Какими правами и обязанностями наделены приемные родители несовершеннолетнего? Жизнь после смерти. Какие обязанности есть у приемной семьи

Судьба несовершеннолетних детей, оставшихся без родительской опеки, может быть устроена различными способами – передача в детский дом, или воспитание в приемной семье.

Приемное родительство имеет ряд существенных отличий, как от усыновления, так и от содержания в детском учреждении и находится под контролем социальной службы.

Понятие приемной семьи

Под приемными родителями понимаются супруги, состоящие в (или один взрослый), принявшие на воспитание ребенка, оставшегося без родительской опеки по различным причинам. Родители принимают ребенка в семью по договору со службой опеки за вознаграждение, при этом обязуются обеспечивать ему питание, проживание, а также полноценное обучение и развитие.

Законодательное регулирование приемного родительства осуществляется:

Глава 21 СК РФ определяет понятие приемной семьи, а также содержание и основные условия соглашения о приемном родительстве, Постановление № 423 устанавливает порядок выбора родителей и создание приемной семьи.

Ст. 8 закона № 48 регламентирует полномочия сотрудников опекунской службы в плане подбора приемных родителей для детей, оставшихся без попечения биологических матери и отца.

Договор со службой опеки на содержание приравнивается к гражданским сделкам и регулируется положениями ГК РФ о и договорах, кроме случаев, описанных в Семейном кодексе. Расторжение договора возможно по инициативе любой из сторон, если это не противоречит интересам ребенка.

Формально для расторжения договора по инициативе приемных родителей должны быть существенные причины, но на практике родителям, не желающим больше воспитывать приемного сына или дочь, не оставляют детей принудительно на срок дольше месяца с момента извещения о желании расторгнуть соглашение.

Права и обязанности приемных родителей

Приравниваются к правам опекунов и попечителей несовершеннолетних, при этом опека осуществляется над детьми до 14-ти лет, а попечительство – над детьми в возрасте 14-18 лет.

Права приемных родителей перечислены в ст. 148.1 СК РФ и включают в себя:

  • право возврата приемных детей от любых лиц, их удерживающих, в том числе от биологических родителей;
  • право воспитывать приемных детей по своему усмотрению;
  • право выбирать школу, колледж и иное образовательное учреждение для приемных детей;
  • право представлять .

Важно учесть, что при выборе способа воспитания приемные родители обязаны обеспечивать ребенку всестороннее моральное, нравственное и физическое развитие, а также следить за качественным обучением в школе и контролировать все этапы социализации в период взросления.

Контроль над выполнением родительских обязанностей в отношении приемных детей осуществляется службой опеки, сотрудники которой руководствуются интересами детей и условиями договора, заключенного с приемными родителями.

В таком договоре обязанности и права родителей прописываются как можно более подробно, и при невыполнении любого пункта служба опеки вправе санкционировать приостановку выплаты вознаграждения, а при многочисленных нарушениях дети могут службой опеки из семей на основании невыполнения приемными родителями своих обязанностей или нарушения прав детей.

Отличие прав приемных родителей от прав родных

Родительские права в приемной семье практически приравнены к правам биологических родителей или усыновителей с целью максимального соблюдения интересов детей, но реализация таких прав имеет ряд ограничений. К таким ограничениям относятся:

  • отсутствие права препятствовать общению с родителями;
  • отсутствие права самостоятельного выбора способа обучения;
  • отсутствие .

Приемные родители воспитанникам общаться со своими биологическими родителями за исключением случаев, когда подобное общение опасно и запрещено судом, в отличие от родных отца и матери, которые при нахождении ребенка в семье могут запретить ему общаться с любыми лицами, не приходящимися родственниками, в том числе с бывшими опекунами.

Выбор способа обучения (домашнее или общешкольное) могут самостоятельно определять только и мать или усыновители, а приемные родители должны в данном вопросе учитывать мнение сотрудников опеки (п. 6 ст. 148.1 СК РФ), в противном случае опека может оспорить решение приемных родителей в судебном порядке.

Также приемные родители полностью лишены права на наследство воспитанников после их смерти за исключением особых постановлений суда при совпадении следующих условий:

  • отсутствие у умерших сирот иных наследников;
  • факт нуждаемости и нетрудоспособности приемных родителей.

Важно помнить, что только биологические родители и усыновители вправе представлять интересы своих детей без доверенности, а на основании предъявления страницы паспорта с записью о детях. Приемные родители должны предъявлять копию договора со службой опеки во все инстанции, где требуется защита интересов детей.

Обязанности приемных родителей прекращаются после расторжения договора с органами опеки или окончания срока его действия, и при разрыве соглашения с приемных родителей снимаются все обязательства по содержанию бывших воспитанников. Биологические родители или усыновители несут вплоть до достижения детьми 18-ти лет или их эмансипации вне зависимости от наличия или факта нахождения ребенка в семье.

Приемное родительство позволяет детям, оставшимся без родителей, воспитываться и жить в полноценной семье, а наличие вознаграждения и возможность прервать процесс воспитания без материальных последствий делает приемное родительство привлекательной для семей формой устройства детей. Чтобы свести вероятность распада приемной семьи к минимуму, необходимо предусматривать максимум условий в договоре со службой опеки.

