа (для детей 3-18 лет, нуждающихся в длительном лечении), детские дома-школы (создаются с 1998), специальные (коррекционные) детские дома для детей с нарушениями в психофизическом развитии. В 2006 в Российской Федерации функционировали 2 160 детских дома (200 тысяч воспитанников). Детские дома находятся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (их два - Ивановская школа-интернат для детей-сирот имени Е. Д. Стасовой и Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот в городе Евпатория, Крым) и органов управления образования субъектов Российской Федерации (например, московскими детскими домами ведает Московский департамент образования). Детские дома (интернаты) для детей с умственными или физическими нарушениями находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития России.

За рубежом первые попытки организации государственной заботы о покинутых детях принадлежат римскому законоведу Юлию Павлу, советнику императора Септимия Севера (конец 2 - начало 3 века). Первые детские дома для подкидышей (брефотрофии) были созданы в Кесарии епископом Василием Великим (начало 4 века). В Европе первый детский дом был открыт в 787 при Миланском соборе в Италии. В начале 14 века в Европе насчитывалось около 30 детских домов; большинство находились в ведении братства ордена Святого Духа.

Во Франции первый государственный детский дом был открыт в 1640 году в Париже священником Венсаном де Полем; в Великобритании - в 1739 в Лондоне на средства купца Т. Корама; наибольшую известность получил открытый доктором Т. Д. Бернардо комплекс детских домов Степни-Хаус (1867, район Лондона). В Германии известны детские дома «для нравственно заброшенных детей» «Ам-Урбан» (основан в 1824 в Целендорфе) и комплекс детских учреждений - от ясель до общежития для подростков - «Руммельсбург» (1884, предместье Берлина). В Скандинавских странах детские дома были небольшими; дети жили в них непродолжительное время до передачи на воспитание в семьи. Своеобразным детским домом в Восточной Европе был «Бакуле-устав» (2-я четверть 19 века, Прага), принимавший как здоровых детей, так и детей с физическими недостатками. Первый детский дом в США открыт в 1729 (город Новый Орлеан, штат Луизиана), крупнейшим детским учреждением был приют «Нью-Йоркское детское убежище» (1865, Нью-Йорк).

В Великобритании, США, ФРГ помещение ребёнка в детский дом рассматривается как крайняя мера. Детские дома в этих странах с начала их организации работают по системе «замещающей семейной заботы».

Лит.: Штейнгауз М. Детский дом в Праге (Чехословакия) // Детский дом. 1929. №6. С.53-57; Горшкова Е. А. Опыт работы зарубежных детских домов: история и современность. М., 1990; Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России. М., 1993; Детский дом на рубеже веков. М., 2001.

В. В. Беляков, Е. А. Горшкова.

социально-педагогическое учреждение, которое реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи и предназначено для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях образования в дневной форме получения образования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕТСКИЕ ДОМА

воспитат. учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родит, прав и др. причин. Д. д. решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоят. жизни и трудовой деятельности.

В России до 1917 наиболее распространенным типом воспитат. учреждений для детей-сирот были детские приюты. Первый воспитательный дом открылся в Москве в 1764.

После Окт. революции заботу о содержании и воспитании осиротевших дэ-тей взяло на себя гос-во. Декретом СНК (1918) созданы спец. органы (Комиссии для несовершеннолетних), на к-рые возлагались функции социальной охраны детства, устройства беспризорных детей. Дет. приюты и т. п. учреждения были преобразованы в Д. д. и переданы в ведение органов социального обеспечения, а в 1919 - в ведение Наркомпроса.