«Кто я и откуда родом?» — вопрос, которым хотя бы раз в жизни задавался, пожалуй, каждый из нас. Кто-то расспрашивает о семейном прошлом прабабушку, кто-то даже нанимает специалиста в генеалогии, чтобы восстановить потерянную (например, из-за революции 1917 года) связь с родовой историей. Полное право узнать о корнях — своих кровных родителях — должны иметь и те, кто воспитывается в приемной семье.

Фото maxcdn.thewhoot.com.au

К сожалению, в нашей стране людей, воспитанных приемными родителями, на пути к себе и своему прошлому ждет много трудностей: российское законодательство в этом отношении далеко не совершенно. Так, согласно 139 статье Семейного кодекса, существует тайна усыновления, за разглашение которой против воли приемных родителей чиновников ждет ответственность.

Хотя в том же Семейном кодексе указано, что каждый человек имеет полное право знать собственных родителей, поиски кровных родственников для многих усыновленных заканчиваются ничем, или из-за судебной волокиты растягиваются на годы. Дело в том, что госорганы, в том числе ЗАГСы, хранящие данные о биологических матерях и отцах бывших детей-сирот, опасаясь последствий, отказывают усыновленным — в том числе и совершеннолетним, в предоставлении любой информации. Так что получить сведения о кровных родителях детей из детских домов, минуя судебные инстанции, могут только их приемные «заместители».

Во многих странах ситуация обстоит ровным счетом наоборот: каждый усыновленный должен знать о своем происхождении, никаких секретов нет. Было проведено множество исследований, доказавших, что людям, воспитывающимся в приемных семьях, важно рассказывать о том, откуда они родом на самом деле.

Отмена тайны усыновления давно обсуждается российскими властями. В ноябре минувшего года в Госдуме планировали рассмотреть законопроект, предлагающий поправки в 139 статью Семейного кодекса. Согласно ему, каждый усыновленный, достигший 18-летнего возраста, сможет самостоятельно, без согласия приемных родителей, получить любую имеющуюся у госорганов информацию о своих кровных родственниках. Слушания были перенесены на начало 2015 года, но пока так и не состоялись.

Комментарий специалиста

Стоит ли приемным родителям бояться того, что усыновленные ими дети захотят познакомиться с другими мамой или папой — кровными? и приемная мама четырех подростков Ирина Гарбузенко считает, что нет: напротив, необходимо помочь своим детям разобраться в себе.

«Мы должны давать понимание о корнях, чтобы дети знали, кто они. Причем нельзя довольствоваться одной фразой из серии: «Твоя мама не сделала аборт, потому что денег не было». Нужно сказать ребенку, что мама вынашивала его, пыталась справиться с жизненной ситуацией, но что-то не получилось», — говорит Ирина.

По словам психолога, ребенку важно понять, что каждый человек рождается в любви. Важно увидеть, к примеру, фотографию кровной мамы: узнать, что она была красивая, что ему достались ее волосы или глаза. Знание собственных корней дает спокойствие.

«Самое ужасное — это когда приемные родители ничего не могут рассказать своим детям. Например, если взяли подкидышей. Вообще, нужно всегда просить в госорганах любые документы, справки — все, что известно о кровных родителях. Иногда ребенку, чтобы успокоиться, бывает достаточно даже просто узнать, что мама красиво вышивала», — отмечает Гарбузенко.

Психолог советует приемным родителям с самого начала брать или ксерокопировать в органах опеки все документы, связанные с происхождением усыновленного ими ребенка. Если о родителях ничего не известно, можно узнать роддом, в котором малыш появился на свет. Там могут хранить, к примеру, заявление биологической матери с отказом от ребенка. Для многих приемных детей даже такое связующее звено с кровной мамой может оказаться важным и принести успокоение.

«Важно рассказать, что мама ушла не потому, что ребенок был плохой, а потому что, видимо, не выдержала, не справилась с какой-то жизненной ситуацией. Бывает, дети читают отказ, а видят в нем весточку о маме. Говорят — о, какой почерк, у меня такой же. Они не обожествляют ее, но понимают, что такой человек есть», — говорит Ирина.

По словам психолога, если мама ребенка жива, в большинстве случаев ребенку нужно организовать встречу с ней. Это тоже поможет ему найти самого себя. Причем хорошо, если приемные родители сами возглавят и проконтролируют процесс, помогут ребенку встретиться с его биологическими родственниками.

«Ребенку важно узнать, что его оставили не потому, что он плохой, а потому, что не было возможности заботиться — может, даже сделали лучше, что позволили узнать другую жизнь. Ему важно, что не в нем дело», — отмечает Ирина.

Ирина говорит, что в России до сих пор остаются семьи, в которых от детей скрывают, что они — приемные. Но этот подход неправильный.

«Если я храню тайну — значит, сама не признаю, что усыновила ребенка, потому что хочу думать, будто я на самом деле его родила сама. Но это не так. И прикрываться при этом тем, что ты якобы хочешь «уберечь» ребенка от его прошлого тоже нельзя. Тайна — это слабость. А если я слаб, как я могу взять на себя ответственность за воспитание ребенка, оставленного другими, тоже слабыми, родителями?», — добавляет психолог.

Гарбузенко говорит, что тайна усыновления была введена в СССР в 1937 году — тогда много детей «врагов народа» убегало из детдомов. Ребят было в буквальном смысле слова некуда девать, и их возвращали родственникам. Но родственники должны были хранить тайну о том, откуда взялись дети: иначе они также могли стать «врагами народа».

Фото artzencrafts.com

Психолог подчеркивает: важно, чтобы приемные родители не препятствовали встречам своих детей с кровными родственниками. «Если запрещать, они все равно убегут к кровным родственникам — причем в самый неподходящий момент. Лучше самим все это возглавить, проговорить, продумать», — рассказывает специалист.

Впрочем, по словам Ирины Гарбузенко, лучше всего предварительно самим узнать, что именно кровные родные хотели бы сказать ребенку при встрече. Можно также для начала организовать встречу сразу трех сторон, особенно если ребенок еще маленький или находится в подростковом возрасте.

Если выяснится, что общение с тем или иным родственником может навредить усыновленному, придется запретить встречи — тем более, что после усыновления родственные связи с прошлой семьей юридически разрываются. При возникновении спорных ситуаций можно и нужно обращаться к юристам, и привлекать органы опеки.

«Бывает, впрочем, и так: мама у ребенка слабенькая, пьет, зато есть бабушка, которая очень любит внука, переживает. Можно общаться с ней», — добавляет Ирина.

Знакомство с кровными родственниками может быть полезно и важно не только для самих усыновленных детей, но и для приемных родителей. «У вас с ними общий ребенок: деваться некуда. Ваши внуки могут унаследовать их, к примеру, темные или рыжие волосы. Да и вообще интересно: у кого-то дедушка воевал, есть, к примеру, какие-то семейные реликвии, истории, легенды», — поясняет психолог.

Что касается опасений за неблагополучие биологических родственников усыновленных детей, то Ирина советует поразмышлять о собственной родословной. «Задумайтесь: разве можно найти человека, у которого в роду никто не пил, к примеру? Не нужно навешивать ярлыки», — утверждает психолог.

Желание ребенка познакомиться и пообщаться с кровными родителями отнюдь не означает, что он желает сменить приемную семью на биологическую. Подобные опасения приемной семьи понятны, но обычно они безосновательны, считает Ирина.

«Им хочется перетащить кровную семью в свой мир, и они злятся, что, наверное, сделать этого не получится. Но и тонуть вместе с биологическими родными им тоже не хочется. Чтобы подтвердить принадлежность к своему роду, вовсе не обязательно пить, курить и так далее. Ты другой, эти места уже заняты родственниками. Я в своей практике еще ни разу не встречала такого случая, чтобы усыновленные дети возвращались к кровным родственникам. Такое бывает разве что в кино и сериалах », — говорит Ирина Гарбузенко.

Фонд «Измени одну жизнь» проводит онлайн-консультации для действующих приемных родителей. Наши консультанты — Ирина Гарбузенко и Дина Магнат.

  • Добавить в избранное 1

2 комментария

  • Елена

    Доброго времени суток! Мне нужна помощь! Мне исполнилось 44 года, я ищу своих генетических родителей, т.к. меня удочерили. Приемной мамы уже нет 12 лет, к сожалению.((Марина, напишите мне, пожалуйста! Мне очень важен Ваш опыт, может быть, Вы сможете мне помочь?! С уважением, Елена

  • Марина Трубицкая

    Статья во многом написана на основе материалов сообщества взрослых усыновленных http://usynovlen.livejournal.com/ и книги Людмилы Петрановской «Дитя двух семей», но многие важные моменты слишком упростили.

    > По словам психолога, если мама ребенка жива, в большинстве случаев ребенку нужно организовать встречу с ней.

    Хорошо бы сначала у ребенка поинтересоваться, хочет ли этого он сам. И необходимо сказать, что не все так просто и к встрече нужно подготовка.

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.

1. Приемными родителями могут быть как супруги, так и отдельные граждане обоего пола, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития. Однако лица, не состоящие в браке между собой, хотя и являющиеся членами одной семьи, например брат и сестра или фактические супруги, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Законодательством устанавливается перечень ограничений, установленных для лиц, желающих стать приемными родителями. Он сходен с перечнем ограничений для опекунов (попечителей), усыновителей. К числу субъектов, заведомо не способных осуществлять семейное воспитание, отнесены: лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, и лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень таких заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542, является общим и применяется при медицинском освидетельствовании усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных родителей.

Непосредственно подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства из числа проживающих в данной местности лиц, выразивших такое желание, способных взять ребенка на воспитание и не подпадающих под указанные ограничения. Отбор производится из кандидатов, обладающих приемлемыми нравственными и иными личными качествами, социальной устойчивостью. Значение имеет и характер взаимоотношений между приемным родителем и ребенком, а также отношение к ребенку иных членов приемной семьи. Данные обстоятельства учитываются органами опеки и попечительства при подборе приемных родителей. О порядке подбора и подготовки приемных родителей см. комментарий к п. 3 ст. 152 СК РФ.