В нач. 20-х гг. в стране развернулась борьба по ликвидации детской беспризорности - тяжелого следствия Гражд. войны и разрухи. Возглавила эту работу Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК, 1921), руководимая Ф. Э. Дзержинским. Наряду с Д. д. в эти годы возникли новые типы учреждений для воспитания беспризорных детей- трудовые коммуны и колонии, где организовывались трудовое, обществ.-полит. воспитание и общеобразоват. подготовка воспитанников (см. Школы-коммуны). Примером таких учреждений являлись колония имени М. Горького и коммула имени Ф. Э. Дзержинского, возглавляемые А. С. Мжаренко. Своеобразными типами Д. д. были школа им. Ф. М. Достоевского, организованная В. Н. Сорокой-Росинским, дет. коммуна В. С. Ершова и др. Проблемы укрепления материальной базы Д. д. рассматривались на 1-3-м съездах по охране детства (1918, 1924, 1930). Этим вопросам посвящено спец. пост. ВЦИК и СНК РСФСР «О мероприятиях по подготовке воспитанников дет. домов к трудовой общественно поле-! - ной деятельности» (1925).

Во 2-й пол. 30-х гг., в период культа личности и нарастания репрессий, в системе гос. охраны детства произошли изменения. В 1935 ликвидированы комиссии для несовершеннолетних. Трудовые коммуны и колонии переданы в ведение НКВД. С особой остротой вопрос. о судьбах детей-сирот вновь встал в годы Вел. Отеч. войны. Пост. СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (1942) создавалась доп. сеть Д. д., расширялись возможности участия граждан в воспитании осиротевших детей в форме опеки и патроната.

Большая реорганизация Д. д. в СССР проведена в кон. 50-х - сер. 60-х гг. В стране была создана сеть школ-интернатов, большинство Д. д. превращено в школы-интернаты, а имевшие неудовле-творит. материальную базу - закрыты.

В кон. 70-х - нач. 80-х гг. в системе Д. д. и школ-интернатов сложилась тяжелая ситуация, проявлявшаяся как в их недостаточной материально-техн. обеспеченности, так и в проникновении казенщины, формализма в эрганизацию жизни детей. Этот же период характеризуется возрастанием численности детей, оставшихся без попечения родителей, и изменением состава осиротевших детей, что было вызвано неблагоприятными социальными тенденциями в развитии общества. Среди детей, содержащихся в Д. д. и школах-интернатах, лишь 4-7% составляют дети-сироты. Св. 70% имеют родителей, лишенных родительских прав. Наметилась также тенденция к увеличению численности детей, оставленных матерями после рождения. Воспитание детей с младенч. возраста вне семьи накладывает отпечаток на психич., физич. и социальное развитие человека, затрудняет работу воспитателей в Д. д., в ряде случаев приводит к необходимости осуществлять доп. психокоррекц. работу. Для улучшения воспитат. работы и материального обеспечения Д. д. спец. решениями (1985, 1987) пр-ва предусматривалось Значит. увеличение расходов на содержание воспитанников Д. д., снижение наполняемости классов и воспитат. групп до 25 чел. в 1-8-х кл. и до 20 чел. в 9-10-х кл., введение должности психолога, улучшение мед. обслуживания, режима труда, повышение зарплаты пед. работников Д. д. Приняты меры по доп. материальной помощи выпускникам Д. д. и их трудоустройству и обучению, по совершенствованию подготовки спец. кадров, введена соответств. специализация в ряде пед. вузов страны. Значит. роль отводится участию широкой общественности в воспитании детей-сирот, оказанию помощи Д. д. через разл. обществ. фонды, в т. ч. Рос. дет. фонд (ранее Сов. дет. фонд).

Сеть Д. д. в Рос. Федерации включает: дошкольные Д. д. (для детей 3-7 лет); смешанные (для дошкольников и детей шк. возраста); Д. д. для детей шк. возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один Д. д., где создаются необходимые условия для поддержания между ними родств. отношений.

По инициативе Дет. фонда с 1988 началось создание модели Д. д. нового типа - семейного Д. д. Идея таких домов принадлежит австр. врачу Г. Гмайнеру, к-рый в 1949 основал обществ. фонд «SOS-Kinderdorf» («Детская деревня») и на его средства открыл первый дом семейного городка. Каждая семья состояла из матери-воспитательницы и 6-9 детей разного пола и возраста. Воспитательницами являлись незамужние женщины, не имеющие своих детей. Семейные Д. д. распространились во всем мире (в 1988 они имелись в 90 странах). Существуют разл. модели организации семейных Д. д. В качестве воспитателей во мн. странах привлекаются также супружеские пары, имеющие своих детей.