2. Заключенный договор между приемными родителями и органами опеки и попечительства порождает соответствующие права и обязанности сторон. Права и обязанности приемных родителей совпадают с правами и обязанностями опекуна (попечителя) (п.

2 ст. 153.1 СК РФ).

Приемные родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка, находящегося в приемной семье, на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь. Они вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, однако с учетом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства.

На приемных родителей также возлагаются обязанности по созданию необходимых условий для получения ребенком образования. Приемные родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего образования (п. 6 ст. 148.1 СК РФ). С этой целью родители-воспитатели обеспечивают посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следят за его успеваемостью, поддерживают связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья родители обеспечивают получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

Забота о здоровье ребенка, его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение ухода за ребенком и лечения, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка - и это обязанности приемных родителей.

Приемные родители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов ребенка. Необходимые полномочия приемных родителей подтверждаются удостоверением, которое выдается приемным родителям органами опеки и попечительства. Являясь законными представителями приемного ребенка, приемные родители защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Кроме того, приемные родители становятся обладателями прав и обязанностей, предусмотренных в каждом конкретном случае при заключении договора.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей приемные родители несут ответственность в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законодательством и договором.

Общественность будоражат проблемы с усыновленными в Америку русскими детьми. Да и в нашей стране хоть и выросло количество приемных детей - но и процент возврата велик. Люди берут детей из лучших побуждений - и не справляются. Почему? Кто виноват? Что необходимо понимать прежде всего, если хочешь взять в семью ребенка? Об этом «НС» беседует с Марией КАПИЛИНОЙ - психологом, которая более 20 лет занимается профессиональной помощью семьям с приемными детьми.

Сверхзадача бывает посрамлена

- Почему люди берут приемных детей в семьи? Бывают мотивы, грубо говоря, «неправильные», из-за которых через какое-то время ребенок возвращается в детский дом?

Лучше говорить - мотивы, которые помогают, и мотивы, которые могут затруднить отношения с приемным ребенком. На самом деле нет мотива, гарантирующего, что отношения будут максимально благополучными. Но очень важно понимать свои подлинные ожидания от ребенка и то, ради чего вы это делаете, что его приход в вашу жизнь значит для вас. Затем - постараться соотнести это с мнениями профессионалов и опытом «действующих» приемных родителей. Вероятно, в ходе такой «коррекции» ожидания станут более реалистичными. Ведь именно ощущение обмана, даже возмущение «несоответствием действительности желаниям», является частой причиной возвратов детей в детские дома. Человек, например, хочет «пожалеть сиротку», а сиротка окажется агрессивным, с независимым характером, не желающим, чтобы его жалели, да и «благодарности» за факт семейного устройства особо не испытывает - «я вас не просил!». Вот и готов конфликт.

Мотив «полюблю, если...». Иной раз люди, беря ребенка, уже ожидают от него определенных качеств и мечтают, каким он вырастет. Это рискованная идея. Когда для любви требуется соблюдение каких-то условий: я полюблю тебя, если ты... (похудеешь на 20 кг, переменишь характер с задумчивого на веселый и т. д.). Примените подобные условия к себе - хочется соответствовать? Или протест возникает, даже если требования в целом правильные? Ребенок, переживший отвержение (а он воспринимает потерю семьи как отвержение - ведь его родители позволили расставанию произойти, значит, он просто не ценность), невысокого мнения о своих шансах на любовь. И даже обладая потенциальными способностями, в ситуации «заслужи любовь» вряд ли чего достигнет. А приемные родители будут глубоко разочарованы.

Мотив «закрепитель». Не просто риск, а прямо беда, когда между супругами сложные отношения и они считают: возьмем ребенка - отношения между нами наладятся. Но где тонко, там и рвется. Приемный ребенок - это всегда дополнительное напряжение в семье. Кроме того, эти дети нуждаются в стабильной обстановке и надежности. А если эмоциональная атмосфера в семье неблагополучная, они не чувствуют себя в безопасности, и такую «лодку» всегда «раскачивают». Получается ровно противоположный результат! Людям сначала нужно решить свои проблемы, а потом уже брать ребенка.

Мотив «замещения ушедшего» - когда люди потеряли своего ребенка и берут в семью приемного. Они с приемными детьми находятся в похожей ситуации: и те и эти знают, что такое терять. И если взрослые со своей утратой справились: она принята ими, скорбь осталась, но есть любовь, и есть понимание смысла, - то они могут прекрасно помочь этим детям восстановиться в жизни, потому что знают, как это - умереть вместе с тем, кого ты потерял, и потом родиться заново. Но с другой стороны есть опасность, что, если люди не пережили утрату и ими втайне движет мотив вернуть ушедшего ребенка, они этого берут как бы на замену тому. И со временем обнаруживается, что этот приемный ребенок, во-первых, совершенно другой, во-вторых, он не дает людям те чувства, которые у них были с ушедшим ребенком. Того, о ком они скорбят, по-прежнему нет. Зато есть куча проблем, принесенная «новеньким». И у людей может возникнуть ярость на приемного ребенка, как будто он их в чемто обманул.

Мотив «послушание». Опасный мотив, когда люди решают: раз мы христиане, мы должны воспитать приемного ребенка, даже если нам не очень хочется. Когда такие вещи делаются из «внешнего» долга, из каких-то высоких соображений - они всегда плохо кончаются. Другой человек не может быть средством для достижения целей и воплощения идей. А цель в данном случае - не ребенку помочь, а героем стать, подвижником.

Аналогичный мотив - быть «родителями на пятерку» . В таком случае самоуважение родителя напрямую зависит от успехов ребенка. А он в своем развитии с какими-то вещами справляется, а в чем-то терпит фиаско. Он споткнулся - надо помочь подняться. А если мы его спотыкание воспринимаем как угрозу своему статусу, если из-за него мы «плохие», то мы на него злимся за его проблемы. Естественно, отношения портятся. Конечно, рефлексирующим интеллигентам сложно. Они часто склонны ставить себе сверхзадачи, в том числе и с приемными детьми. Сверхзадачи бывают посрамлены. Правда, здоровые внутренне интеллигенты по ходу дела справляются и говорят: ну и ладно, ребенку хорошо, делом занят, с людьми почеловечески общается - и хватит этого, и слава Богу.

- Должны ли у приемного родителя быть какие-то «особые качества», особый опыт?

В первую очередь очень важно, чтобы у родителей был реалистичный взгляд на то, что такое приемный ребенок. Необходимо заранее читать литературу по проблемам приемных детей, общаться вживую или на форумах с уже состоявшимися приемными родителями. Существуют тренинги и школы приемных родителей - они дают некие навыки и определенное испытание себя.

Опыт воспитания собственных детей - это хорошо, но с приемным ребенком своя специфика, и стать прекрасными приемными родителями могут люди, не имеющие собственных детей. Скорее важны личностные качества, такие как терпение и терпимость к отличиям. Когда люди не пугаются и не становятся агрессивными, если ребенок делает что-то не совсем понятное для них, не совместимое с их укладом. Вторая важная вещь - у людей должно быть много энергии. Дети, у которых есть дефицит родительской любви, проблемы в развитии, пережитые стрессы, требуют очень много сил. И иной раз эту свою потребность в поддержке они выражают не самым приятным образом. Очень важно, чтобы у людей элементарно хватало физических и психических сил. Потому что, если нагрузка, которую привносит ребенок, людей истощает, раздражает, провоцирует гнев - это проблема взрослых, а не ребенка.

И еще одно важное качество - люди должны быть устойчивы к проявлениям агрессии. Если по опыту общения они знают за собой, что проявление агрессии или цинизма выбивает их из равновесия, может стать причиной, чтобы прервать общение с другим человеком, если важным условием для общения является понятность другого - в этом случае с приемным ребенком может оказаться невозможно жить. Ведь приемные дети чаще всего оказываются из другой среды, чем люди, которые хотят взять их в семьи. И, как у всех травмированных детей, у них много боли и агрессии. Родителям это надо учитывать.

И еще, людям, склонным впадать в самокопание, зацикленным на своих сложных многообразных чувствах, с приемным ребенком будет трудно. Он их «заклинит» до ступора... Но бывает и наоборот, некоторые выправляются: по сравнению с приемным ребенком все надуманные проблемы рассеиваются. Жизнь все ставит на свои места, люди учатся думать по-другому и становятся гораздо проще: чувства укрепляются, разум проясняется. И они говорят потом: благодаря приемному ребенку мы избавились от многих собственных проблем.

Жизнь после смерти

- О чем потенциальному приемному родителю лучше знать заранее? Есть какие-то «особые свойства» приемных детей?

Специфического поведения приемных детей нет. Есть специфические источники проблем, но проявляются они у всех по-разному.

Эти дети пережили атомную катастрофу. Жизнь после утраты семьи - это жизнь после смерти. Просто дети не переживают это так на сознательном уровне, но внутри у них все вдрызг разбито. И мы должны понимать, что будем собирать это по кускам. И не все части присутствуют. И никогда склеенное не будет таким, каким оно было бы целым, и это трудно. Степень трудности может быть разная.

Как ни странно, жизнь с приемным ребенком ближе к браку, чем к родительству. Как и в браке, с приемными детьми очень часто мы спотыкаемся о свои несовершенства. Дети бьют по самым слабым местам. Почему? Потому что они нуждаются в надежности. И проверяют нас на прочность. Не со зла и не из холодного экспериментаторства - для них это жизненная необходимость: если мы справляемся с ними, значит, мы сможем их и защитить от всего плохого. И очень часто этот ребенок может как раз нам помочь выйти на какие-то наши несовершенства, переживания, страхи. И если мы их разрешим, то и с ребенком останемся, и свои внутренние нестроения управим. Так что с этой точки зрения ребенок может даже и помочь.

Но нельзя забывать, что мы принимаем в свое сердце другого человека с его собственной судьбой, историей, этот путь очень тернистый и болезненный, нам приходится оплачивать чужие счета, врачевать боли, принимать гнев этого ребенка, хотя мы перед ним ни в чем не виноваты, просто в его прошлой жизни была катастрофа. Логика раненой души чужда логике интеллектуальной.