Осн. задача семейных Д. д. - приблизить условия воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осуществлять гармоничное развитие и подготовку к самостоят. жизни. В Рос. Федерации с 1988 намечен ряд мер по их развитию. Семейные Д. д. создаются как городки из одноквартирных многокомнатных домов для семей, воспитывающих не менее 10 детей; как отд. квартиры в обычных домах для отд. семей, воспитывающих не менее 5 чел. Д. д. семейного типа находятся в ведении местных гор. и сел. органов власти. В организации и деятельности семейных Д. д. активно участвуют обществ. орг-ции. Подбор родителей-воспитателей ведут местные органы нар. образования в условиях гласности, с обязат. обсуждением кандидатур в трудовых коллективах или по месту жительства. Время, к-рое родители-воспитатели уделяют воспитанию детей, засчитывается в их общий и непрерывный стаж при назначении пенсий, пособий и в стаж работы по специальности. Определены нормы материального обеспечения детей, условия оплаты труда пед., мед. работников и обслуживающего персонала дет. городков. Каждой семье, принявшей на воспитание детей, оказывается медико-консультативная, психолого-диагностич. и материальная помощь.

Воспитат. работа в Д. д. основывается на общих психолого-пед. принципах, но требует от воспитателя макс, отдачи, восполняющей детям отсутствие обычных семейных условий воспитания. Дети включаются в разл. виды деятельности - познавательную, трудовую, творческую, спортивную, игровую. Макаренковский принцип воспитания в коллективе и через коллектив осуществляется в организации коллективной творч. деятельности детей, в создании многообразных внутри- и внешнеколлективных связей. Отношения воспитателей и воспитанников, старших и младших детей строятся на принципе общей гуманизации уч. воспитат. процесса, создают чувство защищенности у детей, атмосферу благоприятного психол. климата. Дифференцированный подход к воспитанию учитывает как индиви-дуально-психол., так и половозрастные особенности детей. В работе с детьми в Д. д. особенно необходим пед. оптимизм, основанный на уверенности педагога в успехе воспитания любого, даже самого трудновоспитуемого ребенка, что помогает формированию коллективных и личных устремлений, дальних жизненных перспектив, проф. наклонностей у воспитанников.

В Д. д. осуществляется самоуправление, полномочным органом к-рого является совет воспитанников, решающий разл. вопросы организации жизнедеятельности дет. коллектива. Большое значение имеют разнообразные внеш. отношения Д. д. с окружающей средой, с обществ. орг-циями. Пед. коллектив Д. д. устанавливает тесную связь с педагогами общеобразоват. школ, где учатся воспитанники Д. д., что особенно важно для единства пед. позиций шк. учителей и воспитателей Д. д.

При каждом Д. д. действует попечит. совет, в к-рый входят представители местных органов нар. образования, обществ. и шефствующих орг-ций. Совет решает вопросы ремонта и стр-ва Д. д., материально-техн. базы, организации труда и отдыха воспитанников, дальнейшего их трудоустройства, направления на учебу в ср. и высш. уч. заведения.

Лит.: Макаренко А. С., Опыт методики работы дет. трудооой колонии, Пед. соч. в 8 тт. т. 1, М., 1983; его же. Методика организации воспитат. процесса, там же; Гер б ее в Ю. В., Виноградова А. А., Система воспитат. работы в дет. доме, М., 1976; Соколова ф. А. Родной дом, М., 1978; Дзенушкайте С. А., Наш дом. Из опыта воспитат. работы Куршенайского дет. дома Литов. ССР, М 1983; Лангмейер И., Матейчик 3., Психич. депривация в дет. возрасте, Прага, 1984; Психологии, рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, дет. домах и школах-интернатах, под ред. И. В. Дубровина, М., 1986; Лиханов А. А., Дети без родителей. М., 1987. С. А. Беличева.

Отличное определение

Неполное определение ↓