Например, приемным детям очень трудно просить прощения, и они не хотят ни за что чувствовать себя виноватыми. Почему? Потому что способность признать свою неправоту восходит к очень глубоким вещам, а именно - к любви. К пониманию того, что ты теряешь любовь, когда ты виноват перед кем-то. И что попросить прощения - путь эту любовь восстановить. Что любовь больше и дороже, чем страх, что тебя не простят или накажут. Но больше и дороже, когда она есть. А когда у ребенка поругано это все или не было никогда, для него признать свою вину - значит просто признать право другого тебя наказать, а восстанавливать нечего. И прежде чем он научится принимать и отдавать любовь, он должен выплеснуть то, что у него есть, «место освободить» в душе; потом нужно, чтобы он узнал, что бывают другие отношения, в которых есть чувства; дальше - чтобы понял, что это такое - прощение, мир; ну и если к тому времени мы все останемся в живых - то, может быть, тогда мы узнаем, что наш ребенок тоже умеет любить и просить прощения.

Так же, например, с воцерковлением приемного ребенка - важно понимать, что дети про любовь к Богу узнают из любви родительской. У приемных детей образ Божий замутненный, искаженный, и мы не знаем, как именно. Воцерковление должно следовать за отношениями, не в ущерб им. Дети доверяют не словам.

Так же и с благодарностью. Приемные родители в глубине души ожидают ее от ребенка. И обычно предполагается, что благодарность с его стороны будет выражаться в том, что он просто будет послушным. А у детей любовь и послушание - часто разные вещи. И потом, мы ведь любим своих родителей не за сам факт, что появились благодаря им на свет. Так же и для приемного ребенка факт, что его взяли в семью, сам по себе еще не является основанием для благодарности. Благодарность вырастает, когда в сердце ребенка начнет просыпаться опыт нормальных человеческих чувств и отношений. Прежде чем это случится, много чего с ним должно в семье произойти. И люди бывают обескуражены, что ребенка взяли, а он живет, как будто так и надо. Еще и может сказать: «А я не просил, чтоб вы меня брали. И вообще хочу обратно в детдом».

- И как же реагировать родителям, если ребенок так говорит?

У родителей должна быть изначально уверенность, что ребенку в любом случае лучше в их семье, чем без семьи и дома. Если ее нет, тогда и начинают возникать всякие проблемы. Должно быть четкое понимание, что мы это делаем не для одобрения ребенка, не для его благодарности, мы это делаем, потому что это наша ответственность взрослых людей перед Богом, перед собой. Так надо, потому что есть какие-то правильные вещи, которые должны быть: у ребенка должен быть дом, кто-то должен о нем заботиться, в жизни должно быть место добру и справедливости. И когда ребенок нам говорит: «А я не хочу, чтоб это было», мы говорим: «Знаешь, а я хочу. Я так делаю, потому что я чувствую сердцем, что так правильно, и я не сомневаюсь. Вырастешь - разберешься». Должна быть уверенность, которая не зависит от того, что тебе ребенок сказал сегодня за завтраком.

На самом деле даже подросток так говорит не потому, что действительно считает, что эта семья ему не нужна. Дети так могут говорить, потому что проверяют границы. И еще потому, что в какой-то момент у них начинается переоценка ценностей.

Когда ребенка берут в семью - это акт воли родителей. Ведь ребенок не знает всех последствий. У него есть какая-то идеальная картинка и робкие надежды. И когда начинаются трудности и ребенок говорит, «я с вами не хочу жить», - родителям нужно понимать, что за таким поведением чаще всего стоят попытки пробиться к подлинной близости. Так ребенок приходит к подлинному принятию этих людей как родителей: через все свои несогласия, сопротивление, упрямство, неумение любить - через все это он хочет на самом деле поверить в то, что это его семья. Дети хотят, чтобы их удержали.

Крайне мало детей, которым действительно не нужна семья - у них все отрубилоотрезало, и крайне редко бывает, что вот именно эти люди не могут воспитывать этого ребенка. Какая-то совсем кризисная ситуация должна быть рассмотрена специалистами, и выводы должны основываться отнюдь не на эмоциях.

Ну а если ребенок недавно попал в семью и просится обратно, это чаще всего связано с тем, что он просто элементарно начинает скучать по тем людям, которых оставил, или ему сложно привыкнуть к новой обстановке. И тут очень важно ребенку сказать: ты знаешь, теперь твой дом здесь, а твоих друзей, воспитателей мы съездим навестить попозже.

Вообще, при возникновении любых сложных ситуаций родителям не стоит опускать руки. Ошибок, конечно, не избежать, но в большинстве случаев они не смертельны. Приемный родитель - это не человек со знаком качества, это обычный человек, который просто старается изо всех сил. Бывают ситуации, когда действительно очень трудно с этими детьми, и нет ничего зазорного, чтобы обратиться за помощью к специалистам.

Нет признаков, по которым можно сказать: ну, все понятно, вот такой ребенок, я буду делать то-то и то-то - и все будет отлично. Единственный выход - как можно больше знать про приемных детей, тренировать волю, терпение и воспитательские навыки, не сдаваться и относиться к этому, как к делу, которое я хочу сделать максимально хорошо. А там - как Бог даст.

Беседовала Марина НЕФЕДОВА

В термине «приёмная семья» главное слово именно последнее – и не случайно. Именно ради того, чтобы ребенок, оказавшийся по тем или иным причинам без попечения родителей, обрел семью, и создавался этот механизм. С психологической точки зрения, семья – важнейший институт социализации личности ребенка (да и взрослого человека тоже). Процесс социализации в семье происходит путем усвоения образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей.

Семья – самый распространенный тип так называемой малой группы – а для малых групп психологи выделяют целый ряд специфических признаков. Это, как отмечает Светлана Иванова, заведующая кафедрой психологии развития и образования Псковского государственного университета, общие цели и общая общая для всех членов группы деятельность; личный контакт между членами группы; определенный эмоциональный климат внутри группы; особые групповые нормы и ценности; физический и моральный образец члена группы; ролевая иерархия между членами группы; относительная независимость (автономность) этой группы от других; сплоченность группы; социально-психологический контроль поведения членов группы; особые формы и способы управления групповой деятельнотью со стороны членов группы. Кроме того, для малых групп хараеткрны конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу. Семья, отмечает исследователь, относится к разряду первичных групп и предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела.

Такие тесные взаимосвязи между членами группы, как в семье, обусловливают огромное влияние семьи на развитие ребенка. В семье получают первичные знания об окружающем мире и культуре, в семье учатся отношениям с людьми, усваивают представления о добре и зле, о порядочности; семья создает для ребенка первые модели социального поведения. Именно поэтому настолько важны факторы готовности семьи к тому, чтобы стать приемными родителями для ребенка, оставшегося без кровной семьи – а эта категория детей чаще всего оказывается достаточно сложными в педагогическом отношении.

Факторы готовности

Психологи, работающие с детьми и их семейным устройством, выделяют несколько факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Это, по С. Ивановой, «образ мыслей семьи», отражающий всю систему ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи, ориентированных на реальные возможности её жизнеобеспечения, а также сформированную со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентаций семьи к реалиям внешней жизни; «образ общения в семье», характеризующий межличностную коммуникативность, имеющую особую значимость в силу личностно-интимного характера общения; неформальность отношений между членами семьи; развитие таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия, а также особая значимость отношений с родителями; отношение социальной среды к семье; традиции нации, народности, места проживания семьи - членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка различных наций и народностей; традиции семьи (семейные нормы и правила поведения), выступающие одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств; интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в котором учится ребенок - от данного фактора во многом зависит успех воспитания, который всегда оценивается с помощью сравнения.

При этом перечисленными факторами дело не ограничивается. Успех воспитания в семье определяется еще и частыми факторами: это представления родителей об эталоне воспитанной личности, от которых зависит последующий ход воспитания; расположенность к полу ребёнка в семье; педагогическая культура общения родителей, отражающая систему знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях, а также знания о психологических последствиях для другого человека той или иной формы поведения; мотивы появления ребёнка. Важны также преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

Больше всего благополучию ребёнка, по результатам исследований, способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет развитие ребенка.

Еще более четко психологи очерчивают “портрет” неблагополучной семьи: она характеризуется психологическим пренебрежением, а следовательно — последовательной неспособностью кровного или приемного родителя обеспечить ребёнку заботу, внимание, поддержку, привязанность, принятие и понимание. Эти факторы, по опыту работы психологов и специалистов опеки, приводят к психическим деформациям ребенка, снижению его самооценки и веры в себя, к утрате чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, а в конце концов — к разрушению здоровья и развития ребёнка.

Таким образом, отбор замещающих родителей становится чрезвычайно важной операцией, от которой в первую очередь зависит главное – процент детей, успешно закрепляющихся в приемных семьях, и их успешная адаптация в новом доме. По С. Ивановой, учитывать в этом отборе приходится не только возраст, пол будущих приемных родителей, их социальную принадлежность, жилищные условия, наличие собственных детей и их возраст, профессию и место работы, религиозные убеждения, доход, состояние здоровья, занятия в свободное время и т. д. Куда важнее психологические особенности: мотивы, по которым люди собираются взять в семью детей, отношение к кровным родителям приемных детей, стиль воспитания собственных детей.

Практика семейного устройства детей показывает, что существуют пять основных групп замещающих родителей-воспитателей по мотивации: родители-воспитатели с четко выраженным материнским отношением к детям (это часто одинокие люди, не имеющие соб- ственных детей); профессиональные педагоги, которые из чувства сострадания взяли на себя ответственность за воспитание осиротевших детей; молодые, романтически настроенные люди, для которых воспитание детей - это возможность реализовать свои способности, а также принести пользу другим людям; наконец, родители, ищущие материальных благ и бонусов от участия в благотворительности.

Не только мотивация

Психологическая готовность стать приемными родителями может быть разложена на несколько составляющих, отмечают Вероника Ослон, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ, и ее ученица Юлия Евстратова. В первую очередь, психологическая готовность предполагает ситуативную (временную) и общую (заблаговременную, длительную) готовность.

Ситуативная готовность – готовность творчески использовать ранее приобретенные знания, умения, установки и навыки в текущей обстановке в данный момент времени. Это динамическое целостное состояние личности, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия и внутренняя настроенность на определенное поведение. Общая же готовность предполагает предшествующую специализированную подготовку и пополнение арсенала знаний, умений и навыков.

Что касается психологической готовности к взаимодействию с ребенком, то опытный психолог и исследователь Ольга Антонович выделяет несколько компонентов такой готовности. Мотивационный компонент (зачем семье нужен именно этот ребенок). Эмоциональный компонент (комфортно или дискомфортно воспринимается родительство; фон настроения, как результат – эмоциональное и оценочное отношение родителей к ребенку). Когнитивный компонент – система знаний взрослого о собственных особенностях характера, способах взаимодействия с ребенком на разных стадиях его развития и стилях воспитания. Поведенческий компонент — положительное эмоциональное отношение родителей к ребенку, проявляющееся в восприятии состояния ребенка, в конструктивном реагировании на проявления ребенка, создании позитивных детско-родительские отношений.

По В. Ослон, одно из ключевых условий готовности приемной семьи – реалистичные ожидания и требования членов базисной семьи и приемного ребенка (детей) друг к другу. Будущие родители и дети, как правило, имеют представления об «идеальном родителе» и «идеальном ребенке», отмечает исследователь – и бывают в результате разочарованы столкновением с реальностью. Таким образом, нужно формировать более осознанную готовность к приему – а для этого можно обучать замещающих родителей умению наблюдать за поведением ребенка, думать о нем как о реальном человеке с его возможностями и потребностями.

Еще одно важное качество, напрямую влияющее на успех приемной семьи – это поддержание баланса между автономией и зависимостью ее членов. Именно в силу нарушения этого баланса возникают деструктивные стили воспитания. В частности, по результатам исследования Вероники Ослон, для замещающих семей чаще свойственна склонность к гиперопеке, нежели к гипоопеке. Если присутствует страх не справиться с ребенком и — как следствие – сверхконтроль за поведением ребенка, это также признак недостаточной готовности.
В конечном итоге, степень готовности семьи стать приемной для сложного ребенка, оставшегося без попечения родителей (а “простых” детей в таких ситуация, еще раз скажем, не бывает) приходится определять не заочно, а индивидуальным исследованием, полноценной диагностики. И это – наряду с обучением необходимым методикам, теориям, навыкам – одна из задач школ приемных родителей, функционирующих в России.

Настоящее образование

Замещающая, она же приемная, она же фостерная семья – это семья, для которой воспитание детей – настоящая работа. Это профессиональные родители, подход к которым определяется именно профессиональными критериями. Так обстоит дело с точки зрения и юриста, и педагога-психолога.

Объем работы, требующей профессиональных знаний, велик, отмечает Зоя Лаврентьева, профессор кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного университета. Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо, прежде всего, помочь справиться с психологическими проблемами, возникшими у них в связи с утратой собственной семьи; найти способы коррекции эмоциональных и поведенческих стереотипов, выработанных в неблагоприятных обстоятельствах; создать оптимальные условия для развития, обучения и воспитания в новой для них ситуации жизнедеятельности; обеспечить наиболее адекватную адаптацию и социализацию.

По данным на начало 2010-х годов, процент возврата детей из приемных семей – то есть катастрофических срывов формата “мы не справились”, которые отзываются в детях и несостоявшихся родителях настоящими трагедиями – около 2%. Это значит, что в десятках случаев ежегодно готовность родителей принять в семью ребенка оказывается недостаточной. Понимая ограниченный потенциал краткосрочных курсов приемных родителей, в НГУ несколько лет назад организовали полноценное заочное высшее образование приемных родителей. Была создана специальная учебная группа, где обучаются только те студенты, которые уже имеют статус приемного родителя. Она не только заочная, но и с графиком обучения, подогнанным под школьные каникулы.

“На первых же занятиях с группой приемных родителей стало ясно, что необходимо находить не только организационные, но и нестандартные способы их профессионального обучения, - пишет Зоя Лаврентьева. - Им явно было недостаточно только знания, они готовы были преломлять всякое научное сведение через собственную практику”.

В качестве основного метода исследования было выбрано включенное наблюдение, где этапы исследования определяются временем изучения основных образовательных предметов. Авторы курса предусмотрели также диагностику и выявление динамики развития приемного ребенка, позволяющая приемным родителям определять качество своей работы. Правда, поскольку некоторые исследовательские методики рассказывают о быте и жизни семьи слишком много, оговорено право «отсрочки» от публичной рефлексии некоторых исследовательских данных.

Обучение организовано максимально разнообразно, в том числе создаются временные группы для исследовательских заданий на базе учреждений дополнительного образования и общественных организаций. А чтобы не создавалось ощущение постоянной зависимости от подсказок со стороны, в исследовательскую программу вводится изучение личностного роста самих приемных родителей. Необходимо активно внедрять тренинги эмоционального и профессионального выгорания, тренинги развития творческих способностей и т.д., отмечает Зоя Лаврентьева. Такой серьезный подход к обучению приемных родителей - а его возможно распространить и на тех, кто только собирается ими стать - способен значительно поднять уровень приемных родителей и сделать их действительно профессионалами в воспитании детей. Что, в свою очередь, сведет к минимуму риск возвратов и благотворно повлияет на имидж приемных семей, который в последнее время оставляет желать лучшего.